Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Почему у зверей детеныши появляются весной. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: Дикие животные весной

«Кто самый ушастый» - Однажды учёные проводили испытания и залепили летучей мыши глаза. Тело длинноухого тушканчика достигает длины до 9 сантиметров, а уши – 5 сантиметров. Хотя кролик совсем небольшой. Для большинства насекомых мир беззвучен. У животных и насекомых тоже есть уши. Слух ночных бабочек настроен на звуки, испускаемые летучими мышами во время охоты.

«Движение животных» - Ответьте на вопросы. Движение – главное свойство живых организмов. Движение с помощью мышц. Полет птиц – движение в воздухе. Движение медузы- реактивное. Самое медлительное животное? Движение моллюска. Понятие движения. Движение простейших. Эвглена зеленая. Способы передвижения животных. Кенгуру- рекордсмен по прыжкам в длину.

«Змеи Ленинградской области» - До 65 см. ЗМЕИ Ленинградской области. Мировой аквариум, Сант-Луис, Миссури, США Прожила 8 лет Длина 1,2 м. Медянка. Умерла двухголовая медянка-долгожительница 21.06.2007. Гадюка. Змея семейства ужовых. Неядовита.

«Поведение животных весной» - Как мы должны вести себя в лесу весной? Почему так резко меняется окраска у животных? Выработать рекомендации поведения человека в лесу весной. Март. След лося. Жизнь животных весной. (на примере видового состава Невьянского района) часть 1. Май. След белки обыкновенной. След зайца беляка. Апрель. Результат экскурсии:

«Названия животных» - Осьминог. Почему так названы животные? КЛЁСТ - «клестить», сжимать, сдавливать, стискивать. Ворона. Заяц - прыгун. Пеликан. Белуга. Синичка. Ласточка камышовка. Конь -. Муравьед. Медведь, мёд -ед. ВОЛК волоку, волочить, тащить. Трясогузка. Кукушка (кукачка, кукавица, куко). Сорока. Сова, сыч – сыкать, шипеть.

«Животные весной» - Выполнила учитель начальных классов МОУ «Сайгинская СОШ» Фахрутдинова Г.А. Майские жуки, божьи коровки. Установить зависимость жизни животных от весенних изменений в природе. Рыжая, Да не лисица? Расставить по порядку таблички: какие насекомые просыпаются раньше? Муравьи. Думал кошка, Крикнул: Брысь!

Всего в теме 25 презентаций

Тема: Дикие животные весной.

Цель :

    показать изменения в жизни животных с приходом весны,

    проследить связи живой и неживой природы,

    развивать наблюдательность, любознательность, память

    развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения,

    воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.

Ход урока

1. Психологический настрой.

Позитивный ролик «Весёлая зарядка».

2. Опрос д/з по вопросам (Насекомые весной) – на карточках задания для группы.

3 . Актуализация темы.(Кумулятивная беседа).

О каком времени года это стихотворение? Почему?

Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.

Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?

Что вы знаете об этом?

Хотите узнать еще больше?

Давайте посвятим этому наш урок.

Сформулируйте тему нашего урока.

Какую цель поставим перед собой на данный урок?

4.Словарь.

Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?

(линька)

Что такое линька? (предположительные ответы детей)

Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.

Какие это животные? (заяц, белка, песец)

Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)

5. Животные, которые впадают в спячку.

Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.

(разыгрывается детьми сценка)

Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Медведь:

Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.

Девочка:

Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.

Медведь:

Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!

Девочка: Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает! Не до сна!

Девочка: вылез он и видит:

Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!

Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )

Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)

Учитель : Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

6. Растительный и животный мир весной.

Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

Разные животные питаются по-разному.

Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?

(это растительноядные - слово на доске)

Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?

(это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.

Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?

(это всеядные - слово на доске)

7. Работа по группам.

Деление на группы(астра, пион, роза).

Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.

Задание 1.

1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.

(проверка работы) Взаимооценивание.

Задание 2.

Работа в учебнике. (с. 100-101)

1 группа – рассказ о зайцах.

2 группа – о лисах.

3 группа – о медведях.

Взаимооценивание. Выставление оценок в оценочный лист.

Физминутка.

8 . Рождение нового потомства.

Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)

Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)

Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.

(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)

Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.: А родился ты тоже с иголками?

Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Б.: Как это? Почему?

З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е.: И тебе не хотелось есть?

З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

Б.: А как же на следующие дни?

З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?

Каким рождается ежонок?

Почему бельчонку не холодно в дупле?

Почему зайчонок не знает своей мамы?

Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.

9. Сообщения подг.(сильных) учеников.

Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).

Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)

Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)

Послушайте, как воспитывает свое потомство медведь.

(рассказ ученика в сопровождении фотографии медведя либо картины)

Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 – 2 года.

Все звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их еще называют млекопитающие.

Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться)

Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

Учитель : В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

10. Задание 3. Работа на флипчарте.

Составление кластера(ассоциаций).

Защита.

Взаимооценивание.

6. Лес весной.

Учитель: Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье – все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек «свою» - громкий крик, включенный на всю мощь магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему? Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум – они замедляют свой рост.

Так как же нам нужно вести себя весной в лесу? (слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь)

Послушайте историю об одном ежике.

(чтение стихотворения ученицей)

А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал еще вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал,
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.

Почему убежал ежик?

Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа – лес родной дом. Еж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе, в уголках природы ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками.)

Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Он показался вам бедным, покинутым и взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать, и вы решили его выпустить на волю.

Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов.)

Какие вы допустили ошибки, взяв его, домой? (нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк)

Вывод: Природа наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни всегда:
Их не так уж много!

11 Работа в дневнике наблюдений.

Работа в парах.

Вззаимооценивание(! + -)

12. Рефлексия.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Справились ли с оставленной целью?

Что нового вы узнали о жизни животных весной?

Задайте друг другу вопросы по этой теме.

Почему у животных весной происходит линька?

Почему детеныши рождаются весной?

Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? И т.д.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Животный мир леса весной. (в2-х частях) 2 часть. «В ожидании весны » Для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель ГБДОУ Детский сад №32 пос. Металлострой Колпинского р-на г. Санкт – Петербурга Морозова Татьяна Валентиновна.

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, забота о потомстве; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать интерес к жизни животных. Задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, диких животных, закрепить названия диких животных, и их детёнышей. знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны Расширять словарный запас детей.

Весело аукнула из лесу весна. Ей медведь откликнулся, Проурчав от сна. Подскакали зайки к ней, Подлетел к ней грач, Покатился ежик вслед, Как колючий мяч. Всполошилась белочка, Глянув из дупла, – Дождалась, пушистая, Света и тепла!.. Улыбнулся радостно Весь прозрачный лес. И мороз за елками, Заворчав, исчез. (Л. Аграчева)

Весной звери линяют. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться. Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь».

– Расскажи мне, белочка, почему Шубка стала серою, не пойму? – Поменяла шубку я для того, Чтобы легче прятаться.– От кого? – От лесного ястреба и хорька Спрячет шубка зимняя. И пока Поношу я серую до весны И сменю на рыжую, в цвет сосны, Не найти им рыжую на коре! Вновь надену прежнюю в октябре

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно. Много времени мама - белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки - мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда. Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Неужели в самом деле Птицы с юга прилетели, Воробьи дерутся в луже, Зайцу белый мех не нужен: Заяц по лесу гуляет, В серой шубке щеголяет! Снова солнце светит ярко, Скоро станет очень жарко!

Мама - зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три - четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама - зайчиха. У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня. Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху - лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает. Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами. Весной появляются у зверей детеныши. Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

Норка лисоньки в земле, Спит хитрющая в тепле. Рядом с ней лисята, Два забавных брата. Только солнышко взойдет, На охоту их ведет Рыжая плутовка. В ловле есть сноровка. Н. Шконда

Лисы весной. Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята - темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы - лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу. К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама - лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают - прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу. Лисы весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами? Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают. Папа – лис, лисица – мама, Дом – нора у них, не яма. Там темно и тесновато, Но зато всегда лисята В безопасности резвятся, Деткам некого боятся. Если страшно детворе, Быстро спрячутся в норе.

Волки весной. Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.


Пушные звери линяют, сбрасывая теплую шерсть, меняя ее на более легкий, летний волосяной покров (в конце мая у большинства зверей линька заканчивается).У многих зверей именно весной появляется потомство. У зайцев детеныши (от 8-12) рождаются в марте, когда морозы еще достаточно крепкие, почему их еще называют настовиками (в это время днем снег подтаивает, а ночью замерзает, образуя плотный наст). Рождаются они развитыми, с открытыми глазами. Зайчиха сытно кормит их, а затем покидает. Дальше кормить их может любая зайчиха, которая пробегает мимо. Достаточно 3-4 кормлений, так как через неделю у них отрастают зубы и они начинают питаться самостоятельно.У белки рождается 5-6 слепых и беспомощных детенышей, только через полтора месяца они начинают быстро бегать. За сезон у белок и зайцев может быть до трех выводков, особенно когда достаточно пищи.В апреле появляется потомство у волчицы. Обычно свое логово волки устраивают в глухом месте. Подрастающих волчат волк подкармливает полупереваренной пищей, добывая ее вдали от своего логова, а когда у волчат отрастают зубы, они учатся убивать принесенную им добычу, а затем охотиться вместе с родителями.Лисица устраивает нору в уединенном месте или пользуется готовой норой (например, норой барсука). Детенышей у нее бывает больше десятка, поэтому родителям приходится много трудиться, чтобы прокормить их. Мать кормит их молоком недолго, а затем начинает приносить птичек и мышей, постепенно приучая ловить живую добычу. Обнаружить лисью нору легко, потому что местность вокруг нее сильно загажена и захламлена костями. Через 9-10 месяцев лисята становятся самостоятельными. В воспитании молодняка принимают участие оба родителя.Раньше всех, уже в феврале, появляются детеныши в берлоге у медведицы (как правило, не больше 2-3). Рождаются они слепыми, маленькими (ростом с трехдневного щенка) и через несколько дней прозревают. До апреля медведица их кормит, сильно худея при этом. Затем выводит медвежат из берлоги. В этот период медведи едят все: от насекомых до случайной падали. Встреча с медведицей в это время очень опасна, так как она оберегает медвежат от всего, что ей кажется подозрительным.В мае рождаются беспомощные, голенькие, слепые детеныши (3-5) у ежихи. Растут они очень быстро и через месяц начинают вести самостоятельную жизнь. Ежи - очень полезные животные, они уничтожают большое количество насекомых, слизней, мышей и без страха набрасываются на гадюк.Появляются детеныши у норки, куницы, и других животных. Родятся детеныши весной и у копытных: косуль и лосих.Лето характеризуется развитием и увеличением потомства у всех животных. Это наиболее благоприятная пора для жизни: много света и тепла, много пищи. В жаркие дни мошки, слепни, комары мучат не только домашний скот, но и диких зверей, которые скрываются от них в воде или на открытой местности. Над цветущими лугами летает множество насекомых, среди которых громким жужжанием выделяется шмель - лучший опылитель клевера. В июне гомон голосистых пичуг перебивается дружным писком птенцов. Начинают линять «охотничьи» птицы: тетерева (косачи), глухари, утки.В мелководье по норам прячутся раки, они сбросили тесный панцирь и теперь поневоле затаиваются, пока не образуется новый.В начале июля появляются детеныши у летучих мышей и ящериц. На лугах и в лесу много различных жуков, не смолкает стрекот кузнечиков и сверчков, порхают разноцветные бабочки и стрекозы. Рыба в это время становится вялой и плохо клюет.В августе птицы начинают собираться в стаи, кочуют. У многих зверей подрастает молодняк, начинающий самостоятельную жизнь. У рыб в водоемах время нагула и подрастания молоди.

Цель :
  • показать изменения в жизни животных с приходом весны,
  • проследить связи живой и неживой природы,
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.
Ход урока
1. Погружение в тему.
- О каком времени года это стихотворение? Почему?
Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.
- Назовите признаки наступления весны в неживой природе.
(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)
- Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)
- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?
- Что вы знаете об этом?
- Хотите узнать еще больше?
- Давайте посвятим этому наш урок.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какую цель поставим перед собой на данный урок?
2.Словарь.
- Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?
(линька)
- Что такое линька? (предположительные ответы детей)
Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
- Какие это животные? (заяц, белка, песец)
- Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)
3. Животные, которые впадают в спячку.
– Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.
(разыгрывается детьми сценка)
Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Медведь:
Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.
Девочка:
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.
Медведь:
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Девочка: Заспешил медведь наружу
Медведь: Заливает! Не до сна!
Девочка: вылез он и видит:
Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!
- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
- Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )
- Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)
Учитель : Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.
4. Растительный и животный мир весной.
- Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)
- Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)
Разные животные питаются по-разному.
- Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?
(это растительноядные - слово на доске)
- Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?
(это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.
-Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?
(это всеядные - слово на доске)
Работа по группам.
Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.
Задания.
1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.
(проверка работы)
2) Составить различные пищевые цепочки. (невозможно)
- Почему невозможно составить пищевые цепочки? (нет звена – растения)
- Добавьте необходимое звено и составьте цепочки питания.
(проверка работы)
5. Рождение нового потомства.
- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)
- Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)
Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.
- У какой группы животных детеныши появляются раньше?
(у растительноядных)
- Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)
Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.
- Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, с которыми вы работали в группе (мышь).
Учитель: Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.
Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.
- Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.
(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)
Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!
Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
Б.: А родился ты тоже с иголками?
Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!
Б.: Как это? Почему?
З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
Е.: И тебе не хотелось есть?
З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
Б.: А как же на следующие дни?
З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.
- Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?
- Каким рождается ежонок?
-Почему бельчонку не холодно в дупле?
- Почему зайчонок не знает своей мамы?
Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.
А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.
Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).
Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)
- Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)
- Послушайте, как воспитывает свое потомство...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!