Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Компания Sony: воплощая мечты в жизнь. История успеха компании Sony Имя одного из основателей sony

При просмотре роликов на YouTube нередко можно встретить предложение посмотреть видео некой Сони Есьман. На ее канал подписано более полутора миллионов человек.

Если вам интересно узнать подробнее об этой столь популярной персоне, но вы не хотите смотреть видео, - просто прочтите эту статью. Вы также узнаете, чем же обусловлена такая известность блогера.

Канал Сони Есьман появился еще в 2011 году. Тогда ей было всего 16 лет, и она была школьницей.

Девушка родом из Воронежа, но проживает в Канаде, в городе Торонто. Туда ее родители иммигрировали, когда ей было 5 лет.

Сама Соня говорит, что принадлежит к среднему классу, и вовсе не из богатой семьи. По сравнению с окружающей молодежью она даже чувствует себя бедной.

Первые видео были посвящены в основном красоте – косметике, одежде, макияжу, прическам.

Например, девушка показывает, что она одевает, как красится и завивает волосы. Также демонстрирует зрителям множество своих покупок, в основном косметические средства, и говорит, понравилась ей та или иная вещь, или нет.

Следует заметить, что у Сони Есьман есть и англоязычный канал, но он не пользуется такой большой популярностью, как русскоязычный.

Чем же обусловлено такое внимание со стороны данной аудитории? Что такого особенного в этой девушке? Ведь есть множество других блогеров, и, в частности, «бьюти-блогеров», то есть тех, чьи каналы посвящены красоте, моде и стилю.

Вопрос популярности Сони Есьман часто обсуждается в комментариях к роликам. Ведь, в сущности, ничего особенного она не делает: не раскрывает никаких великих секретов красоты, обычно рассказывая о том, что все и так знают, либо о том, что можно легко узнать из интернета.

Выходит, она «зацепила» аудиторию именно как личность, своей харизмой.

Немалую, а может даже главную, роль тут сыграла речь Сони. Дело в том, что по-русски девушка говорит только с мамой, а основной ее язык – английский, который она и считает родным. С русским языком она испытывает трудности.

Как ни парадоксально, но такая своеобразная речь стала ее основной «фишкой». Под каждым роликом можно увидеть множество комментариев, как то: «милый акцент», «какой забавный акцент» и тому подобных.

Ее реплики часто звучат как дословный перевод с английского языка – как будто сделанный с помощью переводчика Google. В частности, много эмоций у публики вызвали фразы: «я имела эти шорты уже 3 года», «я иду развращать наушники», «манго покрыты презервативами» и т. п. (В последней фразе имелись в виду консерванты).

Также полюбился зрителям питомец Сони – очаровательный попугайчик по имени Паша. Он умеет «танцевать» под песни, кивать головкой, когда говорят «да», любит целоваться, и очень привязан к своей хозяйке. Всем этим птичка Паша разрушает представление многих людей о пернатых домашних животных.

Во многих комментариях подписчики просят показать им попугайчика, и выражают свое умиление им. Так что, очень может быть, что «Пашенька», как ласково зовет его Соня, сыграл не последнюю роль в популярности девушки.

Как было сказано, канал начал свое существование как «бьюти» канал. Однако вскоре Соня поняла, что людей больше интересует она сама как личность, ее повседневная жизнь, дела, нежели какая-то там косметика и тому подобное.

Да и ей самой, как она говорит, такого рода блогинг больше по душе.

Девушка начала рассказывать о своем питании (веганство), знакомить нас со своими подругами, а также «брать нас с собой» на работу и в магазины.

По поводу работы, то еще со школы Соня работала, снимаясь в массовках. Потом она начала работать моделью, так как имеет необходимые параметры.

Работа модели предполагает поездки в разные страны. Впрочем, девушка и без этого много путешествует ради удовольствия. И конечно же, снимает об этом видео, которые особенно нравятся публике.

Корпорация Sony, мировой лидер в производстве электроники, появилась на рынке фототехники сравнительно недавно, однако уже успела занять на нем весьма прочные позиции. В общем-то, это неудивительно, ведь стремительные технологические прорывы и рискованные маркетинговые ходы - обычная тактика компании, сформировавшаяся еще на заре ее деятельности.

Годом основания Sony принято считать 1946-й, когда в разбомбленном американскими самолетами Токио встретились бывшие коллеги по оборонному предприятию Акио Морита и Масару Ибука. Друзья выпили саке, поздравили друг друга с тем, что уцелели в войне, и тут же решили организовать какое-нибудь производство.

Первоначальный капитал партнеров был невелик: 84 500 иен, или 375 долларов по курсу того времени, большую часть которых Морита занял у своего отца, преуспевающего винокура. Этих денег оказалось достаточно для того, чтобы 7 мая на втором этаже полуразрушенного торгового центра заработала Tokyo Tsushin Kogyo - «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», штат которой составлял 20 человек (все эти люди являлись бывшими сотрудниками все того же оборонного завода).

Первый магнитофон

Несмотря на громкое название, предприятие выпускало далеко не самые высокотехнологичные продукты: жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки, которыми приходилось торговать вразнос. На вырученные деньги Морита и Ибука скупали разнообразные иностранные электроприборы, хлынувшие в страну с приходом американских войск. Самое большое впечатление на инженеров произвел американский магнитофон с металлической магнитной лентой, на которую можно было записывать радиопрограммы. Быстро смекнув, что дорогая и тяжелая металлическая пластина - не самая удачная основа для магнитного покрытия, друзья задались целью разработать более совершенный носитель. В результате они додумались разрезать лист ватмана на узкие полоски и уже на них тонким слоем нанести магнитную краску. Нехитрая технология производства легкой и гибкой магнитной ленты была тут же запатентована, а в 1950 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпустила первый японский магнитофон G-Type.

Творение оказалось сложным, громоздким и очень дорогим. Вряд ли оно получило бы распространение, если бы не неожиданный заказ из окружного суда: магнитофоны были тогда большой редкостью даже в США, и японское судебное ведомство, страдавшее от вечной нехватки стенографисток, было радо заполучить отечественные устройства для записи голоса. Продажа сразу 24 магнитофонов принесла предприятию 1 млн иен и уверенность в своих силах. В следующем году компания выпустила более совершенную модель магнитофона H, весившую всего 13 кг. Морита тут же отправил конструктора устройства Масао Курахаси в лекционное турне по стране - рассказывать о новых технологиях звукозаписи в учебных заведениях. А сам принялся убеждать чиновников из Министерства образования в необходимости устанавливать магнитофоны в школах. В конце концов под напором Мориты и впечатленных новинкой учителей чиновники сдались, и компания получила очередной массовый заказ на свою продукцию. И только третья модель магнитофона, Р, стала настоящим хитом продаж без всяких государственных заказов - не в последнюю очередь благодаря привлекательной цене и существенно облегченному управлению.

Транзисторы из Америки

В марте 1952 года Масару Ибука отправился в США, чтобы изучить применение магнитофонов в повседневной жизни, а заодно посмотреть, как налажено их производство в американских компаниях. Главным результатом этой поездки стала покупка у компании Western Electric лицензии на производство транзисторов. Эти полупроводниковые приборы, предназначенные для усиления электрического тока и управления им, были изобретены в Германии еще до войны, но инженеры пока смутно представляли, где именно их можно использовать. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной технике, Ибука сконструировал на их основе… невинный бытовой радиоприемник. В отличие от своих громоздких собратьев, транзисторная модель была размером с толстую книгу и могла работать не только от сети, но и на батарейках. TR-2 - такое название дали новому устройству - стал первым по-настоящему портативным радиоприемником в мире.

Недорогие легкие приемники, которые можно было брать с собой куда угодно, стали пользоваться бешеной популярностью, и Ибука решил расширить сферу применения транзисторов. В 1960 году он сконструировал на их основе маленький переносной телевизор с 8-дюймовым экраном, а спустя пять лет появился и первый видеомагнитофон, способный записывать телепрограммы на магнитную ленту. Оба эти устройства вышли уже под новой маркой, название которой звучало кратко и благородно: Sony.

Рождение звука

«Телекоммуникационная инженерная компания» окончательно сменила свое сложное имя в 1958 году. Акио Морита, который к тому времени стал отвечать за продвижение продукции компании, не без оснований уверял: «Чтобы закрепиться на мировом рынке, нам нужно другое название - простое, короткое, легкое для произношения и запоминающееся. А вместо иероглифов нужно использовать интернациональную латиницу». Например, американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже сокращение Totsuko - а продавать в США продукт, произведенный компанией с непроизносимым названием, было бы, мягко говоря, непросто. Сначала Морита и Ибука хотели сократить имя своего детища до трех букв - TTK, но тогда неизбежно возникли бы проблемы на внутреннем рынке. Ведь TTK очень похоже на TKK - японскую железнодорожную компанию. И тогда, порывшись в словарях, друзья выудили оттуда латинское слово sonus - «звук», которое, по их мнению, идеально отражало направление деятельности фирмы. Слегка модернизировав его, Морита и Ибука придумали слово sony, которому и суждено было стать международным именем компании.

Первые логотипы Sony, появившиеся на радиоприемниках в 1955-м, представляли собой надпись, выполненную динамично наклоненным шрифтом. Через два года шрифт заменили на более спокойный и читаемый, и с тех пор в начертании слова Sony менялась лишь толщина букв. Последний вариант логотипа, который мы сейчас видим на продукции Sony, был утвержден в 1973 году.

Привычка удивлять

В 1968 году Sony учредила свою первую дочернюю компанию за рубежом - Sony UK Ltd. в Великобритании, в 1971-м представила первую в мире профессиональную кассетную систему звукозаписи, а в 1972-м получила свою первую (из пятнадцати последующих) музыкальную премию Emmy. О японской корпорации заговорили, в причинах ее успеха стали разбираться как конкуренты, так и студенты факультетов менеджмента и маркетинга крупнейших университетов.

Масару Ибука и Акио Морита во время празднования 50-летия основания Sony, 1996 год

Сам же Акио Морита основными предпосылками для столь динамичного развития называл постоянное стремление выбирать крупные цели и ставить амбициозные научно-технические задачи. В своей книге «Сделано в Японии» он приводит простую схему такой тактики: «Сцена 1: на рынке еще отсутствует ныне всем знакомый продукт (транзисторный радиоприемник, переносной телевизор, бытовой видеомагнитофон). Сцена 2: специалисты утверждают, что такой товар никому не нужен. Зачем делать маленький приемник, если у большого звук лучше? Зачем нужен телевизор с малым экраном в больших комнатах американских домов? Кому понадобится видеомагнитофон при изобилии интересных и разнообразных передач, идущих по многочисленным телепрограммам?»

«Сцена 3: лидер фирмы четко объясняет философию новинки - транзисторный приемник последует за хозяином в любое место; Walkman, первый в мире карманный аудиоплеер, заменит грохот и шум большого города той музыкальной средой, которую вы выбрали сами; видеомагнитофон ликвидирует тиранию телекомпаний, заставляющих всех смотреть передачи только в то время, когда они транслируются. Сцена 4: инженеры Sony берутся за дело и решают сложную задачу, производственники обеспечивают безупречное качество, а отделы сбыта - оглушительный рыночный успех новинки».

Компания Sony не раз представляла передовые форматы видеозаписи. Во многом благодаря ей появилось такое понятие, как «видео с высоким разрешением»

От видео к фото

Применяя описанную Моритой тактику, к середине 1970-х Sony cтала крупнейшим мировым производителем разнообразной электроники, от мелкой бытовой техники до компьютеров и профессиональных стереосистем. Не в последнюю очередь благодаря Sony стали активно развиваться видеотехнологии, практически полностью вытеснившие кинокамеры с любительского рынка. А разработанные компанией системы видеозаписи с высоким разрешением оказали значительное влияние даже на кинематограф. Однако компания долгое время не обращала внимание на еще один прибыльный сегмент рынка - производство и продажу любительской фототехники. Это упущение было ликвидировано в 1981 году, когда Sony cовершила не просто прорыв на рынок, а настоящий переворот в фототехнике, представив цифровую зеркальную камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с появления которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. За регистрацию изображения в этом аппарате отвечал CCD-cенсор размером 10 х 12 мм, в котором умещалось 0,28 мегапикселей. Сформированные матрицей изображения сохранялись в аналоговом NTSC-видеоформате на специальном гибком магнитном диске, напоминавшем современные floppy-диски. Диск был перезаписываемым, на нем умещалось до 50 кадров, оставалось и место для звуковых комментариев.

Технически Mavica являлась продолжением линейки телевизионных видеокамер Sony на основе ССD-матриц, просто результатом ее работы был не видеопоток, а статичные картинки, стоп-кадры, которые можно было просматривать на экране телевизора или монитора. В остальном Mavica была полноценной зеркалкой с привычным видоискателем и оригинальным байонетом под сменные объективы, представленные одновременно с камерой: 25 мм f/2, 50 мм f/1.4 и зум 16–65 мм f/1.4.

Наделав много шуму и записавшись в пионеры цифровой фотографии, Sony успокоилась и забыла о зеркальных фотоаппаратах на двадцать с лишним лет. В 1986 году фирма представила большую камеру ProMavica MVC-2000, оснащенную 0,38-мегапиксельным CCD-сенсором с диагональю 2/3 дюйма и великолепным несменным зум-объективом 48–288 мм с постоянной светосилой f/1.4. Модель лишилась зеркала и пентапризмы, а ее конструкция, да и внешний вид, стали еще больше напоминать видеокамеру - однако это все-таки был фотоаппарат, способный отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/15 до 1/1000 с. К камере прилагался специальный портативный дисковод для магнитных дисков, облегчающий просмотр сделанных снимков на экране телевизора. Это очень интересная для своего времени модель стоимостью $3395 так и не поступила в широкую продажу, а поставлялась лишь на заказ в качестве пробного камня, с помощью которого предполагалось изучить спрос на подобные устройства.

Спрос был невелик, и специалисты Sony, полагая, что время профессиональных цифровых фотоаппаратов еще не пришло, сконцентрировались на разработке более простой и дешевой потребительской модели. Результатом их усилий стало появление в 1988 году сразу двух моделей - Mavica MVC-C1 Personal Camera и MVC-A10 Sound Mavica стоимостью $230 и $350 соответственно. Обе камеры оснащались матрицами в 2/3 дюйма с разрешением 0,28 Мп и светосильными объективами с фокусным расстоянием 15 мм. Снимать можно было только при значении светочувствительности 80 ISO в диапазоне выдержек от 1/60 до 1/500 с. На магнитный диск можно было записать 25 фотографий, а модель MVC-A10 Sound Mavica к каждому снимку позволяла записать еще и десятисекундный комментарий. Камеры получились вполне жизнеспособными, но отнюдь не революционными: в том же году схожие по функциям и даже дизайну серийные модели выпустили компании Canon и Konica, а Pentax представил прототип очень похожей камеры EI.карту памяти - и главное, их можно было сразу просмотреть на 1,8-дюймовом дисплее и, если какие-то из них не понравились, тут же удалить. Эта модель стала родоначальницей знаменитого семейства камер Cyber-shot, благодаря которым компания Sony через несколько лет оказалась в числе лидеров рынка любительской фототехники.

2-мегапиксельная камера Cyber-shot F505 необычной конструкции стала прародительницей всех последующих «псевдозеркалок» Sony, вплоть до модели Cyber-shot R1

В 1999 году появилась серьезная модель Cyber-shot F505, у которой довольно внушительный по размерам зум-объектив Vario-Sonnar от Carl Zeiss мог двигаться вниз или вверх относительно корпуса камеры. Эволюцией этого отнюдь не компактного фотоаппарата можно в какой-то степени считать все последующие «псевдозеркалки» фирмы, вплоть до 10-мегапиксельной Cyber-shot R1, выпущенной в 2005 году. Все ждали от компании, освоившей производство столь серьезных аппаратов, следующего шага - выпуска полноценной цифровой зеркальной камеры. Но предпосылкой к этому важному этапу в истории Sony послужило событие, в прямом смысле слова потрясшее весь фотомир: в феврале 2006-го компания KonicaMinolta объявила о своем уходе с фоторынка. Надо сказать, что компании Konica и Minolta, объединившиеся только в 2003 году, считались корифеями японского фотопроизводства. Первая стала выпускать форматные камеры на Японских островах еще в XIX веке, вторая начинала с разработки среднеформатных фотосистем, аналогов немецких Rolleiflex, в 1920-х. Позже Konica сконцентрировалась на выпуске дальномерных камер, фотопленки, бумаги и систем фотопечати, тогда как Minolta активно включилась в производство зеркальных фотоаппаратов и оптики, завоевав доверие не только любителей, но и профессиональных фотографов во всем мире. А в начале 2006 года уже объединенная компания KonicaMinolta вдруг неожиданно объявляет о свертывании фотопроизводства и передаче всех технологических наработок в этой области корпорации Sony! Последнее дополнение как-то потерялось на фоне шока, испытанного многочисленными приверженцами фотосистемы Minolta. А ведь это известие означало одно: очень скоро им придется потратить немалые суммы, чтобы перейти на другую систему.

Но не успело пройти всеобщее изумление, как в июне этого же года Sony представила свою 10-мегапиксельную любительскую зеркальную камеру А100, а спустя полтора года выпустила и полупрофессиональную модель А700. В характерном угловатом дизайне и обилии разнообразных механических узлов управления новых зеркалок чувствовалось наследие Minolta. В остальном же камеры получились отнюдь не консервативными: инженеры начинили их современнейшими электронными системами, позволявшими вести успешную борьбу за самого требовательного потребителя на полях рыночных сражений. Одновременно с камерами, которые унаследовали от Minolta и тип байонета, было представлено несколько зум-объективов Sony, а также целый парк высококлассной оптики Carl Zeiss, легендарного немецкого концерна, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года. Сегодня Sony с завидной регулярностью выпускает на рынок разнообразные цифровые камеры - от изящных компактных моделей до полупрофессиональных зеркальных аппаратов - и вот-вот примерит на себя лавры самого плодовитого и энергичного фотопроизводителя в мире.

Искать что-то оригинальное в истории основания компании Sony – бесполезнее, чем писать цифры на текущей воде, как выразились бы японцы. Подобно другим успешным предприятиям, Sony стартовала с маленького начального капитала (500$ солидной суммой не назовешь) и нескольких людей, сплоченных одной идеей.

Но сама история развития Sony заслуживает пристального внимания.

Сейчас Sony Corporation – крупная транснациональная корпорация, выпускающая высокотехнологичную электронику.

Телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры, игровые приставки, смартфоны, электронные книги – вот далеко не полный перечень продукции, завоевавшей доверие любителей и профессионалов.

Sony Corporation является подразделением холдинга Sony Group и занимается также его управлением. Другие дочерние компании холдинга занимаются кинопроизводством (Sony Pictures Entertainment владеет киностудиями TriStars Pictures и Columbia Pictures), отвечают за музыкальную (Sony Music Entertainment), финансовую сферы (Sony Financial Holdings) и пр.

  • Штаб-квартира корпорации расположена в Токио.
  • Генеральным директором является Кадзуо Хираи, занявший этот пост в 2012 году.
  • Общее число сотрудников по всему миру – около 170 000 человек.
  • Рыночная капитализация Sony Corporation составляет 17,6 млрд. долларов, а ее продажи – более 78 млрд. (данные Forbes на май 2013 г.).
  • В 2013 году торговая марка Sony признана одной из самых влиятельных на родине (4-ое место в «Japan’s Best Global Brands») и во всем мире (5-ое место в рейтинге «Top Global Meaningful Brands Index»).
  • У наших соотечественников бренд Sony стабильно пользуется популярностью, оказываясь в списке «Любимых брендов россиян» то на второй (2011), то третьей (2010, 2012) строчке.

Трудно поверить, но вначале, чтобы не привлекать внимание к стране-изготовителю, на экспортных товарах Sony печатала слова «Сделано в Японии» маленьким шрифтом. Однажды таможня даже «завернула» их продукцию, потому что микроскопическая надпись была не видна!

«Пряталась» компания потому, что дешевая японская продукция (бумажные зонтики, игрушки и пр.) создали на Западе товарам из Страны Восходящего Солнца плохую репутацию.

Однако Sony Corporation удалось не только перебороть этот стереотип, но и превратить слова «Сделано в Японии» в гарантию высокого качества!

Как же удалось этого добиться?

Компания была основана 7 мая 1946 года 38-летним инженером Масару Ибука и 25-летним физиком , и тогда называлась «Токио цусин когё» («Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация»).

Масару и Акио знали друг друга еще со времен войны, когда они вместе работали в группе ученых, трудившейся на благо армии.

В новой фирме отцы-основатели применили правило «разделяй и властвуй». Будучи настоящим техническим гением, Ибука вплотную занялся разработкой новых товаров, предприимчивый же Морита взялся за решение вопросов сбыта.

В своей книге воспоминаний «Сделано в Японии », Акио признавался, что знакомство с Масару оказалось для него одним из самых больших подарков судьбы.

Поначалу в штате было всего 20 сотрудников. Могли ли они представить, что спустя десятилетия коллектив компании увеличиться в 8000 раз?!

Несмотря на возросшую численность, и сейчас сотрудники Sony воспринимают друг друга как одну семью. В этом они переняли философию Акио Морита, блестящего менеджера, который умел сплотить и мобилизовать коллектив на выполнение поставленных задач.

Он отлично понимал, что «как бы вы ни были удачливы… умны или ловки, ваше дело и его судьба находятся в руках тех людей, которых вы нанимаете». Морита стремился лично знать каждого сотрудника и для укрепления рабочих отношений практически ежедневно общался с молодыми менеджерами нижнего звена во время обеда.

Структуру компании укрепила и система пожизненного найма, возрожденная США на японских предприятиях в послевоенное время. Но так как Sony всегда отличалась от других японских предприятий открытостью перед новыми идеями и гибкостью, руководство компании учитывало потребности работников, внедряя практику их перевода с одной работы на другую в пределах компании.

На первых порах фирма расположилась на 4-м этаже обгорелого универмага в разрушенном центре Токио, но вскоре переехала в старый район столицы. Чтобы попасть в «новый офис», следовало нагнуться и пройти под бельевыми веревками, на которых соседи сушили пеленки.

Это так шокировало родственников Морита, навещавших его, что они докладывали родителям, что Акио стал анархистом. Тем не менее, отец Морита неоднократно давал в долг на развитие компании. «Материальная помощь» принесла ему неплохие дивиденды – впоследствии он стал одним из крупнейших акционеров Sony.

На что же изобретатели тратили полученные деньги?

Ибука и Морита не сразу нашли себя в бизнесе. Они жаждали создавать что-то принципиально новое, но поначалу выпускали то приставки для радиоприемников, то электрические рисоварки, то подушки с подогревом.

Поиски своего дела увенчались успехом спустя 3 года.

В 1949 Морита купил американский магнитофон, совместив приятное с полезным – и музыку можно было послушать, и приобретение разобрать и исследовать.

Носителем информации в магнитофоне служила ненадежная и дорогая проволока, и японские инженеры воодушевились идеей создания ленточного магнитофона. Ленточный носитель имел более высокую точность воспроизведения и позволял легко менять запись – достаточно было вклеить новый фрагмент ленты в нужное место.

Идея нового товара не была воспринята сотрудниками компании «на ура» – слишком долго они выслушивали фантастические идеи Масару и уже не сильно им доверяли. Требовалось срочно доказать коллегам (а в особенности бухгалтеру), что проект стоил денег и усилий.

Убедить главбуха в своей правоте Ибука и Морита решили привычным для нас способом – повели в ресторан. Пока тот уплетал за обе щеки, приятели расхваливали свою идею. Вскоре бухгалтер на сытый желудок и не вполне трезвую голову дал «добро» на научные изыскания.

Компания приступила к разработке собственного ленточного носителя для звукозаписи. В качестве основы вначале использовался целлофан, который разрезался на длинные полосы и покрывался экспериментальными составами. Но даже прочные сорта целлофана после пары прогонок через лентопротяжный механизм растягивались и искажали звук.

Следующим материалом для магнитной ленты стала качественная бумага. Ее нарезали и склеивали вручную, так что основатели компании действительно «приложили руки» к созданию продукта. Но и бумага тоже не годилась.

После того, как компания раздобыла пластик и разработала собственную технологию его применения, дело сдвинулось с мертвой точки.

Что касается магнитного покрытия ленты, то японские исследователи получали его из оксалата железа, который предварительно обжаривали на сковородке!

Мне бы хотелось, чтобы вы ясно представили, что поначалу в компании никто толком не знал, как делать эту магнитную ленту, но, тем не менее, это никого не остановило. И уже в 1965 году компания IBM для запоминающих устройств в компьютерах выбрала ленту именно Sony.

В 1950 году был выпущен первый ленточный магнитофон. Он весил 35 кг и стоил 170000 иен, т.е. 472$ (технический специалист после университета тогда получал 30$ в месяц).

Техническая новинка нравилась всем, но не продавалась – изобрести уникальные технологии и товар оказалось не достаточным. Морита занялся маркетингом и сумел найти потребителей, увидевших в магнитофоне не дорогую игрушку, а полезную вещь. Верховный суд Японии закупил сразу 20 магнитофонов в связи с нехваткой стенографистов в послевоенный период. Следующим рынком сбыта становятся школы.

В 1952 году, после поездки Ибука в США, партнеры загорелись идеей купить лицензию на транзистор , который решил бы вопросы уменьшения габаритов радиоприемников. На следующий год Морита едет в Нью-Йорк, чтобы завершить дело по приобретению патента.

В ходе исследований в области транзисторов, сотрудники компании открыли и описали туннельный эффект в диодах, Лео Эсаки впоследствии получил Нобелевскую премию.

В 1955 году Акио решает сменить название компании – с труднопроизносимым «Токио цусин когё» трудно завоевать западный рынок.

Бизнес японских инженеров был связан со звуком, в связи с чем отправной точкой стало слово «sonus» (лат. «звук»), по смыслу подходило также сленговое «sonny» (англ. «сынок»), как называли тогда смышленых ребят. Вычеркнув одну букву из «sonny», в японском языке звучащем как «потерять деньги», Морита и получил «sony».

Так корпорация приобрела простое и запоминающееся название, которое стало не только именем компании, но и маркой выпускаемых товаров.

В 1955 году Sony представляет первый в Японии транзисторный радиоприемник TR-55. Два года спустя компания выпускает на рынок США первый «карманный» приемник TR-63, прозванный «началом конца американской промышленности в области бытовой электроники».

В продвижении своего товара Sony пустилась на хитрость – самые первые «карманные» приемники все-таки были немного больше кармана классической мужской рубашки. Для представителей компании, рекламирующих новинку, были выпущены специальные рубашки с увеличенными карманами, в которые приемники уже умещались!

В 1960 году Sony представляет миру первый транзисторный телевизор. Дело в том, что в то время телевизоры были невероятно огромными потому что работали на электронных вакуумных лампах. Транзисторы были намного меньше в размерах. Японцы хотели с помощью транзисторов уменьшить размер телевизоров, с чем они блестяще справились.

В 1961 году появляется первый в мире портативный телевизор.

Устройство вызвало настоящий фурор среди потребителей даже не смотря на высокую стоимость. Это позволило

В 1961 году, через 15 лет после основания бизнеса, представительство компании в США «Sony Corporation of America» становится первым японским предприятием, вошедшим в списки Нью-Йоркской фондовой биржи. Выпуск акций приносит ее основателям 4 млн. долларов! Тогда стоимость одной акции составила 1,75$, сейчас ценную бумагу компании можно приобрести в среднем за 18$ (данные мая 2014 года).

Это не самая высокая стоимость акций компании Sony, наивысшей стоимости акции достигали в марте 2000 года и стоили тогда почти 150 долларов за акцию. Нижне приведен график изменения стоимости акции компании. Картинку можно увеличить, кликнув по ней:

В 1963 году компания представляет новинку – первый в мире транзисторный кассетный видеомагнитофон.

XVIII Летние Олимпийские игры 1964 года, проводимые в Токио, способствовали росту спроса японцев на цветные телевизоры – все хотели следить за ходом соревнований (в итоговом зачете Япония тогда заняла 3-е место, уступив США и СССР). Sony успешно осваивает рыночный сегмент портативных телевизоров, где не встречает конкурентов.

В чем же заключается секрет успеха компании?

Отметим четкую организацию системы – для эффективного выполнения задач структура компании делилась на группы (база научных знаний, проектная, бизнес-группа), имеющие свои функции, но тесно взаимодействующие между собой.

Помимо таких объективных факторов, как новые технологии и грамотное управление компанией, свою роль сыграла и аккуратность японцев, которая, как считал Морита, у них в крови: «Быть может, это как-то связано с той тщательностью, с которой нам приходится учиться рисовать сложные иероглифы нашего языка».

В 1968 году Sony начинает производство цветного телевизора с кинескопом «Тринитрон», за создание которого Национальная академия телевидения через 4 года наградит компанию премией «Эмми».

В 1971 году Sony представляет первый в мире профессиональный кассетный формат «Ю-матик». Видеомагнитофоны этого формата стали первыми проигрывателями, в которых пленка располагалась в закрытом корпусе. Компания « » для обучения своих механиков и продавцов купила сразу 5000 этих видеомагнитофонов.

В 1975 году появляется «Бетамакс» – формат видеозаписи для бытового использования; тогда же появляется и бытовой кассетный видеомагнитофон.

В 1979 году компания выпускает первый портативный кассетный аудиоплеер с наушниками Walkman. Идея его создания принадлежит , который заметил, что людей, не желающих расставаться с любимой музыкой, великое множество – даже его дочь, как-то вернувшись с поездки, первым делом не поздоровалась с матерью, а побежала к магнитофону.

В 1980 году компания представляет «Бетакам» – формат полудюймовых кассет для бытового использования.

В 1983 году Sony совместно с Philips выпускает первые компакт-диски. Первоначально планировались диски диаметром 11,5 см, но по настоянию Sony размер был увеличен до 12 см – компания хотела, чтобы на диск можно было полностью записать 9-ю «хоральную» симфонию Бетховена длительностью 74 минуты.

Самым «урожайным» на инновационные разработки становится 1990 год – Sony выпускает около полутысячи новых продуктов!

В 1994 году компания выводит на японский рынок игровую приставку PlayStation. Эта приставка завоюет широкий рынок, войдя даже в народный фольклор:

На уроке русского языка:

Учительница: Какие приставки вы знаете?

Вовочка : Xbox и Sony PlayStation.

Кстати, эти игровые приставки популярны не только среди школьников. Смешная реклама Sony наглядно показывает, как игровая консоль превращает взрослого мужчину в ребенка.

В 90-ые появляются цифровые фотоаппараты Cyber-Shot, персональные компьютера VAIO, DVD-видеопроигрыватели, карты памяти Memory Stick и многое другое.

В 1997 году уходит из жизни Ибука Масару, в 1999 году – . Их творческий тандем, длящийся более полувека, привел Sony к вершинам успеха. В строках, посвященных прощанию с Масару, говорится: «Каждый сотрудник, начиная с Акио Мориты, работал, чтобы мечта Масару Ибуки сбылась». Можно сказать, что заветное желание Масару осуществилось – дело жизни японских бизнесменов, компания Sony, по-прежнему живет, развивается и завоевывает доверие все новых покупателей.

В 2001 году Sony совместно со шведской компанией Ericsson основывает предприятие, специализирующееся на мобильных телефонах и аксессуарах. В 2011 году, выкупив у партнеров их долю, Sony становится единоличным владельцем Sony Ericsson и переименовывает компанию на Sony Mobile Communications.

С новой товарной маркой «Xperia» компания укрепляет свои позиции на рынке смартфонов.

С 2005 года компания начинает выпускать телевизоры под новой торговой маркой «BRAVIA», и уже в 2006-м занимает 1-ое место в мире по продажам плазменных телевизоров.

Что касается нашего рынка, то в России история Sony началась в 1991 году. В 1997-м компании принадлежала самая высокая доля российского рынка продаж телевизоров – 22%. В 2013 году Sony была отмечена национальной премией «Продукт года», получив целых 9 наград.

Sony умирает?

Однако не все так безоблачно. Дело в том, что за прошедшие пять лет, не считая 2013 года, компания Sony является убыточной. То есть она четыре года не получала прибыли, кроме 2013 года.

Убытки вызваны сокращением мировой доли Sony в производстве почти всех видов электроники. Лидирующее положение японского производителя пошатнули компании азиатских стран (Южная Корея, Тайвань и Китай), с дешевой рабочей силой которых конкурировать оказалось не просто.

Землетрясение в 2011 году в Японии приводят к вынужденному простою предприятия и дополнительным убыткам.

Крепнущая национальная валюта также сыграла отрицательную роль – высокий курс иены увеличил стоимость японских товаров и сделал экспорт менее выгодным.

Многие аналитики предрекают скорую кончину Sony и советуют продавать акции этого концерна.

Для финансирования программы по реструктуризации бизнеса компания продает некоторые принадлежащие ей офисные здания.

Так, продажа 37-этажного небоскреба площадью в 76 тыс. кв.м. на Манхеттене принесли Sony в 2013 году чуть более 1 млрд. долларов. В течение 3-х лет Sony еще будет арендовать принадлежащие ей ранее площади.

Для снижения издержек уже принято решение сократить 5 тысяч рабочих мест, а также продать подразделение по выпуску компьютеров и ноутбуков Vaio. Направление по выпуску телевизоров планируется выделить в отдельную компанию.

Не знаю чем это связано, возможно с тем, что отцы основатели ушли в мир иной. Они отошли от дел в середине девяностых, но до самых последний дней продолжали консультировать и помогать коллегам.

  • Масару Ибука родился 11 апреля 1908г., скончался – 19 декабря 1997г.
  • родился 26 января 1921г., скончался – 3 октября 1999г.

В 2000 году стоимость акций Sony достигла исторического максимума (149,71$), а затем стала стремительно снижаться. Исторического минимума они достигли в ноябре 2012 года, когда стоили 9,74$ за акцию.

С уходом из жизни своих основателей Sony как-будто утратила нюх на модные и необычайно интересные гаджеты. Компания стала совсем другой. Еще совсем недавно компания была настоящим первопроходцем в мире электроники и вела рынок за собой.

При Морите новые продукты и инновации ставились во главу угла развития компании. С приходом новых менеджеров, обученных по программам МВА, инновации отошли на второй план, а на первый поставили сокращение издержек производства, увеличение объемов производства и продаж уже имеющихся продуктов.

Раньше менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% - финансам.

Сейчас же большую часть времени планерок руководства посвящено тому как нарастить объемы выпуска, как избежать затрат на собственные исследования и инновации в пользу массового производства чужих наработок, как продлить срок амортизации оборудования и другим способам снижения издержек производства.

Некогда самые популярные Walkman-ы потеснили с рынка iPod-ы, которые, кстати, появились в 2001 году. А ведь они прочно удерживали пальму первенства на этом рынке на протяжении почти 20 лет.

Тоже самое касается многих других направлений, в которых легендарный японский брэнд утратил свое технологическое преимущество, хотя некоторые из изделий Sony и сейчас заслуживают похвал. Вот , например, было снято недорогим водонепроницаемым фотоаппаратом Sony DSC-TX200, который стоит около 10 000 руб. На мой взгляд отличное качество и вполне доступная цена для подводного фотоаппарата с функцией записи HD-видео.

У меня в машине уже много лет верой и правдой служит автомагнитола Sony. Я восемь лет пользовался сотовым телефоном Sony-Ericsson, который и сейчас отлично работает, если не считать что он морально устарел. У него только аккумулятор надо заменить, а то он быстро разряжается. Еще у меня до сих пор жив цифровой фотоаппарат Sony, который я покупал еще в 2006 году. Правда у него переключатель режимов съемки немного заедает, но к этому можно приловчиться.

Я пока писал статью сам удивился сколько гаджетов у меня этой марки, хотя я никогда не считал себя поклонником или фанатом этого брэнда.

Кстати, в 2006 году корпорации Sony достались все технологические наработки от лидеров в фото сфере компании KONICA-MINOLTA, которые свернули в 2006 году производство фотоаппаратов. Стоит отметить, что компании Konica и Minolta, объединившиеся только в 2003 году, считались корифеями японского фотопроизводства.

Обе компании существуют с начала XIX века. Только Konica специализировалась на производстве дальномерных камер, фотопленки, бумаги и систем фотопечати, а Minolta специализировалась на производстве зеркальных фотоаппаратов и оптики, причем достаточно высокого класса и ценилась не только любителями, но и профессиональными фотографами во всем мире.

Сегодня Sony выпускает огромное количество разнообразных фотоаппаратов, оснащенных высококлассной оптикой Carl Zeiss, легендарного немецкого концерна, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года.

Sony остается быть Sony, совсем как в слогане минувших лет – «it’s a Sony» («это Сони»).

Сейчас у компании новый слоган. В 2009 году на смену знаменитой рекламной фразе «like.no.other» («как никто другой») пришла новая – «make.believe» («воплотить в реальность»). Этот девиз точно отражает философию компании о том, что мечты должны сбываться, а задуманное – осуществляться; и воплощать идеи в жизнь как раз и помогает Sony.

Логотип остался прежним, в настоящий момент используется торговый знак образца 73-го года. Еще в 1981 году, в рамках празднования 35-летия основания Sony, эмблему компании планировали сменить. Но тогда, перебрав варианты, Ибука решил, что ни один из предложенных не лучше существующего. Да и зачем что-то менять, если именно такими буквами, простыми и выразительными, Sony вписала свое имя в список фирм-новаторов? Будем надеяться, что новое руководство компании вспомнит о былых победах и традициях и вернет себе утраченное величие некогда гремевшего по всему миру брэнда!

С 2008 года компания является участником глобального проекта Eco-Patent Commons, созданного для решения экологических проблем. Компании-участницы проекта открывают свободный доступ к своим патентам на технологии и изобретения, которые могут улучшить экологическую обстановку.

Sony вообще относится к одной из наиболее экологично-ориентированных компаний. В 2013 году в рейтинге «Самые «зеленые» бренды», составляемом агентством Interband на основе 83 критериев, компания заняла почетное 11 место.

В ряде своих эконовинок Sony использует кинетическую энергию. Чтобы подзарядить цифровой фотоаппарат «покрути и клацай», надо повращать его корпус, а «подпитать» стереонаушники «потяни и играй» можно, вытянув провод из корпуса.

Специалистами Sony были разработаны новые «биобатареи», вырабатывающие электроэнергию путем расщепления глюкозы под действием энзимов.

К 2050 году, согласно графику экологических мероприятий, компания планирует достичь нулевых выбросов парниковых газов, как для своих заводов, так и для производимой продукции.

Лично мне нравится эта компания и надежность, производимых ею устройств. Единственное пожелание, чтобы она шла в ногу со временем и не отставала от таких гениев и новаторов индустрии как или Samsung, которые не боятся открывать новые рынки, создавать новые продукты и тенденции в мире бытовой электроники.

В заключение предлагаю вам посмотреть на историю развития компании Sony в виде инфографики. Кликните на картинку для увеличения.

Немного о Соне

Юная девушка, приехавшая в Канаду в пятилетнем возрасте, не забыла свое русское происхождение. Сегодня (биография описана ниже) не только знаменитая модель, но также и популярный блоггер. Она охотно общается не только со сверстниками, но также и с людьми, которые намного старше ее. Живя в Канаде, она неплохо владеет и русским, пусть некоторые выражения получаются немного забавными, но это не смущает ни ее друзей и поклонников, ни саму девушку.

Биография канадской модели

Соня родилась в северной столице России, в Санкт-Петербурге, шестого июня 1995 года, но когда ей исполнилось 5 лет, вместе с родителями переехала в Канаду. Еще совсем юна Соня Есьман, биография же ее уже интересна многим. Она всегда была жизнерадостным ребенком. Были и в ее жизни разочарования и трагедии. Когда девочка училась в пятом классе, родители ее развелись, а отец после этого вернулся обратно в Россию. Для Сони это была большая трагедия. Она сильно переживала разрыв с папой. Но уже тогда решила не «тонуть в депрессии», а работать над собой. Сначала она мечтала стать писательницей. По ее мнению, люди, которые могут свои мысли и слова доносить до читателей, обладают великой силой. Но дети растут. Со временем меняется не только рост Сони Есьман (сегодня он уже составляет 173 см при ее весе в 44 кг), но и ее взгляды на жизнь.

Соня и ее образование

Девочка всегда была смышленым и сообразительным ребенком. Она и школу смогла окончить ускоренно - экстерном. Но пока учиться дальше не захотела, а приняла решение заняться своей любимой работой. Она - известная модель, ее всегда можно увидеть в самых популярных модных журналах. Многие девушки мечтают о такой работе, только они сначала не задумываются о том, что это постоянный труд и, прежде всего, над собой. Чтобы быть хорошей моделью, мало быть просто красивой девушкой. Надо также еще обладать артистизмом и уметь владеть собой в любых ситуациях. может быть различным, и неважно, какое настроение в этот день или какое самочувствие. Нужно быть всегда бодрой и жизнерадостной. Поэтому Соня Есьман постоянно посещает актерские курсы.

Соня и ее образ жизни

В свои семнадцать лет девушка добилась большой популярности. Ее знают все, кто интересуется модой, кому интересно узнать о модельном бизнесе. На страницах в социальных сетях всегда можно узнать о Сониной диете, о ее комплексе упражнений. Каждый свой новый день девушка начинает с пробежки, а затем следует небольшая разминка. Никаких вредных привычек (это отражается на внешнем виде и на самочувствии). В питании больше растительной пищи и никакого фаст-фуда. Мясо можно употреблять, но только нежирное в отварном виде и в небольшом количестве. Спортзал Соня постоянно не посещает, только тогда, когда нет возможности заняться спортом на улице. А самое главное - как можно больше двигаться. Это может быть плаванье, катание на роликах и велосипеде и просто пешая прогулка.

Имидж Сони

Посмотрев на фотографии в модном журнале, даже не задумаешься о том, что в жизни это простая жизнерадостная и общительная девушка. Она способна преображаться до неузнаваемости. На страницах в сети это «обычная простая девчонка из соседнего двора». На фото Сони Есьман всегда много друзей, ее ровесников и людей старшего возраста. Для своих друзей она демонтирует одежду на каждый день, показывает, как можно одеваться на работу или на учебу или просто в каком наряде можно отправиться на вечеринку. Тату Сони Есьман также не вызывающе, даже не сильно заметно. Небольшой рисунок на запястье, который служит украшением. Очень любит девушка животных. На страницах ее сайта очень много фотографий, где Соня со своим любимым попугаем Пашей. Уход и общение с ним доставляет много радости.

Работа на видеоблоге

Работая на видеоблоге, Соня смогла наладить связь со своим отцом. Это было для нее радостным событием. Поддержка и оценка близкого человека всегда очень много значат для каждого из нас. Отец оценил ее мастерство, ее талант. Они снова общаются и бывают вместе.

Создавая свой канал, Соня, прежде всего, думала о том, как помочь людям, своим ровесникам найти себя и как всем стать счастливыми. Ей это удалось. То, что у нее на сегодняшний день более двухсот тысяч подписчиков, говорит о многом. Ее слушают, используют советы в своей жизни и просто всегда с ней с удовольствием общаются. Это говорит о многом. Умение общаться с людьми - это тоже талант, а Соня Есьман еще и обаятельная, веселая девушка. Она охотно рассказывает о новой коллекции, о новом направлении в моде. Всегда подскажет, кому и что лучше подобрать из одежды. Не скрывает от своих поклонников и от друзей свой образ жизни, свои интересы. Также Соня учит ровесниц тому, как нужно правильно ухаживать за волосами, за кожей. Уроки макияжа на канале понравились почти всем. Девчонки были в восторге от курса-тренинга, организованного ведущей.

Есть одна фраза о том, что красота - страшная сила. Но когда, помимо красоты внешней, есть еще и внутренняя, то человек невольно притягивает к себе. С ним хочется общаться и встречаться вновь. У Сони Есьман все еще впереди. Это будущая звезда. Она очень работоспособна и ответственна. И при всех этих качествах - хороший, доброжелательный человек. Хочется верить, что сейчас это только начало ее карьеры, что в недалеком будущем количество ее подписчиков еще увеличится, и она будет популярной не только в социальных сетях интернета, но и на экране телевидения.

Корпорация Sony, мировой лидер в производстве электроники, появилась на рынке фототехники сравнительно недавно, однако уже успела занять на нем весьма прочные позиции. В общем-то, это неудивительно, ведь стремительные технологические прорывы и рискованные маркетинговые ходы — обычная тактика компании, сформировавшаяся еще на заре ее деятельности.

Годом основания Sony принято считать 1946-й, когда в разбомбленном американскими самолетами Токио встретились бывшие коллеги по оборонному предприятию Акио Морита и Масару Ибука. Друзья выпили саке, поздравили друг друга с тем, что уцелели в войне, и тут же решили организовать какое-нибудь производство.

Первоначальный капитал партнеров был невелик: 84 500 иен, или 375 долларов по курсу того времени, большую часть которых Морита занял у своего отца, преуспевающего винокура. Этих денег оказалось достаточно для того, чтобы 7 мая на втором этаже полуразрушенного торгового центра заработала Tokyo Tsushin Kogyo — «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», штат которой составлял 20 человек (все эти люди являлись бывшими сотрудниками все того же оборонного завода).

Акио Морита и Масару Ибука, основатели компании Sony

Первый магнитофон

Несмотря на громкое название, предприятие выпускало далеко не самые высокотехнологичные продукты: жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки, которыми приходилось торговать вразнос. На вырученные деньги Морита и Ибука скупали разнообразные иностранные электроприборы, хлынувшие в страну с приходом американских войск. Самое большое впечатление на инженеров произвел американский магнитофон с металлической магнитной лентой, на которую можно было записывать радиопрограммы. Быстро смекнув, что дорогая и тяжелая металлическая пластина — не самая удачная основа для магнитного покрытия, друзья задались целью разработать более совершенный носитель. В результате они додумались разрезать лист ватмана на узкие полоски и уже на них тонким слоем нанести магнитную краску. Нехитрая технология производства легкой и гибкой магнитной ленты была тут же запатентована, а в 1950 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпустила первый японский магнитофон G-Type.

Первый японский магнитофон G-Type весил почти полцентнера

Сборка магнитофонов в цеху «Токийской телекоммуникационной инженерной компании», 1950-е годы

Творение оказалось сложным, громоздким и очень дорогим. Вряд ли оно получило бы распространение, если бы не неожиданный заказ из окружного суда: магнитофоны были тогда большой редкостью даже в США, и японское судебное ведомство, страдавшее от вечной нехватки стенографисток, было радо заполучить отечественные устройства для записи голоса. Продажа сразу 24 магнитофонов принесла предприятию 1 млн иен и уверенность в своих силах. В следующем году компания выпустила более совершенную модель магнитофона H, весившую всего 13 кг. Морита тут же отправил конструктора устройства Масао Курахаси в лекционное турне по стране — рассказывать о новых технологиях звукозаписи в учебных заведениях. А сам принялся убеждать чиновников из Министерства образования в необходимости устанавливать магнитофоны в школах. В конце концов под напором Мориты и впечатленных новинкой учителей чиновники сдались, и компания получила очередной массовый заказ на свою продукцию. И только третья модель магнитофона, Р, стала настоящим хитом продаж без всяких государственных заказов — не в последнюю очередь благодаря привлекательной цене и существенно облегченному управлению.

Первые радиоприемники на транзисторах пользовались небывалой популярностью

Транзисторы из Америки

В марте 1952 года Масару Ибука отправился в США, чтобы изучить применение магнитофонов в повседневной жизни, а заодно посмотреть, как налажено их производство в американских компаниях. Главным результатом этой поездки стала покупка у компании Western Electric лицензии на производство транзисторов. Эти полупроводниковые приборы, предназначенные для усиления электрического тока и управления им, были изобретены в Германии еще до войны, но инженеры пока смутно представляли, где именно их можно использовать. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной технике, Ибука сконструировал на их основе… невинный бытовой радиоприемник. В отличие от своих громоздких собратьев, транзисторная модель была размером с толстую книгу и могла работать не только от сети, но и на батарейках. TR-2 — такое название дали новому устройству — стал первым по-настоящему портативным радиоприемником в мире.

Презентация прототипа бытового видеомагнитофона U-matic VTR

Микротелевизор Sony TV5-303

Недорогие легкие приемники, которые можно было брать с собой куда угодно, стали пользоваться бешеной популярностью, и Ибука решил расширить сферу применения транзисторов. В 1960 году он сконструировал на их основе маленький переносной телевизор с 8-дюймовым экраном, а спустя пять лет появился и первый видеомагнитофон, способный записывать телепрограммы на магнитную ленту. Оба эти устройства вышли уже под новой маркой, название которой звучало кратко и благородно: Sony.

Рождение звука

«Телекоммуникационная инженерная компания» окончательно сменила свое сложное имя в 1958 году. Акио Морита, который к тому времени стал отвечать за продвижение продукции компании, не без оснований уверял: «Чтобы закрепиться на мировом рынке, нам нужно другое название — простое, короткое, легкое для произношения и запоминающееся. А вместо иероглифов нужно использовать интернациональную латиницу». Например, американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже сокращение Totsuko — а продавать в США продукт, произведенный компанией с непроизносимым названием, было бы, мягко говоря, непросто. Сначала Морита и Ибука хотели сократить имя своего детища до трех букв — TTK, но тогда неизбежно возникли бы проблемы на внутреннем рынке. Ведь TTK очень похоже на TKK — японскую железнодорожную компанию. И тогда, порывшись в словарях, друзья выудили оттуда латинское слово sonus — «звук», которое, по их мнению, идеально отражало направление деятельности фирмы. Слегка модернизировав его, Морита и Ибука придумали слово sony, которому и суждено было стать международным именем компании.

Современный логотип Sony был утвержден в 1973 году

Первые логотипы Sony, появившиеся на радиоприемниках в 1955-м, представляли собой надпись, выполненную динамично наклоненным шрифтом. Через два года шрифт заменили на более спокойный и читаемый, и с тех пор в начертании слова Sony менялась лишь толщина букв. Последний вариант логотипа, который мы сейчас видим на продукции Sony, был утвержден в 1973 году.

Привычка удивлять

В 1968 году Sony учредила свою первую дочернюю компанию за рубежом — Sony UK Ltd. в Великобритании, в 1971-м представила первую в мире профессиональную кассетную систему звукозаписи, а в 1972-м получила свою первую (из пятнадцати последующих) музыкальную премию Emmy. О японской корпорации заговорили, в причинах ее успеха стали разбираться как конкуренты, так и студенты факультетов менеджмента и маркетинга крупнейших университетов.

Акио Морита представляет очередной мини-телевизор Sony, 1960-е годы

Масару Ибука и Акио Морита во время празднования 50-летия основания Sony, 1996 год

Сам же Акио Морита основными предпосылками для столь динамичного развития называл постоянное стремление выбирать крупные цели и ставить амбициозные научно-технические задачи. В своей книге «Сделано в Японии» он приводит простую схему такой тактики: «Сцена 1: на рынке еще отсутствует ныне всем знакомый продукт (транзисторный радиоприемник, переносной телевизор, бытовой видеомагнитофон). Сцена 2: специалисты утверждают, что такой товар никому не нужен. Зачем делать маленький приемник, если у большого звук лучше? Зачем нужен телевизор с малым экраном в больших комнатах американских домов? Кому понадобится видеомагнитофон при изобилии интересных и разнообразных передач, идущих по многочисленным телепрограммам?»

«Сцена 3: лидер фирмы четко объясняет философию новинки — транзисторный приемник последует за хозяином в любое место; Walkman, первый в мире карманный аудиоплеер, заменит грохот и шум большого города той музыкальной средой, которую вы выбрали сами; видеомагнитофон ликвидирует тиранию телекомпаний, заставляющих всех смотреть передачи только в то время, когда они транслируются. Сцена 4: инженеры Sony берутся за дело и решают сложную задачу, производственники обеспечивают безупречное качество, а отделы сбыта — оглушительный рыночный успех новинки».

Компания Sony не раз представляла передовые форматы видеозаписи. Во многом благодаря ей появилось такое понятие, как «видео с высоким разрешением»

От видео к фото

Применяя описанную Моритой тактику, к середине 1970-х Sony cтала крупнейшим мировым производителем разнообразной электроники, от мелкой бытовой техники до компьютеров и профессиональных стереосистем. Не в последнюю очередь благодаря Sony стали активно развиваться видеотехнологии, практически полностью вытеснившие кинокамеры с любительского рынка. А разработанные компанией системы видеозаписи с высоким разрешением оказали значительное влияние даже на кинематограф. Однако компания долгое время не обращала внимание на еще один прибыльный сегмент рынка — производство и продажу любительской фототехники. Это упущение было ликвидировано в 1981 году, когда Sony cовершила не просто прорыв на рынок, а настоящий переворот в фототехнике, представив цифровую зеркальную камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с появления которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. За регистрацию изображения в этом аппарате отвечал CCD-cенсор размером 10 х 12 мм, в котором умещалось 0,28 мегапикселей. Сформированные матрицей изображения сохранялись в аналоговом NTSC-видеоформате на специальном гибком магнитном диске, напоминавшем современные floppy-диски. Диск был перезаписываемым, на нем умещалось до 50 кадров, оставалось и место для звуковых комментариев.

Sony Mavica, 1981 год

Технически Mavica являлась продолжением линейки телевизионных видеокамер Sony на основе ССD-матриц, просто результатом ее работы был не видеопоток, а статичные картинки, стоп-кадры, которые можно было просматривать на экране телевизора или монитора. В остальном Mavica была полноценной зеркалкой с привычным видоискателем и оригинальным байонетом под сменные объективы, представленные одновременно с камерой: 25 мм f/2, 50 мм f/1.4 и зум 16-65 мм f/1.4.

Sony ProMavica MVC-2000 поставлялась только на заказ в комплекте со специальным дисководом

Наделав много шуму и записавшись в пионеры цифровой фотографии, Sony успокоилась и забыла о зеркальных фотоаппаратах на двадцать с лишним лет. В 1986 году фирма представила большую камеру ProMavica MVC-2000, оснащенную 0,38-мегапиксельным CCD-сенсором с диагональю 2/3 дюйма и великолепным несменным зум-объективом 48-288 мм с постоянной светосилой f/1.4. Модель лишилась зеркала и пентапризмы, а ее конструкция, да и внешний вид, стали еще больше напоминать видеокамеру — однако это все-таки был фотоаппарат, способный отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/15 до 1/1000 с. К камере прилагался специальный портативный дисковод для магнитных дисков, облегчающий просмотр сделанных снимков на экране телевизора. Это очень интересная для своего времени модель стоимостью $3395 так и не поступила в широкую продажу, а поставлялась лишь на заказ в качестве пробного камня, с помощью которого предполагалось изучить спрос на подобные устройства.

Sony Mavica MVC-C1 и Сanon RC-250 XapShot, 1988 год

Спрос был невелик, и специалисты Sony, полагая, что время профессиональных цифровых фотоаппаратов еще не пришло, сконцентрировались на разработке более простой и дешевой потребительской модели. Результатом их усилий стало появление в 1988 году сразу двух моделей — Mavica MVC-C1 Personal Camera и MVC-A10 Sound Mavica стоимостью $230 и $350 соответственно. Обе камеры оснащались матрицами в 2/3 дюйма с разрешением 0,28 Мп и светосильными объективами с фокусным расстоянием 15 мм. Снимать можно было только при значении светочувствительности 80 ISO в диапазоне выдержек от 1/60 до 1/500 с. На магнитный диск можно было записать 25 фотографий, а модель MVC-A10 Sound Mavica к каждому снимку позволяла записать еще и десятисекундный комментарий. Камеры получились вполне жизнеспособными, но отнюдь не революционными: в том же году схожие по функциям и даже дизайну серийные модели выпустили компании Canon и Konica, а Pentax представил прототип очень похожей камеры EI.

Оптика Carl Zeiss cтояла уже на первом Cyber-shot, появившемся в 1996 году

Киберснимки

В 1996 году Sony выпустила цифровую фотокамеру весьма любопытной конструкции: модуль со встроенной вспышкой и 35-миллиметровым объективом мог поворачиваться на 180 градусов относительно основного корпуса. Это был аппарат абсолютно новой электронной формации, что подчеркивало его название — Sony Cyber-shot F1. Cнимки с разрешением 640 х 480 пикселей записывались уже не на магнитный диск, а на миниатюрную карту памяти — и главное, их можно было сразу просмотреть на 1,8-дюймовом дисплее и, если какие-то из них не понравились, тут же удалить. Эта модель стала родоначальницей знаменитого семейства камер Cyber-shot, благодаря которым компания Sony через несколько лет оказалась в числе лидеров рынка любительской фототехники.

2-мегапиксельная камера Cyber-shot F505 необычной конструкции стала прародительницей всех последующих «псевдозеркалок» Sony, вплоть до модели Cyber-shot R1

В 1999 году появилась серьезная модель Cyber-shot F505, у которой довольно внушительный по размерам зум-объектив Vario-Sonnar от Carl Zeiss мог двигаться вниз или вверх относительно корпуса камеры. Эволюцией этого отнюдь не компактного фотоаппарата можно в какой-то степени считать все последующие «псевдозеркалки» фирмы, вплоть до 10-мегапиксельной Cyber-shot R1, выпущенной в 2005 году. Все ждали от компании, освоившей производство столь серьезных аппаратов, следующего шага — выпуска полноценной цифровой зеркальной камеры. Но предпосылкой к этому важному этапу в истории Sony послужило событие, в прямом смысле слова потрясшее весь фотомир: в феврале 2006-го компания KonicaMinolta объявила о своем уходе с фоторынка. Надо сказать, что компании Konica и Minolta, объединившиеся только в 2003 году, считались корифеями японского фотопроизводства. Первая стала выпускать форматные камеры на Японских островах еще в XIX веке, вторая начинала с разработки среднеформатных фотосистем, аналогов немецких Rolleiflex, в 1920-х. Позже Konica сконцентрировалась на выпуске дальномерных камер, фотопленки, бумаги и систем фотопечати, тогда как Minolta активно включилась в производство зеркальных фотоаппаратов и оптики, завоевав доверие не только любителей, но и профессиональных фотографов во всем мире. А в начале 2006 года уже объединенная компания KonicaMinolta вдруг неожиданно объявляет о свертывании фотопроизводства и передаче всех технологических наработок в этой области корпорации Sony! Последнее дополнение как-то потерялось на фоне шока, испытанного многочисленными приверженцами фотосистемы Minolta. А ведь это известие означало одно: очень скоро им придется потратить немалые суммы, чтобы перейти на другую систему.

Но не успело пройти всеобщее изумление, как в июне этого же года Sony представила свою 10-мегапиксельную любительскую зеркальную камеру А100, а спустя полтора года выпустила и полупрофессиональную модель А700. В характерном угловатом дизайне и обилии разнообразных механических узлов управления новых зеркалок чувствовалось наследие Minolta. В остальном же камеры получились отнюдь не консервативными: инженеры начинили их современнейшими электронными системами, позволявшими вести успешную борьбу за самого требовательного потребителя на полях рыночных сражений. Одновременно с камерами, которые унаследовали от Minolta и тип байонета , было представлено несколько зум-объективов Sony, а также целый парк высококлассной оптики Carl Zeiss, легендарного немецкого концерна, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года. Сегодня Sony с завидной регулярностью выпускает на рынок разнообразные цифровые камеры — от изящных компактных моделей до полупрофессиональных зеркальных аппаратов — и вот-вот примерит на себя лавры самого плодовитого и энергичного фотопроизводителя в мире.