Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

«Спрут» летает и стреляет: новую самоходку для ВДВ уже называют «истребителем танков. Новая легкая самоходная установка заменит "спрут-сд" Спрут оружие

Мы подготовили статью о российском прогрессионном истребителе танков 8-го уровня, который скоро появится в игре.

«Спрут-СД» — это российская авиадесантная самоходная противотанковая пушка, разработанная в 80-е годы специально для Воздушно-десантных войск СССР. В процессе ее создания возникало множество проблем, что привело к значительным задержкам и сокращенному серийному производству. Впрочем, такая участь постигла многие машины, предназначенные для ВДВ.

Идея «Спрута» зародилась в то же время и под давлением тех же нужд, что и БМД-1. Любые авиадесантные войска действуют агрессивными методами и высаживаются в глубине позиций противника. Во время подобных операций десант обычно встречает и пехоту, и бронетехнику, и долговременные укрепления. Для противодействия вражеской мотопехоте предназначались БМД, огневая мощь и боевые задачи которых были в целом те же, что и у БМП.

Однако гладкоствольная 73-мм пушка «Гром» обладала рядом недостатков, и на машину стали устанавливать принципиально другое вооружение. Так появились БМД-2 и БМД-3.

Для борьбы с вражеской бронетехникой предлагалось создать плавающую десантируемую машину. По сути, речь шла о легком танке.

СССР обладал достаточным опытом в производстве легких танков: вспомнить хотя бы технику военного времени или более поздний ПТ-76. Однако этот класс постепенно уходил в прошлое, сменяясь БМП: ведь все считали, что 73-мм гладкоствольное орудие и ПТРК «Малютка» сделают любой легкий танк устаревшим. В какой-то мере они были правы, но все же мысль о создании подобной техники не покидала умы влиятельных военных деятелей того времени, например маршала А. А. Гречко. К тому же, такой выход из положения повлек бы меньшие затраты: один снаряд стоит куда дешевле управляемой ракеты.

Пожалуй, попытки создания настоящего легкого танка закончились на прототипе ПТ-85, созданном на замену ПТ-76. Тем не менее полностью от идеи не отказались, хоть фокус разработки подобных машин и сместился на обеспечение огневой поддержки. Классическая роль легкого танка частично изменилась, но эти перемены были скорее тактическими. В реальности же разрабатываемая легкая гусеничная машина «Объект 934 "Судья"», оснащённая крупнокалиберным орудием, могла сойти как за легкий танк, так и за истребитель танков.

Причина такой неоднозначности заключалась в том, что даже СССР тогда не знал, каких именно результатов хочет добиться. Разработка «Объекта 934» закончилась неудачей из-за разногласий между различными государственными структурами: они не могли прийти к единому мнению об облике следующей машины. В итоге проект закрыли, а ресурсы советской армии пустили на создание «Объекта 688», впоследствии ставшего БМП-3.

Несмотря на неудачу, «Объект 934» задал новое направление в разработке легких танков: огневая поддержка. К середине 80-х вооруженные силы НАТО имели в своем распоряжении грозные ОБТ: Leopard 2, Challenger и ранние Abrams, которые стали опасными противниками для легких БМД.

Однако луч надежды все же забрезжил. Ситуацию изменило появление нового самолета Ил-76, обладавшего повышенной грузоподъемностью, что дало армии СССР возможность транспортировки достаточно тяжелых машин. В результате в 1982 году была предложена идея базового шасси, подходившего к некоторым машинам — в том числе и к самоходным противотанковым пушкам, способным уничтожать самые защищенные вражеские ОБТ.

Концепт одобрили. В том же году запустили разработку самоходной пушки со 125-мм гладкоствольным орудием, тем же, что с 60-х годов устанавливалось на советские танки. 29 июля 1983 года проект получил одобрение. Его целью стало создание комплекса вооружения на базовом шасси, который был бы пригоден к использованию на БМД-3.

В работе над проектом принимали участие:

  • Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИточмаш);
  • Артиллерийский завод №9 в Свердловске (ныне Екатеринбург);
  • Волгоградский тракторный завод.

Конструкторы из ЦНИИточмаш были ответственны за начальную стадию проекта, на которой производился поиск базового шасси. Вскоре выяснилось, что для использования пригодно шасси от «Объекта 934». Институт запросил один из трех прототипов этой машины для дальнейших модификаций. В 1983 году запрос был удовлетворен, и уже в 1983-1984 годах на основе «Объекта 934» был создан полноразмерный макет самоходной 125-мм пушки. Изначально рассматривались варианты ИТ полузакрытого типа или вообще открытой установки орудия, но в итоге остановились на классической башенной схеме. В ходе предварительных испытаний модель на легком шасси показала точность стрельбы, сравнимую с ОБТ. Такие положительные результаты дали толчок для дальнейших разработок и тестов, а сам проект получил название «Спрут-СД» (индекс ГРАУ — 2С25).

В 1984 году утвердили окончательные требования к проекту, и он был передан главным конструкторам. Официальной целью работы стало создание «новой 125-мм самоходной противотанковой пушки для военно-воздушных сил».

Масса машины оказалась совсем небольшой, всего 18 тонн. Малым весом она обязана особой конструкции: шасси, созданное на основе «Объекта 934», выполнено из алюминия. Лишь некоторые части машины укреплены стальными накладками, чтобы лишний раз не утяжелять конструкцию. Подобное бронирование обеспечивало:

  • защиту от пуль калибра 12,7 мм в секторе ±40 градусов;
  • круговую защиту от пуль калибра 7,62 мм и осколков артиллерийских снарядов.

Показатели не слишком высокие, но для машины этого типа большего и не требовалось. Дополнительно она была оснащена системой защиты от оружия массового поражения и системой 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами 3Д6.

В одном эта машина стала поистине впечатляющей: в точности стрельбы из 125-мм гладкоствольной пушки 2A75 (длина в калибрах — L/48), представляющей собой модификацию советской гладкоствольной танковой пушки 2A46. Установка танкового орудия на машину с таким легким шасси была очень смелым решением. Отдача подобной пушки могла повредить станок и уничтожить подвеску. Изначально проблему планировалось решить установкой дульного тормоза, но в итоге предприняли иные меры:

  • длину отката ствола увеличили до 740 мм (чтобы пушка откатывалась дальше после выстрела);
  • установили гидропневматическую подвеску, что помогло компенсировать силу отдачи.

Пушка стабилизирована в двух плоскостях и оснащена автоматом заряжания, позволяющим производить до 7 выстрелов в минуту. Заряжание происходит с помощью конвейерного механизма, располагающегося под башней (как и в других советских танках, боеприпасы хранятся отдельно). Для орудия подходят любые стандартные 125-мм боеприпасы, в том числе и управляемые противотанковые снаряды «Рефлекс». Возимый боекомплект составляет 40 выстрелов, 22 из которых загружались в АЗ. В штатный боекомплект входят 20 осколочно-фугасных, 14 бронебойно-подкалиберных и 6 кумулятивных (или управляемых) снарядов.

Орудие наводится в диапазоне от −5 до +15 градусов при стрельбе вперёд и от −3 до +17 градусов — при стрельбе назад. Не стоит забывать о том, что «Спрут-СД» — амфибия, поэтому вести огонь можно и на плаву (в пределах ±35 градусов по фронту).

Экипаж машины состоит из трех человек: механика-водителя (в корпусе), командира и наводчика (оба сидят в башне). Для наведения и стрельбы используется прицел 1A40M-1 со встроенным дальномером и баллистическим вычислителем. Для ночных операций установлен оптико-электронный комплекс ТО1-КО1Р с ночным прицелом наводчика ТПН-4Р, позволяющий распознать цель на расстоянии 1,5 км. Место командира оборудовано прибором наблюдения командира 1К13-3С для работы как в дневных, так и в ночных условиях.

«Спрут-СД» приводится в движение 6-цилиндровым дизельным двигателем 2В-06-2С мощностью в 510 л. с., позволяющим разгоняться до 70 км/ч (45-50 км/ч по бездорожью). Кроме того, машина плавает со скоростью 9 км/ч без дополнительной подготовки.

Активный процесс разработки шел с 1984 по 1991 год, когда были проведены государственные испытания. Проект приняли положительно, несмотря на то, что оставалась нерешенной проблема с системой воздушной доставки, типичная для десантируемых машин. Дальнейшую разработку осложнил и распад Советского союза.

По состоянию разработки в 90-е информации не так много. Ее не отменили, однако и далеко она не продвинулась из-за сложностей с системой десантирования П260, которая базировалась на П235 (использовалась для десантирования БМД-3). В 1994 году конструкторы наконец сдались и стали разрабатывать новую бесплатформенную систему десантирования П260М, работа над которой завершилась только в 2001 году.

Примерно через 10 лет после первых государственных испытаний были проведены еще одни, и 2С25 «Спрут-СД» наконец приняли на вооружение. Произошло это 9 января 2006 года. В 2005-2010 годах началось серийное производство машины, в ходе которого было выпущено всего 36-40 единиц. К 2010 году производство остановили и развернули программу модернизации: к этому моменту машине уже исполнилось два десятка лет. В результате был создан прототип «Спрут-СДМ», производство которого планируется в будущем.

На данный момент «Спрут-СД» не экспортировался и не участвовал в боях.

В завершение хотелось бы кратко рассказать о двух модификациях «Спрут-СД», достойных упоминания. «Спрут-ССВ» — модификация для сухопутных войск. Если «Д» в названии обозначала «десант», то «СВ» — сухопутные войска. Модификация отличалась новым шасси «Планер», созданным в Харькове. Проект так и остался на стадии прототипа.

«Спрут-К» — модификация с использованием шасси БТР-90. Разработка также не продвинулась дальше создания прототипа, потому что это легкое шасси было неспособно обеспечить достаточную огневую мощь.

В Armored Warfare: Проект Армата «Спрут-СД» займет место среди истребителей танков 8-го уровня. Среди машин своего класса и уровня «Спрут-СД» выделяется лучшей огневой мощью. Кроме того, у игроков будет возможность вести огонь управляемыми ракетами. По сравнению с легким танком «Драгун» машина более подвижна, мощна и точна, а обнаружить ее куда сложнее. Однако уровень защиты «Спрута» ниже. Тем, кто выберет эту технику для игры, необходимо продумывать тактику наперед, чтобы успешно достичь места назначения, невзирая на низкую максимальную скорость. Однако, будучи уже на месте, менять позиции будет легко — благодаря отличной мобильности.

Надеемся, вам понравится новая машина. Следите за новостями и до встречи на поле боя!

Https://сайт/forums/showthread.php?t=71020


Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы» в экспозиции Международного военно-технического форума "Армия-2015" в подмосковной Кубинке впервые публично представила первый опытный образец 125-мм самоходной авиадесантируемой противотанковой пушки 2С25М "Спрут-СДМ1", являющейся глубокой модернизацией системы 2С25 "Спрут-СД" ("Объект 952"), разработанной КБ Волгоградского тракторного завода и выпущенной в 2005-2010 годах на этом предприятии в небольших количествах для Воздушно-десантных войск России.

Первый

В отличие от 2С25 "Спрут-СД", использовавшей ходовую часть, близкую к БМД-3/БМД-4, новая САУ 2С25М "Спрут-СДМ1" по узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению (с дизельным двигателем УТД-29) унифицирована с боевой машиной десанта БМД-4М, начатой серийным производством на ОАО "Курганский машиностроительный завод" (входящем в Концерн «Тракторные заводы»). На "Спрут-СДМ1" установлена современная система управления огнем, примерно аналогичная применяемой на танке Т-90М (Т-90СМ) и включающая панорамный круглосуточный прицел командира «Соколиный глаз» и новый прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Прицелы оборудованы автоматом сопровождения цели. Также сообщается, что "м ашина оснащена программно-техническим комплексом, который позволяет интегрировать машину в единую систему тактическим управлением звеном".

Кроме того на "Спрут-СДМ1" установлен аналогичный используемому на танке Т-90М (Т-90СМ) дистанционно-управляемый боевой модуль с 7,62-мм пулемётом с боекомплектом в 1000 выстрелов.

Представитель Концерна «Тракторные заводы » заявлял, что серийное производство 2С25М "Спрут-СДМ1" для ВДВ планируется начать в 2018 году.



Первый опытный образец 125-мм самоходной авиадесантируемой противотанковой пушки 2С25М "Спрут-СДМ1" разработки Машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы». Кубинка, 19.06.2015 (с) bmpd

В рамках создания и развития техники для воздушно-десантных войск была разработана новая модификация самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД». К настоящему времени обновленная машина под названием «Спрут-СДМ1» вышла на испытания и проходит все необходимые проверки. В обозримом будущем эта самоходка может быть принята на вооружение с последующим серийным строительством и поставками техники войсками.

Существующая бронемашина 2С25 «Спрут-СД» разрабатывалась с середины восьмидесятых годов, однако в силу различных причин была принята на вооружение только в 2006-м. Проект подразумевал использование существовавшего гусеничного шасси «Объект 934», на котором следовало монтировать новое боевое отделение. САУ/СПТП «Спрут-СД» оснащается гладкоствольным орудием 2А75 калибра 125 мм, что позволяет использовать те же боеприпасы, что и в случае с имеющимися на вооружении танками. Сравнительно малые габариты и вес позволяют осуществлять парашютное десантирование техники.

Серийное производство машин «Спрут-СД» велось с 2005 по 2010 год. После этого было решено приостановить сборку новой техники до появления нового проекта модернизированной самоходки. Новый проект обновленной самоходной пушки получил условное обозначение 2С25М «Спрут-СДМ1». Его разработкой занимались специалисты нескольких предприятий из состава концерна «Тракторные заводы». Задачей этого проекта было повышение основных боевых характеристик за счет применения ряда нового оборудования, в первую очередь, иных прицельных устройств и средств управления огнем. Кроме того, была предложена доработка имеющегося шасси с широким применением существующих узлов и агрегатов, направленная на максимальную унификацию с другой техникой воздушно-десантных войск.

СПТП "Спрут-СДМ1" на выставке "Армия-2015". Фото Bmpd.livejournal.com

В рамках модернизации самоходки было решено сохранить имеющиеся броневые агрегаты. Корпус и башня исходной и модернизированной машиной почти не имеют отличий. Примененные доработки коснулись лишь некоторых деталей и связаны только с необходимостью применения новых узлов. Общая архитектура, компоновка и другие особенности машины, тем не менее, не изменялись.

Наиболее заметным внешним отличием СПТП «Спрут-СДМ1» от базового «Спрута-СД» является применение новой ходовой части. С целью упрощения и удешевления одновременного производства нескольких образцов техники для ВДВ было решено оснастить самоходку ходовой частью, основанной на агрегатах боевой машины десанта БМД-4М. Примечательно, что подобная унификация не оказывает значительного влияния на общие параметры ходовой новой машины. После обновления самоходка получает по семь опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской и гидроамортизаторами на каждом борту. Сохранена возможность изменения клиренса за счет регулировки параметров подвески.

Также в составе ходовой части имеются кормовые ведущие колеса цевочного зацепления, передние направляющие с механизмом натяжения и несколько поддерживающих роликов малого диаметра, предназначенные для удержания верхней ветви гусеницы в правильном положении.

Унификация новейшей техники для воздушно-десантных войск также сказалась на силовой установке и трансмиссии новой самоходной противотанковой пушки. Машина «Спрут-СДМ1» получает новый дизельный двигатель типа УТД-29 мощностью 500 л.с. вместо исходного 450-сильного 2В-06-2. Также самоходка получает трансмиссию, заимствованную у существующей боевой машины десанта. Подобные доработки в некоторой мере повышают удельную мощность самоходки и, как следствие, должны положительно сказываться на ее подвижности.

Заметным доработкам в рамках проекта модернизации подверглось боевое отделение. По имеющимся данным, САУ/СПТП «Спрут-СДМ1» получает обновленную систему управления огнем с рядом новых систем и прицельным оборудованием с повышенными характеристиками. Теперь машина имеет комбинированные прицелы с телевизионным и тепловизионным каналами, позволяющими применять вооружение в любое время суток. Также предусматривается автомат сопровождения целей, повышающий общие боевые характеристики.

Новое радиоэлектронное оборудование обновленной машины включает средства связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена, что позволяет экипажу передавать данные о различных целях другим машинам, а также получать целеуказание и другую информацию. Подобное оснащение призвано повысить эффективность совместной боевой работы нескольких самоходок.

За счет обновленной системы управления огнем «Спрут-СДМ1» сохраняет возможность применения уже существующей номенклатуры боеприпасов. Кроме того, обеспечивается совместимость с программируемыми взрывателями дистанционного подрыва на указанном участке траектории. Также самоходка может использовать управляемые ракеты нескольких типов, запускаемые из ствола основного орудия.

«Главный калибр» машины остался прежним – 125-мм орудие 2А75, представляющее собой развитие танковой системы 2А46. Пушка с длиной ствола 48 калибров устанавливается на стабилизированной системе и может наводиться в горизонтальной плоскости в любом направлении. Углы возвышения меняются в пределах от -5° до +15°. Орудие оснащается автоматом заряжания, самостоятельно подающим в камору боеприпасы раздельного заряжания требуемого типа. Боекомплект «Спрута-СДМ1», как и у предшественника, состоит из 40 снарядов различных типов.


Обновленная башня самоходки. Фото Bastion-karpenko.ru

Новый проект подразумевает усиление дополнительного пулеметного вооружения. К спаренному с пушкой ПКТ калибра 7,62 мм добавляется еще одно подобное , смонтированное на дистанционно управляемом боевом модуле. Модуль предлагается монтировать в кормовой части башни, управление им должно осуществляться с пультов боевого отделения. В коробах для боекомплекта боевого модуля помещается 1000 патронов. Наличие дополнительного пулемета позволяет улучшить возможности техники в деле самообороны от пехоты и незащищенных машин противника, а размещение такого оружия на дистанционно управляемом боевом модуле, в свою очередь, резко снижает риски для экипажа.

Модернизированная самоходка «Спрут-СДМ1» имеет боевую массу на уровне 18 т. Габариты машины в сравнении с базовой версией не изменились. Подвижность также осталась на имеющемся уровне. Максимальная скорость по шоссе составляет 70 км/ч. При помощи кормовых водометов самоходка может пересекать водные преграды вплавь со скоростью до 7 км/ч. Управлять машиной должен экипаж из трех человек: механика-водителя, командира и наводчика-оператора.

Первый опытный образец новой САУ/СПТП 2С25М «Спрут-СДМ1» был построен в прошлом году. Концерн «Тракторные заводы» впервые представил эту машину широкой публике в рамках выставки «Армия-2015». Тогда же были оглашены основные особенности нового проекта и названы некоторые характеристики обновленной машины. На тот момент модернизированные бронемашины рассматривались в качестве замены для существующей техники.

Несколько дней назад на полигоне Струги Красные (Псковская область) состоялся сбор руководящего состава артиллерии воздушно-десантных войск. Военачальники ВДВ смогли обменяться опытом и узнать последние в области артиллерии. Кроме того, в ходе сбора состоялся демонстрационный показ новой СПТП «Спрут-СДМ1» с проведением стрельб. Пресс-служба министерства сообщает, что в ходе показательных стрельб использовалась не только новая самоходка, но и некоторые вспомогательные средства. Так, в обеспечении стрельб при помощи целеуказания и корректировки огня участвовали беспилотные летательные аппараты «Орлан», а также радиолокационные станции «Аистенок» и «Соболятник».

По имеющимся данным, самоходная противотанковая пушка нового типа пока проходит испытания и еще не готова к началу серийного производства в интересах воздушно-десантных войск. Тем не менее, авторы проекта уже строят соответствующие планы. Как сообщает отечественная пресса, машины «Спрут-СДМ1» должны пойти в серию в 2018 году. Вскоре после этого войска смогут получить новые бронемашины с повышенными боевыми характеристиками. Согласно последним сообщениям, с новой самоходкой уже ознакомились представители ВДВ. Это событие, а также продолжение работ по новому проекту в той или иной мере ускоряют принятие новой техники на вооружение.

По материалам сайтов:
https://rg.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://bastion-karpenko.ru/

В 80-х страны НАТО начали интенсивное наращивание своего вооружения. Это стало толчком для Центрального научно-исследовательского института к созданию новой концепции развития военной техники для СССР. С целью создать эффективное орудие, способное противостоять танкам НАТО, в 90-е годы специально для ВДВ России акционерным обществом “Волгоградский тракторный завод” была разработана самоходная противотанковая пушка 2С25 “Спрут-СД”.

Об авторах разработки

“Спрут-СД” 2С25 является российской авиадесантной самоходной противотанковой пушкой. Главным конструктором, занимавшимся изготовлением шасси, стал А. В. Шабалин. 125-миллиметровое орудие 2А75 к “Спрут-СД” 2С25 было разработано В. И. Наседкиным. Работа по созданию данного российского противотанкового вооружения проводилась в ЦНИИ точного машиностроения.

Начало создания

В 1982 году на основе был создан макет САУ 2С25 “Спрут-СД”, разработанный под калибр 125 мм. Это стало подтверждением того, что, используя узлы и агрегаты десантной машины, вполне возможно создать новое, очень эффективное орудие. Руководство ЦНИИ Точмаша решило, что для проектирования более легкого шасси можно использовать легкий танк “Объект 934”, который был оснащен облегченной 100-миллиметровой нарезной пушкой с заряжающей автоматикой, рассчитанной на 19 выстрелов.

Один из этих танков стал основой для создания макетного образца 125-миллиметрового орудия. Модернизированный танк “Спрут-СД” теперь оснащался гладкоствольной 125-мм пушкой. В процессе была использована классическая башенная схема. Кроме того, конструкторами рассматривались и варианты с вынесением вооружения.

Тестирование

В 1984 году для опытных стрельб на полигон в Кубинку был транспортирован “Спрут-СД” 2С25. Результаты тестирования новой САУ показали, что по кучности стрельбы она не уступает танковым орудиям, а нагрузка, действующая на экипаж и само орудие, не превышает допустимых пределов. 20 октября 1985 года военно-промышленная комиссия приняла решение начать производство 125-миллиметровой пушки для “Спрут-СД” 2С25.

С какими трудностями столкнулись разработчики при создании средств десантирования?

Средства П260, обеспечивающие десантирование самоходной установки, при испытании показали ряд недостатков:

  • их производство было дорогостоящим;
  • использование средств П260 оказалось сложным.

В результате работы по парашютно-реактивным средствам были прекращены, а место П260 заняла бесплатформенная система десантирования, которая получила обозначение П260 М.

Что собой представляет “Спрут-СД” 2С25? Описание конструкции

Является боевой бронированной гусеничной плавающей машиной, использующей в качестве вооружения мощный артиллерийско-ракетный комплекс.

САУ состоит из трех частей - корпусов:

  • В переднем расположен пункт, обеспечивающий управление машиной “Спрут-СД” 2С25. Фото внизу представляет особенности строения самоходной установки. Данный корпус рассчитан на троих человек: командира самоходки, наводчика и механика-водителя. В крыше боевой машины для экипажа имеются встроенные наблюдательные приборы с дневным и ночным видением.

  • В среднем корпусе размещена башня установки. Данный блок является боевым. Прицел, предназначенный для старшего в экипаже, представляет собой комбинированную конструкцию: сфера его деятельности распространяется на две плоскости за счет совмещения с лазерным прицелом. Наведение 125-миллиметрового снаряда обеспечивается при помощи лазерного луча.
  • Задняя часть считается местом моторно-трансмиссионного отделения.

Обустройство рабочего места для командира

На рабочем месте главного экипажа конструкторами артиллерийской установки предусмотрено наличие таких устройств:

  • дневного монокулярного перископического прицела 1А40-М1, имеющего стабилизирующее поле зрения;
  • ночного оптико-электронного комплекса ТО1-КО1Р;
  • лазерного дальномера, при помощи которого командир измеряет расстояние до мишени и вырабатывает упреждающий угол во время стрельбы по движущейся цели;
  • информационного канала, с помощью которого осуществляется наведение и пуск управляемой ракеты;
  • дублирующего баллистического и прицельного устройства, которое используется наводчиком;
  • специального пульта, осуществляющего автономное управление автоматики при заряжании;
  • приводов, обеспечивающих оперативную связь между командиром и наводчиком.

Какие задачи выполняет командир экипажа?

Главный в группе при помощи прицелов ночного и дневного видения осуществляет наблюдение за местностью. Командир этой самоходной артиллерийской установки, независимо от наводчика, может выполнять прицельную стрельбу как из пулемета, так и из пушки. Данная возможность обеспечивается за счет компьютеризированной системы управления огнем: при наличии исходных данных танковым баллистическим вычислителем при помощи приводов осуществляется автоматический ввод углов и упреждений. За счет данной функции от командира не требуется выполнять перенацеливание с использованием дальномерных и прицельных марок. Командир может свободно выполнять стрельбу.

Как классифицируется созданное орудие?

Противотанковая - к такому классу орудий была причислена боевая машина “Спрут-СД” 2С25. Назначение и спектр выполняемых ею заданий сводились к борьбе с вражескими танками. Ранее данную задачу выполняли такие танки, как ПТ-76Б и "Объект 934". Они были заменены с появлением 2С25 “Спрут-СД”. Боевая машина огневой поддержки, в отличие от других легких танков, обладает более высокой огневой мощью. Маневренность и проходимость новой САУ соответствует показателям, характерным для боевых орудий легких танков. “Спрут-СД” является современным и более совершенным вариантом ПТ-76Б.

В каких условиях эксплуатируется?

“Спрут-СД” в состоянии без дозаправки преодолевать расстояния не менее 500 километров. Транспортировка САУ осуществляется военно-транспортной авиацией. Также для этой цели могут использоваться десантные корабли. Для десантирования установки ее разработчиками предусмотрены посадочный и парашютный способы. Экипаж боевой машины при этом находится в ее кабине. Имея высокую удельную мощность, “Спрут-СД” пригоден к ведению боевых действий как в высокогорной местности, так и в жарком тропическом климате.

САУ способна противостоять высокобронированной технике противника, его укрепленным опорным пунктам и живой силе. Преодоление водных преград возможно при условии, что волнение не превышает 3 балла. Работать на воде артиллерийская установка может за счет оборудованных на шасси Плавучесть установки обеспечивается при помощи водометов с диаметром рабочих колес 34 см и опорных катков. В конструкции САУ имеются замкнутые воздушные камеры. При попадании воды в корпус выкачивание осуществляется при помощи мощных водяных помп. Находясь на плаву, “Спрут-СД” может вести стрельбу.

После выполнения своей боевой задачи САУ приспособлена осуществлять с водной поверхности самостоятельную загрузку в десантный корабль.

Специально для работы в заснеженной местности используются снегоходные гусеницы и асфальтоходные башмаки. “Спрут-СД” пригоден для местности, получившей радиационное, химическое и биологическое заражение. Безопасность экипажа обеспечивает защита от оружия массового поражения.

Маскироваться боевая артиллерийская машина может при помощи дымовой завесы. Для этой цели конструкторы монтировали на кормовой лист башни САУ кронштейны (2 штуки), в которых расположены шесть гранатометов 902В, использующих дымовые гранаты калибра 81 мм.

Для каких целей была создана боевая машина?

Изначально САУ была сконструирована для противостояния танкам, различной бронетехнике и живой силе. 2С25 “Спрут-СД” - боевая машина огневой поддержки - предназначалась только для ВДВ. Задача десантируемой самоходной артиллерийской установки состояла в борьбе с бронированной техникой в тылу противника. Со временем она вошла в состав морской пехоты и спецвойск. Опыт использования 2С25 показал, что, взаимодействуя с боевой машиной БМД-4, оснащенной 100-мм орудием и самоходным ПТРК “Корнет”, “Спрут-СД” может быть очень эффективна не только в тылу противника, но и в прямом боевом столкновении, которые проводят Сухопутные войска Вооруженных сил России.

В промежуток с 2001 по 2006 год после проведенных дополнительных испытаний войска Российской Федерации получили в свое расположение боевую машину “Спрут-СД” 2С25.

Основные характеристики

Вес боевой машины составляет 18 тонн. Экипаж состоит из трех человек. Запас хода составляет 500 км. Ходовая часть состоит из семи прорезиненных опорных катков, шести одиночных прорезиненных роликов, ведущего и направляющего колеса, стальных двухгребневых гусениц, в которых используются резинометаллические шарниры, и асфальтоходных башмаков. Длина САУ с пушкой составляет 9,77 метра.

Боевая машина оснащена шестициллиндровым четырехтактным оппозитным дизелем с наддувом и непосредственным впрыском топлива, для которого предусмотрено жидкостное охлаждение. 2В-06-2С - марка двигателя, устанавливаемого в “Спрут-СД” 2С25. Технические характеристики двигателя позволяют САУ развивать скорость от 45 (средняя) до 70 км/час.

САУ оснащена противопульной броней. Лобовая часть способна выдерживать прямые попадания 23-миллиметровых снарядов с расстояния в полкилометра. В процессе изготовление брони для боевой машины использовались алюминиевые сплавы (для корпуса САУ и ее башни). Устройство лобовой части производилось с применением стальных накладок. Для боевых машин предусмотрены радиостанции Р-173 и переговорные устройства Р-174.

Авиационное десантирование боевой машины осуществляется из самолетов ИЛ-76 (моделей М и МД), АН-124. Использование внешней подвески для вертолета МИ-26 также позволяет успешно осуществлять десантирование самоходной установки “Спрут-СД” 2С25.

Вооружение армии РФ обогатилось САУ, оснащенной одной гладкоствольной пушкой 2А75 и спаренным с ней пулеметом марки ПКТ. Боевой комплект главного орудия 2А75 рассчитан на 40 выстрелов. Механизированная укладка содержит 22 боезапаса. Дополнительная - 18. Калибр пулемета: 7,62 мм. Одна содержит 2000 патронов.

Какие снаряды используются?

Боекомплект боевой машины содержит снаряды, позволяющие совершать выстрелы четырех типов:

  • Осколочно-фугасные (20 снарядов).
  • Бронебойные (14 штук). Выполняя стрельбу бронебойно-подкалиберными снарядами с двухкилометрового расстояния, можно пробить гомогенную бронированную сталь, толщина которой не превышает 23 см.
  • Кумулятивные снаряды (6 штук). Пробивают гомогенную стальную броню толщиной до 30 см.
  • Оснащенные Пробивают броню, толщина которой превышает 35 см.

Устройство основного оснащения установки

Используя танковую пушку 2А46 и ее модификации, конструкторы 2С25 создали усовершенствованную 125-миллиметровую гладкоствольную пушку 2А75. С целью уменьшить силу сопротивления откатам при стрельбе планировалось наличие в установке специального дульного тормоза. Но в результате данных работ появились проблемы с отдачей орудия, которые были решены путем увеличения длины отката до 74 см. Дополнительно была разработана гидропневматическая подвеска шасси, механизм которой поглощал остатки от импульса отдачи.

Пушка 2А75 оснащена заряжающей автоматикой, что положительно отразилось на скорострельности орудия: за одну минуту можно выполнить 7 выстрелов. Данная автоматика состоит из:

  • конвейерного механизма, оснащенного 22 кассетами;
  • цепного механизма, производящего подъем кассет;
  • цепного досылателя;
  • механизма, осуществляющего удаление из боевой части установки отстрелянных гильз.

Заключение

Огневая мощь боевой машины “Спрут-СД” не уступает таким танкам, как Т-80 и Т-90. Высокая подвижность как на суше, так и на воде позволили САУ 2С25 достичь уровня боевой машины БМД-3. За счет особенностей конструкции - возможности башни в САУ выполнять круговые вращения и стабилизации оружия в двух плоскостях - “Спрут-СД” можно эффективно использовать как легкий плавающий танк, которому сегодня не создано ни одного аналога.

Разработанная российскими конструкторами самоходная артиллерийская установка вызвала интерес у представителей вооруженных сил Кореи и Индии.

Нас пригласили на полигон 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии в первой половине аномально теплого марта — на вспаханном гусеницами поле на Псковщине снега уже не осталось. Песчаная почва высохла, и колонна бронетехники, с громким гулом несущаяся по грунтовой дороге, поднимает за собой клубы пыли. В колонне два типа машин. Один тип — приземистые бронетранспортеры. Это гусеничные БТР-РД «Робот» с противотанковым ракетным комплексом «Фагот». При взгляде на машину второго типа человек неискушенный первым делом вспомнит слово «танк». Но это не танк. Или все-таки танк?

Родом из СССР

Давно прошли времена, когда танки делились на легкие (например, Т-26, если вспомнить Великую Отечественную), средние (например, Т-34) и тяжелые (ИС-2). Однако еще в 1950—1960-х в СССР производилась боевая машина ПТ-76. ПТ — «плавающий танк» — относился к категории легких (14,5 т). 76 — калибр орудия. В 1970-х ПТ-76 был признан морально устаревшим, а его функции должны были перейти к БМП. Но идея легкобронируемой машины с серьезным вооружением не умерла. На Волгоградском тракторном заводе разрабатывался проект нового легкого плавающего авиадесантируемого танка под кодовым названием «Объект 934». К концу 1980-х тему закрыли, однако о проделанной работе вспомнили в 1983 году, когда оборонной промышленности было поручено создать легкую самоходную противотанковую артиллерийскую установку с 125-мм орудием. В 1990—1991 годах прошли государственные испытания СПТП «Спрут-СД», в ходе которых был выявлен ряд конструктивных недостатков машины. Фактически тема новой самоходки для десанта оказалась замороженной на десятилетие. К новым испытаниям вернулись в 2001 году, а в 2006-м пушка поступила на вооружение Российской армии, а точнее говоря, ВДВ.

«Спрут» и «Нона»

На десантном полигоне машины свернули с дороги и заняли позиции для стрельб. Цель виднеется где-то в 1,5 км через поле — полуразрушенный блиндаж. Огонь осколочно-фугасными снарядами ведут СПТП противотанковой батареи 234-го десантно-штурмового полка. В батарею входят один взвод БТР-РД «Робот» и два взвода СПТП «Спрут-СД». «Противотанковый резерв вводится в бой, — рассказывает начальник артиллерии 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии гвардии полковник Андрей Кероль, — по решению командира полка для уничтожения вклинившихся или прорвавшихся в глубину обороны танков, других бронеобъектов. В качестве целей могут выступать и долговременные огневые точки противника, а также другие неподвижные или движущиеся бронированные объекты. Также «Спрут-СД» может обеспечивать развертывание десантных подразделений при выходе на рубеж контратаки».

При конструировании орудия «Ноны» был принят стандарт французского миномета MO-120-RT-61. Поэтому САУ вполне может вести огонь с помощью натовских 120-мм мин. По замыслу конструкторов, эта возможность могла бы пригодиться при высадке десанта в тылу вероятного противника с последующим захватом базы МТС или артиллерийских ДШП (десантно-штурмовых полков).

Таким образом, в определенных ситуациях СПТП способна оказывать непосредственную огневую поддержку десантникам на поле боя, что фактически делает «Спрут-СД» аналогом легкого танка. Интересно вспомнить о том, что у ВДВ России на вооружении находится легкая САУ 2С9 «Нона». Она построена на том же гусеничном шасси, что и уже упомянутый БТР-РД. Плавающая, авиадесантируемая «Нона» весит всего 8 т. Орудие намного короче «спрутовского» — это нарезная 120-мм пушка-гаубица-миномет, способная стрелять как артиллерийскими снарядами, так и минами. В Псковской дивизии «Ноны» входят в состав артиллерийского полка и предназначены для стрельбы по крутой траектории только с закрытых позиций. «Спрут-СД» весит 18 т (на 10 т больше «Ноны»), и орудие его — это гладкоствольная пушка 2А75, которая есть не что иное, как слегка модифицированная версия пушки 2А46, устанавливаемая на российские основные боевые танки (ОБТ) типа Т-90, Т-72 или Т-80. Хотя, конечно, в дуэли с ОБТ «Спрут-СД» будет выглядеть бледно — у машины имеется только противопулевое бронирование, и лишь лобовая броня башни способна противостоять 23-мм снаряду. «Необходимо использовать противотанковые возможности машины таким образом, чтобы она осталась неуязвимой для танков и артиллерии противника, — говорит полковник Кероль. — «Спрут» может уничтожать бронеобъекты не только подкалиберными и кумулятивными снарядами, но и с помощью управляемых ракет комплекса «Рефлекс-М». Эффективная дальность стрельбы танка — около 2500 м, ракета, которую «Спрут» запускает через ствол, может поражать цели в радиусе 5 км».


Подбить танк и уцелеть

«Сейчас мы ведем учебные стрельбы, находясь на возвышенности, — говорит заместитель командира взвода САУ старший сержант Кулик, — но на тактических учениях мы выполняем задачи в условиях, когда необходимо максимально скрыть машину от наблюдения со стороны противника. «Спрут» может менять клиренс от 190 до 600 мм, что дает возможность машине слегка «"приседать», обеспечивая большую скрытность. Для обеспечения маскировки при отходе с позиции, с которой велась стрельба, на кормовом листе башни смонтированы шесть гранатометов, использующих дымовые гранаты калибра 81 мм».

От звука выстрела мощного танкового орудия непроизвольно вздрагиваешь, ствол выплевывает молочно-белое облачко дыма, и вот уже в районе блиндажа на том конце поля поднялась маленькая песчаная буря. Цель поражена. Платформа, на которой построен «Спрут», заимствована у легкой бронетехники, по сути это БМД-3. Управление СПТП аналогично управлению боевой машиной десанта — вместо танковых рычагов здесь штурвал. Однако без серьезной доработки платформы обойтись не удалось. У танковой пушки велика длина отката (740 мм), из-за чего вписать орудие массой 2350 кг в габариты БМД оказалось затруднительным. Сначала думали об интеграции в систему дульного тормоза, но потом решили просто удлинить базу машины, добавив еще две пары катков. Кроме того, частично отдачу орудия компенсировала гидропневматическая подвеска БМД.


В два раза легче «Абрамса»

Когда-то легкие танки ушли с исторической арены, но сейчас, похоже, в мире нарастает интерес к не столь массивным, как ОБТ, бронемашинам с мощным вооружением. Возможно, это связано с изменившимся характером современных конфликтов. Примерно пять лет назад в России всерьез обсуждался вопрос о производстве по лицензии итальянского броневика Centauro с танковой (105 и 120 мм) пушкой. Эта машина на восьмиколесной базе позиционировалась как «истребитель танков». По массе она превосходила не только «Нону», но и «Спрут» — 25 т, при этом ее броня обеспечивала экипажу защиту от пулеметных пуль калибра 12,7 мм. Противоснарядного бронирования машина не имела.

США, где в роли основного боевого танка выступает тяжело бронированный M1 Abrams, в разных модификациях имеющий массу 54−63 т, также работают над танками более легкого класса. На базе британской бронемашины AJAX корпорацией General Dynamics построен опытный образец легкого танка Griffin. При том, что машина оснащена башней от «Абрамса» и перспективным 120-мм танковым орудием XM360, масса танка останется в пределах 28 т, и может быть как увеличена за счет дополнительного бронирования, так и уменьшена.


Цель поражена! После выстрела гильза снаряда отбрасывается через специальный круглый лючок в орудийной башне.

Смена идет

Из этого можно заключить, что и «Спрут-СД» способен оказаться вполне актуальной и востребованной машиной, несмотря на то что ведет свою родословную еще из СССР. Сейчас в ВДВ ждут модернизированный «Спрут-СДМ1», существующий пока лишь в виде заводских опытных образцов, проходящих испытания. Центральным моментом в модернизации можно считать переход с платформы БМД-3 на более современную БМД-4М — от этой машины обновленный «Спрут» получит ходовую часть и трансмиссию. Также САУ оснастят более мощным дизельным двигателем. Вооружение в целом останется прежним, только вдобавок к существующему спаренному с пушкой 7,62 мм пулемету ПКТ добавится еще один точно такой же, который будет располагаться в отдельном боевом модуле и управляться дистанционно.

В версии М1 существенно доработана система управления огнем. Машину оснастят прицелом наводчика-оператора «Сосна-У» (сейчас его ставят на модернизированные версии российских ОБТ) с тепловизионным и телевизионным каналами, а также панорамным прицелом командира. Также ожидается, что новый «Спрут» станет полноценным участником «сетецентрической войны» и благодаря новой аппаратуре сможет работать в рамках единой системы управления тактического звена, получать целеуказания и обмениваться данными с другими боевыми машинами.


При сохранении существующей (фактически танковой) номенклатуры боеприпасов (осколочно-фугасные, кумулятивные, подкалиберные снаряды, а также запускаемые через ствол орудия управляемые ракеты) обновленная САУ сможет вести огонь и боеприпасами нового поколения с программируемыми взрывателями, которые приводят в действие заряд на заданном участке траектории.

Когда модернизированный «Спрут» будет принят на вооружение, возможно, благодаря уникальному сочетанию огневой мощи с современными системами управления, легкостью и аэромобильностью он окажется широко востребованным не только в ВДВ, но и в других родах войск в качестве легкого танка.