Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Святые места Израиля: обзор-путешествие. Путешествие к трем морям

Святые места Израиля привлекают мой логотип туристов в первую очередь Святыми не только для христиан, но и для мусульман, для иудеев. Поэтому, находясь в Израиле, легко выбрать подходящий тематический тур. Также здесь на месте всегда можно найти туристическую фирму, которая предложит вам русскоязычного гида. Такую поездку предложили и мне: экскурсия по святым местам в Иерусалим с отдельным посещением Вифлеема.

Хочу сказать, что достопримечательностей и в Иерусалиме,и в Вифлиеме огромное количество, но я пишу только о том, что видела сама.

Автобус для туристов – очень комфортабельный, с обязательным кондиционером, поэтому палящее солнце туристам, пока они в автобусе, не страшно. Обязательны остановки в пути для отдыха, хотя по времени поездки по Израилю не такие продолжительные. По пути экскурсовод рассказывает много интересного про страну и встречаемые объекты; так, я узнала, что представляют собой израильские кибуцы: поселения, население которых сообща кибуцы1 занимается сельским хозяйством, (их еще сравнивают с колхозами по принципу устройства и владения, только они добровольные) Очень привлекательные, утопающие в зелени дома (по крайней мере, нам по пути встретились именно такие), небольшие, по сравнению с нашими угодьями, участки земли. Практически круглогодично они заняты какими-либо сельскохозяйственными культурами. Безусловно, земледелие в пустыне – непростое дело, и его развитию уделяется большое внимание.

Но перейдем к святому городу. Осмотр Иерусалима начинается с обзорной площадки (в том случае, если вы путешествуете с экскурсией). Открывающийся с нее вид просто впечатляет. Город поражает своей архитектурой. Старый Иерусалим сохранил в себе историю войн, побед, мирных лет, его улочки кажутся пришельцами из прошлого. Современный город – это высотные здания, парки, скверы. Надо сказать, сюда приезжают на работу практически со всего Израиля. Скоростные автострады позволяют добираться без особых потерь времени, хотя проблемы с пробками актуальны и здесь. К сожалению, я не смогла увидеть многого, т.к. экскурсия предусматривала посещение Вифлеема,и времени для знакомства с Иерусалимом было оставлено не так много.

Вифлеем

Вифлеем знают, как место рождения Иисуса и это территория Палестины. Вообще, туристам трудно определить, где чье. Справа – Израиль, слева – Палестина. Пограничные посты чисто символические и проблем с их пересечением не было. С другой стороны, турфирма не берет в поездку в Вифлеем людей без российского загранпаспорта или паспорта другой страны, кроме Израиля. Так что имейте ввиду и захватите паспорт, если собрались в Вифлием. Из нашей группы туда поехали только два человека. Предварительно было заказано такси, и от Иерусалима в Вифлеем мы отправились на нем. Здесь, надо сказать, с одним русским языком трудновато, если учесть, что водитель нас не понимал, точно так же, как мы его. Но все обошлось хорошо, и мы благополучно добрались до места. Да, еще, ехали мы по пустыне,и я впервые увидела песчаные просторы, только изредка встречались поселения, даже трудно сказать, что поселения, так несколько построек посреди пустыни.

Базилика Рождества Христова

Русскоязычный гид в Вифлееме нас встретил доброжелательно и провел экскурсию очень интересно. Основная достопримечательность города, собственно ради которой большинство туристов и едут туда – Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос Над пещерой построена Базилика Рождества Христова, которая находится на площади Яслей и снаружи больше похожа на небольшую крепость чем на храм.

Базилику окружают:

С юго-востока –православный греческий монастырь;

С севера – французский монастырь с церковью Святой Елены,главный католический храм города;

С Юго-запада армянский монастырь.

Несмотря на массу туристов, посещение пещеры впечатляет какой-то особой атмосферой,я бы сказала, волнует душу. Полумрак, горящие свечи, звезда Вифлиема кажутся нереальными, как будто находишься не в современном мире. Конечно, хотелось бы побыть там в тишине, спокойно, но сейчас вряд ли это возможно. Туризм прочно занял позиции, все происходит быстро, без расслаблений. Поэтому,показав саму пещеру, мозаичный пол (ему уделяют особое внимание, т.к. он сохранился почти в первозданном виде), по ходу рассказав об истории строительства,гид закончил свою экскурсию.

Еще раз хочется сказать, как удивительно гармонично вписывается все вокруг. На площади напротив христианского храма великолепная Вифлеем мечеть, а внутри храма выделены и костел для католиков, и место службы для православных. И великолепный вид открывается с площади: виден весь город, пустыня, и пространство кажется принадлежащим одинаково всем, но как сказал гид, указав рукой в это пространство:” Это мы, а это Израиль”. Вифлеем

Храм Гроба Господня

Возвращались мы обратно на этом же такси и приехав в Иерусалим, побывали с группой еще в нескольких местах: Храм Гроба Господня, Стена плача,Голгофа. Храм безусловно впечатляет. Но снова хочется сказать о массе туристов: чтобы попасть туда мы простояли не менее двух часов. Храм действующий, пока не прошла Иерусалим служба пришлось ждать. Конечно, в этом есть свои положительные моменты: увидели как проводят службу поочередно католики, православные, только жара и духота отвлекают от главного. Поэтому, если выбирать время посещения Израиля, лучше сделать это или осенью или ранней весной. Не буду описывать историю храма, просто это все стоит посмотреть.

Стена плача

Стена плача находится недалеко от храма, идти к ней приходится через сплошной торговый ряд: купить можно все и сувениры, и одежду, и посуду. Вы наверное знаете,что суббота-святой для евреев день, так вот у Стены плача, мы были в шабат, даже писать было нельзя (хотя многие стремятся оставить в стене свои записки), фотографировать тоже нельзя, так что остались только зрительные впечатления. Первоначально стена представляла из себя опорную стену, предназначенную для поддержания насыпи вокруг Храмовой горы. Сооружена она была без закрепляющего раствора из гладко обтесанных камней, которые укладывались рядами,и каждый последующий ряд несколько углублялся от нижележащего. Этим достигалась прочность стены. Название связано с историей еврейского народа, с верой и надеждой многих поколений евреев на лучшую жизнь. Это самое святое для евреев место, где они могут помолиться о возрождении народа Израиля. О значении Стены говорит следующее изречение:” Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача.” Более точно нельзя сказать о Стене Плача. Стеной Плача и закончилась моя экскурсии. Уставшая, но довольная, с массой впечатлений я вернулась домой.

Я постаралась рассказать о самых основных моментах этой поездки. Путешествуем вместе,делимся впечатлениями и жизнь становится еще интереснее.

Учёные всего мира сходятся во мнении, что столица Израиля – один из древнейших городов на планете, уже в четвёртом тысячелетии до н.э. на месте Иерусалима находились поселения людей. С тех пор город рос и развивался, переживал времена упадка и расцвета, видел десятки культур и цивилизаций, которые проносились вихрями по его улицам, оставляя более или менее заметные следы на его обличии. Сейчас Иерусалим - священное место для людей, исповедующих три разные религии, иудеев, христиан и мусульман. Город богат ценнейшим историческим и культурным наследием, представляя собой единую святыню для миллионов верующих.

Сложное сплетение религий

Первый Храм появился в городе во времена правления Соломона, с тех пор Иерусалим стал культурным и духовным центром еврейского народа. И хотя Храм был разрушен, город воплощал собой единство всех евреев.

Иерусалим невероятно важен в христианстве. Здесь Иисус Христос жил, проповедовал, обращался к Отцу в Гефсиманском саду, здесь он был предан и распят на горе Голгофа. Теперь на этом месте стоит Храм Гроба Господня, а дорога к нему, Виа Долороза, по которой вели Христа на казнь, чтится всеми христианами-паломниками.
Во времена Византийской империи в Иерусалиме по пути Виа Долороза были построены храмы, часовни и монастыри, получившие название Святых садов.

Для мусульман святость Иерусалима настолько высока, что лишь Мекка и Медина превосходят этот город по духовной значимости. Столица хранит на своих улицах десятки мечетей, две из которых, Куббат Ас-Сахра и Аль-Акса, имеют особое значение в исламе.

Столица Израиля пережила множество решающих исторических событий, менялась и преображалась, превратившись в яркий, богатый контрастами город. Здесь друг возле друга стоят древние архитектурные сооружения и современные высотки, по улицам ходят люди в рясах, восточных рубахах, деловых костюмах и современных футболках и джинсах. Иерусалим объединил под своей крышей разные культуры, истории, вероисповедания и традиции.

Хар а-Мория или Храмовая гора

У еврейского народа в Иерусалиме, в его Старом городе, находится одна из главных святынь, Храмовая гора. Во всём мире верующие обращаются лицом в сторону этой горы с молитвами о том, чтобы на ней был построен Третий Храм, который сплотит вокруг себя всё человечество. Согласно пророчеству, на склонах горы Хар а-Мория свершится Страшный суд в Судный день.

Храмовая гора объединяет евреев и христиан, религии которых произошли от единого источника, в священном для них Ветхом Завете гора не раз упоминалась как место, на котором был построен Первый Храм. Исторические события сотен лет привели к тому, что сейчас вокруг горы стоят высокие стены, а площадь, возвышающаяся над Старым городом, стала местом возведения мусульманских святынь.

Стена Плача или А-Котель

Эта величайшая для иудеев святыня – уцелевшая часть древней стены Второго Храма, полностью разрушенного римлянами в семидесятом году до нашей эры. С тех пор верующие приходят к ней с молитвами и просьбами, проводя у её основания по нескольку часов. И в наши дни евреи оплакивают разрушение Храма, просят Всевышнего вернуть единство и мир израильскому народу.

Голгофа или Лобное место

На небольшом холме, который впоследствии получил название Голгофа, был распят Иисус Христос. Величайшая святыня для всех христиан сейчас расположена в Храме Гроба Господня, но во времена жизни Христа это место находилось за пределами Иерусалима. Название Голгофа этот холм получил из-за черепов, которые находились на нём с целью устрашения народа. Если верить древнему преданию, под этим холмом был похоронен Адам, праотец всех людей на Земле.

Храм Гроба Господня

Этот храм ещё называется Иерусалимский храм Воскресения Христова, поскольку именно здесь после распятия и погребения, произошло чудо, и Сын Божий воскрес. Это в наше время храм представляет собой красивое архитектурное сооружение, с достаточно сложным комплексом переходов и залов, заключающий в своих стенах и Гроб Господень, и Голгофу, и несколько храмов. В начале первого века нашей эры это место было пустынно, вдалеке от городских стен и его жителей, возле холма, где совершались казни, была пещера, там и похоронили Христа его последователи.

Сейчас в Храме Гроба Господня правят службы шесть религиозных конфессий, католическая, греко-православная, армянская, сирийская, эфиопская и коптская. У каждой конфессии есть своя территория в храме и определённые часы для молитв.

Гефсиманский сад

На склоне Елеонской или Масличной горы есть несколько тысячелетних олив, огромных и раскидистых деревьев, которые во времена Христа росли в небольшом саду, носившем имя Гефсиманского.
В этом саду 2 тысячи лет назад произошли события, о которых известно и в наше время: именно здесь Иисус произносил свои молитвы в ночь перед арестом. Тысячи туристов ежегодно посещают это место с одной целью, постоять у олив, которые могли быть свидетелями тех событий.

Город, где родился Иисус

«Дом хлеба», так в переводе с иврита звучит Вифлеем. Город считается одним из древнейших на планете, период его возникновения относят к 16-17 веку до н.э. Основанный на земле Хаанейской, древний Вифлеем не раз упоминается в Священном Писании как «Дом Давида», ведь именно здесь родился Давид, здесь он стал помазанником на царство. В окрестностях города происходят события, получившие отражение в книге Руфь. Но Вифлеем известен каждому иудею и христианину как место, где появился на свет Иисус Христос, и откуда из-за приказа царя Ирода об уничтожении всех новорождённых мальчиков и по злой воле рока пришлось убегать его родителям.

Паломники, совершающие религиозные туры по Израилю, прибываю в Вифлеем, чтобы попасть в храм Рождества Христова, воздвигнутого над тем место, где родился Христос. Храму насчитывается более 16 веков, всё это время верующие приходят в храм, прикасаются к звезде, установленной в месте рождения дитя, посещают высеченные в скалах пещеры Иосифа, Иеронима и пещеру убитых Иродом младенцев.

В городе и в наше время ощущается бег истории, особая атмосфера, которую хранят древние строения, улицы и даже камни на мостовых.

Капернаум

В переводе с иврита Капернаум обозначает «деревня Наума», в древних книгах о городе пишут, как о небольшом городке рыбаков, земледельцев и торговцев, расположенном на берегу Галилейского моря (озеро Кинерет). Этот город играет особую роль в истории развития христианства. Во времена процветания Римской империи сотник римского военного гарнизона принял иудейство и построил в городе синагогу, где спустя время проповедовал Христос и, если верить преданию, исцелил тёщу апостола Петра и сотворил ещё много чудес.
После изгнания Иисуса Христа из Назарета он с матерью переселился в Капернаум. Но обстоятельства сложились так, что и из этого города его изгоняют. Спустя семь веков пророчества Иисуса о падении города сбылись: Капернаум заносит песок, только некоторые части видны из-под ила и дюн. Через много столетий у городских руин был построен монастырь и найдена та самая древняя синагога.

Назарет

В Назарете Иисус провёл всё детство и юность, здесь же к Марии приходил Ангел и сообщил ей Благую Весть. В городе Благовещения в 1969 году на пожертвования католических общин со всего мира был построен самый большой на Ближнем Востоке храм, восхищающий изысканным внутренним убранством, мозаиками и барельефами из керамики.

Согласно древнему преданию на месте храма стоял дом Иосифа, в котором жила Мария, и где к ней явился Архангел Гавриил. Немного в стороне есть Фонтан Девы, у которого Мария впервые увидела Ангела. Фонтан находился на месте построенной церкви Архангела Гавриила, интерьер которой украшен изящными фресками.

Совсем недавно в Назарете произошли значительные архитектурные изменения, на стенах домов в центре города установили подсветку – факелы, были построены пешеходные дорожки, с которых можно любоваться панорамами окрестностей, весь центр Назарета стал пешеходной зоной.

В настоящее время в городе насчитывается более 25 церквей и монастырей разных христианских конфессий. В нескольких километрах от города находится Кфар-Кан, то само место, где Иисус совершил первое чудо во время свадебной церемонии, превратив обычную воду в вино. С тех пор в Кфар-Кан приезжают пары для проведения свадебных церемоний.

Табха

На иврите название города звучит как Эйн-Шева, на латыни - Гептапегон, на арабском – ат-Табхия. Если перевести все названия, каждое из них будет означать «семь источников». Имя города подтверждает его уникальное расположение: в округе города бьют 70 родников. На месте города произошло несколько важных событий, о которых написано в Евангелии: умножение хлебов и рыб, наполнение рыбацких сетей, успокоение штормящего моря.
Когда-то на месте Церкви Приумножения Хлебов стояла византийская церковь. По преданию, на месте церкви сидел Иисус во время свершения одного из своих чудес. Современная церковь построена в виде базилики, украшенной великолепными мозаиками. По преданию, под главным алтарём находится камень, на который Христос положил пять хлебов и две рыбы.

Цфат

Цфат или Сафед расположен на севере страны, в нескольких десятках километров от Хайфы. Город по меркам Израиля можно назвать высокогорным, она находится на высоте 850 метров над уровнем моря.

Цфат причисляют к четвёрке наиболее важных для иудеев городов, за столетия существования которого произошло много значимых событий. Во времена Римской и Византийской империй Цфат был центром образования, в средние века город превратился в крупный по тем временам мегаполис, в который прибывали изгнанные из Испании евреи. Именно в этом городе была построена первая типография на Ближнем Востоке, произошло это в 16 веке. К тому времени город превратился в центр каббалы для верующих всего мира.

Город может поведать много тайного и увлекательного, его древние крепости, синагоги берегу много секретов. И сейчас атмосфера города привлекает творческих людей, скульпторов, актёров, писателей, а в квартале художников каждый городской дом представляет собой оригинальное архитектурное произведение. В Цфате каждый год проходят выставки, показы, работают художественные галереи и театры.

Святая Земля – это творение Бога и человеческой памяти. Это единство священных событий, которые Бог совершил здесь ради спасения людей, и благодарной человеческой памяти об этих великих событиях. Память эта воплотилась во множестве русских монастырей и храмов в евангельской Палестине, потому что на протяжении более чем полутора столетий христианское чувство русского сердца находило свое воплощение в созидании здесь церковного и культурно-исторического богатства Руси.

Во главе удивительного исторического явления, получившего название русской Палестины, с 1847 года стоит Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Её попечением Русская Православная Церковь приобрела для своих паломников со всего огромного пространства исторической Руси целый ряд святых мест первой величины, на которых разворачивались события Священной истории.

Сегодня это уникальное достояние Русской Церкви включает в себя Троицкий собор и храм в честь св. царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме; Горненский женский монастырь на месте встречи Пресвятой Богородицы и св. праведной Елизаветы и родине св. Иоанна Предтечи; женский монастырь у места Вознесения Господня на горе Елеон; монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании, хранящий мощи свв. прпмчч. великой княгини Елисаветы и ее келейницы инокини Варвары; подворье святых Праотцев в Хевроне с Дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников; подворье с храмом в честь св. апостола Петра в Яффе и гробницей воскрешенной им св. праведной Тавифы; подворье св. Марии Магдалины на ее родине на берегу Галилейского озера; храм св. пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне близ дерева Закхея и неподалеку от Сорокадневной горы, крупный паломнический центр с гостиницей на месте Крещения Господня на территории сегодняшней Иордании, получивший название «Странноприимного дома», и многие-многие другие земельные участки.

Знаменательно, что русское присутствие в Святой Земле сложилось во многом благодаря пожертвованиям простых верующих со всех уголков исторической Руси. Сбор средств на нужды русской Палестины проводился круглый год, но главным был массовый всероссийский сбор, установленный в 1886 году, проводившийся в Вербное воскресенье и потому получивший название «Вербного». В преддверии праздника Входа Господня в Иерусалим во все епархии Русской Православной церкви направлялось воззвание, начинавшееся словами из псалма: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (Пс. 136,5). Это воззвание обязательно публиковали и местные «Епархиальные ведомости». Из епархий документ направляли в благочиния, а оттуда рассылали по всем храмам. За неделю до «Вербного сбора» его вывешивали в храмах, и духовенство знакомило паству с целями этого мероприятия, призванного содействовать развитию российского паломничества в Святую Землю и поддержать православных жителей Палестины. В праздник Входа Господня в Иерусалим духовенство во время богослужения обходило прихожан, собирая их доброхотные пожертвования. О сумме собранных средств составлялся акт в присутствии священника, церковного старосты и нескольких именитых прихожан. Через местного благочинного деньги направляли в духовную консисторию, а оттуда в Совет Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге, который распределял средства на нужды российского паломничества и социальных и просветительских проектов среди палестинских христиан. Ежегодно в одной лишь Владимирской губернии, к примеру, Вербный сбор составлял по несколько тысяч рублей, и складывались они в основном из копеек и иногда гривенников, которые жертвовали крестьяне. Состоятельные же прихожане в городах жертвовали по несколько рублей.

Так складывался фонд, позволявший приобретать в Святой Земле ценнейшие участки, возводить на них храмы в память событий Священной истории и подворья для приема паломников, проводить археологические раскопки на святых местах, заниматься организацией паломнических поездок, а также просветительской и издательской деятельностью, направленной как на нужды паломников, так и местных православных.

Размах русского присутствия в Святой Земле до годин лихолетья в России – это благодарный ответ русских сердец на прикосновение божественной благодати, которую многие из них уже ощутили у святых мест или к которой только желали приблизиться, пока еще не добравшись в Святую Землю. Послереволюционный же период в истории русской Палестины – это время немалых потерь, забвения и опустошения, но в то же время и усилий немногих по сохранению наследия предыдущих поколений. В течение многих лет русские священнослужители и монашествующие в Палестине жили с болью в сердце от пренебрежения народа к сокровищам родного достояния в Святой Земле, но и с надеждой на его возвращение к своим духовным истокам и осознание ценности своего наследия в библейской Палестине, воплотившего боголюбие и благочестие русских людей.

Милостью Божией, это возрождение совершается на наших глазах. Снова на Божественной литургии у Гроба Господня много паломников со всех концов исторической Руси, снова слышится русское «Христос воскресе!» на Благодатном огне, снова в Вифлееме наши соотечественники сорадуются Рождеству Богомладенца, снова на Иордане русские сердца внимают явлению Пресвятой Троицы, снова на Фаворе ищут преображения многие русские души. Сегодня паломничество в Святую Землю для многих становится путешествием, в которое отправляются в поисках Бога, самих себя и своих духовных корней; одним из наиболее важных вспомогательных средств для правильного устроения духовной жизни. Святая Земля становится местом встречи с Христом, где многие впервые по-настоящему открывают для себя Евангелие.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме видит свою главную задачу в том, чтобы всемерно содействовать развитию этого паломничества, создавать условия для созидательных и душеполезных путешествий православных верующих в Святую Землю, поддерживать существующие и открывать новые паломнические гостиницы у святых мест, продолжать восстановительные работы в русских монастырях и храмах, совершать здесь богослужения и молитву за наше Отечество.

Среди первоочередных задач Миссии – строительство Паломнических центров с гостиницами напротив храма Благовещения Пресвятой Богородицы в самом сердце евангельского Назарета и на территории сада с несколькими источниками у родины св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера; строительство второго корпуса Паломнической гостиницы в Вифлееме близ базилики Рождества Христова; создание сада библейских растений на подворье святых Праотцев в Хевроне; создание Этническо-библейского музея в Кане Галилейской; восстановительные работы в часовне св. Иоанна Предтечи на месте византийского храма VI века с сохранившейся мозаикой.

Мы приглашаем Вас поддержать эти проекты Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и по примеру наших благочестивых предшественников в Вербное воскресенье внести свой вклад в сохранение и преумножение церковного достояния Русской Православной Церкви в Святой Земле. Вместе мы сможем сделать это православное сокровище доступным все большему и большему числу наших соотечественников. Мы приглашаем Вас совершить паломничество в Святую Землю, чтобы обновиться сердцем через молитву у величайших святынь христианства, и будем рады принимать Вас здесь!

Три основные великие религии мира – христианство, иудаизм и мусульманство неразрывно связаны с Израилем. Израиль очень часто называют колыбелью этих религий, городом мира. Для многих тысяч людей, верующих всего мира Израиль – святая земля. По этой причине, в Израиле святые места практически везде, можно даже сказать, что Израиль – это и есть все святое место. Здесь сосредоточены все сооружения, вещественные памятники и отдельные местности, рассматриваемые приверженцами мировых религий как святые места, и именно в Израиле их больше чем где-либо еще.

В Израиле святые места иудаизма – это, прежде всего Храмовая гора, имеющая название Мория. Особенность в том, что до сего дня не обнаружено и не установлено, где в Храме на горе находилась святая святых евреев – Ковчег Завета, а потому многие ортодоксальные раввины запрещают верующим подниматься на нее.

Спустя много веков после разрушения воздвигнутого ранее Второго храма, наиболее почитаемое святое место в сегодняшнем Израиле признается и остается Западная стена Храма, имеющая название – Стена Плача . С конца 16 века, Стена Плача приобрела для верующих иудеев религиозное исключительное значение.

И не смотря на то, что в иудаизме во времена еще Первого Храма предписывалось не превращать могилы предков в святыни, а в паломничестве к этим могилам не видеть никакого благочестия, то скорее всего, под влиянием христианства и мусульманства, в обычай все таки вошло почитание святых мест, а также захоронений религиозных патриархов и захоронений пророков.

Наибольшее религиозное значение, и поклонение придается евреями пещере, которая расположена в Хевроне. Согласно древнему преданию, именно в этой пещере находятся захоронения таких праотцев еврейского народа как Авраам, Исаак, Иаков, а также их жен – Сары, Ревеки и Лии. Согласно преданию, здесь же в пещере захоронения и сыновей Иакова, а во многих источниках говорится о том, что и захоронения самих Адама и Евы.

На почитаемость святых мест никак не влияет достоверность того или иного факта или его историческая сомнительность. Верующие глубоко верят в то, во что хотят верить. Это в частности может быть отнесено и к большому надгробию, которое расположено в 4 километрах от Иерусалима на дороге Бет-Лехем. По преданию, это надгробие связано с именем Рахили, второй жены Иакова и могилой царя Давида. И даже не смотря на то, что отсутствуют достаточные исторические основания, могилы по-прежнему считаются в Израиле святыми местами, объектами паломничества иудаизма.

Много святых мест иудаизма в Израиле расположено в Галилее, Твери, Цфате и их окрестностях.

После провозглашения независимого государства в Израиле было создано при Министерстве по делам религий управление, которое стало заниматься охраной святых мест и организацией свободного доступа к ним. Сегодня в ведении этого специального управления находятся все святые места Израиля, как христианские, иудейские так и мусульманские.

В Израиле святые места христианства известны всем людям мира – верующим и неверующим. Святые места христианства в Израиле в первую очередь связаны с земной жизнью Иисуса Христа. Именно на этой земле, согласно Нового завета, прошла его жизнь, и совершались его деяния. В соответствии с новозаветными рассказами о жизненных вехах Иисуса, так же расположены в Израиле и самые важные христианские святыни в Израиле. Почти в каждом городе Израиля или месте, где согласно Новому завету проходила жизнь Иисуса, стали строиться церкви и монастыри, а также другие религиозные сооружения, сюда стали стекаться огромные массы паломников христиан, а особенно много верующих паломников посещает эти места в религиозные праздники – Пасху, Рождество.

Одно из христианских святых мест в Израиля – церковь Рождества, возведенная в Вифлееме, связана с рождением Иисуса. По преданию, она воздвигнута на том месте, где предположительно был рожден Иисус. И самое главное святое место всех христиан мира – Церковь Гроба Господня в Иерусалиме, на горе Голгофа , где согласно преданию Иисус Христос был распят. Крестовые походы, которые совершались с 11 по 13 век рыцарями, совершались ради того, чтобы освободить эти святыни от «неверных».

В Израиле святые места, связанные с христианством находятся в Назарете – городе Христа. В этом городе особенное почитание у паломников вызывают церковь Благовещения и церковь Святого Иосифа, а также церковь Архангела Гавриила. Эти религиозные здания были сооружены в честь тех событий, которые произошли накануне непорочного зачатия Иисуса.

В районе реки Иордан святые места связаны с крещением Христа. Много святых мест христианства находится в окрестностях Галилейского моря – озера Кинерет, именно в этих местах Иисус стал проповедовать свое учение.

Множество церквей, монастырей, базилик, часовен и капелл находятся в Иерусалиме, этой святом вечном городе. Наиболее почитаемые места в Иерусалиме после Храма Гроба Господня – место, где проходила Тайная вечеря, Гефсиманские сады, Дорога Скорби – Виа Долороза, холм, откуда после смерти Иисус вознесся на небеса, а также все святые места, связанные с Иоанном Крестителем, Богоматерью, учениками и последователями Иисуса Христа. Большая часть всех церковных зданий сооружены на месте прежних разрушенных, возведенных еще в византийский период.

Церкви и монастыри, часовни и капеллы имеют свою четкую принадлежность по конфессии – католическая, православная, лютеранская, по национально-церковной принадлежности – русская, греческая, французская, немецкая, армянская и так далее, и по орденской принадлежности – францисканцы, кармелиты, бенедиктинцы.

Исключение являются только церковь Рождества и Храм Гроба Господня. На эти святыни претендуют все конфессии – католическая и православная и так далее. В 18 веке власти Османской империи установили определенный статус-кво для всех конфессий по поводу этих святынь, дабы избежать раздоров. Этот статус-кво сохраняется до сегодняшнего времени.

В Израиле святые места мусульманства связаны, прежде всего, с городом Иерусалим, с мечетью Аль-Акса. Именно в эту мечеть Аллах чудесным образом перенес пророка Муххамада и уже оттуда он вознесся на небо.

Словом, Израиль – это святая земля для многих религий и верующих людей.

Поздним вечером рейсовый автобус подкатил к сверкающему тысячами огней аэропорту "Шереметьево-2". Давненько я здесь не был, и перемены сразу же бросились в глаза. Особенно изменился облик пассажиров. Раньше преобладали самодовольные командированные, робкие туристы и затюканные отъезжающие эмигранты. Теперь основную массу составляли "челноки", занявшие своими огромными сумками все мыслимые места для отдыха, и нагловатые отдыхающие, едущие всей семьей, - они начинали релаксацию еще до пограничного контроля, где, кстати, суровых солдат сменили миловидные девушки.

После свирепого таможенного досмотра пришлось выдержать еще один экзамен, который проводили работники авиакомпании. Вопросы были и обыденные - например, не везете ли вы предметы, письма и т. д. для передачи другому лицу? И совсем неожиданные - когда последний раз вы ремонтировали свою электробритву? Когда последний раз вы ею брились? Присутствовал ли кто-нибудь при вашем туалете? Странные вопросы, не правда ли? Но их задавала служба безопасности страны, которая панически боится терроризма и имеет большой опыт борьбы с ним. Государство это - Израиль.

Страна-музей

Не будет преувеличением сказать, что Израиль - самый огромный исторический музей под открытым небом. Его территория сравнительно невелика, меньше Московской области, но по концентрации памятников культуры он не имеет себе равных. Здесь оставили свой след римляне и византийцы, крестоносцы и турки. Здесь начиналась история трех крупнейших религий - христианства, мусульманства и иудаизма.

Кто бы вы ни были - истинно верующий или убежденный атеист, вас не может не пронзить мысль: сейчас я нахожусь на месте, где около 2000 лет назад родился Христос; вот я дотронулся рукой до ясель, где лежал спеленатый младенец. Место Рождества находится под православным престолом и обозначено серебряной звездой с надписью: "Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос". Над пещерой Рождества Христова построена большая церковь в форме креста.

Чтобы попасть в нее, надо протиснуться через Врата смирения высотой всего лишь 1,2 метра. Человек, входящий в церковь, словно кланяется светлому местуЕ Узкий и низкий проход был сделан еще и затем, чтобы турки, в средние века покорившие Палестину, не могли осквернить храм, въезжая в базилику на лошадях. Интерьер церкви потрясает своей монументальностью и величием. Грандиозность достигается за счет пяти нефов, разделенных четырьмя рядами коринфских колонн из красного известняка.

Базилика Рождества - центр современного Вифлеема - находится в 18 километрах к югу от Иерусалима, в котором завершился земной путь "Сына Человеческого". Уже у входа в храм Гроба Господня вы испытаете огромный эмоциональный подъем, близкий к шоку. И возникают видения, навеянные Библией и книгой Булгакова "Мастер и Маргарита".Здесь можно подняться по деревянной лестнице на Голгофу и даже постоять около креста, а затем, спустившись, увидеть место, где лежал Христос после казни. Рядом - небольшая пещера, куда занесли его тело, закрыв вход огромным камнем.

За свою жизнь мне довелось видеть немало замечательных культовых памятников. Потрясают воображение собор св. Петра в Риме или Миланский собор, Нотр-Дам де Пари и собор св. Витта в Праге, но, созерцая их, переживаешь скорее эстетически, в первую очередь думая о человеческом гении, способном сотворить такое архитектурное чудо. По внешнему виду храм Гроба Господня не производит грандиозного впечатления, так как он, расположенный в старой части города, зажат со всех сторон другими постройками.

Однако степень переживания тут иная. Замолкли даже самые болтливые, перешли на шепот самые голосистые, все погрузились в себя - одни крестились, другие шептали молитву, третьи зажигали и освящали свечи. Ощущение сопричастности с вечным не покидает путешественника ни на минуту во время посещения Земли Обетованной.

Программа поездки была насыщенна, переезды достаточно утомительны, но разве можно воспользоваться свободной минутой и задремать в автобусе, если слышишь слова гида-переводчика: "Обратите внимание - налево Гора Блаженства, здесь Иисус Христос произнес свою Нагорную проповедь, а вот Кана Галилейская. Тут Христос совершил свое первое чудо, превратив воду в вино". Или: "Сейчас мы остановимся в городе Иерихоне, древнейшем городе земли - ему по оценке археологов исполнилось 6 тысяч лет.

Обратите внимание на церковь Рыб и Хлебов, где, по преданию, Иисус накормил 5000 человек. А вот и река Иордан, место крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем". Таблички на всех языках предупреждают, что купаться тут запрещено, но разве это остановит "наших" - несколько человек из группы в одежде уже плещутся в зеленой воде, обдирая "на память" листья плакучей ивы.

Бродя по улочкам старого города в Иерусалиме и осматривая национальные святыни христиан, мусульман (великолепная мечеть Эль-Акса) или евреев (Стена Плача), которые расположены буквально на одном пятачке, я невольно думал, почему люди, вынужденные жить в одной коммунальной квартире, так нетерпимы друг к другу, почему близкие по духу религии никак не могут примириться. Ведь сам Бог велел им быть братьями.

Страна-курорт

На большой географической карте государство Израиль изображается в виде маленького кружочка с цифрой. Написать полное название страны не позволяет масштаб. Поэтому многие наши сограждане, прекрасно зная, что Израиль находится где-то на Ближнем Востоке, не очень хорошо представляют его местоположение.

Так вот, Израиль - государство четырех морей, расположенных в нескольких часах езды друг от друга. На восточном побережье Средиземного моря находятся такие крупные города, как трудовая Хайфа (здесь размещены наиболее наукоемкие производства, электроника и т. п.), беспечная и веселая Натанья, очень похожая по атмосфере на Одессу, и наконец - Тель-Авив, экономический и деловой центр страны.

В самой низкой точке земного шара расположилось удивительное по красоте Мертвое море с водой неповторимого лазурного цвета. Мертвым оно названо потому, что в нем из-за высокой концентрации солей и минералов нет жизни, но зато целебная вода благотворно воздействует на тех, кто страдает заболеваниями кожи.

Неподалеку от Мертвого моря раскинулось озеро Кинерет (или, как его еще называют, Галилейское море). Этот единственный в Израиле пресный водоем тоже тесно связан с библейскими легендами. Именно здесь Христос ходил по воде, ловил рыбу и встретил нескольких рыбаков, которые стали его учениками.

И наконец, ни с чем не сравнимое по красоте море, названное Красным, хотя вода в нем синяя-синяя. Израильтянам достался небольшой залив, но зато использовали они его на полную мощность - здесь построено множество таких сказочных отелей, что не находится слов для их описания. Один из них - "Принцесса". Великолепное сооружение, очертаниями напоминающее корабль, одним краем как бы вросшее в скалу, другим - устремленное к морю. Из окон, выходящих на скалы, можно наблюдать, как резвятся горные козлы.

Прогуливаясь по бесконечным сверкающим холмам, отделанным темно-зеленым мрамором, прислушиваясь к журчанью хрустальных струй фонтанов и водопадов, любуясь замечательным интерьером, бассейном, барами и т. д., чувствуешь себя если не принцем, то, по крайней мере, его дальним родственником.Кроме морей на протяжении нашего семидневного путешествия встречался самый разнообразный ландшафт. Это был подлинный праздник для глаз - то дюны, как в Прибалтике, то горы, очень похожие на Кавказские, то каменистые пустыни, напоминающие среднеазиатские. Вот только посаженных руками человека пальмовых рощ, раскинувшихся вдоль дороги, до этого мне видеть не приходилось. Так же, как и огромного количества пятизвездочных отелей. Создалось ощущение, что в стране царит настоящий гостиничный бум. Причем организаторы туристического бизнеса явно не боятся конкуренции (новые отели растут как грибы).

Конечно, в небольшой заметке обо всем не расскажешь - это надо видеть своими глазами. И Масличную гору, и Гефсиманский сад, и Стену Плача, где по традиции оставляют записки с просьбами к Всевышнему, и гробницу царя Давида, и комнату Тайной Вечери, и церковь Благовещения в Назарете, где собраны витражи на библейские темы - подарки со всего христианского мира, и Акко - город крестоносцев, в свое время отправились освобождать Гроб Господень.

Скучать туристу не дадут и после экскурсий: к его услугам дискотеки на открытом воздухе, сауны и бассейны, тренажеры. Если вы попадете в Эйлат, раскинувшийся на берегу Красного моря, вам предложат сафари и катание на верблюдах по пустыне (правда, в 40-градусную жару эти приключения доступны только молодым и здоровым) и специальную программу для любителей подводного плавания в коралловых рифах. Или, в крайнем случае, вы полюбуетесь красотой подводного царства, посетив океанариум.

Уверен, что не перевелись еще люди, путешествующие за эмоциями и впечатлениями, за познанием чужой жизни и расширением собственного горизонта, за приобщением к прекрасному, желающие почерпнуть знания из культурной сокровищницы человечества.

Поверьте, что Израиль - это прекрасный повод, чтобы отправиться в путь!

Полезная информация

Местное время. Время в Израиле соответствует восточноевропейскому.

Авиаперелет. Необходимо помнить, что все рейсы, прибывающие в Израиль и вылетающие отсюда, проходят особую проверку на безопасность и весь багаж тщательно проверяется. Поэтому прибыть в аэропорт необходимо минимум за 3 часа до вылета, и как бы утомительно это ни было, помните, что такой режим соблюдается прежде всего в интересах вашей же безопасности.

Климат и одежда. В Израиле представлены несколько климатических зон, с преобладанием средиземноморского климата. Круглый год светит солнце, что гарантирует прекрасный отдых. Зимой бывают прохладные ночи, поэтому рекомендуем запастись курткой или плащом. На юге Израиля, в Эйлате, температура воды даже зимой не опускается ниже 22 градусов Цельсия. Для вечеров достаточно взять свитер или легкую куртку. В летние месяцы необходима только легкая летняя одежда и, конечно, солнцезащитные очки.

Транспорт. Автобусное сообщение прекрасно развито, с помощью автобусов нетрудно доехать в любой район страны. Такси: относительно дорого, но дает большую свободу передвижения, можно также пользоваться общим транспортом (шерут), что намного дешевле. Прокат автомашин: в Израиле представлено большинство всемирно известных фирм по прокату автомобилей, таких, как "Херц", "Авис", "Еврокар", "Баджет". Компании по прокату принимают либо международное водительское удостоверение, либо национальное удостоверение, напечатанное на английском или французском языке.

Язык. Самым распространенным языком в стране является иврит, а официальные языки - иврит и арабский. Достаточно распространен английский, а благодаря большому количеству русскоязычного населения у вас не будет проблем и с русским языком.

Выходные и праздники. Выходной день в Израиле - суббота (Шабат), начинается в пятницу вечером и завершается в субботу вечером. Все магазины, коммерческие предприятия, организации, учреждения и места общественных увеселений, за исключением некоторых ресторанов и клубов, особенно в Тель-Авиве и Эйлате, закрываются, а общественный транспорт в основном не работает; впрочем, это не относится к такси.

Кухня. Необходимо помнить, что правилом в Израиле является кошерная кухня. На иврите слово "кошер" означает продукты, соответствующие еврейским законам питания; свинина, некоторые виды рыбы и моллюски запрещены, а мясные и молочные продукты нельзя смешивать. Тем не менее многие рестораны и кафе не придерживаются этого правила. В целом же израильская кухня сочетает в себе как восточные, так и европейские черты.

Спорт. Средиземноморское побережье и побережье Красного моря идеально подходит для занятий водными видами спорта, плаванием, серфингом, водными лыжами. Эйлат славится своими коралловыми рифами и поэтому считается раем для подводного плавания.

Покупки. Израильские магазины предлагают широкий выбор товаров и подарков. Благодаря хорошо развитой ювелирной промышленности вы можете купить очень интересные изделия из золота и бриллиантов по хорошим ценам, а на филиалах алмазной биржи можно получить значительные дополнительные скидки. Помимо этого, рекомендуем присмотреться к изделиям из кожи, мехам, модной женской одежде, восточным коврам, керамике, изделиям из серебра и меди, а также к культовым изделиям. Многие магазины рекомендованы Министерством туризма, на витринах магазинов вы увидите эмблему, изображающую двух скаутов, несущих на шесте виноградную кисть (символ качественного товара).

Природная лечебница - Мертвое море

Мертвое море, с окружающим его первобытным пустынным ландшафтом, непригодно для жизни даже простейших организмов, но те, кто приезжает сюда, знают, что получат здесь первоклассное терапевтическое лечение, подобного которому не существует во всем мире На протяжении тысячи лет Мертвое море привлекало тех, кто искал пути омоложения и расслабления, излечения от застарелых недугов. Аристотель, Ирод Великий и Клеопатра - пожалуй, самые знаменитые посетители этого безжизненного природного водоема, которые верили в его чудодейственные целебные свойства.

Концентрация солей и минералов в водах Мертвого моря, расположенного в самой низкой точке земной поверхности (390 метров ниже уровня моря), составляет 33 процента.

Благодаря своему уникальному месторасположению Мертвое море представляет собой неповторимый микромир с чрезвычайно специфическими характеристиками: атмосферными, температурными, химическими и оптическими. Подобного сочетания перечисленных выше факторов не найти ни в одной другой точке мира. Из-за столь уникального набора качеств Мертвое море стало местом, где можно осуществлять так называемое биоклиматическое лечение, позволяющее излечивать самые разные болезни (прежде всего кожные заболевания и артриты).

Терапевтическое лечение на Мертвом море позволяет полностью или частично излечивать такие болезни, как псориаз, дерматиты, псориатический артрит и различные виды ревматических нарушений. Разумеется, лечение проходит не в закрытых помещениях или больницах, а в комфортабельных курортных центрах, из окон которых открываются неповторимые природные пейзажи.

В чем причина такой уникальной, поистине магической комбинации атмосферных, химических и прочих свойств Мертвого моря, обеспечивающей столь благотворное воздействие на организм человека? Прежде всего, химический состав самого моря. Некогда соединявшееся с океаном, Мертвое море около миллиона лет назад в результате сдвига земной коры было отрезано от него и превратилось в гигантский закрытый водоем. Здесь наибольшая, по сравнению с другими водными бассейнами, концентрация соли и минералов. В Мертвом море содержится в 80 раз больше брома, в 35 раз больше магния и в 10 раз больше соли, чем в океане.

Необычайно высокие качества гидрогенных сульфидов и других полезных минералов привели к тому, что Мертвое море превратилось в созданный самой природой целебный источник. Бром способствует расслаблению нервной системы, магний повышает тонус и освежает кожу. Кроме того, в Мертвом море невозможно утонуть, оно выталкивает человека на поверхность как пробку. Пребывание человека в расслабленном состоянии в столь целебном источнике - не просто забава. Это еще и благотворно влияющая на организм человека - его тело, кожу, нервную систему - процедура.