Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что относится к живой природе. Природа бывает живая и неживая

Природой принято называть все, что не создано человеком, и она является главным объектом изучения естественных наук. Природа разделяется на живую и неживую. Что относится к живой природе, а что – к неживой? В первом приближении ответ на поставленный вопрос очевиден. Однако грань живого и неживого в природе – это не четкая линия, а, скорее, размытая полоса.

Живая и неживая природа по школьной программе

В младших классах на уроках природоведения школьников учат четко различать: цветок, медведь, бацилла – это живая природа. Камень, облако, звезда – неживая. Наверное, начинать изучать окружающий нас мир надо именно так, иначе неподготовленный человек просто заблудится в нюансах и определениях, что негативно скажется на усвоении материала. Итак, по школьному определению, живая природа – это совокупность всех живых организмов, населяющих окружающий нас мир. Живые организмы способны расти, размножаться и нести наследственную информацию.

Все неживое лишено этих признаков. К телам живой природы относятся организмы, входящие в пять царств: вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Такое положение общепринято, и его разделяет большинство ученых. Но именно большинство, а не все! Например, вирусы, согласно этой классификации, считаются живыми организмами, но они проявляют «живые» свойства, только попадая в живую клетку, а вне ее они – всего лишь набор молекул ДНК или РНК (или даже просто их фрагменты), не выказывающих никакой активности. То есть они признаны представителями упомянутой «размытой полосы».

Ноосфера

Ноосфера, или сфера разума (в переводе с греческого), – это, предположительно, новая, более высокая стадия развития биосферы, или совокупности всех живых организмов нашей планеты. Понятно, что классическое определение живого организма к биосфере не подходит, так как в ней нет ни ДНК, ни РНК. Учение о ноосфере создал советский ученый В. И. Вернадский (1863-1945). В структуре ноосферы и биосферы он выделял несколько разновидностей вещества:

  • живое;
  • биогенное (то есть происходящее от живого);
  • косное (происходящее из неживого);
  • биокосное (частично живое, частично неживое, то есть та самая «размытая полоса»);
  • радиоактивное;
  • атомарно-рассеянное;
  • космическое.

Таким образом, мы видим, что в мире однозначного мало, и порой так сразу и не определишь, что относится к живой природе, а что – нет. Без сомнения, по мере развития естественных наук критерии определения «живого» и «неживого» будут меняться. Уже сегодня существует теория, согласно которой вся Земля – единый живой организм. Четкое разделение на живую и неживую природу приемлемо лишь для школьной программы как база, как отправная точка для изучения всего многообразия окружающего нас мира.

Цель урока: познакомить детей с живыми организмами и их свойствами.

Задачи:

  • развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить,
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас,
  • способствовать формированию в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,
  • осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о живой и неживой природе, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе.

Оборудование:

  • картина, изображающая детскую игровую площадку
  • контейнеры с землёй, проращенные семена фасоли
  • газета «Мы и природа»

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Самоопределение к учебной деятельности . Постановка проблемного вопроса .

Нет человека, который бы не слышал или не произносил бы с восхищением фразы «Какая природа! Красота!», «Я был на природе». А что же такое природа ? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Мысленно выйдем во двор (на доску прикрепляется картина, изображающая детскую площадку). Перед нами детская площадка. Рассмотрите внимательно эту картинку. Назовите то, что создано руками человека, а что существует независимо от нас.

(в соответствии с ответами детей учитель записывает названные предметы по колонкам «Создано руками человека», «Объекты природы»).

Итак, что мы относим к объектам природы? Что такое природа?

Вывод: Всё то, что не создано руками человека, и мы сами называется природой .

3. Актуализация знаний

Что мы можем отнести к природе?

(учитель устанавливает песочные часы и дети в течение 1 минуты высказывают свои мнения, которые учитель фиксирует на доске)

4 . Проектирование и фиксация нового знания .

А теперь проверим себя!

(учитель открывает доску, на которой таблица объектов живой природы; учитель комментирует каждый раздел, а дети проговаривают, что из перечисленного относится к каждому разделу.)

Прежде всего к природе относится:

  • человек
  • животные (звери, птицы, насекомые, рыбы)
  • растения (деревья, кустарники, цветы, травы)
  • грибы (растущие на земле и деревьях, грибы одноклеточные, которые используются, например, в хлебопечении, и молочнокислые грибы)
  • микроорганизмы,которые можно увидеть, например, в капельке воды. К ним относятся бактерии, микробы, вирусы.
  • камни, которые существуют миллионы лет, полезные ископаемые
  • воздух-смесь невидимых газов, из него состоит атмосфера земли и вода (она повсюду: в океанах, морях, реках, озёрах, в почве, много воды в атмосфере)
  • к природе относятся Солнце, Луна-спутник Земли, Земля, звёзды и планеты

Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы разобраться в нём, люди классифицируют все объекты природы. Природу делят на живую и неживую.

(Открыть доску, на которой таблица природных объектов.)

Давайте подумаем, что из природных объектов мы можем отнести к живой, а что к неживой природе.

По каким признакам мы смогли объединить объекты живой природы в одну группу, что между ними общего?

В процессе обсуждения дети выясняют признаки живых организмов, которые учитель записывает на доске:

  • питание
  • дыхание
  • размножение

5. Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Я буду загадывать загадки. Если отгадка относится к живой природе, то вы приседаете, а если к неживой, то вы хлопаете.

Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся,
А едва появится-
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое! (солнце)

Это кочка?
Нет, не кочка.
Это бочка?
Нет, не бочка.
Может, тыква с хвостиком
Забежала в гости к нам,
Под крылечко юркнула
И довольно хрюкнула? (свинка)

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (бабочка)

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. (облака)

Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан (берёза)

Странная звёздочка
С неба упала.
Мне на ладошку легла-
И пропала. (снежинка)

6. Актуализация знаний

Могут ли живые организмы превратиться в неживые?

Каждый живой организм существует определённое время,а потом он умирает, а на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны беречь и приумножать её богатства. А как это сделать? Как мы можем проявить заботу о природе?

7. Опыт практической деятельности.

Сегодня мы попробуем приумножить природные богатства, посадим семена фасоли, которые мы прорастили на одном из прошлых уроков. Если мы сделаем это правильно, с любовью и заботой, то появившиеся росточки помогут нам разобраться с темой следующего урока «Растения и животные» (дети сажают проростки в землю)

8. Закрепление изученного.

Что же такое природа? Ответьте на вопрос, пользуясь опорной таблицей на доске.

(Всё, что существовало, существует и будет существовать независимо от человека и его усилий называется природой.)

Какие обьекты живой и неживой природы вы можете назвать?

Какие признаки объектов живой природы вы узнали?

Человек- тоже часть природы. Творческая группа нашего класса подготовила фотогазету «Мы и природа».

(Ученики вывешивают на доску газету)

Главная задача человека - сохранять и умножать природные богатства. Ведь природа- наш большой друг! Будем беречь природу!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Когда вы придёте домой, и родители спросят вас, что вы узнали на уроке, что вы им расскажите?

Давайте заполним наш экран настроения-сегодня это дерево. Если урок вам не понравился - вы приклеите на дерево жёлтый листик, если понравился, то зелёный, а если очень понравился - цветочек.

В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.

Виды объектов в окружающем мире

В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик - к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?

И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.

Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.

Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать - чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.

Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.

Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.

Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними - представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.

Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.

Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.

Особенности неживых видов природы

Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.

Вот основные признаки неживых организмов:

Тема : Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;

б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2. Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

3.Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.

4. Стакан воды;

5. Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.

Раздаточный материал:

1.Конверты с картинками живой и неживой природы;

2. Карточки с заданием для работы,на которых нарисованы живая и неживая природа.

3.Солнышко для этапа рефлексии.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома, …).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)

ПРИРОДА - это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)

Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.

2.Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы - надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.

Какие группы вы выделили

1 группа машина, книга, стол - предметы, которые сделаны руками человека;

2 группа – объекты природы.

III . Выявление места и причины затруднения.

Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном - образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.

Не смогли разделить на 2 группы;

Мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что? - Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему - то задумчивый. У него в руке письмо, какое - то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)

Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? - самолет.

Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)

IV . Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается - да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

И значит, Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ПИТАЮТСЯ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

V . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Рождается – да, из яиц.

Дышит? – да;

Питается? – да, клюет зерна;

Растет? – да;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.

Дышит? – НЕТ;

Питается? – НЕТ;

Растет? – НЕТ;

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает?- НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Ворона, снег , дождь, белка, гора , берёзовый листочек, гром , солнце, медведь, обезьяна, облако , цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги - это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.

Наша природа очень богата. Природа - наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: Эталон на доске:

- живые природные богатства

- неживые природные богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце - неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Надо разбирать по признакам:

Дерево - живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон. Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит - листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;

Деревопитается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет - да, сначала оно маленькое потом большое;

Дереводвигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево ( - да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы ?

Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.

(на отдельных листочках)

Теперь мы знаем, что такое живая и неживая природа? (Да)

К какому шагу вы перейдете? (Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)

Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)

Приготовили синие и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим цветом обвести богатства неживой природы. (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).

Самопроверка по эталону. (после выполнения работы проводится). На слайде

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты? - По эталону.

− Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

(Да.)

− Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

  1. Работа по учебнику.

(Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Давайте рассмотрим таблицу в учебниках стр. 32 .

Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи? Работаем простыми карандашами.

− Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

− Проверяем по ЭТАЛОНУ.

Учитель открывает на доске эталон - образец.

− У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки.)

А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе. Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похож он на трубу!

2.Дом по улице идёт,

На работу всех везёт

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти.

5. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево

VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

? (подвести итог нашей работы)

- каких два основных шага вы выполнили (мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)

1. Мы узнали что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да)-

(провели практическое задание по определению живой и неживой природы, работали в парах и по учебнику)

У кого остались затруднения?

Проанализируйте свою работу. Как мы оцениваем свою работу? На отлично!

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.

Лунтик оставил вам загадки и подарки - солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.

Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом ?

Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь. Человеку нужно бережно относится к природе.

Земля - наш общий дом. Небо, дождь, ветер, океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди , будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

ЗАПОМНИТЕ это правило:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 Д

Тип урока: ОНЗ

Тема : Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;

Б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2. Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

3. Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.

4. Стакан воды;

5. Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.

Раздаточный материал:

1.Конверты с картинками живой и неживой природы;

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3.Солнышко для этапа рефлексии.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

1.С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа. Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома, …).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)

ПРИРОДА - это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)

Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.

2.Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы - надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.

− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.

Какие группы вы выделили ? Ответы детей работающих у доски.

1 группа – машина, книга, стол - предметы, которые сделаны руками человека;

2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна - объекты природы .

III. Выявление места и причины затруднения.

Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном - образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.

1.А что у вас вызвало затруднение?

Не смогли разделить на 2 группы;

Мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что? - Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему - то задумчивый. У него в руке письмо, какое - то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)

Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? - самолет.

Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается - да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ДЫШАТ

ПИТАЮТСЯ

РАСТУТ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

УМИРАЮТ

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).

Рождается – да, из яиц.

Дышит? – да;

Питается? – да, клюет зерна;

Растет? – да;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.

Дышит? – НЕТ;

Питается? – НЕТ;

Растет? – НЕТ;

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает?- НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение знаний на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег , дождь, белка, гора , берёзовый листочек, гром , солнце, медведь, обезьяна, облако , цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги - это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.

Наша природа очень богата. Природа - наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: Эталон на доске:

- живые природные богатства

- неживые природные богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце - неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить? Надо разбирать по признакам:

Дерево - живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон. Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит - листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет - да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) - у него детки есть? - да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение ? Да

Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы ?

Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (на отдельных листочках)

Теперь мы знаем, что такое живая и неживая природа? (Да)

К какому шагу вы перейдете? (Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)

Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)

Приготовили синие и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим цветом обвести богатства неживой природы. (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).

Самопроверка по эталону. (после выполнения работы проводится). На слайде

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты? - По эталону.

− Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

− Мы преодолели затруднение? (Да.)

− Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Работа по учебнику.

А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Давайте рассмотрим таблицу в учебниках стр. 32 .

Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи? Работаем простыми карандашами.

− Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

− Проверяем по ЭТАЛОНУ.

Учитель открывает на доске эталон - образец.

− У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки.)

А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе. Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2.Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2.Дом по улице идёт,

На работу всех везёт

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус - неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед - неживое природное богатство)

4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор - неживое природное богатство)

5. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево - живое природное богатство)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что необходимо сделать в конце урока ? (подвести итог нашей работы)

Каких два основных шага вы выполнили (мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)

1. Мы узнали что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да) -

Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели практическое задание по определению живой и неживой природы, работали в парах и по учебнику)

У кого остались затруднения?

Проанализируйте свою работу. Как мы оцениваем свою работу? На отлично!

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.

(Слайд Лунтика - улыбчивый, радостный, потом сразу убрать слайд, чтобы дети не отвлекались).

Лунтик оставил вам загадки и подарки - солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.

Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом ?

Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь. Человеку нужно бережно относится к природе.

Земля - наш общий дом. Небо, дождь, ветер, океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди , будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

ЗАПОМНИТЕ это правило:

«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».


Природа – это окружающий нас мир со всеми его обитателями и явлениями. Именно она всегда выступала главным объектом для исследований и научных экспериментов, за счет чего многие школьники сегодня изучают естественные науки.

Однако с малых лет каждому ребенку необходимо донести, что такое объекты неживой природы, чтобы он мог правильно воспринимать окружающую действительность. О методах, описаниях и примерах такой трактовки мы поговорим в этой статье.

Что такое неживая и живая природа?

В привычном понимании человека природа – это цветы, солнце, животные, растения и ископаемые. В общем, это естественный мир, который был создан без участия человека или инновационных технологий. Однако в научном понимании этот термин объясняется гораздо шире: природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают. И для того, чтобы разграничить понятия, следует подробно разобрать каждое из них.

Компоненты природы – это атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, земля, поверхностные воды, почва, растительный мир, недра, животный мир, подземные воды, озоновый слой атмосферы и прочие организмы, которые в совокупности создают благоприятные условия для обеспечения постоянной жизни на планете Земля.

При этом объекты живой природы – это вся флора и фауна: все животные на планете, растения всех классов и видов, бактерии, грибы. Также в это понятие включен человек. При этом природа без человека может существовать в первозданном виде, примерами чему выступают необитаемые острова со своей экосистемой, а также астрономические объекты (планеты, спутники и пр.).


Что такое неживая природа?

Неживой мир – это различные вещества, а также поля, обладающие энергией. Она представлена несколькими уровнями организации: от элементарных частиц, химических элементов и атомов до небесных тел и Вселенной. Под этим термином понимают все объекты, образовавшиеся без человеческого вмешательства и состоящие из материи или поля. Важным отличием является то, что объекты неживой природы устойчивы, статичны и слабо изменчивы. Камни, горы, вода, атмосфера – это все существует миллиарды лет и крайне медленно подвергается изменениям.


Как объяснить ребенку 2 класса различия?

Чтобы наглядно рассказать и показать школьнику примеры и объекты живой и неживой природы можно опираться на такие факты:

  1. Чтобы поддерживать процессы жизнедеятельности, представители живого мира нуждаются в получении энергии извне – например, растениям и животным нужен солнечный свет, чтобы правильно развиваться.
  2. Живые организмы сложно устроены, их биологическая система поддерживает жизнедеятельность благодаря важным процессам. Они могут развиваться, дышать, размножаться, стареть и умирать. Несмотря на то, что трудно заметить, как дышит растение, этот процесс все равно присутствует на молекулярном уровне.
  3. Объекты живого мира могут передвигаться, проявлять реакции на внешние раздражители. К примеру, если тронуть животное – оно убежит либо нападет, в отличие от каменных пород, которые не сдвинутся с места.
  4. В конце концов, многие представители живого мира могут мыслить и имеют рефлексы, помогающие им выжить.

Таким образом, мы рассмотрели, что представляет собой мир живой и неживой природы. Главное что стоит помнить, что обе сферы тесно взаимосвязаны. Материя, вещества, энергия – все это позволяет развиваться и жить всем организмам на Земле, создавая единую экосистему.

Правила этикета в обществе. Как вести себя в магазине, на улице, транспорте