Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Доспехи средневекового рыцаря. Главное, чтобы костюмчик сидел

Кольчуга. (Германия, XV в.) Длина 73 см, рукава до локтя, диаметр кольца 11 мм проволока 1.6 мм, вес 4.47 кг.

Кольчуга. Длина 71 см, рукава до локтя, проволока 0.9 мм (кольца плоские), диаметр кольца 4 мм, вес 8.8 кг.

(первая половина XV века, Германия). Длина 68 см, Длина рукава (от подмышки) 60 см, проволока 1 мм (кольца полукруглые), диаметр кольца 11 мм, вес 9.015 кг.

Кольчуга с длинными рукавами. (конец XV в.) Длина 71 см, проволока 1 - 1.2 мм (кольца плоские), диаметр кольца 11 - 9.9 мм, вес 7.485 кг.

Кольчужные рукава. (XV - XVI вв.) Общая длина 90 см, длина собственно рукава 64 см, кольца диаметром 5.4 мм двух типов: клепаные (проволока 0.9 мм) и штампованные (0.4 мм), вес 1,94 кг.

Кольчужные рукава. (XVI в.) Общая длина 60 см, длина собственно рукава 53, кольца диаметром 7 мм, вес 1,57 кг.

Кольчужная шапочка (Германия(?) XV в.) Вес 0.59 кг.

Полные доспехи

Гарнитур Томаса Сэквила.
Гринвич. 1590-1600 гг.

Гарнитур Томаса Сэквила (Thomas Sackville), лорда Бакхурста Мастер Джэкоб Хальдер, Гринвич, 1590-1600 гг.

Негравированые части (темные на снимке) были выкрашены в пурпурный цвет (сохранился рисунок в "каталоге" оружейника)

Вес: шлем (без буфа) - 2.8 кг; буф - 1.42 кг; "нашейник" - 1.7 кг; передняя пластина кирасы - 5.38 кг; задняя пластина - 4.03 кг; юбка и налядвяники - 2.3 кг; наплечник левый - 3.7 кг; наплечник правый - 3.5 кг; перчатки - 0.705 кг каждая; набедренники с наколенниками - 1.2 кг каждый; левый понож и ботинок - 1,5 кг; правый понож и ботинок - 1.6.

Общий вес - 32 кг или 70 фунтов

Из турнирных частей к этому доспеху есть только плакат (placate - усиление нагрудника кирассы) весом в 4 кг.

Общий вес - 29 кг или 66 фунтов.


Полные позденеготические доспехи.
Южная Германия. 1475-1485 гг.

Полные позденеготические доспехи. Южная Германия, 1475-1485 гг.

Вес доспеха всадника 27 кг, плюс 7 кг кольчуги.

Вес конских доспехов (включая бронированое седло - 9 кг) 30.07 плюс 3 кг кольчуги.

Общий вес - 67 кг или 148 фунтов.


Турнирный полудоспех "штехцойг".
Ауксбург. ок. 1590 г.

Турнирный полудоспех "штехцойг", Ауксбург, ок. 1590 г.

Толшина шлема (спереди у прорези) 13 мм, вес шлема - 8 кг; толшина нагрудника 3 - 7 мм.

Общий вес - 40.9 кг или 90 фунтов.

Турнирный доспех работы
мастера Антона Пефенхаузера.

Общий вес - 31.06 кг или 68 фунтов.

Боевой доспех работы
мастера Антона Пефенхаузера.

Общий вес 25.58 кг или 56 фунтов.

Защитное снаряжение: список терминов

Словарь подготовлен при непосредственном участии А.Лемешко ([email protected])

Aceton - (акетон) стеганая куртка с рукавами или без. Надевалась как под доспех в 13 и 14 веке, сродни гамбезону .

Armet - (армэ) тип глухого шлема XV в, с двойным забралом и защитой для шеи;

Arming Cap - (подшлемник) тканевая шапка со смягчающим валиком вокруг головы. Поддевалась под кольчатый капюшон или шлем;

Arming Doublet -(дублет) простеганная матерчатая или кожаная куртка рукавами и с кольчужными накладками (см. gussets ). Носилась под латным доспехом, части которого (например наручи) крепились непосредственно к дублету при помощи ремешков (arming points );

Arming points - ремешки, при помощи которых детали доспеха крепились к дублету;

Armour - доспех, общее название;

Aventail - (бармица ) кольчатая защита шеи и нижней части лица, обычно крепившаяся к шлему;

Bard (barb, barding) - общее название конского доспеха. Мог изготавливаться из кольчуги, кожи или простеганой ткани, позднее - из латных деталей (латный конский доспех включал в себя chanfron (защиту морды), crinet (защиту шеи), peytral (защиту груди), crupper (защиту крупа) и flanchards (пластины для защиты боков)). Некоторые из этих деталей для уменьшения веса также могли делаться из специально обработанной кожи (см curbolli ), раскрашиваться и покрываться тканью.

Balonia Sallet - "болонский салад", тип салада, полностью открывающий лицо;

Barbute - (барбют) итальянский открытый шлем (XIV -XV в.), в значительной мере закрывающий лицо и щеки. Т-образный вырез некоторых образцов XV века копирует классические античные образцы (см corinphian barbute ). Существует два объяснения этого названия, буквально означающего "бородатый": шлем "с бородой", то есть с выступами, закрывающими щеки, и "шлем, из-под которого торчит борода владельца". Некоторые барбюты снабжались бармицей (barbute a camalia), некоторые - нет (barbute sin camalia). В Италии XIV-XV века слово "барбют" использовалось для обозначения численности латников в отряде (например, "отряд в 1000 барбют");

Barrel Helm - "ведро" закрытый цилиндрический шлем с прорезью для глаз. Иногда снабжался подвижным забралом;

Bascinet (bassinet, basnet) - (бацинет) сферо-конический открытый шлем (XIV в.). Трансформировался из малого шлема (см. cerveiller ), носимого под Great Helm . Снабжался бармицей. Мог комплектоваться наносником или забралом. В XV веке приобрел более закругленную форму и стал снабжаться латным ошейником вместо бармицы. В XVI веке термином "bassnet-piece" иногда обозначали купольную часть шлема;

Besegew (besague) - круглый (как правило) щиток наплечника, закрывающий подмышку;

Bevor (beaver) - "бувигер", защита для шеи и нижней части лица. Слово может обозначать как часть доспеха, закрывающую подбородок и использовавшуюся с шлемами типа салад в XV веке, так и две нижние подвижные пластины забрала шлемов типа армэ закрывавшие подбородок и лицо;

Bishop"s Mantle (cap of mail) - широкое кольчатое ожерелье, закрывающее плечи;

Bouche - вырез в углу турнирного щита для копья;

Bracer - (наруч) защита для предплечья;

Breastplate - грудная часть кирасы;

Brigandine - (бригантина) защита корпуса, состоящая из пластин нашитых или наклепанных изнутри на тканевую или кожаную основу, снаружи могла обтягиваться бархатом или шелком;

Buff - латная защита подбородка, аналогичная бувигеру. "Складывающийся" буфф (falling buffe) состоял из нескольких пластин с пружинной защелкой и использовался в XVI в с шлемами типа бургиньот;

Buckler - (баклер) маленький круглый кулачный щит;

Burgonet - (бургиньот) открытй шлем XVI века, с козырьком и нащечниками;

Burgundian Sallet - "бургундский салад" тип салада. Глубокий шлем с подвижным забралом;

Byrnie - древнее (англосаксонское) название кольчуги. В настоящее время в основном используется для обозначения кольчуги с короткими рукавами (как противоположность хауберку);

Cabasset - (кабасет) поздний конический шлем с небольшими плоскими полями;

Camail - см. aventail ;

Cap-a-pied - французское название полного доспеха Full Plate ;

Casque - "каска", поздний открытый шлем типа бургиньот;

Cerveiller - "цервейер", небольшой шлем с закругленным куполом, поверх которого в XIII веке надевался большой шлем (см Helm ). Эти шлемы, также называвшиеся бацинетами , непрерывно совершенствовались и в XIV веке полностью вытеснили большие шлемы;

Chainmail - см. mail ;

Chanfron (champfrein, shaffron) - часть конского доспеха (см. bard ); металлический или кожаный наголовник;

Chapel - (шапель) французский аналог Kettle Hat ;

Chausses - кольчатые чулки;

Coat-of-arms - герб, гербовая накидка;

Coat of plates - доспех из крупных пластин, наклепанных изнутри на кожаную или тканевую основу. Ранняя бригантина;

Cod-piece - "гульфик", защита для паха;

Coif - кольчатый капюшон. Сначала составлял одно целое с хауберком, позже изготавливался отдельно;

Collar - "ожерелье", защита груди и шеи, см. Gorget ;

Comb - металлический гребень на шлеме;

Comb morion - морион с высоким гребнем;

Corinthian Barbute - шлем типа барбют, по виду схожий с античным шлемом;

Corslet - поздний доспех т.н. три четверти (без поножей);

Couter - налокотник;

Coventry Sallet - тип салада, с заостренным верхом;

Crest - нашлемное геральдическое украшение (с XIII века);

Crupper - часть конского доспеха, защита крупа (см. bard );

Crinet - часть конского доспеха, защита шеи (см. bard );

Cuirass - кираса - нагрудник и наспинник;

Cuir Bouili (Curbolli) - специальным образом вымоченая (но не "вывареная") и формованая кожа. Применялась как для изготовления бытовых предметов и частей доспехов - как парадных и турнирных, так и боевых;

Cuisee - набедренник;

Culet - защита для ягодиц, крепилась в продолжение наспинника. Задняя часть пластинчатой юбки;

Doublet - см. arming doublet ;

Enarmes - ремни для руки на обратной стороне щита;

Espalier - современный термин, обозначающий наплечник, состоящий из нескольких пластин (см. rerebrace или munnion ). Обычно ламелярный (с XIII века);

Exchange pieces - сменные (съемные) части доспеха для усиления основного доспеха (например для копейной сшибки или пеших поединков). Входили в состав гарнитура (см. garniture );

Fault - "юбка" кирасы, могла переходить в набедренники;

Field Armor - "полевой доспех", боевой доспех;

Finger Gauntlet - латная перчатка с отдельными пальцами;

Foot Combat - пеший поединок;

Frog Mouth Helmet - "жабья голова", тип шлема для копейной сшибки, с мощной защитой шеи и лица. Неподвижно крепился к кирасе;

Full Plate Armour - (фул плэйт) латы - общее название полного латного доспеха с середины XV века;

Gambeson (wambais) - "гамбезон", длинный (до колена) стеганный поддоспешник. Надевался под кольчугу, но мог использоваться и как отдельный доспех более бедными воинами;

Gardbrace - дополнительная пластина, крепившаяся к наплечнику;

Gardlings - накладки на латной перчатке. Располагались над костяшками пальцев и часто богато украшались (на перчатках Черного Принца сделаны в виде леопардов). В случае необходимости с успехом использовались как кастет;

Gamboised Cuisses - стеганые набедренники;

Garniture - "гарнитур", полный доспех (XVI в.) с дополнительными съемными частями (до 30 штук);

Gauntlet - латная перчатка или рукавица (см. mitten gauntlet ). Существовало много вариантов латных перчаток и рукавиц, в том числе briddle gauntlet - для защиты левой руки, державшей поводья или locking gauntlet - латная рукавица, пластины которой могли фиксироваться в закрытом положении, что не позволяло выронить оружие;

Gorget - (ожерелье) защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться со шлемом или с кирасой. После выхода доспеха из употребления эта деталь выродилась в месяцевидную металлическую бляху, которую носили на шее офицеры;

Gothic Armour - "готический доспех" - тип доспеха, распространенный в конце XV века в первую очередь в Германии. Делался из относительно небольших рифленых деталей и обычно комплектовался шлемом типа салад и бувигером. Носки сабатонов готического доспеха обычно острые и длинные, иногда съемные;

Grandguard - деталь турнирного доспеха. Изготовлялась из одной пластины и закрывала целиком левую руку и плечо, а также левую сторону забрала и груди;

Great Helm (heaume, helm) - "большой шлем" - тяжелый закрытый рыцарский шлем с прорезью для глаз. Появился в середине XIII века и использовался на поле боя до середины XIV века, когда его сменил более удобный бацинет. Турнирные варианты "большого шлема" (в том числе "жабья голова") просуществовали до XVI века, став настолько тяжелыми, что их необходимо было крепить винтами к груди и спине;

Great Bascinet - глухой бацинет, с защитой шеи и забралом типа клапвизор;

Greave - (понож) защита голени;

Greenwich Armour - "гринвичский доспех", тип полного доспеха, производившийся в мастерских Гринвича, основанных Генрихом VIII в 1511 году (закрыты в 1637 году);

Guard Chains - цепи для крепления кинжала, меча, щита и шлема;

Guige - ремень, для ношения щита на шее или на плече "через голову";

Gussets - кольчужные или латные "подмышники". Ранний вариант представлял собой куски кольчуги различного размера, нашивавшиеся под мышками дублета. Позднее для той же цели стали употребляться шарнирно скрепленные пластины;

Half Armor - полудоспех (защита рук и корпуса);

Haqueton - см. Aсeton ;

Harness - общее название военного снаряжения (кроме наступательного вооружения), в том числе и доспеха;

Haubergeon - (хаубержон) иногда переводится как короткий хауберк, но скорее всего слова хауберк и хаубержон были синонимами;

Hauberk - (хауберк) длинная кольчуга с длинными рукавами в некоторых случаях с кольчужными рукавицами и капюшоном;

Haute-Piece - дополнительна пластина на наплечнике для защиты шеи;

Heaume - см. Helme ;

Helm - см. Great Helmet ;

Helmet - шлем - общее название;

Hounskull Bascinet (Hundsgugel, Hounskull) - (хундсгугель) "собачья морда", бацинет с длинным коническим забралом. Слово hounskull, искаженный вариант оригинального немецкого названия, считается одним из самых ранних примеров английского солдатского сленга;

Hour-Glass Gauntlet - латная перчатка (XIV в.) с узким запястьем и широким манжетой;

Jack - дублет или куртка усиленная маленькими металлическими пластинками или просто простеганная;

Jamb - см. Schynbald ;

Jambart - см. Schynbald ;

Just - основной вид турнирного состязания - конная копейная сшибка;

Jupon - во второй половине XIV в. накидка на доспех (иногда стеганая). Несла на себе герб и цвета владельца;

Kettle Hat - (кэтл хэт) пехотный шлем, состоящий из полусферы и круглых полей. Название переводится как "котелок" и является очень точным: в Британском музее экспонируются средневековые котелки изготовленные из шлемов этого типа;

Klappvisier Bascinet - "клапвизор", бацинет с коротким плоским или полукруглым забралом;

Mail (maile) - кольчуга. Слово chainmail , также использующееся иногда для обозначения кольчуги является нововведением и не совсем корректно (букв. перевод "кольчуга из цепочек");

Manifer - жесткая, сделанная из одной пластины рукавица для левой руки (происходит от французского main-de-fer, железная рука;

Maximilian Armour - "максимилиановский доспех" современный термин для обозначения широко распространенного в XVI веке тяжелого доспеха с рифлеными или гофрированными плоскостями. От более раннего готического доспеха "максимилианы" отличались массивностью, большим размером пластин, шлемом типа армэ и башмаками с квадратными носами;

Milanese armour - "миланский доспех". Итальянский полный доспех XV века, современник готического доспеха, отличавшийся от него более скругленными формами и меньшим количеством рифленых деталей. В основном производился в Милане и Венеции;

Mitten Gauntlet - латная рукавица;

Morion - (морион) шлем пикинера, конической формы с ладьеобразными полями и высоким гребнем;

Muffler - рукавица, приплетенная к хауберку;

Nasel - наносник, узкая вертикальная пластина для защиты лица. На ранних шлемах крепилась неподвижно, позднее на открытых шлемах "восточного" типа наносник мог подниматься и опускаться;

Pasguard - специальный щиток для локтя левой руки. Использовался в копейных сшибках;

Pauldron - (наплечник) пластина или набор пластин для защиты плечевого сустава и плеча;

Pavise - "павеза" большой "ростовой" щит, род переносного укрепления;

Pickadil - окантовка дублета или подкладки доспеха. Использовалась для снижения лязга и трения (например, наплечников о нагрудник). Считается, что от этого слова происходит название знаменитой лондонской улицы Пикадилли;

Plastron - жесткий нагрудник, предшественник кирасы;

Peytral - часть конского доспеха, нагрудник;

Poldermitton - защита для правой руки в копейной сшибке (от французского "epaule-de-mouton" - баранье плечо);

Poleyn - наколенник. В европейском средневековом доспехе начинает применяться с XIII века, когда первые наколенники (кожаные или металлические) пришнуровывались к кольчужным чулкам;

Queue - копейный крюк на кирасе;

Rerebrace - защита верхней части руки;

Rondel - круглый диск на ножке сзади на основании армэ. Предположительно, прикрывал ремень забрала;

Rondache - см. target ;

Sabaton - (ботинок) защита ступни, крепилась к поножу;

Sallet - (салад) тип шлема, с "хвостом", закрывающим шею сзади. Пришел в XV веке на смену бацинету;

Schynbald - защита голени;

Scale armour - (чешуйчатый доспех) доспех, изготовлявшийся из кожаных (cuir bouilli ) или металлических пластин чешуевидной формы, нашитых на матерчатую или кожаную подкладку;

Sight - смотровая щель в забрале шлема;

Skull - купол (буквально "череп"), верхняя часть шлема, общее название;

Solleret - защита ступни. То же что и sabaton ;

Sparrows Beak Armet - "воробьиный клюв" - шлем типа арме с острым забралом от уорвиковского доспеха;

Spaulder - ламелярный наплечник, для защиты плечевого сустава и верхней части руки;

Surcoat - "суркоат", "котта" тканевое покрытие доспеха для защиты его от дождя и солнца. Могло нести герб или цвета владельца. Появляется в XIII веке и, постепенно укорачиваясь, к середине XIV века превращается в jupon (см.). Самой поздней формой сюркота является табард , появившийся в XV-XVI веке;

Shaffron - часть конского доспеха, наголовник;

Shield - щит - общее название;

Spangenhelm - (спангенхелм) тип раннего сфероконического каркасного шлема;

Sugarloaf helm - ("сахарная голова") переходная форма шлема, нечто среднее между большим шлемом и бацинетом: закрытый шлем с заостренным, как у бацинета, куполом и закрытой, как у большого шлема, лицевой частью. В последней четверти XIV века эти шлемы были полностью вытеснены бацинетами с забралом;

Tabard - "табард" короткая накидка с короткими рукавами открытая с боков с цветами и гербом владельца;

Target - небольшой круглый щит XVI века для пешего боя. То же что и buckler . Позже стал называться рондашом (rondache ). Обычно изготавливался в комплекте с полудоспехом и декорировался в одном стиле с ним;

Tassets - (налядвянник) защита верхней части бедра, крепившаяся к юбке кирасы;

Tonlet - широкая пластинчатая юбка для пешего поединка;

Top Helm - (топ хелм) то же, что и Great Helm ;

Undercap - неглубокий нижний шлем с бармицей, см. cerveiller ;

Umbo - "умбон", металлический шишак на кулачных щитах;

Vambrace - (наруч) защита предплечья (от французского avant-bras);

Vamplate - буквально "передняя пластина" (от французского avant-plate). Чаще всего этим термином обозначали круглый металлический щиток, крепившийся на древке копья;

Ventail - защита лица. Значение изменялось со временем: от кольчужной бармицы (см. aventail ) до решетки забрала или решетчатого забрала;

Visor - забрало, общее название;

Warwick Armour - "уорвиковский доспех" тип доспеха XVI века;

White Аrmor - "белый доспех", полированный доспех без дополнительных накладок. В XV-XVI веках доспехи нередко раскрашивали, чернили и золотили;

Zishagge - "шишак", открытый шлем с острым куполом, козырьком, наносником, нащечниками и назатыльником. Хотя в Европе шлемы подобного типа в основном использовались в Польше, Венгрии Литве и Росии, некоторые мастерские Германии и Австрии также производили их в XVI-XVII веке, как на экспорт, так и для внутреннего рынка.

Холодное и метательное оружие: список терминов

...К великому огорчению историков у людей не заведено всякий раз,
как они меняют обычаи, менять и словарь.
М. Блок "Апология Истории"
В составлении словаря также приняли участие:
А. Лемешко ([email protected]) и А. Юричко ([email protected])

Алебарда (helberd) - колющее и рубящее древковое холодное оружие в виде увенчанного пикообразным острием топора (часто c шипом на обухе), посаженого на длинное древко. Излюбленное оружие пехоты с XIV в. Английский вариант алебарды - с клювоподобным крюком, "вырастающим" из верхней части небольшого лезвия - в английском языке называется "клюв" (bill). Поздние алебарды часто использовались в качестве церемониального оружия, при этом их лезвия или уменьшали, или наоборот увеличивали до гротескных размеров и украшали прорезями, гравировкой и позолотой.

Альшпис (awl-pike, ahlshpiess) - колющее древковое оружие с длинным граненым клинком и небольшим круглым щитком (ронделем) в основании клинка.

Ангон (angon) - тонкое метательное копье, с длинным наконечником с невозвратными зубцами, с VIII в.

Акинак - скифский меч. Первоначально короткие, акинаки удлинялись с развитием металлургии.

Арбалет (crossbow) - метательное оружие. Состояло из лука, первоначально сложного (из дерева и рога), позднее стального, укрепленного на ложе и спускового механизма. Мощные модели использовались совместно с натягивающим устройством (поясной крюк , козья нога , блок и веревка, английский, французский или немецкий ворот).

Баделер (badelaire) - нож с изогнутым лезвием, расширяющимся к острию, с XIV в.

Баллистр (ballestre) - арбалет , предназначенный для стрельбы пулями. Ложа баллестров делалась изогнутой, а тетива - двойной, с небольшим кармашком для пули. Баллестры - средневековый аналог духового ружья - использовались в основном для охоты на мелкую дичь.

Бастард (bastard sword) - меч-бастард "полуторный меч". Этот термин, встречающийся иногда встречающийся в средневековых рукописях, начал широко (и без особых оснований) использоваться в 19 веке для обозначения мечей с удлиненной рукоятью, которые нельзя было классифицировать как двуручные.

Бердыш (bardiche, berdishe) - восточноевропейское рубящее древковое оружие в виде топора с широким лезвием в форме полумесяца на длинном древке. Во многом аналогичные алебардам, бердыши также использовались как церемониальное или парадное оружие. Лезвия таких парадных бердышей могли быть больше метра в длину и украшались (впрочем, как и лезвия боевого оружия) отверстиями и гравировкой.

Болт (bolt) - метательный снаряд для стрельбы из арбалета . Отличался от стрелы меньшей длиной и большей толщиной. Мог не иметь оперения. Часто древко болта делалось в форме веретена для уменьшения трения о ложе арбалета.

Брус - разновидность булавы с головкой призматической формы.

Булава (mace) - ударное оружие, состоящее из шаровидной ударной головки, укрепленной на рукояти. Булавы часто богато украшались и служили признаком высоком ранга их владельца.

"Воловий язык" - другое название чинкуэды . Так же называние длинного древкового оружия (одной из разновидностей протазана ) с наконечником той же формы.

Вуж (vouge) - название двух типов древкового оружия: оружие, сходное с рункой или совней (vouge francaise) а также ранний вариант алебарды с лезвием, крепящимся к древку двумя кольцами, иногда называемое "швейцарским вужем" (vouge suisse).

Гарда (guarde) - часть эфеса клинкового холодного оружия с рукоятью, выполненная в виде чаши и предназначенная для защиты от удара пальцев руки, охватывающей рукоять.

Гвизарма (guisarme) - разновидность боевой косы. Длинное изогнутое лезвие, снабженное длинным шиловидным лезвием направленным вверх. Также может быть отнесено к совнам (глефам ).

Гладиус - короткий прямой римский меч.

Глефа (gllaive) - Слово, первоначально обозначавшее копье , позже стало употребляться, как поэтический и литературный синоним меча. В настоящее время используется для обозначения древкового оружия с тяжелым однолезвийным клинком в форме тесака или косы. В XVI-XVII веках глефы использовались как церемониальное оружие (аналогично протазанам ) и богато украшались.

Дага (dague) - короткоклинковое колющее оружие, являющееся дополнительным к основному длинноклинковому (шпаге, палашу и т. п.), обычно удерживается в левой руке. Часто снабжалось захватами, зубьями и ловушками для захвата и обламывания клинка противника.

Дол (fuller) - углубление в виде желобка овального, треугольного или четырехугольного сечения, идущее вдоль клинка. Предназначаются для облегчения веса клинка и увеличения его жесткости (сопротивления изгибу).

Джирд, джид, джирид (djerid) - дротик (арабск.). Обычно джирды хранились в специальных футлярах.

Древковое оружие (polearms) - общее название холодного оружия, поражающие элементы которого укреплены на длинной деревянной рукояти (древке).

Дротик (javelin) - собирательное название коротких метательных копий.

Елмань - уширение сабельного лезвия в верхней части.

"Кабаний меч" или "Охотничий меч" - охотничье оружие, использовавшееся для охоты на кабана. Представляло собой меч со специальным отверстием в верхней части лезвия, для укрепления в нем специальных рогов-ограничителей.

Колчан (quiver) - футляр для стрел. Вместе с налучем (саадаком ) составляли саадачный набор.

Кибить - рабочая часть лука, предназначенная для натягивания тетивы.

Кортелас - однолезвийный меч с коротким слегка изогнутым в верхней части клинком.

Килич, клыч (kilic, kilij) - турецкая сабля , оказавшая большое влияние во время турецкого нашествия XV века на форму европейских сабель. Собственно говоря, "килич" по-турецки означает "меч" или "клинок" вообще.

Кинжал (dagger) - общее название колюще-режущего обоюдоострого оружия с коротким клинком.

"Кинжал милосердия" - название стилетообразного кинжала, использовавшегося для добивания противника.

Кистень - ударное оружие, состоящее из ударной головки на ремне или цепи. Вторым концом ремень или цепь могли крепиться к короткой рукояти.

Клевец - ударное оружие предназначенное для прибивания доспехов. Ударная поверхность выполнена ввиде заостренного клюва или толстого шипа.

Клеймор, клаймора (claymore) - от гэльского claidheamh-more "большой меч" двуручные шотландские мечи с узким клинком, длинной рукоятью и прямыми, поднятыми к верху ветвям крестовины. С XVIII века "клайморами" называют и шотландские палаши.

Клинок (blade) - общее название поражающей части холодного оружия. В зависимости от формы и принципа использования клинки делятся на колющие, режущие, рубящие или смешанные.

"Козья нога" (goat foot lever) - приспособление для натягивания тетивы арбалета .

Кончар (kanzer) - с XV восточно-европейское название эстока .

Копье (lance, spear) - собирательное название длинного древкового оружия, предназначенного для нанесения колющего удара и состоящего из древка и наконечника.

Корсека (corseque) - см. рунка .

Крестовина, крыж (crosspiece) - часть клинкового оружия отделяющая рукоятку от клинка и предназначенная для защиты руки.

Куза, коуз (couse) - то же, что и совна .

Лабрис - древнегреческая двухлезвийная секира.

Лангсакс (langsax) - германский обоюдоострый меч, увеличенная модель сакса .

Лезвие (edge) - поражающая часть режуще рубящего клинка.

Лук (bow) - метательное оружие, предназначенное для стрельбы стрелами . Состояло из древка и тетивы , натягиваемой на древко.

Малхус - кривой тяжелый меч балканских стран.

Махайра - кривой серповидный древнегреческий меч с лезвием на внутренней стороне клинка.

Меч (sword) - собирательное название длинного клинкового оружия. В более узком смысле - оружие с длинным, прямым обоюдоострым клинком.

Мизеркорд - см. "Кинжал милосердия" .

Молот боевой (warhammer) - ударное оружие, поражающие элементы которого выполнены в виде бойка молотка (отнесены от древка и имеют малую площадь удара). Также см. чекан и клевец .

"Моргенштерн" (morgenshtern) "утренняя звезда" (нем), "звезда Жижки" - название ударного оружия с шаровидной боевой поверхностью снабженной металлическими шипами. Это название могло применяться к булавам , палицам , кистеням .

Налуч (bowcase) - футляр для лука . На Руси часто назывался монгольским словом саадак . Вместе с колчаном составляли саадачный набор (иногда также называвшийся саадаком ).

Навершие (pommel) - деталь, завершающая рукоять меча . Предназначалась для предотвращения выскальзывания последней из руки и балансировки клинка. Часто, хотя и далеко не всегда, делалась округлой "яблоковидной" формы, отсюда и английское название.

Ножны (scabbard) - футляр для хранения клинкового оружия. Предохраняет клинок от воздействия внешней среды.

Обух (back) - часть клинка , обратная лезвию .

Острие (point) - поражающая часть колющего клинка .

Палаш (broadsword) - однолезвийное колюще-рубящее оружие с прямым или слегка изогнутым клинком.

Палица (club) - простейшее ударное оружие, представляющее собой массивную деревянную дубину. Могла также использоваться для метания.

Паразониум (parazonium) - короткий римский меч.

Пернач (flanged mace) - род ударного оружия, ударные поверхности которого выполнены в виде пластин (перьев), торцом прикрепленных к рукояти.

Перекрестие - то же, что крестовина .

Пика (pike) - копье с небольшим наконечником (иногда граненым), на длинном, обычно частично окованном железом, древке. Применялось в позднем средневековье пехотинцами, получившими название пикинеров. Позже слово "пика" в русском языке стало обозначать легкое кавалерийское копье.

Пилум (pilum) - метательное копье римских легионеров. Имело очень длинный металлический наконечник, предотвращающий перерубание древка при попадании в щит.

Поясной крюк (belt hook) - крюк, крепившейся на поясе арбалетчика. Одно из самых первых приспособлений для натяжения тетивы арбалета .

Праща (sling) - метательное оружие, состоящее из веревочной петли, в которую вкладывали ядро или пулю . Известны варианты крепления пращи на рукояти.

Протазан (protazan) - древковое оружие с большим обоюдоострым прямым клинком. Часто снабжалось небольшими усами в основании клинка (XVI в.), богато украшалось и использовалось в качестве церемониального оружия.

Пуля (bullet) - метательный снаряд. Представляет собой шарик из металла камня или глины. Использовался для метания из балестра или пращи , позднее - для стрельбы из из огнестрельного оружия.

Рапира (rapier) - колющее, (первоначально колюще-рубящее) оружие с узким прямым клинком. Рапиры появились в начале 16 века и быстро завоевали популярность в качестве дуэльного оружия.

Рогатина (boar spear) - охотничье древковое оружие. Состояло из широкого листовидного копейного наконечника (часто с поперечиной под наконечником для удержания наколотого зверя на безопасном расстоянии от охотника) на недлинном древке.

Рукоять (hilt) - часть оружия, предназначенная для удержания клинка.

Рунка (runca) - древковое оружие с длинным колющим наконечником, от основания которого отходят два уса в форме полумесяца. Мароццо (1536) использует термин roncha для обозначения алебарды, а spiedo - для обозначения трезубца

Сабля (sabre) - общее название режуще рубящего клинкового оружия с изогнутым клинком.

Сабля абордажная (cutlass) - сабля с укороченным массивным лезвием и сильно развитой гардой. Применялось в XVIII-XIX веках в абордажном бою.

Саадак - см. налуч .

Сакс (sax, seax) - германский нож с клинком прямой или слегка изогнутой формы.

Сарисса - длинное тяжелое копье. Вооружение македонской фаланги.

Самострел - русское название арбалета .

Секира - рубящее оружие. Топор с расширенным лезвием , иногда на удлиненном древке. В восточных странах богато украшенные секиры использовались как знаки высокого ранга.

Скрамасакс (scramasax) - тяжелый короткий однолезвийный меч германцев.

Скутум - римский строевой щит прямоугольной, овальной или шестиугольной формы.

Скьявона (schiavona) - меч с длинным клинком и ажурной закрытой гардой, XVI в. Использовался венецианскими наемниками из Далмации.

Совна, совня - восточно-европейское древковое оружие с наконечником в виде ножа, прямого или изогнутого. Могло дополнятся крючками или шипами. Западноевропейские аналоги: вуж , глефа и куза .

Спетум (spetum) - длинное колющее древковое оружие с прямым узким лезвием и длинными крюкам в его основании, загнутыми к низу.

Стилет (stiletto, stylet) - колющее кинжалообразное оружие с узким граненым или круглым клинком без режущей кромки.

Стрела (arrow) - метательный снаряд, предназначенный для стрельбы из лука или арбалета . Состоит из древка, поражающего наконечника, стабилизирующего оперения и пятки.

Сулица - легкое метательное копье . см также дротик и джирд .

Тетива (bowstring) - часть лука , веревка, удерживающая древко лука в согнутом положении и служащая для наложения стрелы .

Топор (axe) - простейшее рубящее холодное оружие или собирательное название рубящего оружия и его элементов.

Фаларики (falarigues) - зажигательные стрелы или болты .

Фальката (falcata) - испанский (иберийский) меч с изогнутым лезвием, подобный махайре .

Фальшион (falchion) - однолезвийный меч с массивным, расширяющимся к острию клинком. Основное предназначение - нанесение мощных рубящих ударов (острия фальшионов часто делали закругленными).

Фламберг - эспадон с волнистым лезвием.

Фрамея (framea) - метательное копье древних германцев, напоминающее римский пилум .

Франциска (francisca) - метательный топор германцев и франков.

Шамшер - арабская сабля.

Шестопер - вариант пернача , имеющий шесть перьев.

Шотландский палаш (highland broadsword) - шотландский меч, схожий со скьявоной, с XVI в. до нашего времени. С XVIII века, когда двуручные мечи вышли из употребления, их также стали называть клайморами .

Шпага - см. рапира .

Цеп боевой - ударное оружие, состоящее из древка и ударной головки, соединенных гибким сочленением (цепь, кожаный ремень).

Чекан - небольшой топорик.

Чинкуэда (cinquedea) - итальянский прямой короткий меч с обоюдоострым клинком, очень широким у рукояти.

Эспадон - большой пехотный двуручный меч, кон. XV - нач. XVI вв.

Эсток - двуручный меч-шпага с длинным, жестким клинком преимущественно треугольного сечения, предназначенный для пробивания доспехов мощным колющим ударом (немецкое название эстока - Panzerstecher-означает буквально "панцирепробойник").

Эфес (gefass) - часть рапиры или шпаги , состоящая из рукоятки, крестовины, перекрестия дужки или гарды.

"Яблоко" - см. навершие .

Ятаган (yatagan) - изогнутое однолезвийное клинковое оружие, с лезвием на вогнутой стороне клинка.

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

В минувшие выходные на запорожском острове Хортица состоялся первый фестиваль "Перекресток времен", посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира. В импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже — в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B , участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.

Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники — катафракты (в переводе: "забронированные" или "одетые в железо"). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.

С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века. В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки — огнестрельного оружия.

Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов. Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.

Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах "канавок" цветным металлом — золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа. Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось "обмундирование" итальянских рыцарей.

В XVI столетии появляется новый "фасон" рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного "последним рыцарем". Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент — Riefelharnisch , а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour , а fluted armor .

Отличительной чертой этих доспехов, пик распространения которых пришелся на период с 1515-го по 1525 год, были покрывающие всю поверхность желобки, которые усиливали прочность металла и отводили в сторону холодное оружие. Доспех состоял из следующих частей: шлема с забралом и горловым прикрытием, ожерелья, нагрудника и наспинника, двух оплечий, двух наручей и двух налокотников, двух рукавиц или двух перчаток, набрюшника, набедренников, поножей и двух сапог.

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема — от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом — около семи килограммов; щита — 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.

Кольчуга - это один из древнейших металлических доспехов. Она считалась универсальным средством защиты воина в бою.

Лексическое значение слова "кольчуга"

Следует сказать, что единого подхода к вопросу происхождения термина нет.

При изучении этимологии слова "кольчуга " исследователи обращаются в основном к польским и русским источникам. В первых встречается понятие kolczuga. Соответственно, русское слово "кольчуга " является заимствованием из польского. Согласно еще одной версии, термин происходит от слова "кольцо". Значение слова "кольчуга " в этом случае - "состоящий из колец".

Общие сведения

Во всех районах, где было хорошо развито кузнечное искусство, а железа было достаточно, изготавливались кольчуги. Доспехи использовались римскими легионерами, варварами, европейскими рыцарями. Активно применяли их на Северном Кавказе, в Северной Африке.

В настоящее время в мясной промышленности используются кольчужные рукавицы. Аквалангисты часто надевают титановые кольчуги. Этот элемент экипировки обеспечивает защиту от акул. Во время Первой мировой танкисты носили маски с забралом из металлических колец.

Особенности

Кольчуга - это своего рода металлическая сеть, сплетенная из колец. Она обеспечивала защиту воинов от ударов холодным оружием.

В древности использовались различные виды кольчуг. Это были кольчужные рубахи, которые закрывали только туловище, и полные хауберки, покрывавшие воина с головы и до ног. В любом случае их преимуществами были относительно небольшой вес и простота изготовления.

Для создания кольчуги требовалось железо (несколько килограммов), приспособление для вытяжки проволоки. Разумеется, человек, делавший доспех, должен был быть терпеливым. На создание одной такой рубахи требовалось довольно много времени. Нужно было изготовить кольца, затем скрепить их. Железные кольчуги могли прослужить многие годы. Любое повреждение можно было залатать новыми кольцами довольно быстро.

История

Считается, что доспех "кольчуга" появился приблизительно за 1 тысячу лет до н. э. в Ассирии. Оттуда он распространился почти по всей евразийской территории. Самые ранние находки датируются 4 в. до н. э.

Между тем многие исследователи полагают, что кольчуга, фото которой представлено в статье, стала изготавливаться независимо в Азии и Европе.

В скифских кладбищах первые находки амуниции датируются 5 в. до н. э. Кельтские и этрусские экземпляры созданы примерно в 3 в. до н. э. В Римской империи впервые узнали о возможности защиты кольчугой во время завоевания галлов. Легионеры достаточно быстро переняли технологию изготовления доспеха. До появления огнестрельного оружия кольчуги стали использоваться повсеместно.

С 10 в. распространенность амуниции достигла предела. В этот период появились хауберки. В 13 столетии европейцы иногда усиливали кольчуги нагрудными и наплечными пластинами. Кроме того, стали активно использоваться и другие сплошные металлические элементы защиты (поножи, наручи, набедренники и пр.). Как правило, они дополнялись кольчужными или кожаными вставками.

В 14 веке сплошные латы из стали начали вытеснять кольчугу. Однако полностью не смогли ее заменить ввиду своей дороговизны. При разработке амуниции кольчужные вставки часто использовали вместе с латами. Первые прикрывали промежутки и сочленения в броне. В России слово "кольчуга " использовалось в обиходе вплоть до конца 17 в., на Востоке, Средней Азии и на Кавказе - до начала 19 столетия.

Японское производство

В 14 в. в Стране восходящего солнца был создан совершенно уникальный вид кольчуги. Он отличался особым плетением колец и устройством.

Японцы использовали металлические шайбы, которые дополнительно сплетали сплющенной проволокой, оборачивая ее дважды. Изготовленные таким способом кольца нашивали на ткань. Как правило, использовалось два типа элементов. Более крупные располагались параллельно основе. Их скрепляли более мелкие, часто овальные кольца. Они размещались перпендикулярно поверхности. Большие кольца соединялись друг с другом с помощью шести мелких. Все элементы покрывали лаком, предотвращавшим появление ржавчины.

Японцам классический вариант был неизвестен. В соседнем Китае, с которым была налажена торговля, технология изготовления амуниции держалась в строгом секрете. Впервые о кольчуге японцы узнали от европейских мореплавателей.

Разновидности

В эпоху Средневековья использовалось 3 основных типа кольчуг (на фото видны их различия):

  1. Короткая. Рукава такой рубахи не доставали до локтей. Такой вид амуниции использовали те, кто был не в состоянии приобрести классический вариант. Однако в некоторых случаях короткая кольчужная рубаха выступала в качестве дополнительной защиты.
  2. Длинная с короткими рукавами. Подол мог покрывать ноги полностью или только до колен. При этом внизу рубахи делали разрезы, чтобы воин смог сесть на коня. Такая кольчуга больше была распространена на Востоке. Как правило, ее носили вместе с поножами и наручами.
  3. Длинная с длинными рукавами. Обычно вместе с ней шли кольчужные чулки. В хауберке дополнительно присутствовал капюшон, составлявший с рубахой одно целое. Однако к некоторым моделям он шел отдельно.

В Европе кольчуга дополнялась рукавицами. Они были довольно непопулярны на Востоке, так как в них сложно было стрелять из лука. На Руси по наличию рукавиц определялось умение пользоваться луком. К примеру, если посмотреть на кольчугу богатырей на картине Васнецова, можно заметить, что у Алеши Поповича есть лук, но нет рукавиц, а у Ильи Муромца же рукавицы есть, но лука нет.

В Восточной Европе полностью сохранившиеся экземпляры обнаружены недалеко от Чернигова в Черной могиле. Они датируются 970-ми годами.

Недостатки

Несмотря на то что кольчужная амуниция была очень распространена, она обеспечивала довольно слабую защиту воина. Для изготовления использовалось мягкое железо, поскольку твердая сталь при ударе ломалась.

Доспехи легко можно было проткнуть саблей или копьем, разрубить мечом. При ударе тяжелым оружием, даже в случае сохранения целостности защиты, воин получал смертельное ранение.

Кольчуга не была предназначена для защиты от прямого колющего или рубящего оружия. Она защищала от скользящих или режущих ударов. Для амортизации под нее надевали поддоспешник - ватник, акетон, тегиляй. В Европе рыцари использовали стеганку. Она представляла собой куртку, набитую щетиной, паклей и состоявшую из 8-10 слоев холста.

Не очень хорошо защищала кольчуга от стрел: обычные с легкостью проникали в отверстие, а специальные - с граненым наконечником - пробивали доспех.

Дополнительные элементы

На расстоянии 50 м воин в кольчуге не был защищен. Для повышения безопасности дополнительно к ней носили:

  • Чешую.
  • Ламелляр.
  • Байдану.
  • Куяк.
  • Бригантину.

Поддоспешник

Европейцы использовали для его изготовления простеганное льняное полотно, а на Востоке его делали из войлока. Поддоспешник хорошо смягчал удары. Без кольчуги его использовали простые пехотинцы. Другое название этого элемента - гамбезон. Иногда на него нашивали кусочки кольчуги, как правило, в область подмышек - на самую незащищенную область.

Кольчуга никогда не надевалась без поддоспешника, особенно на голое тело. Во время движения кольца сильно натирали бы кожу, а при ударе впечатывались бы в тело. Кроме того, обычно на них были заусеницы и ржавчина. Воин мог быстро получить заражение крови.

В конце 14 в. стали изготавливаться полные латы. Под них рыцари надевали поддоспесшик и кольчугу. Они обеспечивали защиту щелей. Однако вся амуниция весила очень много. Масса лат достигала 20-30 кг, кольчуга - около десяти. В 15 в. состав доспехов изменился. От полной кольчуги начали отказываться. Вместо этого нашивали ее куски на поддоспешник.

Важный момент

Сегодня в некоторых магазинах можно встретить кольчужное белье. Стоит сказать, что выполнено оно из легкого и мягкого материала, подвергнутого специальной обработке. Тем не менее оно не предназначено для постоянного ношения.

Характеристика некоторых моделей

Часто воины использовали байдану. Она представляла собой кольчугу, выполненную из плоских и широких колец. Байдана лучше защищала от сабель, но хуже - от колющего оружия.

Юшман и бахтерец - кольчуги с металлическими пластинами на спине и груди. В последней вставки мелкие и узкие, они располагаются вертикальными рядами. При этом верхние элементы накладываются на нижние. В юшмане полосы больше и не нахлестываются друг на друга.

Колонтарь - кольчуга, похожая на юшман. В нем также вставлены металлические пластины на спине и груди. В юшмане не предусматривались рукава.

Мифы фэнтези

Во многих играх и книгах можно встретить понятие chainmail. Оно используется для обозначения кольчуги. Разбор слова по составу , однако, явно указывает на тавтологию. Достаточно использовать только термин mail. В переводе с английского его значение - кольчуга . Соответственно, понятие chain уже лишнее.

Вероятно, авторы игр были введены в заблуждение другим термином splint mail. Это понятие можно примерно перевести как "дощатая кольчуга". Состав слов позволяет использовать для перевода русский термин "бахтерец".

Защита головы и шеи

Кольчуга надевалась не только на туловище. В Западной Европе применяли специальные капюшоны, обеспечивавшие защиту шеи и головы. На них часто надевали горшковый шлем. К коническим головным уборам присоединяли бармицу. Она прикреплялась к краям шлема. Часто она защищала не только шею воина, но и его лицо.

На территории Восточной Европы использовали мисюрку. Она представляла собой облегченный шлем с бармицей, закрепленной на выпуклом металлическом диске. По своей форме он напоминал еврейскую кипу и обеспечивал защиту только верхней части черепа.

Защита других частей тела

Как выше говорилось, в состав амуниции воина входили рукавицы. Они не были полностью кольчужными. Их изготавливали из прочной ткани либо кожи. Кольчугу нашивали сверху. Кольца на ладони мешали держать оружие.

Западноевропейские рыцари в 11-13 вв. использовали кольчужные чулки для ног. Они назывались "шоссы" и доходили до середины бедра.

Изготовление

Только самые первые варианты кольчуг состояли из сведенных колец. Концы проволоки, из которой делали кольцо, не скреплялись.

Впоследствии начали заклепывать или сваривать элементы. При этом в последнем случае они соединялись друг с другом с помощью заклепанных колец. Однако были и такие кольчуги, в которых все элементы являлись сварными.

Самой простой схемой плетения была "4 в 1". В этом случае кольцо соединяли с четырьмя соседними. Однако такая схема плетения не обеспечивала нужной защиты, поэтому ее усложнили. Стали использовать варианты "6 или 8 в 1" либо "8 в 2".

С увеличением защитных свойств, однако, повышался вес амуниции. Кроме того, для изготовления более сложного сплетения требовалось больше времени. В итоге повышалась конечная стоимость доспеха. Достаточную прочность при простом сплетении получали индийские мастера.

Перед тем , изготавливали проволоку. Было распространено два метода. В первом случае кузнецу нужно было ковать прут примерно до нужного размера. Второй метод был более трудоемким, однако проволока получалась более качественной. Кузнецу нужно было протянуть тонкую часть прута сквозь металлический конус для уменьшения диаметра, удлинения и придания ему круглой формы. Эта процедура совершалась несколько раз до достижения требуемой толщины.

При изготовлении доспехов использовались также бесшовные кольца. Их вырубали из металлических листов. Сварка в основном использовалась в неевропейских странах, в частности, в Индии.

Стоит сказать, что в Средневековье до самого Возрождения европейцы изготавливали кольца не из проволоки. Каждый элемент ковали индивидуально. Дело в том, что в Темные века технология волочения прутьев была утеряна.

Основные параметры

Ими являются внутренний диаметр колец и сечение проволоки. Разумеется, необходимо было, чтобы первый параметр был больше второго. В противном случае воину было бы неудобно двигаться. Вместе с тем, если внутренний диаметр очень большой, доспех не обеспечивал вообще никакой защиты.

Как правило, внутренний размер был больше сечения проволоки в 5 р. В среднем диаметр был около сантиметра. На практике проверка качества кольчуги была довольно простой. Если большой палец проходил в кольцо, то изделие использовать в бою нельзя.

Материалы

В первую очередь, нужна проволока. Если брать стальные пруты, то их потребуется 7-8 кг на одно изделие. Кроме того, необходимы стержень определенного диаметра и деревянные бруски.

Изготовить кольца с внутренним размером 6 мм можно из прута сечением 1,2 мм. Для элементов большей величины нужно брать проволоку потолще. Стоит сказать, что на Руси кольчуги делали и из колец различного диаметра.

Мастера половину элементов наглухо сваривали, а оставшиеся подвергали дополнительной обработке. Кузнецы немного расплющивали концы отрезков и пробивали в каждом небольшое отверстие. После этого делали очень маленькие заклепки (порядка 2 мм). Каждый разомкнутый элемент продевали в 4 сплошных. Концы после этого сводили, в отверстие вставляли заклепку, которую расклепывали молотком. В результате получали один сварочный и один склепанный ряд.

В кольчуге насчитывалось, как правило, не менее 15 тысяч элементов. В некоторых случаях их число превышало и 20 тысяч. Зависело количество от размера, длины защитной рубахи, а также параметров самих колец. Разумеется, разной была и масса. Первые варианты кольчуг весили около 12-16 кг, а более поздние - не больше 9 кг.

Достоинства

Недооценивать кольчужные доспехи не стоит. Они прекрасно защищали воина от стрел на излете и скользящих ударов. Проткнуть копьем или разрубить мечом ее было довольно сложно, в особенности если воин активно сопротивляется. Разумеется, от пули кольчуга не защитит.

Немаловажным достоинством защиты можно назвать и то, что она практически не сковывает движения воина. Если кольчуга сделана по размеру, то человек может даже кувыркаться в ней, прыгать и пр. Она не будет мешать стрельбе из лука. В ней даже можно спать. Снять и надеть защиту можно очень быстро. Для этого посторонняя помощь не требуется. Кроме того, в сложенном виде она умещается во вьючном мешке и много места не занимает.

Поддоспешник, в свою очередь, может использоваться как повседневная одежда. Он прекрасно защищает от холода.

Вес кольчуги небольшой по сравнению с латами, однако распределен он довольно неравномерно. Основное давление приходится на плечи воина.

Очень просто починить кольчугу. Достаточно заменить потерянные или поврежденные элементы. Если же кузнеца нет, то можно затянуть отверстие кожаным ремнем. Если же помять латы, то помощь кузнеца необходима. Без него починить доспехи невозможно.

Если убрать или добавить несколько рядов колец, кольчугу может носить и другой человек.

Дополнительные сведения

Стоит сказать, что даже самые лучшие кольчуги, изготовленные из высококачественной стали по последним технологиям прошлых веков, не спасали, да и не должны были защищать, от выстрелов и сильных ударов оружием в упор. От воздействия тупыми предметами воина защищала не столько кольчуга, сколько поддоспешник. При этом от рубящих и режущих ударов спастись можно было, а вот от дробящих и колющих - нет.

О недостаточно высоких защитных свойствах кольчуги свидетельствует тот факт, что до тех пор, пока она являлась основным видом доспеха до 14 в., рыцари использовали преимущественно универсальные орудия боя. Ими, в частности, были палицы, мечи, топоры. После появления и активного распространения лат стали применять вооружение, предназначенное для разрушения доспехов. В их число входят, например, клевцы и чеканы, кончары, Соответственно, против легковооруженного противника такое оружие было менее эффективным.

Есть у кольчуги ряд специфических недостатков. В первую очередь, металл подвержен коррозии. Кольца очень сложно очистить от ржавчины. Особенно это проблематично в полевых условиях. Для очищения кольчугу обычно помещали в бочонок с песком и катали в нем некоторое время.

Еще одним минусом является грохот колец при ходьбе. Воинам в кольчугах было сложно подобраться к противникам незамеченными. Для уменьшения шума использовалась смазка. Однако и она не устраняла звук полностью.

Несмотря на сравнительно небольшой вес, кольчуга все-таки была тяжелой. К общей массе прибавлялся вес поддоспешника, оружия. Летом в жаркую погоду после нескольких дней носки амуниция приобретала стойкий неприятный запах.

Заключение

В древности проблема защиты воинов от стрел и ударов стояла довольно остро. Дело в том, что в прежние времена шла активная борьба за территории. Особенно частыми были набеги на Русь со стороны кочевых племен.

При создании защиты учитывалась необходимость обеспечения свободного движения воина, в том числе и в седле. Кольчуга была самым оптимальным вариантом в то время. Она была гибкой, мягкой, нетяжелой. Кузнецы постоянно совершенствовали доспехи, добавляли в них новые элементы, изменяли технологию изготовления.

Даже с появлением тяжелых лат кольчугу продолжали повсеместно активно использовать. Она делала доспехи подвижными, гибкими без ущерба для их защитных свойств. Безусловно, с появлением новых видов оружия кольчуга постепенно стала терять свое значение. Однако она была довольно долго распространена в Европе и восточных странах. Более того, ее постоянно совершенствовали. Активно использовалась амуниция кочевыми народами. Они были постоянно в движении и нуждались в легкой и мобильной защите. Кольчуга подходила для этого как нельзя лучше.

Показательным примером достоинств кольчуги является Ледовое побоище. Тяжелые рыцари, закованные в тяжелые латы, не смогли быстро двигаться по льду. оказались более мобильными.

Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.
Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,

Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен»
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)

На сайте ВО было опубликовано уже достаточное количество статей, посвященных теме рыцарского вооружения и, в частности, рыцарским доспехам. Однако тема эта настолько интересная, что углубляться в нее можно еще очень долго. Причина очередного к ней обращения - банальный… вес. Вес доспехов и оружия. Увы, недавно опять спрашивал студентов о том, сколько весит рыцарский меч, и получил следующий набор цифр: 5, 10 и 15 килограммов. Кольчугу в 16 кг они посчитали очень легкой, хотя и не все, а вес латного доспеха в 20 с небольшим кило просто смешным.


Фигуры рыцаря и коня в полном защитном снаряжении. Традиционно рыцарей себе представляли именно такими – «закованными в латы». (Кливлендский музей искусств)

На ВО, естественно, «дела с весом» из-за регулярных публикаций на эту тему обстоят много лучше. Однако мнение о непомерной тяжести «рыцарского костюма» классического типа не изжито до сих пор и здесь. Поэтому есть смысл к этой теме вернуться и рассмотреть ее на конкретных примерах.


Западноевропейская кольчуга (хауберк) 1400 – 1460 гг. Вес 10.47 кг. (Кливлендский музей искусств)

Начнем с того, что британские историки вооружения создали очень разумную и четкую классификацию доспехов по их специфическим характеристикам и в итоге поделили все Средневековье, ориентируясь, естественно, по доступным источникам, на три эпохи: «эпоху кольчуги», «эпоху смешанного кольчужно-пластинчатого защитного вооружения» и «эпоху цельнокованых доспехов». Все три эпохи вместе составляют период с 1066 по 1700 год. Соответственно первая эпоха имеет рамки 1066 – 1250, вторая – эпоха кольчужно-пластинчатой брони – 1250 – 1330. А вот дальше так: выделяется ранний этап в развитии рыцарских пластинчатых доспехов (1330 – 1410), «великий период» в истории рыцарей в «белых доспехах» (1410 – 1500) и эпоха заката рыцарских доспехов (1500 – 1700 гг.).


Кольчуга вместе со шлемом и бармицей (авентайл) ХIII – XIV вв. (Королевский Арсенал, Лидс)

В годы «замечательного советского образования» о такой периодизации у нас и слыхом не слыхали. Зато в школьном учебнике «История средних веков» для VΙ класса в течение многих лет с некоторыми перепевами можно было прочитать следующее:
«Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Конный воин – рыцарь – был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубашка, сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из железных пластин.


Классические рыцарские латы, о которых в учебниках для школы и вузов чаще всего и шла речь. Перед нами итальянские доспехи XV в., реставрированные в XIX в. Рост 170.2 см. Вес 26.10 кг. Вес шлема 2850 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые так же были защищены доспехами. Вооружение рыцаря было очень тяжелым: оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неповоротлив и неуклюж. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и обычно попадал в плен. Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка, феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья.


Германские латы 1535 г. Предположительно из Брунсвика. Вес 27.85 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевой конь и рыцарское вооружение стоили очень дорого: за все это нужно было отдать целое стадо – 45 коров! Нести рыцарскую службу мог землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело стало занятием почти исключительно феодалов» (Агибалова, Е.В. История средних веков: Учебник для 6-го класса/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.: Просвещение, 1969. С.33; Голин, Э.М. История средних веков: Учебное пособие для 6 класса вечерней (сменной) школы / Э.М. Голин, В.Л. Кузьменко, М.Я. Лойберг. М.: Просвещение, 1965. С. 31-32.)


Рыцарь в доспехах и конь в конских латах. Работа мастера Кунца Лохнера. Нюрнберг, Германия 1510 – 1567 гг. Датируется 1548 г. Общий вес снаряжения всадника вместе с конскими доспехами и седлом 41.73 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Только лишь в 3-м издании учебника «История средних веков» для VΙ класса средней школы В.А. Ведюшкина, вышедшем в 2002 г., описание рыцарского вооружения стало несколько по-настоящему продуманным и соответствующим вышеназванной периодизации, используемой сегодня историками всего мира: «Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с ХΙV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, так же защищенных доспехами».


Доспех императора Фердинанда I (1503–1564) Оружейник Кунц Лохнер. Германия, Нюрнберг 1510 – 1567 гг. Датируется 1549 г. Рост 170.2 см. Вес 24 кг.

То есть в первом случае умышленно или по невежеству доспехи по эпохам разделялись упрощенно, при этом вес в 50 кг приписывался как доспехам «эпохи кольчуги», так и «эпохе цельнометаллических доспехов» без разделения на собственно доспехи рыцаря и доспехи его коня. То есть, судя по тексту, нашим детям предлагалась информация о том, что «воин был неповоротлив и неуклюж». По сути, первыми статьями о том, что это на самом деле не так, стали публикации В.П. Горелика в журналах «Вокруг света» в 1975 году, однако в учебники для советской школы эта информация в то время так и не попала. Причина понятна. На чем угодно, на каких угодно примерах показать превосходство военного дела русских воинов над «псами-рыцарями»! К сожалению, инертность мышления и не слишком-то уж большая значимость данной информации затрудняют распространение информации, соответствующей данным науки.


Доспешный гарнитур 1549 г., принадлежавший императору Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Как видите, вариант на фото представляет собой турнирные доспехи, поскольку на них присутствует грангарда. Однако ее можно было снять и тогда доспехи становились боевыми. Этим достигалась немалая экономия.

Тем не менее положения школьного учебника В.А. Ведюшкина полностью соответствуют действительности. Более того, информация о весе доспехов, ну, скажем, из Метрополитен-музей в Нью-Йорке (как и из других музеев, включая и наш Эрмитаж в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде) была доступна очень давно, однако в учебники Агибалова и Донской почему-то так в свое время и не попала. Впрочем, почему как раз понятно. Ведь у нас же было лучшее образование в мире. Впрочем, это частный случай, хотя и достаточно показательный. Получалось, что были кольчуги, потом – р-р-раз и вот уже латы. Между тем процесс их появления был более чем длительным. Например, лишь около 1350 года отмечалось появление так называемой «металлической груди» с цепями (от одной до четырех), которые шли к кинжалу, мечу и щиту, а иногда на цепь прикрепляли и шлем. Шлемы в это время еще не соединялись с защитными пластинами на груди, но зато под ними носили кольчужные капюшоны, имевшие широкое оплечье. Около 1360 года у лат появились застежки; в 1370 году рыцари уже практически полностью оделись в железные латы, а кольчужную ткань использовали в качестве основы. Появились и первые бригандины – кафтаны, и подбоем из металлических пластинок. Их использовали и как самостоятельный вид защитной одежды, и носили вместе с кольчугой, причем как на Западе, так и на Востоке.


Рыцарский доспех с бригандиной поверх кольчуги и шлемом бацинет. Около 1400–1450 гг. Италия. Вес 18.6 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

С 1385 года бедра стали закрывать латами из сочлененных полос металла. В 1410 году доспехи с полным прикрытием из пластин для всех частей тела распространились по Европе повсеместно, но кольчужное прикрытие горла все еще применялось; в 1430 году на налокотниках и наколенниках появились первые выемки-желобки, а уже к 1450 году латы из листов кованной стали достигли своего совершенства. Начиная с 1475 года, желобки на них приобретают все большую популярность, пока полностью рифленые или же так называемые «максимилиановские доспехи», авторство которых приписывается императору Священной Римской империи Максимилиану I, не становятся мерилом мастерства их изготовителя и состоятельности их владельцев. В дальнейшем рыцарские латы вновь сделались гладкими – на их форму повлияла мода, но навыки, достигнутые в мастерстве их отделки, продолжали развиваться. В броне теперь сражались не только люди. Ее получили и кони, в результате рыцарь с конем превратился в нечто вроде настоящей статуи из полированного и сверкающего на солнце металла!


Еще один «максимилиановский» доспех из Нюрнберга 1525 – 1530 гг. Принадлежал герцогу Ульриху – сыну Генриха Вюрттембергского (1487 – 1550). (Музей истории искусств, Вена)

Хотя… хотя и модники, и новаторы, «бегущие впереди паровоза», тоже были всегда. Например, известно, что в 1410 году некий английский рыцарь по имени Джон де Фиарлес выплатил бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за изготовленные ему доспехи, меч и кинжал, которые он приказал украсить жемчугом и… бриллиантами (!) – роскошь, не только неслыханная по тому времени, но даже для него совсем и не характерная.


Полевые доспехи сэра Джона Скудамора (1541 или 1542–1623). Оружейник Якоб Jacob Халдер (Мастерская в Гринвиче 1558–1608) Около 1587 г., реставрированы в 1915 г. Вес 31.07 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Каждая деталь латного доспеха получила свое название. Например, пластины для бедер получила название кюисс (cuisses), наколенники – полены (poleyns), жамберы (jambers) – для голеней и сабатоны (sabatons) для ступней. Горжет или бевор (gorgets, или bevors), защищали горло и шею, куттеры (couters) – локти, э(с)паулеры, или полдроны (espaudlers, или pauldrons), – плечи, рер(е)брасы (rerebraces) – предплечье, вамбрасы (vambraces) – часть руки вниз от локтя, и гант(е)леты (gantelets) – это «латные перчатки » – защищали кисти рук. К полному набору доспехов принадлежал также и шлем и, по крайней мере, сначала – щит, который впоследствии перестал применяться на поле боя примерно уже к середине XV столетия.


Доспех Генри Герберта (1534–1601), Второго графа Пемброка. Изготовлены около 1585 – 1586 гг. в оружейной мастерской Гринвича (1511 – 1640). Вес 27.24 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что до количества деталей в «белых доспехах», то в латах середины ХV века их общее число могло достигать 200 единиц, а с учетом всех пряжек и гвоздей, вместе с крючками и различными винтами, то даже и до 1000. Вес доспехов составлял 20 – 24 кг, и по телу рыцаря он распределялся равномерно, в отличие от кольчуги, которая давила человеку на плечи. Так что «никакого крана, чтобы посадить такого всадника в его седло, вовсе не требовалось. А сбитый с коня на землю он вовсе не походил на беспомощного жука». Но рыцарь тех лет – это и не гора из мяса и мускулов, и он отнюдь не полагался лишь только на одну грубую силу и звериную свирепость. И если мы обратим внимание на то, как описываются рыцари в средневековых произведениях, то увидим, что очень часто они обладали хрупким (!) и изящным телосложением, и при этом обладали гибкостью, развитой мускулатурой, и были крепкими и весьма проворными, даже будучи одетыми в латы, с отлично развитой мышечной реакцией.


Турнирные доспехи, изготовленные Антоном Пеффенхаузером около 1580 г. (Германия, Аугсбург, 1525–1603) Высота 174.6 см); ширина в плечах 45.72 см; вес 36.8 кг. Следует отметить, что турнирные доспехи обычно всегда были тяжелее боевых. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В последние годы ХV века рыцарское вооружение стало предметом особой заботы европейских государей, и, в частности, императора Максимилиана I (1493 – 1519), которому приписывается создание рыцарского доспеха с желобками по всей их поверхности, в итоге названного «максимилиановским». Его без особых изменений он использовали и в XVI столетии, когда потребовались новые усовершенствования, вызванные непрекращающимся развитием стрелкового оружия.

Теперь совсем немного о мечах, потому что если писать о них подробно, то они заслуживают отдельной темы. Дж. Клементс – известный британский специалист по холодному оружию Средних веков, считает, что именно появление многослойного комбинированного доспеха (например, на эффигии Джона де Креке мы видим целых четыре слоя защитной одежды) привело к появляются «меча в полторы руки». Ну, а клинки у таких мечей колебались от 101 до 121 см, а вес от 1,2 до 1,5 кг. Причем известны клинки для рубящих и колющих ударов, так и уже чисто для колющих. Он отмечает, что такие мечи всадники использовали вплоть до 1500 года, причем особенно популярны они были в Италии и Германии, где получили названия Reitschwert (всаднический) или рыцарский меч. В XVI веке появились и мечи, имеющие волнистые и даже зубчатые пилообразные клинки. При этом сама их длина могла достигать человеческого роста при весе от 1,4 до 2 кг. При этом в Англии подобные мечи появились лишь только около 1480 года. Средний вес меча в Х и ХV вв. составлял 1,3 кг; а в ХVI в. – 900 г. Мечи-бастарды «в полторы руки» имели вес около 1,5 – 1,8 кг, а вес двуручников был редко больше 3 кг. Своего расцвета последние достигли между 1500 – 1600 гг., но всегда являлись оружием пехоты.


Кирасирские латы «в три четверти», ок. 1610–1630 гг. Милан или Брешия, Ломбардия. Вес 39.24 кг. Очевидно, что поскольку у них нет доспехов ниже колен, то вес излишек веса получен за счет утолщения брони.

А вот укороченные латы в три четверти для кирасиров и пистольеров даже в своем укороченном виде весили нередко больше, чем те, что предполагали защиту только лишь от холодного оружия и они были очень тяжелы для носки. Сохранились кирасирские латы, вес которых составлял около 42 кг, т.е. даже больше классических рыцарских доспехов, хотя закрывали они значительно меньшую поверхность тела того, кому они предназначались! Но это, следует подчеркнуть, не рыцарские латы, вот в чем дело!



Конские доспехи, возможно, изготовленные для графа Антонио IV Колаллто (1548–1620), около 1580–1590 гг. Место изготовления: вероятно Брешия. Вес с седлом 42.2 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в броне могла даже плыть. Конский доспех весил 20–40 кг – считанные проценты от собственного веса огромного и сильного рыцарского коня.