Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Какие выражения прочно вошли в армейский сленг. Иерархия в Советской армии: от «духа» до «дембеля»

Армейская дедовщина основана на жесткой неуставной иерархии солдат, построенной на длительности фактического срока службы с момента призыва. Все приведенные ниже неуставные ранги и звания относятся к периоду двухлетнего срока военной службы.

Низшая ступень армейской иерархии - военнослужащие до присяги. «Запах» или «Дух бесплотный» на армейском жаргоне. Неуставные права те же, что и у «духов», то есть никаких. По уставу такой военнослужащий должен готовиться к принятию присяги, по неуставным обязанностям - должны терпеть различные "шутки" старослужащих, которые в этот период обычно не чрезмерны.

Вторая ступень - военнослужащие после присяги и до полугода службы: «Дух»; - наиболее распространенное название. В некоторых родах войск называют по-другому: «Воробьи», «Чеки», «Чекисты» - внутренние войска; «Карась» - флот.

В некоторых частях после уставной присяги может проводиться так же и неуставная. В этом случае «Дух» со шваброй вместо автомата должен торжественно зачитать что-нибудь подобное:

Я, салага, бритый гусь,

Я торжественно клянусь:

Сала, масла сам не жрать,

Старикам все отдавать...

Главные неуставные обязанности «Духов» - это «шуршать», то есть выполнять все «грязные» работы по части, а также быть бесправными объектами для психологической разгрузки старослужащих, которая в лучшем случае проявляется в простом «каче» (значительные физические нагрузки) и в беспрекословном выполнении абсурдных приказаний. А так же «духи» должны быть объектами традиционного «юмора» «Дедов».

Например, одно из стандартных армейских развлечений - «Лось музыкальный». «Дух» ставит руки ко лбу в виде рогов лося (ладонью одной руки к кисти другой) и припевает: "Вдруг как в сказке скрипнула дверь...", получает удар по «рогам» и продолжает "...все мне ясно стало теперь".

Русский солдат славится своей смекалкой, и подобных ритуалов великое множество. "Ловить бабочек", "Сушить крокодила" и так далее - в разных частях солдаты развлекаются по-разному.

Третья ступень - военнослужащие от полугода до года службы. «Слон» - аббревиатура от: солдат, любящий ох...нные нагрузки. Это общепринятое название. В некоторых родах войск называют по-другому: «Ворон» - внутренние войска; «Борзый карась» - флот.

В «Слоны» обычно переводят из «Духов» шестью ударами по заду бляхой солдатского ремня (так как солдат отслужил уже шесть месяцев). Удары осуществляет «Дед».

Неуставные обязанности: «Слон» либо работает также, как и «Дух», либо «тянет стодневку» какому-нибудь «Деду», который назначил его своим личным «Слоном». Такой «Слон» должен постоянно выполнять за своего «Деда» элементарные повседневные дела (заправлять кровать и т.д.), раздобывать ему сигареты или ещё что-нибудь. Ну и стандартные ритуалы разумеется, типа: "Разрешите доложить, сколько дедушке служить" в различных формах и с жестким наказанием за ошибку.

«Слоны» и «Духи» не имеют права ушивать военную форму по фигуре и носить руки в карманах.

Четвертая ступень - военнослужащие от года до полутора лет службы. «Черпак». Название происходит скорее всего от черпака (половника), которым солдата переводят в «Черпаки» из «Слонов». Чтобы принять статус «Черпака» солдат должен выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Также распространено название «Череп». На флоте аналог - «Годок».

Неуставные обязанности: «Черпак» должен следить за тем, чтобы «Духи» и «Слоны», у которых нет «Дедушки», не отлынивали от работы.

«Черпак» - это уже привилегированный статус.

Пятая ступень - военнослужащие от полутора лет службы до начала стодневки. «Дед». Это самый привилегированный статус. Имеет практически не ограниченную власть над «Запахом», «Духом» и «Слоном».

Перевод в «Деды» носит символический характер, и осуществляется исключительно по желанию самого новоиспеченного «Деда». Схема перевода стандартная - 18 символических ударов стулом по мягкому месту.

Основные правила дедовщины, касаемые самих «Дедов»:

  • 1. Дед всегда прав.
  • 2. Если Дед неправ, то смотри пункт первый.
  • 3. Дед не должен прикасаться к предметам, которые используются для уборки помещений (тряпки, ведра, швабры...).

«Дед» обычно ходит по части в ушитой по фигуре выцветшей военной форме. (Новя форма - признак «Духа»).

«Дед» обычно имеет личного «Духа» или «Слона», который выполняет за него повседневную работы и считает дни до приказа.

Шестая ступень - военнослужащие от начала стодневки до увольнения.

«Дембель» - имеет все права «Деда». Отличия только в ритуалах: считаются дни не до приказа, а до конца службы и т.д.

Процедура перевода «Деда» в «Дембеля» осуществляется так: будущего «Дембеля» бьют по мягкому месту ниткой через слой матрасов и подушек, а он кричит словно от боли, либо кричать вместо него должен «Дух».

Вот и вся иерархия в целом, испытанная десятилетиями. Как говорится: "Каждый мужчина должен пройти это". Начинать службу конечно тяжеловато, но зато перспективы у всех хорошие... После перехода российской армии на однолетний срок службы все эти звания и ранги скорее всего канут в лету и останутся только в народном фольклоре.

Например, такая армейская поговорка:

«Если ты без сна опух, значит, ты конечно Дух; если спишь ты кое как, значит ты уже Черпак; если ты проспал обед, значит ты конечно Дед.»

Или, например, эта армейская песенка, которая очень хорошо описывает неуставные ранги дедовщины:

Гоп-стоп, зелень - скачать

С другой стороны, даже после реформы солдаты скорее всего быстро приспособятся к изменившейся ситуации и вместо устаревших правил придумают что-нибудь новое. Вряд ли в России возможно что-то принципиально другое. Как говорят французы - се ля ви...

Армейская дeдoвщинa oснoвaнa нa жeсткoй нeустaвнoй иeрaрxии сoлдaт, пoстрoeннoй нa длитeльнoсти фaктичeскoгo срoкa службы с мoмeнтa призывa. Всe привeдeнныe нижe нeустaвныe рaнги и звaния oтнoсятся к пeриoду двуxлeтнeгo срoкa вoeннoй службы.

Низшaя ступeнь aрмeйскoй иeрaрxии – вoeннoслужaщиe дo присяги. «Зaпax» или «Дуx бeсплoтный» нa aрмeйскoм жaргoнe. Нeустaвныe прaвa тe жe, чтo и у «дуxoв», тo eсть никаких. По уставу такой военнослужащий должен готовиться к принятию присяги, по неуставным обязанностям – должны терпеть различные "шутки” старослужащих, которые в этот период обычно не чрезмерны.

Вторая ступень – военнослужащие после присяги и до полугода службы: «Дух»; – наиболее распространенное название. В некоторых родах войск называют по-другому: «Воробьи», «Чеки», «Чекисты» – внутренние войска; «Карась» – флот.
В некоторых частях после уставной присяги может проводиться так же и неуставная. В этом случае «Дух» со шваброй вместо автомата должен торжественно зачитать "дедовский” вариант текста неуставной присяги. (Текст присяги в самом конце страницы, на которую дана ссылка слева.)
Главные неуставные обязанности «Духов» – это «шуршать», то есть выполнять все «грязные» работы по части, а также быть бесправными объектами для психологической разгрузки старослужащих, которая в лучшем случае проявляется в простом «каче» (значительные физические нагрузки) и в беспрекословном выполнении абсурдных приказаний. А так же «духи» должны быть объектами традиционного «юмора» «Дедов».
Например, одно из стандартных армейских развлечений Игры в казарме "Сушеный крокодил", "Летучая мышь", "Веселые бега" и другие – «Лось музыкальный».
Русский солдат славится своей смекалкой, и подобных ритуалов великое множество. "Ловить бабочек”, "Сушить крокодила” и так далее – в разных частях солдаты развлекаются по-разному.

Третья ступень – военнослужащие от полугода до года службы. «Слон» – аббревиатура от: солдат, любящий ох…нные нагрузки. Это общепринятое название. «Фазан». В некоторых родах войск называют по-другому: «Ворон» – внутренние войска; «Борзый карась» – флот.
В «Слоны» обычно переводят из «Духов» шестью ударами по заду бляхой солдатского ремня (так как солдат отслужил уже шесть месяцев). Удары осуществляет «Дед».

Неуставные обязанности: «Слон» либо работает также, как и «Дух», либо «тянет стодневку» какому-нибудь «Деду», который назначил его своим личным «Слоном». Такой «Слон» должен постоянно выполнять за своего «Деда» элементарные повседневные дела (заправлять кровать и т.д.), раздобывать ему сигареты или ещё что-нибудь. Ну и стандартные ритуалы разумеется, типа: "Разрешите доложить, сколько дедушке служить” в различных формах и с жестким наказанием за ошибку.
«Слоны» и «Духи» не имеют права ушивать военную форму по фигуре и носить руки в карманах.

Четвертая ступень – военнослужащие от года до полутора лет службы. «Черпак». Название происходит скорее всего от черпака (половника), которым солдата переводят в «Черпаки» из «Слонов». Чтобы принять статус «Черпака» солдат должен выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Также распространено название «Череп». На флоте аналог – «Годок».
Неуставные обязанности: «Черпак» должен следить за тем, чтобы «Духи» и «Слоны», у которых нет «Дедушки», не отлынивали от работы.
«Черпак» – это уже привилегированный статус.

Пятая ступень – военнослужащие от полутора лет службы до начала стодневки. «Дед». Это самый привилегированный статус. Имеет практически не ограниченную власть над «Запахом», «Духом» и «Слоном».
Перевод в «Деды» носит символический характер, и осуществляется исключительно по желанию самого новоиспеченного «Деда». Схема перевода стандартная – 18 символических ударов стулом по мягкому месту.
Основные правила дедовщины, касаемо самих «Дедов»:
1. Дед всегда прав.
2. Если Дед неправ, то смотри пункт первый.
3. Дед не должен прикасаться к предметам, которые используются для уборки помещений (тряпки, ведра, швабры…).

«Дед» обычно ходит по части в ушитой по фигуре выцветшей военной форме. (Новая форма – признак «Духа»).
«Дед» обычно имеет личного «Духа» или «Слона», который выполняет за него повседневную работы и считает дни до приказа.

Шестая ступень – военнослужащие от начала стодневки до увольнения. «Дембель» – имеет все права «Деда». Отличия только в ритуалах: считаются дни не до приказа, а до конца службы и так далее.
Процедура перевода «Деда» в «Дембеля» осуществляется так: будущего «Дембеля» бьют по мягкому месту ниткой через слой матрасов и подушек, а он кричит словно от боли, либо кричать вместо него должен «Дух».

Дедовщина в армии была всегда. Но в конце 1960-х гг. она расцвела махровым цветом, и полностью ее не искоренили до сих пор. Расцвет ее связывают с введением закона о всеобщей воинской обязанности, когда в одну часть попадали физически выносливые крестьяне и вчерашние студенты, неграмотные жители Средней Азии и оленеводы с просторов Чукотки.

Дедовщина - это не просто набор садистских и порой странных приемов воздействия на новобранца, это еще и строгая иерархия, пренебрегать которой решались немногие.

От «дрыща» до «васьки»

Только что оторванный от семьи, обритый и неуверенный в себе новобранец в армии считался существом никчемным и прав не имел. До присяги он именовался «дрыщем», «карантином» или «бесплотным духом». Это длилось от двух недель до полутора месяцев, после чего он принимал присягу и становился «духом», салагой, «зеленым» или «ежом». Во внутренних войсках таких называли «SOSами» или «чеками», а в стройбате – «васьками». «Васька-дух» прав не имел, у него были только обязанности. Он должен был выполнять пожелания старослужащих, например, доставал водку, сигареты, изображал «поезд», рассказывал сказки или чистил сапоги. Если «зеленый» соглашался с правилами, получал одобрение, если шел против, его избивали, а если не помогало, начинали травить.

«Духи» бывают разными

В изданном в 1991 году сборнике аналитических статей «Дедовщина в армии» (издательство «Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН») отмечается, что «духи» бывают четырех типов. Солдат мог стать «исполнителем» (к таким относились хорошо социализированные молодые люди, принимающие правила игры) или «летуном» (это мягкотелые новобранцы, которых легко сломать, и бунтовщики, которые поначалу сопротивлялись, но потом были все-таки сломлены). Эти два типа «духов» были наиболее многочисленными.

Кроме них были «борзые» – те, кто несмотря на побои, отказываются подчиняться преступной системе. Если солдата не удавалось заставить повиноваться, обычно его оставляли в покое. Были и «стукачи» - в этот разряд попадали те, кто хоть раз пожаловался офицеру на издевательства. Избить стукача мог каждый, не взирая на срок службы. На них сваливали всю самую грязную работу, а в тех частях, где насаждались уголовные порядки, могли изнасиловать, и все два года службы человек оставался «опущенным».

«Слон» или «шнурок»?

Но проходило полгода и военнослужащий становился «слоном», «помозой», «шнурком», «моржом», «старшим бобром», во внутренних войсках таких называли «гусями», а в ВДВ – «воронами». Переход на новую ступень обязательно знаменовался ритуалом «перебивания». Солдата били пряжкой ремня, табуретом, часто по голове, правда, в этом случае можно было смягчать удар, закрываясь руками; были и другие не менее садистские приемы. Если солдат отказывался от прохождения этого обряда, он навсегда оставался "духом".

Новоиспеченный «слон» имел право бить тех, кто «моложе» его. Отказ от этой «почетной» обязанности рассматривался как бунт, и тогда «слон» мог легко стать «летуном».

Били меня, теперь бью я!

Через год после призыва положение солдат серьезно менялось. Они становились «черепками», «черпаками», «фазанами» или «котлами» и получали все права, которых были лишены. Теперь они сами могли избивать и унижать «духов» и «слонов». В соответствии с характером они становились либо «умеренными» – теми, кто понимает, что находится в особой системе, и кому нет нужды проявлять жестокость; либо «садистами», получающими удовольствие от мучений жертв. Могли стать «независимыми» - теми, кто вообще отказывается принимать участие в дедовщине (такие выпадали из социума, но их не трогали), или, наконец, «отверженными» - «стукачи» и «летуны», их статус не менялся до конца службы.

За полгода до демобилизации солдаты приобретали почетный статус «дедов» или «стариков». Они могли пренебрегать обязанностями, возлагая их на других, и отстраняться от унижения «черпаков» и «духов». Бывали и «черные деды» - бойцы, вернувшиеся в часть дослуживать после дисциплинарного батальона. После официального приказа о демобилизации солдаты переходили в разряд «дембелей».

Как это было на флоте

На флоте на небольших кораблях и подводных лодках дедовщины почти не было: все на виду, офицеров много. Однако на больших кораблях тоже зверствовали старослужащие. Если учесть, что служили на флоте три года, а не два, многоступенчатая иерархия была еще жестче. Прослужившие полгода превращались из «духов» в «карасей», год - в «борзых карасей»; полтора года - в «полторашников». После двух лет службы матроса называли «подгодо́к», после двух с половиной - «годо́к», ну а потом он становился «гражданским». Дедовщину на флоте именовали годковщиной, по названию морских «дедов». Ритуалы «перебивания» тут были особыми: "карасей" кидали за борт или окунали в прорубь, причем сделать это надо было неожиданно, а с «гражданского» нужно было в день приказа сорвать и разорвать в клочья всю одежду вплоть до белья.

Армейская дедовщина основана на жесткой неуставной иерархии солдат, построенной на длительности фактического срока службы с момента призыва. Все приведенные ниже неуставные ранги и звания относятся к периоду двухлетнего срока военной службы.


Низшая ступень армейской иерархии - военнослужащие до присяги. «Запах» или «Дух бесплотный» на армейском жаргоне. Неуставные права те же, что и у «духов», то есть никаких. По уставу такой военнослужащий должен готовиться к принятию присяги, по неуставным обязанностям - должны терпеть различные "шутки" старослужащих, которые в этот период обычно не чрезмерны.Вторая ступень - военнослужащие после присяги и до полугода службы: «Дух»; - наиболее распространенное название. В некоторых родах войск называют по-другому: «Воробьи», «Чеки», «Чекисты» - внутренние войска; «Карась» - флот.В некоторых частях после уставной присяги может проводиться так же и неуставная. В этом случае «Дух» со шваброй вместо автомата должен торжественно зачитать "дедовский" .Главные неуставные обязанности «Духов» - это «шуршать», то есть выполнять все «грязные» работы по части, а также быть бесправными объектами для психологической разгрузки старослужащих, которая в лучшем случае проявляется в простом «каче» (значительные физические нагрузки) и в беспрекословном выполнении абсурдных приказаний. А так же «духи» должны быть объектами традиционного «юмора» «Дедов».Например, одно из стандартных армейских развлечений - «Лось музыкальный». Русский солдат славится своей смекалкой, и подобных ритуалов великое множество. "Ловить бабочек", "Сушить крокодила" и так далее - в разных частях солдаты развлекаются по-разному.Третья ступень - военнослужащие от полугода до года службы. «Слон» - аббревиатура от: солдат, любящий ох...нные нагрузки. Это общепринятое название. В некоторых родах войск называют по-другому: «Ворон» - внутренние войска; «Борзый карась» - флот.В «Слоны» обычно переводят из «Духов» шестью ударами по заду бляхой солдатского ремня (так как солдат отслужил уже шесть месяцев). Удары осуществляет «Дед».Неуставные обязанности: «Слон» либо работает также, как и «Дух», либо «тянет стодневку» какому-нибудь «Деду», который назначил его своим личным «Слоном». Такой «Слон» должен постоянно выполнять за своего «Деда» элементарные повседневные дела (заправлять кровать и т.д.), раздобывать ему сигареты или ещё что-нибудь. Ну и стандартные ритуалы разумеется, типа: "Разрешите доложить, сколько дедушке служить" в различных формах и с жестким наказанием за ошибку.«Слоны» и «Духи» не имеют права ушивать военную форму по фигуре и носить руки в карманах.Четвертая ступень - военнослужащие от года до полутора лет службы. «Черпак». Название происходит скорее всего от черпака (половника), которым солдата переводят в «Черпаки» из «Слонов». Чтобы принять статус «Черпака» солдат должен выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Также распространено название «Череп». На флоте аналог - «Годок».Неуставные обязанности: «Черпак» должен следить за тем, чтобы «Духи» и «Слоны», у которых нет «Дедушки», не отлынивали от работы.«Черпак» - это уже привилегированный статус.Пятая ступень - военнослужащие от полутора лет службы до начала стодневки. «Дед». Это самый привилегированный статус. Имеет практически не ограниченную власть над «Запахом», «Духом» и «Слоном».Перевод в «Деды» носит символический характер, и осуществляется исключительно по желанию самого новоиспеченного «Деда». Схема перевода стандартная - 18 символических ударов стулом по мягкому месту.Основные правила дедовщины, касаемо самих «Дедов»:

1. Дед всегда прав.
2. Если Дед неправ, то смотри пункт первый.
3. Дед не должен прикасаться к предметам, которые используются для уборки помещений (тряпки, ведра, швабры...).

«Дед» обычно ходит по части в ушитой по фигуре выцветшей военной форме. (Новая форма - признак «Духа»).«Дед» обычно имеет личного «Духа» или «Слона», который выполняет за него повседневную работы и считает дни до приказа.Шестая ступень - военнослужащие от начала стодневки до увольнения. «Дембель» - имеет все права «Деда». Отличия только в ритуалах: считаются дни не до приказа, а до конца службы и так далее.Процедура перевода «Деда» в «Дембеля» осуществляется так: будущего «Дембеля» бьют по мягкому месту ниткой через слой матрасов и подушек, а он кричит словно от боли, либо кричать вместо него должен «Дух».



Вот и вся иерархия в целом, испытанная десятилетиями. Как говорится: "Каждый мужчина должен пройти это". Начинать службу конечно тяжеловато, но зато перспективы у всех хорошие...После перехода российской армии на однолетний срок службы все эти звания и ранги скорее всего канут в лету и останутся только в народном фольклоре.Например, такая армейская поговорка: «Если ты без сна опух, значит ты конечно Дух; если спишь ты кое как, значит ты уже Черпак; если ты проспал обед, значит ты конечно Дед.»На флоте в ВМФ, где 3 года службы названия другие. но смысл тот же:
1 год - Дух
1-1,5 - Карась (слово означает еще "носок уставной" и любую рыбу)
1,5-2 - Борзый карась
2-2,5 - Подгодок
2,5-3 - Годок
После приказа - "Гражданский" Или, например, эта армейская песенка, которая очень хорошо описывает неуставные ранги дедовщины:
С другой стороны, даже после реформы солдаты скорее всего быстро приспособятся к изменившейся ситуации и вместо устаревших правил придумают что-нибудь новое. Вряд ли в России возможно что-то принципиально другое. Как говорят французы - се ля ви...

Российская армия — это наша защита, огромная военная школа, свой мир, в котором есть свои традиции и законы. В каждой военной общине есть свои армейские традиции , обычаи. Под традициями понимаются общие привычки, нормы поведения, которые передаются от поколения к поколению. Служба в армии для каждого солдата — это отдельный отрезок жизни, не похожий ни на что, и который он будет всю свою жизнь вспоминать.

Армия наполнена своим юмором, своей культурой, о службе в ней вспоминают с гордостью и улыбкой. Сейчас попробуем примерно воспроизвести традиции названий солдат по периодам службы в рядах Российской армии.

С того момента, когда 18-летнего юношу призывают в ряды нашей армии, его называют «запахом». Важная задача «запаха» — полным ходом готовиться к присяге.

Все начинается с духа

После принятия присяги, его принято называть «дух» и такое клеймо над ним висит до полугода. Называют его «духом», потому что он становится похожим на духа, который должен выполнять все приказания старшины, зачастую выполняя грязную работу. Единственный способ моральной разгрузки за это время – это физические упражнения.

По истечению шести месяцев «духи» в армии становятся «слонами» . Между собой армейцы говорят, что только настоящий «дух» может иметь право называться «слоном». То есть надо пройти достаточно специфическую процедуру «посвящения в слоны»: шесть ударов бляхой. Как раз тогда, когда солдат отслужит полгода, приходят новые «духи».

Путь к «деду» очень тяжелый

«Дедам» есть чем заняться, так как пришли новички и надо срочно им показать, что есть к чему, а «слоны» могут заниматься уже более спокойным продолжением своей службы. Так как сейчас служат всего год, то можно было бы уже сейчас закончить наш рассказ званием «дембеля». Но история, на то она и история, чтобы познакомить читателей с ней, и мы расскажем еще немного об армейской иерархии .

Солдат, который отслужил уже полтора года, имеет право называться «черпаком» . «Слоны» должны ухаживать за ними. Но и чтобы стать «черпаком» надо пройти обряд поколачивания черпаками. Ради такого старшие не пожалеют времени и достанут их. Производится всего около двенадцати ударов. Главная задача – следить за «слонами» и «духами» в армии , чтобы те, не отлынивали от работы.

И как страшно бы не звучало, служивые «черпаки» по истечению времени превращаются в «дедов» . И тут не обходится без рукоприкладства! Аж, восемнадцать ударов стула стоит пережить солдатам, чтобы гордо носить звание «деда» в армии . Это звание гордо носят «вояки» , которые входят в интервал службы от полутора лет до начала «стодневки».

И наконец «дембель» . От начала «стодневки», проще говоря – финишная прямая. В первый вечер «стодневки» собираются «деды» и, согласно армейским традициям , за счет кулинарных способностей «духов» балуют себя различными угощениями. То же самое проводится на пятидесятый день до отбытия. Это примерная армейская иерархия . У всех они могут быть разные, у кого-то количество названий чуть меньше, чуть больше. Хочется еще отметить, говоря о традициях, что представитель каждой категории должен подшиваться. Количество и положение стежков зависит от статуса и звания солдата.