Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Рыцарские доспехи XV-XVIII в.в (35 фото). Вооружение рыцаря в средневековье

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

На одном из фестивалей "Перекресток времен", посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира в импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже - в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B, участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.


Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники - катафракты (в переводе: "забронированные" или "одетые в железо"). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.


С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века.


В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки - огнестрельного оружия.

Английские доспехи 14 века







Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов.

Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.


Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Английские доспехи 15 века


Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах "канавок" цветным металлом - золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа.


Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось "обмундирование" итальянских рыцарей.

Максимилиановский доспех

В XVI столетии появляется новый "фасон" рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного "последним рыцарем". Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент - Riefelharnisch, а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour, а fluted armor.

Доспех представлял собой сложное механическое сооружение, состоявшее из более чем двухсот отдельных частей, изготовленных индивидуально для конкретного лица. Для его ношения требовалась хорошая физическая подготовка, поскольку его вес без вооружения составлял не менее трех пудов (пятидесяти килограммов).


Основная часть максимилиановского доспеха - бармица, пластина с вырезом для шеи, она предназначалась для защиты ключицы и плеч. К ней крепились остальные части доспеха. Грудь и спину рыцаря защищали латы, состоявшие из двух половин. Спереди для большей надежности на латы надевался набрюшник. Его изготавливали из набора металлических пластин, соединенных шарнирами. Верхнюю часть лат усиливали оплечья, к которым прикрепляли наручи. Они состояли из двух частей, соединенных шарнирным налокотником, который позволял рыцарю сгибать руку. А ременный или пружинный механизм, соединяющий латы и оплечья, обеспечивал свободное движение рук.


Но и это еще не все. К верхней части бармицы прикреплялась специальная горловая пластина и затыльник, защищавший шею от рубящего удара сзади.

На горловую пластину опиралась нижняя часть шлема, защищавшая подбородок и нижнюю часть лица. Верхняя ого часть изнутри обивалась мягкой кожей и свободно лежала на голове рыцаря. Только при опущенном забрале части шлема соединялись в единую жесткую конструкцию.


Ноги рыцаря защищали стальные набедренники, к которым прикреплялись шарнирные наколенники. Голени прикрывались специальными поножами, состоявшими из передней и задней половины.

Не только внутренность шлема, но и поверхность доспехов обтягивалась кожей, а в местах возможных ударов под кожу вставлялись войлочные или шерстяные пластины. Снаружи максимилиановский доспех украшали разнообразными узорами и гравировкой.

Чтобы металлический доспех не натирал тело, рыцарь надевал под него гамбизон - тонкое стеганое одеяние, состоявшее из короткой куртки и штанов. После появления облегченных турнирных доспехов гамбизон перестали применять, заменив его кожаным камзолом и лосинами.

Облаченный в максимилиановский доспех рыцарь практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В боевой обстановке его постоянно сопровождал оруженосец. Он подавал необходимое оружие и помогал рыцарю сойти с коня.


Для доспехов были разработаны особые рецепты стали. Благодаря специальной закалке они защищали практически от всех видов метательного и режущего оружия. Изготовление доспехов было делом долгим и трудным, поскольку все детали выгибались вручную методом холодной ковки.

Любопытно, но жесткие металлические доспехи получили распространение только в Европе. В странах Востока максимилиановский доспех заменяла длинная металлическая кольчуга, к которой со стороны спины и груди крепились металлические пластины - зерцала.

Использование кольчуги объяснялось тем, что основным родом войск на Востоке была кавалерия, успешность действий которой обеспечивали скорость и маневренность. Но трудно даже даже вообразить, как можно было бы произвести кавалерийскую атаку, если бы в ней участвовали лошади, до предела нагруженные металлом.

турецкие доспехи


русские доспехи

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема - от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом - около семи килограммов; щита - 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.

http://funik.ru/post/86053-ger...

Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец.
Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии.
Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.
К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя известны описания некоторых процедур.

Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца.
Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой.
Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец.
Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей.
В большинстве случаев все кольца кольчуги были
склепаны, иногда чередовались ряды
склепанных и сваренных колец.

Источник

Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами.
Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник.
Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой.
Иногда такой клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку.
В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь.
Под кольчужный подшлемник надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником продолжали широко применяться до конца XIII века.
Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.
Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречались
нечасто вплоть до конца столетия.
К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающими накладками из железа или китового уса.
Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.
Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки.
Под шоссы поддевались льняные кальсоны.

Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.
Примерно в 1225 году появились стеганные кюиссы, которые надевали на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы.
В середине века впервые отмечено использование наколенников, которые прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или же к стеганным кюиссам.
Изначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам.
Иногда наколенники делали из твердой кожи. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок.
Очень редко встречались налокотники.
Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Под кольчугу обычно надевали стеганый акетон или гамбезон.
Акетон сам по себе состоял из двух слоев бумажной ткани, между которыми помещался слой из шерсти, ваты и других подобных материалов.
Оба слоя вместе с прокладкой прошивались продольными или иногда диагональными стежками. Позднее появились акетоны из нескольких слоев льняной ткани.
По некоторым описаниям известно, что гамбезоны надевали поверх акетонов. Гамбезоны могли быть из шелка и других дорогих тканей.
Иногда их надевали на кольчугу или пластинчатый панцирь.
Иногда поверх кольчуги надевали длинную свободную рубаху. Рубаха
была слишком подвижной для того, чтобы быть стеганой.
Хотя кольчуга благодаря своей гибкости не сковывала движений воина, по той же причине пропущенный удар мог вызвать серьезные повреждения от ушиба и контузии до перелома кости.
Если же кольчугу удавалось пробить, обломки звеньев могли попасть в рану, что причиняло дополнительную боль и угрожало заражением.
В некоторых манускриптах XIII века можно найти изображения пеших воинов в кожаных панцирях, усиленных металлическими накладками.

На некоторых иллюстрациях в «Мацеёвской Библии» можно увидеть воинов, сюрко у которых на плечах имеет характерный изгиб. Можно предположить, что под сюрко в этом случае носили панцирь.
Есть и другое объяснение.
В перечне Фоукса де Бреоте (1224 г.) упоминается «эпольер» из черного шелка. Возможно, здесь имелось в виду оплечье-амортизатор или заходящий на плечи воротник.
Специальные воротники, действительно, имелись, их можно разглядеть на нескольких рисунках, изображающих воинов с открытыми авентейлами или снятыми подшлемниками. Снаружи такой воротник обшивался тканью, а внутри мог быть железным или из китового уса. Отдельные воротники были стегаными.
Неизвестно, представляли ли собой воротники отдельную деталь или были частью акетона. Неизвестно и то, как воротник надевался.
С равной вероятностью он мог состоять из двух частей, соединяемых по бокам, или иметь сочленение на одном боку и застежку на другом.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

В конце века для защиты шеи стали применяться горжеты, которые попали в Англию из Франции.
Сюрко представляло собой накидку, носимую поверх доспехов.
Первые сюрко появились во второй четверти XII века и повсеместно распространились к началу XIII века, хотя вплоть до середины XIII века встречались рыцари, не имевшие сюрко. Основное назначение сюрко неизвестно.
Возможно оно защищало доспехи от воды и не давало им раскаляться на солнце.
На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными.
Подкладка сюрко как правило контрастировала с цветом наружного слоя.
На поясе сюрко обычно перехватывали шнуром или ремнем, который одновременно перехватывал и кольчугу, перекладывая часть ее массы с плеч на бедра.
Встречались сюрко, усиленные металлическими пластинами.
В середине XIII века появился новый род доспехов - пластинчатый панцирь, который надевался через голову как пончо, а затем обертывался по бокам и застегивался с помощью завязок или ремешков.
Спереди и по бокам панцирь усиливала пластина из железа или китового уса.

Чешуйчатый панцирь встречался редко. Чешуйчатые панцири иногда встречаются на книжных миниатюрах, но почти всегда их носят сарацины или
какие-либо другие противники христианских рыцарей.
Чешую изготавливали из железа, медного сплава, китового уса или кожи.
Каждую чешуйку крепили к матерчатой или кожаной рубахе таким образом, чтобы верхний ряд чешуек перекрывал нижний.
Встречались несколько основных разновидностей шлема.
Конический шлем мог выковываться из цельного куска железа с добавлением усиливающих накладок или без них, а мог состоять из четырех сегментов, соединенных заклепками, наподобие старого германского шпанген-шлема.
Такие сегментные шлемы использовались и в середине XIII века, но уже тогда считались устаревшими.
К 1200 году встречались полусферические и цилиндрические шлемы. Все шлемы имели назальную пластину, а иногда и забрало.
В конце XII века появились первые примитивные большие шлемы. Первоначально большие шлемы были короче сзади, чем спереди, но уже на печати Ричарда I есть изображение большого шлема одинаково глубокого как спереди, так и сзади.
Закрытые большие шлемы становились все более популярными на протяжении XIII века. Спереди имелась узкая горизонтальная прорезь для глаз, усиленная металлическими накладками.
Плоское дно шлема крепилось к нему заклепками. Хотя дно шлема по соображениям прочности следовало делать коническим или полусферическим, такая форма шлема прижилась и получила распространение довольно поздно.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Во второй половине XIII века верхнюю часть стенок шлема начинают делать слегка конической, но дно остается плоским. Лишь в 1275 году появляются большие шлемы, у которых верхняя часть представляет собой полный, а не усеченный конус.
К концу века появляются и шлемы с полусферическим дном.
К 1300 году появляются шлемы с забралом.
В середине XIII века появляется шлем-басцинет или сервельер, имеющий сферическую форму. Басцинет могли носить как поверх кольчужного подшлемника, так и под ним.
В последнем случае на голову надевали амортизатор.
Изнутри все шлемы имели амортизаторы, хотя ни одного образца не сохранилось до наших дней. Наиболее ранние из дошедших — амортизаторы
XIV века — представляют собой два слоя холстины, между которыми проложен конский волос, шерсть, сено или другие подобные вещества.
Амортизатор или подклеивался к внутренней стороне шлема, или пришнуровывался через ряд отверстий, или закреплялся заклепками.
Верхняя часть амортизатора регулировалась по глубине, позволяя подогнать шлем под голову владельца так, чтобы прорези оказались на уровне глаз.
У большого шлема подкладка не опускалась на уровень лица, так как там имелись вентиляционные отверстия.
На голове шлем удерживался подбородочным ремнем.
В конце XII века на шлемах появился гребень. Например, такой шлем можно увидеть на второй печати Ричарда I.
Гребень иногда изготавливали из тонкого железного листа, хотя применялись также дерево и ткань, особенно на турнирных шлемах.
Иногда встречались объемные гребни, сделанные из китового уса, дерева, ткани и кожи.

Есть такие места, откуда любителей истории за уши не оттащишь.
Одно из них – Арсенал в городе Грац (Австрия).

Это одно из крупнейших, а быть может и самое крупное в мире, собрание холодного оружия и доспехов – при том, что сама Австрия совсем не блещет размерами.

Арсенал в Граце — «Landeszeughaus» — не просто музей.
Это именно склад, где хранятся боевые, парадные, турнирные доспехи и оружие. В былые времена здесь могли вооружиться 16 тысяч воинов за один раз.

Времена тогда были неспокойные — Османская империя стремилась к мировому господству. Грац располагается у подножия Альп, и фактически, стал главной преградой на пути турок в долину Дуная. А значит и в Центральную Европу.

Таких арсеналов, как в Граце, было несколько. Все они верой и правдой служили горожанам, но прошло время, и оборону австрийских земель было решено централизовать. В 1749 году императрица Мария Терезия распорядилась оставить только один арсенал из всех — Грацевский.

Так что мы можем сказать ей за это огромное спасибо.
Хотя благодарить надо не ее, а собственно жителей Штирии — земли, в которой находится Грац. Это они смогли убедить императрицу сохранить полезное строение в качестве памятника, напоминающего о храбрости их предков в борьбе с «извечным врагом христианства».

Всего же в Арсенале хранится около 32 тысяч экспонатов конца 15 — начала 19 веков!

Не знаю как вам, а лично мне из Арсенала в Граце напоминает хранилище терминаторов…

Арсенал в наши дни

А теперь давайте прогуляемся по музею. Пока виртуально, но кто знает, вдруг когда-нибудь вы сделаете это своими собственными ногами? 😉

Итак, все четыре этажа здания поделены деревянными оригинальными потолками. Считается, что именно дерево — а точнее деревянные перекрытия и стены арсенала, абсорбируют влагу и не дают железу ржаветь.

Внизу располагается сводчатый пушечный зал.

Первый этаж посвящен всему тому, что ускорило отказ от — тяжелое кремневое ружье и пистолет, а так же про более современные типы огнестрельного оружия.

Вот еще одно старинное ружье — с другого ракурса, уже совсем крупным планом:

Как именно все это стреляло, сразу и не поймешь. А между тем, зарядить старинное ружье — это целая наука! Современной скорострельностью тогда и не пахло, процесс подготовки к стрельбе больше напоминал раскуривание трубки.

Сам по себе стреляющий механизм — «замок», показанный на фото, несколько отличается от того, что на видео, но это не страшно. Как-то, примерно так, оно и было:

Рыцарский шлем армэ и король Генрих

На втором и третьем этажах Арсенала можно в деталях рассмотреть доспехи и , которые средневековые во время турниров и боевых действий. И не только рыцари.

На фото — рыцарский , который называется армэ. В свое время этот шлем был очень популярен, и даже когда на войне его сменили более удобные образцы, его все еще одевали на турниры как один из самых надежных.

С первого взгляда сложно понять, как его надевали на голову рыцаря, а вернее, как рыцарь просовывал свою голову через узкую горловину. Но, на самом деле, армэ, как и ларчик, открывался просто. Я приготовил для вас видеоролик именно на эту тему:

Как видите, армэ действительно весьма надежный шлем. Но даже он не давал стопроцентной гарантии на жизнь.

Взять, к примеру, случай, имевший место в июле 1559 года. Французский король Генрих II выдал свою дочь Елизавету за правителя Испании Филиппа Валуа. В честь этого события состоялся трехдневный рыцарский турнир.

Вечером второго дня отец новобрачной, король Генрих, должен был сразиться с графом Монтгомери. Противники разогнались, раздался удар, потом хруст ломающихся копий и…

Король Генрих обмяк в седле. Обломок прошел смотровую щель королевского армэ и воткнулся в его глаз.

Спустя несколько дней король умер. Вскоре после этого кто-то вспомнил о предсказании некоего Нострадамуса, тогда еще неизвестного:

«Молодой лев превзойдет старого,
На поле боя в одиночном поединке,
Поразив ему глаза в золотой клетке,
Что приведет старого льва к мучительной смерти»

С этого четверостишия и началась его слава, хотя сам Нострадамус не раз повторял, что имел в виду вовсе не покойного короля Генриха…

Средневековые рыцари. Правда про доспехи

Насколько удобным было такое снаряжение в бою?
Правда ли, что упавший на спину рыцарь не мог , чтобы продолжить бой?
Действительно ли рыцарский шлем был столь тяжел, что голова едва удерживала его?

Специально для вас — полевые испытания полного рыцарского доспеха. Размеры, вес, толщина брони — все соблюдено в точности.

А значит все то, что выделывают эти французские хлопцы, могли повторить и средневековые рыцари, будучи одетыми в полную броню:

Доспехи для коня

Средневековые рыцари это господа не только в доспехах, но еще и верхом на конях.
А какой рыцарский конь — без специального, конного, доспеха?

В залах Арсенала выставлены несколько доспехов для коней, и вот — один из них.

На самом деле доспехи для коня, как и доспехи для человека, состоят из множества самых разных элементов. Каждый из них имеет собственное название:

Железный нагрудник еще называют «пейтель», а наголовник — «шамфрон». Его могли дополнять специальной решеткой, позволявшей защитить глаза:

Кстати, для турниров и войны использовали не только разные доспехи, но и разных коней.

Турнирный конь должен был быть высоким и тяжелым. Вся его задача — рвануть с места, максимально быстро достичь предельной скорости и дать своему седоку возможность протаранить противника копьем.

Понятно, что окажись такой конь на войне, он бы не долго протянул. Там требовались выносливость, подвижность и умение не бояться сражения. И конь, обладающий всем этим, тоже стоил весьма дорого.

Это как в нашей современной жизни, где место лошади заняла «крутая тачка». В пробках можно увидеть дорогие иномарки, тот же «Лексус» или ту же «Инфинити», но болид «Формулы-1» — никогда!

Теперь давайте посмакуем , которым тоже богат музей.

Алебарда — парадная и боевая.

Алебарда это помесь копья, топора и багра. Кинорежиссеры часто вручают их стражникам, бдящим покой короля. В числе ее предков был — одно из самых страшных видов средневекового оружия.

В Грацевском Арсенале алебарда не одна, причем есть совершенно разные экземпляры.

Например декоративные. Красивые, ажурные, но в бою с ними будет не слишком комфортно — прорезной декор ослабляет конструкцию:

Есть еще такая алебарда, украшенная узором:

Если честно, такая красавица тоже не мечта вояки — конструкции крюка ослаблена рядом отверстий. Но хватит декоративного. Алебарда, в первую очередь, оружие и ее место среди воинов:

Ну а мы отвлечемся от алебарды и обратим свои взоры на другие виды длиннодревкового оружия, которые представлены в Грацевском Арсенале.

Строевые аргументы — протазан и глефа

Вообще, средневековая мысль была неистощима на красивое и смертоносное.

На следующей фотографии оружие тоже украшено, однако его конструкция крепка и надежна. Перед нами ветераны . Древко каждого из них покрыто металлическими полосами, идущими от наконечника - специально, для защиты от перерубания противником.

Представим первый ряд, самый ближний к нам. Слева направо - два протазана, глефа и наконечник копья.

Боевой век протазана был относительно недолгим. Протазан появился в XVI столетии, а уже через столетие выродился в атрибут дворцовой стражи.

Теперь про третий слева образец, глефу. Глефа это такой большой нож на древке, достигавший 40-60 см. в длину, а в ширину 5-7 см.

Она служила оружием бургундских , отлично показала себя и в качестве строевого оружия, с помощью которого отряд воинов мог остановить конную атаку противника. Так же как алебарда и протазан, глефа была в свое время оружием дворцовой стражи, а затем канула в Лету.

Сражавшееся всем этим богатством войско могло выглядеть примерно так (обратите внимание на пики воинов - форма их наконечников такая же как на фото из Арсенала) 🙂

Двуручный меч «фламберг» и его собратья

Двуручных мечей в Грацевском Арсенале совсем немало. Многие из них с волнистым клинком:

Само слово «фламберг» (переводится с немецкого как пламя) явно говорит о внешнем виде меча. Кому-то его волнистый клинок напомнил язык пламени, с тех пор и повелось. Но не каждый двуручный меч это фламберг — здесь все зависит от внешнего вида самого клинка.

Почему то считается, что двуручный меч это некая невероятно тяжелая штука, близкая по весу к железнодорожному рельсу. Действительно, меч очень длинный, и вполне мог достигать человеческого роста. Но вот вес — это другое.

Мы с вами живем в трехмерном пространстве, где помимо длины есть еще ширина и толщина. Так вот ими то двуручный меч похвастаться не мог.

Представьте, что вам придется резать хлеб напильником. Это неудобно, для резки хлеба нужен более тонкий инструмент. Для рубки тела — тоже. Поэтому двуручный меч имел очень тонкий клинок, и, например, в 15 веке весил 3-5 килограмм, в зависимости от своей длины.

Двуручный меч фламберг из Штирии (конец 16 века).

Параметры некоторых двуручных мечей приведены в статье «The Weighty Issue of Two-Handed Greatswords», которую написал далеко не последний знаток оружия Джон Клементс. Я расположил их по весу — от самого легкого к самому тяжелому:

  • Германия, 1475-1525 гг.
    Длина меча 1382 мм, длина клинка 1055 мм, вес 1550 г.
  • Швеция, 1658 год
    Длина меча 1010 мм, длина клинка 862 мм, вес: 1735 г.
  • Германия (Золинген), нач. 17-го века.
    Длина меча 1350 мм, длина клинка 961 мм, вес: 3010 г.
  • Церемониальный меч. Германия, кон. 16-го века
    Длина меча 1817 мм, длина клинка 1240 мм, вес 3970 г.
  • Германия, кон. 16-го века.
    Длина меча 1790 мм, длина клинка 1250 мм, вес 4630 г.

И здесь вспоминается историю одного двуручного меча, которую вам обязательно расскажут в музее нидерландского города Леуварден. Прямо возле витрины, в которой он хранится. Его длина 215 см, а вес в 6,6 кг.

Оказывается, этот двуручный меч был парадным, так называемым «выносным» (выносился напоказ по особым случаям). Но однажды им завладел бывший фермер, ставший бунтовщиком и пиратом, Пьер Герлофс Дониа. Местные жители до сих почитают его как борца за независимость. Так вот этот народный герой забрал исполинский двуручный меч в качестве трофея и пользовался им в бою. Можно только догадываться, каких чудовищных размеров был этот Пьер Герлофс Дониа, который вошел в историю как «Большой Петер».

Я обязательно вернусь к теме двуручных мечей в одной из статей цикла и раскрою ее поподробнее. Так что следите за сайтом.

Длинный меч и одноручные

Помимо двуручных мечей в Грацевском Арсенале есть и более скромные образцы. Многие из них типовые, предназначены для употребления незнатным пушечным мясом.

Но есть и весьма замечательные, дорогие. Как вам такой рисунок на клинке?

Камера отъезжает и мы видим замечательный длинный меч на фоне наверное сотни мечей попроще:

Точно полководец в дорогом позолоченном доспехе на фоне своего войска!

Боевые барабаны

И заканчивается экспозиция Арсенала на четвертом этаже, где представлены музыкальные инструменты военных оркестров. Например, вот такие барабаны.

Ну и раз экспозиция пройдена, давайте я представлю вам одного интересного человека.

Знакомьтесь: Томас Сторм, директор реставрационной мастерской Арсенала. Это человек, имеющий круглосуточный доступ ко всем экспонатам Грацевского Арсенала. Многое из того, что мы видели сегодня на фото, прошло через его руки. Уверен, многие читатели этой статьи захотели бы оказаться на его месте.

Фото взято со страницы музея на Фейсбуке

Во-первых, как вам само название города - Грац? Оно явно чуждо германским языкам. Франкфурт, Берлин, Зальцбург, Базель. Это еще нормально звучит. А вот Грац… Как-то не вписывается, верно?

И правильно. Основали город словенцы. Это жители распавшейся Югославии, один из славянских народов. Впрочем, во времена, когда Грацевский Арсенал еще не стал музеем, ни о какой Югославии речи не шло. И город назывался просто городом — по словенски это звучит как Градец. Так они его до сих пор и называют, несмотря на официальное имя.

По сей день в Граце проживает множество словенцев, а до Марибора — одного из крупнейших городов самостийной ныне Республики Словении, меньше часа на автомобиле.

И еще. Знаете ли вы, что именно в Граце начинал заниматься бодибилдингом Арнольд Шварценеггер? Он жил в окрестной деревеньке Таль и ездил в город на велосипеде, что бы тренироваться. Вот только качался он штангой, а не двуручным мечом .

    Экспозиция сумасшедшая!
    А вот фотографировать там, если я ничего не путаю, к сожалению нельзя. Хотя я могу ошибаться, а политика музея — поменяться. В любом случае — оставайтесь с нами, подписывайтесь «ВКонтакте» или в «фейсбуке», потому что впереди много интересного))

    Ответить

    Я фотографировал без проблем. По-моему, даже не платил ничего.
    А вообще-то музей уникальный!
    Там надо побывать обязательно!!! Я в Граце был 3 раза. И каждый раз снова захожу туда. Ощущение, что именно таким и должно быть «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСТОРИИ».
    …пОлки с оружием, доспехами… Не штучные экспонаты, а целый АРСЕНАЛ… именно так, как было (в моём представлении) несколько веков назад.
    Всё равно, что разглядывать 1 солдатика и видеть целые полкИ…

    Ответить

А еще в Граце поставили памятник Шварценнегеру. Интересно, а в нем есть значит и немного славянской крови, раз он из мест,’где исконно была сильна славянская диаспора?

Ответить

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий - идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такое оружие было в нашей армии вплоть до Крымской войны 1955-1956 года, когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков - излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция - начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей - ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток - вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество - доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи - вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя - настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия - родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи - символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая - защита. Вторая - доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи - это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.


Самурай в боевой выкладке выглядел так, как если бы Чужой оделся на Хеллоуин в костюм Дарта Вейдера. Доспехи должны были наводить ужас на врагов, но также от их вида снижались надои, падала яйценоскость и дохли муравьи. Видимо, поэтому японская диета состоит из рыбы, которая не видела этого ужаса, и риса, которому все равно.

Перед боем самурай надевал больше двадцати предметов, многие из которых крепились шнурами. Неудивительно, что сэппуку делали легко. Наверное, даже с облегчением.

Крылья на латах


Историки считают, что военачальники часто потчевали героических воинов дели (так звали всадников в войсках Османской империи) опиумом, чтобы те сохраняли позитивное мышление и внутреннюю раскованность. Поэтому шкуры леопардов поверх лат, украшения в виде крыльев и шлемы из кожи пятнистых гиен не казались самим дели чем-то странным. Но враги справедливо предпочитали убраться с дороги, если было куда: дели были известны не вполне адекватной храбростью и такой же жестокостью. Надеемся, эта заметка о вреде наркотиков будет тебе полезна в дальнейшей жизни.

Шлем с кукушкой


От кельтов нам осталось бесчисленное множество орнаментов для рокерских татуировок и несколько полумертвых языков вроде ирландского. Но на раскопках в Румынии был найден шлем, который по смелости дизайна превосходит даже ластики студии Тёмы Лебедева.

Крылья птицы крепятся на шарнирах, и, если в этом шлеме прыгать или скакать верхом, она будет ими хлопать. Неизвестно, пользовались шлемом в бою или его похоронили вместе с дизайнером сразу после презентации.

Бронелифчик


Индусы всегда очень уважали богиню Варахи. Она представляла мужской принцип в Шри-чакре, хотя некоторые считают ее формой Дурги, расширения внутренней силы Радхарани. Это то немногое, что нам удалось узнать, прежде чем наш интернет-браузер слег с инсультом. Так что осталось неясным, зачем в честь этой богини индусы сделали кирасу с развитыми грудными железами. И нет, латы не женские: женщины в бою не приветствовались. К тому же персидские доспехи тоже грешили таким своеобразным дизайном.

Черепник


На первый взгляд в этом шлеме нет ничего особенного. До такой степени ничего, что его можно вводить в школьную форму. Но есть одна деталь в его судьбе: черепник в Средние века было принято надевать под шапку или шляпу. Не в бой, а просто чтобы ходить по улице или, например, в Шервудский лес по грибы. Об этом стоит рассказывать тем романтичным натурам, которые хотели бы оказаться в славном прошлом.

Бронеюбка


В любой современной драке человек в юбке может рассчитывать на снисхождение. По крайней мере, если он женщина. В Средние века все было сложнее. Бронированную юбку приходилось надевать рыцарям на тех турнирах, где сражались пешком. Иначе в тогдашнем честном бою легко можно было получить от оппонента тяжелым острым предметом ниже пояса. А в доспехах нельзя даже было всласть покататься по земле, подвывая от боли.

Стальной зад


Любой мало-мальски крупный политик стремится в сложной ситуации прикрыть свои ягодичные мышцы. Как наиболее уязвимую часть себя, а иногда и лучшую. Традиция пошла, видимо, от короля Генриха VIII. Обычно рыцари не уделяли защите своего зада особого внимания, поскольку он находился в седле. Но король был перфекционистом, и в его латах появился один из первых тщательно сделанных кулетов - набор пластин на шарнирах для защиты глубокого тыла.

Ювелирные латы


Нет, это не Бартенев, явившийся на программу «Модный приговор», чтобы исправить ошибки ведущего. Это парадный доспех французского короля Генриха II. Считается, что латы были созданы в середине XVI века придворным ювелиром Этьеном Делоном. И конечно, они гарантировали Генриху жизнь на поле боя: достаточно было их сбросить при бегстве. Кто бы стал ловить короля, если есть такие латы?

Рогатый шлем


В XVI веке в Европе стал популярным армет - полностью закрытый сферический шлем с забралом. А так как времена минимализма уже прошли, дизайнеры стали упражняться с забралами. Шлемы, которые в итоге получались, были названы гротескными. Самый известный из гротескных шлемов тоже принадлежал Генриху VIII. Забрало - это, по сути, портрет короля в очках. Что касается бараньих рогов, то они символизировали организованность и склонность доводить дело до конца.

Броня Брюстера


После того как любопытные купцы привезли из Китая порох, людям в доспехах стало тоскливо. И доспехи в итоге сняли за ненадобностью. Кирасиры не в счет, их было не так много. Но после появления пулемета люди без доспехов впали в еще большую тоску. И во время Первой мировой американцы придумали броню Брюстера. Примечательно, что это снаряжение весом в 18 килограммов использовали в основном снайперы. Очевидно, они любили маскироваться среди мусорных бачков и у телеграфных столбов.