Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сколько весили исторические мечи? Джон Клементс. Сколько весит меч князя Александра Невского

Мало какой другой вид оружия оставил подобный след в истории нашей цивилизации. В течение тысячелетий меч был не просто орудием убийства, но и символом мужества и доблести, неизменным спутником воина и предметом его гордости. Во многих культурах меч олицетворял достоинство, лидерство, силу. Вокруг этого символа в Средние века, формировалось профессиональное воинское сословие, вырабатывалось его понятия чести. Меч можно назвать реальным воплощением войны, разновидности этого оружия известны практически всем культурам античности и средневековья.

Рыцарский меч Средневековья символизировал, в том числе, христианский крест. Перед посвящением в рыцари меч держали в алтаре, очищая оружие от мирской скверны. Во время обряда посвящения оружие подавал воину священник.

С помощью меча посвящали в рыцари, это оружие обязательно входило в состав регалий, используемых при коронации венценосных особ Европы. Меч – один из самых распространенных символов в геральдике. Его мы повсеместно встречаем в Библии и Коране, в средневековых сагах и в современных романах-фэнтези. Однако несмотря на свое огромное культурологическое и общественное значение, меч в первую очередь оставался оружием ближнего боя, с помощью которого можно было отправить неприятеля на тот свет максимально быстро.

Меч не был доступен каждому. Металлы (железо и бронза) были редкостью, стоили дорого, а на изготовления хорошего клинка уходило много времени и квалифицированного труда. В раннем Средневековье нередко именно наличие меча отличало предводителя отряда от рядового воина-простолюдина.

Хороший меч — не просто полоса прокованного металла, а сложное композитное изделие, состоящее из нескольких кусков разной по характеристикам стали, правильно обработанной и закаленной. Европейская промышленность смогла обеспечить массовый выпуск хороших клинков только к закату Средневековья, когда значение холодного оружия уже начало снижаться.

Копье или боевой топор были куда дешевле, да и обучиться владеть ими было гораздо проще. Меч являлся оружием элиты, профессиональных воинов, однозначно статусной вещью. Для достижения настоящего мастерства мечник должен был тренироваться ежедневно, на протяжении многих месяцев и лет.

Исторические документы, дошедшие до нас, говорят, что стоимость меча среднего качества могла равняться цене четырех коров. Мечи работы известных кузнецов ценились гораздо дороже. А оружие элиты, украшенное драгоценными металлами и камнями, стоило целого состояния.

В первую очередь меч хорош своей универсальностью. Его можно было эффективно использовать в пешем бою или на лошади, для нападения или защиты, в качестве основного или вспомогательного оружия. Меч прекрасно подходил для личной защиты (например, в поездках или в судебных поединках), его можно было носить с собою и в случае необходимости быстро применить.

Меч имеет низкий центр тяжести, что значительно облегчает управление им. Фехтовать мечом значительно менее утомительно, чем размахивать палицей сходной длины и массы. Меч позволял бойцу реализовывать свое преимущество не только в силе, но и в ловкости и скорости.

Основным недостатком меча, от которого оружейники пытались избавиться на протяжении всей истории развития этого оружия, являлась его малая «пробивная» способность. И причиной этому также было низкое расположение центра тяжести оружия. Против хорошо бронированного противника лучше было использовать что-нибудь другое: боевой топор, чекан, молот или обычное копье.

Теперь следует сказать несколько слов про само понятие этого оружия. Меч – это вид холодного оружия, обладающий прямым клинком и служащий для нанесения рубящих и колющих ударов. Иногда к этому определению добавляют и длину клинка, которая должна быть не менее 60 см. Но короткий меч иногда бывал еще меньше, в качестве примеров можно привести римский гладиус и скифский акинак. Самые большие двуручные мечи достигали почти двухметровой длины.

Если оружие имеет одно лезвие, то его следует относить к палашам , а оружие с изогнутым клинком – к саблям. Знаменитая японская катана на самом деле не меч, а типичная сабля. Также не следует причислять к мечам шпаги и рапиры, их обычно выделяют в отдельные группы холодного оружия.

Как устроен меч

Как уже было сказано выше, меч – это прямое обоюдоострое холодное оружие, предназначенное для нанесения колющих, рубящих, режущих и рубяще-колющих ударов. Его конструкция очень проста – это узкая полоска стали с рукоятью на одном конце. Форма или профиль клинка менялась на протяжении всей истории этого оружия, она зависела от техники боя, которая главенствовала в тот или иной период. Боевые мечи разных эпох могли «специализироваться» на рубящих или на колющих ударах.

Разделение холодного оружия на мечи и кинжалы также является несколько условным. Можно сказать, что короткий меч имел более длинный клинок, чем собственно кинжал — но провести четкую границу между этими видами оружия не всегда легко. Иногда используется классификация по длине клинка, в соответствии с ней выделяют:

  • Короткий меч. Длина клинка 60-70 см;
  • Длинный меч. Размер его клинка составлял 70-90 см, его мог использовать и пеший и конный воин;
  • Кавалерийский меч. Длина клинка более 90 см.

Вес меча колеблется в очень широких пределах: от 700 гр (гладиус, акинак) до 5-6 кг (большой меч типа фламберг или эспадон).

Также мечи часто делят на одноручные, полуторные и двуручные. Одноручный меч обычно весил от одного до полутора килограмм.

Меч состоит из двух частей: клинка и эфеса. Режущая кромка клинка называется лезвием, заканчивался клинок остриём. Как правило, он имел ребро жесткости и дол – углубление, предназначенное для облегчения оружия и придания ему дополнительной жесткости. Незаточенная часть клинка, прилегающая непосредственно к гарде, называется рикассо (пятка). Клинок также можно разделить на три части: сильная часть (нередко ее вообще не затачивали), средняя часть и остриё.

В состав эфеса входит гарда (в средневековых мечах она часто имела вид простой крестовины), рукоять, а также навершие, или яблоко. Последний элемент оружия имеет большое значение для его правильной балансировки, а также предотвращает соскальзывание руки. Крестовина также выполняет несколько важных функций: она не допускает соскальзывания руки вперед после нанесения удара, защищает руку от удара о щит противника, крестовину использовали и в некоторых фехтовальных техниках. И только в последнюю очередь крестовина защищала руку мечника от удара оружия противника. Так, по крайней мере, следует из средневековых пособий по фехтованию.

Важной характеристикой клинка является его поперечное сечение. Известно множество вариантов сечения, они менялись вместе с развитием оружия. Ранние мечи (во времена варваров и викингов) часто имели линзовидное сечение, которое больше подходило для нанесения режущих и рубящих ударов. По мере развития доспехов все большую популярность получало ромбическое сечение клинка: он отличался большей жесткостью и больше подходит для уколов.

Клинок меча имеет две конусности: по длине и по толщине. Это необходимо для уменьшения веса оружия, улучшения его управляемости в бою и повышения эффективности использования.

Точка баланса (или точка равновесия) – это центр тяжести оружия. Как правило, она находится на расстоянии пальца от гарды. Однако эта характеристика может меняться в довольно широких пределах в зависимости от типа меча.

Говоря о классификации этого оружия, следует отметить, что меч – это «штучное» изделие. Каждый клинок изготавливался (или подбирался) под конкретного бойца, его рост и длину рук. Поэтому нет двух полностью идентичных мечей, хотя клинки одного типа во многом сходны.

Неизменным аксессуаром меча были ножны – футляр для переноски и хранения этого оружия. Ножны для меча изготавливались из различных материалов: металла, кожи, дерева, ткани. В нижней части они имели наконечник, а в верхней части заканчивались устьем. Обычно эти элементы выполнялись из металла. Ножны для меча имели различные приспособления, которые позволяли крепить их на ремень, одежду или седло .

Рождения меча — эпоха античности

Неизвестно, когда именно человек изготовил первый меч. Их прообразом можно считать деревянные палицы. Однако меч в современном понимании этого слова мог возникнуть только после того, как люди начали плавить металлы. Первые мечи, вероятно, были сделаны из меди, но очень быстро этот металл был вытеснен бронзой – более прочным сплавом из меди и олова. Конструктивно древнейшие бронзовые клинки мало чем отличались от своих поздних стальных собратьев. Бронза отлично противостоит коррозии, поэтому сегодня мы имеем большое количество бронзовых мечей, обнаруженных археологами в разных регионах мира.

Старейший известный на сегодня меч был найден в одном из погребальных курганов в Республике Адыгея. Ученые считают, что он был изготовлен за 4 тыс. лет до нашей эры.

Любопытно, что перед погребением вместе с хозяином бронзовые мечи часто символически сгибали.

Бронзовые мечи обладают свойствами, во многом отличными от стальных. Бронза не пружинит, зато может гнуться не ломаясь. Чтобы уменьшить вероятность деформации, бронзовые мечи нередко оснащали внушительными ребрами жесткости. По этой же причине сделать большой меч из бронзы затруднительно, обычно подобное оружие имело сравнительно скромные размеры – около 60 см.

Оружие из бронзы изготавливалось методом литья, поэтому не было особых проблем создавать клинки сложной формы. В качестве примеров можно привести египетский хопеш, персидский копис и греческую махайру. Правда, все эти образцы холодного оружия являлись тесаками или саблями, но не мечами. Бронзовое оружие слабо подходило для пробития доспехов или фехтования, клинки из этого материала чаще применялись для нанесения режущих, нежели колющих ударов.

Некоторые древние цивилизации использовали и большой меч из бронзы. При проведении раскопок на острове Крит были найдены клинки длиною более метра. Считается, что они были изготовлены примерно в 1700 году до нашей эры.

Мечи из железа научились изготовлять примерно в VIII веке до новой эры, а V столетии они уже получили широкое распространение. хотя бронзу применяли наряду с железом еще многие столетия. Европа быстрее перешла на железо, поскольку в этом регионе его было гораздо больше, чем месторождений олова и меди, необходимых для создания бронзы.

Среди известных ныне клинков античности можно выделить греческий ксифос, римский гладиус и спату, скифский меч акинак.

Ксифос – это короткий меч с клинком листовидной формы, длина которого составляла примерно 60 см. Им пользовались греки и спартанцы, позже это оружие активно применялось в армии Александра Македонского, ксифосом были вооружены воины знаменитой македонской фаланги.

Гладиус – это еще один знаменитый короткий меч, который был одним из основных видов оружия тяжелой римской пехоты – легионеров. Гладиус имел длину около 60 см и центр тяжести, смещенный к рукояти за счет массивного навершия. Этим оружием можно было наносить и рубящие и колющие удары, особенно эффективен гладиус был в сомкнутом строю.

Спата – большой меч (длиной около метра), который, по-видимому, впервые появился у кельтов или сарматов. Позже спатами была вооружена конница галлов, а затем и римская кавалерия. Впрочем, спату применяли и пешие римские воины. Изначально этот меч не имел острия, он был чисто рубящим оружием. Позже спата стала пригодной для нанесения колющих ударов.

Акинак. Это короткий одноручный меч, которым пользовались скифы и другие народы Северного Причерноморья и Ближнего Востока. Следует понимать, что греки часто называли скифами все племена, кочующие по причерноморским степям. Акинак имел длину 60 см, весил около 2 кг, обладал прекрасными колющими и режущими свойствами. Перекрестье этого меча имело сердцевидную форму, а навершие напоминало брус или полумесяц.

Мечи эпохи рыцарства

«Звездным часом» меча, впрочем, как и многих других видов холодного оружия, стало Средневековье. Для этого исторического периода меч был чем-то большим, чем просто оружие. Средневековый меч развивался более тысячи лет, его история началась примерно в V веке с появлением германской спаты, и завершилась в XVI столетии, когда ему на смену пришла шпага. Развитие средневекового меча было неразрывно связано с эволюцией доспеха.

Распад Римской империи ознаменовался упадком военного искусства, утратой многих технологий и знаний. Европа погрузилась в мрачные времена раздробленности и междоусобных войн. Значительно упростилась тактика боя, уменьшилась численность армий. В эпоху Раннего Средневековья сражения в основном проходили на открытой местности, оборонительной тактикой противники, как правило, пренебрегали.

Этот период характеризуется практически полным отсутствием доспехов, разве только знать могла позволить себе кольчуги или пластинчатые доспехи. Из-за упадка ремесел меч из оружия рядового бойца превращается в вооружение избранной элиты.

В начале первого тысячелетия Европу «лихорадило»: шло Великой переселение народов, и племена варваров (готы, вандалы, бургунды, франки) создавали новые государства на территориях бывших римских провинций. Первым европейским мечом считается германская спата, его дальнейшим продолжением – меч меровингского типа, названный в честь французской королевской династии Меровингов.

Меровингский меч имел клинок длиною примерно 75 см с закругленным острием, широким и плоским долом, толстой крестовиной и массивным навершием. Клинок практически не сужался к острию, оружие больше подходило для нанесения режущих и рубящих ударов. В то время боевой меч могли позволить себе только весьма обеспеченные люди, поэтому меровингские мечи богато украшали. Этот тип меча находился в употреблении примерно до IX века, но уже в VIII столетии ему на смену стал приходить меч каролингского типа. Это оружие еще называют мечом эпохи викингов.

Примерно в VIII столетии нашей эры в Европу пришла новая напасть: с севера начались регулярные набеги викингов или норманнов. Это были свирепые светловолосые воины, не знавшие пощады или жалости, бесстрашные мореходы, бороздившие просторы европейских морей. Души погибших викингов с поля боя забирали златокудрые девы-воительницы прямиком в чертоги к Одину.

На самом деле мечи каролингского типа производили на континенте, а в Скандинавию они попадали в качестве военной добычи или обычного товара. У викингов существовал обычай захоронения меча вместе с воином, поэтому большое количество каролингских мечей найдено именно в Скандинавии.

Каролингский меч во многом похож на меровингский, но он более изящен, лучше сбалансирован, у клинка появляется хорошо выраженное остриё. Меч все еще оставался дорогим оружием, согласно распоряжениям Карла Великого, им обязательно должны быть вооружены кавалеристы, тогда как пешие воины, как правило, использовали что-нибудь попроще.

Вместе с норманнами каролингский меч попал и на территорию Киевской Руси. На славянских землях даже существовали центры, где изготавливалось подобное оружие.

Викинги (как и древние германцы) относились к своим мечам с особым пиететом. В их сагах немало рассказов об особых волшебных мечах, а также о фамильных клинках, передающихся из поколения в поколение.

Примерно во второй половине XI века началось постепенное превращение каролингского меча в рыцарский или романский меч. В это время в Европе начался рост городов, быстро развивались ремесла, значительно повысился уровень кузнечного дела и металлургии. Форму и характеристики любого клинка в первую очередь обуславливало защитное обмундирование противника. В то время оно состояло из щита, шлема и доспехов.

Чтобы научится владеть мечом, будущий рыцарь начинал тренировки с раннего детства. Примерно в семилетнем возрасте его обычно отправляли к какому-нибудь родственнику или дружественному рыцарю, где мальчик продолжал осваивать секреты благородного боя. Лет в 12-13 он становился оруженосцем , после чего его обучение продолжалось еще 6-7 лет. Затем юношу могли посвятить в рыцари либо же он продолжал службу в ранге «благородного оруженосца». Разница была небольшой: рыцарь имел право носить меч на поясе, а оруженосец крепил его к седлу. В Средние века меч однозначно отличал свободного человека и рыцаря от простолюдина или раба.

Простые воины в качестве защитной экипировки обычно носили кожаные панцири, изготовленные из особо обработанной кожи. Знать использовала кольчужные рубахи или кожаные панцири, на которые нашивались металлические пластины. До XI столетия шлемы также изготавливались из обработанной кожи, усиленной металлическими вставками. Однако позже шлемы в основном стали производить из металлических пластин, пробить которые рубящим ударом было крайне проблематично.

Важнейшим элементом защиты воина был щит. Его изготавливали из толстого слоя дерева (до 2 см) прочных пород и покрывали сверху обработанной кожей, а иногда и усиливали металлическими полосами или заклепками. Это была весьма действенная защита, мечом такой щит было не пробить. Соответственно, в бою нужно было попасть в часть тела противника, не прикрытую щитом, при этом меч должен был пробить вражеские доспехи. Это привело к изменениям в дизайне меча раннего Средневековья. Обычно они имели следующие критерии:

  • Общую длину около 90 см;
  • Сравнительно небольшой вес, который позволял легко фехтовать одной рукой;
  • Заточку клинков, рассчитанную на нанесение эффективного рубящего удара;
  • Вес такого одноручного меча не превышал 1,3 кг.

Примерно в середине XIII века происходит настоящая революция в вооружении рыцаря – широкое распространение получают пластинчатые латы. Чтобы пробить такую защиту, нужно было наносить колющие удары. Это привело к значительным изменениям формы романского меча, он начал сужаться, все более выраженным стало остриё оружия. Изменялось и сечение клинков, они стали толще и тяжелее, получили ребра жесткости.

Примерно с XIII века значение пехоты на полях сражений начало стремительно возрастать. Благодаря улучшению пехотного доспеха стало возможным резко уменьшить щит, а то и вовсе отказаться от него. Это привело к тому, что меч для усиления удара стали брать в обе руки. Так появился длинный меч, разновидностью которого является меч-бастард. В современной исторической литературе он носит название «полуторный меч». Бастарды еще называли «боевыми мечами» (war sword) — оружие такой длины и массы не носили с собой просто так, а брали на войну.

Полуторный меч привел к появлению новых приемов фехтования – технике половины руки: клинок затачивался только в верхней трети, а его нижнюю часть можно было перехватывать рукой, дополнительно усиливая колющий удар.

Это оружие можно назвать переходной ступенью между одноручными и двуручными мечами. Периодом расцвета длинных мечей стала эпоха позднего Средневековья.

В этот же период получают широкое распространение двуручные мечи. Это были настоящие великаны среди своих собратьев. Общая длина этого оружия могла достигать двух метров, а вес – 5 килограммов. Двуручные мечи использовались пехотинцами, для них не изготовляли ножен, а носили на плече, как алебарду или пику. Среди историков и сегодня продолжаются споры, как именно использовалось это оружие. Наиболее известными представителями этого типа оружия являются цвайхандер, клеймор, эспадон и фламберг – волнистый или изогнутый двуручный меч.

Практически все двуручные мечи имели значительное рикассо, которое часто покрывали кожей для большего удобства фехтования. На конце рикассо нередко располагались дополнительные крюки («кабаньи клыки»), которые защищали руку от ударов противника.

Клеймор. Это тип двуручного меча (были и одноручные клейморы), который использовался в Шотландии в XV-XVII столетии. Клеймор в переводе с гэльского означает «большой меч». При этом следует отметить, что клеймор был самым маленьким из двуручных мечей, его общий размер достигал 1,5 метра, а длина клинка – 110-120 см.

Отличительной чертой этого меча была форма гарды: дужки крестовины изгибались в сторону острия. Клеймор был самым универсальным «двуручником», сравнительно небольшие габариты позволяли использовать его в разных боевых ситуациях.

Цвайхендер. Знаменитый двуручный меч германских ландскнехтов, причем особого их подразделения – доппельсолднеров. Эти воины получали двойное жалованье, они сражались в первых рядах, перерубая пики противника. Понятно, что такая работа была смертельно опасна, кроме того, требовала большой физической силы и отличных навыков владения оружием.

Этот гигант мог достигать длины 2 метров, имел двойную гарду с «кабаньими клыками» и рикассо, обтянутое кожей.

Эспадон. Классический двуручный меч, который наиболее часто использовался в Германии и Швейцарии. Общая длина эспадона могла доходить до 1,8 метра, из которых 1,5 метра приходилось на клинок. Чтобы увеличить пробивную способность меча, его центр тяжести часто смещали ближе к острию. Вес эспадона составлял от 3 до 5 кг.

Фламберг. Волнистый или изогнутый двуручный меч, он имел клинок особой пламевидной формы. Чаще всего это оружие использовалось в Германии и Швейцарии в XV-XVII столетиях. В настоящее время фламберги находятся на вооружении гвардии Ватикана.

Изогнутый двуручный меч – это попытка европейских оружейников совместить в одном виде оружия лучшие свойства меча и сабли. Фламберг имел клинок с рядом последовательных изгибов, при нанесение рубящих ударов он действовал по принципу пилы, рассекая доспех и нанося страшные, долго незаживающие раны. Изогнутый двуручный меч считался «негуманным» оружием, против него активно выступала церковь. Воинам с таким мечом не стоило попадать в плен, в лучшем случае их сразу же убивали.

Длина фламберга составляла примерно 1,5 м, весил он 3-4 кг. Также следует отметить, что стоило такое оружие гораздо дороже обычного, потому что было весьма сложным в изготовлении. Несмотря на это, подобные двуручные мечи часто использовали наемники во время Тридцатилетней войны в Германии.

Среди интересных мечей периода позднего Средневековья стоит еще отметить так называемый меч правосудия, который использовали для исполнения смертных приговоров. В Средние века головы рубили чаще всего с помощью топора, а меч использовали исключительно для обезглавливания представителей знати. Во-первых, это было более почетным, а во-вторых, казнь с помощью меча приносила жертве меньше страданий.

Техника обезглавливания мечом имела свои особенности. Плаха при этом не использовалась. Приговоренного просто ставили на колени, и палач одним ударом сносил ему голову. Можно еще добавить, что «меч правосудия» совсем не имел острия.

К XV столетию меняется техника владения холодным оружием, что приводит к изменениям клинкового холодного оружия. В это же время все чаще применяется огнестрельное оружие, которое с легкостью пробивает любой доспех, и в результате он становится почти не нужен. Зачем носить на себе кучу железа, если оно не может защитить твою жизнь? Вместе с доспехом в прошлое уходят и тяжелые средневековые мечи, явно носившие «бронебойный» характер.

Меч все больше становится колющим оружием, он сужается к острию, становится толще и уже. Изменяется хват оружия: чтобы наносить более эффективные колющие удары, мечники охватывают крестовину снаружи. Очень скоро на ней появляются специальные дужки для защиты пальцев. Так свой славный путь начинает шпага.

В конце XV - начале XVI века гарда меча значительно усложняется с целью более надежной защиты пальцев и кисти фехтовальщика. Появляются мечи и палаши, в которых гарда имеет вид сложной корзины, в состав которой входят многочисленные дужки или цельный щиток.

Оружие становится легче, оно получает популярность не только у знати, но и большого количества горожан и становится неотъемлемой частью повседневного костюма. На войне еще используют шлем и кирасу, но в частых дуэлях или уличных драках сражаются без всяких доспехов. Искусство фехтования значительно усложняется, появляются новые приемы и техники.

Шпага – это оружие с узким рубяще-колющим клинком и развитым эфесом, надежно защищающим руку фехтовальщика.

В XVII столетии от шпаги происходит рапира – оружие с колющим клинком, иногда даже не имеющее режущих кромок. И шпага, и рапира предназначались для ношения с повседневным костюмом, а не с доспехами. Позже это оружие превратилось в определенный атрибут, деталь облика человека благородного происхождения. Еще необходимо добавить, что рапира была легче шпаги и давала ощутимые преимущества в поединке без доспехов.

Наиболее распространенные мифы о мечах

Меч – это самое культовое оружие, придуманное человеком. Интерес к нему не ослабевает и в наши дни. К сожалению, сложилось немало заблуждений и мифов, связанных с этим видом оружия.

Миф 1. Европейский меч был тяжел, в бою его использовали для нанесения контузии противнику и проламывание его доспехов — как обычную дубину. При этом озвучиваются абсолютно фантастические цифры массы средневековых мечей (10-15 кг). Подобное мнение не соответствует действительности. Вес всех сохранившихся оригинальных средневековых мечей колеблется в диапазоне от 600 гр до 1,4 кг. В среднем же клинки весили около 1 кг. Рапиры и сабли, которые появились значительно позже, имели схожие характеристики (от 0,8 до 1,2 кг). Европейские мечи являлись удобным и хорошо сбалансированным оружием, эффективным и удобным в бою.

Миф 2. Отсутствие у мечей острой заточки. Заявляется, что против доспехов меч действовал как зубило, проламывая его. Подобное допущение также не соответствует действительности. Исторические документы, дошедшие до наших дней, описывают мечи как острозаточенное оружие, которое могло перерубить человека пополам.

Кроме того, сама геометрия клинка (его сечение) не позволяет сделать заточку тупоугольной (как у зубила). Исследования захоронений воинов, погибших в средневековых битвах, также доказывают высокую режущую способность мечей. У павших обнаружены отрубленные конечности и серьезные рубленые раны.

Миф 3. Для европейских мечей использовали «плохую» сталь. Сегодня много говорят о превосходной стали традиционных японских клинков, которая, якобы, являются вершиной кузнечного искусства. Однако историкам абсолютно точно известно, что технология сваривания различных сортов стали с успехом применялась в Европе уже в период античности. На должном уровне находилась и закалка клинков. Хорошо известны были в Европе и технологии изготовления дамасских ножей , клинков и прочего. Кстати, не существует доказательств, что Дамаск в какой-либо период являлся серьезным металлургическим центром. В целом же миф о превосходстве восточной стали (и клинков) над западной родился еще в XIX веке, когда существовала мода на все восточное и экзотическое.

Миф 4. Европа не имела своей развитой системы фехтования. Что тут сказать? Не следует считать предков глупее себя. Европейцы вели практически непрерывные войны с использованием холодного оружия на протяжении нескольких тысяч лет и имели древние воинские традиции, поэтому они просто не могли не создать развитую систему боя. Это факт подтверждается историками. До настоящего времени сохранилось немало пособий по фехтованию, самые старые из которых датируются XIII веком. При этом многие приемы из этих книг больше рассчитаны на ловкость и скорость фехтовальщика, чем на примитивную грубую силу.

В почте, которая приходит на редакционный e-mail, часто встречается один и тот же вопрос.

Люди хотят знать, сколько весит меч князя Александра Невского. Увы, тут совсем не все просто.

Известны три меча, которые приписывают русским князьям. Это каролингский меч князя Святослава Игоревича, готический меч князя Псковского Довмонта и полутораручный меч еще одного князя Псковского - Всеволода. Бегло коснемся каждого из них.

Меч князя Святослава Игоревича

Словом, налицо подмена. Видимо, настоящий меч князя Всеволода пришел в негодность от времени или был утерян. Тогда-то его и заменили самым лучшим, самым достойным памяти великого князя, мечом.

Меч князя Псковского Довмонта

С мечом князя Довмонта тоже не все просто. Начнем с того, что сам князь Довмонт весьма интересная личность. Он был изгнан из Прибалтики, где княжил и обрел новую родину во Пскове. Псковичи под его началом одержали победу над Тевтонским орденом в битве при рыцарском замке Раквере - это сражение еще называют Раковорской битвой.

Легендарный исследователь и коллекционер мечей Эварт Окшотт указывает, что мечи готического типа применялись еще в конце , однако в широкое употребление вошли именно в XIV столетии.

И здесь ситуация «50 на 50». В принципе, Довмонт мог владеть таким мечом, однако тогда это должен быть один из самых первых мечей своего типа. И если это окажется правдой, то у нас есть еще один повод для национальной гордости.

Меч князя Бориса, брата Глеба

Еще в древнерусской литературе упоминается меч князя Бориса - имеются в виду весьма чтимые в древнерусских дружинах святые мученики князья Борис и Глеб.

Так же считается, что меч князя Бориса висел в комнате у князя Андрея Боголюбского. После того, как заговорщики убили князя, один из убийц забрал этот меч себе. В дальнейшем оружие больше нигде и никогда не упоминалось.

А как же меч князя Александра?

Науке он неизвестен. Однако не надо сдаваться. Сейчас все решим.

Разумеется, меч у Александра Невского был, и, скорее всего, даже не один. Возможно, даже, это один из тех мечей, что лежат в наших музеях, в запасниках или на витринах. Другое дело, что мы его не знаем «в лицо».

Но мы можем воспользоваться дедуктивным методом старины Холмса. Итак, сперва вспомним, когда жил Александр Невский.

Даты его жизни: 13 мая 1221 - 14 ноября 1263. Иными словами середина XIII века.
Это время меча романского типа.

Наверху - меч переходного типа, от каролингского к романскому. Внизу - меч романского типа. У него длинная тонкая гарда, берегущая руку воина, и дол, который заметно короче самого клинка.

Следовательно, меч князя Александра Невского, как типичное оружие своего времени, тоже должен был весить около килограмма с четвертью.

Mein Herz mein Geist meine Seele, lebt nur für dich, mein Tod mein Leben meine Liebe, ist nichts ohne Dich // Теневая смутьянка

Информация, о которой будет говориться чуть ниже, никаким боком не относится к реалиям компьютерных игр, где возможно все, что угодно, даже мечи в рост с человека.
Некоторое время назад, написала я рассказ по «LoS», в котором фигурировали мечи. Мальчик 8-9 лет отроду по моему плану не должен был его поднять в силу тяжести меча. Долго я мучилась, думала, сколько же весит обычный рыцарский меч, и действительно ли его не сможет поднять ребенок? На то время я работала сметчиком, и в документах фигурировали металлические детали гораздо объемнее меча, но весящие на порядок меньше задуманной цифры. И вот, отправилась я на широкие просторы интернета искать правду о средневековом рыцарском мече.
К моему удивлению, меч рыцаря весил не много, около 1,5-3 кг, что разбивало мою теорию в пух и прах, а тяжелый двуручник едва набирал 6 кг!
Откуда же эти мифы о 30-50 килограммовых мечах, которыми так легко размахивали богатыри?
А мифы из сказок и компьютерных игр. Они красивы, впечатляющие, но не имеют под собой никакой исторической правды.
Рыцарское обмундирование было таким тяжелым, что только одна броня весила до 30 кг. Меч был более легким, чтобы рыцарь совсем не отдал богу душу в первые же пять минут активного размахивания тяжелым оружием.
Да и если рассуждать логически смогли бы вы долго работать 30ти килограммовым мечом? Сможете ли вы его вообще поднять?
А ведь некоторые битвы длились не пять минут, и не 15ть, они растягивались на часы, сутки. И твой соперник вряд ли скажет: «Послушайте, сэр Х, давайте сделаем перерыв, что-то я совсем умахался своим мечом», «А давайте, я устал не меньше вашего. Сядем под тем деревом».
И тем более никто не скажет: «Битва! Стой! Раз-два! Кто устал, поднимаем руки! Так, ясно. Рыцари могут отдыхать, лучники – продолжать».
Впрочем, попытайтесь сами поработать с 2-3 килограммовым мечом в руках с пол часа, гарантирую незабываемые впечатления.
И вот, так постепенно, мы подошли к уже имеющейся, зафиксированной историками как факт информации о средневековых мечах.

Интернет привел меня в страну Википедии, где я прочитала интереснейшую информацию:
Меч - холодное оружие, состоящее из прямого металлического клинка и рукояти. Клинки мечей обоюдоострые, реже заточенные только с одной стороны. Мечи бывают рубящие (древнеславянский и древнегерманский типы), рубяще-колющие (Меч Каролингов, Русский меч, спата), колюще-рубящие (гладиус, акинак, ксифос), колющие (кончар, эсток). Деление обоюдоострого рубяще-колющего оружия на мечи и кинжалы довольно условно, чаще всего меч отличается более длинным клинком (от 40 см). Масса меча колеблется от 700 г (гладиус) до 6 кг (цвайхандэр, фламберг). Масса одноручного рубящего или рубяще-колющего меча составляла от 0,9 до 2 кг.

Меч являлся наступательно-оборонительным оружием профессионального воина. Для владения мечом требовались длительные тренировки, годы практики и специальная физическая подготовка. Отличительной особенностью меча является его универсальность:
- использовали как пешие так и конные воины;
- рубящие удары мечом отличаются особой мощностью, особенно при рубке с седла, как против бездоспешных ратников, так и воинов в доспехах (дырок для удара в ранних доспехах было достаточно и качество доспеха всегда было сомнительно);
- колющими ударами меча можно проколоть кирасу и зерцало, если качество меча превосходило качество доспеха;
- ударом меча по шлему можно оглушить противника или убить, если меч пробьёт шлем.

Часто к мечам ошибочно относят различные виды изогнутого клинкового оружия, в частности: хопеш, копис, фалката, катана (японский меч), вакидзаси, а также ряд видов прямого клинкового оружия с односторонней заточкой, в частности: скрамасакс, фальшион.

Появление первых бронзовых мечей относят к началу 2-го тысячелетия до н. э., когда появилась возможность изготавливать клинки большего размера, чем у кинжалов. Мечи активно использовались до конца XVI века. В XVII веке мечи в Европе были окончательно заменены на шпаги и палаши. На Руси сабля окончательно вытеснила меч к концу XIV века.

Мечи средних веков (Запад).

В Европе меч в Средние Века получил широкое распространение, имел множество модификаций и активно использовался до Нового Времени. Меч менялся на всех этапах Средневековья:
Раннее Средневековье. Германцы использовали однолезвийные клинки с хорошими рубящими свойствами. Яркий пример - скрамасакс. На развалинах Римской Империи наибольшей популярностью пользуется спата. Бои ведутся на открытом пространстве. Оборонительная тактика применяется крайне редко. В результате, в Европе господствует рубящий меч с плоским или закругленным острием, узкой, но толстой крестовиной, короткой рукоятью и массивным навершием. Сужения клинка от рукояти к острию практически нет. Дол достаточно широкий и неглубокий. Масса меча не превышает 2 кг. Такой тип меча принято называть меровингским. Каролингский меч отличается от меровингского, главным образом, заостренным концом. Но и этот меч использовался как рубящее оружие, несмотря на заостренный конец. Скандинавский вариант древнегерманского меча отличается большей шириной и меньшей длиной, поскольку кавалерию древние скандинавы практически не использовали ввиду географического положения. Древнеславянские мечи по конструкции от древнегерманских практически не отличались.

Современная реконструкция кавалерийской спаты II в.
Высокое Средневековье. Происходит рост городов и ремесел. Растет уровень кузнечного мастерства и металлургии. Происходят Крестовые походы и междоусобицы. На смену кожаным доспехам приходят металлические. Возрастает роль кавалерии. Набирают популярность рыцарские турниры и дуэли. Бои часто проходят в тесноте (замки, дома, узкие улицы). Все это накладывает отпечаток на меч. Господствует рубяще-колющий меч. Лезвие становится более длинным, толстым и узким. Дол узкий и глубокий. Клинок сужается к острию. Удлиняется рукоять и навершие становится небольшим. Крестовина становится широкой. Масса меча не превышает 2 кг. Это так называемый романский меч.

Позднее Средневековье. Идет экспансия в другие страны. Тактика ведения боевых действий становится все более разнообразной. Используются доспехи с высокой степенью защиты. Все это сильно влияет на эволюцию меча. Разнообразие мечей - колоссально. Помимо однуручных мечей (ручник) встречаются полутораручные (полуторник) и двуручные мечи (двуручник). Появляются колющие мечи и мечи с волнистым лезвием. Начинает активно использоваться сложная гарда, обеспечивающая максимальную защиту кисти, и гарда типа «корзина».

А вот то, что касается мифов и легенд относительно веса мечей:

Как и всякое другое оружие, имеющее культовый статус, имеется целый ряд мифов и устаревших представлений об этом виде оружия, которые порой по сей день часто проскакивают даже в научных трудах.
Очень распространён миф, который гласит, что европейские мечи весили несколько килограмм и в основном применялись для контузии противника. Рыцарь бил мечом как дубиной по доспеху и добивался победы нокаутом. Часто называют вес до 15 килограмм или 30-40 фунтов. Эти данные не соответствуют действительности: сохранившиеся оригиналы прямых европейских боевых мечей колеблются от 650 до 1400 граммов. Большие «ландскнехтовские двуручники» не входят в эту категорию, так как не являлись классическим мечом рыцаря, а представляли собой окончательную деградацию меча как личного оружия. Средний вес мечей был следовательно 1,1-1,2 кг. Если принять во внимание, что вес боевых рапир (1,1-1,4 кг), палашей (до 1,4 кг) и сабель (0,8-1,1 кг) также был в основном не ниже одного килограмма, то их превосходство и «изящество», так часто упоминаемое фехтовальщиками 18-го и 19-го века и якобы противоположное «тяжёлым мечам древности», более чем сомнительно. Современные же рапиры, шпаги и сабли, предназначенные для спортивного фехтования, не являются «облегченными» копиями боевых оригиналов, а изначально созданными для спорта предметами, рассчитанными не на поражение противника, а на выбивание очков по соответствующим правилам. Вес одноручного меча (тип XII по типологии Эварта Окшотта) может достигнуть где-то 1400 граммов при следующих параметрах: длина клинка 80 см, ширина у гарды 5 см, у конца 2,5 см, толщина 5,5 мм. Данная полоса углеродистой стали просто физически не в состоянии весить больше. Только при толщине клинка в 1 см можно достигнуть трёх килограмм, или же с применением тяжёлых металлов в качестве материала клинка - что само по себе нереально и непрактично. Такие мечи неизвестны ни историкам, ни археологам.

Если простой рыцарский меч не обладал тем весом, который приписывали его во многих легендах, может быть двуручный меч был тем динозавром в стане оружия рыцаря?

Особую, резко ограниченную по своему назначению и способу использования, разновидность прямых мечей представляли собой гиганты весом 3,5-6 кг с клинками длиной 120-160 см - двуручники. Их можно назвать мечами среди мечей, ибо те приемы владения, которые для более коротких вариантов были желательны, для двуручного меча оказывались единственно возможны.

Выгода двуручников заключалась в их способности пробивать сплошные доспехи (при такой длине клинка его конец двигался очень быстро, а вес обеспечивал большую инерцию) и большой досягаемости (Спорный вопрос - воин с одноручным оружием имел практически такую же досягаемость что и воин с двуручным мечом. Это происходило из-за невозможности полного разворота плеч при работе двумя руками). Эти качества были особенно важны, если пеший бился против конного в полном вооружении. Двуручный меч применялся, в основном, для поединков или в разорванном строю, так как требовал большого пространства для размаха. Против копья двуручный меч давал спорное преимущество - возможность перерубить древко копья противника и, фактически, обезоружить его на несколько секунд (пока копейщик не вытащит припасенное на этот случай оружие, если оно есть) сводилась на нет тем, что копейщик был гораздо мобильнее и подвижнее. Тяжелым двуручником (к примеру, европейским эспадоном) скорее можно было сбить жало копья в сторону, чем перерубить.

Выкованные из передельной стали двуручники, в том числе и «пламенеющие клинки» - фламберги (фламбержи), преимущественно выступали в качестве вооружения наемной пехоты XVI века и предназначались для борьбы с рыцарской кавалерией. Популярность данного клинка у наемников доходила до такой степени, что специальной буллой папы римского клинки с несколькими изгибами (не только фламберги, но и мечи с более короткими «пламенеющими» клинками) были признаны негуманным, не «христианским» оружием. Воину, взятому в плен с таким мечом, могли отрубить правую руку или даже убить.

Ничего магического в волнистом лезвии фламберга, кстати, не содержалось, - выгнутая кромка имела лучшие режущие свойства и при поражении получался «эффект пилы» - каждый изгиб наносил свой разрез, оставляя в ране лепестки плоти, которые мертвели и начинали загнивать. А кроме того, при скользящих ударах фламберг наносил большие повреждения, чем прямой меч.

Что же такое? Получается все, что мы знали о рыцарских мечах неправда?
Правда, но лишь частичная. Управлять очень тяжелым мечом было не реально. Не каждый воин обладал силищей Конана Варвара, а потому, смотреть на вещи надо более реально.

Более подробно о мечах той эпохи можно ознакомится по этой ссылке.

«О, рыцари, вставайте, настал деяний час!
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.
Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен»
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)

На сайте ВО было опубликовано уже достаточное количество статей, посвященных теме рыцарского вооружения и, в частности, рыцарским доспехам. Однако тема эта настолько интересная, что углубляться в нее можно еще очень долго. Причина очередного к ней обращения - банальный… вес. Вес доспехов и оружия. Увы, недавно опять спрашивал студентов о том, сколько весит рыцарский меч, и получил следующий набор цифр: 5, 10 и 15 килограммов. Кольчугу в 16 кг они посчитали очень легкой, хотя и не все, а вес латного доспеха в 20 с небольшим кило просто смешным.

Фигуры рыцаря и коня в полном защитном снаряжении. Традиционно рыцарей себе представляли именно такими - «закованными в латы». (Кливлендский музей искусств)

На ВО, естественно, «дела с весом» из-за регулярных публикаций на эту тему обстоят много лучше. Однако мнение о непомерной тяжести «рыцарского костюма» классического типа не изжито до сих пор и здесь. Поэтому есть смысл к этой теме вернуться и рассмотреть ее на конкретных примерах.




Западноевропейская кольчуга (хауберк) 1400 - 1460 гг. Вес 10.47 кг. (Кливлендский музей искусств)

Начнем с того, что британские историки вооружения создали очень разумную и четкую классификацию доспехов по их специфическим характеристикам и в итоге поделили все Средневековье, ориентируясь, естественно, по доступным источникам, на три эпохи: «эпоху кольчуги», «эпоху смешанного кольчужно-пластинчатого защитного вооружения» и «эпоху цельнокованых доспехов». Все три эпохи вместе составляют период с 1066 по 1700 год. Соответственно первая эпоха имеет рамки 1066 - 1250, вторая - эпоха кольчужно-пластинчатой брони - 1250 - 1330. А вот дальше так: выделяется ранний этап в развитии рыцарских пластинчатых доспехов (1330 - 1410), «великий период» в истории рыцарей в «белых доспехах» (1410 - 1500) и эпоха заката рыцарских доспехов (1500 - 1700 гг.).


Кольчуга вместе со шлемом и бармицей (авентайл) ХIII - XIV вв. (Королевский Арсенал, Лидс)

В годы «замечательного советского образования» о такой периодизации у нас и слыхом не слыхали. Зато в школьном учебнике «История средних веков» для VΙ класса в течение многих лет с некоторыми перепевами можно было прочитать следующее:
«Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Конный воин - рыцарь - был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубашка, сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из железных пластин.


Классические рыцарские латы, о которых в учебниках для школы и вузов чаще всего и шла речь. Перед нами итальянские доспехи XV в., реставрированные в XIX в. Рост 170.2 см. Вес 26.10 кг. Вес шлема 2850 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые так же были защищены доспехами. Вооружение рыцаря было очень тяжелым: оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неповоротлив и неуклюж. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и обычно попадал в плен. Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка, феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья.


Германские латы 1535 г. Предположительно из Брунсвика. Вес 27.85 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевой конь и рыцарское вооружение стоили очень дорого: за все это нужно было отдать целое стадо - 45 коров! Нести рыцарскую службу мог землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело стало занятием почти исключительно феодалов» (Агибалова, Е.В. История средних веков: Учебник для 6-го класса/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.: Просвещение, 1969. С.33; Голин, Э.М. История средних веков: Учебное пособие для 6 класса вечерней (сменной) школы / Э.М. Голин, В.Л. Кузьменко, М.Я. Лойберг. М.: Просвещение, 1965. С. 31-32.)


Рыцарь в доспехах и конь в конских латах. Работа мастера Кунца Лохнера. Нюрнберг, Германия 1510 - 1567 гг. Датируется 1548 г. Общий вес снаряжения всадника вместе с конскими доспехами и седлом 41.73 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Только лишь в 3-м издании учебника «История средних веков» для VΙ класса средней школы В.А. Ведюшкина, вышедшем в 2002 г., описание рыцарского вооружения стало несколько по-настоящему продуманным и соответствующим вышеназванной периодизации, используемой сегодня историками всего мира: «Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с ХΙV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, так же защищенных доспехами».


Доспех императора Фердинанда I (1503-1564) Оружейник Кунц Лохнер. Германия, Нюрнберг 1510 - 1567 гг. Датируется 1549 г. Рост 170.2 см. Вес 24 кг.

То есть в первом случае умышленно или по невежеству доспехи по эпохам разделялись упрощенно, при этом вес в 50 кг приписывался как доспехам «эпохи кольчуги», так и «эпохе цельнометаллических доспехов» без разделения на собственно доспехи рыцаря и доспехи его коня. То есть, судя по тексту, нашим детям предлагалась информация о том, что «воин был неповоротлив и неуклюж». По сути, первыми статьями о том, что это на самом деле не так, стали публикации В.П. Горелика в журналах «Вокруг света» в 1975 году, однако в учебники для советской школы эта информация в то время так и не попала. Причина понятна. На чем угодно, на каких угодно примерах показать превосходство военного дела русских воинов над «псами-рыцарями»! К сожалению, инертность мышления и не слишком-то уж большая значимость данной информации затрудняют распространение информации, соответствующей данным науки.


Доспешный гарнитур 1549 г., принадлежавший императору Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Как видите, вариант на фото представляет собой турнирные доспехи, поскольку на них присутствует грангарда. Однако ее можно было снять и тогда доспехи становились боевыми. Этим достигалась немалая экономия.

Тем не менее положения школьного учебника В.А. Ведюшкина полностью соответствуют действительности. Более того, информация о весе доспехов, ну, скажем, из Метрополитен-музей в Нью-Йорке (как и из других музеев, включая и наш Эрмитаж в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде) была доступна очень давно, однако в учебники Агибалова и Донской почему-то так в свое время и не попала. Впрочем, почему как раз понятно. Ведь у нас же было лучшее образование в мире. Впрочем, это частный случай, хотя и достаточно показательный. Получалось, что были кольчуги, потом - р-р-раз и вот уже латы. Между тем процесс их появления был более чем длительным. Например, лишь около 1350 года отмечалось появление так называемой «металлической груди» с цепями (от одной до четырех), которые шли к кинжалу, мечу и щиту, а иногда на цепь прикрепляли и шлем. Шлемы в это время еще не соединялись с защитными пластинами на груди, но зато под ними носили кольчужные капюшоны, имевшие широкое оплечье. Около 1360 года у лат появились застежки; в 1370 году рыцари уже практически полностью оделись в железные латы, а кольчужную ткань использовали в качестве основы. Появились и первые бригандины - кафтаны, и подбоем из металлических пластинок. Их использовали и как самостоятельный вид защитной одежды, и носили вместе с кольчугой, причем как на Западе, так и на Востоке.


Рыцарский доспех с бригандиной поверх кольчуги и шлемом бацинет. Около 1400-1450 гг. Италия. Вес 18.6 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

С 1385 года бедра стали закрывать латами из сочлененных полос металла. В 1410 году доспехи с полным прикрытием из пластин для всех частей тела распространились по Европе повсеместно, но кольчужное прикрытие горла все еще применялось; в 1430 году на налокотниках и наколенниках появились первые выемки-желобки, а уже к 1450 году латы из листов кованной стали достигли своего совершенства. Начиная с 1475 года, желобки на них приобретают все большую популярность, пока полностью рифленые или же так называемые «максимилиановские доспехи», авторство которых приписывается императору Священной Римской империи Максимилиану I, не становятся мерилом мастерства их изготовителя и состоятельности их владельцев. В дальнейшем рыцарские латы вновь сделались гладкими - на их форму повлияла мода, но навыки, достигнутые в мастерстве их отделки, продолжали развиваться. В броне теперь сражались не только люди. Ее получили и кони, в результате рыцарь с конем превратился в нечто вроде настоящей статуи из полированного и сверкающего на солнце металла!


Еще один «максимилиановский» доспех из Нюрнберга 1525 - 1530 гг. Принадлежал герцогу Ульриху - сыну Генриха Вюрттембергского (1487 - 1550). (Музей истории искусств, Вена)

Хотя… хотя и модники, и новаторы, «бегущие впереди паровоза», тоже были всегда. Например, известно, что в 1410 году некий английский рыцарь по имени Джон де Фиарлес выплатил бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за изготовленные ему доспехи, меч и кинжал, которые он приказал украсить жемчугом и… бриллиантами (!) - роскошь, не только неслыханная по тому времени, но даже для него совсем и не характерная.


Полевые доспехи сэра Джона Скудамора (1541 или 1542-1623). Оружейник Якоб Jacob Халдер (Мастерская в Гринвиче 1558-1608) Около 1587 г., реставрированы в 1915 г. Вес 31.07 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Каждая деталь латного доспеха получила свое название. Например, пластины для бедер получила название кюисс (cuisses), наколенники - полены (poleyns), жамберы (jambers) - для голеней и сабатоны (sabatons) для ступней. Горжет или бевор (gorgets, или bevors), защищали горло и шею, куттеры (couters) - локти, э(с)паулеры, или полдроны (espaudlers, или pauldrons), - плечи, рер(е)брасы (rerebraces) - предплечье, вамбрасы (vambraces) - часть руки вниз от локтя, и гант(е)леты (gantelets) - это «латные перчатки» - защищали кисти рук. К полному набору доспехов принадлежал также и шлем и, по крайней мере, сначала - щит, который впоследствии перестал применяться на поле боя примерно уже к середине XV столетия.


Доспех Генри Герберта (1534-1601), Второго графа Пемброка. Изготовлены около 1585 - 1586 гг. в оружейной мастерской Гринвича (1511 - 1640). Вес 27.24 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что до количества деталей в «белых доспехах», то в латах середины ХV века их общее число могло достигать 200 единиц, а с учетом всех пряжек и гвоздей, вместе с крючками и различными винтами, то даже и до 1000. Вес доспехов составлял 20 - 24 кг, и по телу рыцаря он распределялся равномерно, в отличие от кольчуги, которая давила человеку на плечи. Так что «никакого крана, чтобы посадить такого всадника в его седло, вовсе не требовалось. А сбитый с коня на землю он вовсе не походил на беспомощного жука». Но рыцарь тех лет - это и не гора из мяса и мускулов, и он отнюдь не полагался лишь только на одну грубую силу и звериную свирепость. И если мы обратим внимание на то, как описываются рыцари в средневековых произведениях, то увидим, что очень часто они обладали хрупким (!) и изящным телосложением, и при этом обладали гибкостью, развитой мускулатурой, и были крепкими и весьма проворными, даже будучи одетыми в латы, с отлично развитой мышечной реакцией.


Турнирные доспехи, изготовленные Антоном Пеффенхаузером около 1580 г. (Германия, Аугсбург, 1525-1603) Высота 174.6 см); ширина в плечах 45.72 см; вес 36.8 кг. Следует отметить, что турнирные доспехи обычно всегда были тяжелее боевых. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В последние годы ХV века рыцарское вооружение стало предметом особой заботы европейских государей, и, в частности, императора Максимилиана I (1493 - 1519), которому приписывается создание рыцарского доспеха с желобками по всей их поверхности, в итоге названного «максимилиановским». Его без особых изменений он использовали и в XVI столетии, когда потребовались новые усовершенствования, вызванные непрекращающимся развитием стрелкового оружия.

Теперь совсем немного о мечах, потому что если писать о них подробно, то они заслуживают отдельной темы. Дж. Клементс - известный британский специалист по холодному оружию Средних веков, считает, что именно появление многослойного комбинированного доспеха (например, на эффигии Джона де Креке мы видим целых четыре слоя защитной одежды) привело к появляются «меча в полторы руки». Ну, а клинки у таких мечей колебались от 101 до 121 см, а вес от 1,2 до 1,5 кг. Причем известны клинки для рубящих и колющих ударов, так и уже чисто для колющих. Он отмечает, что такие мечи всадники использовали вплоть до 1500 года, причем особенно популярны они были в Италии и Германии, где получили названия Reitschwert (всаднический) или рыцарский меч. В XVI веке появились и мечи, имеющие волнистые и даже зубчатые пилообразные клинки. При этом сама их длина могла достигать человеческого роста при весе от 1,4 до 2 кг. При этом в Англии подобные мечи появились лишь только около 1480 года. Средний вес меча в Х и ХV вв. составлял 1,3 кг; а в ХVI в. - 900 г. Мечи-бастарды «в полторы руки» имели вес около 1,5 - 1,8 кг, а вес двуручников был редко больше 3 кг. Своего расцвета последние достигли между 1500 - 1600 гг., но всегда являлись оружием пехоты.


Кирасирские латы «в три четверти», ок. 1610-1630 гг. Милан или Брешия, Ломбардия. Вес 39.24 кг. Очевидно, что поскольку у них нет доспехов ниже колен, то вес излишек веса получен за счет утолщения брони.

А вот укороченные латы в три четверти для кирасиров и пистольеров даже в своем укороченном виде весили нередко больше, чем те, что предполагали защиту только лишь от холодного оружия и они были очень тяжелы для носки. Сохранились кирасирские латы, вес которых составлял около 42 кг, т.е. даже больше классических рыцарских доспехов, хотя закрывали они значительно меньшую поверхность тела того, кому они предназначались! Но это, следует подчеркнуть, не рыцарские латы, вот в чем дело!


Конские доспехи, возможно, изготовленные для графа Антонио IV Колаллто (1548-1620), около 1580-1590 гг. Место изготовления: вероятно Брешия. Вес с седлом 42.2 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в броне могла даже плыть. Конский доспех весил 20-40 кг - считанные проценты от собственного веса огромного и сильного рыцарского коня.

СКОЛЬКО ВЕСИЛ РЫЦАРЬ?
Историки и исследователи средних веков И.Фляде и Г.Ленц пишут, что слово “рыцарь” произошло от немецкого “риттер”, а оно в свою очередь, от слова “райтер”, т.е. “всадник”. Этот всадник в полном снаряжении весил… 170 кг!
В XI-XVI веках латные турнирные доспехи, - а турнирные были более массивными, чем боевые, - весили около 40 кг. Боевые, миланской работы, состоявшие из 6 частей - около 30 кг. Все прочее вооружение, вместе с копьем - максимум 20 кг. Что можно сказать о конской броне? Сохранившиеся в музеях мира экземпляры польской и немецкой брони, включавшие в себя нагрудник, накрупник, пластины, защищавшие глаза и шею, весят около 20 кг.

Так что, если сложить все приведенные выше цифры, получится 65-70 кг. Плюс вес массивного седла - 15 кг. Если предположить, что рыцарь весил 80-90 кг, то в итоге имеем 160-170 кг. Именно такой вес несла на себе рыцарская лошадь.

Кони, на которых рыцари вели сражения или выступали на турнирах, своим видом напоминали сегодняшних тяжеловозов, и были совсем не похожи на кавалерийских лошадей более поздних времен.

Рыцарских лошадей разводили в специальных конюшнях, которыми заведовали маршалы. Это был придворный чин, который лишь с XVII века стал воинским званием. Хорошая сильная лошадь стоила целой деревни со 100 крестьянами, а боевые рыцарские доспехи с вооружением стоили столько же, сколько 2-3 лошади, а то и больше. В Будапеште в рыцарском зале Королевского музея выставлены образцы рыцарского оружия. Например, чешская боевая секира XIV века имеет в длину всего 114 см, но поднять и удержать ее над головой может далеко не каждый мужчина. Двуручный меч немецкого рыцаря XV века, т.н. “распятие Христово”, весит 16,6 кг и имеет длину 170 см. В поход рыцарь отправлялся не один. За ним следовали оруженосец (он и вез двуручный меч, привязанный к коню), два лучника, пеший копейщик и два слуги. Этот отряд назывался “копьем”. Крупный рыцарский замок мог выставить до 10 и более таких “копий”.

КАКОЙ СИЛОЙ ОБЛАДАЛ РЫЦАРЬ?

Судя по летописям и хроникам тех времен - очень немалой. Например, Чезаре Борджиа (сын Папы Римского Александра II) мог ударом меча отрубить голову быку, а ударом кулака опрокинуть лошадь. Польский рыцарь Завиша Парный, герой Грюнвальдской битвы 1410 года, мог выжать рукой сок из ветви дуба, метнуть копье на расстояние 70 метров, перепрыгнуть через лошадь, будучи в легких доспехах. Немецкий рыцарь Конрад фон Своген, согласно хронике XVI века, обороняя свой замок, в течение двух часов без перерыва разил нападавших громадным двуручным мечом, уложив при этом 19 человек. Правитель Цимисхий в полном вооружении, опираясь на копье, мог перепрыгнуть через четырех лошадей, поставленных бок-о-бок, а также поднимал лошадь на плечи и пробегал с ней до 50 метров.

В Лувре находится копье известного французского рыцаря XIV века Мориса де Жийома, которым он, согласно преданию, в боях с англичанами уничтожил за 10 лет 176 человек. Копье весит 19 кг и имеет в диаметре 7 сантиметров. Русский князь Боброк мог татарской саблей разрубить пополам лошадь. Искусный средневековый английский лучник мог из боевого лука (170 см длины) ярдовой стрелой (91 см) с 300 метров пробить рыцарские доспехи. Сарацинский предводитель и талантливый военачальник Салах-Ад-Дин (Саладдин) бился двумя дамасскими саблями одновременно, и однажды в бою с крестоносцами изрубил 9 рыцарей в доспехах, рассекая их от ключицы до бедра.

Вот такие были раньше славные рыцари!

КАК РЫЦАРИ СРАЖАЛИСЬ?

Всегда - верхом. Пешими рыцари бились только на поединках “на утоптанной земле” или на ристалищах: один на один либо группа на группу. У крестоносцев излюбленным построением перед боем был клин, или “свинья”, как его называли славянские воины. Острие клина составляли от 5 до 35 рыцарей, каждый следующий ряд увеличивался на 5-10 человек. В каждом клине было от 200 до 350 всадников. В крупных сражениях крестоносцы образовывали 9 клиньев, которые составляли три боевые линии. Вот как описывал рыцарей XIV века Генрих Сенкевич: “Ну, и храбрецы немцы! Пригнется рыцарь к луке седла, наставит копье и перед битвой один ринется на целое войско, как ястреб на стадо. Какие рыцари лучше всех? Из луков и самострелов лучше всех стреляют англичане и шотландцы, они панцирь с человеком внутри навылет пробивают, а в голубя попадут за сто шагов. Чехи и сербы страх как секирами рубятся. Что до двуручного меча, так тут немец никому не уступит. Швейцарец железным чеканом легко расколет шлем; но нет лучше рыцаря, чем из французской земли. Этот бьется и конный и пеший, на копьях, на мечах или на секирах”.