Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Национальный костюм нивхов. Презентация на тему: "Малые народности Сахалинской области

Одежда нивхов. Распространенным украшением нивхских женщин были серьги, сделанные из серебряной или медной проволоки. Сверху они имели форму кольца, а снизу - завитой спирали. Иногда серьга представляла собой большое кольцо из серебряной проволоки, унизанное цветными стеклянными бусинками или плоскими кружками из камня. Женщины иногда носили по несколько серег. В наши дни из женской одежды бытуют халаты, нарукавники, наголенники и обувь. Матерчатый халат имеет покрой кимоно. Халат окаймляют вокруг ворота, по левой поле и по подолу широкой полосой материи иного цвета, большей частью более темного чем халат. На подоле по кайме в качестве украшений нашивают один ряд медных пластинок. Длинный халат запахивается на правую сторону и застегивается сбоку с помощью 3 мелких шаровидных пуговиц. Для зимнего времени халат шьют утепленным, между 2 слоями материала прокладывается тонкий слой ваты. В зимнее время женщины чаще всего надевают поверх тонкого халата еще 2 утепленных. Нарядный халат шьется из яркой дорогой ткани (бархат, плис, плюш и др.) синего, зеленого, красного, коричневого и других цветов. Кроме того, праздничные халаты богато украшаются полосами из яркой материй и разнообразным орнаментом. Полосы располагаются вокруг ворота, по краю левой полы, на рукавах и по подолу. Особенно богато украшается спинка халата: на ней разноцветными нитками вышивается орнамент, а по подолу пришивают металлические ажурные украшения Эти украшения представляют собой большую редкость, они обычно перешиваются со старых халатов на новые, передаются по наследству от матери к дочери и хранятся женщинами как большая ценность. Многие женщины носят зимой и летом наголенники из материи. Кроме наголенников, у женщин сохранились нарукавники.

Картинка 21 из презентации «Малые народности Сахалинской области»

Размеры: 519 х 1080 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока окружающего мира щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Малые народности Сахалинской области.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1972 КБ.

Скачать презентацию

«Одежда 19 века» - Летняя и обрядовая одежда. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Костюм новгородской области xix века. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже семнадцатого – восемнадцатого веков. В середине девятнадцатого века шугаи стали выходить из моды и постепенно превратились в свадебную одежду.

«Одежда в английском» - Рубашка. Постановка задачи. Цель работы: Jacket is a short light coat – гипоним. Smock (1938) – loose garment worn by artists. Определены мотивировочные признаки значения слова, гипонимы и гиперонимы. Этимология слова повлияла на изменения процесса мотивированности названия. Выявлены сходства и различия по структурно- семантическим признакам.

«Стиль и силуэт в одежде» - 6. Выводы. Платье – вид женской одежды. 4. Стили одежды. Стили одежды. Платье – вся одежда, кроме обуви и белья. Мода – временное преобладание каких-либо вкусов в одежде. Содержание презентации. 1. Повторение ранее изученного материла. Прямые (ширина изделия одинакова по линиям груди, талии, бедер).

«Учебно-методический проект» - Аннотация. Материалы учебно-методического пакета. Московский городской педагогический университет Факультет начальных классов. Контактная информация. Вопросы. Учебно-методический пакет «Одежда:вчера, сегодня, завтра.». Методические задачи:

«Одежда финнов» - На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Народная одежда финнов Выборгской губернии. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Народная одежда – результат творчества многих поколений – является неотъемлемой частью культурного наследия финнов.

На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на севере острова, ороки (ульта) в центральной части, и айны на юге. Отмечалось также небольшое количество эвенков. Нивхи наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова. Отличительной особенностью ороков и эвенков было оленеводство, требовавшее кочевого образа жизни. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. На данный момент к коренному населению на Сахалине можно отнести в общей сложности около 3500 человек. Многое изменилось в жизни коренных народов области. Сегодня у них есть возможность самим выбирать свой уклад жизни: возрождать родовое хозяйство, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством. Далеко за пределами Сахалинской области известны изделия мастеров вышивки и меховой аппликации. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции. Коренные народы Сахалина


Айны один из древнейших и загадочных народов планеты. Они резко отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком, и многими чертами материальной и духовной культуры. Светлокожие бородатые мужчины айны и женщины с татуировкой вокруг рта и на руках были воинственным народом. Их основное вооружение мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. Уникальны военные доспехи айнов, выполненные в технике плетения из узких ремешков шкуры лахтака. Эти предметы полностью защищали тело воина.. Айны. История


Орудия рыболовства, охоты, включая орудия морского промысла: копье, острога, крючок, лук и стрелы свидетельствуют о высокой степени адаптации островитян к природным условиям. Охотясь на животных, айны использовали стрелы, отравленные ядом аконита. Посуда украшалась резным орнаментом и использовалась повседневно и на праздниках. К предметам обихода относится и икунись (палочка для питья), с помощью которой мужчины приподнимали усы во время ритуального употребления спиртных напитков. Икунись посредник между людьми и духами. Они предназначены для жертвоприношений богам. Они украшались скульптурными композициями, отражающими повседневную жизнь, например, охоту на нерпу или кита, медвежий праздник. Айны. Быт и традиции


Религия айнов с самого начала оценивалась неоднозначно. История ее изучения изобилует разночтениями и противоречиями. В общем и целом айнов можно назвать типичными анимистами. Они одухотворяли практически все явления натурального порядка, природу в целом, персонифицировали их, наделяя каждое из вымышленных сверхъестественных существ чертами такими же, как обладали сами. Главными из «добрых божеств» айнов – это нубури камуи (бог гор), атуи камури (морские боги), цуф камуи (боги светил), цисе камуи (домашние боги) и многие другие. Богов-хранителей – сикасма камуи –вообще бесчисленное множество. К злым же духам айны причисляли ояси (производящий болезни), вен ояси (делающий человека сумасшедшим) и канна камуи (бога грома). Злым жертвоприношений не делалось; айны придумали ряд процедур, чтобы отделаться от нечистой силы. Мир созданный религиозным воображением айнов, был сложен, огромен и поэтичен. Это мир небожителей, обитателей гор, культурных героев, многочисленных хозяев ландшафта. Неотъемлемым атрибутом ритуальных действий служили так называемые «инау». Под этим названием понимаются самые разные предметы. Иногда это небольшая палочка, чаще ивовая, иногда длинный шест, увенчанный султаном кудрявых стружек. Иногда – просто плетение из стружек. Ученые рассматривают «инау» как посредников, которые помогают человеку общаться с богами. Религия айнов


Айнская традиционная одежда – распашной халат с узкими рукавами, в прошлом – из волокон луба вяза, крапивы и набедренный пояс. Под халатом носили рубашку из тонкой ткани. Одежду и обувь женщины шили из шкур морских и лесных животных. Халат из рыбьей кожи украшали аппликацией из цветной ткани вокруг ворота, по обшлагам рукавов и по подолу. Это, по воззрениям айнов, мешало воздействию злых духов на человека. В качестве зимней верхней одежды использовался халат из нерпичьего меха, орнаментированный меховой мозаикой и аппликацией из ткани. Для летней одежды они ткали материю из крапивы и луба вяза. Халаты, сшитые из материи, богато орнаментированы вышивкой цветными нитками. Наголовные повязки сшиты из ткани или сплетены из стружек ивы. Одежда айнов


Уникален язык айнов. Одно время считалось, что он не находится в родстве ни с каким другим языком, хотя отдельные элементы сближают его с малайско-полинезийской языковой группой. Аборигены Японских островов, южного Сахалина и Курил, айны называли себя различными племенными именами «соя-унтара», «чувка-унтара». Слово «айну» - не является самоназванием народа, оно обозначает просто «человек». Сейчас лишь музейные предметы напоминают о некогда существовавшей территориальной группе сахалинских айнах, чья историческая судьба сложилась трагически. После 1945 года оставшиеся айны были выселены на Хоккайдо. Многие предметы айнской и нивхской коллекции Сахалинского краеведческого музея были собраны ярким исследователем культуры коренных жителей Б.О.Пилсудским. Он был политическим ссыльным и жил на Сахалине в прошлом веке. Язык айнов


Нивхи небольшая народность, с древнейших времен населяющая низовье реки Амура, о. Сахалин и прилегающее к ним побережье Охотского моря. Гиляки (самоназв. ниб (а) х, или нивхи, т. е. человек, люди), по мнению ученых, произошло от кит. « киль », « киленг », как китайцы привыкли называть всех туземцев в низовьях Амура) - малочисленную народность в Приморье. Нивхи представляют собой единый народ, имеющий свою общую национальную культуру. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо - восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северо - западные берега Тихого океана. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо - манчжурскими народами, айнами и японцами. На своей исконной территории нивхи расселялись небольшими группами. Селения нивхов, преимущественно небольшие по численности, были расположены в удобных в географическом отношении местах, непосредственно в близи местонахождения промыслов рыбы и морского зверя. Основными занятиями нивхов являлись рыболовство и морской промысел, охота и сбор дикорастущих ягод, орехов и др. Нивхи. История


Основные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль в жизни нивхов имел промысел проходных лососей - горбуши и кеты, которых ловили в больших количествах и из которых готовили на зиму юколу. Ловили рыбу неводами, сетями, крючковыми снастями и различными ловушками. Морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) добывали сетями из кожаных ремней, ловушками и специальным орудием - длинным плавным гарпуном. Промыслом рыбы и морского зверя занимались круглый год. Зимой рыбу добывали подо льдом ставными сетями и удочками - махалками в лунках. Вблизи селений на морского зверя охотились индивидуально, коллективная охота была связана с выходом в море, выездом на дальние острова и лежбища. Охота на пушного и мясного таежного зверя была индивидуальной. В отдельных случаях, особенно при охоте на медведя в берлоге, выезжало несколько охотников. Лесных зверей добывали различными ловушками, петлями. На выдр, лисиц, копытных и медведя устанавливали самострелы. Нивхи. Быт и традиции


В каждом нивхском жилище жили представители большой патриархальной семьи, члены одного рода. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Все продукты промысла поступали в общее пользование членов хозяйства. Большую патриархальную семью составляли родители и их сыновья с семьями или по смерти отца и матери несколько братьев с семьями. Совместно с ними проживали и престарелые родичи или сироты. Наряду с такими семьями выделялись и малые семьи из взрослых детей, отделившихся от родителей. Можно предположить, что нивхское общество до начала русской колонизации было первобытнообщинным, где основной социальной организацией был отцовский род. Нивхские роды были чисто локальными, члены рода обитали в одном селении. Они имели общую территорию для промысла рыбы, охоты, сбора диких плодов растений в лесу и т. д. Кроме угодий, в родовой собственности находились большие жилища, культовые сооружения, хозяйственные строения и др. Домовая община сообща вела свое хозяйство, сообща ставила заездки, сообща занималась промыслами и равно пользовалась всеми их благами. Хозяйство было чисто натуральным Нивхи. Быт и традиции


Нивхи - классические ихтиофаги. Их основная пища - сырая, вареная и вяленая рыба. Из рыбы готовят несколько видов юколы. Юкола – это мясо рыбы, высушенное на ветру, подкопченное над костром. Женщины ловкими движениями ножа с узким и длинным чуть изогнутым лезвием чистили и пластали рыбу на длинные пласты юколы. Затем несколько дней ее сушили на деревянных вешалах рядом с домом. Также готовили рыбную муку, разминая мясо рыбы и высушивая его на солнце. Затем ее добавляли в кипяток и получали бульон. Существуют различные блюда из свежей рыбы: « талк » – салат из измельченных хвостиков, щечек, жабр; « кынде » – мороженая рыба в виде мелко нарезанных пластиков; из бульона, полученного при варке рыбы, готовят « путь » – суп, смешанный с мелко нарезанной морской капустой, застывшей до полужидкого желеобразного состояния. Важным источником питания было мясо дикого оленя, птиц, нерпы. Добавку в рационе составляли корни растений, дикий лук (черемша), орехи, цветки багульника и многих других растений, которые заготавливали летом. Не менее важную роль играло в питании и мясо морских животных, которое в последние десятилетия стало деликатесом. Лакомыми блюдами считали строганину и мось (студень из рыбьей кожи с ягодой и нерпичьим жиром). Они и сегодня остаются любимой едой. Чай заваривали из чаги, листьев брусники, побегов багульника и ягод. Нивхи. Культура


По своему мировоззрению нивхи были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало и человеческие черты. Широкое распространение имел культ природы - воды, тайги, земли. Чтобы сохранить хорошие отношения с их " хозяевами "- духами, нивхи устраивали жертвоприношения - " кормления ". Строго соблюдались все ритуалы, связанные с огнем, существовали сложные обряды связанные с поеданием мяса белухи, с охотой на медведя и других животных. Важная роль в духовной жизни нивхов, в их мировоззрении принадлежала собаке. Любимую собаку после смерти хозяина убивали. Существовал особый вид табуированных собак, которых приносили в жертву. Религия нивхов


В основе религиозных представлений народов Сахалина и Курильских островов лежали анимистические, тотемические и магические представления об окружающей природе: животных, растениях, водной стихии и т. д. Самым важным для многих народов Сахалина и Амура был культ медведя. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших народных праздника - " кормления воды " и медвежий, связанный с убоем выращенного в клетке медведя. В честь медведя устраивался большой родовой праздник. Медвежонка содержали в специальной клетке 2 3 года. Деревянные ложки для кормления медведя украшены резьбой, в которой просматриваются простейшие пиктографические знаки. Для убиения медведя на ритуальной площадке использовались специальные стрелы с колчаном. Религия нивхов


Медведь, в представлениях народов Сахалина, был горным человеком, или духом. Поэтому многие амулеты выполнены в образе медведя. Некоторые из них столетиями хранились в семьях. Амулеты обладали огромной магической силой. В коллекции представлены семейные амулеты, промысловые амулеты, помогающие на охоте и морском промысле, лечебные амулеты для излечивания различных заболеваний. Амулеты изготавливались шаманами, которые занимались врачеванием, или же самими семьями, пораженными болезнью. В музее вы увидите атрибуты шамана: бубен для камлания, пояс с массивными металлическими подвесками, головной убор из стружек инау, или священной палочки, маска из медвежьей шкуры. Эти предметы помогали шаману извлекать злого духа болезни из тела, совершать путешествия в нижний и верхний миры, помогать сородичам в трудной жизни. Обряды нивхов


Нивхская одежда отличалась от айнской. У халата обычно была широкая запашная левая пола. В коллекции имеется зимний мужской халат, изготовленный в начале 20- го века из бархата и меха собаки. Слева помещен оригинальный элемент промысловой одежды мужчин юбка из нерпичьего меха. Женские халаты орнаментированы вышивкой в амурском стиле, по подолу пришиты металлические украшения. Зимняя шапка с ушками из меха рыси своеобразный показатель состоятельности и богатства ее владелицы. Обувь, сшитая из шкур нерпы и сивуча, отличается особой прочностью и водостойкостью. Нивхские женщины достигли высокого мастерства в технике обработки рыбьей кожи. из которой шили обувь, одежду, кисеты, сумочки. Одежда нивхов


Распространенным украшением нивхских женщин были серьги, сделанные из серебряной или медной проволоки. Сверху они имели форму кольца, а снизу завитой спирали. Иногда серьга представляла собой большое кольцо из серебряной проволоки, унизанное цветными стеклянными бусинками или плоскими кружками из камня. Женщины иногда носили по несколько серег. В наши дни из женской одежды бытуют халаты, нарукавники, наголенники и обувь. Матерчатый халат имеет покрой кимоно. Халат окаймляют вокруг ворота, по левой поле и по подолу широкой полосой материи иного цвета, большей частью более темного чем халат. На подоле по кайме в качестве украшений нашивают один ряд медных пластинок. Длинный халат запахивается на правую сторону и застегивается сбоку с помощью 3 мелких шаровидных пуговиц. Для зимнего времени халат шьют утепленным, между 2 слоями материала прокладывается тонкий слой ваты. В зимнее время женщины чаще всего надевают поверх тонкого халата еще 2 утепленных. Нарядный халат шьется из яркой дорогой ткани (бархат, плис, плюш и др.) синего, зеленого, красного, коричневого и других цветов. Кроме того, праздничные халаты богато украшаются полосами из яркой материй и разнообразным орнаментом. Полосы располагаются вокруг ворота, по краю левой полы, на рукавах и по подолу. Особенно богато украшается спинка халата: на ней разноцветными нитками вышивается орнамент, а по подолу пришивают металлические ажурные украшения Эти украшения представляют собой большую редкость, они обычно перешиваются со старых халатов на новые, передаются по наследству от матери к дочери и хранятся женщинами как большая ценность. Многие женщины носят зимой и летом наголенники из материи. Кроме наголенников, у женщин сохранились нарукавники. Одежда нивхов


В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т. п. Фольклорный герой нивхов - безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиты обиженных как поборник добра и справедливости. Декоративное искусство представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами. Сложный сюжет имеют ложки с резным орнаментом, блюда и ковши для медвежьих праздников. Достойное место в скульптурном искусстве занимают деревянные изображения птиц, фигурки " хозяев " воды, огня и других охранителей. Орнаментом нивхи украшали одежду, головные уборы, обувь, деревянную и берестяную утварь. Наиболее древний способ украшения берестяных изделий - тиснение. Среди мотивов в орнаменте часто встречаются листья деревьев, стилизованное изображение птиц, парные спирали и листовидные узоры с симметрично расположенными завитками. В настоящее время предпринимаются большие усилия для возрождения всего комплекса традиционной духовной культуры. Регулярно проводятся народные праздники, созданы фольклорные ансамбли в которых участвует молодежь. У нивхов появилась профессиональная литература, наиболее известным представителем которой является В. Санги. Широкой известностью в стране пользуется нивхский этнограф Ч. Таксами. Культура и фольклор нивхов


Национально - культурные объединения народов Севера: ансамбли « Аяврив Буга » (с. Виахту), « Морошечка », « Арии ла миф » (п. Ноглики), « Мэнгумэ Илга » (г. Поронайск), « Пила к ` ен » (с. Некрасовка); этнокультурные центры « Люди Ых мифа » (г. Южно - Сахалинск), « Кех » (с. Чир - Унвд), « Кыхкых » (с. Некрасовка). Сохранение культуры северных народов


Если правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках прочтете второе слово из названия кроссворда 1.Загадочный народ, проживавший на юге Сахалина. 2.Зимний транспорт северных народов. 3.Малая народность Сахалина. 4.Предмет поклонения коренных народов Сахалина, изображенного в виде животного. 5.Этому животному посвящен старинный нивхский праздник. 6.Предмет женской одежды. 7.Транспортное животное нивхов. 8.Охотничье орудие коренных народов Сахалина. 9.Блюдо нивхской кухни – салат из частей свежей рыбы. 10.Малая народность Сахалина, также называемая « гиляки ». Кроссворд «Коренные … Сахалина»


Ответы: 1.Айны. 2.Нарты. 3.Ороки. 4.Тотем. 5.Медведь. 6.Наголенники. 7.Олень. 8.Острога. 9.Талк. 10.Нивхи. В выделенных клетках – «народности» Проверьте себя «Коренные … Сахалина» ЫАЙ Н Н А А Р Р О О Д Д Н Н О О С С Т Т И И ООКИ ТТЕМ МЕВЕДЬ ЛЕНЬ ОТРОГА НВХИ НРТЫ АГОЛЕННИКИ АЛК

В изучении истории культуры прошлого своей страны люди, прежде всего, учатся понимать и уважать друг друга. Особенно интересны в этом плане народы Сахалина. Понимание другой ментальности сплачивает народы и нации. И это неудивительно, ведь нация без культурного наследия - это как сирота без роду и племени, которому не на что опереться.

Общая информация

До периода появления на Сахалине исследователей и путешественников из Европы, коренное население состояло из четырех племен: айнов (на юге острова), нивхов (обитали преимущественно в северной части), ороков (уильтов) и эвенков (кочевников с оленьими стадами).

Глубокое изучение особенностей жизни и быта народов Сахалина проводилось на экспонатах местного краеведческого музея. Здесь собрана целая коллекция этнографических экспонатов, которые являются гордостью музейного собрания. Имеются подлинные предметы, датированные 18-20 столетиями, что свидетельствует о существовании самобытных культурных традиций у аборигенов Курильских островов и Сахалина.

Народ айны

Представители этой нации относятся к древнейшим потомкам населения Японских, Курильских островов и Южного Сахалина. Исторически сложилось, что земли этого племени разделились на владения Японии и владения России на Дальнем Востоке. Связано это с тем, что российские исследователи изучали и осваивали Курилы и Сахалин одновременно с японскими землепроходцами, которые на тихоокеанском побережье вели аналогичные работы (о. Хоккайдо). Ближе к середине 19-го столетия народ айны с Курильских островов и Сахалина попадает под юрисдикцию России, а соплеменники с становятся подданными Страны восходящего солнца.

Особенности культуры

Айны - это народ Сахалина, относящийся к одной из самых загадочных и древнейших наций планеты. Представители народности кардинально отличались от монголоидных соседей физическим обликом, уникальным разговорным языком, многими направлениями духовной и материальной культуры. Мужчины со светлой кожей носили бороду, а женщины имели татуировки вокруг рта и на руках. Нанесение рисунка было весьма болезненным и неприятным. Сначала специальным ножом делали надрез над губой, затем обрабатывали рану отваром полыни. После этого втирали сажу, причем процедура могла длиться не один день. В результате получалось что-то наподобие мужских усов.

В переводе айн - это «благородный человек», принадлежащий народу. Китайцы представителей этой народности называли можень (волосатые люди). Это связано с густой растительностью на теле аборигенов.

Воинственное племя в качестве основного оружия использовало мечи с портупеями из растений, утяжеленные боевые дубинки с острыми шипами, а также лук и стрелы. В сахалинском музее хранится уникальный экспонат - военные доспехи, которые сделаны посредством плетения из полос шкуры лахтака. Этот раритет надежно защищал тело воина. Уцелевшие доспехи были найдены в семье старосты на озере Невское (Тарайка) в тридцатых годах прошлого столетия. Дополнительно об адаптации островитян к жизненным условиям свидетельствуют разнообразные рыболовные снасти и орудия для морского и сухопутного промысла.

Быт айнов

Представители этого народа Сахалина в охоте на животных использовали наконечники стрел, смазанные ядом аконита. Посуда была преимущественно из дерева. В быту мужчинами использовался оригинальный предмет икунись. Он служил для приподнимания усов во время пития алкогольных напитков. Это приспособление относится к ритуальным артефактам. Айны верили, что икунись является посредником между духами и людьми. Палочки украшали всевозможными узорами и орнаментами, символизирующими повседневную жизнь племени, включая охоту или праздники.

Обувь и одежда шилась женщинами из шкур сухопутных и морских животных. Накидки из рыбьей кожи украшались при помощи цветных тканевых аппликаций по вороту и обшлагам рукавов. Это делалось не только для красоты, но и для защиты от злых духов. Женская зимняя одежда представляла собой халат из меха нерпы, украшенный мозаикой и узорами из ткани. Мужчины в качестве повседневной одежды носили халаты из луба вяза, а на праздники надевали тканые костюмы из крапивы.

Миграция

О малочисленном народе - айнах - сейчас напоминают только музейные экспонаты. Здесь посетители могут увидеть уникальный ткацкий станок, одежду, сшитую представителями нации много десятилетий назад, и прочие предметы культуры и быта этого племени. Исторически так сложилось, что после 1945 года айны группой из 1200 человек перебрались на Хоккайдо в качестве японских граждан.

Нивхи: народ Сахалина

Культура этого племени ориентирована на добычу рыбы семейства лососевых, морских млекопитающих, а также собирательство растений и корешков, произрастающих в тайге. В быту применялись рыболовецкие орудия (иглы для плетения сетей, грузила, специальные крючки для На зверя охотились при помощи деревянных колотушек и копий.

Представители народности передвигались по воде на лодках различных модификаций. Самой популярной моделью была долбленка. Для приготовления ритуального блюда под названием мос, использовались черпаки, корыта и ложки из дерева, украшенные фигурной резьбой. В основу блюда входил который хранили в засушенных желудках сивучей.

Нивхи - коренные народы Сахалина, которые изготавливали красивые и уникальные вещи из бересты. Данный материал использовался для производства ведер, коробов, корзин. Изделия украшались уникальным тисненным спиральным орнаментом.

Одежда и обувь

Гардероб нивхов отличался от одежды айнов. Халаты, как правило, имели запашную полу (обычно слева). В экспозиции музея на Сахалине можно увидеть оригинальные накидки, сделанные из ткани в начале 20-го столетия. Стандартной промысловой одеждой для мужчин считалась юбка из меха нерпы. Женские халаты украшались узорной вышивкой в амурской стилистике. По нижнему подолу пришивались украшения из металла.

Зимний головной убор из рысьего меха отделывался маньчжурским шелком, что свидетельствовало о состоятельности и богатстве владелицы шапки. Обувь шили из шкур сивуча и нерпы. Она отличалась высоким показателем прочности и не промокала. Кроме того, женщины умело обрабатывали рыбью кожу, после чего делали из нее различные элементы одежды и аксессуары.

Многие предметы, характерные для коренных народов Сахалина, которые находятся в местном музее, собраны Б. О. Пилсудским (этнографом из Польши). За свои политические взгляды, он был сослан на сахалинскую каторгу в 1887 году. В коллекции имеются макеты традиционных жилищ нивхов. Стоит отметить, что наземные зимние жилища возводились в тайге, а летние дома строились на сваях в устьях нерестовых рек.

В каждой семье нивхов держали не менее десяти собак. Они служили как средство передвижения, а также использовались для обмена и уплаты штрафа за нарушение религиозного порядка. Одним из мерил богатства хозяина были именно нартовые собаки.

Главные духи у племен Сахалина: Хозяин гор, Владыка моря, Повелитель огня.

Ороки

Народ уильта (ороки) представляют тунгусо-маньчжурскую лингвистическую группу. Основное хозяйственное направление племени - оленеводство. являлись основным транспортным средством, используемым под вьюк, седло и нарты. В зимнюю пору кочевые маршруты пролегали по тайге северной части Сахалина, а летом - по побережью Охотского моря и в низинах залива Терпения.

Большую часть времени олени проводили на вольном выпасе. Это не требовало специальной заготовки кормов, просто менялось место поселения по мере съедания подножных растений и культур. От одной самки оленя получали до 0,5 литра молока, которое пили в чистом виде либо делали масло и сметану.

Вьючный олень экипировался дополнительно различными сумками, седлом, коробами и прочими элементами. Все они украшались цветными узорами и вышивкой. В сахалинском музее можно увидеть настоящую нарту, служащую для транспортировки грузов при кочевании. Кроме того, в коллекции имеются охотничьи атрибуты (наконечники копий, самострелы, ножи для разделки, самодельные лыжи). Для уильтов зимняя охота являлась одним из основных источников дохода.

Хозяйственная часть

Женщины ороков умело выделывали оленью шкуру, получая заготовки для будущей одежды. Выкройка осуществлялась при помощи специальных ножей на досках. Вещи украшали орнаментальной вышивкой в амурском и растительном стиле. Характерная черта для узоров - тамбурный шов. Зимние предметы гардероба производились из меха оленей. Шубы, рукавицы, шапки украшались мозаикой и меховыми орнаментами.

Летом уильты, как и другие малочисленные народы Сахалина, занимались рыболовством, заготавливая про запас рыбу из семейства лососевых. Проживали представители племени в переносных жилищах (чумах), которые накрывались оленьими шкурами. Летом в качестве домов выступали каркасные постройки, укрытые корой лиственницы.

Эвенки и нанайцы

Эвенки (тунгусы) относятся к сибирским малочисленным народностям. Они ближайшие родственники маньчжуров, сами себя называют «эвэнкил». Это племя, тесно связанное с уильтами, активно занималось оленеводством. В настоящее время народ проживает преимущественно в Александровске и Охинском округе Сахалина.

Нанайцы (от слова "нанай" - "здешний человек") - это малочисленная группа, говорящая на собственном языке. Племя, как и эвенки, относится к ответвлению материковых сородичей. Они также занимаются рыбным промыслом и разведением оленей. После Второй мировой войны переселение нанайского народа на Сахалине с материка на остров носило массовый характер. Сейчас большинство представителей этой народности проживает в Поронайском городском округе.

Религия

Культура народов Сахалина тесно связана с различными религиозными обрядами. В основе представлений о высших силах у народностей острова Сахалина лежали магические, тотемные и анимистические взгляды на окружающий мир, включая животных и растения. Для большинства народностей Сахалина в максимальном почете был культ медведя. В честь этого зверя даже устраивали специальный праздник.

Медвежонка растили в специальной клетке до трех лет, кормили только при помощи специальных ритуальных ковшей. Изделия украшали резьбой с элементами пиктографических знаков. Убиение медведя происходило на специальной священной площадке.

В представлениях народов острова Сахалин, зверь символизировал горный дух, поэтому большинство амулетов содержали изображение именно этого животного. Обереги обладали огромной магической силой, хранились столетиями в семьях, передаваясь из одного поколения в другое. Амулеты подразделялись на лечебные и промысловые варианты. Изготавливали их шаманы или люди, страдающие серьезными заболеваниями.

В атрибутику колдуна входил бубен, пояс с массивными подвесками из металла, специальный головной убор, священная палочка и маска из шкуры медведя. По преданию, эти предметы позволяли шаману общаться с духами, лечить людей и помогать соплеменникам в преодолении жизненных трудностей. Найденные исследователями предметы и остатки поселений свидетельствуют о том, что народы побережья Сахалина хоронили умерших по-разному. Например, айны погребали покойников в земле. Нивхи практиковали сожжение трупов, устанавливая на месте кремации памятную деревянную постройку. В нее помещали фигурку, отождествляющую душу умершего человека. При этом проводился регулярный обряд кормления идола.

Экономика

Для народов, проживающих на Сахалине, огромную роль играла торговля между Японией и Китаем. В нее активно были вовлечены аборигены Сахалина и Амура. В семнадцатом столетии сформировался торговый путь из северной части Китая по Нижнему Амуру через территории ульчей, нанайцев, нивхов и других коренных народов, включая айнов на Хоккайдо. Предметами обмена становились металлические изделия, украшения, шелка и другие ткани, а также прочие предметы торговли. Среди музейных экспозиций тех времен можно заметить лаковую японскую посуду, шелковые украшения одежды и головных уборов, многие другие предметы этого направления.

Настоящее время

Если учитывать терминологию Организации Объединенных Наций, то коренные народы - это нации, проживающие на определенной территории до момента установления там современных государственных рубежей. В России этот вопрос регулируется федеральным законом «О гарантиях прав коренных и малочисленных народностей РФ, которые проживают на территории своих предков». При этом учитывается традиционный образ жизни, виды хозяйственной и промысловой деятельности. К этой категории относят группы людей численностью менее 50 тысяч человек, которые осознают себя самостоятельной организованной общностью.

К основным этническим группам Сахалина сейчас относится немногим более четырех тысяч представителей племен нивхов, эвенков, уильтов, нанайцев. На острове зафиксировано 56 родовых поселений и общин, размещенных в местах традиционного проживания, занимающихся характерной хозяйственной и промысловой деятельностью.

Стоит отметить, что чистокровных айнов на территории российского Сахалина не осталось. Проведенная в 2010 году перепись населения показала, что в регионе проживает три человека этой народности, но и они выросли в браке айнов с представителями других наций.

В завершение

Почитание собственного народа - это показатель высокого уровня самосознания и дань уважения предкам. Малочисленные народности имеют на это полное право. Среди 47 коренных наций в России, заметно выделяются представители Сахалина. Они имеют похожие традиции, ведут параллельную хозяйственную деятельность, поклоняются одинаковым духам и высшим силам. Однако между собой у нанайцев, айнов, уильтов и нивхов имеются определенные различия. Благодаря поддержке малых народностей на законодательном уровне, они не ушли в забвение, а продолжают развивать традиции своих предков, прививая ценности и обычаи молодым поколениям.

   Численность – 4 673 человека (на 2001 г.).
   Язык – изолированный.
   Расселение – Хабаровский край, Сахалинская область.

Самоназвание - нивх - «человек». В прошлом ульчи, негидальцы и некоторые другие называли их гиляками. Этот этноним был распространен русскими поселенцами на соседние нижнеамурские народы - тех же негидальцев, ульчей и др. Лампигу, лафинггу - так сахалинские нивхи называют амурских. Ульчи называли амурских нивхов орныр, а сахалинских - ороки (ульта), вероятно, от тунгусского орон - «домашний олень». Этноним «нивхи» был официально утвержден в 1930-х гг.

Язык имеет амурский, северосахалинский и восточно-сахалинский диалекты. Письменность существует с 1932 г. на основе латинского, а с 1953 г. - русского алфавита.

Живут на Нижнем Амуре, а также на о-ве Сахалин. Контакты русских с нивхами начались в XVII в., когда здесь побывали казаки-землепроходцы. В 1849-1854 гг. на Нижнем Амуре работала экспедиция Г.И. Невельского, основавшего г. Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне.

Рыболовством занимались круглый год. Добыча проходного лосося (горбуши - в июне, кеты - в июле и сентябре) была главным промыслом. В это время делали запасы вяленой рыбы - юколы, а сушеные рыбьи костяки заготавливали для ездовых собак. Ловили острогами (чак), крючками разных размеров и форм на поводках и палках (кэлэ-китэ, чоспс, матл, чэвл и др.), разнообразными удочками, сетями прямоугольными, мешкообразными, ставными (в том числе подледными) и плавными (чаар ке, хурки ке, нокке, лырку ке, анз ке и др.), неводами (кыр ке), сачками, летними и зимними заездками.


Просушка нерпичьих шкур на рамах

В хозяйственной деятельности нивхов Сахалина и Амурского лимана существенное место занимал морской зверобойный промысел, дававший местным жителям мясо и жир; шкуры нерп и тюленей использовались для изготовления одежды, обуви, подклейки лыж, выделки различных домашних предметов. Весной и летом нерп, лахтаков, сивучей добывали сетями, неводами, крючками, ловушками, гарпунами, острогой с плавающим древком и своеобразным рулем. Зимой с помощью собак отыскивали продушины во льду и ставили в них крючковые ловушки. Весной в низовьях Амура промышляли нерп и дельфинов. Был развит и таежный охотничий промысел. На Амуре охотились вблизи дома, на Сахалине, напротив, промысловики уходили в тайгу на неделю. Мелких зверей добывали различными давящими ловушками, петлями, самострелами, на медведей и лосей ходили с копьем, луком, а со второй половины ХIХ в. - с огнестрельным оружием. Пушнину обменивали на ткани, муку и др.

   Прополаскивание нерпичьей шкуры в воде

Женщины собирали и заготавливали съедобные и лекарственные растения, травы, ягоды, мужчины - строительные материалы. Различные корни, береста, прутья шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали волокно для плетения сетей и т.п.

Рыбачили и добывали морского зверя с дощатых плоскодонок (му) с острым носом и 2-4 парами весел. В середине XIX в. такие лодки из кедра нивхи Амурского лимана и Сахалина выменивали у нанайцев. На Сахалине пользовались также долблеными лодками из тополя со своеобразным козырьком на носу.

Зимой передвигались на нартах, запрягая в них до 10-12 собак попарно или «елочкой». Нарта (ту) амурского типа - прямокопыльная, высокая и узкая, с двусторонне загнутыми полозьями. Сидели на ней верхом, поставив ноги на лыжи. В конце XIX - начале ХХ в. стали применять широкие и низкие нарты восточносибирского типа, на них перевозили казенные грузы по подрядам. Позднее для этих целей стали обзаводиться лошадьми.

Лыжи, как и у других народов Амура, были двух типов: длинные голицы для весенней охоты и короткие подволоки, подклеенные мехом нерпы или камусами лося, - для зимней.

   Обработка нерпичьих шкур

В конце XIX - начале ХХ в. появились такие же, как у русских, конструкции крючков, неводов, капканов для пушного зверя, а русские крестьяне, в свою очередь, заимствовали у местных жителей распространенные здесь виды сетей, ловушек, лодок. С развитием рыбной промышленности добыча лосося приобрела товарный характер. Земледелие, которое в начале ХХ в. старалась внедрять русская администрация, успеха не имело.

Предпочитали свежую рыбу, которую ели сырой или варили и жарили. Юколу при изобильном улове делали из любого сырья. Головы и кишки по нескольку часов томили без воды на огне до получения жирной массы (типа негидальской септулы), из которой далее вываривали жир, хранившийся неограниченно долго. Юкола, свежая рыба и мясо шли на приготовление супов с добавлением в них трав и кореньев. Из покупных муки и крупы пекли лепешки, варили каши. Всю пищу обязательно заправляли рыбьим или нерпичьим жиром. В конце XIX в. у русских начали выменивать картофель.

Нивхи исконно вели оседлый образ жизни, многим их селениям на материке (Коль, Тахта и др.) сотни лет. Зимнее жилище (тыф) - большой бревенчатый дом с двускатной крышей, покрытой травой, имевший столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов. Дома были однокамерными, без потолков, с земляным полом. Дымоходы от двух очагов обогревали широкие нары вдоль стен. В центре дома возводили высокий настил на столбах, на котором в сильные морозы держали и кормили ездовых собак. В доме обычно жили 2-3 семьи, каждая на своем участке нар. С наступлением тепла семьи переселялись в индивидуальные жилища, которые строили из коры вблизи зимнего дома или в отдельном летнем селении у озера, протоки, вблизи промысла. Чаще всего их ставили на сваях. Они могли быть двускатными, коническими, четырехугольными с двускатной крышей, срубными или каркасными. Как и у ульчей, летники нивхов имели два помещения: переднее, из досок, служило амбаром, а заднее, бревенчатое, - жилищем с открытым очагом.


Для хозяйственных нужд делали срубные амбары на высоких столбах,
разнообразные вешала для сушки сетей, неводов и вяления юколы

Для хозяйственных нужд делали срубные амбары на высоких столбах, разнообразные вешала для сушки сетей, неводов и юколы. На Сахалине до начала ХХ в. сохранялись старинные землянки с открытым очагом и дымовым отверстием, а в ХХ в. распространились срубные дома типа русской избы.

Одежду и обувь шили из рыбьей кожи, меха собак, кожи и меха таежных и морских животных. Издавна пользовались также покупными тканями, которые получали за пушнину у маньчжурских, а потом и русских торговцев.

   Женские халаты имели покрой кимоно, левая пола вдвое шире правой и закрывает ее

Мужские и женские халаты (ларшк) имели покрой кимоно и были левополыми (левая пола вдвое шире правой и закрывает ее). Более длинные женские халаты украшали аппликацией или вышивкой, по подолу - металлическими бляшками, расположенными в один ряд. К холодам тканевые халаты утепляли ватой. Праздничную одежду из рыбьей кожи расписывали замысловатым орнаментом.

Зимой ходили в шубах (ок) из собачьих шкур и мужских куртках (пшах) из нерпы. В зажиточных семьях шили женские шубы из меха лисиц, реже - рыси. Для езды на нартах, а иногда и во время подледного лова поверх шуб мужчины надевали юбки (хоск) из нерпичьих шкур.

Нижней одеждой были штаны из рыбьей кожи или ткани, ноговицы (женские - из ткани на вате, мужские - из собачьего или нерпичьего меха) и нагрудники (короткие мужские на меху; длинные женские из ткани, украшенные бисером и металлическими бляшками). Летом носили берестяные шапки конической формы, зимой - тканевые на меху с украшениями (женские) и из собачьего меха (мужские).

Поршневидную обувь шили из сивучьих или нерпичьих шкур и рыбьей кожи. Она имела не менее десяти различных вариантов и отличалась от обуви других народов Сибири высокой «головкой»-поршнем, причем голенища кроили отдельно. Внутрь вкладывали согревающую стельку из травы. Другим типом обуви были сапожки, похожие на эвенкийские, из оленьих и лосиных камусов и нерпичьих шкур.

Одежду, обувь, предметы утвари украшали тончайшим криволинейным орнаментом характерного амурского стиля, известного еще по археологическим находкам.

   Мужской пояс

По данным 1897 г., средняя семья состояла из шести человек, однако встречались и по 15-16 человек. В целом же преобладали малые семьи из родителей с детьми, а также нередко младших братьев и сестер главы семьи, его старших родственников. Иногда женатые сыновья жили совместно с родителями.

Невесту предпочитали выбирать из рода матери. Существовал обычай кросс-кузенного брака: мать стремилась женить сына на дочери своего брата. Родители договаривались о браке, когда их детям было по 3-4 года, затем дети воспитывались вместе в доме будущего мужа. По достижении ими 15-17 лет брачная жизнь начиналась без каких-либо специальных обрядов. В тех случаях, когда жених и невеста не были родственниками, нивхи соблюдали тщательно разработанный обряд (сватовство, договор о калыме, вручение калыма, переезд невесты и т.п.). При переезде невесты исполнялся ритуал «топтания котлов»: родители жениха и невесты обменивались огромными котлами для варки корма собакам, и молодые должны были поочередно ступать в них у дверей домов невесты и жениха. Со второй половины XIX в. зажиточные семьи стали устраивать многолюдные и многодневные свадебные пиры, подобные русским.

   Колотушка для рыбы

У нивхов насчитывалось свыше 60 патрилинейных родов (кхал). Они отличались по численности (состояли из 1-3 семей) и селились разрозненно. Со временем многие из них уменьшались и объединялись либо присоединялись к более многочисленным, образуя роды с ветвями различного происхождения. Представители соседних народов - негидальцы, ульчи, нанайцы, айны, эвенки, вступая в браки с нивхскими женщинами, образовывали новые роды. Все роды конца XIX в. насчитывали не более 8-10 поколений.

Члены рода съезжались на медвежьи праздники, похороны, иногда на свадьбу. Они происходили от общего предка, помогали друг другу, имели «общий огонь» (огонь в домах зажигали от кремня, который хранился у старшего мужчины рода), общий амбар для ритуальных принадлежностей.

Существовали также союзы родов, объединявшие малочисленные роды для обеспечения обычая левирата: если вдова не могла найти нового мужа в пределах его рода, то община подбирала ей мужа из чужого рода. Оба брачующихся рода составляли экзогамный союз. Иногда к союзу примыкал и третий род, часто - иной по происхождению (ульчский, нанайский и др.).

В конце XIX - начале ХХ в. селение составляло территориально-соседскую общину, в которой семьи (особенно на Амуре) относились, как правило, к разным родам. При этом браки, заключавшиеся в пределах селения между семьями, относящимися к разным родам, укрепляли общину. Конфликты в общине разбирало собрание старейших членов, решение которых было обязательным для нарушителей порядка. Серьезные дела, касавшиеся убийств и имущественных споров, разбирал межродовой суд, возглавляемый признанным знатоком обычаев, лично не заинтересованным в споре. Он выслушивал всех желающих высказаться по делу и затем выносил решение. Слушание могло продолжаться несколько дней. Сохранялась традиция выплаты за убийство человека; причем плату вносил весь род. Известны и случаи кровной мести (обычай мщения за убийство сородича).

С 1850-х гг. началось имущественное расслоение нивхов. Появились торговцы, посредники в торговле с русскими промышленниками. С конца XIX в. русская администрация назначала старост из местных жителей, которые регулярно созывали собрания, охраняли от приезжих коммерсантов традиционные места добычи лосося.

   Атрибут шаманского ритуала

Религиозные верования основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов - на небе («небесные люди»), на земле, в воде, тайге, каждом дереве. Духам-хозяевам молились, испрашивая успешную охоту, им приносили бескровные жертвы. Члены рода, жившие в одном селении, зимой со становлением льда устраивали моления духам воды, бросая в прорубь жертвоприношение - еду в ритуальной посуде. Весной, когда реки вскрывались, еду с украшенных лодок опускали в воду в деревянных корытцах, изображавших рыб, уток и т.п. Один-два раза в год в домах молились духу - хозяину неба. В тайге у священного дерева обращались к духу - хозяину земли: у него просили здоровья, удачи на промысле и в предстоящих делах. Духов - хранителей дома в виде деревянных идолов помещали на особых нарах. Им также приносили жертвы.

Главные хозяева - «горный человек», хозяин тайги Палыз в виде огромного медведя, и хозяин моря Тол ыз, или Тайраадз, - морская касатка. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Существовали ритуалы, характерные для медвежьего праздника : пойманного в тайге или купленного у нанайцев , негидальцев медвежонка растили 3-4 года в специальном срубе, после чего устраивали праздник в честь умерших родственников. Выкормить зверя и устроить праздник было почетным делом для человека, в этом ему помогали соседи и сородичи. В течение всего времени содержания животного соблюдалось множество правил и запретов. Например, к нему было запрещено подходить женщинам.

Медвежий праздник, на который собиралась вся родня, проводили зимой. Он продолжался до двух недель, мифы и предания звучали в исполнении сказителей, непременно устраивали собачьи гонки. Нарядные женщины на улице играли на «музыкальном бревне», танцевали. Медведя водили по домам, угощали из специальной резной деревянной посуды, хранившейся в родовом ритуальном амбаре, смельчаки играли с ним. Затем зверя убивали из лука на специальной площадке. Стрелка, как правило, назначал хозяин медведя из числа своих родственников. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем его свежевали, соблюдая множество правил, череп покрывали копотью над костром и хранили в родовом амбаре.

   Корытце с веслом - жертвоприношение духу моря

В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, лишь некоторые группы переняли у соседей захоронение в земле. Обряд сожжения имел различия, но общее в его содержании преобладало. Труп и инвентарь покойного сжигали на огромном костре в тайге под ритуальные плачи. Пепел сгребали к центру кострища и огораживали срубом. К деревянной кукле прикрепляли косточку от черепа покойного, одевали и обували ее и помещали в маленький, около метра высотой, домик (раф), украшенный резными орнаментами. В дальнейшем на этом месте совершали поминальные обряды, бросая в костер пищу, предназначенную для умершего, особенно часто в первый месяц после похорон, затем в течение года - примерно раз в месяц, позднее - каждый год. Для человека, тело которого не нашли (утонул, пропал на охоте и т.п.), у нивхов существовал специальный обряд. Вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей и травы. Ее одевали в одежду умершего и закапывали или сжигали, соблюдая все положенные обряды.

Фольклор нивхов включает тотемические мифологические рассказы, произведения реалистического содержания (о правилах поведения в быту и на промысле, о воспитании качеств, необходимых человеку родового общества, о наказании людей, нарушивших табу), сказки, героические поэмы, загадки.

Народная музыка - в русле музыкальных традиций соседних тунгусо-маньчжурских народов (орочей , ульчей , ороков и др.). На Сахалине известны песни-четверостишия, исполнявшиеся на медвежьем празднике, песни-плачи (чырйуд) у погребальных костров, необрядовые песни - лирические, колыбельные, которые сочиняла каждая мать.

Шаманское песнопение исполнялось во время обряда врачевания, на шаманских сеансах и при посещении домов с выражением благопожеланий всем жителям селения. Врачуя, шаман вызывал духов-помощников, которые отбирали украденную злыми духами душу больного и спасали его от смерти. Пение обязательно сочетали с игрой на бубне и металлических погремушках.

   Дневная колыбель выдолблена из ствола дерева. Ножки ребенка остаются снаружи

В инструментальной музыке центральное место занимают наигрыши на «музыкальном бревне», которые сопровождают медвежий праздник, бега и жертвоприношение собак, женские ритуальные танцы и мифологизированные речитативы. Cвоеобразно музицирование на однострунной смычковой трубчатой лютне.

Продолжается процесс вытеснения нивхов из мест традиционного проживания.

В технологическом лицее г. Поронайска и других городах Хабаровского края детям аборигенов преподают родной язык, их обучают традиционным ремеслам. Для школьников выпущен учебник нивхского языка, разрабатываются новый нивхско-русский словарь и букварь.

В Сахалинской области созданы национальные ансамбли «Мэнгумэ-Илга» («Серебряные узоры»), «Пелакен» («Большое солнце»), «Арила миф» («Свежий ветер») и др. В г. Поронайске - центр традиционных культур и Национальный музей.

С 1996 г. выходит газета «Нивх диф». Из национальных деятелей культуры известны писатели В. Санги, Г. Отаина, художник Ф. Мыгун и др.

Созданы Ассоциация коренных малочисленных народов Сахалина и общественное движение «Союз нивхов Сахалина».

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

   КНИГИ О НИВХВАХ
  Крейнович Е.А. Медвежий праздник у нивхов. Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974.
  Крейнович Е.А. Нивхгу. Л., 1973.
  Пропп В.Я. Чукотский миф и гиляцкий эпос: Фольклор и действительность. М., 1976.
  Санги В.М. Песнь о нивхах. М., 1989.
  Таксами Ч.М. Нивхи: Современное хозяйство, культура и быт. Л., 1967.
  Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии нивхов. Л., 1973.
  Штернберг Л.Я. Гиляки, гольды, орочи, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.

Раздел «Художественная культура» 6 класс. Урок № 4. Тема урока:

Народный костюм.


План урока:

1. Сначала нитки и иголки.

2. Нивхский костюм.

3. Уйльтинский костюм.

4. Айнский костюм.

5. Зачем мужчины носили юбки?

6. Праздничная одежда

7. Украшения.


Всю свою фантазию, яркий талант и терпение мастерицы вкладывали прежде всего в украшение национальной одежды. Народный костюм – это не просто одежда, которая защищает тело, бытовая вещь. Народный костюм через особенности конструкции, формы, материала, цвета, декора демонстрирует принадлежность людей к определенному народу .







Традиционная одежда нивхов изготавливалась из рыбьей и тюленьей кожи, собачьих шкур, привозных тканей. Нивхский костюм состоял из халата с поясом, штанов, ноговиц , головного убора, обуви. Важными дополнениями к одежде были нарукавники , наушники, нагрудники, которые одевали для тепла, рукавицы, различные подвески к поясу халата. По покрою женские, мужские, детские халаты не различались. Халаты был как одеждой для дома, так и верхней одеждой. Женские халаты, также зимние были более длинными.









Чтобы в рукава шубы не попадал снег, их в запястьях обматывали нарукавниками. Ноговицы носили и в теплый, и в холодный сезоны. Врезка Ноговицы – одежда, облегающая ноги. Обязательный элемент нижней мужской и женской одежды. Надевались отдельно на каждую ногу. Для теплого сезона их шили из ткани. Для зимы - из собачьего, нерпичьего меха, из ровдуги. Низ ноговиц заправляли в обувь.


Врезка Нарукавники - полоска кожи, широкая тесьма или орнаментированная лента, которой повязывали концы рукавов. Зимой нарукавники защищали руки от ветра и снега, утепляли одежду. Летом защищали руки от гнуса и мошки. К рукавам шубы привязывались рукавицы. Их шили из нерпичьих шкур. Зимний костюм нивха дополняли наушники, меховая шапка и шарф из беличьих хвостов. Традиционные головные уборы шились из меха лисицы, речной выдры, тюленя, хлопчатобумажной ткани. Шапки богато и красочно орнаментировали мехом белки, соболя, собаки китайским шелком, пуговицами, бисером. Летние конические мужские шляпы изготавливали из бересты. Будничные женские шапки из ткани напоминали шлем.


Исследователь Л.Я. Штернберг ярко и красочно описал нивхский зимний мужской костюм: «Зимний костюм очень эффектен. Затянутый в талии в черную собачью шубу, на темном фоне которой мягко выделяется нежно-серая юбка из шкур молодых тюленей, в сапогах с узкими носками, изящно сшитыми, в шапке из лисьих лапок с наушниками, в меховых перчатках, закрывающих рукава, – гиляк производит изящное молодцеватое впечатление».




ноговицы

Используя цветные карандаши разрисуй рисунки ноговиц (слева) и поясной сумочки (справа) в соответствии с указанными цветами (прописные буквы (например – С – синий, Г – голубой, З – зеленый и т.д.)





Обувь уйльтинская была очень разнообразна – высокая и короткая, зимняя и летняя, тонкая и с двойным мехом. Уйльта считали, что болезни проникают через ноги и старались держать ноги в тепле. На ноги одевали тонкие носки из оленьей шкуры, вкладывали стельки из травы, которую специально заготавливали. Обувь шилась в основном из ровдуги и камуса. Врезка Ровдуга- тонко выделанная оленья шкура.


Врезка Камус – шкура с ног оленя. Используется для подбивки лыж, изготовления и украшения меховой обуви, рукавиц и одежды у многих народов Севера и Сибири . Несмотря на обыденность такой вещи как повседневная обувь, ее непременно украшали. Рассмотрите детские торбаса из камуса. Две неширокие светлые полоски оттеняют разные тона оленьего меха. Верх украшен черной материей. На ней вышит криволинейный узор, использованы нитки из сухожилия оленя ярко- желтого, зеленого и красного цветов. Черная лента окантована золотистой нитью и крохотными белыми бисеринками. Приятно было одевать эту не только теплую, удобную, но и красивую обувь.