Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Классификация камуфляжных расцветок. Камуфляж: виды и расцветки камуфляжа стран мира, фото, названия расцветок

Применение человечеством защитной окраски началось совсем недавно. Сначала маскирующие цвета использовались только в военных целях. Сколько жизней удалось спасти благодаря смене расцветки солдатской формы на известный сегодня цвет хаки. Сейчас ткань защитного цвета вошла в повседневную жизнь, и считается самым практичным материалом.

Что такое защитный цвет

Это общее название цветов, которые сливаются с ландшафтом, природой, окружающими предметами. Объекты, окрашенные в защитный цвет, остаются незамеченными в определенной обстановке.

В некоторых случаях под защитным цветом имеют ввиду яркий цвет всего объекта или его отдельных частей, который несет определенную информацию наблюдателю за безопасностью.

Виды защитной ткани

На сегодняшний момент существует много разновидностей маскирующей ткани. Основные отличия между ними - фон защитного цвета и тип рисунка. Так, маскирующая ткань может быть однотонной или раскрашенной несколькими цветами. В первом случае цвет называется "хаки". Он может быть разных оттенков: от "грязного" желтого до серо-зеленого. Если на ткани есть специфический узор из болотных цветов, такую защитную ткань называют камуфляжем.

Цвет хаки

Защитный цвет очень часто называют другим хорошо известным словом - хаки. Это название переводится из хинди как "пыльный". Хаки обозначает цвета пыльно-земленистых оттенков, начиная от грязно-желтого и заканчивая зеленовато-коричневым.

Камуфляжный цвет

Камуфляж - это многоцветная мелко- или крупнопятнистая окраска, которая используется с целью защиты военных, их техники и вооружения от визуального распознавания противником. Как правило, камуфляж имеет всего 2-4-цветную окраску. Такая многоцветность значительно искажает контуры объекта, поскольку цвет и форма рисунка сливается с окружающим фоном.

Рисунок камуфляжа являет собой узор из разных по форме пятен и полос, нанесенных в определенном порядке. При этом военная одежда защитного цвета шьется таким образом, чтобы сохранился переход рисунка с одной поверхности на другую.

Следует отметить, что каждая армия имеет свой тип камуфляжа. Таким образом, по форме и цвету рисунка можно определить, где служит солдат.

Как возник защитный цвет ткани

Создателем одежды из ткани болотного цвета считают индийского портного Хаки, в честь которого и назвали маскирующие окраски. Он первым пошил мундиры для английских солдат из материала цвета болотной тины.

Согласно историческим документам, форма защитного цвета была пошита на заказ английского майора Хадсона, который увлекался до армии рисованием. В 1848 году он командовал батальоном разведчиков в Индии. В то время солдаты носили красную форму. Естественно, что мундиры такого цвета были отличной мишенью для бандитов и врагов. Даже на большом расстоянии было легко разглядеть солдат в красной форме.

Майор с творческими способностями решил эту проблему нестандартным решением - он одел солдат в невзрачные костюмы, совсем незаметные на фоне природы. Поскольку портного, который сшил такую форму, звали Хаки, решили назвать в его честь.

Такие перемены в батальоне пошли на пользу майору Хадсону, в быстром времени он дослужился до генерала.

Но, к сожалению, начальство не поддерживало идею переодевания армии, и отправили Хадсона в отставку за нарушение традиций.

Мировое распространение цвета хаки

После отставки Хадсона военные на некоторое время забыли о защитном цвете. И лишь спустя полвека англичане вновь решили шить форму цвета хаки, когда началась англо-бурская война. На такой шаг пошло командирование английской армии после огромных потерь солдат от снайперского огня вражеских стрелков.

Затем защитный цвет начала использовать российская армия. Проанализировав результаты русско-японской войны, российское командование было вынуждено сменить форму солдат с белого цвета на болотный.

В период Первой мировой войны материал защитного цвета использовали армии почти всех стран мира. Обмундировать солдат в форму цвета хаки отказались лишь французы, в результате чего они понесли большие потери. В 1918 году военачальники Франции после длительных размышлений все-таки решили сменить светло-голубые мундиры и разноцветные головные уборы на полевую форму болотного цвета.

С этого момента цвет хаки ассоциировался только с армией.

Применение маскирующих цветов

Цвет хаки разных оттенков широко применяется в военной сфере. Так, защитным цветом принято окрашивать всю военную технику и снаряжение. Также из материала болотного цвета шьют палатки, рюкзаки, разные матерчатые бытовые предметы, которыми пользуются солдаты в полевых условиях.

Фактически цвет хаки используют для окраски всех объектов и предметов, которые применяются военными. Такая раскраска позволяет солдатам незаметно размещаться на разных территориях и легко передвигаться в нужных направлениях. Фон защитного цвета практически сливается с природой. А в таких условиях распознать военного очень сложно даже профессионалу.

Согласно исследованиям, проведенным во многих странах мира еще перед Второй мировой войной, защитный "грязный" цвет максимально затрудняет визуальное выделение объекта практически на любой местности. Только на нетронутом снежном покрове солдаты более заметны. В этом случае требуется дополнительная маскировка и смена одежды на более светлые расцветки.

В современном мире защитные краски применяются не только в военной промышленности. Цвет хаки нашел свое место во многих сферах, где нужна маскировка от человеческого и животного глаза. Так, одежда болотного цвета очень популярна среди исследователей, археологов и туристов. Такое невзрачное одеяние не привлекает лишнего внимания окружающих и позволяет легко скрыться, чтобы понаблюдать за природой.

Мода на защитную окраску

Полвека костюмы защитного цвета носили исключительно военные. И только в начале 60-х художник Эндрю Уорхолл надел на официальный прием одежду "грязного" цвета, чем шокировал публику. После этого костюмы цвета хаки начали набирать массовую популярность среди обычных граждан.

Модельеры и дизайнеры даже создали стиль одежды "грязных" расцветок и свободного кроя, известный модникам под названием "сафари". Он заработал большую популярность не только среди мужчин. В последнее время одежду в стиле милитари все больше носят женщины.

Самое интересное, что этот стиль сохраняет свою актуальность уже много лет. Даже в этом году известные дизайнеры разработали целые коллекции нарядов цвета хаки.

Чтобы не отставать от моды, мужчины и женщины покупают брюки и рубашки защитных цветов, шьют на заказ эксклюзивную одежду камуфляжной расцветки.

В индустрии моды ткань защитного цвета в основном используется для пошива костюмов, брюк и курток. Очень часто материал применяется для создания туристического снаряжения.

Хаки - цвет XXI века

Фактически с 90-х годов прошлого века ткань цвета хаки использовали все мировые производители одежды. С тех пор маскирующая окраска начала позиционироваться как цвет свободы и силы. Многие страны начали создавать новые ткани цвета хаки, которые отличаются высокой прочностью и практичностью.

Сегодня в защитный цвет красят практически все: сумки, кошельки, обувь и даже мобильные телефоны. Таким образом, маскирующие расцветки постепенно перешли с вооруженных сил в гражданскую жизнь. По мнению стилистов, защитный цвет считается наиболее популярным среди мужчин и женщин.

Камуфляж — французский термин, обозначающий «маскировка». Название весьма лаконично и точно передает назначение камуфляжа — затруднение опознавания очертаний человека или любого объекта противником, зверем, птицей. Для реализации этого задания используются различные визуальные, оптоэлектронные и фотоспособы.

Впервые, согласно историческим данным, камуфляжная одежда была использована в период англо-бурского противостояния (1899—1902 гг.). Буры эффективно использовали местность для маскирования, а англичане в красных мундирах стали отличными мишенями и несли большие потери. Английское командование приняло кардинальное решение и переодело своих солдат в униформу цвета хаки, что затруднило их распознавание и снизило потери.

Позже тему камуфляжа стали активно развивать, в первую очередь в военной сфере. Например, вооруженные силы гитлеровской Германии использовали уже около тридцати различных камуфляжных расцветок. Сегодня же камуфляж используется практически всеми армиями мира, он имеет свою собственную классификацию, подразделяясь на виды и типы.

В первую очередь разделение камуфляжных расцветок идет на стандартные и нестандартные. Под стандартными понимают именно военную классификацию, своего рода «принятие на вооружение» армиями стран мира. Нестандартными называют всякого рода камуфляжные расцветки, созданные различными компаниями и организациями, занимающимися разработкой и выпуском одежды для охотников. Яркими примерами нестандартных камуфляжных расцветок являются активно использующиеся сейчас виды «камыш», «осенний лес», «осока» и так далее.

Военные (стандартные) расцветки камуфляжа делятся на пять основных типов, привязанных к особенностям ландшафта и видам растительности в определенной местности:

Различные виды камуфляжных расцветок используются в зависимости от местности, универсальных типов камуфляжа не бывает.

Советский и российский камуфляж даже сегодня частично состоит из копий или близких аналогов немецких камуфляжных версий периода Второй Мировой войны. К таким относится «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называют «Березка» и «Солнечный зайчик». Камуфляж двухцветный, состоит из зеленого фона и деформирующего рисунка, близкого к современной «цифре». К заимствованным у Германии также относятся камуфляжные рисунки «Пальма» образца 1944 года (выпускался в четырех сезонных версиях — лето, осень, зима, весна), расцветка «Лиственный лес» образца 1942 года, версия «Амеба» 1935 года (камуфляж имел несколько вариантов), современный камуфляж «Партизан» (калька с немецкого «Эйхентарна»).

Из современных отечественных также отметим камуфляжные расцветки ВСР-93 («Вертикалка», камуфляжная расцветка образца 1993 года),

ВСР-98 «Флора (она же «Капуста», основной камуфляж ВС РФ с 1998 года. Очень удачный, но уже устаревший камуфляж. Также носил прозвище «арбузный» камуфляж, производился в трех версиях).

Кроме указанных камуфляжных расцветок высокой популярностью пользовался камуфляж «Дубок», он же «Бутан». Расцветка была разработана в 1984 году, имел несколько версий. Являлся до недавнего времени основным камуфляжем военнослужащих Украины.

Одна из последних российских разработок — камуфляж «Цифровая флора». Из ткани именно с таким рисунком была выпущена российская военная форма дизайна Юдашкина.

Немецкие версии камуфляжа — это WH splintentarn (камуфляжная расцветка образца 1931 года, ее историки называют как первую немецкую камуфляжную версию). Такой камуфляж наносился на плащ-палатки. Являл собой «оскольчатый» рисунок из пятен зеленого и темно-коричневого цвета, с короткими тонкими штрихами по всей площади. Наносился на светло-коричневую ткань плащ-палатки. Выпускался в нескольких версиях.

Далее — упомянутый ранее «Эйхентарн», выпускавшийся в летнем и осеннем вариантах (камуфляж образца 1942 года, очень удачный, в 1943 году дал «жизнь» подобному камуфляж «Эйхенлаубмастер»),расцветка NVA Flachentarn (использовался ВС Восточной Германии с 1950 до 1967 гг), NVA Strichtarn (состоял на вооружении ВС ГДР с 1965 по 1990 гг., по сути — это упрощенная версия WH splintentarn, из которой убрали оскольчатые пятна и оставили только «дождик»), Tarnmuster (камуфляжная расцветка Германии образца 1956 года, с амебовидными пятнами),

Flectarn (очень удачный камуфляж образца 1985 года с дробящим рисунком, выпускался в различных версиях, используется и сегодня),

Tropentern (камуфляж образца 1991 года, являет собой пустынный вариант камуфляжа Flectarn).

Соединенные Штаты Америки разработали очень много различных версий камуфляжа. Расскажем об основных из них. Это, в первую очередь — Woodland, камуфляж, разработанный для лесистой местности в 80-х годах ХХ века. Считается самым распространенным видом камуфляжа в мире, имеет несколько версий и более десятка «клонов» в армиях мира, с собственными индексами. В армии США имел четыре основные варианта — базовый, низинный (с преобладанием зеленых пятен), горный (с большинством коричневых пятен) и промежуточный — для маскировки в оптическом и инфракрасном диапазонах. На сегодняшний день в США камуфляж «Вудланд» считается устаревшим.


Камуфляж MARPAT — американский «цифровой» камуфляж для морских пехотинцев. Заменил собой Woodland. Имеет три версии — Digital Woodland (базовый), Digital Desert (пустынный), Digital Urban (городской).


Расцветка ACU PAT — «цифровая» камуфляжная расцветка для сухопутных подразделений армии США. Разработана на основе MARPAT.

Камуфляж «хаки» — грязно-серый, однотонный. Является историческим, практически легендарным. Использовался в США в период Второй Мировой войны. До сих пор применяется некоторыми армиями мира, не смотря на то, что многие считают его давно устаревшим.

Оливковый камуфляж (Olive) — также однотонный, применялся ВС США в Корее и Вьетнаме. Для многих ценителей также считается культовым. Форму оливкового цвета носил практически всю свою жизнь Фидель Кастро.

Для пустыни в США были разработаны версии камуфляжа 3-color Desert (создан на основе Woodland, состоит из пятен трех цветов — бледно-зеленого, светло-коричневого и темно-коричневого цвета) и 6-color Desert (расцветка похожа на 3-color Desert, но состоит из пятен 6-ти цветов). Эти камуфляжи использовались ВС США в Ираке и Афганистане до появления современных «цифровых» версий.

Камуфляж Multicam был разработан, как замена популярному Woodland. Имеет плавные, округлые очертания пятен в отличие от MARPAT и ACU PAT. Является коммерческим вариантом камуфляжа и почти не используется регулярными частями ВС США.


Расцветка Tiger («Тайгер» или камуфляж «Тигр») разработана для ведения боевых действий в условиях тропических джунглей. Использовалась и продолжает применяться различными странами (например, Кубой). Изредка вариации такой расцветки встречаются и в рядах ВС России.

Великобритания использует для своих вооруженных сил камуфляж DPM (Distruptive Pattern Material). Камуфляжный рисунок состоит из пятен и мазков четырёх цветов (песочный, черный, зеленый, коричневый). Выпускается в нескольких версиях. Существует так называемый голландский DPM (отличается немного по окраске, структура пятен аналогичная британскому камуфляжу). Также Англия использует камуфляж DDPM (Desert DPM) — пустынный вариант стандартного общевойскового британского камуфляжа.

Франция использует камуфляжную расцветку CCE Camo, разработанную в 90-х годах ХХ века. Расцветка имеет много общего с американским Woodland. Для использования в пустыне Франция применяет камуфляж Daguet Desert pattern — адаптированный под данную местность камуфляж CCE. Использовался военнослужащими Франции в Ираке. Во время алжирской кампании и позже (французскими солдатами Иностранного Легиона) использовался камуфляж Lizzard pattern («Леопард»), имеющий визуальное сходство с камуфляжем «Тайгер».

Канада использует камуфляжную расцветку CADPAT. По сути, камуфляж является одной из версий MARPAT.

Вооруженные силы Финляндии используют камуфляж М05 — современный «цифровой» камуфляж, разработанный специально под финский лес.


Итальянские вооруженные силы используют камуфляжную расцветку Vegetato — «цифровой» рисунок из коричневых, песчаных и черных пятен на зеленом фоне. Также существует и пустынный вариант такого камуфляжа — Desertato.

Дания для своих вооруженных сил использует камуфляж Flectarn-D . Как не сложно догадаться, данная раскраска является датской версией немецкого Flectarn (содержит больше зеленых пятен). Также на основе Flectarn-D был разработан пустынный камуфляж Desert.


На вооружении Норвегии состоит камуфляж М75 и его более поздняя версия — М98. Это трехцветный камуфляж, состоящий из крупных пятен светло-зеленого, темно-зеленого и коричневого цветов.

Швеция использует камуфляжную расцветку М/90 — современную версию немецкого оскольчатого камуфляжа splintentarn, принятую на вооружение в 1990 году. Кроме указанной расцветки шведские ВС используют пустынный вариант М/90, для проведения операций в соответствующей местности. Из экзотических версий камуфляжа отметим воздушно-десантные войска Бенина, которые используют так называемый «Бортовой» камуфляж — расцветку, наиболее близкую к норвежскому камуфляжу М98 с нанесенными на него черными или коричневыми изображениями животных (львы, буйволы и отпечатки лап).


Королевский малайский полк использует камуфляжную раскраску под названием «Лесная зебра». Наиболее близкая к данной версии расцветка — это французский камуфляж ССЕ, но с более яркими и насыщенными цветами. Существуют и иные военные камуфляжные расцветки, но они являются либо версиями популярных камуфляжей, либо используются очень редко и малочисленно, поэтому описывать их нет большого смысла.

В завершении статьи укажем о существовании так называемого 3D-камуфляжа — новой американской разработки, концепцию которой выдвинула компания Kryptek. По заявлению представителей производителя, данная расцветка являет собой реализацию последних достижений в данной сфере, а кроме того сочетает в себе самые лучшие и современные приемы оптического обмана. Пока 3-D камуфляж проходит тестирование и, вполне вероятно, в ближайшее время он будет принят на вооружение армией США.


Камуфляжем (от французского camouflage - «маскировка») называют маскировочную окраску, применяемую для того, чтобы уменьшить заметность личного состава, вооружений, боевой техники и сооружений путем разбивания силуэтов или предметов.

На сегодняшний день камуфлированная расцветка применяется не только в рядах действующих воинских подразделений, но также и в быту. Туристы и охотники также носят одежду защитной окраски, чтобы не выделяться в природных условиях.

Цвет камуфляжа на военной службе

Полевую военную форму одежды стали целенаправленно шить из тканей защитно-маскировочных цветов в конце XIX столетия. Так, к концу XIX столетия британские колониальные войска в Индии переняли цвет «хаки», что в переводе с персидского языка означает «цвет пыли». Военная форма цвета хаки хорошо зарекомендовала себя на полях сражений в Южной Африке. Потом ее начали использовать остальные армии мира, в том числе и российские. Первую мировую войну они встречали уже в ней.

Позже в 1909 году американским художником Эбботом Тайером была выпущена книга «Окраска в животном мире». Многое из того, что было в ней описано легло в основу теории научной мимикрии, после чего началась разработка принципов камуфляжа для военных.

В Первую мировую британским художником и офицером ВМФ Норманом Вилкинсоном была разработана особая схема маскировки для военно-морского флота, так называемый «ослепляющий камуфляж» (или «деформирующий камуфляж»). Такая серая расцветка не прятала корабли, но затрудняла расчет расстояний до них, а также курсов и скоростей.

В 1939 году французским художником Владимиром Барановым-Россинэ была запатентована пятнистая военная форма, именуемая «пуантилистически-динамичным камуфляжем» или «хамелеон-методом».

Следует иметь в виду, что большинство принципиальных схем армейских камуфляжей разрабатывались под конкретные местности, на которых находились военные. При этом учитывались нормативные требования, предъявляемые к маскировке на открытых местностях. Исследования проводились в светлое время суток. В итоге многие армии мира решили пользоваться камуфляжными рисунками при производстве военной экипировки для сбережения личного состава во время ведения боевых столкновений.

Современный пиксельный камуфляж

С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.

Раньше в странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию, на сегодняшний день имеется общая склонность армий располагать одним универсальным рисунком. Доработка осуществляется только с учетом разых типов местности. Так, имеются в разных цветах камуфляжи ACUPAT (типа «пустынного», «городского» и «лесного», либо базового «urban» - городского серого варианта), Flektarn, DPM и прочие.

Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» - лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.

Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение ВС и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».

За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:

  • «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
  • «Лиственный лес» образца 1942 года;
  • «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
  • «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
  • «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
  • Российский камуфляж образца 93 года — ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
  • Российский камуфляж образца 98 года — ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
  • Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.

Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:

  • «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
  • «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
  • «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
  • «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
  • «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
  • «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
  • «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
  • «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.

Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.

Применение камуфляжа военизированными организациями

Самыми разнообразными законными и незаконными военизированными формированиями разных стран используются камуфляжи в форменных и иных образцах одежды, снаряжения, для раскраски автотранспортных средств. В нашей стране таких военизированных или полицейских организаций и формирований, тоже немало. Например, камуфляж широко используется спецслужбами, спецподразделениями, всем известным ОМОНом, федеральными силовыми структурами, а также частными охранными структурами.

Камуфляжные костюмы в повседневной жизни

В 1960-х годах в американской штатской одежде широкое распространение получил камуфляж как гражданский протест против войны. Молодые люди в военное форме одежды на городских улицах пытались заставить горожан прочувствовать каково это, когда на твоих улицах идут уличные бои и ходят солдаты. Это веяние быстро прошло, но воскресло в 1980-х и приобрело небывалую популярность уже в 1990-х во время операции «Буря в пустыне».

Фэшн-индустрия приступила к производству псевдовоенных раскрасок, но с применением более мягких материалов. Многие известные модельеры той поры по-разному подходили к камуфляжному крою. Они начали переносить элементы военной формы даже на женские юбки и платья. Камуфляж стал неотъемлемой частью спортивной одежды.

Фэшн-индустрия начала производить:

  • Женский камуфляж;
  • Городской камуфляж;
  • Зеленый камуфляж;
  • Модные брюки камуфляж;
  • Камуфлированные штаны и джинсы;
  • И даже камуфлированную спецодежду.

Понятно, что зимний камуфляж и летний камуфляж начал пользоваться немалой популярностью у людей, ведущих активный образ жизни. Охотники, рыбаки, черные копатели, а также многие туристы стали запасаться удобной одеждой специальной расцветки. Модными стали расцветки, имитирующие дикую африканскую фауну, типа леопарда или зебры.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Камуфляж - это маскировка. Камуфлирование позволяет скрыть объект или человека, находящегося в природных условиях, за счет визуального изменения окраски и форм. Именно поэтому из материалов, имитирующих цвет природных объектов, стремятся изготавливать одежду для военных, а также для охотников.

Достигается маскировочный эффект камуфляжа благодаря тому, что при правильно подобранных цветах и рисунках происходит разбивка объекта с четко очерченными контурами на хаотичное скопление пятен, часть из которых будет естественного для местности цвета, а другая просто потеряется среди общего фона.

Правильно подобранный камуфляжный оттенок - такой, который совпадает с оттенками, преобладающими в конкретной местности. То есть каждый из использующихся цветов пятнистого камуфляжа должен соответствовать преобладающим цветам той территории, где будет использоваться (с учетом сезонных их изменений) - тогда удастся добиться необходимого эффекта, и человека либо объект видно не будет.

Используя мудрость природы

Наблюдая за поведением животных, за тем, как они появляются и исчезают будто бы ниоткуда, человек понял, что оптимальным вариантом пассивной защиты становится именно правильный подбор одежды и ее расцветки. Так были начаты разработки специального камуфляжа для военных целей и охоты.

Равно как и шкуры животных, может иметь разные цвета и оттенки. Все зависит от местности, на которой он будет применяться. Так, охрана, ОМОН и любые подразделения, работающие в городских условиях, разумно маскировать под оттенки асфальта и бетона, и потому городская форма имеет преимущественно серые тона.

В лесах и на полях лучше использовать зеленый камуфляж, в пустынях - желтоватый и так далее. Если подразделение планируют отправить воевать в какие-либо конкретные условия, и местность известна заранее, камуфляж обычно стараются выдать соответствующих оттенков, чтобы его применение было целесообразным. Во многих случаях такая форма используется вместе со специальными красками для лица, которые помогают размыть и его контуры - как правило, именно голова демаскирует человека, поскольку ее очертания слишком узнаваемы.

Некоторые образцы камуфляжа:

Иногда в дополнение к камуфляжу для большей реалистичности маскировки используются и местные растения - их можно закреплять прямо на одежде. Такая практика часто применяется снайперами, занимающими статичную позицию - человек маскирует даже оружие, чтобы блеск его не выдал. И в результате полностью сливается с местностью, оказывается ее закономерной частью, воспринимается как небольшая кочка или остается незаметным вовсе. Маскировочные сетки и другие вспомогательные элементы камуфляжа также прекрасно помогают скрыть и людей, и предметы на местности.

Естественный камуфляж

Научила такому методу пассивной защиты сама природа. Многие животные не убегают при виде хищника, а просто затаиваются и успешно избегают угрозы:

Ночная бабочка может провести дневное время на стволе дерева и буквально раствориться на фоне коры, невидимая для птиц и насекомоядных животных. Олени и другие животные также могут успешно маскироваться в траве или опавших листьях, которые их скрывают.

Пользуются аналогичными средствами и хищники – среди выжженной солнцем травы, кустарников и веток, они мгновенно растворяется. Заяц линяет дважды в год, чтобы соответствовать по окраске местности - с теми же целями.

Как "срабатывает" камуфляж?

Важным аспектом целесообразности применения камуфляжа оказывается не только цвет, но и размер пятен, а также и их взаимное расположение. Идеально, когда они позволяют не просто размыть, но и разбить, буквально "переломать" силуэт человека. Полностью искаженные контуры тела не позволяют зрению противника "собрать" силуэт заново, и даже самая развитая фантазия и интуиция оказываются бесполезными.

Камуфляж - это, конечно, очень полезно, но при его использовании человек должен также знать, в каких условиях он сработает особенно эффективно. Разбить силуэт на оттенки и пятна помогает естественная тень - недостаток освещенности и дополнительная пятнистость в совокупности создают идеальную маскировку.

Также человеку, желающему оставаться незаметным, не стоит делать резких движений, а по возможности, стараться не двигаться вообще. Не стоит выдавать себя звуками (разговор, кашель, чихание), запахами (табак, духи) и любыми другими способами. Если необходимо перемещаться, следует пользоваться естественными укрытиями, не двигаться в полный рост, периодически залегать за преградами, и тогда камуфляж полностью оправдает свое предназначение.

Эти правила особенно важно знать и соблюдать охотнику, который использует обычно гражданский камуфляж. Человек, решивший поконкурировать в этом отношении с животными, должен быть предельно внимательным, выбирать одежду согласно времени года и превалирующим на местности цветам.

История современного камуфляжа

В военной практике современный типичный многоцветный камуфляж начали применять активно уже в начале двадцатого века и во время Второй Мировой войны он использовался вместе с одноцветным: преимущественно его выдавали снайперам, бойцам спецподразделений Люфтваффе и СС, десантникам.

В эти времена человечеству стало понятно все преимущество многоцветного военного костюма, все наглядно убедились, что он - не роскошь, и действительно оказывается намного эффективнее однотонного. Сегодня в войсках используют именно такие камуфляжные ткани - многоцветные. Маскировочная одежда из них делает человека незаметным на местности с минимальными усилиями с его стороны - и это было доказано в многочисленных локальных войнах прошедшего и нынешнего столетия.

Камуфляж позволяет прятать от противника свои позиции и даже технику, оставаться незаметным, а, следовательно, живым. За последние десятилетия было опробовано огромное количество оттенков и рисунков, и в настоящее время в войсках всего мира используются только самые эффективные ткани, способные буквально растворить человека на местности настолько, что он превращается в настоящего невидимку.

Камуфляж в современной моде

Если рассматривать одежду в стиле милитари - именно стилизованную, а не настоящую армейскую, можно увидеть еще больше типов и расцветок камуфляжа. Оказалось, что многоцветные ткани с размытыми узорами - это не просто практично на войне в полевых условиях, но и очень красиво. Сделав цвета лишь чуть поярче, а порой, даже используя именно "военную" ткань с ее типичной окраской, можно создать очень стильные вещи.

И настоящая армейская одежда разных стран, и вещи, стилизованные под милитари, остаются одинаково модными и актуальными в наши дни. Они практичны и почти всегда выглядят опрятно - пятна теряются среди размытой окраски. С точки зрения охотников же камуфляжным вещам вообще нет равных - они позволяют людям успешно заниматься любимым промыслом.

Современные камуфляжи: принципы создания, разновидности, перспективы


Часть 1. Общие принципы. Российские камуфляжи

На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, - полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.

Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.

Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные камуфляжи; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.

Основы построения камуфляжной окраски

Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа - нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа - осуществление неотделимости объекта от фона.

Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде - за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.


Рис. 1. Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж


Рис. 2. Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс

Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами. Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной - обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.

Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:

1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.

Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.

Краткий обзор истории вопроса

До появления массового и эффективного на значительных расстояниях ручного огнестрельного задача визуального сокрытия своих войск была менее актуальна, нежели обратная задача - хорошей видимости своих войск для военачальника. В связи с крайне ограниченными средствами тактической связи (собственно, кроме вестовых, иных средств связи не существовало), полководцу было жизненно необходимо наблюдать диспозицию и маневр собственных войск, отчего целесообразным представлялось использование этими войсками ярких, заметных на значительном расстоянии мундиров. Зачастую эти мундиры имели цвета национальных флагов в той или иной комбинации, а также отличались по расцветке у различных подразделений. Задача маскировки отдельных солдат не имела высокой актуальности, т.к. основным видом боя оставался рукопашный; огневой же контакт происходил на ничтожном расстоянии, при котором солдат противника был виден при любом цвете мундира. Помимо этого, использование линейной тактики и линейного побатальонного построения пехоты делало абсолютно бессмысленным использование какой-либо маскировочной одежды (трудно не заметить плотную шеренгу из 50 солдат по фронту на расстоянии выстрела из гладкоствольного ружья, даже если они будут одеты в самый эффективный камуфляж).

Тем не менее, даже в эпоху доминирования гладкоствольного оружия и линейной тактики камуфляж всё же применялся отдельными частями, в первую очередь егерскими. Тактика егерей была несколько схожа с тактикой современных пехотных подразделений (рассыпной строй, использование естественных укрытий), а их вооружение (нарезные штуцера с эффективной дальностью до 200-250м.) позволяло вести огонь вне досягаемости огня линейной пехоты противника - но при этом в случае атаки линейной пехоты противника (а тем более конницы), егеря были обречены. К тому же, егеря были уязвимы для огня таких же егерей с «той» стороны. Именно поэтому именно в среде егерей появились первые наработки, призванные снизить визуальную заметность стрелка - можно сказать, первый камуфляж. Во всех европейских армиях егеря, в отличие от линейной пехоты, носили черные, темно-зеленые и темно-серые мундиры, а их головные уборы не имели украшений и хорошо различимых эмблемных знаков. Широко известна инструкция Суворова, предписывающая егерям использовать сорванные ветки деревьев с листьями для усиления маскировки - прием, хорошо работающий и в наше время.

Ситуация с обмундированием изменилась, когда в середине XIX века на вооружение стали массово поступать скорострельные нарезные образцы стрелкового оружия, увеличившие дальность огневого контакта в несколько раз. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны, т.к. ярко-красные мундиры англичан были отличной целью для бурских стрелков (носивших при этом гражданскую одежду тусклых «протестантских» оттенков). Именно тогда англичане приняли на снабжение мундир цвета «хаки» («хаки» в переводе с хинди означает «пыльно-земляной»), и серьезно снизили заметность своих солдат. Однако данная версия с трудом выдерживает фактологическую критику, т.к. темно-зеленые мундиры без украшений появились в армии Российской Империи в качестве полевой формы еще лет за 10 до того, как англичане столкнулись с бурами.

Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия - в небесно-голубой, а Германия - в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.

Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.

Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде - как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии - непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).

Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно - начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.

Современные камуфляжи России

Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР - в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.

КЗС/Расцветка-57

Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко. Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж - ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.


Рис. 3. Расцветка обр. 1957г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»

Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) - песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.

Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции - деформирующую и имитационную.


Рис. 4. Боец в КЗС на местности

«Бутан»

Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.


Рис. 5. Камуфляж "Бутан"

Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.

В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав - ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».

ВСР-93

Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.


Рис. 6. ВСР-93

Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.

По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.

ВСР-98 «Флора»

Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.

В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название - «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».


Рис. 7. ВСР-98 "Флора"

Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.

ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель

Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса. На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».


Рис. 8. ЕМР в двух цветовых исполнениях

Название «ЕМР» расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка» - именно под таким названием данный камуфляж состоит на снабжении ВС РФ. Однако известно, что первый производитель изделий с данной расцветкой дал ей название «ЗДУ» - «защита до упора». На Западе данный камуфляж известен как «Руспат» (Russian Pattern) по аналогии с американскими -пат’ами. Также неофициально данный камуфляж называют «Русской цифрой», «Русским пикселем» или (в армейском обиходе) - просто «Пиксель».
В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.

«Подлесок»

Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.


Рис. 9. "Подлесок"

Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.

«Растровый подлесок»/»Растр»

Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета - получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».


Рис.10. "Растровый подлесок"

В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть - на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания - взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.

Другое название «Растра» - «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.

«Тигр» / «Камыш»

Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой - это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально - малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.


Рис. 11. Камуфляж "Тигр" одного из российских вариантов

Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.

Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».

Официально никогда не находился на снабжении, неофициально - используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.

«Партизан»

Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» - ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».


Рис. 12. Камуфляж "Партизан"

В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.

«Излом» / «Скол»

Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.


Рис.13. Камуфляж "Излом"

При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов.
Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.

Сурпат

Разработан российской компанией «Survival Corps» по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.


Рис. 14. Сурпат

В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности - проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.

Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.

Спектр

Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.


Рис. 15. Спектр

Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И. Стрелковым и его подразделением.

Сумрак

Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.


Рис.16. Сумрак

Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.

Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.