Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Оружие средневековья. Средневековое оружие и броня: распространённые заблуждения и часто задаваемые вопросы

Задачей классического вооружения является выполнение оборонительных или наступательных действий. Начиная с каменного века человечество эволюционировало, трудясь над созданием моделей, предназначение которых было и специфическим, и уникальным. Так, мастерами древности было разработано специальное необычное холодное оружие.

С чего все начиналось?

История холодного оружия тянется в и палеолит. Изделия того времени широко использовались во время охоты и в междоусобных сражениях. Это палицы и дубины. Создавались также кинжалы и ножи. Каменные изделия вскоре были заменены на кремниевые и костяные. Первое холодное оружие палеолита - это лук, который в то время считался самым совершенным из всех видов вооружения и был незаменим как на охоте, так и в битве. С открытием меди и бронзы создаются мечи, булавы, ножи и кинжалы. Новая эра холодного оружия началась в эпоху римской империи, когда основная роль в сражениях была отдана сабле.

Холодное оружие Средневековья

В IX столетии на эволюцию вооружения европейских стран оказало влияние их географическое расположение. По причине сходства народных культур технологии создания холодного оружия мастерами разных стран имели много общего. Существенный вклад в данный процесс внесло наследие римской империи. Также европейские страны позаимствовали некоторые элементы азиатских видов вооружения. Холодное оружие Средневековья, используемое в ближнем бою, классифицировалось по принципу действия. Как это было в античные времена.

Типы холодного оружия

Историки выделяют следующие типы холодного вооружения:

  • Ударный. К нему принадлежат булава, дубина, палица, цепь, кистень и шест.
  • Колющий. Данный тип холодного оружия может быть рукояточным (кортики, кинжалы, рапиры, стилеты и шпаги) или древковым (копья, пики, рогатины и трезубцы).
  • Рубящий. К нему принадлежат: боевой топор, коса и меч.
  • Колюще-рубящий: шашка, ятаган, алебарда.
  • Колюще-режущий. К нему относятся различные

Изготовление

Расширение знаний о свойствах металла и технологиях работы с ним дало возможность оружейникам экспериментировать. Очень часто оружие изготавливалось по индивидуальному заказу. Это объясняет наличие большого количества изделий различных форм и свойств. На развитие оружейного дела оказало влияние возникновение мануфактурного производства: особое внимание мастеров-оружейников теперь уделялось боевым качествам, а не декоративной составляющей. Тем не менее древнее холодное оружие не лишено своей индивидуальности. Каждое такое изделие в зависимости от мастерской, в которой оно изготавливалось, имело свой особый признак: маркировку или клеймо.

Любая модель изготавливается с определенной целью: для обороны или для наступления. Также имеется необычное холодное оружие, предназначенное доставлять врагу как можно больше мучений. География подобных творений мастеров очень широка. Она охватывает территории от Азии до Египта и Индии.

Что такое хопеш?

Это необычное холодное оружие представляет собой серп, базой для создания которого стали шумерские и ассирийские мечи и топоры. Хопеш производился в Древнем Египте.

Для работы использовали железо или бронзу. В своей конструкции данное необычное холодное оружие имело деревянную рукоятку и серп, позволяющий обезоруживать врага, цепляя за щит. Также при помощи хопеша осуществлялись рубящие, колющие и режущие удары. Конструкцией изделия обеспечивалась эффективность его использования.

Преимущественно хопеш применялся как топор. Удар таким холодным оружием предотвратить очень трудно, кроме того, он способен проломить любое препятствие. Во всем клинке затачиванию подлежал только его внешний край. Хопеш легко пробивал кольчуги. Обратная сторона была способна пробить шлем.

Необычный индийский кинжал

На территории Индии было создано необычное холодное оружие - катар. Данное изделие является разновидностью кинжалов. Это уникальное клинковое холодное оружие отличается от кинжалов тем, что его рукоятка имеет форму буквы «Н» и создана из того же материала, что и клинок.

В качестве опоры для кисти руки катар имеет два параллельных тонких бруска. Используется как способное проткнуть кольчугу. Обладание катаром свидетельствовало о высоком статусе воина.

Древненубийский метательный нож

Клинга - такое название получило необычное холодное оружие, используемое воинами племени Азанда, которое располагалось на территории древней Нубии. Данное изделие является метательным ножом, состоящим из нескольких лезвий.

Размер клинка составлял 550 мм. Устройство этого холодного оружия представляло собой три лезвия, тянущихся в разные стороны от рукояти. Клинга предназначался для нанесения противнику максимально болезненных ударов. Нубийский выполнял функцию очень эффективного оружия. Кроме того, он являлся отличительным знаком, подтверждающим высокий статус владельца. Клинга использовался только опытными и заслуженными воинами.

Уникальный китайский арбалет

Воины Китая до начала конфликта с Японией (1894-1895 гг.) укомплектовывались уникальным и очень грозным оружием того времени - многозарядным арбалетом чо-ко-ну. Данное изделие использовало натяжение и спуск тетивы. Вся конструкция работала при помощи одной руки: натягивалась тетива, болт попадал в ствол и производился спуск. Чо-ко-ну был очень эффективным и быстрым оружием: на протяжении двадцати секунд китайский воин мог выпустить около десяти стрел. Дистанция, для которой предназначался данный арбалет, достигала 60 метров. По своей проникающей способности чо-ко-ну давал небольшие показатели. Но в то же время оружие обладало высокой скоростью. Часто на наконечники стрел наносились различные яды, что делало чо-ко-ну по-настоящему смертоносным оружием. Если сравнить это древнее китайское изделие с современными аналогичными моделями, то по своей простоте конструкции, скорострельности и удобству в эксплуатации чо-ко-ну имеет много общего с автоматом Калашникова.

Что собой представляет макуахутл и тепустопильи?

Макуахутл - такое название получил используемый в сражениях ацтеками. Кроме материала, из которого он был изготовлен, макуахутл отличался от остального аналогичного оружия наличием заостренных кусочков Они были расположены по всей длине деревянного клинка. Размер меча составлял от 900 до 1200 мм. За счет этого ранения от макуахутла получались особенно ужасными: куски стекла разрывали плоть, а остроты самого клинка было достаточно для того, чтобы отсечь голову противнику.

Тепустопильи - еще одно грозное оружие ацтеков. По своей конструкции данное изделие напоминало копье, состоящее из наконечника и ручки. Длина рукоятки достигала роста человека. Клинок, размер которого соответствует ладони, подобно макуахутлу, оснащен очень острыми кусочками из обсидиана. По сравнению с деревянным мечом ацтеков, копье имело больший радиус поражения. Удачный удар тепустопильи мог легко пробить доспех и тело человека. Проектировалась конструкция наконечника таким образом, чтобы при попадании в плоть врага острие невозможно было сразу вынуть из раны. По замыслу оружейных мастеров, зубчатая форма наконечника должна была доставить противнику как можно больше мучений.

Не смертельные японские какутэ

Боевые кольца или какутэ считаются уникальными боевыми изделиями, которые широко использовались воинами на территории Японии. Какутэ представляет собой небольшой, охватывающий палец, обруч. Боевое японское кольцо оснащено одним или тремя наклепанными шипами. Каждый воин использовал преимущественно не более двух таких боевых колец. Одно из них надевалось на большой палец, а другое - на средний или указательный.

Чаще всего какутэ на пальце носилось шипами вовнутрь. Применялись они в ситуациях, когда требовалось выполнить захват и удержание противника или нанести незначительные повреждения. Боевые кольца с повернутыми наружу шипами становились зубчатыми кастетами. Основная задача какутэ - это подавление противника. Очень популярными данные японские боевые кольца были у ниндзя. Куноити (женщины-ниндзя) шипы какутэ обрабатывали ядами, что давало им возможность осуществлять фатальные нападения.

Гладиаторский нарукавник

В древнем Риме во время проведения гладиаторских поединков участники использовали специальный нарукавник, который еще называли скиссор. Это уникальное металлическое изделие одним концом надевалось на руку гладиатора, а второй конец представлял собой полукруглое острие. Скиссор не утяжелял руку, поскольку был очень легким. Длина гладиаторского нарукавника составляла 450 мм. Скиссор давал возможность воину блокировать и наносить удары. Ранения от таких металлических нарукавников не являлись фатальными, но были очень болезненными. Каждый пропущенный удар полукруглым острием был чреват обильным кровотечением.

История древних народов знает еще много видов необычного, специфического вооружения, которое изготавливалось древними мастерами с целью доставить врагу как можно больше мучений и отличалось особой изощренностью и эффективностью.

  • Перевод

Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня

Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.

Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.

Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.

Заблуждения и вопросы о броне

1. Броню носили лишь рыцари

Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно – и с течением времени всё сильнее – поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.


Броня для рыцарского поединка, конец XVI века

Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считались низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.

Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были – часто по закону и декретам – покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие – копьё, пика, лук или арбалет.


Индийская кольчуга XVII века

В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.

В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом или человеком в доспехах.

2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах

В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319–1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.

3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа

Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.

Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.


Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век

Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.

На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее – императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых монет, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.

4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.


Спасибо за наводку в комментариях к статье

Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем – от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.

Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366–1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.

В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.

5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов

Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.

Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.

6. Как люди в доспехах ходили в туалет?

Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.

7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала

Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.

Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.

Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».


Колдстримская гвардия

Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.

8. Кольчуга – «chain mail» или «mail»?


Немецкая кольчуга XV века

Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» – это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.

Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.

9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?

Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.

В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.

В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет – это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).

Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.

В 1473 году Мартин Рондель , возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже – императором) Фердинандом I (1503–1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.

10. Детали брони - опора для копья и гульфик

Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.

Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным. Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.

История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.

11. Носили ли викинги рога на шлемах?


Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина – образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.

Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.

Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).

Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.

12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия

В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.


Немецкая пищаль конца XIV века

Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.

13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше

Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.

Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.

Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.

Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515–47), или Генрих VIII, король Англии (1509–47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.


Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век


Броня императора Фердинанда I, XVI век

Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503–1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди – 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.

14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.

Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет - закрытый кавалерийский шлем XV-XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей – правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.

Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.

Заблуждения и вопросы по режущему оружию


Меч, начало XV века


Кинжал, XVI век

Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч – прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.

В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем – иногда даже и благородным – по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.

Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей – шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.

Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости – словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.

Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.


Турецкая сабля с ножнами, XVIII век


Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век

У мечей и некоторых кинжалов, как Европейских, так и азиатских, и оружия из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. Заблуждения об их предназначении привели к появлению термина «кровосток». Утверждается, что эти желобки ускоряют отток крови из раны оппонента, таким образом усиливая эффект ранения, или что они облегчают вынимание лезвия из раны, что позволяет легко вынимать оружие без поворотов. Несмотря на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом , состоит лишь в облегчении лезвия, уменьшении его массы без ослабления лезвия или ухудшения гибкости.

На некоторых Европейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. Такая же перфорация присутствует на режущем оружии из Индии и Ближнего Востока. На основании скудных документальных свидетельств, считается, что эта перфорация должна была содержать яд, чтобы удар гарантированно привёл к смерти противника. Это заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наёмных убийц».

Хотя отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в Европе эпохи Возрождения могли встречаться подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. Во-первых, перфорация приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. Во-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умения кузнеца, так и украшением. Для доказательства необходимо указать лишь на то, что большая часть этих перфораций обычно находится вблизи рукояти (эфеса) оружия, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с ядом.

Фэнтези-авторы нередко обходят стороной возможности «дымного порошка», предпочитая ему старые добрые меч и магию. И это странно, ведь примитивные огнестрельные орудия - не только естественный, но и необходимый элемент средневекового антуража. Воины с «огненной стрельбой» отнюдь не случайно появились именно в рыцарских армиях. Распространение тяжелых лат закономерно повлекло за собой и повышение интереса к оружию, способному пробивать их.

Древние «огни»

Сера. Распространенный компонент заклинаний и составная часть пороха

Секрет пороха (если, конечно, здесь можно говорить о секрете) заключается в особых свойствах селитры. А именно - в способности этого вещества при нагревании выделять кислород. Если селитру смешать с каким-либо горючим и поджечь, начнется «цепная реакция». Выделяемый селитрой кислород увеличит интенсивность горения, и чем сильнее разгорится пламя, тем больше кислорода будет выделяться.

Использовать селитру для повышения эффективности зажигательных смесей люди научились еще в 1 тысячелетии до нашей эры. Вот только найти ее было совсем непросто. В странах с жарким и очень влажным климатом белые, похожие на снег кристаллики иногда можно было обнаружить на месте старых кострищ. Но в Европе селитра встречалась лишь в смрадных тоннелях канализации или в населенных летучими мышами пещерах.

Прежде чем порох стал применяться для взрывов и метания ядер и пуль, составы на основе селитры долгое время служили для изготовления зажигательных снарядов и огнеметов. Так, например, легендарный «греческий огонь» представлял собой смесь селитры с нефтью, серой и канифолью. Загорающаяся при низкой температуре сера добавлялась для облегчения воспламенения состава. Канифоль же требовалась для загущения «коктейля», чтобы заряд не вытекал из трубы огнемета.

«Греческий огонь» действительно нельзя было погасить. Ведь растворенная в кипящей нефти селитра продолжала выделять кислород и поддерживать горение даже под водой.

Для того, чтобы порох стал взрывчатым веществом, селитра должна составлять 60% его массы. В «греческом огне» ее было вдвое меньше. Но и такого количества было достаточно, чтобы сделать процесс сгорания нефти необычайно бурным.

Византийцы не были изобретателями «греческого огня», а заимствовали его у арабов еще в 7 веке. В Азии приобретали и необходимые для его производства селитру и нефть. Если же принять во внимание, что сами арабы именовали селитру «китайской солью», а ракеты - «китайскими стрелами», догадаться, откуда к ним пришла эта технология, не составит труда.

Распространение пороха

Указать место и время первого применения селитры для зажигательных составов, фейерверков и ракет очень трудно. Но честь изобретения пушек определенно принадлежит китайцам. О способности пороха выбрасывать снаряды из металлических стволов сообщают китайские летописи 7 века. К 7 веку относится и открытие способа «выращивания» селитры в специальных ямах или валах из земли и навоза. Эта технология сделала возможным регулярно применять огнеметы и ракеты, а затем и огнестрельное оружие.

Дуло Дарданелльской пушки - из аналогичной турки расстреляли стены Константинополя

В начале 13 века, после захвата Константинополя, в руки крестоносцев попал рецепт «греческого огня». К середине 13 века относятся и первые описания европейскими учеными «настоящего», взрывающегося пороха. Арабам же применение пороха для метания камней стало известно не позже 11 века.

В «классическом» варианте черный порох включал в себя 60% селитры и по 20% серы и древесного угля. Древесный уголь с успехом мог быть заменен молотым бурым углем (бурый порох), ватой или сушеными опилками (белый порох). Существовал даже «синий» порох, в котором уголь заменяли цветами васильков.

Сера также присутствовала в порохе далеко не всегда. Для пушек, заряд в которых воспламенялся не искрами, а факелом или раскаленным прутом, мог изготовляться порох, состоящий только из селитры и бурого угля. При стрельбе же из ружей сера могла не подмешиваться в порох, а насыпаться сразу на полку.

Изобретатель пороха

Изобрел? Ну и отойди в сторону, не стой, как осел

В 1320 году немецкий монах Бертольд Шварц, наконец, «изобрел» порох. Теперь невозможно установить, сколько людей в разных странах изобретали порох до Шварца, зато с уверенностью можно сказать, что после него это не удавалось уже никому!

Бертольд Шварц (которого, кстати, звали Бертольд Нигер) конечно же, ничего не изобретал. «Классический» состав пороха стал известен европейцам еще до его рождения. Но в своем трактате «О пользе пороха» он дал ясные практические рекомендации по изготовлению и использованию пороха и пушек. Именно благодаря его труду в течение второй половины 14 века искусство огненной стрельбы стало стремительно распространяться в Европе.

Первый пороховой завод был построен в 1340 году в Страсбурге. Вскоре после этого развернулось производство селитры и пороха и в России. Точная дата этого события не известна, но уже в 1400 году Москва первый раз горела в результате взрыва в мастерской по изготовлению пороха.

Огнестрельные трубы

Первое изображение европейской пушки, 1326 год

Простейшее ручное огнестрельное оружие - ручница - появилось в Китае уже в середине 12 века. Этим же периодом датируются и древнейшие самопалы испанских мавров. А с начала 14 века «огнебойные трубы» стали постреливать и в Европе. В летописях ручницы фигурируют под множеством названий. Китайцы называли такое оружие пао, мавры - модфа или караб (отсюда пошло «карабин»), а европейцы - ручная бомбарда, хандканона, склопетта, петриналь или кулеврина.

Ручница весила от 4 до 6 килограммов и представляла собой высверленную изнутри болванку из мягкого железа, меди или бронзы. Длина ствола составляла от 25 до 40 сантиметров, калибр мог быть 30 миллиметров и больше. Снарядом обычно служила круглая свинцовая пуля. В Европе, впрочем, до начала 15 века свинец был редок, и самопалы часто заряжали небольшими камнями.

Шведская ручная пушка 14 века

Как правило, петриналь насаживали на древко, конец которого зажимали под мышкой или вставляли в ток кирасы. Реже приклад мог охватывать плечо стрелка сверху. На такие хитрости приходилось идти потому, что упереть приклад ручницы в плечо было невозможно: ведь стрелок мог поддержать оружие только одной рукой, второй он подносил огонь к запалу. Заряд поджигался «палительной свечкой» - пропитанной селитрой деревянной палочкой. Палочку упирали в запальное отверстие и поворачивали, перекатывая в пальцах. Искры и кусочки тлеющего дерева сыпались внутрь ствола и рано или поздно поджигали порох.

Голландские ручные кулеврины 15 века

Крайне низкая точность оружия позволяла вести эффективную стрельбу только с дистанции «в упор». А сам выстрел происходил с большой и непредсказуемой задержкой. Уважение вызывала только убойная сила этого оружия. Хотя пуля из камня или мягкого свинца в то время еще уступала арбалетному болту в пробивной силе, но уж дыру выпущенный в упор 30-миллиметровый шарик оставлял такую, что любо-дорого было посмотреть.

Дыра-дырой, но попасть все-таки было надо. А удручающе низкая точность петринали не позволяла рассчитывать на то, что выстрел будет иметь какие-либо иные последствия, кроме огня и шума. Может показаться странным, но этого было достаточно! Ручные бомбарды ценились именно за сопровождающие выстрел грохот, вспышку и облако воняющего серой дыма. Заряжать их еще и пулей далеко не всегда считали целесообразным. Петринали-склопетты даже не снабжалась прикладом и предназначалась исключительно для холостой стрельбы.

Французский стрелок 15 века

Рыцарский конь не боялся огня. Но если его, вместо того, чтобы честно колоть пиками, ослепляли вспышкой, оглушали грохотом, да еще и оскорбляли смрадом горящей серы, он все-таки терял бодрость духа и сбрасывал всадника. Против лошадей, не приученных к выстрелам и взрывам, этот метод работал безотказно.

А рыцари сумели познакомить своих коней с порохом далеко не сразу. В 14 веке «дымный порошок» в Европе был товаром дорогим и редким. А главное, по первому времени страх он вызывал не только у коней, но и у всадников. Запах «адской серы» повергал суеверных людей в трепет. К запаху, впрочем, в Европе быстро привыкли. Но громкость выстрела значилась в числе достоинств огнестрельного оружия вплоть до 17 века.

Аркебуза

В начале 15 века самопалы еще были слишком примитивными для того, чтобы составить серьезную конкуренцию лукам и арбалетам. Но огнестрельные трубы быстро совершенствовались. Уже в 30-х годах 15 века запальное отверстие перенесли вбок, а рядом с ним стали приваривать полку для затравочного пороха. Этот порох при соприкосновении с огнем вспыхивал мгновенно, и всего через долю секунды раскаленные газы воспламеняли заряд и в стволе. Ружье стало срабатывать быстро и надежно, а главное, появилась возможность механизировать процесс опускания фитиля. Во второй половине 15 века огнестрельные трубы приобрели заимствованные у арбалета замок и приклад.

Японская кремневая аркебуза, 16 век

Одновременно совершенствовались и технологии металлообработки. Стволы теперь уже изготавливались только из самого чистого и мягкого железа. Это позволяло свести к минимуму вероятность разрыва при выстреле. С другой стороны, освоение техники глубокого сверления позволило делать ружейные стволы легче и длиннее.

Так появилась аркебуза - оружие калибром 13–18 миллиметров, весом 3–4 килограмма и длиной ствола 50–70 сантиметров. Обычная 16-миллиметровая аркебуза выбрасывала 20-граммовую пулю с начальной скоростью около 300 метров в секунду. Отрывать людям головы такие пули уже не могли, зато с 30 метров дырявили стальные доспехи.

Точность стрельбы возросла, но все еще оставалась недостаточной. В человека аркебузир попадал лишь с 20–25 метров, а на 120 метрах стрельба даже по такой цели, как баталия пикинеров, превращалась в пустую трату боеприпасов. Впрочем, приблизительно такие же характеристики сохраняли легкие ружья до середины 19 века - менялся только замок. Да и в наше время стрельба пулей из гладкоствольных ружей эффективна не далее чем на 50 метрах.

Даже современные пули для гладкоствольных ружей конструируются в расчете не на точность, а на силу попадания.

Аркебузир, 1585 год

Заряжение аркебузы представляло собой довольно-таки сложную процедуру. Для начала стрелок отсоединял тлеющий фитиль и убирал его в прикрепленный к поясу или шляпе металлический футляр с прорезями для доступа воздуха. Затем откупоривал одну из нескольких имевшихся у него деревянных или жестяных гильз - «зарядцев», или «газырей» - и высыпал из нее в ствол заранее отмеренное количество пороха. Затем прибивал шомполом порох к казне и запихивал в ствол предотвращающий высыпание пороха войлочный пыж. Затем - пулю и еще один пыж, на этот раз для удержания пули. Наконец, из рожка или из еще одного зарядца стрелок насыпал немного пороха на полку, захлопывал крышечку полки и снова крепил фитиль в губки курка. На все про все у опытного воина уходило около 2 минут.

Во второй половине 15 века аркебузиры заняли прочное место в европейских армиях и стали быстро теснить конкурентов - лучников и арбалетчиков. Но как это могло случиться? Ведь боевые качества ружей по-прежнему оставляли желать лучшего. Состязания между аркебузирами и арбалетчиками приводили к ошеломляющему результату - формально ружья оказывались хуже во всех отношениях! Пробивная сила болта и пули была примерно равной, но арбалетчик стрелял в 4–8 раз чаще и при этом не давал промаха по ростовой мишени даже со 150 метров!

Женевские аркебузиры, реконструкция

Проблема арбалета заключалась в том, что его преимущества не имели практической ценности. Болты и стрелы летели «мухе в глаз» на состязаниях, когда мишень была неподвижна, а расстояние до нее известно заранее. В реальной же ситуации аркебузир, которому не приходилось учитывать ветер, движение цели и расстояние до нее, имел лучшие шансы попасть. К тому же пули не имели привычки застревать в щитах и соскальзывать с доспехов, от них нельзя было уклониться. Не имела большого практического значения и скорострельность: по атакующей кавалерии и аркебузир, и арбалетчик успевали выстрелить только раз.

Распространение аркебуз сдерживала только их высокая по тому времени стоимость. Даже в 1537 году гетман Тарновский жаловался, что «в польском войске аркебуз мало, одни только подлые ручницы». Казаки же пользовались луками и самопалами до середины 17 века.

Жемчужный порох

Носившиеся на груди воинами Кавказа газыри постепенно стали элементом национального костюма

В средние века порох приготовлялся в виде пудры, или «мякоти». При заряжении оружия «мякоть» прилипала к внутренней поверхности ствола и ее приходилось долго прибивать шомполом к запалу. В 15 веке для ускорения заряжения пушек из пороховой мякоти стали лепить комки или небольшие «блинчики». А в начале 16 века был изобретен «жемчужный» порох, состоящий из маленьких твердых зерен.

Зерна уже не приставали к стенкам, а скатывались к казенной части ствола под собственным весом. Кроме того, зернение позволяло повысить мощность пороха почти вдвое, а длительность хранения пороха - в 20 раз. Порох в виде мякоти легко впитывал атмосферную влагу и за 3 года портился необратимо.

Тем не менее, из-за дороговизны «жемчужного» пороха мякоть нередко продолжала применяться для заряжения ружей вплоть до середины 17 века. Казаки же использовали самодельный порох и в 18 веке.

Мушкет

Вопреки бытующему мнению, рыцари вовсе не считали огнестрельное оружие «нерыцарским».

Достаточно распространено заблуждение, согласно которому появление огнестрельного оружия положило конец романтической «рыцарской эпохе». На самом деле, вооружение 5–10% воинов аркебузами не повлекло заметного изменения тактики европейских армий. В начале 16 века луки, арбалеты, дротики и пращи использовались по-прежнему широко. Тяжелые рыцарские латы продолжали совершенствоваться, а главным средством противодействия кавалерии оставалась пика. Средневековье продолжалось как ни в чем не бывало.

Романтическая эпоха средневековья окончилась только в 1525 году, когда в битве при Павии испанцы впервые применили фитильные ружья нового типа - мушкеты.

Битва при Павии: музейная панорама

Чем мушкет отличался от аркебузы? Размером! При весе 7–9 килограммов мушкет имел калибр 22–23 миллиметра и ствол длиной около полутора метров. Только в Испании - самой технически развитой стране Европы того времени - могли изготовить прочный и сравнительно легкий ствол такой длины и калибра.

Естественно, из настолько громоздкого и массивного ружья стрелять можно было только с подпорки, и обслуживать его приходилось вдвоем. Зато пуля весом 50–60 граммов вылетала из мушкета со скоростью свыше 500 метров в секунду. Бронированную лошадь она не только убивала, но и останавливала. Мушкет бил с такой силой, что стрелок должен был носить кирасу или кожаную подушку на плечо, чтобы отдача не расколола ему ключицу.

Мушкет: убийца Средневековья. 16 век

Длинный ствол обеспечивал мушкету относительно хорошую для гладкого ружья точность. В человека мушкетер попадал уже не с 20–25, а с 30–35 метров. Но намного большее значение имело увеличение эффективной дальности залповой стрельбы до 200–240 метров. На всем этом расстоянии пули сохраняли способность поражать рыцарских лошадей и пробивать железные доспехи пикинеров.

Мушкет объединил в себе возможности аркебузы и пики, и стал первым в истории оружием, дающим стрелку возможность отразить натиск кавалерии на открытой местности. Мушкетерам не приходилось убегать от конницы за баталию, потому, в отличие от аркебузиров, они широко использовали доспехи.

Из-за большого веса оружия мушкетеры, как и арбалетчики, предпочитали передвигаться конными

На протяжении всего 16 века мушкетеров в европейских армиях оставалось немного. Мушкетерские роты (отряды по 100–200 человек) считались элитой пехоты и формировались из дворян. Отчасти это было связано с дороговизной вооружения (как правило, в экипировку мушкетера входила и верховая лошадь). Но еще большее значение имели высокие требования к стойкости. Когда кавалерия устремлялась в атаку, мушкетеры должны были отбить ее или погибнуть.

Пищаль

Стрельцы

По своему назначению пищаль русских стрельцов соответствовала испанскому мушкету. Но наметившееся в 15 веке техническое отставание Руси не могло не сказаться и на боевых свойствах ружей. Даже чистое - «белое» - железо для изготовления стволов в начале 16 века все еще приходилось завозить «из немец»!

В результате при том же, что и у мушкета, весе пищаль была значительно короче и имела в 2–3 раза меньшую мощность. Что, впрочем, не имело практического значения, учитывая, что и восточные лошади были значительно мельче европейских. Удовлетворительной была и точность оружия: с 50 метров стрелец не давал промаха по двухметровой высоты забору.

Кроме стрелецких пищалей, в Московии производились и легкие «завесные» (имеющие ремень для переноски за спиной) ружья, бывшие в ходу у конных («стремянных») стрельцов и казаков. По своим характеристикам «завесные пищали» соответствовали европейским аркебузам.

Пистоль

Тлеющие фитили, конечно же, доставляли стрелкам массу неудобств. Тем не менее, простота и надежность фитильного замка заставляла пехоту мириться с его недостатками вплоть до конца 17 века. Другое дело - кавалерия. Всаднику требовалось оружие удобное, постоянно готовое к выстрелу и пригодное для удержания одной рукой.

Колесцовый замок в чертежах Да Винчи

Первые попытки создать замок, в котором огонь извлекался бы с помощью железного огнива и «кремня» (то есть куска серного колчедана или пирита) были предприняты еще в 15 веке. Со второй половины 15 столетия известны «терочные замки», представлявшие собой обычные хозяйственные огнива, установленные над полкой. Одной рукой стрелок наводил оружие, а второй ударял напильником по кремню. Ввиду очевидной непрактичности распространения терочные замки не получили.

Намного большую популярность в Европе приобрел появившийся на рубеже 15–16 веков колесцовый замок, схема которого сохранилась в рукописях Леонардо да Винчи. Рубчатому огниву была придана форма шестеренки. Пружина механизма взводилась прилагаемым к замку ключиком. При нажатии на спуск колесико начинало вращаться, высекая искры из кремня.

Немецкий колесцовый пистоль, 16 век

Колесцовый замок очень напоминал устройство часов и не уступал часам в сложности. Капризный механизм был очень чувствителен к засорению пороховой гарью и осколками кремня. Через 20–30 выстрелов он отказывал. Разобрать же его и почистить стрелок собственными силами не мог.

Поскольку достоинства колесцового замка представляли наибольшую ценность для кавалерии, оснащенное им оружие изготавливали удобным для всадника - одноручным. Начиная с 30-х годов 16 века в Европе на смену рыцарским копьям приходят укороченные и лишенные приклада колесцовые аркебузы. Так как изготовлять такое оружие начали в итальянском городе Пистоль, именовать одноручные аркебузы стали пистолями. Впрочем, к концу столетия пистоли производили и на Московском оружейном дворе.

Европейские военные пистолеты 16–17 веков представляли собой весьма громоздкие конструкции. Ствол имел калибр 14–16 миллиметров и длину не меньше 30 сантиметров. Общая же длина пистолета превышала полметра, а вес мог достигать 2 килограммов. Тем не менее, били пистоли очень неточно и слабо. Дальность прицельного выстрела не превышала нескольких метров, и даже выпущенные в упор пули отскакивали от кирас и шлемов.

В 16 веке пистолеты часто объединялись с холодным оружием, - навершием палицы («яблоком») или даже лезвием топора

Кроме больших габаритов, для пистолей раннего периода были характерны богатство отделки и причудливость конструкции. Пистолеты 16 - начала 17 века нередко делались многоствольными. В том числе и с вращающимся, как у револьвера, блоком из 3–4 стволов! Все это было очень интересно, очень прогрессивно… И на практике, конечно же, не работало.

Сам по себе колесцовый замок стоил таких денег, что отделка пистолета золотом и жемчугами существенным образом на его цену уже не влияла. В 16 веке колесцовое оружие было по карману только очень богатым людям и имело скорее престижное, чем боевое значение.

Азиатские пистолеты отличались особым изяществом и высоко ценились в Европе

* * *

Появление огнестрельного оружия стало переломным моментом в истории военного искусства. Впервые человек стал использовать для нанесения урона противнику не мускульную силу, а энергию сгорания пороха. И эта энергия по меркам средних веков была ошеломляющей. Шумные и неуклюжие хлопушки, не способные ныне вызвать ничего, кроме смеха, несколько веков назад внушали людям большое почтение.

Начиная с 16 века, развитие огнестрельного оружия стало определять тактику морских и сухопутных сражений. Баланс между ближним и дистанционным боем стал смещаться в пользу последнего. Значение защитного снаряжения стало падать, а роль полевых укреплений - возрастать. Эти тенденции сохраняются до нашего времени. Оружие же, использующее химическую энергию для выбрасывания снаряда, продолжает совершенствоваться. По всей видимости, оно будет сохранять свои позиции еще очень долго.

Меч – является разновидностью холодного орудия, им наносились колющие, режущие или рубящие ранения. Его базовая конструкция была незамысловатой и представляла собой продолговатый, прямой клинок с эфесом. Отличительной особенностью орудия является установленная минимальная длина клинка составляла около 60 см. Разновидность меча представляла множество вариаций и зависела от времени, региона, социального положения.

Достоверной информации по поводу даты возникновения первого меча нет. Принято считать, что его прообразом послужила заточенная дубина из дерева, а первые мечи изготовлялись из меди. Ввиду своей пластичности, медь в скором времени заменили на бронзовый сплав.

Меч несомненно является одним из самых авторитетных и исторически значимых орудий древности. Принято считать, что он символизирует справедливость, достоинство и мужество. Сотни народных легенд слагались о боевых схватках и рыцарских поединках, а мечи их были неотъемлемой частью. Позднее, писатели, вдохновляясь этими преданиями, в своих романах создавали главных персонажей по образу и подобию легенд. К примеру, история короля Артура издавалась бесконечное количество раз, и всегда неизменным было величие его меча.

Кроме того, мечи нашли свое отражение в религии. Благородство холодного оружия тесно переплеталось с духовным и божественным значением, которое интерпретировалось каждой религией и учением по-своему. Например, в буддистских учениях, меч символизировал мудрость. В христианстве, толкование «обоюдоострого меча» напрямую связано со смертью Иисуса Христа, и несет в себе значение божественной правды и мудрости.

Отождествляя меч с божественным символ, жители того времени с трепетом относились к владению таким орудием, так и применением его образов. Средневековые мечи имели крестообразную рукоять по образу христианского креста. Таким мечом проводили обряд посвящения в рыцари. Также, образ этого орудия нашел широкое применение в области геральдики.

Кстати говоря, в исторических документах, сохранившихся до нашего времени имеются сведения о стоимости мечей. Так, цена одного орудия стандартной комплектации равнялась стоимости 4 голов крупного скота (коров), а если работу выполнял знаменитый кузнец, сумма конечно была гораздо выше. Житель среднего класса, мог с трудом себе позволить затраты такого уровня. Высокая цена обусловлена дороговизной и редкостью используемых металлов, кроме того сам процесс изготовления был довольно трудоемким.

Качество изготовленного меча напрямую зависит от мастерства кузнеца. Его искусность заключается в умении правильно сковать клинок из разного сплава металлов, чтобы в результате лезвие получилось ровным, вес легким, а сама поверхность идеально ровной. Сложный состав изделия создавал трудности в массовом выпуске. В Европе стали выпускать хорошие мечи большим потоком только к концу эпохи Средневековья.

Меч можно по праву назвать элитным оружием и связано это не только с перечисленными ранее факторами. Универсальность в применении и легкий вес выгодно отличали меч на фоне своих предшественников (топор, копье).

Стоит также отметить, что владеть клинком дано не каждому. Желающие стать профессиональными бойцами, годами оттачивали свое мастерство в многочисленных тренировках. Именно по этим причинам каждый воин гордился удостоенной чести обладать мечом.

  1. эфес — совокупность компонентов: рукояти, крестовины и навершия. В зависимости от того, открытый был эфес или нет определялась степень защиты пальцев;
  2. клинок — боевая часть ружья с зауженным концом;
  3. навершие — верхушка орудия, выполненная из тяжелого металла. Служила для балансировки веса, иногда украшалась дополнительными элементами;
  4. рукоятка — элемент из дерева или металла для удержания меча. Зачастую, поверхность делали шероховатой, чтобы оружие не выскальзывало из рук;
  5. гарда или крестовина — возникла в период развития фехтовального искусства и позволяла обезопасить руки в бою;
  6. лезвие — режущий край клинка;
  7. острие.

Общее разграничение мечей

Касаясь тематики определения разновидностей данного орудия, нельзя обойти стороной научные труды исследователя из Англии Э. Оукшотта. Именно он ввел классификацию мечей и сгруппировал их по временным периодам. В общем понятии можно выделить две группы видов средневековых и более поздних мечей:

По длине:

  • короткий меч — клинок 60-70 см, бойцы носили его на поясе с левой стороны. Подходил для боя на близкой дистанции;
  • длинный меч — его клин составлял 70-90 см, в боях, как правило, носили в руках. Был универсальным для схваток на земле и верховых;
  • кавалерийский меч. Длина клинка более 90 см.

По весу орудия и типу рукоятки:

  • одноручный меч – самый легкий, около 0,7 – 1,5 кг, что дает возможность управлять одной рукой;
  • полуторный меч или «меч-бастард» — длина рукояти не позволяла поместить обе руки свободно, отсюда и название. Масса около 1,4 кг, размер 90 см;
  • двуручный меч — его вес которого от 3,5 до 6 кг, а длина доходила до 140 см.

Несмотря на общую классификацию видов, меч является скорее индивидуальным оружием и создавался с учетом физиологических особенностей война. В связи с чем, невозможно встретить два идентичных меча.

Орудие всегда хранилось в ножнах и крепилось на седло или ремень.

Становление меча в эпоху античности

В раннюю эпоху античности бронзу стали активно использовалась в создании клинков. Этот сплав, несмотря на пластичность отличается своей прочностью. Мечи этого времени примечательны следующим: бронзовые клинки изготавливали способом литья, что позволяло создавать различные формы. В некоторых случаях, для большей устойчивости, клинкам добавляли ребра жесткости. Кроме того, медь не подается коррозии, поэтому множество археологических находок сохраняют прекрасный внешний вид вплоть до сегодняшнего дня.

К примеру, в Адыгейской Республике, при раскопках одного из курганов был найден меч, который считается одним из самых древнейших и датируется 4 тыс. до нашей эры. Согласно древним обычаям, при захоронении, вместе с усопшим в курган помещали его личные ценные вещи.

Самые известные мечи того времени:

  • меч гоплитов и македонцев «Ксифос» — короткое орудие с листообразным клином;
  • римское орудие «Гладий» – клинок 60 см с массивным навершием, эффективно наносил колюще-рубящие удары;
  • древнегерманская «Спата» – 80-100 см, масса до 2 кг. Однорукий меч имел широкую популярность у германских варваров. В результате переселения народов, стал популярен на территории Галлии и послужил прообразом многих современных мечей.
  • «Акинак» – короткое колюще-режущее оружие, весом около 2 кг. Крестовина исполнена в сердцеобразной форме, навершие в виде полумесяца. Признан элементом скифской культуры.

Расцвет меча в средние века

Великое переселение народов, захват Римских земель готами и вандалами, набеги варваров, неспособность власти управлять огромной территорией, демографический кризис – все это в конечном счете спровоцировало падение Римской империи в конце V века и ознаменовало становление нового этапа во Всемирной истории. Ему впоследствии гуманисты присвоили название «Средние века».

Историки характеризуют данный период как «мрачные времена» для Европы. Упадок торговли, политический кризис, истощение плодородности земель неизменно привели к раздробленности и бесконечном междоусобным распрям. Можно предположить, что именно эти причины способствовали расцвету холодного оружия. Особенно стоит отметить использование мечей. Варвары германского происхождения, будучи в численном преимуществе, привезли с собой мечи «Спата» и способствовали их популяризации. Такие мечи просуществовали вплоть до XVI столетия, уже позднее, им на замену пришли шпаги.

Разнообразие культур и разобщённость переселенцев порядком снизили уровень и качество боевого искусства. Теперь сражения проходили все чаще на открытой местности без применения какой-либо оборонительной тактики.

Если в привычном смысле, боевая экипировка война состояла из снаряжения и оружия, то в раннем Средневековье, обеднение ремесленнического дела повлекло за собой дефицит ресурсов. Мечами и довольно скудным снаряжением (кольчуга или пластинчатые доспехи) владели только элитные войска. Согласно историческим данным, в тот период практически отсутствовали доспехи.

Разновидность меча в эпоху Великих нашествий

Разные языки, культура и религиозные взгляды германских поселенцев и местных римлян неизменно привели к негативным отношениям. Романо-германский конфликт укрепил свои позиции и способствовал новым нашествиям на Римские земли со стороны Франции и Германии. Список желающих завладеть землями Галлии на этом, увы, не заканчивается.

Вторжение гуннов в Европу под предводительством Аттилы имело катастрофически разрушительные масштабы. Именно гунны положили начало «Великому переселению народов», безжалостно сокрушая земли одну за другой, азиатские кочевники дошли до Римских земель. Завоевав на своем пути Германию, Францию, Северную Италию, гунны также прорвали оборону в некоторых частях границы Рима. Римляне, в свою очередь, были вынуждены объединиться с другими народностями для поддержания обороны. К примеру, некоторые земли были отданы варварам мирным путем в обмен на обязательство охранять границы Галлии.

В Истории этот период получил название – «Эпоха Великих нашествий». Каждый новый правитель стремился внести свою лепту в модификации и усовершенствования меча, рассмотрим самые популярные виды:

Королевская династия Меровингов начала свое правление с V века и закончила в VIII, когда свергли с престола последнего представителя этого рода. Именно выходцы из великого рода Меровингов внесли значительный вклад в расширение территории Франции. С середины V века король Франского государства (позднее Франция) – Хлодвиг I вел активную завоевательную политику на территории Галлии. Большое значение уделялось качеству орудий, поэтому и возникли мечи меровингского типа. Орудие эволюционировало в несколько этапов, 1-ая версия подобно древнегерманской спате не имела острия, окончание клинка было негранёным или округлым. Зачастую такие мечи щедро украшались и были доступны только верхним сословиям общества.

Основные характеристики меровингского орудия:

  • длина клинка -75 см, вес около 2 кг;
  • меч ковался из разных сортов стали;
  • широкий дол небольшой глубины проходил с обеих сторон меча и заканчивался в 3 см от острия. Появление дола в мече значительно облегчило его вес;
  • рукоятка меча короткая и с тяжелым навершием;
  • ширина клинка почти не сужалась, что позволяло наносить режущие и рубящие удары.

Всем известный король Артур существовал именно в эту эпоху, а его меч, обладающий немыслимой мощью, был меровингским.

Викинги знатного рода Каролинги пришли к власти в VIII веке, свергнув с престола последних потомков Меровингской династии, тем самым положив начало «эпохе викингов», по-другому именуемая «Эра правления Каролингов» во Франции. Множество легенд слагались о правителях из Каролингской династии в то время, а некоторые из них известны нам и по сей день (к примеру, Пипин, Карл Великий, Людовик I). В народных преданиях чаще всего упоминаются и мечи королей. Хочется рассказать одну из истории, которая посвящена становлению первого короля Пипина Короткого из Каролингов:

Будучи невысоким, Пипин получил название «Короткий». Он прославился храбрым солдатом, но люди считали его недостойным занимать место короля из-за своего роста. Как-то раз, Пипин велел привести голодного льва и громадного быка. Само с собой, хищник вцепился в шею быка. Будущий король предложил своим насмешникам убить льва и освободить быка. Люди не осмелились приблизиться к свирепому животному. Тогда Пипин вынул свой меч и одним махом срубил головы обоих животных. Тем самым доказав свое право на престол и завоевав уважение жителей Франции. Так Пипин был провозглашен королем, свергнув с престола последнего меровинга.

Последователем Пипина стал Карл великий, при котором Франское государство получило статус Империи.

Мудрые политики знаменитого рода продолжили укреплять позиции Франции, что естественным образом сказалось на оружии. «Меч-каролинг», по-другому известный как «меч викингов» славился следующим:

  • длина клинка 63-91 см;
  • одноручный меч весом не более 1,5 кг;
  • дольчатое или треугольное навершие;
  • острое лезвие и заточенное острие для нанесения рубящих ударов;
  • глубокий двусторонний дол;
  • короткая рукоять с небольшой гардией.

Каролинг, в основном использовали в пеших схватках. Обладая изяществом и легким весом, он был оружием для знатных представителей викингов (жрецов или вожаков племен). Простые викинги чаще пользовались копьями и топорами.

Также, Каролингская Империя импортировала свои мечи в Киевскую Русь и способствовали значительному расширению оружейного арсенала.

Совершенствование меча на каждом историческом этапе, сыграло значимую роль в становление рыцарского орудия.

3. Романовский (рыцарский) меч

Гуго Капет (он же Карл Мартелл) – аббат, первый король, избранный вследствие кончины последнего потомка Каролгинов в VIII веке. Именно он был прародителем крупной династии королей во Франкской Империи – Капетинги. Данный период ознаменован множеством реформ, к примеру формирование феодальных отношений, появилась четкая иерархия в структуре в правлении. Новые изменения породили и конфликты. В это время происходили самые масштабные религиозные войны, которые взяли свое начало с Первого крестового похода.

Во времена правления Капетингской династии (примерно начало – середина VI века) берет свое начало становление рыцарского меча, также известного под названиями «меч для вооружения» или «романский». Такой меч являлся модифицированной версией каролинга, и отвечал следующим характеристикам:

  • длина клинка составляла 90-95 см;
  • значительное сужение кромок, которое позволяло наносить более точные удары;
  • уменьшенное монолитное навершие с закруглённым краем;
  • изогнутая рукоять размером 9-12 см, такая длина давала возможность рыцарю защитить руку в боевой схватке;

Стоит отметить, что перечисленные изменения компонентов эфеса давали характеризуется возможность вести бой в положении верхом на коне.

Популярные рыцарские мечи:

Постепенно, орудие эволюционировало с одноручных спат до двуручных мечей. Пик популярности владения мечом двумя руками пришелся на эпоху рыцарства. Рассмотрим наиболее известные виды:

« » — волнистый меч с пламеобразным клинком, некий симбиоз меча и сабли. Длина 1,5 метра, вес 3-4 кг. Отличался особой жестокостью, потому как своими изгибами наносил удары глубоко и оставлял рваные ранения надолго. Против фламберга протестовала церковь, но тем не менее он активно использовался германскими наемниками.

Рыцарство как привилегия

Рыцарство возникло в VIII веке и тесно связано с возникновением феодального строя, когда пешие войны переквалифицировались в конные войска. Под религиозным влиянием, рыцарство было титулованным дворянским статусом. Будучи неплохим стратегом, Карл Мартелл, раздавал церковные земли свои соотечественникам, а взамен требовал конской службы или уплаты налога. В целом, система вассалитета была жестко и иерархично структурирована. Кроме того, получение такой земли ограничивало свободу человека. Желающие быть свободными получали статус вассала и вступали в ряды армии. Таким образом собиралась рыцарская конница для Крестового похода.

Чтобы получить желаемый титул, будущий рыцарь начинал тренироваться с малых лет. Примерно к семи годам, его дружинникам для освоения и улучшения техники ведения боев, к двенадцати годам он становился оруженосцем, а к совершеннолетию принималось решение. Мальчика могли оставить в том же ранге либо посвятить в рыцари. В любом случае, служение рыцарскому делу приравнивалось к свободе.

Военное снаряжение рыцаря

Прогрессивное развитие ремесленнических дел способствовало не только модернизации орудий, но и в целом военному снаряжению, теперь появились такие атрибуты, как защитный щит и доспехи.

Простые войны носили для защиты панцири, изготовленные из кожи, а знатные войска пользовались кольчугами или кожаными панцирями с металлическими вставками. По такому же принципу был устроен и шлем.

Щит создавался из прочного дерева толщиной в 2 см, сверху покрывался кожей. Иногда использовали металл для усиления защиты.

Мифы и домыслы о мечах

История существования такого орудия полна загадок, наверно именно поэтому остается интересной и на сегодняшний день. На протяжение множества веков вокруг меча образовалось множество легенд, некоторые мы постараемся опровергнуть:

Миф 1. Древний меч весил 10-15 кг и использовался в бою как дубина, оставляя противников контуженными. Такое утверждение не имеет оснований. Вес составлял примерно от 600 гр до 1,4 кг.

Миф 2. У меча отсутствовала острая заточка, и он подобно зубилу мог проломить защитное снаряжение. Исторические документы содержат сведения о том, что мечи были настолько острозаточенными, что разрубали жертву на две части.

Миф 3. Для европейских мечей использовали сталь плохого качества. Историками установлено, что уже с античных времен, европейцы успешно применяли разные сплавы металлов.

Миф 4. В Европе не было развито фехтование. Разнообразие источников утверждает обратное: на протяжение многих веков, европейцы работали над тактиками боев, кроме того большинство приемов ориентированы на ловкость и скорость фехтовальщика, а не на грубую силу.

Несмотря на различные версии возникновения и развития меча в истории, неизменным остается один факт – его богатое культурное наследие и исторически важное значение.

В Средние века вооружение и экипировка рыцарей и воинов без устали усовершенствовались. В V веке, когда мир перешагнул порог нового образа жизни, холодное оружие и доспехи остались на уровне развития античной эпохи. Лишь к началу IX века не осталось ни признаков примитивного ведения военных действий.

Процесс развития средневекового оружия

Эволюция вооружения в Средневековье зависела прямым образом от географического положения государства. Державы, которые находились недалеко друг от друга, похожим образом развивались, и это отображалось на технологии изготовления оружия. Историки объединяют их в целые группы.

Например, страны на территории современной Европы следовали примеру западно-азиатского вооружения, а сам процесс развития основывался на наследии Римской Империи. История Византии большей частью повлияла на эволюцию оружия и доспехов в Западной Азии.

Историки разделяют холодное средневековое оружие на несколько типов:

  • Ударной силы – дубина, булава, шест, палица, и конечно, кистень;
  • Колющее оружие с рукояткой и лезвием(кинжалы, шпаги, клинки, рапиры) и древковое оружие (копья с наконечниками, рогатины, пики, протазаны, копья с зубцами);
  • Рубящее клинковое оружие – разновидности топора для ближнего боя, меч(одноручный и двуручный), коса, анелас;
  • Колюще-рубящее с рукояткой(сабля, шашка, ятаган) и древковое(алебарда, полэкс, совня);
  • Колюще-режущее оружие в основном представлено разными ножами.

Особенности производства оружия в Средние века

Осваивая новые технологии обработки металла, мастера оружейного дела вносили нововведения в производство оружия. Часто оружейники работали по индивидуальному заказу. Этим объясняется большое разнообразие холодного оружия ближнего боя, его свойства и внешний вид. Переход на конвейерное производство стало возможным с развитием мануфактурных предприятий. Внешнему виду оружия уделялось все меньше внимания, основной целью было достичь эффективных боевых качеств. Полностью вытеснить отдельные мастерские по изготовлению холодного оружия большим организациям все же не удалось. Всегда существовали мастерские по изготовлению уникальных видов вооружения для обороны или наступления. Конкретного мастера можно было распознать по типичному клейму или маркировке. Вне зависимости от внешнего вида, оружие одного вида выполняло одни и те же функции.