Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Социализм. Термины и определения

общество социальной справедливости и равноправия. По марксистскому определению - первая, низшая стадия коммунизма. Неопределенность представлений о поставленной цели привела в большинстве социалистических стран к глубокому кризису всей системы в области экономики, политики, идеологии, и напротив, внедрение элементов С. в жизнь капиталистических стран способствовало преодолению негативных последствий раннего и империалистического капиталиэма, способствовало решению многих социальных проблем общества, подъему жизненного уровня всех слоев населения, развитию социальной сферы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛИЗМ

франц. socialisme, от лат. socialis - общественный) - первая, или низшая, фаза коммунизма. С. характеризуют след. осн. признаки: власть трудящихся, основанная на союзе рабочего класса с непролетарскими слоями трудящихся, прежде всего с крестьянством, при руководящей роли рабочего класса во главе с марксистско-ленинской партией; общественная гос. и кооп. собственность на средства производства; осуществление принципа "от каждого - по способностям, каждому - по труду". С. обеспечивает планомерное, бескризисное развитие экономики в интересах народа, гарантирует социальные и политич. права трудящихся, создает условия для подлинной демократии, реального участия широких нар. масс в управлении об-вом, для всестороннего развития личности, равноправия наций и дружбы между народами. В ходе своего развития С. постепенно перерастает в высшую фазу коммунизма. Научное обоснование социа- лизма. Формированию науч. представлений о С. предшествовали утопич. коммунистич. теории 16-18 вв. В них содержалась рациональная идея о возможности создать общество без частной собственности и эксплуатации человека человеком. В нач. 19 в. К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и др. представители утопического социализма, подвергнув критике систему капиталистич. эксплуатации, сделали вывод о желательности замены ее справедливым обществ. устройством - обществом с равной для всех обязанностью работать и распределением продуктов по труду, с централизов. плановым нац. х-вом или с небольшими хоз. независимыми общинами - "фаланстерами". В 30-х гг. 19 в. новое направление социальной мысли получило название "социализм" (термин ввел в оборот П. Леру в 1834 в статье "De L´individualisme et du socialisme"). Однако утопич. социализм "...не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 46 (т. 19, с. 7)). В 40-х гг. 19 в. с возникновением научного коммунизма-марксизма (см. Марксизм-ленинизм) утопич. воззрения на будущее общество исторически изжили себя и в ходе идеологич. борьбы вытесняются науч. обоснованием С., коммунизма. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали необходимость замены капитализма коммунистич. формацией, первой ступенью к-рой является С. Маркс и Энгельс раскрыли историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца С. и коммунизма, строго научно определили осн. контуры будущего строя, "на основании того, что он происходит из капитализма, исторически развивается из капитализма, является результатом действий такой общественной силы, которая рождена капитализмом. У Маркса нет ни тени попыток сочинять утопии, по-пустому гадать насчет того, чего знать нельзя. Маркс ставит вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновидности, раз мы знаем, что она так-то возникла и в таком-то определенном направлении видоизменяется" (там же, т. 33, с. 85 (т. 25, с. 430)). Вырабатывая науч. представление о развитии коммунистич. формации, Маркс в "Капитале" сформулировал вывод о том, что на базе обществ. собственности на средства производства и планомерно организованного труда новое общество будет претерпевать определ. эволюцию, "...соответственно характеру самого общественно-производственного организма и ступени исторического развития производителей" будет изменяться и способ распределения (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89). В "Критике Готской программы" (1875) Маркс указал на необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму и разграничил две фазы в развитии коммунистич. общества: первую - С. и вторую - коммунизм. При С. "... в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления" (там же, т. 19, с. 18). При их распределении "...господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой" (там же, с. 18-19). Между работниками распределяется не вся часть совокупного обществ. продукта, предназначенная служить в качестве предметов потребления, а за вычетами на издержки управления, на фонды для совместного удовлетворения потребностей (школы, учреждения здравоохранения и т. п.), на фонды для нетрудоспособных, "...хотя все удерживаемое с производителя как частного лица прямо или косвенно идет на пользу ему же как члену общества" (там же, с. 17). Распределению по труду при С. соответствует право, к-рое "... не признает никаких классовых различий, потому что каждый является только рабочим, как и все другие", к-рое одно "...молчаливо признает..." естественными привилегиями индивидуальную одаренность, большую работоспособность и ставит при равном труде в неравное положение тех, у кого больше детей в семье и т. п. (там же, с. 19). Маркс отмечал, что "... эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества..." (там же). Характеризуя С. как первую фазу коммунизма, Маркс указывал: "Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло" (там же, с. 18). Науч. анализ закономерностей возникновения С., его развития и постепенного перерастания в коммунизм был продолжен в новую историч. эпоху В. И. Лениным. Вскрыв конкретно-историч. особенности мирового процесса перехода к С., Ленин указал, что вследствие неравномерности экономич. и политич. развития стран в период империализма, новый обществ. строй - С. первоначально утвердится в ряде стран или даже в одной стране, в то время как др. страны останутся в течение известного периода буржуазными и добуржуазными. В борьбе с социал-реформистами Ленин отстоял и развил коренное положение марксизма о том, что переход к С. возможен только в результате социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Создание социалистич. общества, подчеркивал Ленин, сравнительно длительный процесс (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 385-86 (т..29, с. 358-59)). Ленин раскрыл закономерности социалистич. строительства, действующие в переходный от капитализма к С. период, и разработал на этой основе с учетом специфич. особенностей Сов. Союза конкретный науч. план построения С. в СССР, предусматривавший на путях социалистич. индустриализации страны всемерный подъем производит. сил и производительности обществ. труда как главное условие победы нового строя; использование кооперации для перевода трудящегося крестьянства на путь С.; осуществление культурной революции; укрепление и развитие сов. демократии; социалистич. решение нац. вопроса и оказание помощи ранее отсталым народам в их переходе к С., минуя капитализм. Важнейшее значение в науч. обосновании С. имеет разработка Лениным осн. принципов организации социалистич. экономики, управления ею и стимулирования ее развития, раскрытие экономич. роли социалистич. гос-ва. Победа Вел. Окт. социалистич. революции 1917 и построение С. в Сов. Союзе, победа социалистич. революций и строительство С. в ряде стран Европы и Азии подтвердили науч. предвидения классиков марксизма-ленинизма, показали на опыте историч. правоту научного С. В неразрывной связи с практикой социалистич. революции и социалистич. строительства обогащались, уточнялись и развивались научные понятия о С. в междунар. коммунистич. движении. Творчески, на основе марксизма-ленинизма, учитывая общие закономерности социалистич. строительства в конкретных условиях своих стран, братские компартии вносят большой вклад в науку о построении С., обогащают ее открытием новых форм и методов осуществления С., его политич. организации. Развитие теории социалистич. строительства происходит в острой идеологич. борьбе марксистов-ленинцев против ревизионизма и догматизма в коммунистич. партиях, против реформизма в рабочем движении. Научному С. противостояли и противостоят многочисл. реакционные и консервативно- реформистские концепции и доктрины, выдвигаемые непролетарскими идеологами, а также идеологами обуржуазившихся слоев рабочего класса. Таковы реакц. программы и лозунги, направленные по видимости против капитализма и империализма, но на деле выражающие курс на сохранение отживших добуржуазных обществ. порядков и устоев. Ничего общего с науч. С. не имеют мелкобурж. концепции военно-казарменного "социализма" и "либерализированного" С., выдвигаемые совр. ревизионистами левого и правого толка. Консервативно-реформистские концепции С. проповедуют возможность достижения социальной справедливости на почве капиталистич. строя путем его административных улучшений. Разновидностями такого рода бурж. теорий С. 19 в. являлись прудонизм, катедер-социализм, муниципальный социализм фабианцев, мещанский социализм либерального народничества и т. п. Совр. доктрины консервативно-реформистского С. представляют "демократический С." правой социал-демократии развитых капиталистич. стран, к-рая, выступая против коммунизма, скатывается на все более реакц. позиции, "этический С." и т. п. концепции, сводящие достижение социалистич. целей к более или менее демократич. преобразованиям на почве капиталистич. строя. Возникновение социализма. Первыми в истории на путь С. встали народы России. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 и установления диктатуры пролетариата возникла новая, советская социально-политич. организация общества, где руководящая роль принадлежит рабочему классу, выступающему в союзе с трудовым крестьянством. Произошел раскол мира на две противоположные обществ. системы. Начался распад капиталистич. формации и становление социалистич. общества в рамках одной страны. Социалистич. производственные отношения в Сов. России стали складываться прежде всего в ключевых отраслях нар. х-ва. В первые месяцы Сов. власти были экспроприированы помещики и крупные капиталисты; в руках гос-ва были сосредоточены "командные высоты" экономики: были национализированы земля, банки, внешняя торговля, транспорт, крупные предприятия во всех отраслях пром-сти. Благодаря этому возник социалистич. сектор нар. х-ва, к-рый начал играть определяющую роль в социально-экономич. развитии страны. С упрочением Сов. власти, разгромившей силы контрреволюции в ходе гражд. войны и борьбы с воен. интервенцией, Коммунистич. партия в 1921 ввела соответствующую условиям переходного от капитализма к С. периода новую экономическую политику (нэп), обеспечившую прочный хозяйств. союз рабочего класса с трудящимся крестьянством для строительства С. На основе добровольного объединения и сплочения свободных и равноправных сов. наций и народностей в едином гос-ве был образован в 1922 Союз Советских Социалистических Республик. Технико-экономич. и культурная отсталость страны, послевоенная хоз. разруха, преобладание мелкотоварного произ-ва, враждебное капиталистич. окружение, острая клас. борьба, отсутствие опыта создания нового общества - все эти объективные трудности наложили отпечаток на методы и темпы социалистич. строительства в СССР. В 1926 в СССР было завершено восстановление нар. х-ва, разрушенного во время 1-й мировой и гражд. войн, и началось осуществление социалистич. индустриализации (см. Индустриализация социалистическая в СССР), создание ускоренными темпами материальной основы С. - совр. крупной машинной индустрии. В 1929 развернулось массовое движение крестьян за создание колхозов. В итоге 1-й пятилетки (1928-32) в СССР был построен фундамент социалистич. экономики, Сов. Союз превратился в индустриальную социалистич. страну, социалистич. формы х-ва стали преобладать не только в городе, но и в деревне. Вопрос "кто-кого" - С. или капитализм - был решен в. пользу С. В годы 2-й пятилетки (1933-37) ко времени принятия новой Конституции СССР (1936) социалистич. формы х-ва окончательно вытеснили частнокапиталистич. и частное мелкотоварное произ-во (в 1936 доля социалистич. х-ва в нац. доходе страны составила 99,1%); буржуазия и кулачество были ликвидированы как класс. Сов. общество стало развиваться на единой основе - на прочной базе социалистич. производств. отношений. В процессе утверждения нового экономич. базиса общества в соответствие с ним приводилась и политич. надстройка, успешно осуществлялась культурная революция. Превратившись в могучую социалистич., промышленно развитую державу с крупным механизированным с. х-вом, с передовой культурой, СССР вступил в фазу С. Задачи переходного от капитализма к С. периода были решены. XVIII съезд ВКП(б) (1939) отметил, что в развитии СССР наступила полоса завершения строительства бесклассового социалистич. общества и постепенного перехода к коммунизму (см. "КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 3, 1954, с. 340). С 1940 в социалистич. этап развития вступила еще одна страна - Монгольская Народная Республика, в к-рой после победы нар. революции в 1921 на протяжении двух десятилетий были осуществлены глубокие демократич. и социальные преобразования, уничтожившие феод. строй и подготовившие необходимые предпосылки для постепенного перехода страны к С., минуя капитализм. После 2-й мировой войны С. начал складываться в мировую систему социализма. В результате военного разгрома герм. фашизма и япон. милитаризма при решающей роли Сов. Союза и победы нар.-демократич. революций от системы империализма отпал ряд стран Центр. и Юго-Вост. Европы и Азии. В первые послевоенные годы в Польше, Югославии, Албании, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Вост. Германии (ГДР), Китае (КНР), Сев. Корее (КНДР) и Вьетнаме (ДРВ) был установлен нар.-демократич. строй. Вступление стран нар. демократии на путь строительства С. имело свои особенности. Были решены антиимпериалистич. и антифеод. аграрные задачи революции, причем в ряде стран демократич. преобразования переплетались с социалистическими (см. Народная демократия, Народно-демократическая революция). К концу 40-х гг. в большинстве стран нар. демократии произошел сравнительно мирный переход от демократич. этапа революции к социалистическому. Нар. демократия постепенно переросла в форму гос. власти, выполняющей функции диктатуры пролетариата. Наряду с ростом С. вширь в результате выпадения все новых звеньев из системы империализма, происходит развитие С. вглубь, выражающееся в неуклонном продвижении стран, вырвавшихся из-под гнета капитализма, по пути создания нового общества, в развитии и упрочении всей мировой системы С. Главной особенностью этих процессов после 2-й мировой войны является то, что социалистич. революция и строительство нового строя в каждой стране происходят в условиях, когда можно опереться на братскую взаимопомощь содружества социалистич. гос-в, на экономич. и военную мощь страны победившего С. - Сов. Союза. В СССР после Вел. Отечеств. войны 1941-45 продолжалось завершение строительства С., создание вполне упрочившегося развитого социалистич. общества. На базе роста производит. сил, подъема материального и культурного уровня жизни трудящихся С. все полнее утверждается в экономич. и общественно-политич. отношениях, в сфере обществ. сознания. В результате образования мировой социалистич. системы, укрепления ее экономич. и оборонной мощи, построения развитого социалистич. общества в СССР С. победил в Сов. Союзе полностью, окончательно. XXI съезд КПСС (1959) охарактеризовал новый этап развития Сов. Союза, как "период развернутого строительства коммунизма", создания его материально-технической базы. Основное содержание и главные проблемы этого периода определены в Программе КПСС. В соответствии с решениями XXIII съезда КПСС (1966) в СССР проводится экономич. реформа, направленная на последовательное и эффективное осуществление принципов С., социалистич. форм и методов хозяйствования во всех отраслях экономики. Эта реформа выражает новый подход к управлению экономикой. "Суть его состоит в том, чтобы усилить роль экономических методов руководства, совершенствовать государственное планирование и расширять хозяйственную самостоятельность и инициативу предприятий, всемерно внедрять и совершенствовать хозрасчет" (Тезисы ЦК КПСС, см. "50 лет Великой Октябрьской социалистической революции", 1967, с. 33). Совр. стадия развития С. в Сов. Союзе характеризуется тем, что важнейшим направлением развития нар. х-ва, как подчеркнуто в Тезисах ЦК КПСС "К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина", все более становится интенсификация произ-ва, широкое использование достижений научно-технич. революции. В странах нар. демократии с установлением диктатуры пролетариата началось решение осн. задач перехода к С.: социалистич. преобразования в сфере отношений собственности, создание материально-технич. базы С., повышение материального и культурного уровня трудящихся. На 1-м этапе социалистич. преобразований в результате национализации осн. средств производства и укрепления власти рабочего класса в странах нар. демократии были созданы предпосылки для построения С., сложилась экономика переходного от капитализма к С. периода. Социалистич. собственность в пром-сти возникла в результате безвозмездной конфискации капиталистич. собственности, социалистич. национализации капиталистич. собственности с применением выкупа, использования различных форм гос. капитализма, кооперирования ремесленников. Восстановив нар. х-во, эти страны приступили к созданию материально-технич. базы С. Для ряда развитых индустриальных стран решение этой задачи было связано гл. обр. с социалистич. реконструкцией пром-сти. В др. странах нар. демократии, экономика к-рых была по преимуществу аграрной, строительство материально-технич. базы С. осуществлялось на путях социалистич. индустриализации. Вследствие существ. различий в исходном уровне экономич. развития материально-технич. база С. не могла быть построена одновременно во всех странах. Чем менее развитой в экономич. отношении является страна, тем больший объем задач приходится ей решать в области подъема производит. сил. Социалистич. преобразования в с. х-ве большинства стран нар. демократии развернулись во 2-й пол. 50-х гг. Как правило, это был длительный процесс. В нач. 60-х гг. произошло дальнейшее расширение системы мирового социализма благодаря победе социалистич. революции на Кубе. К нач. 60-х гг. в большинстве стран нар. демократии была достигнута победа социалистич. производств. отношений во всех отраслях нар. х-ва. Наступил тот историч. рубеж, когда завершается решение задач переходного от капитализма к С. периода. Победа С. была достигнута при разных уровнях экономич. развития и большом разнообразии методов, форм, путей и темпов проведения социалистич. преобразований. Но при всех этих различиях и специфич. особенностях существ. черты и закономерности становления С. являлись общими для всех стран. Все страны проходят в основном одни и те же последовательные ступени переходного от капитализма к С. периода: установление диктатуры пролетариата; создание предпосылок для социалистич. строительства путем сосредоточения командных высот экономики в руках гос-ва; построение фундамента, основ С.; обеспечение победы социалистич. производств. отношений и завершение процесса ликвидации эксплуатации человека человеком. Специфические для той или иной страны задачи этого периода обусловливаются достигнутым уровнем развития произ-ва, национальными и др. особенностями. С ликвидацией эксплуататорских классов и организацией социалистич. форм х-ва на первый план выдвигаются задачи развития материального произ-ва, дальнейшего повышения жизненного и культурного уровня трудящихся, утверждения социалистич. идеологии и культуры в массах, совершенствования всей системы социалистич. обществ. отношений - экономич., политич. и идеологич. - и создания предпосылок для постепенного перерастания С. в коммунизм. "Социалистический мир вступил теперь в такую полосу развития, - указывается в итоговом документе, принятом Международным Совещанием коммунистич. и раб. партий (июнь 1969), - когда появляются возможности значительно полнее использовать могучие резервы, заложенные в новом строе. Этому способствует разработка и внедрение более совершенных экономических и политических форм, соответствующих потребностям зрелого социалистического общества, развитие которого опирается уже на новую социальную структуру" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Док-ты и мат-лы, 1969, с. 302). К числу общих проблем, стоящих перед социалистич. странами, относятся и такие: обеспечение роста обществ. производительности труда на основе научно-технич. прогресса, улучшение структуры нар. х-ва, в частности путем ускоренного развития прогрессивных отраслей пром-сти, полное использование возможностей, открывающихся в результате научно-технич. революции, для ускоренного экономич. развития и удовлетворения потребностей всех членов общества, ликвидация отставания с. х-ва от пром-сти, развитие экономич. сотрудничества между социалистич. странами. Использование огромных возможностей, открываемых новым строем, зависит в первую очередь от коммунистич. и рабочих партий, стоящих у руководства, от их способности по-марксистско-ленински решать проблемы социалистич. развития. В совр. эпоху вследствие распада всеохватывающей системы мирового капитализма и благодаря возникновению новой, социалистич. системы, росту ее могущества, ее примеру и помощи стала возможной специ-фич. форма обществ. прогресса добуржуазных стран через ряд промежуточных, переходных этапов к С., минуя капитализм. Реальность некапиталистич. пути развития подтверждена на опыте Монголии, нек-рых народов Сов. Союза. В 60-е гг. в прошлом колониальные страны приступили к демократическим и социальным преобразованиям, отрицающим капиталистич. путь развития и имеющим социалистич. перспективу. Общественно-экономический строй социализма. В. И. Ленин указывал, что социализм не есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 99 (т. 25, с. 443)). Представляя собой результат упорной клас. борьбы, живого творчества, созидательного труда рабочего класса, широчайших нар. масс, он постоянно совершенствуется и развивается. На каждом данном этапе в зависимости от уровня развития производит. сил и степени зрелости социально-экономич. и политич. отношений, от нац. особенностей, конкретно-историч. условий С. принимает тот или иной специфич. вид, выступает в менее или более зрелых своих формах. Марксистско-ленинской теорией выработаны науч. критерии, позволяющие установить характерные черты, осн. принципы С. как общественно-экономич. строя на разных ступенях его развития. Экономич. основу С. составляет обществ. собственность на средства произ-ва. Ее социалистич. характер проявляется прежде всего в том, что развитие и совершенствование произ-ва служит целям все более полного удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей народа. Обществ. социалистич. собственность объединяет всех трудящихся как равноправных совладельцев и участников произ-ва и обеспечивает им равную возможность трудиться по способности на социалистич. предприятиях и получать вознаграждение за свою работу соответственно количеству и качеству затраченного труда. Она вызывает к жизни новый тип обществ. организации труда, отличительной особенностью к-рой являются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, сознательная дисциплина, социалистич. соревнование, материальная и моральная заинтересованность работников в результатах своего труда и деятельности всего коллектива. В рамках социалистич. производств. отношений не существует деления общества на такие группы людей, из к-рых одна может присваивать себе труд других, исключается возможность эксплуатации человека человеком, т. к. здесь нет экономич. условий для превращения средств произ-ва в капитал, а рабочей силы - в товар. Обществ. собственность на средства произ-ва существует при С. в двух формах. Ведущая роль принадлежит гос. форме социалистич. собственности, являющейся всенар. достоянием. Она, как правило, возникает и развивается на сравнительно высокой технич. базе крупного машинного произ-ва. Во-вторых, важной составной частью экономич. отношений при С. является кооп. форма собственности, т. е. собственность на средства произ-ва добровольных объединений трудящихся. Отражая своеобразие развития по социалистич. пути прежде всего масс трудового крестьянства, эта форма собственности обусловлена также тем, что процесс обобществления производит. сил в с. х-ве (как и в ряде др. произ-в - ремесленном, кустарном и т. п.) еще не достиг того же уровня, что в пром-сти. Кооп. собственность, как показал Ленин, принимает социалистич. характер при классовой победе пролетариата над буржуазией, когда осн. средства произ-ва в стране составляют гос., общенар. собственность (см. там же, т. 45, с. 369-77 (т. 33, с. 427-35)). Единая социальная природа гос. и кооп. собственности служит объективной основой для сближения двух, еще остающихся при С. дружеств. классов - рабочего класса и класса колхозного (кооперированного) крестьянства - по их экономич. положению, уровню обобществления произ-ва, характера и организации труда, формам распределения, основой для постепенного устранения клас. различий, вытекающих из неодинакового уровня развития и обобществления пром. и с.-х. произ-ва. Неотъемлемым свойством экономич. организации С. является планомерное, устойчивое развитие произ-ва, возможность и необходимость постоянно поддерживать определенное (в зависимости от имеющихся ресурсов) соответствие, пропорции между всеми частями общественно-производств. механизма, охватывающего всю социалистич. систему х-ва, в целях максимального для данных условий удовлетворения потребностей общества. Организация управления нар. х-вом строится при С. на основе познания и применения в практике объективных законов экономич. развития. Решающую роль в обеспечении планомерного развития произ-ва играет хоз.-организаторская деятельность социалистич. гос-ва, к-рое на науч. основе, по плану направляет хоз. жизнь в стране. Формы управления нар. х-вом могут быть многообразными в зависимости от конкретных условий в той или иной стране, но осн. содержание руководства экономикой при С., определяющий принцип строения органов управления экономич. и культурным строительством составляет демократический централизм, соединяющий централизов. планирование и управление с широким развитием местной инициативы, вовлечением масс в активное участие во всех делах хоз. строительства. Управление социалистич. х-вом обычно включает адм. и экономич. методы; для последних характерно более полное использование в плановой экономике, в целях ее стимулирования, товарно-денежных отношений, таких экономич. категорий, как хоз. расчет, рентабельность, себестоимость, цена, прибыль, торговля и т. д. В период С. необходима и администраторская функция управления, связанная с обеспечением всеобщности труда, охраной обществ. собственности, поддержанием производств. дисциплины, осуществлением контроля и учета за мерой труда и потребления, материальным стимулированием труда и т. п. При С. осуществляется принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду", к-рый позволяет сочетать личные и обществ. интересы, обеспечивает материальную заинтересованность членов общества в результатах труда и стимулирует рост производительности труда, повышение эффективности произ-ва. Поскольку труд в социалистич. обществе является для его членов единств. источником существования, здесь реализуется правило всеобщей обязательности труда ("кто не работает, тот не ест"). Вместе с тем труд при С. выступает не только как средство к жизни. Он приобрел новое социальное содержание. С. высоко поднял в глазах людей достоинство всякого общественно-полезного труда. Создавая материальные и духовные ценности, к-рые используются на благо общества, трудящиеся тем самым способствуют укреплению и развитию С. Это порождает высокие мотивы к трудовой деятельности. Развитие экономики, науки, техники, культуры, системы образования, подъем нар. благосостояния, улучшение условий труда, его облегчение - все это расширяет объективные возможности для того, чтобы каждый трудился по способностям, создает все более благоприятные условия для применения способностей человека и их развития. Т. к. реальный вклад каждого в обществ. произ-во в связи с выполняемой работой определяется в конечном счете его способностями, то распределение по труду, непосредственно зависящее от этого вклада, создает материальную заинтересованность работать в полную меру своих способностей, развивать их. Характерной особенностью С. является социально-политич. и идейное единство общества при руководящей роли рабочего класса, к-рый сплачивает и ведет за собой всех трудящихся. Ведущая роль рабочего класса определяется его экономич. положением в системе социалистич. произ-ва, огромным вкладом в строительство нового общества, высокой организованностью и моральным авторитетом. С победой С. и развитием новой социальной структуры общества устраняется почва для клас. столкновений внутри страны; коренные интересы у всех социальных групп социалистич. общества (рабочего класса, кооп. крестьянства, нар. интеллигенции) одни и те же - развитие и укрепление социалистич. способа произ-ва, усиление могущества, обороноспособности социалистич. Отечества, построение коммунизма, клас. солидарность с народами, борющимися против империализма, за мир и С. Основным условием решающего воздействия рабочего класса на развитие С. является руководящая и организующая деятельность марксистско-ленинской партии, к-рая в условиях победившего С. выступает как авангард всего народа, политич. руководитель всех организаций трудящихся. С. обеспечивает правильное разрешение национального вопроса на основе социалистич. интернационализма. На базе общности социально-экономич. строя, политич. системы, единой социалистич. идеологии создается и укрепляется братский союз народов социалистич. гос-ва. Политич. равенство народов подкрепляется выравниванием уровней их экономич. развития; все более интенсивным и плодотворным становится обмен материальными и духовными ценностями между народами, развивается социалистич. многонац. культура. На базе единства экономич., социально-политич. и идейных интересов дружественных классов и наций, всех трудящихся всестороннее развитие получает социалистич. демократия, составляющая неотъемлемый признак обществ. строя С., необходимый фактор реализации его принципов. Социалистич. строй гарантирует политич. свободы (свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным) в интересах укрепления С., социальные права (право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности), равноправие женщин с мужчинами во всех областях гос., хоз., культурной жизни, равноправие всех граждан независимо от их расы и национальности. Социалистич. демократия, как форма гос. власти рабочих и крестьян при руководящей роли рабочего класса, направляется марксистско-ленинской партией в интересах укрепления С. и строительства коммунизма. В фазе С. происходит дальнейшее развитие социалистич. гос-ва, расширяется участие масс трудящихся в управлении обществ. делами, гос-во диктатуры пролетариата становится общенародным гос-вом, политич. организацией всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его авангардом - коммунистической партией. Необходимой функцией социалистич. гос-ва является организация решительного отпора попыткам империалистов подорвать основы социалистич. гос. власти, реставрировать капитализм. Производя коренной переворот в экономич. базисе старого общества и принципах его политич. организации, С., как подлинно гуманистич. строй, приносит нравственное и культурное обновление человека. Формируются новое, социалистич. сознание масс, новая, социалистич. мораль. Господство в обществе получают марксистско-ленинская идеология, науч. мировоззрение. Историческая тенденция раз- вития социализма. Если пролог истории С. составляет революц. переустройство капиталистич. общества в социалистическое, осуществляемое путем клас. борьбы и диктатуры пролетариата, то обществ. развитие на почве победившего С. утрачивает былой антагонистич. характер. Оно совершается планомерно в интересах всего общества, как результат сознательного и целенаправленного историч. творчества нар. масс, руководимых марксистско-ленинской партией. Главным направлением этого процесса является дальнейшее развитие и совершенствование осн. принципов С., его постепенное перерастание в коммунизм. Поскольку в мире еще сохраняется капитализм, на темпы развития С., раскрытие его преимуществ. решение внутр. задач социалистич. стран не может не оказывать влияния борьба двух мировых систем, военная опасность, порождаемая империализмом. В природе С. нет таких противоречий, которые присущи природе капитализма. Однако в развитии С. встречаются трудности. Они обусловлены объективной сложностью самого процесса создания нового общества и установления новых отношений между социалистич. странами, а также связаны с постоянным стремлением империализма оказывать экономич., политич., идеологич. давление на страны С., внести элементы раздора и отчужденности в отношения между социалистич. гос-вами. В условиях, когда притупляется бдительность, это давление приводит к активизации право-оппортунистич. и даже откровенно антисоциалистич. элементов, к усилению националистич. настроений. Различия в уровне экономич. развития социалистич. стран, в их социальной структуре, междунар. положении, нац. особенностях могут порождать те или иные расхождения между ними. Но эти расхождения могут успешно решаться на основе пролетарского интернационализма, т. к. социалистич. система основывается на общности социально-экономич. строя, на совпадении коренных интересов и целей входящих в нее стран, и не должны нарушать единого фронта социалистич. гос-в против империализма. Как первая, начальная фаза новой, коммунистич. формации, к-рая выходит из капитализма и не получила еще полного развития на своей собств. основе, С. охватывает относительно продолжит. период в истории каждого народа. Историч. рамки социалистич. фазы, ее длительность определяются совокупностью факторов, включающих в себя уровень развития производит. сил и материального благосостояния народа, степень зрелости новых обществ. отношений, уровень сознательности членов общества. В ходе развития С. происходит переход от низших форм его общественно-экономич. организации к высшим. Развитие С. началось в странах, большинство к-рых достигло при капитализме в основном среднего уровня индустриального развития или имело отсталую, аграрную структуру экономики. Социалистич. страны уверенно опережают капиталистич. гос-ва по темпам развития экономики. По данным ООН, с 1958 по 1967 прирост нац. продукта в социалистич. странах составил 83%, в развитых капиталистич. - 55%. В расчете на душу населения прирост нац. продукта за эти же годы был равен в социалистич. странах 65%, в капиталистич. - 39%. Промышленное произ-во в странах - членах СЭВ выросло за 1950-68 в 5,9 раза и составило 31% всей мировой промышленной продукции, нац. доход за те же годы вырос более чем в 4 раза. Историч. задача С., - обеспечив более быстрый, чем при капитализме, рост производит. сил, превзойти страны высокоразвитого капитализма в экономич. отношении и по уровню жизни населения, а затем на базе гигантски возросшего произ-ва создать материальное изобилие. Возможность и необходимость решения этой задачи вытекают из осн. экономич. закона С., реализация к-рого ведет в конечной

(socialism) Политическая и экономическая теория или система социальной организации, основанная на коллективной или государственной собственности на средства производства, распределения и обмена. Подобно капитализму, имеет много различных форм и является постоянно развивающейся концепцией. Термин "социализм" был впервые применен в 1830-х гг. последователями Оуэна (Owen) в Англии и Сен-Симона (Saint-Simon) во Франции. К середине XIX в. мировая общественность уже свободно оперировала разнообразными реформистскими и революционными идеями, родившимися в Великобритании, Европе и США. Эти идеи объединяло стремление превратить капиталистическое индустриальное общество в более эгалитарную систему, в которой всеобщее благосостояние станет реальностью, а стремление к личной выгоде будет подчинено таким ценностям, как объединение, сообщество и сотрудничество. Таким образом, делался явный упор на солидарность, взаимозависимость и возможность достижения истинной гармонии, которая придет на смену конфликтам, нестабильности и общественным потрясениям. Критика общественно-классовой основы капитализма сопровождалась провозглашением приоритета интересов рабочего класса (working class) или пролетариата (proletariat); иногда в качестве альтернативы правлению господствующих классов и элиты предлагался принцип прямого социалистического рабочего контроля (workes control). В качестве символа полной отмены в будущем социально-экономических различий была провозглашена идея бесклассового общества, которой марксисты придавали исключительно важное значение. Однако социалисты редко приходили к общему знаменателю относительно стратегии достижения этой цели, поэтому различия и противоречия между мыслителями, движениями и партиями, особенно в контексте деятельности 1-го и 2-го Интернационалов (основанных соответственно в 1864 и 1889 гг.), постоянно росли. По мере приближения нового столетия теории все чаще рисовали социалистическое общество в виде национального государства (несмотря на риторические заявления о социализме как международной и даже глобальной силе) и все больше говорили о необходимости поставить на службу социализму современную науку, технику и промышленность. Но наряду с этой основной тенденцией всегда существовали другие видения социалистического будущего, подчеркивавшие, например, потенциальное значение небольших общин и развитие аграрного комплекса в отличие от всеобщей индустриализации. Кроме того, на основные ценности социализма опирались такие доктрины, как анархизм (anarchism), коммунизм (communism) и социал-демократия (social democracy), и зачастую различить разные направления и движения было трудно. Так, Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) считали себя "научными социалистами" (в отличие от более ранних социалистов-утопистов), но рассматривали социализм как переходный период от капитализма к коммунизму. По мере того как социалистические движения и партии во многих странах стали приходить к власти, интерес к социализму неизбежно из теоретической плоскости перешел в практическую. Основные разногласия между социалистами касались роли государства в контроле над собственностью и организации экономики (см .: state socialism – государственный социализм), взаимоотношений между социализмом и демократической политикой, а также противоречий между эволюционной (парламентской) и революционной стратегией достижения перемен. К 1930-м гг. образовались две весьма отличающиеся друг от друга социалистические системы, представлявшие противоположные крайности (но обе доктринерские) в интерпретации социализма: социализм в СССР под руководством Сталина и гитлеровский национал-социализм (National Socialism) в Германии. Либеральные, консервативные и даже склоняющиеся к анархизму критики подчеркивали тоталитарную тенденцию социалистического мышления как такового. Раскол Европы после 2-й мировой войны на западный плюралистский либерально-демократический блок и восточный блок с господством марксистской идеологии еще более обострил различия между многочисленными концепциями социализма. В Западной Европе социал-демократические и лейбористские партии для выработки отличного от марксистского подхода к регулированию и контролю капитализма использовали идеи Кейнса (Keynes), подчеркивая, что социальная справедливость и равенство будут достигнуты эффективным управлением экономикой, включая частичную, но, разумеется, не полную национализацию (nationalization) промышленности и перераспределением социальных благ (см .: welfare state – Государство всеобщего благоденствия). Социал-демократы взяли на вооружение реалии "смешанной экономики", отвергнув марксистский анализ капитализма, а также идею социализации основных средств производства, распределения и обмена. В 1980–90-х гг., когда государство всеобщего благосостояния оказалось под все возрастающим экономическим прессом, а социал-демократическим методам кейнсианского управления экономикой был брошен вызов со стороны альтернативных теорий неолиберализма и "новых правых" (new right) социализм в западных странах вступил в новую фазу кризиса. Крушение марксистского социализма в СССР и Восточной Европе в конце 1980-х гг., неудачи многих социалистических режимов стран Третьего мира (Third World) подтвердили: в настоящее время социалистическая доктрина ищет новые формы. Попытки модернизировать, переосмыслить и приспособить социализм к новым историческим условиям привели за последние 25 лет к появлению целого ряда идей и теорий "новых левых" (new left). Некоторые из них до сих пор существуют в социалистических движениях и партиях, а иные проводят мобилизацию и ищут поддержки в таких доктринах, как "новая политика", постматериализм (post-materialism), феминизм (feminism) и энвайронментализм (environmentalism). Происходит также достойное внимания пробуждение интереса к радикальной демократии, включая новые взаимоотношения между государством и гражданским обществом (civil society), новые оценки общественного плюрализма, возрастание возможностей для политического участия (participation) и вопрос о правах гражданства (citizenship). Как всегда, социалисты находят множество тем для споров, не в последнюю очередь – друг с другом.

Социализмом также называют идеологию, обеспечивающую построение социалистического общества. Разделяют:

государственный социализм - в социалистических странах - тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийногосударственным аппаратом;

демократический социализм - концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность;

катедер-социализм - толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы;

утопический социализм - концепция социального устройства, основанная на утопии идеального бесклассового общества;

христианский (клерикальный) социализм - направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан;

этический социализм - теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

Термины «социализм» и «социалистический» впервые употребил Роберт Оуэн (1771–1858), просвещенный промышленник из Уэльса, создавший образцовые условия труда на своих фабриках в Нью-Ланарке и стремившийся сплотить всех британских рабочих в едином профсоюзе, который смог бы парализовать экономику страны всеобщей забастовкой, а затем мирно взять власть в свои руки, чтобы преобразить общество на основе общего труда и процветания.

Почти в то же время (1830–40) эта терминология появилась и во Франции. У истоков французского социализма стояли граф Анри де Сен-Симон (1776–1825), веривший в мирный и рациональный государственный строй, при котором, учитывая влияние технического прогресса, народом будут руководить высокообразованные управленцы, и Шарль Фурье (1772–1837), проповедовавший, в духе Роберта Оуэна, жизнь в «фаланстерах» - общинах на основе самоуправления.

В дальнейшей истории социализма подобные коренные различия во взглядах проявлялись не раз, приводя к резким спорам и столкновениям между сторонниками того, что рабочие должны сами решать, как им жить, и приверженцами доктрины о пользе профессионального руководства. На сегодняшний момент в социализме существует 2 основных направления: марксизм и анархизм.

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.

По мнению анархистов, при государственном социализме, к которому стремятся марксисты, сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства.

На будущее социалистического учения существенное влияние оказала работа немецких философов Карла Маркса (1818–83) и Фридриха Энгельса (1820–95) «Манифест Коммунистической партии» (1848), провозгласившая неизбежность революции, изменяющей общественный и экономический строй, и переход власти к пролетариату.

По Марксу, переход власти к пролетариату возможен лишь в результате насильственного переворота. Победившим рабочим придется на время установить диктатуру пролетариата до окончательной победы мирового социализма. Все средства производства и распределения материальных благ будут под контролем рабочих. Затем, когда социализм принесет всеобщее изобилие, общество выйдет на новый, высший этап развития - коммунизм.

В 1864 г. Карл Маркс создает Первый Интернационал трудящихся для координации рабочего движения. Первый Интернационал распался в 1872 г. после острейших дебатов между Марксом и русским революционером Михаилом Бакуниным (1814–76), одним из основателей анархизма.

Теория анархистов отрицала марксистский взгляд на государство как на орудие угнетения, которое пролетариат должен отвоевать у эксплуататоров и обратить против них же. Анархисты желали устранить все формы государственного управления, полагая, что субъекты политических и экономических процессов могут осуществлять управление без посредничества со стороны государства.

Учение анархистов не завоевало такого влияния, какое имели социалисты, но сторонники одного из его направлений встали на путь насилия и террора, громко заявив о себе в последнее десятилетие XIX в. убийствами целого ряда видных политиков, включая президента США Мак-Кинли.

Второй Интернационал, созданный в 1889 г., также не избежал внутренних раздоров: в 1890-х гг. отдельные немецкие марксисты выступили с идеей пересмотра учения Маркса. Немецкие социал-демократы полагали, что социализм сможет взять верх мирным, парламентским путем. Второй Интернационал распался в 1914 г.

Дальнейшее развитие социалистической идее обеспечила победа в вооруженном восстании в октябре 1917 г. пролетариата в России под руководством Российской социал-демократической партии (см. Октябрьская революция). Результатом революции стало образование СССР с официальной государственной социалистической идеологией, ликвидацией оппозиции и установлением однопартийной политической системы, просуществовавшей до 1990-х гг.

В 1919 г. в Москве состоялся международный съезд коммунистов. Этот съезд основал Третий Коммунистический Интернационал - Союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах. Экспансия советской идеологии была распространена на целый ряд стран в Восточной Европе, Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, образовав лагерь социалистических стран и стран социалистической ориентации, к настоящему моменту практически распавшийся. Сегодня к социалистическим государствам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

Партии социалистической ориентации представлены практически во всех странах, где установлен демократический политический режим. В России к партиям социалистического толка, оказывающим влияние на политические процессы, в настоящее время можно отнести КПРФ - Коммунистическую партию Российской Федерации (лидер партии Геннадий Зюганов) и партию «Справедливая Россия» (лидер партии Сергей Миронов).

Отличное определение

Неполное определение ↓

В тех странах, которые в свое время были частью Советского Союза, знают не понаслышке обо всех преимуществах и недостатках социализма. Однако в теории это совокупность различных течений и партий. Каких, будет кратко изложено ниже. Что такое социализм? На самом ли деле это движение за мир, как утверждают его последователи? Подтверждают ли это принципы социализма?

Вконтакте

Главные понятия

Что такое социализм? Данное обозначение впервые было применено в начале 30-х годов 19 века. В то время в это понятие включались различные течения левого толка, целью которых было реформирование общества так, чтобы в нем были созданы лучшие условия для совершенствования самого общества и его участников. Начало свое данная идея берет еще в 16 веке, когда были написаны первые мировые утопии.

В реальном мире написанные теории стали воплощаться в 19 веке как реакция пролетариев на увеличение социальных противоречий в результате доминирования в обществе отношений. Социалистические взгляды (власть – народу; от каждого по способности, каждому по труду) начали проявляться и в итоге выливаться в революции, что вполне понятно.

Это доктрина, которая ставит своей целью достижение социальной справедливости и равенства . В политике же это общественный курс, воплощающий доктринальные принципы, а его приверженцев называют социалистами.

Однако встречается такое понятие, как умеренные социалисты – так называют эсеров, влиятельную партию в России начала 20 века, которые придерживались социалистических взглядов и выступали за свержение самодержавия и создание демократической республики. Умеренные социалисты не смогли удержать власть и вскоре были подмяты большевиками.

Многие путают социализм с коммунизмом, но это не так. Социалисты - это последователи экономического и социально-политического положения в государстве, когда вопросы распределения производства и доходов решает все население. А коммунистические взгляды – это общественное устройство, при котором общественная собственность должна строиться за счет средств производства.

Внимание! Маркс считал социалистическую теорию переходным этапом между коммунизмом и капитализмом.

Политико-общественное устройство такого типа имеет несколько разновидностей:

  1. Государственный – это течение, основанное на безусловном контроле экономики государством, включающее плановое хозяйство и командно-административную систему . Самое распространенное течение и форма строя, встречающаяся до сих пор.
  2. Рыночный – неофициальный термин, которые обозначает наличие в государстве предприятий с коллективной формой собственности при царствующей в стране рыночной экономике. Последователи данного течения утверждают, что самоуправление на производстве принципиально отличается от обычного, характерного для .
  3. Самоуправленческий – это внутреннее течение, которое отрицает необходимость сильного государства, а также и монополию его собственности. Основными чертами такого движения является участие всех граждан в процессе принятия решений в условиях децентрализованной системы управления. При этом государство сохраняется для внешней политики, а его внутренние функции выполняют органы самоуправления .
  4. Коммунизм – общественное устройство, которое основано на полном равенстве в обществе и общественной собственности, которая создается средствами производства.
  5. Социал-демократия – это идейное и политическое движение, которое существует в рамках общего строя, но которое трансформировалось из социализма в позиции установления капитализма легально, но при этом сохранившее принципы социализма – устранение несправедливости в обществе, установление свободы и равенства.
  6. Националистический – более известный как , который перенял все черты социализма, кроме общественной собственности. У нацистов собственность – это не государственное имущество, но производство, работающее на достижение общих целей . Нацисты считали коммунистов своими главными политическими конкурентами и физически истребляли в 20–40 годы XX века в Германии.
  7. Общинный социализм – это движение, которое возникло в России в XIX в. с подачи А. Герцена, который призывал обратить внимание на порядки общества крестьян. Герцен утверждал, что именно крестьяне станут началом подобного строя в империи, поскольку в то время крестьянство на самом деле имело некие зачатки такой политики.

Таким образом, виды социализма разнообразны и иногда серьезно отличаются друг от друга. Многие исследователи утверждают, что на территории СССР царил данный строй, но это не так. Чтобы в этом убедиться, следует изучить принципы социализма и идеологию страны, а затем сравнить их с теми, что бытовали в Союзе.

Теория строя пропагандирует и утверждает общество, в котором все люди равны. Несмотря на схожесть понятия с либерализмом, они коренным образом отличаются.

Равенство воспринимается как реальное и оберегаемое положение между людьми, когда каждый член общества имеет равные социальные экономические права, в отличие от , где равенство – это единые формальные исходные позиции. На основе этого отличается и другая идея – о приоритете коллективизма над индивидуализмом .

Для идеологии строя коллективное благо является высшим благом, ради которого можно принести любые жертвы, в том числе и индивидуальные интересы. Свобода здесь – это возможность подчиняться общественному мнению.

Идеология социализма идеализирует пролетариат, она считает его особым классом, миссия которого – свержение капитализма. Но при этом считается, что революция – это последнее насилие в истории государства, а после нее только краткая диктатура, ведущая людей к эпохе свободного самоуправления работающего класса.

Государство при этом должно модифицироваться в социальный институт, чтобы удерживать власть правления. При этом строй выступает за гуманизм и гармонично развитую личность, хотя это и противоречит главному его принципу – отсутствие индивидуальной свободы.

Такой политический строй базируется на четырех основных принципах, которые задают всю его идеологию. Их можно сформулировать следующим образом:

  1. Отсутствие частной собственности – этот принцип был сформулирован и Энгельсом в их «Коммунистическом манифесте». Любая социалистическая доктрина использует это положение, оно характеризует весь строй без уточнения иных деталей.
  2. Отсутствие семьи как привычной единицы общества – данный пункт есть в большинстве учений, однако это положение не настолько радикальное, насколько оно звучит. Данный принцип ставит за цель уменьшение роли семьи и связей между ее членами , чтобы часть этих функций отдать иным общественным институтам. В качестве примера можно привести кружки жен или кружки по интересам, в которых родители и дети участвуют и укрепляют связи со всеми людьми, а не только с членами семьи. Таким образом, семья превращается в бюрократическую составляющую государства.
  3. Уничтожение религиозных движений – сегодня это утверждение стало частью всех современных учений и доктрин во многих государствах. Данный принцип работает для постепенного изгнания религии из жизни общества, а не такое радикальное решение, которое применяли большевики во главе с Троцким. Хорошим примером работы данного принципа будут скандинавские страны, где высокий уровень жизни и низкая религиозность, причем скандинавы считают, что первое условие соблюдается только при соблюдении второго.
  4. Равенство – данное требование по сути является основой всего социалистического строя и всех его производных и сопутствующих движений. Под этим под равенством подразумевают как стремление уничтожить уже установленную иерархию общества, так и предоставление всем членам общества равных прав и возможностей, независимо от их бывшего положения в обществе. Из-за неравенства в государстве часто можно наблюдать интеллектуальную и духовную пропасть между слоями населения . И именно ее следует уничтожить, чтобы достичь равенства. Сегодня этот принцип лег в основу многих левых течений, например, он лежит в основе модели шведской политики.

Внимание ! Несмотря на активную позицию и отрицание индивидуальной собственности, Карл Маркс жил на средства Энгельса, который был владельцем нескольких производств.

Несмотря на то, что многие принципы данного строя были сформированы еще в 16 веке, сегодня существует огромное количество государств, в которых так или иначе прослеживается модель и принципы этого движения.

Современные государства

Несмотря на изначально понятую провальную идею (на примере того же СССР), сегодня черты этой теории существуют в некоторых государствах, в которых продолжает действовать идеология или некоторые ее характерные черты. Среди стран, которые ее придерживаются, находятся:

  • Вьетнам;
  • Китайская народная республика;
  • Непал;
  • Корейская народная республика;
  • Куба.

Некоторые характерные черты наблюдаются в политике:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • Индии;
  • Португалии;
  • Боливии;
  • Венесуэлы.

Политические идеологии

Социализм и капитализм. Что такое равенство?

Вывод

Таким образом, эта теория несет в себе как негативные, так и позитивные черты и может вывести государство на новый уровень, но, к сожалению, многие положения и стремления такого движения утопичны и никогда не могут быть достигнуты. Примером этого может стать СССР, в котором были достигнуты невероятные высоты (преодоление неграмотности, лучшее образование), однако при этом политика и власть не смогли достичь равенства, свобод и прочих основополагающих целей движения.

Что такое социализм? Это политическая идеология, которая стремится завершить человеческую предысторию. Для этого мобилизуются ресурсы, которыми располагает государство. Данная доктрина затрагивает социальные и экономические спектры.

Собственность должна принадлежать обществу или же находиться под его контролем. Именно широкое право владения ресурсами считается ключевой характеристикой, которая вкладывает в данный способ ведения политики смысл. Пьером Лером это определение было использовано впервые в 1834 году в его труде «Индивидуализм и социализм».

С одной стороны, в сказанном мы не наблюдаем никаких скрытых подвохов. Однако так ли на самом деле хорош социализм? Почему одни страны от него отказались, а другие вполне успешно применяют основные его принципы и при этом имеют стабильную экономику и достаточно высокий ВВП? Далее поговорим об этом и других вопросах и разберемся в том, что собой представляет социализм.

Откуда растут корни

Для начала следует сказать несколько слов о самом термине. Что такое социализм, и откуда он пришел к нам? Во все времена люди задумывались об отказе от частного владения собственностью, жажда равенства присутствовала всегда.

Такое, как правило, происходило, когда народ не устраивала его жизнь. Как мы знаем, граждане довольны господствующим в стране порядком крайне редко и недолго. Просыпается жажда справедливости. Отправной точкой, с которой началось строительство социализма, считается Древняя Греция, где Платон выражал идеи в своих трудах «Законы» и «Государство».

Зерна идеологии можно обнаружить, если рассмотреть Афины шестого века до нашей эры. Свой вклад сделали и утописты Томас Мор, а также Томмазо Кампанелла. В их произведениях общество описывается именно свободным от частной собственности, все люди равны. Если рассматривать Западную Европу, построение социализма здесь началось в 19 веке благодаря Сен-Симону, Оуэну и Фурье.

Видение Карла Маркса

Маркс сделал значительный вклад в развитие идеологии. Система социализма, по его мнению, должна была обрести следующие черты:

  • Участок должен быть экспроприирован. Земельная рента использовалась для того, чтобы покрыть государственные расходы, от чего должен обогатиться пролетариат.
  • Нужно было введение высокого прогрессивного налога.
  • Упразднить право наследования.
  • Конфисковать собственность, принадлежащую эмигрантам, мятежникам и спекулянтам.
  • Должен быть централизован кредит. Это обеспечит Национальный банк, где будет содержаться государственный капитал.
  • Монополизировать весь транспорт. Пролетариат вводит диктатуру.
  • Станут более многочисленными фабрики, средства труда, пашни, улучшатся земли.
  • Сельское хозяйство и промышленность объединят в одно целое. Не должно быть особых различий между деревнями и городами.
  • Все дети воспитываются бесплатно и на общественных основах.

Ограничение передвижений

У социализма есть еще одна интересная черта: граждане не имеют права свободно передвигаться за границу и обратно. Правительство внимательно следило за тем, чтобы страну покидали максимум в рамках командировки или с целью туризма.

Некоторым людям запрещали выезжать, если они обладали информацией, которая гипотетически могла оказать важное значение, будучи распространенной.

Националистическая модель

Национал-социализм подразумевает официальную политическую идеологию Третьего рейха. Сюда примешиваются антисемитизм, фашизм и расизм.

Главная цель, которую несет национал-социализм, – создать и утвердить на большой территории чистое по признаку крови государство. В Германии таковой считалась арийская раса, которую сами немцы считали идеальной для выживания на протяжении максимально долгого времени.

Распространялись идеи о тысячелетнем рейхе. К этой идеологии весьма близок по своей природе тоталитаризм. И, разумеется, свои корни привнесли социалистические воззрения. Однако разница в том, что нацизмом отрицалась возможность деления общества на классы.

Модель управления периода Перестройки

Развитой социализм - что это? Таким термином называли власть, которая царила в тот момент, когда общественное правление переходило в коммунизм. Относят данную схему правления к периоду застоя, когда государство переживало не самые простые свои времена.

Положительной чертой являлось то, что поддерживал в своих гражданах общительность, желание мыслить и анализировать, создавать что-то неординарное, уделять время духовному развитию развитой социализм. Что это за возможности, становится предельно ясно, если сравнивать с тем же тоталитаризмом, когда инициатива сурово пресекалась. Культурная жизнь общества шла вверх, а на прилавках в то время было пусто, и, даже заработав деньги, проблемой было что-то за них купить.

Плановое производство

Экономический социализм также называют плановым хозяйством. Ресурсная база при такой управленческой модели принадлежит всему обществу, ведется централизованное распределение.

Физические и юридические лица совершают те или иные действия по распоряжению единого экономического планирования. Свойственно это для СССР. В наши дни можно заметить данный порядок в КНДР. Все государство работает по одному плану, подобно огромной и мощной машине.

Это похоже на организм, приказы в отдельные части которого поступают из мозга. Планирование объемов и ассортимента производимой продукции, а также услуг контролируется государственными органами. Ими же назначаются цены, заработная плата, инвестиции. Отрицается частная собственность.

Средства производства принадлежат стране. Противоположной схемой организации воспроизведения материальных благ является рыночная экономика. К плюсам можно причислить поголовную занятость людей, никто не сидит без дела, когда царит социализм. Суть состоит в уменьшении уровня общественного расслоения. Можно сосредоточиться на создании той продукции, которая сыграет ключевую роль в случае кризиса.

Негативные стороны

У всего есть свои недостатки. Что такое социализм в этом его варианте? Это фактическое отсутствие свободы выбора занятия в жизни для человека.

Ни у производителя, ни у работника нет собственных стимулов, ведь они не выбирают свою жизнь и работу. Следовательно, постоянно чувствуют себя лишь винтиками в системе, которые и собственную судьбу спланировать не могут, кто-то уже все за них решил. К тому же создавать планы для всей страны очень тяжело и трудоемко. Для этого должны быть отобраны самые лучшие специалисты, и все равно есть возможность ошибки. Так что велика возможность риска. Система должна достичь идеального своего состояния, чтобы работать корректно.

Медленные темпы развития

Зачастую плановая экономика не может быстро и правильно применять те вещи, которых достигают благодаря прорыву науки каждый день. Обычно ставятся долгосрочные планы, в которые просто не вписывают возможность перемен. Из-за этого происходит торможение, застой, отставание.

Не используются те возможности, которые могли бы пойти на пользу в более гибкой системе. Такие схемы управления подходят при массовом производстве однотипных товаров. В данный момент рыночная экономика, с ее постоянными гонками, превосходящими друг друга предложениями рынка, считается более жизнеспособной. Ситуация меняется настолько быстро, что ставить далеко идущие планы просто нет смысла.

Больше социальной свободы

Политический социализм подразумевает всеобщий труд под управлением партии, которая непосредственно управляет процессом работы. Охватываются и регулируются все взаимосвязи, которые возникают между классами, слоями социума, народами, отдельными личностями и коллективами. Вырабатывается и вводится в применение политика, нацеленная на достижение целей общества, отличающегося развитостью и высокой организацией.

В подобных схемах правления всегда ставятся далеко идущие планы. Людей привлекают в управление процессами, которые происходят в обществе и стране. Государственный аппарат постоянно совершенствуют. Повышают активность социальных организаций. Народный контроль становится выше, укрепляется правовой базис, на котором стоит общественная и государственная жизнь. Гласность становится более одобряемой.

Мнение людей берется в учет. Пролетариат изначально устанавливает свою главенствующую позицию в обществе. Что такое социализм? Это стратегия по укреплению централизованного управления. С дальнейшим развитием диктатура упраздняется, больше появляется свободы слова.

Власть в руках народа

Общественные отношения приобретают зрелость, ведь теперь люди управляют государством. Главной ценностью считается народный суверенитет. Государство руководимо обществом, руками всех людей в нем производятся общественные преобразования. Решения народных депутатов являются основой законодательства, обязательного для всех граждан. Это главный принцип правового государства, где во главу угла поставлены не личные цели правящего класса, а общественное благо.

Трудовой народ сам является властвующей силой, при этом используя институты не управленческого рода. Велика роль кооперативных и прочих организаций, в качестве задач которые ставили себе регулировку работы державы и дел народа. В качестве примера политических и общественных объединений можно привести "Народный фронт", который включает по большей мере те движения и объединения, что участвуют в политических процессах страны. С каждым годом значение таких организаций только возрастает, ведь для людей очень важно ощущать, что они сами вершат судьбу собственной страны.

Где получил распространение

Страны социализма были обозначены КПСС в то время, когда шла холодная война на территории Советского Союза. Подразумеваются те государства, что избрали дорогу социалистических перемен. Приоритетными являются идеологии марксизма и ленинизма. Режимы характеризуются достаточно устойчивой структурой.

Отношения с Советским Союзом могли быть как дружеские, так и вражеские. Также эти государства называются коммунистическим или же социалистическим содружеством (лагерем, блоком). В период 40-50-х годов прошлого столетия страны, совершающие переход между капитализмом и народным правлением, назывались государствами народной демократии. То же самое в прошлом относилось ко многим странам третьего мира, которым в 60-80-х годах двадцатого века СССР помогал ресурсами. Это были Ангола, Йемен, Афганистан, Конго, Мозамбик, Алжир, Бангладеш и многие другие.

В наши дни

По состоянию на сегодняшний день к ним можно отнести Социалистическую Лаосскую Республику, Корейскую Республику, Китайскую Народную Республику, Кубу, Вьетнам. В этих государствах политической жизнью управляет коммунистическая партия, хотя частная собственность тоже играет свою роль в экономике. 21-й век привнес социализм в Латинскую Америку. Ярко выражена эта модель власти в Непале, куда она пришла в 2008 году.

Куба – еще один яркий представитель стран, которые затронули социалистические идеалы. Рауль Кастро, глава государства, в 2010 году последовал примеру китайского правительства и перенес восточную модель правления в условия собственной страны. Дали зеленый свет предпринимательству, больше возможностей появилось для малого и среднего бизнеса.

Таким образом, кубинское правительство сочетало плановую экономику с некоторой свободой для предприятий, которые хотят развиваться и зарабатывать, видя, что для государства в этом будет определенная польза.

Социализм (socialism ) - это экономическая система и общественный строй, где на первый план выдвигается идея всеобщего равенства и справедливости, нет классового разделения общества, и, где основными чертами являются общественная собственность, коллективный труд и плановость.

История человечества - это не только история побед и достижений, но это и история бедствий, страданий, жестокости, дикости, голода и т.д. Так, по данным А. Мэддисона, в Европе на протяжении тысячи лет с 500 по 1500 год практически не было роста среднедушевого потребления. Пищевое благополучие знати предполагало полуголодное существование черни. Поэтому еще в глубокой древности возникла мечта о идеальном, совершенном обществе, где царили бы справедливость, равенство, счастье, свобода. Научный социализм и коммунизм мыслились как антиподы рынку, капитализму. Рыночная система "поощряет" трудолюбие, бережливость, инициативу, честность, знание и "наказывает" лень, пассивность, безграмотность, беспечность, то есть она предполагает экономическое принуждение посредством конкуренции. Ф. Хайек , один из крупнейших экономистов XX века, писал: "Одна из важнейших причин неприязни к конкуренции, конечно же, заключается в том, что конкуренция показывает не только, как можно эффективно производить блага , но также ставит тех экономических агентов, чьи доходы зависят от конъюктуры рынка, перед выбором: либо подражать тем, кто добился большого успеха, либо частично или же полностью лишиться своего дохода ". Такая экономическая система справедлива для общества в целом, так как обеспечивает рост эффективности экономики, благосостояния большинства, но воспринимается несправедливой теми, кто проиграл в конкурентной борьбе. Продавец считает несправедливым снижение цен, а покупатель - их повышение; те, чьи доходы невелики, считают несправедливыми и подозрительными высокие доходы. Гораздо реже люди завидуют уму, таланту, трудолюбию, знаниям, опыту. Но рыночной системе свойственна несправедливость и другого рода: один получает в наследство от родителей и богатство, и ум, и красоту, а другие - бедность, болезни. Устранить такую несправедливость полностью невозможно, но уменьшить ее, помочь каждому развить и реализовать свои способности можно. Но это задача не рынка, а государства.

Основные черты социалистического общества сформулировали создатели утопического социализма конца ХVIII - начала ХIХ века А. Сен-Симон, Ш. Фурье , Р. Оуэн . Их взгляды носили ярко выраженную антикапиталистическую, антирыночную направленность. Общество, которое, по их мнению, придет на смену капитализму, будет иметь такие черты, как общественная собственность, коллективный труд, плановость. Это бесклассовое общество, где будут поощряться наука и искусство, будет господствовать человеколюбие, труд станет естественной потребностью человека, наслаждением. У Фурье встречается идея соревнования людей в процессе труда. Продукт будет распределяться, по мнению Фурье, по труду, капиталу и таланту. Р. Оуэн выдвинул принцип: от каждого по способностям, каждому - по труду. Ими разработано учение об общественно-экономических формациях, о роли классовой борьбы в развитии общества и т.п.

Теория научного социализма К. Маркса и Ф. Энгельса не пошла дальше утопий. Но они указали на ту силу, которая приведет к социализму - пролетариат, и на путь переустройства общества - пролетарскую социалистическую революцию. При этом решение проблемы, поставленной еще Т. Мором, виделось в высокой сознательности пролетариата, который как класс идеализировался марксистами. Поэтому можно сказать, что никакой научной теории социализма, то есть теории общества, возможность существования которого научно доказана, никогда не существовало. По этому поводу Ю. Буртин писал в 1989 году в журнале "Октябрь", что стоило Марксу и Энгельсу довести критику капитализма до идеи пролетарской революции и предпринять попытку нарисовать контуры общества, которое должно возникнуть на этой основе, как они начинали говорить без обычной чеканной ясности и твердости в голосе, как-то более отрывочно и противоречиво, невнятно. "Вместо всегдашних трезвых реалистов мы вдруг видим перед собой утопистов, чей революционный романтизм... невольно и незаметно для себя обращается в свою реакционную противоположность ".

Теория "научного" социализма апеллирует к чувствам, но не к разуму и потому воспринималась теми слоями населения, которые больше склонны уповать на лидера, вождя, мессию, а не на себя. В этой теории мессианский элемент доминирует. "Идея социализма, - писал Л. Мизес семьдесят лет назад, - одновременно, и грандиозна, и проста. Действительно, можно сказать, что идея социализма - одна из самых честолюбивых порождений человеческого духа... Она настолько великолепна и дерзка, что вызвала величайшее заблуждение в обществе. Мы не вправе небрежно отбросить и забыть социализм в сторону, а должны опровергать его, если желаем спасти мир от варварства" .

С экономической, а следовательно, и с любой другой точки зрения, социализм неосуществим, а поэтому утопичен и реакционен, ибо ведет общество не к прогрессу, а к хаосу, разрушению, регрессу. Еще в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс сформулировали основное условие общественного прогресса: свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Они полагали, что при социализме этот принцип будет осуществлен. На этой основе, по мнению марксистов, произойдет своего рода интеллектуальный взрыв, гигантски ускорится развитие производительных сил и будут достигнуты высшая, против капитализма, производительность труда, высочайший уровень благосостояния народа (все богатства польются полным потоком). "Люди, - писал Ф. Энгельс, - ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя - свободными" .

Очевидно, что ни одна страна, вставшая на социалистический путь развития, не подтвердила этих прогнозов. Напротив, после некоторого рывка они все более и более отставали от капиталистических стран. И дело здесь ни в недостатке времени, ни в неумелости вождей, ни в неготовности народа к новому способу жизни, а в недостижимости поставленных классиками целей с помощью предложенных средств. В этом главное противоречие социалистической теории. Экономика социализма основана на трех принципах: общественная собственность, плановое хозяйство, распределение по труду.

Общественная собственность не может не быть собственностью государственной. При ней исчезает хозяин. Все общее и все ничье. Ее черта - ничейность. Всем управляет чиновник, который тоже не хозяин. Поэтому бюрократизм, некомпетентность, расточительность - черты этой собственности. Все это ведет не к прогрессу, а к регрессу. "Существует веская причина опасаться, - писал А. Маршалл , - что коллективная собственность на средства производства убьет энергию человечества и остановит экономическое развитие... "

Планомерность - не что иное, как иллюзия. Ведь планомерность возможна при решении трех задач: 1) измеримости потребностей; 2) точного знания будущего; 3) возможности в короткие сроки увязать всех производителей между собой, рассчитать все связи между ними в натуре, ассортименте, в реальном режиме времени. Нетрудно доказать, что все эти три задачи не имеют решения. Плановая экономика убивает инициативу. Это казарменная экономика, экономика дефицита, это производство для производства, а не для человека.

Распределение по труду возможно только в том случае, если можно измерить не затраты рабочей силы или рабочего времени, а трудовой вклад, что невозможно в принципе, так как предполагается, что труд каждого с самого начала до реализации продукции является непосредственно всеобщим трудом. Классики марксизма, сформулировав принцип, при попытке переложить его на язык практики подменяли распределение по труду уравнительным распределением. Так, полемизируя с Е. Дюрингом, Ф. Энгельс в шестой главе второго отдела "Анти-Дюринга" приходит к выводу, что проблема оплаты труда будет снята его переменой (то есть строитель будет работать попеременно то архитектором, то тачечником) и тем, что расходы на образование будет нести общество, а потому сам более квалифицированный работник "не вправе претендовать на добавочную оплату".

Таким образом, социалистическая теория внутренне противоречива и практически неосуществима. На практике во всех "социалистических" странах произошло восстановление азиатской формы общества, но в социалистической словесной оболочке, предполагающей диктатуру, насилие, бесправие масс, застой, леность.

Социализм обернулся для своих народов социокультурной отсталостью, бедностью, разрушением производительных сил, окружающей среды, самого человека. Общественное развитие, как удачно определил наш историк и политолог Алексей Кива, пошло иным путем, не так, как предсказывали Маркс, Энгельс, Ленин. Не путем пролетарской революции, диктатуры пролетариата и социализма, а путем саморазвития капитализма, общества, основанного на частной собственности. Не путем отрицания рынка, предпринимательства, а развития его путем превращения индустриального общества в постиндустриальное . Конечно, у этого общества масса проблем: здесь труд не превратился, как мыслилось классиками, в наслаждение; здесь все не стали равными, богатыми и счастливыми. Но они значительно превзошли бывшие соцстраны в уровне развития науки и техники, в уровне благосостояния, здоровья, продолжительности жизни, в уровне свободы, демократии, в области прав человека. "Общество, - пишет М. Фридмен , - ставящее равенство (т.е. равенство результатов) выше свободы, в конечном счете утратит и равенство, и свободу. Но, если ради достижения данного равенства общество прибегнет к силе, то все это уничтожит свободу, а сила, которая была применена в самых благих целях, окажется в руках тех людей, которые используют ее в своих собственных интересах" .

Итак, причина разрушения социализма в нежизнеспособности, в неэффективности данной экономической системы. Это был эксперимент, заведомо обреченный на провал. "Ленин направляет российскую историю по ложному, тупиковому пути ", - писал Г.В. Плеханов в своем политическом завещании, впервые опубликованном 30.11.1999 года "Независимой газетой". "При ленинском социализме рабочие из наемных капиталиста могут превратиться в наемных государства-феодала, а крестьяне. .. - в его крепостных ", - это было продиктовано в начале 1918 года "Большевизм - это идеология люмпенов ", - диктовал умирающий "пионер марксизма" в России. Возвращение в общемировое русло экономического развития не могло быть легким, безболезненным: падение производства превысило все прогнозы. Огромны масштабы инфляции, чрезвычайную остроту приобрела проблема занятости, увеличилась дифференциация доходов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.