Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Управление парашютом д1 5у. Парашютный спорт казахстана

Предназначен для выполнения тренировочных прыжков.

Тактико-технические данные

При весе парашютиста со снаряжением 120 кг парашют имеет следующие характеристики:

    обеспечивает надёжную работу как при немедленном введении его в действие при скорости самолёта до 250 км/ч, так и с любой задержкой в раскрытии;

    перегрузки при открытии парашюта не превышают 10 g;

    минимальная высота прыжка с немедленным введением парашюта в действие на скорости самолёта 180км/ч – 150 метров;

    V верт – 5,11 м/с;

    V гор – от 0 до 2,47 м/с;

    время разворота купола на 360 градусов – не более 18 секунд;

    усилие для выдёргивания кольца – не более 16 кг;

    ресурс – 200 прыжков.

Вес парашюта с прибором – 17,5 кг.

Описание

В комплект парашюта входят следующие части.

    Вытяжная верёвка.

    Вытяжной шаровой бесстропный парашют.

    Чехол купола.

    Купол со стропами.

    Подвесная система.

  1. Гибкий шланг.

    Вытяжное кольцо.

    Вытяжное кольцо с тросовой петлёй (аварийное кольцо).

    Вытяжной трос.

    Предохранительный чехол.

    Страхующий прибор.

    Обрывная стропа.

    Фал гибкой шпильки.

    Соединительное звено.

    Переносная сумка.

Вытяжная веревка

Для предохранения вытяжной веревки от ожогов на нее надет чехол 2 из х/б ленты (ЛХБМкр-350-230) в виде полого шланга. Такие чехлы надеваются на петли веревки и у прицепного карабина. Для контроля вытяжной веревки с двух сторон у карабина имеется лента красного цвета.

Вытяжной шаровой бесстропный парашют

Вытяжной парашют предназначен для стягивания чехла с основного купола.

Состоит из двух основных частей: основы парашюта 1 и пружинного механизма 2 .

Верхняя часть основы парашюта имеет полусферическую форму и выполнена из капронового полотна оранжевого цвета.

Нижняя часть основы парашюта, крепящаяся по периметру полусферы к верхней, имеет также полусферическую форму, переходящую в коническую. Полусферическая часть выполнена из капронового сетчатого полотна, а коническая - из капронового полотна.

На внешней поверхности основы купола нашиты четыре капроновые усилительные ленты прочностью 150 кг, равномерно расположенные по поверхности в меридиональном направлении. На месте пересечения лент на полюсе поставлен люверс 3 .

Внизу ленты сведены в коуш 7 и оплетены льняной ниткой 9,5/6. При помощи коуша вытяжной парашют присоединяется к соединительному звену и чехлу купола.

На одной из лент на верхней полусферической части вытяжного парашюта пришиты газырь 4 и лента со шпилькой-чекой 5 . Шпилька-чека предназначена для зачековки пружинного механизма вытяжного парашюта в сложенном виде.

Пружинный механизм состоит из восьми меридионально расположенных спиц, оканчивающихся головками, которые закреплены у полюса шайбами. Верхняя шайба расположена под люверсом, установленным на полюсе основы парашюта. Между верхней шайбой и люверсом расположена шайба из капроновой смолы.

Коническая пружина имеет 5,8 рабочих витка, при этом 2,9 витка ее находятся внутри сферического пружинного механизма.

Спицы сферического пружинного механизма обвивают верхний и средний витки конической пружины, которые связаны ограничителем из капронового шнура прочностью 120 кг, способствующим сохранению сферической формы парашюта в процессе его работы.

На нижнем основании конической пружины укреплена пластина, на которой расположен конус (или тросовая петля) 6 , предназначенный для зачековки пружинного механизма в сжатом состоянии. При зачековке конус (или тросовая петля) пропускается через отверстия верхней и средней шайбы, выводится наружу через люверс и зачековывается шпилькой-чекой, укрепленной на основе парашюта. В сложенном состоянии вытяжной парашют укладывается в ранец. Шпилька-чека вытяжного парашюта заправляется в газырь.

Чехол купола

Чехол предназначен для укладки в него купола с целью упорядочения введения его в действие.

Чехол 4 изготовлен из капроновой ткани оранжевого цвета, имеет форму рукава длиной 5,31 м и надевается на всю длину купола, сложенного по полотнищам.

В нижнем основании над нижней кромкой 13 чехол имеет одиннадцать пар несъёмных 10 и одну пару двойных съемных резиновых сот 2 , предохранитель строп 3 , две ленты 9 для укладочной рамки, фартук 11 для прикрытия нижней кромки купола и рукав 1 для исключения контактирования фартука с куполом при выходе последнего из чехла.

Несъемные резиновые соты предназначены для вкладывания в них строп купола, двойные соты - для замыкания фартука чехла пучками строп.

Фартук чехла имеет два люверса 12 с пришивными шайбами для пропуска двойных съемных сот. Над люверсами нашиты карманы для заправки в них пучков строп.

Пучки строп, вложенные в двойные съемные соты, замыкают фартук и препятствуют преждевременному выходу купо­ла из чехла. При заклинивании строп в двойных съемных сотах соты разрываются.

Предохранитель строп предназначен для предохранения уложенных в соты строп от выдувания их потоком воздуха в процессе раскрытия.

Две ленты 9 , расположенные по обе стороны сот, образуют кармашки, в которые вставляется укладочная рамка.

В верхнем основании чехол имеет два кармана 8 , способствующих выходу строп из сот и стягиванию чехла с купола. Вершина чехла стягивается шнуром 6 из ШКП-60.

По всей длине чехол усилен четырьмя капроновыми лентами 5 (ЛТКОУП-25-150), которые в верхней части чехла образуют уздечку 7 для присоединения вытяжного парашюта или вытяжной веревки (в зависимости от способа введения парашюта в действие).

Купол со стропами

Купол предназначен для безопасного приземления парашютиста в заданном месте.

Купол имеет круглую форму и состоит из четырех секторов. Каждый сектор состоит из пяти трапециевидных полотнищ 1 прямого кроя. Секторы и полотнища сострочены между собой швом “взамок”. Площадь купола 82,5 кв. м.

Купол изготовлен из перкаля. В центре купола имеется полюсное отверстие диаметром 0,43 метра. Кромка полюсного отверстия купола усилена с двух сторон капроновой лентой прочностью 185 кг (ЛТКП-15-185), а нижняя кромка купола усилена капроновой лентой прочностью 150 кг (ЛТКОУП-25-150).

С внешней стороны на купол нашит усилительный каркас 2 из капроновой ленты прочностью 150 кг (ЛТКОУП-25-150). У нижней кромки купола он образует 28 петель, к которым привязываются стропы.

Усилительные ленты 3 , настроченные на швы, соединяющие секторы купола, в полюсном отверстии образуют уздечку.

На внешнюю сторону купола, у нижней кромки, настрочены 25 карманов.

Купол имеет 28 строп, изготовленных из хлопчатобумажного шнура прочностью 125 кг (ШХБП-125). Для облегчения укладки купола четырнадцатая стропа покрашена в красный цвет. На нижней кромке купола, слева от строп, указаны их порядковые номера. Все стропы имеют одинаковую длину. В свободном состоянии длина строп от нижней кромки купола до разъемной пряжки или пряжки-полукольца подвесной системы равна 8,87 м.

Для обеспечения правильной укладки купола на стропах, на расстоянии 0,45 м от нижней кромки купола, нанесены метки, по которым начинается укладка строп в первые двойные съемные резиновые соты чехла.

На расстоянии 1,8 м от разъемных пряжек или пряжек-полуколец свободных концов подвесной системы на стропы нанесены метки, по которым происходит зачековка стропами (съемных) сот карманов на дне ранца.

На полотнищах купола между стропами 27-28, 28-1 и 1-2 имеются вертикальные отверстия 4 . Края каждого отверстия усилены капроновой лентой прочностью 150 кг.

Для управления куполом к стропам 26, 27, 28 и 3, 2, 1 монтируются стропы управления, вторые концы которых выведены на клеванты и закреплены на задних свободных концах подвесной системы.

Подвесная система

Подвесная система является соединительным звеном между парашютом и парашютистом.

Подвесная система изготовлена из капроновой ленты прочностью 1600 кг (ЛТК-44-1600) и состоит из главной лямки 5 , двух наспинно-плечевых обхватов 6 , двух пар свободных концов 8 , грудной перемычки 3 , поясного обхвата 12 , ножных обхватов 15 .

Главная лямка сострочена из ленты в два сложения, концы которой образуют по два свободных конца длиной 0,43 м.

На главной лямке имеются две изогнутые пряжки 9 , предназначенные для соединения ее с наспинно-плечевыми обхватами в верхней части подвесной системы.

На главную лямку на уровне груди с левой стороны пришит карман вытяжного кольца 10 . Выше кармана пришит гибкий шланг.

В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык и к ним пришита накладка 1 для более удобного сидения в подвесной системе во время снижения.

Для присоединения запасного парашюта к подвесной системе в главную лямку вмонтированы две скобы крепления 11 с фиксаторами 4 . Н

Тема1. Материальная часть парашютов

аспинно-плече­вые об­хваты, правый и ле­вый, образуют груд­ную пере­мычку и, при по­мощи двух пряжек, по­ясной обхват, обеспе­чи­вающий регули­ровку подвесной системы по росту. Наспинно-плече­вые об­хваты скрепля­ются между собой, об­разуя крестовину, к ко­торой присоединя­ется ранец.

Нижние концы наспин­но-плечевых обхватов, пропущен­ные между глав­ной лямкой и огибающие ее в не­скольких местах, обра­зуют ножные обхваты, на которых смонтиро­ваны пряжки 14 для ре­гу­лировки их по росту.

Три карабина 13 и три пряжки 2 , находя­щие­ся на ножных обхватах и груд­ной перемычке, служат для застёгивания подвесной системы.

К подвесной системе присоединяется ранец, а к пряжкам-полукольцам подвесной системы – стропы купола.

Ранец


Ранец предназначен для укладки в него купола в чехле, части строп и свободных концов подвесной системы, вытяжного шарового бесстропного парашюта и полуавтоматического прибора.

Ранец изготовлен из авизента и состоит из дна ранца и четырех клапанов: двух боковых, одного верхнего и одного нижнего.

К верхнему клапану 1 пришиты два гибких шланга 2 головка пластины 3 для крепления шланга полуавтоматического прибора и лента-завязка 4 , предназначенная для крепления шланга полуавтоматического прибора. В основании верхнего клапана имеются два окна 5 для выхода свободных концов подвесной системы.

Верхний и два боковых клапана ранца имеют отвороты с карманами 6 , которые после укладки купола в ранец заправляются укладочной линейкой под нижний и боковые клапаны. Отвороты предохраняют купол от загрязнения.

Для удержания клапанов в закрытом положении на ранце имеется замыкающее устройство, состоящее из шнурового кольца 7 ,изготовленного из шелкового шнура ШШ-80, двух конусов 8 , расположенных на клапанах ранца, четырех люверсов с пришивной шайбой 29 и одной пряжки-люверса 28 .

Пятый люверс 18 , установленный на правом боковом клапане между нижним и средним люверсами, предназначен для фиксации положения ШВП внутри ранца в сложенном состоянии.

Быстрое раскрытие клапанов ранца обеспечивают восемь ранцевых резин 9 , из которых семь одинарных и одна двойная. Длина одинарной ранцевой резины с кулонами равна 0,37 м, а двойной – 0,385 м. Одним концом ранцевые резины присоединяются неразъемно к проволочным петлям на клапанах ранца.

На боковые клапаны ранца с внешней стороны по ленте периметра нашиты две косынки с пряжками 10 , к которым присоединяются крепления 13 запасного парашюта, предназначенные для присоединения его к

основному парашюту и для регулирования плотности прилегания парашюта к телу парашютиста. Крепление запасного парашюта состоит из ленты и карабина.

На правом боковом клапане 16 расположены карман прибора 14 для размещения полуавтоматического прибора, карман карабина 15 , который служит карманом для карточки-заместителя паспорта и для укладки карабина вытяжной веревки, лента-завязка для крепления прибора, кольцо 20 для контровки вытяжной веревки, лента крепления шланга 21 для укладки гибкого шланга при прыжке с ручным раскрытием ранца.

Предохранительный клапан 19 , который является продолжением правого бокового клапана, застегивается четырьмя кнопками-турникетами 17 после затяжки ранца.

Предохранительный и нижний клапаны имеют металлические пластины 27 для придания жесткости.

С целью исключения зацепления вытяжного шарового бесстропного парашюта за хвостовую гайку полуавтоматического прибора и предохранения парашютиста от удара хвостовой гайкой полуавтоматического прибора, на ленте по периметру ранца пришито две металлические петли для крепления двойной ранцевой резины верхнего клапана.

Дно ранца 23 с внешней стороны имеет четыре пары петель 22 для крепления подвесной системы к ранцу и шлевки 11 для направления ранцевых резин.

На дне ранца с внутренней стороны по боковым и нижней сторонам пери­метра рамы жесткости нашиты карманы 24 , левый и правый, и клапан 31 , препятствующие сдуванию уложенного в чехол купола со дна ранца вмомент раскрытия парашюта и обес­печивающие последователь­ное вытягивание чехла с уло­женным в него куполом. По внутренним сторонам карма­нов пропущен ранцевый шнур.

У верхнего клапана ранца карманы имеют отверстия 25 , под обтачку которых для жесткости вставлены металлические кольца. В отверстия пропускаются резиновые соты 26 , которые замыкаются пучками строп.

Гибкий шланг

Гибкие шланги предназначены для предохранения от случайного зацепления и направления движения троса вытяжного кольца с тремя шпильками (или вытяжного кольца с тросовой петлей) и вытяжного троса в процессе их выдергивания.

Оба гибких шланга изготовлены из гибкого металлического рукава 1 , обтянутого хлопчатобумажной лентой 2 . Концы шланга с лентой заправлены в колпачки 3 .

Гибкий шланг вытяжного кольца с тремя шпильками или вытяжного кольца с тросовой петлей пришит одним концом к верхнему клапану ранца, другим концом – к подвесной системе над карманом вытяжного кольца.

Гибкий шланг для вытяжного троса принудительного раскрытия одним концом пришит к верхнему клапану ранца, второй конец не пришит.

Длина гибких шлангов – 0,515 м.

Вытяжное кольцо

Вытяжное кольцо предназначено для ручного раскрытия ранца парашюта. Вытяжное кольцо состоит из кольца 1 , троса 2 , трех шпилек 3 и ограничителя 4.

Кольцо трапециевидной формы изготовлено из стальной проволоки диаметром 7 мм. Оно вкладывается в карман, расположенный на левой передней лямке подвесной системы. Для быстрого отыскания кольца выступающая из кармана часть его окрашена в красный цвет. Выступы, имеющиеся на двух противоположных сторонах кольца, удерживают его в кармане подвесной системы. Для удобства захвата рукой ручка кольца по отношению к основанию отогнута на 60° и утолщена.

В кольце имеются два направляющих отверстия, через которые проходит трос, заканчивающийся тремя шпильками. Трос закреплен в кольце с помощью ограничителя 4 .

Шпильки троса вытяжного кольца предназначены для замыкания люверсов на конусах ранца. Шпильки троса расположены одна от другой на расстоянии 0,15 м. Первая шпилька, считая от кольца, имеет длину 0,038 м, а остальные – 0,032 м.

Длина троса от конца последней шпильки до ограничителя равна 1,07 м.

Вытяжное кольцо с тросовой петлей

подвесной системе. Для удобства захвата рукой ручка кольца по отношению к основанию отогнута на 60° и утолщена.

В кольце имеются два направляющих отверстия, через которые проходит трос, заканчивающийся петлей, в которую при укладке продевается первая шпилька вытяжного троса, замыкающая люверс на конусе ранца. Трос закреплен в кольце с помощью ограничителя.

Длина троса от петли до ограничителя равна 0,785 м.

Вытяжной трос

Шпильки троса для замыкания клапанов ранца располо­жены одна от другой на расстоянии 0,15 м. Первая шпилька, считая от петли троса, имеет длину 0,038 м, а осталь­ные - 0,032 м.

Длина вытяжного троса от петли до последней шпильки равна 1,015 м.

Предохранительный чехол

Обрывная стропа

Один конец шнура застрочен зигзагообразной строчкой, образуя петлю 1 длиной 0,02 м. Обрывная стропа имеет метку 2 для привязки к петле вытяжной веревки.

Вторично применять обрывную стропу запрещается.

Фал гибкой шпильки

Фал гибкой шпильки является связующим звеном между гибкой шпилькой полуавтоматического прибора и вытяжной веревкой.

Фал изготовлен из капронового шнура прочностью 200 кг (ШКП-200) в два сложения и заканчивается петлями, одна из которых петлей-удавкой монтируется к гибкой шпильке прибора, другая - к концевой петле вытяжной веревки.

Длина фала гибкой шпильки 0,13 м.

Соединительное звено

длиной 0,11м и 0,4 м соответственно. Соединительное звено продето в резиновую шлёвку 2 , в которую в процессе укладки парашюта убирается его слабина.

Переносная сумка

Переносная сумка изготовлена из авизента.

Паспорт

Паспорт предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.

Паспорт является неотъемлемой частью парашюта. Правила ведения паспорта изложены в самом паспорте.

Укладка парашюта для прыжка с ручным раскрытием ранца включает следующие операции:

  1. Осмотр.
  2. Подготовка парашюта к укладке.
  3. Укладка парашюта.
  4. Монтаж на ранец полуавтоматического прибора ППК-У- 575А или КАП-ЗП- 575.

1. Осмотр

а) Осмотр парашюта.

Осмотр и подготовку парашюта для прыжка с ручным раскрытием производить в том же порядке, как указано в пункте 1 раздела « », за исключением подпунктов е, ж, и. Кроме этого, осмотреть вытяжное кольцо с тремя шпильками.

При осмотре вытяжного кольца проверить, не нарушена ли оплетка и опайка шпилек троса, нет ли трещин на корпусе кольца.

б) Осмотр прибора ППК-У-575А или КАП-ЗП-575.

На парашют допускается установка исправного прибора, на котором выполнены следующие работы:

  1. внешний осмотр с проверкой положения упора анероида;
  2. проверка «стравливания» часового механизма и заклинивания гибкой шпильки при ее медленном выводе из затвора;
  3. проверка работы часового и вытяжного механизмов;
  4. проверка точности срабатывания прибора по шкалам времени и высот. Выполнение работ производится согласно техническому описанию и инструкции по монтажу и эксплуатации на прибор с соответствующим заполнением паспорта на него.

2. Подготовка парашюта к укладке

После осмотра всех частей парашюта вставить трос со шпильками вытяжного кольца в гибкий шланг, а корпус вытяжного кольца вставить в карман вытяжного кольца на подвесной системе.

Дальнейшую подготовку к укладке парашюта с ручным раскрытием ранца производить так, как указано в разделе «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца », пункте 2, за исключением операции «Присоединить петлей-удавкой к петле вытяжного троса петлю предохранительного чехла» (фиг. 3).

Присоединить петлей-удавкой малую петлю фала гибкой шпильки к гибкой шпильке прибора и поставить закрепку согласно техническому описанию и инструкции по монтажу и эксплуатации прибора.

3. Укладка парашюта

Укладку купола и проверку строп, надевание чехла на купол, укладку строп в соты чехла купола и затяжку ранца производить так, как указано в пунктах 3-6 раздела IV, за исключением того, что вместо шпилек вытяжного троса использовать шпильки вытяжного кольца, а завязывание ленты-завязки не производить и не производить застежку ранцевых резин.

После затяжки ранца гибкий шланг для вытяжного троса принудительного раскрытия ранца пропустить под правые свободные концы и заправить в ленту крепления шланга бокового клапана.

При прыжках с ручным раскрытием ранца парашюта применять полуавтоматический прибор ППК-У-575А или КАП-ЗП-575.

При монтаже прибора необходимо:

а) присоединить петлей-удавкой фал с гибкой шпилькой к концевой петле вытяжной веревки;

б) вставить гибкую шпильку в прибор. Гибкая шпилька должна вставляться в прибор с некоторым торможением в затворе. В случаях, когда гибкая шпилька, пройдя затвор, как бы встречает препятствие, прибор следует резко качнуть в плоскости шкалы времени - баланс займет нужное положение и препятствие устранится. После этого плавно (без рывка) взвести прибор (силовые пружины);

в) установить заданную высоту и заданное время по шкалам прибора и законтрить гибкую шпильку контровочной нитью в одно сложение (фиг. 32);

г) вставить штифт байонетной гайки в отверстие головки пластины и повернуть шланг прибора так, чтобы он занял положение вдоль оси конусов ранца парашюта (фиг. 33, А);

д) вывернуть из специальной гайки троса винт с петлей и вынуть петлю из прорези винта (фиг. 33, Б);

е) надеть петлю на ближнюю (первую) к шлангу прибора шпильку троса вытяжного кольца парашюта. На трос вытяжного кольца петлю надевать нельзя, так как это приведет к нераскрытию ранца парашюта;

ж) надеть на петлю винт и навернуть на него специальную гайку. Обратить особое внимание на то, чтобы винт был полностью ввернут в специальную гайку. Если винт полностью не ввертывается, нужно до конца довернуть хомут в специальной гайке, а затем снова навернуть специальную гайку на винт с петлей (фиг. 33, В);

з) вставить прибор в карман ранца парашюта и привязать его лентами к ранцу;

и) отрегулировать слабину троса в пределах 0,01-0,015 м, вращая шланг относительно байонетной гайки;

к) укрепить шланг прибора так, чтобы он по всей длине плотно прилегал к ранцу парашюта, а наконечник шланга был расположен на продольной оси симметрии пластины.

Застегнуть предохранительный клапан ранца. Затем следует проверить, достаточно ли зажаты крючки-кулоны ранцевых резин в металлических петлях на клапанах, продеты ли ранцевые резины в шлевки, и застегнуть ранцевые резины.

Ранцевые резины верхнего клапана ранца застегнуть после того, как будут застегнуты все ранцевые резины.

Примечание. При установке высоты срабатывания на приборе необходимо учитывать атмосферное (барометрическое) давление и рельеф местности в районе возможного приземления. На приборе ППК-У-575А пользоваться отметкой 0,3 км не рекомендуется, так как данная высота находится в пределах изменения атмосферного давления даже в местности, расположенной на уровне моря.

Вид уложенного парашюта показан на фиг. 34.

Для этого необходимо:

а) вытяжную веревку заправить под верхнюю и нижнюю ранцевые резины на правом боковом клапане и законтрить ее, для чего среднюю петлю вытяжной веревки связать контровоч-ной нитью в два сложения с кольцом, закрепленным на правом клапане ранца (фиг. 35). Перегибы вытяжной веревки должны выходить за ранцевые резины на 0,04-0,06 м;

б) карабин вытяжной веревки вставить в карман на правом боковом клапане;

в) закрыть предохранительный клапан и застегнуть на кнопки-турникеты.

Парашют Д1-5-у (десантный — 1-я модель — 5-я управляемая) был разработан после Великой Отечественной войны на базе десантного парашюта ПД-47. Он был одним из самых массовых парашютов, применявшихся в СССР. Предназначен данный парашют для учебно-тренировочных прыжков начинающих парашютистов и благодаря высокой надёжности и простоте популярен в России и до настоящего времени.

Тактико-технические характеристики парашюта Д1-5-у.

При общей массе парашюта и парашютиста 120 кг. конструкция парашюта Д1-5-у обеспечивает надежную работу на высоте до 1000 метров как при немедленном введении его в действие на скорости горизонтального полета до 250 км/ч, так и с любой задержкой раскрытия ранца. При этом максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола, не превышают 10g. Усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца или вытяжного троса как при принудительном раскрытии ранца, так и при ручном - не более 16 кгс.

Минимальная высота прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета до 180 км./ч. при немедленном введении парашюта в действие равна 150 метрам. Средняя вертикальную скорость снижения парашютиста, приведенная к стандартной атмосфере и замеренная на участке от 0 до 35 м. от земли равна 5,1 метра в секунду.

Парашют Д1 5у обеспечивает устойчивость при снижении. Управление парашютом осуществляется при помощи двух специальных строп управления. Разворот купола на 360° в любую сторону при натяжении одной стропы управления происходит за время не более 18 секунд. Скорость горизонтального перемещения парашютиста в процессе снижения в среднем равна 2,47 метра в секунду.

С парашютом Д1-5у применяются полуавтоматические приборы раскрытия парашюта ППК-У-575А или КАП-3П-575 и запасные парашюты типа 3-2, 3-1П, 3-3, 3-4 или 3-5.

Технический ресурс парашюта - 200 применений (уточняется в процессе эксплуатации) при условии своевременного ремонта и замены чехла купола.

Габариты уложенного парашюта, мм:

Длина - 570+20;
Ширина - 377+20;
Высота - 262+20.

Масса парашюта не более 17,5 кг с полуавтоматическим прибором без переносной сумки.

Комплект парашюта Д1-5-у.

В комплект парашюта входят: вытяжная веревка, вытяжной трос, предохранительный чехол, купол со стропами, подвесная система, ранец с гибкими шлангами, чехол купола, шаровой вытяжной парашют, вытяжное кольцо, вытяжное кольцо с тросовой петлей, переносная сумка, паспорт.

Особенности строения купола парашюта.

Купол круглой формы, сделан из перкаля, площадью 82,5 м². Состоит из четырёх секторов, каждый из которых сшит из пяти полотнищ. Для придания прочности по поверхности купола нашит усилительный каркас из капроновых лент прочностью на разрыв 150 кгс., образующих по периметру 28 петель, к которым крепятся 28 строп прочностью на разрыв 125 кгс., длинной 8,87 метра от кромки купола до полуколец подвесной системы. В центре купола имеется полюсное отверстие диаметром 430 мм. Между стропами у кромки купола нашиты карманы, ускоряющие наполнение купола. На полотнище между стропами 27-28, 28-1, 1-2 треугольные отверстия. При выходе воздуха из них создается реактивная сила, перемещающая купол в горизонтальном направлении. Для управления куполом к стропам 28 и 1 монтируются капроновые стропы управления, к ним красные клеванты (в простонародье бомбышки). Прочность строп управления на разрыв 150 кгс.

Введение в действие парашюта Д1-5-у.

Парашют имеет три способа введения в действие:

1. Принудительное раскрытие ранца со стягиванием чехла с купола вытяжной верёвкой.

Карабин вытяжной верёвки крепится к тросу в самолёте. После отделения парашютиста натягивается вытяжная веревка до первой петли, шпильки вытяжного троса выходят из конусных замков, ранец расчековывается, под действием массы парашютиста натягивается вытяжная веревка до второй петли, выходит купол в чехле, выходят стропы из сот на ранце, из сот на чехле, рвётся обрывная стропа, чехол принудительно стягивается самолётом с купола. Время проходящее с момента отделения от самолета до полного наполнения купола парашюта составляет около 3 секунд.

2. Принудительное раскрытие ранца со стягиванием чехла с купола шаровым вытяжным бесстропным парашютом.

В этом случае вытяжная веревка не крепится к чехлу. Карабин верёвки крепится к тросу в самолёте. После отделения парашютиста от самолета под действием его массы вытяжная верёвка натягивается, шпильки вытяжного троса выходят из конусных замков, ранец расчековывается, выходит шаровый бесстропный парашют, вытягивает за собой купол в чехле, выходят стропы из сот на ранце, из сот на чехле, шаровый парашют стягивает чехол с купола на длину стренги. Воздушный поток попадает в кармашки на кромке купола. Происходит наполнение купола с одновременным стягиванием чехла. Стренга состоит из капронового шнура длиной 1010 мм (в двойном сложении) и прочностью 550 кгс. Шаровый вытяжной парашют крепится к чехлу купола и стренгой к полюсу парашюта.

3. Ручное раскрытие ранца.

Расчековка ранца происходит вручную, парашютистом при помощи вытяжного кольца через заданный промежуток времени или на определённой высоте, а также с помощью страхующего прибора ППК-У-575А, в случае если по каким-либо причинам парашютист не сделал этого самостоятельно.

Управление парашютом Д1-5У.

Прежде всего необходимо определиться с терминологией:

Створ - линия, проходящая через центр точки приземления параллельно направлению ветра.

Траверз - линия, проходящая через центр точки приземления перпендикулярно направлению ветра.

Снос - смещение парашюта относительно земли.

Большой снос - скорость купола направлена по скорости ветра.

Малый снос - скорость купола направлена против скорости ветра.

Как было ранее упомянуто, парашют Д-1-5У имеет собственную скорость по горизонту, равную 2,47 м./с. и разворачивается на 360° за 18 сек.

После раскрытия парашюта и убедившись, что он работает нормально, парашютист должен определить свое положение в пространстве, найти аэродром и точку приземления. Определить снос, посмотрев на землю через край запасного парашюта. При хорошей выброске и одинаковом направлении ветра по высотам, парашютист должен смещаться по створу в направлении точки приземления. Поставив парашют нейтрально к ветру, т.е. боком, определить возможное место приземления.

Если оно находится за заданной точкой (переход) - нужно поставить парашют на малый снос и находится в таком положении от 10 до 20 секунд. Затем поставить парашют боком к ветру, развернувшись в другую сторону, т.е. если в первый раз разворачивались через правое плечо, следующий раз разворачиваемся через левое плечо, т.к. в то время когда мы стояли боком к ветру, купол выходил из створа.

Если возможное место приземления находится перед заданной точкой (недоход) - необходимо поставить купол на большой снос и находиться в таком положении от 10 до 20 секунд, затем сделать еще одну проверку, поставив купол боком к ветру. Так работать до высоты 100 метров, удерживая купол на траектории, ведущей в точку приземления. На высоте ста метров принять решение о приземлении на большом или малом сносе. Если точка приземления находится в центре песчаного круга, можно продолжить обработку цели на большом сносе. Если точка приземления задана на грунте аэродрома, то на высоте 100 метров необходимо развернуться против ветра, после чего приготовиться к приземлению.

Подготовка к приземлению на большом и малом сносе одинаковая. Нужно плотно сжать ноги и слегка согнуть их в коленях. Стопы держать параллельно земле. Ноги напряжены. После касания ногами земли упасть на бок или сделать кувырок вперед по направлению движения. Встать на ноги. Собрать парашют в сумку и вернуться на старт.

Если после открытия парашюта парашютист обнаружил, что он находится не в створе - нужно развернуть парашют, поставив его боком к ветру и войти в створ. Войдя в створ действовать, так как было рассмотрено ранее.

Если парашютист обнаружил, что из-за изменившихся погодных условий он не попадает в заданную точку приземления, он должен определить место возможного приземления, подобрать безопасный участок и двигаться туда. В случае резкого усиления ветра во избежание выноса за пределы аэродрома необходимо встать на малый снос и применить метод глубокого скольжения, что подразумевает под собой вытяжение двух-трех передних строп на 2-3 метра, в следствии чего форма купола будет нарушена и парашют начнет стремительно двигаться вниз в сторону натянутых строп. Не менее чем на высоте 100 метров стропы необходимо отпустить, чтобы купол восстановил форму и парашют вновь приобрел свою обычную скорость снижения перед посадкой.

Конспект(Д-1-5У, З-6П)

Д - 1 - 5 у (тренировочный, управляемый)

Предназначен для совершения тренировочных прыжков.

Конструкция обеспечивает при общем весе парашютиста с парашютами 120 кг следующие тактико-технические данные:

а) Надежную работу на высоте до 2000 метров, как при немедленном введении его в действие на скорости полета горизонтально летящего самолета до 250 км/час, так и с любой задержкой раскрытия ранца, при этом максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола, не превышают 10 g

б) Минимально безопасную высоту прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета 180 км/час при немедленном введении парашюта в действие - 150 метров.

в) Среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, замеренную на участке 30-35 м от земли - 5,11 м/сек

г) Устойчивость при снижении

д) Управление парашютом при помощи двух строп управления,

е) Разворот купола на 360 в любую сторону за время не более 18 сек при натяжении одной стропы управления

ж) Горизонтальное перемещение вперед до 2,47 м/сек.

з) Применеиие полуавтоматического прибора раскрытия ППК-У-575 А

и) Усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца или троса не превышает 16 кг.

к) Назначенный (технический) ресурс - 200 прыжков в течение срока службы парашюта при условии своевременного проведения войскового ремонта.

л) Габариты уложенного парашюта: длина - 570 + 20 мм,

ширина - 377 + 20 мм

высота - 262 + 20 мм

м) Масса парашюта с ППК-У без переносной сумки 17,5 кг.

ВЫТЯЖНАЯ ВЕРЕВКА

Предназначена для включения страхующего прибора или для принудительного раскрытия

ранца парашюта, изготовлена из ленты пр. 1200 кг, длина веревки 3 метра. На одном конце имеется карабин, на другом конце (для присоединения фала гибкой шпильки, или уздечки чехла

при прыжках на принудительное раскрытие, или петли вытяжного троса при расчековке) и на расстоянии 1,4 м (для контровки, или для вытяжного троса при принудительном раскрытии) от него имеются две петли. Для предохранения от ожогов на нее надет чехол из х/б ленты в виде полого шланга. Для контроля у карабина имеется лента красного цвета.

ВЫТЯЖНОЙ ШАРОВОЙ БЕЗСТРОПНЫЙ ПАРАШЮТ .

Предназначен для стягивания чехла с основного купола, состоит из основы и пружинного механизма. Верхняя часть имеет форму полусферы и изготовлена из капронового полотна.

Нижняя полусферическая часть основы изготовлена из сетчатого полотна переходит в коническую, изготовленную из капрона.

На внешней части основы пришиты четыре капроновые усилительные ленты пр. 150 кг

равномерно расположенные по поверхности в меридиальном направлении В месте пересечения лент поставлен люверс с пришивной шайбой. Внизу ленты сведены в коуш (для присоединения к уздечке чехла), на который надет чехол.На одной из лент на верхней части пришиты газырь и лента со шпилькой- чекой (для зачековки ШВП в уложенном состоянии). Пружинный механизм состоит из 8 меридиально расположенных спиц, оканчивающихся головками, которые скреплены у полюса шайбами. Коническая пружина имеет 5,8 рабочих витка, при этом половина находится внутри сферы. Внутри имеется ограничитель из капронового шнура ШКП-120. На нижнем основании закреплена пластина с конусом для зачековки пружинного механизма в сжатом состоянии. При укладке парашюта шпилька-чека укладывается в газырь.

ЧЕХОЛ КУПОЛА .

Предназначен для упорядочения процесса наполнения купола и уменьшения случаев перехлеста его стропами, изготовлен из ткани оранжевого цвета, имеет форму рукава длиной 5,28м и надевается на всю длину уложенного купола.

По всей длине усилен лентами пр. 150 кг, которые в верхней части образуют уздечку для присоединения вытяжного устройства. В верхней части пришиты два кармана, способствующие стягиванию чехла и выходу строп. В нижней части имеет одну пару двойных резиновых съемных

сот, одиннадцать пар несъемных сот и две ленты для укладочной рамки. Фартук имеет два окна с предохранительными карманами для пропуска съемных сот. Предохранитель строп защищает от зацепления.

КУПОЛ 82,5 кв.м.

Предназначен для безопасного приземления парашютиста в заданном месте, имеет круглую форму и состоит из 4 секторов, каждый из которых состоит из 5 трапециевидных полотнищ прямого кроя. Секторы и полотнища сострочены между собой швом взамок.

Купол изготовлен из перкаля, в центре имеется полюсное отверстие диаметром 430 мм. Кромка полюсного отверстия усилена с двух сторон капроновой лентой пр. 150 кг. С внешней стороны на купол нашит усилительный каркас из такой же ленты., который у нижней кромки купола образует 28 петель, к которым привязываются стропы. Усилительные ленты, настроченные на швы, соединяющие сектора, в полюсном отверстии образуют уздечку. На внешнюю сторону купола у нижней кромки между стропами нашито 25 карманов. Купол имеет 28 строп, изготовленных из х/б шнура прочностью 125 кг. Для облегчения укладки стропа 14 изготовлена красного цвета. Для контроля правильности укладки стропы 1 и 28 зеленого цвета. Допускается изготовление строп 1,14,28 из неокрашенного шнура, но тогда них нашиваются муфты соответствующего цвета. По нижней кромке купола, слева от строп, указаны порядковые номера строп. В свободном состоянии длина строп равна 8,97 мм. На расстоянии 0,45 м от нижней кромки купола на стропы нанесены метки (по ним начинают укладку строп в соты). На расстоянии 1,8 м от пряжек нанесены метки (место зачековки стропами съемных карманов на дне ранца.).

На полотнищах между стропами 27-28, 28-1 и 1-2 имеются вертикальные вырезы, края которых усилены капроновой лентой пр.150кг. Для управления куполом к стропам 26, 27, 28, 1, 2, 3 монтируются стропы управления, вторые концы которых выведены на клевант и закреплены на задних свободных концах подвесной системы.

ПОДВЕСНАЯ СИСТЕМА.

Является соединительным звеном между куполом со стропами и парашютистом, изготовлена из капроновой ленты ЛТК-44-1600 и состоит из следующих частей: - 2 передних лямок, правой и левой - круговой лямки с ножными обхватами

Двух лент переходников с карабинами

Двух наспинно-плечевых обхватов

Двух пар свободных концов

Двух лент грудной перемычки с пряжкой и карабином

Передние лямки являются основным силовым элементом подвесной системы На левой передней лямке, на уровне груди, пришит карман вытяжного кольца, чуть выше имеется шлевка для крепления гибкого шланга

Для присоединения запасного парашюта к подвесной системе в нижней части каждой лямки имеется скоба крепления с фиксатором, к которой крепится круговая лямка.с ножными обхватами. В нижней части круговая лямка раздвоена, ленты сшиты в стык, и к ним пришита накладка для более удобного сидения в подвесной системе во время снижения. Круговая лямка и ножные обхваты имеют пряжки для регулировки по росту.

Каждая лента переходника имеет карабин для замыкания ножного обхвата. Наспинно-плечевые обхваты монтируются к замкам отцепки и при помощи пряжек образуют поясной обхват, а другими концами скрепляются между собой, образуя крестовину, к которой присоединяется ранец и для регулировки имеют пряжки.

На правом наспинно-плечевом обхвате имеется шлевка для гибкого шланга.

Свободные концы крепятся к подвесной системе при помощи замков отцепки

С целью исключения попадания клевантов в стропы купола на задние свободные концы пришиты по две пряжки-полукольца, через которые проходят стропы управления. Свободные концы помечены словами “ Правый” и “Левый”

Длина свободных концов 560 мм. В передние лямки вмонтированы ленты грудной перемычки, регулируемые под рост парашютиста. Под все металличес -кие детали пришиваются предохранители.

ПОДВЕСНАЯ СИСТЕМА без замков отцепки.

Изготовлена из ленты ЛТК-44-1600 и состоит из главной лямки и двух наспинно-плечевых обхватов.

Главная лямка сшита из ленты в два сложения, концы который образуют два свободных конца длиной 430 мм., на ней имеются две изогнутые пряжки (для соединения с наспинно-плечевыми обхватами., на уровне груди с левой стороны нашит карман вытяжного кольца, а выше кармана пришит гибкий шланг.

В нижней части лента раздвоена, ленты сшиты встык и к ним пришита накладка для более удобного сидения в подвесной системе во время снижения

Для присоединения запасного парашюта в главную лямку вмонтированы две скобы крепления с фиксаторами.

Наспинно-плечевые обхваты проходят через изогнутые пряжки и окна главной лямки и образуют грудную перемычку и при помощи двух пряжек поясной обхват, обеспечивающий регулировку подвесной системы. Наспинно-плечевые обхваты скрепляются между собой, образуя крестовину, к которой присоединяется ранец. Наспинно-плечевые обхваты, идущие книзу от крестовины, огибают главную лямку ниже окон для поясного обхвата, образуя треугольники с закрепленными карабином и пряжкой. Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между главной лямкой и огибающие в нескольких местах образуют ножные обхваты, на которых смонтированы пряжки для регулировки и карабин с пряжкой.

РАНЕЦ с креплением запасного парашюта

Предназначен для укладки в него купола в чехле, строп и части свободных концов подвесной системы, вытяжного шарового безстропного парашюта и размещения страхующего прибора, изготовлен из авизента А и состоит из дна ранца и 4 клапанов.

К верхнему клапану пришиты два гибких шланга, головка пластины для крепления шланга ППК-У. В основании верхнего клапана имеются два окна для выхода свободных концов подвесной системы. Верхний и боковые клапана ранца имеют отвороты с карманами(для предохранения купола от загрязнения), которые после укладки купола в ранец, заправляются укладочной линейкой.

Для удержания клапанов в закрытом положении имеется замыкающее устройство состоящее из: шнурового кольца(изготовленное из шелкового шнура ШШ-80), двух конусов, расположенных на клапанах ранца, четырех люверсов с пришивной шайбой и одной пряжки-лю-верса. Пятый люверс, установленный на правом боковом клапане между нижним и средним люверсами, предназначен для фиксации положения шарового безстропного вытяжного парашюта.

Быстрое раскрытие ранца обеспечивают семь одинарных (370 мм) и одна двойная (385 мм) ранцевая резинки. Одним кольцом резинки наразъемно присоединяются к проволочным петлям на клапанах ранца.

На боковых клапанах ранца с внешней стороны по ленте периметра нашиты две косынки с пряжками, к которым присоединяются крепления запасного парашюта, состоящее из ленты и карабина. На внешней стороне левого бокового клапана ставится заводская маркировка.

На правом боковом клапане расположены карман для прибора, карман для карабина, лента=завязка для крепления прибора, кольцо для контровки вытяжной веревки, лента для крепления гибкого шланга.

Предохранительный клапан, который является продолжением правого бокового клапана, застегивается четырьмя кнопками-турникетами.

Предохранительный и нижний клапаны имеют металлические пластины жесткости.

Дно ранца имеет с внешней стороны 4 пары петель для крепления подвесной системы к ранцу и шлевки для направления ранцевых резин. На дне ранца пришиты карманы, препятствующие сдуванию уложенного в чехол купола со дна ранца в момент раскрытия парашюта. У верхнего клапана карманы имеют отверстия с металлическими кольцами. В отверстия пропускаются съемные резиновые соты, которые крепятся петлей-удавкой к шнуру, пристроченному к верхнему клапану ранца. Шнур и место крепления прикрыты шлевками.

ГИБКИЙ ШЛАНГ

Предназначен для направления движения троса вытяжного кольца и вытяжного троса в процессе их выдергивания и для предохранения от случайного зацепления.

Гибкий шланг изготовлен из металлического гибкого рукава, обтянутого

х/б лентой, концы которого заправлены в колпачки.

Длина гибкого шланга 515 мм.

ВЫТЯЖНОЕ КОЛЬЦО

Предназначено для ручного раскрытия ранца парашюта и состоит из кольца (изготовленного из стальной проволоки диаметром 7 мм), троса, трех шпилек и ограничителя.

Выступающая часть кольца для быстрого отыскания окрашена в красный цвет. Выступы, имеющиеся на двух противоположных концах, удерживают кольцо в кармане. В кольце имеются два направляющих отверстия, через которые проходит трос, заканчивающийся тремя шпильками, и который закреплен в кольце с помощью ограничителя. Расстояние между шпильками

150 мм, длина шпилек: первая - 38 мм, остальные 32 мм. Длина троса от конца шпильки до ограничителя равна 1070 мм.

ВЫТЯЖНОЙ ТРОС

Вытяжной трос предназначен для принудительного раскрытия ранца парашюта при помощи вытяжной веревки. Вытяжной трос на одном конце имеет три шпильки, а на другом -петлю.

Шпильки троса предназначены для замыкания люверсов на конусах ранца, а петля троса -для соединения вытяжного троса с петлей вытяжной веревки; на петлю троса надета резиновая трубка. Первая шпилька 38мм, остальные 32 мм, расстояние между шпильками 150 мм. Длина троса 1015 мм.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ЧЕХОЛ.

Применяется для защиты обшивки самолета от возможных повреждений шпильками вытяжного троса., имеет форму рукава длиной 900 мм и изготавливается из плащевого полотна.

На одном конце имеется петля для присоединения к петле троса.

ОБРЫВНАЯ СТРОПА

Предназначена для присоединения уздечки купола с петлей вытяжной веревки при принудительном стягивании чехла, изготовлена из ШХБ-60. Шнур сложен вдвое и сострочен зигзагообразной строчкой, при этом, на одном концы получается петля, а на другом два конца шнура длиной 505 и 605 мм. Петля присоединяется к уздечке купола, а концы привязываются к петле вытяжной веревки так, чтобы длинный конец имел слабину равную четверти длины короткого.

ПЕРЕНОСНАЯ СУМКА.

Предназначена для укладки в нее парашюта при хранении и эксплуатации.. Изготовлена из авизента и имеет прямоугольную форму.

Сумка имеет: 2 ручки, клапан с пряжками полукольцами, шнур для затяжки сумки, бирку для пломбирования сумки, ленту для затяжки и карман для шнура.

Вес сумки - 0,725 кг. Габариты сумки 590 + 260+ 740.

ПАСПОРТ

ПАРАШЮТ 50 кв.м.

Предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста в случае отказа или ненормальной работы основного купола.

Купол имеет круглую форму и состоит из четырех секторов, каждый из которых из пяти трапециевидных полотнищ прямого кроя. Все швы шьются взамок.

Купол изготовлен из капроновой ткани, причем 1 и 5 полотнища из ткани большей воздухопроницаемости.

Диаметр полюсного отверстия 0,7 кв.м. С внешней стороны полюсное отверстие перекрыто восемью карманами (способствуют быстрому вытягиванию купола со стропами из ранца и обеспечивают частичное наполнение купола парашюта в его центральной части до вступления в работу нижней кромки) из капроновой крашенной ткани. Карманы настрочены под радиальные каркасные ленты. Полюсное отверстие и нижняя кромка усилены капроновой лентой пр. 185 кг

С внешней стороны нашит усилительный каркас из ленты пр. 70 кг., который у нижней кромки образует 24 петли к которым привязываются стропы из ШКП-150. Для облегчения укладки стропа 12 красного цвета. На нижней кромке, слева от строп, указаны порядковые номера. В свободном состоянии длина строп от нижней кромки до свободных концов подвесной системы равна 4,99 м. На расстоянии 1,4 м от нижней кромки на стропах имеются метки, до которых стропы укладываются в соты. На нижнюю кромку над стропами (кроме 12 и 24) нашиты стягивающие ленты.

Для удобства укладки в центре парашюта имеется уздечка. На куполе с внешней стороны между стропами 24 и 1 поставлена маркировка.

РАНЕЦ.

Предназначен для укладки в него купола со стропами и части свободных концов подвесной системы, конвертообразной формы, изготовлен из капронового авизента, имеет накладное дно с чехлом и 4 клапана: верхний, нижний, правый (к которому пришит клапан-карман)и левый.

На верхнем клапане имеются: карман ножа, ручка для переноски, две петли для крепления ранцевых резин, клапан замыкающего устройства ранца (сост. : два люверса с пришивной шайбой, металлической пластины и текстильной застежки.

На правом боковом клапане пришит клапан-карман для звена ручного раскрытия, пряжка-люверс, гибкий шланг дл. 330 мм (для направления движения троса звена раскрытия), пластина и завязка крепления шланга прибора.

На левом боковом клапане имеются:пластина, петля для присоединения ранцевой резины, кольцо с лентой для пристегивания системы к косынке основного парашюта. На нижнем клапане имеются: две петли (для крепления ранцевых резин) . два конуса и предохранительный клапан, маркировка, кармашки для заправки клапанов при укладке.

Длина ранцевых резин: боковые 0,37 м - 2 шт., верхние и нижние - 0,525 м - 4 шт.

На дне ранца с внешней стороны имеются: карман для паспорта, 10 петель для крепления ранцевых резин, отверстие на боковой стороне усилительной ленты для выхода выступа рамы жесткости, карман из лент для крепления ППК-У, подушка прикрытия ППК-У, застегивающаяся текстильной застежкой, лента-завязка шланга прибора.

На накладном дне имеются шлевки, предназначенные для удобства укладки свободных концов, дно ранца двойное, в него вставлена рама жесткости, состоящая из: основания прямоугольной формы (состоит из внешней и внутренней рам изготовленных из стальной проволоки D 4 мм соединенных между собой обжимками) и откидной рамки (для отбрасывания парашюта в сторону при расчековке клапанов ранца). С правой стороны на внутренней раме имеется полукольцо для присоединения запасной системы к подвесной системе основного парашюта. Левая сторона основания служит осью для пружин (количество витков 14). Откидная рамка обтянута чехлом, на внешней стороне пришита петля предназначенная для удобства зачековки ранца.

ЗВЕНО РУЧНОГО РАСКРЫТИЯ

Предназначено для ручного раскрытия ранца запасной системы и состоит из кольца (изготовленного из стальной проволоки диаметром 7 мм), троса, двух шпилек и ограничителя.

Выступающая часть кольца для быстрого отыскания окрашена в красный цвет, отогнута на 60 град и утолщена. Выступы, имеющиеся на двух противоположных концах, удерживают кольцо в кармане. В кольце имеются два направляющих отверстия, через которые проходит трос, заканчивающийся тремя шпильками, и который закреплен в кольце с помощью ограничителя. Расстояние между шпильками 90 мм, длина каждой шпильки - 32 мм. Длина троса от конца шпильки до ограничителя равна 615

ПЕРЕНОСНАЯ СУМКА.

Предназначена для укладки в нее парашюта при хранении и эксплуатации.. Изготовлена из авизента и имеет прямоугольную форму, закрывается крышкой, которая застегивается по трем сторонам на семь кнопок-турникетов

Сумка имеет: 2 ручки, карман с петлей для привязывания и хранения бирки. Крышка и сумка имеют блочки, через которые пропускается контровки.

Габариты сумки 410+ 260+ 380

ПАСПОРТ Предназначен для ведения записей о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта, является неотъемлемой частью парашюта.

Правила ведения паспорта изложены в самом паспорте.

Тема 3 Укладка парашютов ..

: Изучить правила укладки парашюта.

Принадлежности для укладки.(укладочный стол, крючки, вилки, рамка укладочная, костыли к походным полотнищам, грузики.

Правила укладки. (согласно инструкции по эксплуатации).

Место для проведения укладки (парашютный класс или место для укладки парашютов.)

Осмотр перед укладкой.(осмотр парашюта - первый этап укладки)

Укладка парашюта.

Контроль за укладкой (поэтапный контроль). Начинающие под постоянным контролем.

Правила надевания и подгонки парашюта. Главная круговая лямка, поясной обхват, грудная перемычка, ленты подтяга.

Подготовка парашюта к прыжку. Осмотр в “козлах”.

Сборка парашюта после прыжка. Вытянуть купол и стропы, металлические детали уложить внутрь ранца. Ранец уложить в сумку так, чтобы металл не контактировал с куполом парашюта. Затем, собрав стропы бесконечной петлей, уложить их в переносную сумку и, аккуратно смотав, положить на стропы купол. Проконтролировать, чтобы страхующие приборы лежали в верхней части сумки.

n Вытряхивание парашюта от снега зимой. Вытряхивание начинают с вершины купола Переноска и перевозка парашютов. Парашюты транспортируются только уложенными в переносные сумки, оберегаются от контактирования с загрязненными поверхностями, прямыми солнечными лучами.

Правила ведения документации на парашюты. В формулярах заполняют: технический осмотр, просушка, укладка и переукладка - кто и когда, какой организации принадлежит парашют и за кем закреплен, кто прыгал и кто контролировал укладку.

Тема 4 Парашютные страхующие приборы .

Цель: Изучить конструкцию,принципы действия, правила эксплуатации и хранения страхующих приборов.

Назначение, принцип действия и конструкция приборов.

Полуавтомат парашютный комбинированный, унифицированный (ППК-У) предназначен для введения парашюта в действие через заданный промежуток времени или на заданной высоте (используется в качестве страхующего средства).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

n диапазон срабатывания:

а) по высоте - 0,3 до 8 км

б) по времени - от 2 до 5 сек

работает при температурах от минус 60 до плюс 60 градусов по Цельсию на высоте до 35 км.

Усилие силовых пружин - 28 кг.

Время работы часового механизма после срыва с упора анероида 0,8 - 1,2 сек.

Рабочий ход вытяжного троса - 70 мм.

Вес прибора 950 гр.

Прибор состоит из следующих основных частей:

Корпус прибора, изготовленный из алюминиевых сплавов,

часовой механизм,

анероидное устройство,

вытяжной механизм

Прибор включается выдергиванием гибкой шпильки, При прыжках с высоты ниже установленной на шкале высот часовой механизм обеспечивает срабатывание вытяжного механизма через промежуток времени, установленный на шкале времени прибора.

Если высота прыжка превышает высоту на шкале прибора, то анероидное устройство блокирует часовой механизм до тех пор, пока парашютист не достигнет высоты установленной на шкале высот прибора. После этого анероид освобождает часовой механизм, который дорабатывает оставшиеся 0,8 - 1,2 сек и обеспечивает раскрытие ранца парашюта.

Шкала высот оттарирована с превышением на 100 м для компенсации потери высоты парашютистом за время от момента срабатывания прибора до момента наполнения купола.

Проверка прибора.

1. Произвести внешний осмотр, вставить шпильку и взвести прибор, проверить на стравливание часовой механизм, проверить работу часового механизма.

2. Включить прибор и дать ему сработать, повернув стеклами вниз, посмотреть, нет ли на стеклах инородных предметов.

Подготовка и установка прибора на парашюте.

1. взвести прибор и проверить его срабатывание, установить заданную высоту и время, Законтрить гибкую шпильку, вставить штифт байонетной гайки в отверстие монтажной пластины и повернуть шланг прибора так, чтобы он встал вдоль оси монтажной пластины. Вставить прибор в карман ранца и закрепить тесьмами, смонтировать петлю прибора под верхнюю шпильку вытяжного кольца..

n Правила прыжков со страхующими приборами

Применение прибора обязательно при выполнении всех видов прыжков с парашютом (допускается выполнять прыжки на купольную акробатику). При использовании только шкалы времени устанавливать время менее 2 сек ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

n Хранение и транспортировка приборов.

Прибор попавший в воду, грязь, имеющий повреждения корпуса и шлангов эксплуатации не подлежат и направляются в ремонт и обслуживание. Парашют укладывается в переносную сумку прибором вверх, приборы хранятся в специальных ящиках или упаковочных коробках.

n Ведение документации.

Все приборы имеют паспорта-формуляры, где указаны все перемещения прибора: дата его изготовления, штамп и подписи приемной комиссии, комплектация,прибытие и убытие из организаций, техобслуживание и регламенты, количество срабатываний.

Место занятий: парашютный класс.

Тема 5 Теоретические основы прыжка с парашютом

Цель: Изучить теоретические основы прыжка с парашютом.

Основные свойства воздуха .

1. Воздух, составляющий атмосферу, представляет смесь различных газов и паров воды. В нижней части атмосферы состав воздуха практически постоянен: 78% по объему занимает азот, 21 % составляет кислород и т.д. Возникновение аэродинамических сил в значительной степени объясняется вязкостью и сжимаемостью воздуха. ВЯЗКОСТЬЮ называется способность жидкости и газов сопротивляться усилиям сдвига.

2. Согласно закону всемирного тяготения, все тела притягиваются друг к другу, Поэтому, на всякое тело, поднятое над землей, действует сила тяжести.

P = m g где m- масса тела, g- ускорение земного тяготения = 9,81 м/сек.

Если такое тело начнет свободно двигаться к земле, то оно каждую секунду будет увеличивать свою скорость, но не на 9,81 м/сек, а несколько меньше, так как только тело начнет двигаться появится и сопротивление воздуха. Сила его зависит от формы тела, наибольшей площади его сечения в плоскости, перпендикулярной набегающему потоку воздуха, плотности воздуха и движения тела

Время: 3 часа.

Место: макет грузовой кабины ВС, стапеля .

Вступление

Прыжки с парашютом начинающими парашютистами по упражнениям, предусматривающим свободное падение, выполняются с целью приобретения навыков управления своим телом в воздухе. Навыки в управлении телом позволяют устранять возможные вращения, вести визуальное наблюдение за землей и окружающей обстановкой, принимать положение тела, обеспечивающие надежное раскрытие парашюта.

Прыжки с задержкой раскрытия парашюта выполняются в следующих случаях:

· при вынужденных прыжках с парашютом на больших скоростях полета для уменьшения динамической нагрузки, возникающей в момент раскрытия купола парашюта;

· при вынужденном покидании ВС на большой высоте для быстрого прохождения зоны низких давлений и температур воздуха;

· при вынужденном покидании неуправляемого ВС для удаления на безопасное расстояние от падающего ВС;

· при выполнении УТПП по упражнениям КПП, СПП;

· на соревнованиях по парашютному спорту.

После отделения от горизонтально летящего ЛА, тело по инерции продолжает двигаться в направлении полета, а под действием силы тяжести стремится вниз. В результате оно движется по кривой, постепенно отклоняясь от горизонтального направления движения и приближаясь к вертикальному. При этом горизонтальная составляющая скорости, вследствие сопротивления воздуха, будет заметно уменьшаться, а вертикальная составляющая возрастать. В среднем, если не применять специальных приемов по уменьшению или увеличению силы сопротивления набегающего потока, горизонтальная составляющая упадет до нуля к 10 – 12 секунде свободного падения и тело при этом пролетит за ЛА 300 – 350 метров. Вертикальная составляющая, под действием силы тяжести, возрастает, но опять же, вследствие сопротивления воздуха, к 10 – 15 секунде достигает равновесного значения, которое определяется весом и размерами (площадью) парашютиста и составляет около 50 м/сек.

В свободном падении парашютист, используя силу набегающего потока воздуха, используя руки и ноги в качестве "рулей" может изменять позу, менять скорость вертикального падения, перемещаться горизонтально в любом направлении, вращаться вокруг вертикальной или горизонтальных осей. Соответственно, падая в группе вдвоем, втроем или большем количестве парашютистов, перемещаться относительно группы вверх, вниз, подходить к любому парашютисту, перемещаться по заранее намеченной программе. На этом построены многие виды парашютного спорта – индивидуальная и групповая акробатика, фристайл и фрифлай. Свободное падение и эволюции в свободном падении это «скайдайвинг», ради этого люди и приходят в парашютный спорт.

Основная часть:

При проведении теоретических занятий и наземной подготовки нужно научить спортсмена правильно подгонять снаряжение, что имеет немаловажное значение для усвоения методов отделения от самолета и отработки устойчивого падения.

Для первоначального обучения отделению от самолета в современном парашютном спорте применяют в основном отделение «на поток».

Обучение следует начинать на земле, отделяясь из макета самолета на батут или на растянутый брезент. Исходное положение спортсмена - правая нога параллельно переднему обрезу двери, левая нога за правой, корпус слегка согнут, правая рука держит передний обрез двери чуть выше отверстия под защелку. Левая рука на кнопке секундомера. Выносом левой ноги за борт и легким толчком правой ноги спортсмен должен отделиться и включая секундомер, лечь «на поток» (брезент, батут). При этом спина должна быть незначительно прогнута, ноги незначительно согнуты в коленном и тазобедренном суставе и разведены, руки отведены в стороны и согнуты в локтевых суставах под углом приблизительно 90- 120°.

Отработав метод отделения «на поток» на земле, можно переходить к обучению отделению из самолета в воздухе. При этом использовать по программе обучения все прыжки со стабилизацией падения, стягиванием чехла, расчековкой ранца.

После устойчивого отделения «на поток» можно переходить к обучению прыжкам с задержкой в открытии парашюта.

Прыжкам с задержкой раскрытия парашюта должна предшествовать специальная наземная подготовка, включающая отработку способов отделения от самолета и тренировку в управлении телом во время свободного падения, ориентировку в воздухе и определение своевременного и правильного момента раскрытия парашюта.

К выполнению УТПП с задержкой раскрытия парашюта допускаются парашютисты, хорошо освоившие устойчивое падение при отделении от самолёта в прыжках с ручным раскрытием парашюта.

Прыжки с задержкой в раскрытии парашюта более 5сек. выполняются с обязательным наличием у парашютиста секундомера, а при задержке более 10сек. при наличии секундомера и высотомера.

Занятия нужно сопровождать показом упражнений и тренировкой на снарядах парашютного городка (горизонтальная доска, подвесная система).

Наиболее выгодным положением тела при свободном падении с парашютом без стабилизирующего устройства считается такое, при котором парашютист падает лицом вниз с разведенными в стороны руками и ногами, сохраняя при этом прогиб в пояснице и положение симметрично разведенных и слегка согнутых ног. Конечности тела должны быть расслаблены, чтобы не создавать условия для штопора или беспорядочного падения - такое положение тела считается "падением плашмя лицом вниз". Средняя вертикальная скорость падения, начиная с десятой секунды, составляет 48-50 м/сек.

Туловище и бедра лежат в одной горизонтальной плоскости, голени согнуты в коленных суставах под углом до 90 градусов, носки оттянуты. Угол между бедрами до 90 градусов. Руки в локтях согнуты на 90 градусов. Угол между корпусом и плечом 90 градусов. Плечи и голова подняты. Пальцы сведены вместе. Кончики пальцев рук и нос находятся на одной линии. Мышцы тела находятся в полу расслабленном состоянии. Ключевыми моментами при принятии позы являются прогиб, симметрия ирасслабленность. Данное положение тела, является «базовым ‑ нейтральным» , то есть все остальные положения тела для маневров в свободном падении, делаются из него с помощью минимальных телодвижений.

Отрабатывая эту позу на земле, следует хорошенько запомнить, какие мышцы тела напрягаются, чтобы поддерживать позу, а какие должны быть расслаблены. Точек напряжения должно быть всего две: участок между лопатками: лопатки должны быть сведены, голова откинута назад, чтобы глаза смотрели параллельно земной поверхности, и пояснично-бедренная область: таз нужно подать вперед, так чтобы пупок (он же центр тяжести тела) был самой нижней точкой фигуры, бедра должны быть приподняты, ноги разведены (не широко), носки оттянуты. Симметричность положения ног и отсутствие перекосов корпуса являются наиболее важными, так как на ноги и корпус приходится большая часть поверхности тела и в потоке воздуха они являются мощными рулями. Все остальные мышцы должны быть расслаблены.

Факторы, воздействующие на начинающих парашютистов после отделения от ВС, могут привести к неадекватной реакции парашютиста на происходящее. Для уменьшения их воздействия, парашютисту необходимо при отделении от ВС производить отсчёт:"521, 522, 523, 524, 525" и голосом комментировать свои действия. Это также позволяет начинающему парашютисту своевременно применить запасной парашют при возникновении нештатной ситуации. По окончании отсчета времени, парашютист должен выдернуть кольцо основного парашюта. Увеличение времени свободного падения до срабатывания страхующего прибора запрещается.

Одной из причин вращательного падения может служить неправильное, чрезмерно резкое отделение парашютиста от самолета. Чтобы принять наиболее выгодное положение при свободном падении, отделяться надо без резких толчков, с плавным переходом на падение вниз лицом с одновременным разведением рук и ног в стороны. Чтобы сохранить наиболее правильнее положение в воздухе при свободном падении или устранить невыгодное (вращательное) падение, парашютист использует руки и ноги в качестве рулей управления.

Наиболее распространенными ошибками начинающих бывают напряженные руки, неправильная точка прогиба (грудь вместо таза), опускание бедер, перекосы корпуса. Не стоит пренебрегать отрабатыванием позы свободного падения на земле, "на табуретках". Несмотря на кажущуюся бесполезность, это упражнение весьма эффективно. На земле поддерживать такое положение гораздо труднее, чем в потоке. Поэтому учас­твующие в поддержке позы мышцы, которые почти не испытывают подобных наг­рузок в повседневной жизни, интенсивно работают и развиваются.

Когда мышцы запомнили это положение и тело само принимает его после любого маневра, то беспорядочное падение ему уже не грозит.

Если парашютист в воздухе напряжен, сильно прогнут, то чувствует поток он слабо, и тогда свободное падение сопровождается клевками, кабрированием, рысканием, креном влево-вправо, может перейти в беспорядочное падение или штопор. Рассмотрим причины этих явлений и методы их устранения.

Укладка

Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца (на расчековку)

Укладку парашюта производят два человека - укладывающий (ответственный за укладку) и помогающий. Этапы укладки парашюта контролирует инструктор. Перед укладкой парашют тщательно осмотреть с целью определения пригодности к эксплуатации. Обнаруженные непригодные части заменить запасными или отремонтировать силами организации, которой принадлежит парашют. Ремонт и замену частей парашюта производить в соответствии с Инструкцией № 008-62 по войсковому ремонту парашютно-десантной техники.

Укладка парашюта для прыжка включает следующие операции:

1. Осмотр.

2. Подготовку парашюта к укладке.

3. Укладку купола и проверку строп.

4. Надевание чехла на купол и укладку строп в соты чехла купола.

5. Укладку купола в чехле на ранец.

6. Укладку шарового вытяжного бесстропного парашюта на уложенный купол в чехле и затяжку ранца.

7. Присоединение вытяжной веревки к вытяжному тросу и укладку ее под ранцевые резины.

1. Осмотр Осмотр парашюта производить в следующем порядке:

Купол со стропами;

Чехол купола;

Шаровой вытяжной бесстропный парашют;

Подвесная система;

Ранец с гибкими шлангами и креплением запасного парашюта;

Вытяжное кольцо с тросовой петлей;

Вытяжной трос;

Вытяжная веревка;

Предохранительный чехол;

Переносная сумка. - Осмотр купола со стропами

Взять стропы № 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18 и № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и вытянуть купол вдоль стола на всю длину полотнищ (рис. 17).

Передвигаясь от краев к середине купола и приподнимая полотнища, осмотреть их на просвет на всю ширину по квадратам. При этом проверить, не повреждены ли строчки и ткань купола. Таким образом осмотреть весь купол. Не допускаются повреждения ткани купола и пятна от жидкостей, разрушающих ткань. Затем перейти к осмотру строп купола. Стропы разобрать, положить плотно одну к другой и натянуть. Осмотреть со всех сторон все стропы, начиная от нижней кромки до пряжек-полуколец, прокатывая их ладонями рук на столе. Обратить внимание на места пришивки строп управления.

- Осмотр чехла купола

При осмотре чехла купола проверить, не повреждены ли ткань чехла, строчки, усилительные ленты, уздечка, резиновые соты, предохранитель строп, карманы для укладки строп, а также проверить резиновые съемные соты. В случае разрыва резиновых сот, контрящих фартук основы чехла, их необходимо заменить новыми. Ремонтировать резиновые соты категорически запрещается.

- Осмотр шарового вытяжного бесстропного парашюта

При осмотре шарового вытяжного бесстропного парашюта проверить, нет ли повреждений ткани парашюта, порывов строчек парашюта и стягивающих шнуров. Проверить исправность пружинного механизма, шпильки-чеки для зачековки сложенного шарового парашюта и надежность ее пришивки.

Примечание. Шаровой вытяжной бесстропный парашют, имеющий деформацию пружинного механизма, к эксплуатации не допускается. Необходимо пружины пружинного механизма выправить и только после этого парашют допустить к эксплуатации.

- Осмотр подвесной системы

При осмотре подвесной системы проверить ее металлические детали: замки ОСК, скобы крепления с фиксаторами, пряжки-полукольца, карабины, а также проверить пришивку гибких шлангов.

Проверить, нет ли повреждений на лентах пряжек-полуколец, смонтированных на свободных концах, через которые проходят стропы управления, не нарушены ли строчки, исправен ли карман вытяжного кольца. На текстильных деталях подвесной системы не допускаются повреждения лент и ткани, пятна от жидкостей, разрушающих ткань.

- Осмотр ранца с гибкими шлангами и креплением запасного парашюта

При осмотре ранца особое внимание обратить на исправность шнурового кольца, люверсов и конусов, проверить наличие проволочных петель, ранцевых резин и их крепление к петлям на клапанах ранца, резиновых сот, лент-завязок, кармана полуавтоматического прибора и карманов на внутренней стороне дна ранца, проверить исправность гибких шлангов и надежность их пришивки, исправность карабинов крепления запасного парашюта.

В случае повреждения оплетки шнурового кольца его необходимо заменить новым, запасным. Категорически запрещается применить шнуровое кольцо с поврежденной оплеткой шнура. Резиновые соты в случае разрыва заменяются новыми. Ремонтировать резиновые соты запрещается.

- Осмотр вытяжного кольца с тросовой петлей

Осмотреть вытяжное кольцо с тросовой петлей и проверить, надежны ли заделка петли троса и опайка ограничителя. Резкие перегибы троса выпрямить. Если невозможно выправить вытяжной трос вытяжного кольца, его не применять.

- Осмотр вытяжного троса

При осмотре вытяжного троса проверить, надежна ли заделка шпилек троса, не погнуты ли шпильки. Резкие перегибы троса выпрямить. Если невозможно выправить вытяжной трос, его не применять.

- Осмотр вытяжной веревки

При осмотре вытяжной веревки проверить, нет ли повреждений отдельных нитей ленты и чехла, а также проверить исправность карабина.

- Осмотр предохранительного чехла

При осмотре предохранительного чехла проверить, нет ли повреждений ткани чехла и петли, а также строчек пошивки.

- Осмотр переносной сумки

При осмотре переносной сумки проверить, нет ли пятен неизвестного происхождения, порывов, а также проверить наличие пряжек-полуколец.