Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Откуда пошли легенды о драконах. Где живут драконы…

Давайте, я вам для начала перескажу вам один небольшой рассказик, который весьма заинтересовал меня лет, этак, «…цать» тому назад.

Стар я становлюсь. Стар и слаб. Спина по ночам болит так, что, если свернусь кольцом, то на утро с трудом разгибаюсь… Лапы совсем не хотят двигаться, в каждом суставе словно по дополнительной кости выросло, а боль какая..! Крылья перестают слушаться… Теперь, чтобы их развернуть, приходится разгибать потихоньку, как пальцы на лапах… Тяжко мне!

А тут ещё и люди одолевают, не дают старику спокойной смерти… Всё суетятся, бегают, копошатся, как муравьи…

И это им, таким глупым и слабым, я должен передать всю мудрость нашего рода?! Великого рода драконов –рожденных из Великого Хаоса, повелителей всех семи сил стихий и этого хаоса?! Кто без нас посеет бурю или нашлёт грозу? Кто засеет землю новыми растениями и заставит солнце обогревать ростки? Эти люди, что ли?!

Они не способны создать ничего стоящего, от них только одна суета и докука…

Почему Великий Змей решил, что все накопленные драконьим родом знания мы должны передать им, этим мягкотелым насекомым? В их маленькой голове не способны удержаться даже элементарные знания об устройстве Вселенной, которые каждый драк знает практически с рождения, а не то, что мудрость и накопленный тысячелетиями опыт поколений наших старейшин! Но…

Я уже не помню, когда в нашем роду появился последний разумный драк... Всё какие-то крокодилы... Вараны... Мы вымираем… Да, нам пора! Что оставим мы на этой земле, кроме безмозглых выродков неудачных союзов? Знание!!! Великое Знание Великого Рода Драконов!

И это должен сделать я, потому, как я – последний из этого рода и я умираю!

«… Аки коршун, кружится Змей Горыныч над теремом княжеским, выжидает, когда же выйдет из него племянница князя - ясная, пригожая Забава Путятична.

Вышла Забава с подружками из терема, погулять в саду тёплым утречком, налетел на нее тёмным вихрем Змей, схватил когтями и унес в логовище свое поганое.»

Почему она так кричит? Мои старые ушные перепонки не выдержат такой высокий звук! Пожалела бы старика – заткнулась бы хоть на час! Нет же, орёт, стоит мне только шевельнуться!

Может, Великий Змей ошибся, и лучше её всё-таки сожрать? Я так давно не ел человеческого мяса…

Нет, она молода и здорова, ведёт свою линию от родителей, которые получали хорошее питание и жили в условиях лучших, чем остальные представители её породы, значит, её мозг не иссушен и она должна быть хорошо обучаема.

Но почему она так орёт?!! Замолчи!!!

«…Услышала рёв звериный Забава Путятична, подняла голову - смотрит на неё чудище страшное, туловище змеиное о трех головах, о семи хвостах. Когти сверкают железные, крылья - огненные, солнце закрывают, красное пламя из пасти пышет, дым из ноздрей валит!»

Она ещё и в обморок падать надумала!

До этого я пытался установить контакт с особями мужского пола, они хоть не такие нервные были, но уж больно драчливые!

А эта драться не лезет, да ей и не надо – она своим ультразвуком кого хочешь, до смерти доведёт! А так – хоть молчит, а это хорошо…

Пойду, вздремну, пока она молчит…

Кто-то мне рассказывал, что эти люди думают, что мы собираем золото из жадности. Смешно! Вот они спят на каких-то подстилках, чтобы не замёрзнуть… А нас золото греет. Чем толще подстилка – тем теплее, да…

Вот посплю недолго, много ли старику надо, и попробую наладить с этой истеричкой ментально-телепатическую связь, может и удастся её чему научить…

А пока – спать! Совсем меня, старика, этот полёт и её крики вымотали…

«…Прискакал к пещере Змея Горыныча Добрыня Никитич, и стали они биться не на жизнь, а на смерть. Тяжело богатырю русскому: три дня боролся он со змеем.

К вечеру третьего дня с новой, невиданной силой ударил Добрыня Змея плеткой. Пал Змей, и отрубил ему Добрыня все его поганые головы!

Освободил Добрыня Забаву Путятичну, посадил ее с собой на коня и в путь, в стольный град Киев, к Владимиру Красное Солнышко.»

Действительно, большинству людей были по-настоящему интересны только четыре вещи:

  1. как избежать встречи с драконом?
  2. как отбиться от дракона, если всё же встречи не избежать?
  3. где хранит дракон свои сокровища?
  4. как эти сокровища можно приобрести в собственность?

Почему-то хвалёная любознательность человека на драконье племя не распространялась. А зря! Похоже на то, что все драконы были, так или иначе, связаны с силами Хаоса, и, возможно по этой причине, казались большинству людей неспособными нести ничего, кроме смерти и разрушения.

Определив для себя, что драконье племя – опасно для рода человеческого, люди с завидным воодушевлением изничтожали каждую особь, которая появлялась в пределах видимости, совершенно не беря в расчет, что драконы владели этими землями задолго до появления людей.

Теперь земли нужны были людям и люди совершали самозахват драконьих угодий, нарушая при этом не только права законных владельцев (драконов), а зачастую это чёрное риэлторство заканчивалось смертью потерпевшего.

Всё это беззаконие творилось под лозунгом: «Смерть чудовищам!», стыдливо умалчивая, что человеческая цивилизация достигает новых высот, путём истребления древнейшей разумной расы и попросту грабя её.

А некоторые из драков были поистине уникальны!

Взять, к примеру, Тифона с его сотней голов и колеблющей земную твердь поступью. Прямо насмешка какая-то над самой идеей природной организации!

В отличии от других живых существ, драконьи особи совершенно не поддавались какой-либо общей классификации и, создавалось стойкое впечатление, что каждая особь принадлежит к отдельному виду.

В Европе водились хищные, огнедышащие чудовища, несущие всякие бедствия: голод, смерть, эпидемии чумы и холеры.

В Азии и на Востоке, напротив, обитали могущественные и полезные существа.

Но и в Европе, и в Азии, и на Востоке драконы вызывали восхищение своей громадной силой. Многие царственные династии с гордостью утверждают, что ведут свой род от драконов.

Поскольку и в Европе и в Азии драконы существовали от начала времён, при всей их несхожести друг с другом, судя по противоречивым описаниям, в них всё-таки можно найти немало общего.

Эта раса имела покрытое чешуёй тело, похожее на змеиное, острые клыки и когти, огненное дыхание и самовозгорающуюся кровь.

В подавляющем большинстве эти существа обладали сверхъестественным чутьём и зрением (кстати, само слово «дракон» происходит из того же корня, что и древнегреческий глагол «видеть»).

Судя по описаниям летописцев, большинство могучих зверей были от 7 до 70 м. в длину, встречались особи не с одной, а с двумя и более головами (Сеш – любимец и друг бога Вишну, имел 11 голов).

Но, будучи порождением ветра, воды и бури, драконы, подобно стихиям, отличались непоследовательностью своих поступков, были подвержены резкой смене настроений, подозрительностью и вспышкам гнева.

Многие из них умели становиться невидимыми, многие – принимать чужое обличье, почти все имели огненное дыхание и почти все умели говорить, хотя частенько в общении с людьми предпочитали телепатические послания прямо в мозг собеседника.

Мощь и свирепость этих чудовищ были таковы, что считалось, что они охотятся на слонов. По сей день в Эфиопии существует другое название драконов, простое и не затейливое: слонобой.

Плиний Старший – древнеримский учёный и античный природовед утверждал, что лично наблюдал способ охоты драков на этих гигантов животного мира:

Дракон, свернувшись кольцами, затаивается в реке в ожидании того часа, когда слоны придут на водопой. Наметив жертву, дракон кидается вперёд, хватает слона за хобот и вцепляется ему за ухом – единственное место, где слон не может достать хоботом. Драконы так велики, что в один присест могут высосать из слона всю кровь!

Вот, пожалуйста, ещё и обвинение в вампиризме! Где справедливость?! Чуть позже и Брем Стокер внесёт свою лепту в вампирическую клевету о драконах, написав свой известнейший роман "Дракула", где главный злодей также происходит из рода драконов.

Зачастую драконы, испытывая непреодолимую любовь к золоту и драгоценностям, становились добровольными стражами артефактов, которые люди, в невежестве своём, считали своей личной собственностью. Примером тому – дракон Ладон, охраняющий Золотые Яблоки Познания в садах Океана, дракон Колхиз, сын Тифона и Эхидны, живший в роще Колхиды и самоотверженно охраняющий Золотое руно, и многие другие.

Другой же герой Эллады, Кадм, сразил дракона, вонзив копьё в страшную пасть, а на благодатной местности, принадлежавшей раньше дракону, построил свой город – семивратные Фивы.

А тело несчастного змея Кадм закинул высоко в небо, и там появилось созвездие Дракона, что и поныне обвивает Полярную звезду, а по ночам с укором взирают на землю драконьи глаза – звёзды Этанин и Альвайд.

И это лишь малые примеры того, как человек, прикрываясь ролью драконоборца, на самом деле решал свои, вполне меркантильные вопросы.

Но всё-таки не только массовое истребление драконов представителями человеческой расы стало единственной или главной причиной постепенного исчезновения драконьего племени.

Видимо, потомки Великого Змея носили в себе мощный рецессивный ген, который давал о себе знать с каждым новым поколением этой некогда могучей разумной расы.

Происходило измельчание её представителей и снижение у них умственных и магических способностей.

Постепенно, из могучих, почти космических существ, гигантские разумные змеи превращались в существа, одолеть которые стало под силу человеку, вооружённому острым мечом, достаточной отвагой и решимостью.

По мере измельчания драков, их уже можно было относительно классифицировать по сходству анатомических особенностей, по зависимости среды обитания и по,так сказать, функциональным предназначениям.

Сложилась вот такая классификация:

  • Виверн. Внешний вид: Крылат, имеет свёрнутое винтом тело и пару орлиных лап.
  • Амфиптер. Внешний вид: Крылат, но не имеет лап.
  • Гивр. Внешний вид: Безкрыл и не имеет лап, полное сходство с огромной змеёй, но сохранил типичную «драконью» голову.
  • Линдворм. Внешний вид: переходная форма между виверном и гивром. Марко Поло утверждал, что неоднократно встречал подобного змея во время своего путешествия по Центральной Азии.
  • Геральдический дракон. Внешний вид: наиболее сохранивший «классические драконьи черты», но лишённый разума летающий змей, являющийся самой опасной вырожденческой формой.

И только на Востоке драконы, даже потерявшие магические способности и устрашающие размеры, продолжали жить рядом с людьми и являлись почитаемыми стражами императорских дворцов и хранителями сокровищ.

И только у восточных драконов на лапах насчитывается не три пальца, как у европейских, а по четыре, или даже по пять. Исходя из этого, можно сделать смелый вывод: европейские и восточные драконы имеют разных предков и принадлежат к разным разумным расам.

На Востоке люди по прежнему испытывают к своим дракам довольно сложные чувства: привязанность и, вместе с тем, священный трепет.

«Сверкающий Бог Востока!» - так обращались китайцы к своему императору.

Точно так же они обращались и к драконам.

До наших дней дошло сказание, что Великий Император Ху Ан Дин (Жёлтый Император), правивший Китаем в XXVI веке до н.э., прибыл в эту страну из другого мира «за 80-ю пределами и пустотами» вместе с драконом Чен Ху Ан, который был верным советником императора и научил людей множеству полезных ремёсел, а самое главное – научил их изготовлять стеклянные зеркала, которые стали мини-символами дракона.

С тех самых пор каждая уважающая себя китайская (и не только китайская!) женщина носит на одежде (или в сумочке) небольшое зеркальце, вверяя себя защите Сверкающего Бога Востока, отражая от себя «дурной глаз», привлекая к себе красоту и «драконье» здоровье, и надеясь получить хоть каплю того дара предвидения, которым обладали истинные драконы.

И, судя по всему, у них это неплохо получается! И, надо заметить, что подобным даром обладают практически все женщины мира!

Если женщина Востока услышит в свой адрес: "Да Вы - истинная змея, дорогая!" - она зардеется от удовольствия, а вот европейка вряд ли получит положительные эмоции от подобного комплимента. Хотя зеркальце в сумочке тоже носит! Почему бы так?

А в конце пусть и длинного, но далеко неполного рассказа об ушедших Великих Властителях Земли, хочется пожелать всем сверкающей, как драконьи сокровища удачи, крепкого, как драконья чешуя, здоровья и ясной драконьей мудрости!!!

Змеев и драконов в эпосе разных народов часто путают, называя одних именем других. Возможно, что эти пресмыкающиеся - родственники, хотя и не близкие. Может быть, змеи старше, ведь в мифах куда чаще упоминается Мировой Змей, живший в начале времен, а герои, витязи и даже кузнецы сражаются с драконами. Своеобразным ответом на эти сомнения может быть история корейского змея Имуги. Это огромное существо, которое должно много лет неподвижно пролежать на морском дне и только тогда, претерпев трансформацию, может стать драконом. Получив драгоценную жемчужину, этот дракон способен вознестись на небо. В Корее считают Имуги духом, приносящим счастье.

Отчего-то драконы оставили самый заметный след в культуре Востока. Здесь их считают добрыми к людям, а не исчадием ада, как в Европе. Одного из самых известных драконов зовут Лунван, что в переводе с китайского означает буквально «царь драконов». Согласно древним текстам, он выделялся среди своих собратьев необычайной длиной (около полукилометра) и могуществом: ему покоряются все природные стихии. Он обладает даром оборотничества и может принимать вид седобородого старца. Как и положено драконам, Лунван живет в подводном дворце и является хранителем несметных богатств.

Культ этого дракона, которого в народе называли просто - Лун, был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были во многих городах, деревнях, их строили около рек, озер, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, которые были убеждены, что подводные источники управляются Лунем и соединяются с морем. Во время засухи статую дракона или старца с палицей, увенчанной головой дракона, выносили из храма и ставили на солнцепеке, чтобы доказать Луну размеры бедствия и тем самым усовестить его. Если и это не помогало, то статую попросту топили в воде. Китайские императоры относились к статуе дракона как к живому существу: просили совета, могли присвоить чин или за какие-то проступки отправить в ссылку.

Очень похож на своего китайского собрата вьетнамский дракон Тао Куэн, который также мог оборачиваться в убеленного сединами старца. Но, в отличие от Лунвана, Тао был проще и доступней и обитал не в морских глубинах, а рядом с людьми, в одном с ними доме. И потому вьетнамцы были уверены, что их добрый дух все видит и всегда придет на помощь. Весь год он трудился не покладая рук и только перед новым годом по лунному календарю брал отпуск: на семь дней отправлялся в небеса, чтобы предстать перед верховным божеством Нгуак Хоангу и погостить у него. Людям же в эти дни строжайше было запрещено трогать землю не только плугом или бороной, но и мотыгой. Она в это время, многострадальная, отдыхала, пробуждалась для новых дел только с первым днем нового года.

Особым почетом и уважением был окружен корейский дракон Енван. Даже перевод его имени завораживает, так как означает ни много, ни мало - «Миры». Ему подвластны все водные стихии: океаны, моря, реки, пруды. Цари драконов четырех морей: восточного, западного, южного и северного - вместе с женами, дочерьми и воеводами составляют его свиту. Ему же подчиняются хозяева всех пяти разноцветных подводных царств: зеленый дракон, красный, желтый, белый. И даже черный дракон - страж Севера и Зимы.

Енван в своей колеснице свободно перемещается в воде и взлетает на небо, что приводит к смене правящей династии у людей. В его дворце находят приют Солнце и Луна, сюда же могут быть приглашены и простые смертные. Этому величественному дракону даже посвящена целая поэма «Ода драконам, летающим в небесах», написанная в 1447 году.

Культ Енвана и его подданных был особенно развит в Корее в период Трех государств (I в. до н.э. - VII в. н.э.). Многие основатели династий гордились своим родством с драконами. Мать основателя государства Силла уверяла, что появилась на свет из левого ребра дракона. Мать другого правителя - Пэкче Увана (VII в.) была уверена, что родила сына от связи с драконом. И это считалось большой честью.

По преданию, в этот день дракон спускался с неба для того, чтобы отложить в колодце яйцо. Считалось, что если зачерпнуть воду из колодца раньше других и сварить в ней кашу, то год будет благополучным. Если же вымыть в этот день голову, то волосы вырастут пышные и длинные, как у дракона.

На Востоке верили, что драконы приносят счастье.

В Европе же было иначе. Зевс хитростью и коварством одолел дракона Тифона. Бог искусств Аполлон расправился с Пифоном. Геракл победил Лернейскую гидру. Змееногие гиганты, как известно, были обречены на муки: прикованные к скалам, они должны вечно пребывать в глубинах земли. В поте лица сражались скандинаво-германские змееборцы: Сигурд, Рагнар, Фроди, Лодброк и Вольфдитрих. Не отставали от них и славяне: рубили мечами драконов Илья Муромец и Добрыня Никитич, Дунай и Поток Кузнец Космодемьян, побив дракона, впряг его в плуг и пропахал вокруг города Киева огромные Змиевы валы, сохранившиеся и поныне. Когда дракон выполнил установленную по уговору работу, Космодемьян его убил.

Племя змеев уничтожалось повсеместно и постоянно, каждый рыцарь считал своим долгом зарубить хоть одного из них. При этом дракон вовсе не должен был провиниться в краже дев или жен. В гимнах, посвященных шумерскому богу-герою Нингирасу, особо подчеркивается, что он победил «доброго дракона».

Пернатый змей-дракон Кецалькоатль, покидая почитавших его индейцев-тольтеков, обещал вернуться через несколько сотен лет. Свое обещание он сдержал.

Однако вернувшись, не узнал Америки: на него показывали пальцами автомобилисты, смеялись, считали неудачным рекламным трюком. Крича от боли и стыда, Кецалькоатль метнулся прочь - подальше, через Атлантику, на восток. Туда, где восходит солнце. Потому и принял за яркое

светило скандинавский маяк, столкнувшись с которым, разбился насмерть. Позже, перепуганный смотритель маяка рассказывал, что его ночной гость и самоубийца напоминал сверх-огромную бабочку… Впрочем, кто и поверит рассказам смотрителя маяка?

Может быть, пернатый змей Кецалькоатль был последним из племени разумных змеев… Люди победили.

Соответственно ведическому учению и шумерским летописям, считается, что драконы не просто являются мифическими персонажами. Речь идет о целой расе, которая проживала в то же время, что и люди. В зависимости от иерархии, рептильная форма жизни делилась на четыре подвида: рептилоиды, дагоны, аргоны и драконы. Если вы обратили внимание, драконы находятся на вершине иерархии.

Несмотря на то, что их средой обитания во многих легендах и сказаниях описывается вода, там жили дагоны. Рептилоиды населяли пустынную местность. И дагоны и рептилоиды по своей сути являются завоевателями – это те самые «плохие» драконы из сказок и песен.

Аргоны – цивилизация, прошедшая эволюцию. От дагонов, стремящихся завоевать ресурсы, они превратились в своего рода помощников. Аргоны – хранители знаний, связанных с технологиями. Однако едва ли их можно назвать защитниками. В то же время, именно драконы – истинные борцы за справедливость. Так как они являлись высшей формой развития у рептилий, их обязанностью была охрана знаний. Поэтому нередко в сказаниях различных народностей дракон описывается как защитник сокровищ. А истинным богатством для человека всегда являлось не золото и камни драгоценные, а знания.

В современном мире, в основном, все люди скептики. Возможно, это из-за фантастических историй, на которых мы выросли, а затем обнаружили, что жизнь в реале более прозаична. Монстры в фильмах не настоящие. Магия – это вымысел. Бабы-яги и не существует как, впрочем, и домового.

Но если на минуточку отложить скептицизм в сторонку и взглянуть по-другому на некоторые вещи, которые считаются мифическими, хотя имели эквивалент в нашем мире, можно будет с уверенностью сказать, что драконы существовали на самом деле.

Существовали ли драконы на самом деле?

Ни одно древнее писание не обходилось без драконов. О них писали все народы мира, которые жили в разных частях земного шара. Причем все сказания между собой довольно похожи, а это приводить к мысли о том, что драконы на самом деле, раньше существовали. Иначе как люди, живущие на разных материках, не имеющие возможность друг с другом, могли оставить после себя одинаковые письмена.

Вот, например, в предании Геродота было написано, что у крымских берегов чудище жило в 20 м длиной. Огромное темное туловище с длинным хвостом, и мощными когтистыми лапами, с гребнем на голове и горящими глазами красного цвета. А, кроме того, это чудище имело жуткую пасть с длинными зубами в несколько рядов, быстро бегало и издавало громкий пронзительный рев.

А гиперборейцы, жившие совершенно в противоположной стороне описали так: «огромная ящерица с большими крыльями, мощными челюстями и длинными когтями на больших чешуйчатых лапах, громко кричит и извергает пламя».

Существуют ли драконы сейчас?

Даже в современно мире драконы существуют. В одном энциклопедическом издании сказано: «драконы – отряд ящериц, род пресмыкающихся, достигающие в длину более 30 см, у них длинный хвост и узкое приплюснутое тело. Эти особи благодаря кожным складкам, имеют способность к планирующим полетам до 20 м. Сейчас около 14 видов драконов живет на нашей планете».

На острове Комодо в наши дни живут огромные ящерицы – драконы. Они внешне очень похожи на существ, описанных нашими предками, только не извергающие огонь и не летающие.

Много споров среди ученых вызывает существование ладожского ящера и Лох-несского чудовища. В последнее время появляется все больше проверенных улик доказывающих, что все же эти существа не миф, а реальность.

Если существование всяких там кентавров и единорогов современной наукой отвергается категорически, то вокруг такого мифического зверя как дракон уже много лет ведутся ожесточенные споры.
Сказания о драконах измеях существуют на всех континентах. Древнеримский писатель Плиний описывал сорокаметрового дракона, убитого Регулом во время Пунической войны, шкура и клыки которого еще долго выставлялись в Риме на всеобщее обозрение. О драконах рассказывали кельты и викинги, русичи складывали былины о битвах богатырей со Змеем Горынычем. Индейский Пернатый Змей Кетцалькоатль весьма похож на славянского бога Велеса, изображавшегося в виде огромного змея и "сочетавшего в своем облике мохнатость и чешую". В Китае легенды о драконах восходят к глубокой древности. Причем в отличие, скажем, от Европы, где драконам приписывалась дьявольская сущность, в Китае они до сих пор символизируют собой доблесть и благородство.
Так все-таки, жили когда-нибудь эти невероятные животные? А если нет, что способствовало возникновению такого количества легенд и мифов? Зоолог из университета штата Флорида Уолтер Ауффенберг, например, предполагает, что первый миф о драконе возник 100 тысяч лет назад, в то время, когда примитивный человек наблюдал, как из-под земли весной выползают змеи – "возрождаются" после зимы. Ауффенберг пишет, что первые свидетельства, которые можно точно определить как "драконьи", относятся к шумерской культуре, возникшей 5 тысяч лет назад в междуречье Тигра и Евфрата. Далее, по предположению Ауффенберга, около 1500 года до н.э. воины-всадники Центральной Азии занесли фрагменты шумерского мифа на запад – в Европу и на восток – в Китай. Завоеватели-арии могли принести с собой легенду о драконе в Индию, а затем торговцы могли донести ее до Индонезии и Австралии, где существует миф о Летучем Змее.
Отечественные ученые А.Чемохоненко и Я.Чеснов считают, что когда-то дракон выступал в качестве тотемного зверя. Образ дракона "зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром", но позднее "перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль". Однако люди долго не могли с ним расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок.
Но подобные объяснения появления легенд о драконах удовлетворяют далеко не всех. Например, креационисты (противники теории Дарвина) утверждают, что драконы существовали на самом деле. И были и ми древние ящеры, которых мы называем динозаврами. По мнению Кена Хэма из организации "Ответы в Бытии", Святой Георгий Победоносец на самом деле сражался не со змием, а с динозавром. Дескать, драконы и легенды о них – память наших далеких предков о встречах с вымершими хозяевами Земли. Эволюционисты же справедливо возражают, что в те далекие времена, когда на нашей планете умер последний динозавр, людей еще и в помине не было.
Некоторые ученые верят в то, что кое-какие из доисторических чудищ на Земле сохранились и поныне в неизведанных уголках планеты. А поскольку всего несколько веков назад эти твари встречались гораздо чаще, чем сейчас, они вполне могли прослыть среди наших предков драконами. В 30-х годах XX века научные журналы собрали показания шестидесяти очевидцев, утверждавших, что они своими глазами видели подземного червя штолленвурма. Все описания внешнего вида штолленвурма совпадали: длина вытянутого тела – около 90 сантиметров, к хвосту оно резко сужается; шеи нет вовсе, голова приплюснута, на ней – два огромных шаровидных глаза. Зверь покрыт чешуей и издает змеиный шип. Говорили, что штолленвурм агрессивен, прыгуч и "способен убить человека одним только дыханием". Но, увы, ни поймать, ни сфотографировать подземного червя так и не удалось. А в 60-е годы прошлого века в мировой прессе появились сообщения еще об одном драконе современности – Сирруше. Сообщения о его появлении поступали из различных уголков земного шара: из Шотландии и Ирландии, Норвегии и Швеции, Африки и из других мест. Началом этой истории можно считать 1887 год, когда немецкий профессор Роберт Колдевей во время раскопок Древнего Вавилона нашел осколок старого кирпича, на одной стороне которого был изображен фрагмент удивительного животного. Более чем через 10 лет, во время второй экспедиции, Колведей обнаружил врата царицы Иштар, которые были построены из таких же кирпичей. Ворота были украшены повторяющимися изображениями двух животных. Одно из них напоминало тура, а другое было похоже на дракона. Его называют Вавилонским драконом, в некоторых источниках он упоминается как Сирруш. Дракон был изображен в виде существа с узким длинным туловищем, покрытым чешуей, с длинной шеей, оканчивающейся змеиной головой с прямым рогом, и тонким чешуйчатым хвостом. Колдевей, пытаясь найти сходство Сирруша с каким-либо из известных ящеров, пришел к выводу, что животное, если оно существовало, должно было классифицироваться как птиценогий динозавр.
Существует также мнение, что драконы были отдельным видом, который вымер по естественным причинам, поскольку во все времена был крайне редок. Достаточно было небольшого изменения климата, выгнавшего драконов из привычных мест обитания, или сокращения пищевого рациона, чтобы число особей резко уменьшилось и восстановление популяции оказалось невозможным.
Есть и совсем уж фантастические версии. Например, что драконы могут быть существами из параллельного мира, или что этих животных завезли к нам в свое время пришельцы из космоса.
Информация с сайта: http://dragons-nest.ru/def/dragon-mith_or_real.php

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

(Материал предоставлен Владимиром Шигиным)

Сегодня наша печать полна сенсационных статей о всевозможных необычных явлениях и чудесах, которые зачастую, увы, базируются лишь на досужих домыслах их авторов. Порой в поисках сенсаций не брезгуют ничем, включая даже заведомый обман доверчивого читателя и грубую подтасовку реальных фактов. А ведь чего проще, стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам, заглянуть в, казалось бы, хорошо всем знакомые старые книги, и на вас обрушится настоящий вал столь невероятных фактов, от обилия которых самый дерзкий фантаст зашатается! Для этого надо лишь быть внимательным и усидчивым, только в этом случае пожелтевшие тома древних фолиантов явят вам свои откровения!
Кто из нас не слышал со школьных лет о знаменитом ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Слов нет, многочисленные тома трудночитаемых текстов - удел узкого круга специалистов-профессионалов. Однако среди десятков и десятков древних рукописей, многократно переизданных, есть и такие, что хорошо адаптированы к языку современного читателя. Изученные и переизученные вдоль и поперек многими поколениями отечественных и зарубежных историков, они, кажется, не таят в себе уже ничего нового, а тем более необычного, но так только кажется на первый взгляд. Стоит лишь оторваться от сегодняшней суеты и вдохнуть аромат былых эпох, прикоснуться к минувшему, как оно непременно вознаградит вас самыми невероятными открытиями!
Сколько споров идет сегодня о столь знаменитом персонаже многих русских сказок и былин - Змее Горыныче! Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский монголо-китайский огнемет. Раздаются, правда, голоса о том, что, возможно, Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет.
Полноте! Подтверждения версии о реальном существовании Змея есть, стоит лишь повнимательнее перечитать изначальные тексты тех же прекрасно известных былин, стоит лишь не торопясь пролистать древние летописи.
Начнем хотя бы с того, что помимо многочисленных сказочных и былинных образов Змея, древнерусская мифология донесла до нас удивительный и вполне конкретный образ некого священного Ящера - праотца, создавшего якобы все живущее на Земле. Именно из яйца, высиженного этим первоящером, и родился наш мир. Истоки этого мифа уходят к началам древнеарийской культуры и являются, видимо, одними из самых древнейших. А теперь зададимся весьма логичным вопросом: почему существовало столь давнее и невероятно стойкое поклонение какому-то выдуманному существу, тогда как все иные поклонения и тотемы (обожествляемое животное, считающееся предком рода) у древних русов и славян были всегда связаны с вполне реальными и конкретными представителями животного мира: леопардами и медведями, быками и лебедями?
Особенно почему-то культ звероящеров был силен в северозападных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях. Может, потому и существовал этот культ, что некогда там обитали звероящеры? Так, широко известен миф о неком чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал заходящее солнце а другой изрыгал в небо утреннее солнце. Еще Геродот рассказывал о неком народе невров, живущем «на земле, обращенной к северному ветру», и вынужденном бежать оттуда в страну будинов (племена юхновской культуры) только потому, что их землю наводнили некие страшные змии. События эти историки относят примерно к шестому веку до нашей эры. Разумеется, что ни один народ никогда не станет переселяться из-за мифических страшилищ, зато более чем вероятно бегство от вполне реальных чудовищ, тем более если они были весьма кровожадны.
Исследованием вопросов, связанных с «русскими ящерами», в свое время много и плодотворно занимался всемирно известный специалист по Древней Руси академик Б. А. Рыбаков. Особый интерес представляет для нас его анализ хорошо всем известной былины о новгородском купце Садко. Эта былина оказалась столь зашифрована, что понять ее суть и смысл оказалось под силу лишь такому большому ученому.
Прежде всего, оговоримся, что Б.А. Рыбаков, так же как и известный историк XIX века Н.И. Костомаров, считал былину о Садко одной из самых древних в новгородских землях, уходящей корнями во времена дохристианские. При этом в изначальном варианте Садко не путешествует, а просто-напросто приходит с гуслями на берег озера-реки и играет там свои песни некому водному царю. Образ царя в былине подразумевается антропоморфный, он никак не описан. Однако в ряде случаев он упоминается как некий «дядя Ильмень» или «царица Белорыбица». Далее водный царь, которому понравилась игра Садко, выходит из воды и обещает ему за доставленное удовольствие постоянный богатый улов рыбы и поимку даже золотой рыбки («рыбы злата пера»). После чего Садко стремительно богатеет, становясь самым уважаемым человеком в Новгороде. Академик Б.А. Рыбаков в своем фундаментальном труде «Язычество древней Руси» пишет по этому поводу: «В связи с нашей темой (темой ящера. - Прим. В.Ш.) особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки «ящерят». На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует не всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у гусляра на браслете XII-XIII веков. Есть гусли с изображением двух конских голов (конь - обычная жертва водяному); есть гусли, на которых, подобно орнаменту на украинских бандурах, изображены волны (гусли XIV века)… Орнаментика новгородских гусель XI-XIV веков прямо указывает на связь этого подводного царства - ящером. Все это вполне соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра».
И сразу же вопрос: почему на гуслях среди реальных животных изображено вдруг одно мифическое - ящер? Так может, оно совсем и не мифическое, а такое же реальное, как и остальные, да еще и преобладающее над ними по силе и мощи, а потому и более почитаемое?
Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ вполне реального существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами. Эти изображения вполне могут соответствовать мозозаврам или кронозаврам, смущающим умы ученых новыми и новыми слухами о своем сегодняшнем существовании. Да и характер жертв, приносимых «подводному царю», тоже многое проясняет. Это не какой-нибудь отвлеченный фетиш, а вполне реальное животное, при этом еще и довольно большое, чтобы насытить весьма прожорливое озерное божество. Приносится это животное в жертву подводному чудовищу не когда придется, а большей частью в зимнее, то есть в самое голодное время. Знаменитый историк и фольклорист А.Н. Афанасьев писал об этом так: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом одевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь…»
Впрочем, видимо, требовательный «подводный царь» не всегда удовлетворялся жертвенной кониной, как гласят дошедшие до нас писания, и преобразовываясь «во образ лютого зверя коркодила», весьма нередко нападал на плывущих мимо него в лодках рыбаков и купцов, топя их челны-однодревки и поедая самих. Такого «царя» было за что бояться и почему приносить ему обильные жертвы.
Академик Рыбаков, анализируя изначальные варианты былины о Садко, нашел даже вполне реальное место «общения» гусляра с подводным царем. По его расчетам, оно происходило на озере Ильмень, близ истока Волхова, у западного (левого, так называемого «софийского») берега реки. Это место известно как Перынь. В 1952 году при раскопках археологами в Перыне было обнаружено капище, которое Рыбаков именует, как святилище «крокодила» в Перыни. Есть мнение, что именно оттуда и произошло более позднее появление бога Перуна…
Обратил внимание академик Рыбаков и на весьма устойчивый и четко очерченный ареал обитания «подводного царя»: «Культ владыки подводно-подземного мира был мало связан с земледельческим мировоззрением славянских племен лесостепного юга… Зато в озерном севере образ ящера част и устойчив… Но и в славянских древностях ящер встречается, особенно в северном регионе…»
Ну а что же говорят летописи? Наиболее старое упоминание о подводном змее относится еще к XI веку. Это так называемые «Беседы Григория Богослова об испытании града», направленные против язычества и включенные в летопись под 1068 годом. В разделе, посвященном рыболовству и связанном с ним языческими обрядами, написано: «…Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)… бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».
А вот что пишет безвестный псковский летописец XVI века: «В лета 7090 (1582 год)… Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша» (Псковские летописи. М., 1955, т. 2, с. 262).
Однако появление «коркодилов» было столь страшным не всегда. Сенсационные сообщения по этому поводу оставил нам немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI века. Факты, приведенные Герберштейном (а в правдивости их историки сегодня не сомневаются), могут повергнуть в изумление любого скептика, ибо рассказывает немецкий ученый об одомашненных русскими людьми звероящерах! Итак, Герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях Руси: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-70 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея было плохо накормлено» (С. Герберштейн. Записки о Московитских делах. СПб., 1908, с. 178).
Итак, можно с уверенностью сказать, что реальные звероящеры, причем нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад, дожив, таким образом, почти до наших исторических времен (ведь от описываемых событий нас отдаляет жизнь каких-то восьми поколений!)
Но что же случилось потом? Почему эти столь, казалось бы, почитаемые и священные животные все же не дожили до наших дней? Скорее всего, именно поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! И вновь обратимся к летописям. Дело в том, что для насаждаемого в XI-XVI веках в северо-западных русских землях христианства языческий бог-ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, т.к. убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного было невозможно. Выход в создавшейся ситуации мог скорее всего быть только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры именуются в христианских летописях не иначе как «богомерзкие и бесноватые речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады». Такие эпитеты означали для реликтовых животных однозначный смертельный приговор. Расправа с «подводными царями» была беспощадной. Первым делом, видимо, расправились с одомашненными маленькими тварями, а затем уж принялись и за хищных речных. Летописи весьма живописно повествуют о конкретных шагах в этом направлении.
Так, рукопись Большой Синодальной библиотеки XVII века, известная среди специалистов как «Цветник», повествует: «Наше же христианское истинное слово… О сем окоянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтанми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховнога оного городка, иже нне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым».
В «Цветнике» весьма красноречиво говорится, что «коркодил» плыл не вниз, а вверх по течению реки, т.е. он был живой, затем каким-то образом был «удавлен» в реке, возможно, умер естественной смертью, но скорее всего был, видимо, все же убит христианами, после чего его прибитое к берегу тело было с величайшей торжественностью захоронено местными язычниками. Нещадное истребление речных ящеров шло одновременно с весьма активным переубеждением жителей, что «коркодил» - это никакой не бог, а всего лишь обычный, хотя и весьма «отвратный» зверь. Вспомним уже упоминавшийся нами выше отрывок об антиязыческих «Беседах Григория Богослова об испытании града», где недвусмысленно говорится, что некие люди приносят жертвы («требы творят») в честь живущего в реке и нарицаемого богом обыкновенного зверя.
Скорее всего, по мере христианизации северо-западных окраин России на ее реках и озерах были уничтожены и последние представители древнего рода речных ящеров. Возможно, что, с точки зрения господствующей идеологии той поры, все было сделано совершенно правильно. И все же мне откровенно жаль, что наши соседи по исторической эпохе - ящеры были полностью истреблены и не дожили до сегодняшних дней, оставшись лишь на страницах летописей, в былинах и сказаниях о временах минувших!

Впрочем, кто знает…

В ВОЗДУХЕ - ГИГАНТЫ

Жил да был Змей Горыныч
Этнограф и историк Иван Кириллов предполагает, что когда-то это было вполне реальное существо, обитавшее на территории России.
Кириллов с усмешкой называет себя «драконоведом». Уже много лет он занимается изучением мифов и легенд об этом существе. И однажды пришел к выводу, что у Змея Горыныча из русских сказок вполне мог быть живой прототип.
- Все началось с того, что я решил уточнить происхождение крылатого змея на гербе Москвы, - рассказывает Иван Игоревич. - Всадник-змееборец впервые появился на гербе Московского княжества при Иване III. Сохранилась печать великого князя Ивана (1479 год), на которой изображен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. Вскоре изображение этой сценки стало известно любому жителю России. Копьеносца начали чеканить на самой мелкой монете. Потому, кстати, ее и прозвали в народе «копейка»…
Многие исследователи воспринимают изображение Георгия Победоносца, пронзающего Змея, как красивый художественный образ, символизирующий противоборство Добра и Зла. Он тоже когда-то так думал. Но однажды ему попалось изображение фрески XII века из церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. И там есть всадник с копьем, но на той фреске крылатого змея не убивают, а тащат на веревочке, словно пленника или домашнее животное.
Это изображение, появившееся много раньше, чем официальный герб Московии, привносит, по мнению Кириллова, новые смысловые элементы в привычную картинку с копьеносцем. Терем с окнами, женщина, которая ведет странное существо, напоминающее крокодила или гигантскую ящерицу, все это выглядит очень жизненно и похоже, скорее, на зарисовку с натуры, чем на некий художественный образ-символ.
- Тогда я и подумал: а не происходило ли такое событие в действительности? - продолжает рассказ Иван Игоревич. - Вскоре мне попал в руки еще один документ, подтверждающий мою фантастическую версию. О странных ящерах, не характерных для нашей фауны, упомянул в своих воспоминаниях австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, работавший в России в 1517 и в 1526 годах. Вот что он записал в своем дневнике: «Эта область изобилует рощами, лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом…»
Неужели наши предки действительно воочию видели сказочных «змеев горынычей» и даже умели приручать их? Иван Кириллов собрал исторические документы, которые могут служить если не прямым, то косвенным свидетельством того, что «российские драконы» могли существовать в действительности. Вот некоторые из этих материалов.
В русской национальной библиотеке среди рукописей хранится старинный дневник какого-то священника. Титульный лист потерян, потому имя очевидца неизвестно. Но запись, сделанная им в 1816 году, весьма примечательна: «Плывя на лодке по реке Волга, мы видели огромного летящего змея, который нес во рту человека со всем одеянием. И слышно было от оного несчастного человека только: «Их! Их!» И перелетел змей Волгу и упал с человеком в болота…»
Далее священник сообщает, что в тот день ему довелось увидеть Змея еще раз: «У Коломинского уезда села Уварова есть пустошь, которая называется Каширязива. Приехали мы туда ночевать числом более 20 человек. Два часа прошло или больше, внезапно осветилась местность, и лошади вдруг бросились в разные стороны. Я взглянул вверх и увидел огненного змея. Он извивался над нашим станом на высоте двух или трех колоколен. Длиною он был три аршина или более и стоял над нами четверть часа. И все это время мы молитву творили…»
Любопытное свидетельство обнаружено в архивах города Арзамаса. Вот краткая выдержка из этого документа: «Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым. К сожалению, бочка не дошла до Петербургского музея. То ли затерялась по дороге, то ли небрезгливые российские мужички оприходовали из бочонка «двойное вино» (так раньше называли водку). А жаль, может быть, хранился бы сегодня в Кунсткамере заспиртованный Змей Горыныч.
Еще среди воспоминаний можно выделить рассказ уральских казаков, ставших очевидцами невероятного происшествия в 1858 году. Вот запись их воспоминаний: «В киргизской букеевской орде случилось диво. В степи, неподалеку от ханской ставки, среди бела дня упал с неба на землю огромный змий, толщиной с самого большого верблюда, а длиной саженей двадцать. С минуту змий лежал неподвижно, а потом, свернувшись в кольцо, поднял голову сажени на две от земли и сильно, пронзительно, подобно буре, зашипел.
Люди, скот и все живое в страхе попадали ниц. Думали, что настало светопреставление. Вдруг с неба же спустилось облако, подошло к змию саженей на пять и остановилось над ним. Змий прыгнул на облако. Оно окутало его, заклубилось и ушло под небеса».
- Все это настолько невероятно, что я конечно же не отношусь к подобным рассказам слишком серьезно, - говорит драконовед Кириллов. - Но где-то в душе верю, что подобное не исключено… Согласно самой распространенной версии, мифологический Змей-Дракон обязан своим происхождением останкам динозавров, которых время от времени находили наши предки. На первый взгляд все просто и ясно.. Но внимательный анализ этой версии выявляет целый ряд ее недостатков.
Во-первых, мифы о Драконе распространены повсеместно, а легкодоступные останки динозавров находятся лишь в пустынных районах Центральной Азии (в других регионах ископаемые останки чаще всего обнаруживаются лишь под мощными слоями осадков - вряд ли древние люди так глубоко копали). Во-вторых, кости динозавров весьма разнятся между собой, а Драконы у разных народов похожи, как братья близнецы. Может, сказки возникли все же не на древних костях, а после встреч с живыми динозаврами, дожившими до наших дней? Безумное предположение, но как не сделать его, читая свидетельские показания, причем не столь уж дремуче отдаленных дней?
Вот и биологи мне недавно подтвердили, что «огнедышащий Горыныч» из сказки вовсе не противоречит науке. Теоретически возможно, чтобы в теле животного были полости, где в результате разложения образуется метан (болотный газ). При выдохе этот газ может воспламеняться (вспомните болотные огоньки). Кстати, это предположение подтверждает показания очевидцев, которые неизменно указывают на зловоние или зловонное дыхание, исходящее от Змея…
А мог ли наш знакомец перелететь через Атлантику? Или, может, там есть свой Горыныч?

Хроника пикирующего змея

Время от времени пресса сообщает о том, что в Новом Свете на домашний скот и даже на людей нападают загадочные летающие существа, похожие на огромных птиц или летучих мышей, а иногда имеющие вид чудовищ, напоминающих сказочных драконов
25 июля 1977 года около восьми часов вечера 10-летний Марлон Лоу из Лондейла, штат Иллинойс, испытал сильнейшее потрясение от происшествия, которого, по мнению ученых, вообще быть не могло мальчика подхватила с земли и понесла по воздуху огромная птица.
Первым человеком, осознавшим, что в небе происходит нечто необычное, оказался местный житель по имени Кокс. Он увидел, что с юго-западной стороны на поселок пикируют две птицы, похожие на гигантских кондоров. А затем, к его величайшему изумлению, произошло следующее. Одна из птиц, опустившись совсем низко, бесшумно подлетела сзади к Марлону, который в это время бежал вдоль по улице вдогонку за своими приятелями, вцепилась когтями в плечи и спину насмерть перепугавшегося парнишки и подняла его в воздух. Вторая птица, словно подстраховывая первую, держалась позади и несколько выше.
Вся эта непостижимая картина разворачивалась на глазах матери Марлона, Руфи Лоу, которая с громким криком бросилась вдогонку за птицами. Пронеся по воздуху отчаянно вопящего и брыкающегося мальчишку около десяти метров, хищное существо разжало когти, и Марлон плюхнулся на землю, отделавшись, к счастью, только царапинами и синяками. А огромные птицы, размерами почти с дельтаплан, взмыли вверх и улетели прочь в северо-восточном направлении. Очевидцами происшествия оказались шесть человек.
По словам миссис Лоу, черные птицы напоминали чудовищных кондоров с размахом крыльев не менее 2,5 метра, их клювы достигали 15 сантиметров, а на шеях почти полуметровой длины отчетливо выделялось белое кольцо.
Несмотря на наличие шести свидетелей, происшествие, ставшее вскоре известным на всю страну, казалось настолько невероятным, что за исключением очевидцев в него поверили очень немногие. А местный инспектор по охране животных прямо обвинил Руфь Лоу во лжи.
А примерно на 1500 километров юго-западнее, вблизи границы штата Техас с Мексикой, происходили еще более странные события. В половине одиннадцатого вечера 14 января 1976 года Армандо Гримальдо сидел во дворе своего дома в городе Реймондвилл, на самом юге штата. Был тихий, не по-зимнему теплый вечер Армандо вышел покурить на свежем воздухе.
- Мне вдруг захотелось обойти вокруг дома, - рассказывал он впоследствии. - Я встал со скамейки и сделал несколько шагов вдоль стены. Но едва я завернул за угол, как нечто схватило меня сзади, вцепившись в одежду и в кожу острыми когтями. Я сумел вырваться, оглянулся и увидел это «нечто». Меня всегда считали человеком не робкого десятка, но тут мне стало так страшно, что у меня волосы встали дыбом.
Существо, вцепившееся в Армандо, спикировало на него сверху. Ничего похожего на это чудовище он никогда раньше не видел. Почти двухметровое, с крыльями, раскинувшимися метра на четыре, с темно-коричневой, гладкой с маслянистым отливом кожей и с огромными круглыми глазами, светящимися красным светом.
Армандо закричал и бросился бежать, но споткнулся и упал. Поднимаясь на ноги, он почувствовал, как мощные когти неведомого зверя рвут его одежду, но сумел вырваться во второй раз - добежал до большого раскидистого дерева и прижался спиной к стволу. А напавшее на Армандо создание, тяжело и хрипло дыша, взмыло вверх и исчезло из глаз.
Можно считать, что Армандо Гримальдо повезло больше, чем козе Джо Суареса из соседнего городка, которую 26 декабря 1975 года хозяин оставил на ночь в загоне для скота, привязав к ограде позади коровника.Утром Джо нашел ее буквально разодранной на куски. Никаких следов вокруг того, что осталось от козы, не было, а вызванные на место происшествия полицейские не смогли предложить ни одной разумной версии гибели животного.
Больше месяца таинственное кровожадное существо терроризировало обитателей долины в нижнем течении реки Рио-Гранде, отделяющей южную часть Техаса от Мексики. Местные жители уже стали называть его «эта большая свирепая птица». У тех, кто только слышал рассказы о ее разбойных нападениях, они, как правило, вызывали изумление в сочетании с недоверием. Те же, кто видел ее своими глазами, отвечали на расспросы скупо, и лица их при этом мрачнели. А вблизи расположенного рядом города Браунсвилла подобное существо однажды непонятным образом проникло в автоприцеп Альверико Гуахардо, служивший ему домом. После того как Альверико вошел внутрь и включил свет, он увидел, по его словам, «нечто, совершенно не похожее на земное создание». Когда внутри помещения стало светло, это «нечто» поднялось на ноги, обернуло вокруг себя перепончатые крылья, похожие на крылья громадной летучей мыши, и уставилось на Альверико горящими красными глазами. Оцепеневший Альверико был не в силах пошевелиться и только молча смотрел в эти немигающие гипнотизирующие глаза. Так прошло две или три минуты. Наконец существо шевельнулось, с глухим рычанием попятилось к противоположной двери, затем спрыгнуло на землю и исчезло в темноте.
Еще одна встреча с подобным существом произошла 24 февраля 1976 года примерно на 400 километров севернее, в городе Сан-Антонио. Здесь три молоденькие учительницы, ехавшие на работу по пустынной пригородной дороге, увидели, как потом рассказывала одна из них, «громадную птицу, крылья которой имели размах метров шесть, если не больше. И летела она над нами так низко, что тень от нее закрывала целиком всю дорогу». Затем девушки увидели и вторую «громадную птицу», кружившую над стадом коров, пасшихся на пригорке неподалеку от дороги Издали «птица» показалась им похожей на чайку гигантских размеров.
Позже учительницы решили посмотреть, не найдется ли что-нибудь подобное тому, что они видели в утреннем небе, в специальных книгах. Нашлось. Единственная загвоздка заключалась в том, что повстречавшиеся им на дороге «птицы» удивительно напоминали птеранодонов - летающих динозавров, вымерших 150 миллионов лет тому назад.
К середине 1976 года в долине Рио-Гранде разговоры о «больших птицах» постепенно прекратились, поскольку местные жители перестали с ними сталкиваться. Однако 14 сентября 1982 года приблизительно в 16 00 Джеймс Томсон, фельдшер «скорой помощи» из Харлингена, что километрах в шестидесяти севернее Браунсвилла, увидел очень крупное, похожее на птицу существо, пролетевшее совсем низко над скоростным шоссе №100 на расстоянии около 45 метров от него.
- Сначала я подумал, что это радиоуправляемая модель самолета, идущая на посадку, - сказал Томсон корреспонденту местной газеты «Велли морнинг стар». - Но когда существо, перелетев шоссе и опустившись к самой траве, вдруг замахало крыльями, я понял, что это нечто живое. Оно не было покрыто перьями, его кожа имела черный или темно-серый цвет. Я наблюдал, как оно поднялось вверх и улетело. По-моему, оно было очень похоже на птеродактиля».
Международное общество криптозоологов, проанализировав сведения о наблюдениях «больших птиц», отметило, что все они происходили всего лишь на 300 километров восточнее мексиканской территории Сьерра-Мадре-Ориентал - одного из наименее исследованных районов Северной Америки.
В природе существует два вида птиц, не уступающих андскому кондору по размерам и размаху крыльев" королевский и странствующий альбатросы. Эти очень крупные морские птицы могут весить до 12 килограммов и иметь размах крыльев более четырех метров. Но они обитают исключительно в прибрежной зоне морей и океанов, в окраске их оперения преобладают серые и белые тона, и ни одна из них не в состоянии лететь, держа в когтях 35-килограммовую добычу.
В 1980 году в Музее естественной истории округа Лос-Анджелес демонстрировались фрагменты скелета самой большой из известных до сего дня птиц, когда-либо летавших в небе. Эти окаменевшие фрагменты были обнаружены в солончаковых отложениях вдоль берега реки Салинас-Грандес-де– Идальго в аргентинской провинции Ла-Пампа, в 540 километрах к юго-западу от Буэнос-Айреса. Судя по найденным частям скелета, огромная птица, получившая название Argentavis magnificens, имела размах крыльев более восьми(!) метров, а ее длина от клюва до хвоста превышала 3,5 метра. Жила эта птица в миоценовый период кайнозойской эры, то есть от 23 до 5 миллионов лет тому назад.

Информация с сайта: http://www.smoliy.ru/lib/000/001/00000180/nepomn_100_velikih_zagadok_prirody6.htm

Драконы стоят на столе и ехидно перемигиваются. У них гибкие змеиные тела и широко раскрытые пасти. Бока их отливают розовым и желтым — отсветами огня и цветом среднеазиатских пустынь. «По берегам горных речек, в мрачных ущельях гор, где зарождаются шумные потоки, обитают драконы (аждахоры), чудища в виде больших змей без ног, с длинной гривой, громадной головой и страшной пастью, которая усажена острыми и крепкими зубами. Из пасти дракона выходит дым и огонь и постоянно истекает ядовитая слюна…» — это описание легендарного чудища приведено известным этнографом М. С. Андреевым.

Разглядывая в гончарной мастерской Мухтарова глиняное воплощение аждахора, я обратила внимание на цветок, начертанный или же налепленный, раскрашенный голубым и красным на груди у дракона. Откуда он взялся у этого чудовища?..

«Это гули-лола», — произнес мастер. Я уже знала, что «лола» — цветок. В гули-лола можно было, приглядевшись, узнать маки, которые растут рядом с мастерскими, на склонах Афросиаба, откуда самаркандские гончары-«алоучи» берут глину и где были найдены в раскопках драконы — предтечи тех, что стоят здесь на полках. Синтез прекрасного цветка и сказочного чудовища был загадочен, как древний магический текст. Абдурахим-ака снял с полки еще одного аждахора, особенно устрашающего, и объяснил, обводя быстрыми пальцами контуры цветка: «Драконы — это страшно. Вот в детстве слушаешь сказки про Драконов, а у нас много таких сказок, и даже спрятаться хочется. Драконом пугают. Но мы не хотим, чтобы наших драконов боялись. Искусство гончара не для страха, а для радости. Вот и появился цветок».

Дракон был водворен на место, к своим собратьям. Особенно веселым это сборище назвать было трудно, но глотать людей и дышать огнем они явно не собирались. Правда, у некоторых цветок подозрительно походил на солнечный диск с огненными лучами-лепестками, намекая на сжигающие языки пламени. Но это сходство можно было легко отнести к последним попыткам чудовища вернуть себе былую славу вопреки веселой наивности цветочного узора. Драконы, как известно, отличаются удивительной жизнестойкостью, сохранив свой не виданный человеком облик на протяжении тысячелетий...

Улица, по которой тянутся стены гончарных мастерских, — улица усто Умара Джуракулова 1. При входе в мастерские — посвященная ему мемориальная доска. Мастер Абдурахим Мухтаров его ученик. Теперь у Мухтарова свои ученики. Их пальцы лепят драконов, а глаза отрываются от глины, следя за пришедшими к ним членами художественного совета. Сейчас будут оценивать работы, созданные в этой мастерской. Аждахоров, сотворенных мастерами и учениками, драконов внука Умара Джуракулова и сына Абдурахима Мухтарова. Произведения последнего — словно младшие члены рода драконов, вышедших из-под рук старшего Мухтарова. В этой мастерской вообще невозможно встретить двух одинаковых аждахоров, но словно одна рыжая кровь афросиабской земли сворачивает в тугие кольца змеиные тела сказочных зверей. Со страшной пастью и цветком на груди.

В окружении драконов мастер показывает мне газеты со статьями о его работе, старые фотографии. Вот усто Умар, седобородый и спокойный, со своими учениками. Вот отдельная фотография Мухтарэва, и я удивленно оглядываюсь на мастера. Фотография старая, но дело не в этом. «"Не похож, да? — улыбается Абдурахим-ака. — Какой худой, усталый... Это я только работать здесь начинал. А работа — она все дает: и силу и здоровье».

Бывают лица, словно живущие улыбкой, — у Мухтарова именно такое лицо. Впрочем, я видела его и сосредоточенным, когда он, член художественного совета, принимал резьбу по ганчу или разглядывал декоративные вазы в местном музее. Когда обсуждались работы его учеников, на лице появлялось выражение несколько отрешенное. Но, как правило, держалось оно недолго, участие в споре делало мастера живым и непосредственным. В этой изменчивости, наверное, и заключалась натура художника.

Конечно, любой сказочный персонаж отличается друг от друга, на то он и сказочный. Драконы из Ура-Тюбе, например,— это свистульки. Когда-то они изготовлялись гончарами к празднику весеннего равноденствия: по преданию, свистом вызывали весенний дождь, «оби рахмат» — «воду милости». Драконы Каратага с их горбоносой головой и полосатым телом словно вышли, как водяные кони («аспа-оби»), из местных вод, забыв об огнедышащем дыхании, и только тихо посвистывают в доказательство своего миролюбия... Самаркандские драконы совсем иные. В древнейшей книге иранских племен, в священной Авесте, описан дух зла Ажи-Дахака (отсюда и пришло название «аждахор»). Герой предания убивает чудовище, и мир очищается в огне. И в древней Согдиаие, от которой сохранились на территории Средней Азии развалины и фрески, терракота и легенды, прислужницы культа огня изображались с огненно-алым тюльпаном в руках, с лолой. Рассказ мастера — это приближение мифа к обычному дню современного Самарканда.

Неважно, как осмысляется цветок мака. Важно, что он существует как необходимый элемент в облике дракона, что память о пережитых народами верованиях и представлениях остается в произведениях народного творчества. Важно, что цветут маки у стен дома, где живут глиняные аждахоры Мухтарова, как цвели они веками на земле Согдианы, у стен Мараканы — предвестника современного Самарканда...

Мухтаров берет в руки комок глины, сворачивает ее в гибкий и тонкий жгут. Палочкой с заостренным концом он чертит ромбы перекрещивающихся штрихов и в центре каждого ромба ставит точку. Это воспроизведение орнаментации глиняных драконов древнего Самарканда, найденных при раскопках на Афросиабе. Я слежу за руками мастера, не вдумываясь в условное значение орнамента. Руки безошибочны и точны в движениях, словно знание этих линий и точек передается вместе с прикосновением к афросиабской глине.

«Вы знаете какую-нибудь местную легенду о драконе?» — спрашиваю я мастера, не в силах противиться желанию пристроить к творимому аждахору хвостик экзотического повествования. Ученики — их в этот момент в комнате четверо — поглядывают на нас с мальчишеским любопытством. Мухтаров некоторое время вспоминает, продолжая процарапывать узор по глине, потом улыбается: «Сказки знаю». Но сказок о драконе такое количество, что на них мы не отвлекаемся. Мастер снимает с полки недавно обожженного золотистого дракона и сравнивает его орнамент, тоже восходящий к украшению афросиабской керамики, с тем, что вычертил по сырой глине. И видно, что за тысячелетие с лишним изменился не столько рисунок, сколько отношение мастера к своим драконам, — лаконичные штрихи теперь ложатся вольнее и живописней. Они лишены власти магических представлений. Но остается в глине и свобода жеста, и отзвук легенды, и власть обычая, и тысячелетняя традиция ремесла...

Мастер сминает исчерченную глину в сырой ком, и очертания древнего чудовища прячутся в вязкой массе. На столе появляется дракон расписной, многоголовый, крылатый — декоративная ваза, в которой легко поместятся несколько скромных одноголовых аждахоров. Этот дракон прямо из сказки, но переосмысленной в декоративное украшение, которое служит людям, а не пугает их.

Мы выходим из комнаты, заполненной драконами, под облачное весеннее небо, в прохладный день; потом открываем дверь и попадаем в тепло, исходящее от гончарной печи. В большой комнате работают молодые мастера. Стоят пиалы и орнаментированные зеленоватые миски, сосуды и чаши и, конечно же, драконы. Мухтаров знакомит меня со своим сыном. «Вообще-то, — говорит мастер совершенно искренне, — детей у меня мало. Только восемь». Я сочувственно киваю головой, не решаясь оспаривать это мнение. Спрашиваю, не занимаются ли гончарным ремеслом его дочери, хотя вижу, что женщин-мастеров в мастерских нет. Гончар говорит, что их ремесло достаточно тяжелое, а у женщин и так трудностей хватает...

Как-то получилось, что разговор от чисто производственных вопросов перешел к вопросам психологическим: к настроению, с которым мастер садится за работу; к атмосфере, которая окружает его самого и его труд; к тому, как воспринимают его работу в семье и какую роль играет в жизни художника семья... «Разве можно не уважать женщину или не заботиться о ней, — сказал мастер, — от женщины, жены, от матери, зависит все в жизни, и воспитание новых поколений гончаров, конечно, тоже».

«Все драконы и змеи гор, — сказано в книге Андреева, — подчиняются живущему в недостижимых для людей заоблачных высях гор Змеиному царю (Шахи-Моро), который обитает в своей столице — «Змеином городе...» В день моего отъезда облака так сгустились, что за ними, казалось, действительно могла укрыться целая страна драконов. Но трудно было поверить в существование змеиного царя, если увидел, как подчиняются драконы желаниям и мастерству самаркандских гончаров, как рождаются они из сырой глины и выходят из гончарной печи в розоватых отблесках огня, сверкая цветком на груди. И еще труднее представить, что есть у драконов за облаками город, если собственными глазами увидел дом, где живут аждахоры в мире и согласии с людьми, — дом на улице усто Умара Джуракулова, на склонах Афросиаба, среди цветущих маков.