Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Винницкий михаил мишка япончик. История и этнология

Это один из редких сериалов, которые я посмотрел практически полностью. И то, только потому, что показывали его в режиме киномарофона по три серии подряд. Сразу скажу, что впечатление от увиденного сложилось неоднозначное. И виной всему следующее.

Вероятно, на этот фильм три года делал пленку завод Свема. Вероятно, спустили план любой ценой выдать на телеэкраны страны двенадцать серий. Вероятно, отсняв половину, неожиданно поняли, что не хватает где-то десяти часов хронометража, и было принято волевое решение занять их хоть чем-то, например, пустыми диалогами, тупиковыми сюжетными линиями, бессмысленной беготней и плясками в еврейском кабаре. В итоге получилось невероятно затянуто. Сериал можно урезать до продолжительности фильма без каких-либо существенных потерь.

Увы и ах, но вместо фильма (который мог получиться весьма и весьма не плохим) отечественный ГазМяс под руководством Гинзбурга разродился своего рода кинематографической графоманией. Это самый большой минус «Японца». Пересмотреть такое второй раз я не решусь и не посоветую даже врагам. Еще раз повторю — не потому, что сериал плох, а потому, что он отвратительно затянут, и подчас напоминает валяльный цех валеночной фабрики. Но, довольно об этом.

Евгений Ткачук, на самом деле, сыграл хорошо. Это точно попадание и внешне, и по духу. Хорошо вписался в роль Артем Ткаченко. Им может гордиться мама — в кино про Япончика он был самый красивый. Игорь Савочкин, наверное, тоже вполне адекватно выполнил свою работу. Гафт был предельно уныл, сыграв какого-то полубомжа. Остальные получились так-сяк, местами откровенно переигрывая, местами просто утонув во всем этом валянии ваты и бесконечных бессмысленных разговорах ни о чем. В общем, актерский состав пусть не звездный, но со своей задачей, в принципе, справился. Отчего еще непонятнее, почему нельзя было снять (хоть трехчасовой, но) фильм, где бы этих нескольких интересных человек хватило с лихвой.

Исторически, сериал, конечно, бредит. Перманентное пребывание в Одессе белых, городовые в белой форме, военные с погонами, песни, половина которых была написана глубоко позже, пулемет времен второй мировой войны и советского выпуска автомобили. Хроника происходящего также не блещет кинодокументальностью, хотя «боевая» концовка показана в целом верно. В общем, это такой фантазиум-воображариум по мотивам. С этим надо просто смириться и продолжать смотреть.

Что плохо? А плохо то, что Япончика в фильме чуть ли не канонизируют. Это действительно умиляет и даже немного раздражает. Миши, мальчик мой, да ви просто святой! В сериале культурно умалчивается тот факт, что евреев, не желавших платить (всяких там Масманов, Литейманов и Энгелей), вполне себе убивали, дабы не было повадно. Но, это таки некрасиво, и потому сериал изволит этого не демонстрировать, создавая образ какого-то лирического мученика, который хоть и грабит, но испытывает глубочайшие угрызения совести и душевный дискомфорт. Этакий еврейский Робин Гуд грабит богатых и раздает бедным, которые его боготворят, обожают и так далее. Впрочем, вся лирика Япончика сводится к томительному желанию сесть в шаланду, выкинув оттуда всю кефаль, посадив туда свою Цилю, и, сунув ей в ноги три чемодана денег, грести в сторону Босфора. Но не вышло, и он растаял в дыму отчества и паровоза.

Коммунисты наивны, доверчивы и как-то не слишком вонючи (хоть телевизор запахи и не передает). В «Собачьем сердце» были вонючи, прямо чувствовался запах пропотевшей, засаленной кожанки Швондера, а тут — нет. Они напоминают каких-то домашних мальчиков, которые доверяют вору, а потом картинно удивляются, куда пропадают деньги. Нет ни революционного напора, ни воинствующего быдла, ни булгаковско-аверченкого контраста. Коммунисты здесь просто дети. Добрые, сытие и не очень умные. Котовский так, вообще, просто няшка. Ну, ребята… это несерьезно совсем. «Белые» невообразимо тупы. Они борются с преступностью как-то очень оригинально — никого не ловя и не арестовывая. Следователь в определенные моменты просто вызывал смех, отмачивая такие коленца, что диву даешься зачем в Одессе в принципе нужна полиция, если она всех все равно отпускает или не ловит? При этом денег никто не берет. Все чисто по доброте душевного царского режима. В общем, все очень наивно и чрезмерно романтизированно.

Итого. Смотреть можно, но один раз. Затянуто невероятно. Создателям желаю здравствовать, и перепилить все это безобразие в формат нормального фильма часа на полтора-два. Еврейское кабаре вырезать к чертям. Историей здесь и не пахло. Смотреть, в принципе, интересно. Технически выполнено достойно. Но вот второй раз смотреть это уже не станет никто. Именно за это и за пресловутую воду, которой в этом сериале просто гектолитры.

За плечами авантюрного и известного мужчины, как правило, стоит красивая и мудрая женщина. Она не только делит с ним семейный быт, являясь надежной поддержкой и единомышленником, но и его славу. Так, в начале прошлого века по России пронеслась новость о короле одесских воров - Мишке Япончике. А его любимой женщиной и музой была Циля Оверман.

Ее туманная биография и загадочное исчезновение стали поводом для сомнений и споров историков. Но недолгий искрометный роман и семейная жизнь одесского налетчика и интеллигентной девушки все же отразились в искусстве, а неугасаемая известность Япончика навсегда наложила отпечаток на фамилию Оверман.

Биография

Циля Оверман (по другой версии, Аверман) родилась в Одессе, в еврейской аристократической семье. Точная дата рождения и смерти ее не указывается ни в одном источнике. Но по предположениям исследователей, это был период 1890-1970-х годов. У Цили была младшая сестра - София. О судьбе ее знают только в тесном семейном кругу. Известно лишь, что ей не удалось пережить Великую Отечественную войну.

Циля получила хорошее образование, обладала интеллигентными манерами. Начало нового столетия ознаменовалось тяжелым экономическим положением в России, поэтому примерно в 20 лет аристократка Оверман Циля пошла работать на фабрику «Жако», занимающуюся производством ваксы.

Личная жизнь

В Одессе вряд ли нашелся бы человек, который похвастал бы тесным знакомством с еврейской красавицей по имени Оверман Циля. Личная жизнь ее не богата жаркими любовными историями. Напротив, девушка была очень воспитанна и скромна, в меру остроумна и резка. Некоторые парни даже побаивались подходить к ней. Но только не молодой и предприимчивый налетчик. Мойша-Яков Винницкий (или Мишка Япончик) и Циля Оверман познакомились на заре его бандитской славы, в очереди за водой. Для Одессы проблема воды всегда стояла на первом месте. К колонкам выстраивались огромные очереди, в одной из которых судьба и свела юного коренастого хулигана и большеглазую высокую девушку. Поначалу Циля всячески игнорировала и даже отклоняла ухаживания Миши Япончика. Но его напористость и терпение все же сломили нрав и растопили суровость красавицы. И в 1918 (по другим источникам, 1917-м) году по Одессе пронеслась новость: Циля Оверман - жена Мишки Япончика.

Свадьба

Свадьба Япончика и Цили прошла по всем еврейским традициям. Гуляние было самым пышным и громким событием в Одессе того времени. Сотни гостей были приглашены и размещены в танцклассах Двойреса. Свадьбу отмечали несколько дней. Танцевали в помещении и на улице. Гремела вся Одесса, конечно, это не могло не привлечь внимания со стороны властей. Но и это предусмотрел жених-уголовник. Чтобы мероприятие вдруг не испортили и не сорвали полицмейстеры (тогда на сленге воров «драконы»), банда Япончика подожгла полицейский участок. Это было сделано и с другим умыслом - сжечь уголовные дела друзей и короля воров.

Ребенок

Циля была мудрой женой и снисходительно относилась к делам мужа. Вскоре у молодых супругов родилась дочь. Ее назвали Ада (Адель). По метрическим данным имя ее записано как Удая Мойше-Яковлевна Винницкая (18 августа 1918 год). Но счастье в «королевской» семье продлилось недолго. В 1919 году Мишка Япончик ввязался в революционную борьбу. Но его банда быстро теряла людей, что породило немало кривотолков и осуждений в его адрес. При попытке спасти оставшихся людей он без суда был расстрелян военным уездным комиссаром. А вся семья его теперь была под наблюдением властей и самих одесских бандитов.

Бегство

Циле грозил арест или даже смерть. А на руках у нее была маленькая дочь. Поэтому она просто не могла рисковать и оставаться в Одессе. В 1921 году Циля Оверман (биография ее теперь обрывочна и основана на воспоминаниях и слухах) в сопровождении родственника (Жени Винницкого) бежала за границу. Позже говорили, что она вышла за него замуж.

Сначала Цилю приютила жаркая Индия. В семейном архиве сохранились ее фото из Бомбея в индийском наряде, которые она сама прислала своей маленькой дочери. Затем до одесских родственников дошли новости, что Циля живет во Франции. Она хорошо обеспечена, владеет маленьким заводом и несколькими домами. Вероятно, в этом ей помогли средства и ценности в западных банках, оставленные покойным мужем и природная деловая хватка.

Попытка вернуть Аду

Единственной болью для Цили теперь была разлука с дочерью Адой. Свекровь Дора (или Доба) не отдала ее родной матери, оставив в Одессе. До 1927 года (пока не закрыли границу) она активно пыталась вернуть дочь. Циля посылала подставных людей, которые пытались всячески уговорить свекровь отдать девочку матери, даже украсть или выкупить ее. Но мать Япончика была непреклонна. И все дальнейшие попытки вернуть ребенка не увенчались успехом.

В детстве Адель поддерживала связь с родной тетей по материнской линии - Софией Оверман и ее дочерью. Об этом свидетельствуют семейные фотографии. В военное время им с бабушкой пришлось эвакуироваться в Но даже после этого местонахождение ребенка для отчаянной матери не было потеряно. Циля до 60-70-х годов писала письма, помогала денежными переводами и посылками, но так и не увидела больше свою дочь.

Что помешало сделать это, когда Адель подросла, неизвестно. Почему уже в свободное от преследований время не вернулась в родную Одессу Циля Оверман - жена ее об этом умалчивает. Возможно, долгие преследования родных Япончика, военное время, психологический барьер или другие причины - это так и осталось загадкой для историков. Но по воспоминаниям родных, Адель так и не простила бабушку Дору и всех одесских родственников за разлуку с матерью. После войны она так и не вернулась в родную Одессу, принимая родных у себя в Баку.

Внуки

Долгое время о потомках Мишки Япончика не было известно. Лишь недавно выяснилось, что у Цили и легендарного одесского налетчика есть внуки - Рада, Лиля и Игорь. Они живут в Израиле. Продолжатели известной еврейской семьи знают об истории их деда и бабушки. С того времени их родители прошли нелегкий путь, претерпев немало лишений. Пролился свет и на судьбу Адели - дочь Цили и Япончика. Как выяснилось, она сидела в тюрьме за спекуляцию. В голодное военное время молодая девушка осталась одна с сыном Михаилом (названным в честь деда) на руках, пришлось выживать, торгуя маслом на базаре в Гяндже.

Воспоминания

По воспоминаниям одесских родственников, Оверман Циля была высокой, весьма вежливой и воспитанной. У нее был хороший вкус в одежде. До замужества, несмотря на экономическую сложность времени, она выглядела элегантно и сдержанно. Это передавалось не только в четком подборе стиля и элементов одежды, но и в ее аристократических манерах, прямой осанке и чуть высокомерном взгляде. Говорила мало, метко и знаменитым одесским говором.

Передвигалась по городу Циля исключительно на извозчике, чем демонстрировала свой высокий статус. Такая гордая и неприступная барышня просто не могла не влюбить себя короля воров. Как вспоминают одесские родственники, Циля положительно влияла на Мишку Япончика, пыталась усмирить его хулиганскую удаль, облагоразумить и обернуть в тихую, семейную жизнь. Но,видимо, напряженная политическая обстановка в России и прежние привычки воспрепятствовали этому.

Циля Оверман - жена Мишки Япончика - положительно вспоминается наследниками. И никогда ее не осуждали за разлуку с Адель, напротив, считали это вынужденной мерой.

Семейные традиции

Память о легендарном прадеде передается из поколения в поколение. Потомки Япончика хранят семейные фото, некоторые его вещи. Слава о нем до сих пор не остыла в Одессе. Знаменитый дом на Молдаванке, где когда-то родился и вырос легендарный «король», до сих пор стоит в городе и хранит память о своем прежнем хозяине. Уже третье семейное поколение посетило его.

У родовой линии Винницких есть традиция через поколение называть мальчиков в честь легендарного прадеда, а девочек в честь его дочери - именем Адель. Удивительно, но Цилей еще не была названа ни одна наследница семьи.

Была ли Циля на самом деле?

Существует версия, что персона Оверман Циля вымышлена. На это указывает в первую очередь скудность биографических данных, множество белых пятен, вопросов и неточностей. Эта мысль проскальзывает в документальном фильме «В поисках истины. Мишка Япончик. Смерть короля». Он был снят в 2008 году и основывался на документальных данных и свидетельствах, собранных о жизни одесского Робин Гуда. Так вот, имени Цили Оверман там не прозвучало. Более того, некоторые исследователи считают, что ее образ исключительно литературный, он создан для придания типажу одесского налетчика ореола романтики. Некогда Мишка Япончик был завсегдатаем одесских борделей, следствием этого было венерическое заболевание. И это установленный факт. Но ведь девушку легкого поведения к харизматичному хулигану не припишешь. Легендарному герою необходима не менее легендарная спутница. Потому, по мнению скептиков, была придумана аристократка Оверман Циля - жена и единственная любовь. Однако потомки Япончика все же настаивают на официальной версии. А где и чья правда, теперь уже вряд ли станет известно.

В искусстве

Образ и деятельность Мишки Япончика и его история любви с Цилей Оверман стали источником вдохновения для создания многих литературных и кинематографических произведений. Так, в 2011 году на экраны вышел российский криминальный сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика», основанный на «Одесских рассказах» Исаака Бабеля. Писатель был современником и знакомым налетчика, потому был в курсе основных перипетий жизни героя. Кинокартина полна ярких, эксцентричных образов, характерного одесского говора, шуток и речевых оборотов. Многие из них, например «шикарный вид», «замолчи свой рот» и другие, вошли в живой обиход современников.

Телесериал главным образом повествует о трогательной и романтичной истории любви бандита и красавицы-аристократки. Авторы не преследовали точное соответствие реальным событиям, их задачей было передать характеры основных героев. И все же критики указывают на ряд фактических неточностей. Например, отец Цили Оверман никогда не был связан с коммерцией. А в телесериале показана противоположная ситуация. Хотя опять-таки точно об этом утверждать невозможно за неимением документальных доказательств.

Главную роль - Мишки Япончика - сыграл Евгений Ткачук. предстала как очаровательная Циля Оверман. Актриса, по отзывам критиков, создала великолепный психологический характер жены Япончика. Хотя героиню Цилю в сериале правильнее определить как собирательный образ, который отражает умонастроение представительниц интеллигенции той эпохи.

P.S.

Сегодня личность Цили Оверман является одной из самых загадочных. После 1970-х годов связь с ней окончательно была оборвана. Возможно, это значило конец ее жизни. Была ли она литературным вымыслом или реальным человеком, навсегда останется семейной тайной Винницких. Однако доказательства в пользу ее реального существования гораздо весомее и убедительнее, чем противоречия и сомнения. Ясно одно: за плечами легендарного одесского «Робин Гуда» стояла некая Циля Оверман. Фото с ее изображением и именной подписью до сих пор хранятся в семейном архиве, оберегают светлую память Мишки Япончика. Она приходится матерью единственной его дочери и наследников известной одесской семьи. И хотя имя Цили окутано больше вопросами и тайнами, она навсегда вписана в историю как мудрая и предприимчивая женщина - первая и единственная жена короля воров.

Криминальные авторитеты часто становятся героями литературных произведений и кинематографических лент. Их окружает романтический флер авантюризма и риска, привлекающий молодежь, женскую аудиторию и мужчин, любящих вспомнить былые годы.

Мишка Япончик – вор в законе, чья история не ограничилась мошенничеством и хулиганством. Он – предводитель одесских бандитов, байки о котором до сих пор не утихают на родине. Полная приключений жизнь этого человека окружена слухами и сплетнями, ведь ему удалось подчинить себе преступный мир города, славящегося своим распутным духом.

Детство и юность

Биография героя насыщена приключениями и незаурядными событиями. Он родился в центре Молдаванки в 1891 году. По паспорту будущая знаменитость Одессы числилась Мойше-Яковом Вольфовичем Винницким. Семья Винницких была большой и дружной, несмотря на суровый нрав ее главы.

Мишка получил образование в синагоге, посещая ее несколько лет кряду. Отец планировал, что сын продолжит его дело, занявшись извозопромышленной деятельностью, а мать мечтала, чтобы Мойше-Яков посвятил себя духовному служению. Сам паренек считал оба варианта скучными и хотел построить жизнь иначе.

Мишку пленяла светская жизнь – походы по театрам и ресторанам в окружении прелестных дам. Ввиду того, что имеющиеся ресурсы не располагали к подобной жизни, подростком он поклялся покорить Одессу. Национальность и происхождение героя сыграли немалую роль в его становлении.


Молдаванка славилась тем, что была местом, изобилующим контрабандой. Попасть в бизнес было непросто, все, кто им занимался, были повязаны друг с другом. Бандиты, чьим убежищем служил этот район, промышляли тем, что в сотрудничестве с хозяевами постоялых дворов, ямщиками и лавочниками осуществляли налеты, обогащающие участников сделки.

Слухи о преступлениях разносились быстро, и «слава» Молдаванки шла по округе, а дети, играющие в налетчиков, подкрепляли общепринятое мнение. Они мечтали о лучшей жизни и те, кому удалось подняться, становились героями. Среди них был и Мишка Япончик, который, наблюдая за всем, планировал «дела» и просчитывал индивидуальные планы.

Преступная деятельность

Впервые Мишка участвовал в организованном преступлении в 16 лет. На дворе стоял 1907 год. Дело было в мучной лавке. Следующим объектом, на который пал выбор юного разбойника, оказались богатые апартаменты.

Первый арест случился спустя пару месяцев, во время облавы полицейских в публичном доме. После выяснения обстоятельств суд приговорил Мишку к 12 годам заключения. Тут, казалось бы, жизнь героя должна омрачиться перспективой ужасных впечатлений от тюрьмы, местного контингента и условий существования. Но он не впал в растерянность. Винницкий сообразил, каким образом выйти на свободу раньше срока, и оставшиеся годы за него отсиживал другой человек.


Обман быстро раскрыли, но об оплошности полиции никому не хотелось сообщать, и дело замяли. Мишка в это время решил, что настало время покорять Одессу. В 24 года он попросился в банду к Майеру Гершу, где впоследствии и получил прозвище Япончик. За короткий промежуток времени мужчина стал известен как уголовный авторитет.

Сколотив собственную банду, он держал в страхе мануфактуры и лавки. Спустя два года преступный мир Одессы считал Мишку главарем, а Майер Герш оказался помощником. Тысячи бандитов и контрабандистов объединились под предводительством Япончика, который везде имел «своих» людей, давал взятки и ловко обходил облавы.

Преступный синдикат, организованный бандитом, объединял группировки в регионах Российской империи. Он стал первым, кому удалось сплотить вокруг себя коалицию врагов закона и справедливости. Связи Япончика были столь велики, что он черпал ресурсы из казны, а преступная картель имела четкую структуру и иерархию. С легкой руки мужчины был сформирован «кодекс налетчика», который предусматривал наказания за непослушание и свод правил в отношении разбойнической деятельности.

Модник Япончик прогуливался по главной улице города, сопровождаемый охраной, и принимал поклоны от окружающих. Интеллигент и расчетливый человек, он был в курсе коммерческого дела и аспектов бизнеса. Личная жизнь героя при этом не уступала «профессиональной». Завсегдатай оперы и литературных вечеров, герой присутствовал на светских событиях и поддерживал дружбу с деятелями культуры и искусства. За шикарные приемы и вечеринки, которые устраивал Япончик, в Одессе его прозвали Королем.

Криминальному авторитету удалось удержать власть даже во время Гражданской войны. Хитрость и изворотливость позволили собрать под предводительством налетчиков многочисленный отряд, который запросто отражал атаки несогласных с Королем Одессы. Япончика не взяли ни деникинский генерал Шиллинг, ни большевики. Белогвардейцам пришлось наладить с ним отношения, но постоянная напряженная и конфликтная обстановка не позволяла никому расслабиться.

Большевики прибегали к помощи авторитета при организации общественных мероприятий. Плакаты, обещавшие покой в городе, нередко обнаруживались на улицах с подписью главаря одесской мафии. Когда пришло время показать, кто истинный хозяин города, красные решили притеснить Япончика и предприняли крайние меры вроде расстрелов без предупреждения. Герой быстро сориентировался в сложившейся ситуации и придумал хитроумный план: вступил в ряды Красной армии.

Личная жизнь

Про семью Мишки Япончика известно достаточно, чтобы сделать несколько предположений о его воспитании и обстановке, в которой формировался характер будущего главаря бандитской Одессы. Он родился в семье, принадлежавшей знаменитой еврейской династии Коротичей. Из села в Херсонской губернии родители вместе с детьми перебрались в Одессу. У Мишки было четыре брата и сестра. Абрам, Григорий и Юда погибли на фронте, а Исаак перебрался в Америку и умер в Нью-Йорке. Сестра Япончика скончалась в 1919 году от базедовой болезни.


Отец героя умер рано. Но суровый работяга, любивший выпивку и крепкое словцо, сделал характер мальчика закаленным с детства. Семейные ценности много значили для Япончика. Это объяснялось его происхождением и интеллигентным складом, поэтому его жена и дети не были ославлены на публику ни разу. Жена бандита, Циля Аверман, была красивой женщиной, родившей ему дочь, которую назвали Ада. Девочка появилась на свет в момент формирования Япончиком украинского полка.


Узнав о гибели мужа, Циля уехала за рубеж с мужем сестры Япончика, в объятьях которого нашла утешение. Дочь криминального авторитета осталась в Одессе на воспитании свекрови. Циля успела пожить в Индии и во Франции. Постоянно искала способы забрать дочь, но все было безуспешно, мать Япончика пресекала любые попытки.

Ада умерла в Баку в 1983 году. Долгое время на ее адрес приходили посылки от матери из Франции. Биография Цили после отъезда и последующие события в СССР подтвердили, что ее решение о побеге было верным.

Смерть

Громкие высказывания об участии Мишки Япончика в Гражданской войне спровоцированы им самим, и описывают моменты, когда он решил вступить в ряды Красной Армии. Мужчина собрал полк, насчитывавший 2 500 человек, и отправился на фронт. Одесситы гордились своими собратьями, которые из налетчиков превратились в солдат. Полк Япончика входил в бригаду Котовского, и влияние его подопечных на тех, кто раньше был мирным жителем, вскоре всерьез обеспокоило предводителей Красной Армии. Военачальники заманили героя в ловушку, и преступный главарь был убит.


Япончик знал о заговоре заранее и, когда его отправили за пополнением, пророча новое звание, приказал полку самовольно возвращаться в Одессу. Взяв отряд, он отправился за пополнением, захватил эшелон и направил поезд на Одессу. До города герой не добрался, так как среди доверенных лиц нашелся предатель. Он сдал командира, и в Вознесенске дивизион кавалеристов арестовал дезертиров. Япончик отказался идти в плен, и был застрелен Никифором Урсуловым, командиром отряда захвата. Причинами смерти Япончика стали предательство и два выстрела в спину.

Память

О жизни и похождениях Мишки Япончика снят не один фильм. Во многих из них использованы реальные фото, а в сценариях прописаны лучшие фразы, по слухам, принадлежавшие самому налетчику. Все картины демонстрируют места, где герой жил в Одессе, а некоторые – даже место, где похоронен.


В 1968 году на большие экраны вышел фильм совместного производства СССР и Болгарии. В нем актер изобразил Яшу Барончика, прототипом которого послужил образ Мишки Япончика. Михаил Водяной примерил на себя роль известного персонажа в фильме 1965 года «Эскадра уходит на запад».

В 1989 году в ленте «Дежа вю» производства СССР и Польши Япончика сыграл . Этого персонажа можно увидеть и в картине 2006 года «Утесов. Песня длиной в жизнь» в воплощении и Михаила Шкловского.


Самым захватывающим проектом о легендарном бандите стал сериал 2011 года «Жизнь и приключения Мишки Япончика». В главной роли выступил . Многосерийный фильм не претендует на историческую достоверность, но актерский состав, задействованный в нем, помог проекту снискать любовь публики и сделать цитаты из картины востребованными среди зрителей. В сериале особое значение уделено любовному мотиву Япончика и Цили. Актриса воплотила на экране главный женский образ сериала.

24 октября 1919 года в Вознесенске работники уездного ВЧК расстреляли главу одесского мафиозного синдиката Михаила Яковлевича Виницкого, который остался в памяти народа под легендарным именем Мишка Япончик.

Как было и как не было

Биография и перипетии жизненного пути Михаила Яковлевича Виницкого были долгое время прототипами для появления сценических и художественных образов в советской литературе. Л. Славин в «Интервенции» и И. Бабель в «Одесских рассказах» обобщили пространную мифологию о Мишке Япончике и создали своих бессмертных героев - королей одесского криминального мира.

Моисей (Мишка) Вольфович Винницкий (Япончик)

Художественное восприятие писателями личности Мишки Япончика породило у миллионов читателей романтический стереотип одесского вора времен гражданской войны - такого честного Робин Гуда без страха и упрека, защитника всех обездоленных. Реальная же ситуация: борьба бандитских групп за сферы влияния, массовые убийства и грабежи на улицах Одессы, бессилие и коррупция властей города остались только глухим фоном литературных произведений.

Через 70 лет, в 1989 году, московское издательство «Терра» выпустило многотомное издание «Архив русской революции», посвятив несколько страниц исторической биографии М. Я. Виницкого, которая была составлена по всем правилам академической науки. Еще через два года в том же издательстве выпущена небольшая книжка Н. Я Соболевского «Последний романтик криминального мира», где автор очень удачно распорядился архивными материалами и провел детективное расследование феномена звездной карьеры легендарного одесского вора.

Этот материал - нереализованный проект киносценария о жизни Мишки Японца: мемуары старых революционеров, протоколы полицейских допросов, устные воспоминания современников, газетные статьи из губернской периодики 1919 года. Оказывается, М. Я. Виницкий - николаевский. Родился в Голте (Первомайске) в 1881 году и был убит в Вознесенске в 1919-м. В промежутке между этими двумя датами он прошел очень непростой путь.

«Белая кость»

В 1881 году многодетную еврейскую семью Якова Ароновича Виницкого, писаря Голтинской уездной управы, изрядно «штормило. Навалились перемены. Сначала родился девятый ребенок, здоровый мальчик, которого в синагоге нарекли Моцесом, затем Яков Виницкий потерял работу.

Применительно к сегодняшнему дню можно сказать, что его сократили в связи с реорганизацией местного управления. Три уездных города - Голта, Богополь и Ольвиополь - объединили свои управы в одну общую и оставили нескольких мелких чиновников без пенсии и работы.

Виницкие продали дом и уехали в Одессу к родственникам. Далее в документах - белое пятно. Свидетельств о детских годах будущего криминального барона нет. Известно только, что в 1898 году Михаил (Моцес) Виницкий с отличием окончил торгово-политехническую школу при управлении Южной железной дороги, получил диплом электрика и был приглашен на работу в Одесское градоначальство на должность электрического кондуктора (контролера). В те времена профессия электрика была элитной, что-то вроде сегодняшнего топ-менеджера по охране компьютерных систем процветающего банка. Молодой специалист стал начальником бригады, которая следила за состоянием электроснабжения всех административных губернских учреждений города.

Михаил Виницкий не торопился стать бюрократом. Имея легкий и общительный нрав, он был на короткой ноге с высокими чиновниками в губернии, а после работы общался с друзьями в бедных еврейских кварталах. Постепенно юный кондуктор стал нужным человеком для купцов-хлеботорговцев, подрядчиков, мелких биндюжников и лавочников. Он помогал приятелям решать проблемы в муниципалитете, оказывал посреднические услуги при заключении контрактов с госучреждениями, предупреждал друзей о плановых полицейских облавах. Для чиновников молодой электрик стал связующим звеном с торгово-криминальным миром города. Через Виницкого должностные лица мэрии получали свои откаты, нелегально участвовали в прибылях и теневых коммерческих операциях.

Жизнь криминальной Одессы в начале ХХ века была стихийна и неорганизованна. Воровские банды интенсивно делили город на сферы влияния. Молдаванка воевала с торговым портом и Ланжероном, бандиты Пересыпи конфликтовали с Фонтаном. Город просыпался ночью от выстрелов и полицейских свистков.

Михаил Виницкий полгода лениво наблюдал за ситуацией. Затем стал действовать. Он предложил авторитетным ворам собраться («забить стрелу»), чтобы заключить джентльменское соглашение и прекратить бессмысленные конфликты, которые мешали общему бизнесу.

В портовом кабаке, где собрались капитаны мафии, молодой электрик «держал речь». Начал по-одесски издалека, рассказал присутствующим историю, которую услышал от португальского моряка о мирной жизни воров в городе Нагасаки. Японские коллеги, по словам Мишки, договорились о единых правилах бизнеса и никогда их не нарушали. Японские воры имели доли в заводах, фабриках и мастерских, они охраняли свои интересы и давали заработать нужным людям из правительства.


Вот в таких одесских двориках собирались "налетчики"

Он предложил собравшимся работать сообща, не ссориться по мелочам и «давать жить друг другу». Молдаванские бандиты и воры Пересыпи согласились пойти под кураторство Виницкого, который после сходки обрел новое имя - «Японец». (Пренебрежительная кличка «Япончик», появилась только после его смерти, с подачи большевистских властей). Ланжерон и Фонтаны не поддержали будущего крестного отца.

Через неделю, во время полицейской облавы, инспирированной Японцем, предводители этих кланов были убиты в перестрелке, а рядовые воры арестованы и по решению суда отправлены по этапу. Муниципальный электрик становился полноправным хозяином воровской Одессы.

Криминальная империя

К 1914 году Японец полностью контролировал городской извоз, 60% каботажных перевозок и систему контрабандной доставки колониальных товаров. Муниципальные чиновники, полиция и таможня стали неотъемлемой частью криминальной империи Михаила Виницкого. Одесса по структурной организации преступного мира на 20 лет опередила североамериканский Чикаго с гангстерским синдикатом Аль Капоне.

Сегодня трудно сказать, что побудило Японца вмешаться в борьбу политических партий города и выступить в революции 1917 года на стороне большевиков. Думается, что здесь не в последнюю очередь имели влияние масштабные еврейские погромы в Одессе, которые сначала организовывала царская полиция, а потом петлюровская Директория. Да и народ у большевиков был для Японца почти «родной». Много было откровенного люмпена, бывших уголовников и бандитов, экспроприировавших при царе авуары коммерческих банков.

Одесская подпольная группа большевиков состояла практически из одних евреев. Самуил Зацхер, Борис Юзефович, Френкель, Ройтман, Мер - лидеры законспирированной большевистской организации, которая вела в городе борьбу с интервентами, белогвардейцами и войсками Центральной Рады.

Японец по своим каналам наладил доставку оружия боевикам и участвовал со своими людьми в совместных революционных акциях.

12 декабря 1918 года в одесском городском цирке проходил массовый митинг, организованный социалистическими партиями. Большевику Ивану Клименко удалось поднять рабочих на разгром полицейских учреждений. Выйдя из цирка, митингующие с пением революционных песен двинулись к бульварному полицейскому участку, где освободили политических заключенных. Другая группа демонстрантов отправилась освобождать своих товарищей к тюрьме. Здесь к ним присоединилась толпа, человек четыреста, вооруженных, как вспоминает старый большевик Ф. Френкель, «с головы до ног»; во главе ее шел «легендарный и неуловимый бандит - Мишка Японец». События развивались быстро. Закрытые ворота тюрьмы были взорваны гранатой медвежатника Новицкого, толпа бросилась во двор. Рабочие освобождали политзаключенных, а люди Японца - уголовников. Начальника тюрьмы большевики и бандиты живьем сожгли во дворе в тюремном сарае.

Все заключенные, по словам Френкеля, были одеты в тонкие тюремные халаты и вскоре стали мерзнуть на декабрьском ветру. Проблему с одеждой бандиты решили просто: остановили первый трамвай и раздели всех пассажиров...

Красный командир


Большевики и бандиты быстро нашли общий язык. 12 апреля 1919 года Мишка Японец вместе со своим адъютантом прибыл в Особый отдел 3-й Украинской Советской Армии и поведал о своей революционной борьбе с буржуазией.

Федор Тимофеевич Фомин, находившийся в то время на должности армейского комиссара, вспоминает в своих мемуарах: «Рассказывал Японец о своих одесских похождениях довольно живописно. Грабили они только буржуазию, бежавшую в Одессу со всех концов Советской России, немного «прихватывали» у местных буржуев. Говорил недолго». И далее: «Заверяю честным словом, - рукой рубанул по столу, - что теперь грабежей и налетов не будет. А если кто попытается это сделать - расстреливайте этих гадов на месте. Со старым мы решили покончить... Но я пришел не каяться. У меня есть предложение. Я хочу, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной Армии. Люди у меня есть, оружие тоже, в деньгах я не нуждаюсь. Мне нужен ваш мандат и помещение для формирования отряда».

Реввоенсовет 3-й Украинской Советской Армии дал свое «добро» на организацию особого, 54-го, полка. Японец быстро взялся за дело, и в середине мая одесские обыватели имели возможность наблюдать любопытное зрелище - торжественный парад нового войска по улицам города.

Старейший одесский чекист Николай Мер вспоминал: «...Впереди Японец на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествовала пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки. Головные уборы самые разные: цилиндры, канотье, фетровые шляпы и кепки. За двухтысячным отрядом пехоты везли несколько орудий со снарядными ящиками... Комиссаром в полк был назначен известный в Одессе анархист Александр Фельдман».

Однако театр скоро закончился, и полк Японца был отправлен под Винницу, где активизировали наступательные действия войска Директории.

Запахло «горячим». По мере приближения к фронту отряд одесских уголовников таял на глазах. В Знаменке разъяренный Япончик приказал повесить прямо на перроне 10 дезертиров - не помогло. На фронт приехало всего 700 человек. Неделю продержались бандиты на передовой. Один раз удачно сходили в атаку: используя огневое и численное превосходство, они закидали бомбами петлюровские окопы и... отступили.

Фартовые парни устали жить без привычной еды и постели, ленились окапываться и несли большие потери. Ночью, после боевой операции, бандиты захватили два состава и поехали домой в Одессу. Бегство полка М. Я Виницкого имело тяжелые последствия для фронта. Петлюровцы прорвали фронт в районе Вапнярки и вышли на оперативный простор.

24 октября 1919 года Мишка Японец вместе со своим штабом приближался к Вознесенску. Министерский литерный вагон праздновал возвращение на родину. Внезапно поезд остановился у закрытого семафора, прямо напротив въезда в железнодорожное депо. Мишка Япончик, его «комендант» Халип и жена Лиза, вооруженные маузерами, быстро пошли разбираться к начальнику станции, чтобы узнать причину остановки. Вошли в кабинет и увидели двух военных.

Кто такие? - уверенно спросил Японец.

Оперуполномоченный Одесского губчека Урсулов, - ответил военный, - а это... - показал на сидящего крепыша, - чекист Зорин.

Не говоря ни слова, крепыш выстрелил три раза. Японец, Халип и Лиза умерли сразу. Чекисты, не убирая трупов, быстро покинули кабинет начальника станции и уехали из города.

На похороны Михаила Виницкого собрались все евреи Вознесенска, было много приезжих из Одессы. Покойника отпевал знаменитый кантор хоральной синагоги Пиня Миньковский и хор из солистов оперного театра.

Смерть Мишки Япончика породила очень много домыслов и стала основой многих легенд современной криминальной мифологии.

Был ли Мишка Япончик первым "вором в законе"?

Почти век назад был расстрелян красный командир Моисей Винницкий, он же король преступного мира Мишка Япончик. Много лет спустя кличку Япончик получил другой криминальный авторитет, этапированный недавно из США Вячеслав Иваньков. Между Япончиком-1 и Япончиком-2 уместилась целая эпоха - эпоха "воров в законе". О ней рассказывает известный историк, исследователь отечественного криминала, доктор юридических наук, профессор Яков Гилинский

Король Молдованки - Японец

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, - чуть ли не первый "благородный бандит" в советской литературе. А Леонид Утесов, знавший Япончика лично, в своих мемуарах упоминает даже некий "моральный кодекс". Япончик и его подельники не любили насилия, в особенности "мокрые дела".

"Вором в законе" Япончик не был, поскольку сам воровской закон появился лишь в конце 20-х - начале 30-х годов. И хотя "честный вор" (он же "вор в законе") действительно относился к насилию отрицательно - ему запрещалось убивать кого-то самому, "выводить" воровской закон из "кодекса" Мишки Япончика не стоит. Свод определенных правил, в том числе правил поведения, существовал еще в русских воровских артелях, известных с XV-XVI веков. Добровольное вхождение, круговая порука, выборность главарей или атаманов. Часть добычи член такого сообщества отдавал на артельные нужды, позже эти средства стали называть "общаком". Когда Мишка Япончик, державший одесский "общак", поддерживал семьи арестованных или погибших "на деле" налетчиков, подкупал полицию, он не делал ничего принципиально нового.

Некоторые авторы утверждают, что Япончик, отправившийся на каторгу в 1908 году по политической статье и освободившийся в 1917-м по амнистии Керенского, вернулся в Одессу не мальчиком-анархистом, а "воровским Иваном", которых позже и стали называть "законниками". В дореволюционной России блатные действительно часто назывались после ареста "Иванами, не помнящими родства", чтобы не отвечать за другие преступления, по которым разыскивались властями. Но "воры в законе" - не просто новое название "Иванов". В СССР образовалась совершенно особая группа, которой не было больше ни в одной другой стране. Разные исследователи называют разные причины, главных версий две. Первая - что касту "воров в законе" создали беспризорники, взятые на воспитание старыми ворами. Вторая связывает появление "воров в законе" с разницей в наказаниях между воровскими и политическими статьями Уголовного кодекса.

Имеется в виду знаменитая "расстрельная статья", сформулированная еще Лениным в 1921 году и впоследствии превратившаяся в знаменитую 59-ю. Главными врагами большевиков были не уголовники, а политические противники. Но по Уголовному кодексу 1924-го, а затем и 1926 года к преступлениям против порядка управления, то есть преступлениям государственным, с наказанием вплоть до расстрела, относился "бандитизм", статья 59-3. А кража объявлялась преступлением общеуголовным. За нее по 162-й статье грозило не больше одного года.

Скорее всего, справедливы обе версии происхождения “воров в законе”. Первыми, вероятно, были те, кто в Первую мировую или Гражданскую войну лишился родителей и попал к блатным. Они переняли у своих наставников воровской дух, но вынуждены были считаться с победившей советской властью и ее законами. Решили: "законники" просто "трясут фраеров" и не замахиваются на систему, существуя отдельно от нее. Не состоят в партиях, ни в каком виде не сотрудничают с властью, не служат в армии и вообще не берут в руки оружие и т.д. В вопросе отношения к государству и политическим преступлениям вновь нарождающаяся уголовная элита сознательно отмежевалась от старого блатного мира. До революции трудно было сказать, где кончаются уголовники и начинаются борцы с режимом - кроме Мишки Япончика можно вспомнить Камо, Котовского и других. Теперь честный вор не должен был воевать с государством, он вообще не должен был иметь с ним отношений. Отсюда идут правила или понятия. Семью нельзя было заводить, потому что для этого требовалось пойти в государственный орган, ЗАГС, и поставить печать в паспорте. То же и с работой - честный вор, или вор в законе, должен был жить на ворованное или заниматься мошенничеством. Чуть позднее, но еще до войны, появляется обряд "коронования". До принятия кандидат проходил "испытательный срок". По всем зонам рассылались "малявы" с целью сбора компромата. И если компромат не находился, короновали.


Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й дивизии Ионы Якира и в июле направлен против войск Петлюры. Первая атака полка в районе Бирзулы против петлюровцев была успешной, полк сумел захватить Вапнярку и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к разгрому и бегству полка. Часть полка после этого дезертировала. По легенде, полк якобы взбунтовался и захватил два поезда, чтобы вернуться в Одессу. По другим сведениям, Япончику, чтобы изолировать его от полка, приказали направиться в Киев. Япончик с ротой охраны в Киев не поехал, а дезертировал и попытался вернуться в Одессу. Однако в Вознесенске он попал в организованную чекистами засаду и был убит при аресте.

Не стала ли кончина "короля" Одессы тем самым уроком, после которого урки зареклись якшаться с Советами? - Скажем так: смерть Япончика помогла создать "бульон", из которого потом получились "воры в законе". Равно как и расстрел в 1923 году бандита Леньки Пантелеева в Питере, и разгром в середине 20-х всех сколько-нибудь известных банд - "Черной кошки" (ее не киношники выдумали), банды "Попрыгунчиков", банды Василия Бессмертного под Ростовом и т.д. Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей "воров в законе".


В г. Вознесенске на месте гибели Моисея Вольфовича установлен гранитный памятник, находится при входе в парк "Марьина роща".

Почему же нынешним "коронованным" можно убивать самим, если "ворам в законе" запрещалось? Ведь Япончик, который Иваньков, содержится в тюрьме по подозрению в убийстве.

Жизнь "законников" начала меняться еще в Великую Отечественную войну. В 1942 году Сталину понадобилось пушечное мясо. Политических на фронт не посылали, а уголовным обещали снятие судимостей в случае "искупления кровью" и гарантировали невозвращение в колонии. Часть воров решила нарушить закон. Большинство из них погибло в штрафбатах. Кто-то дослужился до погон, орденов и медалей, а после войны, оказавшись без жилья, без гражданских профессий и специальностей, вернулся к прошлым занятиям. Но в лагерях и зонах уже подросло новое, не "ссучившееся" поколение. Начались знаменитые "сучьи войны". Резня была страшной, и после нее воровской мир изменил, смягчил закон. Появилась возможность зарегистрировать брак, иметь свое жилье (а не болтаться по малинам). Кроме того, почетное звание "вора в законе" стало возможно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться "законники", ни одной ходки не имевшие. Особенно много среди них было выходцев из Грузии и Кавказа, так называемые лаврушники.

Когда умер Сталин и Хрущев вернулся к идее кооперации, "воры в законе" взяли под свое крыло новую для СССР отрасль криминала - "цеховиков". "Законники" получили возможность пустить в оборот свой "общак", а "цеховики" - защиту в местах лишения свободы. А прикрывала интересы "воров в законе" третья структура, "зонтик", или крыша, замыкавшаяся на милицейских и партийных начальников. Кстати, жестокостью при "разгоне" цеховиков (слова "рэкет" тогда не существовало) прославилась банда Монгола, в которой начинал Япончик-Иваньков. Ну а с началом перестройки "законников" в этих делах стали теснить "бандиты", или "спортсмены".

Сегодня грань между бандитами и "ворами в законе" будет очень условной. В методах "работы" разницы почти никакой, и развиваются они в одном направлении. Легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов исполнительной и законодательной власти. Формально "воры в законе" до сих пор сосуществуют с бандитами, но их значение сократилось. Их сейчас порядка 200 - 300 человек. И даже зона сегодня живет не по закону, а по бандитским "понятиям". Еще в 90-х, когда в Петербурге умирал известный "вор в законе" Горбатый, Юрий Алексеев, он позвал к себе начальника питерского ГУВД Крамарева и пожаловался: "Боюсь умирать. Мир меняется. Страшные времена настают".


В 2011 году на экраны вышел многосерийный художественный фильм «Жизнь и приключения Мишки Япончика», который способствовал вспышке интереса к историческому прототипу главного героя. Вокруг его имени столько легенд, что сейчас очень сложно понять, кто же он на самом деле – бандит-головорез, революционер-анархист или благородный Робин Гуд?


Мишка Япончик

Миф о благородном разбойнике возник, наверное, после публикации «Одесских рассказов» Исаака Бабеля, где фигурирует налетчик Беня Крик. Его прототипом стал реальный исторический персонаж – Мишка Япончик, хотя в жизни он был очень далек от романтизированного литературного героя. Моисей Винницкий родился в Одессе в центре Молдаванки, при рождении его назвали Мойше-Яковом. Позже из-за раскосых глаз, широких скул и смуглого цвета кожи его прозвали Япончиком.

Налетами он занимался с детства. Еще в юности примкнул к дружине анархистов, под видом которых часто скрывались обыкновенные налетчики. И хотя, на его счету было немало «подвигов», в архивах дореволюционного сыска его имя не упоминается. Слава о нем загремела в 1918 г. Именно тогда, в газете «Одесская почта» появилось воззвание «группы воров», в котором провозглашался своеобразный кодекс чести: бандиты объявляли о том, что они действуют заодно с матросами и рабочими, клялись грабить только буржуа, требовали к себе уважения и обещали помощь беднякам.

Кадр из сериала *Жизнь и приключения Мишки Япончика*, 2011

Когда большевики готовили вооруженное восстание в Одессе, они обращались за помощью к Япончику, используя налетчиков в терактах и закупая у них оружие. Так бандит стал чуть ли не героем Гражданской войны. Нашумевшим стало ограбление румынского игорного клуба. Налетчики переоделись в форму моряков, ворвались в зал в самый разгар игры и «именем революции» забрали стоявшие на кону 100 тысяч рублей.

Евгений Ткачук в роли легендарного одесского бандита Мишки Япончика

При этом, цели Япончика совпадали с большевистскими: помочь трудовому народу. Ограбленным оставляли деньги «на извозчика», бедных не трогали, определенная часть награбленных денег, по легенде, шла на благотворительность: Япончик помогал безработным портовым грузчикам, сиротам и бездомным. От его имени жителям Молдаванки раздавали продукты и одежду. Поэтому в Одессе он пользовался уважением и авторитетом.

Дом Мишки Япончика в Одессе

Мишку Япончика часто ошибочно называют вором в законе. Профессор Я. Гилинский, занимающийся изучением криминального мира, утверждает: «Мишка Япончик действительно не любил насилие, в особенности «мокрые дела», но вором в законе не был хотя бы потому, что сам воровской закон появился лишь в конце 20-х. Мишку Япончика можно назвать предтечей воров в законе».

Кадр из сериала *Жизнь и приключения Мишки Япончика*, 2011

Когда в Одессе началась борьба с бандитизмом, Япончик изъявил желание создать свой полк и отправиться на войну с белогвардейцами. В июне 1919 г. действительно был сформирован 54-й стрелковый советский полк им. В. И. Ленина, командиром которого стал Япончик. На фронт бандиты не спешили, и в итоге из 2000 бойцов прибыло лишь 800 – остальные сбежали. После первого же боя дезертировать попытались и остальные. По одной из версий, Япончика застрелили при попытке бегства. Однако точные обстоятельства его смерти не известны, равно как и достоверные факты жизни. Отделить правду от домыслов крайне сложно.

Кадр из сериала *Жизнь и приключения Мишки Япончика*, 2011