Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сколько весил меч на руси самый тяжелый. Сколько весили исторические мечи? Джон Клементс

Mein Herz mein Geist meine Seele, lebt nur für dich, mein Tod mein Leben meine Liebe, ist nichts ohne Dich // Теневая смутьянка

Информация, о которой будет говориться чуть ниже, никаким боком не относится к реалиям компьютерных игр, где возможно все, что угодно, даже мечи в рост с человека.
Некоторое время назад, написала я рассказ по «LoS», в котором фигурировали мечи. Мальчик 8-9 лет отроду по моему плану не должен был его поднять в силу тяжести меча. Долго я мучилась, думала, сколько же весит обычный рыцарский меч, и действительно ли его не сможет поднять ребенок? На то время я работала сметчиком, и в документах фигурировали металлические детали гораздо объемнее меча, но весящие на порядок меньше задуманной цифры. И вот, отправилась я на широкие просторы интернета искать правду о средневековом рыцарском мече.
К моему удивлению, меч рыцаря весил не много, около 1,5-3 кг, что разбивало мою теорию в пух и прах, а тяжелый двуручник едва набирал 6 кг!
Откуда же эти мифы о 30-50 килограммовых мечах, которыми так легко размахивали богатыри?
А мифы из сказок и компьютерных игр. Они красивы, впечатляющие, но не имеют под собой никакой исторической правды.
Рыцарское обмундирование было таким тяжелым, что только одна броня весила до 30 кг. Меч был более легким, чтобы рыцарь совсем не отдал богу душу в первые же пять минут активного размахивания тяжелым оружием.
Да и если рассуждать логически смогли бы вы долго работать 30ти килограммовым мечом? Сможете ли вы его вообще поднять?
А ведь некоторые битвы длились не пять минут, и не 15ть, они растягивались на часы, сутки. И твой соперник вряд ли скажет: «Послушайте, сэр Х, давайте сделаем перерыв, что-то я совсем умахался своим мечом», «А давайте, я устал не меньше вашего. Сядем под тем деревом».
И тем более никто не скажет: «Битва! Стой! Раз-два! Кто устал, поднимаем руки! Так, ясно. Рыцари могут отдыхать, лучники – продолжать».
Впрочем, попытайтесь сами поработать с 2-3 килограммовым мечом в руках с пол часа, гарантирую незабываемые впечатления.
И вот, так постепенно, мы подошли к уже имеющейся, зафиксированной историками как факт информации о средневековых мечах.

Интернет привел меня в страну Википедии, где я прочитала интереснейшую информацию:
Меч - холодное оружие, состоящее из прямого металлического клинка и рукояти. Клинки мечей обоюдоострые, реже заточенные только с одной стороны. Мечи бывают рубящие (древнеславянский и древнегерманский типы), рубяще-колющие (Меч Каролингов, Русский меч, спата), колюще-рубящие (гладиус, акинак, ксифос), колющие (кончар, эсток). Деление обоюдоострого рубяще-колющего оружия на мечи и кинжалы довольно условно, чаще всего меч отличается более длинным клинком (от 40 см). Масса меча колеблется от 700 г (гладиус) до 6 кг (цвайхандэр, фламберг). Масса одноручного рубящего или рубяще-колющего меча составляла от 0,9 до 2 кг.

Меч являлся наступательно-оборонительным оружием профессионального воина. Для владения мечом требовались длительные тренировки, годы практики и специальная физическая подготовка. Отличительной особенностью меча является его универсальность:
- использовали как пешие так и конные воины;
- рубящие удары мечом отличаются особой мощностью, особенно при рубке с седла, как против бездоспешных ратников, так и воинов в доспехах (дырок для удара в ранних доспехах было достаточно и качество доспеха всегда было сомнительно);
- колющими ударами меча можно проколоть кирасу и зерцало, если качество меча превосходило качество доспеха;
- ударом меча по шлему можно оглушить противника или убить, если меч пробьёт шлем.

Часто к мечам ошибочно относят различные виды изогнутого клинкового оружия, в частности: хопеш, копис, фалката, катана (японский меч), вакидзаси, а также ряд видов прямого клинкового оружия с односторонней заточкой, в частности: скрамасакс, фальшион.

Появление первых бронзовых мечей относят к началу 2-го тысячелетия до н. э., когда появилась возможность изготавливать клинки большего размера, чем у кинжалов. Мечи активно использовались до конца XVI века. В XVII веке мечи в Европе были окончательно заменены на шпаги и палаши. На Руси сабля окончательно вытеснила меч к концу XIV века.

Мечи средних веков (Запад).

В Европе меч в Средние Века получил широкое распространение, имел множество модификаций и активно использовался до Нового Времени. Меч менялся на всех этапах Средневековья:
Раннее Средневековье. Германцы использовали однолезвийные клинки с хорошими рубящими свойствами. Яркий пример - скрамасакс. На развалинах Римской Империи наибольшей популярностью пользуется спата. Бои ведутся на открытом пространстве. Оборонительная тактика применяется крайне редко. В результате, в Европе господствует рубящий меч с плоским или закругленным острием, узкой, но толстой крестовиной, короткой рукоятью и массивным навершием. Сужения клинка от рукояти к острию практически нет. Дол достаточно широкий и неглубокий. Масса меча не превышает 2 кг. Такой тип меча принято называть меровингским. Каролингский меч отличается от меровингского, главным образом, заостренным концом. Но и этот меч использовался как рубящее оружие, несмотря на заостренный конец. Скандинавский вариант древнегерманского меча отличается большей шириной и меньшей длиной, поскольку кавалерию древние скандинавы практически не использовали ввиду географического положения. Древнеславянские мечи по конструкции от древнегерманских практически не отличались.

Современная реконструкция кавалерийской спаты II в.
Высокое Средневековье. Происходит рост городов и ремесел. Растет уровень кузнечного мастерства и металлургии. Происходят Крестовые походы и междоусобицы. На смену кожаным доспехам приходят металлические. Возрастает роль кавалерии. Набирают популярность рыцарские турниры и дуэли. Бои часто проходят в тесноте (замки, дома, узкие улицы). Все это накладывает отпечаток на меч. Господствует рубяще-колющий меч. Лезвие становится более длинным, толстым и узким. Дол узкий и глубокий. Клинок сужается к острию. Удлиняется рукоять и навершие становится небольшим. Крестовина становится широкой. Масса меча не превышает 2 кг. Это так называемый романский меч.

Позднее Средневековье. Идет экспансия в другие страны. Тактика ведения боевых действий становится все более разнообразной. Используются доспехи с высокой степенью защиты. Все это сильно влияет на эволюцию меча. Разнообразие мечей - колоссально. Помимо однуручных мечей (ручник) встречаются полутораручные (полуторник) и двуручные мечи (двуручник). Появляются колющие мечи и мечи с волнистым лезвием. Начинает активно использоваться сложная гарда, обеспечивающая максимальную защиту кисти, и гарда типа «корзина».

А вот то, что касается мифов и легенд относительно веса мечей:

Как и всякое другое оружие, имеющее культовый статус, имеется целый ряд мифов и устаревших представлений об этом виде оружия, которые порой по сей день часто проскакивают даже в научных трудах.
Очень распространён миф, который гласит, что европейские мечи весили несколько килограмм и в основном применялись для контузии противника. Рыцарь бил мечом как дубиной по доспеху и добивался победы нокаутом. Часто называют вес до 15 килограмм или 30-40 фунтов. Эти данные не соответствуют действительности: сохранившиеся оригиналы прямых европейских боевых мечей колеблются от 650 до 1400 граммов. Большие «ландскнехтовские двуручники» не входят в эту категорию, так как не являлись классическим мечом рыцаря, а представляли собой окончательную деградацию меча как личного оружия. Средний вес мечей был следовательно 1,1-1,2 кг. Если принять во внимание, что вес боевых рапир (1,1-1,4 кг), палашей (до 1,4 кг) и сабель (0,8-1,1 кг) также был в основном не ниже одного килограмма, то их превосходство и «изящество», так часто упоминаемое фехтовальщиками 18-го и 19-го века и якобы противоположное «тяжёлым мечам древности», более чем сомнительно. Современные же рапиры, шпаги и сабли, предназначенные для спортивного фехтования, не являются «облегченными» копиями боевых оригиналов, а изначально созданными для спорта предметами, рассчитанными не на поражение противника, а на выбивание очков по соответствующим правилам. Вес одноручного меча (тип XII по типологии Эварта Окшотта) может достигнуть где-то 1400 граммов при следующих параметрах: длина клинка 80 см, ширина у гарды 5 см, у конца 2,5 см, толщина 5,5 мм. Данная полоса углеродистой стали просто физически не в состоянии весить больше. Только при толщине клинка в 1 см можно достигнуть трёх килограмм, или же с применением тяжёлых металлов в качестве материала клинка - что само по себе нереально и непрактично. Такие мечи неизвестны ни историкам, ни археологам.

Если простой рыцарский меч не обладал тем весом, который приписывали его во многих легендах, может быть двуручный меч был тем динозавром в стане оружия рыцаря?

Особую, резко ограниченную по своему назначению и способу использования, разновидность прямых мечей представляли собой гиганты весом 3,5-6 кг с клинками длиной 120-160 см - двуручники. Их можно назвать мечами среди мечей, ибо те приемы владения, которые для более коротких вариантов были желательны, для двуручного меча оказывались единственно возможны.

Выгода двуручников заключалась в их способности пробивать сплошные доспехи (при такой длине клинка его конец двигался очень быстро, а вес обеспечивал большую инерцию) и большой досягаемости (Спорный вопрос - воин с одноручным оружием имел практически такую же досягаемость что и воин с двуручным мечом. Это происходило из-за невозможности полного разворота плеч при работе двумя руками). Эти качества были особенно важны, если пеший бился против конного в полном вооружении. Двуручный меч применялся, в основном, для поединков или в разорванном строю, так как требовал большого пространства для размаха. Против копья двуручный меч давал спорное преимущество - возможность перерубить древко копья противника и, фактически, обезоружить его на несколько секунд (пока копейщик не вытащит припасенное на этот случай оружие, если оно есть) сводилась на нет тем, что копейщик был гораздо мобильнее и подвижнее. Тяжелым двуручником (к примеру, европейским эспадоном) скорее можно было сбить жало копья в сторону, чем перерубить.

Выкованные из передельной стали двуручники, в том числе и «пламенеющие клинки» - фламберги (фламбержи), преимущественно выступали в качестве вооружения наемной пехоты XVI века и предназначались для борьбы с рыцарской кавалерией. Популярность данного клинка у наемников доходила до такой степени, что специальной буллой папы римского клинки с несколькими изгибами (не только фламберги, но и мечи с более короткими «пламенеющими» клинками) были признаны негуманным, не «христианским» оружием. Воину, взятому в плен с таким мечом, могли отрубить правую руку или даже убить.

Ничего магического в волнистом лезвии фламберга, кстати, не содержалось, - выгнутая кромка имела лучшие режущие свойства и при поражении получался «эффект пилы» - каждый изгиб наносил свой разрез, оставляя в ране лепестки плоти, которые мертвели и начинали загнивать. А кроме того, при скользящих ударах фламберг наносил большие повреждения, чем прямой меч.

Что же такое? Получается все, что мы знали о рыцарских мечах неправда?
Правда, но лишь частичная. Управлять очень тяжелым мечом было не реально. Не каждый воин обладал силищей Конана Варвара, а потому, смотреть на вещи надо более реально.

Более подробно о мечах той эпохи можно ознакомится по этой ссылке.

Вокруг оружия средних веков создано множество рассказов, былин, сказаний и выдумок людей. Так и меч двуручный окутан тайнами и иносказаниями. Сомнения у людей всегда вызывали огромные размеры меча . Ведь для ведения боя важны в первую очередь не размеры, а эффективность и боевая мощь оружия. Несмотря на габариты, меч пользовался успехом и был очень популярен среди воинов. Но воспользоваться таким мечом было под силу исключительно крепким, могучим воинам. Общий вес данного экземпляра меча около двух килограмм пятисот грамм, длина порядка метра, а рукоятка четверть метра.

Исторические факты

Меч двуручный такого образца в сражениях средних веков получил распространение в довольно поздние времена. Все снаряжение воина состояло из металлических доспехов и щита для защиты от неприятельских ударов, меча и копья. Постепенно мастера научились более качественно отливать оружие из металла, появились новые виды мечей компактные по размерам и гораздо эффективнее.

Такое оружие стоило дорого, не каждый солдат мог себе позволить приобрести меч. Мечом владели самые ловкие, смелые, отважные и довольно обеспеченные воины и охранники. Опыт владения мечом передавался от отца к сыну, постоянно совершенствуя навыки. Воин должен был обладать богатырской силой, отличной реакцией, виртуозно владеть мечом.

Предназначение двуручного меча

Благодаря огромным габаритам и большому весу, двуручным мечом владели только солдаты богатырского телосложения. В ближних боях их очень часто использовали в первых рядах, чтобы пробить первые ряды неприятеля. Лишить стрелков и солдат с алебардами, идущих следом, возможности нанести удар. Так как габариты меча требовали наличие определенного свободного периметра, чтобы воин мог замахнуться, тактику ближнего боя нужно было периодически менять. Солдаты вынуждены были постоянно менять место дислокации, в центре сражения из-за большого скопления воинов им было очень сложно вести бой.

При ведении ближнего боя мечи использовались в основном, чтобы нанести сокрушающий удар и пробить оборону противника. В сражениях на открытой местности солдаты наносили с помощью меча удары сверху и снизу по сопернику в бою. Рукоятью меча можно было поразить ударом в лицо неприятеля в максимальной близости друг от друга.

Особенности конструкции

Существовало несколько видов двуручных мечей:

  1. На военных церемониях, для проведения различных ритуалов, в качестве подарка для богатых, знатных людей чаще всего использовали большие двуручные мечи, вес каждого такого экземпляра достигал пяти килограмм. Некоторые отдельные экземпляры очень часто использовали как специальный тренажер для усовершенствования навыков ведения боя, тренировки рук.
  2. Двуручный меч для боевых сражений весом порядка трех с половиной килограмм и имел длину около одного метра семидесяти сантиметров. Длина рукоятки таких экземпляров была около полуметра и служила в качестве балансира меча. Солдат в совершенстве владеющий тактикой ведения боя, обладающий отличной сноровкой и ловкостью, практически не замечал габаритов меча. Для сравнения стоит заметить, что общий вес одноручного меча составлял около полутора килограмм.
  3. Классический двуручный меч длиной от пола до плеча солдата, и рукоятью от запястья до локтя.

Положительные и отрицательные качества меча

Если рассматривать преимущества двуручных мечей, можно выделить самые основные:

  • Воин, использующий данный меч, был защищен вокруг на довольно большом периметре;
  • Сокрушительные рубящие удары, нанесенные двуручным мечом, очень сложно отбить;
  • Меч универсален в использовании.

Стоит обратить внимание и на отрицательные качества:

  1. Меч нужно было держать двумя руками, следовательно, исключалась возможность дополнительной защиты в виде щита.
  2. Габариты меча не позволяли быстро передвигаться, а большой вес приводил к быстрой утомляемости воина и как следствие, к малой эффективности в бою.

Виды двуручных мечей

  1. . Компактное шотландское оружие, среди различных экземпляров двуручных мечей, отличается сравнительно небольшими габаритами. Длина клинка составляла порядка ста десяти сантиметров. Еще одной немаловажной отличительной особенностью данного образца является специальная конструкция, благодаря которой воин мог выдернуть из рук неприятеля любое оружие. Небольшие размеры меча позволяют максимально эффективно использовать его в боевых сражениях, по праву считается лучшим экземпляром среди двуручных мечей.
  2. Цвайхандер . Данный образец отличается огромными габаритами, длина меча достигает двух метров. Конструкция меча весьма специфична, парная крестовина (гарда) служит границей между обоюдоострым клинком, рукоятью и не заточенной частью меча. Использовался такой экземпляр в бою для сокрушения противника, вооруженного копями и алебардами.
  3. Фламберг . Разновидность двуручного меча, с особым лезвием в форме волны. Благодаря такой необычной конструкции, эффективность солдата, вооруженного таким мечом, в боевых сражениях выросла во много раз. Воин, раненый таким клинком долго восстанавливался, раны очень плохо затягивались. Многие военачальники казнили взятых в плен солдат за ношение такого меча.

Немного о других разновидностях мечей.

  1. Кавалеристы, чтобы пробить насквозь доспехи неприятеля очень часто использовали меч «Эсток». Длина данного экземпляра, составляет один метр тридцать сантиметров.
  2. Следующая классическая разновидность двуручного меча. «Эспадон» длина его составляет сто восемьдесят сантиметров. Имеет крестовину (гарду) из двух дужек. Центр тяжести такого клинка, смещен к острию лезвия меча.
  3. Меч «Катана». Японский экземпляр меча, с лезвием изогнутой формы. Использовался солдатами в основном в ближнем бою, длина клинка около девяноста сантиметров, рукояти порядка тридцати сантиметров. Среди мечей такой разновидности, существует образец длиной двести двадцать пять сантиметров. Мощь данного меча позволяет разрубить человека на две части одним ударом.
  4. Китайский двуручный меч «Дадао». Отличительной особенностью является широкий клинок, изогнутой формы, заточенный с одной стороны. Такой меч нашел свое применение даже во время войны с Германией в сороковые годы двадцатого столетия. Солдаты использовали меч в рукопашных боях с противником.

В одном из исторических музеев Голландии выставлен двуручный меч, сохранившийся в отличном виде до наших времен. Это огромный экземпляр длиной два метра пятнадцать сантиметров и весом шесть килограмм шестьсот грамм. Историки предполагают, что изготовлен меч в пятнадцатом веке в Германии. В боевых сражениях меч не использовался, служил праздничным атрибутом для разных военных праздников и церемоний. При изготовлении рукояти меча в качестве материала использован дуб, и декорирован куском шкуры козы.

В заключении о двуручном мече

Управлять таким мощным, внушительным, устрашающим на вид оружием, могли только настоящие, могучие богатыри, которыми издревле славилась русская земля. Но эффективным оружием и смелыми воинами может похвастаться не только наша земля, во многих зарубежных странах были изготовлено аналогичное оружие, с различными отличительными особенностями. В боевых сражениях эпохи Средневековья, данное оружие стало свидетелем многочисленных побед и поражений, принесло много радости и горя.

Виртуозное владение мечом подразумевается не только в умении наносить сокрушительные удары, но и в ловкости, подвижности и изворотливости воина.

Я раздумывал, стоит ли публиковать в журнале те статьи, которые уже были опубликованы ранее на российских сайтах. Решил, что это будет полезно. Впоследствии статьи будут объедены по группам, что позволит получить достаточно широкое представление о европейском фехтовании и изучить точки зрения, взятые из разных источников. Не исключаю, что точки зрения могут быть разными, но ведь именно “в споре рождается истина”.

Лично мне доводилось в зарубежных музеях, где это разрешено, оценить во отчую те ощущения, которые испытываешь держа в руках холодное оружие, которому исчисляются сотни лет. Именно тогда понимаешь, насколько мы далеки от полного понимания того, как им можно было реально действовать, и насколько не совершенны реплики, которые пытаются делать в рамках исторических движений, ныне популярных. И только тогда представляешь себе со всей ясностью, что фехтование действительно можно было назвать искусством не только по причине революционных трактатов и учебников, написанных мастерами, но и по причине того, что написаны они были под владение совершенным во всем клинковым оружием. Думаю, Вам будет не безынтересно узнать мнение экспертов...

Оригинал взят с сайта Ассоциации боевых искусств Ренессанса и публикуется с разрешения автора.

«Никогда не перегружай себя тяжелым оружием,
ибо подвижность тела и подвижность оружия
суть два главных помощника в победе»

— Джозеф Сьютнэм, «Школа благородной и достойной науки защиты», 1617


Сколько именно весили мечи Средневековья и Возрождения? На этот вопрос (возможно, самый распространенный на эту тему) без труда ответят знающие люди. Серьезные ученые и практики фехтования ценят знание точных габаритов оружия прошлого, тогда как широкая публика и даже специалисты часто совершенно несведущие в этом вопросе. Найти достоверную информацию о весе реальных исторических мечей, действительно прошедших взвешивание, бывает не просто, а убедить скептиков и невежд — задача не менее сложная.

ВЕСОМАЯ ПРОБЛЕМА

Ложные утверждения о весе мечей Средневековья и Ренессанса, к сожалению, весьма распространены. Это одно из самых типичных заблуждений. И не удивительно, учитывая сколько ошибок о фехтовании прошлого распространяется через масс-медиа. Повсюду, от телевидения и кино до видео-игр исторические европейские мечи изображаются неуклюжими, и размахивают ими широкими движениями. Недавно по телеканалу «The History Channel» один уважаемый академик и эксперт по военным технологиям уверенно заявил, что мечи XIV века иногда весили аж «40 фунтов» (18 кг)!

Из простого жизненного опыта мы отлично знаем, что мечи не могли быть чрезмерно тяжелыми и не весили по 5-7 кг и более. Можно бесконечно повторять, что это оружие вовсе не было громоздким или неуклюжим. Любопытно, что хотя точная информация о весе мечей очень пригодилась бы исследователям оружия и историкам, серьезной книги с такой информацией не существует. Возможно, вакуум документов является частью этой самой проблемы. Однако, есть несколько уважаемых источников, которые дают некоторую ценную статистику. Например, каталог мечей знаменитого Собрания Уоллеса в Лондоне приводит десятки экспонатов, среди которых сложно найти что-либо тяжелее 1,8 кг. Большинство образцов, от боевых мечей до рапир, весили гораздо менее 1,5 кг.

Несмотря на все заверения в обратном, средневековые мечи были на самом деле легкими, удобными и в среднем весили менее 1,8 кг. Ведущий эксперт в области мечей Эварт Оукшот утверждал: «Средневековые мечи не были ни неподъемно тяжелыми, ни одинаковыми — средний вес любого меча стандартного размера составлял от 1,1 кг до 1,6 кг. Даже большие полутораручные «военные» мечи редко весили больше 2 кг. В противном случае они были бы несомненно слишком непрактичными даже для людей, которые учились владеть оружием с 7 лет (и которые должны были быть крепкими, чтобы выжить)» (Оукшот, «Меч в руке», стр. 13). Ведущий автор и исследователь европейских мечей XX века Эварт Оукшот знал, что говорил. Он держал в руках тысячи мечей и лично владел нескольким десятком экземпляров, от Бронзового века до XIX столетия.

Средневековые мечи, как правило, были качественным, легким, маневренным боевым оружием, равно способным наносить отрубающие удары и глубокие порезы. Они не походили на неуклюжие, тяжеленные штуковины, которые часто изображают в масс-медиа, больше похожие на «дубину с лезвием». По утверждению другого источника, «меч был, оказывается, на удивление легким: средний вес мечей от X до XV века — 1,3 кг, а в XVI веке — 0,9 кг. Даже более тяжелые мечи-бастарды, которые использовало лишь незначительное число солдат, не превышали 1,6 кг, а мечи всадников, известные как «полуторные», весили 1,8 кг в среднем. Вполне логично, что эти удивительно низкие цифры распространяются и на огромные двуручные мечи, которыми традиционно владели лишь «настоящие Гераклы». И все-таки они редко весили больше 3 кг» (пер. по: Funcken, Arms, Part 3, p. 26).

С XVI века существовали, конечно, специальные парадные или ритуальные мечи, которые весили по 4 кг и более, однако, эти чудовищные образцы не были боевым оружием, и нет никаких данных о том, что они вообще предназначались для использования в бою. И в самом деле, бессмысленно было бы использовать их при наличии более маневренных боевых экземпляров, которые были гораздо легче. Д-р Ханс-Петер Хилз в диссертации 1985 года, посвященной великому мастеру XIV века Йоханнесу Лихтенауэру пишет, что с XIX века многие музеи оружия выдавали обширные собрания парадного оружия за боевое, игнорируя тот факт, что лезвие у них было тупое, а размер, вес и баланс — непрактичными для использования (Hils, стр. 269-286).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Вера в то, что средневековые мечи были громоздкими и неуклюжими в использовании уже приобрела статус городского фольклора и до сих пор сбивает с толку тех из нас, кто начинает заниматься фехтованием. Непросто найти автора книг о фехтовании XIX и даже XX века (даже историка), который бы не утверждал безапелляционно, что средневековые мечи были «тяжелыми», «неуклюжими», «громоздкими», «неудобными» и (как результат полного непонимания техники владения, целей и задач такого оружия) они были предназначены, якобы, только для нападения.

Несмотря на данные измерений, многие сегодня убеждены, что эти большие мечи должны быть особо тяжелыми. Это мнение не ограничивается нашим веком. Например, в целом безупречный буклет по армейскому фехтованию 1746 года, «The Use of the Broad Sword» Томаса Пейджа, распространяет небылицы про ранние мечи. Поговорив о том, как положение дел изменилось от ранней техники и знаний в сфере боевого фехтования, Пейдж заявляет: «Форма была грубой, а техника лишена Метода. Это был Инструмент Силы, а не Оружие и не Произведение Искусства. Меч был громадно длинным и широким, тяжелым и неподъемным, выкованным только для разрубания сверху вниз Мощью сильной Руки» (Page, p. A3). Взгляды Пейджа разделяли и другие фехтовальщики, применявших тогда легкие малые мечи и сабли.

В начале 1870-х капитан М. Дж. О"Рурк, мало известный американец ирландского происхождения, историк и учитель фехтования, говорил о ранних мечах, характеризуя их как «массивные клинки, которые требовали всей силы обеих рук». Мы также можем припомнить пионера в области исследования исторического фехтования, Эгертона Кастла, и его примечательный комментарий о «грубых старинных мечах» (Кастл, «Школы и мастера фехтования»).

Довольно часто какие-нибудь ученые или архивариусы, знатоки истории, но не спортсмены, не фехтовальщики, тренировавшиеся во владении мечом с детства, авторитетно утверждают, что рыцарский меч был «тяжелым». Тот же самый меч в тренированных руках покажется легким, сбалансированным и маневренным. Например, известный английский историк и хранитель музея Чарльз Фулькес в 1938 году заявил: «Так называемый меч крестоносца тяжелый, с широким лезвием и короткой рукоятью. У него нет баланса, как это слово понимают в фехтовании, и для уколов он не предназначен, его вес не позволяет совершать быстрые парирования» (Ffoulkes, p. 29-30). Мнение Фулькеса, совершенно безосновательное, однако разделяемое его соавтором капитаном Хопкинсом, было порождением его опыта джентльменских поединков на спортивном оружии. Фулькес, разумеется, основывает свое мнение на современном ему легком оружии: рапирах, шпагах и дуэльных саблях (так же как ракетка для большого тенниса может казаться тяжелой игроку в настольный).

К сожалению, Фулькес в 1945 году высказывается даже так: «Все мечи от IX до XIII века тяжелые, плохо сбалансированные и снабжены короткой и неудобной рукоятью» (Ffoulkes, Arms, p.17). Представьте себе, 500 лет профессиональные воины ошибались, а музейный куратор в 1945 году, который никогда не был в настоящем бою на мечах и даже не тренировался с настоящим мечом какого-либо вида, сообщает нам о недостатках этого великолепного оружия.

Известный французский медиевист позже повторил мнение Фулькеса буквально как достоверное суждение. Уважаемый историк и специалист по средневековому военному делу, д-р Келли де Врие, в книге о военной технологии Средних веков, все-таки пишет в 1990-х о «толстых, тяжелых, неудобных, но изысканно выкованных среденевековых мечах» (Devries, Medieval Military Technology, p. 25). Не удивительно, что подобные «авторитетные» мнения оказывают влияние на современных читателей, а нам приходится прилагать так много усилий.

Такое мнение о «громоздких старинных мечах», как назвал их некогда один французский фехтовальщик, можно было бы проигнорировать как продукт своей эпохи и недостатка информации. Но сейчас подобные взгляды не могут найти оправдания. Особенно грустно, когда ведущие мастера фехтования (обученные лишь оружию современных ненастоящих дуэлей) гордо высказывают суждения о весе ранних мечей. Как я писал в книге «Средневековое фехтование» 1998 года, «Весьма жаль, что ведущие мастера спортивного фехтования (владеющие только легкими рапирами, шпагами и саблями) демонстрируют свои заблуждения о «10-фунтовых» средневековых мечах, которые можно использовать только для «неловких ударов и рубки». Например, уважаемый фехтовальщик XX века Чарльз Зельберг упоминает «тяжелое и неуклюжее оружие ранних времен» (Selberg, p. 1). А современный фехтовальщик де Бомон заявляет: «В Средние века доспехи требовали, чтобы оружие — боевые топоры или двуручные мечи — были тяжелыми и неуклюжими» (de Beaumont, p. 143). Доспехи требовали, чтобы оружие было тяжелым и неуклюжим? Вдобавок, «Книга фехтования» 1930 года заявляла с большой уверенностью: «За небольшим исключением мечи Европы в 1450 году были тяжелым, неуклюжим оружием, и по балансу и простоте использования не отличались от топоров» (Cass, p. 29-30). Даже в наше время этот идиотизм продолжается. В книге с удачным названием «Полное руководство по крестовым походам для чайников» сообщает нам, что рыцари сражались на турнирах, «рубя друг друга тяжелыми, по 20-30 фунтов, мечами» (P. Williams, p. 20).

Такие комментарии говорят больше о наклонностях и невежестве авторов, чем о природе настоящих мечей и фехтования. Я сам бессчетное количество раз слышал эти утверждения в личных беседах и в сети от инструкторов фехтования и их учеников, так что не сомневаюсь в их распространенности. Как писал про средневековые мечи один автор в 2003 году, «они были такими тяжелыми, что могли даже раскалывать доспехи», а великие мечи весили «до 20 фунтов и могли с легкостью крушить тяжелые доспехи» (A. Baker, p. 39). Ничто из этого не является истиной. Возможно, самый убийственный пример, который приходит на ум, это олимпийский фехтовальщик Ричард Коэн и его книга о фехтовании и истории меча: «мечи, которые могли весить более трех фунтов, были тяжелыми и плохо сбалансированы и требовали скорее силы, а не умения» (Cohen, p. 14). Со всем уважением, даже когда он точно указывает вес (одновременно принижая заслуги владевших ими), тем не менее, он способен воспринимать их только в сравнении с поддельными мечами современного спорта, даже считает, что техника их использования была преимущественно «ударно-дробящей». Если верить Коэну, получается, что настоящий меч, предназначенный для настоящего боя на смерть, должен быть очень тяжелым, плохо сбалансированным и не требовать реальных навыков? А современные игрушечные мечи для боев понарошку — такие, как надо?

По каким-то причинам многие классические фехтовальщики всё никак не могут понять, что ранние мечи, будучи настоящим оружием, делались не для того, чтобы держать их на вытянутой руке и крутить ими с помощью одних пальцев. Сейчас начало XXI века, идет возрождение исторических боевых искусств Европы, а фехтовальщики до сих пор придерживаются заблуждений, свойственных XIX веку. Если ты не понимаешь, как применялся данный меч, невозможно оценить его истинные возможности или понять, почему он был сделан именно таким. И поэтому ты интерпретируешь его через призму того, что уже знаешь сам. Даже широкие мечи с чашкой были маневренным колюще-рубящим оружием.

Окшотт отдавал себе отчет в существующей проблеме, смеси невежества и предубеждения, еще более 30 лет назад, когда писал свою значительную книгу «Меч в эпоху рыцарства». «Добавьте к этому фантазии романтических писателей прошлого, которые, желая придать своим героям черты супермена, заставляют их размахивать огромным и тяжелым оружием, демонстрируя таким образом силу, намного превосходящую возможности современного человека. А завершает картину эволюция отношения к этому виду оружия, вплоть до презрения, которое питали к мечам любители утонченности и элегантности, жившие в восемнадцатом веке, романтики Елизаветинской эпохи и почитатели великолепного искусства эпохи Возрождения. Становится понятным, почему оружие, доступное для обозрения только в его упадочном состоянии, может считаться непродуманным, грубым, тяжеловесным и неэффективным. Конечно, всегда найдутся люди, для которых строгий аскетизм форм неотличим от примитивизма и незавершенности. Да и железный предмет длиной чуть меньше метра вполне может показаться очень тяжелым. В действительности средний вес таких мечей варьировался между 1,0 и 1,5 кг, причем они были сбалансированы (в соответствии с их назначением) с той же тщательностью и мастерством, как, к примеру, теннисная ракетка или удочка. Бытовавшее мнение о том, что их невозможно удержать в руках, является абсурдным и давно устаревшим, однако продолжает жить, как и миф о том, что облаченных в доспехи рыцарей мог поднять на коня только подъемный кран» (Окшотт, «Меч в век рыцарства», стр. 8-9).

Тренировка с прекрасным образцом настоящего эстока XV века. Давнишний исследователь оружия и фехтования британской Королевской оружейной палаты Кейт Даклин утверждает: «По моему опыту работы в Королевской оружейной палате, где я изучал настоящее оружие различных периодов, могу утверждать, что европейский боевой меч с широким лезвием, будь то рубящий, колюще-рубящий или колющий, обычно весил от 2 фунтов для одноручной модели до 4,5 фунтов для двуручной. Мечи, изготовленные для других целей, например, для церемоний или казней, могли весить больше или меньше, но это не были боевые экземпляры» (из личной переписки с автором, апрель 2000). Г-н Даклин, несомненно, сведущ, потому как держал в руках и изучал буквально сотни отличных мечей из знаменитой коллекции и рассматривал их с точки зрения бойца.

В краткой статье о видах мечей XV-XVI вв. из собраний трех музеев, включая экспонаты из Музея Стибберт во Флоренции, д-р Тимоти Дроусон отмечал, что ни один из одноручных мечей не весил более 3,5 фунтов, и ни один двуручный меч не весил более 6 фунтов. Его заключение: «На основании этих образцов видно, что мысль о том, что мечи Средневековья и Возрождения были тяжелыми и неуклюжими, далека от истины» (Drawson, p. 34 & 35).

СУБЪЕКТИВНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ

В 1863 году производитель мечей и крупный специалист Джон Латэм из «Уилкинсон Свордс» ошибочно утверждает, что некий отличный образец меча XIV века обладал «громадным весом», потому что «использовался в те времена, когда воинам приходилось иметь дело с закованными в железо противниками». Латэм добавляет: «Они брали самое тяжелое оружие, какое только могли, и прикладывали столько силы, сколько были способны» (Latham, Shape, p. 420-422). Однако, комментируя «чрезмерную тяжесть» мечей, Латэм говорит о мече весом в 2,7 кг, выкованном для кавалерийского офицера, который считал, что он укрепит так свое запястье, но в результате «ни один живой человек не мог рубить им… Вес был таким большим, что ему невозможно было придать ускорение, поэтому рубящая сила была нулевой. Очень простой тест доказывает это» (Latham, Shape, p. 420-421).

Латэм добавляет также: «Тип телосложения, однако, очень сильно влияет на результат». Затем он делает вывод, повторяя распространенную ошибку, что сильный человек возьмет более тяжелый меч, чтобы нанести им больше урона. «Вес, который человек может поднять с наивысшей скоростью, произведет наилучший эффект, но более легкий меч он не обязательно сможет двигать быстрее. Меч может быть таким легким, что будет ощущаться в руке «хлыстом». Такой меч хуже слишком тяжелого» (Latham, p. 414-415).

У меня обязательно должно быть достаточно массы, чтобы удерживать лезвие и острие, парировать удары и придавать удару силу, но в то же время он не должен быть слишком тяжелым, то есть медленным и неудобным, иначе более быстрое оружие будет описывать круги вокруг него. Этот необходимый вес зависел от предназначений клинка, должен ли тот колоть, рубить, то и другое, и какой именно материал ему может встретиться.

Фантастические рассказы о рыцарской доблести часто упоминают огромные мечи, которыми могли орудовать лишь великие герои и злодеи, и ими они рассекали лошадей и даже деревья. Но все это мифы и легенды, понимать их буквально нельзя. В «Хрониках» Фруассара, когда скотты побеждают англичан у Малроуз, мы читаем о сэре Арчибальде Дугласе, который «держал пред собой громадный меч, клинок которого был в два метра длиной, и едва ли кто-либо мог поднять его, но сэр Арчибальд без труда владел им и наносил такие ужасные удары, что все, в кого он попадал, падали оземь; и не было никого среди англичан, кто мог бы противостоять его ударам». Великий мастер фехтования XIV века Иоганнес Лихтенауэр сам говорил: «Меч есть мерило, и он большой и тяжелый» и сбалансирован подходящим навершием, что означает, что само оружие должно быть сбалансированным и оттого пригодным для боя, а не увесистым. Итальянский мастер Филиппо Вальди в начале 1480-х наставлял: «Возьми легкое оружие, а не тяжелое, чтобы легко контролировать его, чтобы его вес не мешал тебе». Итак, учитель фехтования специально упоминает, что есть выбор между «тяжелыми» и «легкими» клинками. Но - опять же - слово «тяжелый» не синоним слову «слишком тяжелый», или громоздкому и неповоротливому. Просто можно выбрать, как, например, теннисную ракетку или бейсбольную биту полегче или потяжелее.

Подержав в руках более 200 отличных европейских мечей XII-XVI веков, я могу сказать, что всегда особое внимание уделял их весу. Меня всегда поражали живость и баланс практически всех экземпляров, которые мне попадались. Мечи Средневековья и Возрождения, которые я лично изучал в шести странах, а в некоторых случаях и фехтовали ими и даже рубил, были - повторюсь - легкими и хорошо сбалансированными. Имея немалый опыт во владении оружием, мне очень редко встречались исторические мечи, которые не были бы удобными в обращении и маневренными. Единицы - если таковые вообще были - от коротких мечей до бастардов весили более 1,8 кг, и даже они были хорошо сбалансированными. Когда мне попадались экземпляры, которые я счел слишком тяжелым для себя или не сбалансированным на свой вкус, я понимал, что людям с другим телосложением или стилем боя они могут хорошо подойти.

Когда я работал с двумя боевыми мечами XVI века, каждый по 1,3 кг, они показали себя прекрасно. Ловкие удары, уколы, защиты, переводы и быстрые контратаки, яростные разрубающие удары - как будто мечи были почти невесомыми. Ничего «тяжелого» не было в этих устрашающих и изящных инструментах. Когда я упражнялся с настоящим двуручным мечом XVI века, я поразился, каким легким показалось оружие в 2,7 кг, будто весило в два раза меньше. Даже если оно не было предназначено для человека моей комплекции, я мог видеть его очевидную эффективность и действенность, потому что понимал технику и способ владения этим оружием. Читатель может сам решить, верить ли ему этим рассказам. Но те бессчетные разы, когда я держал в руках отличные образчики оружейного мастерства XIV, XV или XVI веков, вставал в стойки, совершал перемещения под внимательные взгляды доброжелательных хранителей, твердо убедили меня в том, сколько весили настоящие мечи (и как ими владеть).

Однажды, исследуя несколько мечей XIV и XVI веков из собрания Эварта Окшотта, мы смогли даже взвесить несколько экземпляров на цифровых весах, просто чтобы убедиться в правильной оценке их веса. Наши коллеги сделали то же самое, и их результаты совпали с нашими. Этот опыт изучения настоящего оружия критически настраивает Ассоциацию ARMA по отношению ко многим современным мечам. Я все больше разочаровываюсь в аккуратности многих современных реплик. Очевидно, что чем больше современный меч похож на исторический, тем точнее будет реконструкция техники владения этим мечом. На самом деле, правильное понимание веса исторических мечей необходимо для понимания правильного их применения.

Исследовав на практике множество мечей Средневековья и Возрождения, собрав впечатления и результаты измерений, уважаемый фехтовальщик Питер Джонсон рассказал, что «ощутил их поразительную подвижность. В целом они быстрые, точные и мастерски сбалансированы для своих задач. Часто меч кажется гораздо легче, чем есть на самом деле. Это результат аккуратного распространения массы, а не только точки баланса. Измерение веса меча и его точки баланса - только начало понимания его «динамического баланса» (т.е., как ведет себя меч в движении)». Он добавляет: «В общем, современные реплики весьма далеки от оригинальных мечей в этом отношении. Искаженные представления о том, что такое настоящее острое боевое оружие, является результатом тренировок только на современном оружии». Итак, Джонсон также утверждает, что настоящие мечи легче, чем многие думают. Даже тогда вес не единственный показатель, потому что основные характеристики - это распространение массы по клинку, которое, в свою очередь, влияет на баланс.

Нужно понимать, что современные копии исторического оружия, даже будучи приблизительно равными по весу, не гарантируют того же ощущения от владения ими, как их старинные оригиналы. Если геометрия клинка не совпадет с исходной (в том числе, по всей длине клинка, форме и перекрестью), баланс не будет совпадать.

Современная копия чаще всего кажется более тяжелой и менее удобной, чем оригинал. Точное воспроизведение баланса современных мечей — важный аспект их создания. Сегодня многие дешевые и низкосортные мечи — исторические реплики, театральный реквизит, фэнтезийное оружие или сувенирная продукция — делаются тяжелыми ввиду плохого баланса. Частью эта проблема возникает из-за печального незнания геометрии клинка со стороны производителя. С другой стороны, причина в намеренном снижении цены на изготовление. В любом случае, едва ли можно ожидать от продавцов и производителей, что они признают свои мечи слишком тяжелыми или плохо сбалансированными. Гораздо проще заявить, что настоящие мечи и должны быть такими.

Есть и еще один фактор, отчего современные мечи обычно делают тяжелее, чем оригиналы. По причине невежества кузнецы и их клиенты ожидают ощущения тяжести меча. Эти ощущения возникли после многочисленных изображений воинов-дровосеков с их медлительными замахами, демонстрирующими тяжесть «варварских мечей», потому что только массивные мечи могут нанести тяжелый удар. (По контрасту с молниеносными алюминиевыми мечами показательных выступлений восточных боевых искусств трудно винить кого-то за такое непонимание.) Хотя разница между мечом в 1,7 кг и в 2,4 кг не кажется такой уж большой, при попытке реконструкции техники отличие становится весьма ощутимым. Кроме того, когда речь заходит о рапирах, которые обычно весили от 900 до 1100 грамм, их вес мог вводить в заблуждение. Весь вес у такого тонкого колющего оружия был сосредоточен в рукоятке, что давало большую подвижность острию несмотря на вес в сравнении с более широкими рубящими клинками.

ФАКТЫ И МИФЫ

Несколько раз мне посчастливилось тщательно сравнить современную реплику с оригиналом. Хотя отличия были лишь в пределах нескольких унций, казалось, что современный клинок по крайней мере на несколько фунтов тяжелее.

Два примера современных копий рядом с оригиналами. Несмотря на те же размеры, мелких и незначительных изменений в геометрии (распределение массы хвостовика, плеча, угол лезвия и т. п.) хватало, чтобы оказать влияние на баланс и «ощущение» от меча. У меня была возможность изучить подделки средневекового меча, созданные в XIX веке, и в некоторых случаях разница была заметна сразу же.

Показывая мечи на своих лекциях и выступлениях, я постоянно вижу удивление аудитории, когда они впервые берут в руки меч, и он оказывается совсем не тяжелым и неудобным, как они ожидали. И они часто спрашивают, как облегчить другие мечи, чтобы они стали такими же. Когда я обучаю новичков, я очень часто слышу от них жалобы на тяжесть мечей, которые старшие ученики считают легкими и хорошо сбалансированными.

Хорошие мечи были легкими, быстрыми, сбалансированными и, будучи достаточно прочными, сохраняли гибкость и упругость. Это были инструменты для убийства, и изучать их нужно с этой точки зрения. О весе оружия нельзя судить только по его размеру и ширине клинка. Например, вес мечей средних веков и Ренессанса может быть точно измерен и записан. Что называть тяжелым, зависит от перспективы. Оружие весом в 3 фунта профессионал может считать элегантным и легким, а ученый историк — тяжелым и неуклюжим. Мы должны понимать, что для тех, кто эти мечи использовал, они были в самый раз.

Мало какой другой вид оружия оставил подобный след в истории нашей цивилизации. В течение тысячелетий меч был не просто орудием убийства, но и символом мужества и доблести, неизменным спутником воина и предметом его гордости. Во многих культурах меч олицетворял достоинство, лидерство, силу. Вокруг этого символа в Средние века, формировалось профессиональное воинское сословие, вырабатывалось его понятия чести. Меч можно назвать реальным воплощением войны, разновидности этого оружия известны практически всем культурам античности и средневековья.

Рыцарский меч Средневековья символизировал, в том числе, христианский крест. Перед посвящением в рыцари меч держали в алтаре, очищая оружие от мирской скверны. Во время обряда посвящения оружие подавал воину священник.

С помощью меча посвящали в рыцари, это оружие обязательно входило в состав регалий, используемых при коронации венценосных особ Европы. Меч – один из самых распространенных символов в геральдике. Его мы повсеместно встречаем в Библии и Коране, в средневековых сагах и в современных романах-фэнтези. Однако несмотря на свое огромное культурологическое и общественное значение, меч в первую очередь оставался оружием ближнего боя, с помощью которого можно было отправить неприятеля на тот свет максимально быстро.

Меч не был доступен каждому. Металлы (железо и бронза) были редкостью, стоили дорого, а на изготовления хорошего клинка уходило много времени и квалифицированного труда. В раннем Средневековье нередко именно наличие меча отличало предводителя отряда от рядового воина-простолюдина.

Хороший меч — не просто полоса прокованного металла, а сложное композитное изделие, состоящее из нескольких кусков разной по характеристикам стали, правильно обработанной и закаленной. Европейская промышленность смогла обеспечить массовый выпуск хороших клинков только к закату Средневековья, когда значение холодного оружия уже начало снижаться.

Копье или боевой топор были куда дешевле, да и обучиться владеть ими было гораздо проще. Меч являлся оружием элиты, профессиональных воинов, однозначно статусной вещью. Для достижения настоящего мастерства мечник должен был тренироваться ежедневно, на протяжении многих месяцев и лет.

Исторические документы, дошедшие до нас, говорят, что стоимость меча среднего качества могла равняться цене четырех коров. Мечи работы известных кузнецов ценились гораздо дороже. А оружие элиты, украшенное драгоценными металлами и камнями, стоило целого состояния.

В первую очередь меч хорош своей универсальностью. Его можно было эффективно использовать в пешем бою или на лошади, для нападения или защиты, в качестве основного или вспомогательного оружия. Меч прекрасно подходил для личной защиты (например, в поездках или в судебных поединках), его можно было носить с собою и в случае необходимости быстро применить.

Меч имеет низкий центр тяжести, что значительно облегчает управление им. Фехтовать мечом значительно менее утомительно, чем размахивать палицей сходной длины и массы. Меч позволял бойцу реализовывать свое преимущество не только в силе, но и в ловкости и скорости.

Основным недостатком меча, от которого оружейники пытались избавиться на протяжении всей истории развития этого оружия, являлась его малая «пробивная» способность. И причиной этому также было низкое расположение центра тяжести оружия. Против хорошо бронированного противника лучше было использовать что-нибудь другое: боевой топор, чекан, молот или обычное копье.

Теперь следует сказать несколько слов про само понятие этого оружия. Меч – это вид холодного оружия, обладающий прямым клинком и служащий для нанесения рубящих и колющих ударов. Иногда к этому определению добавляют и длину клинка, которая должна быть не менее 60 см. Но короткий меч иногда бывал еще меньше, в качестве примеров можно привести римский гладиус и скифский акинак. Самые большие двуручные мечи достигали почти двухметровой длины.

Если оружие имеет одно лезвие, то его следует относить к палашам , а оружие с изогнутым клинком – к саблям. Знаменитая японская катана на самом деле не меч, а типичная сабля. Также не следует причислять к мечам шпаги и рапиры, их обычно выделяют в отдельные группы холодного оружия.

Как устроен меч

Как уже было сказано выше, меч – это прямое обоюдоострое холодное оружие, предназначенное для нанесения колющих, рубящих, режущих и рубяще-колющих ударов. Его конструкция очень проста – это узкая полоска стали с рукоятью на одном конце. Форма или профиль клинка менялась на протяжении всей истории этого оружия, она зависела от техники боя, которая главенствовала в тот или иной период. Боевые мечи разных эпох могли «специализироваться» на рубящих или на колющих ударах.

Разделение холодного оружия на мечи и кинжалы также является несколько условным. Можно сказать, что короткий меч имел более длинный клинок, чем собственно кинжал — но провести четкую границу между этими видами оружия не всегда легко. Иногда используется классификация по длине клинка, в соответствии с ней выделяют:

  • Короткий меч. Длина клинка 60-70 см;
  • Длинный меч. Размер его клинка составлял 70-90 см, его мог использовать и пеший и конный воин;
  • Кавалерийский меч. Длина клинка более 90 см.

Вес меча колеблется в очень широких пределах: от 700 гр (гладиус, акинак) до 5-6 кг (большой меч типа фламберг или эспадон).

Также мечи часто делят на одноручные, полуторные и двуручные. Одноручный меч обычно весил от одного до полутора килограмм.

Меч состоит из двух частей: клинка и эфеса. Режущая кромка клинка называется лезвием, заканчивался клинок остриём. Как правило, он имел ребро жесткости и дол – углубление, предназначенное для облегчения оружия и придания ему дополнительной жесткости. Незаточенная часть клинка, прилегающая непосредственно к гарде, называется рикассо (пятка). Клинок также можно разделить на три части: сильная часть (нередко ее вообще не затачивали), средняя часть и остриё.

В состав эфеса входит гарда (в средневековых мечах она часто имела вид простой крестовины), рукоять, а также навершие, или яблоко. Последний элемент оружия имеет большое значение для его правильной балансировки, а также предотвращает соскальзывание руки. Крестовина также выполняет несколько важных функций: она не допускает соскальзывания руки вперед после нанесения удара, защищает руку от удара о щит противника, крестовину использовали и в некоторых фехтовальных техниках. И только в последнюю очередь крестовина защищала руку мечника от удара оружия противника. Так, по крайней мере, следует из средневековых пособий по фехтованию.

Важной характеристикой клинка является его поперечное сечение. Известно множество вариантов сечения, они менялись вместе с развитием оружия. Ранние мечи (во времена варваров и викингов) часто имели линзовидное сечение, которое больше подходило для нанесения режущих и рубящих ударов. По мере развития доспехов все большую популярность получало ромбическое сечение клинка: он отличался большей жесткостью и больше подходит для уколов.

Клинок меча имеет две конусности: по длине и по толщине. Это необходимо для уменьшения веса оружия, улучшения его управляемости в бою и повышения эффективности использования.

Точка баланса (или точка равновесия) – это центр тяжести оружия. Как правило, она находится на расстоянии пальца от гарды. Однако эта характеристика может меняться в довольно широких пределах в зависимости от типа меча.

Говоря о классификации этого оружия, следует отметить, что меч – это «штучное» изделие. Каждый клинок изготавливался (или подбирался) под конкретного бойца, его рост и длину рук. Поэтому нет двух полностью идентичных мечей, хотя клинки одного типа во многом сходны.

Неизменным аксессуаром меча были ножны – футляр для переноски и хранения этого оружия. Ножны для меча изготавливались из различных материалов: металла, кожи, дерева, ткани. В нижней части они имели наконечник, а в верхней части заканчивались устьем. Обычно эти элементы выполнялись из металла. Ножны для меча имели различные приспособления, которые позволяли крепить их на ремень, одежду или седло .

Рождения меча — эпоха античности

Неизвестно, когда именно человек изготовил первый меч. Их прообразом можно считать деревянные палицы. Однако меч в современном понимании этого слова мог возникнуть только после того, как люди начали плавить металлы. Первые мечи, вероятно, были сделаны из меди, но очень быстро этот металл был вытеснен бронзой – более прочным сплавом из меди и олова. Конструктивно древнейшие бронзовые клинки мало чем отличались от своих поздних стальных собратьев. Бронза отлично противостоит коррозии, поэтому сегодня мы имеем большое количество бронзовых мечей, обнаруженных археологами в разных регионах мира.

Старейший известный на сегодня меч был найден в одном из погребальных курганов в Республике Адыгея. Ученые считают, что он был изготовлен за 4 тыс. лет до нашей эры.

Любопытно, что перед погребением вместе с хозяином бронзовые мечи часто символически сгибали.

Бронзовые мечи обладают свойствами, во многом отличными от стальных. Бронза не пружинит, зато может гнуться не ломаясь. Чтобы уменьшить вероятность деформации, бронзовые мечи нередко оснащали внушительными ребрами жесткости. По этой же причине сделать большой меч из бронзы затруднительно, обычно подобное оружие имело сравнительно скромные размеры – около 60 см.

Оружие из бронзы изготавливалось методом литья, поэтому не было особых проблем создавать клинки сложной формы. В качестве примеров можно привести египетский хопеш, персидский копис и греческую махайру. Правда, все эти образцы холодного оружия являлись тесаками или саблями, но не мечами. Бронзовое оружие слабо подходило для пробития доспехов или фехтования, клинки из этого материала чаще применялись для нанесения режущих, нежели колющих ударов.

Некоторые древние цивилизации использовали и большой меч из бронзы. При проведении раскопок на острове Крит были найдены клинки длиною более метра. Считается, что они были изготовлены примерно в 1700 году до нашей эры.

Мечи из железа научились изготовлять примерно в VIII веке до новой эры, а V столетии они уже получили широкое распространение. хотя бронзу применяли наряду с железом еще многие столетия. Европа быстрее перешла на железо, поскольку в этом регионе его было гораздо больше, чем месторождений олова и меди, необходимых для создания бронзы.

Среди известных ныне клинков античности можно выделить греческий ксифос, римский гладиус и спату, скифский меч акинак.

Ксифос – это короткий меч с клинком листовидной формы, длина которого составляла примерно 60 см. Им пользовались греки и спартанцы, позже это оружие активно применялось в армии Александра Македонского, ксифосом были вооружены воины знаменитой македонской фаланги.

Гладиус – это еще один знаменитый короткий меч, который был одним из основных видов оружия тяжелой римской пехоты – легионеров. Гладиус имел длину около 60 см и центр тяжести, смещенный к рукояти за счет массивного навершия. Этим оружием можно было наносить и рубящие и колющие удары, особенно эффективен гладиус был в сомкнутом строю.

Спата – большой меч (длиной около метра), который, по-видимому, впервые появился у кельтов или сарматов. Позже спатами была вооружена конница галлов, а затем и римская кавалерия. Впрочем, спату применяли и пешие римские воины. Изначально этот меч не имел острия, он был чисто рубящим оружием. Позже спата стала пригодной для нанесения колющих ударов.

Акинак. Это короткий одноручный меч, которым пользовались скифы и другие народы Северного Причерноморья и Ближнего Востока. Следует понимать, что греки часто называли скифами все племена, кочующие по причерноморским степям. Акинак имел длину 60 см, весил около 2 кг, обладал прекрасными колющими и режущими свойствами. Перекрестье этого меча имело сердцевидную форму, а навершие напоминало брус или полумесяц.

Мечи эпохи рыцарства

«Звездным часом» меча, впрочем, как и многих других видов холодного оружия, стало Средневековье. Для этого исторического периода меч был чем-то большим, чем просто оружие. Средневековый меч развивался более тысячи лет, его история началась примерно в V веке с появлением германской спаты, и завершилась в XVI столетии, когда ему на смену пришла шпага. Развитие средневекового меча было неразрывно связано с эволюцией доспеха.

Распад Римской империи ознаменовался упадком военного искусства, утратой многих технологий и знаний. Европа погрузилась в мрачные времена раздробленности и междоусобных войн. Значительно упростилась тактика боя, уменьшилась численность армий. В эпоху Раннего Средневековья сражения в основном проходили на открытой местности, оборонительной тактикой противники, как правило, пренебрегали.

Этот период характеризуется практически полным отсутствием доспехов, разве только знать могла позволить себе кольчуги или пластинчатые доспехи. Из-за упадка ремесел меч из оружия рядового бойца превращается в вооружение избранной элиты.

В начале первого тысячелетия Европу «лихорадило»: шло Великой переселение народов, и племена варваров (готы, вандалы, бургунды, франки) создавали новые государства на территориях бывших римских провинций. Первым европейским мечом считается германская спата, его дальнейшим продолжением – меч меровингского типа, названный в честь французской королевской династии Меровингов.

Меровингский меч имел клинок длиною примерно 75 см с закругленным острием, широким и плоским долом, толстой крестовиной и массивным навершием. Клинок практически не сужался к острию, оружие больше подходило для нанесения режущих и рубящих ударов. В то время боевой меч могли позволить себе только весьма обеспеченные люди, поэтому меровингские мечи богато украшали. Этот тип меча находился в употреблении примерно до IX века, но уже в VIII столетии ему на смену стал приходить меч каролингского типа. Это оружие еще называют мечом эпохи викингов.

Примерно в VIII столетии нашей эры в Европу пришла новая напасть: с севера начались регулярные набеги викингов или норманнов. Это были свирепые светловолосые воины, не знавшие пощады или жалости, бесстрашные мореходы, бороздившие просторы европейских морей. Души погибших викингов с поля боя забирали златокудрые девы-воительницы прямиком в чертоги к Одину.

На самом деле мечи каролингского типа производили на континенте, а в Скандинавию они попадали в качестве военной добычи или обычного товара. У викингов существовал обычай захоронения меча вместе с воином, поэтому большое количество каролингских мечей найдено именно в Скандинавии.

Каролингский меч во многом похож на меровингский, но он более изящен, лучше сбалансирован, у клинка появляется хорошо выраженное остриё. Меч все еще оставался дорогим оружием, согласно распоряжениям Карла Великого, им обязательно должны быть вооружены кавалеристы, тогда как пешие воины, как правило, использовали что-нибудь попроще.

Вместе с норманнами каролингский меч попал и на территорию Киевской Руси. На славянских землях даже существовали центры, где изготавливалось подобное оружие.

Викинги (как и древние германцы) относились к своим мечам с особым пиететом. В их сагах немало рассказов об особых волшебных мечах, а также о фамильных клинках, передающихся из поколения в поколение.

Примерно во второй половине XI века началось постепенное превращение каролингского меча в рыцарский или романский меч. В это время в Европе начался рост городов, быстро развивались ремесла, значительно повысился уровень кузнечного дела и металлургии. Форму и характеристики любого клинка в первую очередь обуславливало защитное обмундирование противника. В то время оно состояло из щита, шлема и доспехов.

Чтобы научится владеть мечом, будущий рыцарь начинал тренировки с раннего детства. Примерно в семилетнем возрасте его обычно отправляли к какому-нибудь родственнику или дружественному рыцарю, где мальчик продолжал осваивать секреты благородного боя. Лет в 12-13 он становился оруженосцем , после чего его обучение продолжалось еще 6-7 лет. Затем юношу могли посвятить в рыцари либо же он продолжал службу в ранге «благородного оруженосца». Разница была небольшой: рыцарь имел право носить меч на поясе, а оруженосец крепил его к седлу. В Средние века меч однозначно отличал свободного человека и рыцаря от простолюдина или раба.

Простые воины в качестве защитной экипировки обычно носили кожаные панцири, изготовленные из особо обработанной кожи. Знать использовала кольчужные рубахи или кожаные панцири, на которые нашивались металлические пластины. До XI столетия шлемы также изготавливались из обработанной кожи, усиленной металлическими вставками. Однако позже шлемы в основном стали производить из металлических пластин, пробить которые рубящим ударом было крайне проблематично.

Важнейшим элементом защиты воина был щит. Его изготавливали из толстого слоя дерева (до 2 см) прочных пород и покрывали сверху обработанной кожей, а иногда и усиливали металлическими полосами или заклепками. Это была весьма действенная защита, мечом такой щит было не пробить. Соответственно, в бою нужно было попасть в часть тела противника, не прикрытую щитом, при этом меч должен был пробить вражеские доспехи. Это привело к изменениям в дизайне меча раннего Средневековья. Обычно они имели следующие критерии:

  • Общую длину около 90 см;
  • Сравнительно небольшой вес, который позволял легко фехтовать одной рукой;
  • Заточку клинков, рассчитанную на нанесение эффективного рубящего удара;
  • Вес такого одноручного меча не превышал 1,3 кг.

Примерно в середине XIII века происходит настоящая революция в вооружении рыцаря – широкое распространение получают пластинчатые латы. Чтобы пробить такую защиту, нужно было наносить колющие удары. Это привело к значительным изменениям формы романского меча, он начал сужаться, все более выраженным стало остриё оружия. Изменялось и сечение клинков, они стали толще и тяжелее, получили ребра жесткости.

Примерно с XIII века значение пехоты на полях сражений начало стремительно возрастать. Благодаря улучшению пехотного доспеха стало возможным резко уменьшить щит, а то и вовсе отказаться от него. Это привело к тому, что меч для усиления удара стали брать в обе руки. Так появился длинный меч, разновидностью которого является меч-бастард. В современной исторической литературе он носит название «полуторный меч». Бастарды еще называли «боевыми мечами» (war sword) — оружие такой длины и массы не носили с собой просто так, а брали на войну.

Полуторный меч привел к появлению новых приемов фехтования – технике половины руки: клинок затачивался только в верхней трети, а его нижнюю часть можно было перехватывать рукой, дополнительно усиливая колющий удар.

Это оружие можно назвать переходной ступенью между одноручными и двуручными мечами. Периодом расцвета длинных мечей стала эпоха позднего Средневековья.

В этот же период получают широкое распространение двуручные мечи. Это были настоящие великаны среди своих собратьев. Общая длина этого оружия могла достигать двух метров, а вес – 5 килограммов. Двуручные мечи использовались пехотинцами, для них не изготовляли ножен, а носили на плече, как алебарду или пику. Среди историков и сегодня продолжаются споры, как именно использовалось это оружие. Наиболее известными представителями этого типа оружия являются цвайхандер, клеймор, эспадон и фламберг – волнистый или изогнутый двуручный меч.

Практически все двуручные мечи имели значительное рикассо, которое часто покрывали кожей для большего удобства фехтования. На конце рикассо нередко располагались дополнительные крюки («кабаньи клыки»), которые защищали руку от ударов противника.

Клеймор. Это тип двуручного меча (были и одноручные клейморы), который использовался в Шотландии в XV-XVII столетии. Клеймор в переводе с гэльского означает «большой меч». При этом следует отметить, что клеймор был самым маленьким из двуручных мечей, его общий размер достигал 1,5 метра, а длина клинка – 110-120 см.

Отличительной чертой этого меча была форма гарды: дужки крестовины изгибались в сторону острия. Клеймор был самым универсальным «двуручником», сравнительно небольшие габариты позволяли использовать его в разных боевых ситуациях.

Цвайхендер. Знаменитый двуручный меч германских ландскнехтов, причем особого их подразделения – доппельсолднеров. Эти воины получали двойное жалованье, они сражались в первых рядах, перерубая пики противника. Понятно, что такая работа была смертельно опасна, кроме того, требовала большой физической силы и отличных навыков владения оружием.

Этот гигант мог достигать длины 2 метров, имел двойную гарду с «кабаньими клыками» и рикассо, обтянутое кожей.

Эспадон. Классический двуручный меч, который наиболее часто использовался в Германии и Швейцарии. Общая длина эспадона могла доходить до 1,8 метра, из которых 1,5 метра приходилось на клинок. Чтобы увеличить пробивную способность меча, его центр тяжести часто смещали ближе к острию. Вес эспадона составлял от 3 до 5 кг.

Фламберг. Волнистый или изогнутый двуручный меч, он имел клинок особой пламевидной формы. Чаще всего это оружие использовалось в Германии и Швейцарии в XV-XVII столетиях. В настоящее время фламберги находятся на вооружении гвардии Ватикана.

Изогнутый двуручный меч – это попытка европейских оружейников совместить в одном виде оружия лучшие свойства меча и сабли. Фламберг имел клинок с рядом последовательных изгибов, при нанесение рубящих ударов он действовал по принципу пилы, рассекая доспех и нанося страшные, долго незаживающие раны. Изогнутый двуручный меч считался «негуманным» оружием, против него активно выступала церковь. Воинам с таким мечом не стоило попадать в плен, в лучшем случае их сразу же убивали.

Длина фламберга составляла примерно 1,5 м, весил он 3-4 кг. Также следует отметить, что стоило такое оружие гораздо дороже обычного, потому что было весьма сложным в изготовлении. Несмотря на это, подобные двуручные мечи часто использовали наемники во время Тридцатилетней войны в Германии.

Среди интересных мечей периода позднего Средневековья стоит еще отметить так называемый меч правосудия, который использовали для исполнения смертных приговоров. В Средние века головы рубили чаще всего с помощью топора, а меч использовали исключительно для обезглавливания представителей знати. Во-первых, это было более почетным, а во-вторых, казнь с помощью меча приносила жертве меньше страданий.

Техника обезглавливания мечом имела свои особенности. Плаха при этом не использовалась. Приговоренного просто ставили на колени, и палач одним ударом сносил ему голову. Можно еще добавить, что «меч правосудия» совсем не имел острия.

К XV столетию меняется техника владения холодным оружием, что приводит к изменениям клинкового холодного оружия. В это же время все чаще применяется огнестрельное оружие, которое с легкостью пробивает любой доспех, и в результате он становится почти не нужен. Зачем носить на себе кучу железа, если оно не может защитить твою жизнь? Вместе с доспехом в прошлое уходят и тяжелые средневековые мечи, явно носившие «бронебойный» характер.

Меч все больше становится колющим оружием, он сужается к острию, становится толще и уже. Изменяется хват оружия: чтобы наносить более эффективные колющие удары, мечники охватывают крестовину снаружи. Очень скоро на ней появляются специальные дужки для защиты пальцев. Так свой славный путь начинает шпага.

В конце XV - начале XVI века гарда меча значительно усложняется с целью более надежной защиты пальцев и кисти фехтовальщика. Появляются мечи и палаши, в которых гарда имеет вид сложной корзины, в состав которой входят многочисленные дужки или цельный щиток.

Оружие становится легче, оно получает популярность не только у знати, но и большого количества горожан и становится неотъемлемой частью повседневного костюма. На войне еще используют шлем и кирасу, но в частых дуэлях или уличных драках сражаются без всяких доспехов. Искусство фехтования значительно усложняется, появляются новые приемы и техники.

Шпага – это оружие с узким рубяще-колющим клинком и развитым эфесом, надежно защищающим руку фехтовальщика.

В XVII столетии от шпаги происходит рапира – оружие с колющим клинком, иногда даже не имеющее режущих кромок. И шпага, и рапира предназначались для ношения с повседневным костюмом, а не с доспехами. Позже это оружие превратилось в определенный атрибут, деталь облика человека благородного происхождения. Еще необходимо добавить, что рапира была легче шпаги и давала ощутимые преимущества в поединке без доспехов.

Наиболее распространенные мифы о мечах

Меч – это самое культовое оружие, придуманное человеком. Интерес к нему не ослабевает и в наши дни. К сожалению, сложилось немало заблуждений и мифов, связанных с этим видом оружия.

Миф 1. Европейский меч был тяжел, в бою его использовали для нанесения контузии противнику и проламывание его доспехов — как обычную дубину. При этом озвучиваются абсолютно фантастические цифры массы средневековых мечей (10-15 кг). Подобное мнение не соответствует действительности. Вес всех сохранившихся оригинальных средневековых мечей колеблется в диапазоне от 600 гр до 1,4 кг. В среднем же клинки весили около 1 кг. Рапиры и сабли, которые появились значительно позже, имели схожие характеристики (от 0,8 до 1,2 кг). Европейские мечи являлись удобным и хорошо сбалансированным оружием, эффективным и удобным в бою.

Миф 2. Отсутствие у мечей острой заточки. Заявляется, что против доспехов меч действовал как зубило, проламывая его. Подобное допущение также не соответствует действительности. Исторические документы, дошедшие до наших дней, описывают мечи как острозаточенное оружие, которое могло перерубить человека пополам.

Кроме того, сама геометрия клинка (его сечение) не позволяет сделать заточку тупоугольной (как у зубила). Исследования захоронений воинов, погибших в средневековых битвах, также доказывают высокую режущую способность мечей. У павших обнаружены отрубленные конечности и серьезные рубленые раны.

Миф 3. Для европейских мечей использовали «плохую» сталь. Сегодня много говорят о превосходной стали традиционных японских клинков, которая, якобы, являются вершиной кузнечного искусства. Однако историкам абсолютно точно известно, что технология сваривания различных сортов стали с успехом применялась в Европе уже в период античности. На должном уровне находилась и закалка клинков. Хорошо известны были в Европе и технологии изготовления дамасских ножей , клинков и прочего. Кстати, не существует доказательств, что Дамаск в какой-либо период являлся серьезным металлургическим центром. В целом же миф о превосходстве восточной стали (и клинков) над западной родился еще в XIX веке, когда существовала мода на все восточное и экзотическое.

Миф 4. Европа не имела своей развитой системы фехтования. Что тут сказать? Не следует считать предков глупее себя. Европейцы вели практически непрерывные войны с использованием холодного оружия на протяжении нескольких тысяч лет и имели древние воинские традиции, поэтому они просто не могли не создать развитую систему боя. Это факт подтверждается историками. До настоящего времени сохранилось немало пособий по фехтованию, самые старые из которых датируются XIII веком. При этом многие приемы из этих книг больше рассчитаны на ловкость и скорость фехтовальщика, чем на примитивную грубую силу.

Его параметры: 2,15 метров (7 футов) длиной меч; вес 6,6 кг.

Хранится в музее города Фризия, Нидерланды.

Производитель: , Германия, 15 век.

Рукоятка изготовлена ​​из древесины дуба и покрыта цельным куском козьей кожи, взятой с ноги, то есть нет шва.

Клинок имеет клеймо "Inri" (Иисус из Назарета, Царь Иудейский).

Предположительно этот меч принадлежал повстанцу и пирату Пьер Герлофс Дониа известному как "Большой Пьер", который, согласно легендам мог срубить им сразу несколько голов, также он гнуть монеты, используя свой ​​большой палец, указательный и средний палец.

Согласно легенде, этот меч был доведен до Фрисландии немецкими Ландскнехтами использовался как знамя (не был боевым) захваченный Пьером этот меч стал использоваться как боевой.

Краткая биография Большого Пьера

Пьер Герлофс Дониа (Pier Gerlofs Donia, з.-фриз. Grutte Pier, приблизительно 1480, Кимсверд - 18 октября 1520, Снек) - фризский пират и борец за независимость. Потомок прославленного фризского вождя Харинга Харинксмы (Haring Harinxma, 1323–1404).

Сын Герлофа Пьерса Дониа (Pier Gerlofs Donia) и фризской дворянки Фокель Сибрантс Бонья (Fokel Sybrants Bonga). Был женат на Ринтце Сиртсема (Rintsje или Rintze Syrtsema), имел от неё сына Герлофа и дочь Воббель (Wobbel, 1510 г.р.).

29 января 1515 года его двор был разрушен и сожжен солдатами из Черной банды, ландскнехтами саксонского герцога Георга Бородатого, а Ринтце изнасиловали и убили. Ненависть к убийцам своей жены побудила Пьера принять участие в Гельдернской войне против могущественных Габсбургов, на стороне гельдернского герцога Карла II (1492-1538) из династии Эгмонтов. Он заключил договор с герцогством Гельдерн и сделался пиратом.

Цитата: историк и литературный критик Конрад Хуэт (Conrad Busken Huet) так описал личность легендарного Дониа

Огромный, темнолицый, широкоплечий, с длинной бородой и с врожденным чувством юмора, Большой Пьер, под натиском обстоятельств ставший пиратом и борцом за свободу!

Корабли его флотилии «Arumer Zwarte Hoop» господствовали на Зёйдерзее, нанося огромный урон голландскому и бургундскому судоходству. После захвата 28 голландских кораблей, Пьер Герлофс Дониа (Grutte Pier) торжественно объявил себя «королём Фризии» и взял курс на освобождение и объединение родной страны. Однако, после того, как он заметил, что герцог Гельдерна не намерен поддерживать его в войне за независимость, Пьер расторг союзный договор и в 1519 году подал в отставку. 18 октября 1520 г. он скончался в Гроотзанде - предместье фризского города Снеека. Похоронен с северной стороны Большой церкви Снеека (постр. в XV в.)


Фотографии сделанные в 2006 году

Справка по двуручнм мечам

Тут надо сделать замечание что вес 6,6 аномальный для боевого двуручного меча. Значительная их количество своим весом варьирует в районе 3-4 кг.

Spadon, bidenhänder, zweihänder, two-handed sword... Двуручные мечи среди прочих видов холодного клинкового оружия занимают особое место. Они всегда были в какой-то степени «экзотикой», обладающей своей магией и таинственностью. Поэтому-то, наверное, и выделяются на фоне остальных героев владельцы «двуручников» - шляхтич Подбипятка («Огнем и мечом» Сенкевича), или, скажем, барон Пампа («Трудно быть богом» Стругацких). Такие мечи - украшение любого современного музея. Поэтому появление двуручного меча XVI в. c клеймом толедских мастеров (латинская литера «Т» в овале) в Музее истории оружия (г. Запорожье), стало настоящей сенсацией. Что же такое двуручный меч, чем отличался он от других своих собратьев, например, полутораручных мечей? Двуручным в Европе традиционно называется клинковое оружие, общая длина которого превышает 5 футов (примерно 150 см). Действительно, общая длина дошедших до нас образцов варьируется в пределах 150-200 см (в среднем 170-180 см), причем на рукоять приходится 40-50 см. Исходя из этого, длина самого клинка достигает 100-150 см (в среднем 130-140), а ширина - 40-60 мм. Вес оружия, вопреки устоявшемуся мнению, относительно невелик - от двух с небольшим до пяти килограмм, в среднем - 3-4 кг. Показанный справа меч из собрания "Музея истории оружия" обладает более чем скромными тактико-техническими характеристиками. Так, при общей длине 1603 мм, длине и ширине клинка, соответственно, 1184 и 46 мм, он весит «всего-навсего» 2,8 кг. Конечно, встречаются громадины массой 5, 7 и даже 8 кг и длиной более 2 м. Так, например, К. Асмолов в своей работе «История холодного оружия» указывает, что именно такие характеристики имел английский кавалерийский меч «слэшер» (slasher, hard sword). Впрочем, большая часть исследователей склоняется к тому, что это все-таки поздние церемониальные, интерьерные и просто тренировочные экземпляры.

По поводу даты появления в Европе двуручного меча у ученых нет единого мнения. Многие склонны предполагать, что прообразом «двуручника» был швейцарский пехотный меч XIV в. На этом настаивал и В. Бехайм, и, позднее, Э. Вагнер в своей работе «Hie und Stich waffen», изданной в Праге в 1969 г. Англичанин Э. Окшотт утверждает, что уже в начале и середине XIV в. существовали мечи крупных размеров, называемых на французский манер «L"épée à deux mains». При этом имеются в виду так называемые «седельные» мечи рыцарей, которые имели полутораручный хват и могли использоваться в пешем бою... Этот меч