Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ударные крылья. Лучшие бомбардировщики Андрея Туполева

Многие не раз слышали о танковой мощи России. Бомбардировщики, как ни странно, упоминаются гораздо реже. Но не стоит пренебрегать авиацией, равно как и флотом. Это очень важная составляющая, позволяющая контролировать воздушное пространство государства, защищая его или атакуя врага с воздуха. В данной статье мы с вами как раз и поговорим о стратегических бомбардировщиках и истребителях России, стоящих на вооружении.

Стратегический бомбардировщик

Прежде чем переходить непосредственно к теме, хотелось бы поговорить о том, какая техника относится к классу стратегической, ведь именно она имеет наибольшее значение для Так вот, стратегического назначения предназначен для нанесения ядерных ударов путем сброса бомб или ракет по стратегически важным объектам противника. При этом нельзя путать стратегическую и тактическую военную технику. Последняя используется для уничтожения техники и живой силы врага. Стоит отметить, что в настоящее время только на вооружении двух стран в мире есть стратегические бомбардировщики, это Россия и США. Ну а сейчас перейдем к рассмотрению конкретных моделей.

Ту-160, или «Блэкджек»

Вся авиация получает классификацию НАТО и имя. В данном случае это «Блэкджек». В это же время заводское обозначение - «Объект 70». Такие бомбардировщики России относятся к классу стратегических с крылом изменяемой стреловидности. Данный агрегат был разработан в академии Туполева еще в 1970-х годах и используется до сих пор.

На сегодняшний день это самый большой и мощный самолет такого класса, с изменяемой геометрией крыла и максимальной взлетной массой. Пилоты зачастую называют Ту-160 «белый лебедь». Можно говорить о том, что при разработке бомбардировщика выдвигались жесткие требования, которые необходимо было выполнить. К примеру, суммарная масса боевой нагрузки должна была составлять не менее 45 тонн, а дальность полета - не менее 10-15 тысяч километров. Так как все требования были выполнены, то серийно было выпущено более 25 экземпляров, а также насчитывалось порядка 8 прототипов.

Вкратце о технических характеристиках Ту-160

Как было отмечено немного выше, на самолете установлено крыло изменяемой стреловидности. Минимальный размах составляет 57,7 метра. Самой интересной деталью является силовая установка, которая состоит из 4 двигателей НК-32. Каждый мотор является трехвальным 2-контурным со смещением потоков на выходе. Что касается то она рассчитана на 171 000 литров (азотированного). При этом для каждого двигателя имеется отдельный бак, но часть топлива отведена на центровку. Возможна дозаправка в воздухе.

Что касается вооружения, - это бомбардировщики России, которые имеют разрушительную мощь. Изначально агрегат разрабатывался исключительно как носитель крылатых ракет большой дальности. Но в дальнейшем было принято решение несколько расширить номенклатуру боеприпасов. В настоящее время пытаются добавить высокоточные крылатые ракеты большой дальности типа х-555 и х-101.

Дальние бомбардировщики России: Ту-95МС

Данный агрегат получил классификацию НАТО Bear, что в переводе означает «Медведь». Это турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Стоит заметить, что Ту-95 стал настоящим символом из-за чего и было принято решение глубокой модификации и создания более эффективного и мощного Ту-95МС. Стоит заметить, что бомбардировщик является последним принятым на вооружение во всем мире, следовательно, и самым новым, что немаловажно. Данная авиационная машина пережила просто огромное количество модификаций. Последняя заключалась в возможности поражения важных объектов противника крылатыми ракетами при любых погодных условиях и в любое время суток. Именно Ту-95МС поставил рекорд беспосадочного полета. За 43 часа пара бомбардировщиков пролетела порядка 30 тысяч километров, с четырьмя дозаправками в воздухе.

О вооружении Ту-95МС

Новый бомбардировщик России Ту-95МС имеет суммарную бомбовую нагрузку порядка 12 тонн. Фюзеляжный бомбовой отсек предполагает возможность размещения ядерных свободнопадающих бомб калибром 9 000 килограмм. Помимо этого, Ту-95МС оснащается крылатыми ракетами х-20. Они в основном предназначены для поражения радиоконтрастных целей врага на дистанции от 300 до 600 километров.

Стоит заметить, что многие эксперты говорят о том, что именно Ту-95МС является ключевой, то есть основной частью российской авиации. Самолет оснащается крылатыми ракетами х-55. При этом в различных модификациях ракетоносца размещается от 5 до 10 таких ракет. В некоторых случаях демонтируется устройство для свободного сброса ядерной бомбы, ввиду своей ненадобности. На борту имеется и оборонительное вооружение, которое состоит из 23-миллиметровых авиационных пушек. Их количество изменяется в зависимости от модификации и может быть от 3 до 8 штук.

Новый стратегический бомбардировщик России Ту-22М

«Обратная вспышка», согласно классификации НАТО, или же «изделие 45» - заводское название. Представляет собой сверхзвуковой дальний ракетоносец-бомбардировщик с регулируемой геометрией крыла. Т-22М - последняя модификация Ту-22 - мало чем отличается от Ту-22К. Многие говорят о том, что это был результат политических манипуляций. Так, разработка Ту-22М была начата только для экономии средств. Тем не менее решение оказалось не самым худшим, самолет до сих пор стоит на вооружении России и показывает неплохие результаты.

Сегодня есть масса модификаций Ту-22М, такие как Ту-22М0, Ту-22М1 и Ту-22М2 и М3. Но, несмотря на это, все бомбардировщики России данного класса отличаются между собой несущественно, поэтому и принято говорить о Ту-22М. Хотя нельзя не сказать, что все внесенные модификации никак не улучшили технические характеристики агрегата. К примеру, масса Ту-22М1 была снижена на 3 тонны, за счет чего удалось улучшить аэродинамические характеристики. А Ту-22М2 удалось оснастить более мощными крылатыми ракетами большой дальности.

Немного о вооружении

Любой перспективный бомбардировщик России должен иметь на своем борту эффективное защитное вооружение и мощные ядерные ракеты, которые бы поражали стратегически важные объекты противника. Все это было у Ту-22М3, последней модификации Ту-22М. Суммарная бомбовая нагрузка составляет 24 тонны. При этом на борту могут находиться противокорабельные ракеты, свободнопадающие ядерные бомбы, мины и пара крылатых ракет х-22. Ключевой же особенностью является наличие на борту так называемой СУРО (системы управления ракетного оружия), которая предусматривает наличие 4-х аэробаллистических ракет.

Что касается обороны, то тут предусмотрена дистанционно управляемая кормовая пушечная установка с увеличенным темпом стрельбы (до 4 тыс. выстрелов в минуту) и укороченным блоком стволов. Прицеливание осуществляется с помощью системы «Криптон», а ведение огня может быть переведено в автоматический режим.

Заключение

Мы рассмотрели основные бомбардировщики России. Фото этих машин вы можете просмотреть в данной статье. Стоит заметить, что вся техника стоит на вооружении РФ. Многие вышеперечисленные самолеты дислоцируются на Украины, Беларуси и других стран бывшего Советского Союза. В настоящее время многие военные базы давно расформированы и брошены, а все, что там осталось, принято называть «самолетным кладбищем». Кроме того, как было отмечено выше, бомбардировщики-ракетоносцы есть только у США и России, но это по официальным данным. В принципе, это все, что можно рассказать об основной тяжелой авиационной технике, которая используется и в ближайшие годы списываться не будет. Многие проекты в настоящее время находятся в разработке, но подробная информация по этому поводу не разглашается. Да и нет смысла говорить о том, что ещё не взлетело в небо.

Эта авиабаза находится около города Энгельс в Саратовской области. Она является домом для российских стратегических бомбардировщиков. В настоящий момент только Россия и США обладают этими типами самолётов, способными действовать на огромных расстояниях и применять ядерное оружие.
Стратегический ракетоносец - Ту-95МС. Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear - «Медведь») - советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны.
12 ноября 1952 года прототип 95-1 отправился в воздух. Впереди был трудный испытательный путь в небо. Увы, при выполнении 17-го испытательного полета прототип разбился и из 11 человек на борту погибло 4. Но это не остановило испытания, и вскоре самолет был принят на вооружение.
Ту-95МС - носитель крылатых ракет Х-55 с ядерной боевой частью. Он создан на основе Ту-142МК - дальнего противолодочного самолета.
В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в конце 20-х - начале 30-х годов XX века, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-160 называют в честь Героев Советского Союза и людей, непосредственно связанных с Дальней авиацией, Ту-95МС - в честь городов.
Но самое интересное - полеты.
Стоять на кромке ВПП и смотреть, как мимо тебя взлетают и садятся Ту-95 и Ту-160, можно было бесконечно.
От гула и вибрации винтов пробирает. Чувствуется какой-то детский восторг от происходящего. Увы, фотография этого передать не может. 30 июля 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолётов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.
Внезапно прилетел Ми-26Т. При нанесении номеров произошла путаница, и с регистрацией RF-93132 несколько месяцев летал другой Ми-26Т с бортовым номером 99.
Едем к стоянкам самолетов. Около 95-го стоит АПА-100 - аэродромный передвижной электроагрегат.
Дальше забираемся в кабину "Медведя". Я сразу фотографирую рабочее место, которое находится около входа и которое напичкано всяким интересным оборудованием. Следом залезает сопровождающий и укоризненно смотрит на меня: «Александр, ну что такое? Вот почему ты сразу снимаешь именно то, что нельзя снимать». Удаляю кадры и узнаю, что снимать можно все что угодно, кроме того самого рабочего места. На фотографии - пульт бортинженера.
Приборная доска КВС.
Вообще, конечно, внутреннее убранство по-военному сурово. Впрочем, отечественные КБ никогда не заморачивались над эргономикой кабины. А этот странный пол между креслами - резиновое полотно с деревянными рейками. Вы не поверите, но это - средство аварийного покидания самолета.
Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.
В составе ВВС России находятся 16 самолётов Ту-160.
Ил-78М рулит на взлет. В кресле КВС - командир авиационной базы, полковник Дмитрий Леонидович Костюнин.
Этот заправщик может отдать 105.7 тонн топлива в полете.
Ту-160 является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладающим крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».
"Медведи" рулят на взлет - начались полеты.
В программе - полеты по маршруту и заправка от танкера. Учебная заправка бывает сухая и мокрая. При первой экипаж только стыкуется с заправщиком, а при второй - передается пару тонн топлива. За учебный полет может осуществиться несколько подходов.
От гула НК-12 пробирает до селезенки. Говорят, что американские подводники, находясь на глубине, слышат, как над ними пролетает "Медведь".
Наконец-то! Взлетает Ту-160. Ах, какой красавец.
В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающего несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении. Максимальный взлетный вес - 275 тонн.
Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.
Посадка. Очень красивый самолет...
Техники встречают экипаж после полета.
Осмотр двигателей НК-32 после полета. Оцените его диаметр. Этот двигатель является одним из самых крупных и мощных авиационных двигателей в мире. Тяга - 14000 кгс, на форсаже - 25000.
Подготовка к вылету.
Самолет заправляют и готовят к следующему вылету.
Возвратился заправщик.
Медведи возвращаются в берлогу.
Двигатель НК-12, установленный на Ту-95, до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. К слову сказать, никто и не пытается создать мощнее. Просто не надо.
Сейчас полеты выполняются 2-3 раза в неделю, в отличие от унылых 90-х годов, когда летали по большим праздникам.
Авиабаза «Энгельс».
В этот раз отрабатывалась заправка Ту-160 и Ту-95МС от заправщика Ил-78. А некоторые борта ушли на длительный полет над территорией России.

Начались ночные полеты. Тренировки не прекращаются!

Ту-160 в небе над Энгельсом.
Ракетоносцы Ту-95МС над Красной̆ площадью 9 мая 2010 года.

Пять лучших бомбардировщиков, построенных в XX веке, эксперты американского военно-аналитического журнала The National Interest (NI) выбирали по критерию «эффективность - стоимость» и инновационности конструкции для своего времени. По мнению издания, лидерами бомбардировочного самолетостроения всех времен и народов можно считать английский Handley Page тип O/400 времен Первой мировой войны, германский «Юнкерс» Ю-88, британские de Havilland DH-98 Mosquito и Avro 683 Lancaster периода Второй мировой войны, а также американский Boeing B-52 Stratofortress («Стратокрепость») эпохи «холодной войны».

Первый из Первой мировой

Handley Page тип O/400

Shutterstock

На первом месте, по версии NI, оказался английский фронтовой бомбардировщик Handley Page тип O/400 — самый массовый двухмоторный бомбардировщик Первой мировой войны.

Машина комплектовалась двумя двигателями Rolls-Royce Eagle (322 л.с.), взлетный вес самолета составлял 6370 кг, максимальная скорость — 147 км/час, продолжительность полета — 8 часов, вооружение — 5 пулеметов и 820 кг бомб.

Всего было построено 554 машины этого типа. Они активно применялись на Западном фронте. Отдельные экземпляры служили в Македонии и Палестине. С августа 1918 года Handley Page O/400 регулярно бомбили немецкие промышленные центры в Сааре и Рейнской области. На них англичане начали применять сверхтяжелые по тем временам 750-килограммовые бомбы. К началу ноября 1918 года на фронте числилось 258 Handley Page O/400. В 1920 году самолет сняли с вооружения.

Универсальный немец



Shutterstock

На втором месте среди выдающихся бомбардировщиков оказался германский «Юнкерс». Junkers Ju-88 — многоцелевой самолет люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолетов той войны. Ju-88 использовался как бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, разведчик, торпедоносец и ночной истребитель.

«Юнкерс» по праву стал одним из наиболее известных самолетов времен Второй мировой войны. С 1937 по 1944 год в первоначальную конструкцию скоростного бомбардировщика внесли около 3 тыс. изменений, которые привели к созданию шести базовых конструкций и более 60 модификаций. Наиболее массовой стала модификация бомбардировщика Ju-88А-4. Общее количество всех выпущенных самолетов превысило 15 тыс. штук.

Junkers Ju-88 с полными на то основаниями может считаться лучшим среди массовых двухмоторных бомбардировщиков люфтваффе — и одним из лучших в своем классе самолетов Второй мировой войны. Широкое применение нашли также истребительные варианты Ju-88. Например, Ju-88G стал лучшим немецким ночным истребителем.

Ju-88 экспортировался. Первым его покупателем стал Советский Союз, куда в 1940 году поставили для испытаний три Ju-88А.

ВВС Румынии начали получать Ju-88А и D весной 1943 года. Венгерские ВВС с конца 1942 года получили в общей сложности до 100 Ju-88А и D. Финляндии весной 1943 года поставили 24 Ju-88А-4. 31 Ju-88А летом 1943 года передали Италии, но после капитуляции этой страны немцы забрали свои самолеты обратно. Во Франции брошенные на территории страны Ju-88А-4 (22 самолета) поступили на вооружение сформированной в сентябре 1944 года бомбардировочной группы.

Сохранявшая нейтралитет Испания исправно интернировала немецкие самолеты, совершавшие вынужденные посадки на ее территории. Благодаря этому Мадрид получил около десяти Ju-88 — в основном разведывательных модификаций. Кроме того, в декабре 1943 года в Германии было куплено 10 Ju-88А-4, а впоследствии — еще 18 таких самолетов. Ju-88 служили в Испании до 1957 года.

Недосягаемый англичанин



de Havilland DH-98 Mosquito

Paul Le Roy

На третье место эксперты NI поставили английский de Havilland DH-98 Mosquito — скоростной бомбардировщик и ночной истребитель времен Второй мировой войны. Возможно, это один из наиболее удачных типов самолетов, производившихся тогда союзниками.

De Havilland DH-98 Mosquito представлял собой двухмоторный высокоплан с двумя двигателями Rolls-Royce Merlin XXI (1350 л.с.). Его максимальная скорость достигала 680 км/час, дальность полета — 3010 км. Бомбовая нагрузка составляла 900 кг. Экипаж — два человека.

В конструкции самолета была применена толстая трехслойная обшивка с внешними слоями из фанеры и внутренним из бальсы с еловыми вставками для прочности, оклеенная поверх тканью. Это позволило Mosquito достичь требуемой прочности при малом весе конструкции.

Германские РЛС не обнаруживали эти самолеты, так как у Mosquito только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла.

Легкость конструкции, тщательная отделка поверхности крыльев, аэродинамическое совершенство очертаний машины делали этот самолет практически недосягаемым для врага.

Mosquito выполняли точечные бомбометания, а также использовались как целеуказатели при ночных бомбардировках немецких городов. В бомбардировочном варианте отсутствовало оборонительное стрелковое вооружение, характерное для бомбардировщиков того времени. Тем не менее потери среди Mosquito были одними из самых низких из всех самолетов Второй мировой войны — 11 на 1 тыс. вылетов. Скорость и высота полета делали их малоуязвимыми как для германских истребителей, так и для огня зенитной артиллерии. Чаще всего в боевых донесениях Королевских ВВС значилось: «Задание выполнено, все Mosquito вернулись на базу».

Фирма de Havilland построила более чем 7 тыс. штук Mosquito для Великобритании и других союзнических государств. После войны Mosquito находились на вооружении в Израиле, Китайской Народной Республике, Югославии и Доминиканской Республике.

«Рабочая лошадка» Королевских ВВС



Avro 683 Lancaster

Shutterstock

На четвертом месте — английский Avro 683 Lancaster. Самолет Avro 683 Lancaster В.Mk1 комплектовался четырьмя двигателями Rolls-Royce Merlin XXIV (1640 л.с.). Максимальная скорость машины составляла 462 км/час на высоте 3500 м. Дальность полета — 4072 км с 3175 кг бомб.

Оборонительное вооружение — 8 пулеметов Browning калибра 7,7 мм. Всего было выпущено 7374 бомбардировщика Lancaster. Этот самолет называют «рабочей лошадкой» Королевских ВВС во Второй мировой войне. С середины 1942 года до дня победы был главным оружием Бомбардировочного командования в ночных налетах на объекты в Германии.

Самой тяжелой бомбой, сбрасываемой с Lancaster в ходе Второй мировой, был 9988-килограммовый боеприпас Grand Slam, который падал к земле быстрее звука.

Lancaster мог нести намного более мощную бомбовую нагрузку, чем американские B-17 Flying Fortress или B-24 Liberator, и обладал существенно большей дальностью полета. С 1942 до 1945 год бомбовые удары Lancaster привели к разрушению многих немецких городов и гибели тысяч мирных жителей Германии.

В то же время сложные и дорогие тяжелые четырехмоторные Lancaster легко уничтожались относительно дешевыми немецкими истребителями. Воздушные бои велись в условиях, весьма выгодных для люфтваффе, поскольку поврежденные немецкие самолеты могли приземлиться на своих аэродромах вылета, а выбрасывающиеся с парашютом немецкие пилоты, как правило, возвращались в строй.

Окончательно Lancaster ушел в отставку в начале 1960-х годов. В ВВС Канады он длительное время после Второй мировой войны использовался как самолет-разведчик и базовый патрульный самолет.

Крепость в стратосфере

Boeing B-52 Stratofortress

Mindaugas Kulbis/AP

На пятом месте — Boeing B-52 Stratofortress («Стратокрепость»). Рожденные после Второй мировой войны, эти самолеты по сей день составляет основу стратегической бомбардировочной авиации США и олицетворяют военную мощь сверхдержавы. Опытный образец В-52 совершил первый полет еще весной 1952 года. Это дозвуковой самолет со стреловидным крылом большого удлинения. Шасси велосипедного типа. Под каждой консолью чрезвычайно гибкого крыла на пилонах попарно размещены восемь турбореактивных двигателей.

B-52 создавался как высотный бомбардировщик для атак с использованием свободно падающих ядерных бомб.

Катастрофический опыт боевого применения B-29 в Северной Корее в 1950 году ясно продемонстрировал, что Соединенным Штатам срочно требуется новый стратегический бомбардировщик. Первые два поколения самолетов, выбранных ВВС США, оказались почти одинаково непригодны в этом качестве — безнадежный B-36, B-47 с коротким радиусом действия, B-58 с сомнительными характеристиками и устаревший, прежде чем поступил на вооружение XB-70.

В 1950-х годах в первый полет поднялся единственный на Западе сверхзвуковой бомбардировщик — Convair B-58 Hustler с дельтовидным крылом. Он обладал дальностью полета, недостаточной для выполнения стратегических задач. Повседневная эксплуатация В-58 считалась для пилотов бомбардировочной авиации куда более опасным делом, чем гипотетическая встреча с вражеским истребителем.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в США сделали дорогостоящую попытку создать сверхзвуковой стратегический бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie, способный заменить В-52. Самолет рождался в мучительных спорах между заказчиком, фирмой-изготовителем и конгрессом США. Одни считали, что межконтинентальная баллистическая ракета выполнит задачу успешнее громоздкого и уязвимого самолета. По мнению других, скорость и высота полета В-70 слишком велики, чтобы он мог точно сбросить бомбы. Третьи полагали, что машина устареет еще до того, как конструкторы справятся с массой чисто технических проблем. Первый полет В-70 состоялся почти через десять лет после начала разработок. Спустя год второй опытный экземпляр потерпел катастрофу в результате столкновения с сопровождающим истребителем. Работы над В-70 были прекращены.

Сейчас затраты на B-70 оцениваются как пустая трата средств налогоплательщиков.

Самолеты В-52 в конце 1960-х — начале 1970-х годов активно применялись в боевых действиях в Юго-Восточной Азии для выполнения операций под общим кодовым наименованием Arclight. Участвовавшие в операциях самолеты дислоцировались на авиабазах Андерсен (о. Гуам), Утапао (Таиланд) и Кадена (о. Окинава). В декабре 1972 года была проведена одна из наиболее крупных воздушных операций под кодовым наименованием Linebacker II против Ханоя, Хайфона и других северовьетнамских городов. Более 200 самолетов В-52, принимавших участие в операции, выполнили свыше 729 боевых вылетов и сбросили 13 620 тонн бомб.

В ходе войны в Персидском заливе в 1991 году для нанесения бомбовых ударов по Ираку использовалось 70 самолетов В-52. По свидетельству американцев, В-52 был одним из самолетов, которые наиболее часто запрашивались сухопутными силами для подавления иракских наземных сил.

В ходе войны в Ираке в 2004 году эскадрилья В-52 совершила самый длительный в истории воздушных операций перелет с континентальной части США по маршруту протяженностью около 22 500 км. Самолеты находились в воздухе 34 часа 20 минут.

Были осуществлены четыре дозаправки топливом в полете.

Несколько рекордных полетов продемонстрировали выдающиеся летно-тактические характеристики бомбардировщика В-52 еще в далеких 1950-х годах. 18 января 1957 года три бомбардировщика В-52 совершили кругосветный полет, пролетев 39 750 км за 45 часов 19 минут при средней скорости 850 км/час. 11 января 1962 года самолет В-52 установил рекорд дальности без дозаправки топливом в полете, преодолев 20 168 км за 22 часа 9 минут.

С 1954 по 1963 год на вооружение ВВС США были поставлены 742 B-52. Семьдесят восемь остаются в боевом составе бомбардировочного авиационного командования и сегодня, подвергнувшись за истекшие десятилетия многократным модернизациям, которые продлят эксплуатацию самолета до 2030-2040-х годов.

Утешительные призы для русских «Медведей»

Помимо пяти призовых мест, эксперты The National Interest решили учредить и поощрительные премии. Среди прочих в число дополнительных номинантов попали два российских бомбардировщика — Ту-22М и Ту-95, один британский, палубный штурмовик ВМС США, беспилотный летательный аппарат США и итальянский бомбардировщик времен Первой мировой войны.

Ту-95 (по кодификации НАТО Bear — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолет с винтовыми двигателями. До настоящего времени единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Общее количество разработанных вариантов самолета Ту-95, включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществленные проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500 единицам.

Ту-22М (по кодификации НАТО Backfire) — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Всего выпущено 497 единиц, из них в варианте Ту-22М3 — 268.

На вооружении стратегической бомбардировочной авиации ВВС США в настоящее время состоят бомбардировщики трех типов: В-52Н, В-2А и переориентированный на выполнение неядерных задач В-1В (с технической точки зрения, способный решать и ядерные задачи). Согласно существующим планам, все указанные типы ТБ сохранятся в составе стратегической авиации США до 2035-2040 гг. Их общее планируемое количество – 156 ед. (76 В-52Н, 20 В-2А, 60 В-1В), из которых 96 бомбардировщиков (44 В-52Н, 16 В-2А, 36 В-1В) будут использоваться для непосредственного выполнения боевых задач. Таким образом, в составе СЯС США может насчитываться 60 ТБ-носителей ядерного оружия.

Развертывание ТВ В-52Н началось в мае 1961 г., В-1В – в июле 1985 г., В-2А – декабрь 1993 г. Основные силы стратегической бомбардировочной авиации сосредоточены в 8-й и 12-й воздушных армиях авиационного командования ВВС, одна эскадрилья (8 В-52Н) – в составе резерва ВВС.

Основным тактическим формированием стратегической авиации является тяжелое бомбардировочное авиационное крыло. В его составе: одна – три боевые эскадрильи. В составе эскадрильи (в зависимости от типа ТБ, находящегося на вооружении крыла) – 12 бомбардировщиков В-52Н, В-1В либо 8 бомбардировщиков В-2А.

Тяжелые бомбардировщики, предназначенные для непосредственного выполнения боевых задач (96 ед.), базируются на 5 авиабазах.

Передовые АвБ США за рубежом, на которых предусматривается возможность размещения ТБ: Фэлфорд (Великобритания), Андерсен (остров Гуам), Эль-Удейд (Катар), Диего-Гарсия (архипелаг Чагос).

Стратегические бомбардировщики В-52Н вошли в состав ВВС США в начале 1960-х годов и на сегодняшний день остаются единственной модификацией бомбардировщиков В-52. Этим бомбардировщикам отводится особая роль, поскольку они будут оставаться единственным в ВВС США средством доставки стратегических ядерных КР (типа AGM-129A). Вместе с тем, будет последовательно расширяться их потенциал по доставке и неядерных средств поражения.

Современные требования к бомбардировщику заключаются в том, что он должен быть способен выполнять боевые задачи в условиях противодействия противника, поражать рассредоточенные и одиночные цели, проникать к целям на малой высоте через зону ПВО, обеспечивать пуск КР вне территории противника.

За годы существования самолета были проведены многочисленные усовершенствования его конструкции. В настоящее время осуществляется модернизация В-52Н в рамках программы CEM (Conventional Enhancement Modification). В частности, универсальные узлы подвески в грузоотсеке дорабатываются для размещения противокорабельных ракет AGM-84 «Гарпун», осуществляется вооружение бомбардировщика мощными тактическими ракетами класса «воздух-поверхность» AGM-142 «Рэптор», совершенствуется система радиоэлектронного противодействия, самолеты оснащаются приемниками системы спутниковой навигации GPS и др. Стоимость модернизации одного самолета оценивается в 2,25 млн. долларов.

Стратегический бомбардировщик В-2 относится к третьему поколению американских малозаметных самолетов. Бомбардировщик выполнен с использованием технологии «стелс», по схеме «летающее крыло» (что увеличивает подъемную силу и снижает общее сопротивление воздуха, действующее на самолет). Планер самолета изготовлен в основном из титановых и алюминиевых сплавов с широким применением углепластиков.

Работы по технологии «стелс» начались в США в 1965 г. Причиной тому явились большие потери авиации от средств ПВО во время войны в Северном Вьетнаме. Исследования по уменьшению поражаемости боевых самолетов шли по двум направлениям: увеличение живучести летательных аппаратов и уменьшение их радиолокационной заметности. Именно тогда американские ВВС подписали контракт на проведение широкомасштабных НИОКР по уменьшению эффективной площади рассеивания (ЭПР) летательных аппаратов.

В начале 1979 г. ВВС США выдали основным авиастроительным фирмам требования на создание малозаметного дозвукового стратегического бомбардировщика. Тендер на разработку нового бомбардировщика выиграла фирма «Нортроп», участие в программе создания самолета приняли также фирмы «Боинг» (радиоэлектронное оборудование), «Дженерал электрик» (двигатели) и «Линг-Тимко Воут» (новые материалы и конструкции»).

В 1981 г. был подписан контракт на разработку бомбардировщика, а в 1987 г. самолет «невидимка» получил официальное обозначение В-2. Первый полет В-2 совершил в июле 1989 г. с аэродрома Летно-испытательного центра ВВС США авиабазы Эдвардс. На вооружение бомбардировщик В-2 был принят в 1993 г.

Первоначально планировалось, что ВВС США закупят 132 бомбардировщика В-2 на сумму 22 млрд. долларов. Однако к 1988 г. стоимость контракта увеличилась до 70 млрд. долларов, а к 1991 г. она возросла ещё на несколько млрд. долларов, в то время как потребность в большом парке таких самолетов, из-за произошедших к тому времени кардинальных изменений в мире, резко снизилась. В этих условиях конгресс США принял решение закупить 20 В-2. В последующем было спланировано проведение модернизации базовой модели В-2 для оснащения этих бомбардировщиков обычными вооружениями и тогда общее количество закупаемых самолетов было определено в 21 единицу.

Первые самолеты В-2 начали поступать в ВВС в декабре 1993 г. Самолеты выпускались тремя сериями: 15 самолетов 10-й серии (1993-1994 гг.), 4 самолета 20-й серии (1996 г.) и 2 самолета 30-й серии (1997 г.).

Самолеты 10-й и 20-й серий способны применять только свободно падающие бомбы как в ядерном (20 бомб В-61 общей массой 6360 кг или 16 бомб В83 общей массой 17420 кг), так и в обычном снаряжении. Самолеты 30-й серии за счет доработки системы управления оружием могут применять и ракетное вооружение. Окончательную доводку всех В-2 по стандарту «30» ожидается завершить только к 2014 г. По сообщениям представителей ВВС США, в 2007 г. были завершены испытания по размещению в бомбоотсеке В-2 сверхтяжелой бомбы MOP (Massive Ordnance Penetrator) калибра 15 т, предназначенной для поражения высокозащищенных целей. Бомба снабжена системой GPS-наведения, способна проникать в грунт и детонировать на глубине свыше полусотни метров. Она имеет длину 6,25 м, диаметр – 0,8 м, вес заряда – 2,5 т (по поражающему воздействию он на порядок превосходит авиабомбу BLU-109). Бомбардировщик В-2 может брать две такие бомбы.

В настоящее время в боевом составе находится 20 самолетов В-2 (один самолет 10-й серии потерпел катастрофу в феврале 2008 г.), из них – 16 предназначено только для выполнения боевых задач, 3 – используются в качестве тренировочных, 1 – летающая лаборатория для отработки планируемых к принятию на вооружение высокоточных систем оружия и других работ, связанных с продолжающейся доработкой и модернизаций самолета.

Предполагается, что существующий парк бомбардировщиков В-2 будет поддерживаться до 2035-2045 гг.

Появлялись сообщения о возможной модернизации и воспроизводстве бомбардировщика в варианте «B-2C» (индекс «С» означает «неядерный» вариант бомбардировщика). Однако ВВС пока не заинтересованы в данной программе и сосредотачивают все силы на разработке беспилотных ударных средств как летательных аппаратов следующего поколения.

Стратегический бомбардировщик В-1В Lancer с крылом изменяемой геометрии, разработанный фирмой Rockwell. Он предназначен для поражения стратегических целей противника с применением как обычного, так и ядерного оружия, а также для оказания поддержки силам общего назначения.

К концептуальным исследованиям нового стратегического самолета в США приступили в 1961 г. Для формирования его облика в период с 1961-1965 гг. была выполнена серия НИР. Исследования подтвердили, что для успешного проникновения к сильно защищенным объектам в глубине советской территории стратегическому бомбардировщику требуется высокая околозвуковая (или малая сверхзвуковая) скорость на малой высоте. В то же время, для повышения оперативности и гибкости боевого применения самолет должен быть способен совершать полет на большой высоте с умеренной (М=2,0-2,5) сверхзвуковой скоростью. Однако основным режимом крейсерского полета на межконтинентальную дальность все же должен быть дозвуковой (М=0,80-0,85) режим, выполняемый на оптимальных по расходу топлива высотах. Эти выводы и были положены в основу начавшейся в 1965 г. программы по созданию многорежимного стратегического самолета, оснащаемого ядерными авиационными бомбами и ракетами малой дальности SRAM. В мае 1969 г. программа получила официальное обозначение – В-1.

В ноябре 1969 г. ВВС США объявили о конкурсе на бомбардировщик, который смог бы заменить B-52. В июне 1970 г. были заключены контракты на НИОКР, испытание и оценку пяти самолетов В-1A для летных испытаний. В декабре 1974 г. в воздух поднялся первый опытный образец, а предсерийный самолет поднялся в воздух в феврале 1979 г. В июне 1977 г. президент США Дж. Картер отказался от программы производства самолетов В-1 в пользу программы создания крылатых ракет.

C приходом к власти администрации Р. Рейгана программа испытаний В-1 как основного американского многоцелевого сверхзвукового стратегического бомбардировщика возобновилась. В октябре 1981 г. президент Рейган объявил о своем намерении заказать 100 бомбардировщиков В-1В Lancer для ВВС США. По сравнению с первоначальным вариантом В-1В имел усиленную конструкцию корпуса, а также шасси повышенной прочности, позволявшей совершать взлет и посадку с большим максимальным весом. Первый полет В-1В состоялся в октябре 1984 г.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В состоит на вооружении ВВС США с середины 1985 г. Первые поставки бомбардировщиков в войска начались в июне 1985 г. и завершились в конце апреля 1988 г.

В 1992 г. ВВС США приняли трехэтапную программу модернизации парка В-1В, рассчитанную на 10 лет. Если в 1980-х годах В-1В рассматривали лишь в качестве носителя ядерного оружия (AGM-69, В61,В83), то в начале 1990-х годов, когда вероятность широкомасштабной войны между США и Россией значительно уменьшилась, а в мире, утратившем биполярность, возросли угрозы локальных войн, самолет начали переориентировать на доставку обычных средств поражения. Как сверхзвуковой самолет, В-1В имеет меньший ресурс планера, чем дозвуковые В-52Н и В-2. К настоящему времени израсходовано приблизительно 1/3 ресурса этих самолетов. Для его продления предлагают ограничить полеты В-1В на малых высотах. Это позволит сохранить В-1В в строю до 2037 г.

Ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков

Основным оружием бомбардировщиков – носителей ядерных боеприпасов являются крылатые ракеты большой дальности AGM-86В и AGM-129.

С принятием на вооружение крылатых ракет воздушного базирования AGM-86В произошел существенный скачок боевых возможностей тяжелых бомбардировщиков. Разработка ракеты велась в рамках программы ALCM (Air Launched Cruise Missile), начиная с июля 1973 г.

Первый пуск ракеты, получившей обозначение AGM-86А, состоялся в марте 1976 г., но уже в 1977 г. было решено разрабатывать усовершенствованную КРВБ AGM-86В. При этом ставилась цель – максимальная унификация перспективных КР, разрабатываемых для ВВС и ВМС США. В частности, крылатые ракеты должны были оснащаться единой системой коррекции траектории полета по изображению рельефа местности, иметь унифицированные ракетные двигатели, оснащаться ядерным зарядом W80.

Первый пуск КР AGM-86В состоялся в 1979 г. Носителями этих ракет стали тяжелые бомбардировщики В-52G, а позже и B-52H. В 1981 – 1990 гг. под эти КР было модифицировано 99 В-52G и 96 B-52H (всего 195 бомбардировщиков).

Ракета имела дальность полета 2500 км, ядерную боевую часть, высокую точность стрельбы (для обеспечения высокой точности стрельбы ракета была оснащена корреляционной системой TERCOM, включающей радиовысотомер, ЭВМ и набор эталонных карт районов по маршруту полета). При условии запуска КР приблизительно с дальности 350 км от границ СССР, воздействию этих ракет могло подвергнуться около 85 процентов всех возможных объектов поражения на территории страны. На внешних узлах подвески одного самолета могли размещаться 12 ракет (по 6 на одном пилоне под каждой консолью крыла). В 1988 – 1993 гг. бомбардировщики B-52H были дооснащены еще 8 КР AGM-86В (на унифицированной многопозиционной внутрифюзеляжной пусковой установке) и, таким образом, один самолет B-52H получил способность нести до 20 КР.

КР AGM-86В стали поступать в войска в 1982 г. Этими ракетами планировалось оснастить и сверхзвуковые стратегические бомбардировщики В-1В, которые стали поступать в части САК ВВС в июле 1985 г., однако в силу различных причин эта программа так и не была реализована. Всего до завершения производства в 1986 г. на заводах фирмы «Боинг» было выпущено более 1715 ракет AGM-86В.

В 1982 г. по заказу ВВС США началось исследование возможности создания новой КР по программе ACM (Advanced Cruise Missile) с использованием технологии «стелс» («невидимка»), поскольку считалось, что КРВБ первого поколения слишком уязвимы для средств ПВО противника. Предполагалось, что новые ракеты должны заменить все КР AGM-86B. В 1983 г. была начата полномасштабная разработка КР по программе ACM, целью которой было создание стратегической высокоточной системы авиационного оружия – крылатой ракеты, имеющей сниженную заметность и увеличенную дальность стрельбы, позволяющую уничтожать цели противника без захода самолета-носителя в зону действия его ПВО. Ракета получила обозначение AGM-129А.

Первое летное испытание КР AGM-129А состоялось в середине 1985 г., в середине 1990 г. началось их производство. Дальность действия этих ракет была увеличена до 3000 км, точность (КВО) составила 30-90 м. Высокая точность стрельбы AGM-129А обеспечивается системой управления и наведения, представляющей собой комбинацию инерциальной системы (работает на всех участках полета), системы коррекции траектории по изображению рельефа местности TERCOM (работает на среднем и конечном участках полета) и высокоточного доплеровского лазерного измерителя скорости и сноса. По сравнению с AGM-86В повышенная точность обеспечивается не только за счет применения новых узлов и электроники (бортовая цифровая ЭВМ, лазерные гироскопы, акселерометры, барометрический высотомер), но и благодаря программно-математическому обеспечению нового поколения. Для снижения радиолокационной заметности (минимально возможной эффективной поверхности рассеивания) в конструкции ракеты использован ряд мер, включая изготовление корпуса из радиопоглощающих материалов, применение крыльев и хвостовых стабилизаторов обратной стреловидности, заостренного носового корпуса и др. На ракете применен тот же ядерный заряд с изменяемой мощностью W80-1, что и в КРВБ AGM-86В. Этими ракетами были оснащены ТБ В-52Н (предполагавшееся развертывание этих КР на ТБ В-2А и В-1В столкнулось с рядом различных проблем и потому было решено отказаться от их оснащения ракетами AGM-129А).

Первоначально планировалось изготовить 2500 таких КР, потом это количество было сокращено до 1460 ед., а затем и до 1000 ед. В январе 1992 г. было объявлено, что число произведенных ракет не превысит 640 ед. В сентябре 1993 г. сборочные линии после выпуска 509 КР данного типа были закрыты.

В 1985 г. ВВС США начали исследования на предмет усовершенствования ракеты AGM-129А. Новый вариант – AGM-129В должен был оснащаться проникающей термоядерной БЧ, иметь меньшую массу и оснащаться электроникой нового поколения. Однако в 1991 г. решением Конгресса программа была закрыта.

Сообщалось также о программе разработки неядерной модификации ракеты – AGM-129С. Однако эта программа не вышла из стадии эскизного проектирования.


Россия стала родиной самолётов-бомбардировщиков благодаря конструктору Игорю Сикорскому, который в 1913 году создал первый самолёт этого типа. В СССР также был создан и самый массовый в мире бомбардировщик. А 20 января 1952 года свой первый полёт совершил первый межконтинентальный реактивный бомбардировщик М-4, созданный В.М. Мясищевым. Сегодня обзор самолётов-бомбардировщиков, созданных отечественными конструкторами.

Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик


Первый в мире бомбардировщик был создан в России в 1913 году Игорем Сикорским и получил название в честь былинного богатыря. «Илья Муромец» - так назывались различные модификации этого самолёта, которые выпускались в России с 1913 по 1917 годы. Основные детали самолёта были деревянными. Нижнее и верхнее крылья собирались из отдельных частей и соединялись по разъёмам. Размах крыла первого бомбардировщика составлял 32 метра. Поскольку в те годы в России авиамоторы не производились, то на «Илье Муромце» были установлены моторы «Argus» немецкого производства. Отечественный мотор Р-БВ3 на бомбардировщик поставили в 1915 году.


«Илья Муромец» был 4-моторным, и даже остановка двух моторов не могла заставить самолёт сесть. Во время полёта по крыльям самолёта могли ходить люди, и это не влияло на равновесие самолёта. Выход на крыло во время испытаний самолёта совершил сам Сикорский, чтобы убедиться, что в случае необходимости лётчик может производить ремонт двигателя прямо в воздухе.


В конце декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление Военного совета о создании «Эскадры воздушных кораблей», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. На первое боевое задание самолёты российской эскадры вылетели 27 февраля 1915. Первый вылет оказался безрезультатным, поскольку лётчики заблудились и не нашли цели. На следующий день задание было выполнено успешно: лётчики сбросили 5 бомб на железнодорожную станцию, и упали бомбы прямо среди подвижного состава. Результат налёта бомбардировщиков удалось запечатлеть на фото. Кроме бомб на вооружении бомбардировщика «Илья Муромец» был установлен пулемёт.


Всего в годы Первой мировой русские бомбардировщики совершили 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн бомб и уничтожив 12 вражеских истребителей. Боевые потери составили только один самолёт.

ТБ-1 - первый в мире тяжёлый бомбардировщик

В начале 1920-х среди советских самолётостроителей разгорелась дискуссия о том, из чего строить самолёты. Большинство придерживалось мнения, что советские самолёты должны быть деревянными, то были и те, кто настаивал, что СССР должен создавать цельнометаллические самолёты. Среди последних был и молодой инженер Андрей Николаевич Туполев, который смог настоять на своём мнении.


ТБ-1, который после долгих испытаний и доработок в 1931 году всё же сошёл с конвейера, стал первым отечественным бомбардировщиком-монопланом, первым отечественным цельнометаллическим бомбардировщиком и первым бомбардировщиком советской конструкции, поступившим в серийное производство. Именно с ТБ-1 в СССР началось становление стратегической авиации. Эти машины бороздили небо более двух десятилетий.

Именно на ТБ-1 было опробовало множество инноваций, которые впоследствии использовались в авиации, в частности система "автопилот", системы радиоуправления, системы катапультирования и проч. Самолёт мог нести 1030 кг бомбовой нагрузки и стрелковое вооружение (три спаренных установки). Экипаж самолёта – 5-6 человек.


На ТБ-1 и его модификациях было установлено несколько мировых авиарекордов. Так, именно на этом бомбардировщике был совершён первый в истории перелет на самолёте из СССР в США. В 1934 году на ТБ-1 летчик А.В. Ляпидевский спасал челюскинцев и вывез из лагеря всех женщин и детей. Бомбардировщики ТБ-1 состояли на вооружении в СССР до 1936 года, а некоторые – до начала Великой Отечественной.

Пе-2 - самый массовый бомбардировщик



В 1938 знаменитая туполевская «шаражка» начала разработку пикирующего бомбардировщика Пе-2, который стал впоследствии самым массовым советским бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны.

Пе-2 был очень компактен и имел цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы. На бомбардировщике было установлено 2 двигателя М-105Р жидкостного охлаждения по 1100 л.с., которые позволяли самолёту развивать скорость до 540 км\ч (только на 30 км/ч меньше, чем у истребителя Ме-109Е, стоявшего на вооружении у фашистской армии).


В 1940 году были выпущены 2 серийных бомбардировщика, а в начале 1941 года с конвейера сошло уже 258 бомбардировщиков Пе-2. 1 мая 1941 года новый бомбардировщик, который получил 95-й авиаполк полковника Пестова, пролетел во время парада над Красной площадью. Пе-2 приняли участие в боевых действиях буквально в первые дни войны. К 1943 году бомбардировщики Пе-2 занимали первое место по количеству в бомбардировочной авиации. Благодаря высокой точности бомбометания они были весьма эффективным оружием. Известен факт, когда летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса 16 июля 1943 года на своих 115 самолетах уничтожили 229 автомашин, 55 танков, 12 пулеметных и минометных точек, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 7 складов горючего и боеприпасов.


И хотя в 1944 году на фронт начали поступать Ту-2, которые по основным параметрам превосходили Пе-2, «пешка» до конца войны оставалась основным советским бомбардировщиком и вместе с стала легендой советской авиации.


В начале 1945 года на дальневосточных аэродромах СССР случайно оказались 4 американских самолёта B-29, которые участвовали в бомбардировке Японии и оккупированных ею территорий. Когда Компартия и Советское правительство дали конструкторам задание создать современный дальний бомбардировщик, профессор МАИ и авиаконструктор Владимир Мясищев предложил скопировать американские бомбардировщики, но установить на новый самолёт отечественные двигатели АШ-72, а американские пулемёты заменить на пушки Б-20.


Ту-4, лётные испытания которого состоялись уже в 1947 году, - цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолёту разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка - 8 тонн. Эффективность самолёта удалось повысить благодаря использованию автоматики. Например, бортовой локатор с автопилотом позволили находить цели и поражать их даже в ночное время.


Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.

Всего было построено 847 самолётов, 25 из которых передали Китаю.


В конце 1940-х с появлением ядерного оружия появилась необходимость в средствах его доставки. Необходимы были бомбардировщики, которые превосходили существующие по техническим характеристикам примерно в 2 раза. Первыми к разработке концепции такого самолёта приступили американцы. Так появились В-60 и В-52, которые поднялись в воздух весной 1953 года. В СССР работы над бомбардировщиком такого класса развернулись с существенным опозданием. Сталин поручил разработку самолета профессору МАИ В.Мясищеву, который подал в правительство научно обоснованное предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11000 – 12000 км, но при этом были установлены очень жёсткие сроки реализации проекта. К декабрю 1952 года опытный экземпляр самолёта был построен, а в январе 1953 года бомбардировщик М-4 - восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, оснащенный 4-мя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа, - совершил свой первый полёт.


В результате изменений и доработок был создан самолёт, дальность полёта которого в сравнении с более ранними моделями увеличилась на 40% и превышала 15 тыс. км. Продолжительность полёта с одной дозаправкой составляла 20 часов, что дало возможность использовать М-4 в качестве межконтинентального стратегического бомбардировщика. Ещё одна инновация – новый бомбардировщик мог применяться как дальний морской торпедоносец.

Тактикой использования М-4 предусматривались полёты этих самолётов строем в составе эскадрильи или полка на высоте 8-11 км. Подходя к цели, самолёты нарушали строй и каждый бомбардировщик выполнял атаку на свой объект. Благодаря системе пушечного вооружения бомбардировщик мог эффективно противостоять самолетам-перехватчикам. Самолёты официально сняты с вооружения в 1994 году.


Проектирование бомбардировщика Ил-28 начиналось с хвоста. Дело в том, что создание этого самолёта стало возможным благодаря запуску в серийное производство надежного английского ТРД с центробежным компрессором «Нин», в котором была использована оборонительная подвижная установка, которая и определила основные компоновочные особенности Ил-28.


Главным преимуществом самолёта оказался тот факт, что Ил-28 был устойчив на всём диапазоне скоростей. Он легко выполнял любые маневры, необходимые для бомбардировщиков, выполнял виражи с креном до 80 градусов. При боевом развороте набор высоты достигал 2 км.


Ил-28 выпускался по лицензии в КНР под названием H-5. Самолёт широко эксплуатировался в более чем 20 странах. Всего было выпущено около 6 тыс. единиц.

Су-34 - бомбардировщик поколения 4+


Российским бомбардировщиком поколения 4+ стал бомбардировщик Су-34, предназначенный для нанесения высокоточных ударов по надводным и сухопутным целям в любое время суток. Его проектирование закончилось в начале 1990-х годов.


Некоторые элементы Су-34 выполнены с использованием технологии Stealth. Так, в самолёте уменьшена степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Радиопоглощающие материалы и покрытия сделали Су-34 менее заметным на экранах РЛС, чем такие самолёты, как Су-24, F-111 и F-15E. Ещё один элемент боевой живучести Су-34 - наличие у штурмана-оператора второго управления.


Фронтовые бомбардировщики Су-34, по оценкам специалистов, во много раз превосходят предшественников. Самолёт, боевой радиус которого превосходит 1000 км, может нести на борту 12 тонн различного вооружения. Точность бомбометания составляет 5-7 метров. И эксперты утверждают, что свой ресурс Су-34 ещё не расходовал.


Бомбардировщик Ту-95 был первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Первый вылет прототипа Ту-95, созданного в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева, состоялся 12 ноября 1952 года, а серийное производство было начато в 1955 году и продолжается и сегодня.
мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов этого класса – бомбардировщики пролетели за 43 часа около 30 тыс. км над тремя океанами, совершив 4 дозаправки в воздухе. А в феврале 2013 года два стратегических бомбардировщика Ту-95 «Медведь» с крылатыми ракетами с ядерными боеголовками на борту совершили облёт западно-тихоокеанского острова Гуам за несколько часов до обращения к нации американского президента Барака Обамы. Газета «Washington Free Beacon» назвала этот факт «знаком растущей самоуверенной стратегической напористости Москвы по отношению к США ».

Стоит отметить, что значимый след в истории авиации оставили и бомбардировщики, созданные в Великобритании, США, Италии, Польше, Японии и других странах. Ранее мы публиковали обзор о времён Второй мировой войны.