Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Значение слова магриб. Страны магриба

Земля стран Магриба находиться западнее Египта. Раньше эти страны входили в арабский халифат. Как говорили арабы - Аль-Магриб - это страна заходящего солнца. Раньше под Магрибом считали страну Морокко. Преобладающее население - арабы. Религия - ислам.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСЕЛЕНИЯ

Общая численность населения трех стран Магриба равна 63 мил. 925 тыс. чел., Туниса - 8 мил. 905 тыс. чел. и Алжира - 28 мил. 38 тыс. чел. По расчетам специалистов Мирового банка численность этих трех североафриканских стран к 2000г. составит 73 мил. чел., Алжира - 33 мил. чел., Марокко - 30 мил. чел. и Туниса - 10 мил. чел. Средние темпы прироста населения за 10 лет (с 1985 по 1995 гг.) имеют следующие значения: Марокко - 2,3%, Алжир - 2,8% и Тунис - 2,4%. За эти десять лет наблюдается незначительное снижение темпов прироста населения в Алжире (с 3,2% в 1985г. до 2,2% в 1995г.) и в Марокко (с 2,4% в 1985г. до 2,0% в 1995г.). Это связано с целым рядом экономико-демографических факторов: повышение культурного и образовательного уровней, большая внешняя миграция населения, относительное снижение рождаемости и так далее.
Коэффициент смертности (оценка специалистов Мирового банка на 1995 г.) по всем трем странам приблизительно равен 9,3 , в Марокко - 10 , в Алжире - 9 и в Тунисе – 9 промилле. Как и в других развивающихся странах, коэффициенты смертности в последние десятилетие неуклонно снижались. Так в Марокко за период с 1972г. по 1986г. общий коэффициент смертности снизился в 1,6 раз.
В странах Магриба имеет место значительные колебания в уровнях смертности среди различных групп населения - городского и сельского, т. к. Это деление скрывает различия в социально-экономическом положении населения, культурном уровне, санитарном состояние и т. п.
Сравнительно небольшой коэффициент смертности в странах Магриба обусловлен молодостью населения этих стран. Фактически смертность в государствах Магриба в 1,5 раз выше, чем в развитых странах.
Как и в других развивающихся государствах, сокращение смертности в странах Магриба было вызвано не столько общим прогрессом этих стран, сколько распространением современных средств санитарии. Факт снижения смертности сопровождается противоречивыми моментами: мало изменившиеся семейно-брачные нормы, традиционно высокий уровень рождаемости ведут к увеличению численности населения, а также к преобладанию во всем населении доли лиц до рабочих возрастов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на темпах развития стран.
Для всех трех стран Магриба семейно-брачное состояние характеризуется ранним вступлением в брак женским населением. Т. к. в 50 - 60-е гг. Этот показатель имел тенденцию к снижению, поэтому в 1964г. Тунис законодательно повысил минимальный брачный возраст до 20 лет для мужчин и 17 лет для женщин.
Высокая доля замужних среди женщин, начиная с самых ранних детородных возрастов, при недостаточно распространенной практике внутрисемейного планирования числа детей ведет к очень высокой рождаемости и плодовитости. Коэффициент рождаемости в Марокко равен 33 промилле, в Алжире – 40 промилле и в Тунисе – 32 промилле.
Если коэффициенты смертности значительно сократились за последние годы, то этого нельзя сказать о коэффициентах рождаемости. Напротив, с уменьшением возраста вступления в брак магрибскими женщинами (исключение составляет Тунис после 1964г.), улучшением здоровья населения, уменьшением вероятности овдовения и т. д. коэффициенты рождаемости даже несколько возросли.
Как и рождаемость, плодовитость в странах Магриба находится на очень высоком уровне. Коэффициент общей плодовитости женщин в возрасте от 15 - 49 лет в Марокко в 1990 составил 113 промилле, в Алжире в 1990 - 105 промилле и в Тунисе в 1990 - 98 промилле, максимальный уровень плодовитости наблюдается в возрастной группе от 25 - 29 лет и равен, соответственно, 140 , 148 и 150 промилле.
Высокая плодовитость обуславливает очень большое число детей в магрибской семье. В среднем на семью, которая закончила свое формирование приходится 5 - 6 живорождений. В сельской местности плодовитость выше чем в городской на одно живорождение.
Высокая плодовитость магрибских женщин ведет к тому, что замена поколений осуществляется за очень короткий срок. Зависимость плодовитости семей от социального положения супругов, материальной обеспеченности, образовательного уровня и т. д. крайне противоречива и сложна. Ряд исследований показывает, как ни странно, что плодовитость несколько выше в более обеспеченных и более образованных семьях, за исключением очень немногочисленной группы наиболее обеспеченного и образованного населения.
Традиционно высокая рождаемость при резко сократившейся общей и, особенно, детской смертности обусловила молодость населения стран Магриба. По возрастной структуре население Алжир - самое молодое в мире. В Тунисе в 1990г. доля детей в возрасте от 0 - 14 лет во всем населении составила 38,1%, доля возрастной группы 15 - 64 года - 57,8%, доля лиц старше 65 лет - 4,1%.
Половая структура населения стран Магриба в целом по каждой стране близка к норме, однако значительная миграция в первую очередь из сельских мест в города, из городов в страны Западной Европы вызывает диспропорцию в соотношении полов в тех или иных возрастных группах.
Молодость населения Магриба, большой вес во всем населении лиц до рабочих возрастов ставит определенные трудности на пути социально-экономического развития стран Магриба.
Существующий тип воспроизводства населения в этих государствах является “очень” расширенным. Так, нетто-коэффициент воспроизводства населения Алжира в 1995 г. составил 2,1 иными словами, дочери, замещая своих матерей, превосходили последних по численности в 2 раза.
По прогнозу ООН (средний вариант), численность населения трех стран Магриба к 2005г. должна составить 78,9 мил. чел., к 2010г. - 85,2 мил. чел. и к 2025г. - 103,6 мил. чел., то есть за предстоящие 26 лет численность населения Магриба возрастет на 38,02 мил. чел., или 1,5 раза. Столь быстрый рост численности населения поставит перед странами Магриба целый комплекс сложных экономико-демографических проблем.
Коэффициент рождаемости, в настоящие время, находится на высоком уровне. Однако не следует ожидать в ближайшие годы резкого снижения коэффициента рождаемости. Анализ плодовитости показывает, что до тех пор, пока население не перейдет определенный рубеж культурного развития снижения и этого показателя в ближайшие годы не ожидается.
Современное состояние естественного движения населения Магриба обусловлено низким уровнем развития самого этого населения. С другой стороны, естественное движение, в тех параметрах, в которых оно осуществляется в настоящие время, является определенным тормозом на пути повышения качественных характеристик населения Магриба. Единственно возможный выход из этого круга - ускоренное развитие населения, для чего необходимо радикальные социальные преобразования.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСЕЛЕНИЯ МАГРИБА

Об относительно низком качестве населения Магриба дает представление уровень его общеобразовательной подготовки: в начале 80-х годов в Тунисе 57% населения были неграмотными. Естественно, что при таком положении и профессиональная подготовка, культурный уровень, здоровье населения не могут быть удовлетворительными. Материальная база повышения качественных характеристик населения - его доходы - относительно узка. Основная часть доходов населения идет на питание и предметы самой первой необходимости. В Марокко доля расходов на питание во всех расходах составляет 70%. Несмотря на это, население Магриба живет в состоянии скрытого голода, причем среднедушевое потребление продовольствия в прошлом десятилетии сократилось: в Алжире на сегодняшний день на душу населения потребляется ежедневно 1870 калорий, протеинов животного происхождения - 6,4 гр. в день; в США, для сравнения, - 3200 калорий и 68,6 гр. протеинов животного происхождения в день.
Кроме низкого уровня доходов и низкого уровня потребления, которое показывают средние цифры, следует учитывать неравномерное распределение фонда потребления между различными слоями населения в силу социального неравенства. В Тунисе половина населения имеет в своем распоряжении только 1/4 доходов, тогда как 10% наиболее обеспеченного населения располагает 1/3 доходов.
Несмотря на значительное улучшение здоровья населения Магриба до сих пор там широко распространены заболевания, которые в развитых странах почти не встречаются. Распространены такие болезни как туберкулез, проказа, эндемический зоб и т. д.
Особо остро в североафриканских странах стоит проблема занятости. Так в 1994г. численность экономически активного населения Магриба составила 18 мил. 46 тыс. чел., или 28,8%. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве во всем занятом населении составляет на 1990г. - 44,7%, в промышленности - 24,8%, в сфере услуг - 30,5%. Женское трудоспособное население Магриба почти исключительно занято в домашнем хозяйстве.
Безработица в странах Магриба носит хронический характер. 43% безработных никогда не имели оплачиваемой работы, особенно страдает от безработицы молодежь.
Анализ занятости населения Магриба показывает, что нерациональная структура занятости и огромная армия безработных и полубезработных являются следствием социально-экономической структуры общества, унаследованной от эпохи колониализма. Ликвидировать пока все еще возрастающую безработицу можно только путем вмешательства государства в экономику для обеспечения максимальных темпов экономического развития посредством проведения политики ускоренной индустриализации, радикальных аграрных преобразований и мобилизации наличных трудовых ресурсов трех стран.

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МАГРИБА.

Коренное население стран Северной Африки состоит главным образом из арабов и берберов. В состав населения этих стран входят также переселившиеся сюда в 19 - 20 вв. французы, испанцы, итальянцы.
Основной язык огромного большинства населения всех стран Магриба - арабский. На втором месте по распространенности стоит группа берберских языков с многочисленными диалектами.
В Марокко число говорящих по-арабски, включая также население, говорящее на двух - одном из берберских и арабском языках, составляет 75%, в Алжире - свыше - 80%, в Тунисе - свыше 90%.
Нельзя установить показатели чисто арабского и чисто берберского типов. Т. к. В действительности арабы, пришедшие из Аравии, составлявшие незначительную часть коренного населения страны, растворились в основной массе берберского населения, но при этом арабизировали большую его часть. Некоторые берберские племена приняли ислам еще в 8 - 9 вв., а остальные были арабизированы позднее. Теперь большая часть населения Северной Африки говорит по-арабски, одевается по-арабски, исповедует ислам и считает себя арабами. Были попытки выявить арабский и берберский типы с помощью антропологии. Но массовые антропометрические измерения также ничего не дали. Более того, группы, считавшиеся антропологически “ наиболее берберскими “, в расовом отношении не отличаются от групп “ самых чистых арабов “. По экономике и религии берберские племена также не отличаются от арабов. А такой источник как предания племени о своем происхождении не надежен, потому что многие арабские и берберские племена зачастую включают в число своих предков известных мусульманских святых или считают своими прародителями либо библейских патриархов, либо членов семьи пророка, или его ближайших родственников. Историческая ценность большинства всех этих генеалогий не велика, и редкие предания оказываются старше 17 - 18 вв.
Однако по своему происхождению лишь незначительная часть населения - действительно потомки арабов, пришедших в Северную Африку из Аравии в 7 - 8 вв. Почти все коренное население Магриба составляют потомки древних поселенцев страны - древнейших ливийцев, гетулов, маврусиев и многих других, названных общим именем берберы. В быту арабы Магриба сохранили до сих пор многие обычаи и обряды, чуждые доисламским арабам, но бытовавшие у народов Северной Африки задолго до арабского завоевания. Они сохранились главным образом в земледельческих районах. Можно отметить, что ислам Магриба резко отличается от ортодоксальных мусульманских верований - ислама древней Аравии (культ марабутов, вера в барака - “ благодать “ и т. д.). Все это доказывает, что основу современного арабского населения Магриба составляют потомки до арабского автохтонного земледельческого населения. Лишь население некоторых областей, например, центральная часть Марокко, составляют потомки арабских племен, пришедших с большинством арабов в 11 в. и поселенных марокканскими феодалами в своих владениях. Истинное население удержало свой язык и свою прежнюю доисламскую культуру лишь в некоторых изолированных горных районах Атласа и в удаленных оазисах. Только эту группу населения принято называть берберами.
Таким образом, в основе различия между берберами и арабами лежит чисто субъективное деление - языковое, но не этническое, т. к. основная масса арабского населения Северной Африки имеет единое происхождение.

Коренное население арабо-берберское составляет 95% от всего населения, 3% - евреи и 2% европейцы (французы, испанцы и итальянцы).
Марокко населено неравномерно, в зависимости от рельефа местности и плодородия почвы. Наиболее густо населены равнины западного Марокко между массивом Джабала на севере и горами Высокого Атласа на юге (в особенности районы Гарб, Шавийя, Тадла, Дуккала и Абда). В них сосредоточено около 2/5 всех жителей Марокко. Горы в Марокко менее удобны для заселения, чем горы соседнего Алжира. Поэтому в горах Джабала, Риф и Среднем Атласе население немногочисленно.
Арабы переселились в западную часть Магриба позже, чем в Алжир и Тунис. Лишь в 12 в. альмохадский халиф Абд-аль-Мумин поселил в Марокко арабские племена хилаль из Туниса и восточного Алжира, где они появились в одиннадцатом столетии.
Правители из берберской династии Альмохадов и, сменившей ее в Марокко, династии Маргешидов постоянно опирались на арабские племена. Сначала на хилаль, затем - макиль. С их помощью они удерживали власть и расширяли свои владения в ожесточенной борьбе с берберами. Мелкие берберские племена были постепенно подчинены ими или оттеснены в горы.
“Область Махзеи” населена потомками арабских племен, занявших наиболее плодородные равнинные области Марокко. Потомки хилаль населяют равнины у предгорий Атласа и степи Восточного Марокко, а потомки арабов макиль живут в долинах верхней части течения реки Милуйя на равнинах Южного Атласа.
Сравнительно мало заселены южная и юго-восточная части Марокко, прилегающие к Сахаре. Население здесь сосредоточено по преимуществу в оазисах Уэд-Гир, Уэд-Зиз, Тафилельт и Уэд Драа. Бербберы, т. е. Марокканцы, говорящие на берберских языках, живут в горных областях. Они составляют три группы: в северной части Марокко живут рифские племена (гелайя, темсан, боттава, уриагель, бану-саид и др.), а в низовьях реки Милуйя - Бану-имасен. Другую группу составляют берберы центрального Марокко,живущие в верховьях рек Милуйя, Себу и Драа вплоть до оазиса Тафилельт на юго-востоке, а также между городами Фес и Мекнес и около городов Рабат и Сале. Эту группу составляют берберы зуага брабер (иначе барабир, берабер). Наконец, третью группу составляют берберы шлух (также шлех, или шулух), живущие в западной части Высокого Атласа и Анти-Атласа. Они населяют всю местность южнее Могадора и Марракеша, долины большого Атласа и Анти-Атласа, атлантическое побережье, прилегающее к ним, области Сус и Уэд-Нун. Евреи живут преимущественно в городах и отчасти среди племен Высокого Атласа. Население некоторых из городов, например Демнанта, почти целиком еврейское. Марокканцы различают две группы евреев. Одну из них называют плиштим, другую - форастерос. Происхождение первой группы неясно. Однако известно, что плиштим поселились в Марокко еще до появления ислама. Вторую группу составляют евреи, бежавшие из Испании в 16 в. от инквизиции.
Таковы главнейшие этнические группы, из которых складывается население Марокко.

Алжир делится на две резко отличающиеся одна от другой части: территория собственно Алжира и южные территории. Первая занимает центральную часть Магриба, т. е. средиземноморское побережье, горы Большой и Малой Кабилии и далее, к югу, прилегающие к ним высокогорные районы Атласа. К югу от них полупустынные области Сахары, переходящие в пустыню, образуют так называемые “ Территории Юга “.
Большая часть населения (90%) сосредоточена в северной части страны, южнее же районы населены весьма слабо.
Алжир населен главным образом арабами и берберами. 89% составляет коренное население и приблизительно 10% европейцев. Свыше 80% алжирцев говорит по-арабски, лишь население горных районов говорит на берберских языках. В горах Большой и Малой Кабилии и в Ауресе живут кабилы. Несколько особняком в отношении этнического состава стоят мзабиты (мозабиты), населяющие оазисы Гардая и прилегающие местности Берриан, Геррара, Метлили и др. в районе Уэд-Мзаб. В сельских местностях население состоит в основном из арабов и берберов. Городское население по своему этническому составу гораздо пестрее: кроме арабов и берберов, а также французов, там живут испанцы, мальтийцы, итальянцы, евреи и потомки турок - кулуги, египтяне, греки, сирийцы и мн. др.
Территория Юга включает значительную часть центральной Сахары. В этом негостеприимной, выжженной солнцем пустыне кочуют со своими многочисленными стадами верблюдов, коз и овец два племенных объединения - кель-аджер и кель-ахаггар. Туареги этих групп составляют всего лишь 1,7% общего числа всех туарегов. Основная масса их живет в пределах Судана.

Тунис арабизирован больше всех стран Магриба. Как и в Марокко, местное население, состоявшее из берберов, до 11 в. оставалось почти не затронутым арабским влиянием. Первое время после завоевания арабы сосредотачивались преимущественно в Кайруане и других городах южной части Туниса, бывших их опорными пунктами, Но с появлением в к. 11 в. арабов хилаль, а за ними арабов сулайм положение изменилось. Арабские племена вытеснили берберов в горы, заняли всю страну. В Тунисе произошло то же самое, что и в Марокко. Однако в то время как во многих горных массивах Марокко берберские племена сохранили свою самостоятельность до настоящего времени, в Тунисе они почти полностью смешались с пришельцами. Лишь в южной, пустынной части Туниса, на границе с Сахарой, сохранились группы берберов - матмата и варгамма, говорящие на берберских языках и ведущие прежний образ жизни. Они живут в подземных жилищах, на весенние время перебираются в палатки, где проводят весну и первую половину лета. Главное их занятие - скотоводство и лишь отчасти земледелие. Особую группу занимают евреи - часть коренного населения страны, потомки евреев, поселившихся в Африке еще в I в. до н. э. Большая часть всех евреев живет в Тунисском округе, остальные в городах Бизерте, Сусе и Сфансе, а также в южной части Туниса, в Габесе и в особенности на острове Джебра.
Кроме этого в Тунисе проживают и европейцы: французы, итальянцы и мальтийцы.

ЭМИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН МАГРИБА

А) Исторические условия и предпосылки эмиграции.

Североафриканская эмиграция является составной частью арабской эмиграции, которая имеет многовековую историю. Характер и содержание миграций, их цели, формы и направления постоянно менялись. Арабская эмиграция вызывалась и вызывается сейчас либо социально-экономическими, либо военно-политическими причинами, либо комбинацией двух предыдущих факторов. Эти причины начали действовать уже в прошлом веке, после захвата Францией Северной Африки, на территории которой сегодня расположены Алжир, Марокко и Тунис.
Именно колонизация (как военно-политический фактор) явилась основной причиной экспроприации (социально-экономический фактор) североафриканских феллахов, превращая их сначала в безземельных батраков, а затем в чернорабочих метрополии. Первоначальным же импульсом собственно трудовой миграции из стран Магриба в метрополию - Францию послужила объявленная военная мобилизация рабочей силы. В результате конец прошлого и начало нынешнего столетий ознаменовались формированием в странах Магриба крупного района массовой эмиграции арабов.
В этот же период на рубеже веков определилась основная страна-реципиент североафриканских эмигрантов - Франция. Если в 1918 году во Франции были зарегистрированы 57264 алжирских рабочих, то в 1924 году - 71 тысяча. В 1942 году это число возросло до 113,3 тысяч, а в 1944 году сократилось до 55,6 тысяч. После освобождения Франции в конце второй Мировой войны, численность алжирских иммигрантов вновь начинает быстро увеличиваться. В 1945 году официально зарегистрированных их было уже 212 тысяч. После достижения арабскими странами политической самостоятельности Франция продолжила оставаться основным реципиентом эмигрирующих алжирцев, марокканцев и тунисцев. Однако если колониальные власти вели в той или иной мере учет эмигрирующих, то для молодых независимых государств, в первый период их самостоятельного развития, эмиграция была третьестепенной проблемой.
Так, в Тунисе с 1956 по 1961 года эмиграция была вообще неофициальной и не учитывалась властями. В 1962 году был налажен учет эмигрантов. С 1962 по 1967 год из Туниса выехали в поисках работы примерно 12,5 тысяч человек, причем если в 1962 году было зарегистрировано всего 420 эмигрантов, то в 1967 году их было уже 6089 человек. В 1967 году в Тунисе создается специальное государственное ведомство - Национальное управление по делам тунисских рабочих за рубежом.
В конце 60-х - 70-х годов эмиграция из Туниса стала набирать темпы. Массовый характер стала приобретать и эмиграция и из Алжира после 1962 года, когда Алжир получил независимость. Эмиграция по-прежнему была направлена во Францию. В 70-е годы усилился поток эмигрантов в Европу, главным образом во Францию, из Марокко. В середине 80-х годов общая численность марокканцев, работавших во Франции, составляла примерно 60 тысяч человек. Другой страной-реципиентом этой категории трудящихся является Бельгия: 112 тысяч в первой половине 1980-х годов, затем следуют Голландия - 73 тысячи человек, Испания - свыше 20 тыс. человек, Италия - 15 тысяч, Скандинавские страны - 3 тысячи человек. Общая численность марокканцев в этот же период в арабских нефтяных странах составляла 33 тысячи человек. В августе 1990 года 30 тысяч марокканцев работали в Ираке и 6 тысяч - в Кувейте.
По социальному положению большинство марокканских эмигрантов - выходцы из сельской местности. В последнее время увеличивается число эмигрантов из городов, особенно из Касабланки. По истечении нескольких лет марокканские эмигранты, получив квалификацию, возвращаются на родину.

Б) Основные факторы, вызывающие эмиграцию.

Исторически сформировались две главные группы причин эмиграции, которые были отмечены выше. Эти факторы действуют и сегодня. Однако если действие военно-политических причин не продолжительно, то социально-экономические причины и факторы действуют постоянно. Т. к. существуют всегда те или иные категории граждан, которые недовольны своим материальным положением. Это недовольство проявляется в сопоставлении уровней заработной платы за одинаковую работу, требующую таких же навыков и уровня квалификации у себя дома и в стране-реципиенте.
К числу социально-экономических факторов относятся безработица и неполная занятость, жилищный кризис, нежелание возвращаться на родину по окончанию обучения за рубежом, женитьба или замужество в стране-реципиенте и т. д.
Так, например, острая ситуация с занятостью к рубежу 80-х и 90-х годов сложилась в Алжире. Здесь имеются расчеты, согласно которым для того, чтобы обеспечить работой всех молодых людей, заканчивающих учебу, необходимо каждый год создавать 256 тысяч новых рабочих мест при ныне существующих 3,9 мил. В результате этого безработица охватила, по официальным данным 24% самодеятельного населения. В этих условиях эмиграция представляется зачастую как единственное средство “ спасения “ от нищеты.
Следует отметить, что эмиграцию или реэмиграцию могут вызвать не только факторы, действующие в стране, имеющей по тем или иным причинам излишек рабочей силы вообще или каких-то конкретных ее категорий, но и факторы, действующие в стране, которая испытывает срочную необходимость в притоке дешевой рабочей силы из вне. Начавшись однажды, эти факторы могут также внезапно прекратить свое действие. В таких случаях эмигранты быстро превращаются в реэмигрантов, а порой и репатриантов.
А помимо вышеперечисленных факторов действует и демографический фактор, который обуславливает миграцию населения из сельских районов в города, а из городов в страны реципиенты. Эта миграция вызвана перенаселением сельских районов и плохой социально-экономической ситуацией в городах.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОТОКОВ ЭМИГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАН МАГРИБА

Современный этап эмиграции из стран Магриба имеет ряд особенностей. Речь идет прежде всего о том, что в эмиграцию отправляется преимущественно молодые арбы. Как правило, неграмотные эмигранты направляются в нефтедобывающие арабские страны, испытывающие нехватка прежде всего неквалифицированной рабочей силы. Тунисские эмигранты из провинции Тунис-Юг распределились в Ливии по своему образовательному уровню следующим образом: неграмотные - 57 %, с начальным образованием - 42 %, с неполным средним или профессиональным - 1 %. Неграмотные эмигранты из этой же провинции в европейских странах составляют 37 %, с начальным образованием - 42 %, с неполным средним и профессиональным - 14 %, с полным средним - 7 % от общего числа эмигрантов из провинции Тунис-Юг.
Прибыв в чужую страну, эмигрант в большинстве случаев вынужден соглашаться на ту работу, которую предлагают и которая далеко не всегда соответствует его специальности и квалификации. Поэтому профессиональный состав работающих иммигрантов может значительно отличаться от такого состава до их выезда в эмиграцию. При этом существенное значение имеет то, куда прибывает эмигрант: в развитую западноевропейскую страну или в Аравийскую монархию с её социально-экономическими и культурными контрастами.
Чаще всего уделом эмигрантов в развитых странах остается неквалифицированная либо мало квалифицированная работа. Принимающие страны не стремятся, да и не заинтересованы в том, чтобы повышать уровень их квалификации.
Падение цен на нефть и сокращение капиталовложений нефтяных стран в середине 80-х годов повлекли за собой сокращение спроса на иностранную рабочую силу, в том числе из стран Магриба. Это привело к уменьшению темпов эмиграции.
Главная причина эмиграции - финансовая. Это источник твердой валюты, являющейся для стран Магриба если не единственным, то основным. Разумеется, что в случае прекращения такого “невидимого” квазиэкспорта любая страна - экспортер рабочей силы сразу оказывается фактически лишенной этого источника, что особенно болезненно может отразиться на положении стран Магриба.
Страны-реципиенты по разным причинам заинтересованы в притоке молодой и здоровой зарубежной рабочей силы. Здесь и стремление освоить как можно быстрее нефтедоллары, найти для них любое возможное производственное и социальное применение.
Взвешивая все “за” и “против” эмиграции из стран Магриба, следует в целом отметить, что утечка, происходящая в её рамках, “умов” и “золотых рук” наносит этим странам серьезный ущерб. При наличии четкого планирования в государственном секторе и регулирования развития в частном эмигранты могли бы найти работу в своих странах. Сегодня же из-за отсутствия этих предпосылок страны Магриба, по существу, дополнительно субсидируют развитие и без того богатых западных и арабских нефтедобывающих стран, избавляя их от необходимости готовить национальные кадры в тех масштабах, которые им необходимы.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова магриб

магриб в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

магриб

МАГРИБ (араб. - запад) регион в Африке, включающий Тунис, Алжир, Марокко (собственно Магриб), а также Ливию, Мавританию, Зап. Сахару, образующих вместе с собственно Магрибом Большой Магриб, или Арабский Запад.

Магриб

(араб. ≈ запад), регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собственно М.), а также Ливии, Мавритании и территории Западной Сахары (исп.), образующих вместе Большой М., или Арабский Запад (в отличие от Арабского Востока ≈ Машрика). В средние века в понятие М, включалась также мусульманская Испания (Андалусия) и другие владения бывшего Арабского халифата в западной части Средиземного моря (Балеарские острова, Сардиния, Сицилия). Наряду с литературным арабским языком в странах М. распространены арабские диалекты, в том числе диалект хасания (в Мавритании и Западной Сахаре), берберские диалекты и так называемый мальтийский язык (с письменностью на основе латинского алфавита).

После достижения независимости Марокко и Тунисом (1956) король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения «Великий Арабский Магриб». Проблеме объединения были посвящены конференции ряда стран М. в Танжере (1958) и Рабате (1963). В 1964 был создан Постоянный консультативный комитет стран М., в который вошли министры экономики Марокко, Алжира, Туниса, Ливии. В 1964≈68 созданы отраслевые комиссии при комитете и подписан ряд соглашений о сотрудничестве стран М. в различных областях экономики. С 1970 в комитете участвует Мавритания (в качестве наблюдателя). Ливия в 1970 вышла из всех региональных организаций М.

Википедия

Магриб (значения)

Магриб:

  • Магриб - регион в Северной Африке.
  • Союз арабского Магриба - панарабская организация.
  • Магриб - четвёртая по счёту молитва в исламе.

Магриб (молитва)

Магриб - вечерняя молитва в исламе, совершаемая после захода солнца.

Четвёртая по счёту из пяти обязательных ежедневных молитв совершаемая мусульманами. Пять ежедневных молитв в совокупности образуют второй из Пяти столпов ислама. Состоит из трёх ракаатов, в первых двух из которых суры из Корана произносятся вслух. Также после обязательной молитвы магриб мусульманам желательно совершить двухракаатный суннат-намаз. Персофоны называют этот намаз "шом",некоторые тюрки "ахшам". Состоит из 3 ракаатов фарза и 2 ракаатов сунната.

Время

Промежуток времени для совершения Магриб очень короткий (на низких широтах, где солнце заходит очень быстро), поэтому особенно не рекомендуется откладывать её совершение. Во время Рамадана призыв на Магриб означает окончание поста.

Период времени, в течение которого должна быть совершена молитва Магриб следующее:

  • Время начала молитвы наступает после окончания предвечерней молитвы аср, то есть когда солнце полностью зайдёт ниже горизонта;
  • Время окончания молитвы наступает перед началом ночной молитвы иша, то есть когда наступает полная темнота и с неба исчезла краснота.

Магриб

Ма́гриб - название, данное средневековыми арабскими географами и историками странам, расположенным к западу от Египта.

Общее название «эль-Магриб» эти государства получили в период завоевательных походов арабов. В переводе с арабского эль-Магриб - «страна, где заходит солнце» или «Запад». Понятие, противопоставленное эль-Машрику , то есть «Востоку». В 1956 году после получения независимости Марокко и Тунисом король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения «Великий Арабский Магриб».

На протяжении многих веков народы стран Магриба вели борьбу с завоевателями, отстаивали свои политические и экономические интересы. Берберы , римская оккупация , романизация , вандалы , Византия , арабы , турки , французское колониальное владычество - все это страницы длительной и сложной истории этого края. Обретение независимости странами Магриба открыло новый этап в развитии этих государств.

В феврале 1989 года руководители Алжира , Марокко , Туниса , Ливии и Мавритании подписали договор о создании Союза Арабского Магриба (САМ) - новой региональной политико-административной организации.

Напишите отзыв о статье "Магриб"

Примечания

Литература

  • Апродов В. А. Тысячелетия восточного Магриба / Отв. ред. Е. С. Голубцова ; Академия наук СССР . - М .: Наука , 1976. - 152 с. - (Из истории мировой культуры). - 42 000 экз.

Ссылки

  • (англ.) .

Отрывок, характеризующий Магриб

Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.

В разделе на вопрос Какие страны входят в страны Большого Магриба? заданный автором Людмила Спица лучший ответ это Тунис, Алжир, Марокко, Ливия, Мавритания, Западная Сахара.

Ответ от россыпью [гуру]
В настоящее время понятие Магриб получило в политике более широкое значение.
Так называемый Большой Магриб - в него включаются (с запада на восток) : Западная Сахара, Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия.
В средние века в понятие Магриб включались также мусульманская Испания (Андалусия) и другие владения бывшего Арабского халифата в западной части Средиземного моря (Балеарские острова, Сардиния, Сицилия).


Ответ от Двутавровый [гуру]

Государства Магриба
Магри́б (араб. المغرب‎‎ - Запад) - название, данное средневековыми арабскими географами и историками странам, расположенным к западу от Египта; сохранилось в арабском языке и поныне.
До сих пор на арабском языке так называется Марокко. Традиционно Магрибом называются земли между Сахарским Атласом на юге и атлантическим или средиземноморским берегом на севере, т. е. северные части Марокко, Алжира и Туниса. В настоящее время понятие Магриб получило в политике более широкое значение (т. н. Большой Магриб) и в него включаются (с запада на восток) : Западная Сахара, Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия. В средние века в понятие «Магриб» включались также мусульманская Испания (Андалусия) и другие владения бывшего Арабского халифата в западной части Средиземного моря (Балеарские острова, Сардиния, Сицилия).
Общее название «ал-Магриб» эти государства получили в период завоевательных походов арабов. В переводе с арабского ал-Магриб - «страна, где заходит солнце» или «Запад». Понятие, противопоставленное ал-Машрику, то есть «Востоку». В (1956) году после получения независимости Марокко и Тунисом король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения «Великий Арабский Магриб».
В Танжере (1958) и Рабате (1963) были проведены конференции ряда стран Магриба, посвященные проблеме объединения. Постоянный консультативный комитет стран Магриба, в который вошли министры экономики Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, был создан в 1964 году. В 1964-68 годах были созданы отраслевые комиссии при комитете и подписан ряд соглашений о сотрудничестве стран Магриба в различных областях экономики. Ливия в 1970 году вышла из всех региональных организаций Магриба. С этого же года в комитете в качестве наблюдателя участвует Мавритания.

МАГРИБ

МАГРИБ (араб.- запад), регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собств. М.), а также Ливии, Мавритании и терр. Зап. Сахары (исп.), образующих вместе Большой М., или Арабский Запад (в отличие от Араб. Востока - Машрика). В ср. века в понятие М, включалась также мусульм. Испания (Андалусия) и др. владения быв. Араб халифата в зап. части Средиземного м. (Балеарские о-ва, Сардиния, Сицилия). Наряду с лит, араб, языком в странах М. распространены араб, диалекты, в т. ч. диалект хасания (в Мавритании и Зап. Сахаре), берберские диалекты и т. н. мальтийский яз. (с письменностью на основе лат. алфавита).

После достижения независимости Марокко и Тунисом (1956) король Марокко Мухаммед V и премьер-мин. Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения "Великий Арабский Магриб". Проблеме объединения были поев, конференции ряда стран М. в Танжере (1958) и Рабате (1963). В 1964 был создан Постоянный консультативный к-т стран М., в к-рый вошли министры экономики Марокко, Алжира, Туниса, Ливии. В 1964-68 созданы отраслевые комиссии при к-те и подписан ряд соглашений о сотрудничестве стран М. в различных областях экономики. С 1970 в к-те участвует Мавритания (в качестве наблюдателя). Ливия в 1970 вышла из всех региональных орг-ций М.