Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Камуфляж: виды и расцветки, страны в которых используются. Современные камуфляжи: разновидности и перспективы

Время чтения: 4 минуты

Камуфляжная ткань - это полотно специальной расцветки, которое позволяет «разбить» силуэт объекта (предмет или человека), покрытого им, и сделать его менее заметным или исказить его форму и характер движения.

Такое свойство ткань позаимствовала у природы - у многих видов зверей, птиц и рыб есть защитный окрас, при помощи которого они становятся менее уязвимы для врагов или менее заметны для потенциальной жертвы. Также почти все животные имеют окрас и структуру поверхности (а иногда и форму тела), гармонирующие со средой их обитания.

В переводе с французского камуфляж (camouflage ) означает «маскировка».

Использовать маскировку начали еще в древние времена. Так, американские индейцы для охоты делали себе одежду из шкур животных или прикрепляли к телу листья и траву.

В качестве военной экипировки ткани маскировочной расцветки стали применяться относительно недавно - в конце 19 века. Колониальные войска Британии, находясь в Индии, начали носить одежду цвета хаки (в переводе с хинди означает «пыльный »). Это цвет землисто-коричневых, желто-зеленых «запыленных» оттенков. С тех пор такой цвет используют в военном обмундировании практически во всех странах мира как один из видов камуфляжа.

Разновидности камуфляжа и расцветки

Далее для каждой местности и в зависимости от сезона и погодных условий создавалась своя расцветка. Она предполагает не только подходящий оттенок, но и определенный рисунок. Основными большими группами являются непромокаемая ткань камуфляж «Лес», «Джунгли», «Пустыня», «Зима», «Город», камуфляж «Летний» .

Первый пятнистый камуфляжный военный костюм (хамелеон) был создан и запатентован в 1939 году художником Владимиром Барановым-Россинэ.

В СССР до ВОВ использовалась расцветка «Амеба» - фон цвета хаки или зеленый с черными или темно-коричневыми пятнами.

Современная камуфляжная расцветка Российских ВС - «Цифровая флора» или «Пиксель». Создана она была в 1984 году. Внешне выглядит как нанесенная на ткань увеличенная во много раз конфигурация пикселей с экрана монитора. Тон от светло-зеленого до темно-коричневого. Такой рисунок не позволяет глазу «зацепиться» за объект и определить его форму, дальность, движение. Для систем видеонаблюдения или фототехники человек в такой форме будет просто размытым пятном.

Свойства

Помимо маскирующих свойств камуфляжные ткани должны обладать характеристиками, также отвечающими условиям, в которых их используют. Основные это:

  • прочность;
  • высокие гигиенические качества;
  • водонепроницаемость;
  • ветрозащитные свойства;
  • устойчивость к внешним воздействиям (УФ-излучение, высокие температуры, соленая вода, химическое оружие и т. д.).

Все эти показатели варьируются в зависимости от конкретных нужд.

камуфляж летний: ткань «Ти-Си»

Из какого материала выбрать

Основой для нанесения камуфляжного рисунка, как правило, являются синтетические или смесовые ткани. Они могут быть различной плотности.

Оксфорд

Используется в основном для пошива курток, костюмов, палаток. Состоит из полиэстера или нейлона. Имеет характерную текстуру ткани - в квадратик - благодаря переплетению нитей рогожка. Одежда из оксфорда получается прочной, не продувается и сохраняет тепло, устойчива к воздействию химических веществ.

Рип-стоп

Ткань, устойчивая к разрывам. Даже если на ней образуется порез или прокол, дальше она не будет рваться. Такое свойство ткань камуфляжная имеет благодаря полиэфирным нитям, которые проходят сквозь хб основу и образуют своеобразную армированную решетку. При этом одежда из этого материала остается достаточно легкой, хорошо дышит, при применении специальных пропиток не пропускает воду. Из нее также изготавливают куртки, плащи, рюкзаки и палатки.

Грета

Эта смесовая ткань для камуфляжа приобрела популярность благодаря тому, что сплетена таким обратом, что изнанка получается хлопковой, а лицевая часть состоит из волокон полиэфира. Так одежда остается мягкой и приятной к телу внутри, впитывает пот, быстро высыхает, отталкивает грязь и воду.

Поларфлис

Для зимних видов камуфляжа используют полиэфирное волокно, сотканное таким образом, что внутри него остаются воздушные камеры. Такой материал сверху может быть отделан водоотталкивающей пропиткой или продублирован другим материалом. Поларфлис отлично согревает, хорошо чистится, мало весит.

Сорочечная

Из смеси хлопка или вискозы и полиэстера шьют майки, футболки и тонкие брюки камуфляжных расцветок. Такие легкие изделия обладают хорошими гигиеническими свойствами, практичны и удобны.

Мембрана

Также в гражданской и военной экипировке используют мембрану с нанесением маскирующего рисунка сверху. В одежде из мембраны легко двигаться, она хорошо защищает от холода, ветра и дождя. Сверху она не пропускает влагу, но хорошо отводит все испарения тела, поэтому одежда под ней всегда остается сухой, и человек не замерзает.

После изготовления ткани на нее наносится фон нужного оттенка и уже после этого пятна. При определении состава красителей учитываются показатели отражения. Для каждой местности геометрическое построение пятен, их оттенки и насыщенность индивидуальны и высчитываются специалистами.

Сферы применения


  • Основными сферами применения камуфляжных тканей были и остаются армия и военная промышленность. Из них по-прежнему шьют военную форму для многих подразделений войск, а также укрывные чехлы для спецтехники.
  • Также такие материалы активно используют для производства защитной, форменной и спецодежды, костюмов и снаряжения (рюкзаков, палаток, обуви и головных уборов) рыбаков, охотников, туристов.
  • Благодаря немаркой расцветке широко применяется как верхняя рабочая одежда строителей. Иногда дополняется светоотражающими элементами.
  • В сфере развлечений камуфляж применяют для производства одежды для военно-спортивных игр (пейнтбол, страйкбол и др.).
  • В 60-х годах прошлого века в США военный камуфляж вошел в моду и среди гражданского населения. Изначально целью было привлечение внимания населения и протест против войн. Интерес к такой одежде быстро угас, но возродился в 80-е и с тех пор она регулярно появляется в модных коллекциях популярных дизайнеров. Из камуфляжа шьют куртки, плащи, пальто, свитера и аксессуары (шарфы, сумки) в стиле «милитари». Для этого используют более мягкие и комфортные материалы, такие как трикотаж, джинсы, шелк, шерсть. Кроме военной «защитной» расцветки в повседневной жизни популярностью пользуются и другие виды камуфляжа: леопард и зебра. Менее агрессивным стилем является стиль «сафари», в нем также используют все оттенки первого камуфляжа - хаки.

Камуфляжная ткань - незаменимый материал в военном деле, служащий защитой для людей и техники. Также прочно закрепилась в мире моды и вместе с соответствующими аксессуарами помогает создавать неповторимые образы для мужского, женского и даже детского гардероба.

В различных странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию. Во-первых, камуфляжные расцветки меняются со временем, совершенствуя защитные функции и адаптируясь к различным типам местности. Во-вторых, различные типы войск имеют различный камуфляж.

Не всегда камуфляж получался удачным. Так, например, американцы попали впросак в «лесном» камуфляже, адаптированным для лиственного леса средней полосы, в пустынях Афганистана и Ирака. Ошибка была исправлена, но стоимость это ошибки было весьма высока.

Не всегда удачные образцы продолжают свое существование. Так, например, пограничный камуфляж «березка» был снят с вооружения и остался только в маскировочных комплектах разведки. Различные варианты «березки» можно купить в магазинах, специализирующихся на камуфляже для охоты, рыболовства и страйкбола.

Давайте рассмотрим виды камуфляжей, как использующиеся в настоящий момент, так и в исторической перспективе.

Khaki (Хаки)

Прародитель всего современного камуфляжа.

Базовый цвет защитного обмундирования. Впервые появился на вооружении британской армии в 1896 году.

Американцы переняли опыт британцев и переодели свою армию в хаки к 1899 году.

Цвет хаки является базовым полевым камуфляжем и используется как основа при разработке практически всех видов камуфлирующей одежды. Данный цвет также используется по умолчанию для окраски поверхностей, вооружения, объектов.

Поразительно, но стиль, под названием «грязь», а именно так переводится слово хаки с персидского, завоевал не только окопы, но и подиумы высокой моды и упорно сохраняет позиции на протяжении столетия. В моде существуют разновидности применения цвета хаки – сафари стайл – с накладными карманами, широкими поясами и приталенными силуэтами и милитари стайл – агрессивный стиль, скрывающий очертания тела.

Olive (Olive Green)

Оливковый. Также считается классикой камуфляжа. Более глубокий цвет по сравнению с хаки. Если хаки адаптирован к пустыне, Olive Green имеет более широкий профиль применения. Применялся в армии США во Второй Мировой, Корейской и Вьетнамской войнах.

Наравне с хаки, оливковый широко используется в модной индустрии, в сфере дизайна, особенно релаксационного дизайна. Часто используется в хороших лечебных и восстановительных санаториях.

Версия «Black» (темно серый), черный камуфляж с незначительным дымчатым переливом.

Используется преимущественно спецслужбами при проведении ночных операций, а также применяется военизированной и тюремной охраной.

Черный камуфляж также может применяться для устрашения. Своего рода усовершенствованный камуфляж кинематографических ниндзя.

Navy Blue

Классический камуфляж , с первоначальным названием marine blue, использовался с 1748 года на флоте Великобритании. Синий цвет морской формы впоследствии был позаимствован многими странами мира и нашел отражение в форменной одежде, спецодежде и даже школьной форме.

Snow camo «Снежный» камуфляж. Широко используется спецслужбами для проведения полевых разведок.Камуфляж разработан для специальных войсковых частей, разведки и спецназа в условиях Арктики, Антарктики и для проведения операций в зимнее время года.
Brushstroke, Denison camo Данный вид камуфляжа «мазок кисти» был создан в Британии и использовался на вооружении различных стран мира до 1960 года. Изображает разнонаправленные мазки широкой кисти по основе цвета хаки.Использовался в основном в тропических и азиатских странах. Стал основой для «мазковых» камуфляжей ящерица, тигр, витязь.
КЗС . 1975-76 Камуфляж сетчатый антирадиационной защиты с цифровым рисунком. В настоящее время не выпускается. Ткань пропитывалась специальными веществами, препятствующими горению.Просторный сетчатый камуфляжный костюм надевался поверх обмундирования. После использования костюм не использовался повторно, а закапывался или сжигался. Сфера применения: разведка, армия.
Дубок, бутан 1984. Армейский камуфляж. Изначально разрабатывался для ВДВ и десанта. Трехцветный лесной камуфляж. В настоящее время используется в авиационных и десантных частях.Также в различных модификациях используется для туристической одежды. По многим параметрам совпадает с американским камуфлирующим рисунком Woodland.
Флора и цифровая флора (имитирующий двухцветную пиксельную разбивку). Трехцветный армейский камуфляж, пришедший на смену «бутану». Используется в настоящее время.Отличается более динамичной разбивкой силуэта. Расцветку также называют «арбузной».
Березка , золотой лист, серебряный лист, солнечный зайчик, пограничник. Легендарный камуфляж с рисунком, имитирующим игру света в листве.Разрабатывался для пограничных войск. Впоследствии использовался в разведывательных и десантных частях. На западе рисунок известен как «камуфляж КГБ».
Пальма . Камуфляжная расцветка 1944 года. Тропическая растительность. Демонстрирует широту взглядов Советского руководства. Камуфляж использовался в разведывательных и диверсионных подразделениях Второй Мировой.
Амеба . 1935 год. Двуцветный камуфляж с амебообразным разбивающим рисунком. При движении контуры фигуры расплываются, подобно амебе. Интересный визуальный эффект, несмотря на кажущуюся простоту исполнения.
Витязь , «камыш». Камуфляж, разработанный для войск МВД специального назначения. Вариации «тигрового» камуфляжа, что отражено в названии, в котором явственна отсылка к «Витязю в тигровой шкуре». Имеются зимние и летние варианты. Может быть использован как в городских, так и в полевых условиях.
ВСР-93 , «вертикалка».Общевойсковой камуфляж 1993 года.

Современные российские камуфляжи в свободном доступе


  • Березка . Пятна хаки на оливковом фоне. Повторяет знаменитый цифровой камуфляж «березка», пограничник, серебряный лист, но в другом цветовом исполнении.
  • Серый камыш . Осенний, зимний камуфляж. Применяется охотниками и охранными структурами. Горизонтальный камуфлирующий рисунок.
  • Серый город . Городской зимний камуфляж на основе пересекающихся пятен различного размера. 4 цвета.
  • Ягель . Камуфляж для зеленой зоны средней полосы. Оливковый с мелкими пятнами

  • Цифра . Классический цифровой четырехцветный камуфляж с пиксельным рисунком.
  • Флора . Традиционный «лесной» камуфляж, 4 цвета.
  • Излом . Цифровой камуфляж на основе классического бундестаговского flecktarn.
  • Лягушка . Еще один превосходный вариант лесного маскировочного камуфляжа на основе flecktarn. Отличительной особенностью данного камуфляжа – присутствие ярких коричневых пятен с темной обводкой.

  • Цифра пограничник . Отличный вариант для средней полосы на основе камуфляжа MARPAT.
  • Цифра полевая , тундра. Камуфляж для пустынной местности с бледной или слабовыраженной растительностью.
  • Цифра серая . Отличный современный зимний камуфляж в пиксельном стиле.
  • Точка . Гибрид традиционной лесной расцветки с темной «амебой». Качественный камуфляж для лиственных и хвойных лесов.%

Британия

Британия является основоположником промышленного армейского камуфляжа. Прообразы многих камуфляжных рисунков были разработаны в Британии. Синяя форма моряков, хаки, олива, мазковый камуфляж для пустынной местности — все это изобретения британцев.

Disruptive Pattern Material (взрыв, всплеск текстуры) один из основных камуфляжей на основе мазков различной направленности. От классического мазкогого камуфляжа «широкой кистью» данный вид отличается большей хаотичностью и неравномерной шириной мазка.

Германия, вермахт, ГДР, ФРГ

Rauchtarnmuster Камуфляж, идеальный для лиственного и хвойного леса летом и осенью. Имелся отдельный вариант для весны. Также была выпущена экспериментальная партия двухстороннего камуфляжа, имеющая с изнанки другой рисунок. Применялся в штурмовых бригадах СС.
Splittermuster, WH splintertarn. Первый армейский камуфляж Германии. 1931 год. Камуфляж называют также «оскольчатым» или «битым стеклом». Один из самых аккуратных камуфляжей мира. Через равные промежутки наносились цветовые пятна четырех цветов, примерно одинаковой формы и размера.
SS – Eichenlaubmuster, WH eichentarn. Камуфляж «дубок» в интерпретации вермахта. Рисунок создан для Waffen-SS. Известен в вариациях: 6 цветов (бордо, черный, оливковый, зеленый, коричневый на базовом хаки) вариант 1942 года.Также есть вариант с использованием 5 цветов – с исключением бордового.

Для каждого варианта камуфляжа предусматривался зимний и летний варианты расцветки.

SS-Erbsenmuster, getarnter Drillichanzug. Упрощенный вариант камуфляжа вермахта образца марта 1944 года. Универсальная расцветка, без разделения на зимнюю и летнюю. Костюмы и комбинезоны этой расцветки шились по общим неразмерным лекалам. Подгонка камуфляжа по фигуре происходила на местах.Специальным указом было утверждено требование каждому военнослужащему иметь не менее 2 предметов камуфляжной расцветки.
ГДР DDR-Russisches Tarnmuster. Первый камуфляж армии ГДР в «русском стиле». Использовался ориентировочно с 40-х годов до 1958 года. Имеется 2 модификации. Коричневые пятна и коричневые пятна с черной обводкой.
Strichtarnmuster, NVA strichtarn , «дождь» Камуфляж армии ГДР с 1965 по 1990 годы. Представляет из себя упрощенную вариацию камуфляжа Splittermuster. Коричневые полосы на основе цвета хаки.
NVA flachentarn, Blumentarn , «цветочный» камуфляж. Использовался во внутренних войсках ГДР с 1950 до 1967 года. Имеет в своей основе Splittermuster с расплывчатыми по краям пятнами.
BW flecktarn . Под этим обозначением проходит целый класс достаточно удачного камуфляжного рисунка. Производное от слов флек (пятно) и Tarnung (камуфляж). В переводе flecktarn камуфляж на основе случайных пятен. Первоначальное название Flecktarnmuster, разработан в 70-е годы.

Использовался в войсках ФРГ в 80-е годы. Отличительная особенность камуфляжа в размере деталей. Камуфлирующие пятна имеют небольшой размер. Известны варианты с преобладанием черно-коричневых или зеленых и оливковых цветов.

На данный момент производные от flecktarn используются во многих странах, в частности в Польше и в Китае.

Основные камуфляжи США

Woodland . Самый распространенный камуфляж США. Разработан в середине 80-х. Выпускается в 4 базовых модификациях. В данный момент в армейских частях заменен на MARPAT.
  • general основной, без модификаций
  • lowland с перобладающим зеленым, для заболоченной и низинной местности
  • highland горный, с оттенками коричневого
  • delta с возможностями маскировки в ИК диапазоне
3-color desert. Пустынный трехцветный камуфляж. Активно использовался ВДВ в Афганистане, Ираке. Был заменен более удачным камуфляжем MARPAT
6-color desert, Chocolate Chip, шоколадка. Волнообразный мягкий рисунок в коричневых тонах с имитацией мелких камней. В настоящее время не используется в армии США, но данным камуфляжем активно снабжаются «дружественные» США части.
Digital woodland . Цифровой лес. Основной камуфляж армии США на текущий момент. Очень удачный вариант маскировочной окраски. Не хуже «березки» — лучшего камуфляжа СССР. Различаются три основных варианта камуфляжа MARPAT — лесной, пустынный и городской. Алгоритм смешения цветов сохраняется, меняется цветовой баланс и соотношение количества пятен базового цвета.
Digital desert . Цифровая пустыня. Вариация MARPAT в котором оливковая основа заменена на базовый хаки. Вариант «цифрового» камуфляжа для пустыни.
AT-digital . Трехцветный камуфляж на основе MARPAT. Используются цвета хаки, оливковый и коричневый.
Multicam . Модифицированный Woodland (снятый с вооружения тип камуфляжа), используется в коммерческих фирмах и охранных агентствах. Хороший камуфляж, но разработчики излишне усложнили рисунок, что привело к снижению камуфлирующих свойств.

Камуфляж Канады

CADPAT. Модификация цифрового камуфляжа MARPAT. Ведутся споры, кто именно первым придумал данный вид камуфляжа. Не будем настаивать. Возможно, MARPAT это модификация CADPAT. Возможно, наоборот. Принцип построения камуфлирующей расцветки один и тот же.
JACKET, GARRISON, LAND , канадский «лесной» камуфляж. Подходит как для лиственных, так и хвойных лесов.
Duck hunter . Дославный перевод «Охотник на уток». Камуфляж для охотников. Представляет из себя крупные цветовые пятна на оливковом или хаки. Продается в спортивных и охотничьих магазинах. Хорош тем, что в состоянии обеспечить относительную незаметность для животных, но охотник остается видимым для людей, что особенно важно на охоте.

Камуфляжи Китая

Цифра. Пиксельные рисунки широко распространены и используются практически во всех армиях мира. За счет высокой адаптации к любой поверхности и легкости воспроизводства рисунка в любых цветовых гаммах, пользуется повышенным спросом.

Постоянно разрабатываются новые модификации цифрового камуфляжа.

flecktarn «пятна»в китайской модификации. Зеленый защитный камуфляж был принят в качестве общевойскового практически без изменений, использовался также для пограничных и внутренних войск.

Пустынный вариант с преобладанием хаки был разработан для полиции Пекина, войск в Тибете. В целом армия Китая копирует удачные расцветки других стран.

Человечество всегда интересовалось вопросами маскировки. Повышенное внимание к данной теме было вызвано Умение слиться с местностью с помощью привязанных к телу веток и травы гарантировало удачную охоту, как результат - человек мог себя прокормить. Со временем искусство маскировки стало очень востребованным и в военном деле. Способность раствориться, не выделяться сохраняла жизнь теперь и солдату.

Армейские камуфляжи. Начало

История развития камуфляжных рисунков насчитывает всего несколько десятков лет. Этого вполне хватило, чтобы спустя небольшой отрезок времени, благодаря интенсивной деятельности военных разработчиков, появилось огромное разнообразие камуфляжных костюмов, способных скрыть человека на любой местности.

Самые первые расцветки камуфляжа появились в девятнадцатом веке. Солдаты Англии во время англо-бурской войны носили мундиры ярко-красного цвета. Для буров, которые уже имели опыт маскировки, они были на местности слишком заметными. Вследствие этого Англия несла большие потери личного состава. Поэтому руководством страны была произведена замена красных мундиров на специальную одежду болотного цвета - «хаки».

Вторым государством, армия которого стала применять камуфляжи, стала Германия. Расцветки камуфляжа немецкого личного состава насчитывали тридцать вариантов. Предпочтение было отдано самому первому, “осколочному” образцу. Такое название камуфляж получил потому, что его рисунок представлял собой хаотично разбросанные цветные геометрические фигуры различных размеров. “Осколочный” вариант камуфляжа впервые начал применяться немецкой армией в Первую мировую войну. Поскольку дебют такого прошел удачно, солдаты вермахта использовали его и во Второй мировой. Тогда же начали камуфлировать и каски с бронетехникой.

В советское время решением всех вопросов, касающихся камуфляжных узоров и расцветок, занимались сформированная в 1919 году Высшая школа военной маскировки и Государственный институт АН СССР. К этой работе были привлечены выдающиеся ученые - С. М. Вавилов, В. В. Шаронов и др. Благодаря фундаментальным научным исследованиям были разработаны расцветки камуфляжа, позволяющие визуально рассеивать Такой эффект маскировочного костюма достигался за счет комбинирования унифицированного деформирующего рисунка, который представлял собой набор больших пятен амебообразной формы с мешковатой формой маскировочной одежды. Подобное сочетание “разбивало” силуэт человека, рассеивало контуры его фигуры. Подобный эффект характерен для военных маскировочных времени. Способность рассеивать очертания силуэта отличало данные узоры от охотничьих вариантов, для которых главной целью является «слить» объект с окружающей местностью.

Особое внимание советскими разработчиками уделялось правильному подбору цветов для оформления амебообразных пятен. При этом учитывались времена года и характерные особенности среды. Так, для присущей в летний сезон окраски местности (травянисто-зеленой) идеально подойдут пятна темного и черного цветов. Для осенней поры характерен желтый или грязновато-коричневый фон. Для него советские технологи подобрали темно-коричневые деформирующие пятна.

Маскировке подлежал как личный состав, так и военная техника.

В 1927 году советские разработчики маскировочной одежды снабдили военных камуфляжем отечественного производства. Это зимний костюм белого и летний балахон коричневого цвета.

Послевоенные разработки армейских камуфляжей

После завершения Второй мировой войны развитие пошло ускоренными темпами. Военные разработчики маскировочных рисунков, имея значительный опыт, поняли, что расцветки камуфляжа для армии нужно подбирать с учетом местности, поскольку они не могут быть универсальными и подходить для любой среды. Маскировка намного эффективнее в тех случаях, если подобрана как под определенный тип местности, на которой ведутся боевые действия, так и под сезон.

Какие бывают расцветки камуфляжа? Фото, представленные в статье, позволят сориентироваться в этом вопросе. Вариантов, как вы можете убедиться, действительно масса.

Центральный научно-исследовательский испытательный институт имени Карбышева разработал самые лучшие в мире военные камуфляжи. Расцветки этих маскировочных костюмов, несмотря на их не очень привлекательный вид, идеально подходят для нашей географической широты.

Камуфляжи в годы холодной войны

К выбору камуфляжных рисунков разработчики разных стран подходят по-своему. Это обусловлено различными типами местности. Военные технологи, разрабатывающие маскировочные костюмы для армии той или иной страны, учитывают тот факт, что каждому роду войск нужен свой камуфляж. Со временем он может видоизменяться и совершенствоваться. Годы холодной войны принято считать одним из самых плодотворных периодов в истории развития искусства маскировки. В это время особо пристальное внимание разработчиков привлекал камуфляж.

Виды и расцветки стран мира

  • Европа и Америка. В период холодной войны здесь был создан камуфляж “лес”. Он идеально подходит для работы в лесных и лиственных типах местности.
  • Средняя Азия и Северная Африка. Армия этих государств использует вид маскировочного костюма “пустыня”.

  • Юго-Восточная Азия. Военные применяют камуфляж “джунгли”. Он идеально подходит для тропических широт.
  • Южная Африка. Армия страны имеет очень мало вариантов камуфляжных костюмов. Это обусловлено однотипностью местности, на которой очень эффективен маскировочный балахон “буш”.

Расцветка камуфляжа России

КЗМ-П - до недавнего времени самый распространенный в России камуфляж. Расцветка “березка” - это его второе название, более известное, нежели официальное. Узор имеет еще несколько наименований: «золотой» и «серебряный лист», «солнечный зайчик», «пограничник». Принцип узора - это рассеивание контура человека путем имитации игры света на рисунке. Изначально разработанный еще в советское время, он широко использовался спецподразделениями КГБ, десантниками и пограничниками.

Это был классический русский вариант камуфляжа, поскольку он идеально подходил для широт СССР. Но со временем, после открытий в области маскировочного искусства, расцветка российского камуфляжа претерпела изменения и в исходном своем варианте уже не встречается. Появившиеся его «клоны» относятся к коммерческим вариантам и имеют свой круг почитателей в среде охотников, рыбаков и любителей страйкбола.

НАТОвский вариант

Одним из самых распространенных камуфляжей, используемых европейскими армиями, является Woodland (американского производства). Начиная с 1980 года, когда был выпущен данный камуфляж, и по нынешнее время в Европе и США он считается самым лучшим. Его популярность привела к появлению «клонов» и распространению их по всему миру. Woodland представляет собой узор в виде расплывающихся пятен двух цветов: коричневого и черного. Они расположены на светло- и темно-зеленом фоне. Недостаток данного камуфляжа проявляется после его намокания. В мокром состоянии он чернеет и становится заметным. В последнее время исходный классический вариант камуфляжа Woodland является устаревшим. Это стало поводом к его усовершенствованию. Так появились его вариации:


Принцип подбора маскировочного узора

Главным критерием при оформлении цветовой гаммы и ее насыщенности является человеческое зрение. В процессе создания расцветки во внимание берется свойство мозга выделять контуры предметов и распознавать их. Происходит процесс идентификации. Достаточно самых наименьших представлений о контурах, чтобы в мозг человека поступила информация об увиденном предмете. С помощью смещенных углов рисунка и соответствующей их расцветки происходит искажение восприятия и идентификации - это основная задача, которую выполняет маскировочный костюм. Данный принцип применим для изготовления всех видов маскировочной одежды - военной и охотничьей. При этом дизайнерами-разработчиками маскировки конструируются конкретные для каждого камуфляжа схемы узоров, их формы, размеры и степень контрастности близлежащих элементов рисунка. Они могут быть крупными или мелкими. Нанесение пятен или полос производится под углом 30 или 60 градусов относительно визуальных контуров объекта.

Коммерческий вариант камуфляжа

Маскировочная одежда применима не только в военном деле. На охоте или рыбалке правильно подобранный камуфляж также незаменим. Камуфляжные вариации цветов, которые не используются для пошива армейских маскировочных костюмов, получили свое применение в изготовлении коммерческих маскировочных изделий. Костюмы, которые по какой-либо причине не были поставлены на вооружение армии страны, активно используются частными военизированными структурами - охранными фирмами, охотниками и любителями тактических игр. Камуфляжи для этой категории потребителей производятся частными компаниями на отдельных фабриках. Их продукция представляет собой костюмы, расцветки которых очень похожи на армейские варианты. Но они имеют одно отличие - цветов в таких изделиях может быть меньше или, наоборот, больше (добавлено несколько дополнительных).

Расцветка камуфляжа “мох”

Охотничий промысел проводится в лесных и полевых условиях. В случае если охота планируется в лесу, то выбор маскировочного костюма зависит от того, какой это лес - лиственный или хвойный. Решением проблемы станет приобретение камуфляжа “мох”. Его рисунок содержит зеленые и идеально копирующие это растение. Данный костюм имеет два варианта:

  • Летний. Применяется в теплую пору года. Легкая натуральная ткань костюма хорошо проветривается.
  • Зимний. Предназначен для ношения в холодные периоды. В отличие от летнего образца, оттенки на этом камуфляже значительно темнее. Это достигается за счет дополнительного серого. Имеющийся и в летнем варианте коричневый цвет здесь намного темнее. Костюм изготавливается по принципу двухслойной одежды и считается хорошей защитой от влаги и сильного ветра. В зимний комплект входит капюшон, который крепится на молнии. Это делает возможным при необходимости его быстро снять. Имеющиеся на капюшоне «липучки» позволяют плотно закрывать шею и голову. Карманы также оснащены специальными «липучками», что предотвращает потерю содержимого при выполнении энергичных движений. В нижней части штанин есть завязки. Это позволяет легко заправлять брюки в берцы, защищает от пыли. Камуфляж “мох” используют рыбаки, охотники и туристы.

Пиксельные рисунки

Армии многих стран используют цифровой камуфляж. Свое название эти маскировочные костюмы получили из-за наличия отдельных пикселей, которые возникают при цифровой компьютерной обработке. В основе работы над цифровым вариантом была учтена особенность человеческого глаза воспринимать окружающие предметы как непрерывное целое. Поскольку в природе не существует прерываемых линий, для мозга человека достаточно одного маленького фрагмента, из которого он в дальнейшем выстраивает весь образ. Пиксельные узоры, имея неестественные и непривычные очертания, применяются для того, чтобы снизить данную способность мозга «достраивать» недостающие фрагменты.

Для прерывания линий и контуров и был изобретен пиксельный камуфляж. Названия расцветок "цифровых" маскировочных костюмов следующие:

  • ACUPAT. Используется для проведения боевых действий в городских условиях или каменистых пустынях.
  • CADPAT. Хорош для лесополосы.
  • “Цифровая флора”. Применяется в лесной местности. Особенно результативен, если человек быстро передвигается. В таком случае глаз не способен сосредоточиться на объекте.

Маскировка для бронетехники и авиации

Кроме защиты личного состава, маскируется также и бронетехника, военные или стратегически важные для армии строения и авиация. Процедура маскировки путем нанесения камуфляжного рисунка не трудоемкая. Для этого хватит нескольких часов. Главное - придерживаться инструкции: нужно выдержать присущее каждому узору соотношение пятен (их размеров и оттенков). Узор только тогда считается камуфляжем, если в нем присутствует не менее пяти полос или пятен. При этом они должны быть как минимум двух цветов.

В армии Российской Федерации практикуется маскировка самолетов. Для этой цели используются пиксельные двухцветные узоры. В отличие от российской авиации, американские ВВС такой практики не проводят. Самолеты США преимущественно окрашены в нейтральный серый цвет. Это, по мнению американских военных аналитиков, помогает авиации растворяться, особенно на больших расстояниях, в то время как камуфляжная расцветка на фоне неба с большей вероятностью привлечет внимание.

Цифровые узоры применяются в раскраске стратегически важных военных объектов как американскими, так и российскими Вооруженными силами.

Искусство маскировки в нынешнее время особенно важно. В условиях современного уровня развития вооружения отсутствие камуфляжа или его дефект может привести к серьезным потерям личного состава.

Современные камуфляжи: принципы создания, разновидности, перспективы


Часть 1. Общие принципы. Российские камуфляжи

На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, - полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.

Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.

Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные камуфляжи; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.

Основы построения камуфляжной окраски

Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа - нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа - осуществление неотделимости объекта от фона.

Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде - за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.


Рис. 1. Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж


Рис. 2. Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс

Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами. Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной - обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.

Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:

1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.

Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.

Краткий обзор истории вопроса

До появления массового и эффективного на значительных расстояниях ручного огнестрельного задача визуального сокрытия своих войск была менее актуальна, нежели обратная задача - хорошей видимости своих войск для военачальника. В связи с крайне ограниченными средствами тактической связи (собственно, кроме вестовых, иных средств связи не существовало), полководцу было жизненно необходимо наблюдать диспозицию и маневр собственных войск, отчего целесообразным представлялось использование этими войсками ярких, заметных на значительном расстоянии мундиров. Зачастую эти мундиры имели цвета национальных флагов в той или иной комбинации, а также отличались по расцветке у различных подразделений. Задача маскировки отдельных солдат не имела высокой актуальности, т.к. основным видом боя оставался рукопашный; огневой же контакт происходил на ничтожном расстоянии, при котором солдат противника был виден при любом цвете мундира. Помимо этого, использование линейной тактики и линейного побатальонного построения пехоты делало абсолютно бессмысленным использование какой-либо маскировочной одежды (трудно не заметить плотную шеренгу из 50 солдат по фронту на расстоянии выстрела из гладкоствольного ружья, даже если они будут одеты в самый эффективный камуфляж).

Тем не менее, даже в эпоху доминирования гладкоствольного оружия и линейной тактики камуфляж всё же применялся отдельными частями, в первую очередь егерскими. Тактика егерей была несколько схожа с тактикой современных пехотных подразделений (рассыпной строй, использование естественных укрытий), а их вооружение (нарезные штуцера с эффективной дальностью до 200-250м.) позволяло вести огонь вне досягаемости огня линейной пехоты противника - но при этом в случае атаки линейной пехоты противника (а тем более конницы), егеря были обречены. К тому же, егеря были уязвимы для огня таких же егерей с «той» стороны. Именно поэтому именно в среде егерей появились первые наработки, призванные снизить визуальную заметность стрелка - можно сказать, первый камуфляж. Во всех европейских армиях егеря, в отличие от линейной пехоты, носили черные, темно-зеленые и темно-серые мундиры, а их головные уборы не имели украшений и хорошо различимых эмблемных знаков. Широко известна инструкция Суворова, предписывающая егерям использовать сорванные ветки деревьев с листьями для усиления маскировки - прием, хорошо работающий и в наше время.

Ситуация с обмундированием изменилась, когда в середине XIX века на вооружение стали массово поступать скорострельные нарезные образцы стрелкового оружия, увеличившие дальность огневого контакта в несколько раз. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны, т.к. ярко-красные мундиры англичан были отличной целью для бурских стрелков (носивших при этом гражданскую одежду тусклых «протестантских» оттенков). Именно тогда англичане приняли на снабжение мундир цвета «хаки» («хаки» в переводе с хинди означает «пыльно-земляной»), и серьезно снизили заметность своих солдат. Однако данная версия с трудом выдерживает фактологическую критику, т.к. темно-зеленые мундиры без украшений появились в армии Российской Империи в качестве полевой формы еще лет за 10 до того, как англичане столкнулись с бурами.

Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия - в небесно-голубой, а Германия - в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.

Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.

Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде - как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии - непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).

Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно - начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.

Современные камуфляжи России

Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР - в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.

КЗС/Расцветка-57

Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко. Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж - ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.


Рис. 3. Расцветка обр. 1957г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»

Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) - песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.

Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции - деформирующую и имитационную.


Рис. 4. Боец в КЗС на местности

«Бутан»

Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.


Рис. 5. Камуфляж "Бутан"

Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.

В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав - ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».

ВСР-93

Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.


Рис. 6. ВСР-93

Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.

По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.

ВСР-98 «Флора»

Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.

В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название - «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».


Рис. 7. ВСР-98 "Флора"

Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.

ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель

Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса. На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».


Рис. 8. ЕМР в двух цветовых исполнениях

Название «ЕМР» расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка» - именно под таким названием данный камуфляж состоит на снабжении ВС РФ. Однако известно, что первый производитель изделий с данной расцветкой дал ей название «ЗДУ» - «защита до упора». На Западе данный камуфляж известен как «Руспат» (Russian Pattern) по аналогии с американскими -пат’ами. Также неофициально данный камуфляж называют «Русской цифрой», «Русским пикселем» или (в армейском обиходе) - просто «Пиксель».
В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.

«Подлесок»

Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.


Рис. 9. "Подлесок"

Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.

«Растровый подлесок»/»Растр»

Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета - получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».


Рис.10. "Растровый подлесок"

В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть - на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания - взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.

Другое название «Растра» - «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.

«Тигр» / «Камыш»

Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой - это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально - малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.


Рис. 11. Камуфляж "Тигр" одного из российских вариантов

Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.

Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».

Официально никогда не находился на снабжении, неофициально - используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.

«Партизан»

Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» - ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».


Рис. 12. Камуфляж "Партизан"

В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.

«Излом» / «Скол»

Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.


Рис.13. Камуфляж "Излом"

При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов.
Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.

Сурпат

Разработан российской компанией «Survival Corps» по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.


Рис. 14. Сурпат

В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности - проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.

Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.

Спектр

Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.


Рис. 15. Спектр

Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И. Стрелковым и его подразделением.

Сумрак

Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.


Рис.16. Сумрак

Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.

Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.

Камуфляжем (от французского camouflage - «маскировка») называют маскировочную окраску, применяемую для того, чтобы уменьшить заметность личного состава, вооружений, боевой техники и сооружений путем разбивания силуэтов или предметов.

На сегодняшний день камуфлированная расцветка применяется не только в рядах действующих воинских подразделений, но также и в быту. Туристы и охотники также носят одежду защитной окраски, чтобы не выделяться в природных условиях.

Цвет камуфляжа на военной службе

Полевую военную форму одежды стали целенаправленно шить из тканей защитно-маскировочных цветов в конце XIX столетия. Так, к концу XIX столетия британские колониальные войска в Индии переняли цвет «хаки», что в переводе с персидского языка означает «цвет пыли». Военная форма цвета хаки хорошо зарекомендовала себя на полях сражений в Южной Африке. Потом ее начали использовать остальные армии мира, в том числе и российские. Первую мировую войну они встречали уже в ней.

Позже в 1909 году американским художником Эбботом Тайером была выпущена книга «Окраска в животном мире». Многое из того, что было в ней описано легло в основу теории научной мимикрии, после чего началась разработка принципов камуфляжа для военных.

В Первую мировую британским художником и офицером ВМФ Норманом Вилкинсоном была разработана особая схема маскировки для военно-морского флота, так называемый «ослепляющий камуфляж» (или «деформирующий камуфляж»). Такая серая расцветка не прятала корабли, но затрудняла расчет расстояний до них, а также курсов и скоростей.

В 1939 году французским художником Владимиром Барановым-Россинэ была запатентована пятнистая военная форма, именуемая «пуантилистически-динамичным камуфляжем» или «хамелеон-методом».

Следует иметь в виду, что большинство принципиальных схем армейских камуфляжей разрабатывались под конкретные местности, на которых находились военные. При этом учитывались нормативные требования, предъявляемые к маскировке на открытых местностях. Исследования проводились в светлое время суток. В итоге многие армии мира решили пользоваться камуфляжными рисунками при производстве военной экипировки для сбережения личного состава во время ведения боевых столкновений.

Современный пиксельный камуфляж

С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.

Раньше в странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию, на сегодняшний день имеется общая склонность армий располагать одним универсальным рисунком. Доработка осуществляется только с учетом разых типов местности. Так, имеются в разных цветах камуфляжи ACUPAT (типа «пустынного», «городского» и «лесного», либо базового «urban» - городского серого варианта), Flektarn, DPM и прочие.

Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» - лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.

Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение ВС и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».

За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:

  • «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
  • «Лиственный лес» образца 1942 года;
  • «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
  • «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
  • «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
  • Российский камуфляж образца 93 года — ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
  • Российский камуфляж образца 98 года — ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
  • Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.

Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:

  • «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
  • «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
  • «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
  • «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
  • «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
  • «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
  • «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
  • «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.

Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.

Применение камуфляжа военизированными организациями

Самыми разнообразными законными и незаконными военизированными формированиями разных стран используются камуфляжи в форменных и иных образцах одежды, снаряжения, для раскраски автотранспортных средств. В нашей стране таких военизированных или полицейских организаций и формирований, тоже немало. Например, камуфляж широко используется спецслужбами, спецподразделениями, всем известным ОМОНом, федеральными силовыми структурами, а также частными охранными структурами.

Камуфляжные костюмы в повседневной жизни

В 1960-х годах в американской штатской одежде широкое распространение получил камуфляж как гражданский протест против войны. Молодые люди в военное форме одежды на городских улицах пытались заставить горожан прочувствовать каково это, когда на твоих улицах идут уличные бои и ходят солдаты. Это веяние быстро прошло, но воскресло в 1980-х и приобрело небывалую популярность уже в 1990-х во время операции «Буря в пустыне».

Фэшн-индустрия приступила к производству псевдовоенных раскрасок, но с применением более мягких материалов. Многие известные модельеры той поры по-разному подходили к камуфляжному крою. Они начали переносить элементы военной формы даже на женские юбки и платья. Камуфляж стал неотъемлемой частью спортивной одежды.

Фэшн-индустрия начала производить:

  • Женский камуфляж;
  • Городской камуфляж;
  • Зеленый камуфляж;
  • Модные брюки камуфляж;
  • Камуфлированные штаны и джинсы;
  • И даже камуфлированную спецодежду.

Понятно, что зимний камуфляж и летний камуфляж начал пользоваться немалой популярностью у людей, ведущих активный образ жизни. Охотники, рыбаки, черные копатели, а также многие туристы стали запасаться удобной одеждой специальной расцветки. Модными стали расцветки, имитирующие дикую африканскую фауну, типа леопарда или зебры.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них