Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Мировая социалистическая система. Мировая система социализма

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Мировая система социализма или Мировая социалистическая система - социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных государств, идущих по пути и , объединённых общностью интересов и целей, узами международной социалистической солидарности. Страны мировой социалистической системы имеют однотипную экономическую основу - общественную собственность на средства производства; однотипный государственный строй - власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом - коммунистическими и рабочими партиями; единую идеологию - ; общие интересы в защите революционных завоеваний, в обеспечении безопасности от посягательств , в борьбе за мир во всём мире и оказании помощи народам, борющимся за национальную независимость; единую цель - коммунизм, строительство которого осуществляется на основе сотрудничества и взаимной помощи.

Возникновение и подъём мировой системы социализма

Образование мировой социалистической системы в середине XX века явилось закономерным результатом развития мировых экономических и политических сил в период общего кризиса капитализма, распада мировой капиталистической системы и становления коммунизма как единой всеохватывающей общественно-экономической формации. Возникновение и развитие мировой системы социализма составило важнейший объективный итог международного революционного рабочего и коммунистического движения, борьбы рабочего класса за своё социальное освобождение. Оно является непосредственным продолжением дела , положившей начало эпохе перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Успехи СССР в строительстве социализма, его победа в над фашистской Германией и милитаристской Японией, освобождение Советской Армией народов Европы и Азии от фашистских оккупантов и японских милитаристов ускорили созревание условий для перехода на путь социализма новых стран и народов.

В результате мощного подъёма освободительной борьбы народов в ряде стран Центральной и Восточной Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии), а также борьбы корейского и вьетнамского народов в 1944-1949 гг. победили народно-демократические и социалистические революции. С этого времени социализм вышел за пределы одной страны и начался всемирно-исторический процесс его превращения в мировую экономическую и политическую систему. В 1949 году на путь социализма вступила ГДР, победила революция в Китае. На рубеже 50-60-х гг. XX века в мировую систему социализма вошла первая социалистическая страна Западного полушария - Куба.

Страны мировой социалистической системы начали процесс создания нового общества с разных уровней экономического и политического развития. При этом у каждой из них были свои история, традиции, национальная специфика.

В мировой социалистической системе состояли страны, имевшие ещё до 2-й мировой войны 1939-1945 многочисленный, закалённый в классовых битвах пролетариат, в других же рабочий класс к моменту свершения революции был малочислен. Всё это породило определённые особенности в формах строительства социализма. При наличии мировой социалистической системы к социалистическому строительству могут приступать и успешно осуществлять его даже те страны, которые не прошли капиталистической стадии развития, например МНР.

С победой социалистических революций во второй половине XX века в ряде стран Европы и Азии постепенно стал формироваться новый, социалистический тип международных отношений, которые основывались на принципе социалистического . Этот принцип произошёл из природы социалистического способа производства и международных задач рабочего класса и всех трудящихся.

В этот период (60-80-е гг. XX века) в состав мировой системы социализма входили следующие 25 социалистических стран:

  • (АНДР)
  • (НСРА)
  • (НРА)
  • (ДРА)
  • (НРБ)
  • (НРБ)
  • (ВНР)
  • (СРВ)
  • (ГДР)
  • (НРК)
  • (КНР)
  • (НРК)
  • (КНДР)
  • (ЛНДР)
  • (НРМ)
  • (МНР)
  • (ПНР)
  • (СРР)
  • (СССР)
  • (ЧССР)
  • (СФРЮ)
  • (НДРЭ)

Помимо указанных стран к мировой социалистической системе также относились развивающиеся страны социалистической ориентации, такие как Египед, Никарагуа.

Буржуазные контрреволюции конца XX века, вызванные рядом объективных причин, привели к реставрации капитализма в Восточной Европе и СССР и к фактическому распаду мировой социалистической системы как единого содружества. В оставшемся без дружественной поддержки ряде азиатских социалистических стран со значительной частью мелкобуржуазной массы (крестьянства) в 90-е годы также взяли вверх негативные процессы, которые привели к свёртыванию социалистических преобразований. В числе таких стран оказались Китай, Монголия, Лаос и Вьетнам. В ряде этих стран (Китай, Вьетнам) у власти остались коммунистические партии, которые, сохранив своё название, переродились из рабочих в буржуазные (наиболее показательный пример - , в которую в 90-е годы начали свободно вступать представители крупной буржуазии, олигархи).

В результате к началу XXI столетия в мире осталось всего два подлинно социалистических (с экономической и политической точек зрения) государства: в Восточном полушарии - ; в Западном - .

Империалисты всех стран прикладывают немало усилий, чтобы сломить их сопротивлениие для чего на них регулярно накладываются экономические санкции. Путём экономической блокады «мировое сообщество» во главе с США надеются спровоцировать в этих странах народное недовольство, чтобы свергнуть народно-демократические правительства и реставрировать в них власть помещиков и капиталистов.

Однако, трудящиеся социалистической Кубы и Кореи ясно представляют себе, с каким хитрым и опасным противником они имеют дело, и на все попытки империалистов сломить их независимость и стремление к свободе, отвечают ещё большим сплочением своих рядов вокруг Коммунистической партии Кубы и Трудовой партии Кореи, ещё большим повышением бдительности, сознательности и дисциплины.

По всему миру создаются общества поддержки борьбы Кубинского и Корейского народа за свою свободу, за социализм. Народы этих стран ощущают на себе поддержку со стороны международного коммунистического и рабочего движения.

В начале XXI века в мире наметились тенденциии к восстановлению мировой социалистической системы. В ряды борцов за социализм встают всё новые и новые страны. В Латинской Америке Венесуэла и Боливия выбрали социалистический путь развития. В 2006-2008 гг. победила маоистская революция в Непале, в результате чего была свергнута монархия, а коммунисты получили большинство в Учредительном собрании. Жесточайшая классовая борьба внутри этих стран и капиталистическое окружение приводит эти страны к мысли о необходимости сотрудничества для защиты революции и своего социалистического курса. Тёплые дружественные отношения установились между Кубой, Венесуэлой и Боливией, Венесуэлой и Белоруссией. Появляются перспиктивы создания единого антиимпериалистического лагеря.

Также черты социализма имеют место в Алжире, Бразилии, Иране, Эквадоре, Никарагуа, Сирии, Уругвае.

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы –в АЛБАНИИ, БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ, ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШЕ, РУМЫНИИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ЮГОСЛАВИИ и в странах Азии – ВЬЕТНАМЕ, КИТАЕ, КОРЕЕ, МОНГОЛИИ. В этих странах были установлены новые политические режимы и провозглашён курс на социализм.
В значительной мере политическая ориентация в этих странах определялась пребыванием на их территории советских войск, это же способствовало кардинальным преобразованиям в политической, социально-экономической и других сферах, которые характеризовались высочайшей степенью централизации народного хозяйства и преобладанием партийно-государственной бюрократии. Странам предлагалось использовать опыт строительства социализма в СССР.
Выход социалистической модели за рамки одной страны, её распространение на Юго-Восточную Европу и Азию заложило основы для возникновения сообщества стран, которое получило название «мировая система социализма» (МСС). В 1959г. КУБА, а в 1975 г. – ЛАОС вошли в состав этой новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входило 15 государств, насчитывающих 32,3 % мирового населения, что является существенным фактором, говорящим о существовании мировой системы социализма в послевоенной международной жизни.

Этапы развития мировой системы социализма

План строительства социализма предусматривал не только проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах, но также сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике (это национализацию промышленности, транспорта, связи, природных ресурсов, финансово-кредитной системы, внешней и внутренней торговли), индустриализацию и преобразование мелкой крестьянской собственности в кооперативную (т.е. создание крупного обобществлённого производства), культурную революцию, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью и т.д.
1 этап МСС (1945-1949гг.) включал изменения в политических режимах, приведшие к смене социально -экономической ориентации. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хозяйства началась перестройка экономической структуры при активном политическом и материальном содействии СССР.
Важным шагом в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание в 1949г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в целях организации планомерного экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, призванный облегчить переориентацию внешней торговли стран Восточной Европы (ранее до 1939г. главным партнёром которых была Германия). Кроме того, СЭВ служил каналом экономической помощи менее развитым социалистическим странам со стороны СССР (в противовес плану Маршалла) и его создание мотивировалось политическими соображениями – содействие взаимозависимости стран Восточной Европы с СССР. Можно считать 1949г. своеобразной паузой, подводившей черту под предысторией мировой системы социализма (МСС).
2 этап МСС (1950-1960гг.) 50-е гг. можно выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества (по образцу СССР). Однако социалистические страны Европы были сравнительно динамичной часть МСС, а страны Азии МСС– использовали сталинскую модель строительства, искореняя рыночные элементы в экономики. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955г. Варшавского Договора.
На этом этапе в странах Восточной Европы после национализации начинается индустриализация, для чего принимаются первые планы народнохозяйственного развития. Проходят аграрные преобразования, но национализация земли не проводилась. Земли отбиралась у крупных землевладельцев, причём отбиралась не вся земля, а только её излишки сверх установленной нормы и продавалась на льготных условиях крестьянам. А в некоторых случаях землевладельцы даже получали частичную компенсацию.
Осуществлялось кооперирование крестьянства, которое было завершено в большинстве стран Восточной Европы к началу 60-х гг.(исключение составляла Польша и Югославия, где государственный уклад в аграрном секторе не приобрёл решающего значения).
В новых странах преобразования в экономике имели компромиссный характер и проводились осторожнее, чем в СССР (был учтён опыт нашей страны, показывающий разрушительность крайних мер революционных преобразований, поэтому «военного коммунизма» в этих странах не было).
Промышленность в 50-е гг. переживала бурное развитие, темпы её роста составляли около 10 % в год и страны из аграрных превратились в индустриально-аграрные (кроме Чехословакии и ГДР). Методы форсированной индустриализации способствовали формированию административной системы управления и монополизированной структуры национального хозяйства, индифферентной (т. е. безразличный) к особенностям конкретных стран. В целом, несмотря в основном на экстенсивный тип развития, итоги десятилетия были благоприятными в большинстве стран.
В этот период разворачивалась деятельность СЭВ, которая до этого в основном опиралась на идеологический фактор и была мало развита на межгосударственном уровне и на уровне предприятий и фирм. Однако обстановка холодной войны благоприятствовала переориентации торгово-экономических отношений в сжатые сроки и с помощью СЭВ его участники смогли не только выжить, но и восстановить хозяйство после войны и добиться впечатляющего прогресса.
Если на начальном этапе деятельность СЭВ была сосредоточена на развитии товарообмена, координации и развитии внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации, то с1956-57гг. страны СЭВ перешли к специализации и кооперированию производства, к согласованию и координации народнохозяйственных планов, к созданию совместных научных центров и хозяйственных организаций.
3 этап МСС (1960-1970 гг.) связан с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста, падением темпов роста промышленности и национального дохода, что вызвало необходимость проведения хозяйственных реформ.
В этот период стали проявляться недостатки социалистической системы хозяйствования, поскольку укрепившаяся в странах СЭВ модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов и не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе (особенно наглядно это стало проявляться в связи с НТР в 50-е гг., когда страны всё больше стали отставать от передовых капиталистических стран). Поэтому во многих странах СЭВ были сделаны попытки частичного реформирования этой модели.
В Венгрии, Чехословакии, Югославии ориентиром реформ стало использованием механизма рынка с целью включения в систему международного разделения труда и выхода на мировой рынок. В этих странах изменения экономической системы носили радикальный характер.
В Польше, ГДР перемены не заходили далее модернизации существующей административной системы планирования и управления народным хозяйством.
В Монголии, Румынии, Кубе, Вьетнаме к реформированию национальных моделей развития в этот период не приступали.
Однако хозяйственные реформы в 60-е гг. не дали положительных результатов и были свёрнуты, поскольку либерализация ценообразования хоть и дала положительные результаты в аграрном секторе, но в условиях монопольного положения промышленных предприятий вела не к формированию конкуренции, а к реализации монопольных преимуществ, в том числе и росту цен. Кроме того, когда их коллективы получили право влиять на распределение дохода, началось просто «проедание» доходов предприятий.
Важной причиной неудач было сильнейшее сопротивление реформам партийно-государственной номенклатуры, которое в основном и определило их крайнюю непоследовательность, а потому и безуспешность начатых преобразований. В 1968г. реформы по либерализации и демократизации были прерваны вводом в Прагу войск стран Варшавского договора. В целом, сворачивание реформ объяснялось не только политическим давлением, но и обострением социальных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хозяйствования.
В деятельности СЭВ продолжилась координация народнохозяйственных планов стран и в 1964г. был создан Международный банк экономического сотрудничества – орган по регулированию международных расчётов.
4 этап МСС (1970-середина 80-х гг.) характеризуется попытками решить хозяйственные проблемы социалистических стран путём модернизации административной системы хозяйствования, но не прибегая к радикальным переменам.
Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973-74 гг., который выразился в росте цен на нефть. В то время, как капиталистические страны из-за кризиса стремились уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива, поэтому быстро перестраивали структуру экономики путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, внедряли производство микропроцессоров и биотехнологий. Однако страны СЭВ в связи с получением ресурсов из СССР по льготным ценам (ниже мировых) и неповоротливости системы ценообразования во взаимной торговле лишались всех стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзным отставанием по всем ключевым направлениям научно-технического прогресса. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны СЭВ прибегнуть к использованию зарубежных кредитов.
Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие радикальные реформы (Венгрия, Югославия и Чехословакия), стали активнее включаться в мировой рынок и их наиболее качественная продукция уже шла на западные рынки, а доля их экспорта в страны СЭВ сокращалась. В результате доля СЭВ стала снижаться.
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности и в 1971г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она ставила цель–развитие производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности (т.е. развитие высших форм экономической интеграции).
В результате роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран в 70-е гг. возросла и в течение 1971-1978гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперации и специализации получили отрасли автомобильной промышленности. Кроме того, роль СЭВ возросла из-за зависимости от импорта нефти из СССР в период мирового энергетического кризиса.
Однако масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов из-за невосприимчивости хозяйства к НТР. Поэтому в конце 70-х гг. была предпринята ещё одна попытка модернизации СЭВ – начали разрабатываться долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества. В течение 80-х гг. внутри СЭВ происходило нарастание проблем, приведшее к его кризису.
Период распада МСС (2-я половина 80-х гг. –начало 90-х гг.) характеризуется нарастанием проблем внутри СЭВ и распадом в 1991г. мировой системы социализма. В этот период стало очевидным, что сложившаяся социально-экономическая система и её хозяйственный механизм не могут создать эффективную социально-ориентированную экономику, активно использующую достижения научно-технического прогресса и взаимодействующую с мировым хозяйством.
Для стран Восточно-европейских стран СЭВ было характерно падение темпов роста экономики, отставание наукоёмких производств, перекосы в финансовой сфере, рост внешней задолженности, сравнительно низкий жизненный уровень населения.
Все предпринятые меры по интенсификации производства в 80-е гг. не увенчались успехом и продолжавшийся глубокий экономический кризис, нестабильность возникших политических систем, обострение национальных противоречий, развал многонациональных государств (Югославия), безработица, обеднение населения – все эти процессы были характерны для конца 80-х гг. Процессы глубокого кризиса были характерны и для СССР. Это вело к распаду системы СЭВ, поскольку Советский Союз был инициатором создания мировой системы социализма.
Экономические реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы стали частью обновления социально-экономического и политического строя, становления качественно новой модели хозяйствования в постсоциалистических странах, где главным стал курс в направлении западной демократии и рыночных отношений через приватизацию государственного сектора и поощрение частного предпринимательства.
В странах Центральной и Юго-Восточной Европы ослабление социалистических экономик было вызвано одновременно крахом методов экономического управления и процессом реформ, проводившихся в Советском Союзе.

Кризис СЭВ и прекращение его деятельности предопределили следующие факторы:
1) не был преодолён барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующегося на интересе партнёров к советскому сырью;
2) тепличными условиями в развитии взаимных связей (т.е. отсутствием конкурентной борьбы);
3) общим нарастанием кризисных явлений в странах социализма;
4) ухудшением позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке;
5) разногласия и конфликты по поводу цен и принципов сбалансированности товарообмена;
6) стремление к переходу на западные рыночные пути развития экономик.
Прекращение в 1991г. деятельности СЭВ по-разному отразилось на экономике входивших в него стран. Для СССР прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась зависимостью их хозяйств от поставок сырья из СССР и альтернативных источников импорта, и перспектив перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Знач-ным ист/ событием послевоенного времени стали народно-демократич. рев-ции в ряде стран Европы -в АЛБАНИИ, БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ, ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШЕ, РУМЫНИИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ЮГОСЛАВИИ и в странах Азии - ВЬЕТНАМЕ, КИТАЕ, КОРЕЕ, МОНГОЛИИ. В этих странах были установлены новые политич. режимы и провозглашён курс на социализм .В знач-ной мере политич. ориентация в этих странах определялась пребыванием на их территории советских войск, это же способствовало кардинальным преобразованиям в политич., соц-но-эк-ской и других сферах, кот. хар-лись высочайшей степенью централизации нар-го хоз-ва и преобладанием партийно-гос-ной бюрократии. Странам предлагалось использовать опыт строит-ва социализма в СССР.Выход социалистической модели за рамки одной страны, её распространение на Юго-Восточную Европу и Азию заложило основы для возникновения сообщ-ва стран, кот. получило название «мировая система социализма » (МСС). В 1959г. КУБА, а в 1975 г. - ЛАОС вошли в состав этой новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входило 15 гос-в, насчитывающих 32,3 % мирового населения, что явл-ся существенным фактором, говорящим о существовании мировой системы социализма в послевоенной междунар. жизни.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МСС . План строит-ва социализма предусматривал не только проведение пролетарской рев-ции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах, но также сосредоточение в руках власти ключевых позиций в эк-ке (это национализацию пром-сти, транспорта, связи, природных ресурсов, финансово-кредитной системы, внеш. и внутр. торговли), индустриализацию и преобразование мелкой крестьянской собств-сти в кооперативную (т.е. создание крупного обобществлённого произв-ва), культурную рев-цию, установление тотального контроля гос-ва, высших органов правящей партии над общ-ной жизнью и т.д. 1 этап МСС (1945-1949гг.) включал изменения в политич. режимах, приведшие к смене соц-но-эк-ской ориентации. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хоз-ва началась перестройка эк-ской структуры при активном политич. и материальном содействии СССР.Важным шагом в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание в 1949г. Совета эк-ской взаимопомощи (СЭВ) в целях организации планомерного эк-ского, научно-технич. и культурного сотрудничества, призванный облегчить переориентацию внеш. торговли стран Восточной Европы (ранее до 1939г. главным партнёром кот. была Германия). Кроме того, СЭВ служил каналом эк-ской помощи менее развитым социалистическим странам со стороны СССР (в противовес плану Маршалла) и его создание мотивировалось политич. соображениями - содействие взаимозависимости стран Восточной Европы с СССР. Можно считать 1949г. своеобразной паузой, подводившей черту под предысторией МСС. 2 этап МСС (1950-1960гг.) 50-е гг. можно выделить в относительно самост-ный этап форсированного создания «нового» общ-ва (по образцу СССР). Однако социалистические страны Европы были сравнительно динамичной часть МСС, а страны Азии МСС- использовали сталинскую модель строит-ва, искореняя рыночные элементы в эк-ки. Военно-политич. сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955г. Варшавского Договора.На этом этапе в странах Восточной Европы после национализации начинается индустриализация, для чего принимаются первые планы народнохоз-ного развития. Проходят аграрные преобразования, но национализация земли не проводилась. Земли отбиралась у крупных землевладельцев, причём отбиралась не вся земля, а только её излишки сверх установленной нормы и продавалась на льготных условиях крестьянам. А в некоторых случаях землевладельцы даже получали частичную компенсацию. Осуществлялось кооперирование крестьянства, кот. было завершено в больш-ве стран Восточной Европы к началу 60-х гг.(исключение составляла Польша и Югославия, где гос-ный уклад в аграрном секторе не приобрёл решающего значения). В новых странах преобразования в эк-ке имели компромиссный хар-р и проводились осторожнее, чем в СССР (был учтён опыт нашей страны, показывающий разрушительность крайних мер рев-ционных преобразований, поэтому «военного коммунизма» в этих странах не было). Пром-сть в 50-е гг. переживала бурное развитие, темпы её роста составляли около 10 % в год и страны из аграрных превратились в индустриально-аграрные (кроме Чехословакии и ГДР). Методы форсированной индустриализации способствовали формированию административной системы управления и монополизированной структуры нац-ного хоз-ва, индифферентной (т. е. безразличный) к особенностям конкретных стран. В целом, несмотря в основном на экстенсивный тип развития, итоги десятилетия были благоприятными в больш-ве стран.В этот период разворачивалась деятельность СЭВ, кот. до этого в основном опиралась на идеологический фактор и была мало развита на межгос-ном Ур-не и на Ур-не предприятий и фирм. Однако обстановка холодной войны благоприятствовала переориентации торгово-эк-ских отнош-й в сжатые сроки и с помощью СЭВ его участники смогли не только выжить, но и восстановить хоз-во после войны и добиться впечатляющего прогресса. Если на начальном этапе деят-сть СЭВ была сосредоточена на развитии товарообмена, координации и развитии внеш. торговли, на предоставлении научно-технич. документации и инф-ции, то с1956-57гг. страны СЭВ перешли к специализации и кооперированию произв-ва, к согласованию и координации народнохоз-ных планов, к созданию совместных научных центров и хоз-ных организаций.3 этап МСС (1960-1970 гг.) связан с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста, падением темпов роста пром-сти и национального дохода, что вызвало необходимость проведения хоз-ных реформ. В этот период стали проявляться недостатки социалистической системы хоз-вания, поскольку укрепившаяся в странах СЭВ модель сковывала инициативу хоз-ных субъектов и не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом эк-ском процессе (особенно наглядно это стало проявляться в связи с НТР в 50-е гг., когда страны всё больше стали отставать от передовых капит-ских стран). Поэтому во многих странах СЭВ были сделаны попытки частичного реформирования этой модели.В Венгрии, Чехословакии, Югославии ориентиром реформ стало использованием механизма рынка с целью включения в систему междунар. разделения труда и выхода на мировой рынок. В этих странах изменения эк-ской системы носили радикальный хар-р. В Польше, ГДР перемены не заходили далее модернизации существующей административной системы планирования и управления народным хоз-вом.В Монголии, Румынии, Кубе, Вьетнаме к реформированию нац-ных моделей развития в этот период не приступали.Однако хоз-ные реформы в 60-е гг. не дали положительных рез-тов и были свёрнуты, поскольку либерализация ценообразования хоть и дала положительные рез-ты в аграрном секторе, но в условиях монопольного положения пром-ных предприятий вела не к формированию конкуренции, а к реализации монопольных преимуществ, в т.ч. и росту цен. Кроме того, когда их коллективы получили право влиять на распределение дохода, началось просто «проедание» доходов предприятий.Важной причиной неудач было сильнейшее сопротивление реформам партийно-гос-ной номенклатуры, кот. в основном и определило их крайнюю непоследовательность, а потому и безуспешность начатых преобразований. В 1968г. реформы по либерализации и демократизации были прерваны вводом в Прагу войск стран Варшавского договора. В целом, сворачивание реформ объяснялось не только политич. давлением, но и обострением соц-ных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хоз-вания. В деят-сти СЭВ продолжилась координация народнохоз-ных планов стран и в 1964г. был создан Междунар. банк эк-ского сотрудничества - орган по регулированию междунар. расчётов. 4 этап МСС (1970-середина 80-х гг.) хар-ся попытками решить хоз-ные проблемы социалистических стран путём модернизации административной системы хоз-вания, но не прибегая к радикальным переменам. Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973-74 гг., кот. выразился в росте цен на нефть. В то время, как капит-ские страны из-за кризиса стремились уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива, поэтому быстро перестраивали структуру эк-ки путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий , внедряли произв-во микропроцессоров и биотехнологий. Однако страны СЭВ в связи с получением ресурсов из СССР по льготным ценам (ниже мировых) и неповоротливости системы ценообразования во взаимной торговле лишались всех стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзным отставанием по всем ключевым направлениям научно-технич. прогресса. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны СЭВ прибегнуть к использованию зарубежных кредитов. Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие радикальные реформы (Венгрия, Югославия и Чехословакия), стали активнее включаться в мировой рынок и их наиболее кач-ная продукция уже шла на западные рынки, а доля их экспорта в страны СЭВ сокращалась. В результате доля СЭВ стала снижаться.Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деят-сти и в 1971г. была принята Комплексная программа социалистической эк-ской интеграции . Она ставила цель-развитие производственной кооперации и специализации, научно-технич. сотрудничества, координации планов эк-ского развития, совместной инвестиционной деят-сти (т.е. развитие высших форм эк-ской интеграции). В рез-те роль СЭВ в хоз-ве социалистических стран в 70-е гг. возросла и в течение 1971-1978гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперации и специализации получили отрасли автомобильной пром-сти. Кроме того, роль СЭВ возросла из-за зависимости от импорта нефти из СССР в период мирового энергетического кризиса. Однако масштабы и формы произв-ной кооперации внутри СЭВ сущ-но отставали от западных стандартов из-за невосприимчивости хоз-ва к НТР. Поэтому в конце 70-х гг. была предпринята ещё одна попытка модернизации СЭВ - начали разрабатываться долгосрочные целевые программы эк-ского сотрудничества. В течение 80-х гг. внутри СЭВ происходило нарастание проблем, приведшее к его кризису. Период распада МСС (2-я половина 80-х гг. -начало 90-х гг.) хар-ся нарастанием проблем внутри СЭВ и распадом в 1991г. мировой системы социализма. В этот период стало очевидным, что сложившаяся соц-но-эк-ская система и её хоз-ный механизм не могут создать эффективную соц-но-ориентированную эк-ку, активно использующую достижения научно-технич. прогресса и взаимодействующую с мировым хоз-вом.Для стран Восточно-европейских стран СЭВ было хар-но падение темпов роста эк-ки, отставание наукоёмких произв-в, перекосы в финансовой сфере, рост внеш. задолженности, сравнительно низкий жизненный Ур-нь населения.Все предпринятые меры по интенсификации произв-ва в 80-е гг. не увенчались успехом и продолжавшийся глубокий эк-ский кризис, нестабильность возникших политич. систем, обострение нац-ных противоречий, развал многонациональных гос-в (Югославия), безработица, обеднение населения - все эти процессы были хар-ны для конца 80-х гг. Процессы глубокого кризиса были хар-ны и для СССР. Это вело к распаду системы СЭВ, поскольку Советский Союз был инициатором создания мировой системы социализма. Эк-ские реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы стали частью обновления соц-но-эк-ского и политич. строя, становления кач-но новой модели хоз-вания в постсоциалистических странах, где главным стал курс в направлении западной демократии и рыночных отнош-й через приватизацию гос-ного сектора и поощрение частного предприним-ва.В странах Центральной и Юго-Восточной Европы ослабление социалистических экономик было вызвано одновременно крахом методов эк-ского управления и процессом реформ, проводившихся в Советском Союзе. ВЫВОД: Кризис СЭВ и прекращение его деят-сти предопределили следующие факторы:1) не был преодолён барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующегося на интересе партнёров к советскому сырью;2) тепличными условиями в развитии взаимных связей (т.е. отсутствием конкурентной борьбы);3) общим нарастанием кризисных явлений в странах социализма;4) ухудшением позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке;5) разногласия и конфликты по поводу цен и принципов сбалансированности товарообмена;6) стремление к переходу на западные рыночные пути развития экономик. Прекращение в 1991г. деят-сти СЭВ по-разному отразилось на эк-ке входивших в него стран. Для СССР прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась зав-стью их хоз-в от поставок сырья из СССР и альтернативных источников импорта, и перспектив перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.

Тема: Проанализируйте этапы развития мировой социалистической системы

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.83K | Скачано: 34 | Добавлен 11.11.09 в 16:16 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Омск 2009


1. Что означало создание мировой социалистической системы? 3

2. Этапы развития мировой социалистической системы

2.1. Экономическое развитие социалистических стран на первом этапе (1945- 1949) 4

2.2. Экономическое развитие социалистических стран на втором (1950- 1960) и третьем (1960-1970) этапах 8

2.3. Экономическое развитие социалистических стран на четвертом этапе (1970 - середина 1980-х) 11

3. Как начинался распад мировой социалистической системы? 14

5. Список литературы 19

  1. Что означало созданиемировой социалистической системы?

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее — революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название "мировая система социализма" (МСС ) . В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в новую систему, просуществовавшую более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

«План строительства основ социализма» предусматривал проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах; сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике (национализация промышленности, транспорта и связи, недр земли, лесов и вод, финансово-кредитной системы, внешней и оптовой внутренней торговле, а также большей части розничной торговли); индустриализация; преобразование мелкой крестьянской собственности в кооперативную, т.е. создание крупного обобществленного производства; культурная революция.

  1. Этапы развития мировой социалистической системы.

2.1. Экономическое развитие социалистических стран на первом этапе (1945- 1949).

Восточноевропейские страны.

Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-— 1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, на наш взгляд, следует учитывать, что в 1945—1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец, наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы — выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания "нового" общества, по "универсальному образцу" СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать, в целом, скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства. Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг. В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953—1956 гг., с одной стороны, и резкое усиление репрессивной политики государства в отношении всякого инакомыслия, с другой. Достаточно распространенным до недавнего времени объяснением причин подобных трудностей строительства социализма в рассматриваемых нами странах было слепое копирование их руководством опыта СССР без учета национальной специфики под воздействием жесточайшего диктата Сталина в отношении коммунистического руководства этих стран.

Самоуправленческий социализм Югославии .

Однако была и иная модель социалистического строительства, осуществлявшаяся в те годы в Югославии — модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни. Отход югославского руководства от "универсальной" сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться. Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг.

Образование СЭВ .

Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. Его цель — содействие организа-ции планомерного экономического и культурного сотрудничества стран-участниц. В СЭВ вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия, Албания (с конца 1961 г. не участвовала в работе СЭВ). В последующем в СЭВ вошли ГДР (1950), Вьетнам (1978), Монголия (1962) и Куба (1972) .

СЭВ был призван не только облегчить переориентацию внеш-ней торговли стран Восточной Европы, главным партнером которых до 1939 г. была Германия, но и служил каналом экономической помощи менее развитым в экономическом отношении социалистическим странам со стороны Советского Союза — в противовес плану Маршалла.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе - Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам - наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Создание СЭВ мотивировалось и политическими соображениями — она должна была цементировать взаимозависимость стран Восточной Европы и СССР.

Монголия.

Первой на этот путь вступила Монголия. После переворота 1921 г. в столице Монголии (г. Урга) была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 г. — Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа — СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства, в основном, крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 г. страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт и повторяя ошибки. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

Вьетнам.

Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890—1969) возглавил в сентябре 1945 г. временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946—1954), а затем с США (1965—1973) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 г. Таким образом строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ, которые все более приобретали сталинско - маоистскую окраску.

2.2.

на втором (1950- 1960) и третьем (1960-1970) этапах.

Восточноевропейские страны.

На втором этапе развития экономики после национализации подавляющей части промышленности были приняты первые планы народнохозяйственного развития, главная задача которых - индустриализация. Аграрные преобразования заключались в ограничении размеров и прав частного землевладения, наделении землей малоземельных. Осуществлялось кооперирование крестьянства, завершенное в большинстве стран Восточной Европы к началу 60-х. Исключение составляли Польша и Югославия, где государственный уклад в аграрном секторе не приобрел решающего значения. Промышленность в 50-е годы переживала бурное развитие, темпы ее роста составляли около 10% в год. Страны Восточной Европы превратились из аграрных (кроме ГДР и Чехословакии) в индустриально-аграрные. Методы форсиро-ванной индустриализации определили формирование монополизи-рованной структуры национального хозяйства, индеферентной к осо-бенностям конкретных стран (в рыночном хозяйстве выражающих-ся посредством цен факторов производства), административной си-стемы управления. Тем не менее, несмотря на преимущественно экстенсивный тип развития, хозяйственные итоги этого десятиле-тия были благоприятными в большинстве стран Восточной Европы.

Китай.

Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай.

После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887—1975) 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу "старшего брата", превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием "большой скачок" (1956-1958), суть которого заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Для этого периода характерны были постановка нереальных экономических задач и завышенных производ-ственных заданий, возведение в абсолют революционного энтузиаз-ма масс как главного фактора экономического роста. Принцип ма-териальной заинтересованности был целиком отвергнут — его осу-шили как проявление ревизионизма. Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893— 1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала "культурная революция" (1966-1976). Так была названа "великим кормчим" - широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее, находилась как бы за границами МСС, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.

Северная Корея, Куба.

Корея, обретшая независимость от Японии в 1945 г. и разделена в 1948 г. на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея — США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912—1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

В конце рассматриваемого периода в истории МСС произошла антиколониальная революция на Кубе (январь 1959 г.) Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства Кубы.

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран МСС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах МСС социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны МСС все более отставали от передовых капиталистических стран по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат — безуспешность процесса преобразований.

2.3. Экономическое развитие социалистических стран

на четвертом этапе (1970 - середина 1980-х).

Противоречия внутри МСС.

В известной мере этому способствовала внутренняя и внешняя политика правящих кругов СССР. Несмотря на критику отдельных наиболее уродливых черт сталинизма на XX съезде, руководство КПСС оставило в неприкосновенности режим безраздельной власти партийно-государственного аппарата. Более того, советское руководство продолжало сохранять стиль авторитаризма в отношениях СССР со странами МСС. В немалой степени это явилось причиной повторного ухудшения отношений с Югославией в конце 50-х гг. и затяжного конфликта с Албанией и Китаем, хотя амбиции партийной элиты двух последних стран в не меньшей мере повлияли на ухудшение отношений с СССР.

Наиболее ярко стиль взаимоотношений внутри МСС продемонстрировали драматические события чехословацкого кризиса 1967—1968 гг. В ответ на широкое общественное движение граждан Чехословакии за экономические и политические реформы руководство СССР при активном участии Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши ввело 21 августа 1968 г. свои войска в суверенное государство под предлогом защиты его "от сил внутренней и внешней контрреволюции". Данная акция существенно подорвала авторитет МСС и наглядно продемонстрировала неприятие партийной номенклатурой подлинных, а не декларативных преобразований.

Небезынтересно в этой связи отметить, что на фоне серьезных кризисных явлений руководство социалистических стран Европы, оценивая достижения 50—60-х гг. в экономической сфере пришло к выводу о завершении этапа строительства социализма и переходе к новому этапу — "строительству развитого социализма". Этот вывод подкреплялся идеологами нового этапа, в частности тем, что удельный вес социалистических стран в мировом промышленном производстве достиг в 60-е гг. примерно одной трети, а в общемировом национальном доходе - одной четверти.

Роль СЭВ.

Одним из существенных аргументов был факт достаточно динамичного на их взгляд развития экономических отношений внутри МСС по линии СЭВ. Если в 1949 г. перед СЭВ стояла задача регулирования внешнеторговых связей на основе двухсторонних соглашений, то с 1954 г. было принято решение о координации народнохозяйственных планов стран - ее участниц, а в 60-е гг. последовал, ряд соглашений о специализации и кооперировании производства, о международном разделении труда. Были созданы крупные международные экономические организации, такие, как Международный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и т. д. В 1971 г. принимается Комплексная программа - сотрудничества и развития стран — членов СЭВ на базе интеграции. Кроме того, по оценкам идеологов перехода к новому историческому этапу в строительстве коммунизма в большинстве европейских стран МСС, сложилась новая социальная структура населения на основе полностью победивших социалистических отношений и т. д.

В первой половине 70-х годов в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы действительно сохранялись весьма стабильные темпы роста промышленного производства, составлявшие ежегодно в среднем 6—8%. В значительной мере это достигалось экстенсивным методом, т.е. наращиванием производственных мощностей и ростом простых количественных показателей в области производства электроэнергии, выплавки стали, добычи полезных ископаемых, продукции машиностроения.

Однако уже к середине 70-х гг. социально-экономическое и политическое положение стало осложняться. В это время в странах с рыночной экономикой, под воздействием НТР, началась структурная перестройка народного хозяйства, связанная с переходом от экстенсивного к интенсивному типу экономического развития. Этот процесс сопровождался кризисными явлениями как внутри этих стран, так и на мировом уровне, что в свою очередь не могло не повлиять на внешнеэкономические позиции субъектов МСС. Нарастающее отставание стран МСС в научно-технической сфере неуклонно вело к потере завоеванных ими позиций на мировом рынке. Внутренний рынок социалистических стран также испытывал сложности.

К 80-м гг. непозволительное отставание отраслей, производящих товары и услуги, от все еще державшихся на плаву отраслей добывающей и тяжелой промышленности, привело к возникновению тотального дефицита на товары народного потребления. Это явилось причиной не только относительного, но и абсолютного ухудшения жизненных условий населения и, как результат, стало поводом нарастающего недовольства граждан. Требование радикальных политических и социально-экономических преобразований становится практически повсеместным.

В рамках СЭВ формировались «тепличные» условия для развития взаимных связей. Будучи закрытыми от всего остального мира (правда, не всегда по зависящим от них причинам), производители стран СЭВ не испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса — конкурентной борьбы. Стратеги-чески негативную роль сыграл СЭВ и в период топливно-энергетического кризиса 70-х годов.

Также способствовало прекращению деятельности СЭВ и усилившееся со второй половины 80-х стремление вернуться к органичному для большинства стран Восточной Европы (особенно таких, как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия) западному рыночному пути развития.

Кризисная ситуация явно обозначалась и в сфере межгосударственного экономического сотрудничества, основанного на административных решениях, зачастую не учитывающих интересы стран - участниц СЭВ, но и в реальном сокращении объемов взаимной торговли.

Прекращение деятельности СЭВ произошло в 1991 году.

  1. начинался распад мировой социалистичес-кой системы ?

До середины 80-х гг. правящие компартии еще имели возможность держать ситуацию под контролем, еще сохранялись некоторые резервы сдерживания экономического и социального кризиса, в том числе и силовые. Лишь после начала преобразований в СССР во второй половине 80-х гг. движение за реформы в большинстве стран МСС заметно усилилось.

Демократические революции в Восточной Европе.

В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно — во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии же — в результате вооруженного восстания.

Демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере экономических отношений. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал. Эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г.

Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезинтеграцию бывших союзников МСС и СЭВ, на фоне интегрирующей Европы, непонятны и труднообъяснимы. Взаимное отталкивание бывших партнеров едва ли способствует более быстрому вхождению поодиночке в новые хозяйственные и политические альянсы, а также едва ли положительно влияет на внутреннее реформирование каждой из бывших соцстран.

Политика Китая.

После смерти Мао Цзэдуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну "культурная революция". Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений на селе сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т. д. Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Некоторому реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Иными словами, началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

Результатом реформ 80-х гг. в КНР явились беспрецедентные темпы экономического роста (12—18% в год), резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально политического и идеологического характера в конце 80-х гг. Сегодня китайское руководство придерживается концепции построения "социализма с китайской спецификой", пытаясь, по всей видимости, избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими странами уже бывшей МСС. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций.

Вьетнам. Лаос. Монголия. Северная Корея.

Подобно китайскому пути реформирования экономики и общественной жизни идут Вьетнам и Лаос. Модернизация принесла известные положительные результаты, однако менее ощутимые, чем в Китае. Возможно, это объясняется более поздним их вступлением в полосу рыночных преобразований, более низким исходным уровнем, тяжелым наследием длительной военной политики. Не является исключением и Монголия. Следуя в фарватере рыночных реформ, либерализации общественных отношений, она не только активно привлекает иностранный капитал, но и активно возрождает национальные традиции.

Совершенно неподвижной, не реформируемой страной из бывшего лагеря социализма и сегодня остается Северная Корея. Здесь сохраняется система по существу личного диктата клана Ким Ир Сена. Очевидно, что эта страна не сможет долго находиться в состоянии практической самоизоляции и даже конфронтации с большинством государств мира.

Куба.

Достаточно сложной остается ситуация еще в одной стране бывшей МСС — Кубе. За недолгую историю социализма это островное государство в общих чертах повторило путь, пройденный большинством стран МСС. Лишившись их поддержки, ее руководство продолжает придерживаться концепции построения социализма, сохраняет верность марксистским идеалам, в то время как страна испытывает все нарастающие экономические и социальные трудности. Положение Кубы обостряется также и в результате продолжающейся с момента освободительной революции конфронтации с могущественными США.

В результате распада мировой системы социализма подведена черта под более чем 40-летним тоталитарным периодом в истории большинства стран Восточной Европы. Кратко можно обозначить причины распада МСС: падение темпов роста экономики стран МСС; отставание наукоемких производств; диспропорции в социальной сфере; нарушения финансовых пропорций макроэкономи-ческого развития; рост внешнего долга; низкий по европейским меркам уровень жизни на-селения; безработица, наци-ональные проблемы и начавшиеся кризисы в эконо-мике. В разных странах имелись, конечно, свои специ-фические черты: « шоковая терапия » в Польше; «бархатная революция» в Чехословакии; самоуправленческий радикализм преобразования отношений собственности в Югославии; тяжелый экономический и структурный кризисы, завершившиеся свержением правящего режима, в Румынии; мягкий плюрализм форм собственности в Болгарии; «открытие границ» в ГДР.

После распада МСС претерпела существенные изменения расстановка сил не только на Европейском континенте, но и в Азии. По всей видимости, уходит в небытие блоковая система отношений на мировой арене в целом.

Однако относительно длительный период сосуществования стран в рамках МСС, на наш взгляд, не может пройти бесследно. Очевидно, в перспективе неизбежно налаживание отношений между бывшими союзниками, а зачастую и близкими соседями, имеющими общие географические границы, но уже на основе нового баланса интересов, непременного учета национальной, цивилизационной специфики и взаимной выгоды.

4. Тест

Приведите в соответствие хронологию и главные достижения
буржуазных революций в зарубежных странах:

1. Англия а. Применение системы машин на промышленных

предприятиях.

2. Франция б. Образование крупных частных капиталов в

производстве.

3. США в. Уничтожение феодального строя и его остатков.

А. 1861 - 1865 гг.Б. 1642 - 1649 гг. В. 1789- 1794 гг.

В результате рассмотрения тестового вопроса, получаем :

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред.- Г.Б. Поляка, А.Н.

Марковой.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-496 с.

ISBN 5-85178-042-8

2. История мировой экономики: учебник для студентов вузов, обучающихся

по специальностям экономики и управления/ под ред. Г.Б. Поляка, А.Н.

Марковой.- 3-е изд., стереотип. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-671 с.

3. История экономики: Учебник/ Под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н.

Шапкина.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 416 с.- (Высшее образование).

4. Конотопов М.В., Сметанин С.И.

История экономики зарубежных стран: Учебник для вузов.- М.:

Издательство «Палеотип»: Издательство «Логос», 2001.- 264с.

5. Неровня Т.Н.

История экономики в вопросах и ответах. Серия «Учебники и учебные

пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 416с.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.