Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Боевой железнодорожный ракетный комплекс "скальпель". Россия возрождает бжрк

Тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально созданный железнодорожный состав, в вагонах которого располагаются стратегические ракеты (в основном межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», применяется также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ) , единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного выпуска. 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были разобраны и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

Первые проработки по применению железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. Работы по данному направлению велись и в СССР, и в США.

История

В США

Впервые идея о железнодорожном базировании баллистических ракет была подробно рассмотрена в США в начале 1960-х. Появление твердотопливной МБР (межконтинентальная баллистическая ракета) «Минитмен», не нуждавшейся в предстартовой заправке, устойчивой (в отличие от ранних жидкотопливных ракет) к вибрации и тряске в движении, впервые сделало возможным пуски межконтинентальных баллистических ракет с перемещающейся платформы. Предполагалось, что поезда с ракетами будут регулярно передислоцироваться между предварительно просчитанными позициями - так как МБР того времени нуждались в точном определении координат места старта для работы своей инерциальной системы навигации - и, таким образом, будут практически неуязвимы для советского ракетного нападения.

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки была проведена операция «Большая Звезда» (англ. Big Star), в рамках которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов передвигались по железным дорогам США. Целью учений была проверка мобильности комплексов, возможности их рассредоточения по использующимся железным дорогам. По итогам операции в 1961 был подготовлен проект и собран прототип железнодорожного состава, который мог нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах.

Предполагалось, что первые мобильные «Минитмены» поступят на вооружение летом 1962 года. ВВС ВС США рассчитывали развернуть 30 поездов, несущих, общим счетом, 150 ракет. Однако, стоимость проекта оказалась слишком высокой. Шахтные пусковые комплексы для «Минитменов» были сочтены более эффективным решением - дешевым (в сравнении с шахтными установками предшествующих жидкостных МБР «Атлас» и «Титан») и защищенным от существующих советских МБР, имевших в то время крайне низкую точность. Летом 1961 проект был закрыт; созданные прототипы пусковых поездов применялись как транспортеры для доставки «Минитменов» с заводов к базам шахтного развертывания.

В 1986 году идея железнодорожного развертывания была принята для новой американской тяжелой МБР LGM-118A «Peacekeeper», также известной как MX. При проектировании этой тяжёлой МБР большое внимание уделялось именно её способности пережить внезапное советское ракетное нападение, направленное против ядерных сил ВС США. Было рассмотрено множество различных предложений по базированию MX, но в конечном результате было решено развернуть 50 ракет MX в обычных шахтах от МБР «Минитмен», а еще 50 - на специальных железнодорожных составах.

Каждый такой состав - обозначенный как «железнодорожный гарнизон с ракетами „Миротворец“» (англ. «Peacekeeper» Rail Garrison) - должен был бы нести две тяжёлые МБР с 10 боевыми блоками индивидуального наведения каждый. Таким образом, предполагалось развернуть 25 составов, которые, рассредоточенные по железнодорожной сети США и постоянно меняющие позицию, были бы практически неуязвимы для советского нападения.

В 1990 году прототипный поезд прошел испытания, но к этому времени Холодная война уже окончилась, и в 1991 году вся программа была свёрнута. В наше время ВВС ВС США не планирует разработки новых подобных железнодорожных комплексов или новых тяжёлых МБР.

В СССР/России

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Основным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Ведущими конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины.

В. Ф. Уткин, специалист по твёрдотопливной тематике, создавал ракету-носитель. А. Ф. Уткин создавал стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца. По замыслу создателей, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Единственное в СССР место производства ракет для БЖРК - Павлоградский механический завод (ПО «Южмаш»).

"Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были расположить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен передвигаться по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?"
- В. Ф. Уткин, генеральный конструктор КБ «Южное»

Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ проходили в 1985-1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было осуществлено 32 пуска. Было произведено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проходили в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).

Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные - офицеры и прапорщики.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто пять полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:

10-я гвардейская ракетная дивизия в Костромской области;
-52-я ракетная дивизия, дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный (Пермский край);
-36-я ракетная дивизия, ЗАТО Кедровый (Красноярский край).
В каждой из дивизий имелось управление и по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. В феврале - марте 1994 один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани).

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была собрана специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003 - 2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М».

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления применения боевых железнодорожных ракетных комплексов.

В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК.

23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Ю. Борисов заявил о возобновлении Московским институтом теплотехники (разработчиком ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.

В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической базе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США». Московский институт теплотехники (МИТ) в начале 2014 года закончит работу над эскизным проектом БЖРК. Новый комплекс БЖРК, вооружённый МБР с разделяющейся головной частью, спроектированной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра.

Новая модель БЖРК будет носить название «Баргузин».

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей.

БЖРК обладал также следующими минусами:

Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять базирование комплекса при помощи современных средств спутниковой разведки. Долгое время американцы не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.

Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» - имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.), вывезенных со складов Центральной группы войск в Восточной Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога - 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с применением электромакета ракеты). То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.

Износ железнодорожных путей, по которым передвигался столь тяжёлый комплекс.

Сторонники эксплуатации БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 тыс. км. Одного изделия, содержащего 10 боеголовок мощностью около 500 килотонн, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).

Расчёты, проводившиеся американскими специалистами, применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «MX» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120 000 км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10 % при применении для нападения 150 МБР типа «Воевода».

Более семидесяти лет назад произошло первое испытание ядерного оружия , когда человечество перешло в новую эпоху. С той поры над нашей цивилизацией нависает угроза полного ядерного уничтожения, способного смести ее с лица земли. Особенно высока опасность ядерного Армагеддона была в эпоху Холодной войны , во время масштабного противостояния США и СССР.

Уже к середине 70-х годов две супердержавы накопили такие арсеналы ядерного оружия, которых хватило бы уничтожить почти все живое на планете. В то время хрупкий мир держался на балансе страха, на гарантии неминуемого взаимного уничтожения. Ученые и военные обеих стран ломали голову над созданием новых видов ядерного оружия и средств его доставки, чтобы даже после нанесения первого удара агрессор не остался безнаказанным.

Одним из самых опасных видов советского оружия западные военные эксперты считали «ракетные поезда». Эти составы-призраки курсировали по всей необъятной территории Советского Союза, и отследить их передвижение было практически нереально. Каждый подобный поезд мог устроить противнику 900 Хиросим .

Американцы пытались создать подобный комплекс, но эта задача оказалась для них слишком сложной. В СССР работы над созданием боевых железнодорожных комплексов (БРЖК) начались еще в середине 60-х годов. На вооружение БРЖК были приняты в 1987 году. Согласно договору СНВ-2, подписанному в 1993 году, к 2007 году все «ракетные поезда» были уничтожены.

В 2013 году российское Министерство обороны официально заявило о начале работ по созданию БРЖК нового поколения. Новый ракетный поезд назвали «Баргузин». Предполагается, что БРЖК «Баргузин» поступит в войска в 2020 году.

Совсем не добрый «Молодец»

Идея размещения ракетного оружия на железнодорожной платформе не является советским ноу-хау. Подобные работы проводились в гитлеровской Германии. А еще ранее железнодорожные платформы использовали в качестве базы для ствольный артиллерийских систем большого калибра. Немцы планировали запускать с железнодорожных платформ ракеты Фау-2 .

В СССР подобными разработками занимались многие видные конструкторы: Лавочкин, Янгель, Королев. Успеха не смог достигнуть ни один из них: ракетная техника 50-70 годов была слишком громоздкой и ненадежной. Только после появления первых твердотопливных ракет появилась надежда на создание серийного БРЖК.

Созданием поезда занимались знаменитые братья академики Владимир и Алексей Уткины. Головным разработчиком комплекса являлось днепропетровское КБ «Южное». Эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и ракетного железнодорожного комплекса появился в 1982 году.

Проект был уникальным, никто в мире ничего подобного ранее не делал. Чтобы вписать межконтинентальную баллистическую ракету в стандартный железнодорожный вагон, конструкторам пришлось решить множество технических проблем. Длина вагона составляет 24 метра, иначе он не сможет передвигаться по железной дороге, но таких коротких баллистических ракет прежде не делали.

Еще одной проблемой был вес ракеты: средняя МБР весила около 100 тонн. Три ракеты запросто могли раздавить железнодорожное полотно. Также его нужно было уберечь во время пуска. Что-нибудь нужно было придумать с контактной сетью и с высоким уровнем электромагнитного излучения, которое от нее исходит.

Чтобы вместить ракету в требуемые габариты, ее обтекатель и сопла были сделаны складными, вагон получил восемь пар колес, что снизило нагрузку на железнодорожное полотно. Специальный манипулятор отодвигал путевые провода во время старта ракеты, для предотвращения воздействия на поезд выхлопных газов РТ-23 на ракете использовали минометный старт.

В 1985 году начались испытания ракеты и ракетного комплекса. Были проведены 32 пуска, поезд прошел по дорогам страны более 400 тыс. км. В 1988 году комплекс был испытан на устойчивость к воздействию электромагнитного излучения, а в 1991 году проверялась его защита от ударной волны. Испытания прошли успешно.

В 1987 году – было развернуто 7 полков БРЖК. Официально на вооружение комплекс был принят в 1988 году. Его назвали «Молодец». В натовской классификации он имеет другое название – «Скальпель» (Scalpel).

При движении по железной дороге боевой ракетный железнодорожный комплекс может менять место дислокации на 1 тыс. км за одни сутки.

Устройство железнодорожного ракетного комплекса «Молодец»

Железнодорожный комплекс состоял из трех вагонов-пусковых установок, в каждом из которых находилась МБР РТ-23УТТХ, и командного модуля, состоящего из семи вагонов. Также в составе поезда имелась цистерна с запасом горюче-смазочных материалов. Движение осуществлялось при помощи двух тепловозов ДМ-62.

Нагрузка на колесные пары у железнодорожного комплекса была очень высока, и чтобы они не разрушились во время старта, конструкторам пришлось придумать оригинальное техническое решение. Три пусковых вагона практически находились в единой сцепке: во время пуска они принимали часть нагрузки на себя.

Конструкция ракеты РТ-23УТТХ также получилась весьма необычной. Прежде всего, ее создателей сильно ограничивали габариты товарного вагона, поэтому часть ракеты сделана складной. Все три ступени изготовлены из композитных материалов, все они оснащены твердотопливными двигателями.

В головной части ракеты находились десять боевых блоков индивидуального наведения и система преодоления ПРО. Каждый из блоков имел мощность 0,43 мегатонны. Обтекатель ракеты был надувной, что также уменьшало габариты ракеты. Система управления РТ-23УТТХ – инерциального типа с бортовой вычислительной машиной.

Пуск ракеты мог быть осуществлен с любой точки маршрута. Крыша вагона раздвигалась, специальный манипулятор отодвигал контактную сеть, а ракета стартовала из контейнера минометным способом. Сразу после выхода из контейнера ракета отклонялась от стартовой точки и только потом запускался двигатель первой ступени. Это нужно, чтобы реактивные продукты сгорания не повредили поезд и железнодорожные пути под ним.

Командный модуль имел повышенный уровень защиты от электромагнитного излучения и аппаратуру специальной связи.

БРЖК «Молодец» действительно можно назвать уникальным комплексом. После выхода на боевое дежурство они мгновенно «растворялись» в гигантских просторах страны среди тысяч обычных железнодорожных составов. Вероятному противнику гораздо проще было обнаружить советскую подлодку в глубинах Атлантики, чем БРЖК во время боевого патрулирования. Кроме того, для поездов были созданы специальные отстойники, вдоль маршрутов их патрулирования было укреплено железнодорожное полотно.

Поезд с ракетами БРЖК «Баргузин»

В последние годы американцы активно работают над системой противоракетной обороны и программой быстрого глобального удара (Prompt Global Strike), которая способна наносить массированный удар по объектам в любой точке планеты. Естественно, что основными потенциальными целями для подобного оружия на территории нашей страны являются объекты российских и китайских стратегических сил.

Давным-давно известно расположение МБР шахтного базирования, потенциальный противник знает и о маршрутах мобильных ракетных установок («Тополь»). Наибольшую проблему в настоящий момент для американцев представляют российские подлодки-ракетоносцы. Но их мало.

Именно поэтому в начале нынешнего десятилетия было принято решение о воссоздании ракетных железнодорожных комплексов. БРЖК нового поколения получил название «Баргузин». Его разработкой занимается Московский институт теплотехники (МИТ). Представители российской «оборонки» уже не раз заявляли, что «Баргузин» будет абсолютно новым комплексом, а не модернизацией «Молодца». За тридцать лет, которые прошли со времени создания советского ракетного комплекса, технологии далеко ушли вперед.

Информации о новом комплексе и ракете, которой он будет вооружен, пока немного. В 2014 году стало известно, что на «Баргузин» будет установлена ракета Р-24 «Ярс» . До этого рассматривались такие варианты, как Р-26 «Рубеж» и 3М30 «Булава» .

До 2020 года планируется полностью выполнить конструкторские работы и провести испытания комплекса. БРЖК «Баргузин» после 2020 года должен уже поступать в войска. Это все было указано в планах 2012 года. Насколько они выполняются, соблюдается ли график работ – неизвестно. Не так давно появилась информация, что в 2014-2015 годах был проведен большой объем работ в рамках этого проекта.

«Баргузин» во многом будет повторять предыдущий ракетный железнодорожный комплекс. В его состав будет входить несколько вагонов с пусковыми контейнерами для МБР, а также командный пункт и вагоны для обслуживающего персонала. Пусковую установку для БРЖК разрабатывает волгоградский ФГУП ЦКБ «Титан», по крайне мере, именно это предприятие получило соответствующий патент. Стартовое оборудование для комплекса разрабатывается в КБ специального машиностроения. В комплексе будет использован один тепловоз вместо двух на БРЖК «Молодец».

Комплекс будет вооружен ракетой «Ярс» или «Ярс-М», унификация будет высокой, но, конечно, ниже 100%.

Ракета будет иметь три ступени с твердотопливными двигателями классической компоновки. Система наведения боевых блоков – инерциальная. Возможно, блоки будут оснащены системой маневрирования. Ракета будет оснащена системой преодоления ПРО противника.

«Ярс» легче, чем РТ-23УТТХ, он содержит всего четыре разделяющихся блоков, вместо десяти у советской ракеты. В новом комплексе будут использованы технические решения, разработанные при создании «Молодца»: минометный старт, отвод контактного провода, отклонение ракеты после старта.

Автономность «Баргузина» должна составлять тридцать суток, за сутки он будет способен пройти 1 тыс. км. Комплекс ничем не будет отличаться от обычного грузового состава, что станет гарантией его неуязвимости.

ТТХ боевого железнодорожного комплекса «Молодец»

Видео о ракетных комплексах

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

БЖРК, или боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин" - это новое поколение поездов, вооруженных баллистическими ракетами. Разрабатывается в Российской Федерации. В 2020 году планируется принят на вооружение.

Что представляет собой ядерный поезд? Каким было первое поколение ракетных поездов СССР? Почему у США так и не получилось создать поезд-призрак? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Что такое "БЖРК"?

БЖРК (или поезд-призрак) – боевой железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения. Комплекс располагается на базе железнодорожного состава, состоящего из тепловоза и грузовых вагонов. Снаружи ничем не отличается от обычных товарных поездов, которые тысячами курсируют по России. Однако, имеет совсем непростую начинку. Внутри размещаются межконтинентальные ракеты, командные пункты, технические системы обслуживания, технологические модули, обеспечивающие функционирование комплекса и жизнедеятельность личного состава. При этом поезд автономен.

БЖРК создавался в первую очередь как основная ударная мощь для нанесения ответного ядерного удара по потенциальному противнику, поэтому обладал качествами мобильность и живучесть. По замыслам командования должен был уцелеть после нанесения по нему удара межконтинентальной баллистической ракетой потенциальным противником.

БЖРК "Скальпель" - предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна - заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге - результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.


Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда - огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель"). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение - минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ "Молодец" заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК "Молодец" были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Попытки США создать поезд-призрак

США также предпринимали попытки по созданию ракетных комплексов на железнодорожной платформе. Начало их разработок пришлось на 1960-е годы, так как примерно в это же время ученые Пентагона впервые создали баллистическую ракету «Минитмен» на твердом топливе, которая по своим техническим параметрам могла запускаться с малых площадок и в условиях железнодорожной тряски. Разработке дали название "Minitman Rail Garrison".

Изначально планировалось, что поезд-призрак начиненный ракетами будет курсировать по заранее определенным позициям, для чего на указанных местах дислокации будет проводиться работа по созданию условий с целью упрощения запуска и подстройки навигационной системы ракеты под указанные точки запуска.


Первые мобильные ракеты «Минитмен» на железнодорожной платформе должны были поступить в армию США уже к середине 1962 года. Но американская администрация не выделила необходимой суммы для подготовки инфраструктуры и запуска производства прототипов, а программа была отброшена в долгий ящик. И созданные транспортировочные вагоны использовались для доставки «Minitman» в место боевой дислокации – пусковые шахты.

Однако после успехов Советского Союза в разработке аналогичных проектов, США вспомнили о пылившейся с 60-х годов технологии и в 1986 году создали новый проект с использованием старых наработок. Для прототипа была выбрана уже существующая тогда ракета LGM-118A «Peacekeeper». Планировалось, что ее тягу будут обеспечивать четырехосные тепловозы, а каждый состав будет обеспечен двумя вагонами охраны. 2 вагона будет выделяться на пусковую установку с уже заряженной ракетой в пусковом контейнере, в еще одном будет расположен пункт управления, и остальные вагоны займут топливо и детали для проведения текущего ремонта.

Но "Peacekeeper Rail Garrison" так и не суждено было встать на рельсы. После официального окончания Холодной войны власти США отказались от разработок ракетных комплексов на железнодорожной платформе и перенаправили денежные потоки на другие проекты военной индустрии.

В США ракетный комплекс железнодорожного базирования так и не был введен в эксплуатацию – его история закончилась после неудачных испытаний в 1989 году.

Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ

В настоящее время по разным причинам на вооружении ни одной из армий мира не стоят железнодорожные пусковые установки. Российская Федерация единственная, кто с 2012 года ведет работы по созданию указанного вида вооружения, и к настоящему времени разработала предварительные проекты железнодорожной пусковой установки, отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым к стратегическому вооружению.

Известно, что проектное название нового БЖРК - «Баргузин». Проектная документация свидетельствует о том, что «Баргузин» будет собран из двух основных частей: железнодорожной пусковой установки и боевой ракеты.

Железнодорожная пусковая установка будет располагаться на железнодорожной платформе, к которой присоединена специальная балка с подъемной стрелой и механизмом управления. На железнодорожную стрелу крепится подъемная рама с возможностью продольного перемещения. ТПК (торпедный корпусный перфоратор) с ракетой будет держаться за счет опор, которые крепятся на опорных плитах и снабжены поворотными тягами.

Ракета приводится на старт из ТПК, команды на который подаются из специального вагона в составе БЖРК с выведенными к нему системами управления. При пуске ракеты крыша вагона раскрывается (откидывается), за счет чего образуется необходимое для производства запуска расстояние.

Сравнительные характеристики

Параметр БЖРК "Баргузин" БЖРК "Молодец"
Дата принятия на вооружение 2009 1989
Длина ракеты, м 22,7 22,6
Стартовая масса, т 47,1 104,5
Максимальная дальность, км 11000 10 100
Количество и мощность боевых блоков, Мт 3-4 X 0.15; 3-4 X 0.3 10×0,55
Количество локомотивов 1 3
Количество ракет 6 3
Автономность, суток 28 28

Преимущества нового БЖРК:

  1. Меньший вес поезда
  2. Современные навигационные системы
  3. Большая точность попадания ракет

Ракеты

На стадии разработки проектной документации, перед разработчиками и командованием стоял выбор – какую из современных ракет, состоящих на вооружении в российской армии, использовать в качестве снаряда на БЖРК «Баргузин». После многочисленных обсуждений были выбраны ракеты системы Ярс и Ярс-М. Данная ракета является твердотопливной баллистической ракетой шахтного и мобильного базирования с отделяющейся головной частью, максимальная дальность полета которой составляет 11 000 километров, а мощность заряда в тротиловом эквиваленте составляет от 150 до 300 килограммов. Указанная баллистическая ракета великолепно проявила себя в ходе предварительных испытаний.

Существует ли БЖРК сейчас?

После подписания международного договора СНВ-2 в январе 1993 года Россия лишилась своих боевых железнодорожных ракетных комплексов. Сейчас большинство из них уничтожено, а оставшаяся часть превратилась в экспонаты, стоящие на запасных путях железнодорожных депо. Поэтому фактически до 2006 года наше государство оставалось без ударной группировки для нанесения ответного удара с колоссальными мобильными возможностями. Но в 2002 году Россия отказалась ратифицировать договор СНВ-2, что означало возможность восстановления баллистического ракетного потенциала.

Как было сказано выше, ни у одной из мировых держав в настоящее время не имеется ни одного рабочего БЖРК, состоящего на боевой службе. Единственной страной, предпринимающей шаги по созданию БЖРК, является Россия, и в процессе создания комплекса прошло уже несколько этапов.

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.

Разрабатываемый в России боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) по своей эффективности сможет быть приравнен к дивизии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), оснащенной стационарными шахтными комплексами, сообщил журналистам в среду командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.

Ранее он сообщал, что в первой половине 2014 года завершится разработка эскизного проекта БЖРК. Эта разработка ведется, в том числе, в качестве ответной меры на программу мгновенного глобального удара США, которая предполагает возможность в течение часа с момента принятия решения поразить объекты в любой точке Земли.

«Мощь данного состава (БЖРК) с учетом разделяющейся головной части ракеты сможет быть приравнена к дивизии со стационарными шахтными комплексами. Мы, предварительно подсчитывая эффективность этой разработки, говорим о том, что и в ответно-встречном ударе, и особенно в возможном ответном ударе эффективность и возможности Стратегических ядерных сил увеличиваются», - сказал Каракаев.

Он напомнил, что на сегодняшний день окончательное решение по завершению разработки БЖРК не принято, ведется эскизное проектирование. «Конечно, многие поколения ракетчиков жалеют, что нет сегодня такого комплекса. Меня спрашивал об этом Верховный главнокомандующий, я доложил ему о том, что я - за БЖРК», - добавил генерал.

Он отметил, что руководство страны поставило перед Минобороны РФ и, в частности, РВСН задачу проанализировать экономические параметры этой разработки. «Это все, что касается нашей железной дороги с точки зрения и обеспечения движения, и самого железнодорожного полотна с учетом того, что будут перемещаться тяжелые и опасные воинские грузы», - пояснил Каракаев.

Летно-конструкторские испытания новой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты с рабочим названием РС-26, созданной на базе РС-24 «Ярс», завершатся в 2014 году, подвижной грунтовый ракетный комплекс с этой ракетой планируется поставить на боевое дежурство в 2015 году, сообщил в среду командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) РФ генерал-полковник Сергей Каракаев.

Он напомнил, что в 2012 году новая ракета была запущена с первого государственного испытательного космодрома по полигону Кура на дальность более 5,6 тысячи километров.

«Ракета задачу выполнила, условная боевая часть приземлилась на полуострове Камчатка, и на сегодняшний день ведется дальнейшая работа по доведению (ракеты) и проведению тех испытаний, которые подтвердили бы все тактико-технические характеристики», - сказал Каракаев.

«После проведения данной работы, которую планируется завершить в 2014 году, государственная комиссия даст заключение о приемке комплекса в эксплуатацию. В случае успешной работы, с 2015 года мы планируем постановку данного комплекса на боевое дежурство», - заявил командующий.

Он добавил, что уже определены, в том числе, и дивизии, где будет стоять этот комплекс». Каракаев отметил, что РС-26 - твердотопливная МБР с усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью.

По его словам, новая ракета будет легче «Ярса». «Мы все время говорим о том, что нам нужно уменьшать габариты (ракетных комплексов). Если мы говорим о подвижном грунтовом «Ярсе», то у нас на сегодняшний день пусковая установка весит больше 120 тонн. На этой усовершенствованной ракете мы достигнем весовых характеристик до 80 тонн, она будет легче», - подчеркнул командующий.

Были и такие сведения, что масса новой ракеты для железнодорожного комплекса не должна превышать 47 тонн. По словам Каракаева, межконтинентальная ракета будет замаскирована в вагоне-рефрижераторе длиной 24 метра. Длина самой ракеты составит 22,5 метра. Внешне «вагон-рефрижератор» не будет отличаться от обычного такого вагона; не нужно будет увеличивать количество осей. Новый «ядерный поезд» сможет передвигаться по любому маршруту, а не по специальному с укрепленными путями.

Разработка нового боевого железнодорожного ракетного комплекса ведется в качестве ответной меры на программу мгновенного глобального удара США, подразумевающую поражение объектов противника в любой точке мира в течение не более двух часов. Ранее о необходимости разработки военно-технического ответа на американскую стратегию «молниеносного удара» заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин.

А теперь вспомним историю этого вида вооружения:

Кому, и в чью гениальную голову, изначально пришла мысль, смонтировать на железнодорожной платфореме пусковую установку баллистическиой ракеты, сейчас уже неизвестно. Существует легенда, что изначально, к созданию железнодорожного ракетного комплекса склонили американцы, решившие с помощью дезинформации заставить потратиться СССР на весьма дорогой и бессмысленный проект. Они спровоцировали Москву дезинформацией, что они якобы разрабатывают такой проект, и весьма успешно. Так Москва ввязалась в выдуманную гонку железнодорожных вооружений.

Так как, после войны, русским и американцам, попала проектная документация Германии, которая содержала данные по немецким проектам, недоведенным до окончательного состояния в связи с нехваткой времени. Немцы прорабатывали проект создания железнодорожного транспортера с подъемным механизмом, пусковой платформой, и включенной в состав цистерны со спиртом и жидким кислородом.

Вместить ракету того в ремени в самый большой железнодорожный вагон - рефрежираторный, было невозможным. Так как ракеты были громоздкиме, а их еще перед пуском было необходимо быстро заправить.

С появлением новых ракет, СССР и США вновь вернулись к этой идее.

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года, и назначено конструкторскому бюро «Южное». Преимущества данного железнодорожного комплекса было очевидно: отследить его перемещения по огромной территории СССР было невозможно. Обладая повышенной живучестью, и большой вероятностью уцелеть, в случае нанесения удара, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара.

Несмотря на то, что для реализации проекта СССР пришлось приложить достаточно много усилий, проект был реализован.

Проектирование ракеты было поручено братьсям-конструкторам, Владимиру и Алексею Федоровичу Уткины. Владимир Федорович Уткин стал генеральным конструктором КБ «Южное в 1979 году, которому было поручено создание баллистической твердотопливной ракеты РТ-23 УТТХ, получившей имя «Молодец». Максимальная дальность полета - 10 000 км, высота баллистической траектории - 800 км. В головной части располагалось 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый. Точность попадания - 200м. На БЖРК размещалось 3 ракетыЮ следовательно суммарное количество 30 ядерных зарядов.

Первые испытательные пуски экспериментального варианта РТ-23У состоялись на полигоне Плесецк в 1984 году,. В 1985 году начались непосредственно испытания ракет, предназначенных для железнодорожного комплекса. 18 января 1984 года состоялся первый пуск ракеты 15Ж52. Первый запуск ракеты 15Ж61 состоялся 27 февраля 1985 года.

Лётные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились в 1985-1987 годах на космодроме «Плесецк» (НИИП-53, г.Мирный), всего было произведено 32 пуска.

В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны («Сдвиг»). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) — на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) — на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто 5 полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

К 1991 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (в Костромской области, Пермской области и Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, по договорённости с США, БЖРК несли боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

Согласно договору СНВ-2 в 1993 году, Россия должна была снять с вооружения и уничтожить все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось 3 дивизии (Кострома, Пермь (ЗАТО Звёздный) и Красноярск), по 4 полка с тремя пусковыми установками в каждом, всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. На протяжении 2003-2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме одной, демилитаризованной и установленной в качестве экспоната в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, и еще одной, установленной в Техническом музее АвтоВАЗа.

5 сентября 2009 г. заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления боевых железнодорожных ракетных комплексов.

Устройство

Замаскировать железнодорожный комплекс под обычный поезд было задачей не простой. В состав входили железнодорожные пусковые установки, вагоны обеспечения, вагоны с персоналом, и три тепловоза.

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами.

Внешне железнодорожный комплекс выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов.

Пусковой вагон практически идентичный обычному рефрежиратору., только имеет восемь колёсных пар. Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет. Пусковой вагон был оборудов раздвижной крышей, и специальным устройством, отводящим контактную сеть в сторону. Перед стартом ракета принимает вертикальное положение.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты около 100 тонн. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 м.

Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути и избежать их повреждений.

Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение мобильных установок на базе тягачей.

Также сторонники снятия комплекса приводят следующие аргументы:

  1. Невозможность полной маскировки поезда в силу необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая, возможно, позволяет точно определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки.
  2. Низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или уничтожен ядерным взрывом в окрестности.
  3. Износ железнодорожных путей, по которым передвигался тяжёлый комплекс РТ-23УТТХ.

Сторонники использования БЖРК отмечают высокую мобильность поездов, способных передвигаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки и сотни км).

Расчёты, проводимые американскими специалистами применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «MX» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120 тыс. км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10 % при использовании для нападения 150-ти МБР типа «Воевода».

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы,км 10100
Головная часть
мощность заряда, Мт 10 х 0.43
вес головной части, кг 4050
Длина ракеты, м
полная 23.0
без головной части 19.0
в ТПК 21.9
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м 2.4
Стартовый вес, т 104.80
Полетная надежность 0.98
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
Скорость движения, км/час 80
Первая ступень
длина,м 9.7
диаметр,м 2.4
вес,т 53.7
тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс 218/241
Вторая ступень
длина,м 4.8
диаметр,м 2.4
тяга ДУ,тс 149
Третья ступень
длина,м 3.6
диаметр,м 2.4
тяга ДУ,тс 44
Пусковая установка
длина,м 23.6
ширина,м 3.2
высота,м 5.0
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см 2
в продольном направлении 0.3
в поперечном направлении 0.2

А вот что в это время делали наши заокеанские партнеры:

В ходе разработки боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) американцы столкнулись с целым рядом технических и организационных проблем, но тут им неожиданно помогло советское руководство, согласившись на подписание в июле 1991-го года договора о сокращении наступательных вооружений СНВ-1, согласно которому существенно урезалось количество советских тяжелых МБР, а уже развернутые советские БЖРК прекращали боевое дежурство на магистралях страны, вставая на стационарное дежурство в базах. После этого работы по перспективным стратегическим ракетным системам США («Peacekeeper Rail Garrison» и «Midgetman») резко сбавили обороты, а в январе 1992 года обе программы были закрыты окончательно.

Пусковой вагон Peacekeeper Rail Garrison

В отношении разработки американского БЖРК следует дополнительно отметить следующее. По сведениям зарубежных источников, опытный образец БЖРК проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния) до июля 1991 года. Возможный облик американского БЖРК включал: один-два типовых локомотива, два пусковых вагона с ракетами «МХ», вагон (командный пункт) со средствами боевого управления и связи, вагон системы энергообеспечения, два вагона для личного состава и вагоны обеспечения. Массогабаритные характеристики ракеты позволили разработать пусковой вагон, адаптированный к сети железных дорог США. Его длина составляла почти 30 м, масса – около 180 тонн.

Подъем контейнера с ракетой в положение для пуска осуществлялся специальным подъемным механизмом. С целью уменьшения нагрузки на рельсы пусковой вагон имел восемь колесных пар. Снижение ударных и вибрационных нагрузок достигалось за счет воздушных и пружинных амортизаторов. В отдельной секции размещалось проверочно-пусковое оборудование. В вагоне боевого управления и связи находилось также оборудование различных технических систем.

Управление локомотивами осуществлялось гражданскими поездными бригадами. В условиях мирного времени БЖРК должны были нести боевое дежурство в пунктах постоянной дислокации, в «одном из нескольких тысяч» заранее выбранных пунктов стоянок или осуществлять боевое патрулирование. С переводом Стратегических наступательных сил США с мирного на военное время планировалось оперативное рассредоточение комплексов на значительной территории. С получением приказов на пуски ракет БЖРК следовал к ближайшему пункту стоянки, где осуществлялись предстартовая подготовка и пуск МБР. По результатам испытаний военное руководство США планировало поставить на боевое дежурство до 25 БЖРК с двумя ракетами «МХ» в каждом. В качестве пунктов постоянной дислокации комплексов рассматривались семь авиабаз, расположенных в различных штатах. Для рассредоточения БЖРК могло быть задействовано около 110 тыс. км железнодорожной сети США.

В начале 1991 года военно-политическое руководство США неожиданно заявило, что комплексные испытания БЖРК успешно завершены. При этом, однако, перечислялся комплекс выявленных проблем. В частности, отмечалось, что относительная неразвитость железнодорожной сети США не обеспечивает высокой скрытности и живучести БЖРК. Обращалось внимание на их уязвимость и недостаточную физическую защищенность от наземных и воздушных атак вероятного противника, действий диверсионно-разведывательных и террористических групп. Значительные затраты требовались на усиление железнодорожных путей и строительство различных объектов инфраструктуры. Выявилось негативное отношение населения к перемещению ракетно-ядерного оружия по территории штатов и к потенциальным угрозам нанесения ущерба окружающей среде. В интересах усиления режима секретности было признано невозможным использование гражданских специалистов. Тем не менее в ходе переговоров американцы, видимо, убедили советскую сторону, что создан значительный научно-технический задел, обеспечивающей развертывание БЖРК. Но анализ информационных материалов тех лет позволяет сделать вывод, что изготовление даже опытного образца американского БЖРК и его полномасштабные испытания были далеки от завершения.

Так, единственный испытательный пуск ракеты из железнодорожной пусковой установки по техническим причинам не состоялся и был заменен бросковым испытанием. В связи с этим не просматривается решение проблемы отвода реактивной струи от пускового вагона при запуске маршевого двигателя ракеты после ее выброса из контейнера. Отмечалось, что ракета «МХ» была разработана для шахтного варианта базирования, доработкам не подвергалась и двигателей заклона ракеты после старта не имела. Это могло привести к возгоранию и выводу из строя пускового вагона и железнодорожного участка пути. Определение состава, облика и требований к объектам пунктов постоянного базирования БЖРК и железнодорожной инфраструктуры было прекращено еще на стадии эскизного проектирования. Варианты рассредоточения и боевого патрулирования с использованием опытного БЖРК на реальной железнодорожной сети не нарабатывались. Не удалось создать высокоточные системы навигационного обеспечения БЖРК и прицеливания ракет при подготовке пусков с любых пригодных участков железных дорог. Не проводилось комплексных ресурсных и транспортных испытаний БЖРК с ракетой «МХ» с выводом на железные дороги и отработкой учебно-боевых задач.

Поведение ракеты в условиях реальных ударных и вибрационных воздействий не оценивалось. Не была решена проблема создания централизованной системы управления боевым патрулированием БЖРК по железным дорогам США, которые находились в руках частных компаний. Боевой железнодорожный ракетный комплекс отличался значительным количеством демаскирующих признаков. Не удалось практически отработать формы и способы боевого применения БЖРК, идеологию их рассредоточения, организацию боевого дежурства и управления ракетно-ядерным оружием на маршрутах боевого патрулирования, основы технической эксплуатации и всестороннего обеспечения функционирования БЖРК.

Неудивительно, что основные усилия Вашингтона были направлены на ограничение функционирования и последующую ликвидацию отечественных БЖРК. С этой целью американцы добились включения в тексты Договора о СНВ и его приложений односторонних ограничительно-ликвидационных статей и процедур, выполнение которых и привело к уничтожению наших боевых железнодорожных ракетных комплексов, хотя свою аналогичную группировку Пентагон развертывать не планировал. Это подтверждается следующим. Так, согласно п.10 b) статьи III Договора американская сторона существующими типами МБР для мобильных пусковых установок заявила ракету «МХ» (ТТХ для железнодорожного варианта ракеты указаны не были), отметив, что ракета в мобильном варианте не развернута.

В соответствии с разделом II, п. b) и приложением А «Меморандума о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» американцы представили: количество ракет и боезарядов БЖРК – 0; их забрасываемый вес – 0; неразвернутых мобильных пусковых установок – только прототип; пусковая установка для испытаний – 1; стационарное сооружение для мобильных пусковых установок – нет; транспортно-перегрузочные средства – 1; неразвернутая ракета МХ на полигоне – 1. Фотографий пускового вагона и других средств согласно приложению J (в порядке взаимного обмена) предъявлено не было.

Таким образом, в действительности американский БЖРК существовал преимущественно в виде громких заявлений политиков США. Не были заявлены и объекты инфраструктуры предполагаемых пунктов постоянной дислокации. В ходе инспекций выяснилось, что к дооборудованию указанных ранее авиабаз в интересах развертывания своего БЖРК американцы и не думали приступать. Очевидно, не хотели вкладывать средства, выжидая подписания Договора о СНВ.

И еще фото нашего комплекса:

А я вам еще расскажу что нибудь интересное про поезда: вот например , а вот и . Посмотрите еще на и почему Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Было время, уникальные железнодорожные составы ходили по нашей стране. Внешне они напоминали привычные поезда. Но отличались от них тем, что никогда не останавливались на станциях, предпочитали глухие полустанки, а оживленные вокзалы городов, если уж их заносила туда судьба (или приказ!), старались проскакивать на рассвете, когда там людей поменьше.


Еще несколько лет назад по сети Российских железных дорог ходили секретные составы. Внешне они почти ничем не отличались от привычных глазу пассажирских поездов. Вот только диспетчеры старались составить график их движения таким образом, чтобы оживленные и людные вокзалы больших городов они проезжали ночью либо на рассвете. Они не должны были попадаться на глаза обывателям. Поезда-призраки, или БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы, - несли боевую вахту в сибирской тайге, на Севере и Дальнем Востоке с ядерным оружием. И наряду с атомоходами, авиацией и Ракетными войсками они поддерживали и поддерживают стратегический баланс в мире.



Главными конструкторами БЖРК были академики братья Владимир и Алексей Уткины. Старший - Владимир Федорович - уже ушел из жизни. Правой рукой Владимира Федоровича в работах по созданию ракетного поезда был его брат Алексей.
Как родилась идея создания ракетных поездов? По одной из версий, ее нам подбросили американцы. Советские разведчики добыли информацию: американский ВПК готовится к созданию железнодорожного состава, способного производить пуски баллистических ракет. Якобы в руки разведслужб даже попала его фотография.



Будто бы на снимке был искусно запечатлен маленький макет ракетного поезда, которого не существовало в природе. Мол, заокеанские "ястребы" сначала действительно собирались делать ядерный поезд, но потом отказались от этой затеи. Почему? Железнодорожная сеть у них не столь уж разветвленная, да и стоимость проекта получалась баснословной. Чтобы направить наших ученых по дороге, которая ведет в тупик, смастерили и подбросили "липу" русским. Пусть поломают голову! А политическое руководство "клюнуло" на нее и приняло волевое решение: "догнать и перегнать" заокеанских стратегов.


Как было реально? После того, как американцы разместили свои ракеты "Першинг" в Германии, необходимо было адекватно ответить на новые угрозы безопасности нашего государства. Вот и вернулись к идее ракетных поездов. Отечественные ученые думали над этим проектом еще раньше, но до поры не брались за его решение из-за высокой стоимости и трудоемкости. К тому же имеющегося оборонительного потенциала вполне хватало, чтобы адекватно отвечать американцам. Кстати, изначально его рассматривали как оружие возмездия. В чем же его преимущество?


В неуловимости. В отличие от ракет шахтного базирования, где заранее известны координаты целей. С БЖРК у наших противников возникла масса вопросов, на которые они так и не смогли найти ответы. Для их отслеживания в начале девяностых американцы даже создали группировку военных спутников. Но и из космоса обнаружить их следы было не так-то просто. Поэтому даже самая современная техника часто теряла их из виду. Они были неуловимы благодаря прекрасно развитой сети железных дорог Советского Союза. Много лет спустя американский генерал Пауэлл признался академику: "Искать ваши ракетные поезда - все равно что иголку в стоге сена".

Американцы даже придумали спец вагон который был оснащен новейшим оборудованием.Просуществовал не долго......

Над созданием боевых ракетных поездов работали 30 министерств и ведомств и свыше 130 оборонных предприятий. На первый взгляд, простая идея, предложенная проектантами, - поднять шахту из земли и положить ее на колеса - включала огромное количество организационно-технических проблем.

В чем заключалась одна из главных проблем? Взять стрельбу. Когда ее ведут из ракетной шахты, то известны и азимут, и высота, и точка старта. Определение своего местоположения - это одна из сложнейших проблем. Кроме того, обязательно надо знать нагрузку на рельсы в конкретном месте. А грунты, как известно, бывают разные. Одинаковых условий в природе вовсе не существует. Так вот, чтобы вагоны не упали рядом с железной дорогой, придумали специальный "минометный старт". Если не вдаваться в подробности, то суть его в том, что ракета сначала выбрасывается на высоту, а уже затем стартует.

Как прицеливаться? Прежде чем это сделать, необходимо остановить поезд, запустить гироскопы, определить север и юг и куда стрелять. Не забывайте, что нужно еще принять приказ и команды "сверху". Чтобы пустить

ракету в точно назначенное время и подчиниться своему командиру в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах современного боя, в условиях применения высокоточного оружия, надо эту команду получить. Так что ракетный поезд - это сложнейший комплекс. И когда американцы эту идею прорабатывали, то натолкнулись на ряд технических сложностей, а потому, скорее всего, и отказались от наукоемкого проекта.

А если прямо над головой расположены высоковольтные провода. - Был изобретен специальный отвод проводов, и плюс к этому автоматически снималась подача электроэнергии на подстанции.Что же касается нагрузки на ось, то она не должна быть больше 25 тонн. А ракета с пусковым контейнером весит свыше 100 тонн да плюс сам вагон, вот и получается около 200 тонн. Придумали разгрузить стартовый комплекс за счет других вагонов.

Надо учитывать и тот факт, что в движении поезд подвержен сильной вибрации. Значит, надо не только остановить поезд, но и "выключить" рессоры - не ждать же, пока они успокоятся!

Не забывайте и о том, что в поезде - офицеры и солдаты. Им нужны спальни, туалеты, столовая, комнаты отдыха... И запасы продовольствия, горючего, воды тоже необходимы! Так что комплекс сложнейший...
- На первый взгляд могло показаться, что страна у нас большая и в ней полно "медвежьих углов", где ракетные комплексы могли надежно укрыться.

У наших потенциальных противников ракеты становились все точнее, и они уже сравнительно легко могли "накрывать" шахты. Поэтому надо было принимать меры для обеспечения надежности превентивного удара. Конечно, "Першинги" были хорошими ракетами. Хотя некоторые специалисты несколько преувеличивали их возможности. Говорили даже о том, что они могут попасть точно в забитый в землю кол за тысячу километров.

Ответом стала ракета "Скальпель". Он "укладывался" в рамки договора с американцами. Его сделали в двух вариантах: шахтном и для базирования на железной дороге. Трудно представить, сколько необходимо было выпустить "Першингов", чтобы уничтожить ракетный поезд.

Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, здесь соотношение сил совсем иное... А потому такой боевой комплекс, конечно же, уникален. И все-таки главная идея развития боевых ракетных комплексов - это повышение возможности сдерживания, чтобы никто даже не думал, что может безнаказанно нажать кнопку!

История свидетельствует, что не мы были инициаторами гонки вооружений. Мы все время вынуждены были догонять и делали это так, чтобы ни у кого не было иллюзий, что появилось преимущество. Эффект сдерживания постоянно определял состояние дел в нашей оборонной отрасли, и, пока мы сможем оставаться на должном уровне, никакой ядерной войне не бывать.

У нас сразу готовилось четыре комплекса. Если с одной машиной возникают проблемы, создается комиссия, которая выясняет причины аварии. Задача генерального конструктора заключается в том, чтобы убеждать заказчика, доказывать, что все необходимые испытания проведены. Нужно сдвинуть "вагон" с места, а дальше он уже сам пойдет... А в это время в Плесецке первый пуск с ракетного поезда, и естественно, едешь туда. На второй, третий пуск может поехать и заместитель по испытаниям, но, как правило, он там сидит почти постоянно...

Первый поезд ушел с завода в 1987 году, а последний - двенадцатый - в 1991-м. Гарантийный срок - десять лет. Но обычно затем он продлевался, все зависело от тех идей, что заложены в комплекс. Они выдержали испытание временем.

В 1991 году ракетные поезда поставили на прикол. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев вошел в положение американцев и пришел к выводу, что для укрепления взаимопонимания между двумя странами БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Иначе американским налогоплательщикам пришлось бы выложить кругленькую сумму на развертывание Пентагоном дополнительной группировки разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и, чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу.

Неизвестно, какими аргументами заокеанским друзьям удалось убедить Михаила Горбачева. Известно другое: не так давно внучка бывшего президента Союза Ксения Вирганская щеголяла на балу самых богатых людей планеты в Париже в платье от Диора, которое стоит 22 тысячи долларов.

А грозные ракетоносцы на рельсах дальше технической территории части выйти не могут. Нет денег.
Правда, один ракетный поезд покидал пределы охранного периметра - требовалось провести ремонтные работы в заводских условиях. Все остальные перемещения экипажам БЖРК приходится проводить в границах территории части. Но, как оказалось, "маневры местного значения" ни в коей мере не снижают общей боеготовности экипажей БЖРК.

Для подготовки офицеров-машинистов подвижного состава регулярно проводятся тренировки на маршрутах следования БЖРК. Им важно визуально представлять ландшафт вдоль железнодорожного пути, знать все повороты и разветвления дороги, практически каждый телеграфный столб на пути следования. Все это в итоге позволяет грамотно управлять боевым составом.

Решать эту проблему удается благодаря расположению к ракетчикам со стороны руководства железных дорог России, их государственному подходу и пониманию, что это делается во имя обороны страны. В принципе, военнослужащие могли бы использовать для обучения собственный учебный поезд, имитирующий БЖРК, но сказывается недостаток средств. Сегодня важнее тратить деньги на поддержание в рабочем состоянии тех локомотивов, которые находятся в постоянной боевой готовности.
Сейчас БЖРК никуда не нацелен. На языке ракетчиков это называется "нулевым полетным заданием". Сложность же в том, что с 1991 года ракетные части ни разу не стреляли из своих комплексов. Задачи боевого применения оружия в последнее время им приходилось отрабатывать лишь на тренажерах. Правда, в 1998 году было одно исключение. Боевой расчет БЖРК произвел пуск штатного "Скальпеля", снятого с поезда, используя пусковую установку на полигоне Плесецка.

Под руководством В. Ф. Уткина и при его непосредственном участии создано большинство ракет, на которых основывается ракетно-оборонный щит страны.

С 1970 по 1990 год В.Ф.Уткин возглавлял КБ "Южное" сначала в качестве главного, а затем генерального конструктора. За это время разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, создано несколько ракет-носителей. В их числе - высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель "Зенит"; твердотопливная ракета СС-24; не имеющая аналогов высокоэффективная стратегическая ракета СС-18.

В области космических исследований были реализованы различные спутники оборонного и научного назначения. Всего на орбиты было выведено более трехсот аппаратов семейства "Космос" разработки КБ "Южное", составляющих значительную часть от общего числа спутников этой серии.

Характерный принцип работы В.Ф.Уткина - применение оборонных научно-технических разработок в интересах науки и народного хозяйства. Так, на базе боевой машины СС-9 была создана конверсионная ракета-носитель

"Циклон", предназначенная для выведения на орбиту средних полезных нагрузок. Спутник "Космос-1500" использовался при выводе караванов судов, затертых льдами в Восточно-Сибирском море. "Космос-1500" стал также родоначальником широко известной серии спутников "Океан", обеспечивающих значительное повышение безопасности и эффективности мореплавания.

С 1990 года В.Ф.Уткин - директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос). При непосредственном участии Владимира Федоровича разработана федеральная космическая программа России.

Под его руководством как генерального конструктора проводились НИОКР с целью создания экспериментальных аппаратов специального назначения, обеспечивалось научно-техническое "сопровождение" ключевых проблем, связанных с Международной космической станцией (МКС). Владимир Федорович возглавлял координационный научно-технический совет Росавиакосмоса и РАН по исследованиям и экспериментам на пилотируемой станции "Мир" и российском сегменте МКС. В.Ф.Уткин - автор свыше 200 научных трудов и большого числа изобретений, кавалер 11 орденов и 14 медалей.

Первый серийный поезд отправился на боевое дежурство в 1987 году. Его поставили на специальную площадку. Американцы зафиксировали из космоса
местоположение боевой единицы. Это было сделано специально, чтобы они могли этот поезд учесть. В двустороннем договоре эта процедура была детально прописана. А потом его след затерялся. Испытывали поезд в Плесецке. У него было три боевых модуля, "жилая зона", свой командный пункт.

Главные вагоны БЖРК - это те, в которых располагаются ракетный комплекс PC-22 (по западной классификации "Скальпель") и командный пункт боевого расчета. "Скальпель" весит более ста тонн и "достает" на дальность в 10 тысяч километров. Ракеты твердотопливные, трехступенчатые, с десятью полумегатонными ядерными блоками индивидуального наведения на каждой. В Костромской дивизии несколько таких поездов, и на каждом из них по три пусковые установки: двенадцать ракет, сто двадцать ядерных боеголовок. Можно представить разрушительную мощь этих достаточно безобидных с виду эшелонов! Кроме Костромы, БЖРК дислоцированы еще в двух местах.

И бороздили просторы страны такие поезда, которые можно было увидеть лишь случайно, несли боевую вахту на Севере и Дальнем Востоке, среди тайги и в горах... А за ними внимательно следили за океаном, посылая специальные спутники, чтобы обнаружить их, и ежечасно, ежеминутно пытаясь определить, где они находятся. Но сделать это, невзирая на все совершенство современной техники, не всегда удавалось - ракетные поезда «прятались» под обычные, и попробуй определи, где идет этот ракетный комплекс, а где - скорый Новосибирск-Москва»...

Пуск

Две трехметровые телескопические "лапы" выходили из-под днища вагона и опирались на специальные железобетонные тумбы, жестко фиксируя стартовый вагон. В самом вагоне имелась еще и платформа прицеливания, которая при фиксации вагона плотно упиралась в железнодорожное полотно, считывая координаты нахождения модуля. Таким образом, на каждой точке боевого дежурства каждая ракета получала четкую программу и заданную траекторию полета к реальной цели вероятного противника. Когда пусковой вагон уже зафиксирован в определенной точке железной дороги, по команде оператора гидравлические домкраты заштыривания, освобождают его крышу. Затем синхронно срабатывают торцевые гидродомкраты, и вагон раскрывается словно сундук, только на две половины. В те же секунды начинает активно работать главный гидронасос главного гидродомкрата, и огромная "сигара" ТПК плавно становится в вертикальное положение и фиксируется боковыми кронштейнами. Все! Ракета к пуску готова!

Ракета несет разделяющуюся головную часть индивидуального наведения типа "MIRV" с 10 боеголовками мощностью по 500 кт. (На Хиросиму была сброшена атомная бомба мощностью 10 кт.). Далность полета 10 тысяч километров.
Мариупольские машиностроители комплектовали эти поезда очень надежными системами ТВР (температурного и влажностного режима) и системами пожаротушения. Летные испытания ракеты производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года. Всего было произведено 32 пуска.
Кстати, за успешное проведение испытаний "Скальпеля" в Плесецке, группа ведущих украинских конструкторов и машиностроителей была представлена к высоким правительственным наградам. В основном награждали медалью "За трудовую доблесть", но вскоре им должны были присвоить почетные звания "Заслуженный работник транспорта СССР". Хотя по действовавшему тогда положению "дистанция" от награды к награде — не менее трех лет. Потребовалось особое ходатайство отраслевого министра о досрочном присвоении "заслуженных".
В 1991 году список положили на стол Михаилу Горбачеву, которому через неделю-две предстояло расстаться с президентским креслом главы сверхдержавы. Что тогда думал Михаил Сергеевич, — одному ему известно. Но с кандидатами в "заслуженные" он поступил в свойственном ему духе принятия непредсказуемых решений. Горбачев решил: последним гражданином, трещавшего по швам, Советского Союза, кому он присвоит это высокое звание "заслуженного", будет … Алла Борисовна Пугачева. Подпись — Президент СССР…

16 июня 2005 года предпоследний из ракетных комплексов железнодорожного базирования “Скальпель” был отправлен из Костромского соединения ракетных войск на базу хранения для последующей ликвидации. Последний из них запланировано уничтожить в сентябре 2005 года. Официальной причиной, по которой “Скальпели” снимается с вооружения называется истечение сроков эксплуатации, хотя если принять во внимание, что взяты на вооружение они были в 91-94 годах, этот срок должен истечь только к 2018 году при условии, что будет проводится регулярное обслуживание заводом-изготовителем. Но завод в Павловграде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие, особенно теперь, когда новыми украинскими властями взят курс на запад. А оборудование для производства ракет, стоящих на вооружении у России пускается на переплавку.