Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Самые интересные факты о владимире спивакове. Владимир Спиваков: биография и личная жизнь

Советская и российская телеведущая, актриса. Частый гость светских мероприятий, супруга музыканта Владимира Спивакова .

Биография Сати Спиваковой

Сатеник Зарэевна Спивакова (урожденная Саакянц) появилась на свет 7 января 1962 года в Ереване Армянской ССР, в семье знаменитых музыкантов – скрипача Зарэ Саакянца и пианистки Аиды Аветисовой . С раннего детства Сати не представляла жизни без камерного оркестра и исправно посещала Ереванскую среднюю специальную музыкальную школу имени П. И. Чайковского, занимаясь в стенах учреждения по классу фортепиано. Но повторять путь родителей ей не хотелось – она собиралась стать актрисой. В россйиской столице Сати поступила в ГИТИС, который окончила с отличием в 1984 году.

Сати Спивакова: У меня же была нацфактура! Помню, как один преподаватель из «Щуки» бросил мне: «Деточка, у вас мелодика». У меня, естественно, была поющая южная речь, густые брови и черные волосы. А в ГИТИСе к таким вещам относились иначе – у них была специальная квота под союзные республики.

В 1992 году Сати, уже будучи замужней женщиной, окончила Парижский университет Сорбонна, где изучала языкознание и историю Франции.

Творческий путь Сати Спиваковой

Саакянц, дебютировавшая в кинематографе в 1980-м - в ленте «Лирический марш », сыграла главную роль в таких картинах «Арменфильма», как «Ануш » (1983), повествующей о любви молодой крестьянской девушки к простому парню Саро, и «Чужие игры » (1986) с Арменом Джигарханяном , не оставляла мечты стать второй Сарой Бернар , но знакомство с великим музыкантом и дирижером Владимиром Спиваковым изменило всю ее жизнь.

В 2000 году телеканал «Культура» предложил Сати записать истории о встречах с популярными музыкантами, и вскоре появился цикл передач «Мои истории ». Затем Спивакова стала телеведущей программы «Сати » на ОРТ (Первый канал), а потом вернулась на канал «Культура» с проектом «Камертон ». В 2002 году она выпустила книгу под названием «Не всё». В 2010 году Спивакова приняла решение поработать в более свободном жанре. В итоге появилась ее новая передача «Сати. Нескучная классика» . В 2011 году ведущая удостоилась телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Музыкальная программа. Классика».

Сати Спивакова: Музыка – это язык. Сначала надо выучить азбуку, потом начать читать Самуила Маршака и сказки Бажова, и только потом Платонова или Достоевского. Причем букв все-таки тридцать три, а нот всего семь. Но сколько написано из этих семи нот! Не поняв азов, невозможно проникнуть вглубь. Если заинтересовать этими азами, потихоньку становится интересно. Мне кажется, сверхзадача такая.

Летом 2010 года телеведущая снялась в довольно откровенной фотосессии для глянцевого журнала Elle, чем вызвала всеобщее восхищение, продемонстрировав свой прекрасный внешний вид. Спивакова, к слову, считает абсолютным маразмом скрывать свой истинный возраст.

Сати Спивакова: Я понимаю, если ты полностью меняешь личность, имя, страну, начинаешь жизнь с нуля… А мы живем в узком кругу и перемещаемся по жизни соцветиями. Все равно найдется хоть один человек из тысячи, который будет знать, что ты шельмуешь. Хотела бы я вернуться обратно, когда мне было 30 лет? У моего хорошего друга была бабушка, которая говорила: «Снова дурой? Ни за что!» Я бы только хотела, чтобы не возникало чувство усталости на долгом забеге. Ужасно хочется невыносимой легкости бытия.

В 2012 году Сати вернулась к актерской профессии - снялась в фантасмагорической мелодраматической ленте с Татьяной Друбич «Последняя сказка Риты » от режиссера Ренаты Литвиновой . У нее же в 2013-м поработала на съемочной площадке короткометражных проектов «Письмо Сальмы », повествующей о девочке-сироте, превратившейся в сильную женщину, и «Девушка с коробкой », где снялись также Ингеборга Дапкунайте , Александр Терехов , Оксана Лаврентьева , др. В том же году артистке вручили орден Дружбы за большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания, культуры и многолетнюю плодотворную работу.

В 2014-м известный театральный режиссер Роман Виктюк поставил для Сати Спиваковой и пианистки Басинии Шульман музыкально-драматический спектакль «Нежность» по одноименной новелле Анри Барбюса, спустя год в Театральном зале Дома музыки прошла премьера действа от Василия Бархатова по пьесе «Фетишист», где в главных ролях предстали Сати Спивакова и Андрей Фомин . Весной 2016-го актриса появилась в спектакле «Машина Мюллер». В тоже время Сати наряду с театральным и оперным режиссером Андрейсом Жагарсом стала ведущей четвертого сезона проекта «Большая опера » на канале «Культура».

В 2017 году в этом же амплуа она приняла участие в Международном конкурсе молодых оперных режиссеров «Нано-опера», а также в пятом сезоне телеконкурса профессиональных оперных исполнителей «Большая опера », появившись на сцене вновь в дуэте с Андрейсом Жагарсом .

Личная жизнь Сати Спиваковой

Будучи студенткой, Сати гостила у родителей в Армении и познакомилась на званом ужине с известным дирижером Владимиром Теодоровичем Спиваковым . Роман развивался очень долго и неторопливо – музыкант был старше юной актрисы на семнадцать лет, а все свободное время посвящал любимому делу.

Сати Спивакова: У меня до Володи не было настоящей, сильной любви, только какие-то девические воспоминания – легкие, кружевные, которые веса не имели. Я боялась вступать в серьезные отношения. Боялась, что они меня ранят, и я останусь опустошенной. Это была первая в моей жизни история, которая могла плохо кончиться.

В 1984 году влюбленные поженились и с тех пор не расставались. У Спиваковых выросли три дочери: сценарист-кинорежиссер Екатерина, актриса Татьяна, а также Анна.

Сати Спивакова: Все мои близкие давно смирились с мыслью, что человек номер один для меня – это муж. Поэтому я проводила с детьми совсем не так много времени, как хотела бы. Другое дело, что всегда держала руку на пульсе, но физически была рядом с ними непостоянно. Они привыкли справляться со всеми вопросами, которые ставит перед ними жизнь, самостоятельно.

Фильмография Сати Спиваковой

  • Актриса
  • Девушка с коробкой (2013, короткометражка)
    Письмо Сальмы (2013, короткометражка)
    Последняя сказка Риты (2012)
    Чужие игры (1986) (Ашхен)
    Ануш (1983) (Ануш)
    Лирический марш (1980) (Мариам)

Родилась Сати (Сатеник)Зарэевна Спивакова7 января 1962 года в Ереване. Росла в очень музыкальной творческой семье. Бабушка армянка из Ростова, была певицей, часто пела в церковном хоре на службе, там она и познакомилась с дедушкой Сати.

Отец скрипач, очень известный в Армении, закончил академию в Москве, учился у Янкелевича. Мать была пианисткой, бакинская армянка. По возвращению в Армению, отец организовал свой камерный оркестр, он стал вторым по известности в Союзе после московского. А Сати с детства не понимала жизни без оркестра, так как он был создан сразу после её рождения, и разввалась вместе с развитием оркестра.

Естественно, как и во многих творческих семьях, дочь хотела пойти по стопам родителей, и решила учиться в специальной музыкальной школе игре на рояле. Но ей это не особо нравилось, и получалось у неё средненько, не прониклась она духом игры на рояле, особого интереса у неё так и не появилось. С двенадцати лет мечтала стать актрисой, и закончив школу она сказала родителям, что собирается поступать в театральное. Матери эта затея явно пришлась не по нраву, но отец её успокоил, сказав, что ей надо дать возможность попробовать, если не получится - всегда может вернуться домой. И Сати приехала в столицу. Попробовалась везде, где только можно, но поступила в ГИТИС. Сати - девочка провинциальная, и её приводило в восторг даже само название ГИТИС, курс набирал Туманов, поступила сразу, и уже на первом курсе обучения снялась в своей первой ленте, что было уже невероятным, так как там существовал принцип - к кино и близко не подходи. Но ей как-то вот так сразу и повезло, наверно. Ей сначала отказали, но потом сделали предложение, на которое она, естественно, согласилась не раздумывая, Туманов разрешил ей ездить на съёмки через день, но она не видела всей сложности этого графика, так как на кону стояла главная роль символа Армении единственной героини в армянской литературе - "Ануш"

Семья

Сати приходилось после учёбы в институте поздней ночью вылетать в Армению, где мама её отхаживала, в семь утра бежала в студию на съёмки, а ночью снова садиться в самолёт, чтоб лететь обратно в Москву. С таким напряжённым графиком она просуществовала целых два месяца. После чего Туманов проникся к ней самыми тёплыми чувствами, в то время, когда всех своих студентов он звал исключительно по фамилии, к Сати же он обращался:"Сати-детка" , они очень полюбили друг друга. Но уже через год он умер, а у Сати совсем пропал интерес к учёбе. Она взяла академку.

Вернувшись через год к учёбе, она попала к другому преподавателю, с которым вообще не была знакома, и ничего о нём не знала. Она погрязла с головой в своём творческом мирке театра, не обращая особого внимания на окружающую её реальную жизнь. Но в какой-то момент кто-то попросил передать отцу в дар винил Спивакова.

Где-то за год до знакомства с ним, она вместе с родителями смотрела передачу, где и обратила внимание на Спивакова, которого показали крупным планом, и отметила, что он достаточно хорошей внешности. Тут как-то ночью Спиваков ей позвонил, и они проболтали до утра, обо всём на свете, читали друг другу стихи, он рассказывал о своей жизни и о себе, и она прониклась его рассказом. Поняла, что любая ситуация в жизни для него такая же роль, как и на сцене, что он такой же искренний на сцене, как и в реальной жизни, познала всю многогранность этого человека. Однако, не смотря на их чувства друг к другу, предложение руки и сердца Спиваков делать ей не спешил. Он уже был ранее разведён, что повлекло за собой некие душевные раны, так как развод был очень болезненным для него, жена уходила вместе с его маленьким ребёнком, а ему на тот момент было 28 лет. После этого он был с женщинами по большей мере, ради сиюминутной необходимости, не более. В общем, был он убеждённым холостяком, артистом свободного полёта. Но всё-таки, жизнь сделала свой ход, и они поженились. Свадьбу играли в домашних условиях без излишеств. Она подарила ему деток, это настоящая творческая семья, красивая и открытая. У них три прекрасных дочери. Вообще, это прекрасно, когда есть такие семьи, создающие, династию, так правильнее сказать будет, наверно. Когда люди полностью понимают друг друга, так как живут в одном мире, и в семье Спиваковых - это творческий прекрасный мир.


Он давно стал настоящей легендой в мире музыки, которая сопровождает его всю жизнь. Жена Владимира Спивакова Сати, известная сегодня в качестве телеведущей и верной соратницы своего знаменитого супруга, полностью разделяет интересы своего мужа. Она родилась и выросла в музыкальной семье - ее бабушка пела в церковном хоре, а родители Сати Спиваковой - известные в Армении музыканты. Отец - скрипач, организатор второго по значимости после московского камерного оркестра в Советском Союзе, а мама - пианистка.

С самого детства вокруг Сати звучала музыка, она училась в музыкальной школе, но, как признается, ее никогда особо не тянуло к игре на фортепьяно, поэтому особых успехов в этом Сати не добилась. Мечтой девочки было стать актрисой, именно поэтому после школы она поехала поступать в театральное училище в Москву. Отец, в отличие от мамы, не стал препятствовать этому желанию, и девушка стала студенткой ГИТИСа. На первом курсе она сыграла главную роль в фильме про Ануш - символ Армении. Фильм снимался на деньги армянской диаспоры на одной из ереванских киностудий, и для участия в съемочном процессе Сати приходилось через день летать в Армению на протяжении двух месяцев.


В то время ей было всего девятнадцать лет, но совсем юная девушка успешно справилась с поставленной задачей, за что заслужила уважение тогдашнего ее руководителя в ГИТИСе Туманова. Однако эта роль стала ее первой и единственной - больше Сати ролей не предлагали, а интерес к учебе она постепенно потеряла, тем более в ее жизни случились важные перемены - она стала женой Владимира Спивакова. Тогда он уже был известным музыкантом, но Сати, больше интересовавшаяся миром театра, к моменту знакомства с ним почти ничего о нем не знала. Впервые своего будущего мужа она увидела на экране телевизора, где он выступал в составе «Виртуозов Москвы» на новогоднем «Голубом огоньке».

В отличие от Сати, Владимир к этому времени уже был дважды женат, и, по мнению одной из ее знакомых, журналистки, бравшей интервью у известного скрипача, был «дамским угодником». Он пользовался успехом у женщин, не стала исключением и Сати. Спиваков был знаком с ее отцом и пригласил девушку на один из своих концертов, за кулисами которого и произошло их знакомство. Он подарил ей цветы и предложил встретиться после возвращения с гастролей. Спиваков старше Сати на восемнадцать лет, и поэтому первое время она обращалась к нему не иначе, как на «вы». Поскольку у Сати до этого не было настоящей большой любви, она опасалась вступать в серьезные отношения, тем более с таким взрослым мужчиной, за плечами которого уже было два брака, последний из которых закончился для Владимира Теодоровича довольно болезненно - жена ушла от него с маленьким сыном. Тем не менее, Сати очень увлеклась Спиваковым, ей было интересно с Владимиром, а потом она поняла, что просто не может без него жить. Когда они решили пожениться, многие не воспринимали это решение серьезно, а родные Спивакова вообще были против их брака. Однако Владимир принял твердое решение - Сати стала дорогим для него человеком, которого он боялся потерять. Они сыграли скромную свадьбу, на которую были приглашены только самые близкие родственники.

Жена Владимира Спивакова считает, что их брак очень счастливый, несмотря на то, что для этого ей пришлось пожертвовать своей карьерой. Она приняла решение посвятить свою жизнь семье, и это сделало их жизнь гармоничной. В браке Владимира и Сати Спиваковых родилось три дочери, первая из которых Катя появилась на свет в скором времени после свадьбы. Постепенно Сати стала правой рукой своего мужа - его секретарем, помощницей и хранительницей семейного очага, оберегающей своего талантливого супруга, обеспечивающей все, чтобы он мог полностью посвящать себя работе.

    - (р. 1944) российский скрипач, народный артист СССР (1990), народный артист Армении (1989). Создатель, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Виртуозы Москвы (с 1979). С нач. 90 х гг. работает в Испании. 1 я премия на… … Большой Энциклопедический словарь

    Скрипач и дирижер; художественный руководитель государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы"; родился 12 сентября 1944 г. в г. Уфе Башкирской АССР; окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру; с 1970 г. солист … Большая биографическая энциклопедия

    Спиваков, Владимир Теодорович - СПИВАКОВ Владимир Теодорович (родился 1944), скрипач. Создатель (1979), художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Виртуозы Москвы. В скрипичном репертуаре произведения западноевропейской классики, современных российских… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1944), скрипач, дирижёр, народный артист СССР (1990), народный артист Российской Федерации (1999). Ученик Ю. И. Янкелевича. 2 я премия на Международных конкурсах им. Н. Паганини (1967, Генуя) и им. П. И. Чайковского (1970, Москва), 3 я премия … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Владимир Теодорович Спиваков - Известный скрипач и дирижер, создатель и руководитель камерного оркестра Виртуозы Москвы, Народный артист СССР Владимир Теодорович Спиваков родился 12 сентября 1944 г. в Уфе. Вскоре после окончания войны семья переехала в Ленинград. Его отец… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Владимир Спиваков [[Изображение:‎|200px|фото]] Полное имя Владимир Теодорович Спиваков Дата рождения 12 сентября 1944 (64 года) Место рождения … Википедия

    Владимир Теодорович (род. 1944), скрипач, дирижёр, народный артист СССР (1990). Ученик Ю. И. Янкелевича. Создатель, художественный руководитель и дирижёр камерного оркестра Виртуозы Москвы (с 1979; с 1990 работал в Испании). С 1988 артистический… … Русская история

    Владимир Теодорович (р. 12 IX 1944, Уфа) сов. скрипач. Обучался игре на скрипке с 6 летнего возраста у Б. Э. Крюгера в Ленинграде. С 1953 занимался в Муз. школе десятилетке при Ленингр. консерватории у Л. М. Сигал, в 1956 60 у В. И. Шера … Музыкальная энциклопедия

    Спиваков В. Т. - СПИВАКÓВ Владимир Теодорович (р. 1944), скрипач, дирижёр, нар. арт. СССР (1990). Ученик Ю. И. Янкелевича. Создатель, худ. рук. и дирижёр камерного орк. Виртуозы Москвы (с 1979; с 1990 работает в Испании). С 1988 артистич. дир. Междунар. муз.… … Биографический словарь

Случай, не имеющий отношения к основному тексту. Тем не менее

Механик мне рассказывал: он был зимой во Французских Альпах, куда его пригласил друг, чтобы он покатался на подъемниках. На лыжах умеет только по пологому, поскольку шестьдесят лет назад пробовал съезжать с горок Феофании, что под Киевом, на равнинных дровах, и у него не все получилось. Полужесткие крепления с ремешками без конца раскручивались, и поэтому в нагрудный карман куртки с начесом он положил пассатижи, чтобы подтягивать механизм. Увидев на склоне девушек в лыжных костюмах, начисто скрывавших естественные изгибы тела и потому оставлявших простор для прекрасных домыслов, он поднял бамбуковую палку, призывая их посмотреть, как он сейчас лихо прыгнет с (дай бог, если метрового) трамплина, и поехал. Они стали смотреть.

Он скатился на бугорок, присел для дальности полета, и тут крепление на одной лыже отвалилось. Разляпавшись, как медуза, он рухнул плашмя на грудь, из которой пассатижи выломали ему два ребра. Обретя дыхание, Механик бросил взгляд на девушек. Они уходили по лыжне, мелко семеня палками и некрасиво от неумелости хода отставив попы.

Теперь, лихо спустившись в подвесной кабинке из своей деревни в Куршевель, дурная слава которого сравнима для нас с развратным автомобилем «Лорен Дитрих» (он же «Антилопа Гну»), описанного Ильфом и Петровым в «Золотом теленке», Механик отправился на званый, т.е. бесплатный для него, обед в модный ресторан «Трамплин», расположенный у станции подъемника.

Полдюжины эскарго (виноградных улиток — для тех, кто не всякую зиму обедает в этом славном городке) стоили 17 евро. Зажмурившись и понимая, что это могут быть последние эскарго в его опыте, заказал дюжину и, испытывая неочевидные муки совести, выбирал горячее, глядя исключительно на правую сторону меню. Самое дешевое блюдо — колбаски с требухой тянули на 22 евро. Заказав одну, он обратился к официанту, в котором угадал жителя Закавказья.

— Это похоже на абхазури, Артур?

— На купаты, — сказал армянский официант, пятнадцать лет проживший во Франции.

Вокруг было много соотечественников, приехавших покататься на чудесных склонах. Некоторые были умеренны в еде, и скоро перекусив, уматывали в горы. Не спешили только девушки богатых русских с простецкими, но загримированными, как для Ла Скала, лицами. Они ели руками устриц, размазывая помаду вокруг надутых губ.

— Что они здесь делают, если не едят?

— Покупают, когда не на горе, — сказал Механик. — Я сходил, приценился. Там недалеко.

«Ну, — говорю по-английски бойкому продавцу бутика, — почем босоножки?

— Вам на эту погоду? — он не без юмора кивает на разъезженный снег за стеклом витрины. — Вот. Всего за 1300 евро. Они без платформы. Дама полнее ощутит тонкой подошвой, какой прекрасный снег в Куршевеле.

— Стыдно предлагать клиенту такую дешевую обувь.

— Возьмите сумочку из крокодила.

— Сколько?

— К вашему сожалению, за тридцать тысяч утром продали. Осталась только за двадцать тысяч евро.

— Я похож на человека, который купит своей женщине сумку всего за двадцать?

— Нет! Может, выйдем на улицу покурим? — сказал любезный продавец. — Раньше русские покупали за столько, за сколько мы продавали. Теперь мы им продаем за столько, за сколько они покупают».

Вот, такая картинка. Ну как?

— А послушай-ка, Механик, что я тебе расскажу.

Основная часть

Полет в горы Кавказа без лыж, но со Спиваковым

Спиваков говорит:

— Ты давно не был в Тбилиси. А с «Виртуозами Москвы» мы не были там очень давно. Поехали с нами! Даем один концерт. Когда-то принимали хорошо. Теперь не знаю. И еще: Католикосу-Патриарху Грузии скоро восемьдесят пять. Ты знаешь, что Илия II пишет музыку? Мы придем к нему с оркестром и поиграем в подарок.

— Знаю. Он и стихи пишет, и иконы. Конечно, пойдем.

Концерт был на Плеханова в зале имени Володиного товарища Джансуга Кахидзе. Я его знал, и вы его помните по фильму Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд». Там он играет дирижера, то есть самого себя.

Чудесные лица женщин и мужчин, пришедших слушать музыку. Зал полон, а на улице все еще стоит толпа молодых в основном людей, которым не досталось билетов.

— Вахо, — сказал Спиваков директору зала Вахтангу Кахидзе, дирижеру и сыну дирижера. — Давай поставим стулья на сцене за оркестром и пустим всех.

— Не будут вам мешать?

И пустили всех. Я сидел в этих рядах и снимал Владимира Спивакова с редкой точки, когда во время музыкальной работы было видно его лицо. Это был отдельный спектакль. Отчет о нем я вам частично представляю.

После Триумфального концерта и визита к Илие II, который был истинно растроган, услышав в исполнении оркестра с мировым именем написанную им Ave Maria, мы отправились в Ереван, где история со стульями для безбилетной молодежи повторилась.

По дороге из Тбилиси в Ереван у нас было достаточно времени и можно было поговорить вовсе не о музыке, а о тех тихих делах, которые доставляют Владимиру Спивакову счастливое ощущение участия в коррекции чужих судеб, порой с музыкой не связанных вовсе.

Тема эта, несмотря на наши дружеские отношения, всякий раз повисала в воздухе, едва я в нее углублялся. Володя отмахивался и говорил, что многого не помнит, потому что не считает для себя обязательным запоминать. Тем не менее. Что-то он упомянул в разговоре. Кое-что я знал, а некоторые истории рассказывали люди, которые работают и живут с ним рядом. Описание, пусть не полное и конспективное, этих его — скрытых от публики — дел мне кажется важным.

Слышишь, Механик? Такое теперь время, что компромат нарыть много легче, чем узнать про добрые человеческие поступки. Особенно если человек совершает их не во имя создания образа, а потому что ему нравится быть нравственно чистым пред собой. Ну да, для себя. Хочешь быть хорошим — будь им.

Из того, что удалось собрать, расскажу несколько сюжетов о тайной жизни Владимира Спивакова.

Носильщик и маэстро

Однажды он летел из Америки с попутчиком Вячеславом Фетисовым. Прославленный хоккеист, взявшийся помочь музыканту поднести сумку, справился с весом, но был озадачен:

— У тебя там что, гантели?

— Нет, ноты.

Эту сумку в Шереметьевском аэропорту взялся нести носильщик. Он поднял ее и с трудом потащил к самолету.

— Вы плохо себя чувствуете? — спросил Спиваков.

— Сустав надо менять. Но очередь на три года, если по квоте. А на платную денег нет. Живу с женой в коммуналке, родителей нет.

— Давайте я сам понесу.

— Нет, это моя работа.

У самолета музыкант сказал носильщику:

— Соберите документы для операции и ждите моего звонка.

Вернувшись в Москву, позвонил:

— Идите в Боткинскую. Я все решил.

И правда, решил. Через два года пришлось решать со второй ногой. На этот раз операцию сделали в 31-й больнице.

Теперь в праздники — на Рождество, в Пасху, Благовещенье Алексей Ватолин (фамилию я пишу для Спивакова, который ее не знает) звонит Владимиру Теодоровичу и говорит:

— Спасибо! Я поставил за Вас свечу!

Пусть горит.

Рояль Кисина

Евгению Кисину было пятнадцать с половиной лет, и его родители обратились с просьбой к тогдашнему директору «Виртуозов» Роберту Бушкову помочь заменить Жене прокатное пианино на более новое, потому что на старом он выбил половину клавиш.

Спиваков подумал, что скоро Кисину шестнадцать, и грех не подарить ко дню рождения этому гениально одаренному юноше достойный инструмент.

Он узнал, что один человек, уезжающий навсегда за границу, продает маленький кабинетный «Стейнвей», правда, довольно дорогой.

Спиваков продал картину Коровина из своей коллекции за 60 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги. Положил их в конверт, конверт в карман брюк, и пошел покупать.

— Сколько стоит ваш рояль?

— Сорок тысяч.

Поскольку торговаться он не умеет, отсчитал из конверта деньги и отдал. И тут увидел на стене старинную икону.

— Вы не хотите расстаться с этой доской?

— Если отдадите мне «сдачу», что осталась от рояля, — забирайте.

Инструмент отвезли Кисину. На клавиатуре лежала записка Спивакова: «Дорогой Женя, на этом рояле ты сможешь добиться еще больших успехов, чтобы радовать свою публику».

Кисин пришел домой, посмотрел на инструмент, закрыл крышку, и с мамой и с учительницей поехал в Дом творчества композиторов, куда по просьбе Спивакова его определил Тихон Хренников, чтобы он мог там спокойно заниматься.

Всю дорогу Женя молчал, но когда доехали до Рузы, он попросил остановить машину, выскочил на снег и стал прыгать и кричать: «У меня есть рояль!»

— А икона? — спрашивает Механик. — Осталась у Спивакова?

— Не распакованная, она действительно лежала в доме Владимира Теодоровича двадцать девять с половиной лет.

Как старинная икона нашла свое место

Во французский Кольмар на первый (из почти тридцати теперь) спиваковский фестиваль приехал из Страсбурга игумен Филипп, настоятель строящегося храма Всех Святых, и попросил войти в попечительский совет. Володя отказался. Быть свадебным генералом ему не хотелось. Но потом с этой же просьбой прислал письмо Патриарх… Строительство тормозилось из-за нехватки денег. Спиваков обратился к богатым компаниям. Они, откликнувшись, помогли избавиться от долга, и стал думать, чем может помочь сам.

С владыкой Илларионом, с которым проводит фестиваль духовной музыки, решили устроить большой благотворительный концерт.

И тут перед выступлением он вспоминает про купленную им давно старинную икону и решает ее подарить Страсбургскому храму.

На концерте (жест был красивый, он совсем не чужд по-настоящему красивому жесту) Спиваков выносит икону Смоленской Божьей Матери (Одигитрии) XVIII века. Оказывается, что Божья Матерь — покровительница Страсбурга, а игумен Филипп был рукоположен в сан в Смоленске. Все сошлось.

Бывали у него и другие чудесные совпадения. Увидел он по телевизору директора музея-усадьбы Рахманинова «Ивановка». И так впечатлил его Александр Иванович Ермаков своим азартом и преданностью делу, что, встретившись, Спиваков подарил ему в музей икону Архангела Михаила XVII века.

— Архистратиг, — сказал пораженный Ермаков. — А Вы знаете, что Архангел Михаил был покровителем семьи Рахманиновых?

Не знал Владимир Теодорович. Просто подарил. А Александр Иванович показал найденную им транскрипцию гениального скрипача Яши Хейфеца романса Рахманинова для скрипки и фортепиано. И мы с вами перенесем это известие более или менее спокойно, а Спиваков «чуть со стула не упал».

История Саши Романовского

Саше было одиннадцать лет, он жил в Харькове, был необыкновенно талантливым юным пианистом, но у него беда с коленями. Он ходил с трудом и не мог нажимать на педали. Спиваков отправил его в ЦИТО к своему другу Михаилу Ивановичу Гришину. Профессор убрал опухоль, и Саша Романовский приехал в Кольмар на спиваковский фестиваль еще на костылях, но Шопена играл изумительно. Люди плакали.

В это время Союз распался, и Володя посоветовал мальчику дальше учиться в Италии, в городе Имола, где хорошая школа.

Мама Саши устроилась в баре мыть посуду, а Спиваков помогал им деньгами, о чем напрочь забыл. Саша ему напомнил, когда записывал со Спиваковым концерты Рахманинова. К этому времени молодой виртуоз выиграл первую премию на конкурсе в Бальзано и играл с гениальным дирижером Карло Марией Джулини, считающим его самым талантливым молодым пианистом Италии.

«Прощальная симфония» в Сан-Лоренцо

Спиваков много помогал больным. Часто давал и теперь дает концерты, гонорары за которые идут то в детские хосписы, то в онкологическую больницу имени Раисы Горбачевой, то пострадавшим от стихийных катастроф.

Спиваков создал оркестр, который его понимает и разделяет его готовность помочь. Все музыканты во имя доброго дела время от времени играют, отказавшись от гонораров.

Они играли в помощь турецким сиротам, неимущим детям Испании, больным Японии… Всякий раз, когда Спиваков бывает в Америке, помогает детям, которым нужна операция по поводу заячьей губы и волчьей пасти… Он покупал за свои деньги за границей медикаменты и шприцы.

Наверное, он держит в голове многие примеры, которые обогатили бы этот текст.

9 декабря 1988 года Спиваков шел по мосту через реку Арно во Флоренции и увидел двух монахинь из католического благотворительного общества Caritas при Ватикане с плакатом: «Собираем средства жертвам землетрясения в Армении». Володя пригласил монахинь на вечерний концерт, а сам отправился на обед к представителям старинного флорентийского рода Дометилле и Стефанио Балдески. Он сказал, что весь гонорар за концерт пойдет пострадавшим в Спитаке и Ленинакане и попросил Стефанио обратиться к пришедшим на концерт в церковь Сан-Лоренцо двум тысячам слушателей с просьбой об участии.

Оркестр играл при свечах «Прощальную симфонию» Гайдна. В этот вечер они собрали шестьдесят тысяч долларов (в переводе с итальянских лир).

После концерта монахини сказали маэстро:

— В нашей копилке тысячная часть от вашего сбора.

— Нет, — сказал Спиваков. — Эти деньги мы собрали вместе.

Приехав в Кольмар на свой фестиваль, он купил тридцать детских инвалидных колясок и отправил их в Армению.

Предыстория свадьбы

Позвонила молодая скрипачка из Казахстана по имени Асель. Почти, как гриновская героиня, запомнил Спиваков. «Владимир Теодорович, у меня рак крови. Предстоит пересадка костного мозга. Стоит недоступных мне денег. Может, Вы чем-нибудь поможете?»

Со своим другом он связался с госпиталем имени Раисы Горбачевой, с которой дружил. И помог добраться до Питера.

Когда-то Володя за границей угодил в больницу и его на время положили в большую палату, разделенную лишь занавесками, вместе с тяжелыми онкологическими больными. Их стоны и напряженная тишина ожидания были для него тяжелым испытанием. Он не хотел, чтобы вовсе не знакомая, но «прирученная» им девушка жила в атмосфере готовности к боли. Они с другом сняли ей и папе квартиру, которую оплачивали больше года. Когда «Виртуозы» гастролировали в Петербурге, она пришла на концерт слушать музыку. Без бровей, без ресниц. С укутанной платком головой.

— Ты поправишься, — сказал ей Спиваков.

Она выкарабкалась. И выходит замуж.

Скрипочка Иоанна Бердюгина


Уже помог или еще поможет? Владимир Спиваков после концерта

В Екатеринбурге после концерта подошла женщина и протянула письмо. Речь шла не о деньгах. Она просила узнать фамилию врача, которому она могла бы доверить сына для операции на сердце.

Спиваков оставил ей деньги на дорогу в Москву. Позвонил директору Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева профессору Лео Бокерии и попросил помочь маленькому ребенку.

Операцию сделали успешно, и год спустя Спиваков снова оказался с концертами в Екатеринбурге. В холле стояла женщина с худеньким мальчиком.

— Я Вам принес подарок, — сказал Иоанн Бердюгин и протянул Молитвослов.

— Ты такие книжки читаешь?

— Мой папа священник, а я хочу быть, как Вы, — скрипачом.

В Париже Спиваков купил детскую скрипку, и мальчика стали учить музыке. Потом он перешел на альт, и Спиваков привез ему альт.

Он любит повторять слова о том, что мы несем ответственность за тех, кого приручили.

Сейчас Бердюгин студент Московской консерватории и стажер национального филармонического оркестра.

Однажды в Екатеринбурге, когда с Национальным филармоническим оркестром играл Саша Романовский, за кулисы пришел Иоанн Бердюгин.

— Обнимитесь! — сказал Владимир Теодорович. — Вы крестные братья.

В это время музыканты разбирали сто двадцать освященных куличей, которые в подарок испек отец Иоанна.

Заключение

Если разговорить Владимира Теодоровича, список негромких добрых дел будет много шире. Но эта часть жизни охраняется им.

Запас историй, которые я насобирал у разных людей, не исчерпан. Да у меня и задачи не было создавать реестр не-обязательных дел одного из крупнейших в мире современных музыкантов.

Я просто хотел сказать тебе, Механик, чтобы ты передал шустрому продавцу:

— Некоторые обходятся без сумки из крокодила.

P.S.

18 декабря на сцене театра «Геликон-опера» вместе с молодыми музыкантами маэстро Владимир Спиваков даст концерт «Час Баха. «Человек, возлюби мир!» в поддержку артистов оперной сцены.