Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография. Проект психолого - педагогической помощи детям с проявлением гиперактивности (сдвг) в старшем дошкольном возрасте

Пояснительная записка.

Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется широкой распространенностью, которая, по данным Заваденко Н.Н., составляет 5 - 10% детской популяции.

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность является характеристикой нормального развития ребенка - дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверхподвижными.

Несмотря на то, что рассматриваемое расстройство изучается специалистами многих стран, многие вопросы до сих пор не имеют ответа. В отечественной и зарубежной литературе не сформировано единое представление о данном расстройстве детского возраста.

Обращает на себя внимание тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость (Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю., 1994; Кучма В. Р., Платонова А. Г., 1997; Разумникова О. М., Голошейкин С. А., 1997; Касатикова Е. Б., Брязгунов И. П., 2001).

Большую значимость приобретает проблема раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), это позволяет составить благоприятный прогноз развития и организовать коррекционное воздействие. СДВГ является тревожным показателем в отношении школьной дезадаптации (Брязгунов И.П., 1992; Смирнова Е.О., 1998; Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Для определения уровня и качества актуального развития ребенка с СДВГ необходимо создание наиболее комплексного подхода к диагностике. Многоплановый анализ проблем детей с СДВГ позволяет определить наиболее оптимальные направления и формы дальнейшей работы: комплексного подхода к коррекционной работе с детьми, выбор направления консультирования, направления психологического просвещения.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения работы мозговых структур, и неумении создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождает множество проблем в начальной школе.

Для изучения особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида №169 и №56, на первом этапе которого приняли участие 256 старших дошкольников в возрасте 5-7 лет и их родители. С помощью опросника J.Swanson, разработанного в лаборатории доктора биологических наук Ю.Д. Кропотова при Институте мозга человека и диагностирующий особенности поведения, были выявлены признаки СДВГ у 31 дошкольника старших и подготовительных групп, которые и составили основную (экспериментальную) группу.

Контрольная выборка (31 дошкольник) сформирована из детей без признаков СДВГ.

В исследовании также приняли участие 13 сотрудников, задействованных в обучении и воспитании детей с СДВГ в дошкольном учреждении.

На втором этапе уточнена диагностика старших дошкольников (медицинская, психологическая, педагогическая). С помощью клинико – биографического метода изучены анамнестические данные: семейные и психосоциальные условия, уровень здоровья ребенка в настоящий момент и в прошлом.

Для реализации задач, составления понятийного аппарата исследования и методов исследования проведен анализ научной литературы по данной проблеме.

На третьем этапе на основании полученных данных составлен проект психолого – педагогической помощи детям с проявлениями гиперактивности (СДВГ) в старшем дошкольном возрасте.

Цель проекта: коррекция проявлений гиперактивности у старших дошкольников , создание условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи проекта:

1.Повышение уровня психологических знаний о СДВГ педагогов и родителей (цикл бесед, лекций).

2.Физическая реабилитация детей с СДВГ:

Развитие телесных ощущений;

Выработка координации движений, их согласованности;

Развитие умений произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.

3. Обучение детей навыкам саморегуляции:

Учить регулировать двигательную активность;

Развитие произвольности и самоконтроля поведения.

4. Формирование коммуникативных навыков:

Формирование представлений о роле человека в окружающем мире, в системе взаимоотношений с другими людьми, о вербальных и невербальных средствах общения;

Закрепление знаний о нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

Формирование навыков конструктивного общения.

5.Коррекция негативных эмоций:

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей.

6. Развитие познавательных процессов:

Устойчивости внимания, умения произвольно его переключать,

Умений концентрировать внимание,

Памяти,

Мышления.

Условия реализации проекта.

1.Методические разработки.

2.Диагностика детей с СДВГ должна строиться с учетом своеобразной возрастной динамики этого возраста. Симптоматика СДВГ проявляется по - разному в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

3.Интеграция со специалистами детского сада.

При реализации коррекционной программы следует учесть тот факт, что коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и ДОУ, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и педагогами (воспитателями) посредством со вместных семинаров, курсов – лекций и т.д. Успех в коррекции будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в детском саду .

Направления проектной деятельности:

1.Лекции и беседы с педагогами и родителями по теме: «Особенности проявления гиперактивности (СДВГ) у детей».

2.Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми.

3.Разработка и внедрение цикла занятий по осуществлению физической реабилитации с инструктор по плаванию и воспитателем по физической культуре.

Участники: дети старшей и подготовительные группы, родители воспитанников, педагоги групп, инструктор по плаванию, воспитатель по физической культуре.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, здоровье.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1.Подбор необходимой литературы по теме.

2.Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, слайдовые презентации).

3.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

4.Дидактические и подвижные игры.

5.Выставки продуктивной деятельности (рисунки).

6.Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Методическое обеспечение проектной деятельности.

Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с. – ISBN 5–7695–0303–3

Акундинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей/ Н.Е. Акундинова. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 103 с.

Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития/ П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вельфль и др./ Пер. с немецкого. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.

Алферова, В.В. Специфика системной организации деятельности мозга детей 6-7 лет // Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста/ Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. - М., 1988. - С. 28 – 46.

Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с. - ISBN 5–93927–073–5

Бадалян, Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л.О. Бадалян, Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская // Обозрение психиатрии и мед. Психологии им. В.М. Бехтерева. - 1993. - №3. - С. 74 - 90.

Башаева, Т.В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева и др . - Ярославль: Академия развития, академия Холдинг, 2001. – 480 с. - ISBN 5–9285–0133–1

Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Медицина, 2000. - 128 с. - ISBN 5–89939–026–3

Венгер, А.Л. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению / Психология дошкольника // Хрестоматия/ А.Л. Венгер. – М.: Изд. Центр «Академия», 1997. – С. 351 – 357.

Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 - 7 лет /А.Н. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 128 с.

Видра, Д. Непоседы / Д. Видра// Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С. 68 - 70.

Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь: 2002. - 694 с. - ISBN 5–9268–0043–9

Герасимов, В. П. «Семейные» проблемы гиперактивных детей / Герасимов В. П., Ткаченко Т.В.// Психолог в детском саду. - 2005. - № 1 - С. 39 - 45.

Гусакова, М.П. Общаться с гиперактивным ребенком / М.П. Гусакова// Психолог в детском саду. - 2006. - №2. - С. 99 - 103.

Довгая, Н.Л. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника / Н.Л. Довгая// Психолог в детском саду. – 2006. - №4. - С. 66 - 75.

Дробинская, А.О. Гиперактивный ребенок. Как ему помочь? / А.О. Дробинская// Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2004. - №2. - С. 67 - 73.

Дьяченко, О.М. Психолог в детском дошкольном учреждении /О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др . - М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

Журба, Л.Т. Ранние неврологические проявления минимальной церебральной дисфункции у детей / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова// Жур. Неврол. и псих. Им. С.С. Корсакова. - 1978. - №10. - С. 151 - 154.

Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дифицитом внимания / Н.Н. Заваденко. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 112 с.

Заваденко, Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома внимания с гиперактивностью у детей / Н.Н. Заваденко// Школьный психолог. - 2000. - №4. - С. 4 - 6.

Заваденко, Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей диагностике / Н.Н. Заваденко// Мир психологии. - 2002. - №3. - С. 196 - 208.

Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. – Т. 2. – 296 с.

Истомина, З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста/ Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 384 с.

Карабанова, О.А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива понятию «социальная среда» в понимании движущих сил психического развития ребенка / О.А. Карабанова // Психолог в детском саду. - 2004. - №4 - С. 3 - 36.

Коган, Б. Гиперактивность / Б. Коган// Обруч. - 2009. - №1. - С. 17 - 21.

Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Рос. Пед. Агенство, 1997. – 160 с. - ISBN 5–86825–049–4

Кисова, В.В. Диагностика и становление спобности к саморегуляции у старших дошкольников / В.В. Кисова// Психолог в детском саду. - 2006. - №1. - С. 62 - 72.

Лосева, В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. - М.: А.П.О., 1995. – 40 с.

Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев/ Избранные психологические произведения в 2 томах. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1 - С. 303 - 323.

Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М., 1997. - С. 27 – 384 с.

Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 2010. – 400 с.

Макаров, И.В. Лекции по детской психиатрии / И.В. Макаров. -СПб.: Речь. - 2007. - 293 с. - ISBN 5–9268–0614–3

Маврин, С. Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду [Текст]/ С. Маврин, Е. Хохлова// Детский сад от А до Я. Научно- методический журнал. - 2007. - №3 (27) - С. 13 - 20.

Мурашова, Е.В. Дети - «тюфяки» и дети - «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е.В. Мурашова. - Екатеринбург, 2006. – 176 с. - ISBN 5–9757–0001–9

Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психологическая помощь/ Г.Б. Монина, Е.К. Лютова - Робертс, Л. Чутко. - СПб.: Речь, 2007. – 186 с. - ISBN 5–9268–0570–8

Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных/ А.Д. Наследов. - Издательство: Речь, 2004. - 380 с. - ISBN 5–9268–0275–7

Пасечник, Л. Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома? / Л. Пасечник// Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 89 - 95.

Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания гиперактивностью / О.И. Политика. - СПб.: Речь. - 2008. – 208 с. - ISBN 5–9268–0331–4

Пасечник, Л. Гиперактивность: как быть? / Л. Пасечник// Дошкольное воспитание. - 2007. - №1 - С. 88 - 85.

Петроченко, М. Проблемы психологической работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью /М. Петроченко// Актуальные проблемы психологического знания . - . - № 1 - С. 37-41.

Перегуда, В.И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста: Автореферат диссертации канд. психол. Наук. Москва, 1994 г. - 26 с.

Романчук, О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / О.И. Романчук/ Пер. с украинского. - М.: Генезис, 2010. - 336 с. - ISBN 978–5–98563–204–0

Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2010. - 348 с. - ISBN 5–9268–0341–1

Семенова, И.С. Психолого - педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка / И.С. Семенова//Справочник старшего воспитателя. - 2008. - №7. - С. 33 - 37.

Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещенного онтогенеза / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2010. – 474 с. - ISBN 978–5–98563–228–6

Серебренникова, О.Д. Особенности социального развития детей 6 - 8 - летнего возраста, воспитывающихся в семье и детском доме /О.Д. Серебренникова// Психолог в детском саду. - 2006. - №2. - С. 108 - 116.

Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки. Издательство. СПБ: Речь, 2000. - 220 с. - ISBN 5–9268–0010–2

Скворцов, И.А. Новые подходы к комплексной стимуляции статико – моторного и психоречевого развития детей с поражением центральной нервной системы / И.А. Скворцов, Т.Н. Осипенко// Проблемы детской неврологии. - Казань, 1991. - С. 45 - 47.

Таношенк, Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим людям / Н.И. Таношенк// Психолог в детском саду. - 2005. - №4. - С. 36 - 42.

Тищенко, Ю.В. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка / Ю.В. Тищенко, М.В. Иванков // Психолог в детском саду. - 2005. - №2 - С. 99 - 112.

Трошин, В.Д. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста / В. Д. Трошин, А.М. Радаев, О.В. Халецкая, Г.М. Радаев//Педиатрия. - 1994. - №2. - С. 72 - 75.

Уэндер, П. синдром нарушения внимания с гиперактивностью / П. Уэндер, Р. Шейдер// Психиатрия/ Пер. с англ. - М.: Практика, 1998. – 485 с.

Федоренко, Е. Ресурсы работы с гиперактивными детьми / Е. Федоренко// Народное образование. - 2009. - №7. - С. 189 – 196.

Халецкая, О.В. Минимальная дисфуекция мозга в детском возрасте / О.В. Халецкая, В.Д. Трошин// Журн. неврол. и психиатр. Им. Корсакова. - 1998. - Т. 8 . - №9 - С. 4 - 8.

Чередникова, Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т.В. Чередникова. - Спб.: Речь. - 2007. - 304 с. - ISBN 5–9268–0304–7

Чухланцева, В.В. Анализ результатов экспериментальной методики коррекции психофизического состояния и эмоционально-поведенческой сферы детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / В.В. Чухланцева// Вестник спортивной науки . - . - № 1 . - С. 63 - 65.

Шевченко, Ю. Развивающие игры для гиперактивных детей / Ю. Шевченко, М. Шевченко// Обруч. - 2000. - №1. - С. 8 - 10.

Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. - М.: Педагогика. - 1998. – С. 26. / А. Ярыгина// Дошкольное воспитание . - . - № 3 - C. 76 - 80.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 " города Кызыла

Программа психолого-педагогического сопровождения «особых детей»

педагога-психолога

на 2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой образования. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность данного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Каждое из обозначенных направлений нашло свое отражение в зарубежной и отечественной детской и социальной психологии: в работах таких выдающихся ученых, как, а также их учеников и последователей (, и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были в полной мере востребованы педагогической практикой.

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются индикатором «состояния ребенка», с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и конкретизировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более глубокими и устойчивыми.

Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.

В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психологических и биологических факторов, таких как увеличение родового травматизма, обстановка, недостатки медицинского контроля и помощи, ухудшение материально-экономического положения людей, возрастающая занятость родителей, неуклонный рост разводов и конфликтов в семье. Все это определяет распространенность состояний психического недоразвития, в особенности легких его форм, выражающихся в личностной деформации и дезадаптации детей, с которыми и встречаются образовательные учреждения.

В настоящее время в ДОУ отмечается катастрофически большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, т. е. детей с разными отклонениями в развитии: интеллектуальном, эмоциональном, моторно-двигательном, речевом, социально-психическом, сенсорном и др.

Показательны в этом отношении данные НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей: число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%, из них 30% нуждаются в реабилитации, у 30-40% детей старшего дошкольного возраста отмечаются очевидные расстройства нервно-психической сферы. Появилась категория детей с проблемами развития, которых называют «особые дети»- это гиперактивные, агрессивные, тревожные, дети. Самостоятельно со своими проблемами дети справиться не могут, поэтому необходима организация психолого-педагогического сопровождения, которое заявлено в Концепции модернизации российского образования до 2010 года как основополагающая идея.

Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса. Сама идея сопровождения как воплощения гуманистического и личностно-ориентированного подходов связана с реализацией права каждого ребенка на полноценное развитие и, как следствие, с качественной модернизацией системы образования эпидемиологическое обследование детей показывает, что более 30% младших школьников могут быть отнесены к группе риска с пограничной нервно-психическими нарушениями (,).

Причины, приведшие к такому положению, общеизвестны. Обращает на себя внимание, почти полня беспомощность и недостаточная подготовленность к педагогов и воспитателей ДОУ. Они организуют и непосредственно осуществляют процесс развития, воспитания и обучения ребенка в условиях ДОУ, поэтому обязаны владеть оптимальными формами и содержанием коррекционной психолого-педагогической работы с детьми.

Особо важным является умение педагога видеть и понимать возрастные закономерности и отклонения в психическом развитии детей, что позволит наметить необходимые пути с ребенком в соответствии с выявленными проблемами развития.

Программа состоит из 4 разделов:

I. Теоретические основы сопровождения.

Цель программы: создание условий для развития технологической компетенции в процессе овладения технологией психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития.

Задачи программы:

Реализовать в педагогической практике ДОУ содержание этапов технологии сопровождения детей с проблемами развития (гиперактивных, агрессивных, тревожных). Реализовать основные направления коррекционной работы с каждой категорией детей. Внедрить методику проведения коррекционно-развивающих занятий. Изучить формы и содержание работы с родителями каждой категории детей. Провести мониторинг эффективности реализации программы.

(агрессивные, гиперактивные, тревожные)


Сбор информации о ребенке. Анализ полученной информации. Совместная выработка рекомендаций для ребенка. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка; Решение проблем, т. е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. анализ выполнения рекомендаций. Дальнейший анализ .

Диагностический. Поисковый. Консультативно-проектный (договорной). Деятельностный. Рефлексивный.

Коммуникативные игры-оптимизаторы: «Паровозик», «Знакомство», «Узнай по голосу», «Дружный поезд», «Дракон», «Узнай, кто затейник», «Зоопарк», «Хождение по бумаге», «Найди мяч», «Узнайте друг друга», «Передай апельсин», «Смеяться запрещается», «Коровы, собаки, кошки», «Найди свою пару» и др.

Игры на развитие дефицитарных функций у гиперактивных детей: «Найди отличия», «Бездомный заяц», «Клубочек», «Археологи», «Сделай так», «Говори», «Послушай тишину», «Занимательные картинки», «Маленькая птичка», «Давайте поздороваемся», «Морские волны», «Колпак мой треугольный» и др.

Обучение гиперактивных детей выражению (выплескиванию) гнева в косвенной форме: «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит», «Стаканчик для крика», «Рычи, лев, рычи», «Обзывалки», «Метание дротика в мишень», «Пускание мыльных пузырей и др.

Игры, занятия, направленные на снижение у детей: «Камень – веревка», «Штанга», «Улыбка», «Обзывалки», «Липучка», «Маленькое привидение», «Теплый, как солнечный лучик», «Сороконожка», «Волшебные шарики», «Мой хороший попугай», «Цветик-семицветик», «Котик», «В тридевятом царстве» и др.

Коррекционно-развивающие игры с тревожными детьми: «Похвалилки», «За что меня любит мама», «Недотроги», «Скульптура», «Ласковый мелок», «Драка», «Покатай куклу», «Добрый-злой, веселый-грустный» и др.

I. Теоретические основы сопровождения


Основные понятия и принципы сопровождения.


История отечественной системы сопровождения ребенка. Концепция сопровождения как новая образовательная технология. Источники создания отечественной системы сопровождения. Сущность понятия «сопровождение». Субъекты сопровождения. Основные принципы сопровождения: рекомендательный характер; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения, стремление к автономизации.

Виды сопровождения: индивидуальное, системное.


Индивидуальное сопровождение, направления деятельности. Системное сопровождение, направления деятельности: формирование здорового образа жизни; личностные проблемы развития ребенка; выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в обучении.

Технология сопровождения детей с проблемами в развитии (по).


Социально-психологические и биологические факторы, влияющие на распространенность психического недоразвития, личностную деформацию и дезадаптацию у детей. Понятие и «особые дети»: гиперактивные, агрессивные, тревожные. Условия эффективности сопровождения. «Технологическая цепочка»: подготовительный, диагностический, коррекционно-развивающий аналитический, консультативно-методический.


Основные этапы индивидуального сопровождения:

Сбор информации о ребенке. Анализ полученной информации. Совместная выработка рекомендаций для ребенка. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка; Решение проблем, т. е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. анализ выполнения рекомендаций. Дальнейший анализ развития ребенка.

Основные этапы системного сопровождения:

Диагностический. Поисковый. Консультативно-проектный (договорной). Деятельностный. Рефлексивный.

II. Сопровождение гиперактивного ребенка.


Характеристика гиперактивности и синдрома дефицита внимания.

Понятие «гиперактивность» и «синдром дефицита внимания». Классифкация гиперактивности в зарубежной и отечественной психологии (В. Клайн, Р. Кэмпбелл, Ю. Шевченко, Н. Заваденко и др.).

Особенности проявления гиперактивности и СДВ у детей.


Первые проявления гиперактивности (в 1-2 года), связь их с пиками психоречевого развития, особенности проявления гиперактивности, импульсивности, нарушения, внимания. Дополнительные признаки проявлений СДВГ: нарушение координации, эмоциональные нарушения, нарушение межличностных отношений. Поведенческие расстройства, другие особенности (, П. Уэндер, Р. Шейдер и др.).

Проблемы гиперактивного ребенка при поступлении в школу.


Трудности в межличностных отношениях и в овладении : нарушения поведения, дефицит внимания, низкий уровень навыков чтения и письма, недостаточность координации движений, зрительного восприятия, речевого развития, характеры дислекция и дисграфия, признаки дискалькуляции. Проблемы в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками слабая психоэмоциональная устойчивость.

Анализ причин возникновения и развития СДВГ у детей.


Факторы возникновения и развития СДВГ у детей: минимальная мозговая дисфункция (ММД); органические поражения головного мозга; пренатальная патология; генетический фактор; психосоциальные факторы; заболевания, нарушающие деятельность мозга; особенности нейрофизиологии и нейроанатомии; влияние неблагоприятных факторов внешней среды; социальные факторы и др.

Основные направления коррекционной работы с гиперактивными детьми.

Развитие дефицитарных функций: внимания, мышечного контроля, снижение импульсивности, контроля поведения двигательного контроля. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Обучение гиперактивных детей способам выражения (выплескивания) гнева в косвенной форме.

Технология сопровождения гиперактивного ребенка.

Условия эффективного сопровождения: комплексный подход к постановке целей, использованию диагностических средств, тренинговых методик. Содержание этапов технологии сопровождения гиперактивных детей.

Методики, направленные на выявление СДВГ у детей.

Необходимость комплексной диагностики (медицинский, психолого-педагогической). Выявление критериев гиперактивности с помощью анкеты Дж. Коннерса. Беседа, анкетирование родителей, наблюдение за ребенком. Психолого-педагогическое обследование:

1) уровня развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления);

2) эмоциональных особенностей (тест «Дом-Дерево-Человек» Дж. Букка, графическая методика «Кактус», автор);

3) уровня сформированности двигательной сферы;

4) личностных особенностей детей;

5) социальных условий жизни;

6) особенностей поведения дома и в детском саду.

Структура и принципы коррекционно-развивающих занятий.

Структура занятий:

1) введение в занятия;

2) основное содержание занятия;

3) заключительный этап.

Принципы организации коррекционного процесса. Факторы успешности развития ребенка: создание благоприятной психологической атмосферы, снятие дискомфорта, индивидуализация обучения и др.

Методика проведения коррекционно-развивающих занятий.

Форма проведения групповых коррекционно-развивающих занятий, пространственно-временной ресурс, содержание каждой структурной части:

1) введение в занятие (ритуал приветствия, новости, коммуникативная игра-энергизатор);

2) основное содержание – развитие дефицитарных функций (внимания, двигательного и межличностного контроля произвольности поведения, домашнее задание;

3) заключительный этап: подвижная тематическая игра или коммуникативная игра оптимизатор, традиционное признание.

Коммуникативные игры – энергизаторы.


Коммуникативные игры-оптимизаторы.

Игры на развитие дефицитарных функций у гиперактивных детей.

Игры на отработку коммуникативных навыков у гиперактивных детей.


Игры на развитие произвольности поведения.

«Не ошибись», «Графические диктанты», «Зашифрованное послание», «Срисовывание по образцу», «Закодированное слово», «Наоборот», «Что изменилось», «Запоминание узора», «Кто я?», «Действуй по инструкции», «Карлики и », «Нос – ухо – нос», «Три движения», «Пожалуйста», «Плавает – летает – рычит», «Светофор», «Зевака».

Обучение гиперактивных детей выражению (выплескиванию) гнева в косвенной форме.

Игры с соревновательным элементом: «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит», «Стаканчик для крика», «Рычи, лев, рычи», «Обзывалки», «Метание дротика в мишень», «Пускание мыльных пузырей и др.

Модель релаксационного тренинга для гиперактивных детей.

Упражнения «Лимон», «Апельсин», «Кошечки», «Черепашки», «Жвачка», «Муха», «Слоник», «Лужа» и др.


Психолого-педагогическая коррекция – консультирование родителей.


Необходимость комплексного подхода для эффективной помощи гиперактивным детям. Просветительские беседы с родителями. Практические занятия (игровая терапия, тренинги). Домашняя программа коррекции, типы преодоления, режим дня: прогулка, сон. Суточные биоритмы. Диета. Игры. Занятия. Наказания. Программа поощрения и поддержки. Территория.

Работа педагога с гиперактивными детьми.

Продолжительность урока как одна из проблем для гиперактивного ребенка. Цикличность сознания у гиперактивных детей («мерцающее сознание»); повышенная отвлекаемость, неумение строить отношения со сверстниками. Направления работы с гиперактивными детьми. Метод карточек – переписок. Дневники сотрудничества.

Социально – педагогическая работа с гиперактивными детьми.

Психолого-педагогическое просвещение педагогов, родителей: информирование, консультирование, коррекция поведения ребенка. Побуждение к наиболее эффективному взаимодействию родителей и ребенка, педагогов и родителей (рекомендации, советы).

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком.

Терпение, последовательность и настойчивость взрослых, доброжелательность. Рекомендации.

Три «западни» для родителей гиперактивного ребенка (Р. Кэмпбелл). Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми. Рекомендации для учителя. Рекомендации для родителей.



III. Сопровождение агрессивного ребенка.


Определение понятия «агрессия», ее происхождение.

Теория влечений (психоэнергетическая модель). Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Теория социального научения ( модель).

Агрессивное поведение и как свойство личности.

Определение понятий агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность – свойство личности, готовность к агрессии ().

Классификация агрессии.


Виды агрессии: физическая, вербальная, раздражение, негативизм, косвенная (направленная, ненаправленная) – А. Басс, А. Дарки «Доброкачественная и злокачественная агрессия» (Э. Фромм) Защитная, демонстративная агрессия (О. Хухлаева). Основные признаки для классификации агрессии ().

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности.

Особенности агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста. Появление агрессивных группировок в младшем школьном возрасте. Подростковая агрессивность.


Ситуативные предпосылки возникновения агрессивности.


Детерминанты агрессии: Негативизм матери (отчужденность, критика, равнодушие); терпимость матери (поощрение агрессивного поведения); суровость наказания, игнорирование, унижение); индивидуальные особенности темперамента (возбудимость, вспыльчивость). Ситуативные факторы.

Методы диагностики агрессивности у детей.


Метод наблюдения. Беседа и анкетирование. Проективные методики: «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, «Кактус» (авторская методика), Кинетический рисунок семьи. Опросник Баса-Дарки. Опросник родительского отношения (Варги и Столина).

Направления коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми.


Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания. Отработка навыков общения. Формирование позитивных качеств личности (эмпатия, доверие к людям, доброжелательность и др.).

Социализация агрессивности.


Научение контролю собственных агрессивных устремлений, выражение агрессивности в приемлемой форме. Стадии проявления гнева. «Лестница гнева» (Р. Кэмпбелл). Упражнения «Стоп», «Возьми себя в руки» и др. Способы выражения гнева в неопасной косвенной форме (с помощью игры).

Методы сопровождения агрессивного ребенка.


Игровая коррекция агрессивного поведения (игротерапия). Тематическая беседа. Проигрывание ситуаций с последующим их анализом. Метод рисунка. Песочная терапия. Сказкотерапия. Работа с мягким материалом. Использование воды.

Технология сопровождения агрессивных детей.


Принципы сопровождения. Содержание этапов сопровождения: предварительный, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический, консультативно-методический.

Игры, занятия, направленные на снижение агрессивности у детей.

«Камень – веревка», «Штанга», «Улыбка», «Обзывалки», «Липучка», «Маленькое привидение», «Теплый, как солнечный лучик», «Сороконожка», «Волшебные шарики», «Мой хороший попугай», «Цветик-семицветик», «Котик», «В тридевятом царстве» и др

Методика мышечной релаксации для агрессивных детей (по Джекобсону).

Работа с родителями агрессивного ребенка.


Информирование: лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация, обучение эффективным способам взаимодействия с детьми: лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты, наглядная информация, рекомендации для родителей по конструктивному взаимодействию с агрессивным ребенком.

IV. Сопровождение тревожного ребенка.


Общепсихологические представления о тревоге и тревожности.


Определение понятий «тревога» и «тревожность». Тревога – эмоциональное состояние, тревожность психическое свойство. Дифференциация тревоги и страха. Функции тревоги. Личностная и ситуативная тревожность. Мобилизирующая и расслабляющая тревога. Уровни тревоги (). Поведенческие проявления тревоги. Прихожан: формы тревожности (открытая, скрытая) варианты переживания и преодоления тревожности.

Тревога и тревожность у детей.

Возрастная специфика тревожности (). Причины возникновения тревожности у детей.

Психологическая специфика школьной тревожности.


Причины школьной тревожности. Неконструктивное протекание процесса адаптации, школьная образовательная среда. Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности. Динамика школьной тревожности. Проявления школьной тревожности в поведении учащихся.

Направления коррекционной работы с тревожными детьми.


Повышение самооценки ребенка. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Технология сопровождения тревожного ребенка.


Цель, задачи и содержание этапов сопровождения: подготовительный, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический, консультативно-методический.

Коррекционно-развивающие игры с тревожными детьми.

«Похвалилки», «За что меня любит мама», «Недотроги», «Скульптура», «Ласковый мелок», «Драка», «Покатай куклу», «Добрый-злой, веселый-грустный» и др.

Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе.


«Превращение сказочного злодея», «Сказочный город», «Путешествие к Бабе-Яге», «Играем в привидение», «Маски страха», «Готовимся к бою», «Сюрпризы», «Потеряшка», «Смелый разведчик», «Кукольные прятки», «В темной норе», «Удивительная встреча», «Ищем в плохом хорошее», «Морские разбойники», «Сражение», «Пятнашки», «Сердитый утенок» и др.

Консультации для родителей


Календарные сроки

Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

сентябрь

Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей как условие успешности их развития.

Развитие дефицитарных функций у гиперактивных детей.


Психолого-педагогическое сопровождение агрессивных детей как условие успешной социализации.

Нивелирование агрессивных проявлений у детей.

Психолого-педагогическое сопровождение тревожных детей как условие успешности их развития.

Коррекция тревожности у детей.



Список литературы


и др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ , .-М.: Изд-ий центр«Академия», 2002.-208 с. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.-СПб.: Речь, 2006.-224 с. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.-М.: ТЦ Сфера, 2003.-88 с. , Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Изд-во «Ось-89», 2007.-272 с. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2007. 144 с. , Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.-М.: Психотерапия, 2008.-208 с. В мире детских эмоций: пособие для ДОУ/, .-М.: Айрис – пресс, 2006.-160 с. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для ДОУ.-М.: Айрис-пресс, 2005.-112 с. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе: Практическое пособие.-М.: Айрис – пресс, 2003.048 с. , Учим детей общению. Характер, коммуникативность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития», 1997.-240 с. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/Под науч. ред. проф. .-СПб.: «Речь», 2005.-240 с. Игровая терапия с тревожными детьми.-СПб.: Речь, 2006.-160 с. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-80 с. , Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.-М.: «Генезис», 2007.-208 с. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.-208 с. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой я? Методическое руководство.-М.: Книголюб, 2005.-64 с. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 2. Кто я? Методическое руководство.-М.: Книголюб, 2007.-70 с. , Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).- СПб.: Изд-во «Речь», 2005.-176 с. , Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.: Изд-во «Речь», 2006.-190 с. , Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.-СПб.: «Речь», 2004.-248 с. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.-СПб.: Речь, 2006.-208 с. Практическая психология в образовании/Под ред. Дубровиной. Психологическая поддержка младших школьников: Программы, конспекты занятий/авт.-сост. .- Волгоград: Учитель, 2008.-89 с. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет.-М.: Айрис-пресс, 2004.-160 с. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками.-СПб.: Речь, 2007.-208 с. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет.-М.: АРКТИ, 2004.-79 с. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.-Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-154 с. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.-Мн.: , 1996.-192 с. Практикум по курса «Возрастная психология».-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.-144 с. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно.-СПб.: Речь, 2007.-104 с. Как преодолеть детскую застенчивость, застенчивый невидимка.-СПб: Речь, 2007.-120 с. Агрессивность. Причины возникновения и способы преодоления. Методическое пособие.-Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.-72 с. Я – Ты – Мы. Программа дошкольников/Сост. .-М.: Мозаика-синтез, 2005.-168 с.

Учебно-методическое обеспечение

I. Литература

И др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ , .-М.: Изд-ий центр «Академия», 2002.-208 с. , Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Изд-во «Ось-89», 2007.-272 с. , Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.-М.: Психотерапия, 2008.-208 с. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/Под науч. ред. проф. .-СПб.: «Речь», 2005.-240 с. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий, по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессивности/Сост. , .-Волгоград: учитель, 2008.-164 с. , Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.: Изд-во «Речь», 2006.-190 с. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей.-М.: «ГНОМ и Д», 2000.-160 с. Психологическая поддержка младших школьников: Программы, конспекты занятий/авт.-сост. .- Волгоград: Учитель, 2008.-89 с. Практическая психология в образовании/Под ред. Дубровиной. , Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002, 160 с. Практикум по курса «Возрастная психология».-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.-144 с.

II. Диагностические тесты, направленные на выявление проблем у детей (гиперактивности, агрессивности, тревожности).

III. Коррекционные игры и занятия.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ГОГИЧЕСКИЕ ПЕДПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Тема: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Выполнил:

Студент _2_ курса, _4_ семестр

Муратова Жанна Каиржановна

Тюмень, 2012

Тема:

Особенности взаимодействия воспитателя с гиперактивными детьми.

Цель:

Обеспечить социально-психологические условия успешной адаптации, реабилитации и личностного роста гиперактивного ребенка и его ближайшего окружения в образовательной среде.

Задачи:

    Своевременное выявление детей с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью.

    Организация и практическая помощь специалистам ДОУ в построении коррекционно-развивающей работе с гиперактивными детьми.

    Содействие полноценному личностному развитию детей на каждом возрастном этапе.

    Оказание информационной, консультационной и методической помощи родителям, педагогам, психологам.

Формы и методы работы:

    Мониторинговые исследования детей с синдромом гиперактивности.

    Индивидуальные и групповые занятия с детьми.

    Обучение педагогов ДОУ и родителей навыкам эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми.

    Оказание методической помощи педагогам-психологам ДОУ в диагностике и построении коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми.

  1. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу Что такое гиперактивность?

"Гипер...” - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинского "a tivus” и означает "действенный, деятельный”.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они - необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в детском саду, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года, 6-7 лет.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Для эффективной диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности «традиционно» используется два основных подхода: медицинский и психологический .

Психологический подход учитывает особенности самоорганизации поведения гиперактивных детей и проблемы общения со взрослыми и свестниками, которые возникают из-за нарушения внимания и координации движения. Диагностика проводится по 3 параметрам

    Расстройства внимания и развития когнитивных функций (внимамания, памяти, мышления), степень развития учебных навыков.

    Двигательная расторможенность и импульсивность.

    Проблемы развития эмоциональной сферы и общения.

Кроме стандартных методик, используются нейропсихологические (графомоторные тесты «Дом, дерево, человек» и др., пробы на уровень развития произвольных движений А. Р. Лурия и Н.И. Озерецкого, тест Тулуз-Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90)

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.

Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).

Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.

Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

Неумение играть тихо, спокойно.

Болтливость.

Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).

Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

"Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля. "

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

Органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);

Перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);

Генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

Особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);

Пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)

Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.

Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;

Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

На определенный отрезок времени давать только одно задание;

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления: 1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Формирование произвольности у гиперактивных детей. (Из опыта работы с детьми 1–2-х классов в студии)

Орлова Светлана Вячеславовна , преподаватель доп образования

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе , Преподавание МХК и ИЗО

"Вечный двигатель", "Живчик", неутомимый, непоседа, шалун, клоун, неуправляемый, на уроках - рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает, - вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей. У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так. В большинстве случаев их родители испробовали все возможные воспитательные меры, которые не принесли результатов или были эффективны на короткое время: "Мама, клянусь, я больше так не буду!" и через 5 минут опять то же самое: Родители гиперактивных детей, сохраняющие выдержку и ищущие пути помощи своим малышам, - низкий Вам поклон!

Монина Г. Б. , Лютова-Робертс Е. К. , Чутко Л. С.

От издателя:

Проблема гиперактивности детей очень современна, актуальна и междисциплинарна. Это одна из первых попыток реализации комплексного подхода к гиперактивным детям не только на уровне теории, но и на уровне ее практического решения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов.
В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей: распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); признаки заболевания и сопутствующие расстройства; диагностика и различные методы лечения СДВГ. Приведены программа тренинга для родителей и детей, обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Даны рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей.

Содержание:
Глава 1 Основные сведения о СДВГ 3
1.1. История вопроса 3
1.2. Распространенность заболевания 4
1.3. Причины заболевания 6
1.4. Признаки заболевания 10
1.5. Диагностика СДВГ 23
1.6. Основные подходы к лечению СДВГ 30
Глава 2. Психотерапия и психокоррекция детей с СДВГ 34
2.1. Мультмодальный подход к решению проблем детей и подростков с СДВГ 34
2.2. Выбор методов психокоррекции детей и подростков с СДВГ 37
Игровая психотерапия 38
Песочная терапия 41
Арттерапия 42
Музыкотерапия 44
Нарративная психотерапия 46
Бихевиоральная терапия 47
Гештальт-терапия 49
Интегративная терапия 50
Семейная и родительская терапия 52
Глава 3. Особенности обучения и воспитания детей и подростков с СДВГ 56
3.1. Основные принципы обучения детей и подростков с СДВГ 56
Что такое истинная индивидуализация 62
Переход учащихся к саморегуляции, самоиндивидуализации. 64
3.2. Специфика обучения учащихся c СДВГ 66
Повышение учебной мотивации. 66
Развитие познавательной сферы 70
Упражнение "Три канала" 70
Упражнение "Корректурная проба" 72
Упражнение "Заголовки" 73
Упражнение "Алгоритм" 74
Упражнение "Рефлексия" 76
Переход к саморегуляции деятельности и самоконтролю 77
Снижение уровня негативных эмоциональных проявлений относительно процесса обучения, уровня школьной тревожности 79
3.3. Ребенок с СДВГ в детском дошкольном учреждении 81
3.4. Общие принципы воспитания ребенка с СДВГ в семье 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
ЛИТЕРАТУРА 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 122

The file will be sent to selected email address. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you"ve to add our email [email protected] to approved e-mail addresses. Read more .


You can write a book review and share your experiences. Other readers will always be interested in your opinion of the books you"ve read. Whether you"ve loved the book or not, if you give your honest and detailed thoughts then people will find new books that are right for them.

Рецензент: Ю. С. Шевченко - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования; Т. В. Тулупьева - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и педагогики Северо-Западной академии государственной службы Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 186 с. ISBN 5-9268-0570-8 Проблема гиперактивности весьма актуальна и междисциплинарна. Данная монография - одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов. В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей. Обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей. Рекомендовано редакционно-издательским советом СПбГиПСР ОГЛАВЛЕНИЕ Вступление Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СДВГ История вопроса Распространенность заболевания Причины заболевания Признаки заболевания. Диагностика СДВГ Основные подходы к лечению СДВГ Глава 2 ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ 2.1. Мультимодальный подход к решению проблем детей и подростков с СДВГ 2.2. Выбор методов психокоррекции детей и подростков с СДВГ Игровая психотерапия Песочная терапия Арттерапия Музыкотерапия Нарративная психотерапия Бихевиоральная терапия Гештальттерапия Интегративная терапия Семейная и родительская терапия Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С СДВГ 3.1. Основные принципы обучения детей и подростков с СДВГ. Что такое истинная индивидуализация Переход учащихся к саморегуляции, самоиндивидуализации 3.2. Специфика обучения учащихся с СДВГ Повышение учебной мотивации Развитие познавательной сферы Переход к саморегуляции деятельности и самоконтролю. ... Снижение уровня негативных эмоциональных проявлений относительно процесса обучения, уровня школьной тревожности Ребенок с СДВГ в детском дошкольном учреждении Общие принципы воспитания ребенка с СДВГ в семье.... Заключение ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Методические указания по составлению коррекционной программы для работы с гиперактивными детьми Приложение 2. Коррекиионная программа для работы с гиперактивными детьми Приложение 3. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся Приложение 4. Правила для родителей и воспитателей по взаимодействию с гиперактивными детьми Приложение 5. Методические указания по проведению тренинга для родителей с детьми Приложение 6. Программа тренинга для родителей с детьми... ВСТУПЛЕНИЕ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью впервые был описан почти сто лет назад и до сих пор продолжает привлекать внимание специалистов разных отраслей науки и практики. Все чаще и чаще представители различных профессий - медики, психологи, педагоги и другие специалисты - обращаются к этой теме. По данным И. П. Брязгунова, ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 статей и книг. Однако, несмотря на такой интерес теоретиков и практиков, проблема оказания помощи детям и подросткам все еще остается нерешенной, и одна из причин этого - отсутствие комплексного подхода среди специалистов разных областей. Г. Леви считает, что медики не читают психологической литературы, психологи - медицинской, а для родителей и педагогов специальная литература с обилием различных подходов и направлений зачастую оказывается сложной. А между тем практика показывает, что как у психологов, так и у врачей существует острая потребность во взаимообмене накопленной за десятилетия информацией. Имеющиеся в литературе данные о взаимодействии с людьми, которым поставлен диагноз СДВГ, касаются преимущественно детей 6-11 лет. Как правило, за кадром остаются и дети раннего возраста, и подростки, и взрослые. Авторы данной работы рассматривают вопрос об особенностях проявления синдрома дефицита внимания в более широком возрастном аспекте. К сожалению, до сих пор остается много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений СДВГ. Тем не менее, у всех специалистов, работающих с детьми данной категории, существуют общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром, наблюдать за ребенком на протяжении многих лет, адаптировать его к современному обществу и дать ему хорошее подходящее образование. К этому стремятся и родители, которые обращаются за помощью к профессионалам. Наша книга - одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и ее практического применения. В данной работе представлен опыт врачей, психологов, педагогов. Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СДВГ 1.1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. В 1845 г. немецкий врач Heinrich Hoffman в поэтической форме описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Филлип». Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало с начала XX века. }