Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Таджикистан когда будет таможни союз. В рт кыргызские эксперты сообщили о плюсах членства в таможенном союзе

Ирина Денисова, Андрей Малокостов и Наталья Турдыева

История вопроса: Таджикистан

Таджикистан является одной из беднейших стран Центральной Азии. Согласно данным Всемирного банка, номинальный ВВП на душу населения Таджикистана в 2012 г. составлял 872 долл. США. Таджикистан - это горная страна, не имеющая выхода к морю, где в результате разрушительной пятилетней гражданской войны, разразившейся вскоре после провозглашения независимости в 1992 г., сильно пострадала существовавшая во времена СССР хозяйственная инфраструктура. В настоящее время основу экономики Таджикистана составляют хлопковая, текстильная и легкая промышленности, производство электроэнергии, алюминия, добыча природных ресурсов (золото, серебро, сурьма и уголь), а также производство некоторых товаров народного потребления.

Эффект низкой базы может частично объяснить недавние высокие показатели роста Таджикистана: темп роста реального ВВП составил 7,4% в 2011 г., темп роста реального ВВП на душу населения - 5,9%. Одними из основных факторов увеличения ВВП Таджикистана являются денежные переводы от соотечественников, уехавших на заработки в соседние страны (в особенности в Россию), и рост экспорта (основными экспортными товарами являются алюминий и хлопок). Структура экспорта Таджикистана в 2011 г. представлена на , а структура объема промышленного производства страны в 2010 г. - на .

Таджикистан и Таможенный союз

Вхождение Таджикистана в состав Таможенного союза и Единого экономического пространства возможно лишь после присоединения Кыргызстана к этим наднациональным структурам, так как в настоящее время у Таджикистана нет общей границы с Таможенным союзом.

Расширение Таможенного союза посредством включения в свой состав Таджикистана может иметь значительное влияние на экономику этой страны, так как Россия, Беларусь и Казахстан в настоящее время обсуждают комплекс мероприятий в сфере торговли, миграции и инвестиционной политики.

Торговля

В сфере торговли можно сказать не так много: большинство тарифов, применяемых в двусторонней торговле между странами Таможенного союза и Таджикистаном равны нулю благодаря договорам Евразийского экономического сообщества. Таможенный тариф Таможенного союза несколько выше, чем действующий в Таджикистане: средневзвешенный таможенный тариф Таможенного союза составляет 7,55% по сравнению с 6,41% в Таджикистане (по состоянию на начало 2014 года).

Таджикистан является членом ВТО с марта 2013 г., что означает, что любое региональное торговое соглашение должно соответствовать статье XXIV ГАТТ-1994, в которой говорится, что «региональное торговое соглашение должно быть направлено на развитие торговли между ее станами-членами и не создавать барьеры в торговле с другими членами ВТО». Принимая во внимание правила ВТО, увеличение числа членов в Таможенном союзе не должно привести к росту торговых барьеров Таджикистана, и в этой связи возникают вопросы о том, каким образом будет формироваться единый внешний таможенный тариф в новом расширенном Таможенном союзе.

Величину возможных последствий присоединения Таджикистана к Таможенному союзу можно оценить с помощью вычисляемой модели общего равновесия GLOBE . Если предположить, что Таджикистан будет использовать внешний таможенный тариф Таможенного союза, то изменение ВВП, вызванное расширением, составит 0,2% для Таджикистана, 0,1% для России. Эффект для Беларуси и Казахстана будет незначительным. Стоит отметить, что данные расчеты проведены в предположении о вхождении в Таможенный союз только Таджикистана, в то время как реальный экономический процесс предполагает предварительное вхождение в состав этого регионального объединения Кыргызстана.

Один из экономических механизмов, не отраженный в вычислимой модели общего равновесия (CGE), - это динамическое изменение в структуре экспорта за счет реализации экспортного потенциала, которое можно расчитать в рамках подхода Хаусманна и Клингера. Этот подход фокусируется на отношениях между существующей структурой экспорта страны и возможностями ее будущего развития. В качестве индикатора структуры экспортной корзины, Хаусманн и Клингер использовали «сложность» экспортных товаров. Уровень «сложности» определяется уровнем развития в странах, которые имеют аналогичную структуру экспорта. Оценивая изменения в структуре экспортных товаров и соответствующую динамику развития стран-экспортеров, Хаусманн и Клингер предложили методику прогнозирования развития существующего экспорта страны. Эта методика основывается на предположении, что эволюция экспортной корзины, образованная выявленными сравнительными преимуществами рассматриваемой страны, в значительной степени определяется «близостью» этих товаров к существующей корзине экспорта.

В настоящее время таджикскому экспорту определенно не хватает «сложности», однако увеличить ее возможно. Согласно результатам исследования «Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП », проведенного Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, торговля со странами Таможенного союза позволит Таджикистану увеличить «сложность» своего экспорта больше, чем это было бы без интеграции.

Все промышленные товары можно разделить на четыре больших группы: «сырьевые», «низкотехнологичные», «технологии среднего уровня» и «высокотехнологичные». Результаты применения модели Хаусманна в отношении Таджикистана показывают, что в настоящий момент эта страна может увеличить производство следующих товаров, имеющих самый высокий экспортный потенциал:

    • Товары технологии среднего уровня: например, холодильное оборудование;
    • Низкотехнологичные товары:

Строительные материалы из камня, цемента и дерева;

Изделия из алюминия;

Текстиль и швейные изделия;

Молоко и молочные продукты;

Рыбные продукты.

Трудовая миграция

Инвестиционный потенциал Таджикистана высок. Основными секторами для инвестиций являются цветные металлы, гидроэнергетика, а также пищевая и легкая промышленность (в основном текстильная). Таджикистан может стать интересной инвестиционной возможностью для компаний Таможенного союза, однако исследование Всемирного банка, посвященное оценке деловой и предпринимательской среды, проведенное в 2009 г., обозначило множество препятствий на пути к предпринимательской деятельности. Среди препятствий для ведения бизнеса в Таджикистане были названы: плохой инвестиционный климат, высокие налоги, отключения электроэнергии, коррупция, обременительное таможенное администрирование и регулирование торговли. Улучшение инвестиционного климата является ключевым компонентом успеха и поможет реализации преимуществ для Таджикистана при интеграции с Россией, Беларусью и Казахстаном.

Выводы и последствия для экономической политики

Подводя итоги, можно сказать, что анализ возможных последствий для Таджикистана при вступлении в Таможенный союз предполагает, что основные экономические выгоды для этой страны лежат в заключении дополнительных соглашений, в основном в сфере трудовой миграции. Экономические выгоды для Таджикистана от торговой интеграции весьма скромны, а движущая сила процесса интеграции лежит в политической области.

Приведенные данные также рождают ряд политически значимых пунктов: интеграция должна быть всесторонней, чтобы быть взаимовыгодной; торговые последствия являются незначительными; актуальной проблемой является регулирование миграции в странах-членах Таможенного союза и инвестиционные возможности в Таджикистане.

Регулирование миграции является одним из краеугольных камней возможной интеграции: российский интерес лежит в области легализации миграционных потоков, а интерес Таджикистана заключается в стабилизации потока денежных переводов.

Для Таджикистана чрезвычайно важно повысить доверие к своей банковской системе, что возможно с помощью инвестиций из других стран-членов Таможенного союза.

Улучшение инвестиционного климата является ключевым компонентом успеха, который поможет Таджикистану реализовать ряд преимуществ при присоединении к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана.

С полным текстом исследования можно ознакомиться на сайте Евразийского банка развития: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/Tajikistan_CU_SES/

Ирина Денисова - ведущий научный сотрудник ЦЭФИР

Андрей Малокостов - научный сотрудник ЦЭФИР

Наталья Турдыева - старший научный сотрудник ЦЭФИР

Scott McDonald, Karen Thierfelder, and Sherman Robinson. (2007) "Globe: A SAM Based Global CGE Model using GTAP Data", United States Naval Academy Department of Economics, Working Paper No. 14, May 2007.

Hausmann R., Klinger B. (2006) Structural Transformation and Patterns of Comparative Advantage in the Product Space. CID Working Paper . No. 128. Hausmann R., Klinger B. (2007) The Structure of the Product Space and the Evolution of Comparative Advantage, CID Working Paper . No. 146.

Lall S. (2000) The Technological Structure and Performance of Developing Country Manufactured Exports, 1985-1998. QEH Working Paper . No. 44.

Евразийский банк развития (2013) Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП. Рабочий документ № 14, Санкт-Петербург: Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Аналитические материалы по теме торговля и устойчивое развитие доступны в публикации "Мосты" .
Подписка бесплатная

В слу­чае вступ­ле­ния в Та­можен­ный со­юз Тад­жи­кис­тан сэ­коно­мит до $350 млн при им­порте ГСМ. Кро­ме то­го, членс­тво в ТС не по­меша­ет рес­публи­ке всту­пить во Все­мир­ную тор­го­вую ор­га­низа­цию. Об этом шла речь на круг­лом сто­ле «Та­можен­ный со­юз и Тад­жи­кис­тан: но­вые перс­пек­ти­вы ин­тег­ра­ции», сос­то­яв­шем­ся в Ду­шан­бе.
Выс­ту­пая пе­ред участ­ни­ками круг­ло­го сто­ла, чрез­вы­чай­ный и пол­но­моч­ный по­сол Рос­сии в Тад­жи­кис­та­не Юрий По­пов от­ме­тил, что воп­рос вхож­де­ния Тад­жи­кис­та­на в ТС яв­ля­ет­ся ак­ту­аль­ным, как для са­мой рес­публи­ки, так и для стран-чле­нов дан­ной ор­га­низа­ции. «Воп­рос о вхож­де­нии Тад­жи­кис­та­на в Та­можен­ный со­юз, по­ка яв­ля­ет­ся преж­девре­мен­ным, пос­коль­ку рес­публи­ка мо­жет при­со­еди­нить­ся к это­му со­юзу лишь пос­ле вступ­ле­ния в не­го Кыр­гызс­та­на”, - от­ме­тил По­пов.

Он так­же от­ме­тил, что вхож­де­ние Тад­жи­кис­та­на в ТС бу­дет спо­собс­тво­вать улуч­ше­нию бла­госос­то­яния жи­телей рес­публи­ки. К при­меру, тру­довые миг­ранты по­лучат пра­во на­ходит­ся на тер­ри­тории Рос­сии один ме­сяц без ре­гист­ра­ции, пе­ре­да­ет Аves­ta.Tj.

Кро­ме то­го, по сло­вам чле­на ко­мите­та по де­лам СНГ и свя­зам с со­оте­чест­вен­ни­ками Гос­ду­мы Фе­дераль­но­го Соб­ра­ния РФ Ва­силия Ли­хаче­ва, вступ­ле­ние РТ в ТС не по­меша­ет рес­публи­ке всту­пить в ВТО. «В нас­то­ящее вре­мя не­кото­рые участ­ни­ки ТС яв­ля­ют­ся чле­нами ВТО или на­ходят­ся на по­роге вступ­ле­ния в эту тор­го­вую ор­га­ни­за­цию”, - под­черк­нул он.

Ли­хачев так­же про­ком­менти­ровал выс­ка­зыва­ния от­но­ситель­но фи­нан­со­вых по­терь Тад­жи­кис­та­на в слу­чае вхож­де­ния стра­ны в ТС. «Не­кото­рые да­же при­водят циф­ру в раз­ме­ре $400 млн. При этом они за­быва­ют, что, став чле­ном этой ор­га­низа­ции РТ, сэ­коно­мит до $350 млн при им­порте ГСМ. Кро­ме то­го, членс­тво в Та­можен­ном со­юзе поз­во­лит ле­гали­зо­вать тру­до­вую миг­ра­цию”, - от­ме­тил он.

По его сло­вам, «су­дя по ре­зуль­та­там оп­ро­сов, боль­ше по­лови­ны оп­ро­шен­ных граж­дан РТ выс­ту­па­ют за эко­номи­чес­кую ин­тег­ра­цию».

Как со­об­ща­лось ра­нее, пра­витель­ства стран-участ­ниц Ев­рА­зЭС на­мере­ны раз­ра­ботать так на­зыва­емую «до­рож­ную кар­ту» по вступ­ле­нию Кир­ги­зии и Тад­жи­кис­та­на в Ев­ра­зий­ский эко­но­ми­чес­кий со­юз.

таможенный союз таджикистан

13 КОММЕНТАРИЕВ

BAHTIYORJON SOATOV 88:И бача дард доштайэээ

С А:И дарди хамаи мо точикохай қандата зан бародар

((Salam Afganov)):Дарди и бе даво бдай ээ ба худо!!

Н Ҳ:И бача як дард дора ки и тарбияи соз надора

→Шодруз ←:Е гап нес бародар боши

Sheroz 04 GBAO:Е бача шварснегер чан бор зоид аммо точикистон обод намешавад

Гордый Сын Таджикского народа:То дар сари давлат ин оилаи гурусна хаст Точикистон обод намешад

Удален Удаленов:Шери нари шефи жангал!!!

📩 Юсуфалиев☝ 🔒💃:Мужик

Абдулбосит Сангов:Шери хондагиша гуш кунен ба мужикуш бген

FBR США:хела фикри хуб боши да

Хошимов О Б:Зиқ нашав бародар ба орзуҳои гуфтагит мераси 2090солда

Рахмонов Олимчон:Додар тои гуфтагиёт мешава худут така мембри додар холия дер нашудай

Изучение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Республики Таджикистан, направленных на диверсификацию его внешних связей и развитие тесных отношений с Европейским Союзом. Правовое оформление двустороннего сотрудничества Таджикистана с ЕС.

Размещено на http://www.stud.wiki/

ТАДЖИКИСТАН И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ВОПРОСЫ РАСШИРЕНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

Асоева М. М.

Магистр второго курса

специальности 250103- «Мировая экономика»,

Институт предпринимательства и сервиса

Актуальность темы. Для Республики Таджикистан после приобретения независимости особую актуальность приобрело налаживание и укрепление сотрудничества не только с государствами, но и с интеграционными группировками, в том числе и с Европейским Союзом, что диктовалось срочной необходимостью решения острых социально-экономических проблем страны. Как отметил Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон: «Республика Таджикистан придает приоритетное значение развитию и расширению отношений с Европейским Союзом…»[Речь Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на очередном заседании Регионального политического диалога между Тройкой ЕС и Центральной Азией на уровне министров иностранных дел. Душанбе, май 2009 г.1], поскольку внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Таджикистан направлены на диверсификацию его внешних связей, включая развитие тесных отношений с Европейским Союзом. Одним из основных правовых последствий данной политики является правовое оформление двустороннего сотрудничества Таджикистана с Европейским Союзом, которое отличается рядом особенностей, нуждающихся в научном исследовании.

Степень изученности проблемы . Важнейшие аспекты данной проблемы были рассмотрены в работах ученных в области экономического сотрудничества и интеграцииЛ. Н. Гумилева, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого (теория «евразийства»), А.Н. Быкова, А.Н. Барковского, А.Г. Гладкова, А.И. Гринберга, В.Б.Мантусова, В.Е.Рыбалкина, А.В. Чаянова, Р.С. Чистобаева Ю.Н. Шишкова, Ю.В.Щербанина (теория интеграции и регионального экономического сотрудничества) и др.

Таджикские ученые Рахимов Р.К., Каюмов Н.К., Назаров Т.Н., Рахимов А. М, Усманов М.Х., Тошев О.Т., и другие внесли заметный вклад в проблемы расширение Таджикистана с интеграционными группировками части. Республики Таджикистан в условиях глобализации и возможные пути выхода из критической ситуации.

Основная часть . Европейский союз — самостоятельный субъект международных отношений, имеющий свой флаг и гимн. Политическую структуру Европейского союза составляют 5 институтов, являющихся наднациональными органами: Европейский Совет; Совет министров Европейского союза; Комиссия Европейского союза; Европейский парламент; Европейский суд [ 2, с.3].

Стратегия Республики Таджикистан и Евросоюза базировалась на следующих постулатах:

· Переход бывших советских республик к независимости особенно тяжело для государств Центральной Азии;

· Евросоюз имеет важные интересы в Центральной Азии, которые связаны с геополитикой и экономикой; особенно важно для ЕС развитие в регионе энергетического сектора;

· Евросоюз видит достижение своих целей в регионе через осуществление экономических реформ, уменьшение конфликтного потенциала и развитие демократических институтов;

· Евросоюз связывает свою безопасность с возможностью влиять на принятие решений в энергетике и добыче минеральных ресурсов.

Важным событием явилось открытие в 1993 году посольство Федеративной Республики Германии в Таджикистане, которое было первым из государств- членов Европейского Союза. Таким образом, к концу 1994 г. сложились все предпосылки и условия — экономические, политические и дипломатические для полноценного сотрудничества Таджикистана с Европейским Союзом. Республика Таджикистан с 1993 по 1997 г. получила финансово- кредитную поддержку посредством Программы Европейского Союза по технической помощи странам СНГ и Монголии (ТАСИС). В 1997 году европейские страны наиболее активно проявили интерес к сотрудничеству с Республикой Таджикистан.[ 1.№2 (46) 2011]

С учетом огромных технических и финансовых возможностей, которыми располагают индустриально развитые страны Европы, такие как Великобритания, Германия, Франция, Италия и другие, сотрудничество с ними для Таджикистана экономически выгодно.

Приоритетными направлениями сотрудничество можно считать следующие:

· Инвестирование строительства в Республике Таджикистан крупных гидроэнергетических объектов;

· Инвестирование и создание дополнительных производственных мощностей по переработке хлопка- волокна в готовую продукцию;

· Инвестирование начала работ по заготовке, переработке и реализации гранита, мрамора, полудрагоценных и поделочных камней и драгоценных металлов.

Важным шагом в развитии отношении с Евросоюзом стала аккредитация Постоянного Представительства Республики Таджикистан в Европейском Союзе, который способствует укреплению и углублению сотрудничества республики как в рамах ЕС, так и с государствами членами ЕС на двусторонней основе. В последние годы ряд государств Европы, в том числе ФРГ, Великобритания, Италия внесли важный вклад в развитии национальной экономики и народного хозяйства страны в виде реализации различных проектов и программ.

Таджикистан и Евросоюз уже взаимодействуют как партнёры. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Европейскими Сообществами, которое было подписано в 2004 году и вступило в силу 1 января 2010 года, создает прочную правовую базу для регулирования и расширения дальнейших двусторонних отношений.

В настоящее время отношения стратегического партнерства Таджикистана с странами Европейского Союза строятся на привлечении инвестиции в экономику страны и укреплении безопасности региона. После приобретения государственной независимости Республика Таджикистан начала всестороннее сотрудничество со странами ЕС. Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан со странами Европейского сообщества по сей день имеет в основном сырьевую направленность. Как известно в структуре нашего экспорта высока доля промышленного сырья и сельхозкультур, хлопка и алюминия, которые пользуются спросом на мировом рынке. Между тем, основные рынки для реализации этих товаров находятся в Европе, а точнее, в Нидерландах, Англии и Швейцарии.

За период с января по октябрь 2014 г.

объем товарооборот Таджикистана со странами Евросоюза составил 766 миллионов долларов. Из данных средств 267 миллионов приходится на экспорт таджикских товаров в Европу, а 499 миллионов долларов — на импортную продукцию из Европы.

Таджикистан увеличил товарооборот с Австрией на 52%, с Болгарией- на 60%, с Сан- Марино- на 62%, с Латвией- на 21%. Вместе с тем возрос импорт товаров в Республику Таджикистан из Греции в 7,3 раза, из Испании — в 5,3 раза, из Хорватии- в 2,6 раза, из Швеции- в 6,4 раза.

Торговый оборот между Республикой Таджикистан и Европейским Союзом в 2008 году составил 881,3 миллиона долларов США (экспорт- 568,2 млн., импорт- 313,1 млн. долларов США). На торговлю с Европейским Союзом приходится 19,3% всего внешнеторгового оборота страны. В первом квартале 2009 года двусторонняя торговля составила 83 млн. долларов США (экспорт- 37 млн. и импорт- 46 млн. доллар США). Несмотря на то, что вследствие мирового экономического кризиса этот показатель снизился и в 2010 году составил около 350 млн. долларов США у сторон для его дальнейшего увеличения имеется огромный потенциал. Таким образом, можно четко определить увеличение уровня товарооборота в 2012 году, который составил 462221,1 долларов США (экспорт 141143,4 долларов США и импорт 321077,7 долларов США) а уже 534 миллионов долларов в 2013 году.

Вывод ы и предложени я

внешнеэкономический европейский союз таджикистан

Сотрудничество с ЕС является для Таджикистана важным усилием ее интеграции в мировое сообщество, одним из важных аспектов успеха демократических преобразований и перехода к полноценным рыночным отношениям, особенно теперь, когда ЕС стал крупнейшим центром экономического развития Европы, примером совершенно новых отношений между современными государствами.

Европейский Союз и Республика Таджикистан уже накопили достаточный опыт сотрудничества, которое строилось на основе партнерства, доверия и взаимоуважения. На данном этапе жизненно важной потребностью для Таджикистана является обеспечение энергетической безопасности и выход из коммуникационного тупика. В этом плане особую значимость приобретает содействие Европейского Союза в проведении технико- экономического обоснования гидроэнергетических и транспортных проектов в Таджикистане. Только совместными усилиями Европейского Союза и стран региона можно будет решать многие проблем имеющие экономического характера, с которыми сталкивается наша страна. Республика Таджикистан, в свою очередь, всегда готова к эффективному и конструктивному сотрудничеству, как с Европейским Союзом, так и с другими странами.

Литература

1. ФИ. Номи статья // ВЕСТНИК ТГУПБП №2 (46) 2011

2. Директивы Совета Европейского Союза № 99/2000 от 29.12.1999; www.ec.europa.eu/europeaid/where/neighbourhood/indexen.htm.

3. http://tjinform.com/

Вступит ли Таджикистан в Таможенный союз в 2018 году

Статистический ежегодник Республики Таджикистан. (официальное издание). Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе- 2012г. -470с.

Подобные документы

    Выявление особенностей и перспектив экономического сотрудничества между Россией и Европейским Союзом

    Анализ тенденций развития внешнеторговых отношений между Россией и Европейским Союзом с учетом текущего состояния мировой экономики. Оценка договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества. Изучение основных сфер торгово-экономического сотрудничества.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2013

    Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Таджикистаном

    Итоги ряда важных переговоров российской и таджикской сторон в 2006 г. Открытие Торгового представительства Российской Федерации в Республике Таджикистан, его функции, направление деятельности. Развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

    статья , добавлен 03.05.2010

    Международный аспект развития отношений Туниса и Европейского Союза

    Высокая степень интегрированности в мировое хозяйство тунисской экономики. История развития экономического сотрудничества Европейского Союза с Тунисом. Направленность внешнеэкономических связей и торгово-экономического сотрудничества со странами ЕС.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Армения между двумя союзами: Европейским и Евразийским

    Изучение места и роли Армении в мировом сообществе. Анализ развития политического взаимодействия и экономического сотрудничества между Европейским союзом и Арменией. Исследование основных проблем и перспектив вступления государства в Евразийский союз.

    реферат , добавлен 10.11.2013

    Основные аспекты сотрудничества Республики Беларусь и Европейского Союза

    Особенности становления глобальной экономики и интеграция стран в экономической, научной, образовательной сферах. Роль международных экономических организаций, анализ сотрудничества и динамики внешней торговли Республики Беларусь с Европейским Союзом.

    научная работа , добавлен 25.07.2010

    Сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в годы независимости (1991-2016 гг.)

    Становление и развитие дипломатических отношений Республики Таджикистан и Российской Федерации. Торгово-экономическое и культурное сотрудничество в рамках международных и региональных организаций. Взаимодействие в военно-технической и пограничной сфере.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Перспективы развития сотрудничества Таджикистана и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС

    История становления и развития системы сотрудничества Таджикистана и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС: задачи, этапы и перспективы. Механизмы межпарламентского, межрегионального и торгового взаимодействия, обеспечение экономической безопасности.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2013

    Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь и Европейского Союза

    Динамика развития внешней торговли Республики Беларусь со странами мировой экономики. Инвестиции Европейского Союза в белорусскую экономику. Перспективные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь с Европейским Союзом.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2012

    Торгово-экономические отношения России с сопредельными странами и народами Востока на современном этапе

    Положение экономик стран Востока в зоне внешних торгово-экономических отношений России. Договорно-правовая база торгово-экономического сотрудничества России и стран Востока. Проблемы и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2012

    Перспективы сотрудничества России со странами ЕС и СНГ

    Сферы сотрудничества России с Европейским союзом: экономика, внутренняя, внешняя безопасность и правосудие, наука и образование. Интеграция на микроэкономическом уровне и перспективы сотрудничества России со странами ЕС и СНГ. Присоединение России к ВТО.

    реферат , добавлен 10.04.2011

Таджикистан не вступает в Таможенный cоюз, опасаясь экономических рисков. К такому выводу пришли на форуме в Душанбе российские и таджикистанские эксперты. Они считают многие опасения напрасными.

Присоединение Таджикистана к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана (ТС) станет, как ожидается, одной из тем переговоров во время визита президента РФ Владимира Путина в Душанбе, намеченного на 5 октября.

Таможенный союз: плюсы и минусы для Таджикистана

Таджикистан не раз заявлял о своем интересе к ТС, но реальных шагов пока не предпринимал.

Готовь сани летом

21 сентября соседняя с Таджикистаном Киргизия приступила к подготовке документов для вступления в Таможенный союз. К 15 ноября 2013 года Бишкек должен представить свою дорожную карту участия в интеграционном объединении ТС. Все это свидетельствует о том, что общее таможенное пространство вскоре приблизится к границам Таджикистана. В таких условиях Душанбе пора задуматься о собственных перспективах считают эксперты.

Опрос, проведенный летом 2012 года международным агентством «Евразийский монитор», показал, что 72 процента таджикистанцев выступают за вступление в ТС. Депутат Госдумы РФ Василий Лихачев считает этот результат серьезным аргументом. «Решение Таджикистана войти в Таможенный союз получит общественную поддержку в стране», — заявил Лихачев на заседании форума «Таможенный союз и Таджикистан: перспективы интеграции», проходившего 26 сентября в Душанбе.

По его словам, Душанбе не следует ждать вступления Киргизии в ТС, а уже сейчас работать над своим таможенным законодательством. «У Таджикистана, в отличие от многих других стран, есть предстартовый статус, и он закреплен в Основном законе страны. В статье 11-й говорится, что страна может входить в региональные содружества и международные организации. Этим смягчается вопрос деятельности наднациональной структуры», — констатировал российский политик.

За ТС — бизнесмены и гастарбайтеры

Абдулло Мухаммадиев
Представители крупного и среднего бизнеса в Таджикистане выступают за интеграцию с постсоветскими государствами. Вступление Душанбе в Таможенный союз значительно оживит торговлю с Россией и другими участниками ТС, отметил коммерческий директор фабрики «Нафиса» Абдулло Мухаммадиев, который заодно посетовал на сегодняшние препятствия ведению бизнеса: «Мы недавно отправили партию носков в один из российских регионов. Груз подвергся повторному досмотру на казахстано-российской границе. Потеряли 10 дней, партнеры понесли убытки».

За вступление в ТС ратуют и таджикские трудовые мигранты. Создание общего рынка труда в Таможенном союзе позволит им легально трудиться в России. Это весомый довод, если учесть, что на заработки в Россию ежегодно выезжают около одного миллиона таджикистанцев.

Сумма их денежных переводов на родину в 2011 году была эквивалентна двум государственным бюджетам республики.

Много мифов

Эксперты говорят, что в Таджикистане вокруг Таможенного союза существует много мифов. Один из них связан с отсутствием общей границы с каким-либо из членов ТС. Этот аргумент часто приводят специалисты в Душанбе, говоря о существовании барьеров, однако экономист из России Бехруз Химо считает его необоснованным. «Таджикистан сможет получать товары из России и Казахстана так же, например, как это делает Калининградская область», — подчеркивает Химо, указывая на территориальные особенности этого российского региона.

Александр Павлов
Власти в Душанбе неоднократно выражали обеспокоенность тем, что вступление в ТС ударит прежде всего по мелким торговцам, которые ввозят товар из КНР и Турции. Эксперт Экономического совета при президенте РФ Александр Павлов считает, что выход из этой ситуации есть, и советует Таджикистану заменить китайский ширпотреб собственными изделиями, став «швейным цехом» Таможенного союза. «Неужели таджики будут шить хуже, чем в Китае? Нет, они будут шить лучше и более качественно», — уверен Павлов.

Преимущества ТС для Таджикистана

Россияне убеждают партнеров в преимуществах Таможенного союза. «А почему не подсчитывают, что вступление Таджикистана в Таможенный союз понизит цены на ГСМ в республике? Выигрыш от этого составит от 200 до 350 миллионов долларов. Почему никто не подсчитывает, что легализация только одного процента трудовых мигрантов, которые находятся на территории России, даст нам с вами 42 миллиарда?» — риторически спросил депутат Госдумы Василий Лихачев.

Таджикистан, став членом Таможенного союза, получит ряд преимуществ, которыми сможет воспользоваться в полной мере: «В первую очередь это энергетика. Достаточно сравнить цены на электроэнергию здесь и в России. Здесь они ниже за счет того, что электроэнергия вырабатывается на ГЭС. В России и Казахстане электричество в основном получают на тепловых станциях, сжигая топливо».

Вторая ниша, в которой Таджикистан может быть конкурентоспособен, — аграрный сектор, считает Павлов. «Это дает возможность экспорта фруктов и овощей в страны Таможенного союза», — считает Павлов.

Россия нуждается в партнерах

Юрий Крупнов
Интерес Москвы к Таджикистану обусловлен многими причинами, сообщил в интервью DW руководитель международного Движения развития Юрий Крупнов. По его словам, России, чтобы выдержать конкуренцию с глобальными игроками необходимо расширять экономический потенциал. «В Китае — более миллиарда жителей, Северная Америка приближается к миллиарду. Евросоюз имеет полмиллиарда. Россия на этом фоне — не в выигрышном положении. У нас нет и 200 миллионов. В одиночку без партнеров нам не выжить», — полагает Крупнов.

По его мнению, выход на Центральную Азию даст России возможности не только расширить торговое пространство, но и развивать проблемные регионы. Одним из них Крупнов называет Западную Сибирь. «Сибирь от западных морей отделяют 4000 километров, такое же расстояние — до выхода в Тихий океан. В этой ситуации региону уготовано работать с Центральной Азией», — считает Юрий Крупнов.
Дата 29.09.2012
Автор Галим Фасхутдинов, Душанбе
Редактор Наталья Позднякова
Источник — Немецкая волна
Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1349157540

Власти Таджикистана заявили о готовности начать процедуру присоединения республики к Таможенному союзу.

Как сообщают СМИ, об этом по итогам саммита в Москве сообщил генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Таир Мансуров.

"Президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил о том, что Таджикистан не только желает вступить в Таможенный союз, но уже предлагает перевести в практическое русло вопросы создания рабочей группы и приступить к этой работе", - сказал Мансуров. Генсек положительно оценил перспективы присоединения Таджикистана и Киргизии к Таможенному союзу. Он отметил, что Киргизия, которая является членом ВТО, легче будет вступать в Таможенный союз, поскольку он создавался по нормативам ВТО.

При этом официальный Душанбе настаивает на том, чтобы учитывались его интересы по вопросам трудовой миграции. Как сообщает пресс-служба президента Таджикистана, выступая на саммите в Москве, глава государства обратил особое внимание участников на учет интересов республики в двух документах, действующих в рамках Таможенного союза. Речь идет о правовом статусе трудовых мигрантов и их семей, а также о сотрудничестве в противодействии незаконной миграции в рамках этого объединения, передает CA-News.

"В этих документах необходимо учесть интересы Таджикистана, который в будущем может присоединиться к этому союзу", - сказал Рахмон.

Плюсы и минусы предстоящего вступления Таджикистана в ТС:

Опрос, проведенный летом 2012 года международным агентством "Евразийский монитор", показал, что 72 процента таджикистанцев выступают за вступление в ТС. Депутат Госдумы РФ Василий Лихачев считает этот результат серьезным аргументом. "Решение Таджикистана войти в Таможенный союз получит общественную поддержку в стране", - заявил Лихачев на заседании форума "Таможенный союз и Таджикистан: перспективы интеграции", проходившего 26 сентября в Душанбе.

"У Таджикистана, в отличие от многих других стран, есть предстартовый статус, и он закреплен в Основном законе страны. В статье 11-й говорится, что страна может входить в региональные содружества и международные организации. Этим смягчается вопрос деятельности наднациональной структуры", - констатировал российский политик.

За ТС - бизнесмены и гастарбайтеры:

Представители крупного и среднего бизнеса в Таджикистане выступают за интеграцию с постсоветскими государствами. Вступление Душанбе в Таможенный союз значительно оживит торговлю с Россией и другими участниками ТС, отметил коммерческий директор фабрики "Нафиса" Абдулло Мухаммадиев, который заодно посетовал на сегодняшние препятствия ведению бизнеса: "Мы недавно отправили партию носков в один из российских регионов. Груз подвергся повторному досмотру на казахстано-российской границе. Потеряли 10 дней, партнеры понесли убытки".

За вступление в ТС ратуют и таджикские трудовые мигранты. Создание общего рынка труда в Таможенном союзе позволит им легально трудиться в России. Это весомый довод, если учесть, что на заработки в Россию ежегодно выезжают около одного миллиона таджикистанцев. Сумма их денежных переводов на родину в 2011 году была эквивалентна двум государственным бюджетам республики.

Много мифов:

Эксперты говорят, что в Таджикистане вокруг Таможенного союза существует много мифов. Один из них связан с отсутствием общей границы с каким-либо из членов ТС. Этот аргумент часто приводят специалисты в Душанбе, говоря о существовании барьеров, однако экономист из России Бехруз Химо считает его необоснованным. "Таджикистан сможет получать товары из России и Казахстана так же, например, как это делает Калининградская область", - подчеркивает Химо, указывая на территориальные особенности этого российского региона.

Власти в Душанбе неоднократно выражали обеспокоенность тем, что вступление в ТС ударит прежде всего по мелким торговцам, которые ввозят товар из КНР и Турции. Эксперт Экономического совета при президенте РФ Александр Павлов считает, что выход из этой ситуации есть, и советует Таджикистану заменить китайский ширпотреб собственными изделиями, став "швейным цехом" Таможенного союза. "Неужели таджики будут шить хуже, чем в Китае? Нет, они будут шить лучше и более качественно", - уверен А.Павлов.

Преимущества ТС для Таджикистана:

Россияне убеждают партнеров в преимуществах Таможенного союза. "А почему не подсчитывают, что вступление Таджикистана в Таможенный союз понизит цены на ГСМ в республике? Выигрыш от этого составит от 200 до 350 миллионов долларов. Почему никто не подсчитывает, что легализация только одного процента трудовых мигрантов, которые находятся на территории России, даст нам с вами 42 миллиарда?" - риторически спросил депутат Госдумы Василий Лихачев.

Таджикистан, став членом Таможенного союза, получит ряд преимуществ, которыми сможет воспользоваться в полной мере: "В первую очередь это энергетика. Достаточно сравнить цены на электроэнергию здесь и в России. Здесь они ниже за счет того, что электроэнергия вырабатывается на ГЭС. В России и Казахстане электричество в основном получают на тепловых станциях, сжигая топливо". Вторая ниша, в которой Таджикистан может быть конкурентоспособен, - аграрный сектор, считает Павлов. "Это дает возможность экспорта фруктов и овощей в страны Таможенного союза", - считает эксперт.

Россия нуждается в партнерах:

Интерес Москвы к Таджикистану обусловлен многими причинами, сообщил в интервью DW руководитель международного Движения развития Юрий Крупнов. По его словам, России, чтобы выдержать конкуренцию с глобальными игроками необходимо расширять экономический потенциал. "В Китае - более миллиарда жителей, Северная Америка приближается к миллиарду. Евросоюз имеет полмиллиарда. Россия на этом фоне - не в выигрышном положении. У нас нет и 200 миллионов. В одиночку без партнеров нам не выжить", - полагает Ю.Крупнов.

По его мнению, выход на Центральную Азию даст России возможности не только расширить торговое пространство, но и развивать проблемные регионы. Одним из них Крупнов называет Западную Сибирь. "Сибирь от западных морей отделяют 4000 километров, такое же расстояние - до выхода в Тихий океан. В этой ситуации региону уготовано работать с Центральной Азией", - считает

В то время как Россия продолжает повторять мысль о своей заинтересованности во вступлении Таджикистана в Евразийский экономический союз, внутри объединения накапливаются нерешенные проблемы.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 20 ноября в ходе встречи в дипломатической академии Азербайджана в Баку, отвечая на вопрос о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), сообщил, что вопрос о членстве Таджикистана в ЕАЭС рассматривается. «Будем приветствовать новых членов. К работе ЕАЭС присматривается Таджикистан, ряд других заинтересованных стран, в том числе не обязательно из числа государств СНГ. Будем рады и готовы приветствовать в этих рядах Азербайджан. Сейчас прорабатывается возможность учреждения института наблюдателей при Евразийской экономической комиссии», — сказал министр иностранных дел России.

​«ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ» РОССИИ, ПРЕПОДНОСИМАЯ КАК «СОБЫТИЕ»

Это не первое высказывание министра иностранных дел России относительно возможного членства Таджикистана в Евразийском экономическом союзе. В ходе визита в Душанбе в 2014 году (в том году было подписано соглашение о ЕАЭС), Сергей Лавров сказал, что Россия открыта для таких «близких соседей», как Таджикистан. Душанбе, в свою очередь, продолжает давать уклончивые ответы, ссылаясь на то, что вопрос требует изучения и что Таджикистан должен обдумать плюсы и минусы вероятного вхождения в союз.

На вопрос Таджикской редакции Азаттыка в связи с недавним высказыванием Лаврова министерство экономики и торговли Таджикистана ответило 22 ноября, сообщив, что изучает опыт Кыргызстана и Армении, которые последними вступили в ЕАЭС.

Таджикский эксперт Зафар Абдуллаев отмечает, что Россия хочет преподнести «свою заинтересованность» как событие. В интервью Таджикской редакции Азаттыка эксперт говорит, что Москва через Лаврова дает сигнал Таджикистану ускорить процесс вступления в союз.

— Москва хочет контролировать такие слабые экономики, как Таджикистан. Потому что России не нравится, что Китай и другие конкуренты инвестируют в экономику Таджикистана. Через привлечение в этот союз она хочет избавиться от инвестиций конкурентов. Москва прилагает все виды давления, политические и «мягкую силу», — говорит он.

По словам Зафара Абдуллаева, Россия через финансирование исследовательских учреждений создала Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие», объединивший группу таджикских экспертов. При поддержке посольства России в Таджикистане этот клуб часто проводит свои заседания. На них больше всего говорится о том, какую выгоду получит Таджикистан от присоединения к ЕАЭС. Этот клуб был открыт в 2014 году – в год подписания соглашения о ЕАЭС.

В последнее время средства в экономику Таджикистана начали вливать Китай и Саудовская Аравия. За последний месяц в Душанбе побывали делегации из Тегерана, наметились шаги по восстановлению охладевших таджикско-иранских отношений. Однако Россия считает себя лидирующим инвестором экономики Таджикистана.

ХРОМАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СЛАБАЯ ЭКОНОМИКА

Эксперт Зафар Абдуллаев, намекая на последние события на казахско-кыргызской границе, говорит, что ЕАЭС не в силах решить политические споры между членами союза.

— Этот союз стал такой же «мертвой» организацией, как и СНГ, — говорит он.

Некоторые эксперты считают, что, если Таджикистан станет членом ЕАЭС, то трудовые права около миллиона таджикских мигрантов, находящихся в России, уравняются с правами граждан России. Поэтому таджикские мигранты заинтересованы в членстве своей страны в этой организации. Однако по некоторым подсчетам, бюджет Таджикистана в этом случае может лишиться 30 процентов поступлений.

Казахстанский политолог Азимбай Гали говорит, что безработица в Таджикистане подталкивает граждан этой страны к поискам работы в России.

— Вне зависимости от того, будут союзниками Таджикистан и Россия или нет, очевидно, что поток мигрантов не иссякнет. Во многих случаях мигранты едут в Россию незаконно и сталкиваются с различными проблемами. Если Таджикистан вступит в ЕАЭС, безусловно, ездить в Россию станет легче, — говорит эксперт Азаттыку.

После визита президента России Владимира Путина в Душанбе таджикским мигрантам в России разрешили проходить регистрацию в России в течение месяца.

В ответ на вопрос о том, что могут означать периодические высказывания официальных представителей России о скором вступлении Таджикистана в союз, Азимбай Гали говорит, что Москва заинтересована в увеличении числа союзиков

— В действительности Москва хотела бы иметь побольше стран, которые бы от нее зависели. В этой связи у Таджикистана со слабой экономикой нет другого выхода, кроме как вступить в союз. Предполагаю, что в нынешней ситуации вступление Таджикистана в ЕАЭС надолго не затянется, — считает политолог.

Другой казахстанский политолог Толганай Умбеталиева скептически относится к вступлению Таджикистана в ЕАЭС.

— Таджикистан не проявляет серьезного интереса к этому Союзу и не думаю, что интерес скоро проснется, — полагает эксперт.

Умбеталиева считает, что призыв Узбекистана к интеграции в Центральной Азии вызывает беспокойство у России.

— Импульсы, которые пошли от Узбекистана, возможно, несколько встревожили Россию, которая рассматривает эти изменения как противоречащие ее интересам как на постсоветском пространстве в целом, так и в центральноазиатском регионе, – отмечает эксперт.

Толганай Умбеталиева обращает внимание на тот факт, что в состав ЕАЭС привлекаются бывшие страны СССР.

— В действительности не просматриваются экономические выгоды от новых участников и для новых участников. Кроме того, внутри ЕАЭС уже очень много проблем, которые не решены, — говорит Толганай Умбеталиева Азаттыку.

По ее словам, еще в объединение не интегрированы полностью Армения и Кыргызстан, не говоря уже о проблемах, которые имеются между Россией, Беларусью и Казахстаном. Такие проблемы будут накапливаться, если их не решать, а заниматься привлечением в союз новых экономически слабых государств.

Соглашение о создании ЕАЭС главами России, Казахстана и Беларуси было подписано в 2014 году. Союз начал свою работу в 2015 году. Позднее к союзу присоединились Армения и Кыргызстан. Однако между членами союза – Минском и Москвой, Астаной и Бишкеком – есть разногласия. Россия находится под санкциями Запада после аннексии Крыма и поддержки сепаратистов на востоке Украины.

Куанышбек Кари, казахская служба Радио Свобода

«Copyright (C) 2010 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода»

ДУШАНБЕ, 30 апр - Sputnik. Вступление в силу нового Таможенного кодекса стран ЕАЭС планируется с 1 января 2018 года, сообщила пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

"На Совете ЕЭК принято решение о синхронизации процедур ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Это позволит ему вступить в силу 1 января 2018 года", - говорится в сообщении, сообщает РИА Новости.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Таможенный кодекс ЕАЭС - один из основных документов нормативно-правовой базы союза.

Белоруссия не присутствовала на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств ЕАЭС в Санкт-Петербурге, где в декабре был подписан Таможенный кодекс ЕАЭС.

Ранее министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей заявил, что основные цели создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к настоящему времени не достигнуты.

Глава МИД подчеркнул, что "не выработан механизм функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств- членов союза односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств, а с ним не решен и принципиальный вопрос обеспечения свободы транзитных перевозок грузов из третьих стран через государства-члены ЕАЭС".

Министр ЕЭК по торговле Вероника Никишина отметила, что в 2016 году коллегия ЕЭК оценила выгоды и риски торговли со странами, не входящими в ЕАЭС.

Оценив выгоды и риски для наших пяти стран, мы поняли, что выгод гораздо больше, чем рисков. Мы к этому готовы", - заявила она. Министр подчеркнула, что выгода будет заключаться в том, что ЕЭК снизит конкуренцию на внутреннем рынке за счет создания льготных режимов выпуска экспортной продукции на рынки третьих стран.