Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Конспект по экологии «Первоцветы. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Первоцветы

Наталья Дементьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы»

Цель : организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами .

Задачи :

Познакомить детей с первоцветами : подснежником, пролеской, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;

Закрепить знание о первоцветах : подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;

Способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;

Воспитание бережного отношения к природе.

Демонстрационный материал : конверт с изображением грустного цветочка, знаки "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Оборудование : проектор, экран для просмотра презентации «Первоцветы » .

Обогащение словаря : Галантус, пролески, крокус, мать-и-мачеха, медуница, примула.

Ход занятия

1. Мотивационно-организационный этап

Воспитатель : Ребята, нам сегодня принесли письмо (открываем, а там картинка грустного цветка) .

Как Вы думаете, почему цветок грустит?

Хотите узнать, что в письме?

«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы . Но люди рвут первые цветы и топчут , а нам цветам от этого очень грустно. И подпись первоцветы ».

Поможем первоцветам ?

Как мы можем помочь первоцветам ? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы) .

А как Вы знаете, что такое первоцветы (Ответы детей)

А какие первоцветы растут у нас в лесах (Ответы детей)

Хотите узнать (Ответы детей)

Воспитатель : Первоцветы приглашают нас в гости и хотят, чтобы вы выучили не которые правила, которые помогут первоцветам .

Показ презентации «Первоцветы »

Воспитатель : Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы . Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.

Весенним солнечным деньком

В забытом парке городском,

В густых кустах орешника

Проснулись три подснежника.

Раскрыли скромные свои

Бутоны нежной синевы

И робко прошептали :

«Скажите, нас тут ждали?»

Л. Терехова

Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.

Ал. Савостьянов, «Жемчужные подснежники»

Воспитатель : Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Но настоящим подснежником является только Галантус. Это первый из весенних цветов , который распускается в теплые дни февраля. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. А название происходит от латинского слова Galanthus – молочный цветок, отражающий его нежнейший белый цвет. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

Под ногой в лесу трещит,

И хрустит валежник.

Ищем мы цветок весны,

Голубой…подснежник.

Воспитатель : В начале апреля в лиственных лесах, под деревьями можно найти одно из самых милых весенних растений голубую пролеску. Пролеску иногда называют голубым подснежником, из-за внешнего сходства с последним, а еще потому, что появляется она, как только сойдет снег. На самом деле это разные растения. Эти голубые или синие цветочки так же не пугают весенние морозы. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название го – «сцилла» , что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Появляется он одним из первых . Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. Этот цветок пролеска.

По земле весна гуляет,

Снег в сугробах быстро тает,

Травка новая растёт,

Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,

Словно звёздочки сынок,

Лепестки свои раскроет,

Снегом вешним их умоет.

Носом жёлтеньким чихнёт,

Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов ,

Что весной цвести готов,

Из земли листочки тянет,

На морозе он не вянет.

Анна Кулагина-Фурсина

Воспитатель : А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом . Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней. Существуют виды крокусов, которые предпочитают цвести осенью.

Полянкой крокусов, прекраснейших созданий,

Цветов нежнейших, вестников весны,

Украсил тот художник созидая,

Свои проникновенные, весенние холсты.

Воспитатель : Отгадайте загадку, что это за цветок?

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Жёлтый глаз из-под земли

Первым дарят нам они .

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать?

(Мать-и-мачеха)

Воспитатель : Что вы знаете о мать-и-мачехе? Как вы думаете, почему цветок имеет такое название? (Ответы детей)

Мать-и-мачеха

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Воспитатель : В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу. Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха» ). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать» . Является лекарственным растением.

Это прозвище не даром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте

Медунице поклонится.

Е. Кожевников.

Медуница, весеница!

Неба синего сестрица.

Как нежны твои листочки!

Как сладки твои цветочки!

Воспитатель : Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Чуть первый жаворонка привет

Раздался с неба чист и звонок,

Уж самый ранний первоцвет

Из золотых блеснул пелёнок.

Адам Мицкевич

Воспитатель : Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Воспитатель : Давайте повторим названия первоцветов , с которыми мы познакомились. У каждого цветка номер. Я загадываю загадку, а вы говорите номер и название цветка.

Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок,

А на нем уже расцвел

Желтый маленький цветок.

Я гадаю, что за цвет -

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Какие цветы похожи на подснежники, но только они голубые? (пролески)

Мы в лесок пойдем, там цветок найдем

Сладкое название, синий огонек

Что же это за цветок. (Медуница)

К акой красивый, озорной.

Р астёт, из снега вылез.

О н смелый очень, он лесной.

К ак он морозы вынес?

У стал под снегом замерзать,

С корей на солнце - луч поймать

Первоцвет весенний , ключик от весны,

Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)

8 слайд, 9 слайд, 10 слайд

Д/и «Что лишнее?» Посмотрите на слайд и скажите, какой цветок лишний и почему? (2 слайда)

8 слайд – лишняя роза – садовый цветок

9 слайд - лишний колокольчик – летний цветок

Воспитатель : Вот Вы и познакомились с первоцветами , которые растут в наших лесах. Но как же люди могут помочь цветам (Ответы детей)

Воспитатель : У меня есть знаки подсказки, как Вы думаете, какие правила они обозначают?

Показ знаков "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Воспитатель : «Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все : и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!»

Динамическая пауза.

Физкультминутка «Подснежник»

На лесной проталинке,

Спит цветочек маленький (сидят на корточках)

Вот проснулся, потянулся (встают, потягиваются)

И подставил лепестки (руки на пояс, повороты в стороны)

Под солнечные лучики.

Воспитатель : Ребята. А вы хотите попробовать самостоятельно сделать букетик первоцветов (Ответы детей)

Как Вы думаете из чего их можно сделать? (Ответы детей)

Мы с Вами сделаем цветы из бумаги. Показ готовых букетиков

Если цветочки желтые, на какие цветы они похожи? (мать-и-мачеха и примула, а синие и розовые? (на медуницу, голубые и белые? (подснежники, пролески)

Выбирайте ту цветную бумагу, которая Вам понадобится для изготовления цветов.

Воспитатель показывает, как выполнить кустик.

Потом дети самостоятельно вырезают и наклеивают цветы.

Какой ты делаешь первоцвет ?

3. Рефлексивный этап

Воспитатель : Какие цветы Вы сделали? Как еще их можно назвать одним словом? (первоцветы )

Вы довольны своей работой? Что было трудным? (Ответы детей)

Кому покажите свой цветок? Вы можете научить других, делать такие цветы?

Кому Вы подарите цветочек? (Ответы детей)

Интересно ли вам узнать о других первоцветах , которые растут в России и других странах? Где можно узнать? (В энциклопедиях)

Мне было с вами очень интересно.

Литература и ресурсы (иллюстрации) :

1. Литературные – загадки, стихи : «Весенним солнечным деньком» Л. Терехова, «Мать-и –мачеха» Антосыч, «Если я сорву цветок» Т. Собакин, «Жемчужные подснежники» А. Савостьянов, «Крокус» В. Павлова, «Крокус маленький цветок.» стихи для детей Анна Кулагина-Фурсина, стихи Е. Кожевников;

Наталья Бутузова
Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы». Видео

Конспект интегрированного занятия по теме : «Первоцветы » .

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

Воспитатели : Бутузова Наталья Викторовна, Мишина Татьяна Викторовна, воспитатели МБДОУ №210 г. Кемерова

Виды детской деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

«Коммуникация» , «Познание» , «Музыка» , «Здоровье» , «Социализация» , «Безопасность» .

Программные задачи :

Образовательные : дать элементарные представления о первых весенних цветах , познакомить с подснежником «Сон-трава» , активизировать речь за счет прилагательных;

Развивающие : развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

Воспитательные : прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам , воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Планируемые результаты :

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах ; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование :

Шапочки цветов, весенняя картина, пуфики, телевизор, музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений : «Подснежник» П. Чайковского, «Шествие весны» Вивальди.

Предварительная работа :

Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы » , прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда «Обучалка» в родительском уголке по теме «Первоцветы Кузбасса » .

Ход занятия:

Воспитатель : Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель :

Что это за волшебница приходит к нам? (весна)

Как вы догадались, что это весна?

Хотите послушать, как мягкой поступью идет по земле весна?

(Под музыку Вивальди «Шествие весны» пританцовывая, входит Весна.)

Весна : Здравствуйте, дети! Вы меня ждали?

Воспитатель : С чем ты, Весна, к нам пришла?

Составление описательного рассказа по картине.

(На картине нарисованы голубое небо и трава. По ходу работы на картину добавляют : солнце, ручей, деревья и кустарники, подснежники.)

Весна вывешивает картину :

Я пришла и принесла вам картину. Посмотрите какое на картине небо? (голубое, чистое, безоблачное)

-(прикрепляет солнце) Светит солнце! Какое оно? (лучезарное, яркое, теплое, нежное, игривое)

А трава то какая? (мягкая, шелковистая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…

На деревьях и кустарниках лопнули …почки и появились …листочки. Какие? (маленькие, липкие, беззащитные, светло-зеленые)

Бежит ручей! Какой? (быстрый, журчащий, звонкий, чистый, холодный)

И, конечно же, распустились первые весенние цветы ! Как их называют? (подснежники) А раз они первые цветы , то их еще называют первоцветами . Давайте правильно произнесем это слово. (хором ПЕРВОЦВЕТЫ )

А вы любите первоцветы ? За что?

Весна : Да, ребята, подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. И если внимательно прислушаться, то можно услышать, о чем они говорят.

Инсценировка сказки «Первые весенние цветы » .

(Выходят дети в шапочках и садятся на пуфики.)

Мать-и-мачеха

Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Медуница

Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Ветреница

Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – кантик. Я крепкий, здоровый, блестящий, на листьях у меня веснушки, а стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Поэтому не спорьте, самое замечательное растение –

Не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, кандык, самый умный и крепкий. Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные. поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

Ребята, хотите вместе со мной отправиться на полянку и побыть первоцветами , понежиться на весенним солнышке и потанцевать под музыку П. И. Чайковского, которая так и называется «Подснежник»

Физминутка в виде импровизированного танца.

Встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

-(После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Воспитатель :

Присядь, Весна, отдохни, да фильм о цветах посмотри.

(Подача нового материала. Знакомство с новым подснежником «Сон-трава» . Под тихую музыку автоматически сменяются слайды. Воспитатель комментирует.)

Тема занятия: «Помощники весны»

Скороговорка дня:

Топали мы, топали,

До тополя дотопали.

Дотопали до тополя —

Да топаем, всё топаем.

Цель занятия: знакомство с весенними изменениями в жизни растений, с первоцветами, редкими растениями, формирование понимания необходимости их охраны, бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы : рисунок-заготовка «Распускаются почки».

Предварительная работа

Возобновляем наблюдение за деревьями. Если осенью мы наблюдали, как меняются цвет листьев и их количество на ветках, то теперь наша задача — не пропустить момент появления первых листочков, рассмотреть их. Обсудим с детьми, что именно им предстоит увидеть. Каждый ребенок может выбрать «свое» дерево и наблюдать за ним.

Часть I. Мы помогаем

Цели : формирование счетных навыков, умения сравнивать множества по количеству предметов; знакомство со строением почки.

Педагог. Что-то Весна не приходит! Наверное, у нее очень много дел. Давайте поможем ей, тогда она сумеет прийти и поиграть с нами.

Работа по рисунку «Распускаются почки». Рассмотрим веточку, найдем почки. Под ними от морозов до поры до времени прячутся зеленые листочки и цветы. На всех веточках хорошо видны почки. «Поможем почкам раскрыться» — нарисуем на каждой маленький клейкий зеленый листочек. Посмотрим внимательно — все ли почки на наших рисунках «распустились»?

Проверяем работу вместе. Сначала сосчитаем веточки. Откуда будем начинать счет? Дерево растет верхушкой, значит, самые старые веточки... (внизу), они появились первыми, с них и начнем счет.

Сколько листочков на второй (первой, третьей) веточке справа (слева)? «Проверенные» веточки будем отмечать, рисуя ленточки. (Подобными ленточками мы будем отмечать и веточки настоящих деревьев, за которыми будем наблюдать.) На какой ветке больше всего листочков? Сколько всего раскрылось почек слева (справа)? Где больше листочков — слева или справа?

В каждом случае детям нужно соединить полученные значения с нужной цифрой.

Разминка «Распускаются почки» . Мы рисовали листочки вместо почек на веточках деревьев. Они очень маленькие и к тому же свернуты. Попробуем представить себе, что происходит внутри «проснувшейся» почки.

1. Дети садятся на корточки, накрывают голову руками. Пальцы одной руки крепко прижаты к пальцам другой руки, образуя вершину почки. — Нежные листочки в почке сложены, закрыты жесткими чешуйками от мороза.

2. Не разъединяя пальцев, разводим руки в стороны — почки набухают.

3. Медленно встаем, руки расходятся в стороны — чешуйки опадают, листочки распускаются.

4. Встаем на носочки и тянемся вверх — листочки тянутся к солнцу.

Повторим весь комплекс упражнение 3—4 раза.

Часть II. Первоцветы

Цели : знакомство детей с первоцветами, с необходимостью бережного отношения к ним; формирование умения находить смысловую основу слов.

Чем же еще занята весна в первые дни своего прихода? Она украшает землю первоцветами!

Дидактическая игра «Спроси слово» . Рассмотрим рисунки с изображением первоцветов. Предложим детям догадаться, почему все эти цветы называют первоцветами. Удивительно не только то, что эти растения первыми цветут, когда вокруг еще лежит снег, но и то, что зацветают они еще под снегом!

Постараемся выяснить, как получили свое название такие растения, как подснежник, мать-и-мачеха и сон-трава.

Подснежники зацветают под снегом. Так называют самые разные цветы. Некоторые из них (гусиный лук, ветреница лютиковая, пролеска, хохлатка) растут всего 1—1,5 месяца после появления, и до будущей весны сохраняются у одних клубни, у других — луковицы, у третьих — более или менее толстые корневища.

Мать-и-мачеха . Нижняя часть листьев у этого растения на ощупь кажется мягкой и теплой, как мать. А верхняя часть, наоборот, жесткая и холодная, как мачеха. Сначала это растение цветет, а потом уже появляются листья. До самой осени они будут накапливать питательные вещества для цветения следующей весной. Так же растет и медуница.

Прострел, или сон-трава. Ранней весной в светлом сосновом бору можно увидеть склоненные мохнатые фиолетовые колокольца. Кажется, кто-то специально воткнул в землю сорванные цветы на короткой ножке — ведь ни листья, ни стебли пока не выросли. Через несколько дней цветки широко раскроются, и колоколец превратится в яркую шестилучевую звезду с пучком желтых тычинок посередине.

В древности люди думали, что попавшие вечером на поляну путники засыпают от испарений этого ядовитого растения. Поэтому и назвали его — сон-трава.

Во многих странах есть поверья, связанные с целебной силой и магическими способностями первоцветов.

Из-за стремления людей украсить первыми вестниками весны свои дома многие первоцветы стали редкими растениями. К ним необходимо относиться особо бережно. А свои дома лучше украшать живыми растениями, выращивая их при помощи старших.

Итог занятия. Постараемся разгадать загадки — в них «спрятались» все те понятия, с которыми мы сегодня познакомились.

На ветках — плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Был тугим он кулачком,

А разжался — стал цветком. (Бутон.)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежники, первоцветы.)

На земле цветов — не счесть,

Но один особый есть —

Самый первый, самый нежный.

Мы зовем его... (подснежник).

Последующая работа

Предложим детям передать свои впечатления и эмоции в творческой работе «Подснежники». Каждому ребенку нужно выбрать первоцвет, который они будут изображать. Возможно, дети смогут пояснить свой выбор. «Нарисуем» каждый свой первоцвет при помощи пластилина и крупы.

Выучим стихотворения о птицах, ведь очень скоро мы будем встречать в наших краях перелетных птиц.

Наблюдение «На проталинках ». Обратим внимание детей на то, что среди снега на проталинах можно увидеть не только пробивающуюся травку, но и первых насекомых, пауков и дождевых червей. Днем они отогреваются, разминают ножки, а вечером, когда мороз вновь крепчает, снова прячутся в щели, под листву, в мох, в траву.