Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР "Животные жарких стран"; подготовительная группа. Конспект открытого занятия «Животные жарких стран

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе. На занятии детям предлагаются различные задания. Они решают задачи, читают и составляют слова, разбирают кроссворд. Также используются такие технологии как ТРИЗ и мнемотехника. Вся деятельность очень динамичная и насыщенная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Животные жарких стран» подготовительная группа

Задачи:

1. Углубить и расширить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь по теме, уточнить название животных жарких стран.

2. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

3. Упражнять в решении математических задач, кроссворда.

4. Воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли, бережное отношение к природе.

5.Воспитывать умение действовать в команде.

6. Приучать детей беречь материалы, убирать их на место после работы.

7.Умение использовать для изображения животных разные материалы: бумагу, пластилин; проявлять самостоятельность в выборе материала для работы.

Оборудование:

картинки животных жарких стран, волшебный цветок с заданиями, кроссворд, силуэты животных для продуктивной деятельности, пластилин, цветная бумага, клей, стеки.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, вы любите путешествовать?

Дети : ответы

Воспитатель : Давайте мы с вами отправимся в жаркие страны. А как вы думаете, что это за страны такие?

Дети : там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т.д.

Воспитатель: ребята, давайте сейчас подумаем: что хорошего и что плохого есть в Африке

Игра «Черное – белое»

Технология ТРИЗ

Дети: в Африке всегда лето – это хорошо;

В Африке не нужно одевать теплую одежду – это хорошо;

В Африке можно купаться круглый год – это хорошо

В Африке редко идут дожди – это плохо

В Африке нет снега, невозможно построить горку – это плохо

И.т.д.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Да жаркие страны – это страны, где всегда жарко, никогда не выпадает снег, но это не только пустыня, в жарких странах есть еще и жаркие равнины - полупустыни, и плодородные тропические степи, и влажные тропические джунгли. А сейчас, посмотрите у меня в руках цветок, он не обычный, чем?

Дети : разноцветные лепестки.

Воспитатель : Этот цветок волшебный, с его помощью мы отправимся в путешествие. Посмотрите, на лепестках, что-то написано, да это задание с которыми мы должны справиться. Попробуем? (Да). Если мы отгадаем, то узнаем, куда отправимся путешествовать. Первый лепесток.

Задание 1. «Напиши слово»

Детям раздаются буквы, и они составляют из них слово – АФРИКА.

После того, как дети справились с заданием, звуковой анализ этого слова.

Воспитатель : Куда же мы с вами попали?

Дети : В Африку

Воспитатель : Молодцы, ребята! Правильно догадались. А знаете Африка - самый жаркий континент на Земле. - А каких животных жарких стран вы знаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: давайте посмотрим на другой лепесток нашего волшебного цветка, здесь написано – кроссворд. Что такое кроссворд?

Дети: ответы

Воспитатель: все правильно, начинаем отгадывать загадки.

Задание 2. «Кроссворд»

Детям зачитывает воспитатель загадку, затем делят каждое слово на слоги.

Загадки.

1. Его увидишь – сразу ясно:

Царь зверей – шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык,

Даже гривы не подстриг. (Лев)

Воспитатель : Ребята, чем лев отличается от львицы?

Дети : Внешне львы отличаются от львицы тем, что у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет

2. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похожа на трубу! (Слон)

Воспитатель : Что это за рука во лбу? А почему хобот назвали в загадке рукой?

Дети : С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет, переносит очень толстые брёвна.

3. Он высокий и пятнистый,

С длинной - длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев (Жираф)

Воспитатель :Почему жираф выглядит гордо и важно?

Дети : Потому, что он высокий, у него длинная шея и ноги и смотрит на всех свысока.

Воспитатель : У него длинная шея и ноги. Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, т.е. он может достать до крыши нашего садика, половина высоты приходится на шею. Такая длинная шея позволяет жирафу легко доставать до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Передние ноги жирафа длиннее задних ног, а хвост длинной в метр.

4. На носу большущий рог,

Носит каждый (Носорог)

5. Очень вкусные бананы

На обед у (обезьяны)

6. Когда жара спадёт,

Он выйдет из болота,

И ужинать пойдёт,

Вот жизнь у (бегемота)

7. - В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит … (крокодил)

8. - Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар!

Еды в них на семь суток! (верблюд)

Воспитатель : Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете?

Дети : Движения у верблюда плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные)

Воспитатель: следующий лепесток с заданием:

Задание №3 Физкультминутка «Про зверей»

Выполняем движения с опорой на картинки.

В Африке жирафы делают вот так! (вытягивают шею вверх)

Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк» (машут руками)

А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп» (буравчик).

А слонята топают «топ-топ-топ» (топают).

И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп» (хлопают).


Воспитатель : молодцы, отлично справились. А наш волшебный цветок даёт другое задание.

Задание №4. «Реши задачки»

Детям зачитывают задачи, а отгадки они показывают, используя счетные палочки.

1. Принесла слону обезьяна

Два банана.

Вот обрадовала подарком

Великана.

Был один банан у него –

Посмотрите.

Теперь сколько стало всего –

Подскажите! (три)

2. На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Пять пятнистых леопардов

Солнцу улыбаются.

И со старым добрым львом

Весело качаются.

Сколько всего зверей? (шесть)

3. Слон, слониха, три слонёнка

Шли толпой на водопой.

А навстречу два тигрёнка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей? (семь)

4. Крокодил достал ракушки.

Все ракушки как игрушки.

Всех ракушек было шесть.

Заигрался крокодил

И одну вдруг проглотил.

Сколько стало ракушек? (пять)

Воспитатель : на нашем цветке остались ещё лепестки, давайте посмотрим, какое задание.

Задание№ 5 «На что похоже»

Игра по технологии ТРИЗ

Воспитатель: я буду называет объект, а вы называете объекты, похожие на него.

Воспитатель : на что погожа грива?

Дети: на парик, на меховой воротник, на шубку, на лисичку

Воспитатель :

на что похож хвост?

На что похоже солнце?

На что похож песок?

На что похожа пальма?

Воспитатель: вы все молодцы, но у нас остались ещё лепестки. Посмотрим.

Задание 6. Игра "Угадай, кто!"

Воспитатель называет признаки животного, по которым ребенок должен угадать, о ком идет речь.

Топает, как … слон

Бегает, как … конь

Извивается, как … змея

Выносливый, как … верблюд

Толстый, как … бегемот

Медлительный, как …черепаха

Повторяет, как … попугай

Кривляется, как … обезьяна

Лохматый, как … лев

Воспитатель: вот и остался последний лепесток.

Задание №7. «Укрась животное»

Для детей приготовлены силуэты животных жарких стран.

Ребята сегодня мы с вами будем украшать животных Африки. Подумайте, какие материалы вам понадобятся? Какие способы вы знаете? (Торцевание, пластинография, аппликация шариками и жгутиками).

(Звучит музыка.) Дети берут нужные им материалы и приступают к работе. Воспитатель помогает советом, оказывает поддержку и помощь по необходимости.


Наталья Устюжанина
Конспект логопедического занятия по теме «Животные жарких стран» подготовительная группа.

«Гость из жарких стран » .

Цели : уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран » ; уточнить внешние признаки, характерные повадки животных и их детёнышей ; знакомство с разными жаркими странами ; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; объяснение значения крылатых выражений, разгадывание загадок по теме .

Оборудование : игрушка попугай, картинки с изображением животных жарких стран .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

У нас сегодня необычный гость. А кто это, вы угадаете разгадав загадку :

То качается на ветке,

То залез в кольцо над клеткой.

Смотрит строго, не моргая.

Вы узнали … (попугая) .

2. - Вот этот попугай нам сегодня расскажет где он живёт.

В джунглях звон везде летит,

Если слон во всю трубит.

А у жирафа шея длинная,

И всё видать ему вокруг.

У зебры грива лошадиная,

Она для всех хороший друг.

А по пустыне поутру

Легко скакала кенгуру.

От солнца всё в глазах искрится.

С тигрятами лежит тигрица.

В далёкой Африке за всех

Отвечает храбрый лев.

3. Беседа о животных жарких стран .

Попугай нам рассказал про Африку. Там есть пустыня, стоит жара. Ни воды, ни кустика зелени. Кроме Африки есть и другие жаркие страны – Австралия , Индия, Южная Америка. (Выставляется картинка слона) . Существует два вида слонов : африканские – самые крупные животные . Индийские – меньше. Слон – громадное животное . Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Слон – очень умное животное .

Отгадайте загадку :

Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог) . (Выставляется картинка) .

Почему он так называется?

А это кто? (Бегемот) . Сравнение бегемота и носорога.

Кенгуру – животное Австралии . (Выставляется картинка) . Передвигается прыжками. У него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие. На животе у кенгуру – сумка с маленькими детёнышами.

Загадываются загадки про зебру, жирафа.

А это верблюд. (Выставляется картинка) . Они бывают двух видов : одно – и двугорбые. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду.

Каких ещё животных жарких стран вы знаете ?

Что можете рассказать о них?

4. Дидактическая игра «Кто у кого?»

У львицы – львёнок, львята.

У тигрицы – тигрёнок, тигрята.

У слонихи – слонёнок, слонята.

У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.

У кенгуру – кенгурёнок, кенгурята.

5. Физкультминутка «Чудесное превращение»

Что – то наш попугай устал и предлагает поиграть в превращения.

Дилы - дилы – дилы – появились крокодилы.

(Дети изображают дремлющего крокодила) .

Моты – моты – моты – появились бегемоты.

(Дети показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты) .

Афы – афы – афы – жуют листики жирафы.

(Дети тянутся вверх, изображают жирафов) .

Ны – ны- ны – водой брызгают слоны.

(Надувают щёки, как бы набирая воду, затем, брызгают,

Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.

(Дети изображают скачущих обезьян) .

6. Попугай спрашивает, правда, что очень часто людей сравнивают с различными животными или их поведением . Я буду называть, а вы объяснять, какому человеку это подходит.

«Львиная грива» . (О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос).

«Крокодиловы слёзы» . (Человек который плачет) .

«Топает, как слон» . (Это человек с тяжёлой походкой) .

«Кожа, как у бегемота» . (О человеке, которого ничем не удивишь) .

«Волчий аппетит» . (Очень голодный человек) .

7. Итог занятия .

(Попугай улетает) .

Кто к нам сегодня приходил в гости?

Теперь мы будем знать всех животных , которые живут в жарких странах .

Ф.И.О. Пакляшова Анна Васильевна

Должность: Учитель-логопед

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 общеразвивающего вида» г. Бабаево

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Животные жарких стран».

Задачи:

Уточнение и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»

Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)

Употребление в речи предлогов из, из-за, на, с, к, в, под, из-под

Распространение предложения однородными членами

Употребление ИС в Р.п. мн.ч. («много кого?»)

Развитие связной речи

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением

Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности

Решение проблемных ситуаций (исследовательская деятельность)

Оборудование: фигуры животных, запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, картинка «Кто за деревом?», листы бумаги с изображением верблюда, карандаши, контейнер с песком, палочки, поролон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети: Я слышал рык тигра и леопарда. Я слышала голос обезьяны.

Логопед: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран.

Логопед: Давайте вспомним, что это за жаркие страны такие?

Дети: Это пустыня, где очень тепло, где всегда светит солнце, много песка и мало воды.

Логопед: Правильно, ребята! В жарких странах всегда жарко, температура даже зимой составляет + 20 градусов, осадков очень мало, нет снега, но это не только песчаная пустыня, есть ещё полупустыни, степи и джунгли.

Логопед: Ребята, животные узнали, что вы скоро идёте в школу, значит должны много всего знать, они решили проверить ваши знания и приготовили для вас задания.

Вы готовы показать свои знания? Справитесь с заданиями? (Ответы детей.)

2. Звуковой анализ слова.

Логопед: К нам на занятие кто-то пришёл. Отгадайте, кто это.

Я покажу картинки, а вы выделите первый звук в названиях этих картинок и из этих звуков составьте слово: солнце, лампа, ослик, нож.

Дети: Слон.

Логопед: Правильно, ребята. Скажите, слон какой?

Дети: Большой.

Логопед: А ещё какой?

Дети: Большой толстокожий слон.

3. Составление предложений по данному образцу.

Логопед: Слон не мог приехать один без своих друзей. Выберете из всех животных только тех, которые живут в жарких странах (На столе расставлены фигуры разных животных. Дети подходят к столу и выбирают только животных жарких странах).

Логопед: А теперь скажите, кого вы нашли.

Например: Я нашла огромного толстокожего слона.

Дети: Я нашёл огромного толстокожего носорога, быстрого ловкого леопарда, зелёного зубастого крокодила.

Логопед: Как вы думаете, правильно Вера составила предложение? (Ответы детей.)

4. «Скажи, какой?» (образование сложных слов).

Логопед: Я бросаю мяч и называю слова, а вы из этих слов должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «Какой?».

Логопед: Если у носорога короткие лапы, значит он какой?

Дети: Коротколалый.

Логопед: Короткий хвост, острые зубы, большая голова и т.д.

5. «Заселим саванну (джунгли)» .

Логопед: Ребята, давайте поселим наших животных.

Даша, поставь льва за дерево. Где стоит лев?

Дети: За деревом.

Логопед: Откуда выходит лев?

Дети: Из-за дерева.

Логопед: Диана, положи крокодила в воду. Откуда выглядывает крокодил?

Дети: Из воды.

Логопед: Обезьяну на дерево, слона между деревом и водой, жирафа около дерева, зебру под дерево, бегемота под воду и т.д.

6. «Много кого?»

Логопед: Вот ребята, как много животных. Как скажем со словом « много» про льва?

Дети: Много львов. И т.д. с другими животными.

7. Физкультминутка .

Логопед: На какие две группы можно разделить животных? Где живут эти животные?

Дети: В саванне, в джунглях.

Логопед: Чем питаются хищники?

Дети: Другими животными.

Логопед: Чем питаются травоядные животные?

Дети: Листьями деревьев, травой, корнями.

Логопед: Если я называю травоядное животное – вы приседаете, а если хищное – встаёте.

8. «Кто внимательный?»

Логопед: Животным нужно быть очень внимательными, сосредоточенными, бдительными к окружающим звукам. Посмотрим, какие же вы внимательные. Вспомните животных, названиях которых начинаются на твёрдый согласный звук.

Дети: Слон, крокодил, жираф, носорог.

Логопед: А теперь назовите животных, названия которых начинаются на мягкий согласный.

Дети: Бегемот, тигр, зебра, леопард.

Логопед: Молодцы! Вы очень внимательные.

9. «Найди маму».

Логопед: Ребята, пока мы играли, у зебр перепутались дети. Поможем малышам найти своих мам?

Дети: Да.

Логопед: А как узнать, у кого какая мама? (Ответы детей).

Логопед: Вы знаете, что каждая такая лошадка имеет свой полосатый рисунок, именно по нему жеребята узнают своих мам в большом табуне (нет ни одного повторяющегося рисунка).

Дети по данному им рисунку находят мам зебр.

10. Физкультминутка.

Пошли детки погулять,

А их мамы догонять,

Жирафята – бегом,

Черепашки – пешком,

А зебрята поскакали

И в конце пути упали. (Выполняют соответствующие движения).

11. «Кто за деревом?» (образование притяжательных прилагательных).

Логопед: Пока мы играли, животные спрятались за дерево. Расскажите, что видите. Постройте предложение со словами потому что .

Дети: За деревом прячется лев, потому что я вижу львиную гриву, крокодилий хвост, тигриное туловище, слоновьи уши и т.д.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень зоркие, внимательные.

12. Эксперимент с песком.

Логопед: Ребята, посмотрите, чьи-то следы? Как вы думаете, где это место находится?

Дети: Это пустыня.

Логопед: Ребята, скажите, а кто живёт в пустыне?

Дети: Верблюд, ящерицы, змеи.

Логопед: В пустыне жарко, а у верблюда густая шерсть? Как вы считаете, зачем?

Дети: Шерсть у верблюда густая, поэтому спасает его от солнечных ожогов.

Логопед: Ребята, посмотрите, верблюд большой, а когда идёт по песку, то ноги у него не проваливаются. Почему, как вы думаете?

Как мы можем это узнать? Что нам надо узнать? (Ответы детей.)

Логопед: Давайте проведём эксперимент и посмотрим, как устроена нога верблюда.

(Дети проводят эксперимент и приходят к выводу, что нога верблюда широкая).

Логопед: Как вы думаете, ребята, почему верблюд идёт босиком и не обжигает ноги, ведь песок очень горячий? (Ответы детей).

Логопед: А всё потому, что у верблюда на ноге очень толстая, твёрдая кожа, напоминающая мозоль (мозолистая подушка). Поэтому верблюдов иногда называют мозоленогими.

13. Пальчиковая гимнастика «За мамой» («Су-Джок»).

За мамой слонихой шагает слонёнок, (Поочерёдно одевают колечко на пальчики,

За крокодилихой – крокодилёнок, начиная с мизинца правой руки).

За львицей шагает маленький львёнок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебрёнок,

За кем же торопится каждый ребёнок. (Катают Су-Джок между ладонями).

14. «Кто быстрее и аккуратнее?» (Дети заштриховывают изображение верблюда).

Логопед: Нарисуйте зелёный кружок, если задание выполнено аккуратно, линии ровные и не выходят за границы картинки. Нарисуйте жёлтый кружок, если некоторые линии выходят за границы картинки; красный кружок, если линии неровные и выходят за края картинки (оценивают друг друга).

15. Итог занятия .

Логопед: Вот ребята, вы и справились со всеми заданиями. Трудно было? Чем мы занимались? Что нового узнали? Кому помогли? Как это удалось? (Ответы детей).

Новая лексика

Существительные:

лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, кенгуру,

коала, утконос, попугай, гепард, пустыня, джунгли, саванна, Африка, Австралия,

Глаголы:

охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,

нападать, подкрадываться.

Прилагательные: полосатый,

пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный, длинношеий, пушистый.

Диалог

Цели: работать над общими речевыми навыками, развивать диалогическую речь.

СЛОН

— Здравствуй, слон!

Ты что не весел?

Почему ты нос повесил?

Почему твой длинный нос

До земли почти дорос?

Слон подумал и ответил:

— Нос мне очень нужен, дети!

— Вот как? Нужен? А зачем?

— Я ведь очень много ем!

Длинный нос еду берёт

И кладёт мне прямо в рот!

Он поможет мне напиться

И за ветку зацепиться.

Может он служить рукой —

Вот полезный он какой!

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение,

слуховую память.

ХОД игры . Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

На прогулке говорливая горилла,

Не смолкая, с гориллёнком говорила.

А. Костаков

За гиппопотамом гиппопотам

Топает по пятам.

Л. Улъяницкая

Игра « Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил

Злой зелёный... (крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит,

От врагов он защитит,

И под ним не знает страха

Медлительная... (черепаха).

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский... (слон).

Игра «Будь внимательным»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и просит решить задачу.

СЕМЕЙКА

Шли слоны своей тропою,

Шли сквозь джунгли к водопою:

Папа-слон, слониха-мама,

Дед, слонище преупрямый,

Бабка, слонка-пятитонка,

И внучата, два слонёнка:

Слоник, маленький сынишка,

И его сестра, Слонишка.

Сколько шло к воде слонов?

У тебя ответ готов?

Т. Крюкова

Игра « Кто где?»

Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций); развивать

слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные жарких стран) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т.

д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают: «На столе стоит слон». Затем воспитатель уточняет,

какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении.

2 вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и

последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит.

Например:

Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [ж],

а последний — [ф]. —Жираф стоит под стулом.

Игра « Один — много»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном

числе).

Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он

соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Например:

Один лев — много львов, один жираф — много жирафов.

При необходимости игру повторяют.

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры . Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

Игра «Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры.

Игра проводится с использованием картинок с изображением животных севера и жарких стран.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.

Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с

большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

Например: Лев — хищное животное.

Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки.

Игра « Рассыпанные слоги»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный

запас по теме «Животные жарких стран».

Ход игры. Дети читают стихи и составляют слова из разрозненных слогов.

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе все кружились.

Так кружились и вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять!

Помоги гостей собрать:

АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ-КО-ДИЛ-КО-

КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ-НА-

МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ-МУР-ГО-ЛА-

ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ!

Из пособия Л. Гадасиной, О. Ивановской

Ответы иллюстрируют картинками:

антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать фонематический слух.

ХОД игры. Воспитатель называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных.

Слова: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Посмотрите: бегемот

В жаркой Африке живёт.

Целый день в реке сидит,

Корни ест он или спит.

Ночью он не будет спать,

Выйдет травки пощипать

И затопчет все луга —

Тяжела его нога.

А потом опять поспать

Заберётся в воду,

Так проходят его дни,

Так проходят годы...

С. Васильева

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

ХОД игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

И петь — не поет,

И летать — не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус)

Что за коняшки —

На всех тельняшки.

(Зебра)

Зверь я горбатый,

Но нравлюсь

ребятам. (Верблюд)

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

(крокодил).

Некрасивый он, пожалуй...

Вместо носа — шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

(Слон)

В. Жуковский

На носу он носит рог

И зовётся...

(носорог).

Н. Нищева

Спит зелёное бревно.

В ил запуталось оно.

У бревна большая пасть.

Зубы в пасти — просто страсть.

Н. Нищева

Текст для пересказа

КРАСАВИЦА

Это бегемот. Только не он, а она — бегемотиха. Зовут её Красавица. Её привезли из Африки. Бегемоты там живут в реке.

Едят траву по берегам, ныряют в тёплой воде. Пасть у бегемота огромная. Откроет — как чемодан. Весом бегемот — сто пудов.

А командует им в зоологическом саду худенький старичок. Плохо бегемоту зимой: он жару любит, тёплую воду.

Старичок греет ему воду для бассейна. Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.

Бегемот, если б захотел, прошёл бы через загородку — а не смеет: старичок не велит.

По Б. Житкову

Вопросы:

О ком рассказ? Как зовут бегемотиху?

Откуда её привезли?

Что делают бегемоты на родине?

Опишите бегемота.

Кто командует бегемотом?

Как старичок заботится о бегемоте?

Животные в жарких стран настолько интересные, с удивительными повадками, что так и хочется придумать про них загадки похитрее. Но это не просто. Загадки про животных, живущих в жарких странах, дети, как правило, отгадывают легко.

Я его увидел в книжке,
Подскажите мне, детишки,
На носу — огромный рог,
Знаю, знаю — …(Носорог )

У него огромный рост, есть ещё и мелкий хвост,
Впереди такая штука, что облиться нам - не мука.
Кто же это? Кто же он? Ну, конечно, это …(Слон )

Когда черен — кичлив и задорен,
А покраснеет, сейчас и присмиреет.
Ответ: Рак

Он на дно сейчас прилёг,
Многоножка …(Осьминог )

Сидит он в клетке — и приятен,
На шубке много черных пятен.
Сам — хищный зверь, хотя немножко,
Похож на миленькую кошку.
Ответ: Леопард

На чудо-коняшке пестреет тельняшка.
Ответ: Зебра

Ну что за вид у них чудной?
У папы — локоны волной,
Мамаша ходит стриженой. За что она обижена?
Бывает, часто злится, на вид сурова …(Львица )

Подскажите, это кто ходит в костяном пальто?
Ответ: Черепаха

Пройдёт он, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что гордый нрав,
Ведь выше всех зверей …(Жираф )

Извивается веревка, на конце её — головка.
Ответ: Змея

Посмотрите-ка, бревно. Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, так опасен …(Крокодил )

Да, я горбатый, но нравлюсь ребятам.
Ответ: Верблюд

просите ребенка, что он знает об этих животных. Попросите ответить на вопросы: "Какие из них живут около воды?" (Бегемот и крокодил). "На кого из животных наших лесов похож кенгуру?" (На зайца.) "Какая особенность есть у этого животного?" (Носит детеныша в сумке.) "Какое из этих животных помогает людям, если его приручить?" (Слон).

Форма занятия : Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Животные жарких стран»

Коррекционно-образовательные цели :

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран».

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие навыков звуко-буквенного анализа слова «жираф»

Развитие навыков подбора слов с противоположным значением.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие памяти, мышления, воображения

Воспитательные цели:

Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
Предварительная работа : заучивание детьми загадок о животных.

Заучивание с детьми
Оборудование: фишки для звукового анализа, буквы, картинки с изображением животных (презентация),карточки для рисования пиктограмм,цветные карандаши.

1.Орг.момент.

Дети загадывают загадки о животных.

Он красивый, как огонь,
С чёрными полосками,
Очень грозные клыки,
Лапы, когти - велики!
Страшен даже взрослым он.
(Тигр)

Серый, толстый, южный зверь…

Лишний хвостик? Ты неверь!

Он ушами мух гоняет, носом воду набирает.

Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог.
Кто же это? …
(Носорог)

Логопед показывает картинки с использованием презентации.

2.Объявление темы.

Мы сегодня будем говорить о животных жарких стран. Давайте посмотрим, какие ещё животные живут в жарких странах.(показ презентации)

3. Обогащение экспрессивного словаря детей прилагательными через использование пиктограмм.

Сейчас мы будем описывать животных, учиться подбирать слова-признаки и зарисовывать в виде пиктограмм.(это схематический рисунок, который затем нам поможет вспомнить о слове.)

Слон (какой?)

Огромный

Добрый

Большеухий

Сильный

Жираф (какой?)

Пятнистый

Длинношеий

Добрый

Высокий

Тигр (какой?)

Хищный

Полосатый

Опасный

Быстрый

Сильный

красивый

фИЗМИНУТКА.(Музыкальная физминутка " У жирафа пятна,пятна..."

3.Образование существительных-названий детёнышей животных.

А сейчас поиграем в игру «Назови детёныша» (с мячом)

Логопед бросает мяч ребёнку.

У тигра -тигрёнок

У слона- слонёнок

У кенгуру-кенгурёнок

У черепахи -черепашонок

У льва- львёнок

У верблюда- верблюжонок

4.Подбор слов-антонимов.

А сейчас поупражняемся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

Жираф травоядный, а тигр ….. (хищный)

Слон тяжелый, а черепаха ….(лёгкая)

У жирафа длинная шея, а у бегемота… (короткая)

У обезьяны тонкий хвост, а у тигра… (толстый)

У слона большие уши, а у зебры.. (маленькие)

У бегемота широкая спина, а у зебры…. (узкая)

5.Звуко-буквенный анализ слова «жираф»

Это что за великан,
Ростом, как подъёмный кран?
Это, голову задрав,
Нас приветствует...
(Жираф)

Давайте определим, какие звуки живут в слове «жираф» и выложим фишками.

Возьмите карточку и фишки.

Какой первый звук? (ж)Какой он? (согласный)

Второй звук?(ы)Какой он?(гласный?)

Третий звук? (р,согласный)

Четвертый звук? (а,гласный)

Пятый звук? (ф-согласный)

Под схемой составьте слово «жираф»(буквы «ы»-нет, нужно писать «и»-правило-«жи», «ши»-пиши с буквой «и»)

6.Закрепление изученных слов-признаков.

Логопед показывает схемы-пиктограммы, дети называют признаки.

Слон (какой?)

Жираф (какой?)

Тигр (какой?)

0 каких животных мы с вами говорили сегодня? (о животных жарких стран)

8.Домашнее задание.

Нарисовать любое животное жарких стран и подобрать слова -признаки.

9.Рефлексия.

Если вы узнали на занятии что-то новое, интересное -выберите весёлого смайлика.

Если вам было не интересно, ничего нового вы не узнали, -выберите грустного смайлика.