Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Учение о церкви хомяков алексей степанович. Хомяков А.С

32. Уважаемый отец Василий! Какие у Вас отношения с протоиереем Иоанном Лесниченко, клириком Комратской епархии РПЦ МП (Сергеенко Владимир)

Уважаемые Владимир!

Как священник, с Иоанном Лисниченко я не могу иметь каких-либо отношений, т.к. его действия конфликтуют с законами государства и догматами Церкви.

\Дело в том, что Лисниченко, а также его сослуживцы, священники Иоанн Кристев и благочинный Петр Келеш, имеют причастие к продаже здания и разорению имущества Воскресной школы с.Конгаз, являющихся собственностью прихожан Конгазской Церкви. Деньги, вырученные ими от продажи здания, безследно исчезли. Подобные действия квалифицируются как хищение чужого имущества в особо крупных размерах и караются судами, как мирскими (сажают в тюрьму), так и церковными (лишают сана).

Следовательно, Лисниченко, Кристев и Келеш Духом Святым лишены сана. Потому и я, как священник, не могу иметь с ними каких-либо священнических отношений.

В догматическом плане их нарушения еще более тяжкие, т.к. они совершили грехи святотатства и посягнули на имущество, посвященное Богу. Они поступили как вандалы, разрушив все приходские учреждения, которые строили для своих детей практически все христиане с. Конгаз, начиная с 1990г. по 2004год. Таким образом, эти люди, движимые духом наживы и обогащения, создают помехи для воцерковления наших детей и молодежи.

Ввиду того, что приходские учреждения Церкви с.Конгаз строились по решению Священного Синода РПЦ и по благословению епископа Викентия (Мораря), а также при участии и материальной поддержке епископа Доримедонта (Чекана), ныне покойного, следовательно, действия Лисниченко, Кристева и Келеша конфликтуют также и с решениями Священного Синода РПЦ и вышеназванных епископов, что еще более достоверно подтверждает тот факт, что они лишены священнического сана.

Отвечено 24.09.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

31. Мой муж постоянно врет. На этой почве у нас скандалы. Он неоднократно просил прощения... но врать не перестал. У меня нет сил, уже думаю о разводе. Что делать? (Елена)

Уважаемая Елена!

Судя по вопросу, у Вашего мужа духовная болезнь, связанная с нарушением 9-й заповеди.

Тот факт, что Вы не можете отучить его от вредной привычки, говорит о том, что Вы пытаетесь решить проблему мирским путем. В этом Ваша ошибка, т.к. мирских причин для патологического вранья так много, что в них не могут разобраться до конца даже психологи.

Путь к решению проблемы лежит через воцерковление Вашего мужа. Следовательно, попытайтесь его по-настоящему воцерковить. Если Вам это удастся, тогда он начнет каяться и работать над исправлением своего поведения. Если же он врет, посещая храм, значит у него истинного воцерковления не произошло. Скажите об этом Вашем духовнику.

Если же Ваш муж будет отказываться посещать храм, тогда есть другой вариант. Вы сами покайтесь в том, что ошиблись в выборе мужа. Начинайте просить Бога о его исправлении, также подавайте в храме записки о его вразумлении.

Если и это не поможет, тогда смиряйтесь и принимайте его таким, как он есть.

Отвечено 28.07.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

30. Троицкий храм с.Конгаз очень процветает...как вы думаете, это хорошо? (Вадим Николаевич)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемые Вадим Николаевич!

Процветание храмов мы видим не только в Конгазе, но и в других селах Гагаузии. Само по себе это может и не плохо, однако, будет ли это оправдано Богом, я не знаю.

На мой взгляд, сегодня деньги должны расходоваться не на внешний блеск храмов, а на создание учреждений по воцерковлению детей и молодежи. Христианин, нерадеющий о воцерковлении своего ребенка, совершает грех жертвоприношения сатане, т.к. растит ребенка не для Бога, а для дьявола.

Ситуацию, которую мы видим сегодня в Святотроицком храме с. Конгаз, не может радовать, т.к. церковные учреждения, которые функционировали в Конгазе до церковного переворота в 2004году, сегодня ликвидированы, их имущество похищено и продано. Поэтому, внешний блеск этого храма не может радовать.

Отвечено 22.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

29. Уважаемые о.Василий. Какие у вас отношения с Троицким храмом с.Конгаз? (Вопрос задал Вадим Николаевич).

Уважаемые Вадим Николаевич.

Мои отношения с Троицким храмом с.Конгаз самые прямые.

Во-первых, в нем меня крестили (в 1951г.). Во-вторых, этот храм построили мои предки (1883г.); В-третьих, в нем находили (и до сих пор находят) утешение многочисленные мои родственники, как кровные, так и духовные; В-четвертых, с 1989г. по настоящее время я являюсь служителем этого храма.

В 1990г. мне было дано послушание организатора работ приходских учреждений катехизисного и попечительского характера. В 1994г., после хиротонии, мне определили служить священником, а с 2000г. настоятелем этого храма.

В 2004г. на меня были наложены прещения (по причине клеветы благочинного), однако они не имеют силы, т.к. выходят за рамки церковных догматов. Следовательно, по Божиему определению, я продолжаю оставаться служителем Конгазского Святотроицкого храма, несмотря на то, что нахожусь в другом храме с.Конгаз - Покровском.

В личном плане мне хотелось бы уйти в сторону от Конгазского церковного конфликта, тем более что я уже пенсионер, однако сделать это нельзя до тех пор, пока не будут развязаны канонические, догматические и юридические узлы, связанные с этим конфликтом.

Отвечено 19.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

28. Недавно прочитал роман «Алхимик­» писателя Пауло Коэльо. Хотелось бы услышать, как вы ее видите (меня интересует­ момент про "стезю"). (Петр, г. Киев)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Петр!

Роман "Алхимик" П.Коэльо построен на идее о "сверхвозможностях" человека. Суть ее в том, что якобы внутри человека имеются какие-то скрытые силы. Раскрыв их, он смог бы сам, без помощи Бога, решить все проблемы своей жизни.

Идея не нова, и не принадлежит Коэльо. Подлинным ее автором является змей из Библии : "... И сказал змей жене: ... в день, в который вы вкусите их (запретных плодов ), откроются глаза ваши, и вы будете как боги..." (Быт., гл.3, ст. 4,5). Поверив змею, наши предки, вкусив запретных плодов, попытались "стать как боги..." Что из этого вышло, мы знаем из жития Адама и Евы.

Идею "сверхвозможностей" мы видим также в произведениях Гитлера, Ницше, Мегрэ, Хаббарда и др. Только пути их раскрытия у всех разные: у змея - "Вкушение запретных плодов"; у Мегрэ - "Слияние человека с природой" (движение анастасиевцев); у Гитлера - "Развитие расы гениев путем соблюдения чистоты арийской крови"; у Ницше - "Разрушение в человеке твари, в целях создания из него творца (сверхчеловека)" и т.д.

Вернемся к Вашему вопросу. Момент "Стезя" из романа "Алхимик", который Вас интересует, является вариантом раскрытия "сверхвозможностей" разработки П.Коэльо. В романе Коэльо заворачивает сию идею в 3 оболочки: 1-я - сладкая, привлекательная притча; 2-я - эзотерика; 3-я - магия.

Суть "Стези" П.Коэльо раскрывает описанием приключений молодого человека Сантьяго, которому приснился сон, что он найдет сокровища возле египетских пирамид. Он идет к гадалке, чтобы та ему растолковала этот сон. Затем он встречает странного незнакомца, который советует Сантьяго отправляться в путь и дает ему два камешка. И на протяжении всей этой истории ведется внушение: «у каждого Своя Стезя» и "каждому следует идти Своей Стезей..." и т.д.

Раскрывая эту мысль, Коэльо превращает человека в идола. Он хочет, чтобы человек сам стал богом, мог владеть миром, знать все его тайны, совершать чудеса. Он считает, что «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

Подобные идеи св. отцы относили к духовным болезням, именуемым "прельщениями". Они чрезвычайно распространены в мире и крайне опасны, т.к по сути своей являются главным "догматом" антихристианства.

Отвечено 28.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

27. Скажите пожалуйста, возможно ли повторное венчание, если первый брак не состоялся и супруги расстались, и как правильно поступить, и что для этого нужно? (Светлана)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Второе венчание допускается, однако в духовном плане это болезненно. Поэтому, для правильного решения вопроса, Вам необходимо обратиться к священнику, у которого желаете повторно венчаться.

Священник должен расследовать обстоятельства, для выявления и устранения канонических препятствий для Вашего второго брака. После этого, он даст Вам рекомендации, как дальше Вы должны действовать, чтобы создать нормальную семью.

Отвечено 13.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

26. Скажите, пожалуйста, брак с нелюбимым человеком - это грех? (Константин)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Константин!

Брак с нелюбимым человеком сам по себе не может быть грехом. Дело в том, что любовь - это обретаемое чувство. Поэтому супруги, даже если они и не имеют любви друг к другу, могут эту любовь обрести, причем без особого труда. Стоит только им этого захотеть. Отсутствие такого желания у супругов - это и есть настоящий грех, которого следует остерегаться, т.к. он может привести к конфликтам и разрушению семьи.

Следует сказать, что масскультура нынешнего века прививает людям (через телевидение и интернет) искаженные представления о любви. Суть этих искажений в том, что вместо любви человеку прививаются низменные инстинкты (половые влечения), на самом деле не имеющие к любви отношения. Подобная ложь - это настоящая трагедия, чреватая тяжелыми последствиями для всего человечества!

Отвечено: 30.04.2014г .

Вам помогла эта информация? Да Нет

25. Во "Второзаконии" сказано, чтобы не сотворяли кумиров, не изображали Бога. Тем не менее, мы видим как Бога рисуют, молятся иконам, целуют мощи святых, подобно идолам. Это же грех и похоже на язычество? (Виталий У.)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Виталий!

Вторая Заповедь запрещает делать изображения и поклоняться предметам, в которых люди вкладывают ложный духовный смысл. Сюда относятся языческие боги (Аполлон, Венера, Прометей, Зевс и др.); предметы колдовства, суеверия, знахарства, гаданий, амулеты, талисманы, атрибуты фэньшуя, гороскопа, языческих верований и т.д.

Современные люди могут вкладывать ложный духовный смысл также и в телевизионные передачи, фильмы, зрелища, компьютерные игры, виртуальные развлечения и др. Подобные грехи чрезвычайно широко распространены. Об этом и говорится во 2-й Заповеди.

Что касается церковных предметов, запрет 2-й заповеди на них не распространяется, т.к. они имеют сакральное значение (в них вкладывается истинный духовный смысл). К ним относятся книги со Священными текстами, иконы, мощи, храмы и др. В Ветхом Завете к ним относились скрижали, опресноки, Ковчег Завета, изображения Херувимов в Скинии Моисея и в Храме Соломона и др.

Чтобы легче разобраться в этих вопросах, приведем следующие примеры: можно ли сравнить изображение Христа распятого с изображением Аполлона? Или изображение Божией Матери с Младенцем в руках с изображением Венеры Милосской? Конечно же нельзя, т.к. это было бы величайшим кощунством!

Надо сказать, что Бога и Святых изображают не только Православные. Откроем книги и журналы баптистов, адвентистов, иеговистов и других христианских конфессий (практически всех!): там полно изображений Христа, пророков, апостолов, мучеников и иных святых.

Моисей, например, изображал в Скинии Херувимов (что на Небе верху), а Соломон изображал их в Храме. Неужели тогда их тоже можно считать идолопоклонниками? Конечно же нет, т.к. изображения и предметы, в которых кроется истинный духовный смысл, являются неотъемлемой частью истинной религии.

Возникает закономерный вопрос: Почему в таком случае христиане некоторых конфессий приписывают Православным нарушения 2-й Заповеди? Ответ простой: потому что эти конфессии отвергают церковную историю. Потому и сами заблуждаются, и других вводят в заблуждение.

Отвечено 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

24. Как относиться к мнению людей, которые утверждают, что религия - это управление человечеством? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Александр!

С позиций современного, искаженного понимания значения слова "религия" эти люди правы. Такая "религия" действительно является эффективным инструментом управления людьми. Механизм этого управления строится на том принципе, что поведение человека формируется через его дух (дух творит себе формы). Следовательно, формируя дух человека по заранее спланированному сценарию, можно управлять его поведением. Подобный метод управления людьми используется в мире очень широко. Люди, поверив лжи, следуют лжи и становятся рабами лжи. Тем самым они теряют свою истинную свободу, что приносит им неисчислимые беды и проблемы.

Причина столь печальному явлению - тотальное религиозное невежество.

Отвечено 23.11.2013г.


Вам помогла эта информация? Да Нет

23.Батюшка, как быть, когда перед Причастием дико хочется пить?! (я пью дегидратирующие лекарства). Что делать, подскажите! (Александр Л., Москва)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

По Вашему вопросу Вам лучше посоветоваться со священниками, у которых Вы причащаетесь. Это оптимальный вариант решения Вашего вопроса.

Отвечено 18.11.2013 г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

22.Каким образом и почему Церковь с.Конгаз купила здание Дома Культуры? (Николай Б.,с.Конгаз)

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Церковь с.Конгаз здание ДК не покупала. Здание купили прихожане в 2003г. и подарили его Церкви. Поясняем, каким образом и почему это было сделано?

В 1990г. по благословению вл.Викентия в нашем приходе открылись первые группы Воскресной школы. Для их нормальной работы и возникла необходимость в специальном здании.

Вначале здание Воскресной школы мы решили строить сами. Приобрели землю, купили стройматериалы. Однако, нашлись завистливые люди, которые позарились на эту землю. В 1997г., в целях ее кражи, организовали в нашем приходе смуту, под шум которой земля была украдена.

В 1999г. появилась возможность приобрести готовое здание за счет имущественных долей колхозников, прихожан Церкви. В то время колхоз расформировали и его имущество начали раздавать колхозникам. Люди, укравшие землю, снова вмешались, и здание было передано не нам, а другим.

Ввиду того, что не имея собственного здания, занятия Воскресной школы проводить очень трудно, прихожане приняли решение купить здание ДК и передать его Церкви: здание ДК было выставлено на аукционную продажу в 1999г. по решению Комратского Суда.

Для полной ясности этого, на первый взгляд, необычного процесса, объясняем его предысторию.

1).В 1968г. у Церкви отобрали часть двора, на котором колхоз построил Дом Культуры (в 20м. от алтаря) и Кинотеатр (в 40м. от притвора).

2).В 1995г. колхоз взял в банке деньги (6,5млн. лей) и здание ДК оформил как объект залога.

3).В 1999г. к-з расформировали, оба здания выставили на продажу. Кинотеатр купил частник. На ДК покупателя не было, потому его, как объект залога, передали банку.

4). В 2001г . мы договорились с банком, и начали использовать здание ДК для нужд Церкви (до появления покупателя). В то время м ассовые мероприятия в ДК кроме Церкви не проводил никто.

5).В 2003г. стоимость продажи ДК снизили. Прихожане нашли деньги в долг, купили его и подарили Церкви.

На момент покупки ДК в Церкви с.Конгаз работали более 20 учреждений для детей и молодежи. С приобретением здания мы решили вопрос их компактного размещения.

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

21. Почему Вы поливаете грязью Церковь, в котором были рукоположены? (Павел, Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемый Павел!

Тон твоих вопросов порождает встречные вопросы к тебе самому. Постарайся ответить на них самому себе, только по совести.

1.Где ты видел, слышал, или читал материалы, в которых мы обливали грязью Церковь? Смог бы ты показать нам один из таких материалов, или же назвать свидетеля, который бы это подтвердил?

2.О том, что второй приход Церкви в Конгазе является неправильным, незаконным, ты сам догадался, или тебе кто-то об этом сказал?

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Петр Кириллович!

По деталям вопроса я догадываюсь, о ком конкретно Вы говорите. Я хорошо знаком с женщиной и со священником, которым Вы приписываете столь тяжелые грехи.

Весьма тронут Вашей ревностью о чистоте жизни церковной. Однако, свидетельствую о том, что отношения между персонажами Вашего вопроса абсолютно чистые, как и положено быть отношениям духовного отца с духовной дочерью. Потому и делаю вывод о том, что тревога Ваша ложная, не от Бога.
Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Согласно Библии, человек спасается только через Христа ( "Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9 ). Однако, нет прямых сведений о том, что спасутся только лишь те, кто узнали Христа, а те кто Его не узнали, непременно все погибнут. Какова участь людей, не принявших крещение, мы не можем знать. Скорее всего - это таинство, одному Богу известное.

Также мы не можем однозначно ответить на вопросы о том, кто ближе к Богу: крещенный бандит, или не крещенный, хорошего поведения человек?

Отвечено 11.03.2013г. Не мы с тобой, а только Божий Суд может определить, кто более прав: люди, которые не пошли на соглашательство с богоборческой властью, или же люди, которые согласились мирно сосуществовать с ним. Более того, не только согласились, но даже и служили этой власти: работали на нее, восхваляли ее руководителей, принимали ее порядки и культуру...

Я бы не советовал тебе делать поспешных выводов об РПЦЗ и о тех событиях, которые происходили в то время.

Отвечено 18.02.2013г.

Отвечает наш читатель Аллинас

"Русская православная церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах." Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте. Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, «сергианство», экуменизм. Всегда с враждебностью относилась к «латинству» (католичеству). поэтому прежде чем бросаться подобными обвинениями..."трусы, бежавшие из страны". почитал бы вначале историю, тогда бы узнал, что часть русского духовенства и монашества были изгнаны за пределы страны после революции 1917 года..

Отвечено 23.02.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры Ведерников Анатолий Васильевич

Учение А. С. Хомякова о Церкви

Как мы видели, Хомяков в трех своих брошюрах дал яркую и неотразимо убедительную характеристику западных исповеданий. Он обстоятельно и чрезвычайно убедительно связал отпадение католического мира с особенностями умственного склада романских народов, с предпосылками их гражданского и политического быта. А протестантство объяснил как неизбежное порождение католичества, в котором произошел разрыв между вероучением и нравственным началом любви.

Вскрывая по существу те грехи романизма, которые в религиозном сознании западных народов искажали разумение истины, Хомяков признает основным источником их отступления искажение учения о Церкви. По мысли Хомякова, «Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией Благодати, живущей во множестве разумных тварей, покоряющихся Благодати». В силу этого Церковь живет Божественной благодатной жизнью и является святой. Но эта святость принадлежит ей лишь во всей ее совокупности. Будучи святою, Церковь является поэтому и единственной хранительницей Богооткровенной истины, так как «благодать веры не отдельна от святости жизни». Поэтому Богооткровенные истины представляются вполне ясными только для всей Церкви, объединенной любовью. Отсюда вытекает для каждого христианина необходимость жить одной жизнью с Церковию и веровать тому и так, чему и как учит веровать Церковь.

Совсем иное отношение к истокам веры установилось в Западной Церкви. Когда она добавила во Вселенский Символ Веры филиокве без ведома Православного Востока и вопреки соборным постановлениям, то тем самым она поставила свое частное мнение выше вселенского религиозного сознания; мало того, Римская Церковь тем же актом самочиния внесла в познание Богооткровенной истины дух рационализма, который впоследствии получил свое полное развитие в протестантстве. Сущность религиозного рационализма и состоит как раз в том, что постижение истин веры отторгается, отрывается от нравственной чистоты и святости, что постижение это признается делом не цельной духовно-нравственной природы человека, а делом отвлеченного мышления. Отсюда же вытекает и признание права и способности каждого христианина постигать истины веры собственным рассудком, без церковного авторитета. Ясно, что такая свобода ведет к полному отрицанию Церкви как цельного организма истины и любви, живущего единой религиозно-нравственной жизнью, что и видим мы в протестантстве.

Склонившись на путь религиозного рационализма, Римская Церковь не могла сразу дойти до последних его крайностей и выводов, потому что в ней еще были живы остатки Вселенского Предания. Вместо того чтобы объявить свободное решение догматических вопросов правом каждого христианина, она усвоила себе «исключительную привилегию на обладание Святым Духом» определенному только месту – Риму. Римский папа, признанный непогрешимым авторитетом в вопросах веры, независимо от его личной святости, сделался для западных христиан своего рода «оракулом». С уничтожением внутренней живой связи между членами Церкви, для поддержания церковного единства потребовалось рабское подчинение всех одному верховному первосвященнику; внутренние, нравственные отношения между членами Церкви заменились внешними, чисто юридическими. Соответственно с этим самые отношения между Богом и человеком в западном богословии представляются основанными на юридических началах: права и обязанности, заслуги и награды, удовлетворения и возмездия; отсюда – католическое чистилище, сверхдолжные заслуги, индульгенция и т. д. Но, раз ставши на путь рационализма, западное религиозное сознание не могло остановиться на рабском подчинении внешнему авторитету папы. Естественным последствием римского раскола явился дальнейший раскол протестантский. Однако в своей борьбе против отдельных католических заблуждений протестантство не только не способствовало очищению христианской истины, а повело к еще большему ее извращению, так как выходило из тех же самых ложных основ, на которых покоится и католичество, то есть из рационализма и юридизма. С удивительным глубокомыслием Хомяков показывает, как отдельные пункты католического и протестантского учений по одному и тому же вопросу – о Священном Писании, о Священном Предании, о вере и делах, о действии Благодати в Таинствах – будучи противоположными друг другу, все же имеют одну и ту же логическую основу и потому оказываются одинаково ложными и одинаково исключаются православным учением, исходящим из совершенно иного начала.

Центральным пунктом богословия Хомякова является выяснение идеи Церкви, которую он рассматривает как живой организм любви и истины. Членам Церкви, по Хомякову, представляется полнейшая свобода исследования, и только начало любви, любви деятельной, обеспечивает ее единство. Церковь составляют или, вернее, творят не одна иерархия, но все ее члены, пребывающие в живом взаимодействии между собою. Католичество изменяет началу свободы во имя единства, протестантство – наоборот: началу единства во имя свободы. Одно Православие осталось верным духу христианства, являясь гармоническим сочетанием единства и свободы в принципе христианской любви.

«Рим разорвал всякую связь между познанием и внутренним совершенством духа», – говорит Хомяков. Это явно выразилось в догматическом закреплении непогрешимости папы. В этом именно пункте ярче всего проявился разрыв между познанием и святостью, между постижением истины и совершенством духа.

Но Православие осталось на иной почве: на почве единства познания и святости, ибо только святость, нравственное совершенство познающего духа может служить залогом и условием истинного познания.

В ясном определении этого свойства Православия и состоит основная заслуга Хомякова.

Из книги Революционное самоубийство автора Ньютон Хьюи Перси

10. Учение И душа моя стала глубокой, словно реки. Лэнгстон Хьюз. О реках говорит негр Жизнь открывалась мне. Я пробовал присоединиться к Дональду Уордену и его программе, старался поддерживать тесную связь со славными ребятами из квартала, а также ходил в Оклендский

Из книги Верлен и Рембо автора Мурашкинцева Елена Давидовна

Учение С 1851 по 1853 год Поль посещает небольшую школу по соседству с домом. Здесь он изучает начатки арифметики, истории и географии, причем занимается очень ревностно. Позднее Верлен утверждал, будто он всегда был отъявленным лентяем - действительно, «проклятому поэту» не

Из книги История одного детства автора Водовозова Елизавета Николаевна

УЧЕНИЕ На другой день няня нашла, что нельзя приступать к занятиям, так как был понедельник - тяжелый день. Матушка охотно согласилась с этим. Зато на следующее утро няня попросила Нюту засесть со мной за букварь и ежедневно проходить несколько букв и слогов. При этом няня

Из книги Моя жизнь в искусстве автора Станиславский Константин Сергеевич

Учение По старым, патриархальным обычаям того времени наше учение началось дома.Родители не жалели денег и устроили нам целую гимназию. С раннего утра и до позднего вечера один учитель сменял другого; в перерывах между классами умственная работа сменялась уроками

Из книги Сен-Симон автора Вольский Станислав

Из книги Я сам автора Маяковский Владимир Владимирович

УЧЕНИЕ Учила мама и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Приходится рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчикам. Мне ж всегда давали, и я всегда давал без счета. На Кавказе фруктов сколько угодно. Читать выучился с

Из книги Бернард Мандевиль автора Субботин Александр Леонидович

IV Учение об аффектах удучи сатирой, басня о пчелах представляла собой и аллегорию определенной теоретической точки зрения на природу человека и общества. И здесь мы должны обратиться к одному из специфических созданий материалистической философии XVII в.- учению об

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Прославление святителя Тихона в Русской Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1989 года В 1989 году, в год юбилея установления Патриаршества в Русской Православной Церкви, вопреки внешним противодействиям был прославлен первый исповедник XX века –

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

Из книги Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры автора Ведерников Анатолий Васильевич

ХОМЯКОВА Екатерина Михайловна (урожденная Языкова, 1817–1852), сестра Н. М. Языкова и жена А. С. Хомякова, один из самых близких Гоголю людей. Гоголь крестил сына Х. Николая, родившегося в 1850 г. Они познакомились в Москве в 1840 г. В 1841 г. Х. писала Н. М. Языкову: «Все здесь нападают

Из книги Щепкин автора Ивашнев Виталий Иванович

Личность А. С. Хомякова

Из книги автора

Религиозная сущность души А. С. Хомякова Несмотря на соблазны своего могучего ума, Хомяков был органически религиозен. Но – согласимся с Бердяевым – религиозность Хомякова была более бытовая, чем мистическая. «Он бесконечно дорожил русским православным бытом, всем

Из книги автора

Богословские взгляды А. С. Хомякова В изучении богословских взглядов и убеждений Хомякова нам следует опираться главным образом на «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» и на три полемические статьи, напечатанные под общим названием «Несколько слов

Из книги автора

Учение А. С. Хомякова о Вселенской Православной Церкви Яркая и неотразимо убедительная характеристика западных исповеданий оказалась возможной для Хомякова исключительно в силу правильно избранной позиции, которую он как истинно верующий человек нашел на благодатной

Из книги автора

Учение Рано проявившиеся способности Щепкина позволили ему без особого труда уже в шесть лет обучиться грамоте. Первым наставником будущего артиста стал старый ключник при винокуренном заводе. Миша легко освоил беглое чтение, но скоро перестал испытывать радость от

А.С. Хомяков в своих работах часто обращается к теме Церкви и к размышлениям о её сущности и свойствах. Для его мировоззрения эта тема, безусловно, является центральной, так как в его основе лежит религиозное, а точнее православное понимание мира. Во всех своих работах А.С. Хомяков исходит из положения о единстве и о единственности Церкви. Это становится понятно, не только когда начинаешь изучать его творчество, но и из названия его главного экклезиологического сочинения, которое так и называется – «Церковь одна».

Помимо этой работы следует упомянуть несколько полемических писем экклезиологического характера, которые Хомяков в разное время адресовал не только конкретным западным идейным оппонентам (Лоранси, Бунзену, парижскому католическому архиепископу Марии Доминику Огюсту Сибуру, утрехтскому католическому епископу-раскольнику Лоосу, иезуиту Гагарину, Палмеру и т.д.), но и коллективному западному читателю, малознакомому с православной религиозной традицией. Во всех работах Хомякова, посвященных церковной теме, нельзя не увидеть его искренность, неравнодушие, необычайную активность, бескомпромиссность, нелицеприятие, но одновременно и поразительную честность в отстаивании чистоты веры и в защите православия. Апологетический и острополемический характер его работ несомненен. Как и во всех своих работах, в своих экклезиологических сочинениях Хомяков крайне мало ссылается на Священное Писание и святых отцов, а также на каких-либо ученых богословов. Однако при детальном рассмотрении его учения следует признать, что его рассуждения чаще всего находятся в русле Священного Предания, апостольского и святоотеческого наследия. Переходя к рассмотрению учения Хомякова о Церкви, попытаемся показать его укоренённость в церковном Предании, но одновременно, критически взглянув на некоторые его умозаключения, выявить те из них, которые противоречат Преданию.

Итак, Хомяков настаивал на единственности и уникальности Церкви, он говорил, что «единство Церкви следует из единства Божьего»[i]. Говоря о единстве Церкви как о главном её качестве, Хомяков, тем не менее, упоминает о делении Церкви на видимую и невидимую. Однако, он считает это деление условным, умозрительным, вспомогательным для лучшего понимания природы Церкви людьми. В реальности же Церковь единственна и неделима.

Хомяков дает ещё несколько определений Церкви, но все они строятся вокруг главного слова – «единство». Первое определение Церкви по Хомякову звучит так: «Церковь… есть… единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». В своих сочинениях Хомяков дает ещё несколько определений Церкви. Он говорит, что Церковь – «Тело Самого Христа, Богочеловека, Спасителя нашего»; «Церковь… единство Бога с разумной тварью»[v]; «Церковь земная… единство верных, созидаемое взаимной любовью в человеке Иисусе, нашем Спасителе и Боге»; Церковь – «Сам Бог в откровении взаимной любви».

Суммируя все определения, можно сделать вывод, что Церковь для Хомякова является «духовным организмом», Телом Христовым, в Котором благодаря Божественной благодати во взаимной любви совершается органичное единение и обожение всякой разумной твари.

Представление Хомякова о Церкви как о Теле Христовом, как о едином духовном организме соответствует апостольской и святоотеческой традиции. Так, апостол Павел говорит о Церкви в таком же духе и прямо называет её Телом Христовым в Еф. 1,22-23. В Еф. 4 апостол подробно говорит о единстве всех христиан и о их связи со Христом. Особенно ярко это заметно в Еф. 4, 15-16, в котором мы читаем: «но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Помимо этого, Павел и другими словами подтверждает правильность органического понимания Церкви (Церковь – Тело Христово) в 1 Кор.: «Вы – тело Христово, и – члены» (1 Кор. 12:27), и в другом месте: «за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). В других местах Павел также ярко говорит об органическом единстве христиан: «мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5); «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... (1 Кор.12:13)».

Святые отцы также были согласны с апостольским определением и воспринимали Церковь как Тело Христово. Об этом писали блж. Августин, свт. Григорий Богослов[x], свт. Феофан Затворник, прп. Максим Исповедник, блж. Николай Кавасила.

Органическое единство верующих со Христом и между собой возможно лишь при помощи божественной благодати, подаваемой Ипостасью Святого Духа. Главным признаком действия божественной благодати, но одновременно и условием её действия, является взаимная любовь. Ап. Иоанн Богослов пишет об этом так: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8); «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин. 4, 12-14); «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35); «Кто любит меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

Понятно, что определение Церкви как Тела Христова, как духовного организма не является исчерпывающим, что подтверждается тем, что в XIX веке вокруг этого определения велись острые богословские дискуссии. Тем не менее, это определение представляется наиболее точным, понятным и максимально полно раскрывающим природу Церкви. Помимо этого, Хомяков в своём определении Церкви указывает на другие очень важные понятия, которые позволяют нам ещё лучше уяснить для себя природу Церкви. Он говорит, что единение разумных тварей с Богом происходит благодатным путём посредством взаимной любви. Из дальнейших слов Хомякова становится ясно, что в число разумных тварей он включает не только живых и усопших людей, но и ангелов. Таким образом, с помощью этого уточнения нам становится понятным, как могут быть членами Церкви не только люди, но и ангелы, которые не Причащаются Тела и Крови Христовых, по крайней мере в земных условиях. Понятно, что это единение возможно на непосредственном энергийном уровне, без посредничества видимых хлеба и вина, становящихся Телом и Кровью Христовыми в Евхаристии. О принадлежности ангелов к Церкви говорит и прп. Иустин (Попович), который при этом ссылается на ап. Павла: «Своим Богочеловеческим Телом, Господь соединил в единый вечно живой организм всех: ангельские существа, людей и всех богосозданных тварей. Таким образом, Церковь – это "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1:23), то есть полнота Богочеловека Иисуса Христа, который как Бог "наполняет все во всем"». С ним согласен и современный богослов прот. Олег Давыденков: «О том, что к Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но и все в вере скончавшиеся, а также ангелы, однозначно говорит и церковное Предание. Но очевидно, что пребывание ангелов в Церкви не связано непосредственно с Боговоплощением. Ангелы бесплотны, Тела и Крови Христовых они не причащаются».

Однако Хомяков говорит не только о том, с чем можно согласиться. Есть в его учении и в высшей степени спорные мнения. Так, он утверждает, что членами Церкви являются даже и нерождённые люди. Остановимся на этом подробнее. Вот как он рассуждает: «Живущий на земле, совершивший земной путь, несозданный для земного пути (как ангелы), не начавший ещё земного пути (будущие поколения), все соединены в одной Церкви – в одной благодати Божией: ибо ещё неявленное творение Божие для Него явно, и Бог слышит молитвы и знает веру того, кто ещё не вызван Им из небытия к бытию».

Что на это можно сказать? Без сомнения, Господь знает то, какие люди появятся на свет, а значит и станут членами Церкви. Но говорить о том, что те люди, которые должны родиться в будущем, являются членами Церкви, неправильно, так как этих душ ещё нет. Поэтому даже если принять во внимание умозрительное разделение Церкви на земную и небесную, то необходимо сказать, что такие души не могут являться членами земной Церкви, живущей в историческом времени, ибо их пока ещё не существует в реальности. Но также мы не можем сказать, что они являются членами небесной Церкви, пребывающей в вечности, так как они не имеют своего реального самостоятельного бытия, но пребывают как потенциальные существа в Божием уме, как некие логосы, воплощение которых будет осуществлено при наступлении конкретного исторического земного времени. Нужно признать, что нахождение в Церкви всегда означает пребывание в Боге не логоса разумного существа, не его потенциальной идеи, но пребывание в Боге через единение в духе всей его конкретной исторической личности, теснейшее духовное соединение имеющей самостоятельное бытие ранее жившей или ныне живущей человеческой личности и вечного Бога. Иными словами, это реальные, а не потенциальные взаимные двусторонние отношения двух свободных существ – Бога и человека, а не Одного Существа и Его идеи другого существа. И хотя связь между Богом и логосом конкретного человека, пребывающего в Его уме, имеет характер божественной реальности, так как относится к бытию Бога, но она не имеет никакой взаимности и двусторонности и уже тем более лишена всякой свободы со стороны несуществующего человека, лишённого самостоятельного бытия. Таким образом, можно сказать, что для оправдания реальности пребывания нерожденных душ в Церкви по необходимости можно прийти к обвинению Хомякова в сочувствии оригеновской ереси о предсуществовании душ. Однако, думается, что такие выводы делать не стоит, так как подобная ошибка Хомякова может быть объяснена отсутствием у него системного богословского образования. Вряд ли Хомяков не знал об Оригене и его учении, просто он не стал особо рассуждать над теми выводами, которые можно сделать из его собственных взглядов относительно членства в Церкви.

Хомяков выделяет две цели существования Церкви: спасение людей и сохранение истины. Первая цель может быть названа сотериологической, а вторая аксиологической. Традиционно, сотериологическая цель выделяется всеми святыми отцами, так как она, без сомнения, самая важная. Но стоит попытаться понять, почему Хомяков выделяет вторую цель, касающуюся сохранения истины, хотя очевидно, что она является производной от первой. Обратимся к словам Хомякова: «Божественное назначение церкви состоит не только в том, чтобы спасать души и совершенствовать личные бытия: оно состоит ещё и в том, чтобы блюсти истину откровенных тайн в чистоте, как свет, как мерило, как суд». Из этой фразы становится очевидным, что вторую цель существования Церкви Хомяков видит в том, чтобы свидетельствовать о Христе, как об Истине, и о тех заповедях, которые Им установлены, как четкий и конкретный духовно-нравственный эталон, образец, идеал, на который должно ориентироваться все человечество. Кратко говоря, аксиологическая цель существования Церкви заключается в свидетельствовании о Христе и о Его ценностях. Упомянув о свидетельствовании, нельзя не проследить связь этой цели существования Церкви с той миссией, которую выполняли первые святые христианской истории – мученики. Ведь их миссией также было свидетельствование о Христе и Его ценностях. Это хорошо видно из перевода на русский язык самого слова, которым назвались мученики: др.-греч. μάρτυς, μάρτῠρος - свидетель, лат. martyr - свидетель.

Понятно, что обе цели существования Церкви, которые ещё могут быть названы ее миссиями, всегда связаны между собой: спасение невозможно без свидетельствования о вере, о Христе и Его ценностях. Поэтому, рассуждая в этом ключе, мы можем расширить понимание слова «свидетель» и сказать, что людьми, свидетельствующими о Христе и Его ценностях, являются все православные христиане, в особенности же, конечно, первые апостолы, бывшие самоочевидцами Бога Слова, а также миссионеры и проповедники последующих времен. В самом деле, «как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 14). Учитывая все это, нам представляется важным данное Хомяковым разделение общей цели существования Церкви на две взаимосообщающихся цели.

Хомяков говорит о том, что главой Церкви является Христос, а не Синод, не император, не патриарх и уже тем более не папа римский. В то же время он справедливо не отождествляет Христа, божественную благодать и Церковь. Он говорит, что Церковь «имеет в себе пребывающего Христа и благодать Духа Святого во всей их жизненной полноте, но не в полноте их проявлений; ибо творит и ведает не вполне, а сколько Богу угодно».

Хомяков говорит об этом кратко. Попробуем подробнее порассуждать на эту тему и подумать над тем, как лучше понять слова Хомякова. Можно со всей уверенностью сказать, что в Церкви пребывает Сам Христос всей Своей Ипостасью, а также божественная благодать во всей своей энергийной полноте, но это не означает полного отождествления ипостаси Христа и Церкви, божественной энергии и Церкви, тем более божественной природы и Церкви. Церковь всегда сохраняет свою определённую автономность и некую область самостоятельного бытия, которые проистекают из двухсоставной богочеловеческой природы Церкви. Иными словами, здесь мы стоим перед некоторыми антиномиями, которые касаются самой природы Церкви. Рассмотрим эти антиномии применительно к трём уровням бытия: ипостасный, энергийный и природный.

Церковь – это не личность, поэтому мы не можем говорить, что на ипостасном уровне она есть Тело Христово, а значит и Сам Христос. В то же время, так как Христос является Главой Церкви, а значит и ее главным Членом, то, соответственно, в какой-то мере и с определенной долей относительности мы можем сказать, что Церковь – это Тело Христово. С другой стороны, Церковь – это не только Тело Христово, а значит не только Сам Христос, но и множество пребывающих в Нём человеческих существ, имеющих собственное ипостасное бытие.

Обратимся к рассмотрению энергийного уровня. С одной стороны, божественная энергия пронизывает всё тело Церкви, и поэтому она может быть названа Телом Христовым. С другой стороны, Церковь – не только Тело Христово, ибо в ней имеет своё бытие и человеческая энергия множества личностей, без которой не существует человеческая природа. И хотя обожение и спасение человека происходит именно на энергийном уровне, однако абсолютного отождествления человека и Бога, а значит Бога и Церкви, в этом случае не происходит, ибо мы знаем, что божественная энергия одновременно принадлежит и не принадлежит божественной природе, и она не может во всей полноте принадлежать человеку, а значит и Церкви.

Следует сказать, что эта антиномия не снимается и на природном уровне, так как только Христос смог соединить в себе две природы – божественную и человеческую. Нам, людям, такое соединение недоступно. Поэтому и на природном уровне можно сказать, что Церковь – это Тело Христово, а с другой стороны, – не только Тело Христово, ибо она содержит в себе множество одноприродных человеческих существ. Примерно об этом же, но немного под другим углом говорит в своём «Догматическом богословии» прот. Олег Давыденков. Правда, он принимает во внимание лишь ипостасный уровень и, соответственно, находит в природе Церкви два аспекта: христологический и пневматологический. Он пишет: «Церковь - это не только единое Тело в Божественной Ипостаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в благодати Святого Духа. Обожение человеческой природы, которое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях должно совершиться посредством действия Духа Святого и нашей свободной воли. Отсюда и два аспекта Церкви.

Христологический аспект - аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось. Пневматологический аспект - аспект становления, которому соответствует усвоение плодов искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа».

Все изложенное позволяет нам сделать следующий вывод. В своём понимании природы Церкви и в формулировании определения Церкви, в понимании целей ее существования Хомяков твердо стоит на апостольских и святоотеческих позициях. В то же время, говоря о членах Церкви, он позволяет себе свое оригинальное мнение о членстве в Церкви людей, которые родятся в будущем. Как стало ясно из нашего анализа, эта точка зрения Хомякова противоречит православному Преданию. Хомяков смешивает представления о логосах людей, которые должны родиться в будущем и существуют в уме Бога, а значит и не обладают настоящем бытием с представлением о конкретных реально существующих личностях, которые обладают самостоятельным бытием, а значит, могут стать полноценными свободными и разумными членами Христовой Церкви. Думается, что такая ошибка Хомякова связана с отсутствием у него систематического богословского образования. Кстати, об этой же причине неопределенности и неточности некоторых встречающихся у Хомякова выражений сообщает и Петр Бартенев в предисловии ко второму тому Полного собрания сочинений А.С. Хомякова в 8-ми томах, напечатанного в 1900 г. Стоит простить эти ошибки Хомякову, так как он никогда не считал своего мнения истиной в последней инстанции, никогда не выдавал его за официальную позицию Церкви. Поэтому оно не может считаться ересью, а лишь ложным частным богословским мнением.

Примечание:

  • [i] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 3.
  • Там же.
  • Там же.
  • Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 228.
  • [v] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 238.
  • Там же.
  • Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 209.
  • Полн. соб. соч. А.С. Хомякова, Москва. 1886. Том второй. С. 58., 115, 122, 228.
  • Блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1910. Часть 6. Кн. 22, гл. 18. С. 363.
  • [x] Свт. Григорий Богослов. Слово 3//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 24
  • Свт. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 767
  • Св. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы // Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 67. С. 245.
  • Блж. Николай Кавасила. Слово 4//Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. Гл. 36-37. С. 82.
  • Прот. Ливерий Воронов. Догматическое богословие. Клин, 2000. С. 109-117.
  • Православная энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ (Электронный ресурс). Прп. Иустин (Попович). Православное учение о Церкви. Режим доступа: http://azbyka.ru/telo-xristovo
  • Православная энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ (Электронный ресурс). Прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие. Режим доступа: http://azbyka.ru/telo-xristovohttp://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/11_1#note1174_return
  • Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 3.
  • Там же.
  • Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 228.
  • Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 34-38.
  • Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 3.
  • Православная энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ (Электронный ресурс). Прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие. Режим доступа: http://azbyka.ru/telo-xristovohttp://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/11_1#note1174_return

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Единство Церкви в статье А.С. Хомякова "Церковь одна"

Митюрина Н.В.

Целью написания реферата на тему "Единство Церкви в статье А.С. Хомякова "Церковь одна" является раскрытие единства Церкви в понимании Алексея Степановича Хомякова, религиозного философа первой половины XIX века.

В первом разделе своей статьи Хомяков говорит об истинном и неизменном Единстве Церкви как о живом теле с многочисленными взаимосвязанными между собой членами. Церковное Единство которое вытекает из Единства Божьего. Там же Алексей Степанович обозначает мистические границы Церкви относительно человека, которые делят Ее на видимую и невидимую. Одна Божья благодать живет в "еще не явленном творении Божием для Него явно" и в Церкви, теле Христовом, которая "проявляется и исполняется во времени" .

Главой видимой и земной Церкви является Христос. В своей статье А. С. Хомяков пишет: "Она имеет в себе пребывающего Христа и благодать Духа Святого во всей их жизненной полноте, но не в полноте их проявлений, ибо творит и ведает не вполне, а сколько Богу угодно" . В Святом Духе же достигается единство между видимой и невидимой Церковью.

По А.С. Хомякову признаками земной Церкви являются внутренняя святость и внешняя неизменность. Алексей Степанович пишет: "Все признаки Церкви как внутренние, так и внешние познаются только ею самою и теми, которых благодать призывает быть ее членами. Для чуждых же и непризванных они непонятны, ибо внешнее изменение обряда представляется непризванному изменением самого Духа, прославляющегося в обряде" .

Члены Церкви объединены в едином духе знанием веры и неизменностью этого духа. При этом сама Церковь не несет в себе никакого ложного учения, не может ошибаться, ибо несет в себе полную истину и святость. Если в Ее членах возникают ложные учения, то они сами отпадают от Церкви, уходя в раскол или впадая в ересь. Истинное учение Церкви, подчиненное духу Христову, не несет в себе частные учения и мнения отдельных исповедников веры (епископов, проповедников, учителей, мучеников и мирян), хотя допускает наличие таковых и даже возможность ошибок, так как они не застрахованы от заблуждений.

Единая, Соборная и Апостольская Церковь принадлежит всему миру, а ни одной народности, общности. Ни одно собрание или община не могут быть представителями всей святости и хранителями всей веры. Название же отдельных местных церквей говорит только об объединении ее верных членов в собрание на определенной территории, например, в Греции, России и т.д., без права выражать церковные догматические учения и толкования без согласия с другими церквами. А. С. Хомяков отмечает допустимость расхождения в обрядовой стороне церковной жизни и введения новых, но без соблазнения ближних. Хотя единство церковных обрядов тоже имеет немаловажное значение. "Единством обрядов церковных должен дорожить всякий христианин, ибо в нем видимо проявляется, даже для непосвященного, единство духа и учения; для просвещенного же находится источник радости живой и христианской. Любовь есть венец и слава Церкви".

В пятой главе Хомяков раскрывает единство Церкви в истинности Предания и Писания, которыми живет Церковь в Духе Божьем. "Господь Иисус Христос знает Свое достояние, и Церковь, в которой живет Он, знает внутренним знанием и не может не знать своих проявлений" . Между Св.Преданием и Писанием нет противоречий, но Предание первично, при этом отвергая либо Писание, либо Предания - отвергается вся Церковь.

Так же Алексей Степанович говорит, что дары Духа Святого (вера, надежда, любовь) могут быть выражены в живом единстве друг с другом через Христа. Эти дары призваны реализовывать в своей жизни все члены Церкви в духе, а не следовать потребностям плоти и мира сего. Церковь действует в этом мире в совокупности даров через исповедование, молитву и дело. А.С. Хомяков пишет: "…Исповедание, и молитва, и дело суть ничто сами по себе, но разве как внешнее проявление внутреннего духа" .

По А.С. Хомякову полное и совершенное исповедование учения Церкви выражено в Символе Веры (Некео-Константинопольский), который содержит тайны, которые Бог открыл человеку. "Это исповедание, как и вся жизнь духа, постижимо только верующему и члену Церкви" , что указывает так же на единство веры, объединяющее всех христиан. Самостоятельное же изменение содержание Символа Веры отдельными церквами Хомяков называет гордостью и отпадением от внутреннего знания, тем самым от Церкви, при этом единство самой Церкви в Духе Христовом не нарушается.

В восьмой и девятой главах статьи раскрывается единство Церкви через Таинства и веру людей, живущих в разные времена. Так таинства, через которые мы приобщаемся к божественной жизни, являют видимое единство Церкви, а внутреннее единство кроется в единстве Духа. А.С Хомяков пишет: "Церковь же видимая не есть видимое общество христиан, но дух Божий и благодать таинств, живущих в обществе. Посему и видимая Церковь видима только верующему, ибо для неверующего таинство есть только обряд, и Церковь только общество. Верующий, хотя глазами тела и разума видит Церковь только в ее внешних проявлениях, но сознает ее духом в таинствах, и в молитве, и в богоугодных делах" . При этом в таинствах Церкви одновременно действуют Бог и человек. Алексей Степанович считает, что основным таинством Церкви является Крещение, благодаря которому вступает человек "в единство Церкви, хранящей все остальные таинства" : Евхаристию, Рукоположения, Миропомазания, Брака, Покаяния, Елеосвящения. По желанию в Церкви можно коснуться и других таинств.

Единство Духа в Церкви объединяет не только ныне живущих христиан, но верующих разных эпох, даже ветхозаветной Церкви. Святость и спасение не зависят от приобщения к таинствам Церкви. Многие мученики спаслись, не приобщившись к таинству крещения, а ветхозаветные мученики внутренне были святы. Спасает предмет Веры. А.С. Хомяков пишет: "Веруешь ли во Христа - Христом спасешься в вере; веруешь ли в Церковь - Церковью спасешься; веруешь ли в таинства Христовы - ими спасешься: ибо Христос Бог наш, в Церкви и в таинствах. Ветхозаветная Церковь спасалась верой в будущего Искупителя. Авраам спасался Тем же Христом, как и мы. Он имел Христа в уповании, мы же в радости" .

Божья благодать - это дар всем живущим в Церкви и эта благодать творит все, а вернее "все благое творит в нас Христос, в вере ли, надежде ли, или любви; мы же только покоряемся Его действию, но никто вполне не покоряется", - пишет А.С. Хомяков . В полноте же будет явлено оправдание во Христе только в последние дни, "ибо никто не осветился и не освящается вполне, но еще нужно и оправдание" .

В последней одиннадцатой главе А.С. Хомяков говорит, что Православная Церковь станет единой только тогда, когда исчезнут все ложные учения и тогда излишнем станет название "православие". Все же земные названия Церкви временны. "Она (Церковь) называет себя Единой, Святой, Соборной и Апостольской, зная, что ей принадлежит весь мир и что никакая местность не имеет особого какого-нибудь преимущества, но только временно служит для прославления имени Божьего, по Его неисповедимой воле." православный церковь обрядовый религиозный

Таким образом, единство Церкви по Хомякову вытекает из единства самого Бога, все верующие в Церкви едины в Духе Святом и во Христе. Именно духовное единство объединяет верующих всех эпох, в том числе и с ветхозаветной эпохой. На видимом же уровне единство Церкви выражено в одном Символе Веры, Таинствах и одном Писании, которое содержится в едином Предании Церкви. Пока на земле Церковь лишена полного единства, из-за расколов, которые являются результатом ложных учений. Полнота единства Церкви будет достигнута только после преодоления этих отпадений, причем именно на лоне Православия, но уже без необходимости носить это имя.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Кратко о предпосылках к миссионерскому служению православной церкви. Значение Церкви как божественного дара. Роль Евхаристии в жизни Церкви. Миссиологический аспект в учении о церкви по статье "Миссионерский императив" протопресвитера Александра Шмемана.

    реферат , добавлен 11.02.2011

    Отношение монголов к Русской Православной Церкви. Мученики периода монголо-татарского ига. Устроение Русской Церкви, положение духовенства в монгольский период. Настроения в духовной жизни церкви и народа. Выдающееся значение Русской Церкви для Руси.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    История русской церкви от крещения Руси до середины XVII века. Русская зарубежная церковь. Становление православной церкви от начала XX столетия и до наших дней. Отношения Советского государства и РПЦ в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Кризисы развития христианской церкви в средние века. Закладка различий между западной и восточной церковью с IV по IХ вв. "Фотианская схизма", восстановление церковного единства. Образование ветвей христианской церкви - католической и православной.

    реферат , добавлен 03.05.2012

    Характеристика устройства поместной церкви, понятие о главном ее назначении. Цели церковной дисциплины. Особенности верующих, обьединенных Иисусом Христом. Анализ необходимых для человека условий. Организация церкви, отличия служений по проведению.

    реферат , добавлен 10.08.2011

    История социально-политических противостояний, раскола и реформирования Русской православной церкви. Вероучительные особенности старообрядческого богословия и возникновение принципа милосердия христианской церкви. Развитие церковной благотворительности.

    статья , добавлен 24.07.2013

    Ознакомление с историей Сербской Православной Церкви. Рассмотрение церковной письменности и виднейших сербских писателей прошлого. Краткая характеристика деятельности Патриархов. Борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2015

    Особенности христианской церкви, исторический путь ее становления. Православные церкви и патриархаты, которые существуют на сегодняшний день, их деятельность. Разновидности восточных православных церквей. Восточные католические церкви и их обряды.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Власть папы в Церкви как высшая и юридически полная власть над всей католической церковью. Структура и устройство Римо-Католической Церкви. Сущность и особенности апостольского преемства в Московской Патриархии. Структура Русской православной Церкви.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    История роли церкви в политической жизни России. Ориентация реформ по отношению к религии в годы перестройки. Политические реформы и церковь. Влияние религиозного фактора на развитие общественных процессов. Особенности отделения церкви от государства.