Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Школьный гид. Подготовка детей к звуковому анализу слов

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Чехов-2 Московской области

«Утверждаю»

Директор ФКОУ СОШ г.Чехов-2 МО

М.А. Леонтьева

« __ » ________________ 2014 г.

Рабочая учебная программа

Русский язык, 1 – в класс

(наименование учебного предмета)

Начальное общее образование

(ступень образования)

Базовый

(Уровень образования)

2014 – 2015 учебный год

(Срок реализации программы)

Тупикина Н. В.

( ФИО учителя, составившего

учебную программу)

г. Чехов-2

2014 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 1 – в класса по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», с изменениями; с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014 г.; с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373) с изменениями; с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом № 63 от 03.09.2014 г.; на основе учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту : Климанова, Л. Ф. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование:

Климанова, Л. Ф. М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф.

Климанова, Л. Ф.

Русский язык

Климанова, Л. Ф. Русский язык: учеб. для общеобразоват. учреждений.1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2011.

На изучение русского языка в первом классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – на уроки русского языка.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Изучение предмета в 1 – в классе направлено на достижение следующих целей:

Познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

Социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

    формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

    развитие коммуникативных умений;

    развитие нравственных и эстетических чувств;

    развитие способностей к творческой деятельности

Обучение грамоте (обучение письму) является органической частью учебного предмета «Русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе. Изменение общего количества учебных часов со 165 ч до 159 ч обусловлено учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год.

Модуль (глава)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Добукварный (подготовительный) период.

25

25

«Страна АБВГДейка» (букварный (основной) этап

66

77

«Про всё на свете» (послебукварный этап)

24

8

Систематический русский язык

50

48

Итого

165

158

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Планируемые результаты обучения учащихся 1 – в класса:

Личностные:

    Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

    Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

    Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

    Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

    Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

    Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач

    Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

    Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

    Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

    Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

    Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты:

    Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

    Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.

    Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

    Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

    Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

    Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№ уроков

Тема уроков

Тип

урока

Дата

Прим.

Год

Трим

план

факт

Подготовительный период. Письмо (25 ч)

Подготовка к письму. Развитие фонематического слуха

Рабочая тетрадь « Рисуй. Думай. Рассказывай»

1 триместр

«Новые друзья». Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение.

Урок открытия нового знания

01.09

«Что в центре?» Ориентировка на листе. Обведение фигур по образцу.

Урок открытия нового знания

02.09

«Сравни». Форма и количество фигур.

Урок открытия нового знания

03.09

«Сравни». Прямые и наклонные линии.

Урок открытия нового знания

04.09

«Определи направление». Определение направления с помощью жеста, замена жеста стрелкой.

Урок открытия нового знания

05.09

«Найди пару». «Лото». Классификация. Рабочая строка. Письмо наклонных и прямых линий. Усвоение последовательности действий при письме с образца.

Урок открытия нового знания

8.09

«Целое и часть» (анализ графической формы).

Урок открытия нового знания

9.09

Параллельные линии. Обведение образца.

Урок открытия нового знания

10.09

«Головоломки». «Весёлые превращения».

Развитие фонематического слуха.

Урок открытия нового знания

11.09

Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв (прямые, наклонные, овалы, полуовалы).

Урок открытия нового знания

12.09

«Сравни дома». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха.

Урок открытия нового знания

15.09

«В походе». Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

Урок открытия нового знания

16.09

«На коньках». «Контуры и силуэты». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии, длинные и короткие.

Урок открытия нового знания

17.09

«На волнах». Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

Урок открытия нового знания

18.09

«Мы рисуем». «На лугу». Тематическая классификация. Развитие воображения.

Урок открытия нового знания

19.09

«Под грибом». «Сравни и подумай». Развитие воображения. Нахождение закономерностей.

Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв.

Урок открытия нового знания

22.09

«Мы – спортсмены». Классификация (виды спорта). Развитие фонематического слуха, как подготовка к звуковому анализу.

Урок открытия нового знания

23.09

«Кто построил домики?» Обведение образцов. Письмо элементов печатных букв.

Урок открытия нового знания

24.09

«Рассмотри и расскажи». Слова-названия предметов. Логические упражнения.

Урок открытия нового знания

25.09

«В гости к бабушке». Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

Урок открытия нового знания

26.09

«Прогулка в парк». Классификация; обобщение. Письмо элементов печатных букв.

Урок открытия нового знания

29.09

«Знаки в городе». Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

Урок открытия нового знания

30.09

«Подумай и сравни». Классификация. Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв.

Урок открытия нового знания

1.10

Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв.

Урок открытия нового знания

2.10

«Проверь себя». Классификация. Из истории орудий письма.

Урок открытия нового знания

3.10

Букварный период. Письмо (77 ч)

Прописи «Мой алфавит», часть 1

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит».

Урок открытия нового знания

13.10

Урок открытия нового знания

14.10

Звуковой анализ слов. Строчные буквы а, о.

Урок открытия нового знания

15.10

Заглавные (прописные) буквы А, О.

Урок открытия нового знания

16.10

Строчная и заглавная буква Уу.

Урок открытия нового знания

17.10

Буквы и, ы строчные. Буква И заглавная.

Урок открытия нового знания

20.10

Буква э.

Урок открытия нового знания

21.10

Буква Э заглавная.

Урок открытия нового знания

22.10

Повторение изученных букв.

23.10

Буква Мм заглавная и строчная.

Урок открытия нового знания

24.10

Буква Сс строчная. Буква Сс заглавная.

Урок открытия нового знания

27.10

Буква н строчная. Буква Н заглавная.

Урок открытия нового знания

28.10

Буква Лл строчная и заглавная.

Урок открытия нового знания

29.10

Письмо слияний с изученными буквами.

Урок открытия нового знания

30.10

Закрепление написания букв М, С, Н, Л.

Урок отработки умений и рефлексии

31.10

Буква т строчная.

Урок открытия нового знания

5.11

Буква Т заглавная.

Урок открытия нового знания

6.11

Буква к строчная.

Урок открытия нового знания

7.11

Буква К заглавная.

Урок открытия нового знания

10.11

Повторение. Буквенная мозаика. Написание соединений с изученными буквами

Урок отработки умений и рефлексии

11.11

Буква р строчная.

Урок открытия нового знания

12.11

Буква Р заглавная.

Урок открытия нового знания

13.11

Буква в строчная. Буква В заглавная.

Урок открытия нового знания

14.11

2 триместр

Буква п строчная. Буква П заглавная.

Урок открытия нового знания

24.11

Буква Г заглавная.

Урок открытия нового знания

25.11

Буква г строчная.

Урок открытия нового знания

26.11

Письмо слов с буквами Г, К.

Урок открытия нового знания

27.11

Закрепл. написания изученных букв Р, П, Г, К.

Р

28.11

Буква Ее в начале слова.

Урок открытия нового знания

1.12

Буква Ёё в начале слова и после гласных.

Урок открытия нового знания

2.12

Буквы е, ё после согласных, как указатель их мягкости.

Урок открытия нового знания

3.12

Повторение. Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

4.12

«Узелки на память».

Урок отработки умений и рефлексии

5.12

Буква Бб строчная и заглавная.

Парные звуки [б – п].

Урок открытия нового знания

8.12

Буква Зз строчная и заглавная

Урок открытия нового знания

9.12

Парные звуки [з – с].

Урок открытия нового знания

10.12

Буквы Бб, Зз. Повторение.

Урок отработки умений и рефлексии

11.12

Написание слов с изученными буквами. Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

12.12

Буква Дд строчная и заглавная.

Урок открытия нового знания

15.12

Звуки [д] – [д‘], буква Дд. Парные звуки [д – т].

Урок открытия нового знания

16.12

Звук [ж], буква Жж. Слог ЖИ.

Урок открытия нового знания

17.12

Повторение изученных букв З, Б, Д, Ж.

Урок отработки умений и рефлексии

18.12

Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

19.12

Буква Я в начале слова и после гласных.

Урок открытия нового знания

22.12

Буква Я после согласных.

Урок открытия нового знания

23.12

Буква Хх для звуков [х – х‘], строчная

Урок открытия нового знания

24.12

Буква Хх для звуков [х – х‘]заглавная.

Урок открытия нового знания

25.12

Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

26.12

Письмо слов с парными [д-т]

Урок открытия нового знания

29.12

Письмо слов с парными [г-к]

Урок открытия нового знания

30.12

Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

31.12

Буква Ь – показатель мягкости согласных.

Урок открытия нового знания

12.01

Буква Йй заглавная и строчная. Повторение.

Урок отработки умений и рефлексии

13.01

Буква Юю в начале слова и после гласных.

Урок открытия нового знания

14.01

Буквенная мозаика.

Урок отработки умений и рефлексии

15.01

Буква ю после согласных как указатель мягкости этих звуков.

Урок открытия нового знания

16.01

Составление и написание слов вида мал-мял.

Урок открытия нового знания

19.01

Списывание слов с изученными буквами.

Урок развивающего контроля

20.01

Сточная и заглавная Шш,

Урок открытия нового знания

21.01

Парные звуки [ж-ш]

Урок открытия нового знания

22.01

Буква Шш для звука [ш]. Слоги жи-ши.

Урок открытия нового знания

23.01

Сточная и заглавная Чч

Урок открытия нового знания

26.01

Сточная и заглавная Щщ

Урок открытия нового знания

27.01

Написание слов с сочетаниями ча-ща

Урок открытия нового знания

28.01

Написание слов с сочетаниями чу-щу

Урок открытия нового знания

29.01

Составление и написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-шислов

Урок отработки умений и рефлексии

30.01

Сточная и заглавная Цц

Урок открытия нового знания

2.02

Сточная и заглавная Фф

Урок открытия нового знания

3.02

Написание слов с парными согласными [ф-в]

Урок открытия нового знания

4.02

Подбор и написание родственных слов с изученными буквами

Урок открытия нового знания

5.02

Разделительный Ъ

Урок открытия нового знания

6.02

Разделительные Ъ и Ь. Повторение букв Ъ и Ь.

Урок отработки умений и рефлексии

9.02

Буквенная мозаика. Обобщение.

Урок отработки умений и рефлексии

10.02

Значение слова. Родственные слова.

Урок открытия нового знания

11.02

Обучение списыванию текста.

Урок открытия нового знания

12.02

Алфавит.

Урок открытия нового знания

13.02

Работа с деформированными предложениями

Урок отработки умений и рефлексии

24.02

Послебукварный период. Письмо (8 ч)

Пропись «Пиши красиво»

Алфавит. Письмо основных элементов букв

Урок отработки умений и рефлексии

25.02

Письмо плавных линий с точкой.

Урок отработки умений и рефлексии

26.02

Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон.

Урок отработки умений и рефлексии

27.02

Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями.

Урок отработки умений и рефлексии

2.03

Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линями.

Урок отработки умений и рефлексии

3.03

Письмо прямых линий с петлей вверху

Урок отработки умений и рефлексии

4.03

Письмо прямых линий с петлей внизу

Урок отработки умений и рефлексии

6.03

Письмо овалов и полуовалов в заглавных буквах «О», «С»

Урок отработки умений и рефлексии

10.03

Систематический русский язык

В мире общения. Язык как средство общения

Урок открытия нового знания

11.03

Развитие речи. Работа с деформированными предложениями. Словесное творчество.

Урок открытия нового знания

12.03

Роль слова в общении. Объяснительный диктант

Урок открытия нового знания

13.03

Слово и его значение

Урок открытия нового знания

16.03

Развитие речи. Изобразительные средства речи в предложении

Урок открытия нового знания

17.03

Имя собственное. Клички животных

Урок открытия нового знания

18.03

Имя собственное. Имена людей

Урок открытия нового знания

19.03

Имя собственное. Образование ласковых имен

Урок открытия нового знания

20.03

Имя собственное. Творческая переменка. Развитие речи

Урок отработки умений и рефлексии

23.03

Слова с несколькими значениями

Урок открытия нового знания

24.03

Слова близкие по значению

Урок открытия нового знания

25.03

Слова противоположные по значению. Развитие речи

Урок открытия нового знания

26.03

Группы слов

Урок открытия нового знания

27.03

Группы слов. Классификация по группам

Урок открытия нового знания

30.03

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Урок открытия нового знания

31.03

Из старинных учебников

Урок открытия нового знания

1.04

Звуки и буквы. Обучающий диктант

Урок развивающего контроля

2.04

Алфавит

Урок открытия нового знания

3.04

Гласные звуки, обозначение их буквами

Урок открытия нового знания

13.04

Буквы я, ю, ё, е в начале слова и после гласных

Урок открытия нового знания

14.04

Согласные звуки. Обозначение их буквами

Урок открытия нового знания

15.04

Роль согласных звуков в словесном творчестве. Развитие речи

Урок открытия нового знания

16.04

Слоги

Урок открытия нового знания

17.04

Деление слов на слоги. Зрительный диктант

Урок развивающего контроля

20.04

Перенос слов

Урок открытия нового знания

21.04

Перенос слов с буквами й, ь, ъ

Урок открытия нового знания

22.04

Ударение. Р/р.Значение ударения

Урок открытия нового знания

23.04

Ударение. Контрольное списывание

Урок развивающего контроля

24.04

Развитие речи. Говори правильно

Урок открытия нового знания

27.04

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами

Урок открытия нового знания

28.04

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их мягкости на письме. Предупредительный диктант

Урок открытия нового знания

29.04

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Урок открытия нового знания

30.04

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв я, ё, ю, и, е

Урок открытия нового знания

4.05

Способы обозначения мягкости согласных на письме

Урок открытия нового знания

5.05

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок открытия нового знания

6.05

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Развитие речи. Загадки

Урок открытия нового знания

7.05

Повторение правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок открытия нового знания

8.05

Разделительный ь

Урок открытия нового знания

11.05

Развитие речи. Разделительный ь. Рифмованные слова

Урок отработки умений и рефлексии

12.05

Разделительный ъ

Урок открытия нового знания

13.05

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Урок развивающего контроля

14.05

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их согласными буквами

Урок отработки умений и рефлексии

15.05

Правописание парных звонких и глухих согласных

Урок отработки умений и рефлексии

18.05

От слова к предложению.

Урок открытия нового знания

19.05

От слова к предложению. Р\р распространение предложений

Урок отработки умений и рефлексии

20.05

Знаки препинания в конце предложения

Урок открытия нового знания

21.05

Развитие речи. От предложения к тексту

Урок отработки умений и рефлексии

22.05

От предложения к тексту. Раскрытие особенностей письма как текста

Урок отработки умений и рефлексии

25.05

  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.

Обучение грамоте (обучение письму)

Климанова, Л. Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М. : Просвещение, 2011.

Русский язык

Климанова, Л. Ф. Русский язык: учеб.для общеобразоват. учреждений.1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2011.

Дополнительная литература

Климанова, Л. Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф. Обучение грамоте: метод.пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2009. .

Климанова, Л. Ф. Русский язык. 1 класс: метод.пособие/ Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2009.

Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2006.

Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

Интернет-ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http: // school-collection.edu.ru

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) . – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

Презентации уроков «Начальная школа» . – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru

Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа: http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html

    ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень контрольных работ

Тема, вид контроля

Дата

Контрольное списывание по теме « Ударение»

24.04

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

14.05

Согласовано

Протокол заседания ШМО учителей начальных классов

_________ от «_____» _______________ 2014 г.

Председатель ШМО ______________ Агаркова В.Е.

Согласовано

Зам. директора по УВР ______________ Совина С.Ю.

«_____» _____________ 2014 г.

Рабочая программа по обучению грамоте

(уроки письма)

1 класс УМК "Перспектива".

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Концепции УМК «Перспектива», авторской программы Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 206 часов (94 часа на обучение первоначальному чтению и 114 часов на обучение письму) в год.

Количество часов в год: 206.

Количество часов в неделю: 9 (обучение грамоте 4 часа, письмо 5 часов).

Цели и задачи курса

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

    сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

    обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

    обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

    развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Данная система обучения грамоте базируется на трех основных принципах :

    коммуникативном,

    познавательном,

    семиотическом (знаковом).

1 . Коммуникативная направленность курса позволяет:

    сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

    дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

    осознать язык как средство общения;

    сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

    изучать язык как культурно-исторический процесс - от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

    освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

    формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

    обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

    развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

    раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

    осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

    выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак - значение, значение - звучание (содержание - форма);

    познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Общая характеристика курса

В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в общении.

Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1. Подготовительный период обучения (45 ч)

Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель - ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты. Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно - оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
Одновременно с азбукой дети работают в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.

2. Основной (букварный) период обучения (144 ч)

В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.

Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название - «Страна АБВГДейка» . Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников. «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.

В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №1 и №2 «Мой алфавит».

3. Послебукварный период обучения (18 ч)

Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.

Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя

с писателем, книгой, ее героями.

Параллельно с литературной частью азбуки идет работа в Рабочей тетради «Пишу красиво». Главное назначение пособия - закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Содержание учебного предмета

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение . Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

употребление ъ и ь как разделительных знаков;

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения . Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Тематический план

«Азбука». Ч. 1.

«Давайте знакомиться»

20

Рабочая тетрадь

«Рисуй, думай, рассказывай»

25

Букварный период (144 ч.)

«Азбука». Ч. 1, ч. 2.

«Страна АБВГДейка»

64

Прописи

«Мой алфавит». ч. 1, ч. 2.

80

Послебукварный период (18 ч.)

«Азбука». Ч. 2. «Про всё на свете», «Читалочка»

8

9

114 часов

Итого

206 часов

92 часа

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Обучающиеся должны знать:

    все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

    вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

    различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

    правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

    знать способы их буквенного обозначения;

    обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и)

и мягким знаком;

    определять место ударения в слове;

    вычленять слова из предложений;

    четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

    правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

    грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

    употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

    устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

    знать гигиенические правила письма;

    правильно писать формы букв и соединения между ними;

    уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Навыки чтения.

I полугоди е. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:

2. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Москва: - Просвещение, 2012

Для реализации программного содержания используется для учителя:

1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

2. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Москва: - Просвещение, 2012.

3. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2013.

4. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

5. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. . 1 класс. М.: Просвещение, 2012.

6. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2012.

8. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2013.

Календарно - тематическое планирование уроков

(обучение письму)

Букварный период (80 ч.)

Прописи «Мой алфавит» (1 и 2 части)

Звуковой анализ слов со звуком а. Буквы Аа.

Звук о. Буквы Оо.

Строчная буква у.

Заглавная буква У.

Проверочная работа.

Буквы Ии.

Буква ы.

Строчная буква э.

Заглавная буква Э.

Закрепление изученного.

Буквенная мозаика.

Пиши да не спеши!

Закрепление изученного.

Проверочная работа.

Буквы Мм.

Буквы Сс.

Буквы Нн.

Буквы Лл.

44-45

Закрепление изученного.

Буквы Тт.

Буквы Кк.

Загадки слов.

Закрепление изученного.

Буквенная мозаика. Пеши, не спеши.

Буквы Рр.

Буквы Вв.

Буквы Пп.

Закрепление изученного.

Буквы Гг.

56-57

Закрепление изученного.

Буквы Ее.

Проверочная работа.

Буквы Ёё.

Письмо слов с буквами е,ё.

Закрепление изученного.

Буквенная мозаика.

Буквы Бб. Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости б – п.

Буквы Зз.

66-67

Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости с – з.

Закрепление изученного.

Буквы Дд.

Строчная буква ж.

Заглавная буква Ж.

Правописание слов с буквосочетанием жи.

73

Контрольная работа.

1

74

Буквенная мозаика.

1

75

Буквы Яя.

1

76

Закрепление изученного.

1

77

Строчная буква х.

1

78

Заглавная буква Х.

1

79

Буква ь. Правописание слов с ь – показателем мягкости.

1

80

Буквы Йй.

1

81

Буквы Юю.

1

82

Обозначение мягкости согласных буквой ю.

1

83

Проверочная работа.

1

84

Закрепление изученного.

1

85

Буквы Шш.

1

86

Буквы Чч.

1

87

Буквы Щщ.

1

88

Упражнения в правописании слов с ча – ща, чу – щу.

1

89

Закрепление изученного.

1

90

Буквы Цц.

1

91

Буквы Фф.

1

92

Буква ъ. Правописание слов с разделительным ъ.

1

93-94

Закрепление изученного.

2

95

Проверочная работа.

1

96

1

97

Отработка написания элементов букв – плавных линий с точкой.

1

98

Прямые линии с одним и двумя закруглениями и плавными линиями.

1

99

Прямые линии с петлёй внизу.

1

100

Прямые линии с петлёй внизу и вверху.

1

101

Написание овалов и полуовалов.

1

102

Отработка написания элементов букв. Кроссворд.

1

103

Упражнения в написании букв.

1

104 - 105

Отработка написания элементов букв.

2

Послебукварный период (9 ч.)

Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

106-107

Отработка написания элементов букв.

2

108

Правописание имён собственных.

1

109

Правописание имён собственных, сочетания чк.

1

110

Упражнения в написании букв. Обозначение мягкости согласных гласными буквами.

1

111

Мягкий знак, разделительный ь, буквосочетания жи-ши, ча-ща. чу-щу.

1

112

Правописание слов с разделительным ъ.

1

113

Контрольная работа.

1

114

Словесное творчество.

1

Много ошибок в этой программе. ВОт отзыв нашла: "В комплекте учебников учат детей неправильно делить слова на слоги. Причем в "Азбуке" на соседних страницах соседствует как правильное деление (стр. 53 1-ой части: ка-пу-ста, ты-квы), так и неправильное (стр. 56: лап-ти, туф-ли)".
Это мнения с других сайтов:
"Первого сентября сего года мой ребенок пошел в первый класс обычной районной школы. С нетерпением ждали того момента, когда нам дадут учебники.И вот свершилось! Нам выдали полный набор купленный за наши деньги, и мы приступили к учебе. Я, как человек любознательный решил полистать Азбуку уважаемых авторов - Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой.После прочтения у меня возникло два вопроса. Первый возник на 98 странице после прочтения строчек внизу страницы. Речь идет о незваной гостье. Перечисляется состав семьи гусей, а затем возникает их ТЕТЯ - гусеница. После этого рухнула моя вера в теорию сэра Ч.Дарвина и уверенность в моих знаниях биологии. Первый вопрос всплыл в голове как-то самостоятельно без моего волевого участия:"Как объяснить ребенку в первом классе, что гусеница ближайшая родственница гуся по женской или мужской линии?". К сожалению, нет ссылки на того автора, кто это сочинил, по-этому, приходится обратиться непосредственно к Авторам Азбуки за помощью в поиске ответа на мой вопрос.
Вторая трудность возникла после прочтения фрагмента на странице 100 о том, как Рома и Вова помогли маме и купили СЫРУ.Я сначала не понял, кто такая СЫРА, но потом решил, что речь идет о СЫРЕ кисло-молочном продукте. По русскому языку у меня среднее образование, по-этому спорить с автором программ и учебников по русскому языку не берусь и просто хочу уяснить для себя возможно ли такое употребление окончания слова и в каком словаре можно это уточнить.Подводя итог всему выше сказанному, хочу призвать всех, кто имел неосторожность выбрать эту программу, быть бдительными.Ведь с первого класса в голове у ребенка сложится какое-то неправильное, на мой взгляд,понимание русского языка и еще жалко наших учителей, которым приходится очень тяжело, прививая основы знаний ребенку на всю жизнь по таким вот учебникам. Это лично мое мнение."

Вот еще отзыв:
"Ну вот мы занимемся по "Перспективе".Что-то я волнуюсь все больше и больше. Уж как меня пугали что в 1 классе задают жуть как много. Где кому что задают? По математике 2 задачки, в которых только написать решение и ответ, даже "дано" не нужно. Ну или 4 примерчика. По письму дописать то что в классе не сделали - 3 строчки. А в классе делают 1 страничку. Чтение вообще уже за урок не считаем. Задано прочитать 2 страницы, открываю, а там на обе страницы громадные картинки и по 1 строчке прочитать. С сентября выучили 1 четверостишие и 1 стих -ложка это ложка,ложкой суп едят... Бред. У меня дочка сейчас стала хуже читать,чем в августе. Я уж и так вру ей,что вот тут еще надо написать и здесь прочитать. Мне такая ситуация не нравится. Дети расслабились, родители тоже. Изучали цыфры - написание не отрабатывали, как мы раньше в школе. Ну хотя бы строчку цифры в тетради прописать. С буквами та же проблема. Параллельный класс в основном состоит из плохоговорящих деток. И у них Школа России, а наш класс типа Прогимназия (вау!) Так они стихи каждую неделю учат,а то и по несколько за неделю. Вот белую березу учили,а наши ничего. написание и букв и цифр отрабатывают тщательно, читают уже по 2 полные страницы текста.Не мама мыла Милу, а полноценные рассказы. У нас по математике одинакове рабочие тетради - Петерсон, так они уже уроков на 10 вперед нас ушли.Тьфу. У меняребенок скоро совсем отупеет. Может программа и рассчитана на то,что бы сначала запустить детей,а потом, дай бог 1 из класса сможет еще как-то соответствовать уровню знаний допустим 4 классаи вот этот 1 будет гений,а остальные дураки, которые не потянули "сильную" программу.Сейчас только закончили азбуку, очень надеюсь,что дальше хоть что-то посерьезнее будет. Девочки,у кого перспектива, у Вас такой же разгул?"
"Моя во втором классе....учится по программе Перспектива.Мне вообще эта прграмма не нравится.В первом классе была расслабуха...год пролетел незаметно.Дочь весь год пользовалась своими старыми знаниями.Во втором классе началась напряженка.Программа по математике неравномерная.Таблицу на умножение и деление надо было выучить всю за две недели.Окружающий мир это наш бичь.Такого бреда я еще не читала.Текст явно не для 8–летних детей.Приходиться зазубривать наизусть так как некоторых слов и оборотов ребенок еще не понимает.Моя учится очень хорошо,но приходиться напрягаться постоянно.Английский тоже бред бредовый.Дети еще не знали толком алфавита,но по программе Спотлайт учебник требовал читать.Транскрипции нет и не будет до 5 класса,те ребенок должен запоминать слова на слух и визуально.Хорошо,что я немного шпрехаю,а если родители учили другой язык?Короче я недовольна,но выбора у нас нет.Будем и дальше по ней учиться."
Другие же пишут, что, ничего. Достаточно сильная. 10.02.2013 00:20:45, Юффи

1 0 -1 0

Объясните мне, пожалуйста, в чем ошибка при делении на слоги таким образом, каким слова разделены в вашем примере?
Человек, чье мнение вы процитировали, может быть, и любознательный, но вот точно не очень внимательно читающий, поскольку рассказик про "вашу тетю гусеницу" как раз для того и помещается в учебниках, чтобы учить детей отличать однокоренные слова от слов, которые звучат похоже.
Ну и "По русскому языку у меня среднее образование, по-этому спорить с автором программ и учебников по русскому языку не берусь и просто хочу уяснить для себя возможно ли такое употребление окончания слова и в каком словаре можно это уточнить" - пожалуйста, если человек до сих пор этого не знает, то пусть откроет для себя новое: [ссылка-1]

И странно, право слово, когда вроде бы профессионал приводит в качестве аргумента мнение первого попавшегося человека, совершенно не компетентного ни в предмете, ни методике...

10.02.2013 01:23:58, Musenka

1 0 -1 0

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: УМК «Перспектива» , урок письма

Штриховка, обведение непрерывных линий. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв.

Цели и задачи:

  • научить обводить предметные рисунки по контуру;
  • писать безотрывно линии по пунктирам; писать прямые линии по образцу и элементы печатных букв;
  • развивать фонематический слух, классифицировать слова по темам, группам;
  • готовиться к звуковому анализу слов; развивать устную речь; расширять словарный запас слов.

Тип урока: ОНЗ.

Оборудование:

  • рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» с. 32-33
  • презентация,

Литература:

  1. Методическое пособие с поурочными разработками «Обучение грамоте» 1 класс: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Просвещение 2012 год.
  2. Материал урока является авторским.

Ход урока

1. Организация класса (1-2 мин)

Прочитайте девиз нашего урока.

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Как вы понимаете эти слова?

Какие ещё правила поведения на уроке вы знаете? Слайд 1.

2. Актуализация знаний (3-4 мин)

Герои стоят в кругу (зайка, мишка, кот) в руках у них рюкзак.

Что за предмет держит зайка? (рюкзак)

Для чего он нужен?

Кто пользуется рюкзаком? (туристы)

Куда собрались наши друзья? (В поход) и мы вместе с ними отправимся в поход.

3. Тема урока

А) - Назовите, что нужно положить Зайке в рюкзак. (компас, кружку, фотоаппарат, карту)

Каким вещам не место в рюкзаке? Зачеркните их.

Можно ли одному отправляться в поход? Почему?

Кого позовет Зайка с собой? (Мишку и котика)

Что встретили туристы на своем пути? (горы)

А какие горы есть в нашей Челябинской области? Как они называются? (Уральские горы) Слайды 2,3

Что растет на горах Урала? (Лиственные и хвойные деревья)

Б) Штриховка гор, деревьев.

Поможем нашим друзьям. Штриховка деревьев.

Откуда пишем линии? (Сверху или Снизу?)

4. Развитие фонематического слуха

Кого увидят туристы в лесу? (Насекомых, зверей птиц)

Рисование жука (показ учителем, воздухе, в тетради)

5. Подготовка детей к звуковому анализу слов

Произнесите слово жук. Посчитайте звуки (пальчики)

На нижней строке схема (000)

Рассказ о правилах поведения в лесу. (клещи - осмотр друг друга)

6. Физминутка

(У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко,
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит…)

7. Загадка

Есть и брюшки, есть и шляпки –
Развесёлые ребятки!
А живут на ветках дуба!
Много тут не надо думать!
Очень любит их свинья.
И любуюсь ими я.
Цветом тёмно-жёлтые
Гладенькие...!

Ответ: Желудь.

На каком дереве растут? Кто питается? (в лесу живут дикие свиньи - кабаны)

Схема слова (000000)

8. Составление и письмо печатных быкв "ж "

Какой одинаковый звук в словах? (Ж)

Обозначается какой буквой? Назовите эту букву. Покажите её место в алфавите

Работа по инструкции.

Инструкция:

а) рассмотреть образец,

б) выделить элементы, из которых он состоит, воспроизвести образец на строке и сверить его с данным образцом, исправить ошибки,

в) написать элементы букв по образцу еще два-три раза и опять сверить их с данным образцом,

г) оценить свою работу.

9. Физминутка

10. Развитие речи

Наши герои устали и остановились на отдых. (привал)

Чем заняты зверята? Что они и говорят друг другу? Как общаются?

Почему у них платки? (похолодало)

Определи, какой платок кому принадлежит? Провели стрелки.

На чём они сидят?

Обводка границы кустов, кресел.

Правила обращения с костром (Залить водой, то есть потушить)

11. Предварительная звуковая ориентация в слове

  • загадки Слайд 4,5.
  • рисование (зонт, замок).

Выделить одинаковый звук. Найти в алфавите.

Какой предмет в походе лишний? Почему?

12. Письмо печатной буквы «з» по инструкции

13. Итог урока

Возвращение домой

О чем расскажут зверята родителям?

«Правила поведения в походе». Слайд 6

Описание

Урок письма в 1 классе. УМК «Перспектива» (35 мин) Тема: «На коньках».
Штриховка, обведение непрерывных линий. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв.
Цели и задачи :
· научить обводить предметные рисунки по контуру;
· писать безотрывно петлеобразные линии по пунктирам; писать прямые линии по образцу и элементы печатных букв;
· развивать фонематический слух, классифицировать слова по темам, группам;
· готовиться к звуковому анализу слов; развивать устную речь; расширять словарный запас слов.
Тип урока : ОНЗ.
Оборудование:
· рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» с. 32-33,
· презентация,
· толковый словарь Ожегова.
Литература:
· методическое пособие с поурочными разработками «Обучение грамоте» 1 класс: Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Просвещение 2012 год,
· интернет сайты http://yandex.ru , http://www.olimpicblog.ru , http://www.foxyface.ru/
материал урока является авторским.
Ход урока
1. Организация класса (1-2 мин)
- Прочитайте девиз нашего урока. Слайд 1.1

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие ещё правила поведения на уроке вы знаете?
2.Актуализация знаний (3-4 мин)
- Прослушайте загадку, доскажите отгадку, можете следить глазками.Слайд 2.

- (хором) КОНЬКИ
- Для чего нужны коньки? Слайд 3, 4, 5, 6. ( Ответы детей. Учитель дополняет.)

Коньки необходимы в разных видах спорта: в фигурном катании, в конькобежном спорте, в хоккее с шайбой и с мячом, а сборная России на Чемпионате мира по хоккею с шайбой в 2012 году стала победителем. Наша сборная завоевала золотые медали, она – Чемпион мира 2012 года! Коньки нужны, чтобы просто занять своё свободное время зимой. Взрослые и дети очень любят ходить на каток и заняться спортом прямо под открытым небом.
- Откройте рабочую тетрадь на с.32-33.
- Каким видом спорта занимаются зверюшки? Чему они учатся?
- Как вы догадались?
- А чему мы будем учиться на уроке? Какую цель мы перед собой поставим?(обводить петлеобразные линии по пунктиру, и фигуры по серому, учиться писать печатные буквы и т.д.) Слайд 7,7.
3. Постановка учебной задачи.(2 мин)
- Как мы будем добиваться этой цели?Слайд 8.

Как правильно сидеть при письме?
- Что значит вести уверенно линию?
- Что значить сравнить с образцом?
4. Открытие нового знания.(5-6 мин)
- с.32. Какие линии будем писать? (петлеобразные) . Попробуем в воздухе.
- Выполните самостоятельно по пунктиру.
- Рассмотрите строку ниже. Элементы какой печатной буквы даны? Из каких элементов состоит буква? Как писать? Пробуем кисточкой на доске. Проанализируйте работу друга. Запишите один раз по серому и три своих буквы.
- Что изменилось в следующей строке? Запишите три своих, сравните с образцом. Самую красивую и правильную букву обведите в кружок.
5. Первичное закрепление.(5-6 мин)
- В следующей строке даны картинки. Объясните, почему именно такие? (Игла – начинается со звука и , машИна пишется через и)
- в машине мы повезём только те игрушки, в которых встречается звук и.Слайд 9.

ФИЗМИНУТКА «Утята» Слайд 10. -Разгадайте ребус на слайде. Слайд 11.

Что такое контур? Обратимся к толковому словарю Ожегова (показываю, как находить нужное слово)
- Что значит обвести по контуру? Прочитаем задание на с.33 (хорошо читающий ученик)
- На какие группы можно разделить все картинки? (растения и животные)
- Начни с уточки и обведи ещё одного животного, который тебе нравится.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону..(4-5мин)
- Рассмотрите буквы в следующих строках. Из каких элементов состоят? Как писать элементы? Чем отличаются? Слайд 12

Напишите 1 раз большую букву К по серому и ещё столько, сколько учителей в классе (1).
- Напишите маленькую букву К по серому и ещё столько, сколько окон в классе.(3). Сравните с образцом. Самую красивую и правильную букву обведите в кружок.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(6-7 мин)
- Какие картинки даны ниже? С какого звука начинается слово КИТ? (мягкий звук) КАМЫШ? (твёрдый звук)
Слайд 13

Поиграем в игру «Я - Учитель». Один ученик выходит к доске и как учитель загадывает слова, которые начинаются со звуков К-твердый, К-мягкий. А учитель сегодня ученик, работает на скрытой доске цветными маркерами… А все вы записываете только букву К печатную в самой последнее строке. Приготовьте зелёный карандаш для записи буквы (мягкий звук), синий (твёрдый звук).
(ученик может говорить такие слова: КОТ, КОНЬКИ, КИСТОЧКА, КЕДЫ, КРАСКИ)
- Сравните с эталоном на доске К К К К К
- У кого все правильно? Кто допустил одну ошибку? Оцените себя по шкале уровней на полях тетради (высокий, средний, ниже среднего)
8. Рефлексия деятельности.(1-2 мин)
- Какую цель перед собой ставили? Удалось ли решить поставленные задачи? Слайд 14

Какие печатные буквы учились писать?
- Кто уже уверенно пишет буквы и петлеобразные линии? Кто допустил ошибки? Какие?
- Где можно применить эти умения?
Д/з дописать контуры на с.33 по желанию Слайд 15

Спасибо за урок!