Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Городницкий личная жизнь. Александр городницкий: "мужчины болтливы и тщеславны - не то


Родился 20 марта 1933 года в Ленинграде, в семье служащих. Отец – Городницкий Моисей Афроимович (1908 г. рожд.). Мать – Городницкая Рахиль Моисеевна (1908 г. рожд.). Супруга – Наль Анна Анатольевна (1942 г. рожд.). Сын – Городницкий Владимир Александрович (1955 г. рожд.).

Александр Городницкий – житель блокадного Ленинграда. В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова, который окончил в 1957 году по специальности «геофизика».

В том же году был принят на работу в Научно-исследовательский институт геологии Арктики Министерства геологии СССР. В 1957–1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика, начальника отряда и начальника партии работал в северо-западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игаркском и Норильском районах. Занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд и медного оруднения, включающими методы магнитометрии и электроразведки. Был одним из первооткрывателей Игаркского медно – рудного поля (1962).

С 1961 года принимал участие в океанографических экспедициях в Атлантике, Охотском, Балтийском и Черном морях, в том числе на экспедиционном паруснике «Крузенштерн». Является одним из авторов нового метода измерений электрического поля океана (1967). В 1967 году совместно с В.Д. Федоровым и А.Н. Парамоновым открыл биоэлектрический эффект фитопланктона в море. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Применение магнитометрии и электрометрии для изучения дна океана». С 1969 по 1972 год руководил лабораторией морской геофизики в Научно-исследовательском институте геологии Арктики в Ленинграде.

В 1972 году перевелся на работу в Москву в Институт океанологии имени П.П. Ширшова Академии наук СССР, где до 1985 года работал старшим научным сотрудником в отделе тектоники литосферных плит. С 1985 года руководит лабораторией геомагнитных исследований. Участвовал более чем в 20 рейсах научно-исследовательских судов в различные районы Мирового океана. Был на Северном полюсе и в Антарктиде. Неоднократно участвовал в погружениях на обитаемых подводных аппаратах, принимал участие в поисках Атлантиды. В 1982 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук на тему «Строение океанической литосферы и формирование подводных гор». С 1991 года – профессор по специальности «геология морей и океанов».

А.М. Городницкий активно ведет преподавательскую работу в Международном университете в Дубне, где является профессором на кафедре наук о Земле, и в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, где читает курс лекций по морской геофизике. Он академик Российской академии естественных наук (1992), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2004). За научные заслуги награжден общественными орденскими знаками «Полярная звезда», «Рыцарь науки», «Синий крест Российской академии естественных наук», «Звезда созидания» и др.

Наряду с научной деятельностью Александр Городницкий широко известен как поэт и автор песен. Его, так же как Булата Окуджаву, Александра Галича, Владимира Высоцкого и Юрия Визбора, считают одним из основоположников жанра авторской песни в нашей стране.

Стихи Александр Городницкий начал писать еще в школе (1947), а песни – в первых экспедициях (1954). Его первые поэтические публикации датируются 1948 годом.

На песнях А. Городницкого выросло не одно поколение наших сограждан. Многие песни, написанные им на Крайнем Севере и в дальних океанских плаваниях и пользующиеся широкой популярностью до сих пор, считаются безымянными и народными. К их числу относятся песни «Снег», «Деревянные города», «Песня полярных летчиков», «Перекаты», «На материк», «Канада», «Геркулесовы Столбы», «Жена французского посла», «Чистые пруды» и многие другие. Песня «Атланты», занявшая первое место на Всесоюзном песенном конкурсе в 1966 году, стала легендой для десятков миллионов поклонников авторской песни.

Дискография А. Городницкого насчитывает около 50 наименований пластинок, лазерных дисков, аудио- и видеокассет с авторскими песнями. Среди них: «Русские барды. Александр Городницкий» («Имка-Пресс», Париж, 1977), «Атланты» («Мелодия», Ленинград, 1987), «Встреча друзей» («Мелодия», Ленинград, 1987), «Берег» («Мелодия», Ленинград, 1988), «Около площади» («Русско-немецкая музыка», Санкт-Петербург, 1993), «За тех, кто на Земле» (CD, Петербургская студия грамзаписи, 1995) и многие, многие другие.

Александр Городницкий – автор 28 книг стихов, песен и мемуарной прозы. Среди них: «Атланты» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1967), «Новая Голландия» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1971), «Берег» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1984), «Полночное солнце» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1990), «Перелетные ангелы» (Стихи и песни. Свердловск: Старт, 1991), «И вблизи, и вдали» (Мемуарная проза и песни. М.: Полиграф, 1991), «Острова в океане» (Песни. М.: МГЦАП, 1993), «Созвездие Рыбы» (Стихи. СПб.: Девятый вал, 1993), «След в океане» (Док. повествование. Проза и песни. Петрозаводск: Карелия, 1993), «Остров Израиль» (Стихи и песни. Иерусалим, 1995), «Времена года» (Поэмы. М.: Сампо, 1996), «Ледяное стремя» (Стихи. СПб.: Звезда, 1997), «Атланты держат небо» (Иерусалим, 1999), «Имена вокзалов» (СПб.: Петрополь, 1999), «За временем вдогонку» (М.: Вагант, 1999), «Избранные стихи и песни» (СПб.: Лимбус-пресс, 2000), «Сочинения» (М.: Локид, 2000), «Когда судьба поставлена на карту» (М.: Эксмо, 2001), «И жить еще надежде» (М.: Вагриус, 2001), а также многочисленные периодические публикации в отечественных и зарубежных литературных журналах, сборниках, альманахах.

Песни и стихи Александра Городницкого переводились на английский, французский, немецкий, болгарский, чешский, испанский, польский, иврит и другие языки.

На протяжении нескольких десятков лет много времени и сил А. Городницкий отдает пропаганде авторской песни. С 1971 года он бессменный председатель жюри самого большого в мире фестиваля авторской и самодеятельной песни памяти Валерия Грушина, что проходит на берегах Волги близ Самары. В качестве председателя и члена жюри он многократно участвовал в международных, всесоюзных и всероссийских фестивалях авторской и самодеятельной песни в Москве, Петербурге, Киеве, Таллине, Ульяновске, Курске, Челябинске и других городах. Читал курс лекций по авторской песне в России, США и Германии. Руководил творческими семинарами для молодых авторов.

Творчеству А. Городницкого посвящены многочисленные статьи, диссертации, рецензии и научные доклады в нашей стране и за рубежом. Песни Городницкого и комментарии к ним включены в учебные пособия по авторской песне для средней школы. Они многократно исполнялись по радио и телевидению в России и других странах, стали предметом многочисленных телефильмов.

Стихи и песни Городницкого включены в антологии современной русской поэзии (Антология русской поэзии «Строфы века» (1995), «Петербург в русской поэзии» (1975), «Закон случайных чисел», «155 поэтов в год 850-летия Москвы» (1997) и др.). В 1998 году ему присвоили Царскосельскую лицейскую художественную премию, а в 1999 году он первым был удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

А.М. Городницкий награжден медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «250-летие Санкт-Петербурга» и «300-летие Российского флота». Он является членом Союза писателей России (1972) и Международного Пен-клуба.

Живет и работает в Москве.

Александр Моисеевич Городницкий. Родился 20 марта 1933 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский поэт, бард, автор песен, режиссер, сценарист, композитор, телеведущий, геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2005). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2013).

Александр Городницкий родился 20 марта 1933 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащих.

Отец - Моисей Афроимович Городницкий.

Мать - Рахиль Моисеевна Городницкая.

Провел в блокадном Ленинграде зиму 1941-1942 годов. В апреле 1942-го его с матерью эвакуировали в Омск, где отец работал в военной гидрографии.

В 1945 году семья вернулась в Ленинград.

В 1947 году поступил в Студию литературного творчества Ленинградского дворца пионеров, которой руководил поэт Глеб Семёнов. Тогда же начал писать свои первые стихи. Его первые поэтические публикации датируются 1948 годом.

В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геологоразведочный факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова, учился по специальности «геофизические методы разведки полезных ископаемых». В 1952 году переведен на вновь созданный геофизический факультет и зачислен на специальность «геофизические методы поисков радиоактивных полезных ископаемых».

В 1953 году вместе с Владимиром Британишским и Александром Гдалиным организовал литературное объединение (ЛИТО) Горного института. В 1954 году состоялась его первая геологическая экспедиция - в Среднюю Азию, на Гиссарский хребет. Занимался поисками урана.

В 1957-1972 годах работал в Научно-исследовательском институте геологии Арктики Министерства геологии СССР. С 1969 года руководил лабораторией морской геофизики. В 1957-1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика, начальника отряда и начальника партии занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд в северо-западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игарском и Норильском районах («Енисейская экспедиция»). Стал одним из первооткрывателей Игарского медно-рудного поля.

С 1961 года принимал участие в океанологических экспедициях в различные районы Мирового океана на судах военной гидрографии и Академии наук, в том числе ходил на паруснике «Крузенштерн».

С 1972 года работал в Институте океанологии имени П.П. Ширшова.

Многократно погружался на дно в подводных обитаемых аппаратах (впервые в 1978 году в Тихом океане на атолле Хермит). В 1988 году в экспедиции на судне «Мстислав Келдыш» в Северной Атлантике на глубоководном аппарате «Мир-1» погружался на глубину 4,5 километра. Был на дрейфующей станции на Северном полюсе (1964) и в Антарктиде (1973).

В 1982 и 1984 годах участвовал в поисках Атлантиды в районе подводной горы Ампер в Северной Атлантике. В одном из интервью он вспоминал о поисках Атлантиды: "При погружении на одну из подводных гор северной Атлантики (300 миль к западу от Гибралтарского пролива) мы нашли следы каких-то странных сооружений, похожих на развалины древнего города, ушедшего под воду. Причем именно там, где указывал Платон. То есть по ту сторону Геркулесовых столбов. Вы видели Херсонес в Крыму? Крыши разрушены, а сверху такие квадратные клеточки. Вот примерно то же самое. И размеры те же. Это все. Но я так увлекся, что воссоздал модель ее гибели и представляю себе, где надо искать - не в Эгейском море, где многие ищут".

В 1985 году возглавил лабораторию геомагнитных исследований.

Получил широкую известность как бард и автор песен. Свои первые песни начал писать в экспедициях в середине 1950-х. Долгое время они распространялись в магнитофонных записях, зачастую - в чужом исполнении.

Широко известными стали его песни «Атланты держат небо», «У Геркулесовых столбов», «От злой тоски не матерись» («На материк»), «Над Канадой небо сине», «Жена французского посла», «Снег», «Перекаты», «Кожаные куртки» («Песня полярных летчиков»).

Александр Городницкий - Снег

Александр Городницкий - Жена французского посла

Случалось, что его запрещали. Он вспоминал: "Ленинградский молодежный театр поставил пьесу по повести писателя Юрия Давыдова, посвященную украинскому революционеру-народнику Дмитрию Лизогубу, жившему в Одессе. А я написал песню для спектакля - «Губернаторская власть». Речь шла об Одессе XIX века. Но песня оказалась настолько актуальна в моем родном Ленинграде, что из-за нее постановку запретили, а главного режиссера выгнали из театра. «Губернаторская власть» и сейчас не утратила своей актуальности, к сожалению. А в 1968 году на группу молодых ленинградских писателей, и меня в том числе, поступили доносы в КГБ, Ленинградский союз писателей и обком партии. Многим запретили печататься. Попал в черные списки и я - в течение 20 лет меня не публиковали. В Союз писателей тоже не приняли. Самое интересное, что я при этом работал на закрытых темах, обучал офицеров, ездил на Северный полюс, за рубеж. В КГБ было как бы два Городницких: один, которого нельзя печатать, потому что он идейно не выдержанный, и второй - нормальный советский инженер. Хоть и беспартийный еврей, что очень плохо, но за рубежом не развратничал, наркоту не возил, родину не продал, остаться не пытался. Ведь нужны были люди, которые занимались бы укреплением подводного флота".

Курьезная история с ним произошла из-за песни «Жена французского посла»: ему не дали в Ленинграде зарубежную визу. Он пояснял: "Инкриминировали интимную связь с женой «буржуазного дипломата». Сказали: «То, что описано в песне, придумать нельзя. Это взято с натуры!»".

Стихи и песни Александра Городницкого переведены на английский, болгарский, иврит, испанский, немецкий, польский, французский, чешский и другие языки мира, включены в школьные программы.

В 1967 году в издательстве «Советский писатель» вышел первый сборник поэта - «Атланты». В настоящее время он является автором более 50 книг стихов, песен и мемуарной прозы.

В 1970 году впервые и на многие годы стал председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни. В 1972 году был принят в члены Союза писателей СССР (его рекомендателями стали известные поэты Борис Слуцкий, Давид Самойлов и Вадим Шефнер).

В 2004 году вёл на телеканале «Культура» программы «Атланты. В поисках истины» и «Вечера с Александром Городницким». В июне 2012 года на экран вышли новые выпуски передачи «Атланты. В поисках истины». С 2002 по 2008 год был ведущим музыкальной программы «Под гитару» на том же канале.

В 2008 году в соавторстве снял документальный фильм «В поисках идиша».В 2009 году на Нью-Йоркском международном независимом кино-видеофестивале фильм «В поисках идиша» признан лучшим иностранным документальным фильмом в номинации «Культура».

В 2009 году вместе с Натальей Касперович снял 34-серийный документальный автобиографический сериал «Атланты держат небо» . В этом сериале Александр Городницкий вспоминает о довоенном детстве, войне и блокаде, школьных и студенческих годах, многолетних экспедициях в Арктике и Мировом океане, о поездках в дальние страны, истории авторской песни в России, ушедших поэтах и бардах. Значительное место занимает рассказ об эпохе и поколении шестидесятых годов и о многом другом. В фильме звучат стихи и песни Александра Городницкого в исполнении автора, которые составляют поэтическую основу повествования. Фильм снимался в 2005-2009 годах в России, Беларуси, на Украине, в Азербайджане, Израиле, Германии, Франции, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В нём широко использованы уникальные кадры кинохроники, а также многочисленные видеоматериалы и фотографии из частных архивов в России и за рубежом. В 2012 году авторы фильма получили Царскосельскую художественную премию.

Также в соавторстве им выпущены документальные фильмы «И жить ещё надежде», «Мой Питер», «Легенды и мифы Александра Городницкого», «Портреты на стене». В 2014 году фильм «Мой Питер» удостоен Царскосельской художественной премии.

В 1999 году стал первым лауреатом Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы. В том же году по решению Российской Академии Наук именем Александра Городницкого была названа малая планета Солнечной системы (астероид) № 5988 «Gorodnitskij».

В 2004 году присвоено звание заслуженный деятель науки Российской Федерации.

В 2013 году присвоено звание заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Имеет государственные и общественные награды.

Член Русского ПЕН-центра. В течение ряда лет входил в его Исполком, в 2015-2016 годах был его вице-президентом. В январе 2017 года после раскола Русского ПЕН-центра, последовавшего вслед за исключением из него журналиста Сергея Пархоменко, сложил с себя полномочия вице-президента ПЕН-центра и вышел из состава Исполкома.

Личная жизнь Александра Городницкого:

От первого брака имеет сына Владимира (1955 г.р.). В 1984 году сын уехал в Израиль, живет в Иерусалиме.

Вторая жена - Анна Анатольевна Наль (1942-2017), поэтесса и переводчица с французского, новогреческого и ряда славянских языков. Познакомился с ней благодаря поэту Иосифу Бродскому. Он вспоминал: "В Москве я пришел на встречу с Бродским к нашему общему приятелю, и Анна туда случайно зашла. Но потом неслучайно осталась".

Фильмография Александра Городницкого:

1962 - С добрым утром, горы снежные (документальный)
1988 - Два часа с бардами (документальный)
2001 - Михаил Анчаров. Четыре времени года (документальный)
2004 - Экстренное торможение
2007 - Дети блокады (документальный)
2007 - Культурный слой. Хочинский и Шуранова (документальный)
2009 - Культурный слой. Клуб "Восток" (документальный)
2009 - Бриллиантовая ручка короля комедии. Яков Костюковский (документальный)
2010 - Спето в СССР. Песня о друге (документальный)

Режиссерские работы Александра Городницкого:

2005-2010 - Атланты держат небо... (документальный)

Сценарии Александра Городницкого:

2005-2010 - Атланты держат небо... (документальный)

Композиторские работы Александра Городницкого в кино:

2004 - Экстренное торможение
2005 - Посольская церковь (документальный)

Дискография Александра Городницкого:

1995 - За тех, кто на Земле
1996 - Вперёдсмотрящий
1997 - Давай поедем в Царское Село
1997 - Как медь умела петь...
1998 - На материк
1998 - Александр Городницкий, серия «Российские барды»
1999 - Система Декарта
1999 - Концерт в "Гнезде глухаря", ч. 1 - "Всё перекаты..."
1999 - Концерт в "Гнезде глухаря", ч. 2 - "Жена французского посла"
1999 - Концерт в ЦАПе, ч. 1. - "Я иду по Уругваю"
1999 - Концерт в ЦАПе, ч. 1. - "Гамлет"
2000 - Концерт в Политехническом - двойной альбом
2002 - Александр Городницкий, серия «Наши барды»
2002 - Александр Городницкий - двойной альбом серия "Серебряные струны"
2002 - Весь Городницкий
2003 - Двадцать первый тревожный век
2003 - За шпилей твоих окоём
2008 - Река времён
2009 - Навстречу судьбе
2009 - От Оренбурга до Петербурга
2009 - Новая Голландия
2012 - Глобальное потепление
2013 - Почему расстались
2013 - У Геркулесовых столбов
2014 - Детям
2014 - Споем, ребята, вместе
2015 - Давайте верить в чудеса

Песни Александра Городницкого:

Тихо по веткам шуршит снегопад...
Всё перекаты, да перекаты...
В Уэльсе тёплые дожди...
Пират, забудь о стороне родной...
Когда на сердце тяжесть...
Над Канадой, над Канадой...
Моряк, покрепче вяжи узлы...
У евреев сегодня - праздник...
Погиб поэт. Так умирает Гамлет...
На Ваганьковом горят... Памяти Владимира Высоцкого
Нас осталось мало, нас осталось мало...
Предательство, предательство...
Нам с годами ближе... Памяти Юрия Визбора
Спасибо, что петь разрешили...
Деревянные города
Песня полярных лётчиков
Песня болотных геологов
На материк
Чистые пруды
Паруса Крузенштерна
За тех, кто на земле
Геркулесовы столбы
Остров Гваделупа
Жена французского посла
Аэропорты XIX века
Почему расстались
Песня строителей Петровского флота (Ванька)
Меж Москвой и Ленинградом
Губернаторская власть
Марш серых гномов
Система Декарта
Тени тундры
Перелетные ангелы
Финская граница
Севастополь останется русским
Атлантида
Вальс геофизиков
Бульварное кольцо
Бухта Наталья
Песенка радиста
Колымская весна
Тяжелое солнце
Ленинградские дети рисуют войну
Дорога в Израиль
Памяти Освальда Даниеля Руфайзена
Бахайский храм
Народ и язык
Мою внучку зовут Рахиль
Поминальная по Идишу
Песня американских летчиков
Песня американских подводников
Падекатр

Библиография Александра Городницкого:

1991 - И вблизи, и вдали
1993 - След в океане
2001 - И жить ещё надежде...
2011 - Атланты держат небо...: Воспоминания старого островитянина


АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ: "МУЖЧИНЫ БОЛТЛИВЫ И ТЩЕСЛАВНЫ - НЕ ТО ЧТО ЖЕНЩИНЫ!"

Александр Городницкий - профессор геофизики, доктор наук, академик. Впрочем, не потому знает и любит его русскоязычное население планеты. Его песни становились народными в полном смысле слова. Их пели туристы и ученые, министры и зеки, и даже, говорят, хор имени Пятницкого... Недаром не слишком почитаемый им Есенин считал, что в России поэт, чтобы быть популярным, должен писать песни, "не то так и помрешь Пастернаком".

Пока гример Таня колдовала над поэтовым лицом, он рассказывал: "У меня самое веселое воспоминание, связанное с гримом: как-то пригласили сниматься в фильм про пиратов, на паруснике. Вышли в море - и тут начался шторм. И главный пират бегал по палубе и кричал: "Товарищи, что же это такое? Я хотел бы умереть разгримированным!"

Уже после съемок "Фонтан-клуба", в гостиничном номере Валерий Хаит присел рядом с Городницким на кровать и давай расспрашивать: "Значит, вы были знакомы с Довлатовым? И с Давидом Самойловым дружили? А Бродский? По-моему, он повернул русскую поэзию в несвойственное ей русло..." И так - до полуночи. Так что в какой-то момент Александр Моисеевич даже процитировал своего друга Игоря Губермана: "...где соберутся два еврея - там спор о судьбах русского народа".

"ЧТО У ВАС МОЖЕТ БЫТЬ ОБЩЕГО С ЭТИМ СЕКСУАЛЬНО ОЗАБОЧЕННЫМ ПОШЛЯКОМ?"

Тут обо мне на АТВ у Киры Прошутинской сняли часовой фильм: в мастерской художника Бориса Жутовского сидят четыре человека: покойный Лев Разгон, Жутовский, мой друг политик, один из лидеров "Яблока" Володя Лукин, и Губерман. На столе стоит водка и закуска, разговор идет обо мне. А меня нет. И по мере того, как они допивают водку, разговор становится все непринужденнее... Во-первых, я узнал о себе массу деталей сексуально-питейного характера - они совершенно забыли, что их снимают. А во-вторых, где-то после третьей рюмки Губерман ввел "неформальную" лексику. Так что, я боюсь, фильм на экраны не выйдет. А жаль. Там такие перлы! Мы же с Губерманом знакомы с 63-го года, еще до его "посадки".

Лет пять назад, когда он впервые приезжал из Израиля в Россию, я вел его вечер в Санкт-Петербурге и получил возмущенную записку: "Как вы можете быть ведущим у такого человека, как Губерман? Что у вас может быть общего с этим пошлым, грубым, страшным, сексуально озабоченным человеком, который без мата не может шагу ступить?! Вы такой романтичный, возвышенный!.."

Действительно, что может быть общего? Кроме того, что вы, говорят, "совместно проживали" в одной квартире и переписывались эпиграммами...

Нет, совместного проживания не было! Это он проживал в моей квартире в Ленинграде, пока жена с ребенком были на даче! Он уверяет, что это он из-за меня начал писать свои "гарики" - якобы я послужил причиной его первых гнусных эпиграмм.

Зима, крестьянин, торжествуя,
Вершит на санках легкий бег.
Ему кричат: "Какого уя?! -
Еще нигде не выпал снег!"

А детские стихи его вы знаете? У него жуткие детские стихи:

У старой водокачки,
Где садик и беседка
Играли две собачки -
Как папа и соседка.

И все же, Александр Моисеевич, расскажите о переписке...

Когда была первая израильская агрессия? Значит, это было в 68-м. Я тогда еще жил в Ленинграде, был женат на своей первой жене, и Губерман жил у меня в кооперативной квартире. Причем мы с ним не виделись: я утром уходил на работу в Институт Арктики, а Губерман отсыпался после ночных бдений по разным поводам - либо питейным, либо любовным. Поэтому на тахте, где он спал, оставлялись записки. В стихах. Я с ним тягаться не мог, поэтому писал попроще:

Подожди меня с работы.
В доме есть паштет и шпроты.
Весь коньяк не выпей сам.
Я вернусь к пяти часам.

Шпроты я открыл, но не успел съесть, а паштет не открыл. Когда я пришел с работы, у пустой банкой от паштета лежала записка: "Милый Саша, тет-а-тет: на фига тебе паштет?" Шпроты нетронуты, под ними бумажка: "Махнула смерть бесшумным взмахом крыл: Сальери шпроты Моцарту открыл". Но самая гениальная записка ждала меня на тахте (я не без основания полагал, что, пока меня нет, Губерман водит туда девушек):

Поваливши на лежанку,
Здесь еврей имел славянку.
(Днем подобные славянки
Для арабов строят танки.)

"КАК "ШАНСОНЬЕ СССР-68" Я ПЕЛ В ПАРИЖЕ СРАЗУ ПОСЛЕ ШАРЛЯ АЗНАВУРА"

Александр Моисеевич, я знаю, что президент Ельцин вручил вам премию имени Булата Окуджавы, и вы ее на другой же день передали музею Окуджавы в Переделкино...

Я сказал президенту: "Борис Николаевич, спасибо вам, что такая премия вообще стала возможна. Ведь вы знаете, что и Галич, и Высоцкий, и тот же Окуджава ничего, кроме кляуз и всяческого поношения, при жизни не испытывали. И то, что первая премия вручается мне - я понимаю, что это не мне, а в моем лице - тем, кто не дожил. Он мне: "Прально!.."

Он, извините, хоть понял, что вы ему сказали?

Да-а! Он вообще там шутил, девушек лапал... Вел себя как нормальный мужик. Потом как-то он сник, и нам стали говорить: "Не утомляйте, не утомляйте". А так, он на какое-то время очень оживился... Он вообще очень любит награждать, мне говорили. Ему, конечно, написали речь о роли моего творчества в развитии авторской песни, о том, что "не одно поколение выросло на песнях Городницкого", - но он не по бумажке говорил - выучил!

Это государственная литературная премия, которая присуждается раз в год за вклад в развитие русской поэзии и авторской песни. Дальше идет чудовищная формулировка: "...соизмеримый с вкладом Булата Окуджавы". В жюри - Андрей Битов, Алла Пугачева, Олег Янковский... Бардов там нет. Мне показывали стенограмму заседания жюри. Я был поражен: оказывается, когда шло обсуждение, пламенные речи в мой адрес провозгласили Алла Пугачева и Олег Янковский. Я этого никак не ожидал, лично с ними не знаком... Я потом у Ильи Резника спрашивал: "Илюша, это ты ее научил?" (Резник ведь начинал с того, что в юности пел мои песни.) Он говорит: "Да что ты, она сама!"

Александр Моисеевич, травля травлей, но еще в 72-м году вы стали членом союза писателей!

Вообще-то меня уже принимали в 68-м, но... Если вы читали "Соло на ундервуде" Сережи Довлатова, там описана история с первым доносом на Бродского... Я попал в хорошую компанию: Бродский, я и поэтесса Татьяна Галушко. После этого доноса меня выгнали из Ленинградского отделения Союза писателей, в Москве - 12 лет не печатали. Причем, когда донос был написан - я в это время как раз поехал в Париж, потому что моя песня "Атланты" заняла первое место на всесоюзном конкурсе как лучшая песня для советской молодежи... Бюрократия не сработала: тут уже шли обыски - а я выступал на белой Олимпиаде как "шансонье СССР-68". Я пел сразу после Шарля Азнавура!

Это меня защитило. Потому что ЦК Комсомола, который меня туда послал, разумеется, не хотел признать, что они такие лопухи. Так что, удар пришелся вскользь: я уже был в Париже, а в это время в Ленинграде шли обыски. Меня и потом пускали за границу - но по линии науки. Наша удивительная бюрократия, две параллельные линии: там - меня давили и не пущали, а по линии науки - я ездил за рубеж, плавал на "Крузенштерне".

В России всегда все очень плохо работало, даже бюрократический аппарат. Даже при Сталине, при Ежове и Ягоде, если человек узнавал, что его завтра будут арестовывать, он уезжал куда-то в Сибирь - его не находили! Его даже не искали! Они хватали другого: им надо сегодня план выполнить по врагам народа, иначе завтра арестуют самого начальника местного ГПУ. Правда! Мой покойный тесть так спасся. Он был вторым режиссером Театра Вахтангова, и когда там стали арестовывать, он уехал в Находку и там отсиделся. А потом план выполнили - и он вернулся.

"В БЛОКАДУ БЫЛО ЛЕГЧЕ..."

Вы тридцать лет проплавали в океане. И теперь пишете: "За день в океане я месяц отдам обыденной жизни земной..." Удается сейчас хоть немного плавать?

Очень мало. У науки денег нет: корабли ржавеют, продаются. Сейчас я должен был идти на Балтику в плаванье - отправил своих ребят из лаборатории, сам поехать не смог.

Судя по Интернетовской афише, за последние три дня вы выступили в Москве в двух бард-кафе...

Нет, только в "Гнезде глухаря". Концерт в "Беседке" я отменил. Я и вчера, выйдя на сцену, извинился: дни у нас - черные, погибают люди, гремят взрывы, - как бы неудобно веселиться. Но я - ленинградский блокадный ребенок. Я знаю, самое главное, чего хотят добиться наши враги - чтобы мы перестали жить, смеяться, петь... В блокаду было легче. Во-первых, потому, что мы знали, где враг. Люди делились на своих и на чужих. А во-вторых, знали, что если гудит сирена - надо бежать в бомбоубежище. А сейчас сирены нет. И до сих пор непонятно: чеченцы - не чеченцы...

Я, собственно, к чему начала о бард-кафе... Как вы в принципе относитесь к такой форме концерта, как выступление в кафе?

В принципе, положительно. Все зависит от того, для чего люди туда пришли. В "Гнездо глухаря" люди приходят пообщаться. Это та полуинтимная обстановка, где можно посидеть, поговорить - на концерте в большом зале это невозможно.

Вам-то самому нравится такое общение?

Н-ну как... К "Глухарю" я привык. А так, конечно, пардон, в ресторанах я не пою. Мне предлагали в Мурманске за огромные деньги в ресторане спеть одну песню - "От злой тоски не матерись" - они ее обожают. Я отказался.

Ну, не могу я... (Вдруг.) Хотя, недавно я всю ночь пел в ресторане... под аккомпанемент Пети Тодоровского. Петра Ефимовича. Для своих, конечно. Мы были в жюри кинофестиваля "Окно в Европу", порепетировали полчаса - и на сцену. (Городницкий - чуть ли не единственный из знаменитых бардов, никогда не аккомпанирующий себе на гитаре - ему аккомпанируют другие. В Киеве это обычно делает наш земляк Илья Винник. - Н.Х.)

Ваш кумир юности Амундсен считал, что всякое приключение - это результат плохо организованной работы...

Да, я так считаю.

Но вы же - романтик! Разве романтика и приключения - не одно и то же?

Я любитель неизвестности. Но всегда хочется, чтобы эти приключения были не слишком серьезными.

"БРОДСКИЙ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО Я ПНУЛ ЕГО НОГОЙ И ПОБЕЖАЛ ЗА ПИВОМ"

Недавно ко мне пришли за помощью ребята, которые нашли старую пленку: там мы с Володей Высоцким и Женей Клячкиным сидим дома у Володи - поем, беседуем. А поскольку пленка была дефицитом, то когда пели - магнитофон включали, а когда говорили - выключали. Ребята просят: "Вот тут обрывки разговоров... О чем вы тогда с Высоцким говорили"? - "Откуда я знаю?" - "Как, вы с самим великим Высоцким говорили - и не запомнили?!" Да ведь для меня все они не были великими. Это часть моей жизни.

Александр Моисеевич, говорят, вас с вашей второй женой познакомил Иосиф Бродский?

Ну, это не он знакомил - он сам был с ней не знаком. Просто я пришел на встречу с ним, вдруг вошла девица и сказала: "Ой, мальчики, как скучно - у вас пива нет!.." Бродский потом рассказывал, что я бросил все и побежал за пивом. Он нагнал меня на лестнице, сказал: "Дурак, куда ты бежишь? Мы же не договорили о поэзии - какое пиво?!" На что я, якобы, пнул его ногой, сказал: "Пшел вон, дурак", - и умчался. Я был уже "все".

Неужели то самое, как у Булгакова: "Любовь выскочила из-за угла..."?

То самое. Редко, но такое бывает. Так что, познакомились, действительно, через Бродского...

Выражаясь сегодняшним языком, это была такая литературная "тусовка"?

У нас было несколько литературных "тусовок" в Ленинграде. Бродский принадлежал к одной, я - к противоположной. Просто мы были современники, из одного времени. Я сейчас в книге пишу, что родина человека - это не только географическое понятие земли, где он живет. Это еще и эпоха, в которой он родился и вырос. Наша родина - та. Эта родина - уже не моя. Жить в этой эпохе - для меня все равно, что уехать в другую страну... Все уже не так: не тот язык, не те люди, не те понятия.

Ну это все таки какой-то постепенный переезд...

Да, постепенный, это верно...

"НО ЖИЗНЬ И ТАКАЯ МИЛА И ЖЕЛАННА, ЗАМЕЧУ Я РОБКО"

Для меня ваш образ последнего времени - это строчки из "Системы Декарта":

Но жизнь и такая мила и желанна, замечу я робко,
Пока привлекают пустая поляна и полная стопка.
Пока мы под сердцем любовь эту носим, все ставя на карту,
И робкое скерцо пиликает осень в системе Декарта.<$>

Конечно. (Проникновенно.) Потому что я - живой! Организм ветшает, но внутри-то - все остается, как в юности!

То есть, вы не ощущаете внутренней усталости, "бремени лет"?

Аб-бсолютно! Никакой старости. То есть нет, я ощущаю... потребность в новом теле. Несоответствие своей оболочке. Понимаете, я могу умереть внезапно - но я не могу состариться!

Когда читаешь стихи ваших друзей, которых уже, к сожалению, нет - Булата Окуджаву, Давида Самойлова - кажется, что у них тоже было такое ощущение...

Трудно сказать, мы на эту тему не разговаривали. Но думаю, что у Самойлова - было. С Булатом мы не были так близки. Да и на Самойлова я всегда смотрел "снизу вверх". Моим единственным наиболее близким другом был историк Натан Яковлевич Эйдельман... У меня вообще с друзьями плохо. Приятелей всегда была масса, миллион, а настоящих друзей - практически, не было. Это очень странно. У меня вообще странная точка зрения на этот счет: я предпочитаю друзей - женщин. Мужчины болтливы, тщеславны...

А женщины - не болтливы?!

О, не-ет! Женщины самоотверженны, преданны - даже во вред себе. Мужчины гораздо более эгоистичны, тщеславны. И главное, болтливы!

Обычно женщины, наоборот, говорят, что предпочитают дружить с мужчинами, поскольку женщины слишком болтливы! Так что, рассказы о том, что у вас в каждом городе Союза "по бабе"...

Ну что-о вы, Наташа!.. Это же байка.

Погодите, но вы всегда повторяете, что пародии на вас писали исключительно сексуально-питейного характера. Наверняка ведь какая-то доля правды в этом есть?

О Господи, ну конечно. Поймите, я же из другого поколения - еврейский мальчик, которого били за то, что он не умел драться. И мне надо было доказывать всем, что я не хуже других. Я начитался Киплипга, и мне хотелось стать настоящим мужчиной. В кодекс настоящего мужчины входило несколько моментов: истерические попытки доказать, что ты храбрый (я прыгал с большого порога на лодке на пари и т.д.) и, конечно, - успех у женщин. Была поставлена задача, как один из тестов на настоящего мужчину. И я этого добился в свое время. Потом мне стало скучно. Это потеряло для меня всякую ценность.

Так это был исключительно холодный расчет?!

Не-ет. Это была проверка самого себя. Расчета не было никакого. Просто я мечтал о славе, я был тщеславен. Внимание женщин входило в это понятие.

Ну славы вы добились...

Ну и что? Дело в том, что у меня есть одно нехорошее качество... Я моментально теряю интерес ко всему, чего я добиваюсь. Вот сейчас: вышло три книжки из будущего пятитомника. (Итого - это будет уже двадцатая опубликованная книга А.Городницкого. - Н.Х.) Мне звонят из издательства: "Ну приезжайте, заберите!" - я три недели не могу поехать и забрать. Да пусть лежат, хрен с ними. Мне гораздо интереснее та книжка, которая еще не написана.

Сумасшедший азарт...

Да нет... Я еще понимаю другое: мне мало времени осталось жить. Раньше я мог тратить его на что угодно. Я теперь оно, как в песочных часах, - последние песчинки вываливаются, и мне страшно, что завтра этого не будет. Мне его жалко. Раньше я его не замечал, его было так много - и вдруг его не стало... А песня "Система Декарта" для меня действительно - самая важная. Умница, вы это поняли...

Александр Городницкий

Полное им я Александр Моисеевич Городницкий.

Семья Отец – Моисей Афроимович Городницкий, мать – Рахиль Моисеевна Городницкая.

Детство-юность У Городницкого не самая простая биография. Война началась, когда мальчику было всего восемь лет. С сентября 1941 года по апрель 1942 года он находился в блокадном Ленинграде. Одно из его самых ярких воспоминаний о той поре связано с пожаром в доме, где жила их семья. Этажом выше от голода умерла соседка, а ее печка продолжала гореть. Пожар потушить было нечем, так как за водой пришлось бы бежать очень далеко – к проруби в Неве. Семья Городницких просто собрала вещи и тихо ушла. Много лет спустя эта история вдохновила Александра на текст «Сочится медленно, как струйка…»

В 1951 году Городницкий окончил с отличием среднюю школу и успешно сдал экзамены на геофизический факультет Ленинградского горного института. Но при поступлении его поджидали неожиданные трудности. Нужно было показать свою физическую подготовку и прыгнуть в воду с вышки. Александр не умел плавать, но все равно решил попробовать. Он поднялся на вышку, посмотрел вниз и понял, что от ужаса не может двигаться. Помог случай – доска, на которой он стоял, спружинила, и абитуриент полетел в воду. Прыжок засчитали – так будущий бард вошел в ряды геологов.

Городницкий окончил институт в 1957 году и получил диплом по специальности геофизика. Параллельно с научной работой участвовал в работе институтского литобъединения. Творчество Александр начал писать стихи еще в юности, их начали публиковать, когда ему было пятнадцать лет. Первые серьезные песни появились в начале 1950-х, когда Городницкий попал на Крайний Север. Тогда он сочинил «Кожаные куртки» и «Снег». Выяснилось, что стихи за Полярным кругом читать не любят, а вот песни люди поют с удовольствием: они стали чем-то вроде средства общения для полярников. Впрочем, песни Александр Городницкий писал и раньше. Так, в 1953 году он сочинил гимн геофизиков «Искатели урана». Чаще всего бард исполнял свои песни a-cappella или под чей-либо аккомпанемент. Сам же он признается, что играет на гитаре плохо, в основном, использует ее, чтобы подобрать мотив. Но все аккорды, тем не менее, знает. То есть, как и любой ученый, больше дружит с теорией. Довольно долго его песни распространялись с помощью магнитофонных записей, причем часто в чужом исполнении. Сегодня дискография Городницкого насчитывает более двадцати альбомов и сборников. Его песни поют туристы, таежники, геологи.

Личная жизнь Жена Александра Городницкого, Анна Наль, – поэт и переводчик. Ей он посвятил несколько песен, в том числе «Чистые пруды» и «Собачья площадка» (обе были написаны в 1962 году). С их знакомством связана забавная история. Однажды Александр приехал из Ленинграда в Москву, чтобы навестить своего приятеля Иосифа Бродского. И тот показал Городницкому стихи, поразившие его до глубины души. Вскоре пришла девушка, которая их написала. Она с порога заявила, что ей скучно и хочется пива. Городницкий тут же бросил все и побежал в магазин. Бродский изумленно кричал ему вслед: «Ты с ума сошел? Мы же говорим о поэзии». Но остановить Александра было невозможно, это оказалась любовь с первого взгляда. Влюбленные поженились только через десять лет после знакомства. Но, как говорит Анна Анатольевна, если вычесть бесконечные экспедиции, плавания и переезды, то этот срок может сократиться до года.

Достижения и награды Лауреат Царскосельской лицейской художественной премии (1998) и Государственной литературной премии им. Булата Окуджавы. Член Союза писателей России и Международного Пен-клуба.

А знаете ли вы, что… Городницкий – не только бард и поэт, но также геолог, профессор, доктор наук, путешественник, побывавший в самых экзотических странах и несколько раз погружавшийся на дно океана, один из первооткрывателей Игаркинского медно-никелевого поля. Стихи Александра Городницкого включены в антологию современной русской поэзии. Многие песни барда стали народными, например, «От злой тоски не матерись…» Однажды он пытался доказать рабочим геологической экспедиции, что является ее автором. Артисту тут же объяснили, что песню написал старый зек. А позже, когда он приехал на Кольский полуостров, показали могилу «автора» этой песни.

Хиты «Снег», «Деревянные города», «Перекаты», «Геркулесовы столбы», «Аэропорты XIX века», «Атланты».