Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Женщины-космонавты ссср и россии, побывавшие в космосе. Космические рекорды

В истории Елены Кондаковой , как и в истории Светланы Савицкой , снова не обойдётся без упоминания слова «блат». Но если Савицкая была «маршальской дочкой», то Кондакова — женой космонавта.

Уроженка Мытищ Елена Владимировна Кондакова в 1980 году окончила МВТУ имени Баумана и начала работать в «космическом» НПО «Энергия» в качестве молодого специалиста.

В это же время её будущий муж Валерий Рюмин совершал свой третий космический полёт.

Молодой специалист Кондакова занималась долгосрочным планированием полётов, попутно обучаясь на факультете истории искусства и марксистско-ленинской эстетики Института марксизма-ленинизма.

Умудрённый опытом дважды Герой Советского Союза Валерий Рюмин передавал свой опыт молодым космонавтам.

Когда в 1985 году 46-летний Рюмин женился на 28-летней коллеге по космической отрасли, он явно не предполагал, что супруга может «сбежать на орбиту». И уж тем более не предполагал он этого после того, как в январе 1986 года у пары родилась дочь, которую назвали Женей.

Пока жена собиралась в космос, муж водил дочь в детский сад

Сам Рюмин в интервью говорил, что был против того, чтобы жена становилась космонавтом, однако сил удержать её у него не хватило.

«Тогда со стороны вообще никого не брали, только тех, кто имеет соответствующую квалификацию. Такой возможностью грех было не воспользоваться. Вместе со мной медкомиссию проходило много девочек, но выдержали единицы. Потом одна забеременела, другой муж условия поставил: „Или я — или космос“, и осталась одна я. Если честно, муж всегда был против моих полётов, но говорил в итоге: „Ты же мне не простишь потом“ — и давал согласие», — так описывала свой путь в космонавты сама Елена Кондакова в интервью «Аргументам и фактам».

Правда, к тому моменту, когда Кондакова стала членом отряда космонавтов, Рюмин уже ушёл из него, заняв при этом один из важных постов в Центре управления полётами.

Но важному начальнику пришлось принять как данность все неудобства, связанные с тем, что твоя жена — космонавт. «Все тяготы моей предполётной подготовки легли на его плечи. Потому что надо было ребёнка утром отвести в детский сад, вечером привести. И потом такая же история со школой была», — рассказывала Елена Кондакова о муже в интервью «Вестям».

«Я хотела остаться ещё»

4 октября 1994 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМ-20» с экипажем в составе Александра Викторенко , Елены Кондаковой и представителя Германии Ульфа Мербольда .

Как и её предшественницы, Кондакова тоже стала первой — первой женщиной, совершившей длительный космический полёт. Продолжительность её полёта на «Союзе» и станции «Мир» составила 169 дней 5 часов и 35 секунд. 22 марта 1995 года, когда Викторенко и Кондакова вернулись на Землю, с ними вернулся и Валерий Поляков , установивший до сих пор не побитый рекорд продолжительности космического полёта — 437 суток 17 часов и 31 секунда.

Несмотря на установленный рекорд, Кондаковой этого было мало. «Вы, наверное, будете смеяться и говорить, что у меня не всё в порядке с головой, но я даже хотела ещё остаться. Тогда, под конец срока, нас должна была заменить другая экспедиция, у которой чуть позже планировалась стыковка с „шаттлом“. Это была первая, историческая стыковка „шаттла“ со станцией „Мир“. Я мечтала, чтобы новый экипаж не успел и „шаттл“ присоединился к нашей команде. И тогда наш полёт продолжился бы ещё. Но этого не произошло», — рассказывала Кондакова в интервью «АиФ».

Мандат вместо скафандра

Второй полёт Кондакова осуществила в мае 1997 года на американском космическом корабле многоразового использования «Атлантис» по программе шестой орбитальной стыковки со станцией «Мир».


Отставать от жены не захотел и Валерий Рюмин — в июне 1998 года опытный космический ветеран отправился на станцию «Мир» на американском космическом корабле «Дискавери».

На этом семейное покорение космоса завершилось. Елена Кондакова, готовившаяся к полёту на МКС, несколько неожиданно для себя оказалась в кресле депутата Государственной Думы. «Всё получилось случайно. В 99-м году я вновь была в составе экипажа на МКС, готовилась к полёту. И тут мне предложили баллотироваться в Думу. Муж счёл, что моя биография и звание Героя России идеально подходят для такого дела. Он взял на себя все выборные формальности. И параллельно уговаривал: „Ты два раза судьбу уже испытала, хватит“. Я прислушалась к его мудрому совету. И стала депутатом», — рассказала третья россиянка в космосе в интервью «Аргументам и фактам».

В 1999 году Кондакова стала депутатом Госдумы от партии «Отечество — вся Россия», а с 2003 по 2011 годы являлась парламентарием от партии «Единая Россия».

Железный характер

Но в 2011 году женщина-космонавт показала характер, заявив о выходе из партии «Единая Россия» в связи с несогласием с результатами внутрипартийных выборов. «Людям выдавались листы с номерами тех, за кого было необходимо голосовать, при подсчёте бюллетеней оказывалось, что их больше, чем людей на площадке. Праймериз „Единой России“ — экономически нецелесообразная игра в демократию. Я осознаю, что моё заявление означает конец моей политической карьеры», — объявила Елена Кондакова на специальной пресс-конференции.

В марте 2012 года Елена Кондакова, в 2006 году окончившая Дипломатическую академию МИД России, была назначена торговым представителем России в Швейцарии.

Продолжение следует

© предоставлено Центром фотографии им. братьев Люмьер

Валентина Терешкова - первая женщина в космосе: в капсуле, во власти космической болезни

Такой близкий космос

В 1963 году в космический полет отправилась Валентина Терешкова, став первой в мире женщиной-космонавтом. Во время полета то и дело возникали сложности, так что начальник Терешковой лишь утвердился в своих предрассудках и больше не пускал женщин на борт космического корабля. Сегодня 80-летняя россиянка занимается политикой в правительстве Путина.

Пионерка космоса Валентина Терешкова навсегда обеспечила себе место в учебниках по истории. В июне 1963 года она 48 раз облетела вокруг Земли. Однако никаких существенных достижений космонавтка добиться не смогла, поскольку во время своего трехдневного полета она игнорировала указания главного конструктора космической техники Сергея Королева. 6 марта Терешковой исполняется 80 лет.

С точки зрения пропаганды, полет «Чайки» — таким был позывной Терешковой — стал серьезным прорывом. После запуска первого спутника в 1957 году, а также после полета Юрия Гагарина в 1961 году этим достижением Советскому Союзу удалось нанести США очередной удар в борьбе за господство в космическом пространстве. Тем не менее с научной точки зрения, этот полет принес лишь разочарования, а вместе с ними — катастрофические последствия для других кандидаток в космонавты.


Космическая болезнь и ошибки программирования

Королев в узком кругу якобы заявил: «При мне больше ни одной бабы в космосе не будет». Причем, слово «баба» скорее всего додумали журналисты, чтобы вообще можно было опубликовать эту гораздо более грубую фразу. Основной целью полета Терешковой являлось изучение влияния условий космической среды на работу женского организма, совершенствование системы управления космического корабля «Восток», а также съемка Земли и Луны. Параллельно с Терешковой на космическом корабле «Восток-5» полет вокруг Земли совершал Валерий Быковский.

Однако космонавтке с самого начала приходилось бороться с космической болезнью, и этот факт она, между прочим, скрывала от команды наземного контроля. Терешкова не следовала инструкциям по ориентации капсулы с помощью системы ручного управления, часами не реагировала на позывные, питалась не по запланированному рациону и жаловалась на давящую тесноту в капсуле. Она не могла делать записи, так как в суете сломала свои карандаши.


Пренебрежение запретами

К тому же она быстро поняла, что траектория полета капсулы ее космического корабля «Восток-6» была запрограммирована неправильно. Лишь на второй день полета она получила верные данные. Если бы этого не произошло, ее полет мог закончиться катастрофой, о чем Терешкова призналась лишь спустя десять лет. Королев якобы умолял ее не рассказывать об этой технической ошибке.

Контекст

Терешкова: в СССР не пускали женщин в космос

Русская служба BBC 18.09.2015

Как сделать космос снова великим

Wired Magazine 18.12.2016
Кроме того, космонавт Валерий Быковский совершал свой полет вокруг Земли по более низкой орбите, так что визуальный контакт между двумя космическими кораблями был невозможен, а возможности радиосвязи ограничены.

К ужасу врача, Терешкова, приземлившаяся на парашюте в 620 километрах к северо-востоку от Караганды (Казахстан), раздала свою космическую еду местным жителям, а сама ела картошку с луком и пила кумыс, что было строго запрещено.

Большой синяк на носу, полученный при приземлении на парашюте, Терешкова скрыла под толстым слоем макияжа. На следующий день было инсценировано приземление для кино- и фотосъемки, которое впоследствии облетело весь мир.

Проблемы и неисправности, возникавшие во время полета Терешковой, для Королева стали приятным подтверждением его предубеждения, бытующего в России по сегодняшний день, о том, что женщинам в космосе делать нечего. Именно поэтому первый отряд космонавтов СССР, в который вошли 20 кандидатов на первый полет в космос, так называемый «Гагаринский набор», состоял исключительно из мужчин. В космосе в итоге побывали лишь четверо женщин-космонавтов. В действующем отряде космонавтов наряду с 33 мужчинами числится лишь одна женщина — и та ради оправдания.

Главный конструктор космической техники Сергей Королев после полета Терешковой расформировал женский отряд космонавтов и отменил все запланированные дальнейшие полеты женщин в космос. Лишь в 1982 году, спустя 16 лет после его смерти, став второй россиянкой, побывавшей в космосе, свой полет совершила Светлана Савицкая — в ответ на объявление США о планах в свою очередь отправить женщину в космос в лице Салли Райд (Sally Ride).

Терешкова идет в политику

После своего полета Терешкова избегала прессы, чтобы не приходилось лгать. За это она была вынуждена смириться со славой жеманной особы. Свое истинное призвание она, наконец, нашла в политике. Щедро награжденная, она пользовалась успехом прежде всего в странах Восточного блока, окончила, как и Гагарин, Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского и быстро сделала карьеру. Она стала депутатом Верховного Совета СССР и членом ЦК КПСС, главой Комитета советских женщин, а также членом многочисленных международных объединений.

Мультимедиа

Космический прорыв «Чайки»

Der Spiegel 06.03.2017

Каких не берут в космонавты?

РИА Новости 12.04.2016
После распада Советского Союза она возглавила Российский центр международного научного и культурного сотрудничества. В 1995 году Терешкова стала первой в истории России женщиной в звании генерал-майора авиации.

«Благодетельница» Валентина

В 2008 году, после двух безуспешных попыток получить мандат депутата Госдумы за вклад в развитие общественных движений, Терешкова стала депутатом областной думы своего родного города Ярославля от партии «Единая Россия», а вскоре и заместителем председателя. Через три года ей удалось перебраться в Госдуму в Москве.

Она решительно борется за интересы своих избирателей — будь то газификация в Ярославской области или укрепление берегов Волги в районе Рыбинска. Ранее направляли запросы в ЦК, а сегодня Терешкова обращается непосредственно к Путину. Президент, безусловно, понимает, чем обязан Терешковой. Кое-что от славы иконы космонавтики, все еще пользующейся в России огромной популярностью, достается и ему.

450 красных роз для президента

Сама Терешкова практически не делает публичных заявлений о Путине и его партии. Зато к 64-ому дню рождения Путина она отправила ему от лица всех депутатов Госдумы букет из 450 красных роз. Терешкова поблагодарила президента за его «неустанный труд» и обещала — прямо как в советские времена — работать вместе с ним на благо народа.

Незадолго до своей смерти в 2011 году Борис Черток нашел для Терешковой примирительные слова. Советский ученый, на протяжении долгих лет бывший ближайшим соратником Королева, намекая на ее неудачный полет, сказал ей о том, что в «общественной и государственной деятельности» она добилась «поистине космических высот».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

СООБЩЕНИЕ ТАСС

16 июня 1963 года в 12 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль "Восток-6" впервые в мире пилотируемый женщиной – гражданкой Советского Союза космонавтом товарищем Терешковой Валентиной Владимировной.

В этом полете будет продолжено изучение влияния различных факторов космического полета на человеческий организм, в том числе будет проведен сравнительный анализ воздействия этих факторов на организмы мужчины и женщины, проведен новый объем медико-биологических исследований и дальнейшая отработка и совершенствование систем пилотируемых космических кораблей в условиях совместного полета.

В соответствии с поставленными задачами запуск корабля "Восток-6" осуществлен в период нахождения на орбите космического корабля "Восток-5", запущенного в Советском Союзе 14 июня 1963 года.

В настоящее время в космическом пространстве в полете находятся одновременно два советских космических корабля - "Восток-5" и "Восток-6", пилотируемые гражданами Советского Союза Быковским Валерием Федоровичем и Терешковой Валентиной Владимировной.

Параметры орбиты корабля-спутника "Восток-6" близки к расчетным. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника "Восток-6" вокруг Земли составляет 88,3 минуты, минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) и максимальное (в апогее) равны соответственно 183 и 233 километра, угол наклона плоскости орбиты к плоскости экватора около 65 градусов. С бортом космического корабля "Восток-6" непрерывно поддерживается двусторонняя радиосвязь.

Космонавт товарищ Терешкова Валентина Владимировна удовлетворительно перенесла вывод корабля на орбиту и переход к состоянию невесомости. Самочувствие товарища Терешковой хорошее.

Космонавт тов. Терешкова ведет свои передачи на частотах 20,006 и 143,625 мегагерца. На корабле имеется также передатчик "Сигнал", работающий на частоте 19,995 мегагерца. Между космическими кораблями "Восток-5" и "Восток-6" установлена двусторонняя связь.

Все бортовые системы космических кораблей "Восток-5" и "Восток-6" функционируют нормально.

http://www.roscosmos.ru/435/

БУДУЩИЕ КОСМОНАВТКИ

В августе 1962 года во время работ по подготовке к пуску «в сторону Венеры» я и многие мои товарищи впервые увидели в МИКе стайку худеньких девушек в гимнастерках, о которых нам было сказано, что это будущие космонавтки.

С девушками проводились занятия. Они изучали носитель и даже знакомились с устройством нашей межпланетной станции. Когда их подвели к нашему аппарату, испытания которого практически закончились, вокруг столпилось гораздо больше любопытных, чем того требовала работа.

Кто из них полетит первой? Этот вопрос, вероятно, задавал себе каждый, подходивший к толкучке, образовавшейся у готового к стыковке с носителем объекта. . .

Кириллов, любивший в подобных случаях пошутить, подойдя к любопытствующим, почти шепотом сказал:

Сюда идет Королев!

Военных и гражданских - как ветром сдуло! Я быстро и несвязно закончил свои объяснения и, когда девушек увели, спросил Кириллова:

А где же СП?!

Это я пустил «утку», чтобы нагнать страха. Неудобно было при девушках разгонять уважаемых людей грубыми окриками.

Но Королева нет на полигоне. Он в Москве. По моим данным, он даже в больнице.

Вот тем более! Я проверил, что рефлекс сработал, Сергея Павловича нет, но заведенные им порядки действуют: без надобности больше трех не собираться.

25 августа стартовала 8К78 с АМСом 2МВ-1 № 3. Пять девушек, впервые полюбовавшись стартом «семерки» с наблюдательной веранды ИП-1, покинули площадку и отбыли «для дальнейшего прохождения службы».

Из этой пятерки Валентине Терешковой суждено будет стать первой в мире женщиной, посетившей околоземное космическое пространство. Остальные так и не полетят в космос.

В апреле 1963 года наконец договорились о групповом полете мужчины и женщины. По мужской кандидатуре без особых противоречий пришли к соглашению: Быковский с дублером Волыновым. Вокруг женских кандидатур кипели страсти. Королев, объединившись с Гагариным, уговорил Тюлина и Мрыкина поддерживать Терешкову. Академия наук в лице Келдыша и маршал Руденко отстаивали Пономареву, предлагая Терешкову дублером.

В мае главные конструкторы уже докладывали на Госкомиссии, которую проводил Тюлин, о готовности всех систем, а под чью фигуру готовить кресло в корабле еще не было известно. Наконец было принято решение ехать в ЦПК и там окончательно выбрать. Королев с Бушуевым, Келдыш, Тюлин, Мрыкин, Руденко, Каманин собрались в ЦПК и там определились в пользу Терешковой. Заодно решили убить двух зайцев: Быковский должен установить новый рекорд по длительности полета - восемь суток, Терешковой летать не более трех.

Утром 4 июня было проведено деловое заседание Государственной комиссии, а вечером - заседание-»показуха» для киносъемки и звукозаписи. Командирами кораблей утвердили майора Быковскогo и младшего лейтенанта Терешкову.

Не обошлось и без мужских, не подлежащих звукозаписи, комментариев.

Ты смотри, как расцвела Терешкова. Еще год назад была незаметной девчонкой, а теперь настоящая кинозвезда, - сказал сидевший рядом со мной Исаев.

Слетает, еще не то будет, - ответил я, и мы оба постучали по деревянным стульям.

Правда, приглядевшись, решили, что Пономарева тоже «смотрится неплохо». Но она не светилась, как Терешкова, была с виду чрезмерно серьезна, а мне показалось, что просто по-женски обижена, что осталась дублером.

Б.Е. Черток. Ракеты и люди

“ЧАЙКА” В КОСМОСЕ

Терешкова Валентина Владимировна - пилот космического корабля (КК) «Восток-6», лётчик-космонавт СССР № 6; первая женщина-космонавт планеты Земля, 10-й космонавт мира.

Родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. Русская. Детство и юность провела в Ярославле. В 1953 году окончила 7 классов средней школы № 32 города Ярославля, в 1955 году - 8 и 9-й классы школы рабочей молодежи № 10 города Ярославля. С 27 июля 1954 года по 12 апреля 1955 года работала браслетчицей на Ярославском шинном заводе в цехе № 5, с 2 июня 1955 года работала ровничницей на ярославском ордена Ленина комбинате технических тканей «Красный Перекоп» в ленторовничном цехе. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе, выполнила 90 прыжков.

В 1960 году окончила Ярославский заочный техникум лёгкой промышленности по специальности техника-технолога по хлопкопрядению. После окончания техникума, стажировалась в ремонтно-механическом цехе фабрики № 2. С 11 августа 1960 года по март 1962 года была освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ комбината «Красный Перекоп».

В Советской Армии с марта 1962 года.

12 марта 1962 года приказом Главкома ВВС № 67 была зачислена в отряд космонавтов ЦПК ВВС. Была назначена старшей группы слушателей-женщин. С 12 марта по ноябрь 1962 года проходила общескосмическую подготовку, в процессе которой выполнила 21 полёт на самолётах Ил-14, Ути МиГ-15, а также 44 парашютных прыжка.

C января по 25 мая 1963 года готовилась к полету на космический корабль (КК) «Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с И. Соловьёвой, В. Пономарёвой, Ж. Ёркиной. Была назначена основным кандидатом на полет.

16-19 июня 1963 года совершила космический полёт в качестве пилота космического корабля «Восток-6» продолжительностью 2 суток 22 часа 50 минут. Это был первый в мире полёт женщины-космонавта!

Запуск КК «Восток-6» был осуществлён в период нахождения на орбите КК «Восток-5», пилотируемого космонавтом В.Ф. Быковским.

В ходе полёта были проведены большой объём медико-биологических исследований и дальнейшая отработка и совершенствование систем пилотируемых космических кораблей в условиях совместного полёта.

16 июня 1963 года приказом Главкома ВВС №0502 присвоено воинское звание "лейтенант". В этот же день приказом Министра обороны СССР №149 присвоено внеочередное воинское звание "капитан".

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1963 года капитану Терешковой Валентине Владимировне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11135).

После космического полёта В.В. Терешкова продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть её времени стала занимать общественная работа, в связи с чем ей пришлось совершить немало поездок по городам СССР и по многим странам мира. В конце 1963 года состоялась её свадьба с космонавтом Андрияном Григорьевичем Николаевым. В 1964 году в «космической» семье родилась дочь - Елена. Просуществовав несколько лет, брак распался.

САМОЧУВСТВИЕ В ПОЛЕТЕ

В период подготовки и проведения полетов кораблей «Восток-3» и «Восток-4» проводился отбор и подготовка женщин-космонавтов. Были отобраны следующие кандидаты в космонавты:

1. Пономарева Валентина Леонидовна, имела два высших образования: инженер-летчица и инженер-экономист.

2. Соловьева Ирина Баяновна, высшее образование, парашютистка.

3. Сергейчик Жанна Дмитриевна, высшее образование, парашютистка.

4. Кузнецова Татьяна Дмитриевна, высшее образование, парашютистка.

5. Терешкова Валентина Владимировна, ткачиха Ярославской мануфактуры, парашютистка.

При проведении тренировок женщин - кандидатов в космонавты на снарядах, стендах и в полете на самолетах было выявлено, что у женщин в определенный период месячного жизненного цикла резко снижается физиологическая устойчивость к действию экстремальных факторов космического полета. Была проведена серия медицинских, физиологических исследований состояния женского организма в разные периоды месячного цикла и его устойчивости к действию экстремальных факторов. Из Сухумского питомника обезьян (Института экспериментальной патологии и терапии АМН СССР) в Москву в ИАКМ доставляли обезьян-самок. После выполнения большой серии экспериментов с вращением обезьян на центрифуге и анализа полученных данных было выявлено, что женский организм менее всего устойчив к действию экстремальных факторов среды (ускорений) на 14-18-е сутки месячного цикла, что соответствует периоду овуляции. Из этого следует, что старт космического корабля и спуск в этот период для женщин нежелателен. После выполнения программы подготовки и тренировки отобранных женщин - кандидатов в космонавты было проведено их полное медицинское и физиологическое обследование. По результатам медицинского обследования и теоретической подготовленности женщин - кандидатов в космонавты была определена следующая последовательность допуска к космическому полету:

1. Пономарева Валентина

2. Соловьева Ирина

3. Кузнецова Татьяна

4. Сергейчик Жанна

5. Терешкова Валентина.

При вмешательстве Никиты Сергеевича Хрущева и молчаливом согласии Сергея Павловича Королева, Мстислава Всеволодовича Келдыша и Николая Петровича Каманина, вопреки заключению врачебной комиссии, космонавтом № 1 среди женщин была определена Валентина Терешкова. Решающую роль при этом сыграло социальное происхождение В.Терешковой. Это, конечно, был не лучший вариант отбора…

Орбитальный полет В.В.Терешковой планировался на трое суток. В.В.Терешкова, по данным телеметрии и телевизионного контроля, перенесла полет в основном удовлетворительно. Переговоры с наземными станциями связи велись вяло. Она резко ограничивала свои движения. Сидела почти неподвижно. У нее явно отмечались сдвиги в состоянии здоровья вегетативного характера. Часть заданий и работы по кораблю она не выполняла… Ухудшение состояния В.В.Терешковой и снижение ее работоспособности было связано с неблагоприятным действием невесомости. На мое предложение взять из аптечки одну таблетку мепробомата (успокаивающего средства) и принять ее В.В.Терешкова ответила отказом и заявила: «Доктор, не беспокойтесь, я задание выполню». Сергей Павлович Королев, видя телевизионное изображение В.В.Терешковой, сидящей неподвижно и не полностью выполняющей задания, потребовал от Государственной комиссии прекратить полет и начать спуск корабля «Восток-6» на Землю. Председатель Государственной комиссии Л.В.Смирнов ответил, что вопрос о прекращении полета по медицинским показаниям есть прерогатива руководителя медицинской программы. Я, взвесив все за и против, принял решение просить Государственную комиссию продолжать полет. Таким образом, я взял на себя всю полноту ответственности за космический полет В.В.Терешковой продолжительностью трое суток…

Полет продолжался, состояние В.В.Терешковой и ее работоспособность не улучшались. После сна эмоциональное напряжение несколько снижалось и очень незначительно улучшалась работоспособность В.В.Терешковой. Частота пульса у нее колебалась от 58 до 84 ударов в минуту. Значительные колебания частоты сердечных сокращений отмечались в пределах коротких интервалов времени, частота дыхания колебалась от 16 до 22 в минуту…

Посадка кораблей «Восток-5» и «Восток-6» прошла в районе Джезказгана в Казахстане. В район посадки В.В.Терешковой приземлилась наша сотрудница - врач, мировая рекордсменка по парашютному спорту Любовь Мазниченко. Она заявила протест Валентине Терешковой в связи с нарушением установленного режима космонавта в районе места посадки космического корабля. Валентина Терешкова все бортовые запасы пищевых продуктов из рациона космонавта раздала местным жителям, окружившим ее. Сама она пила кумыс и ела пищу, переданную ей казахами. Бортовой журнал космонавта был ею экстренно дописан на месте посадки, а не в полете. В корабле был наведен некоторый гигиенический порядок уже после приземления. Этими действиями была искажена истинная картина на месте посадки. Ученые были лишены возможности объективно оценить состояние В.В.Терешковой и состояние внутри корабля.

В Женщины-космонавты СССР и России. Женщины, побывавшие в космосе

Сейчас никого уже не удивишь полетами в космос. Конечно, они еще не воспринимаются как обыденное явление, но все же такого ажиотажа, каким сопровождались первые шаги человечества в основании неизведанного бесконечного звездного неба, уже нет. Прошло уже более полувека с момента первого в истории полета в космос. За это время более пятисот человек успело увидеть через стекло иллюминатора, насколько бескрайними являются просторы Вселенной. На борту космических кораблей летали не только мужчины. Среди них были и есть женщины-космонавты СССР и России.

Первая в мире

Первенство в этой сфере принадлежит одной из самых известных личностей в мире - Валентине Терешковой. Родилась она в 1937 году в маленькой деревеньке, расположенной под Ярославлем. Когда ей исполнилось 22 года, она всерьез увлеклась прыжками с парашютом.

В 1962-1997 годах она входила в состав женского отряда космонавтов. Кроме нее было еще 4 претендентки на полет. Надо сказать, что Терешкова была не самой лучшей по части выносливости и физической подготовки. Но тогдашнее правительство приняло решение именно ее первой отправить в космос.

Существовало две причины, которые и повлияли на такое решение. Первая из них - происхождение. Валентина Терешкова была, как говорили в то время, выходцем «из народа». Вторая причина - привлекательная внешность, обаяние и харизматичность.

Несмотря на то, что официально полет был признан успешным, не обошлось без сложностей. Терешкова плохо себя чувствовала, да и скафандр был очень неудобным. Из-за этого она не смогла выполнить все запланированные задания в полном объеме. Кроме того, обнаружился целый ряд и других технических сложностей. Например, при сборке ручного управления были допущены ошибки, которые чуть не привели к отклонению корабля от орбиты. Но так как автоматика была на высоте, приземление прошло благополучно.

В 1963 году Терешкова получила звание Героя Советского Союза. Кроме того, она является пока единственной женщиной в армии РФ, носящей воинское звание генерал-майора.

Надо сказать, что все женщины из России, побывавшие в космосе, внесли неоценимый вклад в дело освоения и изучения нашей Вселенной. Но только Валентина Терешкова и и по сей день является первой и единственной представительницей прекрасного пола, совершившей в одиночку полет на орбиту Земли.

Первая в открытом космосе

Следующей женщиной, увидевшей космос, стала Светлана Савицкая. Она родилась в 1947 году в семье маршала и стала космонавтом благодаря своей твердой целеустремленности, силе воли и высокому профессионализму.

Карьера Савицкой началась с НПО «Взлет», где она работала летчиком-испытателем. В 1982 году она попала в экипаж космического корабля «Союз Т-7», где провела 8 суток. А через 2 года она вышла в открытый космос, где пробыла 3 ч. 35 мин.

Самый длительный полет

Следующей представительницей, пополнившей список «Женщины-космонавты СССР и России», стала Елена Кондакова. Она родилась в 1957 году в Подмосковье, в городке Мытищи. В 1989 стала кандидатом в отряд космонавтов и после специального обучения получила квалификацию исследователя.

Как и две ее предшественницы, Елена Кондакова также стала первой - по длительности пребывания в космосе. Общая его продолжительность составила почти 179 суток. На ее счету два полета: один - в 1994 году на станции «Мир», второй - в 1997-м на корабле «Атлантис» (шаттл).

Женщины-космонавты СССР и России являются не только исследователями космического пространства, но также принимают активное участие в политической жизни страны. В 1999 году Елену Кондакову выбрали депутатом в Государственную думу.

Новая «звездная женщина»

По прошествии 17 лет, 26 сентября 2014 года с Байконура стартовал очередной космический корабль, в экипаж которого входит Елена Серова. Это ее первый полет. По плану он должен продлиться 170 дней и ночей.

Родилась четвертая по счету женщина-космонавт в приморском селе Воздвиженка. По окончании Московского авиационного института ее взяли на работу в Центр управления полетами. Она постоянно повышала свою квалификацию и в 2009 году стала космонавтом-испытателем.

Женщины-космонавты СССР и России всегда на высоте. Их профессия требует большого мужества, твердой силы воли, а также умения не растеряться и справиться с любой внештатной ситуацией.

И пусть пока список женщин-космонавтов из наших соотечественниц невелик, у них все впереди. Ведь осталось еще много загадочного и неизведанного, что таит в себе поистине бескрайняя Вселенная.

Людей, отдавших свою жизнь во благо мирового прогресса в сфере освоения космоса всего около 20 человек, сегодня мы о них и расскажем.

Их имена увековечены в пепле космического хроноса, выжжены в атмосферной памяти вселенной навсегда, многие из нас мечтали бы остаться героями для человечества, однако, мало кто хотел бы принять такую смерть, как наши герои-космонавты.

20 век стал прорывным в освоении пути к просторам Вселенной, во второй половине 20-го века, после долгих подготовок, человек, наконец-то, смог полететь в Космос. Однако была и обратная сторона такого скорого прогресса — гибель космонавтов.

Люди гибли при предполетных подготовках, при взлете космического корабля, при посадке. Всего при космических стартах, подготовках к полетам, включая погибших в слоях атмосферы космонавтов и технического персонала погибло более 350 человек, только астронавтов - около 170 человек.

Перечислим имена погибших во время работы космических кораблей космонавтов (СССР и всего мира, в частности Америки), а затем расскажем кратко историю их гибели.

Ни один космонавт не погиб непосредственно в Космосе, в основном все они погибли в атмосфере Земли, при разрушении или пожаре корабля(космонавты «Аполлона-1» погибли при подготовке к первому пилотируемому полету).

Волков, Владислав Николаевич («Союз-11»)

Добровольский, Георгий Тимофеевич («Союз-11»)

Комаров, Владимир Михайлович («Союз-1»)

Пацаев, Виктор Иванович («Союз-11»)

Андерсон, Майкл Филлип («Колумбия»)

Браун, Дэвид Макдауэлл («Колумбия»)

Гриссом, Вирджил Айвэн («Аполлон-1»)

Джарвис, Грегори Брюс («Челленджер»)

Кларк, Лорел Блэр Сэлтон («Колумбия»)

Маккул, Уильям Камерон («Колумбия»)

Макнейр, Роналд Эрвин («Челленджер»)

Маколифф, Криста («Челленджер»)

Онидзука, Эллисон («Челленджер»)

Рамон, Илан («Колумбия»)

Резник, Джудит Арлен («Челленджер»)

Скоби, Фрэнсис Ричард («Челленджер»)

Смит, Майкл Джон («Челленджер»)

Уайт, Эдвард Хиггинс («Аполлон-1»)

Хасбанд, Рик Даглас («Колумбия»)

Чавла, Калпана («Колумбия»)

Чаффи, Роджер («Аполлон-1»)

Стоит учесть, что истории гибели некоторых космонавтов мы никогда не узнаем, потому что это информация является секретной.

Катастрофа «Союз-1»

««Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин».

«Союз-1» должен был произвести стыковку с кораблем «Союз-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт «Союз-2» был отменен.

После выхода на орбиту начались проблемы с работой солнечной батареи, после неудачны попыток запустить ее, корабль было решено спускать на Землю.

Но при спуске, за 7 км до земли, произошел отказ парашютной системы, корабль ударился о землю со скоростью 50 км в час, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно, «Союз-1» почти полностью сгорел, останки космонавта сильно обгорели так, что невозможно было определить даже фрагменты тела.

«Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики».

Причины трагедии так и не были установлены до конца.

Катастрофа «Союз-11»

«Союз-11» — космический корабль, экипаж которого в составе трех космонавтов погиб в 1971 году. Причина гибели людей — разгерметизация спускаемого аппарата во время посадки корабля.

Всего через пару лет после гибели Ю. А. Гагарина (сам известный космонавт погиб при авиационной катастрофе в 1968 году), пойдя уже вроде бы по протаренной дорожке покорения космического пространства, ушли из жизни еще несколько космонавтов.

«Союз-11» должен был доставить экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», но корабль не смог произвести стыковку из-за повреждения стыковочного узла.

Состав экипажа:

Командир: подполковник Георгий Добровольский

Бортинженер: Владислав Волков

Инженер-исследователь: Виктор Пацаев

Им было от 35 до 43 лет. Всем им посмертно присуждены награды, грамоты, ордена.

Что произошло, почему же космический корабль подвергся разгерметизации — так и не удалось установить, но скорее всего нам эту информацию не сообщат. Но жаль, что в то время наши космонавты были «подопытными кроликами», которых начали без особой надежности, охраны выпускать в Космос после собак. Впрочем, наверное, многие из тех, кто мечтали стать космонавтами понимали какую опасную профессию они выбирают.

Стыковка произошла 7 июня, расстыковка — 29 июня 1971 года. Была неудачная попытка стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», экипаж смог перейти на борт «Салют-1», даже в течение нескольких дней пребывала на орбитальной станции, была установлена ТВ-связь, однако уже при первом заходе на станцию космонавты обратили снимание на некоторое задымление. На 11 день началось возгорание, экипаж принял решение спускаться на земле, но выявились неполадки, нарушившие ход расстыковки. Скафандры не были предусмотрены для экипажа.

29 июня в 21.25 корабль отделился от станции, но уже чуть более чем через 4 часа связь с экипажем была потеряна. Был раскрыт основной парашют, корабль приземлился в заданном районе, сработали двигатели мягкой посадки. Но поисковая группа обнаружила в 02.16 (30 июня 1971 года) бездыханные тела экипажа, реанимационные мероприятия успехов не дали.

При расследовании было установлено, что космонавты до последнего пытались ликвидировать утечку, но перепутали клапаны, боролись не за поломанный, тем временем упустили возможность спасения. Они погибли от декомпрессионной болезни — пузырьки воздуха были обнаружены при вскрытии тел даже в клапанах сердца.

Точные причины разгерметизации корабля так и не названы, точнее, не озвучены широкой публике.

В последующем инженеры и создатели космических кораблей, командиры экипажей учли многие трагические ошибки прежних неудачных полетов в Космос.

Катастрофа шаттла «Челленджер»

«Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США».

На фото экипаж корабля — слева направо: Маколифф, Джарвис, Резник, Скоби, МакНейр, Смит, Онидзука

Этого старта ждала вся Америка, миллионы очевидцев и зрителей по ТВ наблюдали пуск корабля, это было кульминационное время покорения Западом Космоса. И вот, когда произошел грандиозный старт корабля, через секунды, началось возгорание, позже взрыв, кабина шаттла отделилась от разрушенного корабля и упала на скорости 330 км в час о поверхность воды, через семь дней астронавтов найдут в отколовшейся кабине на дне океана. До последнего момента, до удара о воду, некоторые члены экипажа были живы, пытались осуществить подачу воздуха в кабину.

В видео под статьей есть отрывок прямого эфира с запуском и гибелью шаттла.

«Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука. Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник. Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут.

Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр. Физик, астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе»».

Последнее фото экипажа

Для установления причин трагедии создавали различные комиссии, однако большинство сведений были засекречены, по предположениям — причинами крушения корабля были слабое взаимодействие организационных служб, вовремя не выявленные нарушения в работе топливной системы (взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя) и даже.. теракт. Кто-то говорил о том, что взрыв шаттла был подстроен с целью нанесения удара перспективам Америки.

Катастрофа шаттла «Колумбия»

«Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю.

НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли».

На фото экипаж — Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун

Шаттл «Колумбия» совершал свой очередной 16-дневный полет, который должен был закончиться посадкой на Земле, однако, как гласит основная версия следствия, произошло повреждение челнока во время старта — кусок оторвавшейся теплоизоляционной пены (покрытие предназначалось для защиты от наледи баков с кислородом и водородом) в результате удара повредил покрытие крыла, в результате чего при спуске аппарата когда происходят самые сильные нагрузки на корпус, началось перегревание аппарата и, впоследствии, разрушение.

Еще во время экспедиции шаттла инженеры не раз обращались к руководству НАСА с целью оценки повреждений, визуальному осмотру корпуса челнока с помощью спутников орбит, однако специалисты НАСА заверяли, что нет никаких опасений и рисков, челнок благополучно спуститься на Землю.

«Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».

Второй пилот - 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.

Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.

Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. ‏אילן רמון‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут».

Спуск шаттла произошел 1 февраля 2003 года, в течение часа должна была произойти посадка на Землю.

«1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы». Однако из-за повреждений передняя кромка левого крыла начала сильно перегреваться. С периода 08:50 корпус корабля терпит сильные тепловые нагрузки, в 08:53 от крыла стали отваливаться обломки, но экипаж был жив, еще была связь.

В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове. В 09:00 очевидцы уже засняли взрыв шаттла, корабль развалился на множество обломков. то есть судьба экипажа была предрешена ввиду бездействия НАСА, но само разрушение и гибель людей произошли в считанные секунды.

Стоит заметить, что шаттл «Колумбия» эксплуатировался много раз, на момент гибели кораблю было 34 года (в эксплуатации у НАСА с 1979 года, первый пилотируемый полет в 1981 году), 28 раз летал в Космос, однако этот полет оказался роковым.

В самом космосе не погиб никто, в плотных слоях атмосферы и в космических кораблях - около 18 человек.

Кроме катастроф 4-х кораблей (двух российских — «Союз-1» и «Союз-11» и американских — «Колумбии» и «Челленджера»), в которых погибло 18 человек, было еще несколько катастроф при взрыве, пожаре в дополетной подготовки, одна из самых известных трагедий - пожар в атмосфере чистого кислорода при подготовке к полету «Аполлона-1», тогда погибли трое американских космонавтов, при аналогичной ситуации погиб совсем молодой космонавт СССР - Валентнн Бондаренко. Космонавты просто сгорели заживо.

Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».

Юрий Алексеевич Гагарин погиб при неудачном полете на самолете во время обычной тренировки..

Наверное, цель людей шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу - многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам…

На фото памятник погибшим космонавтам на Луне