Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Презентация "Роль воды в жизни человека" презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему. Презентация на тему: "Роль воды в жизни человека! Вода – это жизнь Большинство людей в современном мире мало думают о воде, пока её у них достаточно

План лекции 1. Вступление. 2. Физиологическое значение воды. 3. Гигиеническое значение воды. 4. Хозяйственно-техническое значение воды. 5. Эпидемиологическое значение воды. 6. Требования к качеству питьевой воды. 6.1.Эпидемиологическая безопасность воды Безвредность химического состава воды Радиационная безопасность воды Органолептические свойства воды. 7. Показатели химического загрязнения питьевой воды 8. Методы обеззараживания воды. 9. Специальные методы улучшения качества воды.






Организм взрослого человека состоит в среднем на 65 % из воды. С возрастом ее количество воды в организме человека уменьшается. Зародыш человека содержит 97 % воды, организм новорожденных - 77 %, к 50 годам количество воды в организме составляет лишь 60 %. Основная масса воды (70 %) сосредоточена внутри клеток, а 30 % - это внеклеточная вода.




8 Питьевая вода - это вода, пригодная к употреблению внутрь, отвечающая установленным нормам качества В соответствии с СанПиН Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства 3.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети


9 80% заболеваний в мире – от недостатка чистой воды. Доброкачественная вода – важный фактор жизни человека Вода содержит потенциальных токсических элементов



ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ Все биохимические реакции связанные с процессами пищеварения и усвоения питательных веществ, протекают в водной среде. Вместе с солями вода принимает участие в поддержании важнейшей физиологической константы организма - величины осмотического давления. За счет малой вязкости, а также способности растворять разные химические вещества и вступать с ними в не крепкие связи вода является основной частью крови и играет роль транспортного средства. Вода является основой кислотно-щелочного равновесия в организме, поскольку проявляет свойства как кислот, так и основ. Все процессы усвоения и выделения в организме также протекают в водной среде.


ЭКЗОГЕННАЯ ВОДА Суточная потребность человека в воде составляет 2,5-3,0 л. Вода в организм человека поступает с питьем и пищевыми продуктами. С питьевой водой поступает много макро- и микроэлементов, таких как кальций, магний, натрий, калий, йод, фтор и др.




ВЫДЕЛЕНИЕ ВОДЫ ИЗ ОРГАНИЗМА В состоянии покоя из организма человека выводится следующее количество воды: через почки - 1,5 л/сутки через легкие - приблизительно 0,4 л через кишечный тракт - около 0,2 л. Еще 0,6 л воды выделяется через поры кожи в процессе терморегуляции организма. Ежесуточно из организма человека в состоянии покоя выводится около 3 л воды. При работе, в горячих цехах, летом в поле, патологических состояниях выведение воды может увеличиваться до 8-10 л.


Симптомы обезвоживания организма человека (Э.Адольф, 1952) При уменьшении воды в организме (в % от массы тела) наблюдается: 1-5 % -- жажда, недомогание, экономия движений, потеря аппетита, покраснение кожи, раздражительность, сонливость, повышение температуры тела % -- головокружение, одышка, ощущение ползания "мурашек" в конечностях, уменьшение объема крови, остановка слюноотделения, цианоз, нечеткая речь, тяжесть ходьбы % -- бред, распухание языка, затруднение глотания, глухота, ослабление зрения, вялость и онемение кожи, болезненное мочеотделение, анурия % от массы тела при температуре воздуха свыше 30 0С является смертельной. 25 % - является смертельной при любой температуре.


Гигиеническое значение воды Вода используется для: удаления нечистот через канализационную сеть - 41 %, поддержки чистоты тела- 37 %, приготовления еды и мытья посуды - 6 %, для питья - 5 %, стирки белья - 4 %, уборки жилья и общественных помещений - 3 %, полива улиц и зеленых насаждений- 3 %, для мойки автомобиля - 1 %.


Эпидемиологическое значение воды Загрязненная вода может быть причиной: возникновения острых желудочно- кишечных инфекций, таких как холера, брюшной тиф, паратифы, бактериальная и амебная дизентерия, острые энтериты инфекционного характера и др., что в значительной степени зависит от условий водоснабжения, санитарной очистки населенных мест, уровня санитарной культуры населения.


Доброкачественная питьевая вода должна быть: 1. Безопасной в эпидемиологическом отношении. Вода не должна содержать патогенных микробов, вирусов и других биологических включений, опасных для здоровья потребителей. 2. Не вредной по химическому составу (то есть быть самой благоприятной с физиологической точки зрения). И не ограничивать ее использование в быту. 3. Безопасной в радиационном отношении. 4. ИМЕТЬ ХОРОШИЕ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (быть прозрачной, без цвета, не иметь никакого привкуса или запаха).




Виживанне патогенных микроорганизмов в воде Микроорганизмы Виживание (в днях) в воде КолодезнаяРечная Кишечная палочка Возбудители брюшного тифа 71, Бактерии дизентерии Холерный вибрион1-920,5-92 Лептоспиры7-75до 150 Возбудители туляремии Бруцеллы4-45-


Микробиологические показатели безопасности питьевой воды Наименование показателей Единицы измеренияНормативы 1 Число бактерий в 1 см 3 воды, которая исследуется (ОМЧ) Колонийобразующие единицы (микроорганизмы)/см 3 КОО/см 3 не более 100* 2 Число бактерий группы кишечных палочек (колоний образующих микроорганизмов) в 1 дм 3 воды, которая исследуется (индекс БГКП) Колонийобразующие единицы (микроорганизмы)/ дм 3 не более 3** 3 Число термостабильных кишечных палочек (фекальных колиформ - индекс ФК) в 100 см 3 води, которая исследуется Колонийобразующие единицы (микроорганизмы)/100 см 3 КОО/100 см 3 отсутствие *** 4 Число патогенных микроорганизмов в 1 дм3 воды которая исследуется Колонийобразующие единицы (микроорганизмы)/дм 3 КОО/дм 3 отсутствие *** 5 Число колифагов у 1 дм 3 воды, которая исследуется Бляшкообразующие единицы/дм 3 БОО/дм 3 отсутствие ***


Токсикологические показатели безвредности химического состава питьевой воды Наименование показателейЕдиницы измерен. Нормативы (не более) Клас опасност и Неорганические компоненты 1Алюминиймг/дм 3 0,2 (0,5)*2 2Бариймг/дм 3 0,12 3Мышьякмг/дм 3 0,012 4Селенмг/дм 3 0,012 5Свинецмг/дм 3 0,012 6Никельмг/дм 3 0,13 7Нитратымг/дм 3 45,03 8Фтормг/дм 3 1,53


Органические компоненты 1Тригалометаны (ТГМ, сума)мг/дм 3 0,12 хлороформмг/дм 3 0,062 дибромхлорметанмг/дм 3 0,012 тетрахлоруглеродмг/дм 3 0,0022 2Пестициды (сумма)мг/дм 3 0,0001** Интегральные показатели 1Окисляемость (КМnO 4)мг/дм 3 4,0- 2Общий органический углеродмг/дм 3 3,0- Примечание:* - величина, обозначенная в скобках, допускается при обработке воды реагентами, которые содержат алюминий; ** - перечень контрольных пестицидов устанавливают с учетом конкретной ситуации.


При употреблении воды с повышенной концентрацией нитратов возможно возникновение метгемоглобинемии, которая сопровождается токсическим цианозом Чаще всего метгемоглобинемией болеют дети, которым молочные смеси готовят на воде, в которой содержание нитратов превышает 45 мг/дм 3. оНитраты в пищеварительном канале детей с помощью ацидофильной микрофлоры восстанавливаются в нитриты. Последние, всасываясь в кровь и соединившись с гемоглобином крови, образуют метгемоглобин, который не способен переносить кислород.




Повышенное содержание фтора Содержание фтора в воде более 5 мг/дм 3 -- вызывает поражение не только зубов но и костно- суставного аппарата. Повышенное содержание фтора – свыше 1,5 мг/дм 3 вызывает флюороз, который проявляется поражением эмали зубов в виде пигментированных желтых и коричневых пятен.






Наименование показателей Единицы измерения Нормативы (не более) Класс опасности 1ЗапахПР*2- 2МутностьНОМе*0,5 (1,5)***- 3Цветностьград20 (35)- 4ПривкусПР*2- 5Водородный показатель, рН, в диапазоне единицы6,5-8,6- 6Минерализация общая (сухой остаток) мг/дм (1500)- 7Жесткость общаямг-экв/дм 3 7 (10)- 8Сульфатымг/дм (500)4 9Хлоридымг/дм (350)4 10Медьмг/дм 3 1,03 11Марганецмг/дм 3 0,13 12Железомг/дм 3 0,33 13Хлорфенолымг/дм 3 0,00034 Органолептические показатели качества питьевой воды


Общая жесткость воды преимущественно предопределяется присутствием в ней карбонатов, бикарбонатов, хлоридов, сульфатов и других соединений кальция и магния. Различают карбонатную (устранимую) и постоянную жесткость(неустранимую). Кальций из многих пищевых продуктов усваивается лишь на 30 %, тогда как кальций питьевой воды - на 90 %.


Хлориды (ион хлора). Пресные воды преимущественно содержат до мг/дм 3 хлоридов. Если их количество превышает мг/дм 3, такие воды имеют соленый привкус и неблагоприятно влияют на желудочную секрецию. Содержание хлоридов в водопроводной питьевой воде не должно превышать 250 мг/дм 3, в отдельных случаях допускается до 350 мг/дм 3.


Сульфаты (ион сульфата) в количествах свыше 500 мг/дм 3 придают воде горько-соленый привкус, могут вызывать диспепсические явления (особенно при одновременном большом содержании магния в воде) у лиц, которые не привыкли к такой воде. Содержание сульфатов в питьевой воде не должно превышать 250 (350) мг/дм 3.


Соли железа (более 0,3 мг/дм 3) и марганца (более 0,1 мг/дм 3) придают воде вяжущий привкус. Значительно ухудшается и вкус чая, приготовленного на такой воде. Такая вода непригодна для некоторых процессов в пищевой промышленности придает маслу, сыру и другим пищевым продуктам неприятный привкус, в быту (окрашивает белье во время стирки и тому подобное). Химические показатели загрязнения источника воды. К ним принадлежат вещества, которые содержатся в моче и фекалиях людей и животных, или продукты их распада (органические соединения, аммиак, нитриты, нитраты, хлориды и др.). Эти соединения сами по себе в тех количествах, в которых они встречаются в пресной воде, безвредны для здоровья человека и только указывают на загрязнение почвы и воды. Но вместе с ними вода может содержать и патогенные микроорганизмы.






Специальные методы улучшения качества воды Дезодорация – достигается аэрированием воды, обработкой окислителями, фильтрованием через слой активированного угля и др. Обезжелезивание – производится путем аэрации в градирнях. Умягчение – фильтрование через ионитовые фильтры. Опреснение – ионитовые фильтры, электродиализ, вымораживание. Дезактивация – фильтрация через ионообменные фильтры Обесфторивание воды – ионообменные фильтры. Фторирование – добавление к воде кремнефтористого или фтористого натрия.



Истории. До середины ХVIII века вода считалась неделимым веществом. И только в 1783 году французский химик Антуан Лоран Лавуазье пришел к выводу, что вода имеет сложное строение: в ее состав входят водород и кислород. После этого свыше ста лет все считали, что вода - соединение, описываемое единственно возможной формулой H 2 O.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете. Антуан де Сент-Экзюпери

Вода, какой бы она не была по составу, имеет различное влияние на здоровье человека. Всякий вид воды предполагает разные особенности появления. Вода есть жизнь, а также как и жизнь она многолика.

Вода также является своеобразным индикатором старения. Тело ребенка от рождения до годовалого возраста содержит 80– 85% воды. При достижении 18 лет содержание воды уменьшается до 65 – 70%, а в старости - до 25%.

Даже в наши дни ученые продолжают делать открытия. Например, сегодня доказана теория об информационной памяти воды - свойствах воды воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию о материи, с которой она контактировала ранее.

Значимость воды. Для человеческого организма вода - это второе по значимости вещество после кислорода. Вода регулирует температуру тела, увлажняет воздух при дыхании, обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела, защищает и буферизирует жизненно важные органы, помогает преобразовывать пищу в энергию, выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности. Неслучайно человек может жить без пищи более 4 недель, а без воды - не более 7 дней.

Слайд 2

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…» Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ ВОДЫ. МОЛЕКУЛА ВОДЫ СОСТОИТ ИЗ 2 АТОМОВ ВОДОРОДА И 1 АТОМА КИСЛОРОДА, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ ДРУГ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГА ПОД УГЛОМ 105°

Слайд 4

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Н2О При t≥0 При t=100 При t≤0

Слайд 5

гидросфера пресная вода соленая вода вода в атмосфере 4% 95% 1%

Слайд 6

воды суши Ледники Подземные воды Озера Реки Болота 49% 47% 1% 1% 1%

Слайд 7

Схема Мирового круговорота воды

Слайд 8

Байкал. Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал. И сам он – величав и вечен В гранитной раме вырезной, И весь – до донышка – просвечен, И весь – до капельки – родной. И Ангары полёт строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы-сосны над обрывом, И дикий ветер баргузин. Всё это, без чего не в силах Быть далью даль и ширью ширь И ты немыслима, Россия, И ты немыслима, Сибирь.

Слайд 9

Разложение(электролиз) воды

Слайд 10

Тяжёлая вода замедляет жизненно-важные функции роста и развития многих микроорганизмов. Некоторые бактерии выносят 70%-ную и выше концентрацию тяжёлой воды в среде, в то время как растительные клетки могут нормально развиваться при концентрациях тяжёлой воды не более 50-75% , а клетки животных не более 35% тяжёлой воды

Слайд 11

Волга – река в Европейской части России, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Длина реки – 3530 километров (до постройки водохранилищ – 3690 километров).

Слайд 12

В настоящее время в бассейне Волги сосредоточено около 45% промышленного и примерно 50% сельскохозяйственного производства России. Из 100 городов страны с наиболее загрязненной атмосферой 65 расположены в бассейне Волги. Объем загрязненных стоков, сбрасываемых в бассейны региона, составляет 38% от общероссийского.

Слайд 13

Вода- важнейшее вещество, входящее в состав живых организмов. Какую мы воду пьем? Вопросы: -Задумывались ли вы над тем, какую воду пьете? -Почему воду надо кипятить? . В лабораториях водопроводных станций микробиологи ведут ежедневный контроль воды. Количество микробов в воде после ее специальной обработки резко уменьшается.Так, например, исследование воды в одной из таких лабораторий показало, что в 1 мл.куб.речной воды было 5639 бактерий; после прохождения воды через отстойник в том же объеме было найдено 138 бактерий, а после фильтрования – только 17 бактерий

Слайд 14

мышьяк 27 кадмий 0,5 хром 75 ртуть 0,1 свинец 18 кобальт 20 железо 4 медь 40 цинк 90 никель 50 Содержание тяжелых металлов и мышьяка в донных отложениях Волги в %

Слайд 15

Слайд 16

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ. ЧИСТАЯ (ДИСТИЛЛИРОВАННАЯ) ВОДА – БЕСЦВЕТНАЯ ЖИДКОСТЬ, БЕЗ ЗАПАХА И ВКУСА ЕДИНСТВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО, КОТОРОЕ НА ЗЕМЛЕ СУЩЕСТВУЕТ В ТРЕХ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯХ ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ 100°С ТЕМПЕРАТУРА КРИСТАЛЛИЗАЦИИ (ПЛАВЛЕНИЯ) 0°С

Слайд 17

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ. 1. С МЕТАЛЛАМИ. а) очень активные металлы при взаимодействии с водой образуют гидроксид и водород 2Na + 2H2O = 2K + 2H2O = Ca + 2H2O =

Слайд 18

б) средние по активности металлы при взаимодействии с водой при нагревании образуют оксид металла и водород Zn + H2O = в) малоактивные металлы с водой не реагируют

Слайд 19

2. С ОКСИДАМИ. а) оксиды металлов при взаимодействии с водой образуют гидроксиды CaO + H2O = б) оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют кислоты SO3 + H2O =

Слайд 20

В странах третьего мира только один человек из пяти может пить чистую пресную воду. - 470миллионовчеловек на планете ощущают острый дефицит воды -22миллионадетей умирают ежегодно от недостатка и чрезмерного загрязнения воды. Дефицит воды на планете

Слайд 21

80% 90% Сколько воды в живых организмах?

Слайд 22

Значение воды для человека

В организме человека вода: увлажняет кислород для дыхания; регулирует температуру тела; помогает организму усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; смазывает суставы; помогает преобразовать пищу в энергию; участвует в обмене веществ; выводит различные отходы из организма. Для нормальной работы всех систем человеку необходимо как минимум 2 литра воды в день. Без воды смерть наступит через 5 дней.

Слайд 23

Применение воды

Промышленность нашей страны ежесекундно потребляет столько воды, сколько несет ее Волга. На получение 1 т стали расходуется 150 т воды, бумаги - 250 т, синтетических волокон - 4000 т. Многие химические процессы ускоряются в присутствии воды, т. е. вода играет роль катализатора. Но вода и непосредственно принимает активное участие в реакциях, например при получении кислот, гашении извести, в процессах гидратации. Вода обязательно требуется для процессов схватывания и затвердевания вяжущих материалов - цемента, гипса, извести.

Слайд 24

Народная мудрость гласит: первый хлеб - это хлеб, второй хлеб - это дух, третий хлеб - это вода. Охрана воды

Слайд 25

Меры по охране водных объектов

Контроль за уровнем загрязнения воды. Установка очистных сооружений на предприятиях; Экономия воды (закрыть кран, уменьшить напор, когда умываешься, чистишь зубы, моешь посуду и т.д.)Посадка и охрана растений по берегам водоёмов. Рациональное природопользование; Создание заповедных территорий.

Слайд 26

Выводы:

познакомились с физическими и химическими свойствами воды и её составом; получили знания о воде, как самом распространённом веществе на Земле, выявили экономические и экологические проблемы современности, связанные с дефицитом и загрязнением воды на примере изучения реки Волги и озера Байкал, раскрыли роль воды в природе и жизни человека, пути рационального использования водных ресурсов.

Слайд 27

Домашнее задание

Домашнее задание на выбор: 1) напиши сочинение «Роль воды в природе» 2) сделай кроссворд по теме «Вода» 3) придумай сказку о воде С какими веществами взаимодействует вода?

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Значение воды в природе и жизни человека Подготовил воспитатель высшей категории Ранцева Марина Николаевна

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что́ ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Антуан де Сент-Экзюпери

Жизнь человека всегда была связана с водой. Две трети поверхности Земли занимают океаны, моря, озера, пруды и различные водохранилища. Всего на земле имеется 1,5 миллиарда кубических километров воды.

Россия располагает огромными водными пространствами. Территория омывается водами 12 морей. Число больших и малых рек составляет 2,5 миллиона, количество озер и прудов – около 2 миллионов.

Вода - это самое распространенное неорганическое соединение на земле. Так, например, всем известно, что вода существует в природе в трех состояниях: твердом, жидком и в виде пара. Но уже сейчас выделяют более 20 состояний воды, из которых только 14 - это вода в замерзшем состоянии.

Значение круговорота воды в природе просто огромно. Именно этот процесс позволяет животным и растениям получать столь необходимую для их жизни и существования влагу. Не будь воды, растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород, а значит - воздух был бы непригоден для дыхания.

Вода - важнейшее условие жизни растений. Благодаря воде в растении совершаются жизненно необходимые физиологические и биохимические процессы. Она участвует в образовании органического вещества в процессе фотосинтеза.

Без воды пища животных не может перевариваться и усваиваться организмом. Кроме того, все остальные процессы жизнедеятельности организма также не могут обходиться без воды. С ее помощью из организма выводятся продукты обмена веществ и регулируется температура тела.

Значение воды в жизни человека Главный потребитель воды на Земле - это человек. Не случайно все мировые цивилизации формировались и развивались исключительно вблизи водоемов. Тело человека тоже состоит из воды. При этом известно, что без воды человек не выживет. Так при потере более 12% воды человеку ужу не восстановится без помощи врачей. А потеряв 20% воды из организма, человек умирает.

Значение воды в жизни человека Вода является для человека исключительно важным источником питания. По статистике один человек за год потребляет до 60 тонн воды только для питания. Именно вода доставляет к каждой клетке нашего организма кислород и питательные вещества. Благодаря наличию воды наш организм может регулировать температуру тела.

Значение воды в жизни человека Вода также позволяет перерабатывать пищу в энергию, помогает клеткам усваивать питательные вещества. А еще вода выводит отходы из нашего тела. Человек повсеместно использует воду для своих нужд: для питания (как саму воду, так и живых организмов, обитающих в ней: рыбы, моллюсков, ракообразных и др, водоросли), в сельском хозяйстве, для различного производства, для выработки электроэнергии, для активного отдыха, закаливания, совершенствования физического развития.

Основные источники загрязнения воды Коммунальные стоки; Промышленные стоки; Коммунальные отходы; Промышленные отходы.

Охрана воды взрослые могут и должны еще лучше очищать сточные воды; строить современные очистные сооружения; создавать водоохранные зоны; пользоваться моющими средствами, изготовленными только из натуральных материалов; строить заводы с замкнутым циклом производства, чтобы отходов не было вообще; не допускать транспортного загрязнения водоемов, утечек, потерь при погрузочных операциях, и чрезвычайных аварий; а если авария все же произошла, использовать все возможные средства для ее быстрейшего устранения; развивать науку, чтобы исчезло тепловое, энергетическое и химическое загрязнение, чтобы человек нашел другие более рациональные способы использования воды, которые не будут наносить вред природе.

Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрешь ли человек? Тур Хейердал

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в старшей группе экологической направленности, помогающее расширить знания детей о цветах....

Цветы в природе и жизни человека

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы....

Презинтация "Значение животных в природе и жизни человека"

Данная презентация поможет педагогам в составление ОД по познавательному развитию. Может использоваться как воспитателями, так и учителями школ....