Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Черно серый камуфляж. Виды камуфляжа

Современные камуфляжи: принципы создания, разновидности, перспективы


Часть 1. Общие принципы. Российские камуфляжи

На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, - полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.

Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.

Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные камуфляжи; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.

Основы построения камуфляжной окраски

Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа - нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа - осуществление неотделимости объекта от фона.

Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде - за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.


Рис. 1. Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж


Рис. 2. Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс

Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами. Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной - обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.

Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:

1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.

Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.

Краткий обзор истории вопроса

До появления массового и эффективного на значительных расстояниях ручного огнестрельного задача визуального сокрытия своих войск была менее актуальна, нежели обратная задача - хорошей видимости своих войск для военачальника. В связи с крайне ограниченными средствами тактической связи (собственно, кроме вестовых, иных средств связи не существовало), полководцу было жизненно необходимо наблюдать диспозицию и маневр собственных войск, отчего целесообразным представлялось использование этими войсками ярких, заметных на значительном расстоянии мундиров. Зачастую эти мундиры имели цвета национальных флагов в той или иной комбинации, а также отличались по расцветке у различных подразделений. Задача маскировки отдельных солдат не имела высокой актуальности, т.к. основным видом боя оставался рукопашный; огневой же контакт происходил на ничтожном расстоянии, при котором солдат противника был виден при любом цвете мундира. Помимо этого, использование линейной тактики и линейного побатальонного построения пехоты делало абсолютно бессмысленным использование какой-либо маскировочной одежды (трудно не заметить плотную шеренгу из 50 солдат по фронту на расстоянии выстрела из гладкоствольного ружья, даже если они будут одеты в самый эффективный камуфляж).

Тем не менее, даже в эпоху доминирования гладкоствольного оружия и линейной тактики камуфляж всё же применялся отдельными частями, в первую очередь егерскими. Тактика егерей была несколько схожа с тактикой современных пехотных подразделений (рассыпной строй, использование естественных укрытий), а их вооружение (нарезные штуцера с эффективной дальностью до 200-250м.) позволяло вести огонь вне досягаемости огня линейной пехоты противника - но при этом в случае атаки линейной пехоты противника (а тем более конницы), егеря были обречены. К тому же, егеря были уязвимы для огня таких же егерей с «той» стороны. Именно поэтому именно в среде егерей появились первые наработки, призванные снизить визуальную заметность стрелка - можно сказать, первый камуфляж. Во всех европейских армиях егеря, в отличие от линейной пехоты, носили черные, темно-зеленые и темно-серые мундиры, а их головные уборы не имели украшений и хорошо различимых эмблемных знаков. Широко известна инструкция Суворова, предписывающая егерям использовать сорванные ветки деревьев с листьями для усиления маскировки - прием, хорошо работающий и в наше время.

Ситуация с обмундированием изменилась, когда в середине XIX века на вооружение стали массово поступать скорострельные нарезные образцы стрелкового оружия, увеличившие дальность огневого контакта в несколько раз. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны, т.к. ярко-красные мундиры англичан были отличной целью для бурских стрелков (носивших при этом гражданскую одежду тусклых «протестантских» оттенков). Именно тогда англичане приняли на снабжение мундир цвета «хаки» («хаки» в переводе с хинди означает «пыльно-земляной»), и серьезно снизили заметность своих солдат. Однако данная версия с трудом выдерживает фактологическую критику, т.к. темно-зеленые мундиры без украшений появились в армии Российской Империи в качестве полевой формы еще лет за 10 до того, как англичане столкнулись с бурами.

Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия - в небесно-голубой, а Германия - в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.

Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.

Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде - как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии - непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).

Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно - начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.

Современные камуфляжи России

Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР - в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.

КЗС/Расцветка-57

Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко. Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж - ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.


Рис. 3. Расцветка обр. 1957г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»

Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) - песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.

Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции - деформирующую и имитационную.


Рис. 4. Боец в КЗС на местности

«Бутан»

Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.


Рис. 5. Камуфляж "Бутан"

Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.

В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав - ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».

ВСР-93

Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.


Рис. 6. ВСР-93

Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.

По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.

ВСР-98 «Флора»

Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.

В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название - «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».


Рис. 7. ВСР-98 "Флора"

Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.

ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель

Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса. На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».


Рис. 8. ЕМР в двух цветовых исполнениях

Название «ЕМР» расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка» - именно под таким названием данный камуфляж состоит на снабжении ВС РФ. Однако известно, что первый производитель изделий с данной расцветкой дал ей название «ЗДУ» - «защита до упора». На Западе данный камуфляж известен как «Руспат» (Russian Pattern) по аналогии с американскими -пат’ами. Также неофициально данный камуфляж называют «Русской цифрой», «Русским пикселем» или (в армейском обиходе) - просто «Пиксель».
В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.

«Подлесок»

Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.


Рис. 9. "Подлесок"

Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.

«Растровый подлесок»/»Растр»

Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета - получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».


Рис.10. "Растровый подлесок"

В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть - на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания - взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.

Другое название «Растра» - «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.

«Тигр» / «Камыш»

Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой - это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально - малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.


Рис. 11. Камуфляж "Тигр" одного из российских вариантов

Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.

Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».

Официально никогда не находился на снабжении, неофициально - используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.

«Партизан»

Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» - ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».


Рис. 12. Камуфляж "Партизан"

В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.

«Излом» / «Скол»

Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.


Рис.13. Камуфляж "Излом"

При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов.
Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.

Сурпат

Разработан российской компанией «Survival Corps» по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.


Рис. 14. Сурпат

В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности - проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.

Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.

Спектр

Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.


Рис. 15. Спектр

Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И. Стрелковым и его подразделением.

Сумрак

Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.


Рис.16. Сумрак

Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.

Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.

Очень долгий период в военной истории не только про военный камуфляж , но и даже про униформу защитного цвета никто не знал, не слышал и думать не хотел. У военной формы была тогда только одна задача – идентификация на поле боя. Бои шли на близких дистанциях, а чаще и в рукопашную, и возможность сходу определить, союзник перед тобой или враг, была приоритетной. Поэтому обмундирование солдат пестрило яркими цветами — красным, синим, желтым.

С развитием огнестрельного оружия дистанция боя начала увеличиваться, и постепенно военачальникам пришла в голову интересная мысль – а почему бы не маскировать собственные силы на поле боя, осложняя стрелкам противника задачу? Тогда и был придумал камуфляж — военная униформа, скрывающая солдата от глаз врага. Под словом «камуфляж» понимается не только многоцветный пятнистый современный рисунок, а также и однотонная одежда защитного цвета.

Согласно хроникам, впервые в истории камуфляж был применён во время англо-бурской войны в 1899-1902 годах, когда буры использовали в снаряжении цвета, позволяющие им сливаться с местностью, в то время как англичане в ярко-красных мундирах были почти как мишени в тире на ярмарке. После чего командование сил Великобритании приняло историческое решение и переодело солдат в униформу цвета хаки.

После чего те или иные армии мира стали использовать для обмундирования своих солдат защитные расцветки, а после — и специальные камуфляжные рисунки (паттерны), гораздо лучше скрывавшие солдат, нежели однотонная одежда. Например, в одних только вооруженных силах Вермахта существовало более 30 различных камуфляжных рисунков, под все варианты местности и времена года.

Кроме военных камуфляжей (называемых стандартными, или армейскими — они были официально приняты на вооружение) к нашему времени появилось великое множество коммерческих камуфляжных расцветок и рисунков, которые производятся частными компаниями для профессиональных стрелков, охотников, сотрудников ЧВК и спецподразделений. Далее мы будем говорить про военный камуфляж.

Условно, весь военный камуфляж можно разделить на 5 основных групп:

  • Лес (Европа, Северная Америка, Россия).

  • Пустыня (Северная Африка, частично Азия, Ближний Восток).

  • Зима (в условиях наличия снега);

  • Буш (создан с учётом особенностей территории Южной Африки — в эту группу входит всего несколько видов камуфляжа).

То есть все существующие в вооруженных силах камуфляжные расцветки можно отнести к каким-то из этих групп. Некоторые добавляют туда ещё отдельные категории «Город» и «Разное». Первый вариант – для действия в условиях урбанистического пейзажа, а второй – для описания камуфляжей, работающих по иному принципу, нежели традиционные маскировочные расцветки.

Камуфляж СССР

Почти вся известная униформа СССР в той или иной степени скопирована с образцов вооружённых Вермахта. Есть конечно и собственные разработки, но зачем изобретать велосипед, если уже готовый камуфляжный рисунок показал свою эффективность в конкретных условиях. И порой это себя оправдывало.

«Амеба»

Камуфляжная расцветка 1935 года разработки, имела несколько вариантов под разные условия.

«Лиственный лес»

Был заимствован в 1942-м году у армии Вермахта и лишь незначительно доработан. Существовало два вида этого камуфляжа — под летний и осенний лес.

«Пальма»

Также разработан в 1944-м году на основе камуфляжных схем немцев. «Пальма » выпускалась в четырех вариантах, по сезонам - весна, лето, осень и зима.

«Берёзка»

Камуфляж «Берёзка» известен ещё как «солнечный зайчик » и «серебряный лист ». Разработан в 1957 году. За основу, как и в предыдущих вариантах, взяты некоторые высокоэффективные камуфляжи, применяемые в нацистской Германии. Зеленый фон, белый деформирующий рисунок (наиболее близкий к современной «Цифровой флоре»). В 1980 году был доработан под лиственные леса средней полосы (нижнее фото). Считается несколько устаревшим, однако комбинезон «Берёзка» до сих используется бойцами ВДВ (из-за своего удобства, но после небольшой доработки), а также имеет страшную популярность у охотников, рыболовов и разнообразных любителей активного отдыха, в т.ч. страйкболистов.

«Бутан»

Или «Дубок ». Разработан в 1984 году для пограничных войск как замена устаревшей «Берёзки». Долгое время использовался вооруженными силами Украины, теперь камуфляж пытаются заменить чем-то более современным и эффективным. Всё же с 80-х годов года многое поменялось, да и «цифра» постепенно вытесняет все остальные виды.

Камуфляж современных ВС России

Тут всё немного прозаичней. Если первые камуфляжные униформы ВС России унаследовали от СССР, который, в свою очередь, вдохновлялся камуфляжными рисунками армии нацистской Германии, то последующие разработки — сугубо собственные, однако не отличающиеся особой оригинальностью. Хотя российская защитная униформа задачу маскировки на типичной для средней полосы местности выполняет на отлично.

«Партизан»

Имеет неофициальное название «лягушка ». Современный камуфляж, просто скопированный в своё время с немецкого «Эйхентарна ».

ВСР-93 «Вертикалка»

Используется с 1993 года и до сих пор. В основном – на постсоветском пространстве. Классический камуфляж, различные пятна зеленых и коричневых оттенков.

ВСР-98 «Флора»

Или «Капуста », или «Арбузный ». Разработан, как понятно из названия, в 1998 году, некоторое время был основным камуфляжем на вооружении армии РФ, но с недавних пор считается устаревшим.

Цифровая флора

Цифровая флора — одна из последних разработок ВС РФ, пока «обкатывается». Маскировочные свойства отличные, силуэт разбивает прекрасно.

Камуфляж Вермахта и Бундесвера

Немцы вообще в своё время по камуфляжам опередили всех на целую голову – чуть ли не 40 различных вариантов придумали — и почти все весьма эффективны, для своих условий. Мы рассмотрим только самые известные.

WH splintentarn

Считается чуть ли не первой немецкой камуфляжной формой, придуманной аж в 1931 году. Пятна с чёткими краями, разные цвета, «штриховка». Для своего времени был весьма эффективным, но потом уступил более продвинутым вариантам.

Eichentarn

1942 год. Данный вариант поставлялся в нескольких цветовых гаммах. Отличительной чертой можно назвать наличие небольших, но многочисленных, пятен. Использовался довольно долго, в том числе и в вооруженных силах Восточной Германии.

Flectarn

1985 год. Развитие идеи «эйхентарна», что заметно по многочисленным мелким пятнам. Флектарн выпускается в нескольких вариантах и используется в армии Бундесвера по сей день.

Tropentarn

Аналог «флектарна» для для пустынь, разработанный в 1990-х годах.

Камуфляж США

США в своё время не особо сильно отставали от Германии в разработке камуфляжа. В настоящий момент львиная доля компаний, разрабатывающих и продающих на мировом рынке коммерческую униформу и камуфляжные рисунки, находится в США. Однако мы говорим только про «официальный» военный камуфляж, поэтому дальше — о нём.

Khaki

Тот самый легендарный «Хаки ». Официально – самый первый широко распространённый камуфляж. ВС США использовали «Хаки » во Второй мировой. Для боевых действий в засушенных районах и в пустыне – самое то. Что-то похожее использовали как африканские подразделения Третьего Рейха, так и вооруженные силы США. До сих пор в некоторых странах является официальной «военной расцветкой».

Olive

Дальнейшее развитие «хаки », адаптированное к условиям джунглей. Дёшево и сердито. Использовался США в Корее и во время Вьетнамской войны. Да и кубинским партизанам тоже очень полюбился. Говорят, Фидель Кастро практически никогда не расставался с униформой в цвете «Олива ».

Woodland

Заслуженная классика. Вудланд разработан в восьмидесятых, был представлен в нескольких цветовых вариантах, в зависимости от конкретных условий местности. Стандарт — как на фото, в варианте для равнин и лесов было больше зеленых пятен, в «горном» варианте – коричневых. Ну а четвёртый вариант вообще должен был в оптическом и инфракрасном диапазоне маскировать. На данный момент этот военный камуфляж в армии США не используется, но основе Woodland около дюжины униформ, которую успешно используются.

3-color Desert / 6-color Desert

Разработан на основе Woodland, для пустынных операций солдат армии США. 3-color Desert представляет собой рисунок из пятен трёх цветов — зеленого и коричневого двух оттенков. 6-color Desert — более сложный узор пятен аж шести цветов.

MARPAT

Один из первых удачных примеров цифрового камуфляжа. Фактически, тот же самый «вудланд», только переведённый в пиксели. Был разработан на замену Вудланду и долгое время использовался морпехами США (MARPAT — это сокращение от Marine Pattern), в том числе и для ведения боя в городских условиях, поскольку одна из расцветок как раз для этого дела отлично подходила. Всего расцветок было три: стандартный — Digital Woodland , для пустынь и засушливых условий — Digital Desert , для городских условий — Digital Urban .

ACUPAT/UCP

Разработана для ВС армии США, действующих на суше, на основе «MARPAT». Пиксели стали крупнее, цветовая гамма – ещё менее контрастной. ACUPAT — неофициальное название, означает Army Combat Uniform Pattern . Официально этот военный камуфляж называется UCP Universal Camouflage Pattern . Также известен под названием Digicam (Digital Camouflage).

Multicam

Тот же «вудланд», только круче. Собственно, и был разработан как современная его замена, однако по определённым причинам в армии не заслужил признания, и ВС США практически не используется. Однако камуфляж «Мультикам» более чем достойный — пятна округлые, многочисленные и разнообразные, пикселей не видно, так что размытие силуэта идёт именно за счёт сложности восприятия. Поэтому в коммерческой сфере — излюбленная униформа кого угодно, в том числе .

Kryptek 3D Camouflage

Мы просто не могли не рассказать про этот перспективный 3D-камуфляж . Компания Kryptek предложила концепцию рисунка, использующего самые последние разработки в направлении маскировки и оптического обмана. В настоящий момент новая униформа проходит полевые испытания и возможно в скором времени будет принята на вооружение армии США.

Военный камуфляж других стран

Далее мы расскажем про наиболее интересный (мы не берём во внимание откровенные копии) актуальный военный камуфляж других стран мира. Всё-таки нет там каких-то особо масштабных и популярных разработок маскировочных рисунков, как например у США и России, не говоря уже про нацистскую Германию. Начнём с Англии, в которой, как мы уже говорили, была исторически впервые применена маскирующая униформа.

DPM — Великобритания

DPM расшифровывается как «Distruptive Pattern Material», и представляет собой хаотичные мазки и пятна четырёх цветов — черного, коричневого, зелёного и песочного. Камуфляж DDPM (Desert DPM) — с другими оттенками, предназначенный, как можно догадаться из названия, для пустыни. Ещё есть т.н. «голландский DPM» — по сути, тот же камуфляж, только с другими цветами, использующийся армией Нидерландов. Сам DPM в настоящий момент считается устаревшим.

MTP — Великобритания

На смену DPM в 2011-м году Министерством Обороны Великобритании был разработан новый военный камуфляж — Multi-Terrain Pattern , или сокращённо MTP . За основу взят американский Мультикам. Новая униформа полностью вытеснила старые DPM и DDPM в период с 2011 по 2013 года, и можно было видеть в камуфляже MTP в Афганистане.

Lizzard pattern — Франция

Французская разработка, основанная на камуфляже Tiger stripes, и использовавшаяся ВС Франции с 1947 и по 1980 год. До недавнего времени Lizzard pattern был официальной униформой Французского Иностранного легиона, который в итоге также перешёл на CCE Camo.

CCE Camo — Франция

Современный французский камуфляж, введенный в эксплуатацию в начале девяностых. За основу камуфляжа взят «вудланд», рисунок сделан крупнее. CCE Camo также представлен в нескольких вариантах, например Daguet Desert pattern для пустыни (на нижнем фото) использовался французскими солдатами в Ираке.

Digital Vegetato — Италия

Digital Vegetato — это сокращение от Vegetated Pattern, то есть «растительный паттерн», или рисунок. Встречается нанаписание «Vegetata», а также — в профессиональное сфере — жаргонное название Italian Digital Woodland . Стандартный камуфляж ВС Италии, собственная разработка, принятая на вооружение в 2007 году. Вариант камуфляжа для пустыни называется Desertato .

Woodland Desert — Испания

Как можно догадаться из названия, это классический Вудланд, в котором заменили цвета с учётом ландшафта Испании. Используется испанской морской пехотой с 2003 года.

SDD — Испания

Сухопутная армия Испании до 2010 года была одета в стандартный Вудланд. Однако после 2010 года на вооружение вооруженных сил встала униформа с камуфляжным рисунком собственной разработки, под названием Spanish digital desert (SDD ).

М90 — Швеция

Помните, мы говорили, что немецкий «сплинтентарн» морально устарел? А вот шведы так не думают. Немного поменяли цвета, убрали штриховку, сделали более хаотичными линии – и вовсю используют. Вариантов M/90 два — лесной (под характерный для Швеции ландшафт) и пустынный.

M75 / M98 — Норвегия

Норвежские ВС используют военный камуфляж М75 и М98 — более современную версию. Три цвета — коричневый и зелёных темного и светлого оттенков, в виде крупных пятен, по замыслу командования, должен лучшим образом скрывать солдата в норвежских лесах.

M84 — Flectarn-D — Дания

У датчан всё просто — взяли у своих соседей, немцев, их замечательный флектарн и немного доработали под свои нужны и особенности ландшафта, добавив больше светло-зелёного. На основе M84 Flectarn-D был разработан датский камуфляж под пустыню.

М05 — Финляндия

В качестве штатной униформы финские ВС используют «цифровой» военный камуфляж, отвечающий всем современным требованиям маскировки. Камуфляж M05 был создан с учётом ландшафта Финляндии.

Tiger stripe — Куба, Филиппины

«Тайгер », или «Тигр » — один из самых известных в мире камуфляжей, появился примерно в 50-х годах для ведения боевых действий в условиях тропических джунглей. Отличительная особенность — пятна-«мазки» зелёного, коричневого и чёрного цветов на светлом фоне — «хаки» или «олива». Однако мазки не перекрывают друг друга, как во французском Lizard pattern (который, как считается, и стал основой для «Тигра»). Кто точно придумал рисунок — неизвестно, однако он получил наибольшее распространение в спецназе армии США во время войны во Вьетнаме, а позже разошёлся по всему миру. В настоящий момент униформа с камуфляжным рисунком Tiger stripe принята на вооружение армий Кубы и . Иногда вариации «Тигра» встречаются на униформе отдельных частей ВС России.

CADPAT — Канада

Канадские вооруженные силы используют военный камуфляж CADPAT (Canadian Disruptive Pattern). Есть мнение, что канадский рисунок является просто одной из версии MARPAT, доработанный с учётом преобладающего ландшафта Канады, однако мнение ошибочно. Канадцы представили первый образец CADPAT на выставке еще в 1996 году, в то время как американцы только в 2001 начали «разработку» MARPAT.

Остальные варианты армейского камуфляжа или являются точными копиями описанных выше, или настолько неинтересны, просты и/или редки, что не заслуживают внимания. Ещё раз напомним, что мы не рассматривали (ну, или почти не рассматривали) коммерческий камуфляж, среди которого встречаются более чем отличные варианты. Может быть, как-нибудь соберём статью на эту тему.

Ну а в завершение…

Камуфляж вооруженных сил стран Африки

Да, это некоторое время считалось официальной военной униформой. Потом, к счастью, африканцы прекратили выделываться и перешли на более эффективные и современные варианты.

Например, воздушно-десантные войска Республики Бенин носили оригинальный военный камуфляж, который ещё назывался «бортовой» (верхнее фото). Наиболее близкий к нему — норвежский камуфляж М98, на который изобретательные банинцы нанесли львов, буйволов и звериные следы.

Камуфляж вооруженный сил Ливии (нижнее фото) вообще представляет из себя повторяющиеся изображения континента Африки. Однако цветовая палитра подобрана так, что в африканском пейзаже камуфляж вполне может работать. Всего таких цветовых решений было целых шесть.

В военном деле часть важно оставаться незаметным. Для этих целей служит камуфляж: он позволяем как людям, так и технике, сооружениям сливаться с окружающей средой и быть незаметными для противника.

Камуфляжные расцветки России

В современной России в вооруженных силах используются множество видов камуфляжных расцветок, в первую очередь это связано с большим количеством географических и климатических зон. Основной расцветкой является КЗС или в народе "Березка". Очень часто встречаются так же разцветки Камыш и Флора

Летние и зимние камуфляжные расцветки

Кроме летнего камуфляжа есть зимние расцветки, в основе который лежит белый цвет. А добавочные уже под окружающий рельеф: лес, камыш, темные пятна. Кроме костюмов используются и маскхалаты, которые накдываются сверху. Кроме военных такую одежду используют охотники, егеря, рыбаки, а так же те, кто увлекается страйкболом.

Пиксельные камуфляжные расцветки

Камуфляж пиксельной расцветки, или как его еще называют цифра, используется несколько другой принцип. Он как бы разбивает силует человека на отдельные фрагменты, и позволяет растворятся на местности. Такие расцветки так же работают даже в движении. Однако, есть и несколько недостатков, цифра должна быть очень хорошо подобрана к окружающим цветам.

Натовский камуфляж

В основе натовского снаряжение камуляж известный под названием Woodland и ео различные модификации. В основе два цвета коричневый и черный, а фон подбирается исходя из географии использования, чаще всего это зеленый или светлокоричневый.

На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, - полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.

Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.

Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные ; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.

Основы построения камуфляжной окраски

Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.

Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа - нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа - осуществление неотделимости объекта от фона.

Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде - за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.

Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж

Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами.

Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной - обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.

Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс

Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:

1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.

Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.

Краткий обзор истории вопроса

До появления массового и эффективного на значительных расстояниях ручного огнестрельного оружия задача визуального сокрытия своих войск была менее актуальна, нежели обратная задача - хорошей видимости своих войск для военачальника. В связи с крайне ограниченными средствами тактической связи (собственно, кроме вестовых, иных средств связи не существовало), полководцу было жизненно необходимо наблюдать диспозицию и маневр собственных войск, отчего целесообразным представлялось использование этими войсками ярких, заметных на значительном расстоянии мундиров. Зачастую эти мундиры имели цвета национальных флагов в той или иной комбинации, а также отличались по расцветке у различных подразделений.

Задача маскировки отдельных солдат не имела высокой актуальности, т.к. основным видом боя оставался рукопашный; огневой же контакт происходил на ничтожном расстоянии, при котором солдат противника был виден при любом цвете мундира. Помимо этого, использование линейной тактики и линейного побатальонного построения пехоты делало абсолютно бессмысленным использование какой-либо маскировочной одежды (трудно не заметить плотную шеренгу из 50 солдат по фронту на расстоянии выстрела из гладкоствольного ружья, даже если они будут одеты в самый эффективный камуфляж).

Тем не менее, даже в эпоху доминирования гладкоствольного оружия и линейной тактики камуфляж всё же применялся отдельными частями, в первую очередь егерскими. Тактика егерей была несколько схожа с тактикой современных пехотных подразделений (рассыпной строй, использование естественных укрытий), а их вооружение (нарезные штуцера с эффективной дальностью до 200-250 м) позволяло вести огонь вне досягаемости огня линейной пехоты противника - но при этом в случае атаки линейной пехоты противника (а тем более конницы), егеря были обречены. К тому же, егеря были уязвимы для огня таких же егерей с «той» стороны.

Именно поэтому именно в среде егерей появились первые наработки, призванные снизить визуальную заметность стрелка - можно сказать, первый камуфляж. Во всех европейских армиях егеря, в отличие от линейной пехоты, носили черные, темно-зеленые и темно-серые мундиры, а их головные уборы не имели украшений и хорошо различимых эмблемных знаков. Широко известна инструкция Суворова, предписывающая егерям использовать сорванные ветки деревьев с листьями для усиления маскировки - прием, хорошо работающий и в наше время.

Ситуация с обмундированием изменилась, когда в середине XIX века на вооружение стали массово поступать скорострельные нарезные образцы стрелкового оружия, увеличившие дальность огневого контакта в несколько раз. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны, т.к. ярко-красные мундиры англичан были отличной целью для бурских стрелков (носивших при этом гражданскую одежду тусклых «протестантских» оттенков).

Именно тогда англичане приняли на снабжение мундир цвета «хаки» («хаки» в переводе с хинди означает «пыльно-земляной»), и серьезно снизили заметность своих солдат. Однако данная версия с трудом выдерживает фактологическую критику, т.к. темно-зеленые мундиры без украшений появились в армии Российской Империи в качестве полевой формы еще лет за 10 до того, как англичане столкнулись с бурами.

Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия - в небесно-голубой, а Германия - в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.

Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.

Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде - как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии - непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).

Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно - начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.

Современные камуфляжи России

Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР - в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.

КЗС / Расцветка-57

Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко.

Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж - ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.

Расцветка обр. 1957 г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»

Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) - песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.

Боец в КЗС на местности

Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции - деформирующую и имитационную.

«Бутан»

Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.

Камуфляж «Бутан»

Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.

В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав - ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».

ВСР-93

Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.

ВСР-93

Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.

По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.

ВСР-98 «Флора»

Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.

В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название - «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».

ВСР-98 «Флора»

Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.

ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель

Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса.

На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».

ЕМР в двух цветовых исполнениях

Название «ЕМР» расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка» - именно под таким названием данный камуфляж состоит на снабжении ВС РФ. Однако известно, что первый производитель изделий с данной расцветкой дал ей название «ЗДУ» - «защита до упора». На Западе данный камуфляж известен как «Руспат» (Russian Pattern) по аналогии с американскими — пат’ами. Также неофициально данный камуфляж называют «Русской цифрой», «Русским пикселем» или (в армейском обиходе) - просто «Пиксель».

В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.

«Подлесок»

Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.

«Подлесок»

Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.

«Растровый подлесок»/»Растр»

Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета - получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».

«Растровый подлесок»

В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть - на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания - взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.

Другое название «Растра» - «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.

«Тигр» / «Камыш»

Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой - это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально - малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.

Камуфляж «Тигр» одного из российских вариантов

Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.

Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».

Официально никогда не находился на снабжении, неофициально - используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.

«Партизан»

Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» - ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».

Камуфляж «Партизан»

В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.

«Излом» / «Скол»

Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.

Камуфляж «Излом»

При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов.

Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.

Сурпат

Разработан российской компанией «Survival Corps» по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.

Сурпат

В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности - проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.

Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.

Спектр

Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.

Камуфляж «Спектр»

Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И.Стрелковым и его подразделением.

Сумрак

Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.

Камуфляж «Сумрак»

Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.

Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.

К сожалению, гонка вооружения, в рамках которой пытались создать узор камуфляжа, который будет работать, была обречена на фиаско. В 2012 году The Daily назвал это «5-миллиардным snafu» (SNAFU это акроним, который можно дословно перевести так: «ситуация под контролем: все летит в …»). В рамках вышеуказанной гонки, которая официально называлась Army’s Camouflage Improvement Effort, были запрошены камуфляжи сотен дизайнеров, из которых были выбраны четыре финалиста. Спустя четыре года (и миллионы долларов) армия, кажется, определилась с победителем.

Четыре финальных камуфляжа были созданы Brookwood, Crye Precision, Kryptek и ADS Inc. с Guy Cramer

На этом задержки не прекратились. По последним слухам решили отменить весь маскарад камуфляжей. Однако армия просто приняла MultiCam, цифровой камуфляж, сделанный Crye Precision, в качестве временного варианта, тем самым признав, что универсальный камуфляж не работает как нужно.

Долго сказка сказывается да не скоро дело делается. В декабре Конгресс внес законопроект, который блокировал бы армию целиком, если та не примет новый проект камуфляжа. К 2018 году этот же законопроект блокировал бы все Министерство обороны. Политики, кажется, устали тратить деньги на бесконечные проблемы. Пресс-секретарь Уильям Лэер в ответ на вопросы, что же происходит, смог сказать только, что «армия взвешивает разные варианты и учитывает законодательные ограничения».

Среди обвинений в некомпетентности и бюрократической волокиты затесался и тот факт, что военные технологии развиваются крайне быстро, и никто не может предсказать наверняка, какой камуфляж понадобится завтра. Растущая область военной науки, несмотря на всю пыль в наших глазах, все еще очень молода. И миллиарды долларов, выброшенные на ветер, не приносят ожидаемого эффекта.

История невидимости

У современных камуфляжей относительно короткая история. Когда появились современные военные действия (18 век), то есть когда появилась винтовка дальнего действия, в моду вошли темно-зеленые или серые камуфляжи. К началу Первой мировой войска в полный рост экспериментировали с «ослеплением», то есть чтобы трудно было уловить цель, тогда судно, на расстоянии. Вскоре техника вовсю использовалась людьми.

Солдат Первой мировой войны, 1917 год

На заре Второй мировой войны возникли отличительные современные камуфляжи с почковидными пятнами, и очень быстро разлетелись по миру. К концу войны художники даже экспериментировали с оптическими моделями, которые могли обмануть глаз, заимствуя идеи из кубизма и оп-арта.

В конце 1970-х армия США представила новый и непопулярный узор под названием «двойная текстура», который положил начало «цифровому» камуфляжу сегодняшнего дня. «Дуал-текс» использовал идеальные цветные квадраты, чтобы сразу имитировать два узора: один крупный и один большой, эффективные на разных расстояниях.

Солдат Второй мировой войны

К 1990 году началась разработка узоров на компьютере, а вместе с ней и возрождение научных исследований. Американский офицер Тимоти О’Нил, «дедушка современного камуфляжа», разработал маленькие цветные квадратики на камуфляже, которые могли обмануть глаз, смотрящий на солдата или грузовик, поскольку сливали их с фоновой сценой.

Почему пиксели работают лучше, чем традиционные пузыри? Потому что пиксели лучше имитируют фрактальные узоры, которые наши глаза интерпретируют как белый шум. Если смотреть на такой «цифровой» камуфляж, глазам просто не на чем зафиксироваться.

Камуфляж «дуал-текс»

Однако глаз - это сложный анатомический предмет, и воссоздать один оптический трюк для миллионов солдат в бесконечном числе условий просто невозможно. В результате, кустарная промышленность независимых подрядчиков и инженеров получила рост, и каждый из них представил свой уникальный вариант камуфляжа, в том числе и четыре финалиста конкурса.

Найдите на указанной ниже фотографии людей.

Некоторые из этих компаний отказались от комментариев, когда ресурс Gizmodo выявил желание с ними пообщаться, скорее всего, потому что объявление победителя еще нескоро. Однако Гай Крамер, CEO Hyperstealth Biotechnology Corp, дизайнер камуфляжей для армий в Иордании и Афганистане, а также один из четырех финалистов конкурса, был достаточно любезен, чтобы ответить на некоторые вопросы.

Использование недостатков зрения

Как объяснил Крамер, цифровые камуфляжи пытаются использовать передовые оптические уловки, чтобы запутать мозг и выпустить тело из цели, вместо того, чтобы просто «слить» его с окружающим пейзажем. «Вы не можете просто заляпать краской стену и назвать это камуфляжем», - говорит он. - «Мы не пытаемся создать случайность. Мы хотим, чтобы мозг интерпретировал узор как часть фона».

Такого рода визуальная хитрость - сложная задача. Она включает в себя представления о науке цвета, анатомии человеческого глаза и даже логистику создания узора. И она все еще не совершенна. Давайте разберем самый интересный провал американской армии: UCP.

Собственно, UCP

Все цифровые камуфляжи состоят из двух слоев: микроузоры (пиксели) и макроузоры (формы объединения пикселей). Если масштабы макроузоров будут слишком малы - как и случилось с UCP - возникнет оптическое явление под названием изолюминация, окрашивание тщательно построенной модели камуфляжа в массу яркого цвета. Другими словами, на дистанции такой костюм можно разглядеть с легкостью. Как видите, это стало одной из крупнейших проблем UCP.

А как насчет цвета? В 2004 году, когда армия США представила UCP, выяснилось, что во всем узоре нет ни капли черного цвета. Дело в том, что черный не встречается в природе - так пояснили официальные представители. Но Крамер полностью не согласен. Черный и коричневый необходимы для имитации тени. Финальная картина Крамера в рамках конкурса включала «границу яркости», тонкую черную линию вдоль макро и микроузоров, которая обманывает глаз, скрывая формы.

«Если у вас не будет хотя бы процента такого в камуфляже, он будет выглядеть плоским, поскольку нет эффекта глубины», - объяснил Крамер. - «Это стало хорошим уроком».

Экономия масштаба

В армии США сейчас более полумиллиона солдат, а напечатать и пошить униформу на каждого из них уже само по себе является сложной задачей. Важно и то, что камуфляж «разбивает» контур тела солдата в местах вроде запястий, коленей и голеностопных суставов.

Как и полосы тигра, расположенные перпендикулярно их конечностям, эти визуальные «разрывы» помогают скрыть анатомию человеческой цели. Когда рулон камуфляжной ткани будет разрезаться на миллионы униформ, может быть сложно предугадать, где именно окажутся эти разбиения.

Пример изолюминации

Кроме того, наш мозг очень хорошо распознает узоры - если мы видим одну фигуру дважды, мы сразу понимаем, что что-то произошло. Крайне важно, чтобы левая и правая части единой картины не совпадали. «У многих узоров такая проблема», - говорит Крамер. - «Мозг увидит аномалию на правой части груди, и если он увидит очень похожий рисунок на левой части груди, то сразу соединит точки и скажет, вот, теперь я вижу верхнюю часть человеческого тела».

Та самая граница яркости

Успеху Крамера частично поспособствовали его навыки создавать узоры, соответствуя всем этим сложным критериям. Он является пионером в области алгоритмической конструкции камуфляжа. Вместо того, чтобы полагаться на собственный мозг в проектировании узоров, он написал программу, которая генерирует настоящие геометрические фракталы. Фракталы - это математические узоры, которые повторяются в любых масштабах.

Вот почему узоры Крамера использовались везде, от винтовок до вертолетов (не говоря уж о 2,5 миллиона униформ). Поскольку они скалируются, они способны спрятать как человека, так и целое здание.

Всевозможные испытания

Искусство испытания этих узоров почти всегда важнее, чем сам дизайн - и этот процесс Крамер знает хорошо, поскольку целых десять лет помогал армии испытывать узоры. В том числе и запутывание лучших снайперов армии тысячами фотографий.

В Военной академии США в Вест-Пойнте испытуемые, в том числе и лучшие снайперы с совершенным и даже лучше зрением, просматривали слайды за слайдами с замаскированными солдатами в разных средах. Огромное количество изображений. От пустынь до болот, любые погодные условия, любые расстояния до цели (узор должен быть одинаково хорош). Статистика показала, что было 900 испытуемых, 45 сред и 120 000 точек данных.

Важной частью процесса тестирования была не только скорость определения визуальной аномалии, а также скорость определения места, где на самом деле залег солдат. Миллисекунды на принятие решений могут иметь значение, учитывая то, что среднестатистическому снайперу нужно от 12 до 30 секунд на идентификацию цели.

Шагом-арш

В конце августа из Ливии внезапно отослали команду американских спецназовцев. Дело в том, что группа террористов похитила десятки орудий и устройств из грузовиков. Как это повлияет на камуфляж? Максимально.

Наряду с пулеметами и лазерами рейдеры выкрали устройство, которое в конечном счете может принести столько же ущерба, что и первые два типа устройств: специальные очки ночного зрения, фиксирующие коротковолновый инфракрасный свет - в спектре SWIR. Стоимостью 45 000 долларов за штуку, эти очки позволяют солдатам видеть на уровне 1 мкм длины волны, где цвета сливаются в белую массу. Другими словами, это делает камуфляж совершенно бесполезным. Единственная пара в безопасности хранилась в руках американской армии. Больше нет.

«Теперь плохие парни бегают с такой же технологией», - объясняет Крамер.

Возникли соответствующие вопросы: поскольку враги изменили каналы поставок военной техники, армия США не может быть уверена, что те ребята видят именно то, что хочет видеть армия США.

Мы прошли длинный путь от каменно-серого или полевого камуфляжа 19 века. Мы даже успели отойти от расцветок 60-70 годов, когда с одним узором можно было решить множество конфликтов за десять лет. Современное вооружение меняется крайне быстро, и даже когда Минобороны берет на рассмотрение одну модель, нет гарантий того, что в следующем году не появится новая.

Однако в разработке находятся многие интересные концепты, в том числе и с использованием метаматериалов, о которых мы много писали. Вот, к примеру, проект от Hyperstealth под названием Quantum Stealth, о котором мы, возможно, еще поговорим.

А есть еще один проект, который, к сожалению, его создатели обсуждать не могут.