Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Марлен дитрих - биография и личная жизнь. Марлен Дитрих: «Никто не сделает вас более счастливыми, кроме вас самих

Визитной карточкой этой знаменитой женщины был образ феминистической неприступности. В сжатых, в форме сердечка, губах – длинная сигарета, румяные высокие скулы, тонкие брови и мужская одежда на худощавой женской фигуре. Таким виделся типаж стильной успешной дамы тридцатых годов. И заслуга в этом, прежде всего, Марлен Дитрих. Она сделала модными расклешенные брюки, которые носила с удивительным изяществом и смелостью. Ослепительная женщина оставила в мире моды, кино и музыки неизгладимый и потрясающий след. Так в чем же был ее большой секрет?

Начало жизни и карьеры будущего кумира не предвещало ничего многообещающего и интересного. Она родилась 27 декабря 1901 года в Берлине, получив от своих небогатых родителей имя – Мария Магдалена Дитрих.

Девочка увлекалась музыкой, обучалась игре на скрипке и лютне. Позже ей пришлось отказаться от карьеры скрипачки из-за длительных болей в руке. Марлен решила найти более надежный хлеб для пропитания. Зарождающееся художественное кино, как ничто другое, манило молодую и уже очень красивую девушку.

Она испытала себя в роли певицы и танцовщицы в кабаре, много гастролировала, пока не устроилась работать в театре, одновременно изучая азы профессии в актерской школе. Марлен дали опробовать небольшие театральные роли, но, самое главное, она стала эпизодически сниматься в фильмах.

Образ роковой женщины

Так длилось до 1930 года, когда Марлен проявила себя в роли похотливой Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел». Начинается длительный путь признания, о котором остальные женщины могли только мечтать. Известный режиссер Джозеф фон Штернберг приглашает дебютантку для «раскрутки» в Голливуд. Марлен ждет увлекательный съемочный марафон из семи фильмов. Ей предстоит стать одной из лучших исполнительниц женских ролей в мировой киноиндустрии и сотворить определенный эталон, икону неподражаемого стиля.

Марлен Дитрих в фильме «Голубой ангел»

Марлен работает над созданием нового видения идеальной женщины и усовершенствует свои природные данные, подчеркивая характерные черты красоты, данные ей от рождения – тонкие брови, своеобразные скулы, длинные ноги и симпатичный ротик в форме сердечка. Но этого явно недостаточно. Актриса с помощью строгой диеты убирает четырнадцать килограммов веса, а заодно и четыре коренных зуба – для визуализации более совершенного образа, за счет высоких скул.

Марлен Дитрих самозабвенно создавала образ идеальной женщины своего времени

Дочь Марлен Дитрих Мария после смерти матери в интервью газете «Spiegel» описала процесс «инициализации» будущей «звезды» приблизительно так:

«Она рассматривала такие шаги в качестве необходимого движения к совершенству. Понимаете, мать считала своим долгом выглядеть идеалом красоты. Здесь также сыграл важную роль режиссер Штернберг. Именно он создал портрет Дитрих как новый типаж для популярной актрисы. Она просто с удовольствием согласилась на эту роль. Моя мать стала заложницей своей собственной легенды – все для того, чтобы достичь вершины совершенной и недоступной гармонии. У нее было неистребимое желание быть образцом для подражания».

Быть чувственной во всем и всегда

Неважно во что одета женщина, носит она галстук или платье с блестками. Она должна вызывать желание. Настоящая леди – это всегда культ, высокий статус чувственности. Марлен Дитрих добивается харизмы уже в первом голливудском фильме «Марокко». Зрителям предстояло испытать шок от эмансипированного образа женщины в мужском брючном костюме. Режиссер преднамеренно пошел на скандал, ведь это был серьезный вызов тогдашнему представлению морали, но…

Настоящая леди – это высокий статус чувственности

Удивительно, вскоре женщины в самых разных уголках мира стали с удовольствием копировать великую актрису. Брюки и блейзеры легко и непринужденно вошли в женские гардеробы. Когда вы видите, с какой элегантностью их носят современные леди, вспомните, сколько мужества, силы воли и упорства пришлось проявить много лет назад Марлен Дитрих или Коко Шанель. Эти женщины беспощадно расправились с общепринятым представлением о красоте, поломали стереотипы, и стали новым непререкаемым образцом для дам, стремившихся к свободе самовыражения.

Марлен Дитрих предложила обществу собственные каноны красоты

Марлен Дитрих обожала одеваться в чувственную смесь тканей, подчеркивающих и женственность, и мужественность. Терпкий запах духов, смелый энтузиазм, проявляющийся в цилиндре, широких брюках, в боа из перьев и облегающих светящихся платьях – этот образ буквально пленял молодежь тридцатых годов. Но двойственный образ, созданный в гримерке, касался не только яркой искусственной жизни на большом экране. Он активно использовался популярной актрисой в жизни. О похождениях Марлен с мужчинами и женщинами ходили легенды. Она никогда не делала из этого секрета. Ей на самом деле было «наплевать», что скажут люди про любовные романы «звезды» в Голливуде или Берлине.

Имея многочисленные любовные связи, Марлен Дитрих оставалась в браке с Рудольфом Зибером

Театральный критик и писатель Кеннет Тайнан сказал однажды о Марлен:

«У нее всегда были интимные отношения, но никогда не было приверженности к чисто гендерным отношениям. Даже сегодня ее образ рассматривается не только в качестве определенного модного стиля, но и как популярная икона для людей нетрадиционной сексуальной ориентации».

Хемингуэй и Марлен встречались в жизни не более 10 раз, а любовная переписка длилась много лет

Тем не менее, Марлен до конца жизни официально оставалась в браке с Рудольфом Зибером. С ним она познакомилась еще до триумфа в Германии, а потом в Америке. Чета воспитывала дочь Марию, которая впоследствии написала о своей матери большую книгу. В ней она критиковала кулинарные способности Марлен Дитрих, а заодно и богемный способ жизни.

Марлен Дитрих и писатель Эрих Мария Ремарк, один из любимых мужчин актрисы

Марлен Дитрих и Жан Габен. Больше, чем друзья. «Габен был супермужчиной, которого ищет каждая женщина. Он был совершенством», — напишет о нем Марлен

Жан Габен и Марлен Дитрих, 1940 г.

С песнями и танцами против нацистов

Марлен успела отличиться не только в гомосексуальных отношениях. Пока она играла в американском кино, в Германии власть захватил нацистский режим. Актриса отнеслась к такому выбору с решительным осуждением и отказалась принять предложение Геббельса – изображать в пропагандистских фильмах типичную немецкую девушку. Еще до войны, Марлен переехала в Париж, а позже в США, где приложила немало усилий для всеобщей борьбы с фашизмом. Тем не менее, актриса всегда считала себя немкой и гордилась тем, что родилась в Берлине.

Мэрилин Монро и Марлен Дитрих. Гомосексуальные связи были частью жизни Марлен

Во время второй мировой войны Дитрих принципиально не снималась в большом кино и отдавала все свое свободное время поездкам на фронт с концертами для американских солдат. Несмотря на то, что отказ от ролей сильно разочаровал директоров киноиндустрии, Марлен эти представления считала единственной важной вещью в своей жизни.

Марлен Дитрих выступала с концертами для американских военных, 1945 г.

Заслуженная слава в мире и холодный прием в Германии

Позже, после войны, Марлен испытает разочарование и обиду. Вклад в войну против Гитлера ее соотечественники посчитали предательством. Американское правительство вручило актрисе медаль Свободы. Она также удостоилась французского титула Рыцаря Почетного легиона, но в самой Германии ее встретили холодно и почти враждебно, притом не только бывшие нацисты, но и простые немецкие солдаты. Этот упрек Марлен ощущала на себе все время. Немцы недвусмысленно указывали ей на то, что она оторвалась от Родины в трудное время, ради заокеанской славы.

В пятидесятых годах актриса начинает карьеру в образе популярной певицы. Кто не помнит ее глубокий хриплый голос в песне «Скажи мне, откуда цветы»? Этот мотив используется музыкантами до сих пор. Марлен активно выступала в ночных барах и престижных театрах, надевая на себя шикарно вышитые платьях и роскошные одежды. Ее пальто из лебединых перьев шокировало публику, но она надменно отвечала ей:

«Я не могу просто так петь. То, что видите на мне, должно стать сенсацией».

Когда на одном из выступлений в Германии недоброжелатель бросил на сцену яйцо, Марлен сухо заметила:
«Я не боюсь немцев. Моему пальто из перьев лебедя яйца и помидоры не страшны».

Больше Марлен Дитрих в Германии не выступала.

Легенда. По снисходящей траектории

Несмотря на известность и успех, Марлен Дитрих постигла участь большинства модных идолов – постепенное забвение. Последние годы своей жизни она провела в постели, находясь в маленькой парижской квартире, злоупотребляя алкоголем и таблетками. Померкнувшая «звезда» больше не появлялась на публике и не разрешала себя фотографировать.

Марлен Дитрих с внуками

«Я была сфотографирован еще до смерти», – любила повторять она.

Связь с внешним миром осуществлялась только через телефон. Марлен Дитрих общалась с друзьями, коллегами и политиками со всего земного шара.

«Голливуд не был ее миром. Голливуд принадлежит немногим людям из большого кино. Ее миром была вся вселенная», – заявила однажды дочь актрисы Мария.

Марлен часто разговаривала с десятками известных людей, включая британскую королеву, советского генсека Горбачева, президентов Франции и США. Она обсуждала с ними мировые события и давала многочисленные советы. Это были замечания очень умной, но одинокой женщины, которая любила внимание и развлекалась тем, что использовала свое привилегированное положение в обществе.

Питер Бермбах, один из активных ее собеседников, позже писал:

«Во время разговоров я начисто забывал, что Марлен – легенда, что она представляет ушедшую эпоху. На самом деле она была просто человеком, таким, как все мы».

Почётная могила Марлен Дитрих на кладбище в Берлине

Марлен Дитрих умерла 6 мая 1992 года. Но не умерли ее идеи и представления. И дело не только в своеобразном образе и стилистике женщины в брюках, а в создании новых стандартов и подходов в направлении всей нашей цивилизации.

Лучшие цитаты от Марлен Дитрих

«Женщина прилагает максимум усилий, чтобы изменить своего возлюбленного, но, если это удается, она перестает любить его».

«Женщины гораздо умнее мужчин. Скажите, вы видели женщину, которая любит мужчину, потому что у него красивые ноги?»

«Никто вас не сделает более счастливыми, кроме вас самих».

«Если бы я могла прожить жизнь заново, я бы совершила те же самые ошибки, но чуть раньше, чтобы у меня их было намного больше».

Мария Зильбер-Рива на презентации своей книги о матери

Ласло ЗУРЛА, специально для Леди-Шеф.Ру
.

Дитрих Марлен

Настоящее имя - Мария Магдалена фон Лош (род. в 1901 г. - ум в 1992 г.)

Известная немецкая киноактриса, ставшая легендой и идолом киноэкрана. Автор книги «Азбука моей жизни»

(1963 г.) и мемуаров «Размышления» и «Возьми жизнь мою». Всю жизнь она состояла в законном браке, но отдавала предпочтение любовным отношениям с талантливыми, интеллектуальными мужчинами.

Если лунной ночью поднять глаза к небу, то можно погрузиться в нескончаемое звездное море. Его красота завораживает и притягивает. Астрономы упорно прослеживают зарождение, небольшой участок пути или смерть каждой звезды. Говорят, что когда звезда умирает, она прекращает пульсировать, но ровный свет летит сквозь космическую бездну еще тысячи лет. Астрологам звезды сообщают по секрету о невидимой, сокровенной сути личности. Особенно всем интересно, что же осталось «за кадром» в биографии какой-либо земной экранной звезды, что послужило причиной ее вспышки и неугасающей славы.

Астролог Феликс Величко, составив гороскоп Великой Марлен, сразу же заметил, что настоящую Дитрих не знал никто. «Очень скрытный, сдержанный человек, в тихом омуте которого водятся черти. Скорее всего, имя и фамилия у нее вымышленные, и родилась она, вероятно, в дворянской семье… У нее чувства были подчинены рассудку. В душу свою она вряд ли кого-то пускала - это типичный одинокий путник на дороге жизни, которая, чем ближе к концу, тем ухабистее. Подсознание актрисы - это кипящий ад, причиняющий ей много страданий, начиная с разрыва с семьей и кончая одиночеством наедине с депрессивным состоянием… Марлен Дитрих сильно влекло к мужчинам, хотя бы для того, чтобы показать свою власть над ними… и наказать за дерзость. Люди с сильной Черной Луной в гороскопе, при всей их талантливости, обычно проживают трагическую жизнь. Но, к счастью, именно в творчестве могла приоткрыться плотно закрытая заслонка ее души…»

Актриса в своих сердечных и, на первый взгляд, искренних мемуарах поведала миру о том, что посчитала нужным, чтобы ее неувядаемый образ не потускнел. «Мое настоящее имя Марлен Дитрих. Это не псевдоним, как все утверждают. Спросите любую мою школьную подругу, она подтвердит вам это!» На самом же деле вторую дочь родовитого высокопоставленного военного звали Мария Магдалена фон Лош. Она родилась 27 декабря 1901 г. в маленьком городке неподалеку от Берлина. Имя Марлен девочка придумала себе в 13 лет, соединив вместе два настоящих, а сценическая фамилия Б^псИ («отмычка» - нем.) обозначает ключ, открывающий старые замки. Детство Марлен прошло в прекрасном доме на Линденштрассе, рядом с богатым ювелирным магазином «Конрад Фельсинг», принадлежавшим по наследству ее матери Жозефине. Отец (он погиб в Первую мировую войну) и два отчима в воспитании девочки участия не принимали, всем занималась мать. Как достойная представительница немецкой аристократии, она без особой нежности и теплоты, но с исключительным вниманием следила, чтобы дочь следовала ее строгим и ясным жизненным принципам: чувству долга, любви к любому делу, верности и контролю над своими чувствами. Мать стала для Марлен образцом стойкости, а бабушка - эталоном вкуса, элегантности и очарования.

Семья ни в чем не нуждалась, и девочка получила прекрасное гуманитарное образование: хорошо знала и любила французский и английский языки и литературу, увлекалась поэзией и философией, занималась гимнастикой и, особенно серьезно, музыкой. Она часами играла на рояле и лютне, педагоги пансиона-интерната в Веймаре и профессор Флеш из музыкальной академии считали, что будущее Марлен - это скрипка. Однако музыкальное образование пришлось прервать из-за серьезного воспаления сухожилий руки. Это стало первым ударом в жизни, крушением юношеских надежд. Она перенесла его стойко, не раскисла и решила попробовать свои силы в известной театральной «Рейнхардт-школе». Актриса из Марлен получилась на редкость заурядная. «В течение одного вечера я могла играть служанку в первом театре, затем автобусом или трамваем добиралась до второго театра, в спектакле которого играла одну из амазонок, в третьем театре, например, играла роль проститутки». На грим уходило больше времени, чем на исполнение роли. Но девиз матери: «Не расслабляйся, делай что-нибудь!» - не позволял Марлен упасть духом.

Для поисков собственного стиля и места в жизни времени у Дитрих было предостаточно, тем более что в театре она играла не ради куска хлеба. Марлен все было интересно испытать. Первые съемки в кино, первая любовь. Помощник режиссера в фильме «Трагедия любви» Рудольф Зибер был «высоким, красивым, белокурым и умным». Несмотря на протесты матери, спустя год после помолвки они поженились (1924 г.) и вскоре радовались рождению дочери Марии.

Марлен вернулась к работе в театрах, кино и выступлениям в кабаре и ночных клубах. В 1926 г. она выступала в ревю «Из уст в уста» с Клэр Вальдорф, которая ввела Дитрих в загадочный мир бисексуалов и научила ее небрежной и упрямо-нагловатой манере поведения на публике. Вместе с элегантной француженкой Марго Лион она исполняла развлекательно-лесбийский дуэт в ревю «Носится в воздухе». Презрев нормы аристократического поведения, Дитрих в коротком нижнем белье смело фотографировалась для рекламы у известного фотографа М. Бадикова.

Марлен прекрасно осознавала, что как актриса она была «полным нулем», но на одном из спектаклей своей неуловимой эротичностью привлекла внимание знаменитого американского режиссера Джозефа фон Штернберга, снимавшего в Берлине первый звуковой фильм. Он стал для Дитрих Пигмалионом, вылепившим и оживившим неповторимый экранный образ, с боем утвердив ее на роль Лолы, певички из портового кабака, в фильме «Голубой ангел». «О нет, - утверждал режиссер, - я не открыл Дитрих, я только учитель, взявший на роль прекрасную женщину, усиливший ее шарм, маскирующий ее недостатки и в результате выкристаллизовавший подлинный образ Афродиты».

Марлен беспрекословно следовала каждому его повелению: вырвала коренные зубы, чтобы на фоне широких скул образовались впадины щек, села на голодную диету, не говоря уже о таких «мелочах», как форма бровей. Лицо с «самыми голубыми в мире немецкими глазами» получило то скульптурное очертание и ореол загадочности, которые так притягивали зрителей. «Ренуар кинематографа» (так называли Штернберга коллеги) научил Марлен красоте порока, красоте искусственного мира, он окутал ее покрывалами из газа и заставил смотреть на мир сквозь полуприкрытые веки. Она вызывающе глядела в камеру, в то время как остальные три были направлены на ее ноги - единственное, что осталось из ее родовой «конюшни». Теперь Марлен даже не приходилось играть: она стала «женщиной в стиле Рубенса, крепкой, жизнеутверждающейся, полной секса, о которой мечтали все нормальные мужчины». Ее кинообраз был обречен на успех, но он стал неотделим от Дитрих и в жизни.

Леди до мозга костей с шармом роковой женщины с тонким флером эротики - такой мистической смесью предстала она перед зрителем. «Голубой ангел» открыл ей дорогу к славе. Весной 1930 г. Дитрих, с согласия мужа, отправилась в США вслед за Штернбергом, который стал для нее всем: «исповедником, критиком, советчиком, ходатаем за меня и моих домочадцев, менеджером» и, конечно, любовником. Марлен не хранила верности своему официальному мужу, но заботилась о нем. При первой же возможности она перевезла в Америку дочку, а затем и Рудольфа Зибера и поселила их в своем шикарном особняке на Беверли Хилз, комнаты которого были обиты белым мехом. «Мистер Дитрих» спокойно играл роль подкаблучника своей знаменитой жены. Он терпел всех ее обожателей, находя утешение в объятиях русской эмигрантки Тамми (Тамары Матул) - их домработницы и няни. Маленькая Мария тоже испытывала большую привязанность к ней, чем к своей недосягаемой матери, как бы та о ней ни заботилась.

Совместные фильмы Штернберга и Дитрих («Марокко», «Обесчещенная», «Шанхайский экспресс», «Белокурая Венера», «Дьявол - это женщина»), снятые в период 1930–1935 гг., имели фантастический успех. «Загадочная леди» заставляла лица зрителей светлеть при виде ее на экране. Обаяние, шарм, чары - можно назвать как угодно - исходили от этой женщины. Кого бы ни играла Марлен - от замызганной цыганки до величественной русской императрицы, - она оставалась блистательной и стала образцом для подражания. Одновременно в ней раскрылся актерский дар. Альфред Хичкок, у которого Дитрих снялась в единственном фильме «Боязнь сцены» (1950 г.), считал, что «она профессиональная актриса, профессиональный оператор, профессиональный модельер». Все, кто работал с ней, были восхищены ее трудолюбием, энергией и умением вникать в детали. Марлен знала все о линзах, софитах, была своим человеком у осветителей, гримеров, в монтажной и реквизитной, на экране умела пользоваться взглядом, жестом, намеком, недосказанностью и, конечно, костюмом.

«Фатальная женщина» работала над своими нарядами на уровне с прославленными модельерами и обыкновенными швеями. Идеи баснословно дорогих, но неправдоподобно оригинальных нарядов всегда принадлежали ей, как и введенная для женщин мода на мужской брючный костюм. Эдит Хэд, награжденная восемью «Оскарами» как художник по костюмам, с уважением отмечала: «Платья не творятся для Дитрих, они творятся вместе с ней». Это был не каприз звезды, этого требовал образ. Портные и стилисты вспоминали, как она неподвижно простаивала семь-восемь часов на примерках, с неистощимой фантазией и с точностью до миллиметра указывала, где должна быть блестка, как сама ловко орудовала иглой, и говорили, что Марлен была для них «и кошмаром и праздником».

«Галатея», созданная гением Штернберга, с 1935 г. зажила самостоятельно, теперь она творила себя сама. Еще в начале работы в Голливуде она спросила у своего режиссера, не стоит ли ей изменить имя. Тот ответил: «Твое имя будут учить наизусть». Он был прав. Фильмы с участием Дитрих имели бешеный успех во всех странах, она была не только актрисой, она стала типом женщины - «Марлен Дитрих», тем образом, который пытались копировать, но не могли повторить. Мифическая Марлен снималась и у других режиссеров («Желание», «Ангел», «Нью-Орлеанский огонек», «Ранчо, пользующееся дурной славой», «Зарубежный роман» и др.). И даже если фильмы были не совсем удачными, ее роль была безупречна и запоминалась. Постепенно экранный образ Дитрих сменился: роковая дама уступила место интеллектуальной женщине с поразительным чувством юмора.

Неизменными оставались чары Дитрих и редкий по звучанию, гипнотизирующий голос, которым она завораживала миллионы зрителей и своих многочисленных мужчин. Эрнест Хемингуэй писал, что «если бы у нее не было ничего другого, кроме ее голоса, все равно одним этим она могла бы разбить вам сердце. Но у нее еще такая прекрасная фигура, эти бесконечные ноги (они были застрахованы Ллойдом на миллион марок) и не подверженное времени очарование лица…» Марлен тоже восхищалась Великим Хемом: «Я никогда не переставала любить его, но мы никогда не жили вместе». Телефон, письма, редкие встречи. То он был занят другой женщиной, то она не свободна. Марлен даже выступала в роли свахи и уговорила «Венеру карманного размера», Мэри Уэлш, стать женой «своей гибралтарской скалы» (так Дитрих величала Эрнеста). В своих воспоминаниях она признавалась: «Наша любовь продолжалась много, много лет (почти тридцать) без надежд и желаний. По-видимому, нас связывала полная безнадежность, которую испытывали мы оба». Марлен везде возила фото Хемингуэя с дарственной надписью: «Моей милой капусте», и ее согревали слова одного из писем: «Я забываю о тебе иногда, как забываю, что бьется мое сердце».

Дитрих привлекали только интеллектуальные, образованные и талантливые мужчины. В Венеции в 1935 г. она познакомилась с Ремарком и последовала за ним в Париж. Марлен преклонялась перед его мужеством и талантом. «Это было изумительно. Он не тянул меня в постель. Я была рада тому, что мы могли просто сидеть и разговаривать… И засыпая, все же любить друг друга. И от этого становилось так хорошо». Когда в 1946 г. вышел новый роман Ремарка «Триумфальная арка», многие узнали в главной героине Марлен и поняли, как печально для писателя закончилась их связь: «Ты не хочешь меня потерять, но ты не хочешь потерять и другого. Вот в чем суть. Ты можешь так жить. Когда-то и я мог так. А вот с тобой не могу. Поэтому я должен избавиться от тебя. Пока еще могу». Ремарк страдал, что на протяжении нескольких лет вынужден был делить Марлен с мужем, а затем с ее новым увлечением, актером Джеймсом Стюартом.

Мистическая Марлен обольщала многих. Знаменитый шансонье Морис Шевалье ради нее развелся с женой, отказался от выгодных контрактов, но когда пришел и сказал: «Вот я, возьми меня», - оказалось, что Дитрих уже увлечена другим. Любовник Греты Гарбо, актер Джон Гилберт расторг помолвку и долго преследовал Марлен. Чтобы избавиться от надоевшего поклонника, она просто-на-просто загоняла его до предынфарктного состояния на теннисном корте. Ведь на очереди уже стояли новые, не менее знаменитые претенденты на ее сердце и тело. Дитрих не любила отказывать своим поклонникам: «Они такие милые, когда просят… А потом ужасно счастливы. Вот и нельзя отказать…»

Но самой большой любовью в жизни Марлен стал Жан Габен - молодой, ослепительно красивый блондин с синими глазами и, главное, талантливый. После непродолжительного знакомства в Берлине они вновь встретились в феврале 1941 г., когда он с трудом вырвался из оккупированной Франции. Дитрих вначале просто опекала его, как и многих других эмигрантов. К тому же она с детства очень любила Францию и все французское, а фашизм ненавидела. Любимая актриса Гитлера отказалась от его многочисленных предложений вернуться в Германию и «возглавить киноиндустрию нашего великого рейха». Для Марлен разрыв с родиной был очень болезненным, но она не только отвергла такую сомнительную честь, но и в 1938 г. приняла американское гражданство (многие немцы до сих пор не могут простить ей этого - могила Дитрих постоянно подвергается осквернению), активно участвовала в антифашистском движении, собрала миллион долларов для нужд фронта, вступила в «Голливудский комитет», который помогал освобождать людей из концлагерей, и опекала их вдали от родины. Так и для Габена Марлен стала переводчиком, импресарио и даже кухаркой, потому что ему не нравилась американская еда.

Их знаменитый роман был продолжительным, страстным и измучил обоих. «Жан был самым чувственным, самым нежным из всех, кого я встречала, и самым жестоким. Но он всегда был прав». Поговаривали, что он даже бил «Легенду Голливуда». Марлен все прощала. Вот строчки из ее дневника: «Я думаю о нем. Я бы отдала годы своей жизни за несколько секунд встречи с ним. Жан, я люблю тебя. Я в твоей постели. Мое тело холодное, и я разглядываю его. Я не красивая. Я хотела бы быть красивой, как ты. Когда ты рядом, я могу больше не думать, не говорить. Мои глаза, мои губы, мои ноги раскроются тебе навстречу и скажут все сами. Приди и возьми меня, как ты брал прежде. Ты мне нужен, чтобы жить. Если ты захочешь ребенка, я рожу его, как если бы мы были мужем и женой. Получить развод я могла бы гораздо быстрее. Я люблю тебя каждой каплей крови в моем теле и думаю только о том, что хочу быть рядом с тобой».

Но шла война. Полный патриотизма Габен, разорвав с киностудией контракт, отправился на фронт, а следом надела военную форму и Дитрих. Три года с концертной бригадой она выступала в прифронтовой полосе в Африке, Сицилии, Италии, Исландии, Франции, Бельгии, Голландии, Чехословакии. Своим неповторимым голосом она пела солдатам песни из своих фильмов. Зимой 1944 г., узнав, что поблизости находится танковая часть, в которой служит ее Жан, Марлен исколесила все вокруг, чтобы на минуту прижаться к нему, услышать «черт побери» и остаться стоять посреди поля «в огромной туче пыли и затихающего рокота моторов».

У знаменитой актрисы Дитрих нет ни одной престижной кинематографической награды, зато есть фронтовые: Медаль Свободы (США) и орден Почетного легиона (Франция). Жан Габен гордился своей героической возлюбленной, мечтал создать семью, жить и работать с ней в Париже. Но денежные дела, вконец расстроенные войной, обязательства Марлен перед «всеми Дитрихами», которых она содержала, заставляли ее подолгу задерживаться в Америке (во Франции они снялись в одном, увы, неудачном фильме «Мартен Руманьяк», 1946 г.). Ее «Остров счастья» по имени Жан вначале завел любовницу, а затем женился. Марлен была в отчаянии, а он - счастлив с Доминик Фурье, родившей ему троих детей, и полностью прекратил общение с бывшей возлюбленной. Дитрих упрямо продолжала считать себя женой Габена и после его смерти в 1976 г. заявила журналистам: «Похоронив Жана, я овдовела во второй раз» (незадолго до этого скончался Рудольф Зибер).

Но одиночество Дитрих не грозило. Несколько лет у нее продолжался роман с американским актером и режиссером Юлом Бриннером, пьющим, женатым, постоянно хандрящим и тоскующим: «Я подыхаю от любви к тебе. Господи, как мне тебя не хватает. Куда бы я не пошел, без тебя это лишено смысла…» Сменил его итальянский актер Раф Валлоне: «Марлен, ты можешь находиться, где угодно, все равно ты на своем месте: в моей душе. Всякий раз, когда я ощущаю усталость от окружающей пошлости, ты вносишь в мою жизнь новые силы».

Таких писем к Марлен от разных мужчин было много. Они любили ее и преклонялись перед ней не только как перед неповторимой экранной дивой. Дитрих, будучи необычайно цельной и серьезной личностью, выдержав не один удар судьбы, оставалась доброй, мягкой, романтичной и сентиментальной женщиной, хорошим товарищем для всех без исключения, знакомых и незнакомых людей. Она жертвовала огромные суммы детским домам и больницам, помогала кому только могла. Режиссер Б. Уайлдер, снимавший Марлен в фильме «Свидетель обвинения» (1957 г.), писал, что «в действительности она была сестрой милосердия и домашней хозяйкой… Матерью Терезой, только с красивыми ногами. Стоило осветителю на лесах чихнуть, как она неслась в гримерную за каплями и таблетками». Такую будничную Марлен любили все без исключения и удивлялись, что после серии неудач в кино, где неумелые режиссеры пытались тиражировать образ певички Лолы, она сумела отказаться от ролей, которые давно переросла, и начать жизнь заново на эстраде.

С музыкальным шоу Дитрих объездила весь мир: от Лас-Вегаса до Москвы. Она появлялась в узком луче света на сцене, красивая, элегантная, шикарно одетая, и пела песни военных лет и из своих фильмов. Марлен работала с огромной самоотдачей, хотя впервые как солирующая певица выступила в 52 года. «Ее голос - спокойный альт, который иногда переходит в шепот, то вдруг срывается в звенящий баритон. Она как бы проговаривает песни. Временами трудно понять слова, но это не имеет значения. Видеть Марлен - такая же радость, как и слышать. Она неподражаема. Ее манера исполнения изысканна, странновата и все же лирична. Она прославляет любовь так, как это никому из певцов ее поколения не удавалось». Так писал после посещения концерта Дитрих влиятельный критик Элиот Нортон.

Десять лет во всех гастрольных поездках Марлен сопровождал Берт Бакарак, композитор, импровизатор, талантливый пианист. Почти тридцатилетняя разница в возрасте не смущала молодого мужчину, он был пылко влюблен в прекрасную и нестареющую женщину. И она, согретая его искренним теплом, была бесконечно счастлива. «Я стирала ему рубашки и носки, сушила его смокинг в театре в перерыве между представлениями. Он благосклонно принимал все. Он удивительный человек, я хочу, чтобы об этом знали все». Но счастье, как и прежде, оказалось изменчивым. В жены Берт выбрал молодую. Разрыв был болезненным и поверг Марлен в тяжелейшую депрессию, она стала злоупотреблять спиртным. Но Дитрих выдержала и этот удар и еще десять лет с потрясающим успехом выступала на эстраде. На киноэкране зритель вновь увидел ее только дважды. В антифашистском фильме С. Крамера «Нюрнбергский процесс» (1961 г.) она создала абсолютно новый, далекий от ее привычного имиджа образ. На закате своей карьеры актриса Дитрих полностью взяла реванш над мифической дивой. Фильм «Прекрасный жиголо - бедный жиголо» (1978 г.) запомнился зрителям песней «Всего лишь жиголо» в исполнении Марлен.

В 1975 г. Дитрих вынуждена была сойти с эстрады. Во время концерта в Сиднее, будучи нетрезвой, она неудачно упала на сцене и получила тяжелый перелом шейки бедра. Спустя четыре года - еще один серьезнейший перелом ноги, после которого она уже не могла самостоятельно передвигаться. Марлен поселилась в своей небольшой парижской квартире. И даже ближайшие друзья не подозревали, что «великолепная Дитрих» прикована к инвалидному креслу, а последние пять лет - к постели. По телефону она убеждала всех, что не страдает от одиночества. Марлен писала мемуары, как всегда много читала и очень страдала от невнимания дочери - неудавшейся актрисы, но благополучной жены и матери четырех сыновей. Дитрих каждый день звонила ей, лишь бы услышать ее голос.

Великая актриса избрала для себя добровольное затворничество - «голубой ангел» не мог упасть со своего пьедестала. Марлен с присущим ей мужеством «держала удар». Но предательства дочери пережить не смогла. Мария в 1992 г. издала книгу «Моя мать Марлен», написанную в худших традициях бульварной литературы. Даже падкие на «жареное» журналисты, следящие за каждым шагом «недосягаемой, как миф, Марлен», признали, что половина изложенных фактов - злостный вымысел. Сердце матери, прочитавшей это «произведение», не выдержало.

Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 г. и согласно ее последней воле была похоронена в Берлине рядом со своей матерью. Три державы - США, Франция и Германия отдали дань уважения и признания легендарной киноактрисе, неповторимой певице и мужественной героической женщине, укрыв ее гроб государственными флагами. И только ни один из ее возлюбленных не склонил в печали голову. Мистическая Марлен пережила их всех и… себя.

«Поэтому я хочу приветствовать не только твою красоту, сколько душу. Она светится в тебе, как луч света в морской волне, светящейся волне, приносящей издалека, словно подарок, свой свет, свой голос… - писал Жан Кокто. - От блесток „Голубого ангела“ до смокинга „Марокко“, от неказистого черного платья „Обесчещенной“ до пышных перьев „Шанхайского экспресса“, от бриллиантов „Желания“ до американской военной формы, от порта к порту, от рифа к рифу, от мола к молу носится на всех парусах фрегат, Жар-птица, легенда-чудо - Марлен Дитрих».

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

68. МАРЛЕН ДИТРИХ (1901–1992) Марлен Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в Берлине. Ее отец служил в полиции, а мать была из семьи купцов. Будучи ребенком, Дитрих называла себя Паулем, надеясь, что больше похожа на отца, чем на мать. В шестнадцатилетнем возрасте она дебютировала как

Из книги "Скажи мне, что ты меня любишь..." автора Ремарк Эрих Мария

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Дитрих Марлен Настоящее имя - Мария Магдалена фон Лош (род. в 1901 г. - ум в 1992 г.)Известная немецкая киноактриса, ставшая легендой и идолом киноэкрана. Автор книги «Азбука моей жизни»(1963 г.) и мемуаров «Размышления» и «Возьми жизнь мою». Всю жизнь она состояла в законном

Из книги Марлен Дитрих автора Паван Жан

Ж. Паван. Марлен Дитрих Какая разница, что говорят люди? Таня (к/ф «Печать

Из книги Азбука моей жизни автора Дитрих Марлен

Фильмы с участием Марлен Дитрих «МАЛЕНЬКИЙ НАПОЛЕОН», Германия, 1922, реж. Георг Якоби.«ТРАГЕДИЯ ЛЮБВИ», Германия, 1922/23, реж. Джо Май.«МУЖЧИНА В ПУТИ», Германия, 1923, реж. Вильгельм Дитерле.«ПРЫЖОК В ЖИЗНЬ», Германия, 1923, реж. Иоханнес Гутер.«МАНОН ЛЕСКО», Германия, 1926, реж. Артур

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

37. Мужчины и женщины Марлен Дитрих Список её любовников и любовниц бесконечен. Кого в нём только нет! Здесь практически все её партнёры по фильмам - исполнители главных ролей. Режиссёры, с которыми у Марлен всегда складывались «особые» отношения. Продюсеры, танцовщицы,

Из книги Четыре подруги эпохи. Мемуары на фоне столетия автора Оболенский Игорь

89. Берлин. Марлен Дитрих В это трудно поверить, но страна, получившая мощнейшую и очень болезненную прививку от нацизма, приняла свою прославленную дочь весьма неоднозначно.Могила Дитрих в Берлине несколько раз подвергалась актам вандализма. Пожилые (и не очень пожилые)

Из книги Любовные истории Голливуда автора Раззаков Федор

Стальная орхидея Марлен Дитрих В 1991 году в парижской квартире Марлен Дитрих на авеню Монтень раздался звонок консьержа: «К вам приехал Майкл Джексон».Марлен недоуменно спросила: «Майкл какой? Кто это?»Служитель принялся объяснять, что Джексон - самый популярный в мире

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги Пленительные женщины [Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Мэрлин Монро, Мадонна и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Марлен Дитрих Чемпионка по эпатированию буржуа Ее имя начинается как нежное прикосновение и заканчивается как удар хлыстом. Жан Кокто о Марлен Дитрих Марле?н Ди?трих (1901–1992) – немецкая и американская актриса и певица.В 1924 году Марлен вышла замуж за Рудольфа Зибера,

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Марлен Дитрих. Победительница Марлен Дитрих – исключительный пример того, что называется self-made woman.Она создала себя от начала и до конца: имя, лицо, фигуру, биографию, славу… Однажды Марлен призналась, что когда она впервые увидела свое новое лицо, то была очарована его

Из книги Записки непутевого резидента, или Will-o’- the-wisp автора Любимов Михаил Петрович

Марлен Дитрих ПОБЕДИТЕЛЬНИЦАМарлен Дитрих – исключительный пример того, что называется self-made woman. Она создала себя от начала и до конца: имя, лицо, фигуру, биографию, славу… Однажды Марлен призналась, что когда она впервые увидела свое новое лицо, то была очарована его

Из книги Прикосновение к идолам автора Катанян Василий Васильевич

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

Марлен Дитрих - на сцене и дома Вот она сходит по трапу и мы впервые видим ее воочию - расстегнутое, модное в те годы двубортное пальто, в руках цветы, приветливая улыбка. Высоко поднятые брови делают ее лицо удивленным. Только что кончился дождь, и она осторожно обходит

Из книги Эдит Пиаф автора Надеждин Николай Яковлевич

51. Марлен Дитрих В том же 1938 году случилось еще одно значимое для Ремарка событие.В июле он отправился в Антиб. Рядом с ним была Рут Альбу, отношения с которой ненадолго возобновились, но, действительно, очень ненадолго. Цель поездки – еще раз увидеть восхитительную Марлен

Из книги автора

45. Марлен Дитрих А еще жизнь подарила Эдит Пиаф дружбу с великими современницами. Одна из них – загадочная и прекрасная Марлен Дитрих. В молодости Эдит бредила этой великой актрисой. И не смела даже представить, что в зрелые годы Марлен станет ее подругой.Их сблизила

«Марлен Дитрих вела себя надменно, вызывающе, неуважительно. Я восхищался ею, а она доводила меня до бешенства!» - вспоминает всемирно известный модельер Пьер Карден .

С самого детства я мечтал стать актёром. Когда только приехал в Париж, даже снимался в эпизодических ролях, точнее, в массовках. Любовь к кино и театру осталась у меня на всю жизнь. В 1970 году при первой возможности я взял в аренду огромное помещение, из которого сделал театр «Эспас Карден». На его сцене выступало множество знаменитостей: Марина Влади , Майя Плисецкая , ваш знаменитый театр «Ленком». Но, пожалуй, самой «трудной», но яркой звездой на сцене моего театра стала Марлен Дитрих .

Заполучить звезду любой ценой

В конце 60-х Марлен переехала в Париж, в свой особняк на улице Монтень, который она купила в 40-е годы, в разгар романа с Жаном Габеном . После того как она сломала ногу, Дитрих категорически отказывалась от всех предложений сниматься в кино, но продолжала выступать с концертами. Меня, как, наверное, и всех мужчин, которые её когда-либо видели, Марлен заворожила. Я решил, что должен обязательно заполучить её в мой театр. Не стану описывать все перипетии наших переговоров, которые затянулись аж на два года. Скажу только, что дива запросила 30 тысяч франков за каждый концерт, не считая гонорара музыкантам. Сегодня эта сумма может показаться смешной (приблизительно 7 тысяч долларов), но по тем временам это были большие деньги - столько стоила хорошая машина. И всё же я решил добиться своего. В марте 1975 года контракт на три недели выступлений Марлен Дитрих в «Эспас Карден» был подписан. Я вздохнул с облегчением, а напрасно…

Наказание за капризы

В честь Дитрих назван астероид Марлен, открытый в 1923 г. немецким астрономом Карлом Рейнмутом.

Спустя пару недель мне сообщили, что мадам Дитрих приедет сегодня по­смотреть зал. Я ждал, волновался, а она умудрилась опоздать почти на четыре часа… Наконец Дитрих приехала. Войдя в театр, она едва кивнула в мою сторону и пошла прямо за кулисы. Марлен измерила шагами сцену вдоль и поперёк, осмотрелась, а затем поманила меня пальцем: «Я хочу белый полупрозрачный занавес, который будет отделять меня от музыкантов. Его должны сделать из материи типа «вуаль». «Конечно, мадам Дитрих, - поспешил ответить я. - Послезавтра всё будет готово». Через два дня Марлен приехала с инспекцией. Едва взглянув на занавес, она, не поворачивая головы, спросила: «Откуда эта ткань?» - «Из Лиона, мадам». - «Это никуда не годится. Всё надо заменить. Я дам вам адрес моего поставщика в Лондоне, там и купите. Если не обеспечите того занавеса, который я хочу, выступать не буду. У меня всё!» На этом, даже не простившись, Дитрих удалилась.

В 1936 г. Йозеф Геббельс предложил Дитрих за каждый фильм, снятый с её участием в Германии, 200 тысяч рейхсмарок и возможность выбирать режиссёров. Но актриса отказала минист­ру. В 1937 г. во время последнего посещения Германии она снова отклонила предложения национал-социалистов. 9 июня 1939 г. Дитрих получила гражданство США.

Ради прихоти дивы я отправил своего директора в Лондон. На следующий день он позвонил мне и, задыхаясь от хохота, рассказал: «Представляете, господин Карден, у продавца, которого нам указала Дитрих, такой ткани в наличии нет. Он ждёт поставку из Лиона!» Я был вне себя от злости и решил не оставаться в долгу перед этой капризной женщиной. По моей просьбе командированный директор взял у лондонского продавца бумагу, подтверждающую покупку у него материала, а сам занавес менять не стали. Марлен посмотрела на якобы новый материал и сказала: «Вот теперь совсем другое дело…»

Смертельная обида

Концерты Дитрих проходили с огромным успехом. Каждый вечер - аншлаг. Я распорядился, чтобы в конце каждого её выступления с балкона бросали на сцену триста красных роз. Марлен была очень довольна, но со мной оставалась такой же надменной. Я тоже встал в позу: специально не выходил к ней на сцену и не заглядывал в гримёрную с комплиментами.

Приблизительно через месяц после её выступлений в «Эспас Карден» Марлен неожиданно прислала мне письмо, в котором благодарила за прекрасную организацию концертов. Я был ещё очень зол на неё, поэтому тут же порвал письмо и ничего ей не ответил.

Марлен Дитрих. Фото: www.globallookpress.com

Через два или три года я ещё раз получил письмо от Дитрих, в котором она предлагала мне совместно с ней выпустить духи «Марлен». Это послание я также оставил без ответа. В конце концов, решив, что не стоит так долго злиться, я собрался уже было ей сообщить, что готов сделать для неё духи, но узнал, что она прикована к постели, никуда не выходит и ни с кем не общается.

У меня не осталось ни одной фотографии, где бы мы были запечатлены вместе с Дитрих. Все письма и фото я порвал, но, отдавая дань этой великой женщине, заказал для своей резиденции полотно, на котором изображены сама дива с очередным поклонником и я - на заднем плане. Как это и было в действительности!

Мужчины Марлен Дитрих

Рудольф Зибер

В 1923 г. Марлен вышла замуж за ассистента режиссёра Рудольфа Зибера. Они прожили вместе всего лишь пять лет, но при этом никогда не разводились. До смерти мужа актриса поддер­живала его материально.

Эрих Мария Ремарк

В 1937 г. Марлен познакомилась с писателем Эрихом Марией Ремарком («На западном фронте без перемен», «Три товарища»). У них завязался бурный и мучительный роман, который продлился вплоть до самой смерти писателя. Ремарк боготворил Дитрих, а она параллельно встречалась с другими мужчинами, уходила от него и возвращалась обратно. Многие считают Марлен прообразом Жоан Маду - героини «Триумфальной арки».

Жан Габен

Роман Дитрих и актёра Жана Габена начался в 1939 г. Несмотря на то что Марлен называла своего возлюбленного «совершенством» и «супермужчиной», она позволяла себе любовные шалости на стороне. Через шесть лет терпению Габена пришёл конец, и он расстался с Дитрих.

Биографии знаменитостей

4121

27.12.14 11:34

Одна из самых легендарных актрис ХХ столетия, «голубой ангел» с неповторимым тембром голоса и резковатыми чертами лица, была всего лишь раз номинирована «Оскар», но награды не получила. Почти полтора десятка лет она была прикована к постели. Но Бог все еще не забирал ее, отмерив очень длинный жизненный срок – 90 лет.

Биография Марлен Дитрих

«Серая мышка», любящая скрипку

Она сократила два своих имени – Мария Магдалена, звучащие очень уж по-библейски, и получился короткий псевдоним: «Марлен Дитрих». Будущая звезда родилась в пригороде Берлина (позже Шёнеберг вошел в состав немецкой столицы) 27 декабря 1901-го года. Специалисты спорят о правильности этой даты: кто-то считает, что Марлен родилась в 1904-м, сама она говорила о 1900-м годе.

Мари была вторым ребенком в семье полицейского Луи Эриха Отто и Вильгельмины Йозефины, чьи родители остались недовольны мезальянсом (они были богаты: производили и продавали часы). Брак не удался: когда Элизабет и Мари были еще маленькими, родители расстались, а в 1906-м отца не стало. Мать была настоящим семейным деспотом, держала дочерей в строгости. Овдовев, она пошла в домоправительницы к богачам, чтобы прокормить детей.

В школе Марлен ничем не выделялась, была тиха и скромна – видимо, сказывалась «твердая рука» Вильгельмины. В детстве будущая звезда обожала музыку, стала учиться играть на лютне и скрипке, а ее кумирами были учительница-француженка Бреган и киноактриса Хенни Портен.

Когда разразилась Первая мировая, семья переехала в Дессау и лишь в 1917-м году вернулась домой. После окончания школы мать отослала Марлен в Веймар, где девушка продолжала брать уроки скрипки.

Несостоявшаяся оркестрантка

Первым рабочим местом Дитрих стал оркестр, сопровождавший сеансы в одном из берлинских кинотеатров. Ей очень нравилось там: ведь фильмы можно было смотреть бесплатно. Правда, счастье было недолгим: в оркестре посчитали, что красивая девушка мешает другим музыкантам.

Она стала заниматься вокалом, устроилась в кабаре, где с успехом участвовала в представлении. Ее голос был не сильным, но завораживал.

В 1922-м году со второй попытки Марлен удалось поступить в актерскую школу Рейнхардта, тогда же она начала играть на сцене.

Через год на съемках картины «Трагедия любви» Дитрих познакомилась с киноадминистратором Рудольфом Зибером и стала его женой. В конце 1924-го в семье было прибавление – дочка Мария. Вернувшись в театр, выпустив свои первые пластинки, Марлен не подозревала, что скоро ее жизнь изменится очень круто.

Вместе со Штенбергом

В 1929-м в одном из ревю актрису заметил постановщик фон Штернберг. Именно Джозеф сделал ее звездой, пригласив на главную роль в музыкальную драму «Голубой ангел». Дитрих сыграла Лолу Лолу, певицу из кабаре в цилиндре и откровенном наряде, манящую красотку с хрипловатым голоском, кошачьей грацией. Этот образ стал ее «вторым я». Лоле удалось поработить героя ленты – профессора Рата, влюбившегося в певицу как мальчишка, а Марлен – завоевать сердца миллионов.

Вместе со Штернбергом актриса отправилась в Голливуд и вплоть до 1935-го года работала вместе со своим «Пигмалионом». Они сняли еще 6 лент, среди них – драма «Распутная императрица», в которой Марлен сыграла Екатерину Вторую. Последней работой этого тандема стала лента «Дьявол – это женщина». Как понятно из названия, Марлен вновь предстает в облике роковой соблазнительницы. И никто не может устоять перед обаянием и сексапильностью ее героини, чья невинность столь обманчива!

Истинная патриотка

Немецкое правительство хотело заполучить обратно свою звезду: сам Геббельс сделал актрисе выгоднейшее предложение, но она отказалась, а летом 1939-го стала американской гражданкой. Мало того, в годы Второй мировой она показала себя настоящей патриоткой новой своей отчизны и давала концерты для войск союзников – с марта 1943-го до Победы.

Послевоенный период жизни звезды был более чем насыщенным: съемки в кино (к выбору ролей она подходила очень тщательно), собственные радиопередачи, сотрудничество с популярными журналами, выступления в качестве певицы и конферансье.

Гастроли в ФРГ провалились из-за того, что Дитрих была во время войны не на стороне Германии. Зато спустя 3 года, в 1963-м, ее концерты в СССР (в Москве и культурной столице, Ленинграде) прошли с аншлагом.

Личная жизнь Марлен Дитрих

Красивые романы и одинокая старость

Марлен не разводилась с мужем, но ее жизнь с Рудольфом длилась всего пять лет, после этого супруги расстались. Говорят, что тому виной – пылкие отношения со Штернбергом. У звезды было много романов. Гениального Ремарка она вдохновила на написание «Триумфальной арки» и стала прообразом главной героини книги. Дитрих разбила сердце писателя, он долго не мог прийти в себя после разрыва.

С другим прозаиком, Эрнестом Хэмингуэем, актриса много лет переписывалась.

В числе ее «побед» – легендарный французский актер Жан Габен.

Последняя киноработа исполнительницы – драма «Прекрасный жиголо – бедный жиголо». А через год, в 1979-м, произошло несчастье – перелом шейки бедра приковал Дитрих к кровати. Больше на публике она не появлялась, не захотела и ложиться в больницу.

Она провела долгих 13 лет в своей парижской квартире (вплоть до кончины в мае 1992-го), общаясь с миром только по телефону и допуская избранных гостей. Среди них был Максимилиан Шелл, снявший о звезде фильм «Марлен» (он претендовал на «Оскар»). Она много разговаривала с режиссером, но снимать себя не позволила: Марлен хотела, чтобы ее запомнили соблазнительным «голубым ангелом», а не разбитой болезнью, алкоголем и обезболивающими старухой.

Марлен Дитрих была не просто красива. Она очаровывала каждого встречного. Причем не только мужчин. Ее обольстительная сила была столь велика, что даже женщины, глядя на нее, испытывали прилив страсти. Авторы сразу двух вышедших недавно в Лондоне книг, посвященных великой актрисе (Малин Шеппард - “Дитрих”; Иан Вуд - “Дитрих: биография”), утверждают, что, несмотря на маску неприступности, она была необычайно сексуальна и обладала гипнотическим даром привораживать к себе поклонников и поклонниц.

В этом смысле очень характерен эпизод, происшедший в один из дней 1940 года на киностудии “Юниверсал филм” в Голивуде. Режиссер Тай Гарнетт, получивший заказ на постановку картины “Семь грешников” с Марлен Дитрих, задумал пригласить на главную мужскую роль молодого способного актера Джона Уэйна. Уэйн, недавно успешно дебютировавший в вестерне “Stagecoach” Джона Форда, продемонстрировал прекрасные актерские данные, обладал мощным телосложением и был очень хорош собой. Но у режиссера были сомнения - захочет ли 38-летняя капризная Дитрих сниматься с молодым артистом?

И он решил провести такой эксперимент: поставил Уэйна в коридоре, по которому они с Дитрих должны были идти в буфет. “В своей обычной манере она надменно проплыла мимо Уэйна, даже не взглянув в его сторону, - написал в своих воспоминаниях Гарнетт. - Но вдруг обернулась и смерила его с волос до ботинок. Потом тихо пробормотала, обращаясь ко мне: “Папа, купи мне это”.

В результате Уэйн стал ее партнером по фильму. А в постель она затащила его сама. Позвала к себе в актерскую уборную, заперла дверь и спросила, сколько времени. Джон не успел даже перевести взгляд на запястье своей левой руки, как Марлен задрала юбку. На ее чулочной подвязке болтались часы. “Вот видишь, дорогой, - сказала она, - еще очень рано и у нас с тобой полно времени”.

Простой американский парень Джон Уэйн, увлекавшийся боксом, футболом и рыбной ловлей, мало подходил Дитрих, отличавшейся манерами аристократки. Но Марлен, как утверждают биографы, была настоящим сексуальным хамелеоном. В пору их связи они выглядели так, словно созданы друг для друга.

Кстати, Дитрих прекрасно готовила и умела окружать своих любовников теплом и домашним уютом. В этом смогли убедиться многие знаменитости того времени. Среди ее “жертв”, как считают биографы актрисы, были актеры Джеймс Стюарт, Юл Бриннер, Гари Купер, Фрэнк Синатра, Берт Бухарах, а также генерал Джордж Паттон, теннисист Фред Перри.

А среди ее бесчисленных постельных “подружек” были Эдит Пиаф и испанская писательница Мерседес де Акоста, долгое время бывшая сожительницей Греты Гарбо.

Многие подробности интимной жизни Дитрих стали известны после того, как в 1992 году был обнаружен ее дневник с закодированными в нем именами ее любовников и датами встреч с ними. Страницы дневника рассказывают о необычайно активной сексуальной жизни актрисы. Бывало, когда она проводила по две и даже три любовные встречи в день.

Однако, несмотря на частоту таких свиданий, Марлен, как свидетельствуют многие ее партнеры, не отличалась в постели особой энергичностью, в моменты половой близости зачастую была безразлична, ленива. Казалось, что ее привлекает не сам секс, а те отношения, которые возникают между любовниками в результате его. Секс был для нее больше формой укрепления дружбы с людьми, которые ее интересовали.

Родители назвали ее Марией Магдалиной в честь библейской падшей женщины, ставшей спутницей Христа. Но позже она объединила два этих имени в одно и получилось Марлен (в старину коммунисты шутили, будто Дитрих уехала из Германии, потому что ее имя составлено из фамилий Маркса и Ленина).

Ее отец умер от сифилиса, когда Марлен было восемь лет. Мать вышла замуж за военного, но он тоже вскоре скончался. Девочка росла в исключительно женской среде, и уже в юном возрасте у нее появилось влечение к представительницам своего пола.

Впрочем, интерес к мужчинам был в ней не менее силен. В школе-интернате она долго соблазняла учителя игры на скрипке, являясь на его уроки в прозрачных шифоновых блузках. В конце концов тот не устоял перед ее желанием и лишил невинности прямо в классе.

Окончив школу, Марлен стала работать в маленьком оркестре в ночном клубе и активно меняла любовников и любовниц, поражая их тем, что являлась на свидания без нижнего белья. Однажды она попалась на глаза Лени Рифеншталь, ставшей впоследствии любимым кинодокументалистом Гитлера. “Меня привлек ее глубокий горловой голос, звучавший очень сексуально, - вспоминала Рифеншталь. - Скорее всего, она была под градусом, потому что в какой-то момент вдруг обратилась к залу со словами: “Кто сказал, что у нас обязательно должны быть красивые груди? Почему они не могут быть немножко отвислыми?” После чего она на мгновение оголила свою грудь, вогнав в краску присутствовавших девиц”.

В 21 год Марлен вышла замуж за молодого режиссера Руди Зибера и родила дочь Марию. Однако хотя формально брак просуществовал вплоть до смерти Руди в 1976 году, совместная жизнь молодоженов закончилась очень скоро. Кстати, преувеличенное внимание к своей груди сопровождало Марлен всю жизнь. Она часто рассматривала ее в зеркало и сокрушалась, что линии ее бюста потеряли свою прелесть после кормления грудью дочери.

Вскоре она сошлась с другим режиссером Йозефом фон Штернбергом, который не только развлекал ее в постели, но еще и доверил ей роль певички из кабаре в фильме “Голубой ангел”. Он же уговорил ее вместе с ним перебраться в Америку. Марлен согласилась, но верности своему партнеру хватило ненадолго. Во время съемок их первого совместного фильма в Голливуде она перепрыгнула в постель к снимавшемуся вместе с ней уже знаменитому Гарри Куперу, а еще через какое-то время стала любовницей Мориса Шевалье.

Несмотря на столь напряженную интимную жизнь, Марлен несколько раз в месяц переодевалась в мужские одежды и посещала клубы лесбиянок и транссексуалов Лос-Анджелеса.

Первое время ее спутницей в клубных путешествиях была известная испанская актриса Империо Аргентина. Но вскоре муж Аргентины явился к Марлен с двумя билетами на пароход и навсегда увез свою жену из Голливуда.

Тогда Марлен влюбилась в 40-летнюю сценаристку Мерседес де Акосту. Поначалу та не отвечала взаимностью, и Марлен стала буквально осыпать ее цветами.

Их связь, которую они не скрывали, продолжалась на протяжении почти всех 30-х годов прошлого века. Это, однако, не мешало Марлен заводить новых мужчин-любовников. Так, в какой-то момент она, узнав, что молодой актер Кирк Дуглас болен воспалением легких, заявилась к нему с горячим супом, а заодно в оздоровительных целях подарила ему сеанс горячего секса.

Вместе с тем Марлен поддерживала добрые отношения со своим мужем Руди Зибером. Иногда, забежав к нему посоветоваться о той или иной роли, она оставалась на ночь, чтобы одарить своего “милого муженька” порцией интимной ласки. Если при этом присутствовала Тами, партнерша Руди русского происхождения, то сексуального аппетита Марлен хватало и для нее.

Среди других европейских секс-партнеров Дитрих были знаменитый немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, американский посол в Великобритании Джозеф Кеннеди, отец будущего президента Джона Кеннеди. Но, пожалуй, настоящим “бестселлером” стал ее роман с почти культовым французским киноактером Жаном Габеном.

Он называл Дитрих “моя пруссачка”, а она стучала его по лбу, приговаривая: “За что я люблю это место, так это то, что оно пусто”! Марлен даже собралась рожать от него ребенка, но когда Габен решил примкнуть к французским силам Сопротивления, сделала аборт.

С возрастом сексуальные аппетиты Дитрих не утихли. В 47 она сошлась с Эдит Пиаф. А потом - с актером Майклом Уайлдингом, который был на 11 лет ее младше. Даже в 60 лет Дитрих продолжала завлекать в свои сети ярких и интересных любовников. Но судьба уже уготовила ей драму с трагическим концом.

Мадлен шел уже седьмой десяток, когда она познакомилась в Париже с блестящим польским актером Збигневом Цибульским, прославившимся игрой в эпохальном фильме Анджея Вайды “Пепел и алмаз”.

Цибульскому было 34 года, он был бисексуалом, обладал тяжелым, нервным характером и часто находил утешение в алкоголе. Марлен так влюбилась в него, что не могла пережить разлуку со Збигневом и придумала себе гастрольную поездку по Польше - лишь бы увидеться с новым любовником. Когда гастроли закончились и поезд, увозивший Марлен, отошел от варшавского перрона, импульсивный Цибульский, видимо, решивший не расставаться со своей любовью, бросился вдогонку, но не сумел схватиться за поручни вагона и упал под колеса.

В глубокой старости Дитрих стала пленницей своей парижской квартиры. Она плохо двигалась, несколько раз падала и с трудом залечивала тяжелые переломы. Дитрих умерла в 1992-м в возрасте 91 года. “Из жизни ушла женщина огромного артистического таланта, мужества, стиля и... уникальной сексапильности”, - писала газета “Дейли мейл”.