Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

В начале XIX века в Китае происходили деструктивные внутренние процессы, ослаблявшие государство. Политика цинских правителей не удовлетворяла население, - презентация

Слово Китай произошло от народности кидани (китаи), жившей в 11-13 веках к востоку от Тянь-Шаня. Если население Китая в начале 19 века составляло около 300 миллионов человек, то к концу столетия достигла 400 миллионов.Европейцы вели активную колониальную политику, западные страны стремились «открыть» китайский рынок, превратить Китай в свой колониальный придаток.Долгие годы Британские купцы вывозили из Китая шелк, чай, фарфор, оплачивая эти товары серебром. Это не устраивало Великобританию, которой было выгодней расплачиваться за импорт своим товаром. Но Китай считал все государства и их правителей за своими пределами «внешними вассалами», и отказывался устанавливать дипломатические отношения на уровне посольств и развивать торговые отношения. Кроме того, торговля сильно страдала от произвола и мздоимства со стороны чиновников.

У Запада не было механизмов давления на Китай, который был самодостаточен и защищал внутренний рынок ограничением торговли. Западные страны, имели потребность в импорте чая (который тогда нигде больше не производился) и шелка сырца. После захвата Бенгалии, производящей опиум, англичане резко увеличили ввоз опиума в Китай, выровняв торговый баланс в свою пользу. Китайское правительство законодательно ограничивало импорт опиума, разрешив его ввозить только в медицинских целях. Но контрабанда этого товара постоянно росла, и к сороковым годам 19 века выросло до 40 тысяч ящиков опиума в год. Доходы английских купцов от торговли опиумом значительно превысили доходы от торговли чаем и шелком.

В Китае курение опиума охватило огромные слои населения. Один из китайских чиновников в 1838 г. свидетельствовал: «Начиная с чиновного сословия вплоть до хозяев мастерских и лавок, актеров и слуг, а также женщин, буддийских монахов и даосских проповедников - все они среди бела дня курят опиум, приобретают трубки и все принадлежности для курения опиума». Китайское правительство стало предпринимать конфискацию наркотика с последующим уничтожением его, что привело к серьезным убыткам английских купцов. Это послужило поводом для первой англо-китайской «опиумной» войны. Весной 1840 года парламент Великобритании решил, не объявляя формально войны, отправить к берегам Китая военно-морскую эскадру. В июне 1840 года 20 боевых кораблей с общим экипажем в 4000 человек, подошли к южному побережью Китая. Были выдвинуты требования: компенсация убытков за конфискованный опиум, возмещение убытков по организации военной экспедиции, ликвидация препятствий для торговли, и предоставление англичанам острова вблизи Китая, который мог бы стать торговой базой. Двигаясь на север, английские войска захватили Чжошуаньские острова, вблизи Нинбо. В этой ситуации, правительство Китая стало проводить капитулянтскую политику. Оно согласилось на все требование, кроме одного, передать остров Сянган Великобритании.

В январе 1841 года, англичане продолжили военные действия, а 20 января представители Китая подписали Чуаньбийскую конвенцию, согласившись на все требования, 1 февраля английские власти объявили всех жителей Сянгана подданными королевы Великобритании. Император же не хотел признать свое поражение, и, объявив войну Великобритании, решил продолжать военные действия. Англичане же захватили Чжуцзян, захватив 380 орудий, а вскоре подняли свой флаг и над Гуанчжоу. С августа 1841 года по май 1842 года военные действия велись в провинциях Фуцзянь и Чжецзян. В июле британские войска под командованием Поттингера начали осаду Нанкина, второго по значению, после Пекина, города в Китае. Паровые суда, более современная артиллерия и нарезные ружья, против китайских кремниевых обеспечили победу англичан. 29 августа 1842 года, на борту английского военного корабля «Корнуэллс» был подписан Нанкинский мирный договор. Согласно договору, Китай открыл для английской торговли пять портов: Сямынь (Амой), Фучжоу, Нинбо, Шанхай и Гуанчжоу, установил низкие таможенные пошлины на английские товары, выплатил Англии большую контрибуцию. Император Китая уступил о. Сянган королеве Великобритании.

В соответствии с договорами, последовавшими за Нанкинским, сначала Англия, потом США, Франция, и некоторые другие западные страны получили права экстерриториальности и создания в «открытых» портах иностранных сеттльментов. В 1850 г. в Китае разразилось Тайпинское восстание (в переводе «тайпин» - «великое благоденствие») - крестьянская война, направленная против феодального гнета и власти чужеземной династии маньчжуров. В январе 1851 года было объявлено о создании тайпинского государства, и начата война против правящего режима. В январе 1853 года, восставшие взяли крупный административный центр Учан. Их армия достигла миллиона человек. Они не занимались грабежами, а уничтожали налоговые реестры, убивали или изгоняли чиновников, отбирали имущество у богатых. 19 марта 1853 года они захватили Нанкин. Внутреннее устройство государства тайпинов, соответствовало нормам «военного коммунизма. Так, например вся земля не передавалась в частную собственность, а делилась пропорционально количеству едоков. После сбора урожая, все излишки изымались в государственное хранилище, в семьях оставлялись продукты только на прокорм до следующего урожая. В городах, вся промышленность была национализирована. Все рабочие и ремесленники были объединены в профессиональные мастерские-батальоны.

В качестве государственной религии тайпины провозгласили христианство, причем посещение церкви было, строго обязательным. В 1856 году в тайпинском государстве началась междоусобная война за власть, в которой погибло до 100 тысяч человек. В результате социально-экономического кризиса и междоусобицы, тайпинское государство в 1857 году потеряло Цзянсу, а в 1859 году – Нанкин. Потом были одержаны ряд побед, так в 1861 году они взяли Ханчжоу и Нинбо и затем осадили Шанхай. В своей борьбе с цинским правительством тайпинцы надеялись на помощь западных стран, имея в виду религиозный фактор. И действительно, протестантские миссионеры сочувствовали восставшим и посещали их руководителей. Однако западные политики и бизнесмены считали, что им выгоднее поддерживать цинское правительство, а не тайпинское. Если в начале восстания, Запад придерживался нейтралитета, то потом склонился к поддержке Пекина. Так, цинское правительство получило кредит, современное оружие и три парохода. Англо-французские войска совершали вооруженные рейды против тайпинов, в цинской армии были европейские инструкторы и отряды наемников, набранных в Европе. После этого произошел перелом в войне, в июле 1864 года была взята столица тайпинского государства город Нанкин. Основные силы восставших были разгромлены, хотя сопротивление продолжалось до 1868 года. Кроме тайпинского восстания, в третьей четверти 19 века Китайскую империю потрясли еще целый ряд восстаний. В эти беспокойные годы резко усилилась эмиграция китайцев в Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии. Основной поток эмиграции проходил через город Шаньтоу, морской порт Китая на Южно-Китайском море.

Сразу после поражения во Второй Опиумной войне, цинское правительство стало проводить политику модернизации Китая «ян у» (усвоение иностранного опыта). Появились предприятия производящие современное оружие. В 1868 году, в Шанхае был построен первый пароход. Но по большей части, строились предприятия по переработке сырья. Однако реформы почти не затронули, кредитно-финансовой сферы, народного образования, земельных отношений. В 1864 году, конфликт между Японией и Китаем, закончился без войны подписанием 31 октября в Пекине мирного договора, по которому к Японии отходили острова Люйцюй. В 1894 году из-за споров за влияние в Корее началась японо-китайская война. Разбив китайские войска в Корее, японцы перенесли военные действия в Манчжурию и уже через месяц взяли Порт-Артур, 12 февраля 1895 года капитулировала военно-морская база Китая Вэйхайвэй, и уже в начала марта был взят Инкоу. В результате Симоносекского мирного договора, подписанного 17 апреля 1895 года, Япония получала Тайвань, южную часть Манчжурии, денежную контрибуцию. Однако, Россия, Франция и Германия вручили Японии дипломатическую ноту, с рекомендацией отказаться от полуострова Ляодун, взамен на дополнительную контрибуцию. Япония была вынуждена принять эти условия. Китай, после войны с Японией был ослаблен, и западные державы воспользовались этим для раздела его на сферы влияния. Так, германская эскадра захватила морской порт Цзяочжоу (Циндао), затем российская эскадра вошла в Порт-Артур, англичане заняли Вэйхайвэй, а французы приобрели Гуанчжоувань. Позднее, эти приобретения были оформлены, как договоры об аренде. Все это привело к росту антииностранных настроение в Китае и приходу к власти консервативно-патриотических сил. В 1900 году началось восстание ихэтуаней (восстание боксеров), которое сопровождалось массовыми убийствами и казнями миссионеров, китайских христиан и иностранцев. К концу 19 века, Китай оставался слабой и отсталой империей, находящейся в политической зависимости от стран Запада.

Китай в 19 веке подвергся «Опиумной войне» 1839-1842 гг., обнажившей всю гнилость и пороки отжившего феодального строя, положившей начало закабалению Китая империалистами Запада, превращению его в зависимую, полуколониальную страну.

Китай в 19 веке

Китайская промышленность, основанная на ручном труде, не выдержала конкуренции с машиной. Непоколебимая Срединная империя пережила социальный кризис. Налоги перестали поступать, государство находилось на краю банкротства, начались восстания, массовые убийства мандаринов императора и бонз Фу Си. Страна очутилась на краю гибели и находится под угрозой насильственной революции.

Китай в середине 19 века

Двойной гнет - китайских феодалов и чужеземных захватчиков, продолжавшийся почти столетие, тормозил развитие китайской культуры. В середине 19 века положение в Китае значительно ухудшилось еще и в связи с идеологической экспансией, сопровождавшей наступление западных поработителей на политическом и экономическом фронтах.

В условиях колониального грабежа национальная медицина оказалась в самых невыгодных за все время своего существования условиях. И Китай стал, пожалуй, единственной страной, где тогда появились и сейчас существуют две медицины одновременно.

Дорогу в страну медицине Запада, или, как ее называют в Китае,-европейской медицине, открыла англо китайская война 1839-1842 гг.

Поставки опиума в Китай

Еще в конце 18 столетия иностранные купцы нашли товар, с помощью которого они начали пробивать брешь в политике «закрытых дверей» империи Цинов. В единственно доступный для них порт Китая — Макао начали поступать крупные партии опиума . Позорная роль просвещенных отравителей сотен тысяч людей мало тревожила английских и американских купцов. В начале 19 столетия в страну ежегодно доставлялось по 4 тысячи ящиков наркотика, то есть около 160 тонн. А к 1839 г. это количество возросло в 10 раз.


Порт Макао — использовался для поставки опиума в Китай

Но не здоровье и благосостояние китайского народа беспокоило реакционное маньчжурское правительство, а запасы серебряной казны, откуда валюта уплывала в карманы иностранных дельцов.

С помощью США, которые тоже были не прочь поживиться за счет Китая, капиталистическая Англия сломила сопротивление императорских войск, зверски расправилась с дружинами «пининтуаней» (усмирителей англичан) и навязала Цинам неравноправный Нанкинский договор. С 1842 г. открытыми стали 5 портов: Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай, а еще через несколько лет такие же привилегии, как Англия, получили США и Франция.

Зависимость Китая от иностранных империалистов

С этого времени начинается превращение Китая в зависимую от иностранных империалистов страну . Чтобы хоть в какой-то мере ослабить непрерывно нарастающее народное движение против чужеземных поработителей и упрочить свое господство, западные страны применили испытанную политику «кнута и пряника». Осуществляя жесточайшую эксплуатацию, они в то же время старались создать видимость заботы о народе.

Европейская медицина приходит в Китай в 19 веке

С этой целью в середине 19 столетия в Китае, особенно в портовых «открытых» городах, были открыты первые лечебные учреждения европейского типа - амбулатории и больницы (в 1844-1848 гг. были созданы первые такие больницы в городах Шанхае, Сямынь, Линьбо, Фуци. А к 1876 г. в стране насчитывалось 16 больниц и 24 медпункта, созданных европейцами).

Так, в обозе у пушек и опиума приходит в страну «вторая медицина». Уже сам способ ее появления, а еще больше поставленные перед нею цели предопределили отношения, сложившиеся между национальной и привнесенной извне медициной.

А если учесть, что европейская медицина того времени по результатам лечения мало чем отличалась от китайской, станет ясным, которой из них отдавали предпочтение широкие народные массы страны. Да и количественное соотношение было слишком неравным. На десятки европейских врачей (в 1859 г. в Китае насчитывалось всего 28 врачей иностранцев) приходились сотни тысяч местных целителей, вышедших из народа, хорошо знающих его характер, традиции, быт.


Город Шанхай — первооткрыватель лечебных учреждений европейского типа в 19 веке

Но за плечами у маленького авангарда, среди которого были не только миссионеры и дипломированные коммивояжеры различных фирм патентованных средств, а и настоящие энтузиасты медицины, стоял тогда еще прогрессивный капиталистический способ производства.

Стремительное развитие в Западной Европе естественных наук дало могучий толчок медицине, и ее достижения, хотя и со значительным опозданием, с каждым годом все шире и шире начинали применяться в Китае. А это означало, что и кругозор работавших здесь врачей также постепенно расширялся. Так, значительную роль сыграло открытие в 1846 г. метода эфирного наркоза, благодаря которому началось бурное развитие клинической хирургии.

И китайцы стали чаще обращаться к европейским хирургам (нужно отметить, что первенство в открытии наркоза принадлежит Китаю. Еще Бянь Цюэ и Хуа То делали, по дошедшим до нас довольно достоверным данным, полостные операции. Но сохранявшиеся в строгом секрете сведения о применявшихся ими методах и средствах обезболивания были утрачены в эпоху средневековья).

Всегда чрезвычайно внимательные и восприимчивые ко всему полезному, охотно использующие опыт других, медики Китая никогда не оставались безучастными к успехам своих коллег из других стран. В 50-80 годы прошлого столетия они начинают довольно интенсивно изучать опыт европейских врачей (врач Хо Си в 1850-1859 гг. перевел на китайский язык европейские учебники по внутренним болезням, педиатрии, акушерству и гинекологии).

Создаются первые учебные заведения европейского типа. Но в эти институты, организованные в Китае по английскому и французскому образцу (первый такой институт был создан в Шаньяне около 70 лет тому назад), принимались почти исключительно выходцы из компрадорской буржуазии, которая отнюдь не содействовала развитию национальной медицины.

Раболепствуя перед иностранцами, местная буржуазия превзошла в гонениях на все китайское даже своих покровителей. На деле это означало удушение народно-освободительного движения и национальной культуры, что было, конечно, весьма выгодно ее империалистическим хозяевам.

Закон о запрещении китайской народной медицины

Особенно усердно проводила антинародную политику клика Чан Кай-ши, который 12 апреля 1927 г. совершил контрреволюционный переворот и, поступив на службу к англо-американским империалистам, пошел на сделку с помещиками, феодалами и компрадорской буржуазией. Одним из многочисленных актов предательства национальных интересов, совершенных его кликой, был официально принятый в 1929 г. реакционным правительством Гоминдана закон о запрещении китайской народной медицины .

Чан Кай-Ши — проводил политику о запрещении китайской народной медицины

Это чудовищное решение, явно шедшее вразрез с коренными интересами китайского народа и здравым смыслом и практически не осуществленное вследствие активного протеста широчайших слоев населения страны, тем не менее, не прошло бесследно для развития медицинского дела в Китае.

Представители буржуазной верхушки так старательно лезли из кожи вон, что последствия политики охаивания наследия национальной медицины не могли не отразиться в ходе последующей ожесточенной борьбы китайского народа на всех участках культурного фронта.

Отрицание китайской народной медицины

Ведь даже после победоносного завершения народной революции в Китае в органах здравоохранения КНР находились люди, пытавшиеся протащить идеи полного отрицания народной китайской медицины . Одним из носителей этих «идей» был бывший заместитель министра здравоохранения Хэ Чень.

Повторяя никчемные положения обанкротившихся «теорий», он утверждал, что китайская медицина «не научна», так как «не имеет под собой современной научной базы». Лишенное каких бы то ни было веских оснований, это утверждение оказалось чрезвычайно вредным, так как по существу своему было глубоко антинародным.

Компартия Китая дала надлежащий отпор Хэ Ченю и его единомышленнику Ван Биню, бывшему заместителю министра здравоохранения, так же как и всем их сторонникам и последователям.

Об этой острой борьбе с антипатриотическими настроениями и суждениями некоторой небольшой части работников китайского здравоохранения следует рассказать несколько подробнее.

Существование в Китае двух медицин

Положения, которые выдвигал Хэ Чень для обоснования своей открыто враждебной по отношению к китайской народной медицине позиции, были столь же не новы, сколь и опасны. Спекулятивные, софистические утверждения, построенные на несоответствии некоторых положений народной медицины Китая принятым так называемой европейской наукой, многократно использовались чуть ли не с первых дней существования в Китае двух медицин .

Этот имел иногда известный успех. Китайская медицина не обладала широкой научной базой в виде данных, основанных на достижениях естественных наук. Это тормозило дальнейшее развитие и обобщение его богатейшего практического опыта и надлежащее обоснование ее основных теоретических положений. Точно так же нельзя было ожидать от народной медицины и значительного развития в длительный период общего застоя экономики и культуры Китая, обусловленный тяжелыми историческими обстоятельствами нескольких последних столетий.

Поэтому, если говорить о степени научной обоснованности народной медицины, то прежде всего в отсутствии таковой следует упрекнуть тех лиц, которые рассматривают китайскую национальную медицину вне исторических условий ее возникновения и развития.

Не новым с принципиальной точки зрения оказался и следующий тезис Хэ Чэня о том, что китайская медицина «безнадежно устарела», что она уже больше «не отвечает требованиям сегодняшнего дня» и т. п. Вывод этот вытекал из таких основных предпосылок:

Китайская медицина – продукт феодального периода… и определенные люди, определенная техника соответствуют лишь определенному времени; с развитием общества, естественно, возникает новое, которое заменяет старое.

Внешне все эти утверждения кажутся правильными, правомерными. Но на деле все это далеко не так, как представляется на первый взгляд. Если согласиться с первым положением, то почему, например, парус или ветряная мельница, или водопровод, известные за тысячи лет до нас, еще в рабовладельческом строе, могут и ныне двигать корабли, обмолачивать зерно, подавать воду, а китайская народная медицина вдруг утратила свою практическую ценность только потому, что ликвидирован феодализм. Ведь целый ряд болезней, которые она лечила тогда, существуют и поныне.

В том то и дело, что медицина, эта одна из важнейших областей естественных знаний, не является продуктом какой-либо одной эпохи или одного класса. Медицина, как одна из древнейших областей знания, представляет собой продукт тысячелетней борьбы человека за сохранение своего здоровья и продление жизни.

А исцеляла людей от различных болезней в течение многих тысяч лет. Занимается она этим и в наши дни. Но, конечно, сейчас в значительной мере изменились условия развития китайской народной медицины, открывающие безграничные возможности дальнейшего ее совершенствования.

Европейская медицина строится на основе современного естествознания, и в этом смысле она является, конечно, более передовой, чем народная медицина.

Таким образом, отрицание известной положительной роли китайской народной медицины есть не что иное, как сознательное искажение действительности. А корни такого отрицания лежат в усердно насаждавшемся длительное время разными идеологами реакции мнении, будто китайская культура давно и навсегда зашла в тупик, и в стремлении объективно следовать примеру чан-кайшистов, пытавшихся росчерком пера «закрыть» китайскую медицину, многими тысячелетиями развивавшуюся в стране.

Хэ Чэнь не ограничился только теоретическими выкладками. Он дошел до утверждения, что около 500 тысяч народных врачей «не стоят одного представителя европейской медицины», что в больницах и амбулаториях «ни в коем случае нельзя допускать к работе» китайских медиков.

Тем более считалось недопустимым их использование в органах государственного здравоохранения. И это утверждалось тогда, когда в стране наблюдалась острая потребность в медицинских работниках. Дипломированных врачей в то время насчитывалось только около 50 тысяч на 600 млн. населения.

Расширение и укрепление рядов , направление их полезной деятельности на служение народу - является предметом особой заботы Компартии Китая, ведущей политику сплочения представителей национальной и европейской медицины.

Эту политику как раз и пытались ревизовать организаторы гонений на народных врачей. Хэ Чэнем была разработана целая система мер по «проверке их квалификации» с единой целью: лишить этих врачей возможности заниматься медицинской практикой, оказывать помощь больным.

Что дело обстояло именно так, можно судить хотя бы по тому, что из четырех разделов, по которым велась проверка, только один относился к китайской народной медицине, в то время как все остальные- к европейской. Естественно, что выдержать такой экзамен могли немногие и часто даже не те, кто обладал богатыми знаниями в области китайской народной медицины, а те, кто в той или иной мере был знаком и с европейской наукой.

Если такие, хоть и редко, но встречались в городах, то что же сказать о селах, где трудится 400 000 человек, что составляет 80 процентов всех народных врачей страны. Поэтому и получилось так, что в 68 уездах Северного Китая в результате этой пресловутой «проверки квалификации» 90 процентов проэкзаменованных было признано «не отвечающими требованиям».

Повышение квалификации врачей китайской народной медицины

Важнейшее мероприятие - повышение квалификации врачей китайской народной медицины Хэ Чэнь также приспособил к своим целям. Он предложил и начал насаждать такую систему, которая фактически означала переквалификацию слушателей устроенных им школ. Так, из числа врачей китайской народной медицины, окончивших школу в Чанчуне, почти половина «переквалифицировалась» в фельдшеров европейской медицины.

Досталось в значительной мере и китайской фармакологии. В отношении к ней была занята позиция полного игнорирования, в результате чего лекарства, которыми пользуется три четверти всего населения страны, оставались непризнанными официальными органами здравоохранения. Китайская медицина знает более 2000 видов лекарств, постоянно применяются из них 300-400, но в изданную в 1953 г. «Фармакопею КНР» не было включено почти ничего из этого богатейшего национального фонда.

На серьезность ошибок Хэ Чэня указывалось неоднократно. Подобные его взгляды много раз подвергались критике в органе ЦК Коммунистической партии Китая в газете «Женьминь жибао», в органе Министерства здравоохранения «Цзяньканьбао» («Здоровье»), в ряде научных медицинских журналов.

Однако Хэн Чень длительное время не только не изменял своих позиций, но даже сделал попытку оградить себя от критики. Он дошел до того, что стал утверждать, что работа по здравоохранению является «особой» научно-технической работой и что ЦК партии «не знает науки и техники», поэтому, дескать, не может руководить и не должен вмешиваться в здравоохранение.

Такой абсурдный взгляд, как и отрицание руководящей роли партии в стране, явился кульминационным среди всех антинародных воззрений Хэ Ченя и отразил его отход от основ марксизма-ленинизма и полную потерю элементарной политической ориентировки.

Борясь с проявлениями буржуазной идеологии в теоретических и организационных вопросах здравоохранения, Компартия Китая приняла решительные меры к тому, чтобы не только не было утрачено драгоценное наследие китайской народной медицины, но чтобы созданы были наиболее благоприятные условия для дальнейшего ее развития и научного обобщения ее опыта.

Она указала на необходимость покончить с сектантскими взглядами определенной части медицинских работников, призвала врачей - представителей европейской медицины ознакомиться с отечественным опытом национальной медицины, с ее лучшими традициями, перенимать этот опыт и совершенствовать медицинскую науку.

Курс на сплочение врачей китайской народной и европейской медицины,- являясь одной из важнейших линий политики, проводимой сейчас партией в области здравоохранения Китая,-означает, с одной стороны, восприятие и развитие наследия всего ценного в отечественной народной медицине, а с другой-изучение и усвоение всего лучшего, что есть в зарубежной науке и, прежде всего, передовых знаний и опыта.

Задача заключается в том, чтобы путем взаимного обогащения обеих медицин добиться постепенного их слияния и создания таким образом нового национального здравоохранения, новой современной медицины.

Слияние двух медицин в Китае

Сообразно с этим курсом теперь совершенно иначе строятся взаимоотношения между врачами народной китайской и европейской медицины. Знакомиться с нею и изучать ее начинает сейчас все большее количество врачей, представителей европейской медицины. Врачи же китайской народной медицины все активнее привлекаются к работе лечебных учреждений.

Колыбель древней цивилизации. Китай считается самой древней колыбелью цивилизации на нашей планете. Китайцы гордятся своей древностью и богатством своей истории и культуры. Чтобы подчеркнуть то исключительное положение, которое, по их мнению, занимает их родина, они до сих пор называют ее «Чжунго» - «Срединное государство». До XX в. китайцы именовали свою страну также «Тянься» («Поднебесная»), «Чжун-хуа» («Срединный цветок»), «Чжун-юань» («Срединная равнина»), «Чжэнь-дань» («Восточная заря») и «Тянь-чао» («Небесная династия»).

У нас же страна ханьцев, как сами себя до сих пор называют китайцы, получила название «Китай». Оно пришло от монгольско-тюркского народа «кидань», занимавшего до XII в. нашей эры области на северо-востоке современного Китая. В русский язык слово «кидань» перешло от соседних тюркских народов со звучанием «Китай». В Западной Европе страна стала известна как «Сина» или «Чайна», от английского «China», т.е. «Цинь» - китайской династии, существовавшей в III в. до нашей эры.

Китайцы, именуя свою страну «Срединным государством», издревле верили в то, что их земля в действительности является «центром мироздания». Они были убеждены, что самим Небом им уготована роль нести цивилизацию окрестным народам, которые именовались не иначе как «варвары». Даже войны, которые вели в XIX в. против Срединного государства европейские державы, маньчжурские правители именовали не иначе как «восстание» или «бунт варваров». Французы в 1884-1885 гг. были названы «взбунтовавшимися вассалами», а англичане - «бунтовщиками», «наполовину людьми, наполовину животными».

Небо, император, предки. Китай является одной из немногих стран, где культ почитания Неба соединился с культом поклонения предкам. Причем на земле это единство воплощал в себе император, с уважением именовавшийся «Тянь-цзы» («Сыном Неба»), а также «Хуанди» - «Верховным владыкой на земле». Император считался неограниченным властелином подданных и их собственности. Положение императора всячески подчеркивалось и выделялось. Так, например, никто кроме императора и членов его семьи не имел права носить одежду желтого цвета, цвета солнца. Почти все предметы, которыми пользовался император, были желтого цвета, в том числе и черепица на стенах и крышах императорских дворцов. Никому из подданных не дозволялось пользоваться желтым цветом.

В Китае были уверены в том, что император несет ответственность за всех живых существ, обитающих на земле. Об этом говорили так: «Нет земли, которая бы не принадлежала императору; тот, кто ест плоды этой земли - подданный императора».

Китайская нация по традиции рассматривалась как одна большая семья во главе с императором. В Китае имела широкое хождение поговорка: «Государь - отец и мать народа». Всем членам этого «семейства» предписывалось проявлять к императору сыновнюю любовь и почтительность. Традиционные отношения император - подданные, отец - сын, муж - жена, старший - младший предполагали уважение, послушание, долг. По традиции, восходящей к великому Конфуцию, жившему в VI-V вв. до нашей эры, китайцы должны были строго следовать правилам, которых насчитывалось около 3 тысяч.

Временщики. Однако в начале XIX в. власть императоров в Китае была ограничена покоями его императорского дворца в Запретном городе, отгороженном квартале в столице Цинской империи - Пекине. Фактически всеми делами в государстве от имени императора заправляли различные временщики, как правило, это были главные евнухи при дворе императора. Естественно, что у них не было времени заботиться о делах процветания государства. Пользуясь случаем, они активно залезали в казну государства, тратя деньги на личные нужды.

Так, на рубеже XVIII-XIX вв. государством фактически управлял царедворец Хэшэнь, чье состояние равнялось годовому доходу империи. О его дворце в народе ходили легенды. Якобы он был копией императорского дворца. Виноградник в дворцовом саду был сделан искуснейшими мастерами-ювелирами из чистого серебра, золота и драгоценных камней. Стволы и ветви были из серебра и золота, а ягоды - из бриллиантов, жемчуга, изумрудов, сапфиров и кораллов.

Фактически в стране всем заправляли китайские чиновники - шэньши, которые в Европе были известны под названием «мандаринов», названных так португальцами (от португальского «mandar» - «править, управлять»).

Стремление китайцев к строгой регламентации в повседневной жизни переносилось и на отношения с другими народами.

К концу XVIII века вновь произошел подъем торговли Китая и европейскими и азиатскими странами. Китайцы продавали в Европу чай, фарфор, шелк, но не приобретали никаких европейских товаров, предпочитая получать за свои товары серебро. Англичане начали ввозить из Индии в Китай опиум, постепенно приобщая к курению опиума местное население. Особенно зависимы от поставок опиума стали прибрежные районы Китая. В XIX веке в Китае разразились Опиумные войны.

Первая Опиумная война в Китае проходила в 1840-1842 годах между Великобританией и Китаем. Великобритания отстаивала свои интересы в торговле, в том числе и в торговле опиумом. Поводом для начала войны послужил арест контрабандистом опиумом в Китае и уничтожение их груза. Победы в войне одержала Великобритания, в основном благодаря действиям своего флота. 29 августа 1842 года был подписан Нанкинский договор, закреплявший победу Великобритании в войне, а также устанавливавшем обязанность Китая выплатить контрибуцию в размере 21 миллиона долларов и передать Великобритании остров Гонконг. Война стала началом длительного ослабления Китая, гнета иностранных держав и депопуляции местного населения.
Вторая Опиумная война проходила с 1856 по 1860 год между Китаем, с одной стороны и Великобританией и Францией, с другой стороны. Великобритания и Франция требовали возможностей неограниченной торговли и допуска своих послов в Пекин. Поводом для начала войны снова стал арест контрабандистов опиумом на корабле Великобритании, приписанном к Гонконгу. Война вновь закончилась поражением Китая, 25 октября 1860 года был подписан Пекинский договор, согласно которому Китай обязался выплатить Великобритании и Франции 8 миллионов лянов, а также расширить зону их торговли. По договору Великобритании отходила южная часть Цзюлунского полуострова.
В 1894 году Китай вступил в войну с Японией. Японо-китайская война продолжалась до 1895 года. Основной причиной войны были претензии Японии на управление Кореей и Маньчжурией, которые в то время находилась в вассальной зависимости от Китая. Китая проиграл эту войну, 17 апреля 1895 года был подписан Симоносекский договор. По данному договору Корея получила самостоятельность от Китая, Японии отходили Тайвань, острова Пэнхуледао и Ляодунский полуостров. Японии также получила возможность строить промышленные предприятия на территории Китая и ввозить в страну промышленное оборудование.
Последствием японо-китайской войны и подписанного Симоносекского договора стала тройственная интервенция со стороны Франции, России и Германии. 23 апреля 1985 года эти страны обратились к Японии с требованием вернуть Китаю Ляодунский полуостров, опасаясь японского контроля над Порт-Артуром. 10 мая 1985 года Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю, однако, увеличив одновременно сумму контрибуции, назначенной за проигрыш Китаем японо-китайской войны.
В 1897 году канцлер Германии Вильгельм II добился у Николая II согласия на размещение немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу в Шаньдуне. В ноябре 1897 года китайцы убили германских миссионеров в Шаньдуне, В ответ на это Германия захватила Цзяочжоу. Китайцам пришлось брать у Германии Цзяочжоу в аренду сроком на 99 лет и позволить Германии построить две железные дороги в Шаньдуне, а также ряд горных концессий.
В 1898 году, в июне, в Китае наступил период, называемый «сто дней реформ». Маньчжурский император Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов для разработки реформ, которые позволили бы Китаю совершить рывок вперед в своем развитии. Реформы затронули систему образования, железные дороги, заводы, фабрики, сельское хозяйство, вооруженные силы, внутреннюю и внешнюю торговлю, а также государственного аппарата. В сентябре 1898 года произошел дворцовой переворот, который возглавила вдовствующая императрица Цыси. Переворот увенчался успехом, все реформы были отменены.

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    На рубеже 18-19 вв. западные державы пытаются проникнуть на китайский рынок для торговли опиумом. На почве этого между Англией и Китаем началась первая "опиумная" война, после которой Китай был вынужден открыть свои порты для торговли с Западом.

    реферат , добавлен 27.12.2008

    Китай под властью династии Мин. Государственный строй Китая в середине XVII в. Внешняя политика Цинов в середине XVII - конце XVIII вв. Маньчжурия до 1644 г. Первая "опиумная" война. Тайпинское движение, предпосылки зарождения движения тайпинов.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Революционные выступления против цинской монархии. Крестьянская война XVII в., возглавленная Ли Цзычэном. Захватнические войны Цинов. Первая и вторая "опиумная" войны и поражения тайпинов. Китайская культура в конце XVIII - первой половине XIX в.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Коммерческие отношения Великобритании и Китая. Первая "опиумная" война 1840-1842 г.: предпосылки её возникновения, ход действий. Нанкинский мирный договор. Ход второй "опиумной" войны. Заключение Тяньцзиньского договора 1858-1860 гг., последствия.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Недовольство политикой, проводимой Цинами. Народные волнения в Китае в начале XIX века, организованные тайными обществами. Опиумная торговля, Первая и Вторая опиумные войны, их причины и последствия для китайского общества, ход военных действий.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Китай и иностранные державы во второй половине Х1Х в, превращение Китая в полуколонию. Синьхайская революция и оппозиционное движение в Китае, процесс на рубеже ХХ в. Реформаторское движение и Кан Ювэй. Демократический лагерь во главе с Сунь Ятсено.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Начало Первой мировой войны как результат обострения империалистических противоречий, неравномерности экономического развития различных европейских стран. Анализ начала Первой мировой войны и ее причин. Основные цели государств в войне 1914 года.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX-XX веков. Внутренняя политика Николая II. Внешняя политика России в начале XX века. Нарастание экономического и политического кризисов в годы Первой мировой войны.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2015

    Первая мировая война и колониальный мир. Нарушение нейтралитета Ирана воюющими коалициями. Усиление империалистического гнета и рост демократического движения в Китае. Индия в годы Первой мировой войны. Начало кризиса колониальной системы империализма.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2011

    Народно-освободительная война в Китае. Период переговоров между КПК и гоминьданом при посредничестве дипломатии США. Уничтожение системы феодальной эксплуатации, конфискация бюрократического капитала, освобождение Китая от иностранной зависимости.