Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Фердинанд от звезды сборка. Обзор САУ "Ferdinand" от Звезды

Ferdinand унтерофицера Фрица Валкенхорста, середина октября 43-го, в окрестностях Днепропетровска.
Это последний сошедший с конвеера Sd Kfz 184 с серийным номером 150100, получивший бортовой номер 234 (т. е. четвёртая машина 4-го взвода 2-ой роты 653-го батальона 656-го полка тяжёлых истребителей танков, входящий в состав XXXXI танкового корпуса Группы Армии "Центр").

Выстраданный долгострой - без малого 2 года (с перерывами, естественно). Перелопачена уйма электронных книг в т. ч. «История 653 батальона» (книга КарлХайнца Мюниха "The Combat History of German Heavy Anti-Tank Unit 653 in World War II"). Поэтому написать могу много, как про постройку, так и про самого «Дядю Федю» - накипело как-то. Но постараюсь сжать.

Сначала для тех, кто никогда не интересовался Фердинадами.
Прежде чем они превратились в слонов (я про последних =)), имела место полевая модернизация.
Появление на поле боя Фердинандов всегда вызывало концентрацию огня всех типов русских орудий (подбитый Фердинанд грозил орденом). Начиная с августа экипажи стали:
* прятать инвентарь (ЯЩИК, КУВАЛДУ, ДОМКРАТ, БРУС) от повреждения на корму;
* докладывать начальству об острой нехватки оружия ближнего боя, ибо надоело вести пулемётный огонь через дуло 88-мм пушки;
* срезать нижние поручни на корме рубки во избежание несанкционированного проникновения вражеской пехоты;
* разворачивать щиток на маске орудия для удобства монтажа;
* наваривать уголки на лобовую часть рубки для отвода дождевой воды от моторного отсека.

Выбор пал на «234» совершенно случайно: чисто визуально понравился более-менее вразумительный камуфляж в сочетании с красным опознавательным прямоугольником на корме... Только потом выяснилось, что это и есть тот самый изрисованный мелом в Нибелунгенверке последний 150100.
Основные переделки (все всё равно не вспомню уже):
* дульный двухкамерный тормоз не имел перегородку между, собственно, камерами;
* грязеотбойники из толстой алюминиевой фольги;
* долго возился с прицелом – высверливал пластик и вставлял линзу от DVD-ROM;
* в оптику мехвода вставлял призмы из CD;
* крепление тросов, домкрата, бруска, кувалды сделал из блистеров (довольно податливый материал - легко клеится торцом и хорошо держит форму);
* проволочные петли для крепления брезента вставлял в предварительно высверленные отверстия;
* тросы и коуши самодельные, как и весь инвентарь с трофеями (лукошко больше плести никогда не стану!);

Изначально Фердинанд планировался на диораму, поэтому ходовую делал по возможности «живой». Наборные пластиковые траки сверлил и соединял проволочными пальцами (КАЖДЫЙ из 230 шт). Дабы произвести полное впечатление реализма на взявшего в руки модель, вес Фердинанда был доведён медью и свинцом (двигатель дедовской электробритвы и дробь) до масштабного - 1,5 кг. Позже этот вес сыграл свою роковую роль, когда работа была завершена на 98%, он упал со стола. В итоге многомесячная депрессия… и уже не такая «живая» ходовая, но зато (!) металлические траки от Friul Models. =)
Пусть меня назовут психом, но для эффекта реалистичности я сначала собрал классического Фердинанда (перед Курском) в песочном цвете, по-июньски «выгорел» краску и слегка «стёк» дождём, нанёс камуфляж, опять «дождь» - июль же! И только после этого применил вышеупомянутую фронтовую модернизацию вместе с остальным старением. Видны следы ящика, кувалды, креплений домкрата и бруска. Экипажи закрашивали заменённый ствол, развёрнутый щиток и зияющий прямоугольник импровизированной кистью – тряпкой на ветке.
И, конечно, венчает творение ус-антенна всё того же кота Макса!! Дай Бог ему здоровья и его хозяйке.



Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта .

КОРОБКА С МОДЕЛЬЮ





Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Коробка с моделью

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Фердина́нд» (нем. Ferdinand) - немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась «Элефант» (нем. Elefant - слон), 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), Sturmkanone mit 8,8 cm StuK 43 и Sd.Kfz.184.

Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина является одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд.

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси непринятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше.

Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии, зато истребитель танков оказался совершенно беззащитным перед советской пехотой, поскольку Порше не оснастил самоходку пулеметом; также имел низкую надежность ходовой части и плохую проходимость по пересеченной местности.

В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина.




«Фердинанды» дебютировали в июле 1943 года под Курском, после чего активно участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии вплоть до конца войны. Последний бой эти самоходные орудия приняли в пригородах Берлина весной 1945 года.

Курская битва
По состоянию на июль 1943 года все «Фердинанды» находились в составе 653-го и 654-го тяжёлых противотанковых батальонов (sPzJgAbt 653 и sPzJgAbt 654). Согласно плану операции «Цитадель», все САУ этого типа должны были быть использованы для атак против советских войск, оборонявших северный фас Курской дуги.

Тяжёлым САУ, неуязвимым для огня штатных противотанковых средств, отводилась роль бронированного тарана, который должен был пробить хорошо подготовленную глубокоэшелонированную советскую оборону.

Массированное применение «Фердинандов» немцами началось 9 июля в районе станции Поныри. Для штурма мощной советской обороны в этом направлении немецкое командование создало ударную группу в составе 654-го батальона «Фердинандов», 505-го батальона «Тигров», 216-го дивизиона штурмовых орудий «Бруммбер» и некоторых других подразделений танков и САУ.

9 июля ударная группа прорвалась через совхоз «1 Мая», однако понесла потери на минных полях и от огня противотанковой артиллерии. 10 июля стал днём наиболее ожесточённых атак под Понырями, немецким САУ удалось выйти к окраинам станции.

По немецкой бронетехнике вёлся массированный огонь артиллерией всех калибров, включая 203-мм гаубицы Б-4, в результате чего многие САУ, пытаясь маневрировать, вышли за пределы разминированных проходов и подорвались на минах и фугасах. 11 июля ударная группа была сильно ослаблена передислокацией 505-го батальона «Тигров» и других частей, интенсивность атак «Фердинандов» существенно снизилась.

Немцы отказались от попыток прорыва советской обороны, 12 и 13 июля занимаясь попытками эвакуации подбитой бронетехники. Но эвакуировать подбитые «Фердинанды» немцам не удалось, вследствие их большой массы и отсутствия достаточно мощных ремонтно-эвакуационных средств.

14 июля, не выдержав атаки советских войск, немцы отошли потеряв 21 «Фердинанд», подорвав часть не подлежавшей эвакуации техники. Другое соединение тяжёлых САУ (653-й батальон), действовало в районе посёлка Тёплое 9-12 июля. Бои здесь отличались меньшей интенсивностью, потери немецких войск составили 8 «Фердинандов».

В дальнейшем, в ходе отступления немецких войск в июле - августе 1943 года, периодически происходили бои небольших групп «Фердинандов» с советскими войсками. Последние из них произошли на подступах к Орлу, где советским войскам в качестве трофеев достались несколько подготовленных к эвакуации повреждённых «Фердинандов».

В середине августа оставшиеся боеспособными САУ немцы перебросили в районы Житомира и Днепропетровска, где часть из них встала на текущий ремонт - замену орудий, прицельных приспособлений, косметический ремонт броневых листов.




Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Прототип

Бои под Никополем и Днепропетровском
По причине больших потерь 654-й батальон сдал оставшиеся САУ в 653-й батальон и убыл на переформирование в Германию. Оставшиеся «Фердинанды» приняли участие в ожесточённых боях на Никопольском плацдарме. При этом были потеряны ещё 4 самоходки, а боевой счёт «Фердинандов» достиг к 5 ноября, по немецким данным, 582 советских танка, 133 орудия, 3 САУ, 3 самолёта и 103 противотанковых ружья, причём экипажи двух САУ подбили 54 советских танка.

Италия
В январе 1944 года первая рота 653-го батальона в составе 11 «Элефантов» (модернизированных «Фердинандов»), одной ремонтно-эвакуационной машины также на базе шасси танка Tiger (P) и двух транспортёров боеприпасов была переброшена в Италию для противодействия наступлению англо-американских войск. Тяжёлые САУ участвовали в боях под Неттуно, Анцио, Римом.

Несмотря на господство авиации союзников и сложный рельеф местности, рота зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, так, по немецким данным, только 30-31 марта в предместьях Рима две САУ уничтожили до 50 американских танков, бронетранспортёров и автомобилей и были подорваны экипажами после израсходования горючего и боекомплекта. 26 июня 1944 года рота, в которой оставалось два боеспособных «Элефанта», была отведена с фронта и переброшена сначала в Австрию, а затем в Польшу на соединение с 653-м батальоном.

Украина
Две оставшиеся роты САУ в апреле 1944 года были переброшены на Восточный фронт, в район Тернополя. Кроме 31 «Элефанта», в составе рот имелись две ремонтно-эвакуационные машины на базе шасси танка Tiger (Р) и одна - на базе танка «Пантера», а также три транспортёра боеприпасов.

В тяжёлых боях конца апреля роты понесли потери - было выведено из строя 14 машин; впрочем, 11 из них были быстро восстановлены, и число боеготовых машин даже возросло за счёт прибытия с заводов отремонтированных машин 1 роты. Кроме того, к июню состав рот пополнился двумя уникальными образцами бронетехники - танком Tiger (P) с усиленным до 200 мм лобовым бронированием и танком «Пантера» с башней танка PzKpfw IV, которые использовались как командирские машины. В июле началось крупномасштабное наступление советских войск, и обе роты «Элефантов» были втянуты в тяжёлые бои.

18 июля они были брошены без разведки и подготовки на помощь дивизии СС «Хоэнштауфен» и понесли большие потери от огня советской противотанковой и самоходной артиллерии. Батальон потерял более половины машин, причём значительная их часть подлежала восстановлению, однако, поскольку поле боя осталось за советскими войсками, повреждённые самоходки были уничтожены своими же экипажами. 3 августа остатки батальона (12 машин) были переброшены к Кракову.

Германия
Понёсший тяжёлые потери от советских войск 653-й батальон с октября 1944 года стал получать новые САУ «Ягдтигр», а оставшиеся «Элефанты» свели в отдельную 614-ю тяжёлую самоходную противотанковую роту (sPzJgKp 614). До февраля 1945 года эта рота, состоявшая из 13 САУ, находилась в резерве.

25 февраля 1945 года роту перебросили к Вюнсдорфу для усиления противотанковой обороны немецких частей. Последние бои «Элефанты» провели в Вюнсдорфе, Цоссене и Берлине.




Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Прототип

Судьба трофейных САУ в СССР
В Советском Союзе в разное время имелось не менее восьми трофейных комплектных «Фердинандов». Одна машина была расстреляна под Понырями в июле - августе 1943 года при испытании её брони; ещё одна - расстреляна осенью 1944 года при испытании новых образцов вооружения.

В конце 1945 года в распоряжении различных организаций имелось шесть САУ. Они использовались для проведения различных испытаний, часть машин была в итоге разобрана с целью изучения конструкции. В итоге все они, кроме одной, были сданы на лом, как и все машины, захваченные в сильно повреждённом состоянии.

ВИДЕОРОЛИК О ПРОТОТИПЕ

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ








Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Инструкция по сборке

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ










Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Содержимое коробки

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ДЕТАЛИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ



Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Детали крупным планом

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

Дополнения от магазина Armata-models.ru

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ВЫВОДЫ:

Первое с чего бы хотелось начать — это пластик.

Такое ощущение, что на удачность той или иной модели этого производителя влияет тип пластика, из которого отлита данная модель. Если пластик серый или как здесь оранжевый — то все детали будут хорошо пролиты, чётко видны. А сборка будет действительно приятной и комфортной.

Если же модель отлита из зеленого или черного (как у Борея) пластика, то нас ждёт геморрой.

На подобные мысли меня в этот раз навела сборка звездовского Искандера-М. Мало того, что как всегда есть ошибки в инструкции и часть деталей не садится на свои места, так еще и возникает ощущение некачественного литья.

И вроде бы все детали такие как надо конструктивно. А видна легкая замыленность, переходящая в ощущение некачественной работы.

Здесь, на «Фердинанде» таких проблем просто нет.

Все детали отлично отлиты. Чёткие грани у каждого конструктивного элемента.

Никакого отторжения этот набор не вызывает.

Так что, огромная просьба, ребята — используйте качественный пластик при создании моделей.

Всё остальное нареканий не вызывает. При первом осмотре.

Возможно в инструкции есть недоработки, что-то где-то перепутано — но сейчас этого выявить не получится. Нужна тестовая сборка.

Вообще данная модель не должна вызвать проблем со сборкой.

Гусеницы, как и на большинстве моделей БТТ Звезды, полунаборного типа. Отлиты вполне нормально. Сборка особого выпендрежа не потребует.

Что действительно вызывает интерес, так это комплект прокачки от интернет-магазина Armata-models.ru.

Он включает в себя металлический ствол, дульный тормоз и чехол к нему. А также схему окраски и декаль для трофейного «Фердинанда», захваченного в боях у д. Подмаслово 15-18 июля 1943 года.

Эти дополнения помогут усилить визуальный эффект от готовой модели, приблизив её к историческому прототипу.

ОЦЕНКА: 4

В целом, данный набор получился вполне вменяемым. И для ценителей бтт данного временного периода станет хорошей заменой старым китам от Италери.

Даже если в компоновке деталей и инструкции есть неточности, то они не станут камнем преткновения, который заставит вас перенести сборку в неопределенное, туманное будущее.

Представляю вашему вниманию обзор на вышедшую в конце прошлого года новинку фирмы Звезда – немецкий истребитель танков Фердинанд. Вероятно, новинка уже не столь горяча, но тем лучше, ведь у нас было время её внимательно рассмотреть и собрать!
Фердинанд стал нарицательным именем практически для всех немецких самоходок. Его известность и растиражированность (а то и заезженность) можно сравнить разве что с Тигром или Пантерой. Удивительно, но до недавнего времени в 35ом масштабе лишь одна фирма изготавливала модель Фердинанда — это старый добрый Dragon. И это при колоссальном количестве Тигров и Пантер, которые не выпускает разве что ленивый! При этом, Элефанты у производителей гораздо более популярны. Их выпускает все тот же Dragon, Italeri и Tamiya. Но будем справедливы, это уже все-таки другая боевая машина и с привязкой под Курскую битву Элефанта не соберешь. Видимо, в этом и кроется непопулярность Фердинанда. Западным моделистам и западным модельным фирмам интересны прототипы, которые применялись немцами на Западном фронте, а Фердинанды там не засветились. Таким образом, Звезда вполне логично выпустила «нашего» отечественного Фердинанда, который успел повоевать только на Восточном фронте, прежде чем был модернизирован до Элефанта.

В начале обзора, хочу заострить Ваше внимание на том, что эта модель не имеет никакого отношения к старой модели Фердинанда от Звезды (арт.3563). Та модель была перепаковкой древнего Элефанта от Италери и Фердинандом никак не являлась, даже несмотря на надпись на коробке))). Отправим её на свалку истории!))

ЧТО ВНУТРИ

Итак, что же мы имеем? Первое впечатление – очень приятный бокс-арт, удобная инструкция книжечкой, фото собранной модели на обратной стороне коробки. Кто бы что ни говорил, но это довольно важные факторы. Гораздо приятнее начинать работу с моделью, которая красиво и качественно оформлена, хотя это конечно субъективные факторы. Объективным же является прочная надежная упаковка, которая гарантирует сохранность содержимого при путешествии немилосердной Почтой России. И это огромный плюс большинства звездовских новинок.

Предлагаю обратиться собственно к самому главному — к литникам! Сразу хочу отметить отличное качество литья. Я не заметил утяжин, облоя или каких-либо других дефектов. На мой взгляд, эта модель еще одно подтверждение, что Звезда всерьез вышла на качественно иной уровень и уверенно конкурирует с лидерами модельного рынка. К литью не придраться! По своему виду и фактуре сам пластик немного напоминает тамиевский, а для большинства коллег это эталон качества (речь идет именно про саму пластмассу). Все болты, гайки, литьевые номера, сварные швы выполнены просто великолепно.

СОДЕРЖИМОЕ НАБОРА:

Литник L

Литник E

Литник F

Литник K х 3шт

Литник D х 2шт

Литник C х2шт

Ванна корпуса

Литник А с прозрачными деталями и сеточка.

РАССМОТРИМ ДЕТАЛИРОВКУ ПОДРОБНЕЕ:

Имитация сварных швов очень убедительна.

То же самое можно сказать и о швах на деталях рубки. Обратите внимание, что поверхность рубки идеально гладкая как стекло. также отсутствует фактура резки на торцах бронеплит.

Борта и корма рубки собираются в шип. Обратите внимание, что заглушки бойниц отлиты отдельными деталями, правда у них нет обратной стороны с распоркой и цепочкой, поэтому без травленки открытыми их все-равно не сделать.

Корма рубки и надмоторная плита. Очень здорово пролиты отверстия в решетках. Когда-то на такое была способна только Тамия.

Лобовая бронеплита. Очень классно отлиты головки пулестойких болтов и сварные швы.

Крыша рубки. Сварные швы также очень порадовали. Дождевой козырек перископа отлит отдельной деталью.

Крыша моторного отсека и люки мехвода и радиста.

Ствол отлит в одну деталь, что замечательно! Не придется подгонять половины и мучительно шлифовать их абразивом, уменьшая диаметр или получив овал в сечении. Просто легкая зачитка шва от стыка пресс-форм мелким наждаком и все!

Дульник отлит в лучших традициях последних лет — единой деталью, а не из двух половин, как раньше.

Бронещиток маски пушки порадовал красивыми сварными швами.

Довольно сносно выглядит крепление переднего брызговика. Немного смывки и узел будет смотреться отлично даже без замены на травленые шарниры и проволоку.

Рифленая фактура надгусеничных полок выглядит очень хорошо. А вот задний срез заметно толстоват. Рекомендую его сточить надфилем или острым резаком. Тогда вся надгусеничная полка станет выглядеть ажурнее. Есть еще один нюанс — рифление должно быть и на боковой отбортовке полки.

Отлично удались защитные крышки фар. Посмотрите на шесть микроскопических болтиков по периметру!

Просто шикарно удались сварные швы на люках доступа. Они реально как настоящие!

То же самое можно сказать и о швах на люках задних перископов. Это не шов, а произведение искусства!

А вот тросы мне не очень понравились. Тонковаты, да и оплетка коушей выглядит недостоверно. Но, в любом случае, тросы, на мой взгляд надо менять. В пластике они всегда выглядят очень условно. независимо от производителя.

Ящик ЗИП дается в двух вариациях (гладкий и с выштамповками). Хорошо отлиты замочки. Виден крепеж домкрата. Немного толстоват, но если слегка снять толшину надфилем или резаком, то будет вполне убедительно.

Звездочка отлита очень хорошо. Похожа на себя. Единственное — нужно рассверлить насквозь отверстия, которые даны лишь углублениями.

Отлично деталированы буксирные проушины с ввареными в них металическими вставками. Вида и бронезаглушка пистолетного порта. Ей сильно не хватает глубины, так что открытой её не сделать. Тем более. что нужен еще и крепеж-распорка с цепочкой, которые можно изготовить достоверно только в травленке.

Задние звездочки также обладают отличным литьем и достоверностью.

Хорошо видны шикарно отлитые шестигранные гайки. Их почти не будет видно на готовой модели, но душу греет, согласитесь!))

Катки порадовали отличным литьем и деталировкой. Обратите внимание, что под болтами есть шайбы.

Кроме того, на катках имитированы литьевые номера. Такое даже Драгону было не под силу.

Детали тележек ходовой. Их можно сделать качающимися.

Особо впечатлили траки. В основном, они отлиты сегментами. Поштучно отлиты только те траки, которые огибают звездочки.

Крупный план впечатляет. Здорово отлиты облегчающие отверстия, литьевые номера и характерные круглешки. Рельеф внешней части траков. Такую красоту и грязнить-то жалко будет!

С внутренней стороны ленты отлиты столь же качественно и дотошно. Очень удалась отбортовка краев на траках, что без гребня.

Обратите внимание, что провис уже задан. Порадовало малое количество круглешков от толкателей пресс-формы. Важно и то, что они легко доступны для обработки.

ДЕКАЛЬ
Что касается декали, то она расстроила. Во-первых, она предлагает всего два прототипа из 653-го батальона и полностью игнорирует существование 654-го батальона с гораздо более зрелищной и интересной маркировкой, между прочим. Ну а во-вторых, сама стилистика написания бортовых номеров совсем не соответствует тому, как это было сделано на настоящих Фердинандах. Впрочем, это совсем не повод расстраиваться, ведь данный косячок легко решается использованием замечательных декалей фирмы Colibri. Выпускается два набора на 653-ий и 654-ый батальоны, которые позволяют сделать любой из 90 Фердинандов, дебютировавших под Курском. Обзор на эти декали я подготовлю в ближайшее время.

Декаль. Увы, но это слабое место модели. Стилистика написания номеров не соответствует оригиналам.

ИНСТРУКЦИЯ

Инструкция сделана в виде книжки, что облегчает работу. Книжка занимает гораздо меньше места на столе, чем классическая инструкция-простыня или раскладушка. Да и с поиском очередности этапов постройки никаких проблем точно не будет. Что касается наглядности, то инструкция понравилась. Все проиллюстрировано очень наглядно и доходчиво. Не вызовет сложностей и у новичков.

Как по мне, схемы окраски стоит печатать на цветной бумаге. Это сделает модель заметно привлекательнее в глазах неопыных и начинающих моделистов. Кроме того, не у всех людей одинаково хорошо развита фантазия. А на цветных боковиках сразу видно как именно будет выглядеть модель при той или иной схеме окраски. В конце-концов, именно яркий боковик может стать тем самым решающим аргументом в пользу покупки!

ДОСТОИНСТВА
+Особенно впечатлили гусеничные ленты, которые обладают очень ажурной деталировкой со сквозными отверстиями и литьевыми номерами, как и положено. Они выполнены сегментарно, причем у верхних сегментов задан провис. Особо отмечу то, что следов от толкателей пресс-форм на траках (да и на всех деталях модели) не много и, что самое главное, они легко доступны для обработки. Это сэкономит массу времени и нервов моделистам!
+Классно отлиты катки и тележки ходовой, на катках даже имитированы литьевые номера и шестигранные головки болтов с шайбами. При желании, тележки можно сделать рабочими. Если вдруг захотите менять пластиковые ленты на металлические от Фриула или МастерКлуба, это будет вполне уместно.
+Впечатляют и сварные швы, которые сделаны практически везде, где должны быть и очень похожи на оригинал. Многие фирмы игнорируют их на своих моделях, а это очень важная составляющая внешнего облика любой модели.
+Отдельно остановлюсь на домкрате, которые разбит на несколько деталей и деталирован в лучших традициях.
+Порадовало и наличие литника с прозрачными деталями перископов.
+Интересно то, что бронелисты рубки собираются в шип, как и на настоящем Фердинанде. Это позволяет избежать ненужных стыковочных швов, которые придется шпаклевать. Кстати, до этого, такой подход я встречал только у Тристара на Бруммбэре.
+П-образные рукоятки на надмоторной плите отлиты отдельными деталями. До Звезды так никто не делал. У Фердинанда от Драгона они выполнены в виде прямоугольников, отлитых заедино с поверхностью. Правда они несколько толстоваты, но это легко исправить, просто обточив их ножом или наждаком.
+К достоинствам набора отнесу и частичное наличие интерьера рубки. В частности, через открытые люки будет виден казенник орудия, что сделает модель гораздо интереснее визуально. Если же моделист строит модель с закрытыми люками, то детали казенника можно просто и не собирать.

НЕДОСТАТКИ
Как известно, идеальных моделей не бывает. Несколько недостатков было обнаружено и у Фердинанда. Радует, что все они легко исправимы.
-Во-первых, у модели напрочь отсутствует фактура катаной брони. Все бронелисты гладкие как стекло, что выглядит не очень убедительно. Впрочем, это легко лечится нанесением составов Mr.Surfacer 500 или 1000, или модельно шпаклевки жесткой кистью.
-Также отсутствуют характерные следы резки на торцах бронеплит. Они тоже идеально гладкие. Впрочем, и это не проблема. Фактура имитируется острым резаком за считанные минуты.
-Не очень понравились буксирные тросы. Они тонковаты, имеют странную имитацию оплетки и отлиты заедино с крепежами. Соответственно, при замене троса на проволочный, придется что-то придумывать с креплениями. Хотя, при использовании фототравления, этот вопрос отпадет сам собой.
-Сеточка, которая прилагается в наборе, грубовата и немасштабна, но это не такая проблема, если учесть, что её можно увидеть только перевернув модель и посмотрев под определенным углом. Ну а дотошный моделист, в любом случае будет ставить травленку. Ему эта сеточка и вовсе не нужна.
-Чурбак под домкрат абсолютно гладкий и не имеет фактуры древесины. Но её можно легко имитировать кончиком острого резака

Очень радует, что все недостатки легко исправляются и не связаны с серьезными переделками. Думаю, моделисты-изкоробочники эти недостатки, скорее всего даже и не заметят, получив максимальное удовольствие от сборки. А ортодоксально мыслящие моделисты смогут легко их исправить.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ СБОРКИ
Модель оставила отличные впечатления при постройке! Все обрабатывается и стыкуется практически идеально. Понравился и пластик. Он хорошо взаимодействует с супер-жидким клеем. Что удивило, так это отличная стыкуемость элементов гусеничных лент. Все встало буквально на щелчок. И это при том, что гусеницы обычно самый проблемный узел в любой модели. Рекомендую не торопиться и более вдумчиво собирать элементы рубки. Важно соблюдать верные углы, чтобы рубка хорошо встала на корпус. Ну а особенно дотошно отнестись к сборке носовой части модели, где важно правильно выставить углы и расстояния между деталями «морды» и надгусеничиными полками. Иначе могут появится нежелательные щели.

Рубка в сборе. Обратите внимание, что на торцах бронеплит имитирована фактура резки. Это заняло всего несколько минут.

Нижняя часть корпуса в сборе.

Вид с нижней стороны. Установлены тележки и катки.

Фото наглядно демонстрирует, что траки и звездочка стыкуются отлично.

Удобнее всего собрать гусеничную ленту в единую деталь и так её красить и тонировать. Это потребует повышенной аккуратности, но зато сэкономит массу времени.

Фотографии модели в сборе:

ВЫВОДЫ
Хочу отметить, что на фоне Фердинанда от Dragon, звездовская модель смотрится просто отлично и превосходит конкурента по всем параметрам! Если учесть и гораздо более гуманную цену, набор однозначно является лучшим Фердинандом в 35ом масштабе.
Очень рекомендую его как начинающим, так и опытным моделистам.

PS Самые внимательные моделисты, которые дочитали обзор до конца будут вознагарждены! При покупке Фердинанада в нашем магазине в Новосибирске на Красном Проспекте 17 или на нашем сайте произнесите или укажите в комментариях к заказу пароль «Я прочитал обзор Фердинанда до последней строчки» и получите скидку 10%!

Владимир Яшин
Новосибирск 2018
www.сайт
www.genscher-shop.ru
vk.com/genschershop

После многих лет занятия моделизмом можно делать выводы о некоторых специфических чертах нашего творчества. Одна из них такова: хочешь построить определенную модификацию танка или самоходки.

Но вместо того, чтобы купить нужную, берешь за основу какую-нибудь модель и переделываешь в желаемую версию самостоятельно. А ведь есть уже отдельным набором нужная модель. Так нет же! И дело не в том, что жалко денег (или их нет). Наоборот и деньги есть и модель доступна, а все равно строишь сам. Полагаю, это следствие своеобразного «приедания» моделями. А это переход на новый уровень творчества: ну и что, что времени нет (а его всегда не хватает) - берешь и делаешь! Вообще, у меня складывается устойчивое ощущение, что чем ты становишся старше, тем время течет быстрее. Всмпомните, в детстве его было не то чтобы много, а вообще БЕСКОНЕЧНО МНОГО! И тебе от этого не скучно (скучать по-настоящему еще не умеешь), не весело, но и не сказать, чтобы скучно!

А теперь семья-работа-работа-дом-друзья-наука-работа-семья-пьянка-хобби-работа -семья.....
И дни летят, будто в них не 24 часа а 6-8.
Только подумаешь: "Что это за манера - за полгода приглашать на день рожденья!" И ВОТ ЗАВТРА НАДО ИДТИ!
А самое безнадежное в нашем творчестве - взирать на купленные ранее коробки с моделями!
Построено моделей столько, в коробках лежит такое количество, что начинаешь ставить перед собой вопрос (скорее риторический, чем практический):
«Сколько не сделано!? А сколько еще предстоит не сделать!»

А коробки немым укором взирают на тебя: «Вот скажи, а зачем мы тебе? Ты себе две жизни, что ли, намерял? Ты действительно планируешь нас всех собрать? Даже если действительно хочешь этого - все равно не удастся - потому что покупаются модели гораздо быстрее, чем собираются!»

Понятно, что считая себя вполне здравомыслящим человеком, я в диалог с коробками не вступаю, а начинаю беседовать сам с собой. Но опять диалога не получается!
Говоришь себе: «Посмотри, сколько собрано за 20 лет!» И число построенных моделей произносится даже в слух (наверное, чтобы убедить… себя!) А он (ну то есть я) тебе в ответ:
«Да? А то, что в коробках, в каком веке планируешь закончить? До пенсии??? (далее цитата из анекдота)… А ты смелый бледнолицый воин! А сколько уже в планах покупки? FT-17 фирмы Meng? А еще хочешь их же Т-90? А «Тигр» этой же фирмы уже сторговал? И зачем он тебе? А четыре Элефанта тебе зачем? А федеральную американскую кавалерию от Мастербокса зачем запланировал? А уже купил! И венгерские танки тоже хочешь? «Нимрод» будет?»
И ТАК ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ!
Чем может закончиться беседы самим собой общеизвестно!
Каков выход? СРОЧНО К РАБОЧЕМУ СТОЛУ И СТРОИТЬ ОЧЕРЕДНУЮ МОДЕЛЬ! Очень кстати является Муза!

Почему я взялся строить Фердинанд из звездинского Элефанта не знаю! Ведь лежит в коробке нормальный драгоновский Фердинанд! Наверное, человеку, у которого все есть, иногда хочется простого соленого огурца, но именно из вонючей бочки!

В этом году исполняется 70 лет победы наших войск в Курской битве - в связи с чем, летом, замышляется тематическая выставка. Если наша техника у меня в коллекции представлена практически вся, то по Курской битве не хватает германского Фердинанда и Брумбера (раннего). Ну Брумбер найду, а с Фердинандом вот что: хозяин нашего модельного магазина и мой хороший друг Олег привез мне Тамиевский Элефант - заказал из-за того, что хотелось собрать именно тамиевский - к драгоновскому Муза осталась индиферентной, то есть безразличной. Была идея переделать Элефант Тамии в Фердинанд, но друзья отговорили.
А Звездинско-италеривское чудо лежало у меня года с 2004 - то есть срок "вылежки" модели сопоставим со сроком выдержки хорошего коньяка.

Но что-то удерживало от сборки!
Я понял, почему не собирал звездинко-италеривский опус так долго - Звезда итальянский пластик презентует как Фердинанд, а итальянцы выпустили именно Элефант и отличия между ними есть. Возмутил бесцеремонный подлог Звезды - из-за коммерческой выгоды выдать одну модель за другую. Думаю, поэтому и модель собирать не хотелось, а зачем я её купил уже не помню!

Муза захотела Фердинанд именно из «Звезды» и началось…
Информации по Фердинандо-Элефантам много. Я пользовался чертежами издания Военные машины "Фердинанд" №81 (№82 посвящен Элефанту).
Основные переделки - замена командирской башенки двустворчатым люком и удаление курсового пулемета. Пластик у первых отливок мягкий (какой сейчас не знаю). Как я уже говорил, итальянцы сделали модернизированную самоходку. Что на модели решил не переделывать - не буду стачивать дополнительную бронеплиту на днище под местами механика-водителя и стрелка-радиста. Это хлопотно и не особо видно!

В запасах нашелся давным-давно купленный металлический ствол фирмы Эдуард для Элефанта-Фердинанда. Куплен был... а вспомнил, году в 2005, в Лейб-компании, в Москве. Я не любитель точеных стволов, но, помнится, мне его продали очень дёшево и на сдачу (в магазин его кто-то по дешевке сдал на комиссию). Ну, думаю, не пропадать же добру. На Тамиевский Элефант его ставить неактуально, там и так прекрасный ствол, а вот на Звезду - пойдет!

Перво-наперво срезал основание командирской башенки. В отверстие вклеил круглый люк, с которого сточил все крепления и петли. Снизу закрепил листовым полистиролом. Щель пролил клеем и полистироловой стружкой. Шпаклевку я применяю в таких случаях крайне редко - дает усадку.

С передних крыльев нужно срезать отбортовку, которую зачем-то сделали итальянцы. Модель они свою делали с оглядкой на Элефант в Абердинском полигоне, то там ее нет.С дополнительной лобовой бронеплиты срезал аккуратно все крепежные болты и удалил бронировку пулемета.

Модель, перепакованная "Звездой", выпущена итальянцами ранее 1979 года - в каталоге Италери за 1980 год она уже есть и представлена не как новинка - так что своего рода раритет, уровень модельного производства 70-х годов прошлого века!

Ходовую часть итальянцы предусмотрели подвижной и я решил её сделать такой. Мне представляется удобней собирать крепления тележек опорных катков не как в инструкции и как на фото. Фиксирующие шайбы осей опорных, направляющих и ведущих катков я заплавил выжигателем - быстрее, прочнее и не зальешь клеем!

Смонтировал ходовую часть и надел гусеницы (просто для наглядности). Все траки выполнены с направляющими гребнями. В действительности они чередовались с гладкими через один. Я, естественно, срезал половину гребней. Зачем итальянцы выполнили все траки с гребнями не знаю. На всех машинах семейства Фердинанд (опытных образцах, серийных, эвакуаторах и даже на единственном воевавшем Тигре Порше гусеницы были с чередованием гладких и гребневых траков). Со временем заменю резиновые гусеницы на металлические фруиловские или эпоксидные мастерклубовские или какие другие.

Отверстие под курсовой пулемет заделал вставкой миллиметрового полистирола, пролил клеем с полистироловой стружкой. и после просушки вернул на место болты - шесть в верхнем ряду, пять- в нижнем.
После монтажа надгусеничных полок усилил их бонками по пять с каждой стороны, разместил их сверяясь с чертежом.

Люк командира выполнил по чертежу (размеры в масштабе 1:35 - 17 на 17 мм). Вырезал из миллиметрового полистирола две заготовки 17Х17 и 16Х16 мм, склеил их в трапецию один на другой, сточил под углом 45 градусов кромки и на кромки наклеил полоски 0.3 мм полистирола, после высыхания выровнял углы шкуркой, сделал из полистирола и тянутого литника петли люка, поручни выполнил из скоб для степлера, вплавил их в люк, нагрев выжигателем.


С кормового листа рубки нужно срезать крепления для кувалды (это два кубика с правой стороны). На кормовой плите рубки смонтировал три поручни-скобы. Их взял из Миниартовской модели Валентайна (на Валентайне это скобы на дополнительном топливном баке). Они как раз подошли по форме и размеру. Верхняя маленькая скоба-поручень тоже взята от Валентайна, только укорочена.

На основной бронеплите лобовой части нужно заделать вставкой миллиметрового полистирола паз, которого на прототипах не было - его зачем-то сделали на модели итальянцы.

Опоры фар, выполненные на модели, срезал и заменил самодельными из полистирола. Кстати, чтобы полистирол при сгибании под углом не ломался на сгибе советую отрезанную полоску опустить в жидкий тамиевский или акановский клей (можно и растворитель), вынуть и дождаться высыхания клея или растворителя (примерно минута) после чего полистирол не ломается при сгибании.

Фары взял из запчастей к моделям Т-3. Как раз нашел две штуки и смонтировал их на модель согласно чертежу.
Осталось выполнить крышки системы охлаждения, стопор пушки в походном положении, вставить перископы из прозрачного пластика в крышку люка механика-водителя, разместить тросы и шанцевый инструмент (нашел его в запчастях). Крышки системы охлаждения двигателя, после высыхания клея, покрыл жидкой тамиевской грунтовкой для имитации литой поверхности.

Тросы итальянцы выполнены свернутыми в поросячий хвост. На Фердинандах они крепились за передние коуши и укладывались вдоль бортов корпуса.

Уложил стопор пушки по-боевому. Нашел в закромах проволоку и уложил на борта тросы.
Сделал проводку к фарам. Машина практически готова к покраске, потом вставлю в люк механика водителя перископы из прозрачного пластика!
Гусеницы со временем заменю на металлические или эпоксидные, а пока оставлю резиновые, из набора.
Финальная стадия - окраска, тонировка !





Модель воспроизводит самоходку лейтенанта Хейена 1 взвода 2 роты 654 батальона "Фердинандов". Экипаж самоходки сражался в течение всей операции "Цитадель". В августе самоходка передана в состав 653 батальона.

Прошу Ваших отзывов и оценок, коллеги!

Были у немцев лучшие в мире САУ или нет - вопрос спорный, но то, что им удалось создать одну, оставившую о себе неизгладимую память у всех советских воинов, - это точно. Речь идет о тяжелом самоходном орудии «Фердинанд». Дело дошло до того, что, начиная со второй половины 1943 года, почти в каждом боевом донесении советские войска уничтожали как минимум одну такую САУ. Если просуммировать потери «Фердинандов» по советским донесениям, то за войну их уничтожили несколько тысяч штук. Пикантность ситуации состоит в том, что немцы за всю войну выпустили их всего 90 штук, и еще 4 БРЭМ на их базе. Трудно найти образец бронетехники времен Второй Мировой войны, выпущенный в столь малом количестве и при этом так прославившийся. В «Фердинанды» записывали все немецкие самоходки, но наиболее часто - «Мардеры» и «Штуги». Примерно такая же ситуация была с немецким «Тигром»: с ним часто путали средний танк Pz-IV с длинной пушкой. Но здесь было хотя бы сходство силуэтов, а вот какое сходство у «Фердинанда» и, например, StuG 40 - большой вопрос.

Так каким был «Фердинанд», и почему он так широко известен со времен Курской битвы? Мы не будем вдаваться в технические детали и вопросы разработки конструкции, ибо это уже написано в десятках иных изданий, а обратим пристальное внимание на бои на северном фасе Курской дуги, где были массированно применены эти чрезвычайно мощные машины.


Боевая рубка САУ собиралась из листов кованной цементованной брони, переданной из запасов германского ВМФ. Лобовая броня рубки имела толщину 200 мм, бортовая и кормовая - 85 мм. Толщина даже бортовой брони делала САУ практически неуязвимой для огня почти всей советской артиллерии образца 1943 года на расстоянии свыше 400 м. Вооружение самоходки состояло из 8,8-см орудия StuK 43 (в некоторых источниках ошибочно приводится ее полевой вариант PaK 43/2) с длиной ствола 71 калибр, ее дульная энергия в полтора раза превышала таковую у пушки тяжелого танка «Тигр». Пушка «Фердинанда» пробивала все советские танки со всех углов атаки на всех дистанциях действительного огня. Единственная причина, по которой случалось непробитие брони при попадании, - рикошет. Всякое иное попадание вызывало пробитие брони, что в большинстве случаев означало выведение советского танка из строя и частичную или полную гибель его экипажа. Вот такое серьезное появилось у немцев незадолго до начала операции «Цитадель».


Формирование подразделений САУ «Фердинанд» началось 1 апреля 1943 года. Всего было решено сформировать два тяжелых батальона (дивизиона).

Первый из них, получивший номер 653 (Schwere PanzerJager Abteilung 653), формировался на основе 197-го дивизиона штурмовых орудий StuG III. Согласно новому штату, дивизион должен был иметь 45 САУ «Фердинанд». Эта часть была выбрана не случайно: личный состав дивизиона имел большой боевой опыт и участвовал в боях на Востоке с лета 1941 года по январь 1943 года. К маю 653-й батальон был полностью укомплектован согласно штату. Однако в начале мая 1943 года вся материальная часть была передана на укомплектование 654-го батальона, формировавшегося во Франции в городе Руан. К середине мая 653-й батальон был снова укомплектован почти по штату и имел в своем составе 40 САУ, после прохождения курса учений на полигоне Нойзейдель, 9–12 июня 1943 года, батальон одиннадцатью эшелонами убыл на Восточный фронт.

654-й тяжелый батальон истребителей танков был сформирован на базе 654-го противотанкового дивизиона в конце апреля 1943 года. Боевого опыта у его личного состава, воевавшего прежде с ПТО PaK 35/36, а затем на САУ «Мардер II», было гораздо меньше, чем у коллег из 653-го батальона. До 28 апреля батальон находился в Австрии, с 30 апреля в Руане. После проведения итоговых учений, в период с 13 по 15 июня, батальон четырнадцатью эшелонами убыл на Восточный фронт.

Согласно штату военного времени (K. St.N.№ 1148c от 31.03.43) тяжелый батальон истребителей танков включал в себя: командование батальона, штабную роту (взвода: управления, саперный, санитарный, зенитный), три роты «Фердинандов» (в каждой роте 2 машины штаба роты, и три взвода по 4 машины; т. е. 14 машин в роте), ремонтно-эвакуационную роту, автотранспортную роту. Всего: 45 САУ «Фердинанд», 1 санитарный БТР Sd.Kfz.251/8, 6 зенитных Sd.Kfz 7/1, 15 полугусеничных тягачей Sd.Kfz 9 (18-тонн), грузовые и легковые автомобили.


Штатная структура батальонов немного различалась. Начать надо с того, что в состав 653-го батальона входили 1,2 и 3-я роты, в 654-й - 5,6 и 7-я роты. 4-я рота куда-то «выпала». Нумерация машин в батальонах соответствовала немецким стандартам: так например, обе машины штаба 5-й роты имели номера 501 и 502, номера машин 1-го взвода с 511 по 514 включительно; 2-го взвода 521 - 524; 3-го 531 - 534 соответственно. Но если мы внимательно рассмотрим боевой состав каждого батальона (дивизиона), мы увидим, что в «боевой» численности подразделений всего 42 САУ. А по штату 45. Куда же делись еще по три САУ из каждого батальона? Вот тут-то и сказывается разница в организации импровизированных танкоистребительных дивизионов: если в 653-м батальоне 3 машины были выведены в резервную группу, то в 654-м батальоне 3 «лишние» машины были организованы в штабную группу, имевшую нестандартные тактические номера: II-01, II-02, II-03.

Оба батальона (дивизиона) вошли в состав 656-го танкового полка, штаб которого немцы сформировали еще 8 июня 1943 года. Соединение получилось весьма мощным: кроме 90 САУ «Фердинанд» в его состав входили 216-й батальон штурмовых танков (Sturmpanzer Abteilung 216), и две роты радиоуправляемых танкеток ВIV «Богвард» (313-я и 314-я). Полк должен был послужить тараном немецкого наступления по направлению ст. Поныри - Малоархангельск.

25 июня «Фердинанды» стали выдвигаться к линии фронта. К 4 июля 1943 года 656-й полк был развернут следующим образом: к западу от железной дороги Орел - Курск 654-й батальон (р-н Архангельское), к востоку 653-й батальон (р-н Глазунова), за ними три роты 216-го батальона (всего 45 «Бруммбаров»). Каждому батальону «Фердинандов» придавалось по роте радиоуправляемых танкеток B IV.

5 июля 656-й танковый полк перешел в наступление, поддерживая части 86-й и 292-й немецких пехотных дивизий. Однако, таранного удара не получилось: 653-й батальон в первый же день увяз в тяжелейших боях у высоты 257,7, которую немцы прозвали «Танковая». Мало того, что на высоте были вкопаны по самую башню тридцатьчетверки, так еще высота была прикрыта мощнейшими минными полями. В первый же день на минах подорвалось 10 САУ батальона. Тяжелые потери были и в личном составе. Подорвавшись на противопехотной мине, получил тяжелые ранения командир 1-й роты, гауптман Шпильман. Выяснив направление удара, ураганный огонь открыла и советская артиллерия. В результате, к 17:00 5 июля на ходу осталось всего 12 «Фердинандов»! Остальные получили повреждения разной степени тяжести. Остатки батальона в течение следующих двух дней продолжали вести бои по овладению ст. Поныри.

Атака 654-го батальона получилась еще более провальной. 6-я рота батальона по ошибке наскочила на собственное минное поле. В течение буквально нескольких минут большая часть «Фердинандов» подорвалась на собственных минах. Обнаружив чудовищные немецкие машины, еле ползущие на наши позиции, советская артиллерия открыла по ним сосредоточенный огонь. Результатом явилось то, что немецкая пехота, поддерживавшая атаку 6-й роты, понесла большие потери и залегла, оставив САУ без прикрытия. Четыре «Фердинанда» из 6-й роты все же смогли выйти к советским позициям, и там, по воспоминаниям немецких самоходчиков, их «атаковали несколько храбрых русских солдат, оставшихся в окопах и вооруженных огнеметами, а с правого фланга, с линии железной дороги открыла огонь артиллерия, но увидев, что это неэффективно, русские солдаты организованно отошли».

5-я и 7-я роты тоже достигли первой линии окопов, потеряв около 30% машин на минах и попав под сильный артобстрел. При этом был смертельно ранен осколком снаряда командир 654-го батальона майор Ноак.

После занятия первой линии траншей, остатки 654-го батальона двинулись в направлении Понырей. При этом часть машин опять подорвалась на минах, а «Фердинанд» № 531 из 5-й роты, будучи обездвижен фланговым огнем советской артиллерии, был добит и сгорел. В сумерках батальон достиг холмов севернее Понырей, где остановился на ночевку и перегруппировку. В батальоне на ходу осталось 20 машин.

6 июля из-за проблем с горючим 654-й батальон пошел в атаку только в 14:00. Однако из-за сильного огня советской артиллерии немецкая пехота понесла серьезные потери, отошла назад и атака захлебнулась. В этот день 654-й батальон доносил «о большом количестве русских танков, прибывших для усиления обороны». Согласно вечерней сводке, экипажи САУ уничтожили 15 советских танков Т-34, причем 8 из них записали на счет экипажа под командованием гауптмана Людерса, а 5 - лейтенанта Петерса. На ходу осталось 17 машин.

На следующий день остатки 653-го и 654-го батальонов были оттянуты к Бузулуку, где составили корпусной резерв. Два дня были посвящены ремонту машин. 8 июля несколько «Фердинандов» и «Бруммбаров» участвовали в неудачной атаке на ст. Поныри.

В то же время (8 июля) штаб советского Центрального фронта получает первое донесение от начальника артиллерии 13-й армии о подорвавшемся на мине «Фердинанде». Уже через два дня из Москвы в штаб фронта прибыла группа из пяти офицеров ГАУ КА специально для изучения этого образца. Однако им не повезло, к этому моменту местность, где стояла поврежденная САУ была занята немцами.

Главные события развивались 9–10 июля 1943 года. После многих безуспешных атак на ст. Поныри немцы поменяли направление удара. С северо-востока, через совхоз «1 мая» нанесла удар импровизированная боевая группа под командованием майора Калль. Состав этой группы впечатляет: 505-й батальон тяжелых танков (ок. 40 танков «Тигр»), 654-й и часть машин 653-го батальона (всего 44 «Фердинанда»), 216-й батальон штурмовых танков (38 САУ «Бруммбар»), дивизион штурмовых орудий (20 StuG 40 и StuH 42), 17 танков Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV. Непосредственно за этой армадой должны были двигаться танки 2-й ТД и мотопехота на БТР.

Таким образом, на фронте в 3 км, немцы сосредоточили около 150 боевых машин, не считая второго эшелона. Из машин первого эшелона более половины - тяжелые. По донесениям наших артиллеристов немцы впервые здесь применили новое атакующее построение «в линию» - с «Фердинандами», которые шли впереди. Машины 654-го и 653-го батальонов действовали, выстроившись в два эшелона. В линии первого эшелона наступали 30 машин, во втором эшелоне двигалась еще одна рота (14 машин) с интервалом 120–150 м. Командиры рот находились в общей линии на штабных машинах, несших флажок на антенне.

В первый же день этой группе легко удалось прорваться через совхоз «1 мая» к поселку Горелое. Здесь наши артиллеристы сделали воистину гениальный ход: видя неуязвимость для артиллерии новейших германских бронированных чудовищ, их пропустили на огромное минное поле, начиненное вперемешку противотанковыми минами и фугасами из трофейных боеприпасов, и затем открыли ураганный огонь по шедшей за «Фердинандами» «свите» из средних танков и штурмовых орудий. В итоге вся ударная группа понесла ощутимые потери и вынуждена была отойти.


На следующий день, 10 июля, группа майора Калль нанес новый мощный удар и отдельные машины прорвались к окраине ст. Поныри. Прорвавшимися машинами были тяжелые САУ «Фердинанд».

По описаниям наших солдат «Фердинанды» наступали, ведя огонь из орудия с коротких остановок с дистанции от одного до двух с половиной километров: очень большой дистанции для бронетехники того времени. Подвергнувшись сосредоточенному огню, или обнаружив заминированный участок местности, они отходили задним ходом к какому-нибудь укрытию, стараясь всегда быть обращенными к советским позициям толстой лобовой броней, абсолютно неуязвимой для нашей артиллерии.

11 июля ударная группа майора Калль была расформирована, 505-й тяжелый танковый батальон и танки 2-й ТД были переброшены против нашей 70-й армии в район Кутырки - Теплое. В районе ст. Поныри оставались лишь подразделения 654-го батальона и 216-го дивизиона штурмовых танков, пытавшиеся эвакуировать в тыл поврежденную матчасть. Но эвакуировать 65-тонные «Фердинанды» в течение 12–13 июля не удалось, а 14 июля советские войска начали массированное контрнаступление от станции Поныри в направлении совхоза «1 мая». К середине дня немецкие войска были вынуждены отойти. Наши танкисты, поддерживающие атаку пехоты, понесли тяжелые потери, в основном не от огня немцев, а потому, что рота танков Т-34 и Т-70 выскочила на то же мощное минное поле, на котором за четыре дня до этого подорвались «Фердинанды» 654-го батальона.

15 июля (то есть уже на следующий день) подбитая и уничтоженная у станции Поныри немецкая техника была осмотрена и изучена представителями ГАУ КА и НИБТ полигона. Всего на поле боя северо-восточнее ст. Поныри (18 км2) осталось 21 САУ «Фердинанд», три штурмовых танка «Бруммбар» (в советских документах - «Медведь»), восемь танков Pz-III и Pz-IV, два командирских танка, и несколько радиоуправляемых танкеток В IV «Богвард».


Большая часть «Фердинандов» была обнаружена на минном поле у поселка Горелое. Больше половины осмотренных машин имели повреждения ходовой части от воздействия противотанковых мин и фугасов. 5 машин имели повреждения ходовой части от попаданий снарядов калибра 76-мм и выше. Два «Фердинанда» имели простреленные орудия, один из них получил аж 8 попаданий в ствол орудия. Одна машина была полностью разрушена попаданием авиабомбы с советского бомбардировщика Пе-2, одна уничтожена попаданием 203-мм снаряда в крышу рубки. И лишь один «Фердинанд» имел снарядную пробоину в левом борту, сделанную 76-мм бронебойным снарядом, 7 танков Т-34 и батарея ЗИС-3 обстреливали его со всех сторон, с дистанции 200–400 м. И еще один «Фердинанд», не имевший внешних повреждений корпуса, был нашей пехотой сожжен бутылкой с КС. Несколько «Фердинандов», лишенных возможности двигаться своим ходом, были уничтожены своими экипажами.

Основная же часть 653-го батальона действовала в полосе обороны нашей 70-й армии. Безвозвратные потери за время боев с 5 по 15 июля составили 8 машин. Причем одну наши войска захватили совершенно исправной, да еще и вместе с экипажем. Произошло это следующим образом: в ходе отражения одной из немецких атак в районе поселка Теплое 11–12 июля, наступающие немецкие войска подверглись массированному артиллерийскому обстрелу дивизиона корпусной артиллерии, батареи новейших советских САУ СУ-152 и двух ИПТАП, после чего противник оставил на поле боя 4 «Фердинанда». Несмотря на такой массированный обстрел, ни одна немецкая САУ не имела пробития брони: две машины имели снарядные повреждения ходовой части, одна была сильно разрушена огнем крупнокалиберной артиллерии (возможно, СУ-152) - у нее был сдвинут с места лобовой лист. А четвертая (№ 333), стремясь выйти из под обстрела, двигалась задним ходом и, попав на песчаный участок, просто «села» на брюхо. Экипаж попытался было подкопать машину, но тут на них напоролись атакующие советские пехотинцы 129-й стрелковой дивизии и немцы предпочли сдаться в плен. Тут наши столкнулись с той же проблемой, которая уже давно тяготила умы командования немецких 654-го и 653-го батальонов: чем эту махину вытаскивать с поля боя? Вытягивание «бегемота из болота» затянулось аж до 2 августа, когда усилиями четырех тракторов С-60 и С-65 «Фердинанда», наконец, вытянули на твердый грунт. Но в ходе его дальнейшей транспортировки к железнодорожной станции один из бензиновых двигателей САУ вышел из строя. Дальнейшая судьба машины неизвестна.


С началом советского контрнаступления «Фердинанды» попали в свою стихию. Так, 12–14 июля 24 самоходки 653-го батальона поддерживали части 53-й пехотной дивизии в районе Березовец. При этом, отражая атаку советских танков у поселка Красная Нива экипаж только одного «Фердинанда» лейтенанта Тирета доложил об уничтожении 22 танков Т-34.

15 июля 654-й батальон отбил атаку наших танков со стороны Малоархангельск - Бузулук, при этом 6-я рота доложила об уничтожении 13 советских боевых машин. В последующем остатки батальонов оттянули в Орел. К 30 июля все «Фердинанды» были выведены с фронта, и по приказу штаба 9-й армии отправлены в Карачев.

В ходе операции «Цитадель» 656-й танковый полк ежедневно докладывал о наличии боеспособных «Фердинандов» по радио. Согласно этим докладам на 7 июля в строю было 37 «Фердинандов», 8 июля - 26, 9 июля - 13, 10 июля - 24, 11 июля - 12, 12 июля - 24, 13 июля - 24, 14 июля - 13 штук. Эти данные плохо соотносятся с немецкими же данными по боевому составу ударных групп в которые входили 653-й и 654-й батальоны. Немцы признают безвозвратно потерянными 19 «Фердинандов», кроме того, еще 4 машины были потеряны «из-за короткого замыкания и последующего за этим пожара». Следовательно, 656-й полк потерял 23 машины. Кроме того, есть нестыковки с советскими данными, которые фотодокументально свидетельствуют об уничтожении 21 САУ «Фердинанд».


Возможно, немцы попытались, как это часто бывало, списать несколько машин в безвозвратные потери задним числом, ибо, по их данным, с момента перехода советских войск в наступление безвозвратные потери составили 20 «Фердинандов» (сюда по-видимому входят и какие-то из 4 сгоревших по техническим причинам машин). Таким образом, по немецким данным, общие безвозвратные потери 656-го полка с 5 июля по 1 августа 1943 года составили 39 «Фердинандов». Как бы там ни было, это в общем подтверждается документами, и, в основном, соответствует советским данным.


Если потери «Фердинандов» и по немецким, и по советским совпадают (разница лишь в датах), то дальше начинается «ненаучная фантастика». Командование 656-го полка заявляет, что за период с 5 июля по 15 июля 1943 года полком выведено из строя 502 вражеских танка и САУ, 20 противотанковых и около 100 других орудий. Особенно отличился на поприще уничтожения советской бронетехники 653-й батальон, записавший себе в уничтоженные 320 советских танков, а также большое количество орудий и автомобилей.

Попытаемся разобраться с потерями советской артиллерии. За период с 5 по 15 июля 1943 года Центральный фронт под командованием К. Рокоссовского потерял 433 орудия всех типов. Это данные по целому фронту, занимавшему весьма протяженную полосу обороны, поэтому данные по 120-ти уничтоженным орудиям на одном маленьком «пятачке» кажутся явно завышенными. Кроме того, очень интересно сравнить заявленное количество уничтоженной советской бронетехники с реальной ее убылью. Итак: к 5 июля танковые части 13-й армии насчитывали в своем составе 215 танков и 32 САУ, еще 827 бронеединиц числилось во 2-й ТА и 19-м ТК, находившемся в резерве фронта. Большая их часть была введена в бой именно в полосе обороны 13-й армии, где немцы наносили свой главный удар. Потери 2-й ТА за период с 5 по 15 июля составили 270 танков Т-34 и Т-70 сгоревшими и подбитыми, потери 19-го ТК - 115 машин, 13-й армии (с учетом всех пополнений) - 132 машины. Следовательно, из задействованных в полосе 13-й армии 1129 танков и САУ общие потери составили 517 машин, причем больше половины из них были восстановлены уже в ходе боев (безвозвратные потери составили 219 машин). Если же учесть, что полоса обороны 13-й армии в разные дни операции составляла от 80 до 160 км, а «Фердинанды» действовали на фронте от 4 до 8 км, становится понятно, что «нащелкать» такое количество советской бронетехники на таком узком участке было просто нереально. А если мы учтем еще и то, что против Центрального фронта действовали несколько танковых дивизий, а также 505-й тяжелотанковый батальон «Тигров», дивизионы штурмовых орудий, САУ «Мардер» и «Хорниссе», а также артиллерия, то видно, что результаты 656-го полка бессовестно раздуты. Впрочем, подобная картина получается и при проверке результативности тяжелых танковых батальонов «Тигров» и «Королевских Тигров», да и вообще всех немецких танковых частей. Справедливости ради надо сказать, что подобной «правдивостью» грешили боевые донесения и советских, и американских, и английских войск.


Так в чем же причина такой известности «тяжелого штурмового орудия», или, если угодно, «тяжелого истребителя танков Фердинанд»?

Несомненно, творение Фердинанда Порше было своеобразным шедевром технической мысли. В огромной САУ были применены многие технические решения (уникальная ходовая часть, комбинированная силовая установка, расположение БО и т. д.) не имевшие аналогов в танкостроении. Вместе с тем многочисленные технические «изюминки» проекта были слабо приспособлены для войсковой эксплуатации, а феноменальная бронезащита и мощнейшее вооружение, покупались за счет отвратительной подвижности, малого запаса хода, сложностью машины в эксплуатации и отсутствием концепции применения такой техники. Это все так, но не это было причиной такого «испуга» перед творением Порше, что советским артиллеристам и танкистам почти в каждом боевом донесении мерещились толпы «Фердинандов» даже после того, как немцы все оставшиеся в живых САУ вывезли с восточного фронта в Италию и вплоть до боев в Польше в они на Восточном фронте не участвовали.

Несмотря на все свои несовершенства и «детские болезни», САУ «Фердинанд» оказалась страшным противником. Ее броня не пробивалась. Просто не пробивалась. Совсем. Ничем. Можно представить себе, что чувствовали и что думали советские танкисты и артиллеристы: лупишь по ней, выпускаешь снаряд за снарядом, а она словно заговоренная, прет и прет на тебя.


Многие современные исследователи в качестве основной причины неудачного дебюта «Фердинандов» называют отсутствие противопехотного вооружения этой САУ. Дескать, не было у машины пулеметов и САУ были беспомощны против советской пехоты. Но если проанализировать причины потерь САУ Фердинанд, то становится ясно, что роль пехоты в деле уничтожения «Фердинандов» была просто ничтожной, подавляющее большинство машин было подорвано на минных полях, еще некоторая часть была уничтожена артиллерией.

Таким образом, вопреки бытующему мнению, что в больших потерях на Курской дуге САУ «Фердинанд» виноват В. Модель, который якобы «не знал» как их правильно применить, можно сказать, что основными причинами таких высоких потерь этих САУ явились тактически грамотные действия советских командиров, стойкость и храбрость наших солдат и офицеров, а также немного военной удачи.

Иной читатель возразит, почему мы не говорим о боях в Галиции, где с апреля 1944 года участвовали слегка модернизированные «Элефанты» (которых от прежних «Фердинандов» отличали незначительные улучшения, вроде курсового пулемета и командирской башенки)? Отвечаем: потому что там их судьба была не лучше. До июля они, сведенные в 653-й батальон, вели бои местного значения. После начала крупного советского наступления, батальон был брошен на помощь немецкой дивизии СС «Хоэнштауфен», но напоролся на засаду советских танков и противотанковой артиллерии и 19 машин были сразу уничтожены. Остатки батальона (12 машин) были сведены в 614-ю отдельную тяжелую роту, которая приняла бои под Вюнсдорфом, Цоссеном и Берлином.


Номер САУ Характер повреждения Причина повреждения Примечание
731 Разрушена гусеница Подорвана на мине САУ отремонтирована и отправлена в Москву на выставку трофейного имущества
522 Разрушена гусеница, повреждены опорные катки Подорвана на фугасе, воспламенилось топливо Машина сгорела
523 Разрушена гусеница, повреждены опорные катки Подорвана на фугасе, подожжена экипажем Машина сгорела
734 Разрушена нижняя ветвь гусеницы Подорвана на фугасе, воспламенилось топливо Машина сгорела
II-02 Сорвана правая гусеница, разрушены опорные катки Подорвана на мине, подожжена бутылкой КС Машина сгорела
I-02 Сорвана левая гусеница, разрушен опорный каток Подорвана на мине и подожжена Машина сгорела
514 Разрушена гусеница, поврежден опорный каток Подорвана на мине, подожжена Машина сгорела
502 Сорван ленивец Подорвана на фугасе Машина испытывалась обстрелом
501 Сорвана гусеница Подорвана на мине Машина отремонтирована и доставлена на НИБТ полигон
712 Разрушено правое ведущее колесо Попадание снаряда Экипаж машину покинул. Пожар потушен
732 Разрушена третья каретка Попадание снаряда и поджег бутылкой КС Машина сгорела
524 Разорвана гусеница Подорвана на мине, подожжена Машина сгорела
II-03 Разрушена гусеница Снарядное попадание, поджег бутылкой КС Машина сгорела
113 или 713 Разрушены оба ленивца Снарядные попадания. Орудие подожжено Машина сгорела
601 Разрушена правая гусеница Снарядное попадание, орудие подожжено снаружи Машина сгорела
701 Разрушено боевое отделение попадание снаряда 203-мм в люк командира -
602 Пробоина в левом борту у бензобака 76-мм снаряд танковой или дивизионной пушки Машина сгорела
II-01 Орудие сгорело Подожжено бутылкой КС Машина сгорела
150061 Разрушены ленивец и гусеница, прострелен ствол орудия Снарядные попадания в ходовую часть и пушку Экипаж взят в плен
723 Разрушена гусеница, орудие заклинено Снарядные попадания в ходовую часть и маску -
? Полное разрушение Прямое попадание с бомбардировщика «Петляков»