Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Графические задания по теме грибы. Тема «Грибы»: речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : гриб, ножка, шляпка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, опёнок, маслёнок, опята, мухомор, поганка, дерево, пень, лес, грибник, корзина, нож, сыроежка, грибница;
прилагательных : съедобный, ядовитый, червивый, белый, оранжевый, коричневый, рыжий, полезный, красивый, толстый, тонкий, высокий, низкий; глаголов : искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить; наречий : быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов : на, под, из-под, из-за, возле, между.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Упражнение «На¬зови ласково» (детям от 4 лет)
Гриб – грибок
Боровик – боровичок
Сыроежка – сыроежечка
Подосиновик – подосиновичек

Образование множественного числа существительных в Им.п.и Род.
Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Боровик - боровики - много боровиков
Сыроежка – сыроежки - много сыроежек.
Опенок – опята - много опят. И т. д.

Образование прилагательных от существительных (гриб - грибной).
Игра «Скажи по-другому».
Суп из грибов - грибной суп.
Место, где растет много грибов- грибное место.
Пора, когда вырастает много грибов,- грибная пора.
Начинка из грибов - грибная начинка.
Пирог с грибами - грибной пирог.
Образование сложных слов
под березой - подберезовик
под осиной – подосиновик

Знакомство с многозначностью слов
лисичка-гриб, ласковое название животного

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. Для детей 6-7 лет усложняем задание прилагательным (один белый гриб…., два крепких опёнка…)
1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 лисичка, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 опенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д.

Упражнение «Где спрятался грибок» (отработка предлогов)
Лисички под листочком, боровик за пеньком, опята около бревна…… и т.д.

Упражнение "Скажи наоборот, заканчивая предложение" на подбор антонимов.
Старый гриб большой, а молодой - ...
У боровика ножка толстая, а у подосиновика - ...
Опята съедобные грибы, а мухоморы - ...

ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Самомассаж подушечек пальцев

(на каждую строчку – разминание подушечки одного пальца):
Вылезли на кочке мизинец
мелкие грибочки: безымянный
грузди и горькушки, средний правая рука
рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, . указательный
Скользкие маслята, средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке мизинец

Пальчиковая гимнастика

Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: Показывают удивление,
«Сколько здесь грибов вокруг!» разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок, Поочередно сгибают
Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках,
Боровик, лисичка, груздь - начиная с мизинца правой руки.
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Большой палец левой руки
Пусть останется в лесу! отставляют, грозят ему.

Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Этот гриб - любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился. (Подосиновик)

Эти славные сестрички не едят цыплят.
Эти дружные сестрички рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)

Стоит мужичок -
Коричневый колпачок. (Подберезовик)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я... (Подосиновик)

Пока дети - каждый в берете,
Повзрослели - шляпы надели. (Грибы)

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб)

Выучить стихотворение (любое)

Боровик.
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев

Народная песенка
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку - березовики,
По сосновым пням - опеночки,
А под елкой - белый гриб-боровик.

В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится - спать пора.
Н.Саконская

Маслёнки
Несмышленыши-маслёнки
Запелёнуты в пелёнки,
А маслёнки-старички
Носят все воротнички.

Белый гриб (Боровик)
Поддаваться не привык:
Целый день в лесу бродили
Все его не находили.
Наконец, нас пожалел он
И шагнул навстречу смело.
Ай да гриб, богатырь!
Вот ведь как раздался вширь,
С белоснежной крепкой ножкой
Еле-еле влез в лукошко!

Желтые Лисички
Елку стерегут,
Желтые Лисички
Нас к себе зовут.
Соберем их быстро
Мы без суеты,
Только вот скажите:
Где у вас хвосты?
Каждая лисичка
Быть должна с хвостом,
А иначе имя
Это ни при чем!

* * *
С красной шляпкой в белых точках
Здесь красуются грибочки.
Словно все сошли с картинки -
Так и просятся в корзинку,
Тут набрать их можно гору.
Да ведь это Мухоморы !
Очень гриб собой хорош,
Только нас не проведешь,
Потому что он, по слухам,
Вреден всем, не только мухам!

Лексическая тема «Ягоды. Грибы»

в старшей группе.

Ребенок должен знать: названия садовых и лесных ягод, где растут ягоды, как растут ягоды (На деревьях, больших или маленьких кустах). За садовыми ягодами ухаживают люди, а лесные - растут сами. Ребенок должен знать названия грибов, различать ядовитые и съедобные грибы.

Стихотворения

В лес по ягоды.

Корзина малины

В руках у Аленушки.

А у Танюшки в корзине – на донышке.

Вздохнула Танюша

И маме сказала:

«Малину я в рот

По ошибке бросала»

Т.Дмитриев.

«Земляника»

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад наклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

Ю.Кушак.

Пальчиковая гимнастика.

Цель : развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Игра “Большой- маленький

Цель: развитие мышления, обогащение словарного запаса.
Гриб- грибок, грибочек

ягода- ягодка


Дерево- деревце

куст- кустик

малина - малинка
земляника – земляничка

черника – черничка

клюква-клюковка

Игра “Один- много”

Цель: развитие мышления, расширение словарного запаса.
Гриб- грибы

ягода- ягоды


Дерево- деревья

куст- кусты

Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

Игра “Подскажи словечко ”.

Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).

Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.

Цель: учить детей связной монологической речи; развивать внимание, память.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.

Упражнение «Скажи какая ягода»

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

Упражнение «Эхо»

Цель : развивать умение говорить с разной громкостью.

Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти.

Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?

Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

Цель: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И.Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки.)

Скороговорка

Цель: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Игра «Кто заблудился?»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной

Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Цель: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование

прилагательных с существ ительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за

правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).

Осень - время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и

ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.

-Бабушка, - спрашивала Катя. - Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье

какое? (...)

-А вдруг чернику найдём, - продолжала размышлять Катя.

- Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

-Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

-Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

- А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цель: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и

«садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём

(начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква,

черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка

объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она - садовая ягода, а все остальные - лесные.

Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.

Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цель: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и

начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» - предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цель: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает

детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Загадки

Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл.

Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

(Подосиновик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб... (мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

-Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.

Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрализемляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

-Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

-Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

-Что ж ты, Саня, - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала.

-Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и

подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

- Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец,

Варя у нас работница. За ней не угонишься.

По Э. Шиму

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?



Картотека домашних заданий по лексическим темам «Осень», «Грибы»

Бедердинова Марина Валериевна

учитель - логопед МБДОУ

«ДСКВ» № 56

г. Череповец

Карточка домашнего задания

«Осень» № 1

Осень
Падают, падают листья - в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают - гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.

Осень
Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.
Листья желтые летят прямо на руки ребят.

Подарки осени
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине,
Зонтик желтый — тополям, фрукты осень дарит нам.

Вопрос. Кому что дарит осень?

Карточка домашнего задания «Осень» № 2

Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» (слова, обозначающие предметы) по теме «ОСЕНЬ»

Приходит (что?) ……

Дует (что?) ……

Плывут (что?) ……

Моросит (что?) ……

Улетают (кто?) ……

Опадают (что?) ……

Желтеет (что?) ……

Мокнет (что?) ……

Вянут (что?) ……

Карточка домашнего задания «Осень» № 3

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» по теме «ОСЕНЬ»

Солнце (какое?) — …….

Облака …..

Земля …..

Трава …..

Ветер …..

Листья ….

Карточка домашнего задания «Осень» № 4

Составление связного рассказа по теме «ОСЕНЬ» по первым словам в предложении:

«Прошло лето, и наступила …. Дни стали ….. Подул ….. Стало …. Люди одеваются … На деревьях … На землю …. Моросит …. Увядает … На юг … Люди собирают … Скоро наступит ….»

Рассказ пересказать.

Карточка домашнего задания «Осень» № 5

Игра «Составь предложение»

Работа над деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют, на листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

Карточка домашнего задания «Осень» № 6

Игра «Назови правильное слово»

Образец: Ветер дует, а ветры дуют.

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди ….

Цветок увядает, а цветы ….

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи ….

Карточка домашнего задания «Осень» № 7

Игра «Ответь на вопросы».

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

(что делает?) – дует

ветер (что сделает?) – подует

(что делал?) — дул

(что будет делать?) – будет дуть.

Игра повторяется со словами: дождь, трава, листья и д.р.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 1

Игра «Один – много»

Образец: гриб –грибы – много грибов

Слова: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, масленок, поганка, мухомор.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 2

Игра «Веселый счет»

Образец: одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки, четыре сыроежки, пять сыроежек.

Посчитай до 5 со словами: поганка, подосиновик, масленок, опенок.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 3

«Вопросы на засыпку!»

Цель: развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше — опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

Карточка домашнего задания «Грибы» № 4

Составить описательный рассказ про гриб (любой) по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).

Съедобный или несъедобный гриб?

Что из него можно приготовить?

Карточка домашнего задания «Грибы» № 5

Проговори фразы по образцу:

Я собираю, мы собираем, ты собираешь, вы собираете, он собирает, они собирают.

Со словами: собирать, сорвать, сушить.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 6

Игра «Скажи наоборот»

Много грибов – мало грибов

Маленькая корзинка –

Чистый гриб –

Съедобный гриб –

У опят длинные ножки, а у волнушек ….

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки…

Тема: «Лес. Грибы и ягоды»

1. Выучить названия грибов - подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка, боровик, опенок, масленок, мухомор, моховик. Какой из перечисленных грибов лишний? Объясни почему.

2. Выучить названия ягод - черника, брусника, земляника, малина, ежевика, морошка, клюква. Рассказать, где растут эти ягоды. Разделить слова на слоги.

4. «Один - много» - назвать во множественном числе.

Боровик - боровики, Подосиновик -….., Подберезовик -…..,
Сыроежка -….., Лисичка -….., Мухомор -

5. Назвать существительные в родительном падеже (много чего?)

гриб - много грибов, лисичка - ….., боровик - …., шляпка - ….., сыроежка - ……, черника - ….., брусника -
малина -

6. «Назови ласково»:

Боровик - боровичок, Моховик - …., Корзина - …, Лес..,
Поляна - …

7. Прослушай текст. Ответь на вопросы полными предложениями. Подготовь пересказ текста.

Кислая клюква растет на болоте. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет - ее видишь: рядом с листиком ягоды. Их так много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника - красная ягода кисточкой, кислая. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.

Как растет клюква?
. Какие еще ягоды растут в лесу?
. Как они растут?
. Какая ягода невидима сверху?

8. Что приготовили?

Варенье из черники - черничное варенье, компот из брусники - …..,
Чай из земляники - …….., суп из грибов - …, икра из грибов - ……..

9. Объясни слова: ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК.



Тема: «Лес. Грибы и ягоды»

1. Отгадай загадки:
Вот стоит кто - то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке - горошки. (Гриб Мухомор)

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
Сразу станет кисло. (Ягода клюква)

* Вспомни и назови грибы и ягоды, которые ты знаешь. (Подосиновик, лисички, опята, подберезовик, сыроежки, мухомор, черника, брусника, морошка, земляника, малина, клюква) Скажи, где растут грибы? Какой гриб есть нельзя? Почему?

2. Объясни, почему гриб называется подберезовик?, подосиновик?(Потому, что он растет под березой, под осиной)

3. Отхлопай слова, определи в них количество слогов. (Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги. Сколько раз хлопнул - столько в слове слогов.) КЛЮК - ВА, ГРИБ, Я - ГО - ДА, МА - ЛИ - НА.

4. «Один - много»

Гриб - грибы
. Подосиновик -
. Мухомор -
. Ягода -
. Лисичка -

5. Посчитай грибы до 5, правильно согласовывая слова: ГРИБ, ПОДОСИНОВИК, ЛИСИЧКА, СЫРОЕЖКА. (Например: 1 лисичка, 2 лисички, 3 лисички, 4 лисички, 5 лисичек)

Домашнее задание на тему "Грибы" для старшей группы представляет собой подборку речевых упражнений на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и загадки для прочтения взрослыми детям, а непосредственно для детей - графические упражнения и упражнения на внимание, что также способствует речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРИБЫ

Повторите с Вашим ребенком:

  • Где растут грибы? (Грибы растут в лесу).
  • На какие две большие группы делятся все грибы? (Грибы бывают съедобные и несъедобные).
  • Какие ты знаешь съедобные грибы? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, сыроежка, масленок, опенок, лисички и др.)
  • Какие ты знаешь части гриба? У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)
  • Как называются корни у грибов? (Грибница)
  • Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)

« СКАЖИ СО СЛОВОМ МНОГО»

одна сыроежка, много … (сыроежек).

один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят, одна поганка, много поганок, один мухомор – много мухоморов.

КАК НАЗЫВАЮТСЯ ГРИБЫ?

Как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)? Под осиной? (Подосиновик). Грибы рыжего цвета… (лисички) На пеньках растут… (опята). Грибы с масляными шляпками… (маслята). Грибы, которыми морят мух… (мухоморы). Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Подберезовик – подберезовичек, подосиновик – подосиновичек, масленок – масленочек, опенок – опеночек, мухомор – мухоморчик, поганка – поганочка, сыроежка – сыроежечка, белый гриб – беленький грибочек.

РАССКАЖИ О ГРИБАХ

Рассказ-описание гриба по плану (белый гриб, мухомор, лисички, опята, сыроежка).

  1. Как называется этот гриб?
  2. Где он растет?
  3. Какого цвета?
  4. Съедобный или несъедобный?
  5. Что можно из него приготовить?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Цель: употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Цель: сопоставление глаголов множественного числа 1-го и 2-го лица настоящего времени.

Эти ребята очень дружные - они всё всегда делают вместе. Мы сейчас о них расскажем. Я буду начинать фразы, а ты помогай мне их закончить.

РАЗ ГРИБОК, ДВА ГРИБОК

Цель: употребление глаголов «класть» и «положить».

Методические указания. Сначала взрослый проводит игру по картинке. Затем взрослый листом бумаги закрывает картинки и дает задание ребёнку нарисовать грибы, которые Егорка клал в корзину. Наконец, взрослый открывает картинки и говорит.

Вот Егор - он в лес пошёл

И грибы в лесу нашёл.

Посмотри и запомни, как Егорка грибы собирал:

Вот как много - посмотри.

А теперь вспомни, в каком порядке Егорка клал грибы в свою корзинку. Нарисуй их.

Проверь, правильно ли ты нарисовал. Для этого еще раз вместе с Егором расскажи, как он грибы собирал:

Я кладу в корзину гриб - это раз.

Я кладу...

Ответь на вопросы: Сколько грибов нашёл Егор? (Три.) Что Егорка делал с грибами? (Клал в корзинку.)

Читаем и заучиваем стихи

В лесу

Н. Гладков

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.

В тесноте

Е. Серова

На пенечке сто опят.
- Очень тесно тут! – вопят. –
Позовите грибника
Собирать опят с пенька.

Грибы

В. Шульжик

По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.

Ю. Копотов

Волнуются волнушки:
- Как быть нам без кадушки?
Все грибы в кадушках!
Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты!
Очень вкусные грибы!

Боровик

А. Прокофьев

По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

Дождевик

В. Шульжик

Этот гриб называется так:
Дождевик, или дедов табак.
Только тронешь его за бочок,
И начнёт он курить табачок.

Кто сеял лисички?

Е. Алексеев

Клим спросил у Алексея:
- Кто в лесу лисички сеял?
Звери дикие иль птицы?
- Ну, понятно кто – лисицы.

Мухомор

И. Мельничук

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.

Опенок

А. Прокофьев

Влез опенок на пенек,
Простоял один денек,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка – что соломинка!

Сыроежка

В. Шульжик

Над поляной дождь промчался,
К сыроежке
В плен попался...
И летят букашки в спешке
За водою к сыроежке.

Сел мышонок на масленок…

А. Лаптев

Сел мышонок на масленок,
А масленок - липкий гриб,
Вот мышонок и прилип.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Мама, мама, выручай!

Подберезовик

Е. Серова

Подберезовик,
Подберезовик,
Ловко спрятался
Под березою.
Да не прячься ты
Так старательно –
Я найду тебя
Обязательно.

В. Кожевников

Под раскидистой сосной
Отыскала белка
Непонятный гриб лесной.
Гриб, не гриб – тарелка!
- Больно странен он на вид, -
Говорят ей звери. -
- Может быть он ядовит?
Надо бы проверить.
Но смеется им в ответ
Белочка лесная.
- В нем ни капли яда нет,
Этот гриб я знаю.
А вода в нем, ну и пусть,
Даже пить удобно.
Этот гриб зовется груздь.
Он вполне съедобный!

Сморчок

А. Прокофьев

Сморчок, сморчок,
От рожденья старичок.
Вырос на опушке.
Шапка на макушке.
Дунул ветер … и сморчок
Повалился на бочок,
Весь в морщинах –
Старичина!

Рыжик

В. Мусатов

Под сосной
В хвоинках рыжих
Не ищи весною рыжик.
Рыжий рыжик
Рыж не зря:
Рыжик –
Вестник сентября.

А. Лаптев

Стаpый гpиб Боровик
Поднимает воротник.
Возле кочек ежится,
Ежится, тревожится.
Поворчать ему охота.
Он собрал своих детей
И бормочет: - По субботам
Прячьтесь, дети, от людей.
Кто накроется листвой -
Тот останется живой.
А того, кто рот разинет -
Люди мигом прикорзинят!

По грибы

В. Шульжик

Шел грибник издалека
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?

И. Демьянов

На горе растут дубы,
Под горой растут грибы:
Белый – стар, брать не стал,
Моховик и мал и вял.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок!

Отгадываем загадки

Шапочка да ножка –
Вот и весь Ерошка.
(Гриб)

Кто шляпу на ногу одевает?
(Гриб)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лемму,
Как веснушки на носу.
(Опята)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
В пищу непригодный.
(Мухомор)

Растут на опушке
Розовые подружки,
Их зовут ….
(Волнушки)

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый…

(Боровик)

Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро.

(Груздь)

Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?

(Подосиновик)

Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Эти желтые сестрички
Называются…

(Лисички)

У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмешь на бочок -
Глядь, уже синячок.

(Моховик)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.

(Мухомор)

Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная…

(Поганка)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ….
(Подосиновик)

Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

(Подберезовик)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это …

(Сыроежки)

Математические раскраски