Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Снг кто входит в состав. СНГ: страны и состав организации

И Белоруссией. В настоящее время в состав СНГ входят страны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Узбекистан, Украина.

Цели этой организации: координация деятельности бывших республик СССР в политической, экономической, культурной, военной и других областях.

В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, предусматривающий всестороннее и сбалансированное развитие стран - членов СНГ, формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов.

С образованием Содружества Независимых Государств было сформировано более 30 координирующих органов, среди которых:

Уставные органы СНГ:

  • Совет глав государств;
  • Совет глав правительств;
  • Совет министров иностранных дел;
  • Совет министров обороны;
  • Совет командующих пограничными войсками;
  • Межпарламентская Ассамблея СНГ;
  • Экономический суд.

Исполнительные органы СНГ:

  • Экономический совет СНГ;
  • Совет постоянных полномочных представителей государств - участников Со- дружества при уставных и других органах Содружества;
  • Исполнительный комитет СНГ (находится в Белоруссии, город Минск).

Органы отраслевого сотрудничества СНГ. Уставом предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества Содружества, которые призваны способствовать улучшению многостороннего делового взаимодействия государств, согласовывать принципы и правила сотрудничества отраслей, способствовать практической реализации договоренностей в конкретных областях экономики, науки, в гуманитарной сфере, в военном строительстве.

В их состав, как правило, входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств - членов Содружества.

Одним из первых, в декабре 1991 г., был создан Статистический комитет Содружества, который в соответствии с решением Совета глав правительств от 26 мая 1995 г. преобразован в Межгосударственный статистический комитет Содружества. Комитет разрабатывает и осуществляет единую статистическую политику, формирует сводные статистические данные в рамках стран - членов СНГ.

Межгосударственные и межправительственные советы действуют в сфере экономики, науки, экологии, транспорта и координируют взаимодействие отраслевых структур исполнительной власти по следующим направлениям:

  • промышленность и строительство;
  • сельское хозяйство;
  • транспорт и связь;
  • научно-технический прогресс;
  • энергетика;
  • торговля, финансы и таможенная политика;
  • экологическая безопасность;
  • безопасность и борьба с преступностью.

В 1995 г. Россия вошла в Таможенный союз с Белоруссией и , в который затем вступили Киргизия и Таджикистан. А в 2000 г. этот союз был фактически преобразован в Евро-Азиатское экономическое сообщество, которое ставит своей целью введение в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа, общего энергетического рынка и др. Для государств - членов этого сообщества Россия сохранила прежний безвизовый режим, хотя в отношениях с некоторыми странами СНГ (Грузия, Туркмения) он был отменен.

Белоруссия и Россия подписали договор о создании Союза (в 1999г.), который будет способствовать наиболее тесной интеграции стран, а впоследствии - созданию единой валюты и свободному передвижению людей, организации совместных производств. Уже действующие торговые отношения России и Белоруссии составляют 40% всего их товарооборота со странами СНГ.

В целом внешняя торговля России со странами СНГ составила в 2005 г. 51,5 млрд долларов , что значительно уступает масштабам торговых связей России с государствами дальнего зарубежья, особенно Европы.

Россию и страны СНГ объединяют историко-культурные связи, сложившиеся на основе взаимопроникновения культур, при особом значении русской культуры и языка.

Военная безопасность стран СНГ определяет необходимость их военного взаимодействия. При этом особая роль принадлежит военному потенциалу России - единственной ядерной державе СНГ. Белоруссия, Казахстан и Украина, обладавшие ядерным оружием, передали его России. Россия также подписала Договор о дружбе с Украиной и , на территории которых находятся российские военные базы (в том числе база Черноморского военно-морского флота России в ), а также соглашение с о военно-техническом сотрудничестве.

В 2002 г. создана Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) -международная военно-политическая организация на территории СНГ, в которую вошли государства: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, а в качестве наблюдателей - Молдавия, Украина.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т.е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, но в гораздо большей - к Украине и ( и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в Зарубежную Европу). На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с и, в особенности, с (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т.д.) На юго-востоке не может не беспокоить усиливающийся «геополитический вакуум» в отношениях России с Казахстаном и государствами Средней Азии.

Что такое СНГ? Каковы цели деятельности у этой международной организации? И насколько тесным является сотрудничество в системе "Россия - страны СНГ"? Об этом пойдет речь в данной статье.

История создания организации

СНГ - это добровольная международная организация в Евразии, созданная с целью усиления сотрудничества между государствами. Аббревиатура расшифровывается как "Содружество независимых государств". Какие государства являются членами СНГ? Страны, некогда входившие в состав бывшего СССР, составили костяк этой международной организации.

В создании организации принимали участие руководители трех стран - России, Украины и Беларуси. Соответствующее соглашение было подписано ими в Беловежской пуще в декабре 1991 года. Этим же шагом было признано, что Советский Союз, как государственное образование, перестал существовать. Так и родилось Содружество Независимых Государств (СНГ).

Страны входили в состав этой организации по принципу общей истории, единых корней и близости культур. А основной целью будущей организации декларировалось стремление развивать и углублять взаимоотношения между молодыми суверенными странами.

Спустя пять дней после встречи в Беловежской Пуще, о намерении вступить в Содружество на равных правах заявили и главы пяти государств Средней Азии. Основные постулаты деятельности организации были задекларированы её членами 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Последними в организацию вступила Грузия (в 1993 году) и Молдова (в 1994 году). А в январе 1993 года в Минске был утвержден Устав - главный документ этой евразийской организации.

Важной датой в развитии сотрудничества между членами организации стало 18 октября 2011 года. Именно в этот день, восемью членами организации была создана единая зона свободной торговли в пределах Содружества.

Страны СНГ: список

На данный момент в составе организации числится 9 членов. Какие страны входят в СНГ сегодня?

Согласно Уставу организации, членами СНГ считаются лишь те страны, которые ратифицировали соглашение о её создании. Стоит отметить, что некоторые из стран-участниц (в частности, Россия и Украина) так и не осуществили эту формальность. Поэтому чисто юридически (по бумагам) их нельзя считать членами СНГ.

Страны, являющиеся участницами организации, перечислены ниже. Все они, в большей или же в меньшей степени, внесли свой вклад в развитие этой структуры. Итак, страны СНГ (список):

  1. Россия.
  2. Беларусь.
  3. Армения.
  4. Азербайджан.
  5. Молдова.
  6. Казахстан.
  7. Киргизия.
  8. Таджикистан.
  9. Узбекистан.

Еще два государства (это Туркменистан и Украина) имеют статус "наблюдателей" в этой организации.

В 2009 году, в связи с конфликтами в Абхазии и Южной Осетии, из Содружества выходит Грузия. Осенью 2014 года процесс выхода из СНГ инициировали и в Верховной Раде Украины.

Кроме всего прочего, желание присоединиться к организации выражали и те государства, которые не имели никакого отношения к СССР. В частности, речь идет о Монголии и Афганистане. Сегодня эти страны являются наблюдателями в отдельных органах Содружества.

Структура и основные цели деятельности СНГ

Современная структура Содружества представлена несколькими десятками различных органов. Все важные решения обсуждаются и принимаются на Совете глав стран СНГ. На сегодняшний день главой данного Совета является Нурсултан Назарбаев.

В основе деятельности международной организации - принцип равенства её участниц. К главнейшим целям деятельности СНГ можно отнести следующие:

  • тесное экономическое, политическое, а также культурное взаимодействие между странами;
  • мониторинг за соблюдением прав человека во всех государствах;
  • предоставление обоюдной юридической помощи;
  • содействие мирному урегулированию всех конфликтов и споров между странами-участницами СНГ.

Россия тесно сотрудничает с Содружеством начиная с самого первого года существования организации. Более того, она является одним из трех учредителей СНГ.

Сотрудничество в системе "Россия - СНГ" осуществляется по таким направлениям:

  • промышленность;
  • строительный комплекс;
  • транспортная система и коммуникации;
  • наука и высшее образование;
  • торговля и финансы;
  • военно-оборонительный комплекс;
  • вопросы безопасности и борьба с терроризмом.

Со всеми странами СНГ Россия ввела безвизовый режим. Ежегодный торговый оборот Росси с государствами Содружества составляет примерно 50 миллиардов долларов. В рамках деятельности организации поддерживаются также и тесные культурные связи между её участницами, сложившиеся на протяжении многих лет общей истории.

В заключение...

Содружество Независимых Государств - это международная организация регионального масштаба. Члены СНГ - страны, которые ранее входили в состав СССР. Эта международная организация была создана в декабре 1991 года, в Беловежской Пуще, сразу после развала мощной сверхдержавы.

Столица – это самый главный город государства, где сосредоточена вся жизнь страны. Здесь находятся высшие органы государственной власти, центральные учреждения и ведомства.

Баку, столица республики Азербайджан, расположен на западном побережье Каспийского моря и является одним из крупнейших городов в Азербайджане. В центре Баку находится старый город, окруженный крепостными стенами. Здесь очень живописно благодаря лабиринтам узких улочек и старинным постройкам, некоторые из них относятся к 11 в. Современный Баку простирается далеко за пределами Старого города, его новостройки поднимаются на холмах, располагающихся вдоль Бакинского залива. Город является важнейшим культурным и образовательным центром, где основу экономики составляет добыча и переработка нефти.

Ереван - столица Армении. В русской транскрипции до 1936 г. - «Эривань». Расположен на левобережной (по реке Аракс) части Араратской долины. Высота над уровнем моря: от 900 до 1300 м, часть города расположена на вулканическом плато к северу от Араратской долины. В мае 1918 г. Эривань становится столицей Республики Армения. В начале декабря 1920 года Эривань была занята Красной Армией; 18 февраля 1921 г. в результате общенационального восстания Советская власть была свергнута, однако 2 апреля РККА вновь вступила в Ереван, в котором на 70 лет установилась Советская власть.

Минск - столица Республики Беларусь (с 1919), административный центр Минской области и Минского района (при этом не входя в их состав), город-герой. Крупнейший транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город расположен недалеко от географического центра страны и стоит на реке Свислочь.

Астана (с казах. Астана - «столица») - столица Казахстана с населением (по состоянию на 1 февраля 2008) - 604,8 тыс. жителей (второй в республике по численности после Алматы). По поручению акима в период с 5 ноября - 5 декабря 2007г. проведен переучет населения Астаны, по предварительным данным население города составило св.700 тыс.чел.

Бишкек - столица Киргизии и крупнейший город страны. Составляет особую административную единицу. Население - 906 тыс. жителей (2007). В отличие от южных районов республики высокий процент русских и русскоязычных. Город расположен на севере Киргизской Республики, в Чуйской долине, у предгорьев Тянь-Шаня, в 40 км севернее Киргизского хребта, в 25 км от границы с Казахстаном.

Кишинёв - столица Республики Молдова. Крупнейший город Молдовы, её экономический и культурный центр, расположенный в центре страны на реке Бык. Кишинёв обладает особым статусом в административном делении Молдовы - он является муниципием. В состав муниципия Кишинёв входят: собственно муниципий Кишинёв, 6 городов (Сынжера, Дурлешты, Ватра, Кодру, Вадул-луй-Водэ, Криково) и 25 населённых пунктов, объединённых в 13 коммун (сёл). Кишинёв впервые упоминается в грамоте 1436 года. Статус города получил в 1818 году вскоре после вхождения в состав Российской Империи. Население города с пригородами на 2008 год составляет более 785 тыс. жителей.

Mocква - столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области, город-герой. Крупнейший по численности населения город России и Европы, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают международные аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеются выходы к морям бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов). С 1935 года в столице работает метрополитен.

Душанбе - столица Таджикистана, самый крупный город, политический, культурный и экономический центр страны. Численность населения составляет 661,1 тыс. человек. Этнический состав: Таджики - 73,4%, узбеки - 20,1%, русские - 5,1%, другие - 2,4%. Душанбе расположен на 38° северной широты и 68° восточной долготы на высоте около 800 м над уровнем моря в густонаселённой Гиссарской долине. В Душанбе ярко выраженный континентальный климат, с сухим и жарким летом и влажными прохладными зимами.

Ашхабад, ранее также Асхабад и Полторацк - столица Туркмении, отдельная административная единица. Власти Туркмении с провозглашением независимости провели массовую кампанию переименования и «туркменизации» названий населённых пунктов. В связи с этим в русскоязычных СМИ Туркмении (в том числе на веб-сайтах) столица Туркмении именуется Ашгабат, так как именно эта форма более всего соответствует оригинальному туркменскому названию. Название города в переводе с персидского означает «Город любви».

Ташкент (узбекск. Toshkent, Тошкент) - столица Республики Узбекистан, крупнейший город страны. Со времени провозглашения независимости бoльшая часть русскоговорящего населения Ташкента эмигрирует в Российскую Федерацию, Белоруссию, Украину, Федеративную Республику Германия, Израиль, Австралию, Соединённые Штаты Америки, Канаду, страны Европейского Союза, Южно-Африканскую Республику и другие.

Киев - столица Украины, город-герой. Расположен на реке Днепр. Город состоит из 10 районов на правом и левом берегах Днепра. Утверждённый Киевсоветом «Генеральный план развития Киева до 2020 года» предусматривает расширение города, в состав которого войдут районы Киевской области: Барышевский, Бородянский, Броварской, Васильковский, Вышгородский, Киево-Святошинский, Макаровский, Фастовский, а также ряд городов-спутников, среди которых Березань, Борисполь, Бровары, Васильков, Вишнёвое, Ирпень, Фастов.

Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

Национальные интересы современной России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как одного из влиятельных центров многополярного мира, развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ, традиционными партнерами России.

Участвуя в создании Содружества, государства - участники, в том числе и Россия, стремились к тесному сотрудничеству в политической, экономической, научной, военной, гуманитарной, культурной и других областях, поддержанию мира и обеспечению собственной безопасности.

Рамки предлагаемой читателю статьи будут ограничены двумя уровнями военного сотрудничества: двухсторонними отношениями Министерства обороны Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и многосторонним военным сотрудничеством в СНГ При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности коллективными усилиями уделим внимание проблемам, связанным с реализацией целей и задач Организации Договора о коллективной безопасности, активной участницей которой является Россия.

В Министерстве обороны России военное сотрудничество с государствами-участниками СНГ, направленное на обеспечение долгосрочных интересов России в Содружестве, рассматривается как одно из основных направлений внешнеполитической деятельности и строится на основании положений Основных направлений развития отношений России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств на современном этапе и Базовых принципов, целей и задач политики Российской Федерации в отношении Содружества Независимых Государств на современном этапе.

Первое. Содружество Независимых Государств на сегодня, вопреки ожиданиям, не стало единым геополитическим образованием с общим этнополитическим и военно-стратегическим пространством. Более того, в последнее время возникла реальная угроза отхода ряда государств от принципов интеграции, наблюдается некоторое снижение того потенциала сотрудничества, который был накоплен в прежние годы.

Второе. Все нагляднее появляются признаки международной конкуренции за доступ к энергоресурсам стран Содружества. Стремление ряда ведущих государств Запада и исламского мира обеспечить свое участие в крупных проектах разработки и транспортировки сырьевых запасов отразилось и на военно-политической сфере взаимодействия. При этом возрастает скрытый, а порой и явный нажим на руководство ряда государств СНГ в вопросах ужесточения условий пребывания российских войск и объектов, перспективах вывода российских войск с их территории (Грузия, Молдавия, Таджикистан).

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент В. В. Путин, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии,[источник не указан 683 дня] В. В. Путин высказался уже более категорично: «Всё разочарования - от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное - «политическая шелуха и болтовня». Он выразил мнение, что реальными же интеграционными инструментами сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Н. А. Назарбаев предложил свой вариант - он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

Согласованная миграционная политика; -развитие единых транспортных коммуникаций;

Взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах;

Сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной - с другой, но особенно - с резким обострением отношений между Россией и Грузией.

После на его основе было создано несколько интеграционных объединений бывших советских республик. Самое крупное из них — Содружество Независимых Государств. СНГ было создано в Минске 8 декабря 1991 г. на основе Соглашения, подписанного главами Российской Федерации, Белоруссии и Украины. Чуть позднее в Содружество вошли еще 8 стран-республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. В 1993 г. присоединилась Грузия. Таким образом, из 15 бывших советских республик в состав СНГ вошли все, кроме трех прибалтийских республик (Литва, Латвия, Эстония). В декабре 2005 г. парламент Грузии принял решение о начале выхода страны из СНГ. 25 января 2006 г. Грузия уже вышла из состава Совета министров обороны стран СНГ. МИД Грузии объяснил это сменой политического режима в стране. Поскольку Грузия взяла курс на вхождение в НАТО, она не может находиться одновременно в двух военных объединениях.

Организационная структура СНГ включает в себя Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую ассамблею СНГ, Исполнительный секретариат Содружества, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, органы отраслевого сотрудничества.

В соответствии с Договором о создании Экономического союза (1993 г.) главной экономической целью СНГ является создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и . Для достижениия такой цели предполагалось постепенное и последовательное формирование зоны свободной торговли, таможенного, платежного, а в перспективе и валютного союзов.

На практике достижение этих целей столкнулось с большими препятствиями. Ни политически, ни экономически страны оказались не готовы к интеграции на новой рыночной основе.

К негативным факторам можно отнести:
  • «парад суверенитетов» стран, что привело к политической разобщенности;
  • глубокий финансово-экономический и социальный кризисы, поразившие все страны (кризис неплатежей, разрыв старых хозяйственных связей, развал рублевой зоны, взаимные долги, криминализация экономики, абсолютное обнищание населения и т. д.);
  • схожая структура экспорта и переориентация на торговлю со странами дальнего зарубежья, конкурентная борьба на мировых рынках;
  • рост транспортных тарифов, что с учетом протяженности территорий снижало эффективность взаимной торговли;
  • военно-политические конфликты;
  • слабые управляемость и исполнительская дисциплина принятых на межгосударственном уровне решений и другие факторы.

Постсоветская интеграция пошла по пути формирования более компактных и действенных субрегиональных объединений:

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) . Члены — РФ, Казахстан, Белорусь (1995 г.), Кыргызстан (1996 г.), Таджикистан (1999 г.). Наблюдатели — Украина и Молдавия. Стадия развития — зона свободной торговли (с изъятиями). В 2006 г. начинает работать Единый таможенный союз. Рассматриваются вопросы создания единого рынка нефти, газа, транспортных услуг; переход к единой валюте. В январе 2006 г. Узбекистан присоединился к ЕврАзЭс и вышел из состава ГУУАМ.

Союз Белоруссии и России (1996 г.). Предполагается создание союзного государства.

Центральноазиатское экономическое сообщество . Цель — создание единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан (1994 г.), Республикой Таджикистан (1998 г.).

ГУУАМ — региональное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы (1997 г.). По сути имеет антироссийскую направленность. В экономическом аспекте предполагает создание трансъевропейско-кавказско-азиатского маршрута для транспортировки каспийской нефти и других товаров (в обход территории России). В политическом аспекте — интеграция в европейские структуры и НАТО.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — интегрирует Россию, Китай, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и ряд стран-наблюдателей Индию, Иран, Монголию, Пакистан. 15 июня 2006 г. в КНР прошел пятый юбилейный саммит ШОС. Из регионального антитеррористического форума, созданного в 1996 г., эта организация может превратиться в экономический и военно-политический альянс, способный служить противовесом США и НАТО в Центральной Азии. Глава российского государства В. Путин отметил новые возможности в экономическом сотрудничестве стран, которые появляются в связи с созданием Делового совета и Межбанковского объединения ШОС. Владимир Путин назвал актуальной идею создания Энергетического клуба ШОС, а также расширение взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного в
1992 г. (вступил в силу в 1994 г.). Договор продлевается автоматически каждые пять лет. 2 апреля 1999 г. президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ. На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В 2003 г. государства-члены ратифицировали Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ.