Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сценарий "экологическая тропа" для летнего лагеря. Экологическая сказка "Однажды в летнем лагере"

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.

Общение с природой - неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе великие люди: «Леса - это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, не только источник сырья. Леса - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают пол-новодность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский).

«Пусто никогда не бывает в лесу, если кажется пусто - сам виноват» (М.М. Пришвин).

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки -

И спасибо шутке!

Оценивается активность и внимательность.

X. «Лесная карусель»

Конкурс рисунков на асфальте.

XI. «Правила поведения на природе»

Название говорит само за себя: ребята должны рассказать об основных правилах поведения в природе.

Как оформить место привала во время похода? - Как оформить костровище, чтобы не повредить дерн? - Как обезопасить себя от солнечного удара, от укуса змеи? - По каким народным явлениям можно определить, где север, где юг и т. д.?

Сценарий праздника для летнего лагеря

Сценарий «Берендеево царство - лесное государство»

Оформление сцены : передвижной лес, вместо кулис деревья, где-то за деревом - трон царя Берендея. Занавес закрыт, на занавесе птички, цветы. Плакат «Войди в лес другом».

Перед началом праздника звучат песни о лесе, птицах и животных.

Дикторский текст в записи на фоне нежной музыки.

Жил в некотором царстве как-то встарь

Могучий Берендей, великий государь.

Он правил мудро, и его страна

Была богатством сказочным полна,

И не было во всей земле вовек

Прекрасней тех лесов, полей и рек.

В ладу с природой жил его народ,

Не ведая ни горя, ни забот.

Познав язык зверей, птиц и цветов,

Земля дарила множество плодов.

Перед занавесом со скрипками появляются два кузнечика.

Кузнечик 1.

По величайшему повелению,

Кузнечик 2.

По настоятельному приглашению,

Вместе . Собирайся, лесной народ!

Кузнечик 1.

Все чистые и нечистые,

Кузнечик 2.

Все добрые и недобрые,

Вместе . На лесной сход.

Громче звучит скрипка.

Спешите! Спешите! Спешите!

Звучит музыка, на сход собираются звери и птицы, идут все к сцепе. Открывается занавес, появляется Берендей со своей свитой.

Берендей. Добры молодцы и красны девицы! Добро пожаловать в мои хоромы зеленые. Все леса земли отдала мне во владение матушка Природа. Строго-настрого наказала она беречь каждый кустик, каждое деревце, каждую птаху пернатую, каждого зверя мохнатого. Лес - величайшее сокровище, только вот люди, к сожалению, не всегда к нему бережно относятся. Трудно мне стало с ними. Ох, трудно! Решил я собрать лесной сход, чтобы еще раз напомнить, какой удивительный мир нас окружает.

Лес не только для забавы -

Он богатство всей страны,

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу взращены.

Не обижайте в лесу ни птахи, ни сверчка,

Любите цветы леса. (Уходит.)

Появляются зайчики с песней «Лесные тропинки» (сл. Ю. Полухина, муз. С. Туликова).

Зайчики.

Здесь березы и дубы, здесь орехи и грибы,

А малины вовсе не собрать.

И вода из родника так прозрачна и сладка,

Кто не пил, не сумеет понять.

Ты волшебник, летний лес, полон сказок и чудес,

И прохлада твоя хороша,

Если можешь, удружи, нам оленя покажи

И позволь нам погладить ежа.

Тучки редкие летят, тихо ветки шелестят,

А на ветках сидят снегири.

Сходит солнышко с небес,

Нам на память, милый лес,

Ты кленовый листок подари.

Левой ножкой - топ, топ, топ.

А в ладошки - хлоп, хлоп, хлоп.

Вправо-влево - хлоп, хлоп, хлоп.

Раз - вприпрыжку, два - вприсядку.

Вот отличная зарядка.

Правой ножкой - топ, топ, топ.

Левой ножкой - топ, топ, топ.

Убегают. Музыка. Появляется Старичок-лесовичок (на фоне марша), проходит между деревьями. Перевязывает цветы, кустики.

Старичок-лесовичок.

Здравствуй, лес! Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи

Ты же видишь, мы свои.

Старичок-лесовичок.

Я - Старичок-лесовичок,

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в снег, и в зной

Сторожу я мир лесной.

У березы под пеньком

У меня построен дом.

Рано утром я встаю,

Крепкий чай с вареньем пью.

Руки умываю,

Сумку открываю,

Складываю краски,

Бинт для перевязки.

Я с собой беру и кисти,

Чтобы красить листья.

Посошок с собой беру

На работу в лес иду.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению

Паучок - терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

Издалека звучит песня Колобка.

Старичок-лесовичок . Ой, смотрите, кто к нам катится.

Громче звучит песня Колобка.

Старичок-лесовичок.

Бежит с бугра на бугорок,

(Смотрит в бинокль.)

С веселой песней катится

По той дороге Колобок,

А может, мне кажется?

Да нет, сейчас он здесь окажется.

Колобок (поет).

В чистом поле затеряюсь и назад не ворочусь,

Я качусь и кувыркаюсь - кувыркаюсь и качусь,

Старичок-лесовичок . Колобок! Колобок! Тебя ведь лиса съела?

Колобок. Сказки для детей. Где вы видели, чтобы лиса мучными изделиями питалась? Так что я от нее ушел.

Старичок-лесовичок. Куда же ты теперь катишься?

Колобок . Куда глаза глядят, любуюсь природой.

Это - правая рука,

Это - левая рука.

Справа - шумная дубрава,

Слева - быстрая река.

А ты кто такой будешь?

Старичок-лесовичок . Я - Старичок-лесовичок.

Колобок. О, а я думал, что старички-лесовички существуют только в сказках да на картинках.

Старичок-лесовичок. Ты не удивляйся, я ведь не всем показываюсь, а только тем, кто в меня верит.

Колобок . Дедушка Лесовичок, возьми меня с собой.

Старичок-лесовичок . Возьму, если будешь мне помогать.

Колобок.

Буду, обязательно буду,

Ах, как хорошо в лесу,

Я танцевать и петь хочу.

Старичок-лесовичок . Эх, ягода-малинка, русская калинка.

Танцуют танец «Калинка».

Старичок-лесовичок. Слушай, Колобок, царь Берендей собирает большой сход, всех к себе зовет. Разнеси-ка письма и телеграммы зверятам, лягушатам, птичкам-синичкам.

Колобок.

Да я что, я всегда готов.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,

Я уйду от серых туч, я поймаю солнца луч,

Улыбаюсь и смеюсь, кувыркаюсь и качусь.

Ну я покатился.

Старичок-лесовичок (подходит к дереву, наклоняется).

Кто здесь сердитый недотрога...

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной.

Кто пыхтит как самовар, выходи скорее,

Покажись нам.

С корзинкой выходит Ежик.

Данная методическая разработка адресована организаторам детского, в том числе летнего отдыха детей, может быть использована в условиях летнего оздоровительного лагеря, а также в школе и на занятиях дополнительного образования. Мероприятие имеет творческую эколого-биологическую направленность. Рассчитано на детей 7-15 лет.
Цель: Вовлечь учащихся в творческую эколого-просветительную деятельность.
Задачи:

Закрепить знания о значении леса, флоры и фауны

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному Краю.

Прививать навыки по охране и восстановлению природных богатств.
Форма занятия: Конкурс творческих экологических работ.

Перед началом конкурса педагог задает вопросы:

Ребята, что такое сказка?

Какие особенности экологической сказки?

Затем зачитываются в качестве примера экологические сказки детей, которые стали победителями школьного конкурса:

ЁЖ - СПАСИТЕЛЬ

Ранним летним утром Маша с подружками собралась по ягоды. Девочка надела платье, взяла корзиночку и, как была, побежала в лес. В лесу стояла тишина,только листья на деревьях шелестели от лёгкого ветерка. Подружки разбрелись по лесу. На пригорке Маша увидела много земляники. Она живо и увлеченно стала собирать ягоду в корзинку. Набрав полную корзину земляники, девочка побежала искать своих подружек.

Она быстро бежала, прыгая по холодным от росы кочкам. Но вдруг поскользнулась и громко вскрикнула от боли: её нога сорвалась с кочки и больно укололась о какие- то острые колючки. Под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и заворчал «А поосторожнее нельзя? Смотреть надо, куда бежишь!» Маша заплакала, уселась на соседнюю кочку и стала платьем стирать кровь с ноги. «Простите пожалуйста, я вас не заметила.» Ёжик посмотрел на девочку и сказал: «Ну ладно, что уж там, прощаю, в следующий раз будь внимательней. А сейчас приложи к своей ране подорожник.» И протянул Маше листочек подорожника.

Вдруг Еж насторожился и прислушался. Прямо на Машу ползла большая серая змея с чёрным зигзагом на спине. Это была ядовитая гадюка! От страха у Маши отнялись руки и ноги. А гадюка ползла к ней и шипела: «Ужалю, ужалю тебя.» И устрашающе высовывала раздвоенный язык. Тут Ёж развернулся и быстро засеменил навстречу змее. Гадюка кинулась на ежа и ударила его хвостом, как плетью. Но Ёж ловко подставил ей свои колючки. Тут гадюка от боли зашипела, повернулась и хотела уползти. Но Ёж бросился за ней, схватил зубами позади головы и наступил на спину лапкой. Он победил в этой схватке. Девочка пришла в себя и поблагодарила Ежа за защиту от гадюки. Ёжик смутился и проговорил: «Не за что. Беги скорее к своим подружкам!»

Марья:. Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у бабы Яги. Легко ли в наше время жить в лесах, в озерах, пусть даже и сказочных?.

Иван: С чем приходится сталкиваться нашим героям, есть ли в этом наша вина и как найти выход из трудных ситуаций. Мы с вами в заколдованном заповедном царстве, через несколько минут все здесь оживет.

Марья: Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: (хором) «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!

Иван: Смотрите, слушайте, думайте и запоминайте!

(баба Яга выходит под музыку «Одну простую сказку… »)

Баба Яга. Здравствуйте, мои дорогие гости! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Ох уж эта старость, а может и не старость вовсе, все косточки, суставчики у меня болят. И упросила я Ивана да Марью помочь мне встретить дорогих гостей.

(стук в дверь заходит Кикимора)

Кикимора ой, не опоздала ли я, честной народ? А где же именинница? И подарок я ей приготовила, а саму-то не вижу?

Баба Яга: Здорово, соседушка! Что-то ты задержалась? И что ты это там прячешь?

Кикимора: а это и есть мой подарок! Небось, уж устала в ступе то своей летать? Вот я тебе и дарю трон. Поди-ка заработала за 1000 лет посидеть на нем.

Баба Яга: ой спасибо тебе Кикиморушка, моя золотая! Вот порадовала старушку! Заходи, гостем будешь!

Марья: ребята, а вы не забыли, что мы приглашены сегодня на день рождение к бабе Яге? (дети отвечают хором). Так давайте порадуем бабу Ягу, покажем ей свои костюмы!

(хоровод под музыку маленькая страна.). Представление костюмов детьми. Оценка жюри.

Иван. А что это ты, баба Яга, такая разнесчастная?

Баб Яга Да вот, касатики мои, грустно мне оттого, что не могу я вас в своем лесу порадовать, не справляюсь я!

Иван: Да что случилось-то? Говори поскорее! С чем это ты не справляешься?

Баба Яга. Неполадки кругом, неполадки! Плохо в лесу стало моем, и птицам, и зверям, и растениям. Много гостей приходит, а как вести себя не знают.

Иван: Ребята, давайте посмотрим, что творится в родном нашем лесу.

Еж Во дремучем во лесу.
Я уже давно живу,
Хоть уже невмоготу
В этом мне сидеть лесу.
Раньше лес был — это лес!
Красота, и ширь небес,
Воздух чист, цветы кругом.
А теперь — другой расклад,
Лес поганят все подряд
Поглядишь — со все сторон
Лесу порча и урон.
Нету дебрей, нету чащ,
Нет озер прозрачных чаш,
Только ржавый сухостой,
И берез горелых строй:

Водяной. Я живу в своем болоте
Много, много лет уже.
Только вот года последние
Стало худо здесь уже.
То лягушка захворает,
То поранится медведь.
Чистоты здесь не хватает
Остается мне реветь!
Засорили все вокруг здесь,
Мусор тут и мусор там.
Нет нигде уже поляны,
Где не встретите вы хлам,
И болото — не болото,
И река совсем не та.
Жить здесь просто не охота
Помогите, господа!

Бурый медведь. Люди бросают грязь и мусор,
Не любят реченьку свою,
Ах, если б слышали вы люди,
Как стонет речка поутру.
И возле леса на опушке.
Грибы давно уж не растут.
Завалено все страшной кучей
А все везут, везут, везут:

Марья: Если в воду не сбрасывать мусор, то постепенно вода сама очистится, а если озеро очистить от отходов, то тогда жизнь вернется в водоем.

Иван: А что же у нас происходит на цветущей поляне? Давайте посмотрим

(дети читают стихи о растениях) Оценивают жюри.

Марья. Сколько радости при виде цветов! Сколько искренних восклицаний! И сколько выдранных с корнями цветущих растений. Сколько увядших, замученных и брошенных на землю букетиков.

Иван: Все люди, прежде чем войти в лес, должны знать правила поведения в лесу.

Дети показывают плакаты и объясняют, как правильно вести себя в лесу, как обращаться с родной природой

Марья. Некоторые растения стали редкими и занесены в Красную книгу? Помогите бабе Яге найти эти растения в списке.

(из предложенных букв детям предлагается составить слова – названия редких видов растений и животных)

Баба яга и Кикимора: Вот молодцы, касатики наши!

Кикимора: А чтоб вы лучше знали кто живет у нас в лесу, мы с Бабой Ягой предлагаем вам отгадать птиц и зверей по голосам.

Баба Яга. Какие вы все молодцы!

Марья. А теперь мы с ребятами еще немного порадуем Жителей леса. Мы подгадываем загадки, но не просто так, а играя.

Баба Яга. Благодарю всех гостей, и приглашаю вас к себе в гости еще. Приходите почаще, буду ждать!

Иван: Часто большое начинается с малого.

Марья: Нам кажется, если человек привыкнет, бережно относится к белоснежной ромашке, к ветке черемухи, и маленькой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми, живущими рядом с ним.

Баба Яга.

Люди, не нужно сорить на планете,
Она ведь жизнь нам дает.
Планета, такая одна на всем свете,
Давайте ее сбережем!

Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

(исполняют песню на мотив их к/ф Бременские музыканты)

Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Там, где лес, любимый свежий ветер,
Эту радость мы с тобой разделим (2 раза)

Береги ты все живое рядом,
И на все смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети,
Должен быть порядок на планете (2 раза)

Пусть вода всегда в реке струится,
Путь всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим. (2 раза)

Экологическая тропа.

В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди.

Этапы соревнований.

    Станция «Бабушка-загадушка».

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)

Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Кто без рук, без топора строит дом. (птица)

Не зверь, а воет. (ветер)

Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).

Очаг один, а всю землю греет. (солнце).

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

    Станция «Пословица недаром молвится».

1) Детям дается начало послови­цы, они должны продолжить ее.

2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.

Апрель с водою, май с – с травою.

В цвету трава – косить пора.

Что летом родится, зимой пригодится.

Не бывает хлеба без труда.

Весна даёт цветы, а осень - плоды.

При солнышке тепло, при матери добро.

3.Станция «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.

4.Станция «Где, чей дом?».

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: во­робей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля - болото.)

5.Станция «Зеленый патруль».

Дети рассказывают о правилах поведения в ле­су, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жар­кие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подбе­резовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в ко­телке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разру­шат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают му­равьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно -мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг попе­рек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

6.Станция «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

    Из какого растения изготавливают лекарство, улуч­шающее аппетит? (Корень одуванчика)

    Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)

    Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)

    Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно - покажи).

7. Станция «Белка»

Назови грибы, которые знаешь.

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)

Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)

Какие ягоды растут в наших лесах?

8. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поде­лок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).

Можно сходить с детьми на экскурсию в парк (лес).