Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Когда овечкины захватили самолет. «Семь Симеонов»

Дело о попытке угона самолета семьей Овечкиных - самое громкое и резонансное в конце 80-х годов прошлого века. Оно широко освещалось в прессе, обсуждалось в каждой советской семье. Возмущала простых граждан не столько дерзость угонщиков, сколько сами их личности. Будь Овечкины рецидивистами, матерыми преступниками, случай не получил бы такой огласки.

Джазовый ансамбль «Семь Симеонов»

Угонщики оказались самой обычной советской «ячейкой общества». Нинель Сергеевна Овечкина была многодетной матерью-героиней, практически в одиночку воспитывавшей 11 детей. Ее муж, Дмитрий Дмитриевич, при жизни выпивал и мало уделял внимания отпрыскам. Он умер за 4 года до описываемых событий и оставил супругу саму справляться с огромным семейством.

Нинель Сергеевна неплохо выполняла эту роль. Тем более, что многие из детей уже были взрослыми и активно помогали ей растить малышей. По советским меркам Овечкины жили средненько. У них были 2 трехкомнатные квартиры в самом Иркутске и дом с участком в пригороде, но пенсия матери и зарплаты старших детей были очень маленькими.

Сыновья Нинель Сергеевны были невероятно музыкальны и потому организовали джазовый ансамбль под названием «Семь Симеонов». О них был снят документальный фильм. «Симеонами» очень гордились и даже отправили на гастроли в Японию. Эта редкая удача и стала поворотным моментом в судьбе самих Овечкиных и многих людей, оказавшихся на борту захваченного ими в 1988 году самолета.

Желание вырваться из нищей страны тотального дефицита

Во время гастролей юным музыкантам было сделано весьма заманчивое предложение от лондонской звукозаписывающей компании. «Семь Симеонов» уже тогда могли попросить убежища у Великобритании и остаться за границей навсегда, но они не хотели бросать в СССР мать и сестер. Их никогда не выпустили бы за границу; да и затравили бы на родине.

Вернувшись домой после гастролей, мальчики предложили матери бежать из СССР. Наверняка были и рассказы о красивой жизни за границей. Вот тогда и созрел план угона самолета. Нинель Сергеевна не только поддержала эту идею, но и всецело руководила подготовкой. План был реализован в праздничный день – 8 марта 1988 года.

Как происходил захват

К угону самолета Овечкины готовились очень тщательно. Специально изменяли формы футляров для музыкальных инструментов, чтобы в них можно было пронести оружие. Уже после трагических событий на борту ТУ-154 (бортовой номер 85413, рейс Иркутск – Курган – Ленинград) были обнаружены 2 обреза, около сотни патронов и несколько самодельных взрывных устройств.

Пронести такой арсенал Овечкиным было легко. Музыкантов прекрасно знали в родном городе и практически не досматривали. В захвате участвовали все Овечкины, кроме старшей дочери Людмилы. Она была замужем, жила в другом городе (Черемхово) и не знала о готовящемся побеге из СССР.

Когда Овечкины во главе с матерью оказались на борту, они дождались промежуточной посадки самолета в Кургане для дозаправки. Затем потребовали, чтобы был взят курс на Лондон. Сначала пилоты восприняли требование как шутку. Положение тут же изменилось, когда в руках старших Овечкиных появились обрезы. «Симеоны» угрожали взорвать самолет в случае неподчинения.

Итог дела

Никто даже не собирался пускать угонщиков за границу. Самолет посадили на военный аэродром в Вещево, после чего взяли его штурмом. В процессе захвата было убито 9 человек (пятеро из них – террористы), 19 были ранены. Несостоявшиеся угонщики были настроены решительно. В случае неудачи они решили покончить с собой, чтобы не подвергаться суду как предатели Родины. Старший сын Василий (26 лет) застрелил мать, после чего покончил с собой.

Так же поступил 24-летний Дмитрий, предварительно убив бортпроводницу Жаркую Т. И. Аналогичным образом ушли из жизни Олег и Саша (21 и 19 лет). На суде 17-летний Игорь был осужден на 8 лет лишения свободы. Его беременная 28-летняя сестра Ольга – на 6 лет. Она единственная была против угона самолета и до последнего пыталась отговорить родных от преступной затеи.

Людмила, старшая дочь Нинель Сергеевны, стала опекуном своих младших сестер и братьев. Она удочерила и новорожденную племянницу, которую родила в тюрьме Ольга. Так закончилось дело о первом в СССР угоне самолета с целью бегства за границу.

Первое сообщение о той страшной трагедии, произошедшей 8 марта 1988 года, появилось только через 36 часов после случившегося: «Пресечена попытка захвата авиалайнера. Большая часть преступников уничтожена. Имеются погибшие. Пострадавшим на месте оказана помощь. Прокуратурой СССР возбуждено уголовное дело». На третьи сутки выяснилось: стюардесса и трое пассажиров застрелены, четверо террористов и их мать покончили с собой, десятки людей покалечены, самолет сгорел дотла. И самое невероятное: угонщики - известные музыканты, многодетная джазовая семья, прославленные на всю страну иркутские «Семь Симеонов».

Ансамбль «Семь Симеонов» был создан в 1983 году, и составляли его члены одной семьи - братья Овечкины: Василий, Дмитрий, Олег, Саша, Игорь, Миша и Сергей. Старшему Василию к моменту описываемых событий было 26 лет, младшему Сереже - всего 9. Братья гастролировали по стране, были участниками Московского фестиваля молодежи и студентов и однажды даже ездили выступать в Японию. Их показывали по телевизору, о них сняли документальный фильм, они по всем параметрам подходили под модель образцовой советской семьи.

Adfaver.ru

Происхождением из крестьян, сибиряки, они жили в деревянном доме без удобств на окраине Иркутска, доили коров, косили траву и при этом играли на музыкальных инструментах и тянулись к искусству. Кроме сыновей, в семье было еще четыре сестры и их мама - мать-героиня Нинель Сергеевна. Что же толкнуло эту во всех отношениях замечательную семью на столь страшный шаг? И что именно происходило на борту Ту-154 восьмого марта 1988 года?

Хронология событий выглядела следующим образом. Овечкины всем семейством отправились на гастроли в Ленинград. Не было с ними только старшей сестры Людмилы. Она к тому времени вышла замуж и уже несколько лет жила своей жизнью отдельно от остальных. Овечкины зашли на борт. Их узнавали, им улыбались. Большой контрабас не поместился в рентгеновский аппарат, и его даже не стали досматривать. Пропустили так. В конце концов, «Симеоны» уже несколько лет считались чуть ли не главной иркутской достопримечательностью. Во время полета братья играли в шахматы, общались. Олег о чем-то шутил с бортпроводницей Васильевой. Все шло как обычно, но внезапно, после дозаправки в Кургане, Овечкины достали из футляра для контрабаса обрезы и потребовали у экипажа следовать в Лондон. Оказалось, что они заранее чуть увеличили габариты футляра, чтобы он не мог поместиться в аппарат для просвечивания. Они рассчитывали, что работники местного аэропорта не станут вручную обыскивать членов образцовой советской семьи. И расчет их оказался верен.

Historytime.ru

Итак, Овечкины потребовали доставить их в Лондон. С земли экипажу приказали убедить террористов в том, что без еще одной дозаправки самолет не сможет долететь до Англии. Тогда братья потребовали, чтобы дозаправка была совершена в какой-нибудь капиталистической стране, и им пообещали, что самолет будет посажен в Финляндии. Но на самом деле ни в какую Финляндию никого отпускать не собирались. Больше того, по приказу командующего Северо-Западным ПВО Ту-154 сопровождал военный истребитель. Как явствует из ряда публикаций на эту тему, летчику истребителя был дан приказ уничтожить пассажирский самолет вместе со всеми пассажирами, если только тот попробует совершить попытку вылета из страны.

Для операции по обезвреживанию террористов оперативный штаб выбрал военный аэродром в поселке Вещево под Выборгом. Экипажу сообщали, что для того, чтобы привести группу захвата в полную готовность, нужно еще немного потянуть время. Было велено объяснить Овечкиным, что, если они произведут хоть один выстрел, их истребят как бешеных собак. А пока что «в условиях демократизации» им от силы грозит 2−3 года тюрьмы. К Овечкиным вышла бортпроводница Тамара Жаркая. Она успокаивала их и убеждала, что самолет садится в финском городе Котка. Братья практически поверили в это, но тут увидели, что по взлетной полосе этого «финского» города к месту посадки спешат вооруженные автоматами родные советские военные. От отчаянья и ярости Дмитрий выстрелил в стюардессу. В итоге Тамара Жаркая стала единственной жертвой семьи Овечкиных. Всех остальных людей убили и покалечили те, кто прибыл их спасать.

Krasvozduh.ru

Впоследствии выяснилось, что спецназовцы, прибывшие обезвреживать террористов, на самом деле были совершенно не обучены действиям в подобного рода операциях. Это были обычные сотрудники милиции, умеющие бороться с уличными хулиганами, но не владеющие спецификой работы в узком пространстве самолета. Об этом на суде прямо заявил один из участвовавших в операции милиционеров. Четыре спецназовца через окошки проникли в кабину пилотов. Еще несколько человек смогли попасть в багажное отделение. Что делать дальше, судя по всему, они не знали. Милиционеры резко открыли дверь кабины пилотов и начали стрелять. При этом ни один террорист не пострадал, но зато они попали сразу в трех простых пассажиров. Музыканты же ответным огнем ранили обоих спецназовцев, и тех, истекающих кровью, так же через окно эвакуировали из самолета. Милиционеры, находившиеся в багажном отделении, принялись стрелять через пол, но вооруженным братьям эти выстрелы вреда не причинили. Правда, одна из пуль попала в бедро безоружному 9-летнему Сереже - самому младшему участнику ансамбля.

Krasvozduh.ru

Поняв, что их положение безвыходное, Овечкины приняли решение себя убить. Они окружили Сашу, который все это время держал в руках бомбу, и соединили провода. Однако взрыв оказался столь слабым, что от него погиб лишь Саша, остальные не были даже ранены. Тогда братья стали стрелять в себя. Первым убил себя Дмитрий. Затем Олег. А Василий сначала застрел мать и потом застрелился сам. Из непосредственных участников преступления в живых остался только 17-летний Игорь. По его словам, он не хотел умирать и, когда увидел, что у матери после выстрела Василия «открылась черепная коробка», спрятался в туалете. Между тем из-за взрыва в самолете начался пожар, а на аэродроме Вещево, который так предусмотрительно руководство штаба выбрало для осуществления спасательной спецоперации, была лишь одна пожарная машина. Пассажиры открыли одну из дверей самолета и принялись, спасаясь от огня, прыгать с четырехметровой высоты на бетонную взлетную полосу. Практически все они поломали себе ноги. Кто-то сломал позвоночник.

Но внизу вместо помощи их ждали побои стоявших там военных. По воспоминаниям пассажиров, били их сильно. Спасатели опасались, что среди выпрыгивавших могут оказаться Овечкины, и поэтому на всякий случай били всех, включая женщин. Били сапогами по головам, били прикладами, матерились, приказывали не шевелиться и как минимум одному из пошевелившихся прострелили поясницу. Пока из Выборга приехали новые пожарные машины, самолет успел полностью сгореть. Впоследствии в салоне нашли девять обугленных трупов: четырех братьев Овечкиных, их мамы, стюардессы Тамары Жаркой и трех пассажиров, нечаянно убитых группой захвата. Так блестяще был предотвращен угон советского самолета в Англию.

Через год съемочная группа, снимавшая когда-то документальный фильм о замечательных музыкальных братьях, сняла еще одно документальное кино - на этот раз о событиях 8 марта. Авторы фильма пытались получить комментарий у полковника Быстрова, командовавшего в тот день оперативным штабом.

- Зачем я буду вам что-то комментировать? - удивился полковник. - Что за дела? Я сейчас в обком позвоню. Ясно вам или нет?

Youtube

И все же что заставило успешных, казалось бы, людей, признанных музыкантов пойти на такой безумный шаг? На этот счет есть разные точки зрения. Сейчас СМИ склоняются к той версии, что двигателем во всей этой истории выступала мать Овечкиных, которая ради своих амбиций готова была на все - даже на убийство невинных людей. Родина дала ее семье все: признание, перспективы, две трехкомнатные квартиры в Иркутске, а она грезила сказками о сладкой жизни на Западе. Считается, что толчком для этой идеи послужили гастроли ансамбля в Японию. Там «Симеоны» увидали более яркую жизнь, чем в Иркутске, и позарились на нее.

Adfaver.ru

Но главным было даже не это. На дворе был ноябрь 1987 года, началась перестройка, и, по словам работника КГБ Звонарева, сотрудники их ведомства в то время стали менее бдительно следить за туристами за границей. Они по-прежнему сопровождали все группы, но дисциплина у них расшаталась: вместо того чтобы жестко пресекать все нежелательные контакты вырвавшихся на волю советских людей, они ходили по магазинам и расслаблялись. В результате Олег Овечкин смог в Японии встретиться с каким-то человеком, и тот пообещал их ансамблю хороший контракт со студией звукозаписи в Лондоне. Братья прямо тогда пытались доехать до американского посольства в Токио, но у них не было денег, а за золотое кольцо таксист их везти отказался. И тогда братья решили вернуться. Тем более что с ними в Японии не было ни матери, ни сестер, а в те времена не вернуться из-за границы означало навсегда проститься с родственниками. И Овечкины приняли решение подготовиться дома к побегу и осуществить его уже всей семьей.

Российская газета

По другой версии, инициаторами побега были именно сыновья, а не мать. И не алчность и тщеславие толкнули их на этот шаг, а бедность и бесперспективность их жизни. Они выросли в очень непростой семье. Нинель Сергеевна лишилась родителей, когда ей не было еще 6 лет. Отец погиб на фронте в 1942-м, а маму через год на совхозном поле застрелил сторож. Она пыталась вынести оттуда 8 картофелин. Нинель выросла в детском доме. Всю жизнь проработала продавцом. После того как при родах у нее умерла дочка, она поклялась рожать столько раз, сколько даст Бог. И родила в итоге одиннадцать детей. Муж ее сильно пил. Так, что, напиваясь, начинал стрелять в окно, и всем, кто бы рядом, на всякий случай нужно было от греха подальше падать на пол и лежать, не шевелясь. В некоторых источниках сообщается, что в 1984 году его, защищаясь от побоев, убили собственные дети.

Nosecret.com

Впрочем, в других СМИ говорится, что он просто умер, оставив жену и 11 детей выживать как получится. Семье приходилось все время бороться с бытовой неустроенностью, а потом и с бедностью. После того как им выделили две трехкомнатные квартиры, жизнь стала только хуже. Раньше они хотя бы жили натуральным хозяйством: коровы, свиньи, кролики, куры, огород. Теперь же пришлось обходиться пенсией матери в 52 рубля в месяц и 80-рублевыми зарплатами двух детей. Музыка им в СССР денег не приносила. Гастроли, грамоты, показы по телевизору, но проводить платные концерты им не разрешали. И тут они впервые оказались за границей и увидели совершенно другую жизнь. Попытаться уехать официально у них в то время не было никакой возможности. И тогда они решили угнать самолет.

Покажут всем, что у них настоящее оружие, припугнут, и их выпустят. Не будет же власть рисковать жизнями десятков людей ради того, чтобы сохранить каких-то Овечкиных на своей территории. Но в этом братья, увы, просчитались. Из показаний на суде капитан судна Ту-154 Куприянова: его спрашивали о существующих в таких ситуациях инструкциях. Одним из пунктов значилось в «в исключительных случаях выполнить требования угонщиков».

- Вы пытались выполнить их требования? - спросила народный заседатель.

- Я не понимаю, - ответил командир, - зачем их требования было выполнять.

- Как зачем? Ну, может, не было бы такого результата.

- Я считаю, что лучший исход был сесть в своей стране, на своем аэродроме, - сказал Куприянов.

Суд состоялся в здании аэропорта в Иркутске. Во время процесса в адрес суда приходили гневные письма с требованием казнить всех оставшихся в живых Овечкиных:

«Не судить, а привязать на площади к верхушкам берез и разорвать на части».

Максимова, педагог

«Всех расстрелять с показом по телевизору».

Тонин, воин-интернационалист

«Просим вынести высшее наказание расстрел, чтобы знали, что такое родина».

По поручению партсобрания парторг Гончаров.

Но судили только двух оставшихся в живых членов семьи Овечкиных - Игоря, того самого, кто не хотел умирать и спрятался в туалете, и Ольгу. Старшая сестра Людмила в угоне участия не принимала и даже не знала о планах своих братьев. Два младших брата и две младшие сестры Овечкиных были несовершеннолетними, и их тоже не судили, определив в интернат. На суде Ольга была беременна. Ее приговорили к 6 годам лишения свободы, и родила она уже в заключении.

Российская газета

Игоря осудили на 8 лет.

Российская газета

В итоге всех детей, включая родившуюся в тюрьме дочь Ольги, взяла к себе старшая сестра Овечкиных Людмила. У нее у самой было к тому времени трое.

Российская газета

Стало восемь. Игорь и Ольга отсидели лишь по полсрока. Ольга вышла из колонии озлобленной, стала много пить, и через несколько лет ее убил сожитель. Игорь в колонии руководил музыкальным коллективом, на воле играл в ресторанах, но тоже пил, был арестован за распространение наркотиков и умер, как говорят, при странных обстоятельствах в СИЗО. Одна из младших сестер Ульяна много пила, дважды бросалась под машину, выжила, живет на пособие по инвалидности. Самый младший Сергей несколько раз не смог поступить в музыкальное училище, сейчас о нем ничего не известно. И, наконец, Михаил - наиболее талантливый из всех, тот, кого педагог Овечкиных по музыке называл настоящим черным музыкантом, имея в виду, что он чувствует джаз как подлинный негритянский джазист. Он уехал в Испанию, играл в уличных джаз-бандах, жил на подаяние, впоследствии пережил инсульт, прикован к инвалидному креслу.

Самые громкие угоны самолетов в СССР

За советский период с 1954 по 1989 год на территории СССР было совершено 57 попыток угона самолетов. По крайней мере в четырех случаях угона воздушных судов принимали участие школьники и студенты.

Угон Ту-104

Самый страшный по количеству жертв был угон самолета Ту-104 в мае 1973 года (рейс Москва - Чита). На высоте 6500 сопровождавший самолет милиционер выстрелил в спину угонщика Тенгиза Рзаева, в руках которого была бомба. Самолет разрушился в воздухе, в результате погиб 81 человек.

Угон Ту-134

18 ноября 1983 года самолет Ту-134 выполнял рейс по маршруту Батуми - Киев - Ленинград. На борту были 57 пассажиров, в том числе семеро террористов - дети высокопоставленных родителей из Грузии пронесли оружие через «депутатский зал». Возглавлял группу художник киностудии «Грузия-фильм», сын профессора Иосиф Церетели. Захватив в заложники стюардессу Валентину Крутикову, террористы ворвались в кабину экипажа и потребовали лететь в Турцию, а при попытке обезоружить их убили двух летчиков. Еще один пилот получил ранение, но смог ранить двух налетчиков. Впоследствии пилоты заперлись в кабине и совершали резкие маневры, чтобы сбить захватчиков с ног. Те в свою очередь открыли огонь по пассажирам, убили стюардессу Валентину Крутикову и одного пассажира, а также тяжело ранили еще 10 пассажиров самолета (один из пассажиров был убит по ошибке группой спецназа уже после посадки, когда выбегал из самолета и был принят за террориста).

В аэропорту Тбилиси 19 ноября в результате проведенной спецоперации «Набат» преступники были схвачены, пассажиры освобождены. Оставшиеся в живых угонщики были приговорены к расстрелу за исключением студентки Тинатин Петвиашвили - она получила 14 лет тюрьмы.

Угон Ан-24

15 октября 1970 года самолет «Аэрофлота» Ан-24 совершал рейс Батуми - Краснодар. На его борту в тот момент находились 46 пассажиров. Пранас Бразинскас, работавший завмагом в Вильнюсе, и его 13-летний сын Альгирдас сидели в первом ряду. Оба имели обрезы. Спустя несколько минут после взлета Пранас Бразинскас вызвал стюардессу и потребовал повернуть самолет и посадить его в Турции. За невыполнение приказа угонщики пригрозили смертью. Они убили стюардессу и прострелили командиру корабля позвоночник. Самолет приземлился в Турции.

В октябре 1970-го СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков. Они были осуждены за угон и убийство, но через четыре года их освободили по амнистии. Позднее они жили в США. В 2002 году Пранас Бразинскас был убит собственным сыном в Калифорнии.

Угон самолета Ту-154 в Пакистан

19 августа 1990 года был совершен угон самолета Ту-154 заключенными из изолятора временного содержания города Нерюнгри. Угонщики потребовали направить самолет в Пакистан. 15 заключённых перевозили в город Якутск самолётом Ту-154. Через пять минут на пульт командира самолёта поступил сигнал «опасно». Террористам удалось пронести на борт самолёта обрез, который передал бандитам один из друзей главаря угонщиков. За бомбу они выдавали кусок хозяйственного мыла. Заключенные захватили в заложники пассажиров и трех милиционеров-конвоиров, забрав у них оружие.

Днем 19 августа самолёт снова приземлился в Нерюнгри. Террористы потребовали автоматы, рации и парашюты. Вечером 19 августа самолёт улетел в город Красноярск, а в 23 часа по Москве приземлился в Ташкенте. Четверо угонщиков, имевших не тяжкие статьи обвинения, предпочли сдаться властям и остаться в СССР. 20 августа самолёт с оставшимися на борту 36 заложниками и 11 террористами вылетел в Пакистан, где приземлился в городе Карачи. После посадки в аэропорту в Пакистане угонщики были арестованы. Позже их осудили. Все террористы были приговорены к смертной казни. Два заключенных повесились в тюрьме, один скончался от теплового удара. В 1991 году смертный приговор заменили на пожизненное заключение. Бандиты сами подавали апелляции о возвращении их в СССР, но им было отказано. В сентябре 1998 года террористы были амнистированы в честь 50-летия независимости Пакистана. Двое уроженцев Украины остались в Пакистане, шесть угонщиков были выданы России. Суд Якутии вынес им максимально строгий приговор - 15 лет лишения свободы.

Семья Овечкиных жила в небольшом домике на улице Детской в городе Иркутске. Сейчас от этого домика номер 24 остались одни развалины на фоне Князе-Владимирский церкви, которая словно напоминает: Бог есть, он рядом, но жизнь твоя и в твоих руках.

Семья была многодетной, за это мать Нинель Овечкина в 1979 году была награждена медалью "Мать-героиня". Отец, Овечкин Дмитрий Дмитриевич, умер в 1984 году. Мать - Нинель Сергеевна (51 год) Дети - Людмила, Ольга (28 лет), Василий (26 лет), Дмитрий (24 года), Олег (21 год), Александр (19 лет), Игорь (17 лет), Татьяна (14 лет), Михаил (13 лет), Ульяна (10 лет), Сергей (9 лет).
Старшая дочь Людмила жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.

Учились они, как и большинство детей из Рабочего, в школе N 66. Старшие во всем опекали младших, младшие во всем слушались старших, а все вместе беспрекословно подчинялись матери. Ее слово или решение были законом для всех и обсуждению не подлежали.
Права на индивидуальность здесь не имел никто, кроме матери. Если музыканты, то все, а дочери, как и она, по торговой части. Упорный труд не оставлял в их жизни места для другого, разве что для музыки, которая тоже родилась здесь, в их доме.

Они быстро прославились. Осенью 1983 года они пришли к Владимиру Романенко, преподавателю Иркутского училища искусств, и попросили помочь им организовать джазовый ансамбль. Потом в училище состоялся смотр-конкурс, на котором присутствовал представитель Министерства культуры. Вот он и сказал, что этот номер нужно обязательно показать в Москве. Показали. 1985 год принес им известность. Всесоюзный фестиваль "Джаз-85" в Тбилиси, творческий отчет "Всемирный фестиваль молодежи и студентов", передача Центрального телевидения "Шире круг" - везде блистали иркутские "Семь Симеонов".
Юных музыкантов устроили в Иркутское училище искусств, потом обком выбил места в Институте имени Гнесиных. Только учиться по-настоящему музыке оказалось некогда: грянули гастроли: сначала в Москве, Кузбассе, потом за рубежом - в Японии. А по возвращении оттуда учиться уже не хотелось.

Окончательно вскружила голову Япония. "Симеоны" вернулись с гастролей в полной уверенности: только за рубежом по-настоящему смогут оценить их талант. Тогда-то, видимо, и возникла мысль "мотануть" в капстрану.

8 марта 1988 года семья Овечкиных совершила попытку захвата пассажирского самолета Ту-154(бортовой номер 85413), выполнявшего рейс Иркутск - Курган - Ленинград, с целью угона за границу.
"Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим контролем" - бригадир бортпроводников Ирина Васильева не поверила. Так и сказала командиру корабля Валентину Куприянову, мол, не пойму, может, столь оригинальная шутка по случаю 8 Марта?
Командир корабля не разделял оптимизма бортпроводницы. Он отдал ясные и четкие команды: с этого момента в пилотскую кабину не входить, связь поддерживать по телефону, выяснить, действительно ли реальна угроза, что конкретно требуют террористы?

Всего через несколько минут девушки поняли справедливость слов Куприянова. Когда Тамара Жаркая и Ирина Васильева появились во втором салоне, в конец которого ушли после посадки в Кургане Овечкины, они увидели направленные в грудь стволы охотничьих обрезов.
- Вдвоем не подходить! Одной оставаться на месте! - раздался окрик.

15. 01. Главный центр управления воздушным движением получил информацию из Ленинграда: на траверзе Вологды вооруженными преступниками захвачен самолет Ту-154. Высота полета 11. 600 метров.
... Бандиты обнаружили себя после вылета из Кургана. Пассажиры хвостового отсека с удивлением увидели, что молодой человек в сером свитере и фетровом берете не пускает людей в туалет. Не пустил женщину, потом ребенка. Не успел подняться со своего места мужчина, как услышал резкую команду: "А ну сядь!.. " Он обернулся - два парня подняли обрезы и направили их в пассажира.

15. 15. Борт самолета N 85413 информировал "Землю": в салоне 11 угонщиков. Остаток топлива на 1 час 35 минут полета.
15. 22. Удаление самолета от Ленинградского аэродрома Пулково - 180 километров.
15. 30. Начальник смены главного центра УВД передает на борт: бортинженера можно выпустить в салон для переговоров. Соблюдать меры предосторожности.
Бортинженер Иннокентий Ступаков вышел во второй, задний, салон. Едва вошел, крик: "Стоять! Дальше ни ша1у1" Как можно спокойнее предложил: "Подойдите кто-нибудь один, поговорим... " Сошлись на середине салона, сели в кресла по разные стороны прохода. Террорист нервничал:

Требуем лететь в Лондон!

Горючего не хватит. У нас топлива едва до Ленинграда. Надо садиться на дозаправку.

Тогда садитесь за границей...
- Хорошо, - сказал Ступаков, - я доложу командиру. Чтобы не подвергать риску пассажиров, экипаж первоначально принял решение лететь за рубеж. "Земля" дала добро. Но чем ближе лайнер подходил к Ленинграду, тем яснее становилось: до ближайшего финского или шведского аэродрома не дотянуть.

В Кургане самолет был дозаправлен, но ровно настолько, чтобы долететь до Ленинграда, на крайний случай - до запасного аэродрома в Таллинне. Если же следовать в Финляндию, то у неизвестного аэродрома пришлось бы маневрировать, изучать подходы, тут и могло бы кончиться топливо. Как быть? Садиться в Ленинграде или Таллинне? А если террористы узнают город с высоты? Обещание взорвать "бомбу" более чем реально.

"Земля" приказывает уходить на запасной аэродром, который находится в стороне от Ленинграда. Самолет делает разворот почти на 180 градусов...
А в салоне раздаются истеричные крики террористов: "Что такое? Что происходит? Почему самолет поворачивает? Всех взорвем! "

К бандитам бросается бортпроводница Тамара Жаркая, пытается их успокоить, объясняет: самолет делает маневр перед посадкой в финском городе Котка. По громкой связи звучит сообщение: лайнер идет на дозаправку в Финляндию, просим пассажиров оставаться на своих местах, пристегнуть ремни, сохранять спокойствие.

15. 55. ТУ-154 у цели. Впереди аэродром Вещево. Высота 1500 метров. Командир корабля Валентин Куприянов запрашивает "Землю": какие рекомендации? Рекомендация одна - продолжать переговоры.

Самолет резко идет на снижение. Низкая облачность. Преступники беспокоятся, требуют сделать круг над землей. Но у пилота свой план: надо скорее посадить лайнер. 16. 05. Самолет произвел посадку.
Пилоты, пассажиры и, конечно же, террористы увидели, как от края летного поля к лайнеру бегут солдаты. Знакомые шинели, фуражки, автоматы Калашникова. Бандиты понимают: их провели. Гремят первые выстрелы, пока предупредительные, в салонную переборку.
Преступники требуют, чтобы экипаж вышел из кабины и выстроился лицом к стене.

Командир корабля передает через бортпроводницу Ирину Васильеву о подходе автомобиля-заправщика. Вновь в салоне крики: "Взлет! Взлет! Не нужна дозаправка, взорвем! " Василий и Дмитрий Овечкины ломятся в дверь пилотской кабины, бьют ногами, прикладами обрезов, стремянкой. Грозят: "Если экипаж не будет подчиняться, начнем убивать пассажиров".

Тамара Жаркая просит их успокоиться, уговаривает: "Не надо стрелять! Взорвется самолет, погибнут люди. Сейчас подойдет заправщик и полетим дальше". Двое бандитов хватают ее за руки и усаживают с собой. А через несколько минут Дмитрий Овечкин, красавец-трубач в ансамбле "Семь Симеонов", убивает Тамару.

Подошел первый заправщик. С борта самолета видно, как находящийся на заправщике офицер спешно срывает с шапки кокарду. Люди, стоящие у края летного поля, делают жесты, тоже понятные всем - они направляют действия штурмующих. Обстановка накаляется. Василий рвется в кабину: "Открывай! Иначе кого-нибудь застрелю... " Олег бегает с оружием по салону и истерически орет: "Не смотрите на меня - перестреляю! "

Командир передает в салон: при дозаправке без бортинженера не обойтись.

17. 04. С борта самолета сообщили: разрешение на выход бортинженера получено.

Иннокентию Ступакову ловко удалось выскользнуть из кабины, да так, что никто из преступников не успел проникнуть к пилотам. Вот он уже на крыле, открыл горловину, опустил в нее шланг. Бандиты внимательно следили за каждым его движением.

17. 12. Первый дозаправщик заправил самолет. С борта требуют второй.
17. 18. Напряжение на земле растет. Спасатели на вертолетах перебазировались ближе к самолету. Рейсовые самолеты огибают опасный район.
17. 20. Угонщики, угрожая оружием, требуют немедленного вылета в Хельсинки.
17. 50. К Ту-154 подошел второй заправщик.
18. 10. Заправка окончена.

Теперь перед Ступаковым стояла задача - вновь проскользнуть в кабину, не дав прорваться туда бандитам. Но как это сделать? Овечкины "пасут" каждый его шаг.
Поднявшись на борт, Иннокентий передает бандиту стремянку, просит: "Подержи, надо люк закрыть. " Пока тот возится со стремянкой, удается совершить обратный маневр.
В это время - вызов по СПУ. Кто-то из террористов, взяв трубку у бортпроводницы, спрашивает: "Почему не взлетаешь, командир? " " Надо развернуться, жду тягач". "Жди, но только пять минут, понял? Не взлетишь, взорвем самолет! "

18. 35. Два человека из группы захвата поднялись в кабину. Начинается подготовка к обезвреживанию бандитов.
18. 50. Продолжаются угрозы взорвать самолет. Бортпроводники проявляют выдержку.
В 19. 10 самолет тронулся с места и группа рванула дверь пилотской кабины.

В те дни газета "Известия" дальнейшие события живописала так: "Сразу началась бешеная стрельба. Через несколько секунд дверь захлопнулась. Два бойца, разрядившие пистолеты в преступников, упали на пол кабины, обливаясь кровью. Их раны, к счастью, оказались не опасны для жизни".

В том, что "два бойца разрядили пистолеты", сомнения нет, но вот в кого? Преступники не получили и царапины. Куда же летели пули, в кого палили два бойца? Вот что рассказывает участница тех событий, бортпроводница Валентина Николаева:

"Они приоткрыли дверь и начали беспорядочную стрельбу по салону, не видя и не думая, что кроме преступников здесь находятся бортпроводницы, пассажиры. Пули летели не в преступников, а в мою сторону. Я присела, закрыв голову руками, пули летели над головой, через панель, в пассажиров первого салона".

В какой-то момент раздался хлопок. Это был взрыв. С левой стороны сзади крыла образовалась дыра, откуда повалил едкий желтый дым.В самолет вспыхнул пожар. И в тот же момент из разбитых иллюминаторов, из люков и дверей с обеих сторон самолета на землю стали прыгать люди...
Между тем в салонах творилось что-то невообразимое. Бандиты тоже поняли, что выбора больше у них нет. Снаружи врывались бойцы группы захвата. Изнутри кому-то удалось открыть аварийный люк. Со всех сторон шла стрельба. В эти мгновения, по словам очевидцев, бандиты пристрелили мать. Двое из них покончили с собой, еще один погиб при взрыве. ...

Старший следователь военной прокуратуры Ленинградского военного округа майор юстиции Андрей Ковалев, который вел следствие, так оценивает действие группы захвата:

"От экипажа группе захвата было известно, чем вооружены преступники, но это не помогло.

"Когда в нас понесся град выстрелов, - рассказывали они, - мы подумали, что стреляют из автомата... " В ответ сами стали палить из пистолетов. Прикрывшись щитами, стреляли вслепую в конец салона, где находились Овечкины. Ранили пассажира майора Я. Таюрского. Он сидел в трех-четырех метрах от кабины самолета, из которой вела огонь группа захвата. Вместе с ним пострадали еще три человека. И только чудом можно объяснить тот факт, что в такой перестрелке не поубивали пассажиров, находившихся в салоне самолета... Замечу, так действовали не солдаты срочной службы, а профессионалы, которые за свой труд получают деньги".

Не прав старший следователь только в одном: хотя бойцы группы захвата получают деньги и числятся в профессионалах, они далеки от этого высокого звания.

Такие же "профессионалы" действовали и в хвостовой части самолета. Ничего лучшего они не придумали, как, открыв люк, разрезать ножом коврик под ногами прямо у бандитов.

Однако было бы неверно во всем случившемся обвинять только группу захвата. От первого своего шага в аэропорту Иркутска до последней минуты в горящем самолете, террористы Овечкины встречались с вопиющим непрофессионализмом. Исключение составляет, пожалуй, только экипаж самолета - не теряющие самообладания пилоты, мужественные бортпроводники. Остальные крепко повязаны неумением работать, низкой служебной квалификацией.

Первыми, кто сказал бандитам "счастливого полета", была смена иркутского аэропорта под руководством капитана милиции К. Джикая. На выходе номер три в тот день контролировали посадку и вели досмотр ручной клади сержант В. Макеев, младший сержант В. Журнист, в также диспетчеры отдела перевозок Г. Сергеева и И. Богомолова. Кроме ручной клади и инструментов, других вещей у Овечкиных не было. Ничего подозрительного в поведении пассажиров милиционеры не обнаружили. Да особенно придирчиво и не присматривались, ведь это ж "сами Овечкины", музыканты, гордость области.

Один из старших братьев даже попытался поставить контрабас в рентгенотелевизионный интроскоп. Галина Сергеева попросила положить инструмент на стол, дернула молнию на чехле, махнула рукой: проходи! Вот и вся проверка.

О действиях группы захвата и тех, кто "встречал" на земле убегающих из горящего самолета пассажиров, мы рассказали. Надо добавить, что и в верхнем эшелоне руководства операцией профессионализма было не больше.

Начальник управления КГБ по городу и области генерал-лейтенант В. Прилуков руководил операцией непосредственно из... Ленинграда. Как? На этот вопрос он отвечал сам: "Держал связь с Москвой"...

Итог трагедии...
Всю ночь, до четырех утра продолжалась операция самого тяжелого больного, 26-летнего ленинградского аспиранта Игоря Мойзеля. Пуля угодила в поясницу, прошла навылет через легкое. ...
Игорь в кромешной тьме оказался раньше всех у открытого люка. В лицо ударила морозная свежесть. Игорь спрыгнул вниз, указывая спасительный путь остальным. На земле он оказался одним из первых. Опасность, казалось, миновала, но в этот момент и прогремел выстрел. Откуда? Он так и не понял. ...
Какой же ценой удалось предотвратить угон "ТУ-154"? Самолет сгорел дотла, погибло, включая пятерых преступников, 9 человек, ранено - в том числе двое из группы захвата - 19 человек, многие из которых могут остаться инвалидами. Можно ли было избежать подобных жертв? Возможны ли были другие решения в сложившейся ситуации. ...
Убитую стюардессу Тамару Жаркую посмертно наградили орденом Мужества. Семье оказали материальную помощь. В Иркутске хотели назвать улицу именем погибшей девушки, но потом эту идею похоронили. Коллеги Тамары ежегодно 8 марта собираются у ее могилы. А в авиакомпании, где Жаркая работала, есть музей в ее честь...

6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи, по возрасту подлежащими уголовной ответственности - Игорем и Ольгой Овечкиными. Суд вынес приговоры: Ольге - 6 лет лишения свободы, Игорю - 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была на шестом месяце беременности; дочь Лариса родилась в заключении, её взяла на воспитание сестра Ольги - Людмила. Несовершеннолетние Овечкины были переданы в детский дом,откуда ценой неимоверных усилий Людмиле,у которой было трое собственных детей, удалось их забрать в свою семью и воспитать вместо матери.
В 1999 году на основе истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама».

Игорь Овечкин в 1990-е годы был вторично арестован, на этот раз за распространение наркотиков.
8 июня 2004 года Ольга Овечкина была убита своим сожителем в ходе бытовой пьяной ссоры.
Михаил Овечкин переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в джазовом коллективе «Easy Winners»

По материалам Михаила Болтунова, "Альфа - сверхсекретный отряд КГБ" и А.ЭБНЕР


Угон самолета в СССР был событием из ряда вон выходящим, тем более, что террористами оказалась многодетная семья Овечкиных , организовавшая музыкальный коллектив со сказочным названием «Семь Симеонов» . Джаз-бэнд из семи братьев, их мать и младшие братья и сестры планировали улететь в Лондон и заработать там денег, но в результате половина из них погибла, остальные попали в тюрьму, пострадали люди, летевшие тем рейсом. Кем они были на самом деле – жертвами тоталитаризма, мечтающими о свободе, или жестокими убийцами, готовыми идти к своей цели по трупам?





В семье Овечкиных было 11 детей, за 4 года до происшествия их отец умер. Семеро братьев с раннего возраста увлекались музыкой. В 1983 г. они обратились за помощью к преподавателю Иркутского училища искусств, чтобы он посодействовал в создании семейного джазового ансамбля.





Группа «Семь Симеонов» быстро заслужила популярность и у себя в Иркутске, и во всем Союзе – после участия в фестивале «Джаз-85» они стали частыми гостями телепрограмм и даже героями документального фильма. В 1987 г. джаз-бэнд пригласили на гастроли в Японию. Побывав за границей, мать семейства Нинель Овечкина поняла, что за пределами СССР их ансамбль добился бы куда больших успехов и материального благополучия. Так созрел план побега из страны.





8 марта 1988 г. все члены семьи, кроме старшей сестры Людмилы, не знавшей об их планах, поднялись на борт самолета ТУ-154, следовавшего рейсом Иркутск – Курган – Ленинград. Овечкины якобы летели на гастроли, поэтому у них с собой были музыкальные инструменты. «Симеонов» знали и тщательно не досматривали. Дети в возрасте от 9 до 32 лет и их мать пронесли на борт два обреза, сто патронов и самодельную взрывчатку, спрятанную в чехлах инструментов.





Когда Овечкины выдвинули свои требования, экипаж прибегнул к хитрости – им сказали о необходимой дозаправке в Финляндии. На самом же деле самолет посадили на военном аэродроме возле советско-финской границы. Там их уже ждала группа захвата. Во время штурма застрелили стюардессу и 3-х пассажиров, еще 36 получили ранения. Четверо старших братьев покончили с собой, убив перед этим мать по ее же просьбе. Самолет был взорван и сгорел дотла.





Оставшихся в живых членов семьи Овечкиных судили. Старший брат Игорь получил 8 лет заключения, старшая сестра Ольга – 6, несовершеннолетние дети попали в детский дом, а потом их забрала под свою опеку Людмила. Отбыв половину срока, Игорь и Ольга вышли на свободу.



В 1999 г. на экраны вышел фильм «Мама», в котором факты биографии Овечкиных интерпретируются очень вольно. Игорь Овечкин был возмущен такой трактовкой: «А на Евстигнеева мы в суд будем подавать. Никто даже не поинтересовался нашим мнением. Все из газет узнали. Авторы "Мамы" ничего в случившемся так и не поняли».





Судьба выживших Овечкиных, давно отбывших наказание за совершенное, была действительно несладкой. Ольга, будучи беременной в день захвата самолета, родила дочь в колонии. Сергей Овечкин, которому в 1988 г. было всего 9 лет, так до конца и не понял, что тогда случилось. В планы его не посвящали, но расплачивался он за угон наравне с остальными. В Иркутске с такой фамилией жить нелегко.



Овечкины утверждают, что зачинщиком был Олег, а 52-летняя мать обо всем узнала уже в самолете. Дети до сих пор уверены в том, что мать их правильно воспитывала – приучала работать с утра до ночи, не жалеть себя. Но и других людей они тоже не пожалели.



К сожалению, угон самолета не был единичным случаем, подобная история закончилась трагически и для

Дело о попытке угона самолета семьей Овечкиных - самое громкое и резонансное в конце 80-х годов прошлого века. Оно широко освещалось в прессе, обсуждалось в каждой советской семье. Возмущала простых граждан не столько дерзость угонщиков, сколько сами их личности. Будь Овечкины рецидивистами, матерыми преступниками, случай не получил бы такой огласки.

Джазовый ансамбль «Семь Симеонов»

Угонщики оказались самой обычной советской «ячейкой общества». Нинель Сергеевна Овечкина была многодетной матерью-героиней, практически в одиночку воспитывавшей 11 детей. Ее муж, Дмитрий Дмитриевич, при жизни выпивал и мало уделял внимания отпрыскам. Он умер за 4 года до описываемых событий и оставил супругу саму справляться с огромным семейством.

Нинель Сергеевна неплохо выполняла эту роль. Тем более, что многие из детей уже были взрослыми и активно помогали ей растить малышей. По советским меркам Овечкины жили средненько. У них были 2 трехкомнатные квартиры в самом Иркутске и дом с участком в пригороде, но пенсия матери и зарплаты старших детей были очень маленькими.

Сыновья Нинель Сергеевны были невероятно музыкальны и потому организовали джазовый ансамбль под названием «Семь Симеонов». О них был снят документальный фильм. «Симеонами» очень гордились и даже отправили на гастроли в Японию. Эта редкая удача и стала поворотным моментом в судьбе самих Овечкиных и многих людей, оказавшихся на борту захваченного ими в 1988 году самолета.

Желание вырваться из нищей страны тотального дефицита

Во время гастролей юным музыкантам было сделано весьма заманчивое предложение от лондонской звукозаписывающей компании. «Семь Симеонов» уже тогда могли попросить убежища у Великобритании и остаться за границей навсегда, но они не хотели бросать в СССР мать и сестер. Их никогда не выпустили бы за границу; да и затравили бы на родине.

Вернувшись домой после гастролей, мальчики предложили матери бежать из СССР. Наверняка были и рассказы о красивой жизни за границей. Вот тогда и созрел план угона самолета. Нинель Сергеевна не только поддержала эту идею, но и всецело руководила подготовкой. План был реализован в праздничный день – 8 марта 1988 года.

Как происходил захват

К угону самолета Овечкины готовились очень тщательно. Специально изменяли формы футляров для музыкальных инструментов, чтобы в них можно было пронести оружие. Уже после трагических событий на борту ТУ-154 (бортовой номер 85413, рейс Иркутск – Курган – Ленинград) были обнаружены 2 обреза, около сотни патронов и несколько самодельных взрывных устройств.

Пронести такой арсенал Овечкиным было легко. Музыкантов прекрасно знали в родном городе и практически не досматривали. В захвате участвовали все Овечкины, кроме старшей дочери Людмилы. Она была замужем, жила в другом городе (Черемхово) и не знала о готовящемся побеге из СССР.

Когда Овечкины во главе с матерью оказались на борту, они дождались промежуточной посадки самолета в Кургане для дозаправки. Затем потребовали, чтобы был взят курс на Лондон. Сначала пилоты восприняли требование как шутку. Положение тут же изменилось, когда в руках старших Овечкиных появились обрезы. «Симеоны» угрожали взорвать самолет в случае неподчинения.

Итог дела

Никто даже не собирался пускать угонщиков за границу. Самолет посадили на военный аэродром в Вещево, после чего взяли его штурмом. В процессе захвата было убито 9 человек (пятеро из них – террористы), 19 были ранены. Несостоявшиеся угонщики были настроены решительно. В случае неудачи они решили покончить с собой, чтобы не подвергаться суду как предатели Родины. Старший сын Василий (26 лет) застрелил мать, после чего покончил с собой.

Так же поступил 24-летний Дмитрий, предварительно убив бортпроводницу Жаркую Т. И. Аналогичным образом ушли из жизни Олег и Саша (21 и 19 лет). На суде 17-летний Игорь был осужден на 8 лет лишения свободы. Его беременная 28-летняя сестра Ольга – на 6 лет. Она единственная была против угона самолета и до последнего пыталась отговорить родных от преступной затеи.

Людмила, старшая дочь Нинель Сергеевны, стала опекуном своих младших сестер и братьев. Она удочерила и новорожденную племянницу, которую родила в тюрьме Ольга. Так закончилось дело о первом в СССР угоне самолета с целью бегства за границу.