Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Работа системы град. Установка «Град»: характеристики, стоимость и радиус поражения


Ставшая важным этапом в истории развития реактивной артиллерии, РСЗО БМ-21 «Град» разрабатывалась в инициативном порядке в тульском НИИ-147, созданном в июле 1945 г. для решения задач технологического обеспечения массового производства гильз обычных артиллерийских выстрелов. Разработанная НИИ-147 технология изготовления гильз посредством глубокой вытяжки обеспечивала и производство более толстостенных и прочных оболочек, которыми являются камеры сгорания двигателей реактивных снарядов. Поэтому у конструкторов НИИ-147 появилась возможность перейти от решения частной задачи - технологического обеспечения производства боеприпасов - к более сложной и комплексной - разработке реактивной системы залпового огня.

Залп РСЗО БМ-21 "Град" - видео

Проводившиеся под руководством А.Н. Ганичева работы были поддержаны приказом председателя Госкомитета по оборонной технике от 24 февраля 1959 г. и Постановлением Совета Министров от 30 мая 1960 г., а тактико-технические требования к системе были утверждены 10 октября 1960 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров создание реактивного снаряда М-21ОФ и PCЗО в целом поручалось НИИ-147, пороховой заряд двигателя разрабатывал НИИ-6, а боевую часть снаряда - ГСКБ-47. Боевую машину БМ-21 (2Б5) поручили спроектировать СКБ-203. Огневые стендовые испытания двигателей реактивных снарядов были начаты уже в 1960 г., при этом в рамках заводских испытаний было проведено 53 прожига, государственных - 81. Вскоре приступили к полигонным пускам.
Государственные полигонные испытания начались 1 марта 1962 г. и проводились с задействованием двух боевых машин на полигоне Ржевска под Ленинградом. При их проведении имели место поломки боевой машины. Для устранения их предпосылок путем использования легированных сталей усилили задний мост шасси. Кроме того, ограничились отключением подрессоривания только одного из мостов ходовой части вместо ранее производившейся аналогичной операции с обоими задними мостами. Этого оказалось достаточно для придания необходимой устойчивости боевой машине при стрельбе, а нагрузки не превысили допустимого уровня. Постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 г. реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» была принята на вооружение, а в соответствии с Постановлением от 29 января 1964 г. № 98-32 передана в серийное производство. Фактически система стала поступать в войска только в следующем году, когда в Миассе было развернуто серийное производство шасси для БМ-21 - Урал-375Д.

Масштабы производства БМ-21 СССР впечатляют: только на Мотовилихинских заводах было изготовлено около 3 тысяч БМ-21 и более 3 миллионов снарядов к ним. Выпуск этой системы и ее модификаций был налажен также в Китае, Египте, Ираке, Иране, Румынии и ЮАР. В настоящее время БМ-21 находится на вооружении армий более чем 30 стран мира. В начале 1994 года в Вооруженных Силах Российской Федерации имелось 4500 РСЗО БМ-21 и около 3000 - в армиях других стран. РСЗО БМ-21 состоит из пусковой установки, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66.
Пусковая установка БМ-21 разработана по классической схеме с размещением артиллерийской части в корме автомобильного шасси. Артиллерийская часть представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В состав артиллерийской части входят также подъемный и поворотный механизмы. прицельные приспособления и соответствующее пневмо-, электро- и радиооборудование. Направляющие расположены в четыре ряда по десять труб в каждом, образуя таким образом пакет. Пакет вместе с прицельными приспособлениями закреплен на жесткой сварной люльке. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела ракет 172° (102° влево от продольной оси автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения - от электропривода.

Для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд, конструкция которого оказала революционное действие на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева корпус снаряда изготавливается не традиционной обработкой резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа.
Другой особенностью реактивного снаряда РСЗО БМ-21 являются складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Сам по себе складывающийся стабилизатор не являлся изобретением тульских конструкторов. Например, такой стабилизатор использовался в германской неуправляемой авиационной ракете R4M, многочисленные удлиненные перья стабилизаторов которой в сложенном положении занимали пространство вокруг специально удлиненного сопла двигателя, а после выхода ракеты из пускового устройства откидывались назад, образуя своего рода подобие прутьев веника. Однако такая конструкция требовала искусственного удлинения сопла ракеты, тем самым увеличивая ее вес и габариты. В конструкции ракеты системы «Град» была принята другая схема. Перо стабилизатора было выполнено не плоским, а в форме сектора цилиндра, изогнутым при виде спереди по дуге с радиусом, близким к половине диаметра ракеты. Разработчики именовали такую форму «вороньим крылом». В сложенном положении поверхности стабилизаторов как бы продолжали цилиндр корпуса двигателя ракеты. Раскрытие блока стабилизаторов, до старта удерживаемых кольцом, осуществлялось пружинным механизмом. В раскрытом положении лопасти стабилизатора были повернуты на 1° по отношению к плоскости, проходящей через продольную ось реактивного снаряда, что обеспечивало закрутку относительно данной оси для уменьшения влияния эксцентриситетов тяги и центра масс.

В остальном компоновка реактивного снаряда достаточно традиционна: в передней части за головным контактным взрывателем размещается боевая часть, к которой примыкает изготовленный из стали корпус двигателя. Из-за большого удлинения корпус состоит из двух цилиндрических секций, соединенных с помощью резьбы. Сопловый блок включает центральное и шесть периферийных сопел. В сверхзвуковой части сопла имеют форму конуса с углом 30°. Диаметр критического сечения сопла составляет 19 мм, среза - 37 мм.
Нанесенное на внутреннюю поверхность корпуса двигателя теплозащитное покрытие толщиной 0.3 мм не только предохраняет стальной корпус от нагрева и соответствующего снижения прочности, но и существенно сокращает потери энергии сгорающего топлива и способствует получению высокого удельного импульса и повышенной скорости горения. Заряд твердого топлива по технологическим соображениям также выполнен из двух полузарядов. При этом хвостовой полу заряд имеет больший зазор между стенками корпуса и топливом, поскольку необходимо обеспечить достаточное проходное сечение для продуктов сгорания топлива как переднего, так и хвостового полузарядов.
В связи с тем что при длительном хранении снарядов в горизонтальном положении не исключалась деформация корпуса двигателя, топливный заряд был отделен от стенок камеры двигателя зазором 4 мм для головного полузаряда и 9 мм для -для хвостового. Фиксация полузарядов осуществлялась посредством наклеенных на каждый из них шести «сухарей» размером 50 х 10 мм, изготовленных из того же топлива. Торцы полузарядов бронировались наклеенными шайбами из нитролинолеума.

В топливном заряде была использована рецептура РСИ-12М, разработанная ранее сотрудником НИИ-6 B.C. Лерновым и состоящая из 56% ксилидина. 26,7% нитроглицерина. 10,5% динитротолуола. 3% централита. В состав заряда входили также катализаторы и технологические добавки. Между полу зарядами размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, находящимися в отдельных перкалевых мешочках. Ток на два электрозапала МБ-2Н подавался по проводам, проложенным через центральное сопло и канал хвостового полу-заряда. Суммарная масса двух полузарядов с «сухарями» и шайбами составляла 20,6 кг, корпуса ракетной части - 24,5 кг (со стабилизаторами - 26,4 кг).
Изготовление полузарядов осуществлялось на специально разработанной автоматической технологической линии. На ней обеспечивалось автоматическое формирование полузарядов, их перегрузка, контроль геометрии, взвешивание, приклеивание «сухарей» и торцевых шайб, нанесение маркировки. Упаковка полузарядов в тару велась в полуавтоматическом режиме. Постепенно технология изготовления и эксплуатации зарядов упрощалась. Были расширены допуски на инородные и воздушные включения, стало допускаться хранение зарядов в негерметичной таре. В конце шестидесятых годов было отработано изготовление заряда из более плотного топлива РСТ-4К, что позволило при сохранении требуемой массы несколько сократить размеры и унифицировать геометрию полузарядов. Взамен приклеенных «сухарей» применили небольшие выступы - зиги на внешней поверхности, формируемые в процессе изготовления шашек. Несколько позже было освоено производство топливных полузарядов с использованием специальной рецептуры, при изготовлении которой использовались продукты переработки топливных зарядов, извлекаемых из устаревших реактивных снарядов с истекшим гарантийным сроком эксплуатации. Производство таких зарядов с зигами, без наклеиваемых «сухарей», из переделочных рецептур велось в 1975-1980 г.

Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Продолжительность залпа одной БМ-21 - 20 секунд. При необходимости залп можно было производить не из кабины, а с выносного пульта, отнесенного на несколько десятков метров. Наиболее широко используемым типом реактивного снаряда РСЗО БМ-21 является снаряд М-210Ф (9М22У) с осколочно-фугасной боевой частью. Длина этого снаряда с взрывателем МРВ-У составляет 2,87 м. вес с взрывателем - 66,4 кг, вес боевой части- 19,18 кг, вес взрывчатого вещества - 6,4 кг.
Пороховой заряд (порох РСИ - 12 м) весом 20.45 кг обеспечивает наибольшую скорость полета снаряда 690 м/с. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстояниях 150- 450 м от боевой машины. От установки взрывателя зависит характер действия снаряда у цели: при мгновенном срабатывании - преимущественно осколочный, при замедленном - преимущественно фугасный.
По осколочному действию боевая часть снаряда М-21 ОФ в два раза эффективней М-140Ф, а по фугасному- всего в 1,7 раза, в чем сказалось большее удлинение нового реактивного снаряда. Кучность в направлении стрельбы составила 1/180, по боковому направлению- 1/110 от дальности. При пусках на дальность 20 км половина попаданий укладывалась в пределах удаления 200-300 м относительно центра группирования разрывов. Максимальная скорость реактивного снаряда составляла около 690 м/с. Для сохранения приемлемой кучности при стрельбе в диапазоне дальностей от 12 до 15,9 км между головным взрывателем и боевой частью реактивного снаряда крепилось малое тормозное кольцо, на меньшие дальности - большое. В результате пуски проводились без использования крайне крутых или настильных траекторий, применение которых сопряжено с большим рассеиванием снарядов. Залп одной боевой машины обеспечивал площади поражения живой силы около 1000 м2, а небронированной техники - 840 м2.

Для повышения боевых возможностей РСЗО БМ-21 «Град» к ней были разработаны следующие типы не управляемых реактивных снарядов;
■ усовершенствованный осколочно-фугасный снаряд 9М22У;
■ зажигательный снаряд 9М22С;
■ осколочно-химический снаряд 9М23, по основным летно-техническим характеристикам соответствующий снаряду М22С;
■ осколочно-фугасный снаряд с отделяемой головной частью 9М28Ф;
■ агитационный снаряд 9М28Д;
■ дымокурящий снаряд 9М43 (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров);
■ осветительный снаряд 9М42 для системы "! Иллюминация»;
■ снаряд 9М28К с кассетной головной частью с противотанковыми минами ПТМ-3;
■ снаряд ЗМ16 с кассетной головной частью с противопехотными минами ПОМ-2 (сорок снарядов этого типа минируют один километр фронта);
■ снаряд для имитации воздушных целей для обучения расчетов и разработки новых зенитных ракетных комплексов;
■ комплект снарядов 9М519-1-7 («Лилия-2») для постановки радиопомех в диапазонах КВ и УКВ. а также друге типы снарядов.
Активно разрабатывают новые боеприпасы для БМ-21 также страны, выпускающие эту систему по лицензии или нелегально.

Артиллерийская часть БМ-21 включает пакет из 40 трубчатых направляющих с внутренним диаметром 122,4 мм и длиной 3 м. Направляющие расположены в 4 яруса по 10 направляющих в каждом ярусе. Наведение пакета направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью впервые примеренного на сухопутной РСЗО электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня вращает зубчатый сектор и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона.
При наведении боевой машины электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. В вертикальной плоскости наведение возможно с углом возвышения до +55°. В горизонтальной плоскости возможен разворот пакета направляющих на углы до 70° вправо и 110е влево от направления вперед по продольной оси машины. В пределах горизонтального сектора обстрела до 34° над кабиной машины минимальный угол возвышения ограничен величиной 11 градусов. Для частичного уравновешивания качающейся части используется уравновешивающий механизм, расположенный в люльке. Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Следует отметить, что благодаря продуманной конструкции артиллерийской части большинство ее механизмов укрыто под кожухами люльки и поворотного основания. Это повысило надежность работы механизмов.

Ходовая часть пусковой установки представляет собой шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-375Д» (колесная формула 6 х 6). Это шасси имеет V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375, развивающий при 3200 об/мин максимальную мощность 180 л.с. Сцепление двухдисковое, сухое. Коробка передач - пятиступенчатая, с синхронизаторами на 2,3,4 и 5-й передачах. Благодаря наличию на шасси централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, пусковая установка обладает высокой проходимостью на грунтах с малой несущей способностью. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 75 км/час. Глубина преодолеваемого без предварительной подготовки брода составляет 1,5 м.
Некоторое количество пусковых установок РСЗО БМ-21 выпущено на шасси грузовых автомобилей «Урал-4320» и ЗИЛ-181. Раскачивание пусковой установки при стрельбе сведено до минимума благодаря рассчитанной с помощью ЭФМ последовательности схода снарядов с направляющих. Это позволило отказаться от установки гидравлических опор на шасси и ограничиться лишь использованием механизма отключения рессор во время стрельбы. Перезаряжание пусковой установки производится вручную с помощью транспортно-заряжающей машины, в качестве которой используется трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с двумя стеллажами 9Ф37 (каждый стеллаж вмещает по 20 снарядов). Пусковая установка БМ-21 оборудована средствами пожаротушения и радиостанцией Р-108М.

РСЗО БМ-21 стала базовой для систем, созданных в интересах различных родов войск:
9К59 «Прима» - многоцелевая РСЗО повышенного могущества с 50 направляющими;
БМ-21В «Град В» - авиадесантируемая РСЗО с 12 направляющими, способная производить стрельбу всеми снарядами БМ-21;
9К132 «Град-П»- легкая переносная одноствольная пусковая установка для стрельбы 122-мм снарядами "Град-П";
А-215 «Град-М» - корабельная РСЗО для десантных кораблей ВМФ;
«Град-1» - 36-ствольная РСЗО для вооружении артиллерийских подразделений полкового звена;
БМ-21 ПД «Дамба» - РСЗО для защиты военно-морских баз от водолазов-подрывников и морских диверсантов.
9К510 "Иллюминация" - реактивная система для стрельбы осветительными снарядами. Каждый реактивный снаряд этой системы подсвечивает на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450-500 м, при этом в течение 90 секунд обеспечивается освещенность 2 люкса.
В последние годы специалистами ГНПП "Сплав" разработан проект комплексной модернизации РСЗО БМ-21 "Град".

Тактико-технические характеристики БМ-21 «Град»

Калибр, мм 122
Количество направляющих 40
Расчет. чел. 7
Масса в боевом положении, т 13.7
Длина, м 7,35
Ширина, м 2,4
Высота в походном положении, м
3,09
Масса снаряда, кг 66.4
Дальность стрельбы максимальная, км до 40 модернизированная
Дальность стрельбы минимальная, км 5 (1.6)
Продолжительность залпа, с 20
Время перезаряжался, мин 7
Мощность двигателя, л.с 180
Максимальная скорость движения, км/час 75
Запас хода, км 750

В войнах на территории Южной Осетии и Донбасса широко применялась система «Град». Что это превосходная система для пуска реактивных снарядов, знают военные в более чем полусотне стран мира. Производство этих машин уже давно прекращено, но они переживут еще не одно военное столкновение в разных концах планеты.

«Град»: система залпового огня

Под названием «Град» известна советская машина для стрельбы реактивными снарядами. Составляющими частями системы являются:

  • Грузовой автомобиль для передвижения установки;
  • Механизм для запуска снарядов;
  • Система управления.

К месту учений или боевых действий снаряды подвозятся как обыкновенными гражданскими транспортными средствами повышенной грузоподъемности, так и специализированными военными грузовиками.

Боеприпасы, применяемые в «Граде», имеют чрезвычайно высокое осколочное действие, из-за чего достигается значительная степень поражения живой силы противника. Заряд всегда один, но объем его может регулироваться.

Для запуска его используется двигатель, построенный по реактивному принципу: из задней части его вырывается сгоревшее топливо, что и обеспечивает высокую скорость и дальность. Для улучшения аэродинамики имеются складные «крылья».

Система «Град»: технические характеристики

Боевая машина состоит на вооружении многих стран мира вот уже более 50 лет - и в первую очередь благодаря впечатляющим техническим показателям:

  • Для передвижения применяется грузовик «Урал» повышенной проходимости. Шасси его построено по формуле «6 на 6 », благодаря чему ему не страшны ни грязь, ни песок, ни снег, ни крутые спуски и подъемы. Известны также его высокие качества по преодолению достаточно глубоких водных преград.
  • Двигатель располагает почти 200 л. с., что позволяет машине развивать на хорошей дороге до 75 км/ч.
  • Максимальный снаряженная масса боеприпасов достигает рекордных 11 тонн, а в боевом положении показатель увеличивается еще на 3 тонны.
  • Размеры системы, в сравнении с аналогами, достаточно компактны: длина около 7 м, ширина - 2,5 м, высота - немногим более 3 м. Все это делает машину чрезвычайно маневренной и без преувеличения юркой, что очень важно в условиях боевых действий.
  • Наконец, самое главное - качество стрельбы. А оно у «Града» выше всяких похвал. За несколько минут грузовое средство передвижения превращается в мощное боевое орудие. Для поражения пехоты и боевой техники используются снаряды 122 калибра, вылетающие каждые полминуты. Дальность стрельбы (в зависимости от модификации) колеблется от 4 до 45 км. Площадь возможного поражения пехоты залповым огнем достигает 14,5 гектар.

Историческая справка

Данный шедевр военно-технической мысли обязан своим появлением уральскому научно-исследовательскому институту под кодовым номером 147. В 1957 году возникла потребность создания нового типа боевой машины, которая сочетала бы преимущества полноприводного вездехода и маневренной залповой установки.

Выбор пал на группу ученых под руководством тогдашнего светила инженерного дела Александра Ганичева. Именно им удалось разработать такой снаряд, который имел следующие преимущества:

  • Наличие уникальных по тому времени складных лопастей, что позволило размещать на установке несколько десятков снарядов;
  • Новый метод изготовления корпуса путем вытяжки под воздействием высоких температур;
  • Движение каждой пущенной «ракеты» стабилизируется путем вращения (придается во время запуска) и благодаря отменным аэродинамическим характеристикам (обеспечиваются наличием крыльев).
  • Пороховой заряд также отмечен новаторскими идеями и разрабатывался сразу несколькими отечественными НИИ.

Полученная машина встала в строй вместо устаревшей БМ-14.

Боеприпасы для «Града»

В «Граде» применяются боеприпасы, которые состоят из трех основных частей:

  • Боевая составляющая - активная взрывающая часть, которая предназначена для поражения сил противника.
  • Двигатель - построен по реактивному принципу (так же, как и любой космический корабль). В свою очередь, состоит из емкости с горючим и устройств для «зажигания» и отвода горящих газов.
  • Стабилизатор - для лучшего качества и дальности полета.

В середине 50-х дальность боеприпаса весом чуть более 60 кг не превышала пары десятков километров. Для нанесения удара на близкий объект снаряды обвешивали специальными кольцами: чем ближе находился враг, тем больше колец требовалось.

Конвейерное производство боеприпасов было налажено в 1960-е. С тех пор советские инженеры создавали их многочисленные разновидности с различными полезными качествами:

  • Поражение химическими веществами;
  • Создание массивной дымовой завесы, фактически «ослепляющей» противника;
  • Нарушение радиосвязи;
  • Уничтожение противотанковых бомб.

Модификации оружия

Производство «Градов» велось на протяжении 28 лет - почти до самого развала СССР. За несколько десятков лет в первоначальное изобретение уральских ученых было привнесено немало доработок.

На базе исходной 21-й боевой машины были созданы:

  • Машина с уменьшенным весом для использования в воздушно-десантных войсках:
  • Версия для морских пехотных войск;
  • Вездеходный вариант с «гусеницей» вместо колесной базы;
  • Усовершенствованные машины с повышенной дальностью и огневой мощью;
  • В начале нового тысячелетия уже российские инженеры сделали возможным ведение огня с применением технологий спутникового позиционирования;
  • Система для поражения вражеских субмарин «Дамба» производилась специально для охраны водных рубежей России;
  • Модификация с 50 ракетами на борту (имела кодовое название «Прима», но так и не вышла за пределы конструкторских бюро ввиду развала Советского Союза).

Более полувека на страже границ России стоит система «Град». Что это мощнейшая установка, способная остановить даже самого грозного супостата, не секрет, пожалуй, ни для кого. Но не стоит забывать и о том, что это еще одно замечательное изобретение советских ученых, которое значительно продвинуло военную промышленность.

Видео: как стреляет СЗО «Град»

В это видео будет показано, как работает и производит выстрелы система «Град», история ее изобретения:

Это руины, соизмеримые со сталинградскими. В городе "нет водоснабжения, все ясли, школы, единственная больница разбиты в первый день". Об этом заявил замглавы Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын на брифинге в РИА Новости. При обстреле города применялись системы залпового огня "Град".

Полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня (РСЗО) БМ-21 "Град" предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.

Разработка системы была начата в соответствии с постановлением Правительства СССР от 30 мая 1960 года. Две опытные установки БМ-21 прошли заводские испытания в конце 1961 года. С 1 марта по 1 мая 1962 года в Ленинградском Военном округе прошли Государственные полигонно-войсковые испытания комплекса "Град". Система была принята на вооружение 28 марта 1963 года, серийное производство было развернуто в 1964 году.

Тактико-технические характеристики РСЗО "Град"

Калибр - 122 мм

Вес БМ в боевом положении - 13700 кг

Вес БМ без снарядов и расчета - 10870 кг

Габаритные размеры в походном положении -7350х2400х3090 мм

Дальность стрельбы минимальная - 5000 м

Дальность стрельбы максимальная - 40000 м

Точность (рассеивание) - 90 м

Расчет - 3 чел.

Количество направляющих - 40

Перевод системы из походного положения в боевое - 3,5 мин.

Мощность двигателя - 180 л.с.

Максимальная скорость (по шоссе) - 75 км/ч.

РСЗО "Град" состоит из боевой машины БМ-21 на шасси "Урал-375"; системы управления огнем; 122‑мм неуправляемых реактивных снарядов; транспортно‑заряжающей машины 9Т254. В составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 "Береза" на шасси автомобиля ГАЗ-66, обеспечивающая подготовку данных для стрельбы.

Боевая машина БМ-21 разработана по классической схеме с размещением артиллерийской части в корме автомобильного шасси. Артиллерийская часть представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Направляющие имеют длину 3 м, внутренний диаметр гладкого канала ствола составляет 122,4 мм. Направляющие расположены в четыре ряда по десять труб в каждом, образуя таким образом пакет. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо).

Система управления огнем позволяет вести стрельбу как одиночными выстрелами, так и залпом. При этом работой датчика импульсов, обеспечивающего срабатывание пирозапалов двигателей реактивных снарядов, можно управлять как с помощью токораспределителя, установленного в кабине БМ‑21, так и с помощью выносного пульта на расстоянии до 50 метров. Продолжительность полного залпа составляет 20 секунд. Стрельбу можно вести в широком температурном диапазоне от -40° С до +50° С. Перевод системы из походного положения в боевое занимает 3,5 минуты.

Ходовая часть пусковой установки представляет собой шасси грузового автомобиля повышенной проходимости "Урал-375Д" (колесная формула 6х6). Это шасси имеет V -образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375, развивающий при 3200 об./мин. максимальную мощность 180 л. с. Коробка передач - пятиступенчатая. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 75 км/час. Глубина преодолеваемого без предварительной подготовки брода составляет 1,5 м. Пусковая установка БМ-21 оборудована средствами пожаротушения и радиостанцией Р‑108М.
Модернизированная в сентябре 2001 года БМ-21-1 (индекс 2Б17) изготавливается на дизельном шасси Урал-4320 с автоматизированной системой управления наведением и огнем (АСУНО), спутниковой навигационной системой (НАП СНС), аппаратурой подготовки и пуска (АПП).

Для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд. Корпус снаряда изготавливается не традиционной обработкой резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа. Такой способ используется при производстве гильз артиллерийских боеприпасов. Другой особенностью реактивного снаряда РСЗО БМ‑21 являются складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда.

Основными типами боеприпасов являются: осколочно-фугасный снаряд 9М21ОФ (9М22У); осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф; комплект из семи снарядов 9М519-1...7 для создания радиопомех; снаряд с кассетной головной частью 3М16 для дистанционной постановки противопехотных мин; снаряд с кассетной головной частью 9М28К для дистанционной постановки противотанковых мин; осколочно-фугасный снаряд 9М521; осколочно-фугасный снаряд 9М522 с отделяемой ГЧ; снаряд 9М217 с кассетной ГЧ, оснащенной самоприцеливающимися боевыми элементами; снаряд 9М218 с кассетной ГЧ, оснащенной кумулятивно-осколочными боевыми элементами.

Возможна также стрельба химическими снарядами 9M 21, зажигательными снарядами 9М22С, дымокурящими снарядами 9М43 (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров), агитационными снарядами 9М28Д, а также осветительными снарядами 9М42, освещающими на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450-500 м в течение 90 секунд.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В истории советской военной техники есть немало таких технических решений и машин, которые до сих пор остаются в строю за счет своей боевой эффективности и надежности. Так, система залпового огня «Град» и ее вариации до сих пор стоят на вооружении десятков стран во всем мире.

Общие сведения

По паспорту комплекс назывался РСЗО «Град» (9К51). Предназначался для подавления пехоты противника, легкобронированной техники, а также для решения некоторых других задач, которые возникали по мере развития боевой обстановки. Система залпового огня «Град» была принята на вооружение армии Советского Союза еще в 1963 году.

Калибр используемых патронов - 122 мм. Снаряды размещаются в направляющих, общее число которых - 40 штук. В некоторых источниках встречаются утверждения о том, что врага и за пару сотен километров могут достать снаряды, которые выпускает система залпового огня «Град». Дальность этой установки в реальности не превышает 20,4 км.

Непосредственно артиллерийская часть может быть смонтирована на шасси любого более-менее подходящего грузового автомобиля. Чаще всего привлекаются «Уралы». Об используемой платформе можно узнать, посмотрев на индекс модификации. Впрочем, РСЗО «Град-1» вообще выпускалась на базе ЗИЛа. По нормальной дороге установка может передвигаться со скоростью до 75-90 км/ч.

Предназначение

Согласно документам, система залпового огня «Град» предназначается для выполнения следующих боевых задач: подавления и уничтожения открыто расположенной и окопавшейся на местности пехоты противника, техники, в том числе и легкобронированной, батарей минометов и ствольной артиллерии, а также командных пунктов. Возможно поражение и прочих целей в зоне вражеской активности.

Считается, что система залпового огня «Град» способна уничтожать только легкую бронетехнику. Но, как показали события в Грузии в августе 2008 года, снаряды 122 мм этой реактивной системы приводят вражеские танки в состояние отборного металлолома.

Впрочем, это неудивительно: толщина брони на крыше башни старых модификаций Т-72 равна 410 мм (у новых Т-72 толщина брони в этом месте - от 510 мм), а запас взрывчатого вещества в одной «градине» - до 18 килограммов (есть и более мощные современные типы снарядов). Вполне достаточно, чтобы уж если не подбить танк, то вывести из строя его экипаж.

Конечно, система залпового огня «Град», дальность которой не позволяет отнести ее к категории противотанковой артиллерии, использовалась в таком амплуа, как говорится, не от хорошей жизни, а по причине исчерпания противотанковых средств.

Кроме того, система «Град», характеристики которой здесь описываются, обладает прекрасной проходимостью, что позволяет перегонять комплексы своим ходом в составе колонн тяжелой бронетехники. Перезаряжается комплекс силами расчета, который пользуется специальной транспортно-заряжающей машиной. В ее роли выступает трехосный ЗИЛ-131. На шасси монтируются два стеллажа, в каждом из которых - 20 снарядов.

Какие компоненты входят в комплекс?

Состав следующий:

  • Сама боевая машина, лежащая в основе установки, - автомобиль «Урал-375Д», на который устанавливаются направляющие для реактивных снарядов.
  • Во-вторых, машина для их транспортировки и заряжания.
  • В-третьих, чтобы своевременно получать и корректировать данные, которые необходимы для точного поражения вражеских целей, используется автомобиль «Береза». Он делается на основе ГАЗ-66, известного своей неприхотливостью и проходимостью.

Характеристика боевой машины

Как мы уже говорили, это машина повышенной проходимости, артиллерийская часть которой устанавливается в кормовой зоне. Направляющие для снарядов смонтированы на массивном поворотном основании. Там же имеется механизм для поворота и подъема базы, приспособления для прицеливания и прочее оборудование. Наводиться на цель благодаря этому можно в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Таким образом, «Град» - реактивная система залпового огня, которая может использоваться сразу в нескольких областях.

Направляющие

Внутренний диаметр направляющих - 122,4 миллиметра, их длина составляет три метра. Чтобы снаряды в полете вращались, в стенке каждой трубы имеется направляющий паз П-образной формы. Направляющие расположены пакетом в четыре ряда, в каждом из которых имеется десять труб. Весь механизм жестко крепится на отдельной сварной люльке. В вертикальной плоскости наводка может выполняться в диапазоне от 0 до +55 градусов.

Соответственно, в горизонтальной проекции этот показатель составляет 173 градуса (то есть 70 градусов вправо и 103 градуса влево от автомобиля). Наведение выполняется посредством работы электрического привода.

СУО

Система управления огня, она же СУО, обеспечивает возможность как полноценного залпа всеми снарядами, так и одиночного запуска. Привести установку в действие можно непосредственно из кабины, но допускается также использование пульта (радиус действия - 50 метров). Полный залп выполняется всего за 20 секунд. Производитель гарантирует возможность ведения стрельбы при температуре от -40 до +50 градусов по Цельсию.

Так как используется особая система автоматизированной стабилизации, а снаряды сходят с направляющих в строго последовательном порядке, ракетная система залпового огня «Град» при этом практически не раскачивается. Это является огромным плюсом в условиях боевых действий.

Некоторые сведения о проходимости

В боевое положение установка приводится всего за три с половиной минуты. Современные модификации могут двигаться по шоссейным дорогам со скоростью до 90 км/ч, а также своим ходом преодолевать реки и ручьи глубиной до полутора метров. Для связи используется стандартная радиостанция Р-108М. Машина оборудована полноценными системами пожаротушения.

Вообще «Град» - реактивная система залпового огня, которая обладает редкой живучестью. Все установленные механические и электронные системы весьма надежны, так что до сих пор можно встретить машины, которые начали эксплуатироваться еще в Афганистане.

Преимущества модернизированного варианта

Известен также модернизированный вариант «Града», имеющий название БМ-21-1. В этом случае в качестве шасси используется дизельный автомобиль «Урал-4320». Но куда важнее то обстоятельство, что в конструкции установки в этом случае используется АСУНО, то есть полностью автоматизированная система наведения и управления огнем. Аппаратура подготовки и пуска, а также спутниковая навигационная система установлены на машине изначально.

Все эти системы обеспечивают выполнение следующих функций: точное ориентирование пакетов направляющих со снарядами, синхронизация координат месторасположения установки прямо на ходу с отображением в режиме реального времени на дисплее бортового компьютера.

Такой вот ультрасовременный «Град». Система залпового огня, фото которой неоднократно встречаются в данной статье, позволяет экипажу осуществлять наведение на цель, даже не подходя к направляющим и не пользуясь прицельными приспособлениями. Что еще лучше, есть возможность дистанционной записи во взрыватели снарядов.

Конечно же, залп осуществляется без выхода экипажа из кабины, что существенно повышает мобильность и маневренность всей системы в целом.

Какие могут использоваться типы снарядов?

- Классические 9М22 . Наиболее распространены, могут быть использованы на расстоянии от 5 до 20,4 км. Если выполняется стрельбы на среднюю дальность, то есть на 13-16 километров, следует пользоваться малым, а при стрельбе на дистанцию до 12 километров - большим тормозным кольцом. В длину этот снаряд равен 2,87 м, его общая масса составляет 66 кг. Непосредственно головная часть весит 19 кг и содержит 7 кг взрывчатки. Взрыватель - головной, ударного действия. Допускаются три установки: на мгновенный взрыв, а также на среднее и предельное замедление. Взрыватель ставится на боевой взвод только после того как снаряд сойдет с направляющих и уже успеет отлететь от установки минимум на 450-500 метров. Так обеспечивается безопасность расчета «Град». Система залпового огня (ТТХ приводятся в статье) использует и другие варианты НУРС.

- 9М22У. Не менее часто используемый НУРС с головной частью осколочно-фугасного действия. От предыдущего типа отличается тем, что дает в несколько раз больше осколков, что и обуславливает его широкое применение против пехоты противника. Максимальная дальность стрельбы составляет в этом случае 21 км. Снаряд летит со скоростью 690 метров в секунду.

- 9М23 «Лейка». Также относится к категории осколочных снарядов, но имеет химическую головную часть. Чаще всего снаряжается 1,83 килограммами непосредственно взрывчатого вещества, к которому добавляется 3,11 кг поражающего состава Р-35. Как вариант применяется головная часть с 1,39 кг взрывчатки и 2,83 кг смеси Р-33. Особенность снаряда заключается еще и в том, что он может быть оснащен взрывателем, активируемым по радиосвязи. В этом случае поражение системой «Град» происходит за счет облака отравляющего вещества, которое образуется на высоте от полутора до тридцати метров. При взрыве дает ровно 760 осколков, каждый из которых имеет массу 14,7 грамма.

- 9М43. Тяжелый снаряд (56,5 килограмма), применяемый для постановки световых завес перед своими боевыми порядками. Может быть использован на дистанции от пяти до двадцати километров. В состав боевой части входит пять навесок красного фосфора, каждая из которых имеет массу в 0,8 кг. Запуск всего десяти таких снарядов создает устойчивую завесу шириной в километр и такой же глубиной. Облако держится в среднем около пяти минут.

- 9М28К. Необычный снаряд, используемый для дистанционного противотанкового минирования. Весит 57,7 кг, причем масса непосредственно боевой части составляет 22,8 кг. В каждом снаряде имеется три мины, каждая из которых весит пять килограммов. Максимальная дальность находится в пределах 14 км. Чтобы надежно заминировать квадратный километр фронта, требуется порядка девяноста снарядов. Мины самостоятельно ликвидируются по прошествии суток. В принципе, такие снаряды имеет не только «Град». Система залпового огня «Ураган» также может быть использована для дистанционного минирования.

- 9М16 . Аналогичен предыдущей разновидности, но используется для постановки противопехотных минных полей. Сам снаряд весит 56,4 кг, причем на головную часть приходится 21,6 кг. В каждом содержится по пять мин ПОМ-2. По отдельности они весят около двух килограммов. В этом случае максимальная дальность залпа составляет пять километров. Для минирования квадратного километра требуется не менее двадцати снарядов. Они оснащены механизмом самоуничтожения, который может срабатывать через сотню часов после разброса по местности.

- 9М28Ф. Особо мощный фугасный снаряд. Общая его масса - около 60 килограмм, боеголовка весит 21 кг, причем вес взрывчатки составляет 14 кг. Эффективная дальность стрельбы - от полутора до пятнадцати километров.

- 9М28Д. Особый тип снаряда, который предназначен для постановки активных радиопомех в УКВ- и КВ-диапазоне, что резко затрудняет радиосвязь противника. Всего восемь таких снарядов способны эффективно давить связь на частоте от 1,5 до 120 МГц.

Максимальная дальность применения - 18,5 км. Общая масса снаряда составляет 66 кг, из них на боевую часть приходится 19 кг. Каждый передатчик рассчитан на час непрерывной работы, радиус действия - не менее 700 метров. В принципе, такими средствами может похвастать не только «Град». Система залпового огня «Смерч» имеет в своем боекомплекте аналогичные снаряды (даже более мощные).

- 9М42. Осветительный снаряд, входящий в состав системы «Иллюминация». Запускается на высоту порядка 450-500 метров, откуда освещает территорию в квадратный километр на протяжении девяноста секунд. Уровень освещенности - порядка двух люксов.

Где используется на сегодняшний день?

Считается, что система «Град», характеристики которой описываются в статье, стоит на вооружении тридцати стран мира, но по факту их число куда больше. Что касается РФ, то в войсках государства имеется 2.5 тысячи установок, из которых 350 стоят на боевом дежурстве, а прочие находятся на консервации.

На дежурстве в войсках береговой обороны имеется около сорока «Градов». Согласно статистике, в армиях мира имеется не менее трех тысяч БМ-21 «Град». Система залпового огня, характеристика которой впечатляет, сразу же разошлась по всему миру. В принципе, такое количество РСЗО ничуть не удивляет, так как на Мотовилихинских заводах в Перми данная установка выпускалась в течение многих лет, причем большими партиями.

А ведь «Град» производился не только там! В одной только Перми со стапелей сошли три тысячи установок БМ-21. Там же изготовили не менее трех миллионов снарядов к ним. Но это еще не весь «Град»! Система залпового огня, фото которой представлены в статье, была неоднократно модернизирована иностранными государствами, которые в некоторых случаях сумели создать достойное оружие.

За примерами далеко ходить не надо. Так, на территории Украины осталась не одна сотня машин «Град». Система залпового огня, Украина в которой весьма нуждалась, была переведена на шасси автомобиля КРАЗ, что позволило избежать зависимости от поставок запасных частей.

Кроме того, еще в 1966 году была начата разработка аналогичной установки для вооружения кораблей. Работы продолжались долгих двенадцать лет, пока она не была принята на вооружение. На ее же базе появилась «Дамба». Это специальная РСЗО, которая использовалась для обороны побережья от возможной высадки вражеского десанта или пловцов-диверсантов.

Одним из символов локальных конфликтов, запылавших после распада Советского Союза на многих территориях, ранее входивших в его состав, стала установка «Град». Фото этой ракетно-артиллерийской системы, опубликованные в газетах и на страницах интернет-изданий, порой выдают за доказательство российского военного присутствия или представляют в качестве иллюстрации картин ожесточенных боев. В любом случае, если применяется БМ-21, хорошего мало. Эффективность этого оружия очень высока.

«Катюши» и развитие СЗО

В нашей стране залповые установки появились раньше, чем во всем остальном мире. Реактивный научно-исследовательский институт запатентовал многоствольную пусковую систему, стрелявшую ракетами, еще в 1938 году. С тех пор работы по совершенствованию РСЗО велись в СССР практически непрерывно, получив особое развитие в годы Великой Отечественной войны. «Катюши» - легендарные гвардейские минометы - составляли боевые соединения полкового эшелона, но по ударной мощи их можно было сравнивать с дивизиями. Залповый принцип, в отличие от ведения огня одиночными реактивными снарядами, прижился в войсках по очень простой причине. С конца тридцатых до середины пятидесятых годов ракеты в основном были неуправляемыми, двигались по обычной и по точности попадания уступали артиллерийским средствам поражения. Топливо сгорало недостаточно равномерно, возникали флуктуации импульса, что приводило к большим величинам рассеивания. Нивелировать этот недостаток могло только массированное применение, в результате которого поражались площади со всем, что на них в этот момент находилось. Вторая мировая война носила характер столкновений больших количеств живой силы и техники. Исходя из опыта, полученного с 1939 по 1945 год, была сформулирована концепция систем залпового огня, создаваемых в последующий период в СССР. Ярким ее выражением стала БМ (боевая машина), имеющая маловыразительный индекс «21», она же установка «Град». Радиус поражения стал значительно большим, по сравнению с «Катюшей», огневая мощь многократно возросла.

Предшествующие системы

В конце тридцатых годов к идее залповых ударов реактивными снарядами, как и вообще к ракетной технике, советское военное руководство относилось с некоторым недоверием. Сказывалась обычная армейская консервативность в сочетании с уверенностью в проверенных временем видах вооружений. Тем не менее многим энтузиастам нового типа боеприпасов удалось переломить сопротивление, и уже вскоре после нападения Германии дивизионы «Катюш» вышли на огневые позиции, внеся в ряды агрессоров смятение и панику. Успешное применение СЗО в ходе боевых действий в Европе, а затем и в Азии (против Квантунской группировки японских войск) окончательно укрепило сталинское руководство в мысли о целесообразности дальнейшего развития этого направления военной техники. В первой половине 50-х годов были разработаны и приняты новые образцы. БМ-14 имела калибр РС 140 мм и могла поражать площадные цели на десятикилометровых дистанциях. БМ-24 стреляла еще дальше, на 16 800 м. Казалось, что что-либо более совершенное создать трудно, особенно учитывая, что артиллерия вообще род войск довольно консервативный, обладающий технической базой, не так зависящей от научного прогресса, как авиация или флот. Пушки и гаубицы служат десятилетиями, не претерпевая конструктивных изменений, и это никого не удивляет. Тем не менее, по мнению великого конструктора А. Н. Гоничева, сделать еще можно было многое. В мае 1960 году именно он получил важное правительственное задание. ТТХ установки «Град», создание которой ему поручили, должны были значительно превосходить параметры БМ-14 и БМ-24, уже стоявших на вооружении.

Задачи и смежники

Ничего революционного в новой конструкции сначала применять не планировали. Общие принципы уже в целом сформировались. Предполагалось, что снаряд будет твердотопливным, это диктовалось массовостью применения в войсках и особенностями условий хранения на складах и в прифронтовой полосе в случае военного конфликта. Точность стрельбы установки «Град» можно было повысить, применив трубчатые направляющие, более жестко задававшие вектор движения во время пуска и на начальном этапе полета. Вращательный момент, придаваемый снаряду с той же целью уменьшения рассеивания, возникал не только благодаря стабилизаторам, расположенным под углом к линии полета, но и за счет специальных бороздок-направляющих, нарезанных внутри ствола, подобно тому, как это реализовано в С другими факторами, ухудшавшими параметры стрельбы, также следовало бороться, причем не только силами головной проектной организации, но и смежников. ПУ создавало СКБ-203, за топливные элементы отвечало НИИ № 6, а боевые заряды разрабатывало ГСКБ-47. Название «почтовых ящиков» и сегодня мало кому о чем-то говорит, а тогда, в 1960-м, и подавно. В обстановке секретности создавались все образцы вооружений, в том числе и установка «Град». Фото опытных экземпляров хранились в особых папках со строгими грифами. Весь персонал, имеющий отношение к созданию новой СЗО, давал соответствующие В течение многих лет никто из работников оборонных предприятий не мог ездить за границу, даже в

Испытания

В самом конце 1961 года была готова к испытаниям первая предсерийная установка залпового огня «Град», затем еще одна. Главное ракетно-артиллерийское управление Советской Армии к весне приготовило площади полигона (Ленинградская область) для планируемых пусков 650 ракет и дальнейших ходовых тестов по маршруту протяженностью 10 тысяч километров. Неизвестно, виной ли была спешка, но полного пробега ходовая часть не выдержала, она смогла проехать лишь 3300 км, после чего сломалась рама. Шасси пришлось заменить, но, как выяснилось, неполадки случайными не были, а носили системный характер. Под воздействием динамических нагрузок прогнулись два моста и вышел из строя карданный вал. Впрочем, эти неприятности не помешали государственной приемке. В условиях испытаний была заложена избыточная ходовая дальность. Установки «Град» с 1964 года начали поступать в войсковые части.

Механизм наведения

Разумеется, главными в этой системе залпового огня были показатели, подтвержденные испытательными стрельбами, а не ходовые качества. Из Москвы до Владивостока эти СЗО своим ходом гнать никто не собирался, для доставки есть и другие средства, а безаварийный пробег трех с лишним тысяч километров красноречиво говорил о том, что шасси, в общем и целом, сделаны не так уж плохо, хотя и нуждаются в некотором усилении. Главным же агрегатом машины является боевая часть, состоящая из сорока (по 10 в ряд) труб-направляющих, длиной в 3 метра и с внутренним диаметром 122,4 мм. Дальность стрельбы установки «Град» зависит от наклона блока стволов относительно горизонтальной плоскости, угол которого задается подъемным устройством. Находится этот узел в центре основания и по своему принципу представляет механический редуктор, включающий две кинематические пары: зубчатый вал и шестерню для задания направления и с помощью которой создается нужное возвышение. Приводится в движение механизм наведения с помощью электропривода или вручную.

Производственные новшества

ТТХ установки «Град» напрямую связаны с характеристиками ракет, которыми она стреляет.

В качестве основного боеприпаса для БМ-21 планировался осколочно-фугасный реактивный снаряд 9М22. Его производство было поручено заводу № 176, который в 1964 году должен был изготовить 10 тысяч штук. С заданием, однако, предприятие не справилось, возникли неожиданные трудности и непредвиденные сложности. За первый квартал завод успел выпустить 650 ракет и 350 боевых частей к ним. Оправданием нарушению графика могло служить новшество, требующее времени для внедрения, но улучшающее технологию в дальнейшем. По настоянию Генерального конструктора Александра Ганичева был внедрен способ изготовления корпусов методом шаблонной вытяжки из листовой стали, подобный тому, что применялся при производстве артиллерийских гильз. Ранее ракеты резали на радиальных станках из цельных заготовок, что приводило к высокому расходу металла и излишним трудозатратам. Еще один новаторский подход был применен в способе крепления складных стабилизаторов снаряда, которым стреляет установка «Град». Радиус поражения 9М22 несколько превышает 20 км. Предельные дистанции не являются оптимальными в плане точности. Разлет в крайних точках максимальный. Собственно, минимальная дальность стрельбы установки «Град», установленная в 5 км, является условной, вести огонь можно и в радиусе полутора километров, но с большим риском угодить не туда, куда нужно, что при огромной разрушительной силе боеприпасов может вызвать очень неприятные последствия.

«Вытяжная» технология себя оправдала. Корпус ракеты действительно стал легче. Производство удешевилось, но не в этом состояло главное достижение. Существенно возросла дальность стрельбы установки «Град». При той же массе снаряда она могла поражать загоризонтные цели.

Запуск ракеты

В истории локальных конфликтов имели место эпизоды, когда снаряды, предназначенные для БМ-21, запускались с листов шифера, поставленных на кирпичи для придания нужного угла. В этих случаях, конечно, точность попадания была невысокой. Подсобными средствами не может быть заменена установка «Град». Фото ближневосточных террористов, пытающихся нанести ущерб противной стороне с помощью самодельных устройств, предназначены главным образом для оказания психологического давления.

Ракета 9М22 весит 66 кг при длине 2870 мм. Боевое отделение имеет массу 18,4 кг и содержит 6,4 кг тротила. Запуск происходит при электроимпульсном воспламенении запала. Твердое топливо состоит из двух шашек общей массой 20,4 кг. Подрыв головной части осуществляет взрыватель МРВ (МРВ-У), который становится на боевой взвод автоматически после вылета ракеты на 200-400 метров. Ствол снаряд покидает, имея скорость 50 м/c, затем разгоняется до 700 м/с. Дальность стрельбы установки «Град» может быть искусственно ограничена с помощью тормозных колец (большого или малого). В 1963 году специалисты НИИ-147 создали осколочно-химический вариант снаряда, получивший обозначение «Лейка» (9М23), имеющий те же летные характеристики, что и 9М22.

Обычный 9М22 и «Лейка»

Испытания показали, насколько мощным оружием является установка «Град». Площадь поражения при полном залпе составляет 1050 кв. м при ударе по живой силе, и 840 кв. м для бронетехники.

Дальнейшее развитие аппаратной части снаряда коснулось взрывателей. «Лейка» может оснащаться ими в двух вариантах (механическом и радиолокационном). Любой бризантный боеприпас становится намного эффективнее, если его подрыв осуществляется на оптимальной высоте, в том числе и снаряд, которым стреляет установка «Град». Площадь поражения осколками и отравляющими веществами при инициации в 30 метрах от поверхности резко возрастает, правда, применение радиолокационного взрывателя уменьшает дальнобойность на 1600 метров.

Разные типы боеприпасов для «Града»

За период производства БМ-21 постоянно велись работы по совершенствованию существующих боеприпасов и созданию новых (специальных). Ими может быть заряжена любая установка «Град». Снаряды 3М16 имеют кассетную головную часть, 9М42 освещают в течение полутора минут местность в радиусе 500 м с дневной яркостью, 9М28К разбрасывает противопехотные мины (по 3 каждый), самоликвидирующиеся в течение 16-24 часов. РС 9М519 создают устойчивые местные радиопомехи.

БМ-21 в основном использует простые неуправляемые боеприпасы, но есть и особые виды снарядов, например 9М217, снабженный устройством самоприцеливания и кумулятивным зарядом для борьбы с танками.

Созданы и дымовые заградители, и боеприпасы увеличенной мощности, и многие другие неприятные для врага сюрпризы, которыми может быть заряжена установка «Град». Радиус поражения становится все больше, убойная сила растет, точность повышается.

Модернизированная БМ-21

Столь совершенная и надежная система, используемая армиями десятков государств и получившая всеобщее признание благодаря простоте обслуживания и надежности, несмотря на внушительный возраст, может применяться еще долго. Время от времени ее характеристики улучшаются за счет последних технологических достижений, главным образом информационного характера.

В 1998 году под Оренбургом была продемонстрирована прошедшая глубокую модернизацию установка «Град». Фото и видео этой машины на этот раз не скрывались от общественности и были опубликованы всеми ведущими новостными информационными каналами. Отличия от базовой модели заключались в наличии поста управления огнем, названного «Капустник-Б2», созданного на базе быстродействующего компьютера «Багет-41». В состав комплекса управления огнем входит также метеосистема, навигационный определитель, новейшая аппаратура кодированной связи, работающая в автоматическом режиме обмена данными. Прицельная дальность стрельбы установки «Град» увеличилась вдвое (до 40 км). Улучшились и баллистические показатели снарядов, получивших новые стабилизаторы и более совершенную центровку. В процессе разработки находятся новые топливные смеси.

В ходе эксплуатации выявились новые способы модернизации, позволяющие существенно сократить время заряжания и другие ТТХ установки "Град". В последние десятилетия появились композитные материалы, применение которых может увеличить степень скрытности техники для радаров и облегчить конструкцию. Скорее всего, в ближайшее время установка залпового огня «Град» вместо трубчатых стволов получит полимерный одноразовый моноблок, что приведет к сокращению времени перезарядки до 5 минут.

Модернизированные СЗУ наряду с новейшими системами «Прима» в ближайшее время получат Вооруженные силы Российской Федерации. Предусмотрены варианты монтажа не только на автомобильные платформы, но и на некоторые корабли. Залповая установка «Град» также может быть использована в качестве элемента защиты береговых баз.