Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Наши Архангелы: Кто яко Бог – Михаил, Сила Божия – Гавриил, Помощь Божия – Рафаил, Свет Божий – Уриил, Молитва к Богу – Салафиил, Слава Божия – Иегудиил, Благословение Божие – Варахиил — святой-модест.рф. Святые Божии Архангелы: их имена и служения

В целом жизнь любого человека определяет тонкий мир, имея на него огромное влияние. В древние времена любой знал, что именно тонкий мир определяет физический план. На данный момент мало кто помнит об этом и желает размышлять в данном направлении. А это очень важный аспект жизни, ведь есть существа, помогающие нам в жизни, а есть те, кто стараются сбить с истинного пути и иногда даже погубить нас.

Ангелы Небесные

Чтобы увидеть все 9 чинов ангельских, стоит обратить внимание на «Успению» Боттичини. На ней располагаются три триады ангелов. Прежде чем сотворить наш мир, видимый и физический, Бог создал небесные, духовные силы и назвал их ангелами. Именно они стали выполнять посредническую роль между Творцом и людьми. Перевод этого слова с еврейского дословно звучит, как «посланник», с греческого - «вестник».

Ангелами называют бесплотных существ, у которых есть свободная воля и большое могущество. Согласно информации из Ветхого и Нового Заветов в Ангельской Иерархии существуют определенные ангельские чины, так называемые ступени. Большинство иудейских и христианских богословов занимались созданием единой классификации этих чинов. На данный момент больше всего распространилась ангельская иерархия которая была создана в пятом веке и названа «девятью чинами Ангельскими».

Девять чинов

Из этой системы следует, что существуют три триады. В первую, или же высшую, вошли Серафимы и Херувимы, а также Престолы. К средней триаде относятся ангельские чины Господства, Силы и Власти. А в самой низшей касте чинов находятся Начала, Архангелы и Ангелы.

Серафимы

Считается, что ближе всего к Богу расположены именно Именно Серафимов можно называть теми, кто занимает высший ангельский чин. О них написано в Библии, что свидетелем их прихода стал пророк Исайя. Он сравнивал их с огненными фигурами, поэтому перевод этого слова с еврейского означает «Пламенеющий».

Херувимы

Именно эта каста в ангельской иерархии следует за Серафимами. Их основное предназначение заступаться за род человеческий и молится за души перед Богом. К тому же, считается, что они служат памятью и являются охранниками Небесной Книги Знаний. Знания Херувимов распространяются на все, что только может знать существо, сотворенное. В переводе с еврейского херувим - заступник.

В их власти таинства Божьи и глубина его мудрости. Считается, что именно эта каста ангелов - самые просвещенные среди всех. В их ответственности лежит открывать в человеке познание и видение Бога. Серафимы и Херувимы наряду с третьими представителями первой триады взаимодействуют с людьми.

Престолы

Их расположение перед сидящим Богом. Их называют Богоносными, но не в прямом смысле этого слова, а по благости внутри них и потому, что они предано служат Сыну Божьему. Кроме того, в них сокрыта эволюционная информация. В основном именно они совершают Божье правосудие, помогают земным представителям власти справедливо судить свой народ.

По мнению средневекового мистика Яна ван Руйсброку, представители высшей триады ни при каких обстоятельства не вмешиваются в человеческие конфликты. Но при этом они находятся рядом с людьми в моменты прозрения, и познания мира. Считается, что они способны нести высшую любовь в сердца людей.

Господства

Ангельские чины второй триады начинаются с Господств. У пятого ранга ангелов, Господств, есть свободная воля, благодаря которой обеспечивается ежедневная работа Вселенной. Кроме того, они управляют ангелами, которые в иерархии находятся ниже. Из-за того, что они полностью свободны, их любовь к Творцу беспристрастна и искренняя. Именно они дают силы земным правителям и управленцам, чтобы те поступали мудро и справедливо, владея землями и управляя людьми. Кроме того, они способны научить управлять чувствами, оградив от ненужных порывов страсти и вожделения, поработить плоть духу, чтобы возможно было управлять своей волей и не поддаваться на искушения разного рода.

Силы

Эта каста ангелов исполнена Божественной крепости, в их власти исполнение мгновенной воли Бога, проявляя его крепость и силу. Именно они творят чудеса Божие и способны подарить человеку благодать, с помощью которой он сможет увидеть, что грядет или исцелять болезни земные.

Они способны укрепить терпение человека, убрать его скорбь, укрепить дух и придать мужественности, чтобы он смог справиться со всеми жизненными невзгодами и проблемами.

Власти

В обязанности Властей входит сохранение ключей от клетки Дьявола и сдерживание его иерархии. Они способны укротить бесов, отразить нападение на род человеческий, избавить от бесовского искушения. Также в их обязанности входит утверждение добрых людей за их духовные подвиги и труды, защита их и сохранение их права на царствие божие. Именно они помогают отогнать все злые помыслы, страсти и похоть, а также врагов человека отводят и помогают победить в себе Дьявола. Если рассматривать личностный уровень, то ангелов, помочь человеку во время битвы добра и зла. А когда человек умирает, они сопровождают его душу и помогают не сбиться с пути.

Начала

К ним относятся целые легионы ангелов, целью которых есть защита религии. Их название такое, из-за того, что они направляют низшие ангельские чины, именно они помогают им совершать поступки угодные Богу. Кроме того, их миссия - это управление вселенной и защита всего, что сотворил Господь. По некоторым данным, у каждого народа и каждого правителя есть свой ангел, призванный защищать его от зла. Пророк Даниил говорил, что Ангелы Персидского и Иудейского царств, следят за тем, чтобы все правители, воздвигнутые на престол, стремились не к обогащению и славе, а к распространению и умножению славы Божьей, чтобы они приносили пользу своему народу, служа его потребностям.

Архангелы

Архангел - это великий благовестник. Его основная миссия - открытие пророчеств, понимание и познание воли Творца. Эти знания они получают от высших чинов, чтобы донести их низшим, которые в последствие донесут их людям. По мнению святого Григория Двоеслова, целью ангелов является укрепление веры в человеке, открытие ее таинств. Архангелы, имена которых можно найти в Библии, наиболее известны человеку.

Ангелы

Это самый низший чин в иерархии небес и самое близкое существо к людям. Они направляют людей на путь, помогают им в повседневной жизни не сойти со своей стези. У каждого верующего человека есть свой ангел-хранитель. Каждого добродетельного человека они поддерживают от падения, каждого кто духовно упал, они стараются поднять, вне зависимости от того, насколько он грешен. Они всегда готовы прийти на помощь к человеку, главное, чтобы он сам желал этой помощи.

Считается, что человек получает своего Ангела Хранителя после проведения обряда Крещения. Он обязан оберегать подчиненного от несчастий, бед и помогать ему на протяжении всей жизни. Если человеку угрожают темные силы, нужно помолится Ангелу Хранителю, и он поможет бороться с ними. Считается, что в зависимости от миссии человека на земле, он может быть связан не с одним, а с несколькими ангелами. В зависимости от того, как человек живет и насколько он развит духовно, с ним могут работать не только низшие чины, но и Архангелы, имена которых знает большинство людей. Стоит помнить, что Сатана не остановится и всегда будет искушать людей, поэтому Ангелы всегда будут рядом с ними в трудные минуты. Только живя по законам Божьим и развиваясь духовно можно познать все таинства религии. Вот в принципе и вся информация, которая относится к чинам Небесным.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ РАФАИЛ

Месяц ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

По Священному Писанию и преданию известны следующие Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Но они не именуются Архангелами в собственном смысле, а принадлежат к чину Серафимов, Архангелами же они называются в качестве вождей ангельских сил. Они высшие из Серафимов, самые близкие к Богу (Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901).

«Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет и от семи духов, находящихся пред престолом Его» – читаем мы в Откровении Святого Иоанна Богослова (Апок. 1 , 4) . Эти семь духов и есть семь Архангелов.

Архангел Рафаил – целитель человеческих недугов, путеводитель, врач Божий.

Имя Рафаил в переводе с еврейского языка означает – помощь, исцеление Божие, врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 17; 12, 15).

Архангел Рафаил, врач недугов человеческих, утешитель скорбящих, упоминается в Священном Писании. Есть целая книга, называемая «Книга Товита» , в которой описывается, как Архангел Рафаил, в виде юноши, сопутствовал праведному Товии, защищал его от нечаянных напастей в пути, освободил от злого духа Асмодея Сарру, дочь Рагуилову, дал ее в жены Товии, сыну Товитову, снял бельма у Товита (Тов.3, 16-17; 5,4-6; 6,8-9; 7,2-3; 11, 6-7, 10-13; 12, 6-7; 14, 15, 18).

Отправившись из дома Товита, Товия и Рафаил пришли вечером к реке Тигр. Когда Товия хотел искупаться, из реки показалась рыба, которая хотела поглотить его, но Рафаил сказал Товии: «Возьми эту рыбу, разрежь ее, вынь сердце, печень и желчь, и сбереги их». Товия все так и сделал. На его вопрос – к чему эта печень, сердце и желчь из рыбы? Рафаил ответил: «Если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться, а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится».

Когда они пришли в Екбатаны, где жила Сарра, дочь Рагуила, семь женихов которой погубил злой дух Асмодей, их хорошо приняли в доме Рагуила. Рагуил отдал Сарру, дочь свою, в жены Товии. Товия, входя в спальню, взял курительницу, положил сердце и печень рыбы и дымил. Демон, услышав это запах, убежал в верхние страны Египта.

Когда Товия с женой Саррой и Рафаилом пошли в обратный путь в Ниневию, где жил Товит то Рафаил сказал: «Я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза: ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя».

Товия приложил желчь к глазам отца своего и сказал: «Ободрись, отец мой!» Глаза его заело и он отер их, и снялись с краев глаз его бельма и увидел он сына своего Товию.

Когда же Товит хотел в благодарность отдать спутнику Товии половину принесенного серебра, Рафаил, отозвав в сторону Товита и Товию, сказал им: «Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас… Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас… Ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святаго… Я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек».

Весьма поучительны и слова, сказанные Архангелом Рафаилом при разлучении с семейством Товита: «доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни». Товит и Товия смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе. Но Рафаил сказал им: «Не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек… Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу. И встали они и более уже не видели его».

Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Архангела Рафаила, тому надобно самому быть милостиву к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила – иначе у них не будет духовного союза с Архангелом.

Святая Церковь изображает Архангела Рафаила держащим в немного приподнятой левой руке сосуд с врачебными средствами и ведущим правою рукою Товию, несущего пойманную в реке Тигр рыбу.

Молитва Архангелу Рафаилу

О, Святый великий Архангеле Рафаиле, Престолу Божию предстояй! Ты благодатию, от Всемогущаго Врача душ и телес наших тебе данною, праведнаго мужа Товита от слепоты телесныя исцелил еси, и сына его, Товию, спутешествуя ему, от злаго духа сохранил еси. Всеусердно молю Тя, буди мне путеводитель в жизни моей, сохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя болезни моя, управи жизнь мою к покаянию во гресех и ко творению добрых дел. О, святый великий Рафаиле Архангеле! Услыши мене грешнаго молящагося тебе, и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков. Аминь. (Из древней рукописи).

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник вышних сил.

Кондак, глас 2

Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ УРИИЛ

Архангел Уриил – огонь или свет Божий, просветитель потемненных и невежд, просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших, возбудитель на молитву.

Имя Уриил в переводе с еврейского языка означает – свет или огонь Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20).

Уриил, будучи сиянием огня Божественного, есть просветитель потемненных. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовию к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные.

Об Архангеле Урииле пишется в Третьей книге Ездры (3 Езд. 4, 1-50; 5).

Архангел Уриил был послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути:

«Если ты одно из них объяснишь мне, то и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое. Тогда я сказал: говори, господин мой. Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел. Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: «в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил». Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих?» (3 Езд. 4, 4-11):

Архангел Уриил ответил на это Ездре: «Стань на правую сторону, и я объясню тебе значение подобием. И я стал, и увидел: вот горящая печь проходит предо мною; и когда пламя прошло, я увидел: остался дым. После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым» (3 Езд. 4, 47-50).

Этими словами Архангел Уриил указал Ездре на близость наступления срока прихода Искупителя на землю, что от его времени до пришествия Спасителя осталось немного лет, значительно меньше, чем от сотворения мира до времени Ездры, жившего в пятом веке до Рождества Христова. Итак, Архангел Уриил служитель света истины, просветитель потемненных, наставник заблудших, возбудитель на молитву.

Люди, преданные наукам – это ваш Архангел! Не забывайте по примеру его быть служителями не только света истины, а и огня Божественной любви. Как сказал святой апостол Павел: «Разум убо кичит, а любы созидает» (1Кор. 8:1). Изображается святой Архангел Уриил держащим в правой руке, против груди, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз – пламень огненный, что знаменует особенно сильную ревность по Боге сего Архангела.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ СЕЛАФИИЛ

Архангел Селафиил (Салафиил) – молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей.

Имя Селафиил в переводе с еврейского языка означает – молитва к Богу, молитвенник Божий, побуждающий к молитве.

Об этом Архангеле пишется в Третьей книге Ездры: «И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа.. .» (3 Езд. 5, 16).

Архангел Селафиил явился Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась. Он сказал ей: «. . .слышал Господь страдание твое. . .» (Быт. 16:11).

По верованию Церкви, святой Архангел Селафиил также явился Агари в пустыне Вирсавии, когда изгнал ее Авраам. В книге Бытия об этом повествуется так: «Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села поодаль против него, и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока оттуда, где он был; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал

голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос…» (Быт. 21, 14-20).

Итак, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати.

Изображается святой Архангел Селафиил с лицом и очами, склоненными вниз и с руками, молитвенно сложенными на груди, как бывает у человека умиленно молящегося.

Видя в таком положении самого Архангела молитвы, будем стараться и сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ИЕГУДИИЛ

Архангел Иегудиил – покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствуюший о воздаянии им за их подвиги и труды, споспешник и наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.

Всякий из нас, от млада до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. На нашей грешной земле всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким. Но Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого труда любве во имя Его (Евр. 6:10) .

Имя Иегудиил в переводе с еврейского языка означает – славящий Бога, хвала Бога.

По верованию Церкви, основанному на Священном Предании, святой Архангел Иегудиил – один из семи Архангелов, покровительствовавший по Велению Божиему израильтянам в пути их во время 40-летнего странствования, а также имя Иегудиила усваивают тому Ангелу, который в столпе огненном и облачном предшествовал израильтянам при выходе из Египта, охраняя их от преследователей: «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в середину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Исх. 14, 19-20).

Когда Моисей, после сорокадневного поста и молитв, взошел на гору Синай, явился ему Бог и, вручая скрижали завета, дал ему закон, который должны были соблюдать люди Израиля. И сказал Господь: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23, 20-21). «…Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аммореям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их от лица вашего, то не поклоняйся богам их, и не служи им» (Исх. 23, 23-24).

Итак, служение Архангела Иегудиила в том, чтобы укреплять людей труждающихся ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги.

Изображается святой Архангел Иегудиил держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами – этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ВАРАХИИЛ

Архангел Варахиил, по верованию Церкви, один из трех Ангелов, явившихся Аврааму у дуба Мамре. Он предсказал Аврааму и Сарре рождение Исаака и подтвердил обетование спасения, данное Богом в раю всему роду человеческому в лице Адама.

Святой Архангел Варахиил – податель людям благословений Божих на добрые дела и ходатай, испрашивающий людям милости Божии и благословение Божие проводить жизнь в душевном здравии и спасении, покровитель благочестивых семейств, хранитель чистоты души и тела.

Имя Варахиил в переводе с еврейского языка означает – Богом благословенный, благословение Божие.

Архангел Варахиил изображается несущим на своей груди, на одежде, белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, а сам Архангел Варахиил является как бы предвестником блаженства и нескончаемого мира в Царствии Небесном.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ИЕРЕМИИЛ

Архангел Иеремиил – внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу возношение к Богу милосердие Божие.

Имя Иеремиил в переводе с еврейского языка означает – возвышение к Богу, высота Божия.

О святом Архангеле Иеремииле в Третьей книге Ездры пишется так: «Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3Езд. 4, 35-37), т. е. будущий век наступит лишь тогда, когда количество умерших праведников достигнет определенного предела. Этот ответ дает им Архангел Иеремиил (Апокалипсис Иоанна Богослова дает точную цифру запечатленных из всех колен Израилевых, именно 144000 (7, 4)). Все девять Ангельских чинов соберутся в день Страшного Суда Господня, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним», «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:30-31). И тогда услышат избраннии слова Спасителя мира: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Молитва ко святым Ангелам

К вам, яко заступником и хранителем живота моего, аз окаянный припадая, молюся: подадите мне молитвами вашими дневное пребывание, богоугодно и неискусно от злых деяний и помышлений прейти. Отверзите слух ушию моею, да услышу и разумею дела и словеса Божия душеполезная, да прозрю внутреннима очима, тьмою греховною обдержимый. Молите за мя, по вся часы согрешающаго, да не пояст мене мечь ярости Господни: зело бо превзыдоша беззакония моя на главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Ты же, Господи мой Господи, призри на мя, и помилуй мя, и изведи из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отиду отсюду, и не прииду на Страшный оный Суд Твой. Приими молящияся за ны святыя Ангелы Твоя, иже окрест престола Твоего выну со страхом предстоят, и тех молитвами, изряднее же Пречистыя Матере, избави мя Страшнаго онаго и грознаго суда Твоего. Ты бо еси Агнец Божий, вземляй всего мира грехи, распятый на кресте нашего ради спасения; вонми молитве моей, и посли Ангела Хранителя души моей и телу, да тем наставляем, избавлюся от всяких врагов видимых и невидимых, и сподоблюся получити Твою милость, со всеми от века Тебе благоугодившими, яко Ты еси Бог наш, и к Тебе прибегаю, и на Тя надеюся, аще и согреших паче человек, но Тебе не отступих, ни руку моею воздех ко иному богу, Тебе молюся, Господи Иисусе Христе, Тя благословлю, и Тебе покланяюся от Троицы Единому, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Из каноника).

Тропарь Безсплотным Силам, глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняющее ны припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак Безплотным Силам, глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милось, яко безплотных Архистратизи.

Величание

Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.

Молитвы святым Архангелам на каждый день недели

Понедельник

Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукаваго, искушающаго мя.

О великий Архистратиже Божий Михаиле победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит меня Господь от скорбей и от всякия болезни, от смертоностныя язвы и напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторник

Святый Архангеле Гаврииле, радость неизреченную с Небес Пречистой Деве принесший, исполни радостию и веселием сердце мое, гордостию преогорченное.

О, великий Архангеле Божий Гаврииле, ты еси благовестил Пречистой Деве Марии зачатие Сына Божия. Возвести и мне грешному день страшной смерти Господа Бога за грешную мою душу, да простит Господь грехи мои; и не удержат меня демоны на мытарствах за грехи мои. О великий Архангеле Гаврииле! Сохрани меня от всех бед и от тяжкой болезни, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Среда

О великий Архангеле Божий Рафаиле, приемый дар от Бога целити недуги, исцели неисцельные язвы моего сердца и многие болезни моего тела. О великий Архангеле Божий Рафаиле, ты еси путеводитель, врач и целитель, руководствуй меня ко спасению и исцели все болезни мои душевные и телесные, и проведи меня к Престолу Божию, и умоли Его благоутробие за грешную мою душу, да простит меня Господь и сохранит от всех врагов моих и от злых человек, от ныне и до века. Аминь.

Четверг

Святый Архангеле Божий Урииле, светом Божественным озаряемый и преизобильно исполненный огнем пламенной горячей любви, брось искру огня сего пламенного в мое сердце холодное, и душу мою темную светом твоим озари.

О великий Архангеле Божий Урииле, ты еси сияние огня Божественного и просветитель помраченных грехами: просвети ум мой, сердце мое, волю мою силою Святаго Духа, и настави меня на путь покаяния, и умоли Господа Бога, да избавит меня Господь от ада преисподняго и от всех врагов видимых и невидимых, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пятница

Святый Архангеле Божий Селафииле, даяй молитву молящемуся, научи меня молиться молитвой смиренной, сокрушенной, сосредоточенной и умиленной. О великий Архангеле Божий Селафииле, ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за меня, грешного, да избавит меня Господь от всех бед и скорбей, и болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, и сподобит меня Господь Царствия Небесного со всеми Святыми вовеки. Аминь.

Суббота

Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче всех подвизающихся на пути Христовом, возбуди меня от тяжкой лености и подвигом добрым укрепи меня. О великий Архангеле Божий Иегудииле, ты ревностный защитник славы Божией: ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня, ленивого, славить Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя да созиждет во мне сердце чисто и дух правый обновит во утробе моей, и Духом Владычным утвердит меня и истиною Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскресенье

Святый Архангеле Божий Варахииле, благословение от Господа нам приносящий, благослови мя положить начало благое, исправление нерадивого моего жития, да угожду во всем Господу Спасителю моему во веки веков. Аминь.

Беседовал Тофилий Дымный

Легенды о роли личности Петра I в экономическом развитии Архангельска, как правило, не имеют ничего общего с реальностью

Вместо того чтобы изучать историю, её у нас нередко насилуют в угоду и стереотипам. Как и в советские годы, российским школьникам дают мифологизированные оценки роли исторических личностей.

В прошлом номере газеты мы опубликовали материал «Петровский или Ломоносовский?» (№ 6 (15) от 12 апреля этого года). Звонков в редакцию было, что называется, хоть отбавляй. Горожане высказывали разные мнения, порой противоположные и категоричные. Но все хотели узнать правду об отношении Петра Первого к Архангельску, и сегодня на вопросы «ЗПГ» отвечает известный северный краевед, публицист, член президиума Архангельского регионального Всероссийского общества охраны памятников истории и Иван Мосеев .

– Сейчас все официальные российские историки утверждают, что Архангельск не является родиной отечественного флота, потому что Пётр I создавал первый флот не в Архангельске, а в Воронеже. Так ли это?

– Сегодня миф о том, что именно Пётр построил первые российские судоверфи и корабли, доведён до абсурда. Архангельска, как признанной родины отечественного морского флота, в истории России больше нет! Родиной флота вся Россия считает и Переславль-Залесский. Обыватель слепо верит официальным историческим мифам и не задумывается о том, что в Архангельске задолго до того, как Пётр построил первые суда в Воронеже, уже были и судоверфи и, разумеется, огромный по тем временам флот промысловых и торговых поморских судов. Пётр не смог бы создать свой флот без Архангельска и поморов. Из сухопутных помещичьих крестьян центральной и южной России нельзя было набрать опытных и судостроителей. Поэтому, не имея морского опыта поморов, Пётр I ещё долгие годы плавал бы в своих потешных прудах.

Верфь Архангельска в годы Петра I

– Но ведь роль царя в истории нашего края переоценить трудно. Или и тут нас ввели в заблуждение?

– Многие архангелогородцы, попавшие под влияние мифологии о Петре I, уверены, что именно с него начался бурный расцвет Архангельска. Но это глубочайшее заблуждение . Знают ли архангелогородцы, что даже Соломбальская государственная судоверфь была заложена вовсе не Петром I, а в 1581 году? А в 1602 году на этой верфи строил морские корабли царь Борис Годунов. Так что судоверфь в Соломбале работала задолго до приезда Петра в Архангельск . Пётр просто использовал уже готовый поморский ресурс и при этом погубил множество людей. Последствия его реформ особенно тяжело отразились на Архангельске.


Строительство кораблей в Архангельске. Начало XVIII в.

– Какие указы Петра особенно сильно ударили по Архангельску?

– Согласно указам Петра I в 1719 и 1724 гг. свободное поморское черносошное крестьянство было лишено своих свобод, дарованных ещё Иваном Грозным, и переведено в разряд государственных крестьян. Своими указами Пётр запретил поморам строить традиционные морские промысловые суда и потребовал строить корабли на манер иностранных. Многие из этих европейских судов не были приспособлены для плаваний в наших северных морях. Это тоже подорвало морские промыслы. Кроме того, далеко не каждому было по карману строить европейские гукеры и шхуны.

– А что в таком случае стало с поморскими промыслами?

– Пётр передал их своим прибыльщикам и монопольным компаниям. Это означало, что коренным поморам запрещалось ловить рыбу и бить морского зверя, из-за чего в неурожайные годы в Поморье царил голод. В середине XVIII века крестьяне Ковской волости писали:

«По неимению у нас семужьих промыслов... платить подушных денег не в состоянии, и по крайности пришли к отчаянию и претерпеваем великий голод, употребляем себе в пищу... гнилое дерево и белый мох» .

– Всем известно, что в Поморье никогда не было . Как же Пётр относился к этому факту?

– Пётр не церемонился с людьми, его мало интересовало, что поморы – это не крепостные крестьяне. Если ему требовались рабы, он просто превращал в них своих подданных. В 1712 Пётр I забрал для службы на флоте 500 поморов, в 1713 – 550, в 1715 – 2000. Причём брал самых лучших, молодых работников, обрекая их семьи на голодное существование, разорение и нищету. Тысячи семей лишились тогда своих кормильцев. В именном указе архангельскому губернатору от 9 октября 1714 года Пётр I пишет:

«В Сумском остроге, на Мезени и в других местах, где есть лучшие работники, которые ходят на море за рыбным и звериным промыслом на кочах, набрать 500 матросов, и чтоб оные были не стары, не увечны, а именно, чтобы были летами не старше 30 лет» .

Жестокость и презрение к подданным, глумление над традиционной культурой коренного были неотъемлемой чертой Пётра I.

– Правда ли, что Пётр I вообще не считал за людей оленеводов-ненцев и обращался с ними буквально как с животными?

– Вот, что собственноручно писал «просвещённый самодержец» архангелогородскому вице-губернатору П.Е. Лодыженскому 11 января 1717 года:

«Господин вице-губернатор. По получении сего указу сыщите двух человек самоядов (т.е. ненцев) молодых ребят, которые б были дурняя рожием и смешняе, летами от 15 до 18, в их платье и уборах, как они ходят по своему обыкновению, которых надобно послать в подарок грандуке флоренскому. И как их сыщите, то немедленно отдайте их тому, кто вам сие наше письмо объявит. Пётр» .

То, что ненцы не животные, а люди, Петра I нисколько не волновало. Но это не может не волновать современных жителей Архангельска. Ведь чествование в Архангельске Петра I оскорбительно и для поморов, и для жителей Ненецкого автономного округа, с которым Архангельск налаживает отношения.

– Почему образ Петра всё же популярен в Архангельске?

Фильм «Пётр и Пётр» это лишь несколько ответов на сотни вопросов о реальных делах того, кого сегодня называют Петром «Великим». Это попытка постановки самых нужных вопросов и поиска на них правдивых ответов, а не той глупости и явной лжи, что дают наши историки и политики. В основу фильма положены материалы академика Н.В. Левашова, Е.Т. Байды и некоторых других авторов...

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - "кто как Бог") - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 - 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.(Дан. 3, 92 - 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"".

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона "Благословенное воинство" - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.

Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".

Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил - держит в руке весы.

Власти изгоняют бесов, Начала насылают молнии, Архангелы учат.

Благодаря Голливуду мы прекрасно осведомлены о демонах из войска дьявола, и крайне мало знаем о войсках Бога. При том, что ангелы Господни намного могущественнее, сильнее и крайне мало похожи на статуэтки деток с крылышками, умилительно смотрящие на нас с прилавков.

Например, серафимы - ближайшие к Господу ангелы - огромные существа с шестью крыльями размерами с многоэтажный дом, несколькими лицами и множеством глаз. А пророк Даниил, который усмирял львов, даже потерял сознание, когда увидел перед собой ангела! «Тело его - как топаз, лицо его - как вид молнии. Очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь». Увидев возле себя такого ангела-хранителя, резко перехочется грешить - чтоб только его, упаси Бог, не расстроить! Кстати, в иконописных канонах разрешается изображать лишь пять чинов ангелов.

У войска Господнего строгая иерархия. Девять чинов, разбитых на три лика: верхний (серафимы, херувимы и престолы), средний (господства, силы, власти) и нижний (начала, архангелы и ангелы). Нет между ними греховной зависти и желания «подсидеть другого». Чины ангельские - это различные краски единой картины великого художника - Творца. О них верховный апостол языков Павел рассказал своему ученику - Дионисию Ареопагиту, который на основе рассказов составил книгу «О Небесной иерархии».

Серафимы

Серафим означает «пламенный», «огненный». Из всех чинов небесных Серафимы - ближайшие к Богу. Они во всей силе и непонятной нам глубине ощущают, что Бог есть Любовь - милосердная, безмерная, которая смирила Себя ради рода человеческого до креста и смерти. Любовь эта приводит серафимов всегда в священный трепет и в ужас, заставляет содрогаться все существо их. Не могут сносить они великой этой Любви. Закрывают двумя крылами лица свои, двумя крылами ноги свои и двумя летают, в страхе и трепете взывая: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф!» Когда пророк Исайя, увидев Господа сидящим на престоле в окружении серафимов, стал сокрушаться: «О, окаянный я человек, с нечистыми устами», к нему прилетел один из серафимов. «В руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит». Горя любовью к Богу, они зажигают огонь этой любви и в сердцах людей, вдохновляя их на проповедь. Именно они «глаголом жгут сердца людей».

Херувимы

Именно херувим с пламенным обращающимся мечом изгнал Адама и Еву из рая, которые вознамерились сорвать покров, скрывающий тайны Божественной Премудрости. Для херувимов Бог суть светящаяся Премудрость, в которой сомневаться как минимум опасно, потому так велика их ревность. Херувимы непрестанно углубляются в Божественный разум, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны Божественные, с трепетом проникают в них. В Ветхом завете херувимы изображаются приникаюшими над Ковчегом Завета. Херувимы с умилением, со страхом взирают на Премудрость Божественную, исследуют ее, поучаются в ней и как бы покрывают крыльями своими ее тайны, хранят их. Они крайне строги к тем, кто дерзает проникнуть в неведомые тайны небесные, словно говоря: «Бойтесь же испытывать умом то, чему надо верить!» Херувимы - «многоочитые». От непрестанного созерцания Божественной Премудрости они видят и знают все в совершенстве и людям приносят ведение (от слова «ведать» - знать).

Престолы

Бывало ли так, что раскат грома или блеск молнии, или высота гор, или величие богослужения вызывали у вас желание упасть на колени или залиться слезами, или просто воспарить ввысь? Такие святые минуты бывают не без влияния Престолов.
Нет, конечно, они не похожи на земные престолы из золота, серебра или слоновой кости. Небесные Престолы - разумные, живые носители величия и славы Божией! Они ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, творящего суд и правду, «Бога Великого, Крепкого и Страшного». Престолы не только исполняются этим величием и славою, но и другим дают его чувствовать. Как бы переливают это в сердца людские, преисполняющие нас, простых смертных, волнами величия и славы. Они как бы присоединяют нас к своему настроению. Да, если бы чаще посещали нас Престолы, бед у нас было бы меньше. Они бы посылали нам чувство величия Божия и собственного нашего ничтожества, мы бы не так возносились, цены себе не зная, чуть не богом себя почитая. Но увы, слава Божья во всей полноте доступна лишь Престолам.

Господствия

Если для Серафимов Бог есть Любовь, для Херувимов - Премудрость; для Престолов - Царь Славы, то для Господств Бог - Промыслитель. Господствия созерцают Бога именно как Промыслителя, воспевают Его попечение о мире. Они проникают в многоразличные заботы Божьи, как Он одевает «неба облаки, уготовляет земли дождь, прозябает на горах траву и злак на службу человекам». Дивятся Господствия, как Бог, столь великий, обнимает всех и вся попечением Своим; хранит и бережет каждую былинку, каждую мошку, самую малейшую песчинку.
Созерцая Бога как Промыслителя - Строителя мира, Господствия и людей учат устроять сами себя, учат нас заботиться о душе, промышлять о ней. Внушают человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками, утеснять плоть, давая простор духу. Господствия нужно молитвенно призывать в помощь тем, кто хочет освободиться от какой-либо страсти или привычки, но не может сделать этого по причине слабости воли. Людям, которые хотят избавиться от подобной немощи, Дионисий Ареопагит предлагает молиться: «Господствия святые, укрепите мою слабую волю в борьбе с грехом, дайте возгосподствовать мне над страстями моими!». «И, верьте, такое молитвенное призывание не останется бесплодным, - пишет далее Дионисий. - Сейчас же от сонма Господствий послана будет тебе помощь и крепость».

Силы

Для Сил Бог - Чудотворец. «Ты еси Бог творяй чудеса» - вот что составляет предмет постоянного их хваления и славословия. Вспомните, когда мы бываем свидетелями какого-либо явного чуда Божия, например, прозрения слепого, восстановления безнадежно больного, то приходим в неописуемый восторг и умиление. А Силам дано видеть такие чудеса, которых наш ум и представить не может. Они могут вникать в самую глубину этих чудес, им открыта их цель высочайшая.

Власти

Как раскаленное железо, Власти проникаются огнем Божия всемогущества и становятся его носителями. Власти невыносимы для дьявола и обращают полчища его в бегство. Потому бесноватым ии тем, у кого уныние важно ежедневно молиться: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) или рабы Божией (имя) беса, его (или ее) мучающего!». В простоте сердечной призываемые, Власти придут на помощь, а одержимый бесом почувствует легкость в душе своей.

Начала

«Видел я четырех ангелов, стоящих на четырех сторонах земли, держащих четыре ветра земли, - свидетельствует св. Иоанн в Откровениях. - Им дано вредить земле и морю». Молния нередко попаляет кощунников, град одно поле побивает, другое нет. Кто дает неразумной стихии разумное направление? Начала. Они народы к высшим благим целям, которые указывает и предначертывает Сам Господь. Возводят, сколько могут, тех, которые охотно повинуются им, к Богу, как к своему Началу.

Архангелы

Это учители небесные. Учат они людей, как жизнь им свою устраивать согласно с волей Божией. Разные пути жизни предлежат человеку: есть путь иноческий, путь брачного состояния, есть различные роды службы. Что выбрать? Тут и являются на помощь человеку архангелы. Им открывает Господь волю Свою о человеке. Архангелы знают, что ожидает человека на том или другом пути жизни. От одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, научают избирать верный путь. Кто разбился жизнью, колеблется, нужно призывать в помощь архангелов: «Архангелы Божьи, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумления, научите меня, какой мне выбрать путь, воньже пойду, да благоугожду Богу моему!»

Согласно учению Православной Церкви, Архангелов семь.

Архистратиг Михаил (Кто яко Бог?)

(др.-евр. מיכאל‎, Михаэ́ль - «Кто как Бог»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

За верность поставлен Богом чиноначальником над всеми чинами святых ангелов. Поэтому и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечом в руке, имея под ногами поверженного духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает чистоту и верность ангелов Царю Небесному. Крест, коим оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

Имя Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:

  • «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13).
  • «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан. 10:21).
  • А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
    « И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
    (Дан. 12:1)
  • Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:
  • явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис. 22:22);
  • явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав. 5:13-15);
  • уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар. 19:35);
  • спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан. 3:95).

Архангел Гавриил (Крепость Божия)

(др.-евр. גבריאל‎ - сила Божия) Упоминается в следующих библейских книгах: Дан. 8:16, 9:21 и Лк. 1:19, 1:26.

Изображается иногда с райскою ветвию в руках, которая была принесена им Деве Марии в день Благовещения, а иногда - с фонарем, внутри коего горит свеча, и с зерцалом (зеркалом) из ясписа, как вестник судеб Божиих о спасении человечества.

В Библии называется ангелом, но в предании христианской церкви выступает как архангел - один из высших ангелов. В Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Деве Марии в Назарете - о рождении Иисуса Христа. Считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа. По учению мусульман - от него пророк Мухаммед получил свои откровения. На иконах изображается со свечой и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Память архангела Гавриила совершается в Православной церкви 26 марта и 13 июля (по юлианскому календарю).

Архангел Рафаил («помощь и исцеление Божие»)

(др.-евр. רפאל‎, Рэфа́эль - «исцелил Господь»). Упоминается в книге Товита (3:16; 12:12-15).

Врач недугов человеческих. Держит в левой руке сосуд с лекарством, а в правой - стручец, т. е. остриженное птичье перо для помазывания ран.

Архангел Варахиил («хвала Божия»)

В Библии не упоминается, известен только из «откровения» Амадея Португальского.

Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном. Белые розы выступают символом благословения Божьего.

Архангел Салафиил («служитель молитвы»)

(др.-евр. שאלתיאל‎ - «молитва к Богу»). Упоминается только в апокрифической Третьей книге Ездры (3 Ездр. 5:16).

Молитвенник, побуждающий людей к молитве. Он изображается с ликом и очами, склоненными вниз, и руками, прижатыми крес­том на груди, как умиленно молящийся.

Архангел Иегудиил (Хвала Божия)

Это имя известно только из «откровения» Амадея Португальского, в канонических текстах его имя не упоминается.

Изображается держащим в правой руке золотой венец как награду от Бога за полезные труды святым людям, а в левой руке - бич как наказание грешным за леность.

Архангел Уриил («свет Божий, или Бог свет есть»)

(др.-евр. אוּרִיאֵל‎ - «свет Божий, или Бог свет есть»). Упоминается в апокрифической Третьей книге Ездры (3 Ездр. 4:1; 5:20).

Согласно апокрифу - Третьей книге Ездры, архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По мнению православных богословов, Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невеж, а само имя архангела, соответствуя его особому служению, означает «Огонь Божий» или «Свет Божий».

По иконописному канону Уриил «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень».

Архангел Иеремиил («Высота Божия»)

Упоминается только в Третьей книге Ездры (3 Ездр. 4:36.).

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора сообщает о нём следующее:

В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается ещё Архангел Иеремиил (высота Божия). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Исходя из значения имени (Иеремиил - «Высота Божия») богословы считают, что он посылается от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению и возвращению человека к Богу. Изображается он, держащим в правой руке весы.

Ангелы

По словам св. Иоанна Златоуста, «весь воздух наполнен ангелами». Они столь близки к нам, что всюду нас окружают, отовсюду на нас смотрят и «предстоят священнику во время совершения страшной Жертвы». Распознать присутствие Ангела-Хранителя можно по внутреннему настроению. Когда на душе у тебя светло, на сердце легко, тихо, мирно, когда ум твой занят богомыслием, когда ты каешься, умиляешься, тогда, значит, Ангел рядом.

Почему не может явиться Ангел видимым образом? Чтобы не устрашить, не смутить нас своим явлением, ибо знает он, как малодушны, боязливы и робки мы перед всем таинственным. Пророку Даниилу однажды явился видимым образом Ангел и он рассказал, что было с ним при этом. «В двадцать четвертый день первого месяца, - повествует пророк, - был я на берегу большой реки Тигра, и поднял глаза мои, и увидел: вот, один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом. Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей. И смотрел я на это великое видение, но во мне не осталось крепости… И услышал я глас слов его; в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле, и онемел, внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы, и дыхание замерло во мне». Даниил, который смущал львов и имел силу выше человеческой, не вынес присутствия небожителя и повергся бездыханным. Ангелу потребовалось ободрять пророка, дабы от страха он не умер.