Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

О нераспространении ядерного оружия 1968 г. Договор о нераспространении ядерного оружия

Был подготовлен комитетом ООН по разоружению. 12 июня 1968 года он был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. Одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне 1 июля 1968 года началось подписание Договора. Договор вступил в силу 5 марта 1970 года.

Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 года. С 1992 года правопреемником СССР по выполнению Договора является Российская Федерация.

Участниками Договора являются 190 государств . Договор не подписали Индия, Пакистан, Израиль.

О выходе из ДНЯО заявила КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как участника ДНЯО.

Договор служит одним из факторов обеспечения международной безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии. Состоит из преамбулы и 11 статей.

Согласно Договору, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства кому бы то ни было, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.

Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Договор закрепляет неотъемлемое право государств — его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под строгим и эффективным международным контролем.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, должно заключить соглашение.

Важным дополнением являются принятые до подписания Договора резолюции Совета Безопасности ООН (19.6.1968) и соответствующие заявления ядерных держав — СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств — участников Договора.

Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора . На Конференции 1995 года он был продлен бессрочно. На Конференции 2000 года был принят Заключительный документ, в котором содержится рассчитанный на перспективу "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения, а также разоружения.

3-28 мая 2010 года в Нью-Йорке прошла VIII обзорная Конференция по ДНЯО. Она завершилась консенсусным принятием итогового документа, состоящего из двух частей. Первая — анализ ситуации с выполнением всех статей Договора (этот раздел принят со ссылкой, что он лишь отражает мнение председателя). Вторая — согласованные выводы и рекомендации (т.н. План действий), которые содержат 64 практических "шага", нацеленных на укрепление Договора на основе выверенного баланса между тремя его основными составляющими: ядерное разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии.

В 2012 году стартовал очередной обзорный цикл Договора, который завершится Конференцией 2015 года по рассмотрению его действия.

30 апреля — 11 мая в Вене прошла первая сессия Подготовительного комитета (ПК-1) Конференции 2015 года по ДНЯО. В ходе данного мероприятия состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным проблемам нераспространения, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии.

Вторая сессия ПК прошла в Женеве (22 апреля — 3 мая 2013 года). Ее важным итогом стало подтверждение всеми государствами-участниками того, что ДНЯО остается стержневым элементом системы международной безопасности.

Третья сессия Подготовительного комитета Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО прошла 28 апреля — 9 мая 2014 года в Нью-Йорке. Одним из центральных событий ПК-3 стало одновременное подписание ядерными державами "на полях" сессии Протокола о предоставлении гарантий безопасности государствам-участникам Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

Это стало реальным практическим вкладом в дело укрепления режима ядерного нераспространения и продвижения к миру без ядерных вооружений.

Проведение Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия запланировано на 27 апреля — 22 мая 2015 года в Нью-Йорке.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ТАСС-ДОСЬЕ /Татьяна Чукова/. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО; Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons - NNPT, или Non-Proliferation Treaty - NPT), - многосторонний международный документ, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью не допустить расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, и ограничить возможность возникновения вооруженного конфликта с применением такого оружия.

Документ был одобрен 12 июня 1968 г. на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН и открыт для подписания 1 июля 1968 г. в Лондоне, Москве и Вашингтоне (депозитарии - Великобритания, СССР и США). Вступил в силу 5 марта 1970 г. после сдачи на хранение ратификационных грамот 40 стран, включая страны-депозитарии. В 1992 г. к нему присоединились Франция и Китай. Таким образом, обязательства по этому документу несут все пять постоянных членов СБ ООН. В настоящее время участниками договора являются 190 государств. Вне документа остаются Израиль, Индия и Пакистан, в 2003 г. из него вышла КНДР (участник ДНЯО с 1985 г.).

Согласно ДНЯО, "государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 г.". Таким образом, статус официальных ядерных держав был закреплен за США, Великобританией, Францией, Китаем и СССР, после распада которого этот статус сохранила за собой Россия (Белоруссия, Казахстан и Украина в качестве неядерных государств присоединились к договору в 1993-1994 гг.). Остальные страны-участники ДНЯО добровольно отказались от права обладания ядерным оружием.

ДНЯО содержит встречные обязательства ядерных и неядерных государств. Первые обязались не передавать кому- либо ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а государства, не обладающие таким оружием, - не производить и не приобретать его. Однако ДНЯО не запрещает размещение ядерного оружия на территории государств, не обладающих им.

Договор поддерживает неотъемлемое право сторон развивать ядерную энергетику в мирных целях. И в то же время в его рамках создана система гарантий, в соответствии с которой Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) имеет право проверять выполнение неядерными странами своих обязательств по нераспространению ядерного оружия.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 г. и заявления трех ядерных держав (СССР, США и Великобритании) по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств - участников договора (сделаны 19 июня 1968 г.). В соответствии с резолюцией, в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения СБ ООН и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии. Резолюция подтверждает право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН до тех пор, пока СБ не примет мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

Каждые пять лет участники ДНЯО проводят конференции по рассмотрению действия договора (обзорные конференции).

На 5-й конференции в 1995 г. было принято решение о бессрочном действии договора (первоначальный срок - 25 лет).

На конференции 2000 г. пять ядерных держав объявили о введении моратория на любые виды ядерных испытаний, не дожидаясь вступления в силу Договора об их всеобъемлющем запрещении (ДВЗЯИ), а также о намерении продолжать сокращение запасов стратегического и тактического оружия и повышении транспарентности. Заключительный документ конференции включил "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения и разоружения - "13 шагов на пути ядерного разоружения".

В 2005 г. участникам не удалось принять согласованный заключительный документ, было констатировано, что "программа 13 шагов" осталась невыполненной.

В 2010 г. был согласован План действий, содержавший 64 практических "шага", нацеленных на укрепление договора.

40 лет назад, 1 июля 1968 года, было подписано фундаментальное международное соглашение - о нераспространении ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 года). Это наиболее мощный и универсальный международный договор, ограничивающий распространение каких-либо вооружений: к нему присоединились 189 государств мира.

Инициатива принятия Договора исходила от Ирландии. В отличие от многих иных международных соглашений хорошо известно имя человека, который предложил эту идею - это был Фрэнк АйкенFrank Aiken, министр внешних сношений Ирландии. Он впервые озвучил призыв к заключению подобного договора в 1958 году, за десять лет до его фактического подписания. Первой страной мира, которая присоединилась к Договору, стала Финляндия. В 1968 году Договор был принят на конференции в Лондоне. В церемонии приняли участие представители около 60-ти государств. Изначально срок действия этого Договора определялся в 25 лет, но в 1995 году страны-участницы согласились бессрочно продлить срок его действия.

Фактически, Договор разделил страны мира на две категории: страны, обладающие ядерным оружием,и безъядерные государства. К числу государств, обладающих атомным оружием, на тот момент относились США (получили ядерное оружие в 1945 году), СССР (1949), Великобритания (1952), Франция (1960) и Китай (1964).

Договор основан на трех фундаментальных принципах: во-первых, нераспространении, во-вторых, разоружении и, в-третьих, мирном использовании ядерных материалов и технологий. Договор обязывает неядерные державы воздерживаться от производства и приобретения ядерного оружия, а также признать контроль Международного Агентства по Ядерной Энергии (МАГАТЭ)International Atomic Nuclear Agency над всеми своими атомными объектами. Ядерные державы, в свою очередь, обязались воздерживаться от передачи неядерным государствам технологий и материалов, которые могут быть использованы для создания атомного оружия, за исключением сделок, проходящих под контролем МАГАТЭ. Исключение сделано лишь для мирных атомных технологий.

К Договору не присоединились Пакистан и Индия, официально объявившие о наличии у них ядерного оружия (1998 год), и Израиль, не признающий, но и не отрицающий наличие у него ядерного оружия. Еще одним исключением является Северная Корея, которая стала единственной страной мира, которая дважды выходила из этого Договора о нераспространении ядерного оружия. КНДР присоединилась к этому Договору в 1985 году, в 1993 году вышла из него, снова присоединилась к нему в 1994 году и вновь отказалась участвовать в нем в январе 2003 года. Страна, участвующая в Договоре о нераспространении ядерного оружия, может выйти из него, предупредив об этом за 90 дней (с примерной формулировкой, что экстраординарные обстоятельства, связанные с предметом действия данного соглашения, подвергают опасности высшие интересы данного государства).

В 1995 году истекал срок действия Договора, поэтому члены "ядерного клуба" приложили значительные усилия, чтобы жизнь этого соглашения была продолжена. Этого удалось добиться, однако ядерные державы приняли на себя ряд дополнительных обязательств - этот шаг был сделан по требованию неядерных стран. В числе этих обязательств была работа над соглашениями о тотальном прекращении ядерных испытаний и контроле над ядерными материалами, а также обязательство предпринимать "систематические и прогрессивные усилия по уменьшению количества ядерных вооружений в глобальном масштабе со стратегической целью тотального уничтожения этого оружия".

Результаты Договора достаточно противоречивы. Три страны остались за рамками этого соглашения и создали свое ядерное оружие (Индия, Пакистан и, возможно, Израиль). Одна страна стала ядерной, однако впоследствии отказалась от своей атомной бомбы, однако, большей частью, по внутренним причинам (ЮАР). Еще одна предпринимала реальные попытки стать членом ядерного клуба, однако была вынуждена прекратить их в результате войны (Ирак). Одна вышла из Договора и создала ядерное оружие (Северная Корея), которое рассматривает, скорее, как предмет торговли и гарантии дальнейшего существования имеющегося режима. Еще одно государство, судя по всему, пытается создать атомную бомбу, которую считает гарантией своей безопасности и средством повышения международного статуса (Иран). 27 Июня 2008 Washington ProFile

Договор о нераспространении. Краткая история

По подсчетам исследовательской организации Совет по Защите Природных РесурсовNatural Resources Defense Council, в 1968 году (год подписания договора о нераспространении ядерного оружия) в мире насчитывалось 38 974 ядерных зарядов. В 1980 году их было 55 246, в 1986 - был установлен абсолютный рекорд - 70 481. После этого ядерные арсеналы начали сокращаться: до 40 344 в 1995 году, 28 245 - в 2005 и 20 100 - в 2008.

Однако здесь учтены только данные по пяти членам "ядерного клуба" - США, СССР (России), Великобритании, Китая и Франции. Ядерное оружие есть (или предполагается, что есть) еще у четырех стран - Индии, Пакистана, Северной Кореи и Израиля, которые в совокупности обладают 300-500 ядерными зарядами.

1957 год. По инициативе президента США Дуайта ЭйзенхауэраDwight Eisenhower, было образовано Международное Агентство по Ядерной Энергии (МАГАТЭ)International Atomic Nuclear Agency - подразделение ООН, призванное контролировать процесс использования ядерных материалов и технологий.

1958 год. Ирландия предложила ООН проект резолюции, которая должна остановить дальнейший процесс распространения ядерных вооружений.

1960 год. Франция провела первый ядерный взрыв, таким образом, став четвертой ядерной державой (после США, СССР и Великобритании).

1961 год. Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила Резолюцию 1665, основанную на ирландском проекте. Ассамблея призвала правительства государств мира начать переговоры, дабы остановить дальнейшее расползание ядерных вооружений. В резолюции былоуказано, что страны мира, уже обладающие ядерным оружием, обязаны прилагать все усилия для обеспечения надлежащего контроля над ними и должны воздерживаться от передачи соответствующих технологий и материалов государствам, у которых ядерного оружия нет. В свою очередь, неядерные державы призвали не производить и не принимать от ядерных держав ядерных вооружений. Эти принципы легли в основу Договора о Нераспространении Ядерного Оружия.

1963 год. Президент США Джон КеннедиJohn Kennedy сделал одно из прославивших его заявлений. Он предсказал, что в ближайшее время в "ядерный клуб" вступят еще 15 или 20 государств. Кеннеди заявил: "Я прошу Вас остановиться и подумать, что означает иметь страшное оружие в столь разных руках: у стран малых и больших,стабильных и нестабильных, ответственных и безответственных...Если это произойдет, то нельзя будет говорить ни о мировой стабильности, ни о мировой безопасности, ни о реальном разоружении".

Это заявление Кеннеди было сделано через месяц после публикации секретного меморандума Министерства Обороны СШАDepartment of Defense. В меморандуме указывалось, что 8 стран мира - Канада, Китай, Индия, Израиль, Италия, Япония, Швеция и ФРГ - в течение ближайшего десятилетия получат возможность производства ядерного оружия. Более того, в меморандуме содержался следующий прогноз: через 10 лет стоимость производства атомной бомбы снизится настолько, что возможность обладать наиболее мощным видом оружия, изобретенным человеком, получат десятки иных государств. В результате, вероятность начала ядерной войны невероятно возрастет. Этот меморандум и подобные доклады, подготовленные во многих странах мира, стали одной из причин принятия Договора о нераспространении ядерного оружия.

1964 год. Китай провел успешные испытания своего ядерного оружия (соответствующие технологии и материалы были большей частью предоставлены СССР) и стал пятым членом "ядерного клуба". После успеха Китая, Индия начала лихорадочно создавать свою атомную бомбу.

1967 год. Подписан прецедентный Договор Тлателолко. В результате, в Латинской Америке была создана первая в мире безъядерная зона. Договор Тлателолко (вступил в силу в 1968 году) распространяется на государства Центральной и Южной Америки, а также на государства Карибского бассейна. На территории государств, образовавших безъядерную зону, запрещено хранение, испытание, использование и создание ядерных вооружений на своей территории.

За прошедшие десятилетия в мире появилось пять безъядерных зон. В 1985 году был заключен договор (Договор Раротонга), объявивший безъядерной зоной южную часть Тихого океана (вступил в силу в 1986 году). Кроме традиционных запретов, в этой части планеты запрещено проводить ядерные тесты, в том числе и в мирных целях, а, кроме того, захоронять радиоактивные отходы.

В 1995 году была создана безъядерная зона в Юго-Восточной Азии (Бангкокский Договор вступил в силу в 1996 году). К договору присоединились Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Мьянма (Бирма), Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Кроме территорий самих государств-подписантов, запрет на ядерное оружие распространяется также на зоны их экономических интересов, которые включают значительные части Тихого и Индийского океанов.

В 1996 году безъядерная зона появилась в Африке (Договор Пелиндаба). Действие этого соглашения распространяется на весь африканский континент и ряд прилегающих островов (всего 54 государства), однако данная конвенция до сих пор не вступила в силу. Государствам-участницам, кроме всего прочего, запрещено угрожать применением ядерного оружия. Кроме того, введен запрет на любого вида атаки на мирные ядерные объекты, находящиеся на территории данной зоны.

В 1992 году Южная и Северная Корея подписали декларацию о создании зоны, свободной от ядерного оружия на Корейском полуострове. Обе страны согласились не испытывать, производить, владеть, получать, хранить, развертывать или использовать ядерные вооружения, не разрешать (или закрыть имеющиеся) производства обогащения урана и использовать атомную энергию исключительно в мирных целях. Однако декларация так и не вступила в силу из-за того, что Северная Корея вышла из Договора о Нераспространении Ядерного Оружия и впоследствии испытала атомную бомбу.

В 2006 году в Семипалатинске (Казахстан) было подписано соглашение о создании центральноазиатской безъядерной зоны. К соглашению присоединились пять постсоветских государств этого региона - Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан. Это первая зона такого рода, целиком расположенная в северном полушарии.

1967 год. Предположительно в этом году Израиль получил материалы и технологии, необходимые для производства ядерного оружия.

1968 год. 12 июня Генеральная Ассамблея ООН одобрила Резолюцию 2373, в которой содержались основные положения будущего Договора о Нераспространении Ядерного Оружия. В поддержку этой резолюции высказались представители 95 государств, против - четыре (Албания, Куба, Танзания и Замбия).

1 июля Договор был открыт для подписания. К нему немедленно присоединились три из четырех ядерных держав - США, СССР и Великобритания. Китай и Франция отказались подписать Договор: Китай назвал его дискриминационным, Франция выразила сомнение, что подписанты будут соблюдать условия соглашения. Пекин и Париж присоединились к Договору только в 1992 году.

1970 год. К договору присоединились 46 государств.

1974 год. Индия стала первым неядерным государством, которое провело ядерные испытания. На полигоне Похран был проведен подземный "мирный ядерный взрыв" (определение МИДа Индии).В 1997 году бывший руководитель индийской ядерной программы признал, что этот взрыв имел не только мирную направленность. Договор тогда не запрещал неядерным государствам проводить подобные тесты (соответствующее дополнение появилось лишь в 2000 году).

Тем не менее, результатом этой акции стали скандалы в США и Канаде, которые снабжали Индию ядерными материалами и оборудованием, считая, что помогают индийскому мирному атому. В итоге, в 1975 году была образована новая неофициальная международная структура - Группа Поставщиков Ядерных МатериаловNuclear Suppliers Group, которая начала следить за соответствующим направлением международной торговли.

1974 год. МАГАТЭ впервые опубликовала перечень ядерных материалов, для экспорта которых в неядерные государства требовалось получать особые разрешения. В 1978 годуГруппа Поставщиков Ядерных Материалов предложила свой вариант списка, который был одобрен МАГАТЭ.

1980-е годы. Начало 1980 годов было ознаменовано очередным ухудшением отношений между СССР и США: опасность начала ядерной войны была как никогда серьезной. Разрядка началась во второй половине десятилетия: в 1987 году обе стороны согласились полностью уничтожить целый класс ракет среднего радиуса действия, а потом начали переговоры по кардинальному уменьшению ядерных арсеналов (соответствующий договор был подписан в 1991 году). На этом фоне свои военные ядерные программы активно развивали Пакистан, Иран, Северная Корея, Тайвань и ЮАР.

Аргентина и Бразилия совместно отказались от попыток создания своих атомных бомб, позднее, под давлением США, на аналогичный шаг пошел Тайвань. К Договору о нераспространении присоединились еще около 30-ти государств, включая Северную Корею.

1991 год. Совет Безопасности ООН принял знаменитую Резолюцию 687. В ней говорится, что Ирак должен согласиться на безусловные и осуществляемые под международным надзором "уничтожение, удаление или приведение в негодность" его оружия массового поражения и баллистических ракет дальностью свыше 150 км. Резолюция появилась после того, как было доказано, что Ирак тайно приобрел ядерные материалы и технологии в нарушение Договора о нераспространении, участником которого он являлся. Эта Резолюция, точнее хроническое невыполнение Ираком ряда ее условий, в конечном итоге стали поводом для начала войны в 2003 году. Впоследствии стало очевидным, что Ирак не обладал оружием массового уничтожения.

1991 год . ЮАР присоединилась к Договору, как неядерное государство. Два года спустя, представители ЮАР признали, что их государство самостоятельно изготовило 6 ядерных зарядов.

1992 год . Независимые Беларусь, Казахстан и Украина подписали Лиссабонский протокол, заявив, что намерены присоединиться к Договору в качестве неядерных государств. К 1994 году этот процесс был завершен. Советские ядерные арсеналы, находившиеся на территории этих республик, были вывезены в Россию. В том же году к Договору присоединились Китай и Франция.

1993 году. Северная Корея приостановила свое членство в Договоре, а МАГАТЭ обвинила Пхеньян в несоблюдении статей Договора.

1995 год. Пять членов "ядерного клуба" пообещали не угрожать использовать ядерное оружие против неядерных государств, присоединившихся к Договору о нераспространении.

1998 год. Индия и Пакистан провели военные ядерные испытания и официально объявили об обладании ядерным оружием.

2003 год. Северная Корея объявила о выходе из Договора. МАГАТЭ впервые опубликовала доклад, в котором выражалась озабоченность направлением секретной ядерной программы Ирана. Ливия согласилась остановить все секретные программы разработки и производства оружия массового уничтожения, включая ядерное.

2005 год. Северная Корея пообещала отказаться от военных ядерных программ. МАГАТЭ передало иранское досье в Совет Безопасности ООН.

2006 год. Северная Корея произвела первые успешные испытания ядерного заряда.

2007 год. Северная Корея в очередной раз согласилась начать переговоры об уничтожении своих военных ядерных программ. 27 Июня 2008 Washington ProFile

Война с ядерным оружием. Доказательная база

Практически сразу после того, как на мировой авансцене появилось ядерное оружие, были предприняты попытки доказать, что само его существование бессмысленно и незаконно.

Логика сторонников тотального отказа от ядерного оружия следующая. По их мнению, наличие подобного оружия у небольшой группы государств само по себе нечестно, по отношению к другим странам. Многие неядерные государства, имеющие или имевшие ядерные амбиции, мотивировали свои попытки тем, что договор узаконил гегемонию великих держав, лишив более бедные или менее удачливые страны возможности противостоять их нажиму. Одним из механизмов сдерживания чрезмерных аппетитов великих держав, а также серьезным аргументом в переговорах они и считают ядерное оружие.

Само существование ядерных арсеналов периодически побуждает неядерные государства производить действия, направленные на получение "своей" атомной бомбы. Режим нераспространения ядерного оружия и технологий не способен защитить от этого: во-первых, потому что ядерной технологии уже более 60-ти лет, и многим специалистам прекрасно известно, как надо создавать бомбу, во-вторых, наличие подобных запретов не остановило четыре страны, которые получили в свое распоряжение ядерное оружие.

Ядерные державы традиционно рассматривали свои ядерные арсеналы в большей степени как средство политического сдерживания, а не как реальное боевое оружие. Ядерное оружие не является оружием в общепринятом смысле этого слова. Его применение несет опасность для всех участников конфликта. Его наличие не способно предотвратить войну или использование иных видов оружия массового уничтожения. Ядерное орудие - крайне дорогое удовольствие, которое, однако, не повышает уровень безопасности страны, им обладающей. Никакое международное соглашение не способно стопроцентно гарантировать, что ядерное оружие не будет применено: ядерный взрыв может стать результатом технической аварии, ошибки персонала или результатом действий террористов.

Последствия этого будут ужасающими: лишь за одну секунду ядерного взрыва выделяется энергии больше, чем за все время использования конвенционных вооружений. Особенностью ядерного оружия является неизбирательность: от него пострадает не только страна, участвующая в вооруженном конфликте, но и многие другие страны, а также бесчисленные будущие поколения.

На самом первом заседании Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся в Лондоне 24 января 1946 года, была создана специальная комиссия, перед которой была поставлена следующая задача: предложение мер, которые способны привести "к изъятию из национальных арсеналов атомного оружия и всех иных видов вооружений, пригодных для массового уничтожения". Впоследствии, Генеральная Ассамблея неоднократно принимала подобные резолюции, призывая к отказу от ядерного оружия.

Договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в 1970 году, также подразумевал, что его стратегической целью является уничтожение атомной бомбы. Статья 6 Договора гласит, что "каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем". В разгар Холодной войны, когда размеры ядерных арсеналов поражали воображение и могли многократно уничтожить планету, это положение выглядело несерьезно. Ситуация изменилась после распада СССР (1991 год) и прекращения ядерного противостояния между Востоком и Западом.

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН обратилась в Международный СудInternational Court of Justice (юридическое подразделение ООН, обладающее высшей юрисдикцией по общим вопросам международного права) с просьбой дать ответ на вопрос: "Допускает ли международное право угрозу применения ядерного оружия?". Любопытно, что за соответствующую резолюцию проголосовали далеко не все государства мира: "за" высказались 79 государств, "против" - 43 (включая, США, Россию, Великобританию и Францию), воздержались - 38 (включая пятого члена "ядерного клуба" - Китай). Представители еще 18-ти государств в голосовании участия не приняли.

Суть этого шага заключалась в следующем: неядерные государства подобным образом рассчитывали на то, чтобы лишить ядерное оружие его политического значения - считалось и считается по сей день, что в споре ядерной и неядерной страны лучшие козыри находятся на руках у ядерного государства. Этим рассуждением частично вдохновлялись идеологи ядерных программ Северной Кореи и Ирана.

В состав Международного Суда входили 15 юристов, специализирующихся на международном праве, они были отобраны не как представители своих государств и народов, а как специалисты в области юриспруденции. Каждый из них был одобрен на голосовании Генеральной Ассамблеи ООН. В состав суда, рассматривавшего этот вопрос, входили юристы из пяти "ядерных государств" (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай), также были по трое судей из Европы и Африки, двое - из Азии, один - из Латинской Америки.

Суд рассматривал этот иск более полутора лет, вердикт был вынесен в 1996 году. Это время было потрачено на изучение последствий использования ядерного оружия, а также на анализ международного законодательства (включая законы и обычаи войны, содержащиеся в религиозных традициях). Международный Суд сформулировал свой вердикт в 105 параграфах. Он постановил, что не существует законодательных норм, которые бы разрешали бы угрожать применением ядерного оружия, и подобные угрозы должны считаться незаконными. Этот вывод был сделан на основе ряда заключений о сути войны и об уникальности ядерного оружия. К примеру, ядерное орудие способно приносить неоправданные страдания солдатам враждующих сторон; оно убивает и ранит не только комбатантов, но и мирное население; оно способно убивать граждан нейтральных государств (например, в результате радиоактивного заражения местности); оно не является "пропорциональным" ответом на атаку; оно способно нанести серьезный и долговременный ущерб окружающей среде; в результате его применения могут страдать многие поколения и пр.

Суд единогласно постановил, что "все государства мира должны вступить в необходимые переговоры с целью провести полное ядерное разоружение под строгим и эффективным международным контролем". Вердикт Международного Суда был признан большой победой борцов с ядерным оружием, однако непосредственного эффекта он не имел. Однако этот вердикт стал судебным прецедентом, ставшим составной частью международного права. 27 Июня 2008 Washington ProFile

Попытки уничтожения бомбы. Набор инициатив

Попытки полностью уничтожить ядерное оружие начали предприниматься буквально сразу после его появления. Некоторые подобные инициативы привели к серьезным подвижкам в мире. Однако их стратегическая цель - тотальный и окончательный отказ от атомной бомбы - достигнута не была.

План Баруха

Впервые ядерное оружие было испытано в США 16 июля 1945 года. Эта дата стала началом ядерного века. Три недели спустя, атомная бомба была сброшена на японский города Хиросима. С 1945 по 1949 год (успешные испытания советской атомной бомбы) США были единственной в мире державой, обладавшей наиболее мощным оружием в истории человечества. Тогда президент США Гарри ТрумэнHarry Truman считал атомную бомбу, скорее, средством устрашения, чем видом вооружений. В последующие десятилетия ситуация изменилась.

Одной из причин этого был провал первого проекта тотального запрещения ядерного оружия, вошедшего в историю под названием "План Баруха"Baruch Plan, названного по имени Бернарда БарухаBernard Baruch, который был назначен Трумэном представителем США в только что созданной Комиссии ООН по Ядерной Энергии. На первом заседании Комиссии, в июне 1946 года, этот план был оглашен. Он предусматривал, что все государства, проводящие исследования в ядерной сфере, должны обмениваться соответствующей информацией; все ядерные программы должны носить исключительно мирный характер; ядерное оружие и иные виды оружия массового уничтожения должны быть уничтожены - для выполнения этих задач требуется создать компетентные международные структуры, которые обязаны контролировать действия отдельных государств.

При этом США пошли ва-банк: они предложили отказаться от своего ядерного оружия при условии, что остальные государства примут на себя обязательство не производить его и согласятся создать адекватную систему контроля. План был отвергнут СССР. Советские представители объяснили это тем, что в ООН доминировали США и их союзники, следовательно, им было невозможно доверять. Поэтому СССР предложил, чтобы США уничтожили свои ядерные боеприпасы ДО того, как остальные страны создадут систему контроля - это предложение было отвергнуто Вашингтоном. В 1949 году на дипломатической конференции в Женеве СССР выступил с контрпредложением: он предложил объявить ядерное оружие вне закона. К тому времени Холодная война набирала обороты, и инициатива СССР также не нашла понимания. После краха "Плана Баруха" и советской инициативы в мире началась ядерная гонка, которая продолжается до сих пор.

Манифест Рассела-Эйнштейна

В 1955 году ведущие мировые СМИ получили сообщение, что в Лондоне будет оглашено сообщение чрезвычайной важности. 9 июля перед корреспондентами появился известный философ, математик и пацифист Бертран РасселBertrand Russell, который сообщил, что 11 известнейших ученых мира подписались под обращением к человечеству. В нем содержался призыв к миру и к отказу от ядерного оружия, поскольку ядерная война способна привести к гибели всего живого на планете: "Мы обращаемся как люди к людям. Вспомните о своем гуманизме и забудьте обо всем остальном". Это обращение вошло в историю под названием "Манифест Рассела-Эйнштейна"Russell-Einstein Manifesto.

Манифест подписали корифеи - из 11-ти подписантов только один не был обладателем Нобелевской премии. Среди них были ученые, чьи имена известны и полным профанам в науке, например, Альберт ЭйнштейнAlbert Einstein и Фредерик Жюлио-Кюри.

Инициатором принятия этого обращения был Джозеф РотблатJoseph Rotblat, физик, родившийся в Польше, и бежавший от нацистской оккупации сперва в Великобританию, а позже - в США. Он оказался единственным ученым, занятым в "Манхэттенском Проекте"Manhattan Project (сверхсекретный проект по созданию ядерного оружия), который прекратил работу над атомной бомбой по идейным причинам. Ротблат, при поддержке Рассела, и собрал эту "сборную" светил науки.

Любопытно, что авторы Манифеста предложили подписать его известнейшему германскому ученому Отто Хану, который отказался это сделать, поскольку сам работал над аналогичным обращением. Убежденный антикоммунист Хан также опасался, что Манифест будет использован СССР, поскольку Кюри и Рассел давно имели репутацию "друзей Советского Союза". Через шесть дней после появления Манифеста Рассела-Эйнштейна, на ежегодной встрече нобелевских лауреатов в городе Линдау (Германия) Хан огласил "Декларацию Майнау"Mainau Declaration, положения которой мало отличалась от изложенных в Манифесте.

Манифест и Декларация привели к тому, что в мире возникло мощное и весьма активное движение ученых против ядерной войны. В 1957 году в городке Пагуош (Канада) была образована новая организация - Пагуошская Конференция по Науке и Международным ОтношениямPugwash Conferences on Science and World Affairs, которая стала первой общественной структурой, которая начала вести борьбу за уменьшение ядерной угрозы. По стопам Пагуошской Конференции (в СССР более известна как "Пагуошское Движение") пошли сотни иных общественных организаций. Пагуошская Конференция сыграла важную роль в разработке и принятии многих международных соглашений в области разоружения и безопасности:

В 1995 году Джозеф Ротблат и Пагуошская Конференция получили Нобелевскую премию мира за "уменьшение роли, которую играет ядерное оружие в международных отношениях и, в долгосрочной перспективе, за уничтожение подобного оружия".

1990-е.

В 1990-е годы, после окончания Холодной войны, появилось достаточно много инициатив разного уровня и степени влияния, направленных на уничтожение ядерного оружия.

Канберрская Комиссия по Уничтожению Ядерного ОружияCanberra Commission on the Elimination of Nuclear Weapons была образована правительством Австралии в 1995 году. Активность Австралии (страна не обладает ядерным оружием, не имеет на своей территории АЭС, хотя и обладает колоссальными запасами урановых руд) объяснялась следующим образом: "ядерное оружие не признает государственных границ, поэтому активность обязаны проявлять абсолютно все страны, заинтересованные в своей безопасности". Перед Комиссией была поставлена задача разработки конкретных шагов, которые способны привести к уничтожению ядерных арсеналов. Комиссия привлекла к сотрудничеству многих известных специалистов, она продолжает свою работу по сей день, проводит научные конференции и публикует интересные исследования, однако конкретных результатов не добилась.

В 1996 году большое внимание привлекла инициатива отставных американских генералов - Ли БатлераLee Butler и Эндрю ГудпастераAndrew Goodpaster. Этих людей сложно было назвать убежденными пацифистами, ничего не понимающими в ядерных делах. До ухода в отставку Батлер возглавлял Стратегическое Командование СШАUnited States Strategic Command, то есть, командовал всеми стратегическими и тактическими ядерными зарядами морского и воздушного базирования. Гудпастер был главнокомандующим войсками НАТОNorth Atlantic Treaty Organization, после чего возглавлял прославленную академию Армии США в Вест-ПойнтеUnited States Military Academy.

Батлер и Гудпастер разработали план, согласно которому все ядерные государства должны были провести кардинальные сокращения своих ядерных арсеналов, а в перспективе и полностью отказаться от них. Лидерами этого процесса должны были стать США и Россия, которые должны были оставить в своем распоряжении по 100-200 ядерных зарядов. В рамках этого процесса требовалось отработать схему взаимного контроля. Батлер и Гудпастер предупреждали об опасности ядерного терроризма (тогда эта угроза не считалась столь серьезной, как сегодня) и случайного взрыва (например, в результате ошибки компьютера). Генералы также доказывали, что с военной точки зрения ядерное оружие перестало представлять ценность.

Генералы подчеркивали, что их идея отнюдь не нова для истэблишмента США. Так, они часто припоминали слова президента Дуайта ЭйзенхауэраDwight Eisenhower (возглавлял США в 1953- 1961 годы): "Ядерное оружие - это единственная вещь, способная уничтожить Соединенные Штаты". Впоследствии лидеры США неоднократно призывали к тотальному ядерному разоружению. Президенту Джону КеннедиJohn Kennedy принадлежит авторство следующей фразы:"Мир не должен быть тюрьмой, в которой человечество ожидает своей казни". Рональд РейганRonald Reagan также мечтал об "исчезновении ядерного оружия с лица Земли". Как известно, в 1985 году Рейган и советский лидер Михаил Горбачев сделали совместное заявление, продекларировав, что ядерную войну невозможно выиграть.

В 1998 году была сформирована группа "Коалиция Новой Программы"New Agenda Coalition, которую учредили Бразилия, Египет, Ирландия, Мексика, Новая Зеландия, Словения, ЮАР и Швеция. Ранее ЮАР и, предположительно, Бразилия создали свои атомные бомбы, но отказались от них, у Швеции и Египта имелись свои военные ядерные программы. Эти страны выпустили несколько деклараций, призывающих к отказу от ядерных вооружений, и успешно действовали на дипломатическом фронте, убедив многие ядерные государства в необходимости перемен.

"Коалиция" настаивала на том, чтобы государства с ядерным оружием однозначно признали, что их стратегической целью должно быть полное уничтожение своих ядерных арсеналов. В рамках этого Коалиция предлагала, чтобы ранее проведенные сокращения ядерных арсеналов были признаны постоянными (то есть, государство, которое ранее согласилось на определенные лимиты своей ядерной мощи не имело бы возможности взять свои слова назад и вновь начать увеличивать ее), чтобы ядерные силы постоянно не находились в состоянии повышенной боевой готовности (это должно снизить риск начала "случайно" ядерной войны), чтобы были использованы более эффективные методы международного контроля над ядерными арсеналами и пр.

Письмо четырех

В 2007 году влиятельная газета Wall Street Journal опубликовала открытое письмо, под которым стояли подписи двух бывших госсекретарей США - Джорджа ШульцаGeorge Shultz и Генри КиссинджераHenry Kissinger и бывшего министра обороны США Уильяма ПерриWilliam Perry и бывшего сенатора Сэма НаннаSam Nunn (соавтор знаменитой программы "Нанна-Лугара"). Авторы "письма четырех" призвали сократить зависимость от ядерного оружия и потенциально полностью отказаться от него. Четверка утверждала, что эту идею поддерживает большое число видных представителей истэблишмента США, включая людей, которые занимаются политическим и военным планированием. Многие из сторонников идей, изложенных в письме, сами принимали участие в наращивании ядерных арсеналов в период Холодной войны.

"Письмо четырех" появилось в момент, когда антиядерные настроения значительно усилились. В июле 2007 года опрос Simons Foundation показал, что более 82% американцев выступают за тотальное уничтожения ядерного оружия, лишь 3% поддерживают разработку новых видов ядерных вооружений. В конце 2007 года в США и России было проведено исследование Программы Оценок Международной ПолитикиProgram on International Policy Attitudes (действует в составе Университета МэрилендаUniversity of Maryland). Как оказалось, большинство американцев и россиян считают, что ядерные силы их государств не должны находиться в режиме повышенной боевой готовности, что размеры ядерных арсеналов следует серьезно сократить, а производство оружейного урана и плутония - серьезно ограничить. В перспективе, жители обеих стран предпочли бы полностью уничтожить ядерное оружие: 73% жителей США и 63% россиян поддержали бы тотальное уничтожение и запрещение ядерного оружия. 27 Июня 2008 Washington ProFile

Ядерный мир. Коллекция фактов

Точное количество ядерных вооружений и боеприпасов, находящихся в мировых арсеналах, неизвестно. Общепринята, пожалуй, лишь одна цифра. Совокупная мощность ядерного оружия ныне составляет 5 тыс. мегатонн - примерно 1 тонна на каждого жителя планеты.

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов, из них около 55% пришлись на долю США, 43% - на долю СССР (России).

По данным Федерации Американских УченыхFederation of American Scientists, в 2007 году в мире насчитывалось 26 854 ядерных зарядов, однако в состоянии боеготовности находится примерно половина из них. Остальные находятся в хранилищах. Самым большим ядерным арсеналом обладает Россия (16 тыс.), у США - 10 104 зарядов, у Франции - 350, у Великобритании и Китая - по 200.

По данным Стокгольмского Международного Института Исследований МираStockholm International Peace Research Institute, в конце 2007 года Россия обладала 8 232 единицами ядерного оружия, США - 7068, Китай - 402, Франция - 348, Великобритания - 185 .

По данным ЦРУCIA, ядерный арсенал США составляет 12 070 боеголовок, России - 18 тыс., Великобритании - около 400, Франции - около 510, Китая - около 425.

Исследовательская организация Совет по Защите Природных РесурсовNatural Resource Defense Council оперирует иными цифрами: Россия - 16 тыс. единиц, США - 10.1 тыс., Китай - 200, Франция -350, Великобритания - 200.

Центр Оборонной ИнформацииCenter for Defense Information приводит иную статистику: США - 10 656 боеголовок, Россия - около 10 тыс., Китай - 400, Франция - 350, Великобритания - 185.

Еще меньше достоверных данных о ядерных арсеналах стран, официально не принадлежащих к "ядерному клубу": Индии, Пакистану, Израилю и Северной Корее. Данные об их арсеналах основаны исключительно на предположениях. К примеру, Центр Оборонной Информации считает, что у Индии может быть более 60-ти зарядов, у Пакистана - 15-25, у Северной Кореи - 2-5, у Израиля - 200.

Военная Разведка СШАDefense Intelligence Agency оперирует иными цифрами: Индия - около 70, Пакистан - около 40, Северная Корея - около 10, Израиль - 60-85.

По данным Ассоциации по Контролю над ВооружениямиArms Control Association, ядерный расклад может выглядеть следующим образом: Индия - 60-250, Пакистан - 10-150, Северная Корея - 4-10, Израиль - около 100.

В любом случае, ныне на долю России и США приходится примерно 97% всех запасов ядерных зарядов мира. Однако главная угроза начала ядерной войны исходит от обладателей малых и сверхмалых ядерных арсеналов, на долю которых приходится не более, чем 3% мирового ядерного арсенала. Беспокойство вызывает не столько вероятность использования атомной бомбы самими этими государствами, что тоже возможно, сколько шанс попадания ядерного оружия в руки террористических организаций.

Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ)International Atomic Energy Agency считает, что запасами высокообогащенного урана обладают 43 государства мира (в том числе, 28 - развивающихся), плутония - 12 стран (существуют также серьезные подозрения о наличии запасов плутония еще у трех государств).В 71 государстве мира существуют более 900 лабораторий и предприятий, использующих радиоактивные и ядерные материалы, которые могут быть использованы в качестве базиса для военных ядерных программ.Эти объекты контролируют 250 международных инспекторов.

Для создания атомной бомбы мощностью, равной той, которая была в 1945 году сброшена на Нагасаки, необходимо 8 кг плутония (плутоний-239) или 25 кг высокообогащенного урана (уран-235). Однако в современных ядерных зарядах используется намного меньше плутония и урана (Министерство Энергетики СШАDepartment of Energy утверждает, что для этого достаточно 4 кг плутония или урана-233, или 12 кг урана-235).

В современных ядерных зарядах обычно применяются уран и плутоний вместе. Для сравнения: бомба, сброшенная на Хиросиму, несла 64 кг урана, а бомба, сброшенная на Нагасаки - 6.3 кг плутония. Уран и плутоний - не единственные радиоактивные материалы, которые можно использовать для создания ядерного оружия. К примеру, по предварительным оценкам (подобные эксперименты проводила, например, Франция), для создания ядерного заряда возможно использовать 73 кг нептуния-237 или 60 кг америция-241.

Мировые запасы плутония оружейного качества составляют примерно 500 тонн. Большей частью он находится в распоряжении государств, входящих в "ядерных клуб". Однако подобные материалы есть также у Японии, Бельгии и Швейцарии. США, Россия, Великобритания и Китай в последние годы сообщали об остановке производства оружейного плутония.

Взрыв атомного заряда, изготовленного из 40 кг высокообогащенного урана, эквивалентен взрыву 15 тыс. тонн тротила. Его взрыв в центре крупного города способен вызвать мгновенную гибель 20 тыс. человек и смерть еще 120 тыс. человек втечение ближайших дней. Стоимость спасательных работ, дезактивации, вывоза мусора и т.д. составит примерно $50 млрд.

По прогнозу Калифорнийского Технологического ИнститутаCalifornia Institute of Technology, использование во взрывном устройстве одного грамма изотопа урана может вызвать радиоактивноезаражение 1 кв. мили (2.6 кв.км.) территории. При этом серьезно возрастает риск приобретения онкологических заболеваний для 100 тыс. человек. 27 Июня 2008 Washington ProFile


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Государства, заключающие настоящий Договор, ниже именуемые «Участниками Договора»,

Учитывая опустошительные последствия, которые имела бы для всего человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов,

Считая, что распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность ядерной войны,

В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,

Обязуясь сотрудничать в целях содействия применению гарантий в отношении мирной ядерной деятельности,

Выражая свою поддержку усилиям по исследованию, усовершенствованию и другим усилиям, направленным на содействие применению в рамках системы гарантий Международного агентства по атомной энергии принципа эффективных гарантий в отношении движения исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в определенных ключевых местах,

Подтверждая тот принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические побочные продукты, которые могут быть получены государствами, обладающими ядерным оружием, от развития ядерных взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам-участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,

Будучи убежденными, что в осуществление этого принципа все Участники настоящего Договора имеют право участвовать в возможно самом полном обмене научной информацией для дальнейшего развития применения атомной энергии в мирных целях и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в сотрудничестве с другими государствами,

Заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения,

Настоятельно призывая к сотрудничеству всех государств в достижении этой цели,

Напоминая о решимости, выраженной участниками Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. в его преамбуле, стремиться достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и продолжать переговоры с этой целью,

Стремясь содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, с тем чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем,

Напоминая, что в соответствии с государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций, и что следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения,

Согласились о нижеследующем:

Статья I

Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

Статья II

Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Статья III

1. Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемых настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было.

2. Каждое из государств-участников Договора обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или b ) оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей.

3. Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического или технологического развития Участником Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования или производства ядерного материала в мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора.

4. Государства-участники Договора, не обладающие ядерным оружием, заключают соглашения с Международным агентством по атомной энергии с целью выполнения требований настоящей статьи либо в индивидуальном порядке, либо совместно с другими государствами в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии. Переговоры о таких соглашениях начинаются в течение 180 дней со времени первоначального вступления в силу настоящего Договора. Для государств, сдающих на хранение свои ратификационные грамоты или документы о присоединении по истечении периода в 180 дней, переговоры о таких соглашениях начинаются не позднее даты такой сдачи. Такие соглашения вступают в силу не позднее восемнадцати месяцев со дня начала переговоров.

Статья IV

1. Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора.

2. Все Участники Договора обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают в деле содействия, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

Статья V

Каждый из Участников настоящего Договора обязуется принять соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы в соответствии с настоящим Договором, под соответствующим международным наблюдением и посредством соответствующих международных процедур потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам-участникам настоящего Договора, не обладающим ядерным оружием, на недискриминационной основе, и чтобы стоимость используемых взрывных устройств для таких Участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, будут в состоянии получать такие блага в соответствии со специальным международным соглашением или соглашением через соответствующий международный орган, в котором должным образом представлены государства, не обладающие ядерным оружием. Переговоры по этому вопросу начнутся так скоро, как это возможно, после вступления в силу настоящего Договора. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, которые пожелают этого, могут также получать такие блага в соответствии с двусторонними соглашениями.

Статья VI

Каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

Статья VII

Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях.

Статья VIII

1. Любой Участник настоящего Договора может предложить поправки к этому Договору. Текст любой предложенной поправки представляется правительствам-депозитариям, которые рассылают его всем Участникам Договора. Затем, если этого потребует одна треть или более Участников Договора, правительства-депозитарии созывают конференцию, на которую они приглашают всех Участников Договора для рассмотрения такой поправки.

2. Любая поправка к настоящему Договору должна быть утверждена большинством голосов всех Участников Договора, включая голоса всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки такой поправки. Поправка вступает в силу для каждого Участника Договора, сдающего свою грамоту о ратификации поправки, после сдачи на хранение таких ратификационных грамот большинством всех Участников Договора, включая ратификационные грамоты всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки этой поправки. Впоследствии она вступает в силу для любого другого Участника Договора после сдачи им на хранение своей грамоты о ратификации поправки.

3. Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора в Женеве (Швейцария) созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения Договора осуществляются. Через каждые последующие пять лет большинство Участников Договора могут, путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, добиться созыва дальнейших конференций с той же целью рассмотрения того, как действует Договор.

Статья IX

1. Настоящий Договор открыт для подписания его всеми государствам. Любое государство, которое не подпишет Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены в качестве депозитариев Договора, и 40 другими подписавшими настоящий Договор государствами и сдачи ими на хранение ратификационных грамот. Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу настоящего Договора, дате получения любых требований о созыве конференции, а также о других уведомлениях.

6. Настоящий Договор должен быть зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья X

1. Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.

2. Через двадцать пять лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить должен ли Договор продолжать оставаться в силе бессрочно или действие Договора должно быть продлено на дополнительный определенный период или периоды времени. Это решение принимается большинством Участников Договора.

Статья XI

Настоящий Договор, английский, русский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах, в городах Лондоне, Вашингтоне и Москве, июля месяца, первого дня, тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.