Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Церковный праздник сретение господне. Сретение господа нашего иисуса христа

Православный праздник «Сретение Господне» отмечают на 40-й день после рождения Иисуса Христа в память о том, что Святая Дева Мария принесла в Иерусалимский Храм Иисуса Христа на 40-й день после Его рождения.

Еще со времен освобождения евреев из египетского плена Закон устанавливал, что каждый первенец мужского пола посвящается Богу и его надо приносить в храм на 40-й день после рождения. Согласно этому же Закону, женщина, которая родила мальчика, в течение 40 дней считалась нечистой, а после рождения девочки - 80 дней. По окончании этого промежутка времени для своего очищения каждая мать должна была принести в святилище жертву всесожжения, однолетнего ягненка - как знак признания над собой высшей Божьей власти и благодарности, и голубя или горлицу - как жертву для очищения от грехов. Если женщина была бедна и не могла приобрести ягненка, то она приносила две горлицы. И только после жертвоприношения женщина считалась очищенной (Лев. 12:1-8). Пречистая Дева Мария была освящена Христовым Рождеством и не нуждалась в обряде очищения, но она в смирении перед Богом выполнила предписание Закона и принесла для жертвы двух горлиц (Лк. II:23-24).

Когда Дева Мария вместе с Иосифом принесла Иисуса в храм, их встретил там седой старый Симеон, он ждал встречи с Господом уже много лет. Как рассказывает Библия, за много лет до этой встречи, Симеон занимался переводом Священного Писания с еврейского на греческий язык. И когда он увидел слова «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис., VII: 14), то решил, что в тексте закралась ошибка и вместо слова «дева» должно быть слово «жена». Однако, едва он собрался исправить эту «ошибку», как ему явился ангел Божий и сказал ему, что ошибки нет, и Симеон лично сможет убедиться в истинности этого пророчества. Тот долго ждал исполнения обещания - целых 300 лет. И, наконец, по наитию Духа Святого он пришел в храм, куда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса. А случилось это так:

И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк. II:27-32)

Перед смертью старец Симеон известил, что Младенец, которого ему, наконец, суждено было увидеть, выйдет «на служение спасения людей».

Второй, встретила Иисуса в храме пророчица Анна, о чем также свидетельствует Евангелие от Луки:

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. (Лк. II:36-38)

Совершив все по закону Господню, Мария и Иосиф вернулись в Назарет в Галилее (Лк. II:39) .

Праздник Сретения Господня был основан в Иерусалиме во второй половине IV в.. Первое упоминание о нем подает паломница С. Этерия в своем дневнике, где называет его "40 днем после Богоявления". Его празднование описывает так:

Сороковой день после Богоявления празднуется действительно с наибольшей торжественностью. В этот день идет процессия в храм Воскресения, где все собираются на Литургию. Правится по предписанным порядкам с наибольшей торжественностью, как на Пасху. Все священники проповедуют и также епископ. Все они объясняют текст Евангелия, где говорится, что 40 день Иосиф и Мария принесли Господа в храм (гл. 26).

С Иерусалима праздник распространился на весь Восток, но только с VI в. во времена императора Юстиниана (527-565), он приобретает особое значение. Император Юстиниан приказал считать Господне Сретение за большой праздник и торжественно праздновать его в целой империи. Поэтому в богослужениях в этот день Церковь несколько раз молятся за императора.

Праздник Сретения Господня относится к двунадесятым праздникам. Первоначально на Западе этот праздник был Господним. Гораздо позже он стал считаться Богородичным с названием очищение Пречистой Девы Марии или Пожертвование Иисуса во святилище. Новые предписания латинской Церкви от Второго Ватиканского Собора снова поставили Сретение среди Господних праздников. В Восточной Церкви Сретение относится к Богородичным праздникам и иногда имеет также название Сретения Пресвятой Богородицы.

Традиции праздника


В день Сретения Господня в церквях Украины освящали воду и свечи. Посвященные на Сретение свечи назывались «громничными», потому что их зажигали и ставили перед образами во время грозы, чтобы предохранить людей и скот от грома. Эти же свечи давали в руки умершему при чтении отходящих молитв. В день Сретения, когда приходили из церкви, зажигали «громницу», «чтобы весеннее полноводье не повредило посевам, и чтобы мороз деревьев не приморозил». От названия «громнечная свеча» и сам праздник, кроме «Сретение» или «Стричання», назывался когда-то «Громница».

Когда святили в церкви воду, крестьяне набирали той воды в новый, еще не использованный сосуд, приносили домой и тщательно берегли. Этой воде приписывалась магическая сила. По народному преданию - это целебная вода. Ею натирали больные места и верили, что «поможет». Лучше всего эта вода, будто, помогала от «сглаза» - от болезней которые влечет «плохой» глаз.

По народным верованиям дважды в год лето встречается с зимой: 15 февраля - в день Сретения Господня и 22 января - в день святой Анны. В народе считали, что перед весной Зима - это старуха, а Лето - молодая девушка. На праздник Сретения старый Дед Мороз ведет под руки Зиму, она согнулась, трясется и еле идет. Кожух на бабе Зиме в заплатах, сапоги рваные, а в платке на голове мыши дыры прогрызли, и из тех дыр седые волосы торчат. В руках Зима несет выщербленную корзину со льдом, а через плечо у нее - пустая сумка. А на встречу им идет веселая и красивая девушка Лето, у нее венок на голове, рубашка цветами вышитая, зеленая юбка. Лето несет в руках серп и сноп ржи и пшеницы.

При встрече старая Зима и молодое Лето спорят между собой - кому идти дальше, а кому возвращаться? Если к вечеру станет теплее - Лето переспорило Зиму, а если холоднее - Зима. «...Но как бы она (зима) уж там не бодалась, а как лето улыбнется, то солнце засияет, ветер подует и земля проснется» - говорит Олекса Воропай в книге «Обычаи нашего народа» о встрече лета с зимой.

В народе с праздником Сретения связано много примет, по которым можно предвидеть ход целого года.

Божественная суть праздника


Название праздника «Сретение Господне» происходит от самого события встречи Сына Божия и Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном. В духовном смысле эта встреча является символом встречи Ветхого и Нового Заветов.

Имя седого старца, который встретил в храме Деву Марию с младенцем Иисусом - «Симеон», что в переводе означает - слушание.

Симеон является примером ветхозаветных пророков, которые слушали голос Божий, понимали и подчинялись воле Божией, пророчествуя и проповедуя приход Мессии - Сына Божьего, которой принесет падшему человечеству Новый Завет Любви и Милосердия.

Ветхозаветная Церковь несет в себе суть Закона через страх Божий: законы ты можешь не понимать, но должен полностью выполнять, не отступая ни на шаг в сторону. Это была вера в Единого Бога, которая строилась на страхе наказания, направляя людей с рабским менталитетом к правильной жизни.

Новозаветная Церковь в образе Пресвятой Богородицы Девы Марии дает человечеству спасительную веру в образе Иисуса Христа, которая является выше Закона, потому что несет в себе саму суть понимания Любви, Прощения, Милосердия. Человек должен сам захотеть спасаться, понять для чего он живет, и он по своей воле должен делать все так в своей жизни, чтобы получить милость Божию. Человек должен принять Бога сердцем, а не только холодным умом, выйти из состояния рабства и вернуть себе Образ и Подобие, по которому создал нас Творец, став настоящей дочерью или сыном Света.

Особенности празднования в православной Церкви


На 40 -й день после Рождества Христова праздником Сретения Господня завершается Рождественский цикл праздников.

Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Праздник приходится на 40-й день после Рождества (2/15 февраля) [праздник непереходящий, в 2016, как и в любом другом году, 15 февраля]. Он был введен Иерусалимской церковью в IV веке, а с V стал повсеместным.

Славянское слово «сретение» означает «встречу». В евангельской истории это как бы встреча Ветхого и Нового Завета.

Согласно повествованию св. Луки (2,22-38), произошла она в Иерусалимском Храме.

Моисеев Закон предписывал совершать над каждым первенцем мужского пола обряд посвящения Богу. Когда Младенцу Иисусу исполнилось 40 дней, Иосиф и Мария понесли Его в Дом Божий. Они стояли среди других семей, ожидая своей очереди, и в этот момент к ним приблизился старец Симеон, живший при Храме. Он принадлежал к числу тех, кто горячо верил в скорый приход Мессии. Старцу было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя мира. И теперь Дух Божий указал ему на чету бедных галилеян. Симеон взял на руки их Дитя и стал молиться: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

В этих словах заключен весь крестный путь Девы: от пустынных улиц ночного Вифлеема до Голгофы. Уже в первые годы жизни Сына Ей пришлось трепетать за Него. Тревожная весть о готовящемся убийстве, поспешное бегство, утомительное путешествие в чужую страну, жизнь вдали от родины — таков пролог евангельской истории. Но никогда не вырвалось у Марии ни слова ропота, ни жалобы.

И вот святое семейство снова в Назарете. Кажется, все грозы миновали. Однако можно ли утверждать, что за эти годы сердце Матери всегда было спокойным? Единственный эпизод из отроческих лет Иисуса, сохраненный Евангелием, говорит о другом. Какие мучительные часы провела Дева Мария, отыскивая пропавшего Сына в многолюдном городе!.. «Дитя Мое! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя!» — говорит Она Отроку.

Наконец Иисус покинул Назарет с тем, чтобы никогда больше не возвращаться под родной кров. Мария осталась одна в городке, где Ее Сына считали безумцем. А когда Она пришла в Капернаум — только взглянуть на Иисуса, — толпа помешала Ей войти в дом…

И так — в течение почти трех лет. Она следит за Ним издали, страдает за Него, молча несет Свою скорбную материнскую долю. Мария слышит, что Иисусу постоянно грозит опасность, узнает, что Он отправился в самый стан противников, в Иерусалим, где старейшины и архиереи готовят Ему расправу. И Матерь Божия спешит туда вместе с галилейскими паломниками…

В Страстную пятницу меч поистине пронзил Ей душу. Стоя у Лобного места, она видела Сына на позорном столбе, видела Его пригвожденные руки, слышала Его последние слова, когда Он поручал Ее заботам любимого ученика. Она стала названой матерью Иоанна и вместе с ним как бы усыновила всех учеников Христовых.

Не случайно день Сретения в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и «Богородичным». Он напоминает нам о земном подвиге и муках Богоматери.

Кондак праздника:

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив и ныне спасл ecu нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, и укрепи люди, ихже возлюбил ecu, Едине Человеколюбче.

О Сретении

Иосиф Бродский - Сретение

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Софроний Иерусалимский - Слово на Сретение Господне

Мы, возлюбленные, зная сіе [историю Сретения Господня], пойдемъ вместе во сретеніе Христу Богу нашему, имея воздержаніе, принося чистоту и незлобіе, являя забвеніе обидъ, освобождая себя отъ мірскихъ заботъ, поставляя себя чистыми предъ Богомъ, отличаясь кротостью нрава и благожеланіемъ, имея взаимную ко всемъ любовь, а также сочувствіе и состраданіе. Поступая такъ, мы встретимъ грядущаго Христа, узримъ Его, возьмемъ на руки, исповедуемъ Его пророческимъ словомъ, восхваляя Его пришествіе къ намъ, и величественнымъ голосомъ прославимъ явленное имъ намъ милосердіе, — дабы намъ достигнуть царства небеснаго и насладиться вечными благами во Христе Искупителе и Спасителе нашемъ Боге, Ему же со безначальнымъ Богомъ Отцемъ и Всесвятымъ Духомъ да будетъ выну слава, честь и поклоненіе, ныне и присно и во веки вековъ.

Читать Слово свт. Софрония полностью

Кирилл Иерусалимский - Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца

3. С Cиoном людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.

4. Итак, вси языцы восплещите руками (Пс.46, 2): все концы земли приидите и видите дела Божия (Пс. 66, 5). всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6), вся земля да поклонится (Пс. 66, 4), и всяк язык да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отроча Бога, четыредесятидневного и предвечного: Отроча малое и ветхое деньми (Дан. 7, 9): Отроча ссущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю: Младенца ссущего, и мир питающего: Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего: Младенца в объятиях матерних, с плотию истинно, и неотлучно, на земли: и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесех.

Читать Слово свт. Кирилла полностью

Амфилохий Иконийский - Два слова на Сретение Господне

Анна в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме. Видишь величие Анны? Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого. О, чудо! Вдова, но обличала архиереев и книжников и, обличая их, воодушевляла весь народ. Она наблюдала за Господом и указывала на грядущее избавление в Иерусалиме, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. Анна в новорожденном ребенке увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что Он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом, Врачом, Всесильным Искупителем, Сокрушителем грехов.

Не оставь без внимания сказанного Анной. Она обращалась к собравшимся, указывая всем присутствующим на деяния Господа: «Разве вы не видите Младенца, как Он тянется к сосцу Матери, а потом льнет к другому, приникает к материнской груди, до сих пор не ступавшего ногой по земле, принимающего обрезание в восьмой день? Разве вы не видите Этого Младенца? Это Он сотворил веки, Он утвердил небеса, Он распростер землю, Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих, Этот Младенец при Ное отверз затворы потопа, Этот Младенец сотворил дождевые струи, Этот Младенец веет снегами, как белотканным полотном. Этот Младенец посредством жезла Моисея освободил праотцев наших из земли Египетской, рассек Чермное море и провел их как бы по зеленой равнине и, изливая им в пустыне манну, дал им в удел землю, источающую молоко и мед. Этот Младенец предопределил, чтобы этот храм трудами отцов вознесся в высоту. Этот Младенец, давая клятву Аврааму, говорил: Умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Об Этом Младенце пророческий сонм, вознося молитвы, говорил: Воздвигни силу твою и прииди во еже спасти нас. Да не смутит вас Младенец младенчеством Своим. Один и Тот же — и Младенец, и Собезначальный Отцу, Один и Тот же и годами исчисляется, и род Его никто не может исповедать, Один и Тот же и лепечет как младенец, и дает устам премудрость. Одно — по причине рождения от Девы, другое — по непостижимости Своего бытия. И об этом также дал понять Исаия, который говорит: Младенец родился нам — Сын дан нам. Как младенец Он рожден, как Сын — дан. Таков Он в видимом и Другой в умопостигаемом».

Первое и второе слова свт. Амфилохия

Феофан Затворник - Три слова на Сретение Господне

Будет, братие, некогда общее всему роду человеческому сретение Господа, когда у слышится глас: се жених грядет, исходите во сретение. Радостно встретят Его только те, кои приобыкли к сему сретению здесь, вкусили силу Его еще на пути жизни сей, или по крайней мере положили решительное намерение достигнуть сего и начали труды, необходимые в сем делании, именно труды очищения сердца неуклонным исполнением всех заповедей Божиих. Непривыкшие же к сему сретению будут поражены тем гласом: исходите во сретение, и от сретения Господа не радость, а страх и трепет восприимут, которые, начавшись там, где нет изменений времени, вечно пребудут в них потом, составляя для них свой ад — достояние отверженнных. Помыслите о сем, братие, и от сего примите новое, особенное побуждение к ревностному исполнению заповедей Божиих, приводящему к чистоте и бесстрастию и удостоивающему сретения Господа в духе, которое, ублажая здесь, и тамошнему блаженству полагает прочное основание и несомненное упование получения. Как обрадует Господа тот, кто ныне же положит так, а не иначе тещи путем оставшейся еще ему жизни. Господь да благословит начинание такого. , по церковнославянси

Андрей Кураев - Чудо встречи

Сретение - это встреча человека и Бога. Старый, очень старый иерусалимский священник Симеон всю жизнь ждал встречи с Богом. Даже сама старость была дана ему как наказание за то, что когда-то он потерял веру. И в ту минуту давних сомнений ему было сказано: ты не умрешь, пока сам не увидишь исполнения пророчеств. И вот этот день пришел. И что же - разверзлись небеса, и в ликующем хоре Ангелов сошел к Симеону Горний Свет? Огненная ли колесница, что являлась Илии и Иезекиилю, промчалась пред Симеоном? Облако ли с гремящим гласом и блистаниями молний, из которого некогда Моисей услышал десять заповедей, осияло старца? Нет. Пришла молоденькая мать, и на руках у нее был месячный малыш... Но тот сердечный трепет, который был знаком и Моисею, и Илие, и Иезекеиилю, пронзил вдруг Симеона, и в его сердце сказались давно готовые слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...". "Теперь Ты отпускаешь меня, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня - ибо я видел Спасение мое и Твоих людей"...

Понимаете ли вы смысл этого чуда? К человеку Бога приносят не ангелы, а люди! И до сих пор ту дорогу, что ведет к Небу, нам указывают не архангелы и не дивные видения, а люди, их человеческое слово и человеческое действие. Простые люди, в чьих словах и пересказах Евангелия наше сердце вдруг опознает лучик Правды. Но когда затем мы идем по этому лучу, то оказывается, что этот способ передачи нам Небесного Евангелия через земных людей отнюдь не был случаен. Оказывается, без людей вообще нельзя прийти к Богу. И если Творец не возгнушался стать одним из нас, то, значит, так часто встречающееся желание "чистой духовности" (без людей, без Церкви, без общения с людьми в молитве и таинствах), очевидно же происходит не от Бога.

Встреча с Богом. Пытаться рассказать, как и из чего она происходит - это сложнее, чем пытаться написать инструкцию о том, как настоящая любовь прорастает в человеческом сердце.

Антоний Сурожский - Сретение Господне

Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд, но бывают и такие, что рука не поднимется, потому что сердце полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретения Господня обе эти черты в себе соединяет. Встречает Христа Симеон Богоприимец, старый человек, проживший праведную жизнь, которому было Богом обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Спасителя мира, пришедшего совершить Свое дело примирения и преображения мира. Вместе с ним свидетельствует об этой радости и Анна пророчица. Исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира, его желание, тоска, надежда о том, чтобы пришел Господь и уже не было бы непроходимой пропасти между Им и нами. Одновременно эти праведники ликуют о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришел Господь, и пришло спасение, пришла надежда, которой никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас, Христос посреди нас и никто нас не вырвет ни из руки его, ни из любви Его.

Но вместе с тем праздник Сретения Господня несет на себе глубокую печать священного ужаса и скорби.

Читать полностью проповедь Антония Сурожского

Другая его проповедь

Георгий Чистяков - Сретение

Если смотреть на рассказ о сретении Господнем как на икону, то в центре будет Младенец на руках у Матери, справа стоят Симеон с Анной. Она подносит Его к Симеону. В лице Симеона Богоприимца как бы представлены все мудрецы Ветхого Завета, а в лице 84-летней Анны — все жёны Ветхого Завета: Сарра, Ревекка, Рахиль, Девора и т. д. Матерь Божия рядом с Иосифом. Симеон с Анной и Мария — люди, жизнь которых можно охарактеризовать одним словом: верность. Но для Симеона или Анны это верность ожидания. Анне уже 84 года, и она ни день ни ночь не отходит от храма, пребывая в молитве и посте, т. е. живёт в полной верности Богу. Симеон настолько верен ожиданию Мессии, Христа, Который должен во плоти прийти в этот мир, что даже не может умереть, пока не увидит Его. А верность Марии — это уже верность со-работы, верность пребывания со Христом и труда вместе с Ним.

22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30. ибо видели очи мои спасение Твое,

31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —

35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

2 /15 февраля



Сретение Господне. Роспись Храма Христа Спасителя.
(Автор воссоздания В. Ананьев)

Сегодня Святая Церковь празднует Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
По прошествии сорока дней после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения, Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом Обручником пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Славянское слово "сретение" переводится на современный русский язык как "встреча". Сретение - это встреча человечества с Богом в лице старца Симеона. Он был человек праведный и благочестивый - по преданию, один из переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык, который усомнился в словах книги пророка Исайи, что Спаситель родится от Девы. И тогда явившийся ему Ангел сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение этого пророчества. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия - он жил около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".
Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу".
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме.
Сретение относится к числу Господских праздников, посвященных непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своем возникновении, рассматривалось как праздник, посвященный Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь - отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своем построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий". (Лк. 2, 34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времен и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.

Тропарь, глас 1 (Предпразднеству)

Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима к храму, Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Тропарь, глас 1

Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 4

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы, их же возлюбил еси, Eдине Человеколюбче.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Источники :

1. Храм преподобного Димитрия Прилуцкого на Девичьм поле (Москва) http://www.prilutsk.mrezha.ru/index.htm
2. Библиотека православного христианина
http://www.wco.ru/biblio
3. Инок Григорий Круг. Сретение Господне. С сайта

Сретенье Господне (Громницы, Сустретенье). Сретение (церк.-слав. «встреча») - двунадесятый, то есть один из двенадцати важнейших праздников Христианской Церкви, отмечаемый 2 / 15 февраля. После Рождества Христова через сорок дней, во всех наших церквях празднуется праздник Сретения Господа Нашего Иисуса Христа – праздник Встречи.

В основе праздника Сретения Господня лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский Храм. Согласно древним обычаям, на сороковой день после рождения ребенка израильские женщины должны были совершить в храме послеродовое ритуальное очищение, вслед за которым проводился другой ветхозаветный обряд - посвящение ребенка-первенца Богу Яхве. Необходимость совершения этих обрядов явилась причиной посещения святым семейством храма в Иерусалиме, где и произошла знаменательная встреча Богомладенца с ветхозаветным праведником Симеоном, давшая название празднику.

Об этом событии, встречи праведника Симеона и Иисуса, описывается в Евангелии от Луки: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (эти сказанные слова Симеона поются в церкви на каждой вечерни). Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец (этими словами Симеон предсказал великую скорбь Марии). Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лука гл. 2, 22-40).
По закону Моисееву, если женщина зачнет и родит ребенка мужского пола, то женщина будет нечиста семь дней и еще тридцать три дня она должна сидеть и отчищаться, ни к чему священному не должна прикасаться и к храму Божьему не должна подходить. По окончанию сорока дней очищения, женщина должна принести младенца к священнику, чтобы он принес это пред Господом и ее очистил. Так Дева Мария и поступила.
Праздник Сретения Господня – это праздник встречи души с любовью, встречи с Богом нашим. В этой встречи с главным, наша жизнь преображается. В ожидании этой встречи, человеческая жизнь показана как прекрасное созревание души, которая все больше и больше становится свободной, очищенной от всего ненужного, пугающего, случайного. И ждавший всю свою долгую жизнь этой встречи, жизнь, которая стала одним ожиданием, праведник Симеон знаменовал в своем лице приветствие и поклон Ветхого Завета Новому Завету.

В народе праздник Сретение Господне считается как время встречи зимы с весною, отсюда и в народе появились приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет». Также, этот праздник Встречи совпадает с языческим праздником громницы, но хотя большое духовное значение Сретения намного больше, все-таки какие-то моменты от громницы остались в народе. На Сретение в деревнях топили воск. Из этого воска делали одну большую свечу, кооперируясь дворами, и большие свечи для каждого участника этих работ. Большую свечу ставили перед общей иконой. Приглашался священник, который служил молебен перед иконой. Далее, жители выходили на улицу и зажигали большую общую свечу и другие свечи. И происходил процесс величания. Считалось, что личная сретенская свеча предохраняет жатву и сев от всего плохого и нежелательного для будущего урожая. А общая большая свеча с каждым годом растет, и когда она достигает веса 16 килограммов, ее сдавали в церковь. Если жителю деревни требовалось отслужить молебен в его доме, то эту свечу, по обращению к священнику, ему давали.
В народе давно считается, что на праздник Сретение ударяют последние морозы в зиме, их так и называют Сретенскими. Но и в этот день случаются весенние оттепели, которые также как и морозы называются – Сретенскими.