Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Русские танки первой мировой войны. Первые танки Первой мировой войны

Железные увальни обязаны своему появлению Первой мировой. Сразу же с момента своего рождения они вызывали противоречивые чувства: и насмешки, и панический ужас.

Слово «танк » происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия топливных цистерн. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн - благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Название прижилось. Примечательно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань» (ещё один вариант перевода слова tank).

Своим появлением танки обязаны Первой мировой войне. После относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий на фронтах установилось равновесие (т. н. «окопная война»). Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. Обычный способ подготовить наступление и вклиниться в оборону противника состоял в массированном использовании артиллерии для разрушения оборонительных сооружений и уничтожения живой силы с последующим вводом в прорыв своих войск. Однако выяснилось, что по перепаханному взрывами, с разрушенными дорогами, перекрываемому к тому же перекрёстным огнём с флангов участку «чистого» прорыва не удаётся ввести войска достаточно быстро, к тому же противник по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевал подтягивать резервы и блокировать прорыв. Также развитие прорыва затруднялось сложностью снабжения через линию фронта.

Ещё одним фактором, превращавшим маневренную войну в позиционную, являлось то, что даже длительная артподготовка не могла полностью уничтожить все проволочные заграждения и пулемётные гнёзда, которые затем сильно сковывали действия пехоты. Бронепоезда зависели от железнодорожных путей. В результате возникла мысль о принципиально новом самоходном боевом средстве с высокой проходимостью (добиться которой можно было только с помощью гусеничного шасси), большой огневой мощью и хорошей защищенностью (хотя бы против пулемётного и винтовочного огня). Такое средство могло бы с высокой скоростью преодолевать линию фронта и вклиниваться в глубину обороны противника, осуществляя, по крайней мере, тактические обходы.

Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России. Окончательно первая английская модель танка была готова в 1916 году, когда прошла испытания, и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mark I - довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях - «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулемётным вооружением). Вскоре выяснилась низкая эффективность пулемётных «самок», которые не могли бороться с бронетехникой противника и с трудом уничтожали огневые точки. Тогда была выпущена ограниченная серия «самок», у которых в левом спонсоне по-прежнему был пулемёт, а в правом - пушка. Солдаты тут же метко окрестили их «гермафродитами».

Впервые танки (модели Mk.1) были использованы английской армией против германской армии 15 сентября 1916 года во Франции, на реке Сомме. В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана - из 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте германские солдаты боялись их панически.

Есть общепризнанное мнение, что танк как боевая единица появился на свет в качестве средства преодоления затянувшегося «окопного» кризиса в Первой мировой войне. Вооруженная бронированная машина действительно переломила ситуацию, но сама ее концепция изобреталась задолго до большой войны. Где-то в 1904 году в Великобритании появились первые экземпляры самоходных артиллерийских платформ. Машины были призваны выступать в роли мобильного укрепления, способного передвигаться и по пересеченной местности. Идеальной отправной точкой для британцев послужил сельскохозяйственный трактор с гусеничным шасси и более мощным, чем у автомобилей, двигателем. В то же время превращение трактора в боевую машину шло натужно, что не мешало их использовать на фронте в качестве обычных тягачей. Американская фирма Holt (прародитель Caterpillar) выкупила патент на производство и вовсю начала снабжать английскую армию этими самыми тягачами. Тем временем концепция нового неторопливо вытёсывалась в горниле затяжных боев.

Когда Экспедиционная армия США прибыла в Европу, у нее не было собственных танков. Да чего уж там, во всей Америке их не было. Первый серийный бронеавтомобиль компания Armored Motor Car Company изготовила только к 1915 г., и на момент вступления в войну в Штатах был сформирован только один 1-й эскадрон пулеметных бронеавтомобилей, состоящий из восьми единиц техники, входящий в состав корпуса морской пехоты США. Имеющая вполне стандартную компоновку для того времени, эта машина примечательна тем, что ее можно было разобрать на модули и перевезти катерами. Ну, для морпехов делали все ж таки.


Первый серийный King Armored Car

Командующему экспедиционными силами генералу Джону Першингу предлагали взять с собой пару экземпляров, но тот отказался. В первом же бою при Камбре, увидев в действии британские танки, Першинг впечатлился, в достаточной мере оценил потенциал и назначил полковника Джорджа Паттона руководить формированием американского танкового корпуса. К сентябрю 1918-го корпус был готов. Всего было создано 8 тяжелых батальонов с британскими танками Mark VI на вооружении и 21 легких, использовавших французские Renault FT-17. В боях поучаствовали только 4 из них. За время своего присутствия экспедиционные войска использовали только иностранную технику. Родной, американской, так и не завезли. Хотя на территории Штатов уже велись интенсивные разработки, делались пробы, ошибки и вообще формировалась собственная школа танкостроения.

Предлагаю ознакомиться с тем, что у них получалось или не получалось. В данной статье затронут период до 1918 года включительно, то есть самая зорька конструкторской мысли, когда инженеры были непугаными и еще толком не знали, как же оно будет правильнее, и упомянуты машины, которые были построены хотя бы в одном экземпляре.

Holt 75 Tank 1916

«Холт 75» - это популярная модель полугусеничного трактора того времени. Вот трактор решили обшить броней и получить танк. Конструкция должна была получиться довольно забавной, огромные свесы сильно ограничивали проходимость, а сам танк напоминал скорее самоходный ангар. Мощность холтовского четырехцилиндрового двигателя составляла 75 сил, но это на маховике, а до приводного вала доходило только 50. Весил трактор 12 тонн и в связи с отсутствием фрикционов управлялся при помощи небольшого выдвинутого вперед на раме колеса. Из вооружения планировали поставить одну курсовую пушку калибра 75 мм, туда же два пулемета, еще два пулемета в корму и один во вращающейся башенке установленной сверху. Бронирование около 2-3 мм, а примерная скорость 7-13 км/ч. Дальше прототипа дело не пошло, да и тот сделали чуть ли не из жести. Холт во всем этом процессе участвовал только тем, что у него взяли трактор.


С самими тракторами имеется некоторая путаница. Это был момент появления компании Caterpillar, но при этом слово «катэрпиллер» переводился и переводится как «гусеница», поэтому встречается как в том, так и в другом смысле. В любом случае двигатели абсолютно точно стояли «Холт».

Holt Three-wheeled Steam Tank of 1917


Трехколесный паровой танк уже не на базе холтовского серийного трактора, а построенный и разработанный фирмой Холт. Паровой, кстати, не на дровах, а на керосине, с двумя двухцилиндровыми двигателями мощностью 75 л.с. каждый. Двигаться по полю боя он должен был задним ходом, хотя паровичку, насколько я знаю, все равно, куда дышло толкать, так что эффективность езды от этого не страдала. Разрабатывать его начали еще в 1916, но готов танк был только к 1918 г. В комплект вооружения входила курсовая 75-мм гаубица и пулеметы Браунинга калибра 0.30 в количестве от 2 до 6 (по разным данным). Интересно бронирование, толщина его достигала внушительных на то время 16 мм и только корма, днище и крыша - 6 мм.



Машины сходна со знаменитым танком Лебеденко. Когда зимой 1918 г. американские военные приступили к испытаниям на полигоне в Абердине, этот плод гениальной конструкторской мысли проехал 15 метров и «загруз». 75 коней на каждое колесо оказалось маловато, надо было гусеничный привод брать. Поцокав языками, армейцы отказались от дальнейших работ по проекту.


Чтобы вы не очень смеялись паровому танку - это паровой автомобиль 1919 года

Best 75 prototype 1917

Все тот же трактор Холт 75 1909 года рождения, только выпускаемый по лицензии фирмой Бест, поэтому называется Best 75 Tracklayer. И тут определение трэклэера трактуется не иначе как гусеничный ход. Вот Бест и сотворили собственную конструкцию, как они ее видели. Громоздкий корпус с размещенными макетами вооружения где-то в районе рулевого колеса и надстройкой на корме. Модель получилась нежизнеспособная, и военные, снова поцокав языками, вежливо отказались. Ну нельзя из трактора сделать хороший танк.

Не остановившись на первой неудаче, инженеры фирмы Бест решили, что вся проблема в компоновке и перенесли вооружение в башню, расположенную на корме. Теперь там, кроме водителя, размещались две пушки и несколько отверстий для пулеметов. Также изменили форму корпуса, и модель танка стала смотреться очень стильно. Тогда не знали слова стимпанк, но, когда военные снова отказались, за машину схватились пропагандисты. Если танк нельзя использовать по назначению, но при этом он выглядит грозно и красиво, то почему бы его не использовать в целях рекламных? Исходя из этих размышлений, CLB 75 успел поработать натурщиком для демонстрации мощи вооруженных сил США. Появилась серия фотографий и даже открыток, на которых он присутствовал. После войны прототип пропал. Скорее всего, был разобран на металлолом.

Caterpillar G-9 of 1917

Очередная холтовская попытка сделать классный танк. Все то же самое. Трактор Холт, накрытый бронекорпусом. Только двигатель на этот раз был мощностью 150 л.с. G-9 напоминал передвижной блиндаж. Имел по пять бойниц на борт и одну в корму. Пушки размещались в башнях и одна на корме, причем известно два варианта компоновки танка: одно- и двухбашенный.

Испытания машины на полигоне около Лос-Анджелеса в очередной раз показали несостоятельность конструкции. Скорость танка даже по прямой не превышала 5 км/ч, а о проходимости речи даже не шло. Не обошлось и без происшествий. В какой-то момент водитель не справился с управлением «танктором» и ухнул машину в кювет, что повлекло за собой разрушение корпуса. Устав цокать языками и окончательно осознав несостоятельность сельскохозяйственного трактора как шасси для боевой машины, военные махнули руками и удалились восвояси.


Holt Gas-Electric of 1917


На этот раз холтовцы достаточно серьезно подошли к задаче и построили уже танк, а не бронетрактор. Рулевое колесо упразднили, а гусеничное шасси существенно переработали. Бензоэлектрическая (gas - это бензин) схема применялась вынужденно. Фрикционов не было, вот и поставили на каждую гусеницу свой электродвигатель, чтобы можно было ими управляться, а 90-сильный мотор совместили с генератором. Хотя танк удачно поворачивал, такая схема приводов переусложнила конструкцию, та сильно грелась и часто выходила из строя. Но сама идея, вероятно, подсмотренная у французов, была интересной. Корпус представлял собой обыкновенную бронекоробку с толщиной листа от 6 до 15 мм. Для лучшего охлаждения в корме поставили откидной лист, но открытым его в бою держать никто бы не стал. Вооружение танка составляли два пулемета Browning 0.30, установленные по бортам, и 75 мм пушка Vickers, размещенная в лобовом листе корпуса.

Испытания показали, что 90 л.с. (это без учета потерь в трансмиссии) для 25-тонной машины явно недостаточно. От дальнейшей доработки проекта отказались.

US Army Corps Steam Tank of 1918

Первый случай, когда в дело включились непосредственно армейские инженеры. Вполне естественно, что танк имел большое лобби и активно проталкивался на всех уровнях. За основу была взята конструкция британских ромбовидных Mark и, в принципе, машина получилась похожей, но имела два характерных отличия.

В силу того, что бензиновые и дизельные двигатели находились в зародышевой стадии, предпочтение было отдано отработанной паросиловой установке, работавшей на керосине. К тому времени развитие паровых движителей было если не на пике, то на очень большой высоте, и такой мотор вполне мог конкурировать с системами внутреннего сгорания. Достаточно того факта, что суммарная мощность спаренных двухцилиндровых паровичков достигала 500 л.с. Каждый двигатель имел привод на свое ведущее колесо, и управление танком осуществлялось простым «газу правым - газу левым».

Второй интересной особенностью стало вооружение. В качестве основного вместо пушки выбрали огнемет. Вероятно, этот танк стал одним из (если не первым) огнеметным. В конструкции «главного калибра» для выброса огнесмеси вместо баллонов со сжатым газом использовали отдельный бензиновый двигатель мощностью 35 л.с., который создавал давление около 110 атм. и позволял метать заряд на расстояние до 27 метров. Дополнительно в бортовых спонсонах установили 4 пулемета Browning. Экипаж насчитывал 8 человек, бронирование - 15 мм, боевая масса - 45 т.

Первая презентация широкой публике состоялась 17 апреля 1918 года на параде в Бостоне и все бы хорошо, но танк сломался. Причиной поломки стала ненадежность силовой установки. После ремонта машину загрузили на пароход и отправили на испытания в Европу, но и там до поля боя он не доехал. Просто побоялись отправлять. В дальнейшем работы по проекту свернули и итоговая судьба прототипа неизвестна.

Skeleton Tank

Без сомнения, один из самых интересных «военных» американских танковых проектов. Тщательно проанализировав практику применения британских марков на полях сражений, конструкторы пришли к выводу, что хотя большие линейные размеры и позволяют преодолевать огромные траншеи с воронками, они же и способствуют существенному увеличению площади поражения, а также увеличению массы. Инженеры предложили вынести шасси в отдельную конструкцию, а двигатель и экипаж поместить в серединку небольшой коробушки, подвешенной между гусеницами. Идея, конечно, здравая, но довести ее до логического конца не получилось.


Первый прототип был существенно легче первоосновы, имел меньшую массу, большую тяговооруженность и проходимость, но при этом обладал рядом и собственных конструктивных недостатков. Таких как: вынесенный отдельно узел трансмиссии, слабое вооружение и излишне «тряская» ходовая. «Детские» болезни конструкции можно было излечить, но война закончилась, и военные утратили интерес к прототипу, отдав предпочтение собственной версии французского FT-17. Опытный экземпляр «скелетного» танка, к счастью, сохранился и ныне хранится в Абердинском танковом музее.

Ford 3-ton mod. 1918

Насмотревшись на успехи французов с их Renault FT-17, дядюшка Форд тоже захотел себе такой. Первые работы над легким танком начались в 1917 году, а первый прототип был готов к середине 1918 г. Машина вышла похожей на своего идейного вдохновителя как по компоновке, так и по устройству шасси. Единственным принципиальным отличием было отсутствие башни, а 37мм пушка и пулемет располагались в лобовом листе корпуса. Бронирование лба - 13, а бортов 10 мм. Двигателей стояло целых два, но автомобильных, мощностью по 45 л.с. каждый. Целью была максимальная унификация с автомобилями марки, чтобы впоследствии производить новые танки тысячами. И правительственный заказ на 15 тысяч сделали, вот только война не вовремя закончилась.

Вполне естественно, что машина принять участие в боевых действиях не успела. К 11 сентября 1918 изготовили только 15 экземпляров, из которых 10 поехали в войска, где быстро доказали свою ненадежность и слабую проходимость. К середине 20-х их списали и заменили на М1917.

US Mark 1

Когда окончательно определились с недостатками легкого танка Форда, военные заказали новую машину, в которой эти оплошности должны были быть устранены. Масса нового танка возросла до 7,5 т, но зато он получил вращающуюся башню с тем же набором вооружения (37-мм пушка и пулемет) и более мощные (по 60 л.с.) спаренные двигатели. Бронирование сохранилось на прежнем уровне. В связи с окончанием войны работы по проекту были свернуты, и предпочтение отдали более удачному «американскому Рено».

Hamilton Tank или Oaklend «Victoria» Tank

Тоже весьма интересная машина, включившая в себя несколько передовых решений и вполне способная стать первой серийной собственной американской разработкой. Первые работы по ней начали еще в декабре 1915 на Oakland Motor Car Company под руководством главного конструктора Гамильтона. Уже тогда для нового танка разработали собственное гусеничное шасси, отойдя от привычной практики использования тракторного. Шасси вышло удачным и достаточно надежным. Ходовую часть защитили бортовыми бронелистами (!), а лобовая деталь и командирская башенка были установлены под углами, что для того времени тоже было весьма передовым решением. Размещение основного вооружения (пушка 37 мм или пулемет) планировали в лобовом листе корпуса. В конце 1917 года опытный образец поступил на испытания, но его банально «задробили» из-за конкуренции с фордовским 3-тонным и удачным французским FT-17. Из-за бесперспективности дальнейшие работы над машиной были прекращены.

Studebaker Supply Tank

Известная американская контора Студебеккер, которая уже в первую мировую специализировалась на выпуске грузовиков, предложила и свой вариант бронированной машины. Этот «танк» изначально планировался исключительно как бронированный грузовоз, но получилось нечто похожее на британские ромбические Марки, только ниже и длиннее. Вполне естественно эту платформу попытались проработать и как танковую, но ничего путного из обоих вариантов не вышло. Гусеничный бронированный Студебеккер так и остался в единственном опытном экземпляре.

M1917 6-ton Tank

По славной традиции лицензию на французский Renault FT-17 покупали все кому не лень, очень уж танк был хорош. Так и в США, углядев перспективу наживы (а производственные мощности французов не могли обеспечить всех желающих), быстро купили документацию и пообещали наделать целую кучу танков за короткий срок, всем раздать еще и себе оставить. Производственный процесс закономерно столкнулся с кучей проблем, начиная от несовместимости метрических чертежей с дюймовыми, неготовности промышленности изготавливать ряд узлов, ну, и банальные «распил и откат» существенно отдалили сроки триумфа. Серийное производство наладили только к осени 1918 года, когда война близилась к финалу, воюющие державы планировали сокращать военные бюджеты, а танки, кроме США, уже никому не были нужны. Раз никому не надо, а деньги вложены, начали делать для себя. Всего наделали 950 единиц, из которых: 526 с пулеметами Browning, 374 с пушками Vickers 37 мм и еще 50 машин связи (TSF). Танки конструктивно почти не отличались от прототипа, за исключением нескольких несущественных деталей. В боевых действиях участия «американские Рено» не принимали.

Mark VIII «Liberty» Tank

Совместная американо-англо-французская разработка. Фактически из американского там были только двигатель Liberty, элементы ходовой, трансмиссии и электрооборудование. Танк должен был получиться достаточно удачным сам по себе, так, например, в нем впервые применили систему создания избыточного давления для защиты экипажа от ОМП. Также схема размещения вооружения выполнена по наиболее рациональной схеме, а удлиненный корпус позволял преодолевать траншеи длиной до 5,5 метров. Двигатель отделили от боевого отделения перегородкой, чтобы поберечь экипажи. Для сборки запланировали строительство завода в 200 милях от Парижа. Но, как это часто бывает с совместными проектами, война закончилась быстрее, чем ожидали и интерес в совместной работе мгновенно угас. Из готовых комплектов с 1919 по 1920 США построили около 100 танков, которые в боевых действиях участия не принимали и к началу Второй мировой были все переданы в Канаду в качестве учебных.

Собственно, на этом разнообразие американских танков, сконструированных в период Первой мировой войны, себя исчерпало. Можно разве что упомянуть нереализованные и нереальные идеи 200-тонного гусеничного «Trench Destroyer» с экипажем из 30 человек и холтовского 150-тонного полевого монитора на колесном ходу, вооруженного 152 мм орудиями. Но эти проекты скорее сродни немецкому Ratte, такие же бессмысленные и бестолковые.

Использованы материалы:
http://www.history-of-american-wars.com/world-war-1-tanks.html#gallery/0/
http://en.wikipedia.org/wiki/Tank_Corps_of_the_American_Expeditionary_Force
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/_usa.htm
http://alternathistory.org.ua/taxonomy/term/114
http://www.militaryfactory.com/armor/ww1-us-tanks.asp
https://ru.wikipedia.org/wiki/Mark_VIII

Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн обилием новшеств – военной авиацией, подводной войной, химическим оружием и, конечно же, танками, которые вывели сражения из тупика окопной войны.

Танки Великобритании

Самый первый танк в войне был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя « ». 15 сентября 1915 года танки этого типа впервые были применены в бою, во Франции, во время битвы на Сомме.


Mark I

Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям. В итоге машину было решено существенно изменить. У нее убрали хвост, поменяли глушитель, реконструировали выхлопные трубы, увеличили толщину брони – и в итоге изменения привели к появлению сначала Марка IV, а затем и – последнего британского танка Первой мировой войны.


Mark V

Параллельно с «Марками» в 1917 году англичане строили скоростной танк Уипетт, или Марк А – достаточно быстроходную и надежную машину, которая неплохо показала себя в боевых действиях. Уипетт сильно отличался от других английских танков, но основные машины по-прежнему были ромбовидными – к изготовлению танков нового формата англичане приступили уже после Первой мировой войны.


Уипетт

Танки Франции

Первыми французскими танками стали «Шнейдер» и «Сен-Шамон», сконструированные в 1917 году. Эти машины имели целый ряд недостатков, однако были достаточно эффективны при массированном применении. В итоге танки переделали в бронетранспортеры – для этих целей их конструкция оказалась подходящей.


Сен-Шамон
Шнейдер

Гораздо большую роль в развитии мирового танкостроения сыграл французский танк Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. В итоге было решено создать небольшую дешевую машину, идеальную для массового производства. Таких машин планировалось выпускать по 20-30 в день, что позволило бы полностью оснастить французскую армию танками.

Разработкой новой машины занялся конструктор-фабрикант Луи Рено. В итоге в 1917 году на свет появился Renault FT-17 – результат долгих проб и ошибок.


Renault FT-17

Сразу после выхода на поле боя танки получили мировое признание. Их поставляли в Россию (затем – в СССР), Польшу, США, Японию, Италию, Румынию, Китай и ряд других стран. Машину долгое время совершенствовали, и после войны она осталась на вооружении у многих стран, а во Франции по-прежнему была основным танком. Некоторые экземпляры Renault FT-17 дожили аж до , причем принимали участие в боевых действиях на начальном ее этапе.

В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.

Танки России

Еще до Первой мировой войны в России был проект танка, созданный сыном Д. И. Менделеева Менделеевом Василием Дмитриевичем. К сожалению, проект танка так и не реализовали.


Бронеход Менделеева

Уже в Первую мировую войну Николай Лебеденко разработал первый российский танк – «Царь-танк». Эта огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса 17,8 метров была вооружена мощными орудиями и поражала своими размерами. Был построен опытный образец, однако на ходовых испытаниях он почти сразу застрял колесом в небольшой ямке, и мощности двигателей не хватило, чтобы вытащить машину. После такого провала работы над этим танком были завершены.


Царь-танк

В итоге во время Первой мировой Россия не производила свои танки, а лишь активно использовала импортную технику.

Танк Германии

В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.

Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V появился только в 1918 году.


А7V

Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков.


А7VU

Кроме танков А7V в Германии было построено два сверхтанка «Колоссаль», которые весили около 150 т. Эти самые крупные в мире танки так и не приняли участия в боях, а после войны их уничтожили по Версальскому договору.

Мировой войны никто не ждал, к ней не готовились, и тем более трудно было предвидеть характер грядущих битв.

Задача - прорыв обороны

Уже осенью 1914 года Суинтон, офицер британской армии, откомандированный во Францию, начал понимать, что главной проблемой наступающей пехоты будет преодоление расстояния между передними краями атакующих и обороняющихся сил. Идти в полный рост на противника, укрытого за брустверами окопов полного профиля и вооруженного скорострельными пулеметами, трудно, а к концу этого пути от любого подразделения останется не более половины личного состава. Чем-то солдатские тела нужно прикрыть, и для выполнения этой задачи он предложил простейшее решение. Нужно взять обычную сельхозмашину, трактор марки «Холт», произведенный в США, и обшить его броней. Интересно, что такие первые танки Первой мировой войны вынужденно были воспроизведены в 1941 году при их называли «НИ» ("на испуг").

Идея была не очень удачной, так как требования к ходовой части при проектировании сельскохозяйственной техники не соответствовали сложности пересеченной местности, по которой предстояло двигаться во время наступлений. Но задача от этого не потеряла актуальности, просто решать ее нужно было иначе.

Первые - англичане

Главное, что учли конструкторы Несфильд и Мэкфи, проектируя принципиально новый образец боевой техники - это способность преодолевать широкие рвы и траншеи. Известный по фильмам о ромбовидный силуэт бронированных чудовищ как раз и стал проявлением оригинальности инженерного мышления английских изобретателей. Первые танки Первой мировой войны и назывались «Большой Вилли» и «Марк», их отличительной чертой, помимо характерной трапециевидной формы бронекорпуса, стало расположение вооружений по бокам, в специальных выступах. Тогда же и возникло название нового вида бронетехники (англ. "Tank"), в переводе означающее «бак» или «чан».

Франция не сдается!

Французские танки времен Первой мировой войны проектировались с большим разнообразием технических решений и фантазии. Первоначально их собирались строить как тихоходные подвижные артиллерийские мини-батареи, своим силуэтом защищающие пехоту и оказывающие ей огневое содействие. Однако вскоре конструкторы пришли к выводу о необходимости постройки относительно легких машин, способных к быстрому маневру. «Рено - ФТ17» в наибольшей степени соответствует современным представлениям об этом классе вооружений, хотя бы потому что имеет поворотную артиллерийскую башню, расположенную над бронекорпусом. Подобные машины королевской румынской армии участвовали в нападении на СССР в 1941 году, когда два FT-17, сохранившиеся со времен Гражданской, давно стали экспонатами советских музеев.

Немцы наседают

Что касается боевых качеств, которыми обладали Первой мировой войны, то их характерным отличием было мощное артиллерийское вооружение, ставшее впоследствии визитной карточкой германской бронетехники. Главный образец, A7V, был огромен, в него следовало заходить как в вагон бронепоезда, через дверь. За работой двигателей постоянно следили два механика, кроме них внутри корпуса находился артиллерийский расчет. Командир, пулеметчики и водитель составляли вместе с ними многолюдный экипаж. Машина была неповоротливой и тихоходной.

Общие пороки разных конструкций

Все первые танки Первой мировой войны обладали серьезным недостатком: в них практически нельзя было долго находиться из-за сильной загазованности и высокой температуры, создаваемой работой двигателя, находящегося в одном пространстве с экипажем. Еще не были созданы мощные моторы, а технологии сборки не предполагали других способов сочленения деталей, кроме клепки. Бронирование выдерживало попадание пули, иногда легкого снаряда, действие же любой полевой артиллерии калибра свыше трех дюймов оказывало губительное действие на технику и личный состав.

В России танки начали строить позже, чем в других промышленно развитых странах, но добились в этом деле очень серьезных успехов. Но это уже другая история…

Речь пойдет о танках Первой Мировой войны.Первая Мировая война — стала толчком к появлению новых тактик ведения войны,нового оружия,техники и многому другому.Появились станковые и пехотные пулеметы,огнеметы,бронемашины,в том числе и танки,появилась военная авиация,химическое оружие,новая артиллерия и много всего другого.В посте же речь пойдет о первых в мире танках,В посте будут рассмотрены основные танки Первой мировой:

Великобритания: Мк.1,Мк.4,Мк 5,»Уиппет».
Франция — Рено FT-17,2С,СА-1 «Шнейдер»,Сен-Шамон.
Германия — А7V.
Италия — Фиат-2000,Фиат-3000.

Британские танки

Мк-1 «Самец».

Британский танк Мк-1 «самец» самый первый в мире танк.
Первый английский танк получивший обозначение Мк 1 был запущен в серию к концу 1915 года когда война начала входить в так называемую «позиционную стадию».
По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулемётами. Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. Многие военные понимали, что бронированные боевые машины могли бы решить эту проблему. К тому же, на фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили, успехи которых только подтверждали вышеупомянутое высказывание. Однако проходимость тяжёлых броневиков оставляла желать много лучшего.Именно для прорыва линий обороны и был сделан танк Мк 1.
Вооружение размещалось в плоских полубашнях — спонсонах,установленных по обоим бокам машины.На основе полученного боевого опыта в 1917 году был создан Мк 4 с усиленным бронированием.В мае 1918-го начал поступать в части Мк.5 с 18 мм броней и 150 сильным мотором,позволявшим развивать скорость до 10 км\ч.На этой машине впервые была оборудована командирская башенка.

Характеристики Мк-1 «Самец»:

Масса — 28,45 тонн. Длина — 8 м.
бронирование — 10-12 мм.
Мощность двигателя — 105 л\с.
Скорость — 6 км\ч.
Вооружение:
2 пушки калибра 57 мм.
4 пулемета.
Экипаж — 8 чел.

(на фото вверху изображены подбитые и захваченные немцами британские танки).

Вот такую маску носил командир британского танка для защиты лица от кусков металла отлетавших от брони внутри танка при попадании пуль или снарядов снаружи.

Средний танк МК.А «Уиппет».

Для действия в полосе за линией неприятельских укреплений требовался скоростной танк,обладающий большей маневренностью,имеющий меньший вес и габариты.Проект среднего танка фирма У.Фостера в Линкольне сделала еще до того,как на него поступил заказ от военных.Опытный образец изготовили в декабре 1916 года,а уже в июне 1917-го последовал заказ на 200 танков Мк.А.Поскольку с выпуском вращающихся башен возникали сложности,их заменили башнеподобной рубкой.Мк.А был гораздо надежнее тяжелого танка:танкисты шутили,что «борзые» — единственные машины,которые в состоянии сами вернуться в часть после атаки.

Средний танк Мк.А «Уиппет»,характеристики:

Вес — 14 тонн.
Длина — 5 м.
Броня — 14 мм.
Скорость — 13 км\ч.
Вооружение — 4 пулемета.

Немецкий танк

В октябре 1916 года военное ведомство Германии, озабоченное весьма успешным применением на фронте английских и французских танков, поручню специальной технической комиссии, состоявшей из таких представителей ведущих немецких компаний, как «Daimler», «Bussing», NAG, «Opel», «Holt-Caterpillar», во главе с начальником 7-го отделения Общего управления Военного министерства (по-немецки сокращенно A 7V- отсюда появлюсь название бронетехники) раз­работать проект собственного тяжелого танка.

Работы по проектированию велись в большой спешке и завершились к концу года. 16 января 1917 года в Берлин-Мариенфельде было проде­монстрировано готовое шасси с дере­вянным макетом бронекорпуса, а уже 20 января Военное министерство под­готовило заказ на постройку 100 ма­шин бронетехники, причем предполагалось, что бронированными будут только 10 единиц оружия.

Поскольку в основу компоновоч­ной схемы машины легла симметрия в продольной и поперечной плос­костях, то в целом танк A7V (см. фото) представлял собой, скорее, «подвижный форт», хорошо приспо­собленный для ведения круговой обороны, чем средство для прорыва обороны противника и поддержки наступаю­щей пехотной армии. Брониро­вание ходовой части и подвешенные над днищем спереди и сза­ди наклонные броне- листы вместе с высо­ким расположением центра тяжести заметно снижали проходимость машины. Танк уверен­но двигался по рыхлому грунту только на ров­ной местности и легко опрокидывался даже при самом незначи­тельном боковом крене.

До конца войны уда­лось построить всего 20 танков A7V (каждо­му из которых присва­ивалось собственное имя), успевших при­нять с переменным ус­пехом участие в ряде важных сражений заключительного этапа Первой мировой войны. Form танковые атаки, предпринятые марта 1918 года под Сен-Кантеном и 24 апреля под Виллер- Бре- тонне, завершились успешно, то 15 июля под Реймсом все 20 участ­вовавших в наступлении танков (A7V и трофейные) были подбиты