Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ведение или написание дневника чувств. Дневник чувств или «Сам себе психолог

"Что значит жить интересно?" – это, на мой взгляд, вопрос не столько о том, что делать в жизни, но о том, как ее воспринимать, с какой позиции к ней относиться.

"Жить интересно" – это определенная способность, умение, позволяющее проживать момент за моментом максимально полно и насыщенно. Оно дает особое качество процесса жизни. То, что при этом открываются возможности и реализуются цели – это приятный побочный эффект.

С этой точки зрения становится актуальным вопрос "а как развить в себе способность жить интересно?" Однако сейчас я хочу "перевернуть" этот вопрос и задать его вот так: "как устранить "блоки", препятствия между человеком и его способностью жить интересно?".

Что мешает жить интересно?

Какие именно "блоки"? Вот это, мне кажется, ключевой момент. Давайте для примера возьмем какое-нибудь состояние, в котором способность "жить интересно" блокируется – и рассмотрим, как оно устроено.

Мне в силу личного и профессионального опыта приходит в голову, что одно из таких состояний – это депрессия. Сразу хочу сказать, что для каждого человека, сталкивавшегося с депрессией, ее переживание уникально, так что, возможно, в описании, которое я приведу ниже, вы найдете что-то, что соответствует вашему опыту, и что-то, что не соответствует. Пытаясь понять, как устроена депрессия, я во многом опираюсь на модель, принятую в когнитивной терапии.

В переживании депрессии очень важную роль играет утрата интереса и способности получать удовольствие от тех занятий, которые раньше человеку нравились. При этом изменяется способность произвольно направлять внимание: оно "застревает" на негативных моментах, и даже не столько на негативных моментах в настоящем, сколько на болезненных или вызывающих сожаления или ностальгию воспоминаниях о прошлом, а также на тех образах будущего, с которыми у человека связаны разные страхи. Добавьте к этому телесный дискомфорт от хронической усталости и мышечных зажимов – и окажется, что находиться в настоящем моменте человеку, страдающему от депрессии, очень трудно.

Центральный элемент этого паззла – ощущение "заберите меня отсюда, мне так это все надоело, я не в силах больше это чувствовать и думать эти мысли". Это желание закрыться от жизни, сбежать от того, что происходит здесь и сейчас, в ту или иную форму "убийства времени".

Это ощущение – не столько отражение действительности, как она есть, сколько результат пропускания впечатлений через определенный умственный фильтр. Во внешнем мире происходят события, мы воспринимаем их так или иначе через тело, возникают впечатления, а дальше ум подходит к ним с "мерной линейкой" и оценивает их соответствие своим представлениям о "должном". И, как правило, обнаруживает то или иное несоответствие, воспринимает это как проблему, начинает искать решение; в прошлом опыте обнаруживает ситуации, когда решение в похожих условиях найдено не было; делает из этого выводы о некомпетентности и недееспособности человека; экстраполирует отсутствие решения в будущее и составляет прогноз: как именно все будет плохо, если проблема не будет решена... А эмоции и чувства (например, раздражение, разочарование, уныние, отчаяние) возникают уже как общий вывод из всех этих построений.

Данная умственная активность уже происходит не только в отрыве от изначального впечатления от события из внешнего мира, но и в отрыве от того, что происходило в мире и в теле после этого... Большинство людей в большей части случаев ее не осознает и продолжает действовать в мире "на автопилоте", в то время как внимание занято разглядыванием картинок из прошлого опыта и драматических сценариев, предлагаемых воображением. А "автопилот", в свою очередь – это чаще всего инструкции, составленные в прошлом, причем не нами.


Мы перестаем быть открытыми опыту, возникающему от момента к моменту, из-за негативных чувств, которые испытываем. А эти чувства, в свою очередь, являются следствием определенных привычек в работе ума – привычек, которые мы, как правило, не осознаем. Мы не входим в непосредственное взаимодействие с миром, потому что передаем управление собственным поведением "автопилоту". Это верно для большинства людей, а не только для тех, кто страдает от депрессии. Просто на примере депрессии эти блоки между человеком и его способностью "жить интересно", пожалуй, наиболее заметны.

Практика внимательности (mindfulness)

В последние годы в мире очень возрос интерес к практике внимательности (mindfulness). Изначально, много сотен лет тому назад, она возникла как часть буддистской традиции. Но сейчас ее используют и те, кто не считает себя буддистом (в частности, и те, кто привержен другим религиям и философиям). Практика внимательности направлена на то, чтобы отключить автопилот и научиться обращаться к опыту – любому опыту – с доброжелательным интересом. И уже на основе этого принимать решения.

Практика внимательности – это способ изучать повседневную работу собственного ума и развивать осознанность, не отождествленную ни с какими психическими процессами: "Есть мысли, чувства и ощущения, они возникают и проходят, как облака, проплывающие по небу. Я – это небо, а не облака". Она позволяет увидеть привычки ума (хотя бы некоторые) как фильтр восприятия и войти в соприкосновение с ощущениями и впечатлениями от происходящего в настоящий момент, не подвергая их интерпретации и не выстраивая вокруг них драматических сценариев. Это дает переживание большей полноты жизни. Возможность не отождествляться с собственными мыслями, чувствами и телесными ощущениями дает большую свободу – становится возможным осознанно и произвольно погружаться в этот поток содержаний опыта на ту глубину, на которую хочется.

Сейчас практика внимательности считается признанным "неспецифическим фактором эффективности" психотерапии. На ее основе создаются терапевтические программы для индивидуальной и групповой работы, применяемые для пациентов, страдающих от болевого синдрома и других последствий физических травм, от хронических заболеваний, от депрессии и т.п. Если вам интересно узнать о них подробнее, рекомендую вот эти книги:

  • M. Williams, J. Teasdale, Z. Segal, J. Kabat-Zinn The Mindful Way Through Depression:Freeing Yourself from Chronic Unhappiness (2007)
  • J. Kabat-Zinn Full Catastrophe Living:Using the Wisdom of Your Body and Mind to Face Pain,Stress and Illness (переиздана в 2013 г.)
На русском языке есть книга Тик Нат Хана "Чудесная внимательность" (или "Чудо внимательности", в зависимости от перевода).

Дневник эмоций

Исследование работы собственного ума более эффективно, если сопровождается письменными практиками. Они используются в различных терапевтических программах, основанных на практике внимательности, которые я упоминала выше. В этой статье я хочу предложить вам два варианта письменной практики для исследования эмоций.

Первый вариант используется в программе когнитивной терапии депрессии. Участникам предлагается в течение одной недели ежедневно вести записи о позитивных эмоциях, а потом, тоже в течение одной недели – записи о негативных эмоциях. В обоих случаях записи предлагается вести согласно одной и той же структуре, и удобно, оказывается, использовать для этого таблицу:

Используя эту письменную практику, бывает интересно отследить, о чем писать проще, о чем – сложнее, в каких ситуациях кажется проще вообще не записать событие и связанный с ним опыт и т.п. Если вам удастся писать в течение недели о 2-3 достаточно ярких переживаниях ежедневно, у вас уже наберется достаточно материала, чтобы сделать для себя какие-то выводы. Если получится только в течение 2-3 дней – материала будет меньше, но и это гораздо лучше, чем ничего. Выберите время, чтобы перечитать написанное, и напишите рефлексивный отклик.

Я использовала дневник эмоций в своей первой (незавершенной) диссертационной работе, исследуя динамику отношения людей к собственным эмоциям под воздействием наблюдения за негативными переживаниями и их исследования. Впоследствии, переключившись на другую тематику, я отдала материалы исследования

Вспомните недавнюю ситуацию, когда вы испытывали сильные эмоции, будь то раздражение, гнев, обиду, или же восхищение, радость, счастье. Наверняка, позитивные эмоции добавили вам сил, энергии и уверенности в себе, что называется, «мир улыбнулся!». А что происходит с вами после негативной эмоциональной волны? Бывает ли так, что приступ злости или раздражения выбивает из рабочего ритма и требует времени для восстановления? Случается ли, что чувство вины или обиды не отпускает еще долго после неприятного разговора или негативной новости? Уже и конфликт вроде бы исчерпан, и напряженная стрессовая ситуация завершена, а неприятное эмоциональное «послевкусие» портит ваше настроение и снижает работоспособность (Ранее мы выкладывали кейс о том, как разрешить конфликт между руководителями, ознакомиться с Кейсом можно здесь). Могу предположить, что каждый из нас время от времени переживает подобный опыт.

Как прекратить заниматься «дожиганием» эмоциональных ситуаций? Как научиться экологично «утилизировать» свои неприятные эмоции? Как обнаружить собственные источники самомотивации и внутренней энергии? Как научиться приходить в тонус и концентрироваться в эмоционально сложной ситуации?

В арсенале эмоциональной компетентности есть отличный инструмент для ответа на эти вопросы — «Дневник эмоций».

Дневник эмоций — это техника отслеживания своего эмоционального состояния с целью улучшения самопонимания и самоконтроля.

Эта техника основана на базовых принципах эмоциональной компетентности:

  • — Осознание приводит к управлению.
  • -То, что мы не осознаём, управляет нами.

Мы устроены таким образом, что сначала чувствуем, затем думаем. И это одна из причин того, что мы редко задумываемся о том, какие именно эмоции мы испытываем. В то время как именно эмоции являются «ключами» к нашим мотивам и потребностям, источниками нашей энергии или ее утечки!

В этом смысле к эмоциональному менеджменту можно применить известную цитату классического менеджмента: «Вы не можете управлять тем, что не можете измерить» (Деминг).

Задачи «Дневника эмоций»:

  • — получить реальную картину своего эмоционального состояния;
  • — понять свой ведущий (типично преобладающий) эмоциональный фон;
  • — наглядно увидеть взаимосвязь и различия между эмоциями, потребностями и своими намерениями;
  • — получить простую структурную схему для самоанализа и самоконтроля.

Участникам тренингов по эмоциональной компетентности и моим клиентам в коучинге я предлагаю в течение одной-двух недель поработать с «Дневником эмоций» для решения этих задач. На сегодняшний день форма «Дневника» выглядит следующим образом (см. пример одной характерной записи):

Дневник эмоций

Вы можете сильно удивиться, обнаружив через неделю регулярного ведения «Дневника эмоций», как часто вы испытываете раздражение, злость, страх, обиду и подобные эмоции, при этом считая себя в целом позитивным и дружелюбным человеком!

Наилучшие результаты в применении этой техники дает регулярная практика. Когда я несколько лет назад сама вела такой «Дневник», я ставила таймер мобильного телефона с шагом в 1 час, и делала краткие заметки по сигналу. Таким образом, в конце дня у меня была полная «карта эмоций» моего рабочего дня. Такой вариант применения «Дневника» хорош для работы над самопониманием и концентрацией.

Для развития навыков самоконтроля можно попробовать другой подход: заполняйте «Дневник» в наиболее эмоционально окрашенных ситуациях дня, сразу же, по горячим следам. Помимо самоанализа и осознания того, что вас вывело из себя, вы получаете немедленный бонус: вербализация эмоций сама по себе снимает стресс!

Вариант для «продвинутых» пользователей «Дневника эмоций»: попробуйте проследить динамику отношения к собственным эмоциям. Образно говоря, метаэмоции — какие я испытываю эмоции по поводу собственных эмоций? Например, принимаю ли я себя разгневанным, обиженным, трусливым? Или я испытываю в связи с этим самообвинение и осуждение, создавая себе еще больше стресса и замыкая «порочный круг» эмоций?

Эта на первый взгляд простая техника может дать вам много практической информации для понимания причин собственной неэффективности, источников стресса и нахождения личных ресурсов. Конечно же, для этого нужна более глубокая работа с коучем. Часто в коучинге мы работаем с клиентом над такими темами:

  • — О каких ситуациях в «Дневнике» вам было писать легче, а о каких — сложнее?
  • — Какие эмоциональные состояния обычно вам помогают, а от каких вы бы хотели избавиться?
  • — Обратите особенное внимание, в каких ситуациях чаще всего вы испытываете к себе жалость, самообвинение, страх? О чем вам говорят эти ситуации?
  • — и т. д.

При регулярном ведении «Дневника эмоций» через некоторое время (примерно месяц) у вас вырабатывается навык самопонимания и эмоционального самоконтроля. Кроме того, само по себе ведение такого «Дневника» делает ваше эмоциональное состояние более стабильным и позитивным.

Желаю вам побольше вдохновляющих эмоций и высокой эффективности!

Созависимость — это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета.

Для созависимости характерно:

  • чрезмерная озабоченность кем-то или чем-то;
  • заблуждения, отрицание, самообман;
  • навязчивая потребность совершать определенные действия по отношению к другим людям (опекать, контролировать, подавлять, возмущаться и т.п.);
  • привычка испытывать одни и те же чувства (жалость к себе, гнев, раздражение и т.п.);
  • “замороженные” чувства и связанные с ними проблемы в общении, интимных отношениях и т.п.;
  • неумение разграничить ответственность за себя и за другого;
  • потеря ощущения внутренних границ (как своих, так и чужих);
  • низкая самооценка, граничащая с ненавистью к себе;
  • нарушения здоровья, вызванные постоянным стрессом;
  • фокусировка на внешнем окружении;
  • неспособность попросить помощь.Алгоритм работы

    С т а д и я 1 — Что происходит со мной?

    Клиент рассказывает о том, что происходит у него в жизни и что его беспокоит. Это начальная стадия, на которой могут решаться следующие задачи:

    1) идентификация проблемы;
    2) прекращение “обета молчания”
    3) обращение за помощью.

    С т а д и я II — Кто я?

    Здесь клиент рассказывает о себе, о своих переживаниях. Решаются задачи:

    1) удовлетворение собственных потребностей как образ жизни;
    2) умение выражать болезненные переживания;
    3) естественное выражение чувства страха и вины.

    С т а д и я III — Кем я хочу стать?

    Многие перемены возможны, когда выздоравливающий человек чувствует себя свободным в выборе новых убеждений, моделей поведения и точек зрения. Решаются задачи:

    1) процесс выздоровления — это скорее приключение, нежели цель;
    2) самопрощение;
    3) всепрощение.

    Направления работы с созависимыми клиентами

    1. Работа с прошлым опытом

    — Выслушивание;

    — Восстановление событий;

    — Реконструкция прошлого опыта;

    — Техники арт-терапии;

    — Драматизация;

    — Техники гештальт-терапии (пустой стул, «челночное» движение) и т.д.

    Упражнение

    Составьте два списка. В первом укажите все то, что ваши родители, учителя или другие взрослые люди делали и говорили вам во время вашего взросления и что, на ваш взгляд, не принесло вам никакой пользы и даже в некоторой степени было вредно. Во втором укажите все, что ваши родители, учителя и другие взрослые люди не говорили или не делали для вас , и что, как вы теперь полагаете, пошло бы вам на пользу, если бы они это говорили и делали.

    Закончив составление списков, изучите их, принимая к сведению следующее. В пунктах первого списка указано все то, за что вы не простили своих родителей. Это то, что сдерживает вас и способствует вашей созависимости. Во втором списке указано все то, что кто-то другой, как вы до сих пор надеетесь, должен сделать для вас. Вам придется взять эти заботы на себя или попросить, чтобы это сделали ваши родители, а если это невозможно, то попросить других людей помочь вам удовлетворить эти потребности.

    Медитация «Я выбрасываю старые послания»

    Кто сказал мне, что я – плохая или не такая, как надо? Я все еще позволяю кому-то говорить мне все это?

    Сделай глубокий вдох и подыши любовью, умиротворением и радостью. Выдыхай негативные послания. Итак, вдох – любовь, выдох – негативные предписания. Прочувствуй, как они зависают, разрываются и ухолят…

    2. Возвращение ответственности

    — Повышение уровня осознанности;

    — Фокусировка на потенциале клиента, его силе и устойчивости;

    — Акцентирование его влияния на собственную жизнь;

    — Провокационные техники и т.д.

    Упражнение

    Чтобы почувствовать достоинства и недостатки 2 позиций: «ответственность за других» и «ответственное отношение к другим», продолжите незаконченные предложения:

    • быть ответственным для меня означает…
    • некоторые люди более ответственны, чем другие, это люди, которые…
    • безответственные люди – это…
    • свою ответственность к другим я проявляю через…
    • самый трудный для меня вид ответственности – это…
    • ответственного человека я узнаю по…
    • чем сильнее моя ответственность, тем больше я…
    • я побоялся бы нести ответственность за… быть ответственным по отношению к себе – это…
    • я несу ответственность за…

    Упражнение

    В течение определенного отрезка времени отслеживать свои ощущения, чувства, мысли, действия, мысленно называя их и добавляя фразу»И это делаю я»

    3. Установление границ

    — Сеттинг в терапевтической работе;

    — Проигрывание отдаления и установления границ в существующих отношениях с другими людьми на сессии вместе с терапевтом;

    — Принятие себя как ценности, другого как отдельного человека и т.д.

    Утверждения, которые дают чувство принятия:

    Чувство отдельности говорит, что ты и я – это два уникальных и не связанных намертво индивида. У тебя свои собственные чувства, отношение ко всему и свои ценности. И то, что ты собой представляешь, очень хорошо в моих глазах. А что я из себя представляю, то хорошо в твоих глазах.

    Чувство отдельности говорит, что ты можешь позаботиться о себе, а я могу позаботиться о себе. У каждого из нас забота о себе – это первичная обязанность. Я не отвечаю за твою судьбу, а ты не отвечаешь за мою судьбу (имеются в виду взаимоотношения взрослых).

    Если я действительно о тебе забочусь и ты мне нравишься, то я позволю тебе быть капитаном своего корабля, который может придерживаться собственного курса. Если я тебе нравлюсь, то ты позволишь и мне делать с моей жизнью то же самое.

    Я буду высоко ценить, если ты поделишься со мной своими чувствами, в том числе неприятными чувствами оттого, что я делаю или говорю. Но позволь мне самой решать, менять мне свое поведение или нет.

    4. Работа с самооценкой

    — Исследование клиента, его качеств и достижений;

    — Создание ситуации поддержки и принятия;

    — Работа с внутренним Родителем и т.д.

    Упражнение

    Составьте список своих ценностей. Пишите все, что для вас важно. Далее поставьте от 0 до 100% насколько вы реализуете эту ценность в своей жизни (НЕ ДУМАЯ!!). Например, для меня ценно – забота. Насколько я способна давать это людям? Допустим, на 30%. …ставим. Еще ценность – деньги. Реализация на 20%.

    Рядом ставим тоже % насколько я хочу реализовывать эту ценность в жизни. Далее расшифровываем каждый пункт: забота для меня… все подробно прописываем до полного понимая сути! Например, забота – 70% неудовлетворенности: что входит в эти 70%. Расписываем по пунктам подробно: 1) мне не хватает близких людей рядом. 2) я не могу проявлять нежность и тд. Все что приходит в голову.
    Если мы что-то ценим, но не реализуем в жизни – там основные провалы в самооценке. Именно там мы более всего не удовлетворены собой.

    Упражнение

    Составьте два списка:

    1. 10 качеств, умений, черт характера, которые, на ваш взгляд, помогли добиться каких-либо положительных изменений в вашей жизни.

    2. 10 качеств, черт, привычек, которые мешают вам достигать в жизни желаемого.
    После составления этих списков ответьте на вопрос: как вы относитесь к таким же качествам у других людей? Отличается ли ваше отношение к себе здесь от отношения к ним? Любое наше качество в организме существует не просто так. Оно несет полезную функцию, поэтому и существует. До тех пор, пока мы этого не замечаем, мы не можем этим пользоваться, а даже изводим в себе эти черты. Как правило, безуспешно. Я предлагаю вам не бороться с этими качествами, а узнать, в чем их смысл и задача.

    Возьмите второй список и представьте, что каждое качество из этого списка на самом деле выполняет важную роль. Попробуйте обнаружить, или угадать, или придумать, какую именно и чем она важна? Если вам удастся обнаружить, вы увидите, что на самом деле это качество является вашим достоинством. Теперь, когда вы это знаете, вы можете использовать его лучше, в более уместные моменты и без побочных эффектов.

    Если есть такое качество, которое мы в себе вообще не переносим – представьте его в виде образа. И пообщайтесь с этим образом. Ищите в данном случае все то, что является полезным для вас или для окружающих (это будет способ удовлетворения какой-то потребности) И найдите другой способ, более адекватный для удовлетворения этой потребности.

    Упражнение

    В левой колонке печатайте либо пишите тщательно, с нажимом, медленно самое положительное свое утверждение, а справа пишите быстро то, что нашептывает предательский голос внутреннего критика.

    Продолжайте писать слева одно и то же утверждение, пока предательский голос не истощится.

    5. Различение потребностей

    — Повышение уровня осознавания клиента;

    — Снижение внутреннего контроля;

    — Чуткость к собственным потребностям вовремя сессии и т.д.

    Упражнение

    Представьте, что Вас охватило полное безумие, отпустите своего внутреннего цензора. Мысленно опишите себя. Какой Вы псих? Стройте рассказ в первом лице, начиная с фразы «Я полностью сумасшедший». Расскажите историю Вашей болезни. Как это произошло? Где Вы в таком состоянии окажитесь в конце жизни? А теперь представьте, что Ваше сумасшествие — изощренный способ удовлетворить Вашу потребность. Какую именно? Как Вам это открытие? Завершите разделением фантазии в упражнении и реальности.

    6. Работа с чувствами, эмоциями

    — Осознавание и выражение чувств и эмоций;

    — Техники арт-терапии;

    — Драматизация;

    — Обучение способам эффективного и приемлемого выражения эмоций, способам релаксации, техникам телесно-ориентированной терапии. и.т.д.

    Упражнение

    Заведите дневник чувств. Составьте перечень чувств, которые вы пережили в течение дня. Записывайте в своем дневнике, когда вы переживаете каждое чувство, где вы его переживаете и любое выражение чувства, если оно было выражено. Если хотите, можете фиксировать только те случаи, когда вы ощущали или осознавали чувство, но не испытывали или не помните его проявления. Спустя какое-то время составьте схему вашего прогресса. Отметьте в дневнике, какие чувства вы можете распознать, но не можете выразить. Запишите определенные чувства, которые отсутствуют в вашем перечне.

    Упражнение

    Заполните таблицу, поместив ответы в пустые клетки. Во втором столбце опишите свои возможные реакции на чувства, названия которых приведены в соответствующих клетках первого столбца. Помните, что реакция – это импульсивный, нездоровый вид поведения, имеющий целью пресечь то или иное чувство. В третьем столбце в соответствующих клетках опишите подходящие ответные действия, которые вы могли бы предпринять при возникновении такого чувства. Помните, что отклик – правильный вид поведения, способствующий раскрепощению чувств.

    Здоровые способы управления чувствами

    Когда вы чувствуете гнев, испуг или раздражение, скажите об этом и попросите других о том, чего вы желаете.

    Используйте ваши чувства в качестве помощи в принятии решений.

    Определите каждое чувство отдельно. Не используйте одно для блокировки другого.

    Владейте вашими чувствами и возьмите на себя ответственность за ваши чувства.

    Поймите, что вы можете думать и чувствовать одновременно, и делайте это.

    Распознайте ваши “скандальные” чувства и не используйте их для манипулирования другими людьми.

    Сразу выражайте ваши чувства и не накапливайте их.

    Относитесь к вашим чувствам как к друзьям и союзникам, а не как к врагам, которых следует избегать.

    Позволяйте себе переживать свои чувства, когда они проявляются, как можно полнее.

    Не забывайте, что нет “плохих чувств” и для каждого из них есть важная причина.

    7. Обучение здоровым стратегиям отношений

    Как распознать созависимые и здоровые послания

    Созависимые послания Здоровые послания

    Ты упрямый. Ты можешь попросить о том, что тебе необходимо.

    Ты должен быть идеальным. Ты можешь ошибаться.

    Поторопись. Можешь не спешить.

    Ты должен приспосабливаться Можешь думать о чем хочешь.

    к другим.

    Приложи все силы. Ты можешь это сделать.

    Ты должен быть сильным. Ты можешь чувствовать и иметь потребности.

    Ты - особенный Ты можешь быть самим собой.

    Работай упорно. Ты можешь играть и развлекаться.

    Ты в замешательстве. Ты можешь думать и чувствовать одновременно.

    Ты бестолковый. Ты можешь думать и быть эффективным.

    Не будь таким эгоистичным. Ты можешь быть непринужденным.

    Ты тупой. Ты можешь быть творческим человеком.

    Ты больной или сумасшедший. Ты можешь быть хорошим.

    Всегда будь правильным. Ты можешь признать, что неправ.

    Ты не должен доверять другим. Ты можешь доверять другим.

    Будь осторожен. Ты можешь расслабиться и выкинуть из головы (забыть) все.

    Тебе нужно быть зависимым, Ты можешь быть независимым чтобы быть любимым.

    и любимым.

    Как просить о том, чего вы хотите: девятишаговый процесс

    1. Произведите объективное описание проблемы или поведения (“Когда вы разгневаны и пронзительно кричите…”)

    3. Опишите влияние или результаты воздействия проблемы на вас и/или ваши взаимоотношения (“Я хочу убежать от тебя и спрятаться”).

    4. Остановитесь на минуту и послушайте ответную реакцию другого человека или его (ее) восприятие конфликта.

    5. Ясно сформулируйте то, чего вы хотите от другого человека (“Я хочу, чтобы ты выразил свой гнев в таких словах: “Я зол”).

    6. Четко спросите другого человека: “Не хотел бы ты …?” (“Не хотел бы ты сказать, из-за чего злишься, а не кричать на меня?”)

    7. Обсудите, есть ли различия между тем, чего вы желаете, и тем, что другой человек готов дать или сделать. 8. Если вы не можете обсуждать разногласия, согласитесь с тем, что у вас имеются расхождения во взглядах (“Я вижу, что мы не можем прийти к согласию в этом вопросе, и принимаю наши разногласия. Не согласишься ли ты также признать наши расхождения во взглядах?”)

    9. Если разногласия непреодолимы и отношения прекращаются, отметьте это каким-то ритуалом завершения. Напишите письмо, в котором сформулируйте свои представления о ваших неразрешимых противоречиях без обвинений, рассматривая себя и другого человека с хорошей стороны. Вы можете не отсылать это письмо или сжечь его.

    Используемая литература и книги, в которых вы можете узнать о созависимости более подробно:

    • Робин Норвуд «Женщины, которые любят слишком сильно»
    • Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд «Освобождение от созависимости»
    • Стентон Пил, Арчи Бродски «Любовь и зависимость»
    • Майер П., Минирт Ф., Хемфельд Р. «Выбираем любовь (Как победить созависимость)»
    • Макавой Э., Израэльсон С. «Синдром Мэрилин Монро»
    • Селани Девид «Иллюзия любви»
    • Валентина Москаленко «Зависимость — семейная болезнь» Елена Емельянова «Треугольники страданий»
    • Елена Емельянова «Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования
    • Наталья Манухина «Созависимость глазами системного терапевта

Пока мы живем, мы всегда чувствуем. Даже читая этот текст, вы тоже что-то чувствуете - например, заинтересованность, воодушевление, беспокойство, надежду или что-то еще. Способность чувствовать рождается вместе с нами, поэтому так важно уметь общаться со своим миром чувств. Особенно нам, женщинам: по своей природе мы гораздо более чувственные, чувствительные и эмоциональные, чем мужчины. Осознанность чувств позволяет женщине понимать себя, выражать себя и гармонично взаимодействовать с миром, дает ей спокойствие и эмоциональную уравновешенность.

Мало кого в детстве родители спрашивали: «Что ты сейчас чувствуешь?» Мало кого учили осознавать свои ощущения и переживания. Чаще всего во взрослую жизнь мы выходим с полным непониманием себя и незнанием, что делать с испытываемыми эмоциями. Открыв знание, мы способны помочь не только себе, но и своим близким, научить своих детей жить в гармонии с чувствами.

Осознание своих чувств и эмоций - это ключ к работе с ними, к их изменению, трансформации и отпусканию.

Многие женщины, не привыкшие говорить о своих чувствах, сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях с супругами: они ждут, что мужья догадаются об их ощущениях. Но как они могут это сделать, если вы и сами не знаете? Кроме того, если женщина не может дать определение происходящему с ней, то чаще всего замалчивает это, держит в себе. Так внутреннее напряжение растет, не находя выхода, и выливается в депрессии, нервные срывы, ощущение потерянности, приступы беспричинной злости, страха, гнева.

Не определенные человеком эмоции становятся незавершенными, то есть мы в них будто никак не можем поставить точку, и они годами живут в нас, отягощая сознание. Только осознав свое чувство, можно , проговорить и выразить. Многие эмоции и переживания не удается отпустить лишь потому, что не было возможности их высказать.

Хорошим подспорьем в этом деле будет ведение дневника. Искренне выписывая свои эмоциональные состояния, вы сможете взглянуть на себя как бы со стороны, лучше понять мотивы своих действий, разобраться в том, что именно вас зацепило, отследить жизненные сценарии.

Переживания сами по себе - не хорошие и не плохие. Это могут быть эмоции, которые обычно вызываются как реакция ума, его представления и оценки. И хотя они меняют даже химический состав крови, то есть вызывают привыкание, внутри они пусты: ум накручивает их, создает искусственно, нередко вызывая внутренний диалог с кем-то. Эмоциональных реакций - целый спектр. А могут быть чувства - это живущие в наших сердцах очень глубокие телесные ощущения, они проявляются во внутренней тишине. Многие ощущения, казалось бы разные, могут иметь под собой одно и то же чувство - например, любовь. Чтобы различать эмоции и чувства, потребуется некоторая тренировка.

Выписывание своих переживаний - это прекрасный способ завершить какую-то ситуацию, снять эмоционально тянущее ощущение неопределенности. Такое часто происходит, если испытываемому не дали определения, не зафиксировали. Все переживания нужны, каждое из них по-своему помогает адаптироваться к миру и служит чему-то. Чтобы их отпустить, порой оказывается достаточно прописывания.

Умение слышать и анализировать себя и свои реакции не только способствует самоосознанию, но и открывает нам определенное направление внутренней работы.

Как вести дневник чувств

Для этого нужно завести тетрадь или блокнот и каждый день в удобное для вас время, когда вы можете побыть наедине с собой, записывать пережитое в течение дня. Акцентировать внимание нужно прежде всего на тех эмоциях и ощущениях, которые вас чем-то зацепили. Постарайтесь как можно точнее назвать то, что вы испытывали, и то, что вызвало это реакцию.

Не нужно писать: «Я испытала злость, потому что мой муж…» Таким образом вы перекладываете ответственность на мужа за свое чувство. Пишите, когда, при каких обстоятельствах вы испытали что-то, без «потому что». Понаблюдайте, что происходит с вашим переживанием после того как оно названо? Оно может на некоторое время стать сильнее и потом рассеяться, а может сразу стать менее актуальным. Наблюдайте за собой.

Вы можете носить дневник своих чувств с собой и в течение дня, как только осознаете в себе какое-то переживание, записывать его. Через несколько дней ведения записей вы сможете увидеть некоторые закономерности. Например, окажется, например, что злость и обиды у вас возникают по одному и тому же поводу.

«Я-сообщение» поможет вам проще осознавать свои чувства. При взаимодействии с другими людьми постарайтесь говорить им о своих чувствах и эмоциях, начиная свое предложение с «я» или «мне», например: «Я чувствую сейчас разочарование, потому что… » Или: «Мне очень неприятно то, что… »

Поначалу такой дневник помогает, а потом формируется навык осознания своих эмоций и чувств. Постепенно вы научитесь их видеть и проявлять, и потребность в ведении дневника может уйти.

Пока мы живем - мы ВСЕГДА чувствуем. И сейчас вы, когда читаете этот пост, тоже что-то чувствуете (например, заинтересованность, воодушевление, беспокойство, надежду или что-то еще). Способность чувствовать рождается вместе с нами, поэтому нам очень важно уметь общаться со своим миром чувств. Особенно нам, женщинам, ведь мы по своей природе является гораздо более чувственными, чувствительными и эмоциональными, чем мужчины.

Женщине необходимо осознавать, что она чувствует, потому что это позволяет ей понимать себя, выражать себя и гармонично взаимодействовать с миром. Осознание женщиной своих чувств дает ей спокойствие и эмоциональную уравновешенность, а ведь это очень приятные ощущения, не правда ли?

К сожалению, в детстве родители мало кого спрашивали «Что ты сейчас чувствуешь?», мало кого учили осознавать свои ощущения и переживания, и в результате во взрослую жизнь мы выходим, чаще всего, с полным непониманием себя и того, что делать с тем, что мы испытываем. Но в этом не вина наших родителей, просто у них не было этих знаний, и они в любом случае желали нам самого лучшего, но давали это, как могли. Поэтому у нас с вами сейчас есть возможность помочь не только себе, но и своим близким, и научить своих детей жить в гармонии со своими чувствами.

Осознание своих чувств и эмоций - это ключ к работе с ними, к их изменению, трансформации и отпусканию. Многие женщины, не привыкшие говорить о своих чувствах, сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях с супругами, потому что ждут, что мужья догадаются, что они ощущают, но как они могут это сделать, если мы сами не знаем? К тому же, когда женщина не осознает, что она испытывает, не может дать этому определение, то она чаще всего замалчивает это, держит в себе, и внутреннее напряжение растет, не находя выхода, и выливается в депрессии, нервные срывы, ощущение потерянности, приступы беспричинной злости, страха, гнева…

Очень часто не определенные нами эмоции становятся не завершенными, то есть мы в них как бы никак не можем поставить точку, и они годами живут в нас, отягощая наше сознание. Потому что только когда мы осознаем свое чувство, мы проживаем его полностью.

Когда мы осознаем свое чувство, мы внутренне проговариваем его, выражаем, и это очень важно, так как многие свои эмоции и переживания мы никак не можем отпустить, потому что у нас не было возможности их высказать.

Для вас, девочки, есть хорошая практика, которая называется «Дневник моих чувств», я предлагаю вам вести такой дневник. Почему так важно писать о своих чувствах?

Во-первых, когда мы пишем о своих эмоциях и переживаниях, у нас появляется возможность взглянуть на себя как бы со стороны, лучше понять мотивы своих действий, разобраться в том, что именно нас зацепило, отследить у себя различные жизненные сценарии.

Во-вторых, выписывание своих чувств - это прекрасный способ завершить какую-то ситуацию, потому что нередко у нас возникает ощущение незавершенности чего-либо в своей жизни, словно нас все еще что-то эмоционально тянет. Это происходит в частности от того, что мы не зафиксировали то, что испытали, не дали этому определения, и в результате осталось чувство неопределенности.

В-третьих, через прописывание своих эмоциональных состояний удается многие из этих состояний (обиды, злость) отпустить, потому что мы «выпускаем пар», проговариваем то, что испытываем, а иногда этого оказывается достаточно, чтобы неприятные переживания ушли. Потому что часто какие-то переживания тяготят нас, потому что у нас не было возможности высказать их.

Чувства сами по себe не бывают ни хорошими, ни плохими. Чувства это то, что внутри нас. Однако, для того, чтобы лучше знать себя, для того, чтобы понять, что все-таки следует в себе изменить, нужно уметь слышать и анализировать самого себя, свои эмоции, свою реакцию на то или иное событие, на ту или иную пришедшую в голову мысль. ВСЕ чувства нам полезны и нужны. И каждое чувство по-своему помогает нам адаптироваться к миру.

Как вести дневник чувств?

Для этого нужно завести тетрадь или блокнот и каждый день в удобное для вас время, когда вы можете побыть наедине с собой, записывать то, что вы чувствовали в течение дня. Причем, акцентировать внимание нужно прежде всего на тех эмоциях и ощущениях, которые вас чем-то зацепили. Постарайтесь как можно точнее назвать то, что вы испытывали, понять, что стало причиной этому. Здесь есть один важный момент - не нужно писать «я испытала злость, потому что мой муж…». Вы таким образом как бы перекладываете ответственность на мужа за свое чувство. Пишите когда, при каких обстоятельствах вы испытали что-то, без «потому что».Понаблюдайте, что происходит с вашим чувством и переживанием после того как оно названо? Оно может на некоторое время стать сильнее, и потом рассеяться, а может сразу стать менее актуальным. Наблюдайте за собой.

Вы можете носить дневник своих чувств с собой, и в течение дня, как только осознаете в себе какое-то чувство, записывать его в дневник.

Если через несколько дней записей вы прочитаете записанное, вы сможете увидеть некоторые закономерности. Окажется, например, что злость и обиды у вас возникают по одному и тому же поводу…

«Я-сообщение» поможет вам проще осознавать свои чувства. При взаимодействии с другими людьми постарайтесь говорить им о своих чувствах и эмоциях, начиная свое предложение с «Я» или «Мне», например: «Я чувствую сейчас разочарование, потому что…», «Мне очень неприятно то, что…».

Ешьте только полезные продукты! Присоединяйтесь к