Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Актриса маргарита терехова отмечает юбилей.

25 августа народная артистка России Маргарита Терехова отмечает юбилей. Несмотря на то что уже около 7 лет она не появляется на публике и ведет уединенный образ жизни из–за коварной болезни Альцгеймера, о Тереховой по–прежнему помнят, ее фильмы пересматривают, «желтая» пресса неутомимо изучает подробности ее личной жизни. Защитить себя Маргарита Борисовна уже не может, а на каждый роток не накинешь платок.

Ее прошлое - легкая добыча для любителей вчерашних сенсаций. Почти все ее героини в кино и театре - натуры страстные, эффектные, самодостаточные. Не потому ли такими убедительными получились у нее Миледи в экранизации романа «Три мушкетера» Александра Дюма Георгия Юнгвальд–Хилькевича и графиня Диана де Бельфлер в «Собаке на сене», что и в жизни Терехова была натурой увлекающейся и мятущейся? Даже в ее современных героинях из картин «Монолог» Ильи Авербаха, «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова, «Зеркало» Андрея Тарковского, «Кто поедет в Трускавец» Валерия Ахадова было что–то неуловимо нездешнее.


Ее молчаливые крупные планы забыть невозможно, как невозможно повторить фирменные интонации Тереховой. Зрители полюбили и других героинь актрисы в картинах «Расписание на послезавтра» и «Давай поженимся», снятых на киностудии «Беларусьфильм». Позже профессионалы восхитились самоотверженностью, которую артистка продемонстрировала в психологических драмах начала 90–х «Отче наш» и «Только для сумасшедших». Помимо кино, театралы наслаждались ее работами в московском театре имени Моссовета. Публика валила валом на «Царскую охоту» в постановке Романа Виктюка. Спектакль стал легендой и продержался в репертуаре 25 лет. Совместной работой с Виктюком Терехова осталась довольна: «С Романом Григорьевичем Виктюком мне посчастливилось работать не только в «Царской охоте». Он делал замечательные телевизионные фильмы–спектакли. Например, вместе с моей дочерью Аней мы снимались в телеспектакле «Девочка, где ты живешь, или Радуга зимой».


От ее дуэта с Александром Домогаровым в другом костюмном спектакле «Милый друг» режиссера Андрея Житинкина по Мопассану летели искры! «Еще до начала репетиций коллеги пытались меня запугивать, мол, многие хотели работать с Марго, но ничего не получалось - она любительница поскандалить, навести шума, - вспоминал Житинкин. - У нее ведь характер булгаковской Маргариты - неуправляемый, непредсказуемый! Терехова доказала это, и не раз. Но мы превосходно сработались».


Неподражаемый голос, стать, неземная красота. Для многих творцов Терехова оказалась поистине роковой женщиной в реальной жизни. На копну ее вьющихся рыжих волос они летели, как мотыльки на пламя. Официально замужем она была три раза. Ее супругами являлись Вячеслав Бутенко (недолгий студенческий брак), болгарский актер Савва Хашимов, с которым они вместе снялись в картине «Бегущая во волнам» (он стал отцом дочери Анны), режиссер Георгий Гаврилов. Ей также приписывали романы с Андреем Тарковским, Алексеем Габриловичем (дело шло к браку), Игорем Тальковым, Марисом Лиепой, Александром Кайдановским... Отцом сына Саши называли таджикского директора трикотажной фабрики и позже политика Сайфиддина Тураева. Сам Тураев всячески отрицал свое отцовство и спустя годы.


Какие–то чувства находили отражение в творчестве. «Мне нравится смотреть на город из твоего окна», - написал и спел Игорь Тальков, с которым они организовали в 80–х театр «Балаганчик», про квартиру Тереховой на Большой Грузинской улице.

Психологи считают, что причина всех наших бед кроется в детстве. Маргариту Терехову воспитывала сильная, властная мать - Галина Томашевич, ведущая актриса Свердловского драматического театра. Отец Борис Терехов тоже служил в этом театре. Его уход из семьи больно ранил маленькую Риту. Всю жизнь она скучала по нему, то винила, то оправдывала... Говорят, и в актрисы пошла, чтобы однажды отец увидел ее на экране и пожалел, что когда–то оставил семью. Он объявился, когда она уже стала звездой. Они встретились во дворике театра, и оба заплакали. Невозможно было одной встречей восполнить десятилетние пробелы в общении... Отец Борис Терехов, несмотря на бурную личную жизнь, умер в одиночестве. По горькой иронии судьбы он уходил из жизни в костюме Деда Мороза - верном образе–кормильце для провинциальных актеров.


В 2005 году Терехова занялась режиссурой и сняла фильм «Чайка» по пьесе Чехова. Друзья и знакомые встретили картину глухим молчанием. «Никто из коллег ее особо не поддержал в этом начинании, - вспоминала позже дочь Анна. - Возможно, фильм был бы более успешен, если бы хоть кто–то предложил свою помощь в продвижении работы. После «Чайки» она просто выдохлась, у нее не было сил. Поэтому продолжать творческий путь стало невозможно. Да, сейчас мама болеет, у нее проблемы с памятью. Но не все так страшно, как пишут в прессе. Мы окружили ее заботой и любовью. У нее под рукой всегда есть любимые книги и фильмы с ее участием, которые она с удовольствием пересматривает. Ей это помогает и даже лечит ее».

Фильм «Чайка» Тереховой, который сейчас доступен в сети - интеллигентное и красивое кино, которое никак не назовешь неудачей. С прекрасными актерскими работами Юрия Соломина в роли Сорина и Андрея Соколова в роли Тригорина. Снялись тут и дети актрисы - Анна и Александр. «Психологический курьез - моя мать, - говорит сын актрисы Саша в фильме «Чайка». - Бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книжкой, отхватит тебе всего Некрасова наизусть, за больными ухаживает, как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе!» «Мама - сложный человек, - словно повторяет он эти слова и в документальном фильме «Маргарита Терехова. Отцы и дети».


После «Чайки» актриса все чаще уходила в себя, ее подводила память, она стала забывать друзей и знакомых... Тем не менее настойчиво просила свою подругу сценаристку Марину Шептунову написать сценарий о Ксении Петербургской. «Подумав, я отказалась, потому что нельзя сыграть святость», - признавалась Шептунова позже.

Последняя своеобразная роль Тереховой состоялась в фильме Михаила Косырева–Нестерова с говорящим названием «Поездка к матери». Актриса уже болела. Там звучит только ее голос за кадром. Картина получила призы на международных кинофестивалях, но в широкий прокат не выходила. Говорят, голосом актриса высказала всю тоску и по сыну, и по своей жизни...

Пожалуй, здесь можно вспомнить песню, правда, не из репертуара Игоря Талькова, а Валерия Леонтьева: «Опять одна, ты опять одна, ты ждешь звонка, дрожа слегка... И ты глядишь по ночам в окно, а ночью так за окном темно. Ты устала, устала ждать, а ведь когда–то умела летать. Маргарита, ведь ты не забыла? Маргарита - ты же помнишь, как все это было».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Тереховой Маргариты Борисовны

Детство

Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 в городе Туринске Свердловской области. В юном возрасте она вместе с семьей перебралась в Ташкент, где и прошло ее детство. С ранних лет красивая девочка обращала на себя внимание окружающих мальчишек. Вспоминает режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Мы с Ритой росли в Ташкенте в одном дворе. Рита была такая яркая девушка, с характером, подвижная. В нашей мальчишеской аудитории была очень известна! У нее были очень красивые, стройные ноги, хорошая фигура, у нее рано появилась грудь, и это нас всех тревожило! »

В Москву!

Школу Маргарита окончила с золотой медалью. Проучившись два года (с 1959 по 1961 г) в Ташкентском университете, девушка решилась отправиться покорять Москву. Поначалу ей ужасно не везло. Оказалось, что приехала она поздно – большинство вузов уже завершили прием абитуриентов. Оставался шанс пробиться во ВГИК, но там педагоги не разглядели в юной провинциалке будущую звезду.

Маргарита не отчаялась, и ее упорство было вознаграждено. Девушку приняли в Школу-студию при Академическом театре им. Моссовета. Талант Тереховой быстро проявился, - она заняла лидирующее положение в труппе. Как это часто бывает, талант юной актрисы вызвал зависть всей женской половины труппы. Однако саму Маргариту это нисколько не смутило. «А я не обращала внимания, потому что была наивна и независима. Жить было негде, даже косу длиннющую вынуждена была отрезать - некогда было расчесывать », - признается Маргарита Терехова.

После окончания в 1964 году Школы-студии Маргарита Терехова стала актрисой Театра им. Моссовета, где проработала до 1983 года. На его сцене актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание по роману» Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Первые работы на экране

Первые роли Маргариты Тереховой в кино в какой-то степени были перебором вариантов. Впервые на экране она появилась в 1965 году. Ее Таня - легкая, светящаяся надеждой девушка – вносила в картину армянского режиссера Фрунзе Довлятяна «Здравствуй, это я!» ощущение радости и веры в счастье.

Вслед за этим Маргарита Терехова снялась сразу же в двух ролях в романтической драме Павла Любимова «Бегущая по волнам» (поставленной по одноименному произведению ). Ее героини - Биче Саниэль, жена капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушка из легенды - стали воплощением двух разных миров.

Первое время актриса снималась нечасто, но зато каждая из картин с ее участием становилась событием. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог» (Тася Сретенская).

В «Монологе» Маргарита Терехова предстала в образе прекрасной и беспутной Таси Сретенской, дочери старого профессора (), которая никак не может устроить личную жизнь. При этом актриса умело избежала соблазна однобоко изобразить свою героиню, преодолела кажущуюся простоту роли. В будущем она еще не раз будет вступать в борьбу с заданностью образов.

«Зеркало»

Уже в своих первых картинах Маргарита Терехова ярко демонстрировала свою сильную притягательность, внутреннюю независимость и непокорность, что не могло пройти мимо . Видимо он почувствовал некое «родство душ», поскольку, приступая к очередной своей картине «Зеркало», доверил Тереховой сразу две главные роли – матери (Марии) и жены (Натальи). не ошибся. В своих героинях Маргарита Терехова в полной мере выразила замысел режиссера.

Ирина Шилова («Советский экран»): «В создаваемый мир вошла актриса, обладающая даром прозрения, равного замыслу масштаба. Не объяснить, не раскрыть, не разгадать, но дать возможность встречи с женщиной, вдохновлявшей поэта,- вот смысл первого появления Марии. Это зыбкое состояние метерлинковского ожидания, исполненное мимолетностей и нечаянных ощущений. Случайный прохожий нарушил чистоту, ясность, сосредоточенность чувств. Мария отвечает на вопросы, манит и отталкивает, интуитивно отделяя случайное - вот этот разговор - от того, что происходит в ее душе. Она красива, великолепна в скромном дачном наряде, с тяжелым пуком волос, с таинственной полуулыбкой, ибо она и здесь, сейчас, и в не известном никому прошедшем - далеком и близком.

Ситуация с обменом сережек. Образ бедствия, голода, нищеты и образ богатого дома, покоя, благополучия сомкнулись. Здесь и искушение, и принесение в жертву. Здесь - сердце на разрыв, но не предательство себя. Актриса открывает предел возможного унижения, предел возможной жертвенности для своей героини и для себя - Маргариты Тереховой. Из-за ее упорства, неуступчивости изменил замысел эпизода, понял и принял кредо своей актрисы.

Бежит по улице под проливным дождем Мария. В движениях, в размахе рук, в откинутой голове мучительная напряженность, исступленность. Случилось страшное, нужно успеть исправить ошибку и тем самым спастись. Лихорадочно скользят глаза по страницам текста. Нашла - ошибки нет. Воображение, подгоняемое неотступным страхом, сыграло шутку. Усталость, апатия, прострация - плата за пережитое. Возвращаясь к жизни, Мария словно бы становится ребенком; слезы застилают глаза, мешают видеть, слезы обиды, горечи, всепоглощающего отчаяния от несправедливости мира ».

Первый муж

Со своим будущим мужем Саввой Хашимовым Маргарита Терехова познакомилась еще в 1966 году в Болгарии на съемках фильма «Бегущая по волнам». В то время Хашимов, популярный болгарский актер, красавец и любимец женщин, был женат, но это его нисколько не остановило. Между Саввой и Маргаритой закрутился роман, приведший к беременности. Об этом Хашимов узнал, когда Терехова была уже в Москве. Он тут же написал Маргарите письмо, в котором сообщил о своем решении жениться на ней. Такая самоуверенность поначалу возмутила Терехову, однако противостоять напору его любви она не могла...

Новоиспеченные супруги поселились в театральном общежитии, и вскоре у них родилась дочка Анечка. Хашимов вспоминает: «Мы были счастливы! Нам было вместе очень хорошо. Любили в саду «Эрмитаж» гулять с Анечкой - катали ее в коляске. Это было счастливое, романтичное время! »

К сожалению, этот брак был обречен с самого начала, и причиной тому стала их профессия. У молодых практически не было домашнего хозяйства, которое могло бы их связывать. К тому же Хашимов категорически не хотел жить в Москве, он стремился в Болгарию, где его ждала интересная работа, а Терехова не собиралась покидать столицу. Спустя полтора года они расстались. Расстались тяжело, с большими переживаниями, хотя и остались в последствии друзьями.

Перемена имиджа

Маргарита Терехова очень тяжело пережила расставание с Саввой Хашимовым. Этот разрыв сделал актрису даже внешне более холодной и суровой. Взять ту же Марию с ее завораживающей холодностью в «Зеркале» . Дальше – больше. Имидж Маргариты Тереховой стал меняться в сторону коварной, роковой красавицы.

Началом этой вереницы образов положила ее Диана из «Собаки на сене» (1977), поставленной режиссером Яном Фридом по одноименной пьесе Лопе де Вега. Актриса создала незабываемый, емкий образ стервозной женщины, завлекшей в сети своей любви Теодоро (), и самой же испытывающей душевные муки от невозможности соединиться с любимым человеком.

Следующей в этой череде стала коварная Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артраньян и три мушкетера»…

Миледи

Поначалу на роль Миледи Юнгвальд-Хилькевич планировал пригласить . Но осуществлению его плана помешала беременность актрисы. Тогда режиссер и вспомнил о Маргарите Тереховой.

В свое время (еще в 1969 году) Юнгвальд-Хилькевич хотел снять Маргариту в главной женской роли в своей картине «Опасные гастроли». Но руководство Госкино настояло на кандидатуре . Для того чтобы оставить в картине , режиссеру пришлось пойти на уступки, что тогда очень обидело Терехову. И вот тетерь он вновь набирал ее номер. «Ритка, спасай! » - обратился к ней Юнгвальд-Хилькевич. «Хоть ты и сукин сын, но я согласна », - ответила Маргарита.

Утверждение на роль было отнюдь не гладким. Госкино хотело видеть в роли Миледи Пенкину. «Миледи - Пенкина?! Когда я услышал это, швырнул документы, запил и уехал в Питер, - рассказывает режиссер. - Я сказал: «Не буду я снимать ваших «Мушкетеров» или буду снимать так, как хочу ». Госкино пришлось пойти на попятный, и Терехову вызвали на пробы…

Вспоминает Юнгвальд-Хилькевич: «Надели на Риту шифоновую кофточку, и впервые в истории советского кинематографа в кадре была видна женская грудь не в течение одного стыдливого мгновения, а практически постоянно. У Тереховой грудь, как у Марии-Антуанетты (сохранился слепок из стекла), - это образец, самый красивый бюст в мире. Я говорю об этом не как мужик, а как художник. Миледи получилась абсолютной формы. Сексуальная, вероломная! »

Однако прежде чем приступить к съемкам, пришлось заняться еще и переделкой всего сценария. Вспоминает Маргарита Терехова: «Хилькевич был от сценария в ужасе; авторы пусть меня побьют – они живы и дееспособны, – но я и сейчас скажу, что это была готовая оперетта и я в этой пошлятине играть не собиралась. Так и сказала. Хилькевич радостно воскликнул: «Слава Богу! Ты уже второй человек!» В общем, мы многое сумели восстановить и выправили даже некоторые огрехи Дюма ».

Работа над образом велась Маргаритой Тереховой очень серьезно. Актриса, окунувшись в историю, выяснила, что прототипом ее героини была реальная агент кардинала Ришелье, которая разоблачала политические интриги Анны Австрийской.

Исходя из этого, Тереховой был создан яркий образ коварной интриганки, нашедшей в кардинале своего защитника-покровителя, и под его крылом осуществляющего свои планы. «Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла! » - этот эпиграф как нельзя лучше подходит к ее героине.

Работая над своим персонажем, Терехова придумала немало фраз и реплик, в том числе и знаменитое: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам ». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. О серьезности вхождения в образ говорит и то, что во время съемок у актрисы на плече проступило красное пятно в виде лилии. Потрясенный Хилькевич собрал всю съемочную группу. Художнику оставалось лишь обвести это пятно, и клеймо было готово.

80-е годы

В 80-е Маргарита Терехова вступила уже необыкновенно популярной актрисой (тому немало способствовали «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетера»). В 1980 году на экраны вышла еще одна картина, где Терехова проявила себя в полном блеске. Речь идет о телевизионной музыкальной комедии Яна Фрида «Благочестивая Марта», где она сыграла главную роль.

Именно в этот период в стране развернулась грандиозная травля , человека, который был очень близок и дорог Маргарите Тереховой. Актриса помогла выстоять своему другу, а в своем дневнике записала: «Запомни, Рита, этот момент отчаяния. Интересно, что будет дальше? »

Сама Терехова впоследствии признавалась, что в тот критический момент ее спасло рождение ребенка. Сын Саша родился в 1981 году. О том, кто его отец Терехова никому никогда не говорила. Фамилию Саша носит Терехов.

Последующие работы Тереховой в кино подтверждали ее высокое мастерство, хотя и не имели такого большого успеха, как Миледи, Диана де Бельфлор или Донья Марта. Терехова одинаково органично смотрелась и в мелодрамах («Давай поженимся», Елена), и в исторических картинах («Русь изначальная», Феодора). В 1989 году актриса продемонстрировала способности играть гротесковые, подчеркнуто стилизованные роли, снявшись в трагикомедии режиссера Сергея Овчарова «Оно», а в картине эстонского режиссера Авро Ихо «Только для сумасшедших» (1990) блеснула филигранной психологической игрой. За роль в фильме «Только для сумасшедших» Терехова получила призы МКФ за лучшую женскую роль (М.Терехова) в Сан-Ремо-91, Руане-92, Норд-Плайде-93 (Бельгия), Брюгге-93

«Чайка»

В 90-е годы Маргарита Терехова отошла от кинематографа, но полностью связи с кино она не теряла. Актриса изредка снималась и вынашивала идею постановки чеховской «Чайки». Заявку на съемки фильма со сценарным планом на 24 страницах она подала еще в 1996 году. Одновременно на экранизацию «Чайки» поступила и другая заявка, от Дмитрия Долинина. Однако тогда Госкино ответило отказом им обоим.

Воплотить в жизнь свою мечту Маргарите Борисовне удалось лишь спустя шесть лет - в 2002 году. На главные роли Терехова определила себя (Аркадина) и своих детей: Анна Терехова сыграла Нину Заречную, а Александр Терехов (в титрах он значился по фамилии отца - Тураев) – Константина Треплева. В других ролях Маргарита Борисовна задействовала

Терехова Маргарита Борисовна (р.1942) – советская и российская актриса кино и театра, режиссёр. С 1996 года имеет звание Народной артистки Российской Федерации.

Детство

Рита появилась на свет 25 августа 1942 года в провинциальном городе Туринске в Свердловской области. Шла война и её отец с матерью, оба актёры, находились в тылу. Папа Маргариты, знаменитый актёр Терехов Борис Иванович, работал в Свердловском театре. Мама – актриса Томашевич Галина Станиславовна.

Вскоре после появления Маргариты Тереховы были эвакуированы в узбекскую столицу город Ташкент, здесь прошли её детские годы, и именно это место актриса называет своей маленькой родиной.

Девочка была ещё совсем маленькой, когда развелись её родители. Из детских воспоминаний остался какой-то слишком опрятный дядя Семён Михайлович, который приходил к маме и всегда имел безупречный вид – свежую рубашку и начищенные до блеска ботинки. Маргарита была совсем ребёнком, но чувствовала, как сильно хотелось маме находиться рядом с этим мужчиной. Она не ревновала её к Семёну Михайловичу, но почему-то на всю жизнь осталось впечатление, что мама не сильно любила свою девочку.

Несмотря на то, что оба родителя принадлежали к творческой актёрской профессии, свою жизнь связывать с таким будущим Маргарита не собиралась. В юные годы она очень хорошо играла в баскетбол, была капитаном школьной команды и подавала серьёзные надежды на профессиональное спортивное будущее.

В Ташкенте Рита жила в одном дворе с будущим режиссёром «Трёх мушкетёров» Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем. Он вспоминает, что Терехова пользовалась среди мальчишек во дворе большой популярностью. Во-первых, она была очень красивая, яркая и подвижная. Во-вторых, отличалась жёстким характером. Всем мальчишкам не давали покоя её отлично сложенная фигура, стройные ноги и рано сформировавшаяся грудь.

В школе Маргарита училась хорошо и окончила её с золотой медалью. К этому времени к баскетболу она охладела и решила поступать в Среднеазиатский государственный университет.

Юность

В 1959 году Маргарита стала студенткой физико-математического факультета в Ташкентском университете. Проучившись два курса, девушка поняла, что это совсем не то, чем ей хотелось бы заниматься в жизни.

В 1961 году она бросила университет и поехала в Москву. Сначала ей не очень повезло: оказалось, что Рита немного опоздала, так как большинство театральных вузов уже окончило приём документов. Девушка была не с тем характером, чтобы отчаиваться и впадать в депрессию. Был ещё шанс попробовать стать студенткой ВГИКа, но преподаватели в экзаменационной комиссии не смогли рассмотреть в юной абитуриентке талант и будущую звезду кинематографа. Зато на неё обратил внимание педагог школы-студии при Академическом театре имени Моссовета Юрий Завадский и пригласил к себе на учёбу. Уже с первых месяцев проявились незаурядные способности Маргариты.

В труппе Терехова сразу заняла позиции лидера. Вполне естественно, что таланту и красоте юной актрисы завидовала вся женская половина театральной труппы, но её саму это ни капельки не смущало. Она была независимая, молодая и ещё немного наивная, поэтому не обращала на зависть внимания.

Театр

В 1964 году школу-студию Маргарита окончила и поступила на работу в этот же театр, где прослужила до 1983 года.

Почти за 20 лет театральной работы Терехова создала много замечательных образов, причём начала сразу ни много ни мало с Клеопатры в постановке «Цезарь и Клеопатра» по Б. Шоу.

На её счету блистательные роли:

  • Мари в спектакле «Глазами клоуна»;
  • Валя в «Доме на песке»;
  • Мармеладова Софья Семёновна из «Петербургских сновидений»;
  • Адель в «Поединке века»;
  • Соня в «Преступлении и наказании»;
  • Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями»;
  • Рода в постановке «Дальше – тишина»;
  • Елизавета из «Царской охоты»;
  • Вержини Вальтер в «Милом друге».

В 1983 году Маргарита ушла из театра и в течение трёх лет трудилась в небольшом театральном коллективе «Балаганчик», который она создала вместе с певцом Игорем Тальковым, у них были очень близкие дружеские отношения.

В 1987 году Терехова вернулась в театр имени Моссовета.

Кино

Начав работу в театре, Маргарита с её талантом и уникальной манящей красотой не могла остаться незамеченной для режиссёров кино. В 1965 году состоялся её дебют в картине «Здравствуй, это я!» Армянский режиссёр Фрунзе Довлятян доверил молодой актрисе роль лёгкой наивной девушки Тани.

После этого фильма её пригласили на съёмки в романтическую картину «Бегущая по волнам». Павел Любимов снял Терехову в своей драме по произведению Александра Грина сразу в двух ролях. Маргарита воплотила на экране два совершенно разных мира – она была женою капитана Геза Биче Саниэль и девушкой из легенды Фрэзи Грант.

Нельзя сказать, что Терехову заваливали предложениями о съёмках, фильмы с её ролями выходили на экраны не слишком часто, но зато каждый из них являлся событием:

  • Замечательная роль Наташи Шипиловой в киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал».
  • Беспутная и прекрасная дочь старого профессора Тася Сретенская в драме Ильи Авербаха «Монолог».
  • Чеховская героиня Маша Должикова в картине «Моя жизнь».
  • Женщина, которую Он любил – Кэт из кинофильма «Четвёртый».

Все сыгранные на экране образы ярко демонстрировали непокорный характер актрисы, её внутреннюю независимость и сильнейшую притягательность. Такие качества не могли пройти мимо знаменитого режиссёра Андрея Тарковского, он на расстоянии почувствовал в этой женщине родственную душу. В 1974 году на экраны вышел фильм «Зеркало», в котором Тарковский снял Маргариту сразу в двух ролях: она играла мать главного героя Марию и его жену Наталью (события в фильме происходят в трёх временных плоскостях – довоенные годы, война и время после войны). Он не ошибся в Маргарите: его режиссёрский замысел она выразила в полной мере.

Она была великолепна и красива хоть в дачной одежде, хоть с тяжёлым небрежным пучком волос на голове. После этой картины начал меняться актёрский имидж Маргариты Тереховой. Из юной наивной красавицы она превратилась в роковую и коварную женщину.

А продолжил такие изменения в амплуа Тереховой музыкальный фильм «Собака на сене», сделавший её звездой всесоюзного масштаба. В 1977 году режиссёр Ян Фрид экранизировал знаменитую пьесу Лопе де Вега и пригласил на главную роль Маргариту. Он не ошибся, лучше её никому бы не удалось сыграть такую стервозную графиню Диану, которая то завлекает в сети своей любви секретаря Тореодоро, то отталкивает его и сама при этом мучается от раздирающей сердце любви.

После «Собаки на сене» Маргарита Терехова стала ещё более востребованной актрисой, её фильмография пополнялась ежегодно сразу несколькими ролями:

Год выхода картины на экраны Название картины
1977 «Мама, я жив» (совместная экранизация ГДР и СССР)
1978 «Расписание на послезавтра»
1979 «Мужчины и женщины»
1980 «Благочестивая Марта»
1982 «Давай поженимся»
1983 «Всё могло быть иначе»
1986 «Русь изначальная»
1988 «Диссидент»
1989 «Оно»
1990 «Только для сумасшедших»

Но, конечно же, самой блистательной и запоминающейся стала Терехова в роли Миледи в любимом советскими зрителями музыкальном фильме «Три мушкетёра».

Сыгранная ею Миледи получилась коварной и соблазнительной, вероломной и сексуальной. Утверждение на роль не было гладким, Госкино желало видеть в этом фильме другую актрису. Но режиссёр жёстко настоял на своём – либо он снимает Терехову, либо вообще отказывается от этой картины. А режиссёром был тот самый мальчик с ташкентского двора Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который много лет назад сходил по ней с ума, как и все местные пацаны.

Для этой роли Маргарита изучала историю и узнала, что у кардинала Ришелье действительно была реальная агент-женщина, которая принимала участие в разоблачении политических игр Анны Австрийской. Терехова не зря знакомилась с историей, роль коварной интриганки лучше неё не исполнила бы ни одна актриса советского кино. Вот уж где действительно становятся актуальными слова: «Никогда ещё зло не было так прекрасно».

Одной из последних ролей Тереховой в кино стала медсестра Рита в фильме прибалтийского режиссёра «Только для сумасшедших». Её психологическая игра получилась настолько филигранной, что актриса была удостоена нескольких наград как исполнительница лучшей женской роли:

  • в 1991 году в Сан-Ремо;
  • в 1992 году в Руане;
  • в 1993 году в Норд-Плайде и Брюгге.

В начале 90-х годов Маргарита отошла от съёмок в кино, ей очень хотелось снять свою картину по чеховской «Чайке». Свою мечту она осуществила лишь в 2002 году, став режиссёром и сценаристом картины «Чайка», главные роли в которой сыграли она сама и её дети.

С 2005 года Терехова не снимается больше в кино и не выходит на театральную сцену.

Личная жизнь

Первым супругом Маргариты стал актёр Вячеслав Бутенко, они вместе работали в театре Моссовета и играли в постановке «Цезарь и Клеопатра». Поженились Рита со Славой в 1964 году.

Во время съёмок фильма «Бегущая по волнам» Терехова познакомилась с актёром из Болгарии Саввой Хашимовым. Между молодыми людьми возникли сильные чувства, они оба на тот момент состояли в браках. Вернувшись со съёмок в Москву, Маргарита поняла, что беременна. Ради неё Савва развёлся с супругой и уехал в СССР, а Терехова оформила развод с Вячеславом Бутенко.

Вскоре у пары родилась дочь Анечка. Хашимов часто вспоминал, как они с Маргаритой были безумно счастливы в это время, очень любили вдвоём ходить в парк «Эрмитаж» и катать в коляске маленькую дочурку.

Жили они в театральном общежитии, и Савва всё чаще стал предлагать Рите уехать в Болгарию. Она не соглашалась, и эти разногласия привели красивейшую пару к разводу, брак просуществовал всего два года. Супруги очень тяжело расставались, с переживаниями и слёзами, но отношения были обречены. Савву в Болгарии ждала интересная работа, Рита ни за что не уехала бы из Москвы. Они сохранили тёплые отношения и остались друзьями.

В 1980 году Терехова вышла замуж в третий раз за режиссёра Георгия Гаврилова. Он был моложе актрисы на 16 лет. Маргарита родила от него сына Александра, будучи уже почти в 40-летнем возрасте. Этот брак в жизни актрисы оказался самым продолжительным. В 1995 году пара рассталась, а в 1998 году Георгий уехал в Нью-Йорк.

Дочь Маргариты Анна пошла по маминым стопам, она актриса кино и театра. Сын Саша выбрал профессию художника и фотографа. У Маргариты Борисовны есть двое внуков Миша и Вера.

Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 в городе Туринске Свердловской области. В юном возрасте она вместе с семьей перебралась в Ташкент, где и прошло ее детство. С ранних лет красивая девочка обращала на себя внимание окружающих мальчишек. Вспоминает режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Мы с Ритой росли в Ташкенте в одном дворе. Рита была такая яркая девушка, с характером, подвижная. В нашей мальчишеской аудитории была очень известна! У нее были очень красивые, стройные ноги, хорошая фигура, у нее рано появилась грудь, и это нас всех тревожило!»

В Москву!

Школу Маргарита окончила с золотой медалью. Проучившись два года (с 1959 по 1961 г) в Ташкентском университете, девушка решилась отправиться покорять Москву. Поначалу ей ужасно не везло. Оказалось, что приехала она поздно - большинство вузов уже завершили прием абитуриентов. Оставался шанс пробиться во ВГИК, но там педагоги не разглядели в юной провинциалке будущую звезду.

Маргарита не отчаялась, и ее упорство было вознаграждено. Девушку приняли в Школу-студию при Академическом театре им. Моссовета. Талант Тереховой быстро проявился, - она заняла лидирующее положение в труппе. Как это часто бывает, талант юной актрисы вызвал зависть всей женской половины труппы. Однако саму Маргариту это нисколько не смутило. «А я не обращала внимания, потому что была наивна и независима. Жить было негде, даже косу длиннющую вынуждена была отрезать - некогда было расчесывать», - признается Маргарита Терехова.

После окончания в 1964 году Школы-студии Маргарита Терехова стала актрисой Театра им. Моссовета, где проработала до 1983 года. На его сцене актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание по роману» Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979).

Первые работы на экране

Первые роли Маргариты Тереховой в кино в какой-то степени были перебором вариантов. Впервые на экране она появилась в 1965 году. Ее Таня - легкая, светящаяся надеждой девушка - вносила в картину армянского режиссера Фрунзе Довлятяна «Здравствуй, это я!» ощущение радости и веры в счастье.

Вслед за этим Маргарита Терехова снялась сразу же в двух ролях в романтической драме Павла Любимова «Бегущая по волнам» (поставленной по одноименному произведению Александра Грина). Ее героини - Биче Саниэль, жена капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушка из легенды - стали воплощением двух разных миров.

Первое время актриса снималась не часто, но зато каждая из картин с ее участием становилась событием. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог» (Тася Сретенская).

В «Монологе» Маргарита Терехова предстала в образе прекрасной и беспутной Таси Сретенской, дочери старого профессора (Михаил Глузский), которая никак не может устроить личную жизнь. При этом актриса умело избежала соблазна однобоко изобразить свою героиню, преодолела кажущуюся простоту роли. В будущем она еще не раз будет вступать в борьбу с заданностью образов.

«Зеркало»

Уже в своих первых картинах Маргарита Терехова ярко демонстрировала свою сильную притягательность, внутреннюю независимость и непокорность, что не могло пройти мимо Андрея Тарковского. Видимо он почувствовал некое «родство душ», поскольку, приступая к очередной своей картине «Зеркало», доверил Тереховой сразу две главные роли - матери (Марии) и жены (Натальи). Тарковский не ошибся. В своих героинях Маргарита Терехова в полной мере выразила замысел режиссера.

Ирина Шилова («Советский экран»): «В создаваемый Тарковским мир вошла актриса, обладающая даром прозрения, равного замыслу масштаба. Не объяснить, не раскрыть, не разгадать, но дать возможность встречи с женщиной, вдохновлявшей поэта,— вот смысл первого появления Марии. Это зыбкое состояние метерлинковского ожидания, исполненное мимолетностей и нечаянных ощущений. Случайный прохожий нарушил чистоту, ясность, сосредоточенность чувств. Мария отвечает на вопросы, манит и отталкивает, интуитивно отделяя случайное — вот этот разговор — от того, что происходит в ее душе. Она красива, великолепна в скромном дачном наряде, с тяжелым пуком волос, с таинственной полуулыбкой, ибо она и здесь, сейчас, и в не известном никому прошедшем — далеком и близком.

Ситуация с обменом сережек. Образ бедствия, голода, нищеты и образ богатого дома, покоя, благополучия сомкнулись. Здесь и искушение, и принесение в жертву. Здесь — сердце на разрыв, но не предательство себя. Актриса открывает предел возможного унижения, предел возможной жертвенности для своей героини и для себя — Маргариты Тереховой. Из-за ее упорства, неуступчивости Тарковский изменил замысел эпизода, понял и принял кредо своей актрисы.

Бежит по улице под проливным дождем Мария. В движениях, в размахе рук, в откинутой голове мучительная напряженность, исступленность. Случилось страшное, нужно успеть исправить ошибку и тем самым спастись. Лихорадочно скользят глаза по страницам текста. Нашла — ошибки нет. Воображение, подгоняемое неотступным страхом, сыграло шутку. Усталость, апатия, прострация — плата за пережитое. Возвращаясь к жизни, Мария словно бы становится ребенком; слезы застилают глаза, мешают видеть, слезы обиды, горечи, всепоглощающего отчаяния от несправедливости мира».

Первый муж

Со своим будущим мужем Саввой Хашимовым Маргарита Терехова познакомилась еще в 1966 году в Болгарии на съемках фильма «Бегущая по волнам». В то время Хашимов, популярный болгарский актер, красавец и любимец женщин, был женат, но это его нисколько не остановило. Между Саввой и Маргаритой закрутился роман, приведший к беременности. Об этом Хашимов узнал, когда Терехова была уже в Москве. Он тут же написал Маргарите письмо, в котором сообщил о своем решении жениться на ней. Такая самоуверенность поначалу возмутила Терехову, однако противостоять напору его любви она не могла...

Новоиспеченные супруги поселились в театральном общежитии, и вскоре у них родилась дочка Анечка. Хашимов вспоминает: «Мы были счастливы! Нам было вместе очень хорошо. Любили в саду «Эрмитаж» гулять с Анечкой - катали ее в коляске. Это было счастливое, романтичное время!»

К сожалению, этот брак был обречен с самого начала, и причиной тому стала их профессия. У молодых практически не было домашнего хозяйства, которое могло бы их связывать. К тому же Хашимов категорически не хотел жить в Москве, он стремился в Болгарию, где его ждала интересная работа, а Терехова не собиралась покидать столицу. Спустя полтора года они расстались. Расстались тяжело, с большими переживаниями, хотя и остались в последствии друзьями.

Перемена имиджа

Маргарита Терехова очень тяжело пережила расставание с Саввой Хашимовым. Этот разрыв сделал актрису даже внешне более холодной и суровой. Взять ту же Марию с ее завораживающей холодностью в «Зеркале» Тарковского. Дальше - больше. Имидж Маргариты Тереховой стал меняться в сторону коварной, роковой красавицы.

Началом этой вереницы образов положила ее Диана из «Собаки на сене» (1977), поставленной режиссером Яном Фридом по одноименной пьесе Лопе де Вега. Актриса создала незабываемый, емкий образ стервозной женщины, завлекшей в сети своей любви Теодоро (Михаил Боярский), и самой же испытывающей душевные муки от невозможности соединиться с любимым человеком.

Следующей в этой череде стала коварная Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артраньян и три мушкетера»…

Миледи

Поначалу на роль Миледи Юнгвальд-Хилькевич планировал пригласить Елену Соловей. Но осуществлению его плана помешала беременность актрисы. Тогда режиссер и вспомнил о Маргарите Тереховой.

В свое время (еще в 1969 году) Юнгвальд-Хилькевич хотел снять Маргариту в главной женской роли в своей картине «Опасные гастроли». Но руководство Госкино настояло на кандидатуре Лионеллы Пырьевой. Для того чтобы оставить в картине Высоцкого, режиссеру пришлось пойти на уступки, что тогда очень обидело Терехову. И вот тетерь он вновь набирал ее номер. «Ритка, спасай!» - обратился к ней Юнгвальд-Хилькевич. «Хоть ты и сукин сын, но я согласна», - ответила Маргарита.

Утверждение на роль было отнюдь не гладким. Госкино хотело видеть в роли Миледи Пенкину. «Миледи - Пенкина?! Когда я услышал это, швырнул документы, запил и уехал в Питер, - рассказывает режиссер. - Я сказал: «Не буду я снимать ваших «Мушкетеров» или буду снимать так, как хочу». Госкино пришлось пойти на попятный, и Терехову вызвали на пробы…

Вспоминает Юнгвальд-Хилькевич: «Надели на Риту шифоновую кофточку, и впервые в истории советского кинематографа в кадре была видна женская грудь не в течение одного стыдливого мгновения, а практически постоянно. У Тереховой грудь, как у Марии-Антуанетты (сохранился слепок из стекла), - это образец, самый красивый бюст в мире. Я говорю об этом не как мужик, а как художник. Миледи получилась абсолютной формы. Сексуальная, вероломная!»

Однако прежде чем приступить к съемкам, пришлось заняться еще и переделкой всего сценария. Вспоминает Маргарита Терехова: «Хилькевич был от сценария в ужасе; авторы пусть меня побьют - они живы и дееспособны, - но я и сейчас скажу, что это была готовая оперетта и я в этой пошлятине играть не собиралась. Так и сказала. Хилькевич радостно воскликнул: «Слава Богу! Ты уже второй человек!» В общем, мы многое сумели восстановить и выправили даже некоторые огрехи Дюма».

Работа над образом велась Маргаритой Тереховой очень серьезно. Актриса, окунувшись в историю, выяснила, что прототипом ее героини была реальная агент кардинала Ришелье, которая разоблачала политические интриги Анны Австрийской.

Исходя из этого, Тереховой был создан яркий образ коварной интриганки, нашедшей в кардинале своего защитника-покровителя, и под его крылом осуществляющего свои планы. «Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла!» - этот эпиграф как нельзя лучше подходит к ее героине.

Работая над своим персонажем, Терехова придумала немало фраз и реплик, в том числе и знаменитое: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. О серьезности вхождения в образ говорит и то, что во время съемок у актрисы на плече проступило красное пятно в виде лилии. Потрясенный Хилькевич собрал всю съемочную группу. Художнику оставалось лишь обвести это пятно, и клеймо было готово.

80-е годы

В 80-е Маргарита Терехова вступила уже необыкновенно популярной актрисой (тому немало способствовали «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетера»). В 1980 году на экраны вышла еще одна картина, где Терехова проявила себя в полном блеске. Речь идет о телевизионной музыкальной комедии Яна Фрида «Благочестивая Марта», где она сыграла главную роль.

Именно в этот период в стране развернулась грандиозная травля Андрея Тарковского, человека, который был очень близок и дорог Маргарите Тереховой. Актриса помогла выстоять своему другу, а в своем дневнике записала: «Запомни, Рита, этот момент отчаяния. Интересно, что будет дальше?»

Сама Терехова впоследствии признавалась, что в тот критический момент ее спасло рождение ребенка. Сын Саша родился в 1981 году. О том, кто его отец Терехова никому никогда не говорила. Фамилию Саша носит Терехов.

Последующие работы Тереховой в кино подтверждали ее высокое мастерство, хотя и не имели такого большого успеха, как Миледи, Диана де Бельфлор или Донья Марта. Терехова одинаково органично смотрелась и в мелодрамах («Давай поженимся», Елена), и в исторических картинах («Русь изначальная», Феодора). В 1989 году актриса продемонстрировала способности играть гротесковые, подчеркнуто стилизованные роли, снявшись в трагикомедии режиссера Сергея Овчарова «Оно», а в картине эстонского режиссера Авро Ихо «Только для сумасшедших» (1990) блеснула филигранной психологической игрой. За роль в фильме «Только для сумасшедших» Терехова получила призы МКФ за лучшую женскую роль (М.Терехова) в Сан-Ремо-91, Руане-92, Норд-Плайде-93 (Бельгия), Брюгге-93

«Чайка»

В 90-е годы Маргарита Терехова отошла от кинематографа, но полностью связи с кино она не теряла. Актриса изредка снималась и вынашивала идею постановки чеховской «Чайки». Заявку на съемки фильма со сценарным планом на 24 страницах она подала еще в 1996 году. Одновременно на экранизацию «Чайки» поступила и другая заявка, от Дмитрия Долинина. Однако тогда Госкино ответило отказом им обоим.

Воплотить в жизнь свою мечту Маргарите Борисовне удалось лишь спустя шесть лет - в 2002 году. На главные роли Терехова определила себя (Аркадина) и своих детей: Анна Терехова сыграла Нину Заречную, а Александр Терехов (в титрах он значился по фамилии отца - Тураев) - Константина Треплева. В других ролях Маргарита Борисовна задействовала Юрия Соломина (Сорин) и Андрея Соколова (Тригорин).

Съемки фильма происходили в усадьбе Антона Павловича Чехова Мелихово и в окрестностях Переславля на Плещеевом озере.

В настоящее время Маргарита Терехова работает в Театре им. Моссовета, откуда она не раз уходила и вновь возвращалась. Среди последних работ: роль Виржини Вальтер в спектакле «Милый друг».


Актриса Тарковского


Принято говорить, что у Тарковского были актеры-талисманы (Солоницын, Гринько), а вот актрис не было, в каждом фильме главную женскую роль играли новые актрисы. Но до сих пор актрисой Тарковского считают Маргариту Терехову, несмотря на то что сыграла она у него только в одном фильме «Зеркало» (зато две роли!) и в спектакле «Гамлет» (снова две роли - Гертруды на сцене Театра имени Ленинского комсомола и Офелии на гастролях, а с пантомимой «Мышеловка» - три; у Тарковского сцену убийства вместо бродячих актеров разыгрывали Клавдий, Гертруда и Призрак).

Ни с одной из актрис не было у него связано столько замыслов, как с Тереховой.

В беседах с Ольгой Сурковой для «Книги сопоставлений» и в «Лекциях по кинорежиссуре» мастер говорил, что Солоницын и Терехова - идеальные актеры его кино. Они «верят режиссеру, как дети». Безусловное доверие режиссеру и умение мгновенно войти в необходимое состояние - эти качества он и видел в Маргарите Тереховой. Свою встречу с ней считал удачей - после репетиций «Гамлета» сказал актрисе: «Рита, ты думаешь, я не понимаю, что не только ты меня нашла, но и я тебя нашел?» Встреча с Тарковским поделила жизнь и творческую биографию Маргариты Тереховой на две неравные части - «до» и «после». Ей довелось работать с мастерами, учиться у них - главным ее наставником в театре был Юрий Завадский, но в кино именно Тарков-ский стал для нее главным режиссером и учителем. Эпоха Завадского и эпоха Тарковского закончились для нее в один год: 5 апреля 1977-го не стало Завадского, 8 февраля «Гамлет» Тарковского впервые показан в Театре имени Ленинского комсомола и в том же сезоне снят с репертуара. Надеждам на другие совместные проекты не суждено было осуществиться.

По словам театрального режиссера Андрея Житинкина, Тарковский «по-хорошему закодировал» Терехову, после чего она уже не могла сниматься «в чем попало», а в эпоху сериалов и вовсе исчезла с экранов, предпочтя аскетичную жизнь той обеспеченности, которую дает «плевок в вечность» (mot Фаины Раневской) в виде мейнстримовского «кина». Она во многом усвоила взгляды Тарковского на кино, что явно прослеживается в ее интервью и в личных беседах с ней. Не терпит в кино неестественности, настаивает на искренности переживаний на экране, на документальной правде образа.

Тарковский восхищался ее работой на площадке, как-то раз полушутя-полусерьезно назвал «обыкновенной гениальной актрисой». И это при том, что «увидел» ее не сразу - ранее Терехова пробовалась к нему на «Солярис». Для «Зеркала» искал актрису, похожую на мать, а после проб Тереховой (порекомендовал ее Георгий Рерберг, посмотрев телеспектакль Петра Фоменко «Семейное счастье») утвердил ее, несмотря на несхожесть с Марией Ивановной. Взаимопонимание на съемках установилось между ними не сразу. Поначалу Терехова стремилась сама выстроить драматургию роли, а режиссер, чтобы предотвратить это «выстраивание», не давал ей читать сценарий. Но в какой-то момент актриса поняла, что перед нею режиссер с определенным видением, и доверилась ему, а он в свою очередь доверился ее интуиции, из-за чего даже поменял финалы нескольких сцен.

Тарковскому был чужд кинематограф театральных мизансцен и открытых страстей. Ему нужна была тонкость передачи психологических состояний, документальность («жить, а не играть»). Терехова с ее глубиной сценического переживания, способностью передавать душевные и даже физические состояния минимальными внешними средствами, почти не прибегая к гриму, как нельзя лучше вписывалась в такую модель режиссерско-актерского взаимодействия. Эти же ее свойства надолго сделали Терехову одной из самых «телевизионных» актрис в золотую эпоху отечественного ТВ.

Именно документальность и достоверность отмечали рецензенты работ актрисы в кино («Здравствуй, это я!», «Белорусский вокзал», «Монолог») и на ТВ («Дневной поезд», «Пока стоят горы»). В образах героинь прошлого Терехова искала то, что близко ей сегодняшней, и это не понравилось хранительнице мхатовских традиций Ангелине Степановой, поставившей актрисе в упрек «осовременивание» образа в телефильме «Собака на сене». Зрителя это не смущает до сих пор, фильм смотрят с завидным постоянством, потому что Терехова интересна как личность - своей притягательностью и искренностью, что делает даже бессловесное ее существование в кадре завораживающим.

Первым это ее свойство разглядел Тарковский, позже его использовали и другие режиссеры, но до обидного мало. Наиболее удачен, пожалуй, опыт Романа Виктюка, телеспектакль «Игроки» (1978), где Терехова без слов и почти без жестов, одной мимикой, блистательно сыграла… колоду карт! Природу ее актерской уникальности Тарковский определял как двойственность, способность быть «обаятельной и отталкивающей одновременно». Отрицательное обаяние, присущее женским портретам Леонардо да Винчи, с одним из которых («Портрет Джиневры деи Бенчи») он сопоставил крупный план Тереховой в «Зеркале».

Загадочность, непредсказуемость, двойственность… Об этих свойствах М.Тереховой говорил еще Ю.Завадский, ее учитель в школе-студии при Театре имени Моссовета. Он называл ее «черным ящичком с секретами, от которого не знаешь, чего ждать в следующую минуту». Их же критики находили уже в первой ее киногероине Тане из фильма Ф.Довлатяна «Здравствуй, это я!». А дальше пошла целая череда героинь загадочных и «двоящихся», вплоть до двойных ролей в одном фильме/спектакле: Фрези Грант/Биче Сениель («Бегущая по волнам» П.Любимова), Тася («Монолог» И.Авербаха: по сути, два разных образа в одной героине), Фаина (телефильм П.Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» - тоже два разных образа в одной роли), Диана («Собака на сене» Я.Фрида - образ поистине и обаятельный, и отталкивающий, как и последовавшая вскорости Миледи из «народного» телефильма Г.Юнгвальд-Хилькевича «Д"Артаньян и три мушкетера»), Марта («Благочестивая Марта» Я.Фрида) и Елена («Тайна Эдвина Друда», телеспектакль А.Орлова) - в последних двух работах героини Тереховой сами играют роли. Не говоря уже о работах в картинах, снятых режиссерами из круга Тарковского: В.Амирханяном («Посредине мира», где Терехова играет мать Арсения Тарковского и мать Андрея Тарковского, а в эпизодах - Анну Ахматову и Марину Цветаеву) и А.Ихо («Только для сумасшедших, или Сестра милосердия», где образ, воплощенный Тереховой, двойствен уже на уровне сценария). В театре же эти ее свойства использовали Р.Виктюк («История кавалера де Грие и Манон Леско», «Царская охота», «Игроки», «Мне от любви покоя не найти») и С.Юрский («Тема с вариациями»). Вообще почти каждая ее театральная героиня - от самой первой в спектакле «Два вечера в мае» и до последней в «Милом друге» А.Житинкина по роману Мопассана - либо изначально двойственны, либо переживают перелом и внезапно меняются, переходя в иное качество.

Возможная причина этой двойственности в экзальтации, «трагической эмоциональности» актрисы (по выражению Р.Виктюка), страстности ее натуры в сочетании с непосредственностью и ранимостью, которые давали повышенный градус реакции. Здесь же, видимо, кроется исток и другого ее актерского свойства - чувственности, «эротического аристократизма» (по определению театроведа Л.Баженовой). Об «эротизме» в советское время не писали. Обходились косвенными определениями: «женственность», «притягательность», «завораживающая магия»… Открыто заговорили позднее. Но проявлялись эти свойства уже в ранних ролях актрисы: на сцене - Клеопатры в пьесе Б.Шоу «Цезарь и Клеопатра»; в кино - все той же Тани из фильма Ф.Довлатяна (чего только стоит не раз цитированная сцена безудержного, раскованного танца, так поразившего героя Ролана Быкова!). Рецензенты тех лет так формулировали актерскую тему Тереховой: «счастье жить», «бьющий горячий ток жизни».

Терехова, изначально воплощавшая образы светлые и светящиеся (даже если героиня была «отрицательной»), примерно с середины 70-х добавляет в свою палитру трагические краски, с годами все более заметные. Но актриса, тяготеющая, по ее словам, к смешению жанров, никогда не писала свои образы исключительно трагическими красками (как и исключительно комическими. Просто и неуемная радость жизни, и трагические переживания - стороны одной медали, разные проявления чувственности и страстности натуры. Актерской темой Тереховой стала любовь: к мужчине, к ребенку, к слабому и нуждающемуся в защите… Тема Женщины, Матери, Любимой импонировала Тарковскому, ведь идея «социальной ориентации» женщины так претила ему, что его суждения по «женскому вопросу» подчас шокировали западных собеседниц.

Тарковский угадал, насколько сильно в актрисе двуединое (мать и возлюбленная) женское начало, и оба эти проявления были им использованы сполна: материнское - в Матери и Наталье в «Зеркале» (Наталья - не только мать Игната: ее отношение к бывшему мужу, Алексею, тоже скорее материнское); чувственно-эротическое - в Гертруде и Офелии в «Гамлете». Традиционное прочтение великой пьесы исключало эротизм, но для Тарковского он был важен.

Если роль Офелии предназначалась Инне Чуриковой (воплотившей ее блестяще), то в Гертруде режиссер видел только Терехову. Он был готов отказаться от постановки, когда Марк Захаров потребовал от режиссера заменить Маргариту Борисовну актрисой Театра Ленинского комсомола.
Тарковский вывел Терехову на тему, давшую выход глубинным свойствам ее темперамента, мало востребованным тогдашним нашим кино и театром, - тему Испании. Те, кто хоть раз посмотрел «Зеркало», помнят сцену с повзрослевшими «испанскими детьми», вывезенными в СССР в конце 1930-х. Вместе с М.Тереховой в ней снялся Анхель Гутьеррес, один из «испанских детей», выпускник ГИТИСа. Вскоре после съемок «Зеркала» он вернулся на родину и создал там Камерный театр имени А.П.Чехова. Впоследствии Анхель помогал Маргарите Борисовне в работе над спектаклем по пьесе Ф.Гарсиа Лорки «Когда пройдет пять лет». А тогда, в 1970-е, она увлеклась чувственной стихией испанской поэзии, песни и танца - прежде всего поэзией Лорки. Начался период «испанских» ролей - Диана де Бельфлор в «Собаке на сене» Я.Фрида; Марта в телефильме «Благочестивая Марта» того же режиссера; Инес Монтеро в спектакле болгарского режиссера С.Стайчева по пьесе Д.Димова (1978) о событиях гражданской войны в Испании; медсестра Исабель в фильме чилийского режиссера С.Аларкона «Санта Эсперанса» (тема не напрямую испанская, но отсылающая к культурному наследию Испании в Латинской Америке). На творческих вечерах она выступает со стихами Лорки, включает в программу испанский фольклор, осваивает фламенко, изучает «глубокое пение» cante hondo.

После вынужденного ухода из Театра имени Моссовета в 1983 году (она вернулась туда в 1987-м, в восстановленную «Царскую охоту» Р.Виктюка) актриса создает «Балаганчик», коллектив музыкантов и драматических актеров. Значительную часть репертуара группы, объездившей весь Союз, составлял испанский фольклор, поэзия и пьеса Лорки «Когда пройдет пять лет». В 1994 году Терехова поставила ее как режиссер на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета со студентами ГИТИСа (курс П.Хомского). В спектакле, судя по сохранившимся записям из семейного архива актрисы, рецензиям и фотографиям, ощущалось влияние Тарковского - в частности, «Зеркала». Здесь было много музыки, пластики и стихов. Как и «Зеркало», спектакль Тереховой носил почти импровизационный характер: он все время менялся, перестраивался, не имея фиксированной структуры, что дало рецензентам повод упрекнуть это музыкально-пластическое действо в отсутствии целостности и внутренней органики. Завершался спектакль аллюзией на «Гамлета» Тарковского: Мертвый Мальчик (его играл совсем юный в ту пору сын актрисы Александр) выходил на сцену, «воскрешал» умершего Юношу-поэта и выводил его к зрителям на поклон, подобно тому, как Гамлет А.Солоницына воскрешал погибших героев шекспировской трагедии.

Говоря о Тереховой, невольно сбиваешься на Тарковского. Сближало их многое: узнаваемость творческого почерка, индивидуального настолько, что любая попытка воспроизвести их художественные приемы другими людьми обречена на провал, и яркого настолько, что либо безусловно нравится, либо вызывает столь же безусловное неприятие; тяготение к естественности и правде; склонность к мистике и мифотворчеству. Тарковскому импонировала легенда о происхождении его семьи якобы от дагестанских шамхалов, а Маргарита Терехова до сих пор любит повторять, что, по словам Льва Гумилева, сказанным ей в личной беседе, фамилия Терехова происходит от корня «тер-», означающего «белая кость» или «жизнь». Но это лишь гипотеза. На деле же Тарковские и Томашевичи (Томашевич - девичья фамилия матери Маргариты Борисовны) происходят из польских дворян, живших в России. Так что общими у них оказываются даже корни (в случае с М.Тереховой польская линия особенно важна, так как родители актрисы расстались еще в годы войны, когда она была маленькой, и вырастила ее мама-полька).

Тарковский как крупный режиссер оказал на актрису Терехову влияние неизмеримо большее, чем она на него (если на него в принципе можно было повлиять, когда он творчески сложился). Незадолго до отъезда на Запад Тарковский спросил, не могла бы она сыграть в его итальянском фильме роль жены героя - небольшой эпизод. Она с радостью согласилась, но эпизод этот был отснят не в России, как планировалось, а в Италии с участием итальянской актрисы. Для Тереховой начался мучительный период «после Тарковского»…

Жизнь и творческая биография актрисы мистически стали выстраиваться по модели раздвоенности, свойственной ее героиням: с одной стороны, громкая слава (подчас обременительная), с другой - все большее недовольство уровнем продукции, в которой приходилось сниматься. Отсюда конфликты с режиссерами, требовательность к себе и к партнерам, «трудный характер», все чаще звучавшая в интервью мысль о том, что она не боится тратиться, но хочет «тратиться осмысленно»…

В конце 70-х она добилась приема у председателя Госкино Ф.Ермаша, чтобы заступиться за очередной замысел А.Тарковского - телефильм «Идиот». Актрисе было сказано, что «в данный момент экранизировать Достоевского несвоевременно». Тогда же ее сделали «невыездной». Прежде она снялась в целом ряде копродукций (советско-болгарская «Бегущая по волнам», советско-японская «Москва, любовь моя» - хотя из фильма А.Митты ее сцены были вырезаны; советско-индийский «Рикки-Тикки-Тави»; советско-восточногерманская «Мама, я жив!», советско-финское «Доверие», советско-американская «Синяя птица»), но с 1978 года ее перестают выпускать из страны, снимать в кинофильмах на центральных студиях (снимают только в телефильмах; немногие киноработы появляются на студиях региональных). Без ведома актрисы чиновники Госкино отказывают от ее имени Кшиштофу Занусси, Максимилиану Шеллу - оба хотели работать с Тереховой.

В итоге актриса сильных страстей, ярких контрастов, сочетающая чувственность, интеллект и красоту, отсылающую к шедеврам мировой живописи, долгие годы довольствуется ролями в бытовых советских фильмах: прекрасных («Дневной поезд», «Кто поедет в Трускавец?») или слабых («За синими ночами»), где она отыгрывала наработанный арсенал приемов. Затем она и вовсе почти не играет в театре и мало снимается. Лишь одна по-настоящему яркая роль в начале 1980-х - Дорина Санду (в фильме В.Жереги «Все могло быть иначе», 1982), сыгранная актрисой на пределе человеческих возможностей. Пожалуй, это единственная (может, наряду с ролью еврейки из фильма «Отче наш») подлинно трагическая роль за всю карьеру актрисы. Несмотря на ряд фестивальных наград, фильм оказался на полке. Сейчас его можно посмотреть разве что в Интернете и на ретроспективах.

С перестройкой наше кино захлестнула волна чернухи, где Тереховой не оказалось места. Она мелькнула в крошечных эпизодах в «Оно» (1989) модного тогда С.Овчарова и в «Диссиденте» В.Жереги (1988), сыграла главную роль в незамеченном критикой и быстро забытом фильме «Отче наш» (1989) Б.Ермолаева, появлялась в кино дебютантов: М.Косырева-Нестерова («Тропа», 1986-1994), А.Матешко («Зеленый огонь козы», 1989), В.Глаголевой («Сломанный свет», 1990), В.Амирханяна («Посредине мира», 1990) и вернувшегося в наше кино М.Богина («Путь», 1990).

В конце 1980-х сняли запрет с фильмов Тарковского. Его картины показывают, о них пишут. В те годы актриса много говорила о Тарковском в интервью, на встречах со зрителями. После выхода в свет мемуаров Ермаша в 1989 году она выступила (в «Литературной газете») с отповедью бывшему киноначальнику. Затем написала воспоминания для сборника «О Тарковском», подготовленного сестрой режиссера Мариной, выступала с инициативой восстановления в селе Завражье храма Рождества Богородицы, где крестили Андрея Арсеньевича, вместе с сестрой режиссера отстаивала дом Тарковского на Щипке, участвовала в первых Тарковских чтениях в Юрьевце. Стали появляться режиссеры, приверженные авторитету мастера, и «актриса Тарковского» потянулась к такому кино. Ее участие в нем невольно отсылало зрителя к «первоисточнику», особенно в сочетании с другим образом «из Тарковского» - зеркалом. Терехова сама становилась «знаком» Тарковского, аллюзией на себя самою в «Зеркале».

Режиссер фильма «Тропа» Михаил Косырев-Нестеров не скрывает, что находился под сильным влиянием Тарковского, фильм местами напоминает кадры из «Ностальгии» (сцены у излучины реки, в подвале у сестры героя) и из «Сталкера» (да и сама история «Тропы» с повторными съемками, бракованной пленкой и черной собакой поразительно напоминает историю этого фильма); были аллюзии на «Андрея Рублева» («русская Голгофа» - герой, заблудившийся ночью в лесу, видит себя в образе Христа, несущего крест).

В годы съемок «Тропы» (1986-1988) Тарковский был еще полузапрещен, из его наследия вгиковцам показали «Зеркало» и «Солярис», других фильмов Тарковского Косырев-Нестеров тогда еще не видел, и, по его словам, Терехова своим присутствием, опытом, внутренним миром, какой-то магической связью с Тарковским навела его на решения, сходные с решениями Тарковского.

Аналогичным образом - без диалогов, на одних визуальных образах, стихах, музыке и шумах - построен фильм Вячеслава Амирханяна «Посредине мира» (1990); В.Амирханян был другом и кинохроникером Арсения Александровича Тарковского, после смерти поэта сдружился с его дочерью Мариной). Картина навеяна стихами Арсения Тарковского, воспоминаниями о «Зеркале», фотографиями Льва Горнунга. Терехова здесь сыграла четыре роли, отчасти повторив (но в другой перспективе) мотив двойничества из «Зеркала».

В 1990 году судьба подарила Маргарите Тереховой очередной взлет - она снялась у эстонского режиссера Арво Ихо в фильме «Только для сумасшедших, или Сестра милосердия», который впервые после «Зеркала» вывел одну из ярчайших актрис отечественного кино на мировой уровень. История медсестры Риты, нетрадиционным способом спасающей самоубийц на сексуальной почве, была сыграна Тереховой с такой убедительностью, что актриса собрала награды за лучшую женскую роль на трех европейских кинофестивалях. К слову, вплоть до 2012 года, когда руководство кинофестиваля «Московская премьера» вручило актрисе награду «За вклад в кинематограф», М.Терехова не имела ни одной кинематографической награды на родине. Да и театр ее не баловал - 31 декабря 1976 года она получила звание заслуженной артистки РСФСР, а до народной «дослужилась» только в 1996-м. Даже Премию имени К.С.Станиславского (с формулировкой «За высочайший профессионализм и творческие достижения») актрисе вручили в 1992 году не соотечественники, а корейцы (премию учредил тогда южнокорейский режиссер, театральный критик и прозаик На Сан Ман). Первая и единственная правительственная награда (орден Почета) присуждена актрисе в феврале этого года.

Изначально на роль Риты была взята эстонка Лайне Мяги. Но она мало отличалась от других персонажей. Режиссеру А.Ихо нужна была актриса-личность, и он решил обратиться к Тереховой. Впервые он увидел ее в «Монологе» Ильи Авербаха, потом - на съемках «Зеркала», куда попал случайно, когда проходил на «Мосфильме» производственную практику. Весной 1990 года он встретился с Тереховой в Доме кино, передал ей сценарий, и актриса, по ее признанию, «заболела» этой историей и согласилась сниматься. Образ «святой грешницы», «блаженной юродивой» Риты продолжает линию Сонечки Мармеладовой, роль которой Маргарита Терехова сыграла трижды: в студенческие годы в учебном фильме Глеба Панфилова «Преступление и наказание», затем в «Петербургских сновидениях» в Театре имени Моссовета и в радиопостановке по роману Ф.М.Достоевского.

После выхода на экраны фильма Арво Ихо актриса ожидала, что откроются новые возможности, но произошло обратное - двери захлопнулись. Интересных предложений не было, отечественная киноиндустрия развалилась. Невероятно, но факт: в 1992 году «актриса Тарковского» снималась в массовке (!) в украинском фильме «Господи, прости нас, грешных» по повести А.П.Чехова «В овраге» (режиссер Артур Войтецкий). Трудно сказать, что подвигло актрису на такой шаг: любовь к Чехову и ярко выраженная православная направленность картины (Маргарита Борисовна - человек глубоко верующий) или необходимость зарабатывать на хлеб? В 1991-м она снялась в эпизоде в пятисерийной телеверсии претенциозного исторического фильма «Иван Федоров» («Откровения Иоанна Первопечатника», режиссеры Юрий Сорокин, Юрий Швырев) - в киноверсию эпизод не вошел. В 1996-м сыграла (и замечательно!) роль фабрикантки Морозовой в мини-сериале «Короли российского сыска» в серии «Шантаж» (по воспоминаниям начальника российского имперского сыска А.Ф.Кошко), но фильм быстро исчез с экранов.

А потом была только «Чайка», многими не понятая и не принятая, режиссерский дебют актрисы Тереховой. Для всех истинных актрис «Чайка» - пик профессии и возможность исповеди. Фильм Тереховой, которая не столько Аркадина (роль предназначалась другой актрисе), сколько Заречная, говорит о несложившейся актерской судьбе и несостоявшемся материнстве, о хрупкости таланта. Аркадина, провинциальная знаменитость, не уберегла талантливого сына, а Нина отчасти повторила ее судьбу. Терехова намеренно выбрала на роль Заречной свою дочь Анну. Вместе с ней в фильм вошел излюбленный мотив Тарковского - двойничество, зеркальность.

И - многоточие…

В театре примерно то же самое. После смерти Завадского у Тереховой были только три главные роли на сцене родного театра (в конце 70-х). Долго просуществовали лишь «Царская охота» (дожила до конца 1990-х) и «Тема с вариациями». Были неосуществленные проекты Р.Виктюка, антрепризные проекты, «Трактирщица» В.Беляковича по пьесе К.Гольдони на сцене Театра на Юго-Западе, собственная режиссерская работа «Когда пройдет пять лет» на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета (спектакль шел три сезона).

В 1997-м появился «Милый друг» А.Житинкина по Мопассану и роль Виржини Вальтер, ставшая последней ролью актрисы на театральной сцене. Спектакль закрыли в начале 2004-го. Дальше - тишина.

В 1990 году, еще до выхода фильма Арво Ихо, киновед Ирина Шилова завершила свой очерк о Тереховой тревожными раздумьями: вспомнит ли кино о Тереховой или «кинематограф и актриса пойдут своими дорогами, к общей беде и их, невстретившихся, и нас, зрителей»? И «может ли творческая личность оказаться не ко времени, быть лишь частично, в меру надобности, востребованной искусством?»
Еще как может! Прошло больше двадцати лет, и можно сказать, что вопрос оказался риторическим. Уже в текстах той поры о Маргарите Тереховой встречаются формулировки: «актриса, ни в одной роли вровень себе не вставшая», использовавшая «лишь малый процент своих возможностей». А между тем ей по плечу было бы сыграть и у Занусси, и у Кесьлёвского, и даже у Альмодовара (какая была бы мать из «Возвращения»!). Одаренная эротизмом и интеллектуализмом, она могла бы вписаться в кино «новой волны» (недаром ее сравнивали с Жанной Моро), а классическая внешность, внутренняя глубина и надлом (посильнее, чем у Роми Шнайдер) послужили бы ей пропуском в мировые экранизации классики и в костюмно-психологические драмы позднего Висконти. В фильме «Только для сумасшедших» Терехова создала образ, отчасти предсказавший юродивую Бесс из фильма Ларса фон Триера «Рассекая волны». Хотя смыкается он и с другим образом - уже из массового кино 60-х - знаменитой Колдуньей Марины Влади (кстати, пробовавшейся позднее на роль Матери в «Зеркале»), - с той лишь разницей, что героиня Тереховой старше, горше и безнадежнее, но при этом сильнее и крепче в ситуации более безысходной. С ее характерностью, двойственностью, яркостью вполне бы справилась с репертуаром Бетт Дэвис, с которой ее также сравнивали. А благодаря прекрасному и выразительному своему лицу, передающему напряжение насыщенной внутренней жизни, могла бы блистать в «новом немом кино»...

Cо слов режиссеров, работавших с актрисой (И.Авербах, Г.Юнгвальд-Хилькевич, М.Косырев-Нестеров), мы знаем о том, как сопротивлялась она гриму возрастному или передающему усталость; как пыталась добиться физического состояния через состояние внутреннее. В «Монологе» тридцатилетняя Терехова сначала играет семнадцатилетнюю (Тася Сретенская в юности). В середине фильма Тасе лет двадцать пять, а в конце это уставшая сорокалетняя женщина со следами былой красоты. Чтобы добиться такого перевоплощения, актриса изматывала себя бессонницами (как позднее на съемках «Д"Артаньяна и трех мушкетеров»). На предложение режиссера Михаила Косырева-Нестерова (в конце 1980-х) загримироваться под старуху Терехова ответила: «Старость не играется гримом, она идет через глаза и через руки». Тут же молодой режиссер стал изумленным свидетелем метаморфозы: у актрисы «стали глаза старого человека, они не то что погасли… белки поменялись, руки набухли, вены какие-то появились».

Гертруда (в «Гамлете» Тарковского) и Офелия (там же и в телеспектакле Р.Виктюка «Мне от любви покоя не найти») в исполнении Тереховой восходят не к трагедии, а к трагифарсу. И последняя театральная роль актрисы, Виржини Вальтер в «Милом друге», решена ею в трагифарсовом ключе, тогда как в романе это персонаж трагический. Сыграть чистую трагедию для актрисы школы переживания - значит обнажить самые глубины своего страдания, раскрыться на все сто. Но если раскрыть всю себя, то не останется тайны, нечем будет завораживать и удивлять. «Актриса-загадка», «магическая женщина» Терехова не могла допустить такого.

Впоследствии созданная актрисой галерея образов распадается на эти две линии. Все ее героини - либо возлюбленные, либо матери, наделенные всепоглощающим чувством любви. Ни одной «производственной» роли во всем «послужном списке» и только одна «идеологическая» - зато какая! - секс-символа русской революции Александры Коллонтай (в советско-финском фильме «Доверие» 1976 года). В «Зеркало» Терехова пришла прямиком из самой «материнской» своей роли - Натальи Николаевны из телеспектакля П.Фоменко «Исповедь и мечтания Николая Иртеньева» по трилогии Л.Толстого.

Желающих проследить эволюцию трактовки двух женских образов пьесы, особенно образа Офелии, который режиссер считал стержневым в «Гамлете», отсылаю к беседам О.Сурковой с А.Тарковским: Суркова О. «Гамлет» Андрея Тарковского. («Искусство кино», 1998, № 3-4), «С Тарковским и о Тарковском» (М., 2005, с. 173-236).

Единственное исключение - «Санта Эсперанса» (1979), снятая на «Мосфильме» чилийским режиссером-политэмигрантом Себастьяном Аларконом, выпускником ВГИКа. Исключение было сделано, вероятно, потому, что Терехова играет здесь отрицательную роль - беспринципной и порочной медсестры Исабель.

Ранее актриса уже снялась у этого режиссера в короткометражке «Аист» (1978). Стилистика фильма подражательна, навеяна мотивами С.Параджанова и А.Тарковского, Э.Лотяну и отчасти М.Янчо. В те годы такие фильмы были редкостью - на Тарковского смотрели косо, Параджанов был под запретом. В целом, даже несмотря на эклектичность, «Аист» и сегодня интересен как документ эпохи и фильм, в основе которого лежит человеческая история. По словам режиссера Валериу Жереги (в интервью автору статьи), решение снять М.Терехову в роли Дорины созрело в нем после премьеры «Зеркала» в Доме кино. Фильм произвел на него столь сильное впечатление, что он немедленно отправился в Театр имени Моссовета, где опустился перед актрисой на колено и попросил сняться у него в фильме. «Аист» получил ряд фестивальных наград, был выпущен двойным тиражом, что по тем временам считалось большим достижением. В «Аисте» и в фильме «Все могло быть иначе» Терехова играет героинь с именем Дорина. На вопрос, случайно ли это, режиссер ответил: «Нет. Это имя моей матери».

В основе сценария Аркадия Высоцкого взаимоотношения Владимира Высоцкого с сыновьями и их матерью Людмилой Абрамовой. Очевидно, М.Терехова согласилась на участие в этом чернушном перестроечном фильме из уважения к памяти Высоцкого, с которым когда-то снималась в фильме «Четвертый».

Из-за проблем с правами собственности фильм не дошел до зрителя - сейчас его можно посмотреть только в Интернете и в Госфильмофонде. А фильм (посвященный судьбам последних ленинградских студентов Доната Мечика, эмигрировавшего из СССР в 1980 году) получился искренний и грустный. Кстати, в нем вновь мелькнула тень Настасьи Филипповны - героиня Тереховой, актриса Катя, репетирует эту роль в авангардной постановке модного питерского режиссера, но, возмутившись жесткими методами постановщика, уходит, не доиграв сцены. Так что и здесь, как в неосуществленном фильме Тарковского «Идиот», эта роль от Тереховой ускользнула.

Зеркало стало сквозным мотивом в работах актрисы. Ее героини не просто смотрятся в зеркало, любуясь собой, они разговаривают с ним, обращаясь то к незримому собеседнику за кадром, то к своему отражению.

Фильм запускался как курсовая работа. Съемки начались в 1986 году, но, по словам режиссера, ему выделили некондиционную чернобыльскую пленку и отснятый материал, где были удачные сцены с Тереховой, оказался непригодным для проявки и отправился в корзину. Когда режиссеру нужно было снимать диплом, ему разрешили использовать материал курсовой. Съемки закончились в 1988 году, но из-за проблем с финансированием фильм вышел на экраны только в 1995-м. Тогда же он получил приз Токийского кинофестиваля, но российского проката почти не имел. Был показан на нескольких киносмотрах, в 1997 году - на НТВ (зарубежное вещание) и забыт, несмотря на высокие отзывы критиков и прекрасную работу актрисы. Если подтвердятся данные о том, что госфильмофондовская копия фильма не сохранилась, то еще одна экранная работа Тереховой (наряду с телефильмом Р. Виктюка «Девочка, где ты живешь?», 1981) может оказаться утраченной.

Режиссер предпочитает называть его «Сестра милосердия». Название «Только для сумасшедших», отсылающее к «магическому театру» из «Степного волка» Г. Гессе, придумала сценарист М. Шептунова и настаивала на нем.