Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Евгений болховитинов биография. Болховитинов евфимий алексеевич (митрополит евгений)

Евфимий Алексеевич Болховитинов родился 18 декабря 1767 г. в Воронеже в семье бедного священника. Учился в Воронежской, Мос-ковской духовных академиях, одновременно посещая уни-верситет. По окончании академии преподавал в Воро-нежской семинарии (в 1788-1799 гг.). Уже тогда определился его основ-ной научный интерес, он начал работать над «Российской историей», но недостаток материалов заставил его отка-заться от этой идеи и переключиться на местную исто-рию. И в дальнейшем, где бы ему не пришлось служить, никогда он не стоял в стороне от важнейших событий цер-ковной, общественной и политической жизни своего вре-мени, продолжая постоянную исследовательскую деятель-ность.

В 1800 г., лишившись жены и троих детей, уехал в Петербург, где был назначен префектом Санкт-Петербургской Духовной академии и преподавал философию и красноречие, читал лекции по богословию и истории. Принял пострижение и получил имя Евгений и архимандритское звание. В 1804 г. был епископом старорусским, в 1808-1813 гг. - архиепископом вологодским, в 1813-1816 гг. - архиепископом калужским.

С 1816 по 1822 год митрополит Евгений был архиепис-копом Пскова и всей Лифляндии и Курляндии. Находясь здесь, он окунулся в изучение истории и природы края, по-любил уютные псковские храмы, особенно Снетогорский монастырь, который стал его жилищем. Шесть лет пребывания в Пскове ознаменовались но-выми изысканиями в архивах и библиотеках монастырей. В 1821 году он издал 5 тетрадей о некоторых монастырях - Снетогорском, Крыпецком, Святогорском и др. Были подготовлены свод Псковских летописей, списки грамот Пскова, «Летопись древнего славяно-русского княжеского города Изборска» и другие материалы. В этот же период был создан фундаментальный труд «История княжества Псковского», в котором использованы данные Лифляндских хроник, Польского гербовника, архивы Кенигсберга. В нем отразились его выдающиеся спо-собности: исследователя, археографа, библиографа. Вчерне работа была закончена к 1818 году, но издана только в 1831 году в Киеве.

Работы митрополита Евгения по истории нашего края не потеряли своей ценности и сейчас, так как содержат большой фактический материал.

С конца 1824 г. более года находился в Петербурге, занимаясь в Священном Синоде делами церковного управления.

Последние пятнадцать лет жизни митрополита Евгения прошли в Киеве, где он умер 23 февраля 1837 г.

ТРУДЫ Е. А. БОЛХОВИТИНОВА:

  1. Мнение митрополита Евгения (Болховитинова) о Русских наречиях, изложенное в частном письме к пок. академику П. И. Кеппену (1 октября 1820 г.) [Электронный ресурс] / Е. А. Болховитинов; сообщил П. К. Симони. - 4 с.
  2. ; [Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и... Снетогорского... ; Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря; Описание Святогорского Успенского монастыря; Описание Благовещенской Никандровой пустыни]. - Дерпт: Типография И. Х. Шинмана, 1821. - 60, с.
  3. Словарь исторический о бывших в России писателях духовнаго чина греко-российской церкви. Т. 1. - Изд. 2-е, испр. и умноженное. - Санктпетербург: В типографии Ивана Глазунова и его иждивением, 1827. - , 343, с.
  4. [Электронный ресурс] . Часть первая: содержащая общую историю сего княжества и города Пскова / Е. А. Болховитинов. - Киев: В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. - 321 с.
  5. История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова [Электронный ресурс] . Часть вторая: О псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губернских дворянства предводителей с присовокуплений разных грамот к истории Пскова относящихся / Е. А. Болховитинов. - Киев: В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. - 144 с.
  6. История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова [Электронный ресурс] . Части третия и четвертая / Е. А. Болховитинов. - Киев: В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. - 177, 208 с.
  7. Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря / соч. Е. Болховитинова. - Дерпт: Типография И.Х. Шинмана, 1832. - 63 с.
  8. Описание Святогорского Успенского монастыря . - [Дерпт: б. и., 18--]. - 9 с.
  9. Сокращенная Псковская летопись, избранная из разных Российских и чужестранных летописей и особенно из Псковской [Электронный ресурс] / Е. А. Болховитинов. - Псков: Отчина, 1993. - 87 с. : портр.
  10. Описание Благовещенской Никандровой пустыни. - Псков: [б. и., 2005]. - 30 с.
  11. История княжества Псковского / Митрополит Евгений (Болховитинов). - Переизд. / подгот.: Н. Ф. Левин и Т. В. Круглова. - Псков: Псковская областная типография, 2009. - 412, с., л. портр. : ил. + 1 л. табл., 1 л. карт. - (Псковская историческая библиотека). - ISBN 978-5-94542-244-5.

ЛИТЕРАТУРА О НЕМ:

  1. Егорова, Т. В. Митрополит Евгений (Болховитинов) и Псков / Т. В. Егорова // Земля псковская, древняя и современная: тез. докл. к науч.-практ. конф. - Псков, 1994. - С. 69-72.
  2. Лагунин, И. И. Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. 500 лет истории. Глава III Перед закрытием (XIX - I четв. XX вв.). От владыки Евгения (Болховитинова) до иеромонаха Савватия / И. И. Лагунин // Псков. – 2002. – № 16. – С. 31-44 ; 2002. - № 17. – 63-76 ; 2004. - № 20. - С. 43-56. - Библиогр. в примеч.
  3. Казакова, Л. А. Евфимий Алексеевич Болховитинов / Л. А. Казакова // Псковский край в литературе. - Псков, 2003. - С. 118-120.
  4. Медников, М. М. Исследователи земли Псковской: [митрополит Евгений (Е. А. Болховитинов)] / М. М. Медников // Материалы Х научно-практической конференции учащихся Псковской области "Шаг в будущее". - Псков, 2005. - С. 9-11.
  5. Левин, Н. Ф. Дореволюционные псковские краеведы и их публикации / Н. Ф. Левин // Храмы и монастыри губернского Пскова: сб. дорев. публ. / сост. и авт. вступ. ст. Н. Ф. Левин. - Псков, 2005. - С. 5-21.
  6. Левин, Н. Ф. О составе сборника и авторах публикаций: [Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767-1837) и его работы по изучению Псковского края] / Н. Ф. Левин // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт.вступ.ст. Н.Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 10-11, 13, 16-17: с портр.
  7. Бобровская, Н. "А я в Пскове спокойнее и довольнее, нежели был где-либо прежде" : прогулки по городу с... Татьяной Медниковой / Н. Бобровская // Время - псковское (г. Псков). - 2008. - 1 янв. - С. 5.
    К 240-летию со дня рождения Митрополита Евгения (Болховитинова); о псковском периоде его жизни и исследованиях истории Пскова рассказывает ученый секретарь музея-заповедника Т. В. Медникова, фото.

Евгений (Евфимий Болховитинов)

Е вгений (Евеимий Болховитинов) - известный ученый (1767 - 1837). Родился в семье бедного священника. Учился в Московской духовной академии, посещал и университет. Умственное движение конца XVIII в., центром которого был кружок , оказало заметное на него влияние. В Воронеже, куда он был назначен преподавателем общей церковной истории, он начал работать над "Российской историей". Недостаток в книгах принудил его оставить эту задачу и взяться за местную историю. Сюда относятся "Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских" (Москва, 1794), "Полное описание жизни преосвященного Тихона" и "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии" (1800; капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала). Кроме того, под руководством Евгения была написана "История воронежской семинарии". В 1800 г. Евгений приехал в Петербург, постригся в монахи и определен префектом духовной академии и учителем философии и красноречия. По поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения церквей, Евгений составил "Каноническое наследование о папской власти в христианской церкви", разрушившее замыслы иезуита. Разговор с тамбовскими духоборцами, бывшими в Петербурге в 1803 г., дал в результате "Записку с двумя духоборцами" ("Чтения Общества Истории и Древностей Российских", 1871, книга II). Так же "случайно", как и "Записка", составлено было Евгением весьма ценное "Историческое изображение Грузии" (Санкт-Петербург, 1802) - результат бесед с грузинским епископом Варлаамом и другими, а также исследования архивного материала. Евгений издал еще "Памятный церковный календарь", заключающий в себе немало материала для "Истории российской иерархии", задуманной Евгением. В 1804 г. Евгений был назначен викарием новгородским и, пользуясь библиотекой Софийского собора, написал "Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода". К тому же времени относятся: "Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ", "Рассмотрение исповеданий духоборческой секты" и "Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна", напечатанные в журнале "Любитель Словесности" (1806, стр. 140). Переведенный в Вологду (1808), Евгений написал "Всеобщее введение в историю монастырей греко-российской церкви", "Описание Пекинского монастыря", "Историческое сведение о вологодской епархии и о пермских вологодских и устюжских архиереях", "О личных собственных именах у славяно-руссов" и статью "О древностях вологодских зырянских" ("Вестник Европы" 1813, ч. 70 и 71). В Калуге он продолжал писать "Историю княжества Псковского" (Калуга, 1831), пишет о "Летописях древнего славяно-русского княжества гор. Изборска" ("Отечественные Записки", 1825, ч. 22, № 61) и "О русской церковной музыке" (для гейдельбергского профессора Тибо), составляет "Описание шести псковских монастырей", посылает в "Сибирский Вестник" исправленную им "Записку о камчатской миссии" (1822, стр. 89) и дополненную историю пекинской миссии (1822, ч. 18, стр. 99). Его "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина", печатавшийся сначала в журнале "Друг Просвещения" (1805), появился отдельно в 1818 г., а в 1827 г. вышел в значительно исправленном и дополненном виде. 2-я часть словаря была в 1845 г. издана под названием "Словарь российских светских писателей". Эти "Словари" не утратили своего значения и до настоящего времени. В 1822 г. Евгений был назначен киевским митрополитом. Здесь составлены им "Описание Киево-Софийского собора" (Киев, 1825), "Описание Киево-Печерской лавры" (1826) и "Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и киевской иерархии относящихся" (1832). В связи с его давними занятиями по истории славянской Кормчей стоит его труд: "Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.", а также статья "Сведения о Кирихе, предлагавшем вопросы Нифонту" ("Записки Общества Истории и Древностей", 1828, ч. IV). Он не переставал работать и над своей "Историей российской иерархии", которую исправлял и дополнял на основании новых материалов, найденных в киевских архивах. Раскопки, предпринятые им в Киеве, привели к обнаружению фундамента Десятиной церкви, Золотых ворот и к другим важным находкам. Кроме трудов исторического характера, Евгению принадлежат еще "Собрание поучительных слов" (Киев, 1834), "Пастырское увещание о прививании коровьей оспы" (Москва, 1811), "Новая латинская азбука", "Рассуждение о надобности греческого языка для богословия" и др. Евгений постоянно искал удовлетворения своей жажде знания и находил его всюду. Он вносит воодушевление и в свою обширную переписку с писателями того времени, совершенно бескорыстно помогая им в работах (например, ). Будучи горячим противником "вольномыслия", он не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье, но в то же время высказывался в том смысле, что "отцы церкви нам в физике не учители", что само св. Писание учит нас "только нравственной и благочестивой физике". Нападая на увлечение иностранцами, Евгений высказывал убеждение, что "лучше помещать переводное, да хорошее, нежели иное оригинальное, да безвкусное". История, по его мнению, должна быть повествованием, собранием фактов, без субъективного к ним отношения. Такой характер и носят все труды его; за массой цифр и фактов не видно ни "причин", ни "следствий", ни духовной жизни. К преобразованиям духовных училищ в начале XIX в. и к лицам, стоявшим во главе этих преобразований, Евгений относился отрицательно. - Ср. "Митрополит Евгений как ученый" (Санкт-Петербург, 1888); "Труды митрополита киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви" (Казань, 1899); Д. Сперанский "Ученая деятельность Евгения" ("Русский Вестник", 1885, № 4, 5 и 6); "Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине XIX столетия" (Санкт-Петербург, 1894); "Материалы для биографии митрополита Евгения" (в "Трудах киевской духовной академии", 1867, № 8); "Речь на годичном собрании университета св. Владимира" (там же); "Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции киевской духовной академии" (там же, 1867, № 12); "Преосвященник Евгений, митрополит Киевский и Галицкий".

Другие интересные биографии:
;
;
;
;
;

Евфимий Алексеевич Болховитинов

Болховитинов Евфимий Алексеевич (в монашестве Евгений) (1767-1837) - митрополит Киевский и Галицкий, историк. Род. в Воронеже в семье священника. Учился в Воронежской духовной семинарии (1778-1784). Во время учебы служил дом. учителем у графа Д. П. Бутурлина, который впоследствии помогал его карьере. Окончил Славяно-греко-латинскую академию (1788), одновременно посещал лекции в Моск. ун-те, подрабатывал на жизнь корректором в типографии П. М. Пономарева. Сблизился с кружком известного литератора, издателя сатирических журналов Н. И. Новикова, под влиянием которого начал свою лит. деятельность. В 1789 вернулся в Воронеж, работал преподавателем, библиотекарем, затем стал ректором Воронежской духовной семинарии Занимался лит. трудом, переводами, изучением истории. После смерти жены и детей в 1799 переехал в Петербург и принял монашество. С 1800 - учитель философии, высшего красноречия и префект [Префект - высшее должностное лицо.] Александро-Невской духовной академии. Впоследствии занимал высокие церковные должности в Новгороде (1804-1808), Вологде (1808-1813), Калуге (1813-1816), Пскове (1816-1822). С 1822 - митрополит Киевский и Галицкий, член Синода. 14 дек. 1825 "по поручению высочайшему" на Сенатской площади призывал восставших к покорности, потом принял участие в суде над ними. Состоял членом Имп. АН, Общества истории и древностей российских, был почетным членом ряда науч. об-в и ун-тов. Активно работал в "румянцевском кружке" ["Румянцевский кружок" - круг историков (Е. А. Болховитинов, А. X. Востоков, К. Ф. Калайдович, П. М. Строев и др.), группировавшихся вокруг известного коллекционера древностей графа Н. П. Румянцева.], обследовал архивы и библиотеки церквей и монастырей. Будучи епископом в Вологде (1808-1813), написал ряд работ по истории края и епархии. Трудом всей жизни Б. было создание "Словаря русских писателей", который он издал только частично (Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина... СПб., 1818. Т. 1-2); полный текст "Словаря" издал позднее М. П. Погодин.

Перепечатывается с сайта http://www.booksite.ru/ .

Болховитинов Евфимий Алексеевич (в монашестве - Евгений) (1767 - 23.II.1837) - русский историк, археограф и библиограф. В дореволюционной литературе обычно значится как "митрополит Евгений". В 1822-1837 годы - митрополит киевский. Научная деятельность Болховитинова связана с кружком графа Н. П. Румянцева, объединявшим виднейших специалистов русской истории, и Московским обществом истории и древностей российских. Собрал и опубликовал огромное количество архивных материалов. Исторические и историко-краеведческие работы Болховитинова, многообразие тематики которых (в основном местного значения) связано с его перемещениями по службе, сохранили ценность и поныне благодаря обильному фактическому материалу. К ним относятся: "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии" (1800, возникло в связи с анкетой Вольного экономического общества и занимает особое место в трудах Б.), "Историческое изображение Грузии" (СПБ, 1802), "Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода" (1808), "История княжества Псковского" (ч. 1-4, 1881). Болховитинов - автор капитальных биобиблиографических трудов: "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви" (1818, 2 изд., 1827), "Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших о России" (т. 1-2, 1845). В Киеве руководил археологическими раскопками, приведшими к открытию фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и др.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Шмурло Е., Митрополит Евгений как ученый, СПБ, 1888; Здобнов Н. В., История рус. библиографии до нач. XX в., 3 изд., М., 1955.

Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) (18(29). 12.1767, Воронеж - 23.02(7.03). 1837, Киев) - православный церковный деятель, историк, археограф, библиограф. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778-1884) и Московской Славяно-греко-латинской академии (1784-1788). С 1789 года - преподаватель, затем ректор Воронежской духовной семинарии. В 1800 году принял монашество, став учителем философии, красноречия и префектом Александро-Невской духовной семинарии в Петербурге. Последовательно занимал пост викария Новгородского (с 1804), епископа Вологодского (с 1808), Калужского (с 1813), Псковского (с 1816), митрополита Киевского (с 1822), был членом Российской Академии и «Общества истории и древностей российских». До посвящения в монахи Евгений увлекался западноевропейскими просветителями, в частности перевел кн. Ф. Фенелона «Краткое описание жизни древних философов». В его взглядах содержались упования на всемогущество человеческого разума. Однако под влиянием своих учителей Платона (Левшина) и Тихона Задонского Евгений уже в одной из первых своих работ - в предисловии к книге Л. Кокле «Похвальное слово чему-нибудь» (1787) прямо признает Божественное «ничто», исходя из апофатической традиции православной философии. В 90-е годы он применяет выдвинутый Платоном метод анагогии к гуманитарным наукам, особенно к истории. Его герменевтический курс отмечен пристальным вниманием к «способности проникаться духом предмета» и «отыскиванию таинственного смысла в отдельных словах и сочетаниях слов». После принятия монашества (в результате смерти жены и троих детей) главной темой писаний Евгения становится синергический (см. Синергизм) «гений» или «дух» как «способность природная», не приобретаемая ни «опытом», ни «прилежанием». Наиболее ярко этот подход выражен в его оценках творчества лиц, включенных им в главный свой труд - «Словарь духовных писателей России» (1805-1827). Напр., в статье о своем учителе он подчеркивает «возвышение и плодовитость собственных мыслей», которые были присущи молодому Платону, а затем - зависимость его произв. от «Слова Божиего». Его исторические изыскания характеризуются большой эмпирической насыщенностью без попытки создать общую системообразующую идею. Тем самым соблюдалась анагогическая осторожность по отношению к «читательскому духу» - без навязывания ему какой-либо концепций, лишающих его возможности иных толкований. Эта позиция определила и консервативные убеждения Е. с его последовательным неприятием всяких «новизнолюбовных» общественных теорий, которые, с его точки зрения, стремились прежде всего подавить творческий потенциал человека и подчинить его «букве» нового учения.

П. В. Калитин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, 182.

Сочинения: Словарь исторический о бывших в России писателях духовною чина греко-российской церкви // Друг просвещения. 1805 (отд. изд. 1818, 1827, 1995); Словарь русских светских писателей. М., 1845. Т. 1-2; Собрание поучительных слов в разные времена... Ч. 1-4, Киев, 1834.

Литература: Грот Я. К. Переписка Евгения с Державиным. Спб., 1868; Бычков А. Ф, О словарях российских писателей митрополита Евгения. Спб., 1868; Сперанский Д. Ученая деятельность Евгения // Русский вестник. 1885. № 4-6; Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767-1804; Спб., 1888; Полетаев Н. И. Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви. Казань, 1889; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине текущего столетия. Спб., 1894.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Литература:

Ивановский А. Высокопреосвященный Евгений, митрополит Киевский и Галицкий: Сб. материалов для биографии митрополита Евгения. СПб, 1871;

Кононко Е. Н. Болховитинов Евфимий Алексеевич // Словарь русских писателей XVIII в. Вып. 1. Л., 1988. С. 119-121;

Жуковская Л. П. Болховитинов Евфимий Алексеевич // Славяноведение в дореволюционной России. М., 1979. С. 81-82;

Шмурло Е., Митрополит Евгений как ученый, СПБ, 1888; Здобнов Н. В., История рус. библиографии до нач. XX в., 3 изд., М., 1955.

ВТОРОВ Николай Иванович (9.9.1818, Самара – 1.12.1865, Санкт-Петербург), археограф, этнограф, общественный деятель, действительный статский советник. Из дворян. Окончил словесный факультет Казанского университета (1837). Чиновник Министерства внутренних дел, советник Воронежского губернского правления (1849–1857). С 1857 г. работал в Санкт-Петербурге. С 1861 г. вице-директор Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел.
В Воронеже вокруг Второва и товарища председателя губернской палаты гражданского суда К. О. Александрова-Дольника сложился литературный и историко-этнографический кружок, который сыграл важную роль в развитии местной умственной жизни. Кружковцы активно занимались краеведческими изысканиями, выявляли и изучали памятники воронежской истории, этнографии, фольклора, популяризировали знания о прошлом Воронежского края. В кружок входили: преподаватели Кадетского корпуса М. Ф. Де-Пуле, П. В. Малыхин, С. П. Павлов, Н. С. Тарачков, купцы А. Р. Михайлов, И. А. Придорогин, М. Б. Тулинов, воен. инж. А. П. Нордштейн, офицер Н. С. Милошевич, чиновники И. И. Зиновьев, И. И. Малышев, В. А. Средин и др. Особое место занимал в кружке поэт И. С. Никитин, которого связывали с Н. И. Второвым исключительно теплые отношения. Члены кружка поддерживали тесные контакты с земляками и знакомыми в Санкт-Петербурге и Москве (А. Н. Афанасьев, П. И. Бартенев, Ф. Н. Берг, Л. П. Блюммер, А. С.Суворин и др.). С отъездом Н. И. Второва в Санкт-Петербург (1857) деятельность кружка постепенно свернулась.
С именем Второва связано начало деятельности Воронежского государственного статистического комитета, формально созданного в 1835 году. Второв был редактором-составителем первой «Памятной книжки Воронежской губернии» (1856), изданной Воронежским государственным статистическим комитетом; им подготовлены справочный и статистический разделы, а также «Воронежская летопись». В 1849 Второв обнаружил документы XVII–XVIII вв. (так называемые «второвские акты»), относящиеся к истории местного края. Публикация документов велась в «Воронежских губернских ведомостях». Совместно с К. О. Александровым-Дольником подготовил два сборника документов «Воронежские акты» (Воронеж, 1850, 1852; 2-е изд. Воронеж, 1851–1853, кн. 1–3). Совместно с художником С. П. Павловым составил альбом крестьянских типов и костюмов Воронежской губернии с историко-этнографическим очерком и описанием рисунков. Альбом удостоен золотой медали Русского географического общества (1859) и частично опубликован в «Русском художественном листке» (1861–1862). В 1853 составил «Краткое описание выставки сельских произведений», где приведены историко-статистические и экономические сведения о промышленном развитии края (опубликовано в «Журнале Министерства государственных имуществ»). В 1857 Второв сформулировал основные принципы организации губернского музея, частично учтенные при его создании в 1894. Деятельность Второва и членов его кружка во многом определила развитие воронежского краеведения во 2-й половине XIX в.
  • Историк, археограф, духовный писатель владыка Евгений обследовал древние церкви, их библиотеки и архивы, публиковал и комментировал исторические документы и литературные памятники ("Хождение игумена Даниила в Святую землю", "Сказание о Борисе и Глебе"). В Киеве руководил раскопками древних памятников, в т. ч. Десятинной церкви, Золотых ворот. Во время пребывания раба Божия Евфимия в Москве, произошло его знакомство с известным ученым Н.Н. Бантыш-Каменским, и проявился интерес к занятиям русской церковной историей.
  • По окончании Академии он принимает священнический чин и состоит префектом Воронежской духовной семинарии. В 1799 году, овдовев, принимает монашество и назначается префектом Александро-Невской Академии.
  • С 11 (24) марта 1800 г. - Архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 г. и весь 1801 г. исполнял череду священнослужения в Санкт-Петербурге.
  • 27 января (9 февраля) 1802 г. переведен в Сергиеву пустынь.
  • 17 (30) января 1804 г. хиротонисан в Епископа Старорусского, викария Новгородского и Санкт-Петербургского Митрополита.
  • 1805 г. избран почетным членом Московского университета
  • 1806 г. - избран действительным членом Российской Академии.
  • С 24 января (6 февраля) 1808 г. - Епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медико-хирургической Академии.
  • В 1810 г. избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств.
  • В 1811 г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.
  • С 19 июля (2 августа) 1813 г. - Епископ Калужский, и с этого года - почетный член
  • Общества истории и древностей при Московском университете.
  • С 1814 г. - член Санкт-Петербургской духовной Академии; с 1815 г. - Московского общества врачебных и физических наук.
  • 7 (20) февраля 1816 г. возведен в чин Архиепископа и назначен во Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.
  • С 1817 г. - член Харьковского и Казанского университетов; в 1818 г. - член Комиссии составления законов.
  • С 24 января (6 февраля) 1822 г. - Архиепископ Киевский.
  • 16 (29) марта того же года возведен в чин Митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Святейшего Синода и избран членом Виленского университета.
  • С 1823 г. - член Киевской духовной Академии; с 1826 г. - почетный член Академии наук.
  • С 1827 г. - доктор философии Дерптского университета.
  • С 1829 г. - член Санкт-Петербургского университета.
  • В 1834 г. избран членом Королевского Копенгагенского общества северных антиквариев.
  • С 1835 г. - корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.
  • Во всех епархиях, где преосвященный Евгений нес Архиерейское служение, он проявлял себя как церковный историк края. Так, по поручению Митрополита Новгородского Амвросия Епископом Евгением было составлено "предначертание" устройства духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.
  • Митрополит Евгений был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.
  • Митрополит Евгений оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени. Главный труд Митрополита Евгения - "Словарь русских писателей" (1818 г.), содержавший сведения о жизни и деятельности около 720 светских и духовных писателей от зарождения русской книжности до начала XIX века. Среди других работ владыки большое значение имеют труды по истории Церкви и описания храмов и монастырей.
  • Во время бунта декабристов-масонов на Сенатской площади Митрополит Евгений мужественно вышел перед бунтовщиками, увещевая их склонить оружие перед Русской властью: Монархом и Отечеством.
  • Умер 23 февраля (8 марта) 1837 года. По завещанию он погребен в Софийском соборе города Киева.
Митрополит Евгений прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.

Митрополит Евгений отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени.

"Нельзя не удивляться тому, - говорит Преосвященный Филарет Киевский, - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".

Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником Слова Божия.

Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в Храме Божием. Проповеди Митрополита отличались живостью и глубиной мысли.

По характеру своему Митрополит Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич: "Давно зная имя Митрополита Евгения Болховитинова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. "В доказательство противного отвечал ключарь, - вы теперь же можете видеть Высокопреосвященного". Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть Митрополита, последовал ответ: "Пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор, вообще о русской старине, продолжались до прибытия новых лиц".

Сочинения:

  • Исторический словарь русских светских писателей, изданный после его смерти профессором Снегиревым.
  • Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
  • История Княжества Псковского.
  • О вологодских и зырянских древностях.
  • О первом посольстве в Японии.
  • О присягах славяноруссов.
  • Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
  • О чинах Греко-российской Церкви.
  • Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".
  • О соборном деянии 1157 г.
  • О Российских Соборах.
  • Историческое изображение Грузии.
  • Описание Воронежской губернии.
  • Об алтарных украшениях.
  • Рассуждение о древнехристианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
  • Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
  • Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825 г.
  • Словарь историч. о писат. духовного чина, в 2-х частях. Санкт-Петербург, 1827 г.
  • Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом, в 2-х томах. Москва, 1793 г.
  • Парнасская история (студенческая работа). Москва, 1788 г.