Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Проект "Верно ли выражение "Мой дом-моя крепость"? Тема: Мой дом – моя крепость.

Как понимать выражение «мой дом – моя крепость»? Можно ли дать ему нравственное толкование?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Афоризм «мой дом - моя крепость» («my house is mу castle») принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку (Coke; 1552-1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища.

С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Дом давал возможность человеку на маленьком пространстве огромного мира реализовать данную Творцом свободу и создать тот мир, который соответствует его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам. Известное выражение «чувствовать себя как дома» указывает на свободу и не стесненность человека в своем доме.

Священное Писание в повествовании о жизни праотца нашей веры патриарха Авраама открывает нам высокую истину о том, что подлинное отечество наше находится на небе и что там находится нерукотворный, вечный наш дом. Будучи пришельцами и странниками в этом мире, мы здесь имеем временный дом, который есть прообраз нашего небесного жилища. Мысль эта дает возможность понять, почему слово «дом» в Библии является одним из ключевых. В древнееврейском языке для обозначения дома (жилища) и храма используется одно и то же слово: бейт (дом) и бейт Ха-Елогим (см.: 2 Пар. 5: 14). Иногда священные писатели используют слово «хехал», означающее роскошный шатер или великолепное здание, применяя это понятие к Иерусалимскому храму (см.: Ис. 6: 1; Мал. 3: 1). Святые апостолы выражение «дом Божий» применяли как синоним Церкви Христовой (см.: 1 Тим. 3: 15; 1 Пет. 4: 17; Евр. 3: 3-6).

Уже в ранний библейский период у евреев появился обычай освящать (обновлять) дома после завершения строительства. «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его» (Втор. 20: 5). В Библии нет описания данного обряда. В книге Неемии рассказывается об освящении восстановленной после плена стены города Иерусалима. Оно состояло в ритуальном очищении всех присутствовавших (см.: Неем. 12: 30), в жертвоприношениях, а также в песнопениях и славословиях под звуки «кимвалов, псалтирей и гуслей» (Неем. 12: 27). По-видимому, те же обрядовые действия совершались при освящении дома. Проходило это более скромно, но также весело и радостно. Во время этого семейного праздника, в котором участвовали и близкие родственники, прежде всего возносились молитвы к Господу с прошениями благословить новое жилище и ниспослать свыше покровительство тем, кому предстояло жить в нем. Освящает всегда Бог, снисходя к людям Своим благоволением и присутствием. Для этого люди должны возвышаться над обыденной жизнью и стремиться к нравственной чистоте: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19: 2). Всякий дом освящается праведной жизнью живущих в нем. Об этом неустанно говорили сынам Израиля святые пророки: «Удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 16-17); «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17: 1). Эти библейские советы сохраняют значимость и для нашего времени. Освящение дома - это деяние Божие и дар людям, живущим в нем по Его заповедям.

Молитва составляла неотъемлемую часть семейного уклада. Она совершалась, по-видимому, в определенные часы, которые соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» (Пс. 54: 18).

Для молитвы отводились специальные места. Чаще всего это была отдельная горница (см.: Дан. 6: 10) или небольшое помещение на плоской кровле (см.: Деян. 10: 9).

На косяках входной двери прикрепляли коробочки с кусочками пергамента, на которых были начертаны важнейшие заповеди (см.: Втор. 6: 4-9; 11: 13-21). Входя в дом, пребывая в нем и выходя из него, человек помнил о самой главной обязанности - «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6: 5). Какая великая пропасть отделяет жизнь современного человека от того далекого времени! В наше время дома, где регулярно совершается молитва, составляют крошечные острова в необозримом океане бездуховной жизни.

По Божественному откровению люди библейского времени сознавали, что самая большая драгоценность в доме - мир. Люди встречались и расставались, желая друг другу мира. Его сохранение является первейшей задачей. Через все священные библейские книги проходит мысль о мире как великом и желанном благе, которое дарует Бог тем, кто живет по Его заповедям: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118: 165). Распад семьи, пренебрежение к родителям и дерзкое неуважение к старшим рассматривались как признаки надвигающихся бедствий народа. Разделение смертельно опасно для любой общности, но особенно для семьи, потому что она должна строиться на взаимной любви.

Люди библейского времени умели ценить домашний покой. Жизнь человека проходит в чередовании трудов и отдыха. «Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс. 103: 23). Утомленный человек возвращается в дом, чтобы провести остаток дня без суеты и мирских треволнений. Этим потребностям соответствовали расположение и устройство домов. Первый этаж чаще всего служил для хозяйственных целей. Наличие верхних этажей обеспечивало членам семейства достаточную уединенность.

В царствование Соломона наблюдается расцвет строительного дела. У многих появляются четырехфлигельные дома, которые образовывали внутренний двор, где был колодец или небольшой закрытый водоем.

Входная дверь находилась в середине главного флигеля. Она обычно была узкой и невысокой. Высокая дверь считалась проявлением гордости хозяина: «Кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения» (Притч. 17: 19). С внутренней стороны двери запирались. Обычно замок был деревянный. Более прочные замки изготовлялись из металла: «Железо и медь - запоры твои» (Втор. 33: 25). Запоры открывались ключом в форме серпа. Им приподнимали засов и с помощью ремня тянули назад. Ключ называли связкой. Спаситель использует эту бытовую реалию, когда говорит о власти связывать и разрешать (см.: Мф. 16: 19), которую он дал священникам.

В те древние времена не было в обычае наблюдать за тем, что происходило на улице. Поэтому окна редко устраивали наружу. Они выходили обыкновенно во двор. Современный же человек, который не интересуется, что у него в душе, часто бывает снедаем болезнью знать все, что происходит в мире - даже в самом небольшом городке далекого континента.

В этом мире, который весь «лежит во зле» (1 Ин. 5: 19), дом христианина должен быть духовной твердыней, неприступной крепостью, защищенной от любой нравственной угрозы. Он должен быть духовно неприкосновенным. Дом не только символически, но и реально представляет собой микромир. У него есть свое пространство, своя духовная атмосфера. Люди, духовно чуткие, это хорошо чувствуют. Священник высокой жизни (ныне в лике святых) протоиерей Николай Загоровский (1872-1943) после революции уехал из родного Харькова в Петроград. Там он вместе с келейницей Ульяной (позже в монашестве - Магдалина) искал жилье. «Они нашли прекрасное помещение. Ульяша обрадовалась и весело заговорила: “Вот хорошо! Здесь, батюшка, поставим вашу кроватку, здесь стол”. Но отец Николай стоит бледный и ничего не говорит. Наконец он обратился к хозяйке: “Скажите, что тут у вас произошло?” Оказалось, что здесь повесился чекист. Конечно, это помещение они не наняли» (Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Минск, 2006. Гл. XVI).

Но не только такие страшные и трагические события делают духовную атмосферу тяжелой и невыносимой. Ее омрачают жизнь во грехе, ссоры, скандалы, отсутствие мира и любви. Раньше стены давали возможность создать внутри дома атмосферу душевного тепла, радости, покоя. Телевизор все это отменил. Стены сломаны. Мир, кипящий страстями, ворвался в дом. Все, что происходит в разных странах (конфликты, насилия, аморальные скандальные истории и прочее), наполнило наши жилища. Светские газеты и журналы, радио также вносят в наши дома много грязи и духовного яда.

По причине нашей духовной нечуткости наши дома сильно засорены предметами, которые чужды нашей вере. На полках можно встретить книги, посвященные восточным культам, или сочинения авторов, враждебных христианству. Но это еще не предел духовного загрязнения дома. Бывая на отдыхе или в командировке в восточных странах или в Африке, многие покупают там в качестве «сувениров», а потом вешают на стены или ставят на полки амулеты, культовые статуэтки, африканские маски. Изображения божков стоят на книжных полках, в сервантах. Их человек видит каждый день. Так же часто, как иконы и другие святыни. Исследователями доказано воздействие на сознание и подсознание людей зрительных образов. Эта наша болезненная всеядность, прикрываемая «культурой», говорит о том, что христианство не стало для нас жизнью: и спасаться хотим, и с суетными интересами мира расстаться бессильны.

Мы имеем перед собой замечательные примеры благочестивой ревности святителей Митрофана Воронежского и Филарета Московского. Первый под угрозой смертной казни не пошел в воронежский дворец царя Петра I, пока тот не убрал языческие скульптуры. А митрополит Филарет отказался освящать Триумфальную арку, потому что там были изображения античных идолов. Ночью ему явился преподобный Сергий Радонежский и укрепил его в этом решении.

Слово Божие научает нас непреложной истине, что благоденствие дома есть плод благочестия всех членов семьи и Божиего благословения. Псалмопевец говорит о блаженстве человека, пользующегося милостью и благоволением Бога: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (Пс. 127: 1-3). Господь Бог благословляет весь дом и все потомство тех, кто ходит Его путями.

Мой дом - моя крепость

С английского: My house is my castle.

Выражение принадлежит английскому юристу XVII в. Эдуарду Коку (1552-1634). Встречается в его комментариях к британскому законодательству, которые были опубликованы (1628-1644) под названием «Установления английского права».

Смысл выражения: мой дом - это то место на земле, где я могу и должен чувствовать себя в полной безопасности.

Из книги Трактат о женской самообороне [Практическое пособие] автора Лялько Виктор Владимирович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Лучшие отели мира автора Завьялова Виктория

Крепость на горе Nafplia Palace Hotel & Villas, Нафплион, ГрецияВалерий Панюшкин На всем греческом полуострове Пелопоннес есть два отеля. Все остальное – пансионы скорее. Так что, если хотите смотреть развалины Микен и амфитеатр Эпидаурус или плавать на яхте по островам, имея где

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мой дом - моя крепость С английского: My house is my castle.Выражение принадлежит английскому юристу XVII в. Эдуарду Коку (1552-1634). Встречается в его комментариях к британскому законодательству, которые были опубликованы (1628-1644) под названием «Установления английского права».Смысл

Из книги Этикет: Краткая энциклопедия автора Коллектив авторов

Мой дом – моя крепость У каждого народа есть своя поговорка или пословица о доме: «Мой дом – моя крепость», «Мой дом – мой кров», «Дома и стены помогают». Они практически не отличаются друг от друга: все говорят о том, что домашняя обстановка имеет огромное значение в нашей

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Крепость От зданий, стоявших на северной вершине Капитолия, не осталось никаких следов. По крайней мере, во время строительства Алтаря Отечества («пишущей машинки») ничего существенного найдено не было. Возможно, какие-то остатки древних строений сохранились под

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Хотинская крепость На рубеже X и XI столетий киевский князь Владимир Великий присоединил огромную территорию от Карпат до Днестра к Киевскому княжеству. К этому времени историки и относят появление на днестровских берегах поселения под названием Хотин. В конце XI в. Хотин

Из книги Англия. Билет в одну сторону автора Вольский Антон Александрович

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Монастырская крепость Необходимость возведения вокруг монастыря фундаментальных стен назрела задолго до прихода татаро-монголов. В 1182 году по приглашению братии в Киево-Печерскую лавру прибыл Василий из Щековицы, сменивший звание сельского попа на титул архимандрита.

Из книги автора

Крепость-лагерь Главной оборонительной позицией в этих первоначальных фортовых крепостях считалась по-прежнему ограда, форты же играли лишь роль передовых опорных пунктов, увеличивающих периферию, а вместе с тем и внутреннюю площадь крепости, и обеспечивающих ядро

Английские пословицы о доме всегда будут актуальными. Дом для англичан — святое. Защищая свою страну, свой дом, нация выработала свой характер и жесткий нрав.

Вашему вниманию представлены английские пословицы о доме.

An Englishman’s house is his castle.

Досл.перевод: Дом англичанина — его крепость.

Русский эквивалент: Мой дом — моя крепость.

East or West, home is best.

Досл.перевод: Восток или запад, а дома лучше всего.

Русский эквивалент: В гостях хорошо, а дома лучше.

Эквивалентом этой пословицы о доме будет:

There is no place like home.

Досл.перевод: Нет места подобного дому.

Every bird likes its own nest.

Досл.перевод: Каждая птица любит свое гнездо.

Русский эквивалент: Всяк кулик свое болото хвалит.

Every dog is a lion at home.

Досл.перевод: Каждая собака – лев дома.

Русский эквивалент: Всяк кулик на своем болоте велик.

Dry bread at home is better than roast meat abroad.

Досл.перевод: Сухая хлеб дома лучше жареного мяса за границей.

Русский эквивалент: Дома и солома съедобна.

He has no home whose home is everywhere.

Досл.перевод: У того нет дома, у кого он везде.

Home is home though it be never so homely.

Досл.перевод: Дом есть дом, даже если никогда не был домашним.

Русский эквивалент: Своя земля и в горсти мила.

The wider we roam, the welcomer home.

Русский эквивалент: Всякому мила своя сторона.

Everybody knows the English proverb "An Englishman`s home is his castle ". Not only Englishmen think so, that’s why this phrase has an analogy in other languages. But what does it mean? What makes you feel that your home is a castle? What is the exact meaning of "My home is my castle"?

Many people think that home is not only some bricks, mortar and walls. Probably, this is true, although there is a big difference between such words as “home” and “house”. House is just a place to live, this is a building, but home is a sacred place where you could be a king/queen, where your word is a rule. This is your domain, where you could do everything you want and you also have the possibility and responsibility to defend it and protect anyone and anything there. This is a place, where your heart is.

We think about “home” in terms of where we lived, when we were younger, where are relatives, family. This is the place that brings back all old memories, dreams and beliefs.

A home could tell us what culture people belong to, because one usually keeps to one"s native traditions, although it could be subconsciously. We decorate our home, invite friends, and stay there, when we don’t want to see anybody.

Your home is the place where you could hide from bad weather, bad news, problems and unpleasant situations. You can put off all your emotions and masks that you wear in the morning when you stepped out of the door. It is the place you can go to after a very hard workday and could relax, you don’t have to worry about being so hurt, criticized or laughed at.

People say that even the home walls are your friends, your comfort and your helping hands or as it is said at home even the walls help. It makes it look like a castle or even a fortress, where walls could save a life. Perhaps, that’s why we call home our castle.

Всем известна английская пословица «Дом англичанина - его крепость». Так считают не только англичане, и поэтому у этой фразы есть аналоги в других языках. Но что это значит? Что заставляет вас почувствовать, что ваш дом это ваша крепость? Каково значение этой фразы?

Многие думают, что дом это только кирпичи, цемент и стены. Возможно это так, однако есть большая разница между понятиями «дом» и «жилище». Жилищем называется место, где ты живешь, это здание, а домом является сокровенное место, где ты сам себе король или королева, где твое слово - закон. Это ваши владения, где вы можете делать все что захотите. У вас есть возможность и обязанность защищать его, или дать защиту кому-либо или чему-либо за сенами своего дома. Это то самое место, где находится ваше сердце.

Мы рассматриваем понятие «дома» как место, где мы жили, когда были маленькими, где живут наши родные, семья . Это место возвращает нас обратно к нашим старым воспоминаниям, мечтам, убеждениям.

Дом человека может рассказать о том, к какой культуре он принадлежит, так как каждый обычно хранит традиции своей культуры, пускай иногда бессознательно. Мы украшаем свой дом, приглашаем туда друзей, остаемся там, когда не хотим никого видеть.

Ваш дом - место, где вы можете спрятаться от непогоды, плохих новостей, проблем и неприятных ситуаций. Вы можете скинуть все свои защитные маски, которые надеваете по утрам, перед тем как выйти за дверь. Это место, куда вы сможете вернуться после очень тяжелого рабочего дня и сможет расслабиться, вам не придется беспокоиться о том, что вам делают больно, критикуют или смеются над вами.

Люди говорят, что стены вашего дома ваши друзья, ваш комфорт и ваши руки помощи, или говорят, что дома и стены помогают. Это делает его похожим на замок или даже крепость, где стены могли спасти жизнь. Может быть, именно поэтому мы называем дом своей крепостью.

Мой дом – моя крепость. В этой пословице заключен двоякий смысл. С одной стороны прямое значение, подчеркивающее прочность стен и дверей, а с другой – переносное, которое означает, что именно дома, в семье, человек чувствует себя по-настоящему защищенным и свободным.

Входные двери , кроме своих естественных функций, обладают еще и духовным семейных отношений. В них входит родительская любовь к своим детям, в идеале наталкивающаяся на взаимные сыновние или дочерние чувства. Уважение к старшему поколению бабушек и дедушек.

И, конечно же, отношения с элементами интимного характера между папами и мамами. Окружающий нас мир может и должен меняться по ходу научно-технического прогресса.

И только лишь семья, в самом идеальном понимании этого слова, будет такой во все времена существования человеческой цивилизации.

Поделись статьей с друзьями!

    Мой дом — моя крепость

    https://сайт/wp-content/uploads/2016/10/House-on-the-Cliff_11-150x150.jpg

    Мой дом – моя крепость. В этой пословице заключен двоякий смысл. С одной стороны прямое значение, подчеркивающее прочность стен и дверей, а с другой – переносное, которое означает, что именно дома, в семье, человек чувствует себя по-настоящему защищенным и свободным. Входные двери, кроме своих естественных функций, обладают еще и духовным символом семейных отношений. В них...