Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Том Круз. Эксклюзивное интервью

Впрочем, когда Поллок нашел проект, подходящий для Круза, он тут же отдал ему роль Митча Макдира, наивного новичка связанной с мафией юридической конторы из «Фирмы». Картина по мотивам бестселлера Джона Гришэма была первой в череде триллеров о «юристах в опасности», и никто не сомневался, что Круз более других достоин в ней сыграть.

«Мне повезло - мы работали по мотивам отличной книги, и нами руководил Сидни, снявший “Три дня Кондора ”». Однако этого было недостаточно, чтобы сделать судьбу картины легкой. Лента готовилась в сжатые сроки и потому затянулась на два с половиной часа. Поллак сам признал, что если бы у него было больше времени, он бы успел срезать жирок. «Фильм был смонтирован всего за месяц, и Сидни корил себя сильнее, чем любой критик», - настаивает Круз. Чтобы уложиться в назначенный срок, съемки в Мемфисе шли шесть дней в неделю, и создателям ленты пришлось на ходу переосмыслить фильм, когда стало явно, что он движется в неверном направлении. Тем не менее «Фирма» стала хитом. У Круза получалось все, за что он брался. Энн Райс , однако, так не считала.

«Я тщательно отбирал фильмы, которые хотел увидеть», - воспоминает актер. Поэтому, когда он подписал производственный контракт с Paramount, он первым делом спросил: «У кого сейчас права на сериал “Миссия невыполнима”?» Он хотел снять кино, которое бы понравилось мальчишке, стригущему траву ради полета на Татуин. Кино с отличной музыкальной темой.

«Я надеялся, что это будет киноцикл», - признает он. Также он хотел расширить свой творческий диапазон. Он решил разрабатывать сценарии («масштабные истории для масштабных лент») и лично отбирать режиссеров.

«Я хотел странствовать по миру и работать с иностранными звездами». Он помнит, как впервые сошел с самолета, чтобы затем поехать на ланч на британскую студию Pinewood, где снимаются фильмы о Джеймсе Бонде. «Мой шофер некогда возил Дэвида Лина на съемки “Лоуренса Аравийского ”», - изумляется актер.

Пикейные жилеты, конечно, брюзжали, что забытый сериал 1960-х тридцать лет спустя никого не заинтересует. Но Круз стоял на своем. «Еще я хотел, чтобы фильм снимал Брайан де Пальма , который только что выпустил “Костер тщеславия ”! - смеется Круз. - Я говорил: “Посмотрите на него, он настоящий режиссер. Посмотрите, какие сцены он умеет создавать”». Он специально подбирал постановщиков с ярким и уникальным стилем: де Пальма, Джон Ву , Дж. Дж. Абрамс , Брэд Берд . Очевидно, как продюсер он хотел не дергать за ниточки, а качаться на них.

«Миссии» упрочили финансовую репутацию Круза и позволили ему в промежутках между сериями сниматься в лентах вроде «Магнолии» и «Операции “Валькирия” ». Также они выпестовали его внутреннего сорвиголову. В первой «Миссии» он свисал с потолка в Лэнгли (по-настоящему). Во второй «Миссии» он свисал со скал в Юте (по-настоящему). В третьей «Миссии » он спустился по стене башни Bank Of China в Шанхае (по-настоящему). А в четвертой серии он, решив превзойти свои прошлые подвиги, как безумный циркач раскачивался вдоль стены Бурдж-Халифа, самого высокого здания в мире. И все снова было по-настоящему.

«Конечно, это сплошной адреналин, - говорит Круз, признавая, что рискует не только ради любви к искусству - Но я также думал: “Если все получится, будет потрясающий кадр”». Когда он впервые попробовал выполнить трюк на Бурдж-Халифа, он слишком сильно оттолкнулся. «И вот я лечу головой вперед прямо в здание, - смеется он. - Я тогда крепко ударился об окно». Когда он посмотрел вверх, съемочная группа была белее Лестата. «Я крикнул им: “Без паники! Все нормально. Давайте еще раз!”»

Единственное, чего Круз боится, - это самому поставить очередную «Миссию». Разве это не естественный следующий шаг? «Знаете, я не скажу “нет”, - говорит он. Он явно сам еще спорит с собой, как отвечать на этот вопрос. - Но мне нравится сам процесс работы с режиссерами».

Кадр из фильма "Миссия невыполнима: Последствия"


Том Круз никогда не был наемником, отбывающим номер. Работая со звездой, режиссеры всегда получали творческого партнера, и с некоторыми из них у Круза складывались особые отношения, которые оказали огромное влияние на его жизнь и карьеру. Помимо уже упомянутых Скотта и Поллока такие отношения у Круза были с еще тремя очень разными постановщиками. Один из них, Кэмерон Кроу , стал его лучшим другом.

Они познакомились, когда Кроу, тогда еще журналист, в начале 1980-х написал первую «обложечную» статью о Крузе. Они сразу сдружились, но прошли годы, прежде чем Кроу прислал другу сценарий о разочарованном в жизни спортивном агенте Джерри Магуайре (в дальнейшем Круз убедил Кроу поставить сюрный триллер «Ванильное небо»). «С каждым кинематографистом приходится находить общий язык, - объясняет актер. - Для нас с Кэмероном это был язык дружбы. Мы вместе тусовались, перебрасывались идеями. Это были особые, очень дорогие для меня отношения». Которые, конечно, влияли на то, как режиссер и актер работали на съемках.

Взять, например, знаменитую сцену «Магуайра», в которой Джерри убеждает свою жену (Рене Зеллвегер) вернуться к нему бессмертными словами: «Ты… меня дополняешь». Мы недавно признали ее самым романтическим моментом в истории кино эпохи EMPIRE, и это, безусловно, самый романтический момент в фильмографии Круза.

«Я с нетерпением ждал этой сцены», - говорит актер, но ему пришлось за нее побороться. «Кэмерон пришел ко мне перед началом съемки и сказал: “Может быть, мне нужно ее переписать”. Я ответил: “Ну пожалуйста, дай мне ее сыграть. Если тебе не понравится, ты ее перепишешь”. И мы в первом же дубле попали в точку».

Со Стэнли Кубриком Круза познакомил Сидни Поллак. «Дай мне твой номер факса, - сказал он актеру. - Стэнли хочет прислать тебе факс». Так началась история «Широко закрытых глаз » - с факса. Несколько месяцев спустя Круз получил сценарий будущей ленты.

Съемки «Глаз» заняли больше года. Они проходили под покровом тайны, и Голливуд полнился слухами о том, что творилось на студии Pinewood. Бесконечные дубли и постоянные срывы расписания были для Кубрика обычным делом, но в тот раз режиссер снимал провокационное эротическое кино, и о съемках судачили так страстно, будто постановщик устраивал оргии. Круза, однако, ничто не смущало. Он был готов на все ради сотрудничества с Кубриком, а режиссер оберегал и направлял Круза и Кидман как заботливый отец. Снятый в итоге фильм был балансирующим на грани грез и реальности исследованием сексуальных влечений, и Кубрик считал его своей лучшей работой. «Разумеется, - ухмыляется Круз, - в начале работы Стэнли сказал нам: “Мы снимем этот фильм за три месяца”».

Как мог самый известный актер не сняться у самого известного режиссера? Стивен Спилберг и Том Круз были созданы друг для друга, но поработать вместе им довелось лишь после двух фальстартов. Спилберг готовился снять «Человека дождя», но отказался от него ради третьего «Индианы Джонса ». Потом они несколько месяцев корпели над «Загадочной историей Бенджамина Баттона », но так и не запустили ее в производство.

Когда Спилберг предложил Крузу прочесть повесть Филипа К. Дика «Особое мнение», это оказался совсем не такой проект, какого ждали от режиссера: гнетущий фантастический нуар о наказании за несовершенное преступление. Подобно Крузу, Спилберга часто считают несгибаемым оптимистом, но на самом деле он любит мрачные истории. «Вы что, смеетесь? Челюсти! - восклицает Круз. - В “Особом мнении ” главный герой - наркоман, он разваливается на глазах. Мне пришлось делать обезболивание глаз!»

Восхищенный талантом режиссера, Круз раньше всех приходил на площадку, чтобы просто поболтать со Спилбергом. «Мы по утрам с ним гуляли по декорациям».

Когда три года спустя они вновь объединили усилия (к тому времени Круз уже закончил «Последнего самурая» и «Соучастника»), их совместный проект получился еще более трагичным. Перенесенная в наши дни экранизация «Войны миров » снималась под впечатлением от терактов 11 сентября, и новые спилберговские инопланетяне не были похожи на И-Ти. Добавьте к двум спилберговским лентам «Обливион » и «Грань будущего », и вы заметите, что Круза тянет к сумрачным изображениям будущего. «Вы же понимаете, такие картины драматичнее, - отвечает актер, улыбаясь. - Но человечество в них всегда побеждает. Я не пессимист. Я реалист».

Когда он занимался монтажом «Миссии 2» в Сиднее, ему позвонили из MTV. Переселению на студию предшествовали 40-дневные ливни, которые чуть не сорвали съемки. Круз был вымотан, и последнее, что ему в то время было нужно, это участие в церемонии MTV. «Я не хотел снимать никаких смешных роликов», - признает Круз. Затем он узнал, что в Сидней приехал Бен Стиллер. Так родился Том Крюз.

«Бен всегда превосходно меня пародировал». Круз видел видео, в которых комик изображал его в «Цвете денег » и в «Лучшем стрелке». Это были ехидные, но не злые ролики, и Круз и Стиллер легко сдружились. «У него уникальный взгляд на мир», - смеется Круз. И в самом деле, уникальный. Стиллер рассказал актеру о замысле «Солдат неудачи», когда снимал для MTV сцену, в которой Крюза били по лицу.

«Знаешь, чего тебе не хватает? - ответил тогда Круз, который сразу проникся духом фарсовой сатиры о безумных съемках боевика. - Тебе нужна студия, которая будет давить на персонажей. Это будет катализатор событий».

Так родился Лес Гроссман, самый запредельный персонаж Круза - обрюзгший, лысеющий, сексуально озабоченный студийный босс, ругань которого даже сапожника заставит покраснеть. «Я еще ему сказал, - добавляет Круз, - я буду танцевать». Актер вихляет бедрами, показывая, как танцует начальник, считающий себя гением хип-хопа. «Бен был просто в шоке».

Гроссман явно раскрепостил Круза. После него Круз сыграл гламурного металлиста Стейси Джекса в «Роке на века » («Я хотел узнать, умею ли я петь») и изобразил психопата-суперагента в «Рыцаре дня» и крутого бывшего сыщика в «Джеке Ричере ». Наконец, его последний на сегодняшний день персонаж - трус в «Грани будущего», который учится быть Томом Крузом.

Том Круз сейчас и сам на грани будущего. Он стареет. Не так быстро, как простые смертные, но все же он должен ответить на вызов времени. Планирует ли он чаще играть характерные роли? Или, может быть, он переключится на комедии? Круз такими категориями не мыслит. «Я все время ищу что-то новое, - признает он. - Но я думаю не о жанре, а о персонаже. Кто он? Что у него за история?»

Что ж, нельзя сменить стиль, если у тебя его нет. Радикально меняться, правда, Круз в любом случае пока не планирует. Он готовится запустить в производство новую «Миссию» и надеется после нее сыграть с Брэдом Питтом в напоминающей «Дни грома» гоночной драме «Гони во весь дух». Также он хочет еще раз сыграть Ричера.

«Через 25 лет мне будет… 77! - смеется он. - И вы спросите у меня в интервью: “Том, когда же ты остановишься?” Я мечтаю до конца жизни работать в кино, не обязательно актером. Сколько сейчас Иствуду?»

Мы вспоминаем - 83 года. «Еще мальчишка - отвечает Круз. - Еще мальчишка».

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Posta-Magazine публикует эксклюзивное интервью журналиста Нэта Айви с Крузом,

который в эти дни как раз ездит по главным городам планеты, представляя в кинотеатрах свою новую работу «Миссия невыполнима: Племя изгоев».

Поклонники вновь восхитятся многогранностью своего кумира, а ненавистники сочинят очередной том мемов? Настоящий герой не может быть однозначен! Актер, режиссер, продюсер и сценарист, трижды обладатель премии «Золотой глобус» и трижды номинант на премию «Оскар», Том Круз - бессменный лидер проката... и постоянный повод для насмешек.

Его искренность, увлеченность и эмоциональность часто становятся поводом для злых шуток, но неприветливость репортеров не мешает Крузу оставаться самим собой, хотя порой ему приходится отстаивать свои убеждения в суде. Его брак с Николь Кидман - бессменный повод для праздных рассуждений интернет-психологов. Его эмоциональное признание в любви к Кэти Холмс на шоу Опры Уинфри в 2005 году, где он запрыгивал на диван и падал на одно колено, стало предметом многочисленных пародий, в том числе в фильме «Очень страшное кино-4». Его дочь Сури, по утверждению журналиста и автора неофициальной биографии Круза Эндрю Мортона, была зачата с помощью специально сохраненной спермы основателя саентологии Рона Хаббарда (впрочем, актер с этим утверждением категорически не согласен и подал на Мортона в суд), а само увлечение Тома Круза саентологией стало предметом насмешек в сериале «Южный парк», в эпизоде «Застрявший в чулане»...

Однако в конечном итоге именно эти обозленные сатирики остаются «застрявшими в чулане» своей однобокой ненависти: Том Круз движется вперед - и не только на гоночных машинах, которые обожает! Он активно занимается благотворительностью, воспитывает дочь и создает кино, которое смотрят миллионы зрителей по всему миру. Posta-Magazine представляет эксклюзивное интервью актера, в эти дни знакомящего публику со своей новой работой «Миссия невыполнима: Племя изгоев». Откликнемся на призыв кино-портала vulture.com, назвавшего свой материал It’s time to start liking Tom Cruise again - Настало время вновь полюбить Тома Круза!

Нэт Айви: «Миссия» - культовое кино, к которому поклонники относятся очень трепетно. Как вас встретили фанаты на премьере?

Том Круз: Невероятно тепло. Я обожаю выходить к поклонникам, разговаривать с ними. Некоторых я вижу много лет подряд и узнаю их в лицо, и я очень ценю каждого из них, потому что это ни с чем не сравнимая привилегия - делать то, что ты любишь, и получать за это благодарность. Я делаю это кино для вас, и для меня важно, чтобы вы получали от него удовольствие.

Особая роль в фильме «Миссия невыполнима: Племя изгоев» отведена зданию Венской оперы. Раскроете секрет сюжетной перипетии?

Меня много раз приглашали в Вену на съемки, потому что особенность фильмов «Миссия невыполнима» - и одна из главных причин, по которой я всегда хотел заниматься кино, - это возможность и для актера, и для зрителя путешествовать по миру и прославлять многогранность и различие его культур. Меня пригласили в Вену, а Крису Маккуорри (режиссер, один из сценаристов «Миссии» - Прим.) пришла идея затеять съемки именно в здании Венской оперы. Это классический саспенс, тщательно, скрупулезно продуманный, это невероятно красивый сиквел, и я хочу, чтобы вы поскорее насладились этой работой. Особенно - невероятной игрой великой актрисы Ребекки Фергюсон.

Я - настоящий синефил, я люблю кино всей душой, я изучаю кино, я им наслаждаюсь. И одна из ключевых вещей, которой мы с Крисом Маккуорри хотели добиться, - это полноценное развитие истории и характеров на фоне увлекательного экшна. Когда мой герой Итан Хант впервые встречает героиню Ребекки Фергюсон - это стандартная «завязка»: мужчина встречает женщину. Но в Вене это знакомство получилось крайне романтичным, элегантным. Мы в «Миссии» зовем эту сцену «первым свиданием». По ходу сюжета характер героини раскрывается с очень интересной стороны, и Ребекка гениально передает все оттенки.

- «Миссии» прекрасны тем, что вы постоянно делаете что-то такое, чего до вас никто не делал. В новой серии вы демонстрируете невероятные трюки на самолете - и вы делаете их без каскадера!

- «Миссия» - экшн, и мне нравится все делать «вживую». Я работаю с лучшей каскадерской командой в мире. И не важно, касается ли это мотоциклов, машин или самолетов, я всегда с энтузиазмом хватаюсь за возможность попрактиковаться и усовершенствовать свои навыки. Идея задействовать меня пришла Крису Маккуорри. «Что ты думаешь о том, чтобы повисеть на этом самолете?» - спросил он меня. «Звучит заманчиво. Мне всегда хотелось попробовать что-то в этом роде», - ответил я. И, к моей удаче, нам удалось договориться с Airbus, и все получилось именно так, как мы задумали. На самом самолете камеры не было. К месту действия нас вез летчик-испытатель, который в течение 10 лет принимал участие в разработке этого самолета, и он же помогал нам со всеми приготовлениями к съемкам. Стало понятно, что для того, чтобы я мог держать глаза открытыми, мне придется надеть специальные линзы. При отрыве самолета от земли я хотел, чтобы самолет взлетал под таким углом, чтобы было видно, как земля «уходит из-под ног», и чтобы мои ноги болтались, ударяясь о корпус самолета. Против этой идеи возражений со стороны летчика не было, помню, как он сказал мне: «С этим проблем не будет». Еще один момент: было очень холодно. Мы снимали зимой, но термобелье я надеть не мог из-за особенностей костюма. Не знаю, помните ли вы кино Хичкока «На север через северо-запад», я этот фильм обожаю, и особенно люблю сцену, в которой героя Кэри Гранта, одетого в элегантный костюм, на кукурузном поле пытается протаранить самолет. Именно эта сцена вдохновляла меня в эпизоде с самолетом: я должен был быть в костюме. Никакого смысла в этом нет, но это весело и метафорично. В общем, работы и идей было много. И находиться позади самолета - тоже испытание. Я сам - пилот, летаю на маневренных самолетах и знаю не понаслышке, что такое выхлопное сопло.

Когда наступил день съемок, меня привязали к самолету, пилот завел двигатель, затем - руление самолета, все идет по плану, я вижу Саймона Пегга, вижу, как из-за его плеча меня снимает камера, прежде чем мы оторвемся от земли. И вдруг самолет начинает «клевать носом», я не знаю, куда девать ноги, бьюсь ими о фюзеляж. К счастью, в итоге нос самолета поднялся в небо. И тогда-то я почувствовал дикий прилив адреналина, я ощущал страх всем телом, думал: «Хорошая ли это идея? Сейчас я не так в этом уверен, но что-то менять поздно»... Но сцена стоила этих переживаний. Люди спрашивают, зачем я это делаю. Я делаю это для вас. Мне кажется, только такое кино может развлекать и увлекать, так что я очень надеюсь, что вы не разочаруетесь.

Вы воплощаете на экране характер Итана Ханта уже два десятилетия. Как по-вашему, он изменился за это время?

Не знаю, как изменился он, но я чувствую, что я стал делать кино лучше. Это пятый фильм, который я продюсирую, и это вдохновляет, я мечтаю снимать еще и еще. Это какая-то неземная радость - складывать словно пазл, соединять воедино все идеи и создавать фильм. «Миссия» - всегда сложное в производстве кино, и мне каждый день съемок доставляет огромную радость, это всегда вызов, который я с волнением и энтузиазмом принимаю. К тому же это крайне весело, и если вам нравится - мы будем продолжать.

Как менялся Том Круз от фильма к фильму...

Вы сказали, что хотели, чтобы у каждого актера в фильме была достойная роль. Как вы прорабатывали сценарий с Крисом Маккуорри, чтобы угодить вашему желанию выстроить полноценный характер каждого героя и при этом такой яркой командой не развалить фильм?

Вы знаете, как сильно я люблю кино. Я - и актер, и продюсер, и больше всего в моей работе меня вдохновляют люди, с которыми я работаю. Со мной рядом люди, которых я по-настоящему уважаю, и Крис Маккуорри, с которым мы сняли уже пять фильмов, постоянно вдохновляет меня на новые идеи, он мой брат в творчестве. Но важна не только идея, нужно уметь не просто взять актера и хорошо «влить» его в задуманный характер. Гораздо интереснее найти то, в чем актер действительно хорош, понять, что тебя в нем восхищает, и создать под него характер, в котором его талант заблещет, заиграет новыми красками.

Режиссер должен дать актеру роль, которая прославит его, которая принесет ему заслуженное признание. Меня увлекают сильные характеры в кино. Мне кажется, если посмотреть все мои фильмы, начиная с «Отбоя» и «Рискованного бизнеса», станет ясно, какая игра вдохновляет меня, и я хочу... как зритель, я хочу видеть не только схематичный сюжет, но полноценных героев. Я делаю кино - но это история не про меня, а про нас. И в Крисе Маккуорри меня восхищает именно его умение подобрать актеров и раскрыть их. Саймон Пегг - кто не любит Саймона Пегга? Он уже в третий раз в нашей команде. Я помню, как увидел его в «Зомби по имени Шон» - и тут же пригласил в третью «Миссию»! И то, как он работает с характером, то, как он развивается, - именно это мечтает видеть на экране каждый настоящий поклонник киноискусства. Джереми Реннер, Винг Рэймс, Алек Болдуин. Каждый!

За Томом Крузом - как и за любой суперзвездой Голливуда подобного масштаба - следят постоянно. Как он себя повел, в чем одет, что заказывает на завтрак в отеле, какие очки носит? Людям интересны любые детали. Про очки мы, кстати, узнали - Том Круз фанат марки Ray-Ban.

Posta-Magazine благодарит агентство Fotodom за помощь в организации интервью.

Он, играющий суперменов, вполне заслужил это звание и в жизни. Стать суперстар Томом Крузом - это, знаете ли, немало, особенно если предпосылок никаких нет. Внешность отнюдь не суперменская, рост невысокий, в образовании пробелы... В наличии имелись сила воли и талант. А способов быть или казаться «не таким как все» хоть отбавляй. Но начнём по порядку.

Текст: Ольга Кононова

Некрасавец

Том плёлся в школу, словно на эшафот, безнадежно пиная портфель коленом. Ещё в семь лет врачи установили у него дислексию - заболевание, при котором «смотришь в книгу - видишь фигу». Человек не видит разницы между буквами, не может складывать их в слова и воспринимать смысл текста. Одноклассники хохотали над попытками Тома прочитать хоть строчку, а учителя, мало знающие об этом заболевании, вновь и вновь заставляли Тома читать - ад повторялся каждый раз, когда мальчик поступал в новую школу. А сменил он их немало по причине бесконечных переездов семьи. «Я сомневался, нормальный я или идиот», - честно сказал Круз, вспоминая детство. К моменту окончания последней школы в 1980 году он, по собственному признанию, оставался практически неграмотным. Только кино было отдушиной для несчастного мальчишки, не умеющего прочитать о приключениях «Трёх мушкетеров», да что там, даже о «Трёх поросятах». Была ещё одна причина для страданий - на низкорослого Тома не смотрели девчонки. В какой-то момент, устав от борьбы за выживание в этом сложном мире высоких красавцев с волевыми подбородками, Том стал принимать участие во всех школьных спектаклях. И неожиданно обнаружил, что он теперь не «пустое место»! На сцене он затмевал всех. После одной из постановок, впервые поймав на себе взгляд красивой девочки, Том решил стать актёром.

По слогам

В 18 лет он оказался в Нью-Йорке. Утром разгружал фуры, днём мыл посуду в ресторанчиках, а вечерами получал отповеди от киноагентов.

Тому приходилось учиться общаться. Хмурый взгляд неуверенного в себе подростка никак не способствовал обзаведению полезными знакомствами. Пришлось научиться играть раскованного и весёлого, успешного и перспективного. Первый успех - удачное знакомство и роль длиной 7 минут экранного времени. Он ещё упорнее работал и даже обрёл счастье в любви. В то время его опекала и любила знаменитая дива Шер. «Я с ума сходила по нему», - призналась Шер спустя годы на шоу Опры Уинфри. Тома Круза образца 80-х годов певица описывает как нескладного парня, который боролся за новую лучшую жизнь.

Ему 24, он всё ещё читает контракты по слогам, но роль у Мартина Скорсезе в «Цвете денег» и хитовый «Топ Ган» сделали из Круза звезду. Его стали называть «самым красивым и примерным мальчиком Голливуда». Чтобы соответствовать имиджу, Том женился на Мими Роджерс, с которой встречался уже несколько месяцев. Так надо, так правильно - идеальные семейные уикенды, образцовый дом с лужайкой, жена, встречающая с улыбкой своего мужа, и, конечно же, дети. Не жизнь, а декорации к фильму «Степфордские жены»... Увы, Мими не оправдала представлений об идеальном браке. Она была бесплодна. Утешение бедняжка нашла в своей церкви, в которую привела когда-то и мужа. Сайентология покорила Тома - религиозно-философское учение, созданное писателем-фантастом Роном Хаббардом, давало такие понятные и желанные ответы на мучавшие его вопросы о несправедливости жизни. Учение обещало адептам пресловутую «Дорогу к Счастью», и Том пошёл по ней, не задумываясь. Кто ж откажется от счастья-то, особенно когда тебя к нему ведут за руку и гарантируют полное его получение. Возьмите и распишитесь.

«Наш развод был неизбежен, - как гром среди ясного неба грянуло признание Круза. - К тому же каждый, кто видел Николь, должен меня понять». Рыжеволосая австралийка Николь Кидман, партнёрша Тома по фильму, в один миг свела с ума «примерного мальчика». Но прежде чем жениться на девушке своей мечты, Круз отвел её к доктору: он хотел избежать повторной ситуации с Мими и убедиться, что новая миссис Круз способна зачать ребёнка. Однако и на этот раз судьба не дала Тому испытать радость отцовства. В конце концов, в январе 1995 года в семье появилась приёмная дочка Изабелла Джейн, в феврале 1996-го - приёмный сын Коннор Энтони. Собственными детьми они не обзавелись - забеременеть Николь так и не удалось.

Их называли «самой-самой» парой Голливуда. Но все придуманные Томом в детстве атрибуты «настоящего счастья» оказались поддельными. Он богат и успешен, его, когда-то зажатого понурого подростка, считают теперь секс-символом, он женат на красавице, о которой грезят миллионы поклонников, у него работа и полная семья... А счастье?.. К нему ведёт дорога, и она длинна... Круз и Кидман посещали психологов так же регулярно, как чистили зубы. Их брак развалился, когда стало окончательно ясно - беременность у Николь не наступает, а больше ничто не держит их вместе. Круз попытался утешиться в пылких объятьях страстной испанки Пенелопы Крус, но громкий роман вскоре тихо исчерпал себя. Однако Том Круз не желал быть несчастным. Во всех интервью он повторял: я вижу себя мужем и отцом, я семейный человек и хочу быть счастливым.

«Мне не привыкать быть белой вороной»

«У меня много хороших друзей, но иногда я чувствую себя очень одиноким. Я не склонен к депрессии, и я не неврастеник. Я просто обыкновенный человек. Слава лишь открывает двери, в которые заходит множество людей. Но наступает момент, когда люди расходятся по своим домам, и двери закрываются. И тогда мне больше всего хочется остаться наедине с любимой женщиной», - вот выдержка из аудиодневника Круза. Эти его слова были однажды опубликованы в прессе. Примечательно, что сегодня Том почти никому не даёт интервью. Его компания просто продаёт журналам уже готовые и отшлифованные материалы. Или заранее составляет список вопросов, которые можно задавать (и на которые заранее уже готовы ответы). В 2000 году журнал «Ньюсуик» провёл опрос: в личный дневник какой знаменитости вам хотелось бы заглянуть? Только 5 процентов читателей назвали имя Тома Круза... Да, он герой, но... слишком уж выхолощенный. Слишком пресный. Прошло немного времени, и Том нашёл свою новую любовь. Молодая актриса Кэти Холмс была готова последовать за своим избранником, куда бы тот ни пожелал идти. О своём чувстве к Кэти актёр прокричал буквально на весь мир в мае 2005 года во время шоу Опры Уинфри. Том «прыгал по площадке, вскочил на диван, а потом упал на одно колено» - этот странный инцидент получил большую известность благодаря Интернету и стал предметом пародий. «Мне не привыкать быть белой вороной. В душе я навсегда остался пришельцем, у которого всё не слава богу. Так что я решил больше не беспокоиться об этом», - отрезал Том Круз. В ноябре 2006 года они с Кэти Холмс поженились, а за полгода до свадьбы у пары родилась дочь Сури. Кэти оказалась чудесной спутницей жизни. Она красива, молода и не выделяется, а... дополняет своего мужа. Она готова слепо следовать всем его увлечениям. Сайентология - пожалуйста! Изнурительные диеты - до фанатизма!

Том занимает пост помощника главы церкви, и в его обязанности входит реклама и вербовка новых членов. Он отдаётся этому занятию со всей страстью и настойчиво вовлекает в него семью и друзей. «Я верю в сайентологию, и многие мои друзья не раз звали меня на помощь в критические моменты своей жизни именно потому, что я её приверженец», - теперь Том руководствуется религиозными книгами своих учителей. Женщинам церкви полагается пить напитки с сомнамбулическим эффектом и сидеть на диетах с очищающим эффектом. В результате Кэти Холмс в последнее время появляется на светских мероприятиях крайне редко: она истощена и плохо выглядит. По правилам сайентологии Кэти обязана все семейные проблемы решать с помощью ежедневных письменных посланий мужу. Жена Тома Круза прошла специальный курс внедрения в религию своего супруга, «обучаясь и очищаясь» под контролем опытных учителей. Поклонники актрисы опасаются за свою любимицу и выходят теперь на улицы с транспарантами: «Беги, Кэти, беги!» Малышку Сури Том отдал в школу при сайентологической церкви, где пять раз в неделю малыши изучают основы этой религии и едят исключительно низкокалорийную органическую пищу. Красивый, талантливый, успешный и богатый экранный супермен Том Круз живёт и любит по строгим правилам. Им руководят агенты, менеджеры и сайентологические боссы. «Я хотел бы знать своё будущее, - проговорился Круз однажды. - Хотел бы понять, есть ли всё-таки у меня выбор. Хотелось бы верить, что мы сами себе хозяева и свободно меняем свою жизнь». Без комментариев.

На свете нет ни одной кинозвезды, способной соперничать с Томом Крузом: он держится на вершине уже 20 лет, а общие сборы фильмов с его участием приближаются к трем миллиардам. Актер, личное состояние которого оценивается в 300 млн долларов, всегда умел контролировать свои отношения со зрителями, позволяя последним знать только то, что им следует знать, и использовал PR-машину в своих интересах: помните, как он шумно развелся с Николь Кидман, как раз когда у него выходило в прокат , а у нее — ? Именно поэтому скептики засомневались в искренних чувствах Тома Круза и молодой актрисы Кэти Холмс, с которой они публично начали встречаться, держась за руки перед объективами папарацци, и рассказывать о неземной любви во всех ток-шоу. Это было настолько неожиданно и надуманно, что западная пресса тут же увидела здесь расчетливый ход: Крузу нужно было пиарить , Холмс — блокбастер , вышедший в прокат 16 июня. Слово виновнику переполоха…

Итак, первый вопрос очевиден. Что у вас там происходит с Кэти Холмс? В Интернете даже появилась информация о целой линии маек с надписью «Свободу Кэти». Говорят, вы ее поработили и держите заложницей…

(Смеется.) Послушайте, все эти слухи, что наши отношения с Кэти — фальшивка, придуманы желчными завистниками, которых злит чужое счастье. Я влюблен так, как никогда раньше. И я никогда не чувствовал себя столь ранимым и одновременно свободным от общественного мнения. Пусть говорят что хотят, наплевать. Мне важно только то, что я чувствую. Кэти — потрясающая женщина, и мы стараемся не расставаться надолго даже ради работы, настолько нам хорошо.

Наверное, люди, призывающие освободить Кэти Холмс, имеют в виду, что вы захотите обратить ее всвою любимую сайентологию.

Она, кстати, меня уже спрашивала о сайентологии — ей любопытно. Но Кэти также разделяет мою страсть к мотоциклам и дайвингу. Она взрослый человек и сама принимает решения, чем ей заниматься, а чем нет (3 июля Крузу исполнится 43 года, и он на 17 лет старше Холмс. — Прим. Time Out ).

Сейчас больше говорят о ваших отношениях с Кэти, чем о . Но все-таки хотелось бы узнать, почему вы из всех предложений выбрали именно этот фильм.

Когда тебя приглашает на роль — любую роль — Стивен Спилберг, отказаться может только полный идиот. Одна возможность видеть, как он творит, — достаточная причина, чтобы долго не раздумывать (несмотря на почти двадцатилетнюю дружбу, Круз работал со Спилбергом только в 2002 году, на съемках «Особого мнения». — Прим. Time Out ). Конечно, то, что и мой герой, и весь сценарий великолепно прописаны, тоже сыграло не последнюю роль при принятии решения. (Смеется.) С другой стороны, Спилберг никогда не предложит ничего плохого — поэтому он и стал Спилбергом.

Как вы отвечаете критикам, упрекающим вас в том, что вы растрачиваете свой талант на подростковое кино со спецэффектами и мало играете в серьезных фильмах?

Я просто не понимаю, что они имеют в виду. При выборе ролей я исхожу только из своего чутья и вкуса. И думайте обо мне, что хотите, но я готов защищать все фильмы, в которых снимался, — от и «Интервью с вампиром» до . Я всеми ими горжусь.

Поклонники книги «Война миров» Герберта Уэллса жалуются, что Спилберг не оставил камня на камне от первоисточника: мало того что действие перенесено из Британии в Америку, так оно еще и происходит не в конце XIX века, а в наши дни…

Стивен пошутил, что главной причиной переноса действия стала его ненависть к костюмам Викторианской эпохи. (Смеется.) А если серьезно, то мы с максимальным уважением отнеслись к первоисточнику, но все же рассказали историю с точки зрения современного человека. Мы снимали не документальный фильм, а авторскую версию (в данном случае — версию Стивена) классического сюжета. Зрителям проще сопереживать своим современникам, чем героям из далекого прошлого.

Как бы вы описали фильм?

Это самый экспериментальный блокбастер, в котором я когда-либо снимался, и самое блокбастерное кино из всех экспериментальных. (Смеется.) Сколько бы ни говорили, что Стивен снимает сплошь кассовые хиты, вы не можете отрицать, что он один из самых любопытных режиссеров современности, всегда готовый удивить.

Когда началась ваша дружба со Спилбергом?

Ой, прошло уже больше двадцати лет. В 1983-м вышел первый фильм, где я играл главную роль, — «Рискованный бизнес». Стивен посмотрел его и пригласил меня пообедать. Надо ли говорить, что я уже тогда его боготворил? Мы сразу поняли, что у нас много общего, и я никогда не забуду, что именно Стивен был одним из первых людей в кинобизнесе, предрекших мне большое будущее.

Как и в «Особом мнении», в «Войне миров» много спецэффектов. Трудно ли было играть «в пустоту», зная, что инопланетян добавят позже на компьютере?

Это с другими режиссерами бывает трудно. У Стивена в голове уже есть готовый фильм, и он на стадии съемок точно знает, что должно находиться вкадре и как это будет выглядеть. Кроме того, Стивен никогда не использует спецэффекты просто так, для красоты. Их было ровно столько, сколько нужно для изложения сюжета.

Значит, нас ждет не очередной блокбастер, где спецэффекты важнее сюжета и здравого смысла?

Можно иметь бюджет в 200 миллионов долларов, нанять лучших создателей компьютерных эффектов и при этом сделать абсолютно пустой искучный фильм. Самое интересное в работе со Спилбергом в том, что он в первую очередь потрясающий рассказчик. Вспомните любой его фильм — там так рассказана история, что вы с первой же минуты начинаете сопереживать героям.

Вы уже были знаменитым актером, когда решили попробовать себя в качестве продюсера. Первый же фильм, который вы продюсировали, «Миссия: Невыполнима» (1996), стал блокбастером. Вам просто повезло или вы действительно очень хороший продюсер?

Для того чтобы тебе «повезло», нужно очень много сделать. Будучи актером, я всегда интересовался всем процессом создания кино. Мало того, я считаю, что актеры должны изучать всю технологию — от появления идеи фильма и написания сценария до постпродакшна и маркетинга. Я всегда был заинтересован в коммерческом успехе фильмов с моим участием: важно, чтобы люди, вложившие в тебя деньги, не только получили их обратно, но и заработали. Я не из тех актер-актерычей, которые приходят на съемочную площадку «творить» и считают, что осчастливили всех своим присутствием. Про Стивена говорят, что он может получить от любой киностудии столько денег, сколько потребует. НоСпилберг стал Спилбергом именно потому, что всегда умел экономить — и время, и деньги. Мы с ним сняли одну очень сложную и дорогостоящую сцену за пять дней, в то время как другому на его месте понадобились бы минимум три недели. Если бы все режиссеры работали так эффективно, как Стивен, производство фильмов обходилось бы гораздо дешевле. Будь моя воля, я бы работал в каждом его проекте.

Как вы выбираете роли в тех случаях, когда не звонит лично Спилберг?

Я принимаю решение очень быстро, почти спонтанно. И можете мне не верить, но я никогда не слушаю ничьих советов, соглашаться мне на роль или нет. Все решаю сам. Помню, меня отговаривали и от «Лучшего стрелка», и от «Рожденного 4 июля», а сейчас я не жалею о своем выборе.

Когда вы впервые решили стать актером?

Это было естественное решение. Моя мама преподавала драматическое искусство и сценическое движение. В детстве я был мечтателем-одиночкой, любил придумывать всякие сценки, чтобы повеселить мать и сестер. Помню, как сам придумал сюжетец «Джон Уэйн дерется с Дональдом Даком» и изображал обоих персонажей.

Ваши родители развелись, когда вам было двенадцать лет, и вы сами развелись с Николь Кидман, когда вашим приемным детям было восемь и шесть лет. Вас никогда не беспокоило, что у ваших детей, как и у вас, не будет нормального, полноценного детства?

А что такое, по-вашему, «нормально»? У каждого человека в жизни бывают счастливые и трудные периоды — по-моему, это и есть «нормально». Я никогда не считал свою жизнь неполной или тяжелой- скорее, особенной. Наверное, каждый считает свою жизнь непохожей на другие. Расспросите любого человека — и вы услышите такие вещи, с которыми не сравнится никакое кино. Например, в отличие от большинства детей, я сменил 15 школ. Страдаю ли я сейчас от этого? Да нет, скорее наоборот, считаю, что мне это пошло на пользу. Я возвращался домой и прекрасно проводил время с матерью и сестрами. Что в этом «ненормального»?

Вы, как никто другой из знаменитостей, яростно пропагандируете сайентологию. Почему вам так важно, чтобы люди знали о ваших верованиях?

Потому что сайентология мне по-настоящему помогла — в отличие от традиционной медицины, между прочим. Благодаря сайентологии я вылечился от дислексии, в то время как врачи просто пичкали меня лекарствами, от которых мне становилось только хуже. Кроме того, сайентология дала мне возможность обрести внутренний покой, стать таким, какой я сейчас, а другим людям — избавиться от кучи вредных пристрастий, например наркотической зависимости.

Во время съемок «Войны миров» вас упрекали в том, что вы приглашаете на съемочную площадку сайентологов итем самым пропагандируете учение Л.Рона Хаббарда…

Эти обвинения основаны на искажении фактов и невежестве. Сайентологи приезжали на съемки, но не вмешивались в рабочий процесс и добровольно помогали всем, кто просил их об этом.

Вы возглавляете список самых влиятельных людей в Голливуде. Как такая власть влияет на вас самого?

Я стал актером не из жажды власти- это мне просто неинтересно. Но так случилось, что мое согласие сниматься в том или ином фильме автоматически означает, что проект получит финансирование. Не вижу в этом ничего плохого, коль скоро это будут хорошие, качественные фильмы, которые я сам с удовольствием посмотрю. Эта власть недолговечна — в истории кино не было актера, у которого карьера благополучно развивалась на протяжении всей жизни. Поэтому я стараюсь как можно эффективнее пользоваться своим влиянием, пока оно у меня есть.

Известно, что вы называли среди своих кумиров Клинта Иствуда и Мела Гибсона — актеров, успешно выступающих и как продюсеры, и как режиссеры, получающих за свои картины «Оскары». А вы не собираетесь в один прекрасный день стать режиссером?

Если у меня когда-нибудь возникнет потребность высказаться и снять фильм, может, я это и сделаю. Единственное, что мне точно известно: я никогда не буду убиваться ради наград. Кино для меня — это возможность прийти на съемочную площадку и сделать максимум того, начто способен. И главное, получить удовольствие от работы. Без удовольствия и перспективы сотрудничать с интересными людьми я и пальцем не пошевельну.